GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Международное космическое право (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международное космическое право (Международное публичное право)




С о д е р ж а н и е.

| |Введение |3-4 |
|Глава 1. |Понятие и особенности международного космического права.|5 |
|1. |Понятие международного космического права и его место в |5-8 |
| |системе современного международного права. | |
|2. |История формирования международного космического права |8-17 |
| |как отрасли международного права. | |
|Глава 2. |Принципы международного космического права. |18 |
|1. |Понятие принципов международного права. |18-24 |
|2. |Виды и особенности принципов международного космического|24-54 |
| |права. | |
|Глава 3. |Содержание отраслевых принципов международного |55-62 |
| |космического права. | |
| |Заключение. |63-64 |
| |Список использованной литературы. |65-67 |



Введение.

Данная дипломная работа посвящена понятию и принципам международного
космического права. В последние годы - годы научно-технического прогресса -
одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в
исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей
уровня развития страны.
Эту сверхновую отрасль международного права изучали и разрабатывали
многие ученые (В. С. Верещетин, Г. П. Жуков, Е. П. Каменецкая.,
Ф. Н. Ковалёв, Ю. М. Колосов, И. И. Чепров и другие). Всё же,
множество вопросов данной темы являются нерешёнными и дискуссионными в
теории и практике до сих пор. Так, например, с 1966 года в Комитете ООН по
космосу рассматривается вопрос о делимитации воздушного и космического
пространств, и согласия в отношении того, как следует урегулировать эту
проблему, достичь пока не удается. Ряд государств выступает за установление
условной границы между воздухом и космосом на высоте, не превышающей 100
километров над уровнем океана, с предоставлением космическим объектам права
мирного пролета через иностранное воздушное пространство для выхода в
космическое пространство или для возвращения на Землю.
Некоторые страны считают, что в установлении такой «произвольной»
границы в настоящее время нет необходимости, поскольку её отсутствие не
препятствует успешному освоению космоса и не приводит к каким-либо
практическим трудностям.
С самого начала зарождения науки международного космического права
большая часть юристов исходила из того, что основные принципы и нормы
международного права распространяются и на космическую деятельность. А что
касается её специфики, то она подлежит учету в специальных нормах, которые,
могут составить новую отрасль международного права, но отнюдь не
самостоятельную правовую систему. На сегодняшний день нет чётких, ясных,
всеобъемлющих принципов международного космического права с учётом
нынешних реалий.
Данная работа не имеет своей целью открытие или разработку новых
принципов международного космического права. Напротив, она являет собой
попытку систематизировать и обобщить имеющиеся на сегодняшний день правовые
нормы и принципы, регламентирующие деятельность государств в космосе и их
взаимоотношения в этой сфере. Без подобной систематизации трудно получить
целостную картину ситуации, сложившейся на сегодняшний день в международном
космическом праве. Если эта попытка оказалась удачной, то данная работа
могла бы послужить основанием для дальнейших исследований в области
международного космического права с целью возможного внесения дополнений,
введения новых норм и принципов.



Глава 1. Понятие и особенности международного космического права.

1. Понятие международного космического права и его место в системе
современного международного права.

Международное право - это система юридических норм, регулирующих
межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Система международного права представляет собой комплекс юридических
норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно
упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части
(отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором
для международного права служит система международных отношений, которую
оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими
системообразующими факторами выступают цели и принципы международного
права.
Сегодня в науке не существует какой-либо общепризнанной системы
международного права. Каждый автор уделяет ей наибольшее внимание и
обосновывает собственную точку зрения. Однако это не дает оснований для
вывода, будто оно «не является упорядоченной системой согласованных норм; в
лучшем случае это - собрание норм различного происхождения, более или менее
произвольно систематизированных авторами.»[1] Таково, например, мнение
известного польского юриста К. Вольфке.
Современное международное право определило основные цели
взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового
регулирования. В результате оно стало более точно определять не только
формы, но и содержание взаимодействия государств.
Сложившийся комплекс основных принципов международного права
объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм.
Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс
императивных норм (jus cogens), то есть общепризнанных норм, от которых
государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному
согласию.
Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их
соподчиненности.[2] Иерархия норм дает возможность определить их место и
роль в системе международного права, упростить процесс согласования и
преодоления коллизий, что необходимо для функционирования системы.
Как уже было сказано выше, система международного права - это
объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов:
общепризнанных принципов, договорных и обычно-правовых норм, отраслей и так
далее. Каждая отрасль представляет собой систему, которая может считаться
подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.
Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права.
Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений,
например касающихся заключения международных договоров (право международных
договоров), связанных с функционированием международных организаций (право
международных организаций) и так далее. Некоторые отрасли (например,
международное морское право и дипломатическое право) существует с давних
времен, другие (например, международное атомное право, право международной
безопасности, международное космическое право) возникли сравнительно
недавно.
Рассмотрим наиболее подробно понятие международного космического права
как отрасли международного права.
Международное космическое право - это отрасль международного права,
регулирующая отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по
исследованию и использованию космического пространства, включая небесные
тела, а также регулирующих права и обязанности участников космической
деятельности.
Эти права и обязанности вытекают как из общих принципов и норм
международного права, регулирующих все области международных отношений, так
и из специальных принципов и норм, отражающих особенности космического
пространства и космической деятельности.
Международное космическое право, вопреки буквальному толкованию этого
термина распространяется не только на деятельность в самом космическом
пространстве, включая небесные тела, но и на их деятельность и на Земле и в
воздушном пространстве Земли в связи с изучением и освоением космоса.
Круг государств, на которые распространяется действие норм
международного космического права, значительно шире так называемого
«космического клуба», членами которого являются государства, уже в
настоящее время непосредственно участвующие в исследовании и использовании
космического пространства с помощью своих технических средств[3].
Фактически общепринятые нормы международного космического права
распространяются на все государства и создают для них определенные права и
обязанности независимо от степени их активности в области космической
деятельности.
Объектами международного космического права являются: космическое
пространство (надземное пространство, начиная с высоты около 100 км над
уровнем моря), планеты Солнечной системы, Луна, искусственные космические
объекты и их составные части, космические экипажи, деятельность по
исследованию и использованию космического пространства и небесных тел,
результаты космической деятельности (например, данные дистанционного
зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на
Землю и другие).
Надземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое
деление предопределяется различием технических принципов передвижения
летательных аппаратов: для авиации - это подъёмная сила крыла и
двигательная тяга; для космонавтики - это в основном инерционное движение
под воздействием притяжения Земли и других планет[4].
Субъектами международного космического пространства являются субъекты
международного публичного права, то есть главным образом это государства и
международные межправительственные организации, в том числе, разумеется, и
те, которые сами непосредственно космической деятельности не осуществляют.

2. История формирования международного космического права как отрасли
современного международного права.

Возникновение международного космического права непосредственно
связано с запуском в Советском Союзе 4 октября 1957 году первого
искусственного спутника Земли, который не только положил начало освоению
космоса человеком, но и оказал глубокое влияние на многие стороны
общественной жизни, включая всю сферу международных отношений. Открылась
совершено новая сфера деятельности человека, имеющая большое значение для
его жизни на Земле.
Стало необходимым правовое регулирование, в котором главная роль
принадлежит международному праву. Создание международного космического
права интересно в том отношении, что демонстрирует способность
международного сообщества быстро откликаться на потребности жизни,
используя широкий арсенал нормотворческих процессов.
Начало было положено обычной нормой, появившейся сразу после запуска
первого спутника. Она сложилась в результате признания государствами права
мирного пролёта над их территориями не только в космосе, но и на
соответствующем участке воздушного пространства при запуске и
приземлении.[5]
Еще до разработки первого специального Договора о космосе 1967 года
ряд принципов и норм международного космического права сложился в качестве
обычно-правовых. Некоторые обычно-правовые принципы и нормы, относящиеся к
космической деятельности, нашли свое подтверждение в принятых единогласно
резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Среди них особо следует отметить
резолюцию 1721 (16) от 20 декабря 1961 года и резолюцию 1962 (18) от 13
декабря 1963 года. Последняя содержит Декларацию правовых принципов
деятельности государств по исследованию и использованию космического
пространства.
Международное космическое право формируется в основном как договорное.
До появления первого Договора о космосе 1967 года существовали
отдельные договорные нормы, регулирующие те или иные аспекты деятельности в
космосе. Мы находим их в некоторых международных актах:
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом
пространстве, и под водой, подписанным в Москве 5 августа 1963 года;
Устав ООН от 26 июня 1945 года (Вступил в силу 24 октября 1945 года.
Членами ООН являются 185 государств /данные на 1996 год/ , в том числе
Россия с 15 октября 1945 года.)[6];
Декларация о принципах международного права, касающихся, дружественных
отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН
от 24 октября 1970 года;
Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1
августа 1975 года (Вступил в силу 1 августа 1975 году. В нем участвует 9
государств /данные на 1996 год/, в том числе Россия с 1 августа 1975
года.)[7].
Следует иметь в виду, что с самого начала космической эры государства
руководствовались в своих взаимоотношениях, связанных с космической
деятельностью, основными принципами и нормами общего международного права,
обязательными для всех участников международного общения, где бы не
совершалась их деятельность, включая пространство, не находящегося под чьим-
либо суверенитетом.
Но главным образом развитие международного космического права, как и
международного права в целом, происходит путем заключения международных
договоров.
Прежде всего следует выделить группу основных международных договоров,
разработанных в ООН, а затем подписанных и ратифицированных большим числом
государств. Например:
Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января
1967 года (Вступил в силу 10 октября 1967 года. В нем участвует 222
государства /данные на 1996 год/, в том числе Россия с 10 октября 1967
года)[8];
Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращение
объектов, запущенных в космическое пространство от 22 апреля 1968 года
(Вступило в силу 3 декабря 1968 года. В нем участвует 198 государств
/данные на 1996 год/, в том числе и Россия с 3 декабря 1968 года)[9];
Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами от 29 марта 1972 года (Вступила в силу 1 сентября
1972 года. 176 участвующих государств /данные на 1996 год/ , Россия - с 9
октября 1973 года)[10];
Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от
12 ноября 1974 года (Вступила в силу 15 сентября 1976 года. В ней участвует
18 государств /данные на 1996 год/, в том числе Россия - с 13 января 1978
года)[11];
Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18
декабря 1979 года (Вступило в силу 11 июля 1984 года. В нем участвует 9
государств /данные на 1996 год/, Россия не участвует)[12].
Центральное место среди этих договоров занимает Договор о космосе 1967
года, устанавливающие наиболее общие международно-правовые принципы
космической деятельности. Не случайно его участниками является наибольшее
число государств (222 участника), и именно с этим договором связывают
превращение международного космического права в самостоятельную отрасль
общего международного права.
Вторую группу источников международного космического права образуют
многочисленные международные научно-технические соглашения, конвенции и так
далее, регулирующие совместную деятельность государств в космосе. По своему
наименованию, форме, назначению, характеру содержащихся в них норм научно-
технические соглашения по космосу весьма разнообразны. Например,
Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ)
от 3 сентября 1976 года (Конвенция вступила в силу. В ней участвует 72
государства /данные на 1996 год/, в том числе и Россия - с 16 июля 1979
года)[13];
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 «Принципы использования
государствами искусственных спутников Земли для международного
непосредственного телевизионного вещания» от 10 декабря 1982 года;
Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического
пространства в мирных целях от 13 июля 1976 года.
Среди них учредительные акты межправительственных организаций
(например, «Интерспутника», «Интелсата» и другие), многосторонние и
двухсторонние соглашения по общим и конкретным вопросам совместной
деятельности государств в космосе.
Следующим типом договора международного комического права является
договор по спасению. Так, Соглашение о спасении 1968 года в основном
регулирует совершаемые на Земле операции по спасению и возвращении
космонавтов и космических объектов, а Конвенция о международной
ответственности 1972 года имеет своей главной задачей возмещение ущерба,
причиненного при падении на Землю космических объектов или их составных
частей.
Правовой основой сотрудничества ряда восточно-европейских и других
государств в космической области в течении четверти века являлось
заключенное в 1976 году Соглашение о сотрудничестве в исследовании и
использовании космического пространства в мирных целях (программа
«Интеркосмос»). Основными направлениями сотрудничества в рамках программы
«Интеркосмос» являлись изучение физических свойств космического
пространства, космическая метеорология, космические биология и медицина,
космическая связь и изучение природной среды из космоса. В настоящее время.
В настоящее время это сотрудничество активно не осуществляется.
30 декабря 1991 года в Минске было подписано и в этот же день вступило
в силу Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию
космического пространства, участниками которого являются Азербайджан,
Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан
и Узбекистан.
Согласно этому соглашению, совместная деятельность девяти государств
подлежит осуществлению на основе межгосударственных программ. Их реализация
координируется Межгосударственным советом по космосу. Выполнение военных
космических программ обеспечивается Объединенными стратегическими
вооруженными силами. Основы финансирования - долевые вклады государств-
участников.
Участники соглашения подтвердили свою приверженность нормам
международного права и ранее принятым СССР обязательствам по международным
договорам в области исследования и использования космического пространства.
Соглашение исходит их сохранения существующих космических комплексов и
объектов космической инфраструктуры, которые находились на территориях
государств-участников во время их пребывания в составе СССР.
Еще одно направление в формировании международного космического права
- это учреждения международных органов и организаций.
С 80-х годов происходит процесс приватизации и коммерциализации
космической деятельности, что ставит в повестку дня формирование
международного частного космического права. Этой тенденции способствует
развитие в ряде стран национального космического законодательства. Вместе с
тем существует точка зрения, согласно которой международная космическая
деятельность может регулироваться исключительно нормами международного
публичного права, поскольку юридические и физические лица различных стран
не могут вступать по этим вопросам в правоотношения без согласия
государств, несущих ответственность за всю национальную космическую
деятельность.
В 1975 году образовалось Европейское космическое агентство (ЕКА) путем
слияния ранее существовавших Европейской организации исследований (ЭСРО) и
Европейской организации по созданию ракет-носителей (ЭЛДО). Согласно
учредительному акту, задача ЕКА - налаживание и развитие сотрудничества
европейских государств в области разработки и применения космической науки
и техники исключительно в мирных целях. Штаб-квартира ЕКА находится в
Париже.
В 1964 была учреждена на основе Соглашения о временных условиях
создания глобальной системы спутников связи Международная организация связи
через искусственные спутники Земли (ИНТЕЛСАТ). В 1971 году были подписаны
постоянные соглашения об ИНТЕЛСАТ. Членами ИНТЕЛСАТ являются свыше 120
государств. Задача ИНТЕЛСАТ - создание и эксплуатация на коммерческой
основе глобальной системы спутниковой связи. Штаб-квартира ИНТЕЛСАТ
находится в Вашингтоне.
В 1971 году была создана Международная организация космической связи
«Интерспутник». Целью этой организации является координация усилий
государств-членов по созданию и эксплуатации системы связи через
искусственные спутники Земли. Штаб-квартира «Интерспутник» находится в
Москве.
Международная организация морской спутниковой связи ( ИНМАРСАТ) была
создана в 1976 году. Ее членами является более 60 государств. Цели этой
организации - обеспечение космического сегмента, необходимого для улучшения
морской связи в интересах совершенствования системы оповещения о бедствиях
и обеспечения охраны человеческой жизни на море, повышение эффективности
работы судов и управления ими, совершенствования служб морской общественной
корреспонденции и возможностей радиоопределения. Штаб-квартира ИНМАРСАТ
находится в Лондоне.
Существует ряд других международных правительственных космических
организаций, в том числе Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ),
Европейская организация по эксплуатации метеорологических спутников
(ЕВМЕТСАТ) и других. Определенные направления космической деятельности
входят в сферу интересов некоторых специализированных учреждений ООН:
Международный союз электросвязи (МСЭ);
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО);
Всемирная метеорологическая организация (ВМО);
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
(ЮНЕСКО);
Межправительственная морская консультативная организация (ИМКО).
Договор по космосу 1967 года не исключает космическую деятельность
неправительственных юридических лиц при условии, что она будет проводиться
с разрешения и под наблюдением соответствующего государства-участника
Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность и за
обеспечение ее проведения в соответствии с положениями Договора.
Наиболее авторитетными международными неправительственными
космическими организациями являются Комитет по исследованию комического
пространства (КОСПАР) и Международная астронавтическая организация (МАФ).
КОСПАР был создан в 1958 году по инициативе Международного совета
научных союзов. Основная задача Комитета - содействие прогрессу в
международном масштабе во всех областях научных исследований, связанных с
использованием космической техники. В состав КОСПАР входят академии наук и
приравненные к ним национальные учреждения около 40 государств, а также
более 10 международных научных союзов.
МАФ была официально учреждена в 1952 году, однако временем ее
возникновения принято считать 1950 год, когда астронавтические общества
ряда западноевропейских стран и Аргентины решили создать международную
неправительственную организацию, которая занималась бы проблемами полетов в
космос. Цели Федерации включают в себя содействие развитию астронавтики,
распространение всевозможной информации о ней, стимулирование интереса и
поддержки общественностью развития всех направлений астронавтики, созыв
ежегодных астронавтических конгрессов и так далее. В состав МАФ входят: во-
первых, национальные члены - астронавтические общества различных стран
(таким членом от России является Совет «Интеркосмос» при Российской
академии наук), во-вторых, различные учебные заведения, готовящие
специалистов ил проводящие исследования по космической тематике, и, в-
третьих, соответствующие международные организации. В состав МАФ входят
более 110 членов. В 1960 году МАФ учредила Международную академию
астронавтики (МАА) и Международный институт космического права (МИКП),
который впоследствии стали самостоятельными организациями тесно
сотрудничающими с МАФ.
Успехи человечества в освоении космоса, глобальный характер этой
деятельности, высокие затраты на ее осуществление ставит в повестку дня
вопрос о создании Всемирной космической организации, которая бы соединяла и
координировала усилия по исследованию и использованию космического
пространства. В 1986 году СССР внес в ООН предложение об учреждении такой
организации и впоследствии представил проект основных положений Устава ВКО,
содержавший описание ее целей, функций, структур и порядка финансирования.
В этом предложении предусматривалось, в частности, что помимо развития и
углубления международного сотрудничества в области мирного освоения космоса
ВКО осуществляла бы контроль за соблюдением будущих соглашений по
предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.


Глава 2. Принципы
международного космического права.

1. Понятие принципов международного права.

Особенностью международного права является наличие в нем комплекса
основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие
характерные черты, а также главное содержание международного права и
обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой
политической и моральной силой. Очевидно поэтому в дипломатической практике
их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое сколь-
нибудь значимое политическое решение может быть надежным, если оно
опирается на основные принципы. Об этом свидетельствует и факт наличия
ссылок на эти принципы во всех значительных международных актах.
Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для
функционирования системы международных отношений и международного права, с
другой - их существование и реализация возможны в данных исторических
условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного
общества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания
государствами закономерности системы международных отношений, своих
национальных и общих интересов.
Появление принципов обусловлено и интересами самого международного
права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм,
обеспечения единства системы международного права.
В рамках международного права существует различные виды принципов.
Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и
сотрудничества, гуманизма, демократии и так далее. Они нашли отражение в
таких актах, как Устав ООН, пакты о правах человека и во многих других
документах. Основной объем регулирующего действия принципы-идеи
осуществляют через конкретные нормы, отражаясь в их содержании и направляя
их действия.
Принципы выполняют важные функции. Они определяют основы
взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и
обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс
общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие
ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной
основой функционирования и развития международного права. Принципы - это
фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой
облик. Принципы являются критерием международной законности.
Будучи ядром системы международного права, принципы определяют общее
авангардное регулирование при появлении новых субъектов или новой сферы
сотрудничества. Так, например, при возникновении такой новой сферы как
сотрудничество государств в космосе - действие принципов было немедленно
распространенно и на данную сферу. Кроме того, и возникшее государство
будет связано принципами международного права.
Значительна роль принципов в восполнении пробелов в международном
праве.
Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же
международно-правовые нормы, но одни их них издавна назывались принципами,
другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-
правовом регулировании. Следует отметить, что принципы права - это
нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики,
закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об
этих процессах.
Принципы международного права - это руководящие правила субъектов,
возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные
начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение
установившейся практики международных отношений, это норма международного
права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.
Соблюдение принципов международного права является строго
обязательным. Отменить принцип международного права можно, только отменив
общественную практику, что не под силу отдельным государствам или группе
государств. Поэтому любое государство обязано реагировать на попытки в
одностороннем порядке «исправить» общественную практику, даже нарушая
принципы. В докладе Генерального секретаря ООН о работе Организации в 1989
году говорится: «Произошла ощутимая перемена, корни которой - в признании
того факта, что для обеспечения долговременных решений международных
проблем необходимо основывать эти решения на общепринятых принципах,
заложенных в Уставе ООН.»[14]
Принципы международного права формируются обычным и договорным путем.
Они выполняют две функции: способствуют стабилизации международных
отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками и закрепляют
все новое, что определяется в практике международных отношений, и таким
образом способствует их развитию.
Характерной особенностью принципов международного права является их
универсальность. Это значит, что субъекты международного права обязаны
строго соблюдать принципы, поскольку любое их нарушение будет с
неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных
отношений. Это значит также, что принципы международного права являются
критерием законности всей системы международно-правовых норм. Действие
принципов распространяется даже на те области субъектов, которые по каким-
либо причинам не урегулированы конкретными нормами.
Также характерной чертой является их взаимосвязанность. Лишь во
взаимодействии они способны выполнить свои функции. При высоком уровне
обобщенности содержание принципов, применение предписаний каждого их них
возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Значение их
взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах
международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества
между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 года (
Декларация о принципах) «при толковании и применении изложенные выше
принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться
в контексте всех других принципов»[15].
Комплексу принципов присуще некоторая иерархия. Центральное место
занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе
подчинены все принципы. Принцип мирного разрешения споров дополняет принцип
неприменения силы и угрозы силой, что отмечалось и Международным Судом ООН.
В пункте 3 резолюции Совета Безопасности ООН 670 сказано, что события,
связанные с агрессией Ирака против Кувейта, подтвердили, что в отношении
государства, нарушившего принцип неприменения силы и угрозы силой, может
быть приостановлено действие иных принципов, включая принцип добровольного
выполнения обязательств.[16]
Не подлежит сомнению, что между правом и внешней политикой существует
не разрывная связь. Тесно связано с вопросами внешней политики и освоение
космоса. Руководящим началом в проведении государством внешней политики в
любой области в наши дни должны служить общие международно-правовые
принципы.
Содержание принципов развивается с некоторым опережением
действительности. Постепенно реальные международные отношения подтягиваются
до уровня принципов. Опираясь на достигнутое, государства делают новые шаг
в развитии содержания принципов. Осуществляется это главным образом при
помощи резолюций международных органов и организаций. Но основной
юридической формой их существования является обычай, именно та его
разновидность, которая складывается не в поведенческой, а в нормативной
практике. Резолюция формулирует содержание принципа, государства признают
за ним юридическую силу (opinio juris).
Для того, что бы принцип стал общеобязательным, необходимо признание
его международным сообществом в целом, то есть достаточно представительным
большинством государств. Особенности формирования и функционирования
принципов в значительной мере определяется тем, что они отражают и
закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права. Они
представляют собой необходимое право (jus necessitatis ).
При изложении принципов международного права нельзя остановиться на
понятии «общие принципы права». Оно активно обсуждается в связи со ст. 38
Статуса Международного Суда ООН, согласно которому Суд на ряду с
конвенциями и обычаями применяет «общие принципы права, признанные
цивилизованными нациями»[17].
По этому поводу существуют разные мнения. Сторонники широкого
понимания считают, что это понятие охватывает общие принципы естественного
права и справедливости и что речь идет об особом источнике международного
права.
Приверженцы другой концепции полагают, что под общими принципами
следует понимать основные принципы международного права. Однако последние
не скоро станут общими принципами национального права. Кроме того, понятие
общих принципов права получило известность задолго до признания понятия
основных принципов международного права.
Наконец, согласно третьей концепции, под общими принципами понимаются
принципы, общие для национальных правовых систем. В основном речь идет о
правилах, отражающих закономерности применения норм в любой правовой
системе. Для международного права такие принципы важны в силу неразвитости
в нем процессуального права. Чтобы войти в систему международного права,
недостаточно быть принципом, общим для национальных правовых систем,
необходимо быть пригодным для действия именно в этой системе. Он также
должен быть включен в международное право, пусть даже в упрощенном порядке,
в результате подразумеваемого согласия международного сообщества.[18] Став
таким образом обычными нормами, общие принципы не могут рассматриваться как
особый источник международного права. Даже в условиях европейской
интеграции судебная практика исходит из того, что общие принципы права -
«это не только общие принципы национального права государств-членов, но
также принципы международного публичного права».[19]
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН.
Широко признано, что принципы Устава ООН носят характер jus cogens, то есть
являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены
государствами ни индивидуально, ни по взаимному соглашению.
Наиболее авторитетными документами, раскрывающими содержание принципов
современного международного права, является Декларация о принципах,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 сентября 1970 года, и Декларация
принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во
взаимных отношениях, содержащиеся в Заключительном акте СБСЕ от 1 августа
1975 года.
При толковании и применение принципов международного права важно
помнить, что все они взаимно связаны и каждый из них должен рассматриваться
в контексте всех других принципов.

2. Виды и особенности принципов международного космического права.

Принципы международного космического права закреплены в Договоре о
принципах деятельности государств по исследованию и использованию
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года.
Выделяют следующие принципы международного космического права:

Принцип суверенного равенства.

Одним из основных принципов является принцип равноправия государств.
В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, который
гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех её
Членов"[20] (ст.2). Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы
управления международными отношениями в целом.
Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны
уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права,
присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое
государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую.
социальную, экономическую и культурную систему. устанавливать свои законы и
административные правила. Все государства обязаны уважать право друг друга
определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими
государствами в соответствии с международным правом. Каждое государство
вправе участвовать в международных организациях и договорах. Государства
должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Из этого видно, что принцип суверенного равенства не является
механическим объединением двух известных и ранее принципов - уважения
суверенитета и равноправия. Объединение придаёт дополнительный смысл
новому принципу. Подчёркивается неразрывная связь двух его элементов.
В теории и практике весьма распространён взгляд, согласно которому
международное право, любое международное обязательство ограничивают
суверенитет государства. На самом же деле именно международное право
обеспечивает суверенитет, препятствует злоупотреблению им. В докладе
Кабинета международного права Чехословацкой АН, подготовленном ещё в 50-е
гг., говорилось: "Международное право не означает ограничения
государственного суверенитета, наоборот, оно предоставляет и обеспечивает
возможность его проявления и применения также вне границ
государства..."[21]
Равноправие в международном праве - это право равных (jus inter
pares). Равный над равным власти не имеет (par in parem non habet
potestatem). Международное сообщество государств мыслимо сегодня лишь как
система равноправных субъектов. Устав ООН закрепил равноправие как условие
достижения Организацией основных целей - сохранения мира, развития
дружественных отношений, сотрудничества.
Вместе с тем нет оснований упрощать проблему обеспечения равноправия.
Вся история международных отношений пронизана борьбой за влияние, за
господство. И сегодня эта тенденция причиняет вред сотрудничеству и
правопорядку. Немало авторов полагают, что равноправие государств является
мифом[22]. Никто не станет отрицать фактического неравенства государств, но
это лишь подчёркивает значение установления их юридического равенства.
Неравны и люди по своим возможностям, однако это не вызывает сомнений в
значении их равенства перед законом.
Равенство должно осуществляться с учётом законных интересов других
государств и международного сообщества в целом. Оно не даёт права
блокировать волю и интересы большинства. Современное международное право
формируется достаточно представительным большинством государств.
Равенство правового статуса государств означает, что все нормы
международного права применяются к ним одинаково, обладают равной
обязательной силой. Государства обладают равной способностью создавать
права и принимать на себя обязательства. По мнению Международного Суда ООН,
равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых
международным правом[23].
Все государства обладают равным правом участвовать в решении
международных проблем, в которых они законно заинтересованы[24]. В Хартии
экономических прав и обязанностей государств 1974 года говорится: "Все
государства юридически равноправны и как равноправные члены международного
сообщества имеют право полностью и эффективно участвовать в международном
процессе принятия решений..."[25].
Следует вместе с тем не закрывать глаза на реальность. Фактическое
влияние крупных держав на нормотворческий процесс ощутимо. Так, режим
космического пространства был определён именно ими. От них зависит создание
договоров в области ограничения вооружений. На этом основании некоторые
юристы полагают, что равенство перед правом означает лишь равенство при
применении права, а не при его создании ( английский юрист Б. Ченг). Однако
международные акты и практика все больше признают равное право всех
государств на участие в нормотворческом процессе. Кроме того, создаваемые
по инициативе крупных держав акты должны учитывать интересы международного
сообщества в целом.
Применительно к космической деятельности этот принцип также означает
равенство всех государств как в осуществлении космической деятельности, так
и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в
связи с её осуществлением.
Принцип равноправия нашёл отражение в Договоре по космосу 1967 года, в
преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование
космического пространства должны быть направлены на благо всех народов,
независимо от степени их экономического или научного развития, а в самом
договоре устанавливается, за государствами право осуществлять исследование
и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни
было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все
районы небесных тел (а также на равных основаниях рассматривать просьбы
других государств о предоставлении или возможности для наблюдения за
полётом космических объектов /то есть о размещении станций
наблюдения/)[26].
Космическое пространство является открытым международным
пространством. Это пространство, включая Луну и другие небесные тела,
открыто для исследования и использования всеми в соответствии с
международным правом, не подлежит национальному присвоению каким бы то ни
было образом. Попытка ряда экваториальных стран в 1976 году на конференции
в Боготе (Колумбия) заявить свои претензии на сегменты ГСО (геостационарная
станция) соответствующие их территории, то есть распространить на них свой
суверенитет, противоречит принципу неприсвоения космоса. ГСО представляет
собой пространственное кольцо на высоте 36 тысяч км в плоскости земного
экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой
скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В
результате этого спутник находится в практически неподвижном состоянии
относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это
создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования
спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного
вещания)[27].
В ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других
небесных телах говорится, что «Луна и её природные ресурсы являются общим
наследием человечества.» и поэтому «не подлежит национальному присвоению ни
путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или
оккупации, ни любыми другими средствами.» В п. 3 этой же статьи сказано,
что «Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр
или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью
какого-либо государства, международной межправительственной или
неправительственной организации, национальной организации или
неправительственного учреждения или любого физического лица. Размещение на
поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов,
оборудования, установок, станций и сооружений, включая конструкции,
неразрывно связанные с ее поверхностью или недрами, не создает право
собственности на поверхность или недра Луны или их участки." Также "стороны
имеют право на исследование и использование Луны и других небесных тел без
дискриминации любого вида, на основе равенства и в соответствии с
международным правом и условиями этого Соглашения"[28].

Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Проблема соотношения силы и права является центральной для любой
правовой системы. В национальных системах легальное применение силы
централизованно, монополизировано государством. В международной жизни ввиду
отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих
субъектов. В таких условиях единственный выход - установление правовых
рамок применения силы.
Обязанность неприменения силой и угрозы силой распространяется на все
государства, поскольку поддержание международного мира и безопасности
требует, чтобы все государства придерживались указанного принципа.
Согласно Уставу ООН, запрещается не только применения вооружённой
силой, но и не вооружённое насилие, которое носит характер противоправного
применения силы. Следует признать, что применение вооружённой силы
представляет собой наибольшую опасность для дела мира.
Показательно, что это понимали уже те, в чьих умах родилась идея
международного права. Ф. де Виттория и Б. Айала в шестнадцатом веке и Г.
Гроций в семнадцатом веке считали, что война может использоваться лишь в
порядке самообороны или как крайнее средство защиты права[29].
Однако государства не были готовы к принятию этого положения. Своим
суверенным правом они считали неограниченное право на войну (jus ad
bellum). Такой подход был явно несовместим с международным правом.
За признание этой истины человечество заплатило высокую цену. Несмотря
на жертвы, понесённые в ходе Первой мировой войны, и массовые требования
запретить агрессивную войну, Статут Лиги Наций этого не сделал, введя лишь
некоторые ограничения. Начало исправлению ситуации было положено в 1928
году Парижским пактом об отказе от войны как орудия национальной политики
(Пакт Бриана-Келлоги)[30]. Это был важный шаг в становлении принципа
неприменения силы в качестве обычной нормы общего международного права.
Однако для его окончательного утверждения человечеству пришлось принести
жертвы Второй мировой войны.
В качестве главной цели Устав ООН установил: избавить грядущие
поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой
вооружённые силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав запретил
применение не только вооруженной силы, но и силы вообще.
Анализ международных норм и практики даёт основания считать, что под
силой понимается прежде всего вооружённая сила. Использование иных средств
может быть квалифицированно в качестве применения силы в плане
рассматриваемого принципа, если по своему влиянию и результатам они подобны
военным мерам. Об этом, в частности, свидетельствует запрещение
репрессалий, связанных с применением силы.
Теперь о понятии "угроза силой" в плане принципа неприменения силы. В
первую очередь под этим понимается угроза применения вооружённой силы. Что
же касается иных мер, то запрещаются акции такого масштаба, которые
способны нанести непоправимый ущерб. Разумеется, это положение не означает
легализации угрозы силой, запрещённой иными нормами международного права.
Пока угроза силой не снята с вооружения дипломатии. В заявлении
государственного секретаря США в подкомитете Сената говорилось, что
"американское лидерство требует, чтобы мы были готовы поддержать нашу
дипломатию реальной угрозой применения силы"[31].
Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных
отношениях также распространяется на космическую деятельность государств и
возникающих в связи с этим взаимоотношения между ними. Вся деятельность в
космосе должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности.
Запрещён вывод на орбиту любых объектов с ядерным оружием массового
уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим и другим),
также запрещено устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать
такое оружие в космическом пространстве. Луна и другие небесные тела
используются исключительно в мирных целях. Запрещено создание на них
военных сооружений, испытание оружия и проведения военных маневров. Между
тем, в США всё ещё жива программа создания противоракетных систем
космического базирования вопреки Договору с СССР 1972 года об ограничении
систем противоракетной обороны, запрещающего испытание и развёртывание
подобных систем[32].
Принцип неприменения силы и угрозы силой также нашёл отражение в
Соглашении о Луне 1979 года. Луна используется всеми государствами-
участниками исключительно в мирных целях. На Луне запрещается угроза силой
или применение силы или любые другие враждебные действия или угроза
совершения любых враждебных действий. Запрещается также и использование
Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных
угроз в отношении Земли, Луны, космических кораблей, персонала космических
кораблей или искусственных космических объектов. А использование военного
персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей не
запрещается. Не запрещается также использование любого оборудования или
средств, необходимых для мирного исследования и использования Луны.[33]
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой 1963 года обязывает его участников
запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы
ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в космическом пространстве.
По Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия на природную среду 1977 года запрещается
прибегать к такого рода воздействию в качестве способов разрушения,
нанесения ущерба или причинения вреда другому государству, в том числе для
изменения космического пространства, путём преднамеренного управления
природными процессами.
Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других
небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства
(международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным
оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и
другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не
квалифицируется как размещение объекта в космосе).
В доктрине международного права отмечается, что не запрещается
использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для
отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности
в соответствии с Уставом ООН).
Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий
побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной
демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН
предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом
пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о
запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в
отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по
разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а
ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим
вооружениям.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют
советско-американские соглашения об ограничении стратегических
наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные
баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор
между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения
взаимных претензий между государствами.
В основе международных споров лежит целый ряд факторов, социально-
политического, идеологического, военного, международно-правового характера.
В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве
специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или
большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия,
существующие в рамках этого отношения.
С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и
существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных
споров как общепризнанный императивный принцип международного права.
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых
Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом,
чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34].
Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права
и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе
разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих
норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного
Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает
применение:
1. Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих
правила, определённо признанные спорящими государствами.
1. Международных обычаев как доказательства всеобщей практики, признанной в
качестве правовой нормы.
1. Общих принципов права, признанных цивилизованными нациями.
1. Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по
публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для
определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что
обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права
не ограничивает его права разрешать дела ex aequo et bono (по
справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.
Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться
к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их
следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном
разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне
("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным
средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и
рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и
посредничество)[36].
Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена
серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они
ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства
мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую
обязанность государств использовать такие средства.
Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить
мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного
права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые
могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров
существует в виде системы международно-правовых средств такого
регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в
споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров,
обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или
иными мирными средствами по своему выбору"[38].
В соответствии с современными концепциями международного права
государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На
международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к
произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова
"только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько
закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами,
сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась
угроза миру и безопасности государств.
Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст.
2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не
угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные
споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и
международного права". В приведённой статье названы почти все известные на
сегодняшний день средства мирного разрешения споров.
Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как
"консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали
применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое
закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений.
Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч,
создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций
способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами,
непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых
договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и
кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе
добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию
консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для
предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в
зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами
договоренности о применении других средств урегулирования.
Применительно к космической деятельности это средство мирного
урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных
документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и
использовании космического пространства практические вопросы, которые
могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными
межправительственными организациями, решаются государствами-участниками,
либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или
несколькими государствами-членами этой международной организации. Если
какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет
основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим
государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других
государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные
консультации[39].
В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных
телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник
которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не
выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или
что другое государство-участник нарушает права, которыми первое
государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может
запросить проведение консультаций с этим государством-участником.
Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно
вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять
участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое
государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится
к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и
интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих
консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает
полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если
консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным
учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные
стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными
средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером
спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если
консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое
государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за
содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны
в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических
отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает
участие в таких консультациях по своему усмотрению либо

Новинки рефератов ::

Реферат: Программа аудиторской проверки по материалам и МБП (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аграрное право (Государство и право)


Реферат: Позитивистское направление Огюста Конта (Социология)


Реферат: Кризис в психологии в XX веке (Психология)


Реферат: Лермонтов и Печорин - автор и герой (Литература : русская)


Реферат: Возможности текстового редактора MS Word97 при решении задач по стереометрии (Программирование)


Реферат: Исследование электрических колебаний (№27) (Физика)


Реферат: Обучение диалоговой речи на начальном этапе изучения иностранного языка (Иностранные языки)


Реферат: Блок памяти (Радиоэлектроника)


Реферат: Социальная стратификация в современном обществе (Социология)


Реферат: Разработка счетчика бутылок (Технология)


Реферат: Кассационная инстанция в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Кредит и его функции (Деньги и кредит)


Реферат: Оркестр (Музыка)


Реферат: Биосфера как область взаимодействия общества и природы (Биология)


Реферат: Технология производства и товароведная оценка светлых сортов пива (Технология)


Реферат: Информационная логистика (Менеджмент)


Реферат: Анархизм в России и его роль в 1917 г (История)


Реферат: Агрессия как социально-психологический феномен (Психология)


Реферат: Авиценна - великий медик (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист