GeoSELECT.ru



История / Реферат: Египет (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Египет (История)



Страна, население. Египет расположен в долине нижнего т.ечения реки Нил в
северо-восточной Африке. Благодаря своим естественным границам Египет
представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних
стран.
Население Египта образовалось из смешения афри-кано-хамитских ливийцев,
древних нубийцев и азиатских семитов.
Египет представляет собой типичную ирригационную область, орошаемую одной
рекой— Нилом (по-древнеегипетски «Хапи»), которая берет свое начало в
Центральной Африке.
Долина Нила была богата полезными ископаемыми, строительными материалами,
вследствие чего страна долгое время не испытывала особой потребности в
развитии обмена и натуральная форма хозяйства в ней сохранялась дольше, чем
в Южном Междуречье.
Необходимость регулирования орошения долины Нила потребовала создания
крупных ирригационных сооружений. Для этого понадобилось большое количество
рабочей силы и централизованное руководство работами. Это обстоятельство
объясняет раннее появление рабства и образование мощного, относительно
централизованного государства.
Образование Египетского государства. Возникновение государства в Египте
происходит приблизительно в пятом тысячелетии до н. э. в результате
разложения родового общества, выделения родовой знати (старейшин и вождей)
и появления рабства.
В пятом тысячелетии до н. э. в Египте создается несколько десятков
примитивных образований—номов, которые после долгих воин в середине
четвертого тысячелетия объединились сначала в два царства—Верхний Египет и
Нижний Египет (Южное и Северное), а затем, после кровопролитной войны,
образовали к исходу четвертого тысячелетия до н. э. одно централизованное
государство.
Образование номов, группировка их в два царства и последующее объединение
в одно государство были вызваны растущим классовым расслоением и
необходимостью централизованного руководства системой ирригации.
Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при
фараоне Менесе (около 3000 г. до н. э.) подвергалось критике в современной
научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным
актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на
протяжении многих лет, причем это был процесс мучительный, кровавый,
насильственный.
Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других
государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.
Периодизация истории государства и права Древнего Египта. Первый период
после объединения Верхнего и Нижнего Египта носит название Раннего царства
(около 3100—2800 гг. до н. э.). Характерной его чертой является
консолидация страны в единое государство. Второй период—так называемое
Древнее, или Старое царство (около 2800—2250 гг. до н. э.),—время первой
ярко выраженной централизации Египта (время строителей пирамид). После
Старого царства наступает так называемый первый переходный период (около
2160— 2134 гг. до н. э.'). В это время Египет распался на ряд враждебных
номов и мелких государств. Страна погружается в хаос междоусобной войны,
правители номов величают себя царями и претендуют на гегемонию в Египте.
В конце этого периода побеждают правители города Фивы и происходит
объединение Египта под эгидой Фив. Наступает третий период—время Среднего
царства (около 2050—1700 гг. до н. э.), Затем Египет переживает второй
переходный период (около 1700— 1580 гг. до н. э.), в котором происходит
вновь распад страны и завоевание части Египта гиксосами.
В четвертый период — Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.
э.)—происходит объединение Египта под властью фараонов XVIII династии.
Египет превращается в крупную -империю, и его правители стремятся к
политической и военной гегемонии на Древнем Востоке.
В конце этого периода Египетское государство приходит в упадок. Его
завоевывают персы, затем войска Александра Македонского, а в 30 году до н.
э. Египет становится провинцией Римской империи.
Основным занятием населения Древнего Египта были
земледелие и скотоводство.
Для земледелия в Египте были благоприятные условия, поскольку река Нил
питала водой обширные пространства земли. Но требовались плотины и каналы,
чтобы задержать воду на поверхности земли и равномерно распределить ее по
всей территории страны. На создание сооружений, необходимых для
искусственного орошения, был затрачен колоссальный труд нескольких
поколений. Еще до образования Древнего царства в Египте успешно развивалось
земледелие. В период Древнего царства население начинает заниматься
скотоводством. Развивается также и ремесло, хотя орудия труда
изготавливаются еще из меди и камня. В период Среднего царства появляется
бронза, но широкое ее использование происходит в Новом царстве. В Новом
царстве появляются изделия из железа.
К созданию оросительных сооружений привлекались не только рабы, но и
свободные крестьяне и ремесленники. В. экстренных случаях (прорыв дамбы,
углубление канала и т. п.) в работах участвовали и представители высших
слоев населения. На всех работающих распространялась суровая дисциплина как
в военное, так и в мирное время.
Верхний слой египетского общества составляли жрецы, чиновники и военная
знать. Жрецы разделялись на группы соответственно большому количеству
культов, существовавших в Египте. Во главе каждой группы стоял верховный
жрец, руководивший всем жреческим персоналом, служившим данному божеству.
Особый разряд составляли царские жрецы, ведавшие культом царя-бога.
Жрецы занимали важное положение в государстве, их назначали на видные
должности. Особенно усилилось могущество жрецов в период Нового царства,
когда в результате удачных войн наряду с обогащением царской казны
обогатилась также казна храмов.
К привилегированной группе египетского общества принадлежала египетская
аристократия, состоявшая из потомков родоплеменной знати, а также из высших
военных и гражданских чинов государства, располагавших колоссальными
богатствами в результате дарений со стороны фараонов, экспроприации
общинных земель и военной добычи.
Большую роль играли в Египте писцы, из которых выходили высшие сановники.
Жалованье им платилось натурой Наиболее видным чиновникам были пожалованы
земли из государственного фонда, причем иногда царь давал этим сановникам
право взимать сборы с крестьян в свою пользу.
В XVI—XIV вв. до н. э. все население начинает делиться на группы по роду
занятий. Одни группы населения получили привилегии и земельные владения с
правом передачи их по наследству, другие — должны были платить оброк и
выполнять физические работы. Воины наделялись участками земли и имели право
обращаться с жалобами непосредственно к царю. При Рамзесе II закрепилась
кастовая организация общества.
Наряду с рабами подвергались эксплуатации свободные крестьяне и
ремесленники. Одни из крестьян жили на государственной земле
самостоятельными общинами. Каждый из крестьян имел свой надел, за
пользование которым уплачивал сбор в казну (рента-налог). Другие крестьяне
были прикреплены к земле, пожалованной царем храму, сановнику или воину.
Крестьяне и ремесленники, работавшие в этих хозяйствах, получали от
крупного землевладельца дневное пропитание. Они работали на поле и в
мастерских в самых тяжелых условиях под наблюдением специальных
надсмотрщиков, нередко прибегавших к побоям. Крестьяне не вправе были уйти
с земли, но их могли изгнать с обрабатываемых ими участков за
несвоевременное внесение оброков. Позднее это изгнание было воспрещено и
заменено телесным наказанием.
В Древнем Египте существовали в довольно большом количестве и свободные
ремесленники. Они работали в государственных рудниках и мастерских,
объединяясь в группы по 10 человек, каждая—под наблюдением особых
управляющих.
Рабы. Рабовладение в Египте появляется еще до образования
централизованного государства. Главным источником рабства был военный плен.
Рабами становились не только чужеземцы, но и египтяне, побежденные в
междоусобных войнах. Существовала до определенного времени и долговая
кабала в результате утраты свободы неоплатным должником.
Добытые в войне рабы формально считались собственностью государства,
фактически царя. Предоставляя сановникам во владение земли, царь вместе с
землей давал некоторое количество государственных рабов.
Тяжесть эксплуатации, которой подвергались не только рабы, но и крестьяне
и ремесленники во всех периодах истории Древнего Египта, вызывала острую
классовую борьбу. Особенно Грандиозным было восстание в середине ХУЧЫ в. до
н. э. О его характере можно судить по двум документам: пророчествам жреца
Не-фереху и речению вельможи Ипусера (Лейденский папирус). В этих
документах освещение событий дается с явным намерением очернить это
народное движение. Тем не менее, в них констатируются очень важные факты:
была свергнута царская власть, а царское хозяйство было захвачено
восставшими. «Восставшие низы поставили свою администрацию и хотя пашни
станет мало, но правителей будет много» (Нефереху). Восставшие вскрыли
архивы, захватили податные декларации, убили чиновников и взяли их
документы. Вместе с землей был возвращен общественный скот, который был в
свое время присвоен знатью. «Восставшие взяли в свои руки судопроизводство.
Суд стал гласным, и народные массы участвовали в судоговорении» (Ипусер).
Характерно, что Нефереху и Ипусер жалуются на «грабеж». «Похищают имущество
знатного человека и передают его бедняку. Собственник понес потерю, а
бедняк удовлетворен».
Это восстание потерпело поражение. Одной из важных причин его поражения
было завоевательное движение кочевого племени гиксосов на Запад в сторону
Египта. Под владычеством гиксосов Египет находился около 150 лет. Только
после долгой и упорной борьбы египтянам во главе с фиванским номом удалось
изгнать гиксосов из страны и восстановить политическую самостоятельность.
Государство в Древнем Египте имело форму деспотии. В нем вся полнота
власти номинально принадлежала одному лицу, правящему с помощью более или
менее сложного централизованного бюрократического аппарата (царю-фараону).
Фараоны принадлежали к одному роду и сменяли друг друга в порядке
престолонаследия. Египетский историк Манефон (конец IV—начало III в. до н.
э.) насчитывает 30 династий в истории Египта.
Характерной чертой деспотии, сложившейся в Египте, был религиозный культ
главы государства царя-фараона. Необходимость создавать и поддерживать в
порядке ирригационные сооружения было основной причиной тенденции к
политической централизации и к укреплению деспотической власти. Немалую
роль сыграло и то обстоятельство, что фараоны во время войн нередко
становились главнокомандующими египетскими войсками. Культу фараона
способствовала также ограниченность сознания членов примитивных деревенских
общин, скованных традициями первобытнообщинного строя, в котором
родоплеменные вожди и окружавшая их аристократия создавали культ вождей. Но
не следует полагать, что фактически власть египетских фараонов была
неограниченной. Фараон не мог по своему произволу принимать решения,
которые бы шли наперекор интересам жреческой, военной и служилой знати.
В истории Древнего Египта были нередки случаи свержения фараонов и
террористических актов против них. Самый культ фараона говорил скорее не о
единоличном господстве фараона, а о теократическом характере коллективного
господства жрецов, воинов и чиновников, которые усиленно внушали трудящимся
массам представление о фараоне как о божестве. По словам египетских
текстов, царь выделялся среди миллионов и считался богом, сыном бога солнца
Ра. Перед царем все и даже вельможи должны были падать ниц и целовать прах
у его ног. Великой честью считалось дозволение целовать его ноги. Царь не
умирал, а «заходил за свой вечный горизонт». Его дворец считался храмом, а
придворный этикет представлял собой религиозный культ. Обожествление
фараонов выражалось также в том, что после их смерти воздвигались
грандиозные гробницы-пирамиды, для построения которых тысячи людей в
принудительном порядке отрывались от производительного труда. Как сообщает
греческий историк Геродот, для сооружения пирамиды Хеопса потребовалось
двадцать лет.
Придворный штат фараона — привилегированная категория рабовладельцев—был
образован из прежней родовой домовой знати.
Везир (джати). Уже в Древнем царстве создается большой бюрократический
аппарат из чиновников-писцов. Во главе этого аппарата стоял сановник,
ближайший помощник царя. В исторической и историко-юридической литературе
его называют «везир» (египетское »наименование «джати» или «тсати»), а
иногда—«верховный сановник».
В Древнем Египте не было разграничения законодательной, исполнительной и
судебной власти. Судя по инструкции, составленной при Тутмосе для трех
везиров (текст сохранился на стенах фиванских гробниц), и другим данным,
полномочия и объем деятельности везира были очень широки,
Везир руководил управлением государством, и чиновники всех рангов были
обязаны докладывать ему о своих делах и от него получать распоряжения.
Везир был руководителям суда, председательствовал в совете десяти, который
одновременно был и высшей судебной инстанцией, и одним из органов
управления. Он был также руководителем палаты шести—другого судебного
органа. Везир принимал участие в руководстве хозяйством, так как был
начальником царских сокровищ и всех государственных складов. Он руководил
также всеми работами, которые выполнялись для царя. В эпоху Нового царства
везир был руководителем всех военных сил. Он выполнял также обязанности
нотариуса, поскольку утверждал завещания. В упомянутой выше инструкции
подробно описывается порядок работы этого сановника в его приемной.
Характерно, что все просьбы требовалось излагать письменно. Для укрепления
авторитета везира вокруг его личности тоже был создан -религиозный культ.
Он уподоблялся богу Тоту, который у египтян сначала был богом месяца, а
затем стал богом мудрости и письма.
Кроме везира в Древнем Египте были другие должностные лица, среди которых
довольно значительной была должность — хранителя печати, или главного
казначея. Назывался он «казначеем царя Нижнего Египта» конечно,
казначейства в современном смысле слова в Египте не было, так как налоги
вносились натурой. Казначей заведовал государственными складами, где
хранились все эти натуральные приношения.
Важной была также роль начальника всех царских работ, который совмещал в
себе должность царского архитектора и наблюдал за выполнением повинностей,
возложенных на свободное население. В Древнем Египте сложился огромный
аппарат чиновников с развитым делопроизводством, причем многие документы
свидетельствуют о коррупции чиновников, беззаконии и произволе Характерно
поучение некоего Итахотела, который рекомендует: «Гни спину перед
начальством, тогда твой дом будет в порядке, твое жалованье будет в
исправности, ибо плохо тому, кто противится перед начальником, но легко
жить, когда он благоволит»
Местное управление. Взаимоотношения между центральными и местными
органами власти в истории Древнего Египта не были постоянными и не раз
претерпевали изменения.
После объединения Египта в одно государство прежние царьки, стоявшие во
главе номов, потеряли свою самостоятельность и превратились в зависимых от
фараона должностных лиц — номархов. Они обладали в пределах номов высшей
судебной и административной властью и собирали налоги в казну. В их
распоряжении был значительный штат чиновников — казначеев, сборщиков
налогов, надсмотрщиков и т. п. Кроме номархов административными
полномочиями были наделены храмы. Низшими органами управления на местах
являлись сельские общины.
Во времена распада Египетского государства номы не раз пытались приобрести
полную политическую самостоятельность, но вновь теряли ее в результате
объединения Египта.
Первоначально постоянная армия ограничивалась личной охраной фараона и
отрядами, состоявшими из нубийских и ливийских стрелков, которые должны
были подавлять волнения внутри государства. У храмов и сборщиков налогов
тоже были постоянные военные отряды. Полицейские функции возлагались на
нубийских негров.
В случае войны собиралось ополчение, которое комплектовалось по
рекрутской системе. Номы, а также храмы и крупные землевладельцы должны
были поставлять определенное число рекрутов.
После изгнания гиксосов в армии появляются отряды колесничих, т. е.
воинов, сражавшихся на колесницах, запряженных лошадьми. Это колесничное
войско комплектовалось из более зажиточных слоев населения. Эти воины в
награду за свою службу наделялись участками земли.
В Новом царстве получает широкое развитие система наемных войск. Это было
вызвано обострением классовых противоречий в стране, вследствие чего армия,
комплектовавшаяся из египтян, становилась не только ненадежной, но и
опасной для господствующего класса.
Организация суда. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.
Высшие должностные лица и номархи были одновременно и верховными судьями.
Судопроизводство осуществлялось, как правило, коллегиально. Так, в период
Нового царства был учрежден центральный суд (кенбет) из 30 судей, которые
подбирались из знатных граждан разных городов. Наряду с этим кенбетом были
учреждены кенбеты округов и отдельных городов. Существовали храмовые суды,
состоявшие из жрецов. В номах руководство правосудием осуществлялось
номархами. Фараон был высшей судебной инстанцией, мог лично решить любое
дело и отменить любое решение остальных судов. Теоретически все свободные
египтяне могли обращаться к нему с жалобами и просьбами о помиловании. Но
практически это вряд ли было осуществимо. И хотя в ряде документов
утверждается, будто египетский суд был блюстителем истины и справедливости,
в судах процветали продажность и взяточничество.

В настоящее время наука не располагает, сколько-нибудь существенными
публикациями древнеегипетского законодательства, о котором мы знаем лишь
по отдельным сохранившимся фрагментам и по сочинениям древнегреческих
авторов. Греческий историк Днодор приписывает составление первых писаных
законов легендарному фараону Менесу (около 3000 г. до н. э.), основателю I
царской династии Египта. В древнеегипетской и античной литературе имеются
свидетельства активной законодательной деятельности и ряда последующих
фараонов. Так, царю Сасихису приписывается законодательство по вопросам
религии, Бокхорису (VIII в. до н. э.) — целый кодекс в области финансов и
торговли, Амасясу (VI в. до н. э.) — законодательная регламентация
деятельности местной администрации и т. д. Уже в Древнем царстве были
известны разнообразные формы царских актов: одни из них имели
общенормативный характер (законы), другие являлись конкретными
распоряжениями царей по частным вопросам (иммунитеткые грамоты и т. п.). В
знаменитом Речении Ипусера упоминаются «законы зала суда», которые,
очевидно, представляли собой правовой свод или руководство по
законодательству, которым пользовались судьи. Наиболее обширным из дошедших
до нас от Древнего Египта правовых документов законодательного характера
является «инструкция везиру», которая составляет часть более обширного
должностного законодательства, игравшего важную роль в условиях
разросшегося, бюрократически организованного административного аппарата.
В древнеегипетском праве отразились характерные черты рабовладельческого
общества этого этапа развития. Наряду с открытым выражением классовой
сущности общества Древнего Египта это право сохранило в значительной
степени пережитки первобытнообщинного строя.
Эксплуатация рабов в Египте не достигла такой степени, как в Греции и Риме.
Рабы имели свою семью и имущество. За преступления их наказывали органы
государственной власти, а не хозяева. В случаях жестокого обращения с ними
рабы могли искать убежища в храмах и приносить жалобу на своих господ, что
моглоповлечь за собой превращение их в слуг храмов. Раб, отпущенный на
волю, приравнивался к свободным.
Следует указать на пережитки матриархата в брачно-семейных отношениях.
Женщины пользовались равными с мужчинами правами. Брак представлялся как
договор, и женщина выступала в нем от своего имени. Была обеспечена
собственность жены и ее равное положение с мужчиной в браке. Она могла
получать развод по своему желанию. Были случаи, когда дети назывались по
имени матери, а не отца.
В уголовном праве особо тяжкими преступлениями считались посягательство
на власть фараона и попытки совершить государственный переворот.
Характерно наличие наказаний за убийство священных животных и
святотатство. Наказания отличались исключительной жестокостью. Смертная
казнь применялась в простой форме (отсечение головы и повешение) н
квалифицированной (сожжение, распятие и погребение заживо). Кроме того,
применялись наказания в виде талиона в символической (например, отрезание
языка за разглашение государственной тайны) и материальной форме.
В судопроизводстве не было гласности и устности. Обвиняемый или ответчик
давали письменные ответы. Суд решал дело втайне, не приводя мотивов. Судья
молча прикладывал изображение богини Маат, олицетворявшей истину, ко лбу
того, в чью пользу было решено дело.



Литература:

Б. С. Громаков - “История государства и права зарубежных стран”




Реферат на тему: Египет

ГЛАЗОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОШКОЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История Мировых цивилизаций»
на тему: «Быт и культура народов Древнего Египта»



Студентки:
I курса
Марфиной О. В.



ГЛАЗОВ 2001 г.

Содержание

I. Раннее царство (3000-2788 г.г. до н.э., более 200 лет)
I и II династии
1. Введение
2. Период возникновения древнейшего классового общества и государства в
Египте.
3. Каменные и медные орудия труда. Ремесла.
4. Земледелие и скотоводство.
5. Источники сырья.
6. Общественные отношения и государственная власть.
7. Культура эпохи Раннего царства (религия, письменность, начала знаний,
искусство).

II. Египет Древнего царства (2778-226 г.г. до н.э., 515 лет)
III- VIII династии
1. Орудия труда из меди и камня.
2. Сельское хозяйство.
3. Имущественные отношения.
4. Рабовладение.
5. Хозяйство вельмож, храмов, царя.
6. Государственная власть.
7. Основные события истории Египта времен Древнего царства.
8. Культура Египта Древнего царства (письменность и наука, зодчество,
изобразительное искусство, религия, литература).
9. Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

III. Египет Среднего царства (2160-1785 г.г. до н.э. , 375 лет)
IX-XVII династии
1. Структура египетского общества Среднего царства.
2. Внешняя торговля.
3. Усиление роли военных в обществе.
4. Развитие среднего и мелкого рабовладения.
5. Прорыв в металлообработке. Новые технологии.
6. Ирригация и сельское хозяйство, торговля.
7. Процесс расслоения в обществе.
8. Экономическая структура египетского государства в период расцвета
Среднего царства (XII династия).
9. Культура периода Среднего царства (письменность, научные знания,
религия, зодчество, изобразительное искусство, одежда египтян Древнего
и Среднего царства).
10. Конец эпохи Среднего царства.

IV. Египет Нового царства (XVI-XII в.в. до н.э., 495 лет)
XVIII, XIX, XX династии
1. Египетское производство в период Нового царства. Новые изобретения.
Товар и деньги.
2. Завоевания. Внешняя торговля и работорговля.
3. Знать, жречество, воины.
4. Египет в период наивысшего могущества.
5. Культура Египта в период Нового царства (изобразительное искусство,
костюм, литература, зодчество, религия, наука).

V. Египет в период Позднего царства (425 лет)
XXI – XXVI династии
1. Поздний Египет (XI-VIII в.в. до н.э.). Уровень развития
производительных сил. Развитие обмена.
2. Начало железного века в Египте (период господства XXV – XXVI династий
– новая эра развития производительных сил).
3. Развитие рабства и социальный состав общества.
4. Египетская культура и идеология в первой половине I тысячелетия.

VI. Роль культуры Древнего Египта в развитии культуры древних народов
мира.

VII. Современный Египет
1. Государственный строй.
2. Экономическая структура.
3. Культурная жизнь современного государства.

ЛИТЕРАТУРА
I. Египет Раннего царства.


Введение.

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной
Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от
древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах-
города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.
Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по
цвету местной почвы. По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был
источником неиссякаемого плодородия, основой всей с/х деятельности
населения.
Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения
различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племен,
живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям
и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения,
цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык
составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.

Период возникновения древнейшего классового общества и
государства в Египте.

Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран мира
необходим был преобразующий человеческий труд. Производство кремневых
орудий достигло в первобытном Египте исключительного совершенства. Этому
способствовало обилие здесь отличного кремния.
Медные орудия появились в Египте тоже очень рано (хотя в самом Египте
месторождения медной руды ничтожны, но на Синайском полуострове находили
богатейшие месторождения меди). Их могли разрабатывать в самой глубокой
древности. Распространение относительно совершенных орудий труда позволило
обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось
возможным широкое хозяйственной использование могучей природной силы –
реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и своевременно
избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье, так и
заболоченность почвы.
По мере того, как создавалась оросительная система, в первобытных
общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более
производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх
необходимых для прокормления самих работников. В то время становилось
возможным и присвоение большей части продуктов труда более богатыми и
сильными людьми. Они завладевали средствами производства.
Порабощение человека человеком началось в Египте в глубочайше
древности. Здесь разрушилась родоплеменная общинность, на месте
первобытных общин возникали общины земледельцев, объединенных соседством и
совместным трудом по поддержанию орошения. Сельская община существовала на
протяжении тысячелетий, т.к. именно трудом общинников создавались
грандиозные оросительные и другие сооружения древнейшего Египта.
Развившаяся система угнетения большинства меньшинством привела к
образованию в Египте государства.
Когда возабладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс
складывания классового общества и государства рабовладельцев.
В эпоху, предшествующую образованию государства, Египет состоял из
отдельных областей (номов – греч.), в результате их объединения возникли 2
царства: Нижний и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало
Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей.
Около 3000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое
государство.
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов:
Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Каждый переходный период – это время голода и обезлюдения некогда
процветавши городов, раздробленности и социальных потрясений, разрыва
торговых связей, внешних вторжений.

Каменные и медные орудия труда. Ремесла.

Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием
для достижения производством того уровня, при котором становилось
возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства
и порабощение большинства меньшинством. При раскопках погребений было
обнаружено немало медных орудий (резцы, иголки, щипцы, медные гвозди,
проволока, медная обшивка, украшения и посуда, пилы и мотыги, медные
пластины). Всё говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и
употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Камень как
материал для производства орудий продолжал применяться весьма широко (ножи
и ножички, скребки, наконечники стрел из кремния, дерев. серпы с кремневыми
лезвиями). Однако основным материалом была медь. Египет при первых
династиях жил в медном веке, хотя и полном еще пережитком каменного.
Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло
строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели выводить уже
при I династии. Наряду с кирпичом широко пользовались деревом (подземные
склепы I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми
бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева, то же показывают
и остатки домашней обстановки).
Камень в раннеегипетском зодчестве применялся в ограниченном
количестве. Тем не менее, он не был особой редкостью даже в гробницах
частных лиц I династии (царский склеп с каменным полом и такими же стенами,
а также каменный косяк у дверей храма).
Во время Раннего царства в большом количестве производилась посуда из
глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава –
так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда, а также
была распространена посуда из камня, особенно из более мягкого
(алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди. Уже в те
времена умели изготовлять писчий материал - папирус.
P.S. Папирус являлся материалом не только для построек хижин, но
прежде всего легких лодок и челноков, очень удобных для преследования в
водяных зарослях крокодилов и гиппопотамов, для выслеживания птичьих
гнездовищ и разведки рыбных затонов.
С именем царя Мина (греч. Менеса) – основателя I династии – связано
начало летописи египетских экспедиций.
В эпоху Раннего царства (XXX – XVIII в.в. до н.э.) Египет управлялся
двумя династиями. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну
в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта.
Одной из важнейших функций царской власти была организация
оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке.
Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал
страной исключительного плодородия.

Земледелие и скотоводство.

В период Раннего царства процветало виноградарство и хлебопашество.

Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте,
свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. В гробницах
был найден ячмень, а также разновидность пшеницы–эммер (двузернянка),
земледельческие орудия - плуг, мотыга, деревянные серпы со вставными
лезвиями из кусочков кремния. Помол зерна производился вручную: грубые
зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно). В могилах были
найдены полотна и льняные веревки, некоторые полотна очень высокого
качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о развитом
льноводстве. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Едва ли не
все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны
уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с
развесистыми рогами, козы, засвидетельствованы изобразительным искусством и
письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках.

Источники сырья.

Почти все сырье, необходимое для производства можно было найти или в
самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были
ничтожны, но ее добывали на Синайском полуострове (п/о), золото имелось в
пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии.
Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами
камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником.
Полудрагоценные камни добывали в пустыне к востоку от реки, другие
(бирюза, малахит) на Синайском полуострове.
Редкий камень лазурит доставлялся посредством обмена с азиатскими
племенами. Черное дерево, употреблявшееся для всевозможных поделок, от
частей домашней обстановки до наконечников стрел было, несомненно,
привозным. Широкое использование слоновой кости говорит о том, что слон
еще водился по окраинам пустыни. Таким образом, природные богатства страны
и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться
собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых
отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными (например, посуда,
привозимая с островов Эгейского моря).

Общественные отношения и государственная власть.

Большое царское хозяйство тщательно управлялось и выпускало разные
изделия (различные печати: «печать судостроительного или деревообделочного
заведения», «мастерские пищи») упоминаются в надписях II династии. В конце
II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от
хозяйства царя.
Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях
и «домов» (хозяйств) нецарских. Среди надгробных надписей царских
приближенных и слуг I династии, имеется одна, в которой погребенный прямо
называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее
всего домашним слугою царя.
В период Раннего царства велось немало войн, внутренних и внешних
(связанный пленник – излюбленный сюжет в тогдашнем изобразительном
искусстве, на некоторых изображениях представлено убиение пленных на
других показывался только их угон).
В период Раннего царства рабы не привлекались к земледельческому
труду, а привлекались к строительству пирамид и усыпальниц.
Общественное расслоение Египта наблюдалось уже в середине I династии.
Об этом свидетельствует усыпальница важного сановника с многочисленными
помещениями, с большой утварью и припасами. Вельможа похоронен по-царски,
с ним похоронены его рабы. В ряде могил было обнаружено: дорогая каменная
посуда, игральные пешки из слоновой кости, изящная булавка, большая медная
чаша, что свидетельствует о погребенных как о людях с достатком. Могилы
изнутри отделаны сырцовым кирпичом.
Бедняков хоронили в ямы, вырытые в слежавшемся песке. Столичная знать,
располагавшая людьми и богатствами уже тогда вершила судьбами людей.
Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было
непрочным. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом
красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, которого окружал многолюдный двор,
состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников.
Вельможи были обладателями важных должностей в самом царском
хозяйстве. Источники упоминают об областях, на которые распадался в то
время Египет и которые греки позже называли номами. Звание, обозначившее
впоследствии правителя области - номарха, встречается в надписях уже при I
династии. Также встречается слово «судья». Постоянное войско существовало
в зачаточном состоянии (рисунок с иероглифом «воин», на котором изображен
воин с луком в руке).
Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года
в стране производился переучет для налоговых целей).
Основной задачей государственной власти являлось подавление
угнетаемых.

Культура эпохи Раннего царства.

Письменность и начало знаний.
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась.
Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами
знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.
Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов,
иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему
облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных
предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно намекали на
содержание слова.
Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными
надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения
(иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали
при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого
уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными
числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1
000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни.
Каждый год получил свое наименование по имевшим место событиям. Имена
царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись.
Религия.
В период Раннего царства учение о божественности главы государства
служило упрочнению существовавшего классового строя.
Воинственная богиня гор. Саиса-Нейт пользовалась при I династии
большим почетов и в других частях страны.
Земледельческое божество – солнце Ра, упоминается впервые в составе
царского имени при II династии.
Уже при I династии появляется в надписях вера в существование у
человека души-двойника, в особое значение имени человека. Забота о
снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью для загробного
существования была унаследована от прошлого и развита дальше. Вера в
волшебство обнаруживается в раннеегипетских источниках.
Искусство.
Если о раннеегипетских храмах судить по знакам – изображениям в
письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград.
Единственная отрасль раннеегипетского зодчества – это гробницы царей,
знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца
(ступенчатая пирамида).
От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень
немного крупных круглых скульптур (изображение людей и животных). Однако
еще при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались
несоразмерностью отдельных частей тела.
Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались.
Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное
единство. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог
его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным
углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные
признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них
одновременно смотрели прямо и сбоку.
Этим объясняется строение на наш взгляд построение человеческого
изображения: голова, локти и низ тела повернуты вбок, плечи же и глаз
нарисованы прямо.
Египетская передача животных – вид сбоку, менее отличное от нашей.
Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе
задолго до I династии но последовательность не проводился.
В Раннем царстве возникают все виды египетского письма, складывается
система счета, появляется первый свиток папируса, делаются первые попытки
мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы – каменные
мастабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц.
В эпоху Раннего царства бог Хор (Гор) становится великим богом –
покровителем единого Египетского царства («владыка Обеих Земель»), носитель
двойной короны Египта.

II. Египет Древнего царства.

Период Древнего царства охватывает несколько веков III тысячелетия (IV-
VIII династии).
Период Древнего царства длился 515 лет.
Данная эпоха показывает, какое большое значение имело окончательное
объединение страны, сплочение в единое экономическое и политическое целое
Верхнего и Нижнего Египта.
В период Древнего царства Египет являлся крупным централизованным
государство, распространившим свое влияние на области Синайского
полуострова, Южную Палестину и Нубию.

Орудия труда из меди и камня.

В Египте при раскопках найдено немало кремневых ножей, скребков,
сверл, кремневых лезвий, каменных сверл.
Медь и золото ковали камнем, зажатым прямо в руке. Камнями оббивали
твердый камень, не поддававшийся обработке при помощи меди. Каменными были
также лощила.
Однако медные орудия также найдены в значительном количестве (разные
ножи, резцы, тесла, топоры, пилы, изображение на стенах гробниц медных
орудий в действии в руках мастеров). Медь обычно ковали.
Торжество орудий из меди и их широкое применение выражалось в
невиданном размахе строительства из мягкого камня (известняка). Медь в
Древнем царстве употреблялась в естественном ее виде, без искусственного
приплава олова.
Орудия из меди были мягкими. Железо хотя и было известно, но
производственного значения еще не имело.

Сельское хозяйство

В эпоху Древнего царства в Нижнем Египте дальнейшее развитие получило
садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь
открытия пчеловодства. Огороды и виноградники поливали вручную, из сосудов,
серп, по его изображениям, остался деревянным, со вставными лезвиями из
кремня. Большинство хлебных растений времени Древнего царства были уже
известны египтянам и в период Раннего царства.
Главным богатством Верхнего Египта было зерно, пшеница – двузернянка
(эммер).
Произошло заметное улучшение техники земледелия: усовершенствовался
плуг с крутым заворотом рукоятей, облегчавшим нажим при пахоте, появился
также новый тип зернотерок с желобом.
Это же можно сказать и о виноградной лозе, финиковой пальме. Вряд ли
много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы,
салат и т.д.).
Льноводство было широко развито и до Древнего царства. Развивалось
животноводство (содержание в стаде вместе с домашним скотом антилоп,
козерогов, газелей).
Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и
голубями, держали журавлей, лебедей. Изменения были в основном
количественного порядка.
В Нижнем Египте было много пахотной земли (была известна
нижнеегипетская разновидность ячменя), однако полеводство было
отличительной чертой тамошнего хозяйства.
В Нижем Египте было сосредоточено царское садоводство, развивалось
птицеводство и рыболовство. Из папируса делались циновки, вязались челноки,
развивалось скотоводство (в Верхнем Египте были хорошие пастбища для
скота). Надписи говорят, что к вельможному хозяину «выходили» стада быков и
коров, доставляли «всякую птицу».
В гробницах изображали суда, прибывающие к хозяину из Верхнего Египта,
нагруженные крупным и мелким скотом, животными пустыни, журавлями, голубями
и такими изделиями, как сосуды, ножи. Но главным грузом было зерно. Нижний
Египет – отчасти был засеян злаками, занят горами, лугами и болотами, а
Верхний Египет был хлебным краем. В хозяйственном отношении, обе половины
страны дополняли друг друга.

Имущественные отношения.

Различались царское имущество и хозяйство и имущество и хозяйство
частных лиц. Фараоны располагали огромными земельными богатствами и
раздавали их не только храмам, но и знати. Своей землей землевладелец
распоряжался свободно. Уже на рубеже III и IV династий даже простые люди
могли продать свою землю. Землевладелец мог подарить, завещать землю
родственникам.
Скот также мог быть унаследован, передан или приобретен.
В Египте того времени имелись крупные владения вельмож, владения
храмов, самого царя, а с другой стороны имелись рядовые хозяйства
общинников.
Однако притеснение бедного более сильным с помощью неправедного суда,
лишение тем самым сына отцовского имущества, стали в то время уже нередким
явлением.
Все говорит о процессе расслоения общества населения. Наблюдается
рост нищеты простого народа.

Рабовладение.

Порабощение было сравнительно обычным делом в Древнем царстве.
Существовал рабский рынок. Люди, которых покупали, назывались
«купленниками» (слугами).
Впоследствии слово «эфиоп» применительно к слугам означало «эфиопский
раб». Невольники-эфиопы могли быть из пленных.
Цари вели постоянные войны (во время похода в Нубию было уведено 7
тысяч пленных и 200 тысяч голов скота, а во время походов на ливийцев –
1100 чел.).
Началось распространение рабовладения в Египте Древнего царства не
только в верхах общества, но и в средних слоях населения. Соплеменников
порабощали посредством долговой кабалы или другими способами. Однако были
еще и такие соплеменники, которые хотя и эксплуатировались знатью
рабовладельческими методами, отличались от собственно рабов. Соплеменник,
лишенный средств производства, сохраняя еще известные признаки прежнего
состояния и мог обладать некоторым имуществом.

Хозяйство вельмож, храмов, царя.

На стенах гробниц Древнего царства изображены бесчисленные
работающие на вельможу землепашцы и садоводы, пастухи и охотники, птицеловы
и рыбаки, медники и золотых дел мастера, ткачи и сапожники, а также а также
по их именам – в тех случаях, когда они подписаны – это египтяне.
Хозяйства вельмож играли огромную роль в экономике того времени,
именно здесь была занята основная часть трудового населения. Владения
вельмож были разбросаны по всей стране, в Нижнем и Верхнем Египте. Поля и
гумна вельмож были распределены по отдельным селениям. Хозяйство вельмож
включало в себя также и ремесленные мастерские. Все или почти все средства
производства принадлежали хозяину, результаты труда принадлежали также
«личному дому» вельможи.
Условия работы в хозяйствах вельмож были крайне тяжелыми (в руках
начальников часто изображался тяжелый жгут, палка). Царское и храмовое
хозяйство по существу своему похожи на хозяйства вельмож.
Эксплуатация могла возникнуть лишь с появлением в обществе рабов и
рабовладельцев, лишь в результате того, что в руках рабовладельческой знати
была сосредоточена вся экономическая и политическая власть.
Таким образом, в результате развития классового общества в Египте
господствующий класс подвергает эксплуатации большое количество собственных
соплеменников, а не только военнопленных рабов.
Египетское общество времен Древнего царства состояло из крупной
рабовладельческой знати - вельмож, обладавших большими богатствами и
эксплуатировавших большое количество людей; из средних слоев свободных,
включавших в число прочих, мелких царских чиновников и должностных лиц
хозяйства вельмож; низших жрецов; свободных ремесленников и общинников; из
людей, вовлеченных в хозяйство царей, храмов и вельмож, а также из рабов.

Государственная власть.

В пору наивысшего могущества царского самовластия, фараон
распоряжался в любом из десятков номов, на которые делилось его царство.
Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный
сановник («визир», он же и главный судья, совмещавший ряд должностей и
управляющий многими отраслями хозяйства).
Военное дело в Древнем царстве достигло значительного развития.
Основным оружием оставался простой лук и стрелы. Пехота оставалась
единственным военным родом сухопутных войск. Имелся особый «дом оружия» с
особым начальником над ним.
Знатные владели государственной властью, сами занимали в основном
посты в государственном аппарате, так что он целиком был в их руках.

Основные события истории Египта времен Древнего царства.

В эпоху Древнего царства (в период царствования III династии)
наблюдается стремительный подъем каменного строительства, кульминационным
моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных
пирамид с поминальными храмами и «городом» вельможных гробниц. Со
строительством пирамиды Джосера (III династия, ступенчатая пирамида, высота
60 м.) осуществлявшееся в основном с помощью медных орудий, Египет
окончательно вступил в медный век, но каменными орудиями продолжали
пользоваться и в последствии.
IV династия. От первого ее царя Снефру остались две гигантские
пирамиды (высотой 100 и 99 м). При сыне Снефру – Хеопсе фараоновская
власть достигла наибольшего для периода Древнего царства могущества.
Пирамида Хеопса была величайшей (высота 146,5 м, ширина каждой стороны
свыше 230 м, площадь основания более 52 900 кв. м.). На сооружение
пирамиды пошло примерно 2300 тысяч граненых глыб весом около 2,5 тонн
каждая. Работа строителей была самого высокого качества. Громадные глыбы
были отшлифованы и пригнаны друг к другу с чрезвычайной точностью. При
Хефрене – преемнике Хеопса, была воздвигнута пирамида на 3 м. ниже
хеопской, а по великолепию облицовки превосходила ее.
Строительство пирамиды начиналось в день восшествия правителя на
престол.
Наскальная сцена: рабы льют масло под полозья тележек, чтобы уменьшить
трение – грандиозное физическое изобретение древних египтян.
Третья из пирамид Гизы, воздвигнутая при преемнике Хефрена – Микерине,
знаменовала уже спад пирамидного строительства (высота 66 м). А поминальный
храм после смерти фараона был наскоро достроен из кирпича-сырца.
Однако вынести чудовищное напряжение, связанное со строительство
громадных пирамид, страна была не в силах.
Грандиозное строительство осуществлялось за счет безудержной
эксплуатации населения страны, жизненный уровень которой был чрезвычайно
низок.
Страна не смогла долгое время выдерживать это огромное отвлечение сил
от хозяйства. Строительство пирамид было сокращено.
Гробницы вельмож вплоть до начала IV династии оставались кирпичными,
однако помещения внутри отделывались камнем или деревом, сравнительно
редкими были росписи и резьба. Храмовые комплексы V династии со стройными
каменными обелисками, посвященные Солнцу, среди которых выделяется особый,
царский Солнечный храм в честь бога солнца Ра (храм царя Ниусера).
Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства несомненно
велика. Уже тогда возникали «дома жизни», где составлялись религиозно-
магические и другие тексты. Здесь находились библиотеки, архивы,
составлялись летописи на основе записей по годам правления царей.
Сооружение усыпальниц – яркое свидетельство того, сколь велика была в
Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на
подданных и после его смерти.
Великие пирамиды вызывали у греков и римлян не только восхищение как
создания человеческих рук, одно из семи чудес света, но и чувство
негодования, ибо воспринимались они как символы жестокости и деспотизма
царей.
Большинство царей V династии строило богу Солнца каждый по особому
храму, у которого имелся громадный идол - каменный обелиск в глубине
двора.
Цари VI династии строили не слишком большие пирамиды, но гробницы
становились все более великолепными (более 30 помещений, изнутри богатая
отделка, колонны, изображения и надписи).
О гражданском зодчестве Древнего царства свидетельствуют скудные
остатки да случайные изображения и упоминания.
Обычно дома были из кирпича-сырца, камень применялся лишь в местах,
требовавших особой прочности.
Подпорами для перекрытий служили легкие точеные колонны.
В период раздробленности наблюдался быстрый рост многоэтажности
городов Египта.
В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем
района медных рудников на Синайском полуострове.
В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем,
слоновой костью, акацией и эбеновым деревом, за драгоценными каменьями
(бирюза, малахит) , ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из
Пунта везли благовонные смолы. Из Финикии – строевой лес, кедровое дерево.
Золото добывалось в пустыне между рекой и Красным морем, однако его везли и
издалека – с берегов Южного Красного моря.

Культура Египта Древнего царства.

Религия
Религия в период Древнего царства была сложным нагромождением
верований и представлений, возникших в разное время и в разных местах
Египта.
Центральное место в религиозном культе Древнего царства занимало
освящение существующего классового строя в виде обожествления носителя
верховной власти; так фараон объявлялся живым подобием бога Солнца.
Богов в Древнем царстве было очень много: у каждого города их могло
быть несколько. Эти городские и областные боги были олицетворением
различных природных явлений: неба, земли, светил, воздуха, воды и т.д.
Некоторые из них олицетворяли одновременно явления общего порядка (бог
Луны – Тот – покровитель города Гермополя, также он был богом
письменности). Как воплощение божества почитались также животные, растения
и некоторые предметы; эти верования являлись пережитком тотемизма (вера в
происхождение людей от животных) у племен, населявших долину Нила задолго
до Древнего царства.
Олицетворением Тота были собакоголовая обезьяна – павиан и птица ибис,
а Солнце в храме города Гелиополя представлял каменный столб.
Главной силой объявлялся бог Ситон, отождествленный с богом Солнца Ра
в виде Ра-Атона.
Тесно связанным с культом царской власти оказался и культ бога Осириса
– царя загробного мира, вершителя посмертной судьбы каждого египтянина на
суде богов (Солнце – бог живого царя, Осирис – бог умершего). В основе
почитания бога Осириса лежало обожествление ежегодно умирающих и оживающих
сил природы. Осирис олицетворял воду половодья, несущую свежие силы
растительности. Почитание Осириса было связано с земледелием.
Притязания на посмертное небожительство были свойственны не одним
царям, но и вельможам. Чтобы продолжить вести жизнь в гробнице и вне ее,
тело умершего должно быть сохранено. Забота о сохранности останков привела
к приготовлению мумий. В период Древнего царства искусство мумификации
находилось еще только в начальной стадии.
По учениям, господствовавшим в Древнем Египте, человек наделялся
несколькими душами. Одной из душ был «двойник». «Двойник» считался духовным
телом человека, соединение с ним означало жизнь. Одной из душ египтяне
считали имя. Чтобы умершему и его душе-«двойнику» можно было безбедно жить
и кормиться гробница, соответственно отделывалась, обставлялась и «навеки»
обеспечивалась жертвами и жрецами.
Простым людям все это было недоступно. Царь и знать возвеличивались и
при жизни и после смерти.
Письменность и наука.
Особенности государственного устройства Египта Древнего царства
требовали обширной переписки и сложной отчетности. У писцов выработался
особый беглый почерк, к иероглифическому письму прибавилось новое письмо,
староиератическое (писали на папирусе, от греческого – жреческий, т.к. в
поздние времена им пользовались только жрецы). Грамотными были не только
писцы, но и вельможи, знатные женщины, сановники.
Письменные указания на камнях, адресованные строителям, также
свидетельствуют об относительном распространении грамотности вне правящих
кругов.
Во времена Раннего и Древнего царств египтяне накопили известную сумму
знаний. Развитию вычислительного дела способствовало строительство
(точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов
наклонов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость
вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Год
состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней;
сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что
календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года
на 1 день.
Грандиозное древних египтян было сделано в области физики – для
уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство
пирамид).
В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии –
изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его
из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего
Египта изготовляли много различных украшений.
Значительными были успехи врачебной науки, различались врачи
«утробные», глазные, зубные (стоматология – зуб, прикрепленный к другому
золотой проволокой, челюсть, просверленная при операции).
Начиная с Древнего царства, существовало в Египте своеобразное высшее
научное учреждение – «дом жизни». Оно имело такое значение, что доставлять
все необходимое ему должны были даже номы Верхнего Египта.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство Древнего царства служило в основном
религиозным целям.
При III и IV династиях в изваяниях стремились к точному
воспроизведению подлинника. При V и VI династиях изготовляли и более
условные подобия.
Раскраска и принятые цвета - красноватый для мужчин и желтоватый
для женщин. Глаза, вырезанные из цветных камней или фаянса, иногда
вставлялись в изваяния, и так искусно, что выглядели совсем живыми.
Изображения царей должны были выражать их божественность. Перед пирамидой
Хефрена лежал большой сфинкс – естественная скала высотой в 20 м.,
обработанная в виде льва с головой этого царя. Плоских изображений дошло до
нас от Древнего царства очень много – преимущественно гробничных, меньше -
храмовых.
К началу IV династии изображения были различны по технике исполнения.

В пору «великих» пирамид и увлечение величавой простотой, отпадала
необходимость в украшении гробничных стен.
При V династии художники окончательно остановились на изображениях,
выполненных низким рельефом и затем расписанных. Лишь кое-где такие
изображения чередовались с рельефом внутри врезанного контура.
Настенные изображения в гробницах служили религиозным целям.
Умерший, как считали древние египтяне, действительно должен был
переживать изображенное (богатые трапезы, производство и доставка
приношений, развлечения и т.д.).
Плоские изображения Древнего царства обыкновенно выполнены мастерски:
четко, складно, просто. Художник мастерски передавал настроение человека
(горе, отчаяние, нежность, тревога и т.д.). Если на большинстве изображений
Древнего царства телодвижения несколько угловаты, то на некоторых рельефах
они замечательно гибки.
Литература
В виду гибели литературных рукописей Древнего царства судить о его
художественных произведениях приходится больше по надписям (жизнеописание
сановников IV династии, высеченное на их гробницах – это по существу
перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них, жизнеописание
Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника).
К концу IV – началу V династии описываются достоинства умершего и
царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож).
При VI династии встречаются уже подробные большие жизнеописания,
победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в
честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового
представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный
распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте
периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э.
древние египтяне добились больших достижений в области не только
материальной, но и духовной.
Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и сложные
религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»).

Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

При VI династии власть начинает постепенно переходить к номовой
(местной) знати, т.к. номархи были кровно заинтересованы в развитии своих
местных хозяйств. С ослаблением фараоновской власти все более
обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства.
Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями,
Египет стал распадаться на полунезависимые номы. Перед знатью Древнего
царства стояла задача: сделать аппарат угнетения как можно более мощным,
однако обеспечить полную покорность угнетенных государство оказалось не в
состоянии.
С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его
внутренней раздробленности. Оросительная система пришла в запустение,
начался голод.
Государство Древнего царства пало под ударами внутренних противоречий,
развивавшихся в обществе. Между

Новинки рефератов ::

Реферат: У истоков интегральной психологии (Психология)


Реферат: Биржа (Биржевое дело)


Реферат: Квантовые компьютеры (Кибернетика)


Реферат: Культура средних веков. Эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Наследственная масса как объект правоотношений (Гражданское право и процесс)


Реферат: Ядерная угроза из Восточной Европы (Военная кафедра)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Рекомбинантные вакцины (Генная инженерия) (Биология)


Реферат: Баня и сауна (Спорт)


Реферат: Дрозофила-объект научных исследований (Биология)


Реферат: Имущественное страхование по российскому законодательству (Страхование)


Реферат: Герцен А.И. (История)


Реферат: Курс лекций по финансовому менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Обитель на реке Лух (История)


Реферат: Операционный усилитель (Технология)


Реферат: Иван Александрович Стебут (Исторические личности)


Реферат: Облік грошових коштів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) (объектов, имеющих СДЯВ [Курсовая]) (Военная кафедра)


Реферат: Управление деловой карьерой персонала (Менеджмент)


Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист