GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Театрализованные игры (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Театрализованные игры (Педагогика)



Московский Открытый Социальный Университет

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии



Реферат
по Дошкольной педагогике:
"Театрализованные игры"



студентки 1 курса
Савиной А.А.



Москва – 2000 г.



ПЛАН:
1. Введение
а) игра: ее роль в формировании личности ребенка;
б) виды игр.
2. Театрализованная игра как вид творческой игры.
а) требования, предъявляемые ребенку театрализованной игрой;
б) положительные влияния театрализованной игры на эмоционально-волевую
сферу «особого» ребенка;
в) театрализованная игра как часть образовательно-воспитательной
работы;
3. Разновидности театрализованных игр.
а) дети актеры-кукловоды;
б) о пользе изготовления кукол своими руками;
4. Приемы стимуляции всестороннего развития детей в игре-драматизации.
5. Участие «особых» детей в театрализованных играх.
6. Театрализованная игра – стимул:
а) для развития детского творчества;
б) для приобщения детей к искусству;
в) для формирования у детей организационных навыков и
совершенствования форм общения;
7. Игра – школа будущей жизни.



«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в
игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть
представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А.С.Макаренко.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем
разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные
ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль
доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его
формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира,
путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей,
своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже
поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания
к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной
работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и
приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот
переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на
котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не
проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости.
Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные
воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих
усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои
силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные
умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени
самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те
требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей,
другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры,
направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет
свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в
играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей
реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным
произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация
или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими
лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, -
сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они
имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена
текстом произведения. Возникает вопрос: в чем же заключается творчество
ребенка в этих играх? Справедливо ли их относить к разряду творческих игр?
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для
творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами
вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку
и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия,
переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка
проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо
понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе
состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это
нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре
требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к
эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении
вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его
поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять
героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой
развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем
разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,
чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть
разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями,
жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно,
подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень
общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание
художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него,
происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти
показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-
образовательной работы.
Особенно это важно в работе с «особыми» детьми, детьми с разной
степенью умственной отсталости, у которых наблюдается недоразвитие
познавательной и особенности эмоционально-волевой сферы, когда педагогам
необходимо вызвать и стимулировать потребность в эмоциональном общении,
особенно детей с тяжелой степенью умственной отсталости и детей с диагнозом
РДА (ранний детский аутизм). Опыт работы и длительные наблюдения педагогов
позволяют сделать вывод о том, что театрализованные игры играют очень
важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в
подготовке «особых» детей к жизни и труду.
Некоторые психологи и педагоги, работающие с «особыми» детьми, говорят
о благотворном влиянии сказки, как таковой, на эмоциональный мир ребенка и
его общее развитие.
«Особые» дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний.
А сказка оказывает благотворное эмоционально-пробуждающее действие на
ребенка, - она не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать,
грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Как ранее говорилось, для
того, чтобы оценить состояние героя, его настроение, причины и характер его
поступков, проникнуть в его внутренний мир, необходимо внимательно
прослушать произведение. А кто, как не педагог может умело прочесть сказку
или другое произведение, чтобы оставить эмоциональный отпечаток в душе
ребенка. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки,
смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных
состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок
бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он
испытывал при прослушивании сказки.
Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже ежедневно
повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому
необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный
настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности,
волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой
воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для
развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней
упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы
поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре
развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя,
учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления;
учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу
поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их,
анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их
ошибках.


Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся
художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной
деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый
ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской
игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с
помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием
настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые
стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с
помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и
др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является
теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре
обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки –
театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются
куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом
в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и
средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-
за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В последние годы в дошкольных учреждениях появлялись куклы,
устроенные по принципу марионетки.
Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего
дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог
учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот,
взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и
координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять
через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной
жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе
проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими
действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное
телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа
развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать
коммуникативные навыки и культуру.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего
спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления
куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое
придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно
судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом
состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле
сокровенную часть себя.
Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже
простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших
братьев сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше
понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем
и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия
родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного
представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.
Изготовление кукол своими руками полезно для детей, так как это
развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление, развивает
умение малыми средствами выражать характер, развивает способность тонко
чувствовать другого и происходящее вокруг, способность к концентрации
внимания.
Хочу отметить, что такое всестороннее влияние на развитие основных
психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика рук,
фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание и т.д.),
совершенствование навыков общения, происходящее в процессе изготовления
персонажей-кукол, управления ими в процессе театрализованной игры, является
коррекционно-развивающим в работе с «особыми» детьми. Ведь, умело подбирая
литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу
над игрой, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный
мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к
определенной реакции. Подтолкнуть его к добровольному участию в игре,
выполнению задач, поставленных ею, а, следовательно, и к развитию в ней.

Если же говорить о детях, нормально развивающихся, способных в большей
мере и с большей продуктивностью усвоить воздействие и пользу
театрализованной игры, то стимуляция их всестороннего развития происходит с
большим эффектом.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно
совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с
постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и
воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в
игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо
запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.
Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить,
например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью
разыграть сказку по памяти.
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств
у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной
ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания
приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать
согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук,
головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
Четкая постановка задачи, разнообразие и умелая организация игровой
деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее
русло. Так, например, вместо уже привычной инсценировки литературного
произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные
эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в
тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать
поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом
случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку
эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей – угадать эпизод, догадаться
о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными
фрагментами. Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы
каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно
со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими
качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и
всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении.
Все эти приемы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения,
умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и
сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

«Особые» дети в зависимости от степени тяжести имеющегося
дефекта могут принимать участие в постановке театрализованных игр,
драматизаций с помощью кукол. Кто-то из детей может участвовать в самой
драматизации, кто-то в ее подготовке, а кто-то будет участвовать только в
качестве зрителя. Существуют адаптированные сказки для «особых» детей, не
перегруженные незнакомыми словами и понятиями, имеющие небольшой объем,
эклектический стихотворный слог, с внесенными дополнительными элементами,
облегчающими восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о
цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие и т.д.). Все это
делает сказку доступной к облегченному усвоению и воспроизведению «особым»
ребенком.
Даже , если «особый» ребенок является только зрителем, сказка,
спектакль очень положительно влияет на его восприятие. Красочные костюмы,
красивые кукольные персонажи вызывают у них положительные эмоции: радость,
смех. Дети постепенно открывают свой внутренний мир. Сказка также повышает
речевую активность таких детей. Как показал опыт, даже безречевые дети
пытаются звукоподражать персонажам сказок на элементарном уровне: - «Ам» –
съела Колобка Лиса, «Бум» – яичко упало и разбилось и пр.
Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на
поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. (Между тем,
мне кажется, что здесь очень важным является подбор инсценируемого
произведения, который должен учитывать особенности детей - участников и
зрителей, чтобы не вызвать у них негативной реакции). Также нужно заметить,
что некоторым «особым» детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить
брови, опустить уголки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т.е.
выразить свое состояние с помощью мимики, особенно это касается детей с
ДЦП, так как развитие мимики для них, в силу их дефекта, крайне затруднено.
Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики
лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети увлекшись
происходящим на сцене начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови.
Коррекционная роль такого рода игр заключается и в том, что они
развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов
сказки, названия персонажей, основные звукоподражания), внимание (дети
сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время), память
(дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки).
Также участие «особых» детей в инсценировках обогащает их словарный запас.


В театрализованных играх развиваются различные виды детского
творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное,
сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к
художественному изображению литературного произведения не только как
«артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль,
как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой
деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности
ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к
искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники
знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном
руководстве у детей формируются представления о работе артистов,
режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного
возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив
(все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных
театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и
творцам и зрителям.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком
немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со
стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о
том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные
подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы,
декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего,
произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и
показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей
ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно
разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у
детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы,
виды и средства общения, складываются и осознаются
непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются
коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется


потребность в хорошем к себе отношении со стороны
окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре
присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких
оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности,
обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С
детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими
отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь
дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой,
мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми
складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и
кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети
учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции
собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях.
Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть
собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления,
например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и
т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и
взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она
заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и
незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную
деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни
одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся
лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее);
на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно
осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в
которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как
отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная
игра по своей психологической структуре является прототипом будущей
серьезной деятельности - жизни.



Список использованной литературы:
1. «От игры к самовоспитанию",-С.Шмаков, Н.Безбородова.
2. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» под редкцией: А.Н.
Леонтьева, А.В. Запорожеца.
3. Дошкольная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
4. «Путь к волшебству», - Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.
5. Психология, - Р.С.Немов
6. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт
коррекционной педагогики.




Реферат на тему: Тема любви в творчестве Куприна "Молох", "Гранатовый Браслет", "Олеся", "Поединок"
“Да святится имя твое”



(Урок-беседа “Тема любви в творчестве А. И. Куприна”) 11 класс



Тема урока. Тема любви в творчестве А. И. Куприна.



Цель урока. На примере повестей “Молох”, “Гранатовый браслет”, “Олеся”,
“Поединок” раскрыть острые социально - нравственные проблемы затронутые в
этих произведениях.



Учитель. А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста
и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом
возвышенной любви, подарившим читателям три повести - “Гранатовый браслет”,
“Олеся” и “Суламифь”,- объединенных этой прекрасной темой.
Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных
чувств, “зоологических” проявлений инстинктов, писатель создает
удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для
этого в глубину веков (“Суламифь”), забираясь в лесную глушь Волынской
губернии (“Олеся”), заглядывая в каморку влюбленного отшельника, последнего
романтика в жестоком и расчетливом мире (“Гранатовый браслет”).
Приступая к анализу повести “Гранатовый браслет” (1911), необходимо
кратко остановиться на сюжете произведения, что поможет уяснить основные
проблемы, затрагиваемые в нем, понять обстоятельства трагической любви
“маленького человека”, почувствовать время, в рамках которого происходят
события повести.
Ученик. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в
молодую светскую даму, представительницу так называемого “высшего
сословия”. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма
влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного
клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и
княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный
неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю
негодования брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов
растоптать, уничтожить “плебея”, осмелившегося оказывать знаки внимания
потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста
ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, с которым любит
откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных
поступков неизвестного влюбленного: “А - почем знать? Может быть, твой
жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят
женщины и на которую больше не способны мужчины”. Любовь “маленького
человека” заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром
жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести
погибает.
Учитель. Мне припомнилось стихотворение австрийского поэта первой
половины XIX в. Николая Ленау, который имеет связь с содержанием повести
“Гранатовый браслет”:
Молчать и гибнуть... Но милей,
Чем жизнь, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать не проронив ни слова! -
Как свет застенчивой лампад
Трепещет пред лицом Мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!..

“Молчать и гибнуть” - вот духовный обет влюбленного телеграфиста. И все-
таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной
Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить
страдание любви. Любви страстной, испепиляющей которую он готов унести с
собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти.
Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство,
возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром
несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет
свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.
Ученик. Могла ли быть такая любовь в действительности? “Гранатовый
браслет” - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий
его авторской идее?
Учитель. Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы
для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники
князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему
другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: “Это - помнишь? -
печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова,
который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену
Любимого (Д. Н. Теперь губернатор с Вильне)”.
Ученик. Так что же все таки любовь ? В повести Куприна старик-генерал
Аносов ратует за сильную любовь, которая “заключает весь смысл жизни -
всю вселенную!” Любовь и вселенная - это же абстракция!
Учитель. Не совсем так. Любовь не может быть изолированной. Она
проявляется во всем спектре человеческой жизнедеятельности. Истинная
любовь, по мысли Куприна, является основой всего земного. И не только
земного. Возможно поэтому влюбленные часто обращают свои взоры к звездному
небу. Великий итальянский поэт Данте Алигьери не случайно стихом каждой из
трех частей “Божественной комедии” сделал слова: “Любовь, движущая солнцем
и прочими звездами”. А теперь давайте вместе попробуем еще раз найти в
тексте повести слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Попытаемся
сформулировать их.
Ученик. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-
психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это
чувство не должно быть не легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более,
основываться на выходе и корысти: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны
ее касаться”.
Второй ученик. Любовь, по Куприну, должна основываться на высоких,
возвышенных чувствах, на взаимном уважении, симпатии, доверии, верности,
искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. “Вы
видели когда-нибудь такую любовь, дедушка!” - тихо спросила Вера. Ответ
старика был отрицательным.
Таким образом, мы говорим о любви, которую надо нести в себе всю жизнь,
следовать ей, не предаваясь мимолетным страстям и увлечениям, о которых,
кстати, и вспоминал генерал.
Учитель. А. М. Горький, который раннее критиковал Куприна за отход от
реальной действительности в мир мистики, от этой повести был в восторге. В
одном из писем он писал: ”А какая превосходная вещь “Гранатовый браслет”
Куприна... Чудесно! И я - рад, я - с праздником! Начинается хорошая
литература!”.
Чем объясняется, по-вашему, такая оценка?
Второй ученик. Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей
“высшего сословия”, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви.
Третий ученик. Автор показал, как буржуазный Молох врывается в
“святая святых” человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и
естественность.
Учитель. Итак, повесть “Гранатовый браслет” - подтверждение того, как
Куприн ищет в реальной жизни людей, “одержимых” высоким чувством любви,
способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых
отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь,
противопоставляя ее ненависти,. Вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.
В письме к Ф. Д. Батюшкову (1906) он утверждает: “Любовь - это самое яркое
и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в
уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в
любви”.
Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести - “Олеся”
(1898). Давайте вспомним сюжет этого произведения.
Ученик. Написана повесть сразу после знаменитого “Молоха”, в котором
Куприн показал жестокий мир капитала со всеми его ужасами и пороками.
События, изображенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине
Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от
которых бежит герой повести - Иван Тимофеевич, русский дворянин и
интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с “дочерью
природы” - полесской девушкой Олесей. Красота “больших, блестящих темных
глаз, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый
оттенок лукавства, властности и наивности”, “первобытное и яркое
воображение”, “гибкий, подвижный ум” Олеси покорили сердце Ивана
Тимофеевича.
Учитель. Все ли так безоблачно в повести? Невежество, стяжательство,
ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая
Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они
ненавидят ее и преследуют. Противостояние очевидно. В полярных отношениях,
несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван
Тимофеевич. Давайте вспомним как характеризует его писатель.
Ученик. Его характеристику Куприн дает устами героини повести. Во
время гадания Олеся говорит Ивану Тимофеевичу: “Человек вы хотя и добрый,
но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему
не господин над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите но
подчиняетесь”.
Учитель. Выросший в царстве жестокого Молоха, Иван Тимофеевич
отравлен его порочным дыханием. Так он не в состоянии разрушить стену,
разделяющую духовный мир “дочери природы” и его собственной. Он понимает
невозможность совместного счастья. Понимает это, а вернее, догадывается и
Олеся “Наивная, очаровательная сказка” любви заканчивается разлука. И виной
тому, как уже говорилось невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич.
Какая же основная мысль повести? Что хотел сказать Куприн, что
предложить, от чего предостеречь?
Ученик. Только вдали от цивилизации, от капиталистического города
можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в
единении с природой, в сохранении естественности человек способен
достигнуть духовной чистоты и благородства.
Учитель. Завершается повесть удивительно характерной художественной
деталью. Давайте вспомним, какой именно, и попытаемся объяснить, для чего
она понадобилась автору.
Ученик. Иван Тимофеевич после поспешного исчезновения Олеси и ее
бабки находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных
бус. Этот простой бесхитростный подарок не столько память о “нежной,
великодушной любви” Олеси, сколько символ ее чистого естественного чувства,
символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка, как огонек этой любви. Есть что-
то общее между Олесиными “кораллами” и гранатовым браслетом, подаренным
телеграфистом Желтковым княгине Вере.
Учитель. что ж, можно принять такое толкование. Естественное чувство
любви воспето Куприным еще в одной повести “Суламифь” (1908), созданной по
мотивам библейской книги “Песнь песен”. Кто напомнит сюжет повести?
Ученик. В ней рассказывается о взаимной любви Суламифь - воплощение
чистой и жертвенной любви - противопоставлена злой и завистливой царице
Асис, отвергнутой Соломоном. Царь-мудрец покорен чистотой любви безродной
девушки. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным: любовь
заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь.
Учитель. Но даже смерть не может победить ее любовь. Пораженная мечом
Элиава, которого подослала коварная Асис, Суламифь говорит своему
возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою
красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как
к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее
меня”.
Ученик. Эти слова напоминают сказанное чиновником Желтковым в
“Гранатовом браслете”: “Да святится имя твое”.
Учитель. Да связь между повестями ”Гранатовый браслет”, “Олеся” и
“Суламифь” очевидна. Все вместе они - гимн женской красоте и любви, гимн
женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству.
Все три повести имеют глубоко общечеловеческий характер. Они поднимают
проблемы, которые будут вечно волновать человечество.




Новинки рефератов ::

Реферат: Культура Древнего Рима (Культурология)


Реферат: Туристические достопримечательности Греции (География)


Реферат: Проблема нераспространения и не использования оружия массового уничтожения (ОМУ) (Международное публичное право)


Реферат: Введение в профессию (Психология)


Реферат: История высшего образования в Украине (История)


Реферат: Формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации (Гражданское право и процесс)


Реферат: История развития прикладного программного обеспечения (Программирование)


Реферат: Договір постачання (Гражданское право и процесс)


Реферат: По автоматизации производственных процессов (Компьютеры)


Реферат: Взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти с органами прокуратуры в области обеспечения законности (Право)


Реферат: Интеллектуальная собственность: понятие, сущность, оценка (Гражданское право и процесс)


Реферат: MS SQL server6.5 (Компьютеры)


Реферат: Ионосфера и распространение радиоволн (Радиоэлектроника)


Реферат: Основные вредные и опасные производственные факторы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Нганасаны - малые народы России (География)


Реферат: Сохранить человеческое в аду ГУЛАГа (Литература : русская)


Реферат: Определение производительности грузового автомобиля (Транспорт)


Реферат: Physical Methods of Speed-Independent Module Design (Цифровые устройства)


Реферат: Проблема искусственного интеллекта (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист