GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права (Международное публичное право)




ПЛАН


ПЛАН........................................................................
.....................1
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
...............2

ГЛАВА 1

§ 1 История Совета
Европы..................................................................5

§ 2 Возникновение и
состав...................................................................8
§ 3 Устав (статут) Совета
Европы.......................................................24
ГЛАВА 2
§ 1 Азербайджан и
СЕ........................................................................28

§ 2 Конвенции ратифицированные
Азербайджаном...............................35
§ 3 Процедура обращения европейский суд по правам чуловека..............38
ГЛАВА3
§ 1 Переспектива в СЕ дла
Азербайджана.............................................43
§ 2 Прием в
СЕ..........................................................................
........47
§ 3 Армения 42 государство-член
СЕ...................................................52

§ 4 Выполнения обязательств
Азербайджаном......................................53



ЗАКЛЮЧЕНИЯ..................................................................
.......56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............60

|ВВЕДЕНИЕ. |
|Вступление. |
|С победой демократии в Азербайджане и вступлением нашей страны в Совет |
|Европы заметно увеличилась "территория свободы". Сегодня мы вплотную |
|подошли к тому, чтобы сообща строить новую, Большую Европу, без |
|разделительных линий: |
|- Европу, ни одно из государств которой не будет навязывать свою волю |
|другим. |
|- Европу, в которой большие и малые страны – это равноправные партнеры, |
|объединенные общими принципами демократии. |
| На сегодняшний день именно Большая Европа может стать мощным |
|сообществом, которое по своему потенциалу не сравнимо ни с одним регионом |
|мира, которое способно само обеспечить свою безопасность. Она вбирает в |
|себя самобытный опыт культурного, национального и исторического наследия |
|всех европейских народов. Путь к Большой Европе долог и труден. Но пройти |
|его в интересах всех европейцев. Свой вклад в достижение этой цели вносит|
|и Азербайджан. Мы уже значительно продвинулись в практическом |
|сотрудничестве с основными органами Совета Европы. Азербайджан активно |
|участвует в работе Парламентской Ассамблеи, в межправительственных |
|комитетах и рабочих органах Совета. Республики, в Азербайджане проявляют |
|огромную заинтересованность в деятельности Конгресса местных и |
|региональных властей Европы. "Врастание" нашей страны в европейское |
|демократическое сообщество идет очень динамично. И дело не только в самих |
|темпах такой интеграции, но и в качественном содержании этих процессов. |
|Всего за несколько лет нам удалось пройти путь от тоталитарного |
|государства к стране, открытой миру, с рыночной экономикой, свободными |
|выборами и независимой прессой. Наша страна становится частью системы |
|демократической безопасности на континенте. Мы сделаем все, чтобы принципы|
|демократии стали нормой жизни граждан. Стандарты свободы должны быть |
|одинаковы для всех азербайджанцев, независимо от их места жительства и |
|национальности. Для всех народов – независимо от их численности. Наша |
|страна активно участвует в урегулировании региональных конфликтов. При |
|нашем активном содействии удалось погасить вооруженное противоборство в |
|Нагорном Карабахе. Став членом Совета Европы, Азербайджан укрепляет |
|сотрудничество с правоохранительными органами других государств как на |
|двустороннем, так и многостороннем уровне. 1Мы начали фундаментальную |
|реформу, которая призвана решительно укрепить судебную власть, |
|правопорядок в стране. Защитить ее от коррупции в государственном аппарате|
|и организованной преступности.. Имею в виду практику "двойных стандартов",|
|взаимное недоверие друг к другу. Наша страна не может мириться и с тем, |
|что в современной Европе сотни тысяч людей не имеют гражданства. В том |
|числе и наши соотечественники. Говоря об этих проблемах с трибуны Совета |
|Европы мы сможем расказать всему миру о своих проблемах. Мы рассчитываем, |
|что европейское сообщество и впредь будет с пониманием относиться к |
|молодой азербайджанской демократии. К нашим усилиям по защите прав |
|сограждан и соотечественников в других странах. Главное предназначение |
|Совета Европы - укрепление гуманитарной составляющей безопасности на нашем|
|континенте. В центре наших усилий должен быть человек, его безопасность во|
|всех измерениях – от здоровой среды обитания до права обучения на родном |
|языке. И решать эту задачу надо не выборочно, а комплексно, в масштабах |
|всего континента.Мы должны не выискивать разногласия, а, наоборот, |
|развивать все то, что нас сближает. Прежде всего – усилить правовую, |
|нормообразующую работу СЕ. Нужна эффективная система соблюдения прав |
|человека, "партнерство ради демократии" в масштабах всей Европы. |
| Необходимо создать механизмы упреждающей юридической и гуманитарной |
|дипломатии по линии Совета Европы. Важно отладить взаимодействие Совета |
|Европы с другими европейскими институтами, прежде всего с ОБСЕ. Если мы |
|добъемся координации между европейскими организациями - выиграют все. |
|Решение европейских задач требует и надежного кадрового обеспечения. |
|Прежде всего – в сфере права и межгосударственного сотрудничества. Нужно |
|разработать под эгидой Совета Европы общеевропейскую программу подготовки |
|таких кадров для Европы ХХI века. Мы возлагаем на молодое поколение |
|политиков огромные надежды. Им продолжать наше дело, им развивать |
|демократические традиции, которым сегодня следует подавляющее большинство |
|европейских стран. За прошедшее десятилетие наша страна стала другим. |
|Теперь у нас общие задачи и общее дело. Закрепить все это на пороге ХХI |
|века должна Хартия европейской безопасности. В этом году, на наш форум |
|будет отмечать свое 50-летие. Уверен, что Совет Европы имеет все шансы |
|войти в следующее столетие обновленным и устремленным в будущее.1 |



ГЛАВА 1


§ 1 ИСТОРИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ.

СОВЕТ ЕВРОПЫ Международная организация, расположенная в Страсбурге и
имеющая своей целью работу, направленную на благо мира и прогресса,
укрепления демократии, прав и свобод граждан Европы. Совет Европы был
первой организацией, созданной после второй мировой войны в 1949 году. В
настоящее время в Совет входят 43 европейских стран. Совет тесно
сотрудничает с Европейским Союзом и Советом по безопасности и
сотрудничеству в Европе - СБСЕ. 1
Целью Совета Европы является выработка скоординированной политики и
применение выработанных им законов и стандартов в странах-членах.

Для выполнения своих целей СЕ проводит разного уровня заседания,
встречи, дискуссии на уровне парламентарием, министров, правительственных
чиновников, экспертов, представителей местных и региональных объединений,
молодежных организаций, международных правительственных и
неправительственных организаций. За время, прошедшее с даты своего создания
Совет Европы разработал и принял свыше 160 конвенций, а также множество
рекомендаций государствам и правительствам по различным аспектам
деятельности.
|Совсем недавно 5 мая, исполнилось 50 лет Совету Европы организации, |
|политическое влияние которой на жизнь нашего континента не столь |
|значительно, как у Европейского Союза, но без которой становление |
|европейской демократии, наверное, было бы невозможным. Всего чуть более |
|полувека назад понятие "права человека" было для многих европейцев пустым|
|звуком, а ценность понятий "демократия" и "законность" сомнительной. |
|Теперь никто из них не задаётся вопросом, имеют ли эти слова смысл. 2 |


Идея европейского единства родилась из дыма над развалинами городов,
сожжённых Второй мировой войной. Впервые её сформулировал Уинстон Черчилль,
выступая 19 сентября 1946 года в Цюрихе: необходимо "средство, которое,
подобно чуду, за несколько лет сделает всю Европу такой же свободной и
счастливой, какой сегодня является Швейцария. Мы должны построить что-то
вроде Соединённых Штатов Европы". В мае 1948 года в Гааге собрался
Европейский конгресс из представителей 20 стран, созванный Международным
комитетом движений за европейское единство. Делегаты конгресса были едины в
том, что демократия и права человека - истинные ценности, ради защиты
которых следует объединяться. Спор возник вокруг способа объединения.
Франция и Бельгия предлагали создать федерацию; Великобритания, Ирландия и
скандинавские страны выступали за подписание лишь межправительственных
соглашений. В итоге решено было создать организацию, состоящую из Совета
министров (глав правительств европейских государств) и Парламентской
ассамблеи - независимой от национальных правительств, но не имеющей
властных полномочий. 5 мая 1949 года представители 10 стран Западной Европы
- Бельгии, Франции, Люксембурга, Нидерландов, Великобритании, Ирландии,
Италии, Дании, Норвегии и Швеции - подписали в Лондоне Устав Совета Европы
(СЕ). Первая глава устава гласила: "Задача Совета Европы - достигнуть
большего согласия между его членами с целью охраны и реализации идей и
принципов, представляющих их общее наследие, а также содействия их
экономическому и социальному прогрессу". Первая сессия СЕ открылась в том
же году в Страсбурге - городе, который стал официальной резиденцией
организации. У СЕ тогда даже не было своего помещения - заседать пришлось в
местном университете. СЕ стал первой в истории общеевропейской
организацией, до этого страны Старого Света объединялись лишь в военные и
политические союзы. Первым актом, принятым Советом Европы, стала
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная
в Риме 4 ноября 1950 года и вступившая в силу 3 сентября 1953 года.
Неслыханный ранее принцип равенства входящих в Совет Европы государств -
без деления на богатых и бедных, маленьких и больших - позволил создать
новое европейское пространство. Работа шла постепенно. В 1954 году СЕ
принял Европейскую культурную конвенцию, в 1960 году состоялось первое
слушание Европейского суда по правам человека, в 1961 году в Риме была
подписана Европейская социальная хартия, текст которой дополнял Конвенцию
по правам человека в области социальных отношений. Конвенции постигла та же
судьба, что и многие другие документы СЕ: через некоторое время они стали
сборниками общепринятых законодательных принципов. Участие в СЕ стало делом
престижным. К 1970 году в Совет Европы вошли Греция, Исландия, Турция,
Германия, Австрия, Кипр, Швейцария и Мальта. Правда, Греция и Турция
доставили СЕ немало проблем. В 1969 году греческие полковники, устроившие
государственный переворот, отказались соблюдать Конвенцию по правам
человека, и Греция вышла из СЕ. Турецким же депутатам запретили
присутствовать на заседаниях СЕ с 1981 по 1984 год, когда после переворота
в Турции были отменены свободные выборы. Эти страны всё же вернулись на
путь демократии: Греция в 1974-м, Турция в 1984-м. Тем временем в СЕ
появились Португалия (1976 год, спустя два года после мирной революции,
завершившей 48 лет салазарского режима) и Испания (1977 год, через два года
после смерти Франко). Вхождение Лихтенштейна (1978), Сан Марино (1988) и
Финляндии (1989) стало естественным продолжением европейского объединения.
В 1989 году в СЕ входило 23 страны. Но другая половина Европы - Восточная -
все ещё оставалась за колючей проволокой. Следует отметить, что СЕ быстро
отреагировал на потепление, начавшееся в советском блоке. Уже в апреле 1985
года Совет Европы принял резолюцию, в которой впервые упоминалась
всеевропейская культурная идентичность, после чего СЕ начал контактировать
с Польшей и Румынией. Активное сближение началось в 1989 году, когда Михаил
Горбачёв впервые обратился к СЕ. Венгрия, Польша, Югославия и СССР получили
статус "специально приглашённых". 9 сентября 1989 года пала Берлинская
стена. Пустовавшие места в Парламентской ассамблее СЕ, предназначенные для
отделённых "холодной войной" стран, стали постепенно заполняться.1
| Сейчас, после краха социалистической системы, в СЕ входит 43 стран|
|с общим населением 800 миллионов человек. Кроме того, статусом |
|"приглашённых" Босния и Герцеговина. Вне Совета Европы осталась только |
|Югославия. На Венском саммите (1993) был поднят вопрос защиты национальных|
|меньшинств. На саммите в Страсбурге (1997) СЕ воспринимался уже как центр |
|всеевропейской безопасности. А ведь сначала СЕ был лишь чем-то вроде |
|форума.Возможно, главное достижение этой организации заключается в том, |
|что благодаря СЕ признание прав человека стало общепринятой нормой. СЕ |
|перестал быть просто лабораторией идей: за полвека он способствовал |
|решению множества будничных проблем. Если бы вместо общих для всех |
|европейских стран решений Совета Европы его члены заключали между собой |
|обычные двусторонние соглашения. |
| |


§ 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОСТАВ.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Основанный в 1949 году, Совет Европы является межправительственной
политической организацией, которая:
- объединяет в своем составе 43 европейское демократическое государства, в
том числе 18 государств Центральной и Восточной Европы;
- отличается от Европейского Союза ("Общий рынок", объединяющий 15
государств Западной Европы);
- имеет в качестве своей постоянной штаб-квартиры Дворец Европы в
Страсбурге (Франция).

ЦЕЛИ.

- защита прав человека и плюралистической демократии;
- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
- поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства,
ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, биоэтика, СПИД,
наркомания и т.д.);
- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами
Европы;
- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических,
законодательных и конституциональных реформ.

МЕХАНИЗМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Совет Европы имеет три рабочих органа:
. Комитет Министров - исполнительно-распорядительный орган, заседающий в
Страсбурге, в состав которого входят министры иностранных дел 43
государств-членов или их заместители;
. Парламентская Ассамблея - совещательный представительный орган,
который состоит из 301 членов (и 301 их заместителей), представляющих
43 национальных парламентов, и делегаций парламентов ряда стран
Центральной и Восточной Европы, имеющих статус "специально
приглашенных". В настоящий момент Президентом Ассамблеи является Лорд
Рассел-Джонстон (Великобритания);
. Конгресс местных и региональных властей Европы - консультативный
орган, представляющий местные и региональные власти. Конгресс состоит
из двух палат: одна палата представляет интересы местных властей,
другая - региональных органов власти.
Международный Секретариат, состоящий примерно из 1200 сотрудников,
содействует работе главных органов Совета Европы. Он возглавляется
Генеральным Секретарем, избираемым на пятилетний срок. В настоящее время им
является Вальтер Швиммер (Австрия).
Страны-члены Совета Европыи дата вступления.
Австрия (16.04.56) Азербайджан (25.01.01) Албания (13.07.96) Андорра
(10.10.94) Армения (25.01.01) Бельгия (05.05.49) Болгария (07.05.92)
Великобритания (05.05.49) Венгрия (06.11.90) Германия (13.07.50) Греция
(09.08.49) Грузия (27.04.99) Дания (05.05.49) Ирландия (05.05.49) Исландия
(09.03.50) Испания (24.11.77) Италия (05.05.49) Кипр (24.05.61) Латвия
(10.02.95) Лихтенштейн (23.11.78) Литва (14.05.93) Люксембург (05.05.49)
Македония (09.11.95) Мальта (29.04.65) Молдавия (13.07.95) Нидерланды
(05.05.49) Норвегия (05.05.49) Польша (29.11.91) Португалия (22.09.76)
Россия (28.02.96) Румыния (07.10.93) Сан-Марино (16.11.88) Словакия
(30.06.93) Словения (14.05.93) Турция (13.04.50) Украина (09.11.95)
Финляндия (05.05.89) Франция (05.05.49) Хорватия (06.11.96) Швейцария
(06.05.63) Швеция (05.05.49) Чехия (30.06.93) Эстония (14.05.93) .
Государства со статусом "специально приглашенных": Беларусь (приостановлен
по решению январской сессии ПАСЕ), Босния-Герцеговина, (по состоянию на май
2000 года), Монако.
Официальные языки: французский и английский.
Бюджет: Годовой бюджет на 2000 год составил 224 848 416 ЕВРО.
КОНКРЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.
Сотни принятых рекомендаций для стран-членов по важнейшим вопросам
жизни общества и более 170 заключенных европейских конвенций и договоров,
эквивалентных 80 000 двусторонним соглашениям, отражают работу, проделанную
Советом Европы в различных сферах его деятельности:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.1
Европейская Конвенция по правам человека (1950), представляет собой четкий
механизм контроля и защиты прав человека. Любой человек, считающий, что по
отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать
жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все
возможности судебной защиты своих прав в своей собственной стране. С 1950
года на рассмотрение в Совет Европы было передано более 25 000 жалоб.
Европейский Суд по правам человека, также как и Комитет министров, следит
за соблюдением Конвенции. В соответствии с Конвенцией, он рассматривает как
индивидуальные жалобы, так и иски со стороны государств-членов.
Согласно Протоколу N 11, единый Суд, функционирующий теперь постоянно,
заменил с 1998г действовавшие ранее Комиссию пр правам человека и Суд.
Реформа позволила ускорить судебные процедуры, сделать их более
эффективными и расширить возможность обращения в Суд. Нынешний единый Суд
по правам человека, функционирующий постоянно, заменил действовавшие ранее
Комиссию по правам человека и Суд. Реформа позволила ускорить судебные
процедуры, сделать их более эффективными и расширить возможность обращения
в Суд.
Конвенция по предотвращению пыток (1987), предусматривает выборочную
проверку мест заключения группой независимых экспертов Совета Европы в
государствах-членах, ратифицировавших эту конвенцию.
Социальная Хартия Европы (1961), и Дополнительный протокол к ней
детализирует Европейскую Конвенцию по правам человека в социальной сфере.
Ее целью является защита 23 основополагающих социальных прав и поддержка в
проведении эффективной социальной политики в Европе.
Иностранные рабочие: Конвенция о правовом статусе иностранных рабочих
провозглашает принцип равенства по отношению к трудоустройству иностранных
рабочих и граждан своих стран. Она признает право на воссоединение семьи.
Европейский Кодекс социального обеспечения: устанавливает критерии защиты
прав граждан в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по
безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т.д.).
Равенство между женщиной и мужчиной: Главный Комитет за равенство между
мужчиной и женщиной обеспечивает содействие межправительственно- му
сотрудничеству в этой области.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
Европейская Фармакопея: созданная в 1964 году, установила имеющие
обязательную юридическую силу стандарты в отношении примерно 800
медицинских препаратов, начиная с лекарственных растений и простых
химических соединений естественного или искусственного происхождения и
кончая более сложными препаратами, включая вакцины для людей или животных.
Биоэтика: В настоящее время Совет Европы разрабатывает рамочную Конвенцию
по биоэтике. Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским
исследованиям, проводимым на человеке, а также трансплантации органов.
Переливание крови: Совет Европы создал сеть национальных центров
переливания крови, а также европейский банк хранения замороженной крови
редких групп, находящийся в Амстердаме. Недавно была опубликована Белая
книга по переливанию крови.
Наркомания: "Группа Помпиду", включающая квалифицированных экспертов,
созданная в 1971 году, координирует политику государств-членов в области
наркомании.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Борьба с терроризмом: в соответствии с Конвенцией 1977 года
устанавливается, что определенные виды террористических актов не будут
более квалифицироваться как политические преступления в случае
возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществлении правового
взаимодействия в этой области.
Защита данных: конвенция 1981 года является единственным международным
соглашением, направленным на защиту граждан от неправомерного использования
компьютерных данных.
Акты насилия на стадионах: соответствующая конвенция была выработана после
трагедии, произошедшей в мае 1985 года на стадионе "Хейзель" в Брюсселе для
предупреждения актов насилия в ходе проведения спортивных состязаний.
ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, НАСЛЕДИЕ.
Европейская культурная конвенция (1954), устанавливает рамки
межправительственного сотрудничества в области образования, культуры,
наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции
можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования,
новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и
образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим
исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок
европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и
разработку мер защиты кинематографического наследия Европы.
Культурное наследие: специальные конвенции по охране архитектурного и
археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают
практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере.
Традиционные ремесла: для экспертов-профессионалов, административных
учреждений и предприятий была создана "Европейская сеть традиционных
искусств и ремесел".
Европейский Центр по подготовке мастеров-реставраторов: созданный в Венеции
в целях сохранения архитектурного наследия, организует курсы для обучения
каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов.
СПОРТ.
Европейская Хартия спорта и Кодекс этики (1992): содержат нормы по развитию
нравственного, безопасного и здорового спорта, доступного каждому.
Европейская Конвенция против применения допинга в спорте (1989):
устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением
допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов.
МОЛОДЕЖЬ.
Европейский Центр молодежи: образованный в 1972 году, является
образовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европейских
стран. Ежегодно свыше 1 750 представителей молодежи собираются здесь для
обмена идеями и выработки различных форм сотрудничества.
Второй Европейский Центр Молодежи: был открыт в Будапеште (Венгрия) в
декабре 1995г. Предусматривается, что первые три года он будет работать в
экспериментальном режиме. Основная задача Центра состоит в активизации
деятельности Совета Европы по проблемам молодежи в странах Центральной и
Восточной Европы.
Европейский Фонд молодежи (1972), предоставляет молодежным организациям
финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира
Европейского Центра и Фонда молодежи находится в Страсбурге.
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА.
Охрана живой природы: Бернская Конвенция 1979 года направлена на защиту
многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и
животных, и способствует унификации мер на международном уровне по охране
природы.
Охрана окружающей среды: новая Конвенция устанавливает основополоаю- щий
принцип гражданской ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде, и
определяет разумный баланс между необходимостью охраны окружающей среды и
развитием промышленности.
Центр "Натуропа": являющийся центром информации и документации по вопросам
охраны природы, проводит кампании по привлечению внимания общественности к
возникшим проблемам защиты окружающей среды и координирует деятельность,
проводимую в 1995 году в рамках Европейского Года Охраны Природы.
МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И РЕГИОНЫ.
Местное самоуправление: Европейская Хартия (1985) определяет
конституционные и правовые принципы местного самоуправления и
предусматривает соответствующий механизм и средства для выполнения местными
властями стоящих перед ними задач.
Трансграничное сотрудничество: Европейская рамочная Конвенция 1980 года
содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами,
расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное
развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы
коммунальных служб.
Европейская Хартия местных языков: или языков национальных меньшинств
(1992) направлена против обеднения и исчезновения языков национальных
меньшинств.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.
Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (1989), содержит минимум
правил для трансграничной ретрансляции телевизионных программ.
Евроимиджи: основанный в 1988 году, Европейский Фонд "Евроимиджи"
предназначен для развития совместного производства и распространения
европейской аудиовизуальной и кинематографической продукции. В 1994 году
его бюджет составил 155 миллионов французских франков.
Премия "Европа" в области телевидения: была учреждена в 1987 году.Она
присуждается лучшим телепрограммам европейских стран. В конкурсе на премию
"Европа" могут участвовать местные, региональные и национальные
телевизионные студии.
ФИНАНСЫ.
"Отмывание денег": конвенция 1990 года предусматривает как на национальном,
так и на международном уровнях меры по наложению ареста и конфискации
имущества, полученного преступным путем (торговля оружием, терроризм,
мошенничество и, в особенности, незаконная торговля наркотиками).
Преступные деяния биржевых спекулянтов ("инсайдеров"): конвенция 1989 года
направлена на выявление незаконных финансовых операций, совершаемых
биржевыми спекулянтами.
СОЛИДАРНОСТЬ.
Сотрудничество и программы содействия:такие как "Демосфен", "Фемида" и
"Местная демократия", были разработаны Советом Европы в 1990 году для
оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении своих
политических, законодательных и конституционных реформ. Эти программы
включают также помощь в работе местных органов власти, в организации
функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями
и т.д.
Комиссия за демократию через право: Совета Европы, находящаяся в Венеции
(Италия), ведет аналитические исследования и дает юридические заключения по
вопросам создания и функционирования демократических институтов власти, а
также в сфере конституционного права.
Центр "Север-Юг": основанный в Лиссабоне в 1990 году после проведения
Кампании "Север-Юг" в 1988 году, считает своей главной задачей привлечение
внимания всех европейцев к вопросам глобальной взаимозависимости и мировой
солидарности.
Фонд Социального Развития Совета Европы: учрежденный в 1956 году,
занимается финансированием проектов, направленных на оказание помощи
беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от природных бедствий.
Он также финансирует проекты по созданию дополнительных рабочих мест, дает
жилищные кредиты, предоставляет средства на развитие социальных
инфраструктур, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. В
1994 году кредитоспособность фонда составила 1,57 миллиарда ЭКЮ.
Комитет Министров Совета Европы.1
Комитет Министров является органом Совета Европы, принимающим решения.
Он представляет непосредственно правительства государств - членов Совета
Европы. Комитет Министров состоит из Министров иностранных дел государств -
членов Совета Европы. Министры иностранных дел могут замещаться кем-либо из
заместителей министров правительств их стран или какими-либо другими
высокопоставленными чиновниками. На каждой очередной сессии Комитета раз в
полгода председательство в Комитете Министров переходит в соответствии с
алфавитным порядком от одного государства - члена к другому. Английский
язык является рабочим языком Комитета. Комитет собирается на уровне
министров два раза в год - в апреле или мае и в ноябре. Повседневная работа
Комитета осуществляется представителями - делегатами министров иностранных
дел. Каждый министр назначает одного представителя - делегата, который чаще
всего является также и Постоянным представителем государства - члена Совета
Европы. Азербайджан на заседаниях КМ как правило представляет Постоянный
Представитель АР при СЕ в Страсбурге. Обычно представители - делегаты
министров собираются на пленарные заседения два раза в месяц. Принимаемые
ими решения равноценны решениям Комитета Министров. Процедура проведения
заседаний Министров и их представителей - делегатов регулируется Уставом
Совета Европы и внутренним регламентом Комитета и института представителей
- делегатов. При представителях - делегатах имеется Секретариат, группы
экспертов и группы ad hoc.
Деятельность Комитета Министров включает в себя следующее:
· проведение политического диалога;

· осуществление связей с Парламентской Ассамблеей Совета Европы;

· осуществление связей с Конгрессом местных и региональных властей стран
Европы;

· подготовка и заключение конвенций и соглашений;

· принятие рекомендаций государствам - членам;

· принятие бюджета;

· принятие и контроль за выполнением Межправительственной программы
деятельности;

· прием новых государств - членов;

· выработка программ сотрудничества и содействия странам Восточной и
Центральной Европы;

· контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод
человека;

· участие в организации и проведении специализированных конференций
министров.
Межправительственная программа действий.[1]
Межправительственная программа действий ежегодно принимается Комитетом
министров Совета Европы и представляет собой рабочую программу этой
организации, имеющую целью углубление равноправного сотрудничества между
государствами - членами Совета Европы. Эта программа далеко не закостенелый
документ. Напротив, она четко отражает политические изменения, новые
крупные начинания Совета Европы и фиксирует те или иные реалии сегодняшнего
времени.
Программа, отвечающая вызову времени, стоящим перед новой Европой.
В своем нынешнем виде программа объединяет следующие три политические
задачи:
· укрепление сплоченности и стабильности в рамках демократического
пространства, созданного между государствами - членами Совета Европы;

· поощрение действенной интеграции в Совет Европы государств Центральной и
Восточной Европы, недавно вступивших в эту организацию;

· придание Совету Европы большей открытости в отношении различных форм
углубленного сотрудничества с другими международными организациями,
местными и региональными властями, гражданским обществом.
Объектом особо пристального внимания Совета Европы являются такие
весьма актуальные проблемы общества, как положение национальных меньшинств,
борьба против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, роста
преступности и коррупции.
Три полюса взаимного притяжения в пространстве безопастности и демократии.
Для осуществления вышеизложенных задач в программе заложено свыше 56
крупных проектов, а также множество мероприятий и действий оперативного
характера или связанных с практической реализацией или содействием
европейским конвенциям, объединенным вокруг трех крупных задач:
- Демократическая сплоченность;

- Единение общества и высокое качество жизни;

- Культурные связи и плюрализм различных культур.
Понятия демократии, прав человека и примата права пронизывают всю
программу. Это отражает гуманистическую сущность Совета Европы и тот вклад,
который государства и общества, основанные на принципе примата
человеческого достоинства, могут внести в укрепление безопастности в
условиях демократии на всем европейском континенте. Эта сущность Совета
Европы проявляется в следующих сферах деятельности:
- демократия на основе плюрализма и права человека,

- СМИ и связь,

- демократия на местах и трансграничное сотрудничество,

- сотрудничество в области юриспруденции и правовое государство,

- социальные вопросы и проблемы общества,

- здравоохранение,

- охрана окружающей среды и благоустройство территорий,

- образование, культура и национальное наследие,

- спорт и дела молодежи.

Ресурсы.
Человеческие ресурсы: к коллективу сотрудников Совета Европы , которые
призваны вносить свой вклад в реализацию программы как таковой, добавляются
в усиление на разовой основе и для выполнения конкретных задач эксперты,
назначаемые государствами - членами Совета Европы. В особых случаях
выделяются также советники и консультанты по программе. Таким образом
ежегодно тысячи людей работают на выполнение программы. С технической точки
зрения программа закладывается в бюджет Совета Европы: в 2000 году для ее
осуществления были выделены средства общей суммой в 37 697 760 ЕВРО, то
есть немногим более 10% от всего бюджета. Однако эта сумма покрывает только
прямые расходы, связанные с выполнением конкретных дел (заседания
экспертов, организация симпозиумов и конференций, проведение исследований,
выделение субсидий),исключая при этом расходы на оплату деятельности
персонала и служб, обеспечивающих всю эту работу (командировки,
переводческая работа на заседаниях, письменный перевод и рассылка
документов и т.д.). К упомянутой сумме добавляются финансовые инвестиции
(прямые и непрямые) специализированных министерств, административно
-территориальных образований, в случае необходимости - частных партнеров.
Соответственно, средства, поступающие таким образом на реализацию
программы, выходят за рамки общей суммы, выделяемой на эти цели Советом
Европы единым пакетом в рамках обычного бюджета.1

Согласованное программирование.
Стремление государств-членов Совета Европы совместно действовать в рамках
Межправительственной программы деятельности по осуществлению конкретных
задач формируется и получает четкие очертания в Комитете Министров Совета
Европы, который обеспечивает политическое руководство межправительственным
сотрудничеством. Комитет Министров в своей деятельности получает
направляющие импульсы от:
- Парламентской Ассамблеи, которая адресует ему свои рекомендации;
- Конференции специализированных министров государств - членов Совета
Европы, которые в пределах своей компетенции обсуждают насущные
проблемы в той или иной сфере, добиваются политического консенсуса по
главным направлениям и могут рекоменодовать или прорабатывать те или иные
решения европейского масштаба;
- комитетов, получивших название руководящих комитетов, в которых работают
представители специализированных министерств государств - членов Совета
Европы. Эти комитеты на регулярной основе направляют в Комитет Министров
свои предложения.
Упомянутые комитеты находятся в прямом подчинении у Комитета Министров и
обладают компетенцией, необходимой для работы по целому направлению (как,
например, СМИ или вопросы демократии на местах ) или по одному из его
составляющих (это касается, например, социальной сферы, когда разные
комитеты занимаются соответственно вопросами миграции населения, занятости,
социальной политики и т.д.). В свою очередь, Генеральный секретарь в рамках
политической и бюджетной линии, определенной Комитетом Министров и на базе
специальных предложений, поступивших к нему из руководящих комитетов, в
течение года разбатывает проект межправительственной программы, в которой
он отмечает те направления деятельности и те цели, которые ему
представляются важнейшими. После принципиального согласия с проектом
Комитета Министров, проект постепенно, этап за этапом, дорабатывается и
детализируется в тесном взаимодействии с руководящими комитетами и
компетентными в этой области группами экспертовКомитета Министров.
Окончательное утверждение проекта происходит во время принятия бюджета
(ноябрь - декабрь).
Осуществление программы.1
Реализация программы поручается через Генерального секретаря
руководящим комитетам и комитетам ad hoc, создаваемым при необходимости.
Эти комитеты фиксируют модальности осуществления на практике
запланированных шагов: создание экспертных комитетов, проведение
исследований и разработок, подготовка кадров, запуск проектов и т.д. К этим
оперативным действиям добавляются мероприятия, связанные с
функционированием или поощрением соблюдения европейских конвенций. Речь
идет о настоящей работе по “наблюдению и контролю за соблюдением”
конвенций, в результате которой между заинтересованными государствами могут
быть достигнуты соглашения по административным вопросам или выдвинуты
предложения о пересмотре действующих конвенций в случае, если они
представляются спорными или имеющими пробелы. Программа 2000 года
свидетельствует о предпринятых усилиях по внедрению нововведений как с
точки зрения ее содержания, так и методики работы и структур
межправительственного сотрудничества. Действительно, что касается
содержания, программа отражает сбалансированное соотношение стремления
поддерживать и развивать деятельность, в которой Совет Европы играет
признанную роль, и настроя на расширение ее рамок за счет новых видов
работы, отвечающих новым проблемам современного общества и предвосхищающим
будущие проблемы: размышления о перспективах благоустройства территорий,
долговременного развития и т.д. В оперативном плане вместе с классическими
функциями - выработкой конвенций, политики и правовых норм в отдельных
секторах, ведение диалога, деятельности по подготовке кадров и
разъяснительной работой, экспертизой и техническим содействием - программа
свидетельствует о стремлении к новшествам через такие формы деятельности,
которые позволят Совету Европы более зримо присутствовать на местах и быть
ближе к гражданам европейских государств. Речь идет о посреднических
миссиях, осуществлении пилотных проектов и т.д. Что касается партнерских
отношений, то предусматривается углублять наиболее успешный опыт
сотрудничества с другими международными институтами, местными властями. а
также с партнерами по государственной и частной линиям в выработке
концепции, реализации и финансировании деятельности. Год за годом ощутимыми
результатами этого сотрудничества становятся как юридические документы, так
и публикации и конкретные шаги в деле подготовки кадров, техническое
содействие или посредническая помощь. Все эти действия вносят вклад в
поступательное сближение национальных политик, повышение мобильности
европейцев, решение проблем на местах. Таким образом, Совет Европы
становится горнилом, где выковывается солидарность европейцев, необходимая
сегодня более чем когда-либо для континента, со всеми его озабоченностями
и угрозами отклонения от принятого курса.
§ 3 У С Т А В (С Т А Т У Т) СОВЕТА ЕВРОПЫ (Лондон, 05.V.1949)1
Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской
Республики, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого
Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии,
Королевства Швеции и Соединенного Королевства Великобритании и Северной
Ирландии, убежденные, что укрепление мира, основанного на справедливости и
международном сотрудничестве, отвечает жизненной необходимости сохранения
человеческого общества и цивилизации, вновь утверждая свою приверженность
духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их
народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической
свободы и верховенства права, лежащих в основе любой истинной демократии,
убежденные, что для поддержания и дальнейшего осуществления этих идеалов и
в интересах социального и экономического прогресса необходимо более тесное
единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды,
считая, что в ответ на ясно выраженные устремления своих народов необходимо
без промедления создать организацию, которая сблизила бы европейские
государства в более тесный союз, основываясь на этом, приняли решение
учредить Совет Европы, состоящий из Комитета представителей правительств и
Консультативной Ассамблеи и с этой целью приняли настоящий Устав.

Цель Совета Европы

а. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его
членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их
общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
b. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством
рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений
и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной,
научной, правовой и административной областях, равно как и путем
поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.
с. Участие государств членов в работе Совета Европы не должно отрицательно
влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других
международных организаций и союзов, в которых они состоят.
d. Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета
Европы.
EВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.
Европейский суд по правам человека был создан в 1959 году в
соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных
свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы было незначительно.
Сейчас эта цифра возросла в несколько раз, а ЕКПЧ в настоящее время
ратифицировало 43 государств-членов СЕ. В результате этого увеличилась
нагрузка и количество жалоб, поступаемых в контрольные органы ЕКПЧ, что не
могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб.
1Учитывая такую ситуацию, 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол №11 к
ЕКПЧ, который представил право гражданину, неправительственным организациям
и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот
Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для
государств - членов Совета Европы. Согласно Протоколу Европейская Комиссия
по правам человека упраздняется и единственным органом европейского
правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая
система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала
функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана
рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить
процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Другим важным
изменением является то, что новая судебная система обязывает государства
признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков давности. Число
Судей в новом составе Суда будет равно числу государств-участников
Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из
числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет.
По достижению 70 лет Судья должен уйти в отставку. Суд рассматривает
поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах,
включающих 7 Судей, и в Большой Палате, насчитываюшей в своем составе 17
Судей. Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в
Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной
основе. Если петиция признана неприемлемой, то такое решение не подлежит
обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о
приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по
существу. Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда
поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней,
либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос
противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в
Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до
вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре
не возражает против этого. Большая Палата состоит из 17 судей. Председатель
Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованной
государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы
обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут
участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения
Большой Палаты являются окончательными. Государства-участники Конвенции
взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору,
сторонами которого они являются. Окончательное решение Суда по
рассмотренному делу направляется в Комитет Министров Совета Европы, который
осуществляет надзор за его исполнением.

КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД (Рим, 4 ноября 1950
года)
Правительства, подписавшие Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,
принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную
Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,
учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное
признание и осуществление провозглашенных в ней прав, считая, что целью
Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что
одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав
человека и основных свобод, подтверждая свою глубокую приверженность
основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира
и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны,
подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим
пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,
преисполненные решимости, как Правительства европейских государств,
движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций,
идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути
обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во
Всеобщей декларации.1



ГЛАВА 2
§ 1 АЗЕРБАЙДЖАН–СОВЕТ ЕВРОПЫ.
Во внешней политике Азербайджана Европа по праву занимает одно из
приоритетных мест. Интересы нашей страны в Европе реализуются как через
широкие двусторонние отношения, так и через каналы многосторонней
дипломатии. Один из них – Совет Европы (СЕ), старейшая европейская
организация, членами которой являются 43 государств. Однако для
политического – это вполне достаточный период, чтобы подвести первые итоги,
наметить планы на перспективу. Главный вывод – за прошедшее время наша
страна превратилась в одного из членов организации, ее адаптации к новым
европейским реалиям и вызовам, активно использующего СЕ как рычаг
строительства Большой Европы.1
Одобренные в Страсбурге Политическая декларация и План действий
расширения НАТО на Восток задают четкие ориентиры развития Европейского
континента без разделительных линий. Динамично и продуктивно развивается
парламентский диалог с СЕ. Кроме того, азербайджанские депутаты регулярно
работают, в том числе и в межсессионный период, во всех тринадцати
комиссиях этого авторитетного парламентского форума. Так что наши позиции
на парламентском направлении деятельности Совета Европы весьма продвинуты.
В европейское сотрудничество под эгидой СЕ активно вовлечены высшие
судебные инстанции Азербайджанская Республика. Главное государственно-
правовое управление и Комиссия по правам человека при Президенте.2
В целом, наверное, нет такого министерства или ведомства, которое не
имело бы с Советом Европы налаженных партнерских связей. Большую помощь
Совет Европы оказывает Азербайджану в осуществлении государственных и
правовых реформ, экспертизе законопроектов. Существует соответствующая,
ежегодно обновляемая программа конкретных мероприятий за счет средств
Совета Европы и Комиссии Европейского союза. На их реализацию было выделено
около 2,4 млн. долларов а, в будущем году планируется еще больше..
Практически ежемесячно проводятся различные семинары, круглые столы,
стажировки и ознакомительные поездки за рубеж, помогающие осваивать
европейский опыт плюралистической демократии и верховенства закона. На
территории Азербайджана создаются информационные центры Совета Европы.
Однако предстоит решить еще более масштабные задачи. Многообещающие
перспективы открываются и в связи с довольно благоприятной реакцией
руководства СЕ в ходе саммита в Страсбурге предложение организовать под
эгидой СЕ общеевропейскую программу подготовки кадров для Европы ХХI века.
Прежде всего это Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ), которую
Азербайджан подписал для вступления в СЕ, обязуясь ратифицировать. В
подготовленном Комиссией Парламентской ассамблеи Совета Европы по
мониторингу проекте доклада о выполнении Азербайджаном обязательств по
членству в СЕ затяжка с ратификацией ЕКПЧ, пусть и по объективным причинам,
являлась главным упреком в наш адрес. Но дело было не только в невыполнении
Азербайджаном ключевого, по существу, вытекающего из устава организации
условия членства в СЕ. Теперь страница ожидания перевернута. Участие
Азербайджана в ЕКПЧ значительно расширит возможности защищать свои права.1
В тех случаях, когда их права действительно нарушаются, а судебные
органы отказываются признать это, граждане смогут обращаться в Европейский
суд, решения которого носят обязательный характер. Нередко можно услышать
опасения, будто после ратификации ЕКПЧ Европейский суд будет завален
жалобами из Азербайджана, а государственный бюджет затрещит по швам от
выплат потерпевшим. Опыт других "молодых демократий" такой гипотезы не
подтверждает. Существует сложная процедура отбора исков на предмет их
приемлемости и стадия полюбовного урегулирования. В результате до суда в
среднем доходит лишь каждая десятая жалоба, из которых удовлетворяется
меньше половины. В 1997 году Европейским судом было принято к рассмотрению
119 дел и только 53 из них были решены в пользу истца. Да и выплата по
искам не является астрономической. Так, "стандартное" возмещение морального
ущерба, предписываемое судом, равняется 20 тыс. долларов. Но все эти
издержки несоизмеримы с выигрышем – создан реальный рычаг модернизации и
улучшения системы правосудия, эффективное средство воспитания и ограничения
всевластия бюрократии. В ходе ратификации ЕКПЧ некоторыми поднимался вопрос
о ее соотношении с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека
1995 года. Никаких противоречий, тем более несовместимости между ними нет.1

Конструкция конвенции СНГ, которая пока, к сожалению, не вступила в
силу, полностью вписывается в "архитектуру" ЕКПЧ. В тандеме с ЕКПЧ работает
и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или
унижающего достоинство обращения или наказания. Она учреждает механизм по
контролю за условиями содержания заключенных, участники которого посещают
места лишения свободы. Однако появление дополнительного инструмента
международного мониторинга в этой области, безусловно, ускорит темпы
модернизации нашей пенитенциарной системы. Ее проблемы эксперты СЕ
связывают не столько с обветшалой материальной базой, сколько с
переполненностью тюрем. Поэтому выход здесь видится в акценте на такие
аспекты уголовноправовой реформы, как диверсификация наказаний и отказ от
практики лишения свободы за малосущественные и не представляющие большой
общественной опасности правонарушения. Естественно, соблюдение двух
вышеупомянутых договорно-правовых актов СЕ предполагает активное
продолжение судебной, пенитенциарной и других реформ в стране и их должное
материальное обеспечение через увеличение бюджетного финансирования. Тем не
менее речь не идет о росте прямых финансовых обязательств Азербайджана
перед СЕ: наш взнос в эту организацию остается прежним – около 24,2 млн.
долларов.
1Речь идет о косвенных затратах, которые в любом случае необходимы в
связи с решением наших внутренних задач. Они будут определяться ежегодно,
исходя из возможностей бюджета, и рассчитаны на достаточно длительное
время. Разумеется, предстоит также предпринять шаги по приведению
азербайджанского законодательства и правоприменительной практики в
соответствие с требованиями основополагающих конвенций СЕ. Однако такие
шаги полностью коррелируют с тем, что непосредственно записано в
действующей Конституции, с планами наших собственных правовых реформ. Они
будут делаться постепенно, по мере гармонизации азербайджанских законов с
европейскими нормами. Для других мер времени понадобится больше. В целом
включенная в текст законопроекта о ратификации ЕКПЧ соответствующая
оговорка дает возможность получить необходимый переходный период. Кстати,
именно таким путем поэтапного приведения своих законов в соответствие с
основополагающими европейскими конвенциями уже после их ратификации шли
практически все, даже самые развитые в правовом отношении государства –
участники Совета Европы. Конкретно в случае с нашей оговоркой речь идет о
временном выводе из-под действия ЕКПЧ ряда положений ныне действующего
уголовно-процессуального кодекса (порядок ареста, содержания под стражей и
задержания лиц, подозреваемых в преступлениях) и дисциплинарного устава
вооруженных сил (арест с содержанием на гауптвахте), а также о
неприменимости ЕКПЧ к фактам, имевшим место до ее вступления в силу для
Азербайджана. Это наше политическое и, если хотите, моральное обязательство
перед Советом Европы. Однозначно потребуется большая разъяснительная работа
с общественным мнением страны. И здесь мы вправе рассчитывать на помощь и
содействие экспертов Совета Европы, имеющих в данной сфере уникальный опыт.
В стадии ратификации в нашем парламенте находятся еще два ключевых
документа СЕ. Это Европейская хартия местного самоуправления и Рамочная
конвенция о защите национальных меньшинств.
Хартия – один из базовых нормативных актов Совета Европы. Не
случайно, вступая в СЕ. Хартия действует около десяти лет (вступила в силу
в сентябре 1988 года). Ее участниками уже стали 28 из 43 государств –
членов СЕ. Еще в шести она находится в стадии ратификации. Иными словами,
сегодня хартия является реальным регулятором демократической жизни на
Европейском континенте. Основные принципы и положения хартии соответствуют
Конституции В азрбайджанском законодательстве отражены все обязательные для
исполнения пункты хартии, перечисленные в статье 12. В этом плане мы
выгодно отличаемся от других стран, которые, ратифицируя данный договорно-
правовой акт, были вынуждены – в силу особенностей внутреннего
законодательства – сделать ряд ограничительных заявлений. Хартия исходит из
того, что органы местного самоуправления являются одной из фундаментальных
основ любого демократического строя. Под этим углом полноценное участие
Азербайджана в хартии имеет не только международное, но прежде всего
весомое внутриполитическое значение. Став обязательным документом, она,
несомненно, будет содействовать дальнейшему совершенствованию местного
самоуправления в Азербайджене, разработке законодательной базы в этой
области.1
Хотелось бы отметить, что ратификация Азербайджаном Европейской
хартии местного самоуправления не повлечет за собой дополнительных прямых
расходов, покрываемых за счет государственного бюджета. Хотя в хартии и
имеются принципиальные обязательства по финансированию местных властей,
порядок практического осуществления такого финансирования остается на
усмотрение центрального правительства. В нашем случае – с учетом опыта
других государств – вытекающие из выполнения хартии расходы органов
местного самоуправления могут производиться за счет перераспределения
бюджетных средств и источников, установленных законом "0 финансовых основах
местного самоуправления". Рамочная конвенция о защите национальных
меньшинств – самая "свежая" конвенция Совета Европы. Она вступила в силу
только 1 февраля нынешнего года. Этот документ нацелен на запрет
дискриминации нацменьшинств и развивает положения статьи 14 Европейской
конвенции о правах человека. В конвенции не дается определения самого
понятия "национальные меньшинства". Тем не менее думается, что отсутствие
данного определения, учитывая рамочный характер конвенции, не отменяет ее
несомненно прогрессивного существа. Конвенция имеет прежде всего
программную направленность с акцентом на постепенность прогресса в
выполнении ее положений. Формулировки документа составлены весьма гибко и
позволяют учитывать конкретные ситуации, сложившиеся в разных странах. В
этом – большой плюс конвенции. Конвенция не содержит положений,
противоречащих азербайджанскому законодательству и, следовательно, не
потребует внесения в него изменений. Применение конвенции в Азербайджане
будет затрагивать в основном представителей меньшинств, не имеющих
собственных государственных или автономных территориальных образований.
Вместе с тем следует обратить внимание и на точку зрения экспертов СЕ,
считающих, что конвенция одновременно может использоваться и применительно
к представителям большинства населения страны в целом, если оно в том или
ином территории составляет меньшинство. Для Азербайджана конвенция
принципиально важна и тем, что она дает дополнительную возможность
добиваться уважения прав соотечественников за рубежом, защищать права наших
граждан. Что касается финансовых аспектов участия Азербайджана в конвенции,
то прямых расходов на это не потребуется. Вместе с тем косвенные затраты,
вытекающие из ее выполнения, в частности реализации права лиц,
принадлежащих к национальным меньшинствам, на изучение родного языка, могут
быть существенными. Однако эти расходы в любом случае необходимы как с
точки зрения положений действующей Конституции, так и в связи с задачей
поэтапной реализации закона Кроме того, расходы на указанные цели могут
осуществляться за счет средств бюджета. В настоящее время в процессе
ратификации в Милли меджлисе также находятся такие, актуальные для
современной Европы договорно-правовые акты, как конвенции о выдаче и о
взаимной правовой помощи по уголовным делам. В целом министерствами и
ведомствами в настоящее время ведется большая и кропотливая работа по
инвентаризации всего блока конвенций Совета Европы – а их более ста
шестидесяти – на предмет выявления приоритетных для присоединения к ним.
Канал Совета Европы дает нам также уникальный шанс не только присоединяться
к уже готовым конвенциям, но и участвовать в разработке новых универсальных
правовых норм европейской жизни, добиваться учета при этом интересов
Азрбайджана. Пример тому – рождающиеся под крышей СЕ с участием европеских
экспертов конвенции по борьбе с коррупцией, по аудиовизуальному наследию.
Взятый Азрбайджаном курс на активизацию международного сотрудничества в
рамках этого соглашения путем внедрения передовых технологий и изменения
структуры бюджета получил поддержку большинства стран-участниц. В другие
специализированные учреждения системы СЕ (например, "Группа Помпиду",
занимающаяся борьбой с наркобизнесом, "Венецианская комиссия",
разрабатывающая конституционные нормы) Азербайджан в силу бюджетных
трудностей пока как полноправный член не вошла.1
Однако рабочий диалог – и вполне продуктивный – имеет место и с ними.
Думается, официальное оформление нашего участия в этих, да и других
специализированных институтах Совета Европы не за горами. Политическая воля
к этому есть. Наша страна твердо убеждена, что те крупные новые задачи,
которые сегодня стоят перед Советом Европы, эта организация может решить
только осуществив с

Новинки рефератов ::

Реферат: Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова) (Литература)


Реферат: Балансовый счёт 20 в новом плане счетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Институт гражданства Российской Федерации (Право)


Реферат: Государственное регулирование страховой деятельности в РФ (Страхование)


Реферат: Новочеркасское восстание 1962 (История)


Реферат: Муниципальное право (Государство и право)


Реферат: Бизнес-информация и информационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: А С Пушкин - поэт, историк (История)


Реферат: Физическая культура и закаливание детей дошкольного возраста (Физкультура)


Реферат: Менделеев (Химия)


Реферат: Булат Окуджава (Музыка)


Реферат: Анализ - философско-аналитическое понятие истины (Философия)


Реферат: Cельское хозяйство (Ботаника)


Реферат: Парламенты зарубежных стран (Право)


Реферат: Способы тушения пожаров (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Некоммерческие организации в целом и Фонды в частности (Государство и право)


Реферат: Расчет зануления. Вентиляция на рабочем месте монтажника. (Физкультура)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Основы школьного законодательства (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист