GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Балет С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Балет С.С.Прокофьева "Ромео и Джульетта" (Музыка)



“Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того
убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить
человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём
искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому
будущему…”
В этих словах гениального композитора Сергея Сергеевича Прокофьева
раскрывается смысл и значение его творчества, всей его жизни, подчинённой
непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот на пути создания
музыки выражающей помыслы народа.
Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка
на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа
полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на
рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил
хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него
появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему
труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую
консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской
консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе
её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский-
Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н.
Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление
Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки.
Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве
принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей
необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос
слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот –
дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью,
мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев
иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.
Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева
рождены новым мироощущением, эпохой современности , ХХ веком. После
окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где
проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной
С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху
в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто
разработано композитором совместно с режиссёром С. Радловым и
балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку
балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М.
Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства,
Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению
реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской
трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения,
характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит
живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические
столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-
стилистические образы подчинены содержанию.
К сюжету “Ромео и Джульетта” обращались часто: “Ромео и Джульетта” –
увертюра-фантазия Чайковского, драматическая симфония с хором Берлиоза, а
также - 14 опер.
“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая
драма со сложной мотивировкой психологических состояний, обилием чётких
музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно
показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная
последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии
сгруппированы в 3 больших акта).

В музыке Прокофьев стремится дать современные представления о старине
(эпоха описываемых событий – XV век). Менуэт и гавот характеризуют
некоторую чопорность и условную грацию (“церемонность” эпохи) в сцене бала
у Капулетти. Прокофьев ярко воплощает в музыке шекспировские контрасты
трагичного и комического, возвышенного и шутовского. Рядом с драматическими
сценами – весёлые чудачества Меркуцио. Грубоватые шутки кормилицы. Ярко
звучит линия скерцозности в картинах ??????????? веронской улицы, в
скоморошьем “Танце масок”, в шалостях Джульетты, в смешной старушечьей теме
Кормилицы. Типичное олицетворение юмора – весельчак Меркуцио.
Одним из важнейших драматических средств в балете “Ромео и Джульетта”
является лейтмотив – это не краткие мотивы, а развёрнутые эпизоды (например
тема смерти, тема обреченности). Обычно музыкальные портреты героев у
Прокофьева сплетаются из нескольких тем, характеризующих разные стороны
образа – появление новых качеств образа вызывает и появление новой темы.
Ярчайший пример 3 темы любви, как 3 ступени развития чувства:
1 тема – его зарождение;
2 тема – расцвет;
3 тема – его трагический накал.
Центральное место занимает в музыке лирическая струя – тема любви,
побеждающая смерть.
С необычайной щедростью обрисовал композитор мир душевных состояний
Ромео и Джульетты (более 10 тем) особенно многогранно охарактеризована
Джульетта, превращающаяся из беззаботной девочки в сильную любящую женщину.
В соответствии с замыслом Шекспира дан образ Ромео: вначале он охватывает
романтические томления, затем проявляет пламенную пылкость влюблённого и
отвагу бойца.
Музыкальные темы, намечающие зарождение чувства любви, прозрачны,
нежны; характеризующие зрелое чувство влюбленных наполнены сочными,
гармоничными красками, остро хроматированы. Резкий контраст к миру любви и
юношеских шалостей представляет вторая линия – “линия вражды” – стихия
слепой ненависти и средневековой ???????? – причина гибели Ромео и
Джульетты. Тема распрей в резком лейтмотиве вражды – грозный унисон басов в
“Танце рыцарей” и в сценическом портрете Тибальда – олицетворение злобы,
надменности и сословной спеси, в эпизодах боевых схваток в грозном звучании
темы герцога. Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста,
покровителя влюблённых, надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит
враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, отрешённости. Она
подчёркивает мудрость, величие духа, доброту, любовь к людям.

Разбор балета

В балете три акта (четвёртый акт – эпилог), два номера и девять
картин
I действие – экспозиция образов, знакомство Ромео и Джульетты на балу.
II действие. 4 картина – светлый мир любви, венчание. 5 картина – ужасная
сцена вражды и смерти.
III действие. 6 картина – прощание. 7, 8 картины – решение Джульетты
принять снотворное зелье.
Эпилог. 9 картина – смерть Ромео и Джульетты.

I акт
№1 Вступление начинается с 3 темы любви – светлой и скорбной;
знакомство с основными образами:
2 тема – с образом целомудренной Джульетты-девочки – грациозной и лукавой;
3 тема – с образом пылкого Ромео (сопровождение показывает пружинистую
походку юноши).



1 картина
№2 “Ромео” (Ромео бродит по предрассветному городу) – начинается с
показа лёгкой походки юноши – задумчивая тема характеризует его
романтический облик.
№3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада,
секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту,
озорство, как символ здоровья, оптимизма – тема звучит в разных
тональностях.
№4 “Утренний танец” – характеризует пробуждающуюся улицу, утреннюю
сутолоку, остроту шуток, бойких словесных поединков – музыка скерцозна,
шутлива, мелодия упругая по ритму, приплясывающая и мчащаяся –
характеризует тип движения.
№5 и 6 “Ссора слуг Монтекки и Капулетти”, “Бой” – нет ещё яростной
злобы, темы звучат задиристо, но задорно, продолжают настроение “Утреннего
танца”. “Бой” – как “этюд” – моторное движение, бряцание оружия, стук
мячей. Здесь впервые появляется тема вражды, проходит полифонически.
№7 “Приказ Герцога” – яркие изобразительные средства (театральные
эффекты) – угрожающе медленная “поступь”, острый диссонант звучания (ff) и
наоборот разряжён, пустые тонические трезвучия (pp) – резкие динамические
контрасты.
№8 Интерлюдия – разрядка напряженной атмосферы ссоры.
2 картина
В центре 2 картины “портрет” Джульетты-девочки, резвой, шаловливой.
№9 “Приготовления к балу” (Джульетта и Кормилица) звучат тема улицы и
тема Кормилицы, отражающая её шаркающую походку.
№10 “Джульетта-девочка”. Разные стороны образа проявляются резко и
неожиданно. Музыка написана в форме Rondo:
1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей”
мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается
сверкающим кадансом T-S-D-T, выраженными родственными тоническими
трезвучиями – As, E, C движущимися вниз по терциям;
2 тема – Изящество 2 темы передано в ритме гавота ( нежный образ
Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо;
3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную
“грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) –
звучит очень прозрачно;
4 тема (coda) – в самом конце (звучит в №50 – Джульетта выпивает
напиток) предвещает трагическую судьбу девушки. Драматическое действие
разворачивается на праздничном фоне бала в доме Капулетти – каждый танец
несёт драматическую функцию.
№11 Под звуки “Менуэта” официально и торжественно собираются гости. В
средней части, мелодичной и грациозной, появляются юные подруги Джульетты.
№12 “Маски” – Ромео, Меркуцио, Бенволио в масках – веселятся на балу –
мелодия близкая характеру Меркуцио-весельчака: причудливый марш сменяется
насмешливой, шуточной серенадой.
№13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo,
групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика
семейства Капулетти и Тибальда).
Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой
поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ
жестокий и неумолимый;
1 эпизод – тема вражды;
2 эпизод – танец подруг Джульетты;
3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия, но
застывшая, характеризующая смущение и трепет Джульетты. В середине звучит 2
тема Джульетты-девушки.
№14 “Вариация Джульетты”. 1 тема – звучат отголоски танца с женихом –
смущение, скованность. 2 тема – тема Джульетты-девочки – звучит грациозно,
поэтично. Во 2 половине звучит тема Ромео, который впервые видит Джульетту
(из вступления) – в ритме Менуэта (видит её танцуя), а второй раз с
характерным для Ромео сопровождением (пружинистая походка).
№15 “Меркуцио” – портрет весельчака острослова – скерцозное движение
полное фактуры, гармонии и ритмических неожиданностей, воплощающих блеск,
остроумие, иронию Меркуцио (как бы вприпрыжку).
№16 “Мадригал”. Ромео обращается к Джульетте – звучит 1 тема
“Мадригала”, отражающая традиционные церемонные движения танца и взаимное
ожидание. Прорывается 2 тема – шаловливая тема Джульетты-девушки (звучит
живо, весело), впервые появляется 1 тема любви – зарождение.
№17 “Тибальд узнаёт Ромео” – зловеще звучат темы вражды и тема
рыцарей.
№18 “Гавот” – разъезд гостей – традиционный танец.
Широко развиваются темы любви в большом дуэте героев, “Сцене у
балкона”, №19-21, завершающей I акт.
№19. начинается с темы Ромео, далее тема Мадригала, 2 тема Джульетты.
1 тема любви (из Мадригала) – звучит эмоционально-возбуждённо (у виолончели
и английского рожка). Вся эта большая сцена(№19 “Сцена у балкона”, №29
“Вариация Ромео”, №21 “Любовный танец”) подчинена единому музыкальному
развитию – сплетаются несколько лейттем, которые постепенно приобретают всё
большую напряжённость – в №21, “Любовном танце”, звучит восторженная,
экстатичная и торжественная 2 тема любви (безграничный диапазон) – певучая
и плавная. В Code №21 – тема “Ромео впервые видит Джульетту”.
II акт
3 картина
II акт изобилует контрастами – народные пляски обрамляют сцену
венчания, во 2 половине(5 картина) атмосфера празднества сменяется
трагической картиной поединка Меркуцио и Тибальда, и смертью Меркуцио.
Траурное шествие с телом Тибальда – кульминация II акта.
4 картина
№28 “Ромео у патера Лоренцо “ – сцена венчания – портрет патера
Лоренцо – человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального
склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.
№29 “Джульетта у патера Лоренцо” – появление новой темы у флейты(лейт-
тембр Джульетты) – дуэт виолончели и скрипки – страстная мелодия, полная
говорящих интонаций – близка человеческому голосу, как бы воспроизводит
диалог Ромео и Джульетты. Хоральная музыка, сопровождающая обряд венчания,
завершает сцену.
5 картина
В 5 картине трагический поворот сюжета. Прокофьев мастерски
перевоплощает самую весёлую тему – “Улица просыпается”, которая в 5 картине
звучит мрачно, зловеще.
№32 “Встреча Тибальда и Меркуцио” – тема улицы искажена, её цельность
разрушена – минор, острые хроматические подголоски, “завывающий” тембр
саксофона.
№33 “Тибальд бьётся с Меркуцио” темы характеризуют Меркуцио, который
бьётся лихо, весело, задиристо, но без злобы.
№34 “Меркуцио умирает” – сцена, написанная Прокофьевым с огромной
психологической глубиной, основана на постоянно возвышающейся теме
страдания (проявившейся в минорном варианте темы улицы) – вместе с
выражением боли показан рисунок движений слабеющего человека – усилием воли
Меркуцио заставляет себя улыбаться (в оркестре обрывки прежних тем, но в
далёком верхнем регистре у деревянных – гобоя и флейты – возвращения тем
прерывают паузы, необычность подчёркивают чужие заключительные аккорды:
после d moll – h и es moll).
№35 “Ромео решает мстить за смерть Меркуцио” – тема боя из 1 картины –
Ромео убивает Тибальда.
№36 “Финал” – грандиозное ревущая медь, плотность фактуры,
однообразный ритм – приближающие к теме вражды.
III акт
III акт основан на развитии образов Ромео и Джульетты, героически
отстаивающих свою любовь – особое внимание образу Джульетты(глубокая
характеристика Ромео дана в сцене “В Мантуе”, куда сослан Ромео – эта сцена
введена при постановке балета, в ней звучат темы любовных сцен). На
протяжении III акта развиваются темы портрета Джульетты, темы любви,
приобретающие драматический и скорбный облик и новые трагически звучащие
мелодии. III акт отличается от предыдущих большей непрерывностью сквозного
действия.
6 картина
№37 “Вступление“ воспроизводит музыку грозного “приказа Герцога”.
№38 Комната Джульетты – тончайшими приёмами воссоздаётся атмосфера
тишины, ночи – прощание Ромео и Джульетты(у флейты и челесты проходит тема
из сцены венчания)
№39 “Прощание” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая
мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой
порыв.
№40 “Кормилица” – тема Кормилицы, тема Менуэта, тема подруг Джульетты
– характеризуют дом Капулетти.
№41 “Джульетта отказывается выйти за Париса” – 1 тема Джульетты-
девочки – звучит драматично, испуганно. 3 тема Джульетты – звучит скорбно,
застыло, ответом ей служит речь Капулетти – тема рыцарей и тема вражды.
№42“Джульетта одна”– в нерешительности – звучат 3 и 2 тема любви.
№43 “Интерлюдия “ – тема прощания приобретает характер страстного
призыва, трагической решимости – Джульетта готова умереть во имя любви.



7 картина
№44 “У Лоренцо” – сопоставляются темы Лоренцо и Джульетты, а в момент,
когда монах даёт снотворное Джульетте, впервые звучит тема смерти –
музыкальный образ, точно соответствующий шекспировскому: “Холодный томный
страх сверлит мне вены. Он замораживает жизни жар”,-
автоматически пульсирующее движение ???? передаёт оцепенение, глухо
вздымающиеся басы – растущий “томный страх”.
№45 “Интерлюдия” – рисует сложную внутреннюю борьбу Джульетты –
звучит 3 тема любви и в ответ ей тема рыцарей и тема вражды.
8 картина
№46 “Снова у Джульетты” - продолжение сцены – страх и смятение
Джульетты выражены в застылой теме Джульетты из вариаций и 3 тема Джульетты-
девушки.
№47 “Джульетта одна (решается)” – чередуются тема напитка и 3 тема
Джульетты, её роковой судьбы.
№48 “Утренняя серенада”. В III акте жанровые элементы характеризуют
обстановку действия и использоются очень скудно. Две изящные миниатюры –
“Утренняя серенада” и “Танец девушек с лилиями” введены для создания
тончайшего драматического контраста.
№50 “У постели Джульетты” – начинается с 4 темы Джульетты
(трагической). Мать и Кормилица идут будить Джульетту, но она мертва – в
самом высоком регистре скрипок печально и невесомо проходит 3 тема
Джульетты.
IV акт – Эпилог
9 картина
№51 “Похороны Джульетты” – этой сценой открывается Эпилог –
замечательная музыка траурного шествия. Тема смерти (у скрипок) приобретает
скорбный характер. Появление Ромео сопровождает 3 тема любви. Смерть Ромео.
№52 “Смерть Джульетты”. Пробуждение Джульетты, её гибель, примирение
Монтекки и Капулетти.
Финал балета – светлый гимн любви, основанный на постепенно
возрастающем, ослепительном звучании 3 темы Джульетты.

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета.
Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении
глубоких человеческих чувств в развитой симфонической драматургии балетного
спектакля. И вместе с тем балетная партитура “Ромео и Джульетты” была такой
необычной, что потребовалось время для “вживания” в неё. Возникла даже
ироническая поговорка: “Нет повести печальнее на свете, чем музыка
Прокофьева в балете”. Лишь постепенно всё это сменилось восторженным
отношением артистов, а затем и публики к музыке. Необычным прежде всего
явился сюжет. Обращение к Шекспиру было смелым шагом советской хореографии,
так как по общему мнению считалось, что воплощение столь сложных
философских и драматических тем невозможно средствами балета. Прокофьевская
музыка и спектакль Лавровского проникнуты шекспировским духом.



Список литературы.
1) Советская музыкальная литература под редакцией М.С. Пекелиса;
2) И. Марьянов “Сергей Прокофьев жизнь и творчество”;
3) Л. Далько “Сергей Прокофьев популярная монография”;
4) Советская музыкальная энциклопедия под редакцией И.А.Прохоровой и
Г.С. Скудиной.




Реферат на тему: Барокко


Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Этот
художественный стиль преобладал с конца 16-го до середины 18-го в. и был
призван прославлять могущество знати и церкви. Для искусства барокко
характерно преувеличение во всем. Архитекторы стремились к парадной
торжественности, пышности. Они отказываются от спокойных прямых линий и
объемов и обращаются к сложным формам с большим количеством изгибов и
нагромождений.К примеру, кому придет в голову
делать колонны витыми, словно свечи? Но итальянский зодчий и скульптор Л.
Бернини предложил именно такие колонны. В созданном им фонтане Четырех рек
в Риме он воссоединил в одно целое скульптурные композиции,
обломки скал и каскады воды. Неповторимое, незабываемое зрелище! Реальность
в произведениях стиля барокко тесно переплетена с фантази-
ей. Кажется, что один архитектор соревновался в фантазии с другим.
Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной вся-
ческих форм и очертаний. Контрасты масштабов, цветов, света и тени в
живописи поражали воображение. Что ни картина, то сочные, яркие краски.
Какие только рыбы, цветы и плоды ни изображены на натюрмортах голландцев Ф.
Снейдерса и Я. Йорданса! Персонажи на портретах голландцев П. Рубенса и А.
ван Дейка изображены в торжественных позах,
одеты в пышные наряды. Историчес-кие полотна перегружены персонажа-
ми. Разнообразные художественные приемы, использование живописи,
позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей очень сильное
впечатление, подавляли их величием и грандиозностью. Это использовала
господствовавшая в Италии церковь. Потолки церквей специально распи-
сывали так, чтобы возникало впечатление прорыва в небо. Парадные залы
дворцов украшали сотнями зеркал — и стены как бы раздвигались, пространство
казалось большим, чем на самом деле. Появилось искусство барокко в Италии в
16-м в., здесь оно достигло своего расцвета. Но оно распростра-нилось по
всей Европе, и в Испании, Португалии, на юге Германии, в Австрии
сохранились замечательные его образцы.
В русском барокко преобладали иные настроения. Петр I сделал Россию
европейской державой. Дворянство стремилось к новому, европейскому
образу жизни. Успехи во внешней политике, строительстве, науках вызывали
чувство гордости за соотечественников, преуспевших и на бранном поле, и за
письменным столом. Это чувство гордости за успехи государства и народа
нашло отражение и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре.
Величественна и торжественна архитектура русского барокко. В середине 18-го
в. свои лучшие произведения в стиле барокко создал архитектор В. В.
Растрелли: это Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском
Селе (ныне г. Пушкин), Смольный монастырь в Петербурге. Фасады его
построек, расцвеченные белым, синим и позоло-той, необычайно нарядны. Залы
дворцов богато убраны: потолки украшены лепкой и золоченой резьбой, стены
обиты дорогими тканями, деревянные полы редкой красоты. В это же время были
созданы парковые ансамбли — в Кусково под Москвой, в Царском Селе под
Петербургом. Дворцы Растрелли возвеличивали знатность и богатство, так же
как и некоторые парадные портреты государственных деятелей его времени. Но
в портретах художников А. П. Антропова и И. Н. Никитина торжественность
позы и пышность одежды не закрывают того, что во все времена ценилось
больше всего, — ум, отвагу и достоинство.
В 1760-е гг. барокко в России начинает сменяться другим направлением —
классицизмом.



[pic]



Монтеверди (Monteverdi) - крупнейший итальянский композитор XVII в., один
из реформаторов музыкального театра. Его музыка пронизана идеалами эпохи
Возрождения. Монтеверди заметно обновил музыкальный язык своего времени.
Особенно значительна его роль в разработке нового мелодического стиля -
преодолевая жесткие рамки полифонии, он вдохнул в музыку драматический
пафос, проявил гармоническую смелость, соединил выразительность вокальной
декламации с напевной ариозной кантиленой. Монтеверди ввел в оперу
увертюру, ариозные номера, драматические хоры. Музыка Монтеверди не
утратила своего значения и в наши дни, она продолжает захватывать глубиной
драматизма и совершенством стиля. Почти 300 лет искусство Монтеверди было в
забвении - сейчас же оно занимает достойное место в современном концертном
и оперном репертуаре.


Клаудио Монтеверди родился 15 мая 1567 года в Кремоне. Около 1590 года
Монтеверди поступил в капеллу при дворе мантуанского герцога Винченцо I
Гонзаги в качестве скрипача и певца. В 1601 году Монтеверди стал
руководителем капеллы герцога и возглавил музыкальную жизнь мантуанского
двора. В эти годы возникли его произведения, принадлежащие к образцам
мировой музыкальной классики - Четвертая и Пятая книги мадригалов, оперы
"Орфей" и "Ариадна". В 1613 году Монтеверди возглавил капеллу собора св.
Марка в Венеции, где работал последующие 30 лет жизни. По долгу службы он
сочинял духовную музыку - мессы, мотеты, псалмы и другие сочинения. В
Венеции он опубликовал Шестую книгу мадригалов (1614) и создал две новые -
Седьмую (1619) и Восьмую (1638). Композитор написал также ряд светских
сценических произведений, предназначенных для венецианских
аристократических дворцов.


В последние годы жизни Монтеверди писал оперы для общедоступных
венецианских театров, открывшихся в конце 30-х годов XVII в. Его оперы
"Орфей" (1607), "Возвращение Улисса на родину" (1641) и "Коронация Поппеи"
(1642) не утратили своей художественной силы и в наши дни, оставаясь
совершенными произведениями мирового оперного искусства.



Монтеверди умер 29 ноября 1643 года в Венеции.



Шютц (Schuetz) Генрих (1585-1672), величайший германский композитор XVII
века, родился 8 октября 1585 года в Кестрице, в Тюрингии. 11-летним
мальчиком, благодаря прекрасному голосу, он был принят в гессен-кассельскую
придворную капеллу, где и получил всестороннее образование.

В 1607 году он отправился в Марбург и поступил в университет с целью
изучить юридические науки. Пробыв там два года, он блестяще закончил
занятия, получив ученую степень. В это время ландграф Мориц, желая дать
Шютцу возможность продолжать музыкальное образование, предложил ему
отправиться в Венецию к славившемуся тогда Джованни Габриели и предоставил
ему для этой цели довольно крупную сумму ежегодного пособия.
В 1609 году Шютц отправился в Венецию, и занятия его были настолько
успешны, что через два года он издал книгу пятиголосных мадригалов. Но
Габриели умер, и Шютц должен был возвратиться в Германию. В скором времени
он занял в Дрездене место придворного капельмейстера, которое сохранил, с
некоторым промежутком, до самой смерти. Шютц старался устроить свою капеллу
по итальянскому образцу, для чего приглашал в Германию итальянских
музыкантов и отправлял немецких в Италию. Несмотря на сложные и трудные
обязанности капельмейстера, Шютц находил время для педагогической
деятельности и подготовил множество прекрасных музыкантов.

Вспыхнувшая тридцатилетняя война губительно подействовала на дрезденскую
капеллу: число музыкантов и певцов капеллы дошло до минимума. Прервав
вследствие этого в 1633 году свою деятельность, Шютц отправился в
Копенгаген, затем в Брауншвейг, Люнебург, Ганновер, Веймар, работал и в
других городах, а в 1642 году возвратился в Данию и оттуда опять в Дрезден,
где начал усиленно хлопотать о восстановлении капеллы. Старания его
увенчались успехом, и после Вестфальского мира к дрезденской капелле
возвращается ее прежний блеск.

Шютц умер 6 ноября 1672 года в Дрездене.



Генри Пёрселл родился в Лондоне в 1658 году в музыкальной семье. Его отец
Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы,
лютнистом, хорошо играл на виоле.

Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись
на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие
музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре
королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл
на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной
формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были
отличные музыканты - капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки
Пельгам Гемфри.
В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий
расцвет его композиторского гения.
Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны
для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл - один из крупнейших
композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно
приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы,
колкие, остроумные, насмешливые
Вдохновенные его духовные композиции - псалмы, гимны, мотеты, антемы,
церковные интерлюдии для органа. Духовные произведения Пёрселла
чередовались с множеством чисто светских - сюит и вариаций для клавесина,
фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат.

Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцветет дарования и
мастерства, всего лишь тридцати семи лет от роду.






Новинки рефератов ::

Реферат: Совершенствование учета денежных средств в учхозе "Кубань" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Программное обеспечение удалённого доступа к технической документации (Программирование)


Реферат: Лаврентий Павлович Берия (Исторические личности)


Реферат: Ультрафиолетовое излучение (Физика)


Реферат: Контрольные вопросы по аграрному праву Украины (Право)


Реферат: Фонд обязательного медицинского страхования (Страхование)


Реферат: Земля - объект охраны окружающей среды (Экологическое право)


Реферат: Графика русского языка до и после Кирилла (Литература)


Реферат: БУДДА: Победить самого себя (Религия)


Реферат: История открытия элементарных частиц (Естествознание)


Реферат: Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело (Педагогика)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)


Реферат: Исторический портрет короля Испании Карла I(V) (История)


Реферат: Пограничные конфликты озера Хасан (История)


Реферат: Екатерина Вторая Великая, история России (Исторические личности)


Реферат: Бузина черная (Биология)


Реферат: М.М.Богословский и его методология по изучению истории России (Государство и право)


Реферат: Николай II (История)


Реферат: Збигнев Бжезинский: Великая шахматная доска (Политология)


Реферат: Материалы для полов (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист