GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Выход из гражданства (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Выход из гражданства (Право)


ПЛАН.


Стр.

Введение. 3
1. Понятие гражданства. 3-
5
2. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации.
5-7
3. Принципы гражданства Российской Федерации. 7-9
4. Прекращение гражданства Российской Федерации. 9-
11
5. Порядок решения дел о гражданстве Российской Федерации. 11-
13
Заключение. 13-14
Литература. 15



ВВЕДЕНИЕ.

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает
институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности.
Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего
Основного Закона: «Права и свободы человека и гражданина». В ее нормах в
правовой форме закреплена одна из важнейших основ конституционного строя
России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней
устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного
института закреплены системой нормативных правовых актов, в которых
детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в
Основном Законе Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
Важнейшим из таких актов является Закон «О гражданстве Российской
Федерации».
Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового
положения человека и гражданина. К предмету конституционного права в этой
области относится закрепление основ правового статуса личности. Это в
прямой форме выражено в заключительной (64) статье второй главы
Конституции. В ней отмечается, что положения настоящей главы составляют
основы правового статуса личности.
Понятие «основы» отражает, прежде всего, систему взаимоотношений
государства и личности. Оно включает в себя такой важный элемент, как
правовые установления, связанные с определением принадлежности к
гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство –
один из основных элементов правового статуса лица, качественный
определитель принципиальных начал взаимоотношений государство и личности,
то общее, главное условие, которое необходимо для распространения на него
всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а
также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание
гражданством является всеобщим универсальным условием полной
правосубъектности лица.

1. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения
на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица
государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством,
регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом о гражданстве
Российской Федерации 1993 года.
На основании этого Закона утверждено Положение о порядке рассмотрения
вопросов гражданства Российской Федерации. Действует Положение об
Управлении по вопросам гражданства Администрации Президента Российской
Федерации.
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве и
определяется как устойчивая связь человека с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная
на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц,
проживающих на его территории, ибо по этому признаку последние образуют
население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются
не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства,
иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его
территории, а вследствие существования между лицом и государством особых
связей, составляющих содержание гражданства.
Последние основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Оно выражается:
- в их общем правовом нормировании;
- в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного
лица.
Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в
законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается
гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства,
порядок решения этих вопросов.
В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется
документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются
паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной
документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует
также такие акты гражданского состояния, как рождение или смерть своего
гражданина.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном
характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении
особого порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в
одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина
требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном
акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее
время они вообще не могут быть расторгнуты.
Современный подход к содержанию отношений, связанных с гражданством,
исходит из признания примата общечеловеческих ценностей, означает признание
человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами,
наделенными взаимной ответственностью.

2. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия -
гражданин России. Жители России были подданными. При этом подданные
делились на несколько разрядов с особым правовым статусом. Законодательство
признавало:
1. Природных подданных, которые в свою очередь делились на:
а) дворянство (потомственное и личное);
б) духовенство ( делилось по вероисповеданию);
в) городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые);
г) сельские обыватели;
2. Инородцы (евреи и восточные народы);
3. Финляндские обыватели.
Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных
на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния.
С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство
связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.
Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал
и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в
значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в
правовом регулировании отношений гражданства. Декрет об уничтожении
сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил
ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим
делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех
наименование - гражданин Российской Федерации.
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского
гражданства" установил право принимать в российское гражданство
иностранцев, проживающих на территории РСФСР, местным Советам. Народный
комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское
гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.
Но уже Конституция РСФСР 1918 года за местными Советами оставила право
принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая
в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому
крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов, правомочных принимать
в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в
дальнейшем развитии законодательства о гражданстве. Очевидно, это было
связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти.
29 октября 1924 года было утверждено Положение о союзном гражданстве.
В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ВЦИК
союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство
исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР.
Утратившими советское гражданство считались лица:
- лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР
1924 года;
- не возвратившиеся из-за границы;
- лишенные гражданства по приговору суда.
Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае
изменения гражданства родителей.
Новое Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что
каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР,
если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного
государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является
гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно
проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя
связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой
республики.
Принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик,
и тем самым в гражданство СССР, осуществлялось постановлением Президиума
ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они
проживали.
Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР,
но и Президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о
выходе, проживало в пределах СССР).
Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке.
Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства
СССР и выхода из него в отношении:
- иностранцев – рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР и
работающих, а также иностранцев, пользующихся правом политического
убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную
деятельность;
- лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись
по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР и
исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на
территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался
постановлением полномочного представителя СССР).
Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного
гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о
союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой
Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил
ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие
к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского
гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в
установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и
проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.
Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и
о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции
Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы
усиления централизма Советского союзного государства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства:
граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского
государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР
1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству
СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к
советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день
вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи.
Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах
гражданства.
Последним законом советских времен, регулирующим отношения
гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

3. ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской
Федерации» установили общие основы, которые определяют сущностные черты
отношений гражданства:
1. Гражданство РФ является единым, т.е. граждане России, постоянно
проживающие на территории республики составе Российской Федерации, являются
одновременно гражданами этой республики (ст. 2). Единое гражданство в
федеративном государстве является необходимым условием его суверенного
статуса, сохранения его целостности.
2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований
приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и
особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской
Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в
гражданство, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время
приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Это выражается,
во-первых, в закреплении законом нормы о том, что «в Российской Федерации
каждый человек имеет право на гражданство», в наличии такой формы
приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на достаточно
доступных для человека основаниях.
В соответствии с принципами международных документов о правах
человека, призывающих государства стремиться к сокращению числа лиц без
гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную
политику. В ст.7 Закона о гражданстве закреплено, что Российская Федерация
поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства и не препятствует
приобретению ими иного гражданства. В ст. 17 Закона установлено, что
ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без
гражданства, является гражданином России.
Свободный характер гражданства Российской Федерации выражается, во-
вторых, в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина
Российской Федерации изменить гражданство. Этого права никто не может быть
лишен. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства
не означает насильственного, принудительного удержания человека в
гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.
4. Гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Это
совершенно новый для нашей страны принцип, т.к. ранее законодательство
прежних, советских времен закрепляло такую форму утраты гражданства.
5. Гражданство России не препятствует возможности иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство). Это тоже совершенно новый
для нашего законодательства принцип. Понятно, что признание двойного
гражданства основывается на определенных условиях: наличие ходатайства
лица, разрешение на это государства, наличие соответствующего договора
между Российской Федерацией тем государством, в гражданстве которого
состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении
двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации.
6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения
гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами России.
Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место
своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и
беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции
РФ.
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения
при заключении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не
принадлежащим к гражданству РФ, а также при изменении гражданства другим
супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной,
персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического
прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения
установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания
брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены
(мужа) гражданству мужа (жены).
В равной мере, брак, заключенный гражданином РФ с иностранным
гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без
надлежащей процедуры.
8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации,
находящихся за пределами Российской Федерации, закреплены в Конституции РФ
(ст. 61) им в Законе о гражданстве (ст. 5). Граждане России, находящиеся за
пределами РФ, находятся под защитой и покровительством российского
государства.
9. Впервые вводится такой институт, как почетное гражданство, которое
может быть предоставлено лицу, не являющемуся гражданином России, но
имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом.
Почетное гражданство предоставляется Президентом России.

4. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным
основаниям. Закон о гражданстве устанавливает следующие основания
прекращения гражданства Российской Федерации:
- выход из гражданства (ст. 23);
- отмена решения о приеме в гражданство (ст. 24);
- выбор гражданства (оптация);
- иные основания (ст.ст. 25-31).
Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой
прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.
Выход из гражданства Российской Федерации – главное основание его
прекращения.
Право на изменение гражданства закреплено в статье 6 Конституции
Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства:
- по ходатайству гражданина Российской Федерации;
- в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе принимается Президентом Российской
Федерации, во втором – прекращение гражданства регистрируется
соответствующими органами внутренних дел.
В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства
Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей,
супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на
постоянное место жительства в другое государство в установленном законом
порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из
гражданства только по ходатайству лица.
Действующий Закон Российской Федерации определил две группы оснований,
которые препятствуют выходу из гражданства. При наличии одних в выходе из
гражданства может быть отказано. Другие – вообще исключают возможность
выхода (ст. 23).
Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у
гражданина Российской Федерации имущественных обязательств перед
физическими и юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненных
обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых
законом Российской Федерации.
Нормы Закона значительно сузили рамки свободного решения
государственными органами вопроса о выходе из гражданства по сравнению с
бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства о выходе
касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин
Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не
связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой
помощи.
Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие
выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из
гражданства. Выход не допускается:
- после получения повестки о призыве на военную или альтернативную
службу и до ее окончания;
- если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлечен в качестве
обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется
вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный
приговор суда.
Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из
гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода должны быть
мотивированы полномочными органами.
Основанием прекращения гражданства Российской Федерации является также
отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (ст. 24).
Причиной для этого является приобретение гражданства Российской
Федерации на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов.
При наличии такого факта, устанавливаемого в судебном порядке, решение о
приеме в гражданство может быть аннулировано, а лицо привлечено к
ответственности.
При этом отмена решения о приеме в российское гражданство не
распространяется на членов семьи, то есть супруга и детей, приобретших
гражданство России вместе с таким лицом, если не будет доказана их
осведомленность в том, что российское гражданство было приобретено
незаконным путем. Предельный срок для отмены решения о приеме в гражданство
России – 5 лет.
Основанием прекращения гражданства может быть выбор гражданства
(оптация) при изменении государственной принадлежности территории. При
изменении границ лицо, про- живающее на территории, выходящей из состава
России, может прекратить российское гражданство.
Прекращение гражданства может происходить по иным основаниям,
предусмотрен-ным Законом о гражданстве РФ. К таким основаниям относится
случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации
дети в возрасте до 14 лет следуют граж-данству родителей, то есть тоже
прекращают гражданство России.

5. ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ДЕЛ О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Механизму реализации норм об основаниях прекращения и изменения
гражданства Российской Федерации посвящена значительная часть Закона о
гражданстве Российской Федерации. На его основе принято «Положение о
порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»,
утвержденное Указом Президента Российской Федерации (в редакции Указа от 27
декабря 1993 г.). В нем подробно определяется порядок рассмотрения и
решения вопросов гражданства.
Закон определяет, какие государственные органы ведают делами о
гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования
решений по этим делам.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства,
основными полномочиями обладает Президент.
Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства
Российской Федерации (ст. 89 п. «а»). Закон о гражданстве Российской
Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним
относятся решения по вопросам:
- приема в гражданство Российской Федерации;
- восстановления в гражданстве Российской Федерации;
- разрешения на выход из гражданства;
- разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно
гражданство другого государства;
- отмена решения о приеме в гражданство;
- предоставление почетного гражданства.
По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие
государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют
лишь подготовительную работу.
К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон
относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской
Федерации.
В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента по
делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики
в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам
гражданства.
Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении
гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о
предоставлении почетного гражданства.
Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего
утверждает состав Комиссии.
Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах, поэтому
в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано
управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу
для обеспечения деятельности Комиссии.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении
вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной
власти. К ним относятся:
- Министерство внутренних дел и его органы;
- Министерство иностранных дел;
- Дипломатические представительства и консульские учреждения.
Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с
тем лишь различием, что Министерство внутренних дел и его органы принимают
их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а все
остальные – за ее пределами.
В их функции входят:
- прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской
Федерации;
- проверка фактов и представленных документов;
- направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам
гражданства при Президенте Российской Федерации;
- определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации;
- осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
В процедуре оформления и решения вопросов о приобретении и прекращении
гражданства в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке) и во всех
остальных случаях имеются существенные различия. Они касаются:
- установленной формы обращения;
- органов, принимающих решения;
- актов, которыми оформляются решения;
- порядка обжалования.
В случаях приобретения и прекращения гражданства, не подпадающих под
регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента; решения
по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента;
срок рассмотрения ходатайства – не более 9 месяцев; решения обжалованию не
подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через 1 год.
Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по
установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за
пределами Российской Федерации – в соответствующее дипломатическое
представительство или консульское учреждение).
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или
прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа
Президента Российской Федерации.
Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство
внутренних дел Российской Федерации или названные выше органы Российской
Федерации за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Конституция Российской Федерации и Закон «О гражданстве Российской
Федерации» закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть
лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о
гражданстве. Все предшествующее – вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990
года – закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение – это расторжение гражданских связей по инициативе
государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве
условия согласие гражданина.
Лишение гражданства широко использовалось советским государством на
протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с
инакомыслием, форма репрессий, непризнания за советскими гражданами права
проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве
до Закона СССР 1978 года не содержали никаких указаний на основания, по
которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в
решении этих вопросов компетентным органам.
Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 года.
К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и
наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
Закон о гражданстве СССР 1990 года, закрепляя положение о лишении
гражданства, ограничил возможности его применения только к тому гражданину,
который проживает за границей, и устранил такое расплывчатое основание как
«действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый
ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.
Специфической чертой практики лишения гражданства в первые годы
существования советского государства был не индивидуальный характер лишения
гражданства конкретного лица, а массовый подход, распространявшийся на
некоторые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей
Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения
компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др.
Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания
для массового лишения утратили значение. Стал применяться в основном
индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Это
касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в условиях,
когда в период «оттепели» железный занавес несколько приоткрылся, и
советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства
за границу, массовый подход к лишению гражданства был вновь реанимирован,
хотя и под видом «выхода» из гражданства.
Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ «О выходе из
гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими
из гражданства с момента их выезда из СССР. Этот указ носил закрытый
характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы
секретности с этого указа были сняты только в начале «перестройки», по
заключению Комитета Конституционного надзора СССР, на основании которого
упомянутый указ был официально опубликован через 24 года после его
принятия.
В настоящее время запрет на применение лишения гражданства в
Конституции Российской Федерации и в Законе о гражданстве Российской
Федерации вытекает из права человека на гражданство, двустороннего
характера связей по гражданству между человеком и государством,
предполагающего недопустимость расторжения этих связей как одной, так и
другой стороной без взаимного согласия.


ЛИТЕРАТУРА.

1. Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. -М., 1994.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: «НОРМА
- ИНФРА?М», 1999.
3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:
«Юристъ», 1995.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: «Издательство
БЕК», 1994.
5. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: «Юридическая
литература», 1994.
6. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М.: «Юридическая
литература», 1993.
7. Закон «О гражданстве Российской Федерации».







Реферат на тему: Гарантии наториата
Министерство сельского хозяйства и продовольствия


Российской Федерации



Контрольная работа


по предмету: «Нотариат»



Ковылкино 2003г.
1. ГАРАНТИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Нотариус в своей деятельности беспристрастен и независим. При
выполнении своих функций он руководствуется только Конституцией Российской
Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами
законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами
Российской Федерации и республик в ее составе, а также правовыми актами
органов государственной власти автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их
компетенции, а также международными договорами.
Следовательно, совершая нотариальные действия, нотариус в одинаковой
мере обязан соблюдать права любой из обратившихся к нему сторон, он не
вправе отстаивать интересы кого-либо в ущерб другого. Кроме того, при этом
он не может преследовать личных целен. Гарантии нотариальной деятельности,
установленные в ст. 5 Основ. в то же время являются гарантиями соблюдения и
защиты прав клиентов нотариуса и дают ему возможность не быть зависимым от
давления, воли или желания заинтересованных лиц. При совершении каждого
нотариального действия нотариус руководствуется только действующим
законодательством, самостоятельно принимая решения и таким образом
одинаково соблюдая интересы любых обратившихся к нему граждан и юридических
лиц. Никто не вправе вмешиваться в выполнение нотариусом своих
профессиональных обязанностей.
При совершении нотариальных действий, консультировании по вопросам
совершения нотариальных действий нотариусу и работающим в нотариальных
конторах лицам становятся известными различные сведения и документы,
касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридического лица.
Зачастую такие сведения имеют конфиденциальный характер. Основы содержат
прямой запрет разглашать сведения, оглашать документы, ставшие известными
нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей, любые
сведения о совершенном или находящемся в производстве нотариальном
действии. Такой запрет распространяется на нотариуса и в том случае, когда
он сложил полномочия или уволился. Только суд вправе освободить нотариуса
от обязанности хранить тайну: если в его производстве имеется уголовное
дело против нотариуса в связи с совершением им нотариального действия.
Требование о сохранении тайны нотариального действия распространяется на
всех сотрудников нотариальной конторы, которым могут стать известными
сведения и документы в связи с выполнением ими своих функций.
Однако, если сведения о совершенных или совершаемых нотариальных
действиях затребованы судом, прокуратурой, органами следствия в связи с
находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами,
арбитражным судом в связи с находящимся в его разрешении спором, то
нотариус в установленные законом сроки обязан представить требуемую
информацию. В связи с этим любые документы из нотариальной конторы могут
быть выданы только по запросу названных органов.
Справки о завещаниях выдаются только после смерти завещателя. При этом
следует иметь в виду следующее: справки о завещаниях должны быть выданы не
только наследникам по завещанию или по закону, но и любому лицу,
считающему, что завещание могло быть оставлено завещателем в его пользу.
Однако выдача такого рола справок может быть произведена строго при
предъявлении починного свидетельства о смерти завещателя или нотариально
засвидетельствованной его копии сами справки не могут содержать сведений о
том, в пользу кого составлено завещание. Содержание завещания может быть
оглашено только лицу или лицам, указанным в завещании.
Все сведения, касающиеся совершенного или совершаемого нотариального
действия, в том числе и оформления наследственных прав, охраны
наследственного имущества, нотариальные документы или их копии могут быть
выданы только лицам, от имени или по поручению которых эти действия
совершались или совершаются нотариусом. В том случае, если лицо,
совершившее нотариальное действие дает доверенность другому лицу на
получение перечисленных сведений в нотариальной конторе, то нотариус не
вправе отказать в ее выдаче доверенному лицу.
В обязанности нотариуса входит обязательное направление в налоговые
органы сведений о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования
или дарения. Закон о налоге на имущество, переходящее в собственность
граждан в порядке наследования или дарения, а также Инструкция
Государственной налоговой службы о порядке исчисления налога с такого
имущества предусматривают, что сведения о стоимости переходящего в
собственность граждан имущества должны быть представлены в налоговый орган
не позднее 15-дневного срока с момента удостоверения сделки в нотариальной
конторе. В случае нарушения срока на нотариуса может быть наложено
взыскание.



2. ПЕРЕДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ПРИНЯТИЕ В ДЕПОЗИТ
ДЕНЕЖНЫХ СУММ И ЦЕННЫХ БУМАГ

Передача заявлений физических и юридических лиц
В соответствии статьей 86 Основ нотариусы передают заявления граждан,
предприятии, учреждении и организаций другим гражданам, предприятиям,
учреждениям и организациям лично под расписку или пересылает по почте с
обратным уведомлением. Закон предоставляет право нотариусу отправлять
заявления физических или юридических лиц с использованием телефакса,
компьютерных сетей и иных технических средств.
Заявления, которые должны быть переданы, представляются нотариусу не
менее чем в двух экземплярах, один из которых передается нотариусом
адресату одним из вышеуказанных способов, а второй остается в делах
нотариальной конторы. В случае направления заявления по почте оно
дополняется сопроводительным письмом нотариуса, также составляемым не менее
чем в двух экземплярах, один из которых приобщается к оставленному в
нотариальной конторе экземпляру заявления. На оставшемся у нотариуса
экземпляре документа указывается реестровый номер, за которым нотариус
зарегистрировал передачу заявления, и делается отметка об уплате
государственной пошлины или тарифа.
При личной передаче заявления физических или юридических лиц другим
физическим или юридическим лицам нотариус берет от адресата расписку в
получении им заявления. Такая расписка может быть совершена адресатом в
виде отдельного письменного документа или учинена на втором остающемся у
нотариуса экземпляре переданного заявления. В расписке должны быть указаны
полное имя (для физического лица) или наименование (для юридического лица)
адресата, наименование документа дата и время его получения адресатом.
Текст расписки скрепляется подписью лица, получившего документ, а, если
документ получал представитель юридического лица, то в расписке, кроме
подписи лица, должны быть указаны его должность, фамилия, имя, отчество с
приложением печати этого юридического лица. В случае отказа адресата от
получения документа ему предлагается изложить нотариусу причины отказа.
Заинтересованное лицо, подавшее заявление для его последующей передачи,
вправе просить нотариуса о выдаче ему свидетельства о передаче заявления.
Свидетельство может быть изложено нотариусом на экземпляре заявления,
хранящемся у заявителя, или составлено в виде отдельного документа. В
свидетельстве указывается содержание полученного на заявление ответа или
фиксируется факт того, что к назначенному сроку ответа не получено.
Нотариус передачу заявления и выдачу соответствующего свидетельства
регистрирует в реестре для регистрации нотариальных действии и помимо
уплаты государственной пошлины (тарифа) предлагает обратившемуся к нему
лицу оплатить расходы по передаче заявления.

Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Основами
(ст. 87) нотариусы принимают от должника в депозит нотариальной конторы на
хранение денежные суммы и ценные бумаги, предназначенные для передачи
кредитору. Принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг производится
нотариусом по месту исполнения обязательства.
Данное нотариальное действие производится нотариусом в том случае,
когда должник не имеет возможности лично исполнить обязательство. В ст. 327
Гражданского кодекса РФ содержится исчерпывающий перечень оснований для
исполнения должником обязательства путем внесения суммы долга в депозит
нотариальной конторы:
1) отсутствие кредитора или лица, уполномоченного кредитором принять
исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;
2) недееспособность кредитора и отсутствие у него представителя;
3) очевидное отсутствие определенности по поводу того, кто является
кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу
между кредитором и другими лицами;
4) уклонение кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его
стороны.
Принимая деньги или ценные бумаги в депозит, нотариус предлагает
должнику сделать письменное или устное заявление о принятии средств в
депозит с указанием в нем своей фамилии, имени, отчества, а если это
должником является юридическое лицо — его полное наименование и адрес
местонахождения. Также в заявлении должны быть указаны наименование и
последний известный должнику адрес лица, для передачи которому внесены
указанные деньги и ценные бумаги. В тексте заявления непосредственно
приводятся причины, по которым обязательство не может быть исполнено лично
должником. Кроме того, должник может по своему желанию указать обоснование
и расчет суммы передаваемых в депозит денег или ценных бумаг.
Нотариус при совершении данного нотариального действия не обязан
проверять реальность фактов, на которые ссылается должник как на основания
невозможности исполнения лично долгового обязательства. Приняв от должника
деньги или ценные бумаги, нотариус выдает ему соответствующую квитанцию,
либо учиняет надпись о взносе на остающемся у должника документе,
устанавливающем задолженность. После этого нотариус извещает кредитора,
указанного должником в заявлении, о принятии им денег или ценных бумаг.
После записи поступивших в депозит денежных сумм или ценных, бумаг
книге учета депозитных операции эти суммы записываются нотариусом в книге
лицевых счетов депонентов. Депонентом, на имя которого открывается лицевой
счет, является физическое или юридическое лицо, которым причитаются
принятые нотариусом от должника деньги или ценные бумаги, и на которых
открываются лице вычета. В лицевых счетах указываются имя физического или
наименование юридического лица, от которых приняты нотариусом деньги или
ценные бумаги, по какому обязательству или в счет каких платежей они
внесены, их сумма, а также дата отправления нотариусом депоненту извещения
о поступлении на его имя денег или ценных бумаг.
Деньги или ценные бумаги, принятые нотариусом в депозит, сдаются им в
банк или иную кредитную организацию, в соответствии с выданной ей лицензией
осуществляющей деятельность по, приему вкладов или открытию счетов. Ценные
бумаги сдаются нотариусом в банк в опечатанных пакетах, на которых
обозначается номинальная стоимость этих ценных бумаг. При этом нотариус
подает в банк заявление-опись на сдачу ценных бумаг, в котором указываются
следующие сведения:
фамилия, имя, отчество нотариуса (наименование нотариальной конторы),
принявшего в депозит ценные бумаги, и адрес его местонахождения;
фамилия и инициалы нотариуса, сдающего ценные бумаги;
наименование банка, в которое сдаются ценные бумаги;
вид ценных бумаг и их реквизиты (номера, серии, номинальная стоимость
и т.д.).
Нотариус выдает причитающиеся кредитору деньги или ценные бумаги на
основании поданного им заявления. На этом заявлении нотариус делает отметку
об установлении личности кредитора (депонента), указывает документ,
удостоверяющий личность и его реквизиты, указывает документ, подтверждающий
право на получение депозитных сумм. При получении денег или ценных бумаг
депонент расписывается в их получении на указанном заявлении.

Утв. Приказом Министерства юстиции СССР от 1 августа 1975 г. № 20.
Действует в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Если должник при внесении денег или ценных бумаг в депозит
нотариальной конторы не указывает адрес кредитора, а нотариусу адрес
кредитора неизвестен, то нотариус предупреждает должника, что обязанность
известить кредитора о депозите лежит на должнике. В том случае, если деньги
или ценные бумаги поступили в нотариальную контору по почте или посредством
банковского платежа, то из поступивших сумм удерживается государственная
пошлина или тариф, а оставшаяся сумма принимается в депозит.

Список используемой литературы

Власов Ю.Н. Нотариат в РФ: учебно – метод. Пособие. Изд.2-ое.
Перераб.: - Юрайт – М., 2001.




Новинки рефератов ::

Реферат: Методы психогенетики (Психология)


Реферат: Машиностроительные материалы (Технология)


Реферат: Внешняя политика Петра I (История)


Реферат: Символ, метафора, аллегория как выразительные средства в режиссуре театрализованных массовых представлений (Искусство и культура)


Реферат: Речевой этикет (Культурология)


Реферат: Облава (История)


Реферат: Использование фитонцидных растений для оздоровления воздуха помещений (Биология)


Реферат: Законодательное обеспечение реформы 1861года (Теория государства и права)


Реферат: Елена Ивановна Рерих и "Живая этика" (Религия)


Реферат: Немного из истории шитья (Технология)


Реферат: Финансирование учебных заведений (Педагогика)


Реферат: Развитие систем земледелия (Сельское хозяйство)


Реферат: Жизнь и творчество Уильяма Шекспира (Литература)


Реферат: Сейшелы (Туризм)


Реферат: Мировидение Шекспира (История)


Реферат: Макаронные изделия (Технология)


Реферат: Ремонт сельскохозяйственной техники (Технология)


Реферат: Засоби РЕБ, їх характеристики (типи літаків) і основи їх бойового застосування (Военная кафедра)


Реферат: Гитлер (Исторические личности)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист