GeoSELECT.ru



Мифология / Реферат: Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство (Мифология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Церковь - евхаристическая община, собрание верующих, Тело Христово, Таинство (Мифология)



Prof. Kurt Marquart. Lutheran Confessions - II
“Лютеранское Вероисповедание - часть 2”



Евхаристическая община



Преподаватель: Проф. Курт Маркварт.
Автор работы: Сергей Глушков.
feos@mail.ru



Concordia Theological Seminary
Fort Wayne
1999



План



План 2


Предисловие 3


1. Верую... 4


2. Тело Христово 7


3. Собрание верующих 9


3. Евхаристическая община 12


5. Служение и служения 17


6. Миссия 22


Заключение 24



Предисловие

“Церковь - это собрание святых,
в котором верно проповедуется Евангелие,
и правильно распределяются Таинства”[1].



Церковь, как евхаристическая община в центре внимания этой работы. Церковь,
как община верующих, собранных вокруг Слова и Таинства. Церковь, как
общение веры, с одной стороны, и как Таинство Тела Христова[2] - с другой.

Евхаристическая сущность христианской общины проявляется во всех вопросах
ортодоксальной экклесиологии: и в учении о служении церкви, и в
сакраментологии, и в миссиологии, и в эсхатологии.

Безусловно, на этих страницах, лишь несколько слов на такую серьезную и
сложную тему. Вероятно, больше вопросов. чем ответов. Однако, для меня
лично - это новый шаг к более глубокому пониманию того, во что верит
христианская Церковь. Я стал яснее понимать слова третьего артикула Символа
Веры:



“Верую ...в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в
общение святых, в отпущение грехов, в Воскресение тела и жизнь вечную.
Аминь”.



1. Верую...

“…я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что
Он силен сохранить залог мой на оный день…”[3]


Первая часть Книги Согласия[4] называется “Три Вселенских Символа Веры”.
Первый из них - Апостольский, второй – Никео-Цареградский, третий -
Афанасьевский. Отцы реформации подтвердили свою веру в единую святую
кафолическую апостольскую Церковь и свою верность древней богословской
традиции, той традиции, которая идет от первых веков, которая формировалась
в борьбе с ересями, через противостояние внешним и внутренним искушениям. В
этом смысле, на самом деле, они не привнесли ни чего нового. Эта традиция
сохраняла действительную ортодоксию, защищая христианскую Церковь от
сектантства, от ересей и фанатизма внутри общины и от давления извне, от
влияния язычества, от секуляризации[5]. Позже эта богословская линия нашла
свое продолжение и развитие в период лютеранской ортодоксии[6], а сегодня
мы находим приемников этой традиции в конфессиональном лютеранстве.

Слова Символа Веры - “верую... в Церковь” - трудно вместить, трудно понять
правильно, особенно, если мыслить о церкви, лишь с человеческой стороны,
или с позиции современного постпротестантизма.


Несомненны утверждения - “Верую в Бога Отца.. верую в Иисуса Христа..”. Но,
эта странная вера в Церковь ни как не вмещается в рамки нового “свободного”
“независимого” христианства. Почему? Одна из причин тому – популярный
субъективизм, нашедший свое особое выражение и в современном христианстве.
В центре такого индивидуально-религиозного мировоззрения – “Я сам”,
человек, персона. Что этот “Я” чувствует, что думает, чем живет, во что
верит, в какую Церковь ходит... Вера привычно стала восприниматься как
нечто только внутреннего, нечто сугубо личное.

Верую в Церковь[7]. Что это значит? Возможно ли верить в Церковь, если она
лишь собрание верующих людей, лишь группа единомышленников? Очевидно, что
слова Символа Веры говорят не о людях, не о человеке прежде всего - но о
Боге. Каждый артикул - это исповедание о Боге: Он сотворил мир и продолжает
творить, даруя нам жизнь. Сын Божий, Иисус Христос - умер за нас и воскрес.
Через Него, теперь - это наша смерть, это наше воскресение и жизнь. Дух
Святой - призывает нас через Евангелие к истинной христианской вере, к
евхаристической церковной жизни.

“Я верую, что не могу ни по собственному разумению, ни какими своими
силами уверовать в Иисуса Христа, моего Господа, или прийти к Нему, но
Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами Своими,
освятил и сохранил меня в истинной вере. Точно так же он призывает,
собирает, просвещает, освящает всю христианскую Церковь на земле и
сохраняет ее через единую, истинную веру в Иисусе Христе. В Своей Церкви
Он ежедневно щедро прощает все грехи мне и всем верующим, и в последний
день Он воскресит меня и всех мертвых и дарует мне и всем верующим во
Христа вечную жизнь. Это непреложная истина”[8].


Так Лютер поясняет третий артикул Символа Веры в Кратком Катехизисе. Так мы
начинаем исповедовать свою веру в Церковь еще в катехизационном классе.


Верую в Церковь, единую святую кафолическую...

Трудно найти видимые основания для такой веры. Ведь, в церковном собрании
мы видим не только верных, но и лицемеров и неверующих. Иногда, и священник
не верит в то, что говорит. Иногда, и прихожане воспринимают христианство
лишь как старую добрую традицию или возможность встретиться и пообщаться с
людьми.

Несколько лет назад именно по этой причине я решил уйти из церкви[9]. Стало
не интересно[10]. Стало как-то не во что верить, потому что надежды не
оправдались и наступило разочарование в людях, которые казались по началу
“настоящими любящими христианами”. Но, я не ушёл. Хотя это была не
лютеранская община. После летних лекций в семинарии “Конкордия” 1994 и 1995
года я увидел Церковь с другой стороны, иначе.

Важность и значимость Церкви по существу - не в людях, которые приходят в
собрание, но в Личности Христа. Он дарует благодать, прощает грехи Своим
Словом в Своей Церкви. Именно Им едина Церковь. Поэтому, Павел говорит в
послании Ефесянам:

“...умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со
всяким смиренномудрием, снисходя друг ко другу любовью, стараясь
сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы
призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера,
одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через
всех, и во всех нас”[11].

2. Тело Христово

Осознание церкви, как Тела Христова стало для меня новым шагом в изучении
экклесиологии в патристике первых веков христианства. На основании
Священного Писания отцы ранней Церкви написали много книг на эту тему. С
одной стороны, они находили в Библии очень яркий образ Церкви, как Невесты
Христа[12]. Это образ брачных отношений, образ семьи, образ любви, как в
Книге Песнь Песней[13]. С другой стороны - Тело Христово - образ глубокий
и таинственный. Это Тело - едино во Христе. В этом Теле - особое значение
приобретает христианское общение верующих. Жизнь этого его - в Крови Иисуса
Христа. Господь дает жизнь, поддерживает и сохраняет Свой народ. В этом
Теле мы собраны, прежде всего, не вокруг наших человеческих достоинств или
недостатков, но именно вокруг Его Слова и вокруг Таинства – в
евхаристическом общении.

Говоря о Церкви, как о Теле Христа, мы с одной стороны подчеркиваем
единство верующих[14], где каждый друг другу близок, как часть тела, как
единый организм, а с другой стороны - мы видим Церковь собранную у Алтаря,
вокруг Причастия. Этих людей собрал Господь, чтобы соделать их причастными
Телу Его и Крови Его. Таким образом, для нас, в образе Тела Христова
открывается глубокая истина и о евхаристическом собрании, и об общении
людей и о Таинстве Причастия.

“Христос живет в нас не только духовно, но и телесно - через
переданное нам в Таинстве Тело и Кровь Христа”[15].
Слово и Таинство - это важнейшие понятия в определении церкви. Чистая
проповедь Евангелия и совершение Таинств, в соответствии с Божественным
установлением - вот что определяет Церковь, которая есть Тело Христово[16].
Христос обновляет Свою Церковь, являясь ее Главой. Он правит этой Церковью
в Духе Святом.

“Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем
святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах
моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам
духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца
вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое
богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие
могущества Его в вас, верующих по державной силе Его, которою Он
воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную
Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и
господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в
будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего,
главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во
всем.”[17]


Что же нас делает живыми членами этого Тела Христова? Среди страданий этого
мира и человеческих заблуждений, вопреки неверию многих, Господь собирает
Свою Церковь, и Сам делает нас уже здесь и теперь причастниками вечных
благословений, вечного утешения, вечной жизни и Святого Духа, и
праведности, которая исходит от Бога - и сегодня, и вплоть до грядущего
Пришествия Его.

Он Сам причащает нас Телу Его. Он предстоит перед нами в лице священника.
Его голос мы слышим в церковной проповеди. Его Кровь и Плоть мы вкушаем в
Таинстве Евхаристии. Он Сам творит нас живыми членами Его Тела.



3. Собрание верующих

Церковь - это собрание святых и истинно верующих[18]...

Артикул VII Аугсбургского Вероисповедания фактически является первым
официальным догматическим определением церкви и ее единства, идущим дальше,
чем Никейский Символ Веры. Древние споры о Церкви часто не касались
догматической стороны экклесиологии. Много говорилось о структурах и об
авторитетах. При этом, хотя и не было Соборных определений, отцы Церкви все
же неоднократно говорили о верных признаках, определяющих христианскую
общину. Во время же Реформации этот вопрос был одним из важнейших, учитывая
противостояние католической иерархии с одной стороны и радикального[19]
учения о Церкви – с другой. Именно в такой обстановке формируются
определения Аугсбургского Вероисповедания и появляются особые учения со
стороны оппонентов. Таким образом, после никейской[20] экклесиологии первое
официальное определение о Церкви дано лютеранами, после этого последовал
ответ римо-католиков и ответ реформатов. Так что, теперь многие из
существующих различных догматических определений о Церкви берут начало от
времён Реформации, с 16-го века.

Аугсбургское определение Церкви, безусловно шире, чем “собрании верующих”.
Оно говорит и о верной проповеди Евангелия и о совершении Таинств - как о
признаках Церкви. В этой части моей работы я бы хотел внимательнее
взглянуть на Церковь, именно как на собрание, потому что это видимая
сторона.

Современные[21] формы церковности, внешне уже мало похожи на эти
евхаристические собрания и мало отличаются от любых других социальных,
общественных встреч.

Мне довелось это пережить изнутри. Семь лет я был в такой “современной”
церкви. Что было в той общине и чего не было? Было ли это собранием
верующих? Да, безусловно, это искренне верующие люди, читающие Библию и
поддерживающие друг друга, как в вопросах веры, так и вообще, в делах
окружающей жизни.

Вы знаете, во время учебы в Семинарии мне пришлось многое переосмыслить в
моем понимании церкви. Зачем я ходил в Церковь раньше? Честно говоря, для
того, чтобы услышать проповедь, полезную для жизни и чтобы поговорить с
людьми, которые уже стали как родные, подобно одной христианской семье. А
теперь, в американской обстановке совершенно иначе осуществляется моя
церковность. Ввиду недостаточного знания английского языка - проповеди во
многом остаются не понятыми и далёкими. В общение с людьми – трудно. Другая
культура, другой язык. Что говорить, я тут чужой человек. Что же осталось?
Святое Причастие.

Более глубоко и ярко теперь я вижу значимость Таинства Евхаристии. Яснее
становится и смысл слов “собрание верующих”. Не имея практически ни чего
общего в повседневной жизни, здесь - у Алтаря - мы все вместе, мы собраны
Господом, чтобы быть с Ним, чтобы быть Причастным Его Телу. Здесь рушатся
все преграды, все человеческие разделения и распри. Здесь нет тех, кто
ближе или дальше, но все мы - нищие духом, пришедшие обрести прощение и
жизнь. Он Сам объединяет нас. Он Сам сохраняет это единство и дает нам
благодать с избытком[22].


“Церковь, по существу, является собранием святых и истинно верующих...”

В конце этой цитаты стоит многоточие, потому что эти слова - лишь фрагмент
из определения Аугсбургского Вероисповедания о Церкви. Артикул VII далее
поясняет - каково же место тех людей в церкви, которые не являются
верующими, но внешне неотличимо прибывают вместе со всей христианской
общиной. В своей догматике лютеранские вероисповедания не разделяют Церковь
на видимую и не видимую, подобно кальвинистскому учению “о двух церквях”. С
другой стороны, и не отождествляет внешнюю церковную организацию с той
Церковью в которую мы верим.

Что всё это значит? Дело в том, что мы не видим единую святую христианскую
Церковь, но мы верим в нее. Подобно тому, как в Евхаристии, мы не видим
физически Тело и Кровь Христа, но мы верим, что сие есть истинная Кровь и
истинное Тело. Таким образом, с верой в единую святую Церковь мы ожидаем
конца истории, когда будет все явно и открыто. Ныне же, только Господь
знает сердца людей в церковном собрании и ведает о чем они помышляют и
какие цели преследуют. В Его руках - и суд и спасение. Для нас же есть
внешние признаки Церкви, открытые в Писании, сохраненные Христом неизменно,
действительные на протяжении веков, до наших дней.

В Апологии мы читаем, с одной стороны и о церковной организации и о внешних
обрядах и о различных институтах управления, но с другой стороны –
евхаристическая община единство в христианской вере, исполненное Святым
Духом.

Где эта Церковь? Где Слово Божие проповедуется чисто, и Таинства
совершаются в соответствии с Евангелием - это несомненно есть Церковь и
христиане[23].



3. Евхаристическая община [24]


Природа самой Церкви - евхаристична [25].



Евхаристический характер церкви открывается не только во внешнем действии,
но и внутренне, по существу. Одно из наиболее ёмких и глубоких определений
поместной церкви - это евхаристическая община[26]. Это община, собранная
вокруг Слова и Таинства. Это община, живущая литургической жизнью.

Как во времена апостольские, так и в последующие века - и на Востоке и на
Западе, жизнь христианина была связана с церковным служением, вливалась в
процесс Богослужения, концентрировалась в Евхаристии. Святое Причастие в
сознании христиан с самого начала было центром всей богослужебной жизни.
Все священнодействия Литургии и различные обряды сосредотачивались именно
вокруг Евхаристии, которая и предназначена быть сакраментальным[27]
насущным хлебом для всех верующих.

Мы находим не мало подтверждений этому и в ранней церкви. Дионисий[28]
называет Евхаристию “таинством таинств”. Семеон Солунский учит, что
“завершение всякого священнодействия и печать всякого божественного
таинства есть священное причащение”. Евхаристию, Святое Причастие, как
основное церковное священнодействие выделяет и св. Григорий Палама и многие
другие.


Природа самой Церкви - евхаристична. Церковь есть Тело Христово. Именно в
Евхаристии нам предлагается Тело и Кровь Христа. В Божественной Литургии мы
причастны этому Телу Христа, мы становимся живой частью Церкви, начиная в
Крещении, а потом, продолжая нашу христианскую жизнь в Причастии.

В Божественной Литургии Сам Бог обращается к нам со Словом Примирения. Он
прощает наши грехи, возрождает нас к новой жизни, утешает, укрепляет нас в
вере. Без этого Слова Примирения, без Крещения и Причастия, без
Божественного Служения нет ни какой церковности, ни христианской жизни
вообще.

Также как невозможно ограничить понимание церкви определением “собрание
верующих”, так и понятие “Литургия” нельзя сводить лишь к порядку
религиозных обрядов, к исторически сложившейся традиции и чинопоследованию.
Форма и литургический чин может отличаться в зависимости от времени и
места, но сущность Богослужения остается прежней: Господь Иисус Христос -
дарует нам прощение и обновляет жизнь; мы - верующие в Него, с
благодарностью слушаем Слово Его и вкушаем Его Тело и Кровь. Это -
благодать Божьего Слова и наше благодарение в ответ. “И вы - Тело
Христово”[29]. Это значит, что верующие уже теперь живут благодаря Крови
Христовой жизнью во Христе. Это - жизнь в Нем, в Его Слове и в Его
Таинствах, в Его Церкви и в Его Литургии.

Божественное Служение обнимает всю жизнь христианина, воспринимает всю его
скорбь и радость, освещает его творчество, его дела и стремления.

Наша Литургия не должна и не может быть сведена лишь к пассивному
потребительскому отношению или только к энтузиазму нашего человеческого
делания.


Что это значит? Прежде всего, Литургия - это Слово Благовестия и Таинство.


Господь говорит. Его Слово рождает в нас веру и совершает наше освещение.
Он дает нам дары, а мы с верой благодарим Его, через Иисуса Христа силою
Святого Духа. Литургическая жизнь не ограничивается только присутствием и
соблюдением богослужебного порядка, но мы молитвенно живём все
происходящее, слушаем и отвечаем, принимаем прощение и благодарим. Таким
образом, Литургия - это диалог, в котором Бог говорит, а мы слушаем и
отвечаем. Он - дарует благодать и прощение, а мы принимаем и благодарим
Его.

Слова о Церкви и слова о Литургии - удивительно схожи. В Литургии находит
свое выражение и христианская теология и христианская доксология.

Яркое описание такой литургической жизни мы находим в Деяниях Апостолов.
Жизнь апостольской церкви вращалась вокруг: учения, общения, преломления
хлеба и молитвы[30]. Что это? Четыре отдельные части или что-то иное?

Попробуем взглянуть на эти слова как бы сквозь призму литургического
богословия: “они постоянно пребывали в учении Апостолов” - о чем это
учение? – о Иисусе Христе – “общение” - что это значит? - это
богослужение, литургия - в чем же выражается это “общение”? – “в
преломлении хлеба и в молитвах”.

Преломление хлеба - это Евхаристия, а молитвы, это возможное указание на
часть литургии, по существу - это вся молитвенная жизнь апостольской
общины, в соответствии с тем образцом, который установлен Христом в молитве
“Отче наш”.

Изучая внимательнее Деяния 2:42 мы можем лучше понять - чем жила
апостольская Церковь, что для нее было важно и значимо.

О чем же учили Апостолы, о чем они рассказывали? Прежде всего, о Личности
Христа Распятого и Воскресшего. Это учение готовило, предваряло участие в
“общении”, т.е. в Божественной Литургии: Слово готовит к Таинству.

Что же такое “евхаристическая община”? - Это община, собранная Христом
вокруг Его Слова и Таинства. Читая лютеранские конфессиональные
определения, важно обратить внимание на пассивную форму глаголов: верно
проповедуемое Слово, и правильно совершаемые Таинства.

Кто может верно проповедовать Евангелие? Кто может правильно совершать
Таинства? Об этом говорит Артикул XIV Аугсбургского Вероисповедания.
Публично учить в Церкви и совершать Таинства может только тот, кто призван
на это должным образом, т.е. так, как это установлено в Церкви.

Из этого следует, что говоря о евхаристической общине и о Церкви вообще, мы
всегда имеем ввиду и священнослужителей, которые готовят и проводят
Литургию. Именно из их рук, как из рук Самого Христа мы принимаем Чашу
Причастия. Через их проповедь и через все Богослужение - Господь говорит к
нам. Благословение священника - мы воспринимаем, как благословение Самого
Христа.

Именно поэтому древние христиане уделяли такое особое внимание епископу,
т.е. предстоятелю в церкви, предстоятелю в Божественном Служении.

Известна знаменитая формула Киприана Карфагенского: “Церковь в епископе, и
епископ в Церкви”. Так и Игнатий Антиохский говорит - где епископ, там и
Церковь...


За многовековую историю, христианская Церковь обрела богатейшее наследие -
и в богословии и в литургических традициях. Вместе с тем, таким студентам-
семинаристам, как я, в этом многообразии - становится все труднее и труднее
разобраться в богословских определениях и терминах. Одни богословские
понятия дошли до наших дней неизменно, а другие - отчасти обрели новое
значение.

Например, как называть церковнослужителя? Пастор, пресвитер, старейшина,
епископ, предстоятель, священник, диакон? Как различить верно в работах
разных авторов – что имеется ввиду, под определением служения епископа или
диакона?

В рамках этой работы невозможно сделать даже краткий анализ этого круга
проблем. Однако, очевидно, что как и в апостольской церкви и в ранние века
христианства, так и до сегодняшних дней - в евхаристическом собрании -
Христа представляет священнослужитель, предстоятель общины.

Но что мы имеем ввиду, когда говорим, что священнослужитель должен быть
поставлен на служение должным образом?[31] Этот вопрос актуален также и в
контексте спора о количестве Таинств и в вопросе “кто может совершать
Таинства?”. Строго говоря, в соответствии с лютеранским вероучением -
Таинства в узком смысле - это только Крещение и Причастие[32]. Однако, в
широком смысле, в соответствии с Апологией, рукоположение, т.е. ординацию
мы можем назвать таинством, в силу того, что в этом церковном обряде
осуществляется служение Слова. А там, где Слово - там говорит Сам Господь.

“...слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне
тщетным,
но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал
Его”.[33]

5. Служение и служения

“Он признал меня верным, определив на служение”[34]



Итак, мы говорим о евхаристической общине, в которой проповедуется Слово и
совершаются Таинства, служителями, призванными к этому должным образом[35].

В контексте утверждений предыдущей главы, закономерно возникает вопрос: кто
служит в церкви? И более широко: что такое христианское служение?

В этой теме вновь переплетаются вопросы и литургического характера, и о
жизни в христианской общине, и о личном благочестии, и о миссионерском
призвании.

Интересно, как в одной современной энциклопедии приводятся три основных
типа понимания служения в христианстве. Католическое учение о служении,
прежде всего говорит об иерархиях в церкви и об институтах ее управления.
Реформатские[36] теории учат о различных служениях, имея ввиду, прежде
всего, христианскую этику вообще и проявление разного вида личного
благочестия в христианской общине. И только Лютеранство говорит о служении
догматически, подчеркивая, что по сути - это одно служение - Служение
Христа.

Церковное служение, по существу - это Служение Христа, Который и сегодня
несёт Евангелие в мир, Который даёт Себя верующим, Который Духом Святым
утешает нас, научает, воспитывает и сохраняет нас в истинной вере. Это
совершает Он Сам.

Термин “служение” используется в богословии и в узком и в широком смысле.

В широком смысле это слово означает любое провозглашение Евангелия или
преподавание средств благодати, так, как это может быть осуществлено любым
верующим христианином. Христианское служение, в узком смысле[37],
предполагает существование поместных церквей, ибо оно осуществляется там,
где существует община и предстоятель.

“Шмалькальденские артикулы” так раскрывают библейское учение по этому
вопросу: Когда Апостол Павел основал христианские общины на острове Крит,
он велел Титу[38] в каждом городе[39] рукополагать пресвитеров, которых он
также называет епископами[40]. Опять же, после того как Павел и Варнава
основали поместные церкви в Малой Азии, они рукоположили там “пресвитеров к
каждой церкви...”[41].

Рукоположенным пресвитерам было заповедано заботиться о Церкви Божией[42],
внимать “себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас
блюстителями, пасти Церковь”, “бодрствовать”[43], “подавать пример..”[44] и
т.д. Эти пресвитеры, предстоятели церквей должны были служить в своих
общинах как верные священнослужители, призванные Самим Господом.

Следовательно, у нас есть все основания говорить, что церковное служение
пресвитера[45] осуществляется по Божьему установлению, по Божьей заповеди.

“Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую
честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении”. (1 Тимофею
5:17)
Рассуждая о церковном служении, по существу, мы говорим о Служении Слова.

Именно поэтому Апология, цитируя Августина, утверждает, что Таинство - это
“видимое слово”, обозначающее и дарующее тоже самое что и само Слово. Таким
образом, действие обоих едино[46].

“Апология”[47] также говорит: “Служение Слова совершается по заповеди
Божьей и содержит в себе славные обетования”. Герхард[48] пишет: “Служение
Церкви является священным публичным служением, осуществляемым по Божию
установлению”. Гуттер говорит о служении так: “Служение Церкви было
установлено... Самим Богом”[49].

Христианское служение названо “публичным” не по месту, где оно совершается,
но скорее, ввиду того, что оно осуществляется открыто, от имени Церкви, от
Имени Христа. А там, где Церковь, там, по воле Божией, должны быть и
официально поставлены, призваны на служение пресвитеры, которые от имени
Церкви проповедуют Евангелие, отправляют Таинства, и осуществляют Служение
Ключей[50]. Так, постепенно, раскрывается более объемное и подробное
определение христианской церкви, в котором уже есть и евхаристический
характер общины, и особая роль служителей, предстоятелей в евхаристическом
собрании.

Итак, служение одно - это Служение Слова, которое мы слышим[51] и которое
мы видим в Таинстве[52]. Это Служение Христа для Церкви, в Церкви и через
Церковь.


Важно сказать также несколько слов и о лютеранском понимании священства.

Действительно, слова о всеобщем священстве: “Но вы - род избранный,
царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать
совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет”[53]- относятся к
каждому верующему. Но, все ли Апостолы[54]? Все ли учителя? Все ли пророки?
Все ли епископы и пресвитеры? Нет. Один Бог, производящий все во всех, но
служения различны... [55]

Не разделяя Служение Слова, мы видим различия в служениях. У каждого из нас
есть свое призвание в жизни, свой индивидуальный путь. У каждого есть и
свое положение в Церкви, в Теле Христовом, в живой христианской общине.

При всём этом многообразии - мы едины во Христе. Это не только абстрактное
единство в идеях и в общих целях, но и конкретное сакраментальное со-
причастие Телу Христа. Это единство - и в Таинствах и во всем церковном
священнослужении.

Кто же служит в Церкви? Предстоятель? Христос? Община? - Это единое
служение.

Кто является совершителем Таинств? Может ли епископ или пресвитер совершать
священнодействия без народа Божьего? Может ли христианская община быть без
предстоятеля? Нет, и не было, и не может быть церкви без священника и
священника без церкви. Есть одна “Церковь Божия во Христе”, как единое
целое. Невозможно разделить на части тело Христово.

“Да будут все едино: как Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в
Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня”.[56]
Отвечая на поставленный выше вопрос, кто является совершителем
священнодействия в Церкви, важно не смешивать и не отождествлять служение
предстоятеля и общины[57]. Хотя это служение и нераздельно, но все-таки
различно, согласно Писанию[58]. На евхаристическом собрании, как мы видим,
каждый верный народа Божьего стоит перед Богом в своем священническом
достоинстве. Таинства и священнодействия совершаются Церковью и в Церкви,
т.е. это тоже Служение Христа, в котором открывается и Его сакраментальное
действие и наше причастие к этому Служению, наше благодарение и жертва[59].


Воспринимая догматически христианское Служение, как единое действие, как
единое Со-бытие во Христе, становятся на должное место учения о иерархиях и
о наших различных призваниях. Становятся на должное место все
внутрицерковные структуры и функции и все признаки внешней церковной
деятельности в мире.

“Для сего преклоняю колени мои перед Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст
вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем
человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и
утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и
долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь
Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божею. А Тому, Кто
действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы
просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все
роды, от века до века. Аминь.” (Ефесянам 3:14-20)

6. Миссия

Служение Церкви - это Служение Слова, это Служение Христа.

Однажды, в воскресной проповеди я услышал историю о том, как в одной церкви
был крест с изображением распятия Христа, но ...у Христа не было рук. На
вопрос об этом странном изображении, священник ответил, что это распятие
было найдено после войны в руинах разрушенной церкви. Сначала хотели
отреставрировать его, но позже решили оставить так. Священник сказал, что в
современном мире мы, как призванная Господом Церковь, являемся руками
Христа. Мы – Его руки. Поэтому такое распятие, пострадавшее во время войны,
теперь напоминает общине о христианском миссионерском призвании - идти в
мир, осуществлять Христово служение Благовестия, служение Примирения.[60]

Так, мы подошли к заключительной части определения церкви. Мы говорили о
церкви, как о евхаристическом собрании верующих, как о Теле Христа, как о
единстве предстоятеля и общины, как о церкви Слова и Таинства. Теперь же,
продолжая тему Служение - важно сказать о христианской миссии.

Христианская миссия начинается в Богослужении. Мы приходим в Церковь для
Причастия Телу Христа, для исцеления нашей жизни, для возрастания[61] в
познании[62] и в учении[63], но для себя ли только мы обретаем эту
благодать Евангелия? Нет. Наше призвание - идти к людям, совершать Служение
Слова во спасение мира[64].


В богословском понимании “субъект” Богослужения - Сам Бог, а всякий
приходящий становится “объектом” Божественной милости. При этом происходит
не только утоление личной духовной жажды, не только удовлетворение личной
“религиозной нужды”. Господь посылает нас в мир. Мы получаем призвание
нести Благую Весть дальше - в свою семью, к своим соседям и друзьям, по
всей Земле. Это и называется - “литургия после литургии”.

Таким образом, богослужение не уводит человека на время от мира, но
посылает в мир с Евангелием и миссией. Богослужение - это проповедь Христа
Распятого и Воскресшего, это свидетельство о Царстве Божием, о Благой
Вести, о спасении и о новой жизни. В таком понимании, оно само уже является
присутствием и откровением Христа, откровением Спасения.

Христианская миссия - это служение Церкви в мире, это служение Христа,
Который, как и две тысячи лет назад идет в города, в дома к людям, приходит
в жизнь общества и в жизнь каждого человека и приносит Евангелие, несет
прощение грехов и Жизнь Вечную.

Слово Божие растет и распространяется[65] - в Книге Деяний Апостолов трижды
упоминается эта фраза. Так характеризуется миссия апостольской церкви. Так
мы говорим и о миссии современной церкви, потому что, по существу - как во
времена Апостолов, так и сегодня - это Деяния Христа, это Служение Его
Слова.

“И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом”
(Деяния.16:5)

Заключение

Исследуя вопросы евхаристической экклесиологии мы посмотрели на Церковь и
богословски, с догматической стороны, - и с практической, так сказать -
“снизу”. Мы видим, что евхаристическая община - это и собрание верующих и
Тело Христово, здесь и общение святых и миссионерское призвание, и единство
Служения и различение служений. Мы видим в церкви и паству, т.е. верующих,
собранных во Имя Христа, - и пастыря, в лице предстоятеля евхаристического
собрания.

Хотя и не полагается в заключении начинать новую тему, все-таки, я хотел бы
сказать о эсхатологической перспективе христианской общины.

Евхаристия - это Небо на земле, но при этом, Евхаристия - это и вознесение
к Престолу благодати, к Небесному Алтарю. Здесь соединяется действие
божественной благодати и человеческий отклик, молитвенный, жертвенный
ответ.

Церковь - это осуществление эсхатологии здесь и теперь. Хотя и отчасти, но
уже в этой жизни в Церкви нам доступны вечные дары благодати и спасения.

Богочеловечество Христа не было лишь историческим событием, свершившимся
две тысячи лет назад, но Он - в Евхаристии, в Своей Церкви - остался с нами
во все дни до скончания века[66]. В этом наша жизнь в настоящем, в этом
наша надежда - в будущее. В этом - наша вера, как осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом[67].

Так, в Церкви Христовой, совершается наше спасение[68]...


-----------------------
[1] Аугсбургское Вероисповедание, Артикул VII
[2] Ефесянам 1:23, Римлянам 12:15, 1 Коринфянам 12:27 и др.
[3] 2 Тимофею 1:12
[4] “Книга Согласия”. Фонд “Лютеранское Наследие”, Некоторые фрагменты из
Книги Согласия были даны на лекциях в уточненном русском переводе.
[5] Секулярный - т.е. мирской, светский. Секуляризация - это стирание грани
между миром и Церковью. Этот процесс иногда вызван внешними факторами,
например со стороны государства или когда мирские традиции влияют на
Церковь. Внутренние факторы можно обнаружить в слабости церкви перед миром,
в либеральности учений, в ложной открытости - когда богословы сами
стремятся привнести в Церковь популярные философские, психологические или
социально-политические идеи.
[6] Период лютеранской ортодоксии - это 16-й - 17-й века. Важнейшие имена:
Хемниц, Герхард и др. Завершение этого периода исторически связано с
появлением пиетизма (Шпенер), который был своеобразной реакцией на сухую
схоластику, повторяющую ошибки католической школы.
[7] Важно пояснить, что мы верим в не просто абстрактно “в Церковь”, но под
такой краткой фразой в этой работе всегда подразумевается третий артикул
Символа Веры, с полным определением, где мы исповедуем, что Церковь -
единая святая кафолическая.
[8] Краткий Катехизис Мартина Лютера.
[9] С 1991-го года, семь лет я был членом “Библейской церкви”, похожей на
“свободную евангелическую”.
[10] Сначала я хотел вычеркнуть эту фразу, но - это честно, мне на самом
деле стало не интересно. Сегодня в постротестантских общинах
заинтересованность, полезность - один из основных критериев.
[11] Послание Ефесянам 4:1-5 “Единство веры и Церкви”.
[12] Ефесянам 5:32 и др.
[13] Книга Песнь Песней. Подобно “святая святых” Ветхого Завета, об
отношении Бога и его народа. Эту книгу отцы Церкви часто цитировали, говоря
об отношениях Христа и Церкви.
[14] В данном контексте выражение “единство верующих” и “единство
крещеных” имеет то же значение
[15] Василий Великий
[16] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII “О Церкви”
[17] Ефесянам 1:15-23. - именно это послание Апостола Павла цитируется и в
Апологии. Мы вновь видим, что отцы реформации не говорили о Церкви ни чего
принципиально нового.
[18] Аугсбургское Вероисповедание. Артикулы VII - VIII. 1530 г.
Дополнительно: Апология А.В.
[19] Здесь имеется ввиду крайние проявления - на примере анабаптистов и др.
[20] Никео-Цареградский Символ Веры. Первый и Второй Вселенские Соборы -
325, 381 г.г. от Р.Х.
[21] В этом случае имеются ввиду постротестантские общины.
[22] Иоанн.10:10, и далее: Втор.30:4,9 “Хотя бы ты был рассеян от края неба
и до края неба, и от туда соберет тебя Господь... А ты обратишься и будешь
слушать гласа Господа... С избытком даст тебе Господь...”
[23] Апология Аугсбургского Вероисповедания, Артикулы VII - VIII
[24] В основание этой главы положена моя работа в семинарии по курсу
“Лютеранское Богослужение”
[25] “Евхаристия”. Архимандрит Киприан. Профессор православной богословской
семинарии в Париже
[26] О евхаристической общине говорят такие православные богословы, как
Шмеман, Афанасьев и др.
[27] Значит - таинственным, в таинстве.
[28] Псевдо-Дионисий Ареопагит.
[29] 1 Коринфянам 12:27
[30] Деяния 2:42 и 1 Кор.10:16
[31] Аугсбургское Вероисповедание. Артикул XIV
[32] О количестве и употреблении Таинств говорит Артикул XIII А.В. и,
сответственно - Апология
[33] Исаия 55:11
[34] 1Тим.1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего,
что Он признал меня верным, определив на служение..
[35] Уместно сделать замечание, что об ординации особо говорится в
“Шмалькальденских артикулах”.
[36] Под “реформатаством” я имею ввиду кальвинизм и множество его
современных разновидностей.
[37] Вместо слов “в узком смысле” и “в широком смысле”– можно сказать
-“конкретно” и “абстрактно”.
[38] Тит.1:5
[39] Вероятно, там где образовывались поместные церкви
[40] Тит.1:7
[41] Деяния.14:23
[42] 1Тим.3:5
[43] Деяния.20:28-31
[44] 1Петр.5:3
[45] В протестантской терминологии, уместно говорить о служении пастора,
служение епископа.
[46] Апология, Артикул XIII
[47] Апология, Артикул XIII
[48] Герхард - один из крупнейших богословов периода лютеранской
ортодоксии.
[49] Эти цитаты из Герхарда и Гуттера приводятся в “Христианской
Догматике”. Мюллер.
[50] Имеется ввиду власть отпускать грехи и отлучать от церкви. См.
Иоанн.20
[51] “Вера от слышания, а слышание от Сова Божьего” - Римлянам.10:17
[52] Апология, Артикул XIII
[53] 1Петра 2:9
[54] См. 1Коринфянам.12:27-31
[55] См. 1Коринфянам.12:4-11
[56] Иоанн 17:21
[57] “Каждому из нас дана благодать по мере дара Христова” - Ефесянам 4:7
[58] Римлянам.12:3-8, Ефесянам.4:1-7, Евреям.2:4, 1Коринфянам.12 гл.
[59] Римлянам.12:1
[60] 2Коринфянам.5:16-20
[61] 2 Коринфянам 10:15
[62] Филимону 1:6, 1Тимофею.2:4, Колосянам 3:10
[63] 1 Тимофею 4-я, 6-я главы
[64] “Ибо явилась благодать Божия спасительная для всех человеков,
научающая нас...” - Тит.2:11-12
[65] Деяния.6:7, 12:24, 19:20, дополнительно: 9:31, 16:5 и 28:31
[66] Матфей 28:20 б
[67] Евреям 11:1
[68] См. Филиппийцам 2:12-13





Реферат на тему: Церковь и Государство в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
БЕЛГОСУНИВЕРСИТЕТА

На правах рукописи
УДК.................



Давыденко

Светлана Семеновна



Современная вероисповедная политика в Республике Беларусь
(политико–исторические аспекты)


Специальность – 23.00.01. – теория политики, история и методология
политической науки
аспирантки кафедры социологии и экономических дисциплин

Диссертация
на соискание ученой степени кандидата политических наук



Научный руководитель:

доктор исторических наук,

доцент
Божанов В.А.



МИНСК, 2002



| | |стр.: |
| |ОГЛАВЛЕНИЕ | |
| |Введение |3 |
| |Общая характеристика работы |5 |
|1. |Формирование вероисповедной политики в Республике Беларусь|15 |
|1.1. |Взаимоотношения государства и церкви: |15 |
| |историко-методологический аспект | |
|1.2. |Анализ религиозной ситуации в Республике Беларусь |52 |
|2. |Основные направления реализации религиозной политики |74 |
|2.1. |Политико-правовое обеспечение религиозной политики в |74 |
| |Республике Беларусь | |
|2.2. |Социальные проблемы |90 |
| |Заключение |106 |
| |Список использованной литературы |114 |
| |Приложение |124 |



Введение

Государство Республики Беларусь делает первые шаги в новом тысячелетии.
В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации
белорусского общества. В прошлом остался обвал старой политической системы,
крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных
ценностей. В новом тысячелетии в эволюции Республики Беларусь все более
заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и
экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на
политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является
закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные
принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров
нравственного возрождения.
Построение и эффективное функционирование государства находится в
непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.
Формирование политики, адекватной потребностям государства, является
необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно
особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект
проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование
культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во
многих областях общественной жизни.
В суждениях крупнейших ученых постоянно встречаются выводы,
подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в
сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся
условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка
которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.
По мнению Э.А. Позднякова в самой глубинной основе уникальности каждого
государства «среди наиболее фундаментальных причин первенство, без
сомнения, принадлежит культуре и соответствующей ей религии, поскольку эти
два понятия по сути своей неразделимы и содержательно и
генетически»[120,с.126]. Правомерность такого подхода находит свое
подтверждение в истории белорусского государства, и государств
постсоветского пространства. Причины, вызвавшие катастрофические
последствия для СССР, кроются не только в социально–экономических проблемах
прошлого, но прежде всего в духовно–идеологической сфере жизни общества: в
неэффективности официальной идеологии, игнорировании доминанты в культурном
развитии, принижении значения нравственных ценностей и в конечном счете
утрате объединяющего общественного идеала.
В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных
факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные
с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций,
суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет
теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных
отношений государства и религии в Республике Беларусь.
Христианское учение способно указать величайшую социальную истину –
внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно
указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит
способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество
является важным условием для стабильности государства.
В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений
государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как
в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются
выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии.
Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической,
социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных
системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была
источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не
преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует
отметить, что она является важным звеном в построении гражданского
общества.



Общая характеристика работы.

Актуальность темы диссертации.
Исследование проблемы вероисповедной политики государства в Республике
Беларусь является одним из важных направлений в научной деятельности в
рамках политической науки. Это обстоятельство способствует осмыслению
объективных явлений, выявляющих положение и роль религии в белорусском
государстве, а также в современном мире.
Процессы обновления государственности в Республике Беларусь повлекли за
собой изменение отношений между государством и религией. Политики, ученые,
изучающие нюансы общественной жизни и массового сознания последнего
десятилетия, отмечают, что происходит активизация религиозных учреждений,
участвующих в решении целого ряда проблем. Эта тенденция характерна не
только для Республики Беларусь, но и для стран постсоветского наследия,
которые ощущают потерю идеологических ориентиров, утрату ведущей роли
государства в функционировании экономики, социальной защите населения,
развитии культуры, образования, православной традиции, что и вызвало поиск
новой модели которая отвечала бы потребностям общества, переживающего
процесс трансформации.
Об актуальности проблемы вероисповедной политики свидетельствует
появление новых публикаций в многочисленных научных изданиях Республики
Беларусь, Российской Федерации, а также в странах СНГ. Это является
свидетельством того, что проблема имеет место, что есть множество спорных
вопросов, которые необходимо решать. Взаимоотношения государства и религии
на разных этапах общественного развития определялись разными
обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему
взаимоотношений государства и религии. Взгляды и подходы диктовались
социокультурными обстоятельствами, доминирующим мировоззрением в тот или
иной период. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались
многие духовные и светские мыслители.
В Средние века был доминирующим теологический подход, согласно
которому источником власти являются божественные силы. Эту идею
провозглашали Августин Блаженный и Фома Аквинский. Попытку освободить
общественное сознание от излишнего засилья религиозных догм и фактической
власти церкви сделал Никколо Макиавелли. В центр своего политического
учения он ставил проблему государственной власти, придавая ей светский
характер. В критике религиозных догм и традиционализма формировался
рационализм. Новое время провозгласило незыблемый авторитет науки над
религией, но не смотря на это в «Энциклопедии»[58] Дидро и Д,Аламбера в
статьях «Религия» и «Христианство» говорится, что государство извлекает
пользу из религии, ибо она прививает «народу уважение к данным им законам»,
наиболее приемлемой для государства является христианская религия, прежняя
религия была связана с государственным строем, а новая не связана совсем.
Их заключение сводится к тому, что религия должна соответствовать
политическим интересам и самым лучшим законодательством является то,
которое основано на уже имеющейся религии.
По поводу места религии в обществе высказываются многие мыслители, в
частности Д. Локк дает позитивную оценку роли религии в жизни общества. В
эпоху Просвещения эта тема нашла свое дальнейшее развитие и из сферы
гуманитарных исследований перешла в сферу социальных, а затем и
политических изысканий. Были заложены основы идеологий.
С середины ХIХ века наряду с теологическим и философским формируется
научный подход к анализу религии, суть которого заключается во взгляде на
религию как одну из сторон общественной жизни. Религия рассматривается как
явление, дающее образец поведения, формирующее в обществе систему
ценностей, выполняющее определенные функции в обществе. В ХIХ веке этот
процесс завершился. Выделяются три основных типа идеологий: либерализм,
консерватизм, социализм. Каждая идеология выдвигает свою систему ценностей.

Социалогический подход представляет группу концептуальных положений, в
русле которых дается объяснение политики через действие социальных
факторов. Сторонники данной концепции (А.Токвиль, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс,
Г.Спенсер, В.Парето, М.Вебер, Ж.Сорель и др.) использовали научный подход в
объяснении религиозного феномена, согласно которому религия является
источником формирования гражданственности и патриотизма.
В частности Э. Дюркгейм рассматривал религию как фактор социальной
интеграции общества, подчеркивая ее значение в укреплении социального
единства, поддержании традиции. Он видел в культовой деятельности
конституирующее начало, готовящее индивида к социальной жизни
[См.128,с.49]. Рассмотрение религии как средства социальной интеграции,
сплачивающей людей, продолжил французский социолог Ж. Сорель [139, c. 25].
На конструктивную, созидательную функцию религии, функцию стимулятора
социальных изменений особое внимание обращал видный немецкий социолог М.
Вебер.[ ]
Американский социолог Т. Парсонс сделал теоретическое обоснование
понимания религии как важного условия стабильности общества, так как она
выступает основой ценностно–нормативного порядка [114,с.49].
К. Манхейму [85,с.185]. принадлежит классификация политических
идеологий ХХ века. Он ближе всех подошел к проблеме взаимодействия религии
и политики.
О месте религии в политической культуре можно сделать вывод исходя из
работ Г.Алмонда и С. Вербы, которые дали наиболее известную в науке
классификацию политических культур, базирующихся на ценностных
представлениях человека о власти [143,с.67].
В. Парето уделил много внимания изучению верований, лежащих в основе
идеологий [113,с.22].
Таким образом, представителями социальной концепции дано теоретическое
обоснование религии как важного условия стабильности, как важнейшего
фактора социальной интеграции общества. Они рассматривали религию как самый
древний и самый простейший социальный феномен, из которого произошли все
другие формы общественного сознания.
Представители социологического направления исследовали религию с точки
зрения проявления в ней социальных закономерностей, но в конце ХIХ – начале
ХХ века оформляется психологическое направление, поскольку религия наряду с
социальными, имеет и психологические корни. Психоаналитики З. Фрейд и К.
Юнг рассмотрели вопрос о влиянии религиозного и политического на психологию
людей. З. Фрейд [147, с.48]. отмечал значение участия личности в
политическом процессе и о психологических особенностях этого вида
деятельности. К.Г. Юнг открыл коллективное бессознательное и доказал, что
именно там заложена общность религиозного и политического сознания. По
Юнгу, чтобы овладеть настроениями масс, идеолог должен постоянно
осмысливать вереницу архетипов. Тогда он сможет использовать разнообразную
символику для определенной настройки коллективных переживаний, для
управления эмоциями и представлениями людей будь то в религиозной или
политической сферах [160, с.82].
Таким образом, представители психологии религии выносят «за скобки»
источники религиозных переживаний и связывают наличие религиозных чувств с
врожденными инстинктами (З.Фрейд) или исторически обусловленной
предрасположенностью (архетипы, К. Юнг).
Среди русских религиозных мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о
соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно.
В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально
наследие И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Л. Франка, В.С.
Соловьева, Н.О Лосского и других. К их работам обращаются современные
политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее
приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в
«русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи –
государства. В. С. Соловьев выступал с идеей всеединства: церковь,
государство, общество. В основе общества должна лежать нравственность,
воплощенная в церкви. Н.А. Бердяев считал, что русский коммунизм – продукт
русского национального характера, подчеркивая общность христианства и
коммунизма. «Коммунизм не как социальная система, а как религия,
фанатически враждебен всякой религии и более всего христианской. Он сам
хочет быть религией, идущей на смену христианству, ...поэтому его
столкновение с другими религиозными верованиями неизбежно. Нетерпимость,
фанатизм всегда имеют религиозный источник» [11,c.129]. Бердяев идет от
религиозного к политическому, но суть его выводов – одна, христианство и
коммунизм – это идеологии
К.Маркс и Ф. Энгельс рассматривали религию как временное, переходящее
явление, которое изживет себя по мере развития свободы и самостоятельности
человека. Они считали, что установление коммунистических отношений приведет
к отмиранию религии. Раскрывая социальную природу религии, они не
предлагали насильственного навязывания атеизма, а призывали к созданию тех
условий, в которых человек мог бы проявлять себя как свободный субъект.
Для данного исследования является важным, что классики
социально–политической мысли не отрицали участия религии и церкви в
политическом процессе. Они анализировали проблему взаимоотношений
государства, религиозных организаций и общества, тенденции формирования
государственно–конфессиональных отношений в истории философской, правовой и
политической мысли Западной Европы и в истории славянских государств. Их
осмысление способствует более глубокому пониманию специфики
государственно–конфессиональных отношений и политики государства
относительно религиозных организаций на различных этапах развития
белорусского общества.
Произошла переоценка роли и места религии в жизни общества.
Демократизация политических процессов создала предпосылки для возрождения
религиозных ценностей. Религия и ее институты активно проявляют себя не
только в сфере социальной, но и в политической. Различные политические силы
стараются использовать религиозный фактор для достижения определенных
идейно–политических целей. Власть обратила внимание на позитивную,
объединительную роль церквей, а церкви стали рассматривать политику как
средство достижения конкретных социальных, просветительских и религиозных
целей.
Церковь, отделенная по закону от государства, тем не менее, с одной
стороны активно служит объектом политики, а с другой, – превращается в
субъект политики, то есть активное, направляющее начало политической воли.
Свидетельством тому являются послания иерархов в адрес отдельных
политических сил, их участие вместе с главой государства в
общественно–политических мероприятиях, что позволяет сделать следующие
выводы:
> религия в условиях разрушения прежних духовных ценностей общества
явилась основой для создания новой системы ценностей;
> момент падения легитимности политической власти заставил ее
обратиться к моральному авторитету церкви и фактически привлечь ее к
политической деятельности;
> ведущие конфессии (православие, католицизм), ощутив возможность
укрепить свои духовные и экономические позиции, политизировались,
превратившись прямо или косвенно в активных участников политического
процесса;
> слияние религии с политикой произошло не только на уровне массового
сознания, на государственном уровне, но и на уровне таких
политических институтов как партии.
Кай Могенсон, датский ученый, занимавшийся исследованием роли церкви в
современном мире в изданной в 1977 году книге «Опиум для народа?»
отталкивается от посылки о том, что религия «активно приспосабливается к
быстро меняющимся условиям жизни современного общества», обосновывает вывод
о «непреходящем значении» церкви в обществе.
Став независимым государством, субъектом международного права,
Республика Беларусь начала проводить самостоятельную религиозную политику,
и реформировала конституционно–правовые основы своих отношений с
религиозными объединениями. В исследуемый период были приняты законы
Республики Беларусь: «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»
17 декабря 1992 г. № 2054–ХII; «О внесении изменений и дополнений в Закон
Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»
17 января 1995 г. № 3533–ХII, а также подготовлен проект Закона Республики
Беларусь «Об уполномоченном по правам человека в Республике Беларусь», и о
Концепции государственной политики по отношению к религиозным организациям.
Конституция страны и Закон «О свободе вероисповеданий и религиозных
организациях», а также проект Концепции государственной политики по
отношению к религиозным организациям, являются основой для формирования
новой модели государственно–церковных отношений в Республике Беларусь. За
последнее столетие сменились три модели государственно–правового
регулирования. Эти модели будут рассмотрены в данном исследовании, но более
детально будет рассмотрена современная модель вероисповедной политики с
тем, чтобы ответить на вопрос может ли религия в современном обществе быть
гарантом устойчивого развития общества, его объединяющим началом,
полноправным партнером, с которым можно сообща решать важные социальные
проблемы? Будут также рассмотрены существующие в мире модели
государственно–религиозных отношений. На этих и других вопросах, касающихся
взаимоотношений государства и религии, сосредоточено внимание данного
исследования, дается также анализ правоприменительной практики по вопросам
государственно–церковных отношений включительно по декабрь 2001 года.
Анализ политико–правовых взаимоотношений государства и религии в
политологическом аспекте, предпринятый автором, позволит понять особенности
современных социальных явлений, включая отношения государства, церкви и в
большей мере православной религии (поскольку православие является
доминирующей религией на территории государства).
Современный этап дает новые возможности рассмотреть целый комплекс
вопросов в отношении государства и религии, государства и церкви, усиление
религии и причины вызывающие это явление. Дает возможность рассмотрения
существующих современных концепций по проблемам вероисповедной политики
государства.
Анализ опубликованных исследований и документальных материалов по
данной теме показывает, что исследование данной проблемы лишь частично
рассматривалось в политологической науке, и это еще раз доказывает
необходимость более глубокого анализа государственной политики в области
религии на современном этапе.

Связь работы с научными программами, темами.
Тематика диссертационного исследования была утверждена Ученым советом
Республиканского института высшей школы Белорусского государственного
университета (РИВШ БГУ) 17 марта 1998 года (протокол № 4) и соответствует
государственным программам, предусматривающим изучение теории политики,
истории и методологии политической науки.

Цель и задачи исследования.
Основополагающей целью исследования является определение причин и
условий, ведущих к усилению роли церкви в современном политическом
процессе. Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:

> исторически религиозные отношения предшествовали политическим в связи с
этим рассмотреть в историко–политологическом контексте развитие
взаимоотношений политических и религиозных институтов;
> показать как религиозные учения относились к политическим институтам,
сравнить отношение к власти (государству) основных религиозных доктрин
(православия, католицизма);
> дать анализ современным политико–правовым условиям, влияющим на
государственно–конфессиональные отношения в Республике Беларусь,
рассмотрев при этом советскую модель государственно–церковных отношений;
> рассмотреть степень вовлеченности религии в политические процессы;
> выявить области взаимодействия государства и церкви в социальной сфере.

Объект исследования: взаимоотношения государства и церкви.
Предмет исследования: взаимосвязь политическ

Новинки рефератов ::

Реферат: Брестский мир (История)


Реферат: Распылительные сушилки (Химия)


Реферат: свадебный обряд Пинежья (Искусство и культура)


Реферат: Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси (Культурология)


Реферат: Значение Московской битвы в Великой Отечественной войне (История)


Реферат: Монокристаллический кремень (Химия)


Реферат: Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение Земли (Биология)


Реферат: Актив баланса: содержание, оценка статей, техника составления (Бухгалтерский учет)


Реферат: Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии на предмете углерода и его соединений (Химия)


Реферат: Персонал предприятия (Управление)


Реферат: Mass Media, TV, TV Past and Future (Иностранные языки)


Реферат: Педагогические взгляды Толстого (Педагогика)


Реферат: ГОСТы (Технология)


Реферат: Знакомство с MS_Word (Программирование)


Реферат: Нейрокомпьютеры (Информатика)


Реферат: Создание и функционирование лизинговой компании (Банковское дело)


Реферат: Россия во второй половине восемнадцатого века (История)


Реферат: Вакуумные люминесцентные индикаторы (Технология)


Реферат: Бизнес план на тему: Каким видом бизнеса вы хотели бы заниматься? (Банковское дело)


Реферат: Культура России во второй половине 18 века (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист