GeoSELECT.ru



Масс-медиа и реклама / Реферат: Правовые нормы и этика Public relations мировой и российский опыт (Масс-медиа и реклама)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовые нормы и этика Public relations мировой и российский опыт (Масс-медиа и реклама)




Курсовая работа на тему:


«Правовые нормы и этика Public relations: мировой и российский опыт »



Содержание:

Введение

Глава 1
Мировой опыт регулирования сферы PR.

Глава 2

Особенности регулирования сферы PR в России.
Заключение


Введение.
Public relations, как и всякие другие сферы профессиональной
деятельности, обусловлены необходимостью соблюдения требований к ним
общества во всем их многообразии.
При осуществлении PR надо учитывать комплекс нормативных положений о
сути, содержании и регулятивных механизмах в PR .
В этот комплекс входят также и сугубо этические критерии, свойственные
PR как самостоятельной деятельности со всеми присущими ей закономерностями
и противоречиями.
Одна из задач государства – в той или иной мере регулировать
деятельность физических и юридических лиц. Не исключение - и PR. То есть
государство должно позаботиться о том, чтобы PR-мероприятия не ущемляли
права и интересы как отдельных граждан, так и общества в целом. А PR-
специалистам, в свою очередь, нужны четкие представления об объеме и
пределах своей профессиональной компетенции.
Следует также отметить, что право и этика взаимосвязаны. Многие
действия, рассматриваемые как неэтичные, также являются и нелегальными.
Однако бывают случаи, когда действие является абсолютно легальным, но
совершенно не этичным, но бывают и ситуации, когда поступок считается
нелегальным, но не противоречит законам этики. Таким образом, принимая
решения о плане действий в конкретной ситуации, PR-специалист должен
проанализировать не только правовые аспекты, но и учесть этические факторы.
Данная курсовая работа призвана решить следующие задачи: рассмотрение
приемов регулирования PR-деятельности в международном масштабе, а также
особенностей регулирования PR в России

Мировой опыт регулирования сферы PR
Правовые нормы.
Вписываясь в общую систему деловых отношений и предпринимательства, PR
прежде всего регламентируется существующими на сей счет правовыми нормами.
Эти нормы охватывают главные направления деятельности PR- предприятия
как субъекта предпринимательства или же подразделения фирмы (организации).
В целом же деятельность в PR определяют следующие условия:
. требования общего законодательства к субъекту право-хозяйственных
отношений;
. положения уставных документов фирмы. Кроме общих обязательных разделов
они должны отражать специфику паблик рилейшнз, иначе эту деятельность
можно будет отождествлять с той же рекламой и тогда возникнут
определенные сложности во взаимоотношениях, скажем, с налоговыми
службами;
. регламенты работы отделов, управлений и других PR структур внутри
фирмы ( организации ) или ведомства. Здесь на основе общих подходов к
PR и управленческих принципов надо предусмотреть права и обязанности
сотрудников и всего подразделения, а также схемы их взаимодействия с
другими звеньями в общей системе фирмы ( ведомства );
. нормативные акты по отдельным смежным сферам. Например, обращаясь к
рекламе или прессе, надо знать их правовые пределы и с учетом этого
планировать свои акции и компании.
Кроме того, в процессе работы PR-специалистам приходится учитывать и
достаточно специфические условия, которые вытекают из характера этой сферы
и объектов ее внимания. Каждый PR-профессионал должен знать
законодательство, которым руководствуется его организация. Например,
специалист, работающий в клинике, должен разбираться в медицинском
законодательстве и сопутствующих правовых нормах. А профессионал,
работающий в определенной отрасли – химической, компьютерной, спортивной, -
должен понимать законодательство данной конкретной области.
После определения всех этих основополагающих условий и хозяйственно-
правовой формы предприятия только и возможна собственно работа. Она в свою
очередь требует соответствующих правовых действий. В частности к ним
относится подготовка соглашений, договоров и прочих документов.
В этой цепочке процедур прежде всего приходится оформлять протоколы о
намерениях к будущему сотрудничеству. В этой связи нужно учитывать, что они
в принципе ни к чему стороны не обязывают и лишь определяют момент, когда
наступают юридические отношения или просто их предваряют в форме
декларации.
В отличие от этих документов, заключаемые сторонами контракты
(договоры) защищены законом и потому обязательны к исполнению и должны быть
надежны. Надежный же договор – это такой документ, который заключен в
интересах фирмы, не нарушает действующее законодательство и обеспечивает
строгое исполнение сторонами обязательств. Для этого необходимо четко
определить цель предстоящей сделки и наиболее важные ее аспекты. Желательно
создать идеальную модель предстоящей операции, а затем, переходя от общего
к частному, разбить ее на этапы и узлы и определить, что и как должно быть
сделано в каждом из них, какие для этого потребуются конкретные шаги, какой
возможен риск и как его избежать. Еще следует узнать о партнере как можно
больше: ознакомиться с учредительными документами и свидетельством о
регистрации его фирмы, обратить внимание на состав учредителей и
акционеров, размер уставного фонда, расположение офиса фирмы, а не
ограничиться так называемым юридическим адресом.
В договоре имеет значение каждая буква, каждая запятая и в нем нельзя
допускать двусмысленности, нечеткости фраз.
Поскольку в предпринимательской практике для получения односторонних
преимуществ, основанных на незнании второй стороной всех юридических
подробностей, встречаются случаи преднамеренного смешения различных
документов (соглашения о конфиденциальности, договора о передачи ноу-хау
или права на использование товарного знака), то их следует предотвратить.
Стоит позаботиться и о защите интеллектуальной собственности,
создаваемой в процессе PR (концепции, исследования, учебные планы). Для
этого рекомендуется каждый такой продукт регистрировать. Или, как минимум,
определять условия использования, тиражирования, передачи третьей стороне.
Порой партнер стремится получить выгоду путем сокращения текста
договора, опуская некоторые важные пункты, чего желательно не делать, ибо
впоследствии могут возникнуть осложнения при решении спорных вопросов. А
передача какой-либо документации без предварительного соглашения приведет к
использованию этой информации при передаче ее третьим лицам. До заключения
договора о конфиденциальности партнеру может быть передана только реклама,
не раскрывающая сущности предмета деятельности.
Наконец, не надо готовить и уж во всяком случае подписывать договора
без юристов. А чтобы эти документы были грамотны и логичны, с их текстами
должны работать редакторы.
Законодательные нормы, охраняющие неприкосновенность личной жизни,
также имеют большое значение для PR-деятельности. Достаточно любопытными
являются те законодательные акты, которые касаются ложных высказываний СМИ.
Когда такая дезинформация относится к публичной фигуре, законодательство
становится курьезным. В целом, неприкосновенность личной жизни обычного
гражданина защищена законом. Однако человек, постоянно находящийся “в свете
рампы”, сталкивается с более сложной проблемой, особенно пытаясь доказать
факт дискредитации личности. Для того чтобы доказать обоснованность такого
обвинения, публичная фигура должна продемонстрировать, что средство
информации преследовало злой умысел. “Злой умысел” в деле о клевете в
отношении такой фигуры означает, что высказывания были опубликованы со
знанием их ложности или с пренебрежением относительно того, что они могли
быть ложными. Доказать это достаточно сложно.
Один из аспектов законодательства, особенно важный для PR-
деятельности, - это законодательные акты об авторских правах и защите,
предлагаемой авторам. Закон об авторских правах предоставляет основную,
автоматическую защиту авторам, если рукопись зарегистрирована в Бюро
регистрации авторских прав или даже опубликована.
Защита авторских прав распространяется на самые разнообразные
категории произведений: литературные произведения; музыкальные
произведения, включая сопроводительный текст; драматические произведения,
включая сопровождающую их музыку; пантомимы и хореографические
представления; художественные, графические и скульптурные работы;
кинофильмы и аудиовизуальные произведения; звуковые записи. Закон об
авторских правах дает их владельцу эксклюзивное право воспроизводить и
уполномочивать других воспроизводить произведения, готовить производные
работы, основанные на авторском материале, и публично демонстрировать
произведение.
Некоторые категории материала не подлежат защите со стороны Закона об
авторских правах. В их число входят названия и короткие лозунги; работы,
полностью состоящие из общедоступного материала или материала, полученного
из общественных источников, таких, как календари, реестры и расписания, а
также тексты выступлений, не зафиксированные на бумаге или на пленке.
Произведения, находящиеся в общедоступном пользовании (материалы, на
которые никогда не было авторского права или оно потеряло свою силу,
материалы не обладающие подлинностью, и тезисы и сюжеты), не могут быть
защищены авторским правом.
Идеи также не защищаются авторским правом. Это означает, что старая
идея в новой упаковке абсолютна разрешена, легальна и даже рекомендуема. На
самом деле в мире существует очень мало новых идей, это просто старые идеи,
по-новому объединенные воедино. Таким образом, PR-специалист не должен
особенно беспокоиться о нарушении Закона об авторских правах при разработке
кампании, программы или подготовке речи в пользу своего клиента.
Интернет создал новое измерение в законодательстве, касающимся свободы
слова. Современное законодательство запрещает компаниям регистрировать
торговые марки, в точности повторяющие уже зарегистрированные, но дело в
том, что захватчики киберпространства часто регистрируют имена, которые
лишь незначительно отличаются от оригинала. Они знают, что те, кто ищет
сайт организации в Интернете, будут использовать для поиска различные
варианты написания наименования фирмы. Затем они либо пытаются продать
имена, либо используют сайты для подрыва деятельности компании. Интернет
заполнен юридическими проблемами. Проблема усложняется еще и тем, что
Интернет меняется ежедневно. Сегодняшнее законодательство может не
соответствовать ситуации или устареть завтра.
Помимо вовлеченности во все эти правовые аспекты, сфера PR сама по
себе стала основываться на юридических контрактах: между агентствами и
клиентами, между работодателями и персоналом, между покупателями и
продавцами. Все контракты – как письменные, так и устные – связывают
стороны определенными обязательствами и должны непременно исполняться.
Совершенно очевидно, что связь межу PR и правом значительно усилится в XXI
веке.


Этические нормы.
Однако, для такой достаточно специфической, доверительной, основанной
на межличностных отношениях и в немалой степени творческой сферы, каковой в
силу различных обстоятельств являются PR, законодательных норм бывает
недостаточно.
Во-первых, не всякий закон способен стать полной гарантией
предотвращения аномальных проявлений в любом профессиональном процессе (
тем более в PR ). Во-вторых, сама эта деятельность возникала и
формировалась ранее, нежели принимались регламентирующие ее правовые нормы.
И в-третьих, никакая нормативная база не «перекроет» все мыслимые в PR
ситуации и всегда при желании кто-то сумеет найти возможность для
недобросовестных действий.
К тому же, в практике PR нередко возникают немалые противоречия между
целью и этичностью средств достижения этой цели; могут быть вопросы и по
поводу самой цели и ее нравственности. Большое значение имеет и степень
доверия клиента и даже общества к PR-структуре и PR в целом. Поэтому PR-
сфера просто не может игнорировать определенные этические нормы.
Как отмечает С.Блэк, PR могут быть успешными только тогда, когда они
основаны на этических нормах и осуществляются честными средствами. В PR
цель никогда не оправдывает использования ложных, вредных или сомнительных
средств. Невозможно использовать PR для поддержки неправого дела. К тому
же, преследуя в конечном итоге открытые, общественно приемлемые цели и
основываясь на точной информации, деятельность в PR должна способствовать
установлению и развитию социальной гармонии.
Как известно, всякие этические нормы складываются из нескольких
элементов.
Прежде всего к ним следует отнести общие, признаваемые в
цивилизованной среде, условия поведения человека независимо от его
профессии.
Затем к кругу норм, принципов и стандартов профессионального поведения
можно отнести все те аспекты, которые увязаны с этикой предпринимательства.
Таких своеобразных «памяток», «заповедей», «кодексов» сейчас появляется
немало, их никто на законодательном уровне не принимал в качестве
рекомендательного и тем более обязательного документа, но отраженные в них
положения представляют немалый интерес; их можно брать во внимание и в PR.
Так что являясь элементом всего предпринимательства как социального
феномена, PR тоже должны учитывать принимаемые в бизнесе этические нормы.
Сама практика предпринимательства показывает острую потребность в
таких регуляторах, ибо рыночные связи во многом основаны на доверии между
партнерами, на их высокой требовательности к себе и другим и в то же время
на чувстве долга. К тому же взаимодействуя друг с другом, предприниматели
формируют не только этику своей корпорации, но и общества. Конечно, этот
процесс должен вестись с учетом правовых норм, но главное в нем все же
этические аспекты, ведь важнейшие принципы делового взаимодействия - это
верность слову и уважительность к партнеру. Если же эти принципы
нарушаются, то деловые контакты и предпринимательские проекты могут быть
прекращены.
К сложностям в деятельности PR и ее оценке, имеющим прямое отношение к
этике, можно отнести и некоторые спорные моменты. Так, по-разному
трактуется проведение PR-компаний для табачных корпораций и производителей
алкогольных напитков. Кодекс этики не запрещает такой деятельности. К тому
же если кто-то из специалистов по этическим соображениям от сотрудничества
с таким бизнесом отказывается, то всегда за выполнение выгодного заказа
берутся другие.
Поэтому в каждой стране Ассоциации PR вырабатывают для себя основные
представления о профессиональной деятельности.
Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы,
имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы,
которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают
приемлемые нормы поведения для профессионалов и сотрудников организации.
Кодексы имеют и такие организации, как общество связей с общественностью
Америки (Public Relations Society of America (PRSA)) и Международная
ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации
(International Association of Business Communicators (IABC)). Кодекс PRSA
следует отметить особо, поскольку он является одним из самых старых
документов подобного рода (его возникновение датируют 1950 г.), оказавшим
наиболее сильное влияние на остальные организации, работающие в сфере
коммуникационной деятельности.
Кодекс PRSA основывался на следующих принципах, которым должны
следовать члены организации: выполнять свои профессиональные обязанности
точно, аккуратно, честно и с пониманием своей ответственности перед
обществом; совершенствовать свои профессиональные знания и навыки
посредством непрерывного образования и исследовательской работы.
Кодекс профессиональных стандартов Общества связей с общественностью
Америки, созданный для регулирования практической деятельности людей,
занятых в этой сфере, был принят в 1950 г., но позднее претерпел ряд
изменений. Пересмотр 1988г. был выполнен на основании Кодекса
Североамериканского совета организаций по связям с общественностью (North
American Public Relations Council (NAPRC)), организации, в которую входят
13 ассоциаций, включая PRSA.
Общество связей с общественностью Америки ( PRSA ) имеет свой
собственный Совет этических и профессиональных стандартов, в задачу
которого входит принятие, рассмотрение и проверка жалоб, касающихся членов
этой организации. Если жалоба обоснована, дело отправляется на рассмотрение
в местный комитет по делам о нарушениях этических и профессиональных
стандартов, в полномочия которого входят сбор свидетельств и выработка
рекомендаций для совета.
Затем результаты расследования сообщаются Совету директоров PRSA,
который и принимает окончательное решение по данному делу. PRSA вправе
исключать, приостанавливать деятельность, выносить порицание, а также
делать выговор любому члену организации, замеченному в нарушении Кодекса.
Однако PRSA не обладает юридическими полномочиями для того, чтобы
воспрепятствовать исключенному члену организации продолжать деятельность в
области связей с общественностью.
Однако даже угроза подвергнуться осуждению со стороны коллег по
профессии является достаточно сильным стимулом для того, чтобы
придерживаться правил, изложенных в Кодексе. Устав PRSA запрещает делать
предметом общественного достояния акции, предпринятые против своих членов,
и потому подобные действия не освещаются в выпусках новостей. И все же
обычно они получают огласку посредством объявлений, которые публикуются в
информационных бюллетенях самого PRSA.
PRSA может поддерживать профессиональную дисциплину только среди
членов своей организации, у него нет юридических полномочий на то, чтобы
подвергать осуждению в связи с профессиональной некомпетентностью
специалистам по связям с общественностью, которые не являются его членами.
Поскольку лишь сравнительно небольшой процент общего числа специалистов по
связям с общественностью в Соединенных Штатах имеют членство PRSA
дисциплинарное значение правил, записанных в Кодексе, вероятно, имеет
меньшее значение, нежели существование Кодекса само по себе.
Практически каждая национальная организация, действующая в области
связей с общественностью, имеет свой кодекс этики, и в случае таких
организаций, как Канадское общество по связям с общественностью (Canadian
Public Relations Society (CPRS)), Южно-Африканский институт связей с
общественностью (Public Relations Institute of Southern Africa (PRISA)),
Австралийский институт связей с общественностью (Public Relations Institute
of Australia (PRIA)), они очень похожи на Кодекс PRSA.
Большинство профессиональных организаций полагает, что принципиальной
задачей кодексов этики является не дисциплинарное принуждение, но
образование и профессиональное информирование – формулировка стандартов
поведения, которые послужат для членов организаций руководством в их
профессиональной деятельности. Данный подход разделяет и Международная
ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации (IABC).
Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой
коммуникации (имеющая в качестве своих членов представителей 52 стран), в
1995-1996 гг. переработала свой этический кодекс. Новый кодекс, включающий
12 статей по содержанию мало отличается от версии 1985 г., но по сравнению
с этой версией главные положения Кодекса были несколько модернизированы.
Также как и старая версия, Кодекс основывается на положениях о том, что
профессиональная коммуникация является не только законной и этичной
деятельностью, но и способствует развитию культурных ценностей и установок.
Кодекс призывает членов Ассоциации быть честными, правдивыми и корректными
в своей профессиональной деятельности.
Имеет свой Кодекс и Европейская Конфедерация PR. Принятый в 1989 году,
Кодекс обязывает каждого практического работника PR уважать принципы,
заложенные во Всеобщей декларации прав человека. Кодекс регламентирует
отношения к клиентам и нанимателям, к общественному мнению и средствам
массовой информации, к коллегам и к самой профессии.
Соблюдение Кодексов этики достаточно жестко контролируется
национальными PR-объединениями. Президенты этих объединений назначают
советы по рассмотрению нарушений этических норм. Существует два вида
наказания за такие нарушения: предупреждение о профессиональном поведении и
исключение из членов Ассоциации. Правда, считается, что многие проступки
случаются непреднамеренно и серьезно не подрывают репутации профессии.
Бывает, что ошибаются и члены советов по этике. Поэтому за наказанным
остается право на апелляцию.
В этику профессионального поведения входят и другие слагаемые, которые
даже не могут быть предусмотрены кодексами.
Вредят делу совместимые обеды, посещения мест развлечения, переход на
неофициальные отношения и вообще считается нецелесообразной близость между
фирмой и ее клиентами. Эти мелкие достижения могут лишить законного и
гораздо большого гонорара.
Так этика PR-бизнеса напрямую связана с его результатом.
Особенности регулирования сферы PR в России.
Правовые нормы.
PR-деятельность в России не имеет своего законодательного акта,
такого, как, например, Федеральный закон “О рекламе”. Принятию подобного
единого нормативного документа, способного в полной мере отразить все
возможные в этой сфере правоотношения, мешает, прежде всего, многогранность
public relations. Для воздействия на общественное мнение используется самый
разнообразный инструментарий – от информационного сообщения в средствах
массовой информации до убеждения отдельных лиц в приватной беседе. Этот
набор ничем не ограничен и зависит лишь от творческой инициативы
специалистов. Нередко применяются и нетрадиционные технологии.
Но это не означает, что правовое поле PR-действий не очерчено в других
государственных нормативных актах.
В России каждый работник сферы PR должен знать :
1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И
одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные
сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях,
предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция
Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических
лиц “свободно искать, получать, передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом ”.
При этом Федеральный закон “О государственной тайне” содержит большой
перечень сведений, сбор и распространение которых запрещены. Несомненно
информация о привычках, увлечениях, вкусах топ-менеджеров сторонних
организаций может и должна использоваться в ходе переговоров, организации
презентаций, лоббировании, других PR-мероприятий. Но и в этом случае
законодатели предусмотрели ограничения. Так Законом «Об информации,
информатизации и защите информации» не допускаются сбор, хранение,
использование и распространение информации о частной жизни, а равно
информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического
лица без его согласия кроме как на основании судебного решения.
2. Закон “О рекламе”
Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую
роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении
товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако
Федеральный закон “О рекламе” четко оговаривает правомерность
использования, в частности детских образов. Они могут присутствовать в
рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются
производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних.
PR-специалисты, для которых реклама также является одним из рабочих
инструментов, зачастую не ведают о положениях рекламного законодательства.
3. Закон “Об авторском праве и смежных правах”.
Не лучше обстоят дела и со знанием авторских прав. Немногим известно,
что пресс-релизы, статьи, доклады, слоганы, сценарии видеороликов, тексты
радиосообщений и т. п. являются произведениями, охраняемыми Законом “Об
авторском праве и смежных правах”. Если они создаются сотрудниками в
порядке выполнения служебных обязанностей, то исключительные права на их
использование принадлежат работодателю, а личные неимущественные права
остаются у творца. Кроме того, по закону создатель служебного произведения
имеет право на вознаграждение, если иное не оговорено в договоре с
работодателем. Большой урон может понести организация, если в договор со
сторонним автором ее PR-специалист не включит пункт о передаче первым всех
или части исключительных прав на использование произведения. Может
случиться, что после размещения рекламы своей фирмы, он через некоторое
время увидит такую же, но у другой компании.
4. Закон “О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения
товаров”.
5. В PR-сфере важны все аспекты, в том числе и способ придания
индивидуальности организации, ее товарам и услугам. Здесь не обойтись без
привлекательного, хорошо запоминающегося фирменного знака. На первый
взгляд кажется, что все тут во власти дизайнера. Однако Федеральный Закон
“О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения
товаров” содержит ряд правовых норм, запрещающих использование знаков
аналогичных запатентованным. Следовательно, прежде чем запустить тот или
иной фирменный знак в деловой оборот, необходимо проверить его на
патентную чистоту.
Это лишь малая доля правовых норм непосредственно определяющих рамки
тех или иных PR-действий. Большое число норм права содержится в других
законах Российской Федерации, имеющих межотраслевой характер: “О
сертификации продукции и услуг”, “О предприятиях и предпринимательской
деятельности”, “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках” и др.
Некоторые PR-специалисты уповают на то, что при возникновении правовых
коллизий они могут обратиться к корпоративному или стороннему юристу.
Однако правоведов, способных оказать квалифицированную помощь в решении
всех вопросов, возникновение которых вероятно в процессе многогранной PR-
деятельности, в России пока немного. Кроме того незнание законов может
привести к тому, что PR-специалист и не заметит, как нарушит какую-либо
правовую норму и окажется, что консультироваться поздно. Поэтому так важно
знание основ правового регулирования PR в Российской Федерации для
практиков отрасли.

Этика PR.
В современной России практика PR ведется в двух направлениях:
встречаются примеры как этичного, так и неэтичного поведения PR-
специалистов. Рассмотрим вначале проблемные моменты в деятельности PR-
агентств.
Говоря о месте этики в PR необходимо разделять этику PR-кампании (это
понятие включает смысловое содержание и методы проведения такой кампании) и
этику взаимодействия между различными PR- агентствами и специалистами в
данной области.
Профессиональная этика в сфере PR – понятие, к сожалению, зачастую
неведомое многим так называемым специалистам в данной области.
Часть представителей пиаровского бизнеса изначально нацелены на
критику деятельности собственных коллег. При знакомстве, например, с планом
работы конкурента (вне зависимости от его качества) они обычно
безапелляционно заявляют, что тот не годится. Далее обязательно следует
(далеко не всегда высказываемое открыто, однако откровенно подразумеваемое)
пожелание следующего свойства: вот если бы заказ был сделан мне, то
качество документа, не говоря уже о самой PR-кампании, было бы несравненно
выше. Иметь дело с такими людьми, какова бы не была их квалификация, крайне
неприятно, и сегодня это понимают все большее число заказчиков.
В принципе, в современной России уже сформировался относительно
стабильный рынок PR-услуг. Есть потребители, которые постоянно работают с
конкретными агентствами. Однако время от времени на этом рынке появляется
новый игрок, который то ли с помощью демпинговых скидок, то ли за счет иных
аргументов «перехватывает» выгодного заказчика. Такие случаи знакомы всем
профессионалам в области PR. Об этике в подобной ситуации вспоминают почему-
то не все, хотя она каждый раз ощутимо присутствует.
Безусловно, каждый клиент имеет право на выбор, а исполнитель – на
участие в справедливой конкурентной борьбе. Все это вполне соответствует
принципам.
В то же время подобная борьба должна вестись в рамках строго
определенных правил, которые каждому PR следовало бы признавать хоть и не
писаными, но желательными и даже обязательными для соблюдения в рамках
внутрикорпоративных взаимоотношений.
Один из наиболее актуальных вопросов в этом плане – демпинговые цены.
Практика показывает, что в России есть немало PR-структур, которые
искусственно занижают стоимость своих услуг, рассчитывая таким образом
отбить клиентов у своих более консервативных коллег.
К сожалению, на рынке PR-услуг встречаются и такие явления, как
наветы, информационные войны, а также прочие проявления так называемого
черного PR. Подобные виды конкурентной борьбы отличают голословность,
отсутствие видимых причин столкновения, активное использование средств
массовой информации. В частности, известны факты, когда соответствующие
статьи, заранее оплаченные заказчиками из числа сотрудников конкурирующих
PR - агенств, появлялись в российской центральной прессе. Еще более активно
для данных целей используется сеть «Интернет», размещение информации в
которой обходится гораздо дешевле и связано с гораздо меньшим числом
формальностей. Кроме того, при обращении к сети в подобных случаях куда
меньше опасности нарушить законодательство Российской Федерации.
Есть и другой вариант неэтичного поведения в сфере PR- это завышение
реального качества оказываемых клиентам услуг. Проблема в данном случае
состоит в том, что крайне трудно установить различие между реальным и
объявленным качеством предлагаемой работы. Помимо сознательного обмана, в
таких случаях вполне может иметь место субъективная склонность людей к
ничем не оправданному преувеличению своих возможностей. Кроме того, на
поведении субъектов рынка весьма негативно сказываются издержки
напряженной, а по временам даже отчаянной конкурентной борьбы,
господствующей сейчас в сфере PR-услуг.
Неоднозначным следует признать и отношение профессионалов к так
называемому шоковому, или агрессивному PR. Следует ли PR-агентствам
разрабатывать и проводить для своих клиентов кампании, основанные на
эпатирующих эффектах ? Видимо, ответить положительно или отрицательно на
этот вопрос можно только с учетом условий каждого конкретного случая. В
целом же ряде ситуаций избежать «шоковой терапии» в PR просто невозможно -
не только потому, что этого хочет заказчик, а в связи с тем, что порой
именно данный подход позволяет наилучшим образом разрешить возникающие
перед клиентом проблемы. Безусловно, шоковый PR возможен только в том
случае, если он не наносит ущерба другим участникам рынка. Здесь снова
возникают вопросы этики, которые зачастую решаются, надо признать, не
должным образом.
И, наконец, еще одно важнейшее этическое правило, обязательное для
специалистов, работающих в сфере PR,- им категорически запрещается
распространять негативную или потенциально опасную информацию о своем
клиенте. Причем это правило действует даже после завершения работы с ним.
Следует помнить: о своем клиенте говорить вообще не принято, независимо от
того, является он действующим или бывшим. Это этическое правило необходимо
соблюдать даже в том случае, если отношения PR с клиентом безнадежно
испорчены.
Каковы же положительные сдвиги в сфере этического регулирования PR-
деятельности в России?
За последние несколько лет общая атмосфера профессионального PR-
пространства претерпела значительные перемены. Анализируя которые, можно
говорить о новом этапе в формировании статуса специалиста по связям с
общественностью, который обусловлен повышением этических требований и
развитием этических основ профессии. Созданы основные механизмы
нравственной саморегуляции деятельности PR-специалистов и агентств. Они
вполне соответствуют цивилизованному набору профессиональных этических
регуляторов.
В 1994 году на конференции РАСО (Российская ассоциация по связям с
общественностью) принята «Декларация профессиональных и этических принципов
в области связей с общественностью».
В 1997 году руководители 11-ти российских PR-агентств подписали и
объявили открытой для присоединения «Хартию принципов сотрудничества и
конкуренции на российском рынке услуг по связям с общественностью».

В 1999 году по результатам рейтингов PR-агентств, проведенных по
инициативе журнала «Советник» центром «РОМИР», в которых учитывались не
только профессионализм, но и такие нравственные показатели как отзывы
клиентов, получение российских и международных премий в области PR,
определены лидеры, вошедшие в Клуб Десяти.
В мае 2000 года создана этическая комиссия РАСО, в состав которой
вошли известные теоретики и практики PR: Александр Чумиков, Алексей
Ситников, Татьяна Лукьяненко и другие.
В 2000 году обнародован журналом «Советник», разработанный центром
«Новоком» «Манифест роста сообщества политических консультантов и
технологов».
Ежегодно проводятся пиаровские конкурсы профессионального мастерства
«Серебряный Лучник» и многообещающий конкурс для начинающих «Prоба»,
который по мнению одного из организаторов Марины Шишкиной, «призван
повысить престиж профессии».

Обсуждению этических принципов деятельности и критериев
сертификации операторов рынка PR-услуг посвящены многочисленные публикации
в профессиональных журналах «Советник» и «PR-диалог».

В июне 2000 года состоялось первое заседание комитета по
профессиональной сертификации в области связей с общественностью.

Достойное место в совершенствовании качества профессиональной
подготовки PR-специалистов, обмене опытом и реализации принципа открытости
занимают семинары и конференции.
Несомненно, что интерес к этическим регуляторам профессии возрос.
Наиболее популярными из них стали конкурсы, рейтинги и этические кодексы.
Рейтинги пробудили интерес профессионалов и широкой общественности к
обсуждению не только прагматической и креативной ценности PR-проектов, но и
к оценке их социальных и нравственных последствий. Кроме того, рейтинги
позитивно влияют на готовность самих претендентов, стремящихся получить
высокую оценку, следовать принципу прозрачности в своей деятельности и
открытости некоторых финансовых показателей.
Не меньшее признание получают профессиональные кодексы, применение
которых расширено сегодня до границ виртуальной этики.

26 сентября 2001 года РАСО на заседании Исполнительного Совета РФ
утвердила Российский кодекс профессиональных и этических принципов в
области связей с общественностью. Этот кодекс включает в себя следующие
принципы и нормы профессиональной и этической деятельности:

. общие профессиональные принципы;
. принципы взаимоотношений с клиентами;
. принципы взаимодействия с коллегами в сфере связей с общественностью;
. принципы взаимоотношений со связями массовой информации и
представителями другой профессии;
. отношение к профессии связи с общественностью.
Этот кодекс придает цивилизованный и целенаправленный характер
процессу формирования профессиональной школы PR. Он помогает защитить
молодую профессию от недобросовестных практиков и повысить профессиональные
стандарты. Его наличие стало мостиком на пути равноправного и
взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами, международными PR-
сетями и мировым PR-сообществом в целом.
Однако, проблема состоит не только в том, чтобы написать правила
профессионального поведения. Важно разработать механизмы их использования и
распространения. Пока рано говорить об эффективности созданных PR-
сообществом этических регуляторов. В тоже время задача повышения
эффективности профессиональной этики становится не только актуальной, но и
центральной, поскольку от соблюдения ее принципов зависит общественное
доверие к PR и рекламе. Соблюдение этических норм и принципов деятельности
в сфере PR является необходимым условием завоевания доверия клиентов,
продвижения деловых интересов PR-консультантов, обеспечивает
позиционирование PR-агентств как надежных партнеров для зарубежных
специалистов.
Заключение.
Во избежание судебных разбирательств и других нежелательных ситуций
для субъектов PR-деятельности, PR-специалисты должны всегда принимать во
внимание правовые последствия любого события, в котором они принимают
участие.
Успех PR в XXI столетии и в будущем во многом будет зависеть от того,
как сфера отреагирует на вопросы этического поведения. Для работы PR-
профессионалам необходимо доверие. Их должны уважать различные общественные
группы, с которыми они взаимодействуют. Для того, чтобы завоевать доверие и
уважение, PR-профессионалы должны быть этичными. Преданность
профессиональным стандартам работы является главным показателем специалиста
по связям с общественностью.

Список литературы:
1) Аги У, Кэмерон, Олт и др., Самое главное в PR – “Питер”, 2004г.
2) Василенко, Пиар крупных российских корпораций – Москва, 2002г.
3) Меркулов Г., Правовое поле Public relations не пахано – Советник,
2004г № 7.
4) Моисеев В. А., PR: теория и практика -
5) Фрейзер, Сайтэл, Современный Паблик Рилейшнз -
Internet-источники:
1) www.prinfo.webzone.ru
2) www.pr-dialog.ru
3) www.prlink.ru
4) www.sovetnik.ru




Реферат на тему: Предвыборная агитация в средствах массовой информации

Иркутская Государственная Экономическая Академия


Факультет конституционного и международного права



Конкурсная работа по избирательному праву

Предвыборная агитация в средствах массовой информации



Иркутск
2002
Выполнила:
Говорина Надежда Владимировна

Содержание

Вступление 3

Глава 1 . Понятие и формы предвыборной агитации в средствах массовой
информации 4

Глава 2 . Условия ведения предвыборной агитации через средства массовой
информации 8

Глава 3 . Нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной
агитации 16

3.1. Нарушение порядка предоставления средств массовой информации для
проведения предвыборной агитации 16
3.2. Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах
массовой информации 17
3.3. Нарушение форм и порядка ведения предвыборной агитации в средствах
массовой информации 22

Глава 4 . ИНТЕРНЕТ как средство массовой информации 24

Глава 5 . Ответственность средств массовой информации 29

Заключение 36

Список литературы 37



Вступление


В настоящее время выборы, как наивысшая форма проявления демократии,
стали играть очень важную роль в жизни нашей страны, формировании
большинства государственных институтов власти. Именно поэтому законодатель
уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений.

Что касается средств массовой информации (далее СМИ), как
государственных, так и частных, как ведомственных, так и независимых,
печатных и электронных, то они всегда играли весьма существенную, если не
сказать, ведущую роль в формировании общественного мнения. Не зря ведь СМИ
еще называют «четвертой властью», т.е. ставят непосредственно после трех
основных ветвей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что СМИ активно
участвуют в проведении выборов, а точнее в ведении предвыборной агитации.
Это связано еще и с таким принципом, как свобода слова, который
провозглашается Конституцией РФ и не может быть нарушен, поскольку является
одним из основных принципов правового государства.
Участие СМИ в проведении предвыборной агитации требует основательной
правовой регламентации, поскольку нарушения, которые могут возникнуть в
ходе избирательной кампании, особенно опасны, если будут допущены СМИ, ведь
зачастую именно средства массовой информации оказывают влияние на
окончательный выбор граждан. И если этот выбор был сделан под влиянием
нарушения общих правил ведения выборов, он также будет незаконен, что
подрывает все демократические устои любого общества.
В данной работе нами будут рассмотрены основные правила ведения
предвыборной агитации СМИ, случаи нарушения этих правил и ответственность
СМИ за такие нарушения.



. Понятие и формы предвыборной агитации в средствах массовой информации



Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации,
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных
объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в
выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки
кандидатов) или против них (Федеральный закон «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации», ст.2). Исходя из данного определения, можно вывести определения
предвыборной агитации в средствах массовой информации, которое будет
звучать следующим образом: предвыборная агитация через СМИ - деятельность
граждан, избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в
депутаты и других участников избирательного процесса по подготовке и
распространению через СМИ в установленных законом формах информации,
имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или
против тех или иных кандидатов, федеральных списков кандидатов.
Закон предусмотрел множественность форм предвыборной агитации через
СМИ. В частности предвыборная агитация через средства массовой информации
проводится в виде публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-
конференций, интервью, выступлений, политической рекламы, показа
телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, избирательном
объединении, избирательном блоке и в иных не запрещенных законом формах.
Здесь следует заметить, что если все вышеуказанные понятия имеют свои
вполне точные и конкретные определения, даваемые, как правило, в
Инструкциях ЦИК, то затруднения вызывает возможность применения так
называемых, «иных не запрещенных законом форм», которые так же указываются
законодателем в качестве форм проведения предвыборной агитации в СМИ, но
одновременно с этим не расшифровываются. Такая трактовка, даваемая в
законодательстве, кажется весьма странной и, самое главное, неконкретной.
Вряд ли то, что хорошо для определения границ полномочий частного лица,
так же применимо к деятельности государственных и общественных институтов,
к определению границ их полномочий, характера общественных отношений при
выборах органов власти.1 Не логичней ли использовать здесь более точное
определение, как то «разрешенных законом». В частности, это поможет четче
определить роль Интернета при проведении выборов, на которой мы остановимся
подробней в одной из следующих глав.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что данное положение
закона нуждается в тщательной проработке и требует определенных изменений и
дополнений, которые бы позволили решить множество проблем, возникающих при
применении законодательства на практике.
Кроме того, если уже указанное положение закона подвергнуть анализу, то
станет видно, что все эти формы предвыборной агитации относятся к
электронным СМИ, а печатные СМИ практически оставлены законодателем без
внимания.2 Подобное отношение легко объяснимо. Действительно, электронные
СМИ, представляющие собой непосредственную наглядную агитацию, имеют
максимальное воздействие и их использование для участников избирательного
процесса является наиболее удобным. Это и отразилось на законодательной
регламентации. Но даже видимое преимущество электронных СМИ над печатными
не может являться оправданием того, что законодателем были упущены спорные
моменты, которые касаются именно печатных СМИ - вопросы о допустимости и
границах использования в печатных СМИ художественных произведений,
изобразительных средств (рисунки, карикатуры) для целей предвыборной
агитации.[1] Правда, здесь следует заметить, что закон все же содержит
некоторые положения, относящиеся к печатным средствам массовой информации:
1. Прежде всего в связи с вопросом о равенстве претендентов на услуги
прессы вскользь упоминаются такие полиграфические тонкости, как
место на полосе, шрифт и другие условия.
2. Указывается, что публикация предвыборных материалов не должна
сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было
форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с
кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками
(ст. 57, ч. 17).
3. Во всех материалах, помещаемых в печатных СМИ, должно быть указано,
за счет избирательного фонда какого кандидата, избирательного
объединения или блока оплачена данная публикация. А если публикация
произведена бесплатно, то об этом должно быть сообщено и указано,
какому кандидату (объединению, блоку) была предоставлена возможность
размещения данной публикации в счет доли бесплатной печатной
площади.
Столь скупая по сравнению с электронными СМИ регламентация агитационной
деятельности печатных изданий возмещается положениями Закона о СМИ, которые
преимущественно относятся к печатной прессе.
Следует остановиться еще на одном спорном моменте в определении
предвыборной агитации. Законодатель признает предвыборной агитацией рекламу
коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений и
блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей, а также
организаций, учредителями, собственниками или членами руководящих органов
которых являются эти лица. Реклама деятельности перечисленных лиц относится
на счет избирательного фонда того кандидата, избирательного объединения
(блока), которого представляют или поддерживают эти лица. В связи с этой
нормой необходимо уточнить некоторые моменты. В частности, возникает
вопрос: что означает «реклама коммерческой и иной деятельности»? Включается
ли в понятие «иной деятельности» любая служебная, профессиональная,
творческая, научная, спортивная деятельность и любительские занятия всех
лиц, причастных к избирательному процессу.[2] Если, например, имеется в
виду служебная деятельность, то избирательные фонды некоторых кандидатов и
общественных объединений (блоков) будут моментально исчерпаны только такой
рекламой, и ни на что другое не хватит средств. С другой стороны, как
положения данной статьи соотносятся с указанием закона о том, что
ограничения на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения
должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами, высшими
государственными служащими? Означает ли также, что реклама коммерческой
деятельности представителей бизнеса, если они как-либо участвуют в
избирательном процессе, ограничена данной статьей? Отмеченные неясности,
весьма существенные для СМИ, требуют компетентных разъяснений законодателя.
В дальнейшем мы подробнее остановимся на тех неясностях, возникающих на
практике и приводящих к существенным нарушениям законодательства о выборах,
которые возникают в связи с указанными неточностями законов.



. Условия ведения предвыборной агитации через средства массовой информации


Поскольку Закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым актом
российской избирательной системы, постольку и нормы, устанавливающие
условия предвыборной агитации через печатные СМИ, имеют бланкентный
характер, относя детальное регулирование процедур предоставления газетных
полос для материалов предвыборной агитации к сфере действия специальных
законов. Фактическое регулирование порядка и условий предвыборной агитации
в печатных СМИ осуществлялось на основании подзаконных актов – инструкций
Центральной избирательной комиссии. И хотя качество этих документов было
достаточно высоким (а неоднократные попытки оспорить в суде положения
инструкций ЦИКа по предвыборной агитации ни разу не увенчались успехом),
социальное и политическое значение правового регулирования предвыборной
агитации столь высоко, что, безусловно, заслуживает именно законодательного
определения в качестве норм прямого действия.
Все СМИ можно разделить на несколько групп, принадлежность к каждой из
них влечет определенный порядок, регулирующий предвыборную агитацию.[3]
Первая группа. К ней относятся периодические печатные издания,
подпадающие под действие п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных
гарантия избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,
устанавливающей, что редакции периодических печатных изданий (периодические
печатные издания), учредителями (соучредителями) которых являются
государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или)
которые финансируются не менее чем на 15 процентов бюджета соответствующей
редакции периодического печатного издания за год, предшествующий дню
официального опубликования решения о назначении выборов, за счет средств,
выделенных федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам,
избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения
предвыборной агитации. Именно на эти печатные СМИ ложится основная нагрузка
по опубликованию материалов предвыборной агитации. Они вправе и обязаны
выделять печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами,
избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными
группами по проведению референдума как на бесплатной, так и на платной
основе. И, что еще существенней, именно и только эти издания обременяются
обязанностью бесплатной публикации материалов предвыборной агитации.
Попутно заметим, что в российском избирательном законодательства норма о
возможности бесплатной публикации агитационных материалов в печатных
изданиях появляется впервые. Прежний закон возлагал эту обязанность только
на государственные телерадиокомпании.[4] Подобную новеллу можно лишь
приветствовать. Увеличение числа субъектов бесплатной (для кандидатов,
избирательных объединений и блоков) предвыборной агитации значительно
расширяет возможности избирателей познакомиться с позицией различных
кандидатов, и усиливает государственные гарантии равных условий доступа к
СМИ для всех участников избирательного процесса. В связи с этим
исключительно важно очертить круг этих изданий в точном соответствии с
законодательным определением. Прежде всего теперь для отнесения того или
иного издания к категории СМИ, которым вменено в обязанность бесплатно
предоставлять свои площади для предвыборной агитации, существенным условием
является не только состав учредителей этого издания как средства массовой
информации, но и состав учредителей редакции такого издания как
юридического лица. Допустим, учредителем газеты как средства массовой
информации является ее журналистский коллектив. Очевидно, что такая форма
объединения граждан не имеет никакого отношения к указанным в Законе
государственным или муниципальным органам, организациям, учреждениям. Между
тем сама редакция этой газеты может быть образована в организационно-
правовой форме государственного либо муниципального учреждения. В этом
случае по прежнему положению такая газета не подпадала под действие
указанной нормы (что, в общем, нелогично, учитывая фактическое
государственное (муниципальное) участие в издании этой газеты). Теперь это
противоречие устранено, и правоприменитель, решая вопрос о привлечении того
или иного издания к размещению материалов предвыборной агитации, должен
обращаться не только к свидетельству о регистрации данного издания как
средства массовой информации, но и к соответствующему документу,
устанавливающему факт государственной регистрации редакции этого издания в
качестве юридического лица.[5] Второе существенное условие – источники
финансирования. Как следует из нормы закона, даже не являясь
государственным или муниципальным по составу учредителей, издание обязано
бесплатно публиковать материалы предвыборной агитации, если в течении года,
предшествовавшего дню официального опубликования решение о назначении
выборов, редакция этого издания финансировалась не менее чем на 15
процентов за счет средств, выделенных федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления. Закон не оговаривает формы такого
финансирования, но, очевидно, к ним следует относить любые дотации,
субвенции и т.п., произведенные за счет федерального, областного (краевого,
республиканского, окружного) или местного бюджетов, либо соответствующих
внебюджетных фондов.
Вторая группа. Это издания, также подпадающие под действие п.1 ст.39
настоящего Федерального закона, т.е. учрежденные органами государственной
власти и местного самоуправления, но исключительно для публикации
официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Здесь имеются
в виду разного рода периодические сборники документов, собрания
законодательства, вестники, бюллетени и т.п. Такие издания не обязаны и не
вправе публиковать материалы предвыборной агитации.
Третья группа. Это так называемые специализированные издания (детские,
технические, научные и другие), которые вправе публиковать агитационные
материалы, соблюдая принцип равных условий доступа всех участников
избирательного процесса, но не обязаны это делать при условии полного
неучастия в избирательной кампании. Следует заметить, что, на наш взгляд,
представляется не вполне удачной формулировка условия отказа изданий этой
группы от публикации агитационных материалов, а именно «полное неучастие в
избирательной кампании, в подготовке и проведении референдума в какой бы то
ни было форме». Подобное жесткое ограничение не вполне оправданно, ведь
кроме собственно агитационных материалов речь может идти о публикации каких-
то важных решений избирательных комиссий, разъяснений порядка голосования и
т.п. [6]
Четвертая группа. Это периодические печатные издания, чьи редакции либо
они сами учреждены зарегистрированным кандидатом (кандидатами),
избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по
проведению референдума, а также входящим (входящими) в избирательный блок
избирательным объединением (избирательными объединением). Как следует из
конструкции статьи, на эти издания не распространяются положения,
установленные в п.1, из чего можно сделать вывод, что данные издания как
вправе публиковать агитационные материалы, так и вправе этого не делать.[7]
При этом, что существенно, на данные СМИ не распространяется обязанность
обеспечивать равные условия для всех участников избирательного процесса,
что вполне логично. Какой смысл учреждать свою газету, если в ней будут
выступать оппоненты по выборам? Не следует путать издания, специально
учрежденные кандидатами, избирательными объединениями и т.п. с изданиями,
хотя традиционно разделяющими их политическую позицию, но организационно
обособленными. Так же не относятся к данной категории издания (редакции),
хотя и финансируемые каким-либо кандидатом или избирательным объединением,
но не учрежденные ими.
Пятая группа. Она включает все остальные, т.е. «независимые» издания
(термин, понятно, достаточно условный). Однако, на правовой режим участия в
избирательных кампаниях этих изданий указание содержится в п.2 ст.39
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ» Суть его в том, что издания данной
группы вправе предоставить печатную площадь всем участникам избирательного
процесса на договорной основе. При этом ставится единственное, но
определяющее условие: оплата кандидатами, избирательными объединениями и
блоками печатной продукции должна осуществляться на равных условиях. А
поскольку ч.3 ст.37 настоящего Закона гарантирует зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям и блокам равные условия доступа к
СМИ, то, следует предположить, что и прочие, помимо финансовых, условия
публикации агитационных материалов (место на полосе, объем материала, шрифт
и т.п.) должны быть равными. Таким образом, независимые издания не
обременены обязанностью участия в предвыборной агитации, но поместив
агитационный материал кого-либо из кандидатов, они не вправе отказать в
этом всем остальным.
Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах
организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может
проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные
списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда.
Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную
агитацию через средства массовой информации.
Не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения
о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических
печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты
эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной
агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех
субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства
массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликовать эти
сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных
изданий, опубликование в которых является официальным, например в
«Российской газете».
Законодатель весьма подробно прописал порядок дележа между
претендентами бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади,
указал, как исчисляется доля каждого, какие арифметические действия при
этом проводятся; определили порядок использования выделенных лимитов
времени и площади путем жеребьевки, производимой избирательными комиссиями
с участием заинтересованных лиц. Но всеми этими расчетами занимаются
избирательные комиссии, а редакциям СМИ только спускают полученные в
результате вычислений нормы для каждого кандидата. И здесь возникают
некоторые достаточно важные вопросы: кто должен следить за фактическим
расходованием установленных объемов бесплатных услуг, соблюдением
кандидатами выделенных им лимитов?[8] На ком лежит такая обязанность – на
СМИ, избирательных комиссиях или самих кандидатах? По закону СМИ должны
вести учет предоставленных кандидатам как бесплатных, так и платных услуг и
представлять эти сведения в соответствующую избирательную комиссию. Из
этого можно сделать вывод о том, что СМИ полагается следить только за
перерасходом кандидатом предоставленной ему печатной площади и
установленной доли эфирного времени. Все остальное должно ложиться на самих
кандидатов, которые в первую очередь заинтересованы в использовании всех
предоставленных им лимитов, и избирательные комиссии, а в частности, на
специальные контрольно-ревизионные службы при них, деятельность которых
з

Новинки рефератов ::

Реферат: Исследование образов мужчин и женщин у подростков (Психология)


Реферат: Металлы жизни. Марганец (Химия)


Реферат: Социология - наука про общество (Социология)


Реферат: Гладиаторы (История)


Реферат: Учет выбытия основных средств (Аудит)


Реферат: Как сделать свою речь убедительной: советы российских и зарубежных специалистов (Риторика)


Реферат: Все об INTERNET (Программирование)


Реферат: Театр в мировой литературе (Искусство и культура)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: Автомобильный транспорт (Транспорт)


Реферат: Активизация учебного процесса (Педагогика)


Реферат: История Бахтиёра (История)


Реферат: В.Я. Пропп "Морфология сказки" (Литература)


Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Древнегреческая и Римская цивилизации (Культурология)


Реферат: Из истории народного образования города Москвы (История)


Реферат: Мошенничество (Право)


Реферат: "Отцы и дети" в романе Тургенева (Литература)


Реферат: Кредитний ризик комерційного банку та шляхи його мiнiмiзацiЇ (Банковское дело)


Реферат: Петр Первый (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист