GeoSELECT.ru



Литература / Реферат: Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение) (Литература)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение) (Литература)



Билет 1
1. Деятельность первопечатника И.Федорова
В России стали печатать книги только через 100 лет после изобретения
Гуттенберга, т.е. во время царствования И.Грозного. Вопрос об организации
типографии решался на 100главом соборе в 1551г. Типография была открыта в
Китай-городе на Никольской улице. Во главе типографии был Иван Федоров.
Биографические сведения об Иване Ф. Достаточно скудны. И.Федоров родился
около1510г. принято считать, учился в Краковском университете в 1529 – 1532
гг., получил степень бакалавра.
Сведения о деятельности Ив. Ф. В конце 1530 – 40-х гг. отсутствуют. Есть
предположения, что в это время он находился в окружении митрополита Макария
и с ним приехал в Москву. Источники сохранили упоминание о службе Ивана
Федорова в качестве диакона в храме Николы Гостунского в 1563 г., а с этого
времени жизнь Ив. Ф. И история книгопечатания на Руси неразрывно связаны.
1 марта 1564 г. повелением Ивана IV и благословением митрополита всея Руси
Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол» и Ив. Ф.
Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем вошли в историю как русские
первопечатники. Из послесловия к «Апостолу» известно, что работа над ним
велась в течение года с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. для
напечатания «А». Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование.
Продолжительное время заняла подготовка текста. Он был отредактирован при
участии митрополита Макария. В нем заключены первые образцы толкования
учениками Христа Св. Писания, в этом отношении издание «А». еще раз
доказывает его государственно- национальное значение в борьбе со смутой
путем церковного просвещения.
В 1565 г. в Москве Ив. Ф. и П. Мстиславец издают Часовник для обучения
детей грамоте. После они уезжают из Москвы. Одна из гипотез, что их
вынудила уехать клевета писцов. Они отправились в великое княжество
Литовское и обосновались в Заблудове у Гетмана Ходкевича, часть инвентаря
типографии они привезли с собой. По предложению Ходкевича Ф. и М. в 1569 г.
(17 марта) издают Учительное Евангелие. В отличии от московских изданий его
украшал титульный лист, в нем имелось предисловие Ходкевича с его гербом.
Заставки и шрифт соответствовала московским изданиям.
С 26 сентября 1569 г. по 23 марта 1570 г. Ф. готовит одно из лучших своих
изданий – Псалтырь с Часословцем, которую так же, как и московский «А».,
украшала фронтисписная гравюра на дереве с изображением песнопевца царя
Давида. После объединения Польши с Литвой Ходкевич не мог бороться с
католическим духовенством, выступавшим
против выпуска православных книг, и закрыл типографию. В 1573 Ф. с семьей
переезжает во Львов. При помощи членов православного братства в 1574 г.
выходит повторное издание Апостола, так называемый "Львовский Апостол".
После текста помещено послесловие И.Федорова, которое является
автобиографией. Кроме Апостола, во Львове была напечатана «Азбука». У
Федорова возникают материальные трудности во Львове. И Константин
Острожский приглашает его стать управителем монастыря. Там складывается
кружок "Острожская Академия" во главе с Герасимом Смотрицким. В 1580 г.
Федоров издает "Новый Завет" с Псалтырью и указатель к нему "Книжка
собрание вещей нужнейших". В 1581 г. первую полную печатную славянскую
Библию - не только памятник культуры восточнославянских народов, но и
полиграфического искусства. Всего в Острожской типографии вышло 5 изданий.
5 декабря 1583 И.Федоров умер. Но его дело принесло великие плоды, ибо
несмотря на то, что печатная книга XVI в. и следующего столетия носила
преимущественно духовный характер, она положила основу новой книжной
культуры, на которой развивалась вся последующая культура Нового времени.
Возникшие в разных местах православные типографии использовали издания
И.Ф. в качестве образцов. А в Москве стиль изданий сохраняли его
продолжатели – Никифор Тарасиев и Андроник Невежа.

2.Этика и психология общения в книготорговом предпринимательстве.
Общение – сторона нашей деятельности, которая позволяет согласовывать ее с
деятельностью других людей. Это процесс, при котором происходит обмен
информацией между несколькими субъектами, передача друг другу эмоциональных
состояний, оказание разного рода воздействий и влияний, способствующих
формированию взаимных представлений друг о друге.
Общение бывает прямое (лицом к лицу) и косвенное (с помощью технических
средств, переписки), взаимное (беседа) и одностороннее (диктор на радио),
межличностное (вдвоем или небольшой группе) и массовое (в театре, на
митинге).
В процессе любого общения люди оказывают друг на друга весьма сложное
влияние. Среди основных способов воздействия на личность можно назвать:
- убеждение
- внушение
- принуждение.
Убеждение - стремление приобщить партнера к идее используя систему
доказательств (логику).
Внушение – воздействие без всяких доказательств, когда человек принимает
сообщение на веру, без критики.
Принуждение – это способ заставить человека посткпать вопреки собственным
желаниям или убеждениям, когда он вынужден принять навязываемый образ
действий.
Взаимодействие в процессе общения связано с ролями , которые человек
выполняет в той или иной ситуации ( продавец и покупатель). С одной стороны
эти роли значительно облегчают контакты людей в магазине при решении
вопросов, связанных с приобретением товаров, но с другой стороны,
обратиться к незнакомому продавцу с вопросом или просьбой для многих людей
представляется затруднительным, возможно возникновение взаимного недоверия:
каждый из них может подозревать друг друга в обмане, в том что другой
намеренно выводит его из себя. Кроме того наблюдается такое явление, как
обезличенность общения: общее число контактов растет, а продолжительность и
глубина каждого из них уменьшается, преобладает формальный компонент,
продавцы и покупатели выступают друг перед другом как обезличенные фигуры.
Обращение негативной реакции покупателя на продавца (покупатель видит в
продавце олицетворение всей системы создания, поставки и распространения
книги, поэтому все претензии он адресует продавцу. Продавец, который
действует в магазине «от себя», считает такие претензии проявлением
чрезмерной требовательности и капризности покупателей). Неравноправное
положение продавца (покупатель платит, ему принадлежит право выбора и
последнее слово, продавцы обязаны обслужить любого покупателя
тенденция к сопротивлению).
Конфликт (столкновение) между покупателем и продавцом – самый неприятный
вариант взаимодействия. Возможны конфликты и между покупателями и внутри
коллектива – между работниками магазина. Возможен односторонний конфликт (с
одним активным участником) и однородный (несколько активных оппонентов: 1)
истинный конфликт (взаимное ущемление интересов); 2) недоразумение
(обоюдная ошибка); 3) психологическая несовместимость (взаимная
нетерпимость)), если участники имеют разные основания вступить в конфликт,
его следует считать сложным. Выход: объективность и уступчивость; ясность и
доброжелательность; дистанция и самообладание. Задача продавца настоится на
позитивный лад. Это его работа.

Билет 2
1.Реформы Петра 1 в области кн.дела.
грандиозные реформы Петра I охватили все направления общественной
деятельности. Главное для нас, что царь- реформатор не только осознавал
роль информации в жизни общества, но и активно способствовал внедрению
книгопечатания как важнейшего средства формирования идеологии, развития
науки, техники, искусства, просвещения и культуры в целом.
Первоначально Петр намеревался издавать книги в Голландии. Там Ян Тессинг
и Илья Копиевскй издают ок. 20 книг.
В первую очередь реформированию подверглась старейшая русская типография –
Московский Печатный двор. Техническая реконструкция началась в 1708г. с
изготовления станов гражданской печати и введения нового шрифта,
получившего название «гражданский». В 1710 г. сюда была переведена
Гравировальная мастерская. В типографии была устроена словолитная
мастерская, снабжавшая новыми шрифтами другие типографии Москвы и Санкт-
Петербурга. Постепенно Моск. Печ. Двор выполнял функции не только
типографии, но и издательства. Первым директором был назначен выдающийся
деятель просвещения, автор книг и переводчик Ф. П. Поликарпов. Под его
руководством был налажен выпуск книг светской тематики, в первую очередь
гражданских календарей.
В 1711 г. была открыта универсальная типография в Санкт-Петербурге. Для ее
оборудования по указу П.I c Печатного двора был взят типографский стан,
шрифты и переведены мастера. В мае 1711 г. вышло первое издание газеты
«Ведомости», а через год была издана первая датированная книга «Краткое
изображение процессов и судебных тяжеб». В дальнейшем типография выпускала
учебные и общеобразовательные книги, военную и морскую литературу,
технические пособия и календари.
В 1714 г. была открыта Гравировальная мастерская, оснащенная «фигурным
станом» для изготовления иллюстраций к книгам, гравюр.
В 1719 г. была открыта Сенатская типография. В ней печатались
преимущественно законодательные материалы – указы, манифесты.
В начале 1724 г. была учреждена типография Морской академии. Основную долю
ее продукции составляла литература морской тематики.
В период петровских реформ в России сложилась централизованная система
книгоиздания, ведущее место в которой занимал Печатный двор. Впервые
возникли специализированные центры книгоиздания, которые обслуживали нужды
различных ведомств.
Важную роль в создании нового типа книги сыграл гражданский шрифт. Идея его
разработки принадлежит П. I. Новый шрифт был создан на основе бытовавшей
деловой скорописи. По своему начертанию он напоминал лучшие латинские
шрифты Эльзевиров. Петр изменил состав и упростил графику. Ранее первые 9
букв с чертой наверху означали единицы, следующие десятки. Петр ввел
арабские цифры.
Новым шрифтом печатались книги, содействующие распространению светских
знаний.
В целом книга первой четверти XVII в. поразительно быстро вошла в жизнь
русских людей, воздействовала на их сознание. Изменила восприятие
окружающего мира.
Петр основал типографии:
1. Типография Василия Киприянова (1705 г.).
2. Санкт - Петербургская типография
3. Ведомственные:
- типография Морской Академии (1724)
- Сенатской Академии
- Александро-Невской Лавры. (1720)
Все типографии были государственными и находились в ведении Синода.
За время реформ Петра количество богослужебных книг по отношению к
светским снизилось до 14%. До 1725 г. – ок. 350 кн. гражданской печати.

2.Социально-психологические и нравственные аспекты управления.
Среди различных методов управления для решения всевозможных задач,
применяется социально-психологический метод управления. Его суть сводится
к использованию психологических средств для оказания воздействий, которые
способствовали бы реализации потенциала как отдельных работников, так и
различных групп, в которые они объединяются. Успех такого воздействия во
многом зависит от морально-психологического климата коллектива и от того,
насколько в этом осведомлен руководитель. Во взаимоотношениях между членами
коллектива можно выделить две системы отношений: официальные ( строятся на
основе формальной структуры коллектива и отражают распределение прав и
обязанностей между его членами в процессе трудовой деятельности) и личные
(складываются исходя из индивидуальных свойств работников). В соответствии
с личными отношениями происходит более тесное сплочение одних работников и
нередко их противопоставление другим. В рамках единого коллектива
намечается разделение на первичные группы – неофициальные объединения людей
на основе сходства, взаимного дополнения личных интересов и т.д.
формируются групповые нормы, выделяется лидер.
Важнейшую роль в формировании психологического климата (как благоприятного,
так и наоборот) играет руководитель. Большинство руков. направляет основные
усилия на решение организационных и «производственных» задач, неумение
поставить себя на место подчиненного, высокие требования. Или другая
крайность – панибратство. Все это отчетливо проявляется в стиле
руководства, под которым понимается тяготение руководителя к тем или иным
приемам и методам управления. Выделяют:
Авторитарный (директивный) – преобладает личная активность, энергия,
подавление инициативы членов группы.
Демократический, т.е. ориентированный на устойчивый микроклимат – взаимное
уважение и общественное согласие.
Либеральный (культивируется панибратство)
Стиль управления тесно связан с ориентацией руководителя. 3 варианта
(условно):
На конечный результат, на выполнение стоящих перед предприятием внешних
задач.(соответствует авторитарному стилю)
На внутренний психологический климат, на взаимоотношения между
сотрудниками, их личные интересы (демократически стиль)
На свои личные интересы («Живи сам и дай жить другим»), минимальное
вмешательство в дела сотрудников, удовлетворени собственых нужд.
Билет 3
1. Издательская и книготорговая деятельности Н.И.Новикова.
«Ревнителем русского просвещения» – так называли Н. И. Новикова (1744-1818)
за его заслуги в развитии русской культуры.
За время своей издательской деятельности Н. И. Новиков выпустил около 10,5
сотен названий книг - это в 1,5 раза больше, чем выпущено за всю первую
четверть XVII в. Он популяризировал произведения отечественной словесности,
печатал учебно- воспитательную литературу.
Учился во французском классе Университета, но был отчислен за самовольную
отлучку. Служил в армии в Питере, участвовал в дворцовом перевороте,
присягнул Екатерине П.
Начал свою издательскую деятельность Новиков с выпуска сатирических
журналов. В 1769 г. основал журнал «Трутень». За год было выпущено 53 листа
тиражом около 1000 экз. но вскоре журнал прекратил свое существование
(полемика с журналом Екатерины II «Всякая всячина» по острым общественно-
политическим вопросам, что вызвало гнев императрицы, цензурные гонения,
ограничения). Летом 1770 г. был зарегистрирован новый журнал под названием
«Пустомеля», однако и он был так же закрыт. В 1772 –1775 гг. Новиков
издавал журналы «Живописец», «Кошелек», но преследования правительства
вынуждали останавливать их издание. Была предприняты попытка издания
журнала для женщин, но «Модное ежемесячное издание…» вышел в 4-х книгах и
закрылся (слишком высокая цена).
Новиков разработал программу публикации памятников истории культуры и быта
Древней Руси. Первым опытом была «Древняя идрография» (1773 г.) – описание
водных путей Московского государства, составленное русскими топографами в
начале XVII в. Потом начал публиковать материалы по истории России, которые
хранились в архивах, помогал ему академик Миллер. Они издавались в «Древней
Российской вифлиотике» (1773-1775 гг.). 1772 г. «Опыт исторического словаря
о российских писателях».
В 1773 г. он создал «Общество старающееся о напечатании книг».
Наиболее плодотворный период деятельности Новикова был связан с типографией
Московского университета, которая перешла в его ведение на 10 лет (1779 –
1789)- взял в аренду. Помимо хозяйственной самостоятельности, он получил
право определять издательский репертуар. Он обновил оборудование и шрифты и
сделал ее одной из лучших. В период с 1781 – 1785 гг. было выпущено 125
названий книг разнообразной тематики. Газета «Московские ведомости» стала
выходить тиражом 4000 экз. вместо 800, увеличилась книготорговая
библиографическая информация лавки Московского университета.
В 1782 г. при участии московских масонов основал «Дружеское ученое
общество», а 12 сентября 1784 г. при участии этого общества была создана
«Типографическая компания», получившая экономическую и политическую
самостоятельность. Была оборудована новая типография, кроме того,
«Компания» имела библиотеку и книжные склады, успешно конкурировала с
крупнейшими российскими типографиями.
За 13 лет (1779 –1792) в типографиях Новикова были напечатаны сотни
названий книг и журналов, что составляло треть печатной продукции страны.
Им было выпущено более трехсот произведений русских авторов. Сорок книг для
юношества на целое столетие составили золотой фонд детской литературы.
Новиков издал первый детский журнал «Детское чтение», первый женский журнал
«Для сердца и разума», первый книговедческий журнал – «С.-Пб. Ученые
ведомости». Но, несмотря на успех, человек, столь много сделавший для
развития русского книгоиздания и просвещения, бал объявлен государственным
преступником за связь с масонами и был заключен в Шлиссельбургскую
крепость, где провел 4 года. Вышел только после смерти Екатерины П.
Остаток жизни провел в деревне в тяжелых материальных условиях.

2.Понятие и сущность теории маркетинга. Специфика книжного маркетинга.
Маркетинг – деятельность в сфере рынка, товаров, услуг, ценных бумаг,
направленная на формирование спроса, стимулирование сбыта во имя получения
прибыли. («Маркет»-рынок).
2 осн.толкования маркетинга: 1) как совокупность действий, которую
производят на рынке для сбыта товаров, 2) как философия бизнеса.
Теория маркетинга – теория предсказания успеха на рынке.
Исходной позицией М-га явл. потребность покупателя.
Т.о, М-г 1) выявляет потребность в товаре (кол-во, св-ва), 20 формирует
потребность пок-ля в товаре, чтобы его продать. Теория М-га реализуется в
товарной, ценовой, сбытовой политике и стимулировании сбыта (Маккарти – 4
«П»: product, price, place, promotion).
Маркетинговые исследования включают в себя:
- соц.исследования (изучение потребителя)
- наблюдения (изучение рынка).
Понятие жизненного цикла товара:
1.Фаза внедрения и развития
2.Фаза роста
3.Фаза насыщения
4.Фаза спада
5.Товарные остатки.
Задача маркетолога как можно дольше удерживать товар в 3й фазе. Маркетинг
обязан продлевать жизненный цикл товара.
Сегментация книжного рынка: жанровая и тематическая направленность.
Специфика книги-товара: сугубо индивидуализирована, имеет целевое
назначение. Ее износ не подразумевает утилизацию. Меновая и потребительная
стоимость кн. Качество кн. имеет условное обозначение.

Билет 4
1. Издательская и книготорговая деятельности Смирдина А.Ф.
Крупнейшим издателем первой половины XIX в. являлся Александр Филиппович
Смирдин (1795-1857).
Почти все лучшее, что появлялось в русской художественной литературес конца
1820-х и до конца 1830-х гг., было издано Смирдиным. Он издавал
произведения А.С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. А. Крылова,
П. А. Вяземского. Выпускал издания русских писателей XVIII в., в частности
М.В. Ломоносова и Г. Р. Державина. До Смирдина литературный труд не
считался профессией, а был делом богатых людей, которые не нуждались в
гонорарах. Смирдин ввел постоянную выплату гонорара, размеры которого были
достаточно высокие.
Начал он свою деятельность в Москве, в книжной лавке Ильина, затем Ширяева,
с 13лет он работает у Плавильщикова, тот делает его приказчиком. После
смерти Плавильщиков завещает ему все: библиотеку, лавку, издательство. Его
успех как издателя приходит после выхода романа Ф. В. Булгарина «Иван
Выжигин» (1829 г.). огромный по тем временам тираж – 4 тыс. экз. –
разошелся за 3 недели.
Процветанию Смирдина содействовало издание поэмы А. С. Пушкина
«Бахчисарайский фонтан», имевший небывалый успех у читателя. В 1834 г.
Смирлин основал журнал «Библиотека для чтения», ставший наиболее популярным
журналом для провинциального читателя. В нем помещались беллетристические
произведения, поэзия, научно- популярные статьи, материалы по сельскому
хозяйству. Смирдин выпустил 3 тома из запланированного десятитомника « Сто
русских литераторов».
К концу 30-х годов все яснее прослеживаются признаки грядущего разорения
Смирдина. Книги, изданные большими тиражами, раскупаются значительно
медленнее, чем необходимо для успешной работы. Тем не менее, Смирдин делает
еще попытку восстановить свое издательство. С 1841 – 1842 гг. появились 3
тома сборника «Русская беседа. Собрание сочинений русских литераторов» с
припиской на титульном листе «Издаваемое в пользу А. Ф. Смирдина». Сборники
не имели успеха. Пытаясь избежать разорения, Смирдин организует книжную
лотерею. Лотерея прошла успешно, но дела поправить не удалось. Вторая
лотерея не могла остановить приближавшегося разорения.
Во второй половине 40-х гг XIX в. Смирдин делает попытку восстановить
издательство. Было выпущено массовое издание «Полного собрания сочинений
русских авторов» в 1/8 долю листа, ценою по 1 рублю за компактный томик.
Его значение было велико, т.к. ранее дворяне предпочитали в основном
иностранную литературу. За десять лет (1846- 1856) были выпущены собрания
сочинений более 35 авторов – целая библиотека в 70 томов. Он выпускал
газету «Северная пчела». Обремененный долгами, он прекратил свою
деятельность. Его заслуга в том, что он популяризировал русскую литературу
и прививал любовь к чтению у провинциалов. Его дело унаследовал сын.
Роспись лавки Смирдина составлял Анастасевич- к 1857 г. ок. 12 000 кн.,
описана почти вся кн.продукция России с 1814 г.

2.Ценовая политика в книжном деле. Структура цены книжной продукции.
Ценовая политика в системе маркетинга - определение конкретной цены на
товар, на основе выбранной методики ценообразования.
Методика ценообразования:
1.Постановка задач ценообразования (выживание, получение макс. прибыли,
лидерство на рынке, лидер по качеству);
2.Анализ спроса (зависит от потребности в товаре, доходах порт-ля, цены,
цены аналогичного товара, мнения пок-ля);
3.Анализ собственных издержек обращения (цена должна соответствовать
обществ. Затратам);
4.Аанализ цен товаров конкурентов;
5.Выбор метода ценообразования ИО+ТН, получение целевой прибыли, метод
ощущаемой ценности товара);
6.Установление окончательной цены (психологич. восприятие цены, ценовой
образ фирмы, реакция со стороны опт., транспортных фирм и др.).
Цена - в первую очередь это себестимость +Учитываются все затраты на
производство товара и прямые и косвенные(затраты + налоги), накладные
расходы (транспорт, хранение).
Необходимо учесть торговую наценку и скидку для оптовиков. Маркетинг
(изучение потребностей населения) – диктует свои цены.
В процессе товародвижения цена меняется: издательская-оптовая-розничная.
Структура цены – структурное соглашение между образующими ее элементами.

Билет 5
1. Издательская деятельность А.Ф.Маркса
Года жизни – 1838 – 1904 гг.
Родился Адольф Федорович в Германии в семье фабриканта. В 1859 г. по
приглашению Битепажа переехал в Россию ( до этого работал приказчиком в
известной книжной торговле Гиршвальда). Проработав ок. 5 лет у Битепажа,
перешел работать к М. О. Вольфу, а в 1870 г. получил разрешение на издание
массового еженедельного журнала для семейного чтения – «Нива», подписаться
на который была масса желающих. По всей широте программы журнала.
Включающей исторические очерки, биографии знаменитых людей, описание
путешествий, стран и городов, популярные статьи по науке и искусству,
медицинские советы. А в 1879 г. он с разрешения Министерства внутренних дел
начал выпускать бесплатные приложения к «Ниве» – картины, портреты,
календари и т.д. Тираж журнала достиг невиданной цифры – 250 тыс. экз., и
Марксу пришлось обзавестись типографией, самой крупной в то время.
Увеличивая тиражи изданий, Маркс имел возможность снижать цены на книги и
успешно конкурировал с другими издательствами. Издавал журнал «Парижские
моды» в приложении печатался литературный материал, календари и плакаты.
В числе наиболее известных изданий фирмы – выпущенные в качестве приложений
собрания сочинений В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Грибоедова, Н.
В. Гоголя, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. С.
Лескоа, А. П. Чехова и др. Он доводит ставки гонораров до 1000р. У него
печатаются лучшие авторы: Майков, Фет, Полоцкий, он печатает повести
Гнедича, «Гутаперчивый мальчик» Григоровича. Его издания печатались на
плохой бумаге, но очень большим тиражом. Он издавал атласы и издания по
естественным наукам, подарочные издания.«Потерянный рай» Мильтона вызвал
огромный интерес в Питере, это было роскошное издание с иллюстрациями Доре.
Он издавал альбомы с картинами русских художников. Наряду с книгами
выпускал картографические издания, например «Большой всемирный настольный
атлас», «Всеобщий географический и статистический карманный атлас» и др. В
провинции классиков стали читать благодаря Марксу. Он впервые напечатал
«Воскресенье» Толстого. Умер он в 1904г. Его жена продала его бизнес Сытину
за миллион рублей. У Маркса было крупнейшее универсальное изд-во в России,
«Нива»-наиболее поп. ж-л.

2. Историко-книговедческий анализ и его роль в ценообразовании на
букинистическую книгу.
Это комплексное изучение книги как исторического факта. Историко-
книговедческий анализ – это метод, с помощью которого изучают только
антикварную книгу. Цель: установление букинистической редкости книги для
того, чтобы установить современную продажную цену. Букинистическая редкость
– это частота или вероятность попадания книги на букинистический рынок.
Каждый букинист, занимающийся оценкой книг, покупаемых у населения, по
существу пользуется приемами и-к. анализа. Историко-книговедческий анализ
включает:
1.Изучение общих условий создания книги с привлечением дополнительных
материалов (справочников).
2.Исследование товарных свойств и качеств книги: семантических и
перцептивных, включая ОБК (особые букинистические качества).
3.Изучение результатов распространения книги в обществе.
4.Установление букинистической редкости. Редкость моральная (связанная с
содержанием) чаще всего представляет сегодня интерес для потребителей,
редкость физическая (связанная с уничтожением книги). Есть Абсолютная
редкость (тиражная) и Относительная (экземплярная). Абсолютная имеет 4
показателя:
1.Все книги до 1725(до смерти Петра1). Они все зафиксированы в каталогах.
2.Тиражный признак (крошечный тираж). Помещик Струйский издал свои опусы
тиражом 7-8 экземпляров в цельнокожанном переплете на дорогой бумаге.
3.Особое художественно-полиграфическое оформление. Басни Крылова (2,5 х 2
см, серебряный шрифт, кожаный переплет, середины 19 века). Уникальное
издание.
4.Особое общественное значение (издание, характеризующее начало какого-либо
периода). Первые издания Маркса, Энгельса.
Структура цены в букинистической торговле: Покупная цена (по ней магазин
рассчитывается со сдатчиком), Торговая надбавка(полностью идет в доход
магазина), Новая продажная цена.
Функция букинистической цены состоит в распределении и перераспределении
общественных и личных фондов потребления. ИКА состоит из 13 этапов,
определение: 1.Жанра произведения и типа издания.2.Особенности тематики
произведений и группы изданий в которых эта тематика реализуется.
3.Обстоятельства издания данной книги.4.Особенности авторского исполнения.
5.Особенности текстологической и авторской обработки.6.Справочный и научный
аппарат. 7. Тираж. 8.Формат и объем. 9. Графические особенности текста
книги. 10 Особенности художественного оформления. 11. Признаки
полиграфического оформления. 12 Торговые признаки (штампы, прежние цены),
13. Владельческие признаки (надписи, степень изношенности).



Билет 6
1.Крупнейший русский издатель И.Д.Сытин
Самый крупный русский издатель Иван Дмитриевич Сытин (1851 – 1934), выходец
из крестьян, в 1866 г. поступил в лубочную лавку московского купца П. Н.
Шарапова.
В 1876г. открыл маленькую литографию на Воронухиной горе, около
Дорогомиловского моста и печатал лубочные картинки. Картинки из
издательства рисовали известные художники В. В. Верещагин, В. М. Васнецов и
др. Качество лубочных картинок Сытина было значительно выше, чем у других
издателей. В год выпускалось свыше 50 млн. картин. Сюжеты были различными:
портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням,
картинки на религиозные темы, бытовые и сатирические сюжеты. Цена лубочных
картин была предельно низкой. С. умело работал с офенями, предоставлял им
долгосрочные кредиты, сам занимался подбором ассортимента и это сыграло
немалую роль в привлечении своего покупателя.
С 1890 г. Сытин начал выпускать календари: «Общенародный календарь», за ним
«Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий» и др.
тиражи доходили до 6 млн. в год. Сытинский календарь представлял собой
универсальную справочную книгу для народа, эти календари стали своеобразной
энциклопедией для народа – доступной и дешевой.
Издатель учитывал интересы широкого круга читателей. Выпускались учебники и
учебные пособия (для нач. школы), научно-популярные книги (серия
«Библиотека для самообразования»), детская литература, практические
руководства для крестьян и религиозная литература. В период 1910 – 1915 гг.
Сытин выпускает несколько многотомных изданий: «Народная энциклопедия
научных и прикладных знаний» (т. 1 –14, 1910 –1912); «Отечественная война и
русское общество. 1812 –1912» (т. 1 –7, 1911 –1912); «Военная энциклопедия»
(т. 1–10, 1913 – 1914) и др. Важную роль в просвещении народа сыграли
массовые издания собраний сочинений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н.
Толстого, А. П. Чехова и др.
В 1916 г. издатель приобрел большинство паев издательства А. Ф. Маркса, в
том числе популярный журнал «Нива». Издавал газету «Русское слово» (1897 –
1917), журналы «Вокруг света» (1891 – 1917), «Искры» (1901 – 1916),
«Хирургия» (1897 – 1898) и др. Сытину принадлежали 2 самые крупные
типографии в Москве, оборудованные первоклассной техникой, - книжная и
газетная, а также ряд книжных магазинов в различных городах. Предприятие
Сытина было самым крупным в России. Каждая четвертая книга, выходившая в
стране, печаталась в его типографиях. После революции 1917 он остался в
России и годы Нэпа открыл свое дело.

2. Сущность коммерческой деятельности в книжном деле. Факторы,
способствующие предпринимательской деятельности.
Книга это товар особого рода. Специфика книги-товара: сугубо
индивидуализирована, имеет целевое назначение. Ее износ не подразумевает
утилизацию. Меновая и потребительная стоимость кн. Качество кн. имеет
условное обозначение.
Уникальна фигура автора. Коммерческая деятельность в книжном деле – это
посредничество между автором и покупателем.
Особенности рынка:
1. Экономические условия (конъюнктура, спрос). 2. Материально-техническая
база. 3. Политическая обстановка (т.к. книга –
носитель идеологии).
2. Социальные условия (грамотность).
Книжный рынок сегментирован. Сегменты рынка имеют жанровую и тематическую
направленность.
1. Инф. обеспечение КД. 2. Определение потребности в книге. 3. Выбор форм и
методов продажи, партнеров и каналов распр-я. 4. Рекламно-пропагандистская
работа. 5. Оказание услуг.

Билет 7
1.НЭП в книжном деле.
В марте 1921 г. на X съезде партии большевиков был принят план новой
экономической политики, целью которой являлось создание экономической базы
социализма, товарно- денежная реформа обмена,хозяйственный расчет, рынок,
торговля. На практике это привело к ликвидации государственной монополии в
среднем звене и торговле, в сфере обслуживания.
НЭП в книжном деле страны начался с ослабления политического контроля над
изданием и распространением печатной продукции. В первую очередь вопрос
коснулся свободной продажи книг, пришедшей на смену распределительной
политике «военного коммунизма». 28 ноября 1921 года была восстановлена
платность изданий.
В сфере книгоиздания была допущена частнопредпринимательская деятельность.
НЭП была направлена на восстановление полиграфической промышленности,
увеличение объема печатной продукции, издаваемой государственными
издательствами при участии частных предпринимателей. Но гос. предприятия
находились в более выгодных условиях финансирования и кредитования, что
позволяло обеспечить бесперебойное производство независимо от последующего
сбыта. Постепенно это привело к «книжному голоду».
В критическом состоянии находилась и полиграфическая промышленность, парк
полиграфических машин разрушен. Наиболее приемлемый путь для подъема
полиграфии состоял в укрупнении предприятий и создании трестов. В 1922 г. в
Москве возник полиграфический трест – Мосполиграфтрест, объединивший 6
типографий. Затем возник трест в Петрограде. В провинциальных городах
прижилась иная форма – аренда, а в некоторых случаях передача типографий в
частные руки. Государственное управление отраслью осуществлял
Полиграфический отдел ВСНХ, которому были предоставлены неограниченные
возможности. В эти годы началось создание полиграфических предприятий в
республиках: в 1922 г. построены типографии в Узбекистане, Азербайджане. В
1926 – 1927 гг. был сооружен полиграфический комбинат – типография газеты
«Известия».
Но состояние полиграфической промышленности зависело от состояния
бумагоделательной промышленности. В стране остро встал вопрос о нехватке
бумаги («бумажный кризис») в марте 1926 г. была подписана конвенция
крупнейших советских издательств, цель которой – ограничить выпуск
продукции, изживая бумажный кризис. 12 декабря 1921 г. А. Д. Цюрупа и Н. П.
Горбунов подписали декрет Совнаркома «О частных издательствах»,
предоставлялись дополнительные права: печатать книги за границей, иметь
склады, типографии, продавать книги… оживление частно- кооперативной
деятельности в начале НЭПа послужило одной из главных причин создания 6
июня 1922 г. Главного управления по делам литературы и
издательств.(Главлит), в обязанности которого входили предварительный
просмотр всех произведений печати, выдача разрешений на право издания
отдельных произведений и т.д. (секретное предписание: «создать для частных
издательств полнейшую невозможность нормальной реализации литературы»).
Ограничения экономического характера влияли на деятельность частных
издательств. В 1930 г. остались единицы частных изд., больш-во прекратили
существование.
16 августа 1921 г. вышло постановление Совнаркома «О порядке издания
учебников». Исключительные полномочия в издании учебников предоставлялись
Госиздату. И принято постановление Коллегии Наркомпроса, в соответствии с
которым тем. план каждого издательства утверждался Госиздатом. Параллельно
с Госиздатом работало много партийных , кооперативных и общественных
организаций: самое влиятельное партийное издательство Главполитпросвета –
«Красная новь» (с 1922 г., самая дешевая книга), «Правда», «Прибой»,
«Рабочая Москва» и др.
Из многочисленных ведомственных издательств («Вопросы труда», издат-ва
ВСНХ, Госплана и ЦСУ, «Народное просвещение», «Пролетарский суд»,
«Транспечать», «Финансовое издательство», «Экономическая жизнь»,
«Юридическое издательство») следует выделить изд-во «Новая деревня» (1922),
которое выпускало с/х лит-ру сравнительно высокого качества, уровня
исполнения. В 1920 возникло Гос. издат-во технической литературы
(Гостехиздат)
В нач. 1920-х гг. научные общества и учреждения организовывали свои
издательства.
Специфика НЭПа в книжном деле выражалась:
1. В восстановлении платности произведений печати (замена принципа
распределения принципом свободной торговли)
2. Внедрение строгого хозрасчета.
3. Допуск частного капитала в книжное дело.
Самое крупное государственное издательство перевели на хозрасчет. Если в
первые годы Советской власти издавалась политическая брошюра, то введение
Нэпа положительно отразилось на состоянии книжного бизнеса. Появилось
издательство детской литературы «Радуга».

2.Преимущества и недостатки организационно-правовых форм юридических лиц с
позиции их выбора при организации частного книготоргового предприятия.
Индивидуальные предприятия. (единоличные (Брынцалов) или семейные). У нас в
стране это очень мелкие предприятия, с малой площадью и ассортиментом.
+Преимущества:
1. Близость к покупателям и возможность учесть их спрос. 2. Быстро
реагируют на изменение спроса, проявляют гибкость в ассортиментной
политике. 3. Самый высокий уровень предпринимательской мотивации (работает
на себя).4. Быстро создается.
Недостатки :
- 1. Имеет ограниченные финансовые ресурсы (капитал 1 человека) и
ограниченный масштаб деятельности. 2.Неозможность иметь существенные
ценовые скидки при закупке (маленький объем) 3. Высокая зависимость от
колебаний конъюнктуры рынка 4. Низкий уровень конкурентоспособности.
- Партнерские предприятия (товарищества и общества, с ограниченной и
дополнительной ответственностью (ООО и ОДО)
+Преимущества: 1. Возрастание финансовых возможностей (складочный капитал),
больше масштаб обслуживания и оборот. 2. Распределение функций управления.
3. Солидарная ответственность.
Недостатки - 1. Более низкий уровень мотивации, 2. Меньшая оперативность в
принятии управленческих решений, 3. Возможность внутренних конфликтов.
Корпоративные предприятия (ОАО) Преимущества: 1. Неограниченные финансовые
возможности, 2. Самые высокие возможности в стратегическом плане, 3.
Высокая конкурентноспособность, 4. Удешевление закупок больших партий
товаров, 5. Высокий профессиональный уровень работников.
Недостатки: 1. Сложности управления в связи с несколькими уровнями
организации. 2. Неоперативность реагирования на изменения коньюктуры рынка
из-за больших масштабов, 3. Длительность учреждения. 4. Открытость
информации (доступность конкурентам).
Факторы или этапы выбора организационно-правовой формы предприятия
Факторы общего х-ра,: Выбор масштаба деятельности. Капиталоемкость. Темпы
стратегического развития. Льготы, которые предоставит государство (по
налогам, аренде). Государственное регулирование (ограничение уставного
фонда, ассортимента, объема оборота).
Индивидуальные факторы: Финансовые возможности предпринимателя. Мотивация к
предпринимательской деятельности (тяготеет ли предприниматель к
индивидуальной деятельности или к партнерской). Уровень профессионализма.
Личное отношение к коммерческим рискам.

Билет 8
1.Происхождение и сущность понятия "Библиография". Основные социальные
функции бибилиографии.
В наше время можно с полной определенностью говорить о 4-х основных
периодах в истории библиографии:
I – возникновение в Древней Греции библиографии (V в. до н..э.) как
книгописания, как труда книгописца («библиографа»);
II – возникновение библиографии (XVII – XVIII вв.) как обобщающей науки о
книге и книжном деле (информационной деятельности) (во Франции – «наука о
книге»);
III – возникновение библиографии (конец XIX – нач. XX вв) как особой науки
книговедческого (информационного) цикла;
IV – (современный), осознание библиографии как особой области книжного дела
со своей специфической дисциплиной – библиографоведением.
Именно на современном этапе в нашей стране было введено новое понятие для
обозначения науки о библиографии – «библиографоведение». Впервые оно было
предложено в 1948 г. И. Г. Марковым: «Библиография – это указатели и
справочники, которые имеют своим объектом книги, а библиографическая наука
– это теория создания, оформления и использования библиографических
указателей». Новое обозначение вошло в ГОСТ 16 448 –70 «Библиография.
Термины и определения».но в ГОСТе 7.0 – 84 (3-м) это определение
отсутствовало. ГОСТ 7.0 –99 (ныне) (4-я редакция): «Библиография –
информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и
использование библиографической информации». (у Гречихина: Библиография –
это область информационной деятельности, основной общественной функцией
которой является управление процессом производства, распространения и
использования социальной информации в обществе.).
Есть разные школы и концепции библиографии.
Библиографоведение - это научная дисциплина, изучающая теорию, историю,
методологию, технологию, методику, организационную библиографию.
Определяющей общественной функцией библиографии является управление..
Функции: 1.Учета ( Кн.палата). Государственная библиография, получить
обязательный, описать его, проинформировать.2. Оценка. 3. Рекомендательная.
4. Функция самоуправления (библиография 2й степени) (учет, оценка,
рекомендация библиографической литературы).

2.Коммерческий риск и способы его уменьшения.
Риск – это возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе
реализации планов и использования бюджета предприятия.
Виды риска: производственный, коммерческий, финансовый, кредитный,
инвестиционный и рыночный.
Производственный – риск неисполнения хозяйственных договоров,
непредвиденных затрат, потери имущества.
Коммерческий риск - нереализация закупленных товаров, невыполнение
изменения цен, потери товара, превышение издержек обращения.
Потери от риска: материальные, трудовые, финансовые, специальные виды
потерь.
Страхование риска – передача ответственности за определенные риски
страховой компании.
Основные способы уменьшения риска: -привлечение к разработке
проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов.
-распределение риска между участниками
проекта и его соисполнителей. - резервирование
средств на покрытие непредвиденных расходов.

Диверсификация - одновременное развитие наряду с основной издательской
деятельностью других направлений деятельности, не связанных с ней.
Риски существуют объективно (невозможно учесть все факторы - это закон
конъюнктуры).
Степень риска зависит от суммы вложенных средств.
В книжном производстве риск может выражаться в недостатке результата,
непредвиденных затратах, невозможности расплатиться за кредит,
недостаточной информации о партнерах, о рынке.

Билет 9
1.Библиографическая запись и система библиографических пособий.
БЗ
описание аннотация реферат

Б. пособие:
б. список б. указатель б. обзор
Б. запись – фиксированное, закрепленное библиографическое сообщение. Или:
исторически сложившаяся форма воспроизведения библиографической информации.
Виды:
1. Библиографическое описание (ГОСТ 7.1-84 «Б. описание документа»:
идентифицирует данную книгу, произведение, документ, издание, их части в
целом среди других, всего накопленного в мире массива документальной
информации). Монографич., сводное, аналитич., объединенное (краткое,
расширенное, полное) + Б.ссылка – кр. описание
рассматриваемого/упоминаемого док-та.
2. Аннотация – единичный жанр библиографической записи, отражающий
необходимый минимум библиографической информации в целях идентификации
содержания книги, ее части, отдельной совокупности произведений,
документов, изданий. Общая, аналитич., справ., рекомендат., оценочная,
сводная (групповая).
3. Реферат - единичный жанр библиографической записи, отражающий
необходимый минимум библиографической информации в целях идентификации
новизны, ценности и полезности содержания книги, ее части, отдельной
совокупности произведений, документов, изданий. Индикативный,
фактографический, оценочный, рекомендат., сводный. (ГОСТ 7. 9
– 95 «Реферат и аннотация»).
Все виды сводятся в библиографическое пособие.
Библиографическое пособие (ГОСТ 7. 0-90) – это упорядоченное множество
библиографических сообщений или записей, отражающее содержание
библиографируемых документов в соответствии с жанровыми особенностями и
поставленной задачей информационного управления..
Основные виды биб.записей :
- Б. список - библиографическое пособие перечислительного характера, в
котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо
признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т. п.), обычно
сопровождает произведение, документ, издание.
- Б. указатель - биб. пособие перечислительного характера, в котором
библиографические записи систематизированы по нескольким признакам, обыно
существует самостоятельно. 17 видов по ГОСТ 7.0-99).
- Б. обзор – б. пособие, включающее б. информацию как результат логической
переработки содержания определеннного множества произведений, документов,
изданий в целях получения необходимых выводов о состоянии и возможных
путях информационного решения соответствующей проблемы. Статист.,
критич./оцен., рекомендат.
- Б. справка – ответ на разовый запрос (тематич., уточняющая, адресная).

2. Понятие и сущность менеджмента.
Менеджмент – это управление хозяйственной деятельностью – умение добиваться
поставленных целей, используя труд, мотивы поведения, интеллект других
людей..
Бизнес менеджмент – управление группой людей.
Менеджмент предполагает управление в условиях рыночной экономики. Это:
- ориентация фирмы на спрос и потребности рынка, запросы потребителя,
организация производства технологических видов продукции, которая может
принести прибыль;
- постоянное стремление к эффективному производству.
- хозяйственная самостоятельность, свобода в принятии решений.
- постоянная корректировка целей и программ в условиях рынка, где конечный
результат деятельности фирмы определяется на рынке в процессе обмена.
- Необходимость использования современной информационной базы для принятия
обоснованного решения.
Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности,
направленный на достижение определенных целей, в ходе любой хозяйственной
деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального
использования материальных и трудовых ресурсов, с применением принципов,
методов и функций экономического механизма менеджмента.
Менеджмент предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности
специалиста – менеджера. И в качестве объекта – хозяйственную деятельность
фирмы в целом или какую-то ее часть. Задача менеджера – достичь слаженной
деятельности, менеджер – это управляющий, не зависимо от уровня управления,
профессиональной подготовки.
Менеджер может быть собственником и наемным работником.
Под хозяйственной деятельностью понимается деятельность фирмы в любой
отрасли экономики, в любой сфере деятельности (производство, сбыт,
финансы), если эта деятельность направлена на получение прибыли.
Управление осуществляется с учетом потенциальных возможностей фирмы и ее
обеспечения необходимыми ресурсами. Рациональное использование материальных
ресурсов предполагает достижение цели при минимуме затрат и максимальной
эффективности. Экономический механизм менеджмента обусловлен хозяйственной
деятельностью фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности
определяются на рынке.

Билет 10
1.Современные универсальные библиографические классификации.
К их числу относятся прежде всего УДК, имеющая международный характер, и
Библиотечно- библиографическая (ББК), используемая сейчас в масштабах
только в нашей стране. Их индексы, согласно ГОСТ 7. 4 – 98, проставляются
на обороте титульного листа в левом верхнем углу. Кроме того, используется
Государственный рубрикатор научно-технической информации.
4 библиотеки работают по классификации Дьюи. Современные классификации –
комбинированные, построение иерархическое.
УДК – универсальная десятичная классификация. (разработана Полем Отли и
Анри Лафонтеном на основе классификации Дьюи). По своей структуре
классификация состоит из 3-х основных частей: основного ряда, системы
типовых делений или определителей (указатели языка и др. доп. информация) и
алфавитно-предметного указателя (со второго издания называется
«относительный указатель»). УБК содержит 10 основных разделов, которые
имеют 10 подразделов и т.д. Центр УДК – ВИНИТИ (Всероссийский институт
научной и технической информации). УДК используется в государственной
библиографии и в книжной торговле. ГОСТ 7.4-95 «Издания, выходные сведения»
ББК - библиотечная классификация разработана в 40х гг. Шамуриным для
библиотек. Структуру ББК составляют: основные таблицы, таблицы общих и
специальных типовых делений, алфавитно-предметный указатель. Их сочетание
образует развернутые таблицы. С учетом прикладного характера классификации
и ее идеологической направленности исходная группировка (природа, общество,
мышление) дифференцирована на 6 основных групп: 1) марксизм-ленинизм; 2)
природа и науки о природе; 3) техника, сельское хозяйство, медицина; 4)
общество и науки об обществе; 5) мышление и науки о мышлении; 6) литература
универсального содержания. В таблицах ББК для массовых библиотек эти группы
образуют основной (первый) ряд делений. В таблицах для научных библиотек
основной ряд обозначен прописными буквами русского алфавита, для массовых
библиотек – арабскими цифрами. Работа по совершенствованию ББК ведется в
РГБ.

2.Особые ( специальные ) виды букинистического ассортимента.
Букинистический ассортимент можно классифицировать по хронологическому
признаку. Например: в Петровскую эпоху появилась гравюра, оглавление,
титульный лист. Хронотипической классификацией бук.книги называется такая
товарная группировка изданий, в которой книги получают свое
классификационное место в зависимости от времени их издания. Согласно этой
классификации бук.книги делятся на антикварные книги (год изд.1564-1850),
старые книги (год изд.1851-1945) и подержанные книги (с 1946).

По типо-видовой классификации книги выдкляют группу особых, специальных
видов ассортимента (по типам и видам):
1. Рукописная книга.
2. Факсимильные издания
3. Библиофильские издания (издания для коллекционеров, изданные маленьким
тиражом)
4. Рекомплекты
5. Псевдоиздания.
Они выделяются потому, что в ассортименте новой сети их нет или они требуют
очень пристального внимания товароведов, продавцов букинистичеких
магазинов, с ними надо работать: особая реклама, поиск покупателя.
Библиофильские издания очень дороги, нужно искать своего покупателя,
проводить особые рекламные акции. Они имеют особый, необычный переплет,
формат, маленький тираж, необычные приметы.
Факсимильные издания – это копии уже вышедших книг: 1.Собственно копии
редчайших памятников старины;
2. .Репринты (частичные копии). Копируют текст, но не переплет, формат,
пятна на бумаге. Для репринта берутся книги недавнего прошлого, но
исчезнувшие с рынка. Например: записные книжки Блока, там важно содержание,
но не переплет.
Это делают фото способом. Издания дороги в техническом исполнении. Чем
ближе к оригиналу, тем дороже.
Рекомплект – под одним переплетом оказываются несколько книг (создают
владельцы): Конволют – издания вышедшие в разное время и не связанные между
собой («Слово о полку Игореве» было найдено Мусиным-Пушкиным в конволюте).
Алигат – объединяются составные части одного произведения, но вышедшие в
разное время (10 глав «Евгения Онегина», выпущенные за 7 лет) Подшивка –
периодика.
Псевдоиздания – ложные произведения: Литературные мистификации (неправда
касается содержания книги либо автора: Козьма Прутков, Гомер, Некрасов
издавался как Барбье – французский поэт 14 века);
Издательские подделки (подделка формы книги):
Ряженые книги (чтоб избежать цензурного гонения). Старообрядческие книги:
либо другой автор, другие выходные данные, у залежавшегося тиража меняли
титульный лист, писали издание 15-е чтоб лучше продалось.
Культурно-просветительские подделки - купец 19в. Бардин с маньякальным
упорством 5 раз подделывал «Слово о полку Игореве» и бумагу и переплет, и
пятна от свечи.


Билет 11
1.Издательская и книготорговая библиография в зарубежных странах.
Современное состояние информационно-библиографического обеспечения книжного
рынка: харак-ка и проблемы.
Отличит. особ--тью совр. систем издательской и книготорг. б-ии явл. их
существование в двух уровнях, первый из которых условно можно назвать
«общенациональным», а второй – «фирменным», что определяется принципами
охвата отражаемых документов. I уров. Представлен библ. ук-лями, отраж. всю
совокупность печатных изданий и других видов док-тов, намеченных к выпуску
и имеющихся в продаже. В большинстве стран материалы этого уровня
открываются национальными текущими и библиографическими указателями,
информация которых широко используется в издательском деле и книжной
торговле. Такими изданиями в Великобритании явл «Британская национальная
библиография», во Франции – «Национальная библиография Франции», в Германии
– «Немецкая национальная библиография», в Австрии – «Австрийская
библиография» и т.д. Вторая группа – библиографические издания, выпускаемые
национальными обществами издателей и книготорговцев или отдельными
издательскими фирмами. Эти материалы характеризуются общенациональным
принципом охвата документов (перспективных, наличных, распроданных) в
границах одного государства.
Великобритания.
История нац. б-ии Англии ведет свое начало с библ. ук-лей Дж. Леленда и Дж.
Бейла. Первый из них подготовил в 1545 г. «Комментарии о британских
писателях», в которых им были отражены рукописные и печатные книги англ.
авторов, представленные в виде биобибл. очерков. Продолжением
«Комментариев...» стал «Перечень знаменитых писателей Великой Британии, то
есть Англии. Камбрии (Уэльса) и Шотландии… - до 1548 г.», составл. Дж.
Бейлом. Весь материал расположен в едином хронол. ряду.
Первым чисто библ. трудом обычно называют «Каталог английских печатных
книг»(1595 г., Э. Монселл). Книготорговый характер библ.ук-лей на
протяжении всех последующих веков определял развитие НБ Великобритании. В
1663 г. был принят 1-й закон об обязат. экз-ре, согласно кот. типографы и
издатели обязаны были три экземпляра своих тиражей направлять в библиотеки:
Бодлеанскую, Королевскую и Кембриджского университета. Особое место в
развитии и формировании НБ принадлежит Семпсону Лоу (S. Low) и Джозефу
Уайтекеру (J.Whitaker). Книгоиздатель и книготорговец С. Лоу в 1837 г.
основал ж-л «Циркуляр издателей» (The Publishers' circular»), выходивший
первоначально раз в две недели, а с 1891 г. - каждую неделю. Содержание
журнала – издат. и книготорг. хроника, а постоянный библ. раздел - «Кн. за
2 недели», затем «Кн. за неделю», материал кот. кумулировался в ежемесячные
и ежегодные сводки. В 1858 г. - первый № ж-ла «Книготорговец»
(«Bookseller») книгоиздателя Дж. Уайтекера, вып. сначала ежемесячно, а с
1909 г. - еженедельно. Постоянным разделом ж-ла стал раздел «Кн. за
неделю», инф. о новинках кн. рынка Великобритании. С 1965 г.- ежегодн. ук-
ль «Книги в продаже» («Books in print»). Совр. название ката-лога:
«Уайтекеровские Книги в продаже». Т.о., ком-пания Дж. Уайтекера и фирма С.
Лоу организовали библ. учет нац. печатной продукции, выпуская текущие
еженедельные ук-ли и ежегодные сводки. 1950 г. -«Британской нац. библ-ия»
(1949 г.- Совет Британской нац. б-ии) Таким образом, ««впервые за всю
историю английской НБ появился указатель, составленный на основе материалов
Бюро авторского права Библиотеки Британского музея, куда поступали
обязательные экземпляры различных изданий. Существование трех библ. систем
- «БНБ», изданий фирмы «J. Whitaker and Sons Ltd.», а также «Циркуляра
издателей» и «Английского каталога книг» Ассоциации издателей, в
определенной мере дублировавших друг друга, было логически неоправданным.
Поэтому в 1969 г. Ассоциация издателей прекратила выпуск своих
библиографических изданий, и на информац. рынке остались две системы, четко
разделившие сферы своего действия. Компания Дж. Уайтекера обеспечивает
библ. инф-цией всех издателей и книготорговцев, создав систему англ. «нац.
книготорг. б-ии»,а Совет Брит. нац. библ-ии стал НБА страны со всеми
присущими ему ф-циями. Его гл. задача – текущий учет всей выходящей на
территории страны печатной продукции и др. видов документов независимо от
способа распространения и реализации. В наст. время «БНБ» выпускается одним
из трех основных подразделений Брит. б-ки - Библиографическими службами. В
еженедельных выпусках «БНБ» отражаются книги и сериальные издания. В первой
части ук-ля представлены библ. описания не только вышедших, но и согласно
программе CIP намеченных к изданию док-тов. Сами записи располагаются по
классификации Дьюи, а в описаниях после цены приводится CIP. Во второй
части ук-ля описания расп. в алфавите фамилий авторов, заглавий и
предметных рубрик. В посл. № каждого месяца помещается «Compass Index» -
предметный ук-ль всех официально зарегистрированных Библ. службами за
прошедший период док-тов. В течение года выходят три кумулятивных ук-ля,
последний из кот. годовой. С 1971 г. подготовка BNB полностью автоматизи-
рована, а ее инф-я явл. основой Британской библотечной автоматизированной
инф. службы.

2. Маркетинговые исследования , их роль и место в системе маркетинговой
информации.
Специфика рыночной эк-ки требует от предприятий проведения анализа
протекающих на рынке процессов, чтобы обеспечить эффективное использование
ресурсов и удовлетворение потебит требований. Чтобы принять оптимальное
управленческое решение в условиях жесткой конкурентной борьбы, предприятию
нужно располагать огромным объемом коммерческой информации.
Маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор,
обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта,
ранка продукта, системы ценообразования, каналов распределения, методов и
приемов сбыта, мер стимулирования сбыта, рекламы и т.п.
Этапы исследования:
1) Составление программы иссл-я.
2) Подготовка проекта иссл-я.
3) Метод иссл-я.
Вторичное и. – данные не были собраны специально (Кн.Палата). Первичные и.:
поисковое (ничего не нашли во вторичном и.), описательное (портрет пок-ля –
наблюдение, опрос), каузальное (эксперимент по гипотезе).
4) Выборка: случайная, псевдослучайная (кажд.20-й),
стратификационная (делим ген.совокупность на группы), целевая
(исследователь сам выбирает респондентов). Генеральная совокупность –
все люди, мнение которых важно.
5) Разработка инструментария опроса
6) Обработка получ.инф-ции
7) Подготовка отчета
Результаты оформляются в виде отчета и используются для: а)
стратегического и текущего планирования; б) экономической и социальной
деятельности предприятия; в) установления качества продукции; г)
определение объемов производства, экспорт; д) определение стратегии,
тактики, методов стимулиорвания проса; е) оценка эффективности предприятия.
Анализ и оценка намеченных к производству изданий с точки зрения
показателей спроса на них (определяется именно платежеспособная
потребность). Определение спроса и размеров рынка включает в себя оценку
величины и структуру текущего действительного спроса и перспективную оценку
на рынке.
Важно определить продолжительность жизненного цикла изданий – от
замысла до начала насыщения рынка. Необходимо пересматривать стратегию
издательства в соотвествии с фазами цикла: 1.Фаза внедрения и развития
2.Фаза роста 3.Фаза насыщения 4.Фаза спада 5.Товарные остатки. Держать
товар в 3-ей фазе!
Характеристика особенностей коммерческой деятельности опирается на
анализ конкурентов, изучение возможных покупателей и анализ торгово-
политической ситуации. Сегментация рынка: жанровая и тематическая
направленность.

Билет 12
1.Энциклопедические издания зарубежных стран (на примере конкретного
издания по выбору)
Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные
сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности,
изложенные в виде кратких статей, расположенных в алфавитном или
систематическом порядке. Современные энциклопедии по содержанию обычно
делят на универсальные (общие), отраслевые и тематические, по расположению
материала – на алфавитные или систематические. В зависимости от объема
энциклопедии условно подразделяются на настольные (1-4тома), малые (10-12)
и большие. Содержание энц. Составляют статьи-отсылки, статьи-толкования,
статьи- справки, статьи-обзоры. Важной характеристикой энциклопедии
является ее структура

Новинки рефератов ::

Реферат: Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад) (Музыка)


Реферат: Идеология друидизма (История)


Реферат: Индейцы Америки (История)


Реферат: Коллективизация в Казахстане (История)


Реферат: Кассационная инстанция в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Общая характеристика слабо развитого района. Латинская Америка (География)


Реферат: Жизненный и творческий путь Антона Павловича Чехова (Литература)


Реферат: Подсолнечник (Доклад) (Биология)


Реферат: Регенерация азотной и серной кислоты (Химия)


Реферат: Н.А. Бердяев о характере русского народа (Культурология)


Реферат: П.А. Столыпин - судьба реформатора (История)


Реферат: Закон РФ Об информации, информатизации и защите информации (Право)


Реферат: Становление Советской модели экономического развития индустриализации и коллективизации (История)


Реферат: Коренной перелом в ВОВ (История)


Реферат: Стекло (Химия)


Реферат: Евреи - богоизбранный народ (Религия)


Реферат: Актинобациллезная (гемофилезная) (Сельское хозяйство)


Реферат: Личные права и свободы человека России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Метод комплексного археолого-искусствоведческого анализа могильников (История)


Реферат: Изучение исследуемой площади геолого-съемочных работ (Геология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист