GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Правопреемство в международном праве (Контрольная) (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правопреемство в международном праве (Контрольная) (Международное публичное право)



Киевский институт внутренних дел



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Предмет: Международное право

Тема: Правопреемство в международном праве

Преподаватель: Яцина Иван Петрович

Студента 32 группы, III курса факультета хозрасчетной заочной формы
обучения



Малик Андрея Игоревича


№ зачетной книжки 3Х-95/311 №________________

дом. адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044) 271-22-84



Киев 1998



План.



1. Понятие правопреемства. Конвенции о правопреемстве.


2. Правопреемство в отношении договоров.


3.Правопреемство в отношении государственной собственности и
государственных архивов.


4. Правопреемство в отношении государственных долгов.


5. Заключение.



В ходе истории бывают случаи, когда одно государство разделяется на два
или более новых, когда два или более государств объединяются в одно новое,
когда на части территории государства создается новое государство, когда
одно государство входит в состав другого, когда часть территории одного
государства переходит к другому. Крупными примерами такого рода изменений
являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ, так называемое объединение
Германии; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы и Эстонии от тогда еще
существовавшего СССР, последовавшее несколько позднее полное прекращение
существования этого Союза и возникновение на его территории двенадцати
независимых государств; образование в 1992 г. на территории бывшей
Социалистической Федеративной Республики Югославии в качестве
самостоятельных государств Боснии и Герцеговины, Македонии, Словении,
Хорватии, а также Сербии и Черногории, объединившихся в Союзную Республику
Югославию; возникновение в 1993 г. на месте Чехо-Словакии самостоятельных
Чехии и Словакии. Во всех этих случаях возникает вопрос о влиянии изменений
на международные обязательства, о судьбе собственности, или, иначе говоря,
о правопреемстве.
Правопреемство - это переход прав и обязанностей в результате смены
одного государства другим в несении ответственности за международные
отношения какой-либо территории.
В международном праве государство понимается как единство трех
элементов: население, территория, власть. Правопреемство связано с
изменениями только одного элемента - территории. Изменение численности
населения или организации власти таких последствий не порождают.
Правопреемство - давний институт международного права, который получил
широкое распространение в международной практике последних десятилетий. О
нем шла речь в 60 - 70-е годы применительно к независимым государствам,
возникшим на месте бывших колониальных владений западных государств (около
80). Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованием
общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой
в 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР; Китай, ставший с 1949 г.
Китайской Народной Республикой; Куба после свержения в 1959 г.
диктаторского режима.
В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни было его
участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник,
которого полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель
ответственности за международные отношения, и государство-преемник, то есть
государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие “момент
правопреемства” означает дату смены государством-преемником государства-
предшественника в несении указанной ответственности. Объектом
правопреемства является территория, применительно к которой сменяется
государство, несущее ответственность за ее международные отношения.
Многие случаи правопреемства говорят о том, что государства не
придерживались единых правил, все решалось с учетом конкретных условий, в
соответствии со сложившейся политической обстановкой. Иногда государства
расходятся по коренным аспектам правопреемства. Так после Второй мировой
войны власти ФРГ исходили из того, что германский рейх как субъект права и
историко-политическая реальность никогда не переставал существовать. ФРГ
рассматривалась как воплощение этого факта. В отличие от этого, другие
правительства, в том числе и советское, придерживались того мнения, что в
результате войны германский рейх прекратил свое существование, а ФРГ
является лишь одной из правопреемниц прежней Германии.
Под эгидой ООН приняты две конвенции о правопреемстве: Венская
конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной
собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе
эти конвенции, задуманные в качестве средства “обеспечения более надежной
правовой основы международных отношений”, не получив к началу 1993 г.
минимально необходимого для вступления в силу числа ратификаций (15), не
стали действующими. Тем не менее эти конвенции являются наиболее
авторитетными актами в рассматриваемой области и содержат общие ориентиры
для решения вопросов правопреемства.

Что касается договоров, то правопреемство не касается договоров,
установивших границы и их режим, а также обязательств относительно
пользования любой территорией, установленных в пользу иностранного
государства. Так при воссоединении Германии не была поставлена под сомнение
граница по Одеру - Нейссе, установленная договором между Польшей и ГДР 1950
г.
При переходе части территории от одного государства к другому действует
принцип подвижности договорных границ, в соответствии с которым границы
действия договора сокращаются или расширяются вместе с границами
государства. Или, иначе, договоры государства-предшественника утрачивают
силу в отношении переданной территории, а договоры государства-преемника
приобретают силу. При объединении государств все их договоры сохраняют
силу, но применяются лишь в отношении той части территории объединенного
государства, в отношении которой они находились в силе в момент
правопреемства. При объединении Сирии и Египта в Объединенную Арабскую
Республику это положение было закреплено во Временной конституции ОАР 1958
г.: “Соглашения и договоры остаются в силе в тех региональных рамках,
которые были установлены для их осуществления в момент их ратификации в
соответствии с нормами международного права”*. Правомерность такого
решения была признана

___________________________________________________________________

* Цитаты из: “ООН в документах” Международные отношения, М., 1995 г.

другими государствами. В некоторых случаях они предпочли дополнительно
урегулировать конкретные вопросы специальными соглашениями. Так, в 1960 г.
между СССР и ОАР был заключен протокол по вопросам осуществления советско-
сирийского соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве. Он
предусматривал, что осуществление будет происходить только в пределах
сирийского региона.
Приведенные правила относятся и к случаю, когда одно государство
присоединяется к другому, которое сохраняет свою правосубъектность. Особым
случаем в этом плане было вхождение ГДР в ФРГ, в результате чего первая
утратила свою правосубъектность, а вторая сохранила. Сложность состояла в
том, что общественно-политические и правовые системы этих государств
принципиально отличались. Большие различия были в их международных
обязательствах. Поэтому по согласованию с другими заинтересованными
государствами было принято следующее положение: международно-правовые
договоры, заключенные ГДР, должны рассматриваться с ее партнерами с точки
зрения обеспечения доверия, интересов участвующих государств и договорных
обязательств ФРГ, а также с учетом компетенции Европейских сообществ. Более
того, должно было учитываться их соответствие принципам свободного,
демократического и правового государственного устройства. В результате
такого рассмотрения договоры ГДР подлежали сохранению, пересмотру или
аннулированию. Что же касается договоров ФРГ, то они сохранили свою силу и
распространили действие на территорию бывшей ГДР. Эти положения были
закреплены в договоре об объединении Германии 1990 г.
Если при разделении государства одна из частей продолжает существовать
как государство-предшественник, то в его договорных отношениях не
происходит изменений. Исключением являются те договоры, которые
непосредственно связаны с отошедшей территорией. Сказанное относится и к
членству в ООН. Что же касается государства, образовавшегося на
отделившейся территории, то по этому поводу имеются две различные позиции.
Согласно первой, традиционной, новое государство не несет обязательств по
договорам государства-предшественника.
В 1947 г. от Индии отделился Пакистан. По этому поводу Секретариат ООН
занял следующую позицию: “...в международном статусе Индии нет изменений;
она продолжает существовать как государство со всеми договорными правами и
обязанностями и, следовательно, со всеми правами и обязанностями члена ООН.
Отделившаяся территория, Пакистан, будет новым государством; оно не будет
обладать правами и обязанностями прежнего государства и, разумеется, не
будет членом ООН”.
Иная позиция отражена в Конвенции о правопреемстве в отношении
договоров. Договоры государства-предшественника сохраняют свою силу и для
государств-преемников (п. 1 ст. 34 Конвенции 1978 г.).
После распада Югославии вновь образованные государства были приняты в
члены ООН. Название “Югославия” сохранила федерация двух республик - Сербии
и Черногории, территория и население которой составили около половины
территории и численности населения бывшей Югославии. Белград заявил о своем
праве занять место Югославии в ООН. Для этого имелись достаточные правовые
основания, а также соответствующая практика ООН. Изменения в отношении
территории и населения не влияют на правосубъектность государства. Тем не
менее после выступления ряда представителей, обвинивших Сербию в
агрессивности и в совершении военных преступлений, заявление Югославии было
отклонено. В резолюции Совета Безопасности 30 мая 1992 г. говорилось, что
“претензия Федеративной Республики Югославии (Сербия и Черногория) на
автоматическое продолжение членства бывшей Социалистической Федеративной
Республики Югославии в ООН не является общепринятой”. В другой резолюции
Совет счел, что “государство, известное ранее как Социалистическая
Федеративная Республика Югославия, прекратило существование”. Все это еще
раз подтверждает роль политических факторов в решении вопросов
правопреемства.
Правопреемство государств не затрагивает обязательств, касающихся
пользования любой территорией или ограничений на это, установленных
договором в пользу иностранного государства, группы государств, а равно
прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы
государств или всех государств и касающихся пользования территорией
иностранного государства.

Основные нормы по вопросу правопреемства в отношении государственной
собственности содержатся в Венской конвенции о правопреемстве государств в
отношении государственной собственности, государственных архивов и
государственных долгов 1983 г. Эти нормы касаются только государственной
собственности государства-предшественника. Режим правопреемства не
распространяется на права и обязательства физических и юридических лиц. В
контексте правопреемства под государственной собственностью понимается
“имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств
принадлежали согласно внутреннему праву государства-предшественника этому
государству”(ст.8 Конвенции 1983 г.).
Существует важная проблема правопреемства в отношении государственной
собственности - компенсация за собственность, переходящую к государству-
преемнику. В Конвенции предусматривается, что в принципе такой переход
должен происходить без компенсации, если иное не согласовано
заинтересованными государствами или не предусмотрено решением
соответствующего международного органа (ст. 11 Конвенции 1983 г.). Вместе с
тем в Конвенции оговорено, что ее положения не наносят ущерба какому-либо
вопросу о справедливой компенсации между государством-предшественником и
государством-преемником, который может возникнуть в результате
правопреемства при разделении государства или отделении от него части
территории.
Нормами правопреемства устанавливается неодинаковый режим для перехода
движимой и недвижимой собственности. При объединении государств все просто
- к государству-преемнику переходит вся государственная собственность
государств-предшественников. При разделении государства и образовании на
его территории двух или более государств-преемников:
n недвижимая собственность государства-предшественника переходит к
тому государству-преемнику, на территории которого она находится;
n недвижимая собственность, находящаяся за пределами государства-
предшественника, переходит к государствам-преемникам, как
указывается в Конвенции “в справедливых долях”;
n движимая собственность государства-предшественника, связанная с его
деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом
правопреемства, переходит к соответствующему государству-преемнику;
иная движимая собственность переходит к преемникам “в равных
долях”.
В случае передачи части территории одного государства другому переход
государственной собственности регулируется соглашением между этими
государствами.
Положения о правопреемстве в отношении государственной собственности не
применимы в том, что касается ядерного оружия, также являющегося такого
рода собственностью. Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия
1968 г., каждая из ядерных держав, будь то Россия, США, Великобритания,
Франция или Китай, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное
оружие или другие ядерные взрывные устройства, а неядерное государство
связано встречным обязательством не принимать от кого бы то ни было
ядерного оружия или ядерных взрывных устройств. Эти положения договора
исключают какое бы то ни было правопреемство в отношении ядерного оружия.
Из соглашений и решений, принятых в рамках СНГ по вопросам
правопреемства в отношении государственной собственности бывшего СССР
видно, что предметом урегулирования стала прежде всего та часть этой
собственности, которая находилась за рубежом. По Соглашению глав государств
СНГ от 30 декабря 1991 г. и Соглашению о распределении всей собственности
бывшего СССР за рубежом от 6 июля 1992 г. их участники подтвердили право
каждой стороны на владение, пользование и распоряжение причитающейся ей
такого рода долей при соблюдении прав и интересов других сторон, а также
законов государств, на территории которых находится имущество, входящее в
эту долю.
Что касается государственных архивов. Под государственными архивами
государства-предшественника понимается совокупность документов любой
давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе
его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему
согласно его внутреннему праву и хранились им под его контролем в качестве
архивов для различных целей.
Конвенцией предусматривается обязанность государства-предшественника
принимать меры по предотвращению ущерба или уничтожения архивов, которые
переходят к государству-преемнику.
Правопреемство не касается архивов, которые находятся на территории
государства-предшественника, но принадлежат третьему государству, согласно
внутреннему праву государства-предшественника (ст. 24 Конвенции 1983 г.).
При объединении государств и образовании одного государства-преемника к
нему переходят государственные архивы государств-предшественников.
При разделении государства, когда на его месте возникает несколько
государств-преемников, часть архивов государства-предшественника, которая
должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального
управления этой территорией, переходит к этому государству. К нему также
переходит другая часть архивов, имеющая непосредственное отношение к его
территории.
При отделении от государства части его территории, на которой
образуется новое государство, часть архивов государства-предшественника,
которая для целей нормального управления отделившейся территорией должна
находиться на этой территории, переходит к государству-преемнику.
Аналогичные правила применяются и тогда, когда отделившаяся часть
государства объединяется с другим государством. По договоренности между
государством-предшественником и государством-преемником могут
устанавливаться другие правила правопреемства относительно государственных
архивов, однако при это не должно нарушаться право народов этих государств
на развитие и на информацию об их истории и культурном наследии.
Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его
распадом между возникшими в пределах его территории государствами СНГ.
Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего
СССР от 6 июля 1992 г., заключенное между этими государствами, исходит из
принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате
деятельности высших государственных структур бывших Российской империи и
Союза ССР и хранящихся в государственных архивах за пределами государств -
участников соглашения. Они не претендуют на право владения этими
документами. Вместе с тем по Соглашению придается важное значение
содержанию полноценных архивных фондов государств-участников. Они взаимно
признают осуществленный в соответствии с их законодательствами переход под
их юрисдикцию государственных архивов и других архивов союзного уровня,
включая отраслевые архивные фонды бывшего СССР, находящиеся на их
территории. Признается также право на возвращение тех фондов, которые
образовались на территории каждой из стран и в разное время оказались за ее
пределами.
Когда отсутствует возможность физического выделения комплекса
документов, каждое государство-участник Соглашения имеет право доступа к
ним и получение необходимых копий. Эти государства признают на своих
территориях юридическую силу архивных справок, выданных государственными
архивными учреждениями других государств СНГ.

Венская конвенция 1983 г. регулирует также вопросы правопреемства
государств в отношении государственных долгов. Для целей регулирования
правопреемства государственный долг означает любое финансовое обязательство
государства-предшественника в отношении другого государства, международной
организации или иного субъекта международного права, возникшее в
соответствии с международным правом. Правопреемство в отношении
государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов (ст.
36 Конвенции 1983 г.). иначе говоря, правопреемство, за исключением особых
случаев, не наносит ущерба правам тех, кто предоставил кредит. Датой
перехода долга к государству-преемнику является момент правопреемства, если
договоренностью между заинтересованными государствами или решением
соответствующего международного органа не предусмотрено иное.
Когда государства объединяются и образуют одно государство-преемник, к
нему переходят государственные долги государств-предшественников.
При разделении государства на несколько частей, и если государства-
преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в
справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов,
которые переходят к ним в связи с государственным долгом. Аналогичное
правило, при отсутствии соглашения, применяется, когда происходят отделение
части территории государства и образование на ней государства-преемника или
когда отделившаяся часть территории объединяется с другим государством, а
также когда часть территории передается одним государством другому.
Между бывшими союзными советскими республиками был заключен ряд
многосторонних и двусторонних соглашений относительно правопреемства в
отношении государственного долга СССР. Основным из них был многосторонний
договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и
активов СССР 1991 г., который определил понятие внешнего государственного
долга и активов. Однако решить проблему на основе пропорционального
распределения долга не удалось.
Неурегулированность проблемы отрицательно сказывалась на развитии
финансовых отношений с иностранными государствами и международными
организациями. Исходя из этого, Россия в 1993 г. предложила радикальное
решение, на основе принципов которого предлагалось заключить двусторонние
соглашения. В Постановлении Правительства от 17 мая 1993 г. эти принципы
изложены следующим образом. Доли бывших союзных республик определяются с
учетом фактического количества государств, подписавших Договор 1991 г.
Следовательно, доля долга неучаствующих государств перераспределяется между
участниками. Республики передают России обязательства по выплате доли этих
государств. В целях компенсации республики передают России свои доли в
активах бывшего СССР.
Особый режим установлен Венской конвенцией для нового независимого
государства. Никакой государственный долг государства-предшественника не
переходит к нему. Иной порядок может быть установлен только путем взаимного
соглашения, заключенного с учетом связи между долгом предшественника,
относящимся к его деятельности на территории, которая является объектом
правопреемства, и имуществом, правами и интересами, которые переходят к
новому государству.

Как видно из вышеприведенного мировая практика правопреемства довольно
обширна и хорошо отрегулирована. Попытка ООН ввести общие для всех правила
правопреемства пока не получила необходимой поддержки. Тем не менее Венские
конвенции относительно правопреемства, основываясь на принципе: правила
Конвенции применяются в случае отсутствия соглашения сторон относительно
правопреемства, не выглядят декларативными бумажками. По своей сути они
действуют и без необходимого числа ратификаций.

Литература.


Блатова Н.Т. Международное право. “Юридическая литература”, М., 1987 г.

Кожевников Ф.И. Международное право, “Международные отношения”, М.,
1997 г.

“ООН в документах”, “Международные отношения”, М., 1995 г.


Нормативные акты.


Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров
1978 г.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении
государственной собственности, государственных архивов и
государственных долгов 1983 г.





Реферат на тему: Принципы Международного Права
Международное право. Конспект.


Понятие международного права.
Международное право - это система юр норм, регулирующих межгос
отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгос понимаются
отношения с участием государств, межгосударственных организаций и
государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за
создание собственного государства, вольный город.
Форма, источники международного права.
Международное право существует в форме норм. Юр содержанием нормы явл
правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю
форму существования межд права, то его внешней формой, т.е. способом
выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных
организаций. Эти официально-юр формы существования межд-правовых норм
именуются источниками межд права.
Договор и обычай явл универсальными источниками, юр сила которых
вытекает из общего межд права; правотворческие решения организаций явл
специальным источником, юр сила которого определяется учредительным актом
соответствующей организации.
Субъекты межд права.
Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря
своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями
по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.
Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации.
Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за
создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл
государство.
Объект межд права.
Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что
оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее
межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения,
под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в
правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от
действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее
никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной
территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав
регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не
вещами.
Функции международного права.
Функции межд права - это основные направления его воздействия на
социальную среду, определяемые его общественным назначением.
Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей
системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании
межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих,
охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в
системе.
Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и
появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и
принципам.
Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и
углублении взаимосвязи между государствами.
Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного
опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно
возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и
охраняемым им интересам и ценностям.
Юр обязательная сила межд права.
Юр обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует
межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр
обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд
праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения
обязательств по межд праву.
Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что
связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной
области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники
школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в
законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной
школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье
основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права
можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так
или иначе отрицают юр силу межд права.

Этапы становления международного права.

Историческая концепция межд права.
Периодизация истории межд права:
n предыстория межд права (с древних веков до конца средних);
n классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги
Наций);
n переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги
Наций до Устава ООН);
n современное межд право - право Устава ООН.
Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их
властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили
осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.
Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем
мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений
в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря
на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное
значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность
нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы
нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем
отличались от нынешних межд-прав договоров.
Средние века (VI-XVI вв.).
Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или
менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все
регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не
менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена
почва для создания межд права, оказалась Европа.
В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания
межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно
продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для
межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного
регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение
формирования обычаев морской торговли.
Классическое межд право.
Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на
рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист,
богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он
впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения
между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств
существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге,
морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в
силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между
большинством из них”.
Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла
доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное
число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр
аргументация использовалась дипломатией.
Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был
сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции
были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от
всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс
нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро
стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об
учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит
писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается
конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д
конвенция.
Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд
отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав
сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например,
закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим
иностранцев.
Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919
г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный
документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация,
призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии
механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к
числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-
прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная
палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.
Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в
1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.
На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было
принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации,
основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция
Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил
начало современному межд праву.
Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен
Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В
основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ
от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее
концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права
явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы
межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из
совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и
принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права.
Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации
процесса правотворчества и правоосуществления.


Международное правотворчество.

Процесс и формы межд правотворчества.

В основе нормы межд права лежит соглашение субъектов, явл единственным
способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в
правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соотв с
этим порядком согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму
обычая или договора.
В совр межд праве существуют два вида обычных норм. Первый,
традиционный предст собой сложившееся в практике непис правило, за кот
признается юр сила. Второй - новый вид, к кот относятся нормы, создаваемые
не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил,
содержащихся в нескольких или одном акте.
При формировании норм общего межд права основную роль играет протест.
Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из
обычных норм состоит ядро всей межд-прав системы - общее межд право.
В отличие от общего межд права, партикулярный обычай выражает особые
интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования
необходимо соглашение всех заинтересованных государств.
Роль общественности.
Рост значения межд права в защите жизненных интересов человека и
общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения.
Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на
жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие, может
быть обеспечено лишь в условиях надежного международного правопорядка.
Общественность активно проявляет себя и в таких областях, как право
окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право, экономическое
право. Набирает силу такое явление, как народная дипломатия, воздействующая
и на международное право.
Роль доктрины межд права. В формировании межд права трудам юристов
принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды
теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное
положение давало доктрине значительную возможность участвовать в
правотворческом процессе.
Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты,
выступления гос деятелей и др.
Основным видом односторонних актов явл обязательства (напр
обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом
односторонних актов явл признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию,
гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как
правило, признание не может быть отозвано.
Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный
признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против определенной
ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия.
Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во
отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого
момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер.
Особым случаем молчаливого отказа явл эстоппель (estoppel - лишение права
возражения), кот был заимствован из английского общего права, где он
означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять
требования в ущерб другой стороне, кот положилась на эти действия и вела
себя соответственно.

Кодификация межд права. Кодификация - процесс систематизации
действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы,
заменяющий устаревшие нормы новыми. Из этого видно, что кодификация
представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию
официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и
неофициальную, проводимую без участия государств общественными
организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной
кодификации явл доктринальная, осуществляемая учеными или их организациями.


Система международного права.

Система и структура межд права. Система межд права представляет собой
комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно
упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части
(отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором
для межд права служит система межд отношений, которую оно призвано
обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими
системообразующими факторами выступают цели и принципы межд права.
Системе межд права присуща характерная для нее структура. Под
структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и
соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.
Сложившийся комплекс основных принципов межд права объединил,
организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Появился еще один
признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности.
Постепенно формируется межд процессуальное право, что явл признаком
зрелости правовой системы.

Нормы межд права.

Понятие нормы. Норма межд права - это созданное соглашением субъектов
формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности
и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило,
рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине
издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора,
закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим
случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует
отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на
неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют
индивидуальными нормами.
Нормы межд “мягкого права”. Анализ доктрины и практики показывает, что
термин “мягкое право” используется для обозначения двух различных явлений.
В одном случае речь идет об особом виде межд-прав норм, в другом - о
неправовых межд нормах.
В первом случае имеются ввиду такие нормы, кот в отличие от “твердого
права”, не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую
установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных
норм характерны слова и выражения типа “добиваться”, “стремиться”,
“принимать необходимые меры” и т д.
Ко второму виду норм “мягкого права” относятся те, что содержатся в
неправовых актах, в резолюциях межд органов и организаций, в совместных
заявлениях, коммюнике.
Классификация норм. Доктрине известно немало попыток классифицировать
нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь
наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию межд-
прав норм:
- по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;
- по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
- по юр силе - императивные, диспозитивные;
- по функциям в системе - материальные, процессуальные;
- по способу создания и форме существования, т.е. по источнику -
обычные, договорные, нормы решений межд организаций.
Международная практика исходит из реальности существования
универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения
обязательств, “каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои
обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм межд права”. В
решениях Межд Суда ООН имеется множество ссылок на “общие нормы межд
права”. Главными отличительными признаками универсальных норм явл
глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их
межд сообществом в целом.
Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В
определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что
порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования
вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе
интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой,
создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее
показателен в этом плане Европейский Союз.
Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на
отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на
двусторонние отношения. Их основным источником явл договоры. Но существуют
и обычные нормы такого рода. Межд Суд ООН не раз ссылался на региональные,
локальные обычаи.
Императивные и диспозитивные нормы. Одной из характерных черт
современного межд права явл наличие в нем комплекса императивных норм,
обладающих особой юр силой. Последняя заключается в недопустимости
отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их
соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны.
Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и
противоречащие ей существующие нормы.
Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по
соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться
права и зак интересы третьих гос-в. Большинство универсальных и локальных
норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юр силой.
Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять
диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность.
Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том,
что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения
иначе, чем предусмотрено общей нормой.
Процессуальные нормы. К таким нормам относятся те, кот регулируют
процессы создания и осуществления межд права. Существуют два понятия
процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о
совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и
правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.
Процессуальное право - новая отрасль межд права. Ранее существовали
отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд
права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его
функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального
права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров,
значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.
Другие виды норм. По способу регулирования различают запрещающие,
обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные,
обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах,
актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей.
Их задача состоит в регулировании деятельности межд органов и организаций.
НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их
регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся
нормы межд права, придающие юр силу требованиям, вытекающим из законов
природы, науки и техники.
Программные и рекомендательные нормы. По поводу существования
программных норм идет оживленная дискуссия. Но, следует заметить, что
большинство норм содержит программный элемент. Они не только закрепляют то,
что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены
именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие
сотрудничества.
Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно
важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных
органов и организаций.

Цели.

Межд-прав цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую
субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юр силу.
Устав ООН определил основные цели межд права:
- поддерживать мир и безопасность;
- развивать дружественные отношения;
- осуществлять сотрудничество в разрешении межд проблем
экономического, социального, культурного и гуманитарного характера
и в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека;
- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и
уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других
источников межд права.
Цели договора служат критерием законности мер по его реализации.

Принципы.

Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса
основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие
характерные черты, а также главное содержание межд права и обладающие
высшей юр силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами
межд отношений. В рамках межд права существуют различные виды принципов.
Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и
сотрудничества, гуманизма, демократии и др.
Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами называет следующие принципы:
n неприменение силы или угрозы силой;
n мирное разрешение споров;
n невмешательство;
n сотрудничество;
n равноправие и самоопределение народов;
n суверенное равенство государств;
n добросовестное выполнение обязательств по межд праву.
Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя
принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав
человека.

Договорные нормы.

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, кот
содержится в межд-прав договоре, придающем ей юр силу.
В соотв с общим межд правом договорная форма презюмирует, что все ее
содержание обладает юр силой, если иное не будет доказано. Основная
особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают
преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой
незаменимый инструмент межд-прав регулирования. Важным качеством договорных
норм явл стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно
высокий уровень предсказуемости поведения участников.

Международное право в межд нормативной системе.

Международная нормативная система. Международная нормативная система
представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд
отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной
системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве
подсистем входят политические, правовые, моральные и др. межд нормы.
Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня
развития межд сообщества.
Политические нормы и межд право. По своей природе полит нормы
представляют согласованную волю гос-в и в этом смысле имеют ту же природу,
что и нормы межд права. От последних они отличаются тем, что, согласовав
содержание правила, гос-ва придали ему не юр, а полит обязательную силу.
Полит нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях,
совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм,
политических обыкновений и так называемых “правил игры”.
Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции
гос-в и межд организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель
может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной
полит системы.
Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осущ, не
вступая в противоречие с межд правом. С другой стороны, прав нормы
создаются и осущ с учетом существующих полит норм.
Организационные нормы. Появление многочисленных межд органов и
организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях
и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать
организационными или административными. Их следует отличать от норм,
содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием
гос-в. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы -
это нормы внутреннего права межд организаций.
Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой межд
норма, складывающаяся непосредственно в отношениях гос-в в результате
подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное
время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается
правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя
максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non
recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юр сила
становится обычной нормой межд права.
Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила
доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного
уважения участников межд общения. Несоблюдение норм вежливости может
вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные
ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные
меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

Международно-правовое регулирование.

Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное
воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это
регулирование представляет собой разновидность социального управления.
Система межд-прав регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой
и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект
регулирования. Регулирующей явл система средств межд-прав воздействия.
Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок
межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым
элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем
определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого
поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам.
Достигается цель специфическим юр методом, путем установления
взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение.
Межд-прав отношение явл второй главной частью механизма межд-прав
регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр
содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения
наполняются в процессе функционирования.
На всех этапах функц межд права важная роль принадлежит межд-прав
сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы.
Важным его элементом явл общее межд-прав сознание, под которым понимается
совок разделяемых гос-ми взглядов, представлений, идей относительно
необходимого межд правопорядка.
Метод функционирования межд права. Под этим методом понимается
совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации межд-
прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов:
n политико-правовой метод - нормы межд права осущ субъектами при помощи
полит средств;
n морально-правовой метод - использование механизма действия морали для
реализации норм межд права;
n идейно-правовой метод - воздействие на межд отношения через
идеологию, упрочение позиций межд-прав сознания, разъяснение целей,
принципов и норм, создание убежденности в необходимости их
осуществления;
n организационно-правовой метод - принятие организационных мер по
реализации норм межд права как внутри гос-ва, так и в межд
отношениях;
n специально-правовой метод - применение специфически правовых средств
воздействия на межд отношения. Этот метод и явл сутью межд-прав
регулирования.
Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В
одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих
взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные
отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два
понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто
правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений,
закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический
правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель,
в другом - результаты ее претворения в жизнь.
Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать
сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд
права.
Международная законность. Это - режим функционирования системы межд
отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств
по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти
находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект
заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном
поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения
цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной
возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам.
Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти.
Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации,
призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права.
Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения;
вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к
выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция -
толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие
действия не соответствуют норме.
Существуют два вида контроля - национальный и международный.
Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-
противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие
вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в
целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав
обязательств.
Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального
правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои
обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему
материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в
интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.
В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на
межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения
обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд
сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие.
Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего
правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед
потерпевшим.
Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает
меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность,
состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания,
отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.
Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды
принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода
функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств
реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность
определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд
права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями
принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же
касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами.
Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии.
Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель
побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые,
дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего
реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на
территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений
экономических и культурных связей и т д.
Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом
как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с
межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя,
постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот
определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии
должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше
той, что необходима для достижения непосредственной цели.

Применение и толкование норм межд права.

Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права”
используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает
все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае
правонарушения или спора о праве.
Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:
n установление факт обстоятельств;
n правовая квалификация факт обстоятельств, т.е. установление того,
подпадают ли они под действие норм межд права, и если да, то каких
именно;
n определение юр характеристик относящихся к делу норм, сферы их
действия, особенно в отношении данных субъектов;
n уяснение содержания нормы, т.е. общее толкование;
n принятие решения о способе применения норм к данным факт
обстоятельствам;
n действия по обеспечению реализации принятого решения.
Организационные основы применения межд права. Существуют межд и
национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в
деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и
организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для
реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации
этих норм.
Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс
выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с
иными нормами межд права, юр характеристик.
Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того,
что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский,
субъективистский и функционалистский.
Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении
значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но
лишь той, что нашла закрепление в тексте.
Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот
далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается
воле сторон в момент создания нормы.
Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от
первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная
задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте,
в подготовительных материалах или в последующей практике.
Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е.
межд-прав нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит
выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования.
Средства толкования определены Венской конвенцией о праве межд
договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен
контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным
средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства
заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь
в том случае, если

Новинки рефератов ::

Реферат: Производная в курсе алгебры средней школы (Педагогика)


Реферат: Правовое регулирование вексельного обращения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биологические периоды в жизни птиц (Биология)


Реферат: Дипломная работа. Формирование и использование внебюджетных фондов (Деньги и кредит)


Реферат: Бизнес-план организации производства прибора "Техно Дент 4" на предприятии "НЗ" (Менеджмент)


Реферат: Автогрейдер (Транспорт)


Реферат: Духовная культура первобытного общества (Религия)


Реферат: Мариупольский могильник (История)


Реферат: Диагностический участкок (Транспорт)


Реферат: Автоматизированное Рабочее Место Отдела Кадров (Программирование)


Реферат: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников (Педагогика)


Реферат: Понятие, состав, классификация и оценка вложений во внеоборотные активы (Банковское дело)


Реферат: Анализ эффективности использования материальных ресурсов на ОАО "Донецкий металлургический завод" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вывод на экран текущий каталог в графическом режиме (со скролингом) (Программирование)


Реферат: Роль народного декоративно-прикладного мистецтва в естетичному розвитку учнiв (WinWord 7.0 На укр. яз) (Педагогика)


Реферат: Ницше (Философия)


Реферат: Гуманистические идеи в Российской педагогике 18-20 веков (Педагогика)


Реферат: Аналитические весы (Химия)


Реферат: Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний (Спорт)


Реферат: Автоматизация управления предприятием (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист