GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)



Содержание

Введение 2
1. Общая оценка нововведения в организации 4
1.1 Механизм оценки нововведения 4
1.2 Социальная важность научных нововведений 9
1.3 Источники финансирования НТП 9
2. Эффективность нововведений 11
2.1Эффективность использования инноваций 11
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности 13
2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность 13
3. Разработка программы по поддержке нововведений 16
3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них 16
3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений 19
Заключение 21
Библиографический список 25



Введение


Тема предлагаемой работы – «инновации в организациях». Актуальность
данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление
дисциплины "инновационный менеджмент" продиктовано требованиями жизни.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике
являются основой экономического развития.
Для более полного освещения актуальности даной проблематики необходимо
рассмотреть саму сущность инновационных процессов. Инновационный процесс
представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и
состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В
результате этого процесса появляется реализованное, использованное
изменение - инновация.
Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и
экономики.
Для более полного раскрытия темы, а также и цели работы, необходимо
дать определения основным понятиям и терминам, используемым в реферате. В
мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Термин "инновация" стал
активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно,
так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная
деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п.
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что
специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией
инновационной деятельности является функция изменения. Австрийский ученый
И.Шумпетер выделил пять типичных изменений:
. Использование новой тезники, новаых технологический процессов или нового
рыночного обеспечения производства;
. внедрение продукции с новыми свойствами;
. использование нового сырья;
. изменения в организации производства и его материально-технического
обеспечения;
. появление новыx рынков сбыта.
Необходимо отметить, что встречающиеся в работе термины "инновация" и
"инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс
связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
В инновационном процессе значительную роль играют создатели инновации
(новаторы), которые руководствуются такими критериями, как жизненный цикл
изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы
превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным
в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в
повседневную практику необходимы определенные финансовые средства. В ходе
работы на д данной проблематикой было выяснено, что в нашей стране
финансирование инноваций значительно изменилось, причем эти изменения
носили негативный характер. До 1991 года в СССР были популярны такие формы
финансирования новых технологий, как хозрасчет и самофинансирование. Но в
переходном периоде, в состоянии которого российская экономика находится до
сих пор, многие авторы обращают особое внимание не новые для нашей страны
источники финансирования – кредиты, выпуск ценных бумаг и т.д.

1. Общая оценка нововведения в организации


Говоря об общей оценке НВ, необходимо отмеить сам механизм данного
процесса.


1.1 Механизм оценки нововведения

Каждое НВ имеет своей целью достижение некого результата. Он не
всегда может совпадать с поставленной залачей, т.к. свои коррективы вносит
времы, сама экономическая обстановка (ее стабильность/нестабильность),
помимо этого на результат влияет и общество. Оно как бы определяет спрос на
НВ.
Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее
взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением,
существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы:
новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут
быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они
заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие
новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем
скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название
"пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество
в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с
нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально
устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
Внедрение НВ - это всегда трудный и болезненный процесс для любой
организации.
Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные
технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но
получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с
конкурентным положением фирм на рынке.
Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их
реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке
будет большей для технологии, применяемой большим числом пионерских
организаций. Оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их
диффузии трудно, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В
такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития
играет выбор последователей..
Инновационный процесс имеет циклический характер.
Деятельность, представляющая ИП, распадается на отдельные
различающиеся между собой участки и материализуется в виде функциональных
организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.
Экономическое и технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в
новых продуктах или технологиях.
Значительно больше оно проявляется в увеличении экономического и
научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники,
т.е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее
составных элементов, тем самым повышается восприимчивость к инновациям.
В общем виде ИП можно записать так:
ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,
где ФИ — фундаментальное (теоретическое) исследование;
ПИ — прикладные исследования;
Р — разработка;
Пр — проектирование;
С — строительство;
ОС — освоение;
ПП — промышленное производство;
М — маркетинг;
Сб — сбыт.
Для анализа этой модели следует абстрагироваться от факторов обратной
связи между различными ее элементами, учесть длительность цикла ФИ — ОС,
который может продолжаться свыше 10 лет, и относительную самостоя тельность
каждой из фаз (ФИ — ПИ; Пр — С) и т. д.
Начальной стадией инновационного процесса является фундаментальное
исследование (теоретическое), связанное с понятием научной деятельности.
Конечно, и каждый отдельный элемент цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П)
насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.
В связи с этим необходимо выяснить сущность научной работы в данном
направлении. Научная работа — это исследовательская деятельность,
направленная на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных
сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной,
оригинальностью, доказательностью.
Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно с решением
конкретных прикладных задач
Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются в прикладных
исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по
определенной схеме.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный
менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления
инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой
деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Классификация инноваций. Важную роль в классификации играет такой
показатель как новизна инновации. Она оценивается по технологическим
параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится
классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров
инновации подразделяются на продуктовые и процессные.
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые
технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия.
По типу новизны для рыгнка инновации делятся на: новые для отрасли в
мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы
предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме)можно выделить:
o инновации на входе предприятия;
o инновации системной структуры предприятия;
o инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, тезнологии).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
o радикальные (базовае);
o улучшающие;
модификационные (частные).
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ)
разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности
предприятия. По этому признаку выделяются инновации:технологические;
производственные; экономические; торговые; социальные; в области
управления. Достаточно полную классификацию инноваций предположил
российский ученый А.И.Пригожин.
1. По распространенности: единичные; диффузные.
2. По месту в цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.
3.По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие;
ретровведения.
4. По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические.
5. По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные;
комбинаторные; совершенствующие.
Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и
новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей
степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и
имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования
управленческих решений.
Д.И.Кондратьевым в 20-е годы была создана теория больших циклов
хозяйственной конъюнктуры. По оценки Д.И.Кондратьева, периоды больших
циклов с конца 18 века представлены следующим образом.
Повышательная волна: с конца начала 90-х гг. до 1810 - 1817 гг.
Понижательная волна: с 1810 — 1817 до 1844 - 1851 гг.
Повышательная волна: с 1844 — 1851 t. до 1870 - 1875 гг.
Понижательная волна: с 1870 — 1875 гг. до 1890 — 1896 гг.
Повышательная волна: с 1890 — 1896 гг. до 1914 — 1920 гг.
Вероятная понижательная волна: с 1914 — 1920 гг.
Кондратьев считал, что перед началом и в начале повышательной волны
каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни
общества, которые выражаются в значительных изменениях техники. Инновации
переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную
тенденцию, вызывая волнообразование. Н. Д. Кондратьев показал, что
нововведения распределяются по времени неравномерно.
Любая инновация ведет к определенным результатам. Результаты
инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и
нелицснзионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.
Итак, «ноу-хау» - это особенный вид товара, неразрывно связанный с НВ.
Особенность заключается в том, что технологические знания являются
нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой
материального носителя.
Каждое новое техническое решение, относящееся к производству, является
уникальным и неповторимым. На использование новой технологии влияет
множество факторов, среди них такие как:
• темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
• скорость распространения данных технологий, что обусловливает
исчезновение дополнительного дохода лицензиата.
Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».


1.2 Социальная важность научных нововведений

Основным поставщиком «ноу-хау» была и будет наука. Она, своими
открытиями оказывает на общество огромное влияние. Прежде всего, – это
простейшее влияние на быт человека. Умелое использование электричества,
открытие двигателей внутреннего сгорания повлекли за собой создание тех
предметов и приспособлений, без которых обыватель сейчас не мыслит своего
существования. Но важным является вопрос финансирования науки.


1.3 Источники финансирования НТП

Прежде всего, это труд части работников науки. С одной стороны, со
временем прирост необходимого продукта общества, созданный благодаря
прикладной науке (достигнутый вследствие роста производительности
общестненного труда, включая лучшее использование природных ресурсов,
который стал возможным после внедрения ее достижений), возмещает
произведенные на науку затраты и превращается и самостоятельный источник
дальнейшего выделения на нее средств, причем по мере налаживания системы
внедрения прикладных научных результатов, увеличения их эффективности,
превращает науку в самостоятельную сферу (oтрасль) деятельности н
хозяйствования. Труд остальной части работников науки (фундаментальной
науки, прикладной науки для непроизводственной сферы), не формирует никакой
части общественного продукта, откуда могут быть возмещены авансированные на
его оплату и материально-техническое обеспечение средства.
Переход к рыночной экономике, сопровождаемый различными мерами,
призванными сформировать рыночную инфраструктуру, среди которых свертывание
деятельности отраслевых министерств, превращение предприятий в главных,
относительно свободных субъектов хозяйственной деятельности, приводит к
активизации пересмотра политики предприятий в отношении научных
организаций.
Преобладание краткосрочных интересов, связанное с выработанной в
течение многих десятилетий привычкой к работе по плану, нежеланием
рисковать, обновлять выпускаемую продукцию, приводит к тому, что
предприятия не испытывают особой потребности в новых результатах НИОКР для
освоения их у себя на производстве. Особенно это касается крупных работ с
солидной исследовательской частью.

2. Эффективность нововведений



2.1Эффективность использования инноваций

Важным этапом является непосредственно использование иннваций, а также
последующая оценка их эффективности. Значимость определения эффекта от
реализации инноваций возрастает в условиях рыночной экономики. Не менее
важна она и для переходной экономики.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат различают следующие
виды эффекта (см. таблицу)
Виды эффекта от реализации
|Вид эффекта |Факторы, показатели |
|Экономический |Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды |
| |результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций |
|Научно-техниче|Новизна, простота, полезность, эсте тичность, компактность |
|ский | |
|Финансовый | |
| |Расчет показателей базируется на фи нансовых показателях |

В зависимости от временного периода учета результатов и затрат
различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового
эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от следующих
факторов:
• продолжительности инновационного периода;
• срока службы объекта инноваций;
• степени достоверности исходной информации;
• требований инвесторов.
Выше отмечено, что общим принципом оценки эффективности является
сопоставление эффекта (результата) и затрат. Необходимо также отметить,
что эффективность в производстве — это всегда отношение.
В целом проблема определения экономического и социального эффекта, а
также выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций
требует превышения конечных результатов от их использования над затратами
на разработку, изготовление и реализацию. Для оценки общей экономической
эффективности инноваций может использоваться система следующих показателей:
1) интегральный эффект; 2) индекс рентабельности; 3) норма рентабельности;
4) период окупаемости.
Индекс рентабельности инноваций. Представляет собой величину разностей
результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к
одному, обычно начальному году. Рассмотренный метод помогает выбрать
направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало.
Данный метод часто используют организации, находящихся на подчиненном
положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный
бюджет. В качестве показателя рентабельности можно использовать индекс
рентабельности. Индекс рентабельности представляет собой отношение
приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.
Другими словами, здесь сравниваются две части потока платежей: доходная и
инвестиционная.
В условиях жесткого дефицита средств предпочтение отдается тем
инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой
величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится
равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты
инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту:
Период окупаемости. Является одним из наиболее распространенных
показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в
отечественной практике показателя «срок окупаемости капитальных вложений»
он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением
инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей
стоимости.
Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском, и
этот риск тем больше, чем длиннее срок окупаемости вложений. Слишком
существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены.
Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто
выбирается в тех случаях, когда нет уверенности, что инновационное
мероприятие будет реализовано, и потому владелец средств не рискует
доверить инвестиции на длительный срок.


2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной
продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в
неовеществленной форме (например "ноу-хау").
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними
права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная
собственность. В России законодательная охрана интеллектуальной
собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44).


2.3 Эффективность затрат на инновационную деятельность

Осуществление инновационной деятельности связано с внутренними и
внешними источниками финансирования: собственные средства организации;
средства бюджета; средства внебюджетных фондов; средства организаций
предпринимательского сек тора.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки распределяются
по видам работ: фундаментальные исследования; прикладные исследования;
разработки по секторам деятельности; государственный; предпринимательский;
сектор высшего образования; частный бесприбыльный сектор. Для оценки
эффективности затрат на инновационную деятельность необходимо решить
проблему оценки ее результатов.
Однако эффективность, получаемая продавцом и покупателем значительно
отличается. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою
материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он
несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой,
освоением и др.
Важную роль в социальной эффективности нововведений играет
экономическая культура того общества, в которое данное нововведение
вытекает.
Экономическая культура в данном случае является регулятором
экономического поведения и его частных случаев: спроса на нововведение,
что, в свою очередь, определяет эффективность нововведения. Рассмотрение
экономической культуры как способа взаимосвязи между экономическим
сознанием общества и экономическим мышлением индивида или социальной группы
предполагает суждения о регулятивных возможностях, заложенных в этом
способе относительно экономического поведения хозяйствующих субъектов,
выступающих носителями соответствующего типа экономической культуры.
Чем совершеннее способ взаимодействия между обществом и экономикой,
тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое
поведение, тем, следовательно, выше уровень экономической культуры. А ведь
именно от уровня экономической культуры во многом зависит и судьба
нововведения. Как упоминалось ранее, косное, пассивное, неразвитое
экономическое сознание, не испытывающее в течение длительного времени
потребности изменяться, обусловливает противоречивое, эмоциональное (а не
рациональное) экономическое мышление, совмещающее внешнее следование
политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
Вследствие этого экономическое поведение приобретает скорее эмоциональный,
нежели рациональный характер и осуществляется порой в состоянии
психилогического стресса. В свою очередь это сказывается на НВ.
Экономически косное общество к нововведениям относится с подозрением (будь
то НВ в сфере экономики или же просто быта, опаской. Посему социальная
эффективность НВ неразрывна с экономической культурой. В рассматриваемом
нами примере экономически косного общества, экономическое мышление такого
типа в свою очередь не способно существенно обогатить социальной практикой
экономическое сознание. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами
способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в
постсоветской экономике пока не порождает особых иллюзий относительно
высокого уровня экономической культуры. Регулятивное воздействие
несовершенного способа взаимосвязи экономического сознания и экономического
мышления на экономическое поведение невелико и слабо обусловливает гибкость
этого поведения. Особенности экономической культуры как процесса,
регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем. Во-первых,
экономическая культура включает в себя только те ценности, потребности,
предпочтения, которые возникают из нужд экономики и оказывают на нее
значимое (положительное или отрицательное) влияние. Во-вторых, особенность
экономической культуры определяется теми каналами, через которые она
регулирует взаимосвязь экономического сознания и экономического мышления. В-
третьих, экономическая культура как регулятор связи экономического сознания
и экономического мышления в большей мере, нежели любая другая культура,
ориентирована на управление экономическим поведением людей.
Для анализа механизмов этого взаимодействия используется методология
системного подхода, позволяющая раскрыть многообразие связей сложного
объекта и свести их в целостную теоретическую картину. Данная методология
позволяет углубить существующее знание исследуемого явления и найти способы
объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности
объекта, и выявления достаточно полной типологии его связей. Из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что задачей экономистов является, кроме
всего прочего, повышение экономической культуры общества, дабы нововведение
находило в нем положительный отклик.



3. Разработка программы по поддержке нововведений


Изучая данный вопрос важно уточнить сам механизм введения инноваций в
общество, а также рассмотреть схему формирования затрат на инновации и их
поддержку, но, в отличие от предыдущей главы, не сколько в экономическом
аспекте, а сколько в законодательном, юридическом.


3.1. Механизм введения инноваций и затраты на них

Говоря о программе поддержки инноваций, важно подробно рассмотреть
механизм воплощения в жизнь нововведений. Несомненно, важная роль в этом
процессе принадлежит научным организациям. Существуют специальные
организации, которые занимаются воплощением в жизнь инноваций, их
поддержкой и распространением. Они носят название организационных структур
инновационного менеджмснта — это организации, занимающиеся инновационной
деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация — организация (учреждение, приятие, фирма), для
которой научные исследования и разработки составляют основной вид
деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для
подраздолений, находящихся в составе организации.
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль
принадлежит малым фирмам. Небольшой коллектив гораздо мобильнее может
воспринимать и генерировать новые идеи. Малый исследовательский бизнес
сформировался в 1960-х годах. Мелкие и средние исследовательские фирмы
создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Так, в США
вблизи Стэнфордкого университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и
мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек.
Каждая из них ориентирует-на разработку и освоение одного-двух видов новой
продукции, а в целом они покрывают 20% мировых потребностей в компьютерных
и электронных компонентах определенных видов.
В зарубежной практике к малому и среднему предприниматльству относят
фирмы с числом работающих до 500 человек. В перерабатывающей промышленности
Японии 750 тысяч заводов, из них 70% — это маленькие предприятия, где
работают от 1 до 9 человек; 10% - предприятия с численностью работающих от
10 до 20 человек.
Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах
просто собираются, а отдельные детали и узлы для них изготавливают десятки
тысяч средних и малых предприятий.
Американская практика организации поисковых исследований породила
своеобразную форму предпринимательства — рисковый (венчурный) бизнес.
Венчурный бизнес представлен самостоятельными не большими фирмами,
специализирующимися на иссл дованиях, разработках, производстве новой
продукции, Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко
распространен в США, Западной Евро пе, Японии.
Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской
активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных
изысканий.
Как правило, венчурные фирмы неприбыльны, так как не занимаются
организацией производства продукции, а передают свои разработки другим
фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных фирм. Создание
венчурных фирм предполагает наличие следующих компонентов: идеи инновации —
нового изделия, технологии; общественной потребности и предпринимателя,
готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму; рискового
капитала для финансирования.
Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах — путем
приобретения акций новых фирм, либо предоставлением кредита различного
вида, Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только
крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других
фондов в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или
претерпевающий резкие изменения бизнес.
Для российской экономики венчурное предпринимательство привлекательно.
Успехи рискового предпринимательства в разработке, научно-технических
новшеств заставили отдельные крупные промышленные предприятия Военно-
промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, как и за рубежом, пойти
на внутренние рисковые проекты, или внутренние венчуры.
Инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или
изобретательством, хотя научно-технические разработки имеют приоритетное
значение.
Высшая школа имеет около 800 малых фирм, объединенных в технопарки.
Целью технопарков является стимулирование малого инновационного
предпринимательства.
Кроме технопарков, существуют бизнес-инкубаторы, цель которых —
реализация любого сулящего прибыль проекта.
Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют
потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств.
Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновоеменно на стадии
падения изобретательской активности. В сфере крупного стандартного бизнеса
действуют фирмы-виоленты.Фирмы-виоленты — это фирмы с "силовой" стратегией.
Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии.
Фирмы-коммутанты действуют на этапе падения цикла выпуска продукции.
Их научно-техническая политика требует принятия решений о своевременной
постановке продукции на производство, о степени технологической особенности
изделий, выпускаемых виолентами, о целесообразных изменениях в них согласно
требованиям специфических потребностей.


3.2. Приоритет государства в поддержке нововведений

Но главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою
очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к.
именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед.
Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки
нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее
деятельности, связанной с инновациями, государством.
Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный
характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных
нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них
нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации
цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных
неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации
отраслевого профиля средств от основных их заказчиков— промышленных
предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также
академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения
с предприятиями.
Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства.
Они используются в первую очередь для финансирования исследований и
разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования
бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных
исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше
приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в
начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному
финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным
следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В
этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся
квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом
случае изменение существующих организационных структур представляется
неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет
способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно-
технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению
научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для
саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период
возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением
использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением
НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных общестс и
предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним
дивидендов (процентов), а также открытие срочных депозитных счетов в
коммерческом банке под проценты, оговариваемые в кредитном договоре.
Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-
технической сферы являются прибыльно направленные организации.
Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи
субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок
необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование
научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов
предприятий.
Применяются и другие льготы для стимулирования научно-
исследовательской деятельности компаний, причем их состав и размер
постоянно уточняется. Так, в 80-е годы в США, Франции, Японии, Канаде
введена новая специальная налоговая скидка.
В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой
системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная
государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на
непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных
научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано
государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании,
а также методы экономического регулирования участия государственных и
негосударственных предприятий в создании научно-технической проекции.



Заключение



Выбор темы, обозначенной в названии работы, обусловлен прежде всего
ее актуальностью. Исходя из проведенного анализа данной проблемы, был
сделан ряд выводов. Они, как и сама сущность вопроса дуалистичны. С одной
стороны, это подробное рассмотрение сущности, функций, социальной
зничамости и эффективности инноваций, а с другой стороны – влияние
нововведений не только на общество, но и на природу, на экологическое
состяние окружающей среды.
В предлагаемой работе был рассмотрен механизм взаимодействия
нововведений и экономики, экономики и общества, экономики и природы.
В работе были даны определения основным понятиям и терминам, таким
как «инновация», «инновационная деятельность», «экономическая социология»,
«экологический менеджмент», «природопользование» и т.п. Была предпринята
попытка поиска новых путей развития экономики в контексте ее экологизации.
Ведь именно в современной обстановке в решении проблемы экологизации
производства реализуются в основном технические и технологические
возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния
окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако, их недостаточно для
решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема в целом может быть
решена только при комплексном анализе всей совокупности экономических и
экологических процессов, который дает возможность не только
совершенствовать систему мероприятий по обезвреживанию производственных
отходов, но и управлять самим процессом возникновения тсхногенного
загрязнения, его отраслевой и территориальной структурой.
Однако до сих пор основное внимание в деле охраны окружающей среды
уделяется рационализации самих природоохранных мероприятий.
Критерии структурной перестройки хозяйства, наряду с экономическими
интересами, должны отвечать цели сохранения окружающей природной среды.
При решении задачи выхода на устойчивое развитие необходим такой
уровень абстракции, когда мы рассматриваем все народное хозяйство в целом,
всю страну, и необходимо определить, как развиваться хозяйственным звеньям,
чтобы добиться заданных социально-экономических показателей и учесть при
этом антропогенную нагрузку на окружающую среду. Если не учесть
экологический фактор на макроуровне экономического анализа, то это не
позволит рещить задачи рационализации природоохранных мероприятий при
фиксированном объеме загрязнения.
Роль комплексного, эколого-экономического подхода к пробле охраны
окружающей среды велика eще потому, что практически в России нет единого
органа, контролирующего и финансирующего природоохранную деятельность и
координирующего деятельность разных министерств и ведомств по охране
окружающей среды.
Решение поставленной задачи требует обращения ко всем уровням
экономической системы - от уровня предприятия, на котором возникают
загрязнения, до макроуровня, распределяющего государственные экономические
ресурсы. Кроме того, цель сохранения окружающей природной среды
предполагает анализ самих природных процессов, происходящих при
экологических нарушениях и охране окружающей среды. Необходимость
исследования двух совершенно разных по своей природе блоков -
экономического и экологического составляет основную трудность анализа и
расчета экономического ущерба от негативного воздействия на экологию.
В работе были рассмотрены методологические принципы включения охраны
окружающей среды в систему экономического анализа и разработка методов и
моделей согласования развития производства и природоохранной деятельности.
Исходя из этого, окружающая среда была рассмотрена как новый специфический
объект экономического анализа.
Любые исследования подобного характера в первую очередь предполагают
разработку единого параметрического пространства, допускающего
одновременное рассмотрение существенно разных, но взаимосвязанных объектов
и явлений: в данном случае, природы и экономики, а также общества и
экономики. Поэтому усиленное внимание в данной работе было уделено системе
экономических показателей, которые способны отразить динамику состояния
окружающей природной среды под влиянием развития экономических процессов.
Необходимо отметить, что провидимые в стране экономические реформы,
затрагивающие в основном финансовую сферу, отодвинули на задний план многие
важные аспекты экономики, в том числе и эколого-экономические. При таком
подходе оптимизация текущей ситуации обернется для общества существенными
потерями. В данной работе также наглядно представлена экономическая выгода
от упорядочения отношения общества к природе не только для будущих
поколений, но и для текущего момента.
Основная мысль данной работы заключаетея в том, что сегодня уже нельзя
не обращать внимания на разрушение окружающей среды не только из
гуманистических принципов признания ценности природы самой по себе, но и из
чисто экономических, прагматических соображений. Развитие экологического
сознания, апеллируя к любви к родной природе, пока что оказывается
безрезультатным.
Экономический рост и сохранение окружающей среды — это разные критерии
развития общества; но здесь, в отличие от многих других многокритериальных
задач, возможна свертка критериев, поскольку в своем экономическом
поведении люди максимизируют чистый доход, следовательно, переход к
экологически отрегулированным показателям всех видов доходов (государства,
предприятия, работника) вынудит экономических агентов действовать с
оглядкой на состояние окружающей при родной среды.
Помимо этих процессов, значимым в современной обстановке явлется и
стимулирование процесса нововведений. Именно сейчас важно понять всю их
значимость, наряду с возможной опасностью при неправильном их использовании
без учета экологического ущерба, который они могут повлечь за собой.
Следовательно, особенный приоритет отдается учету экономических показателей
от экологических нарушений, что и было рассмотрено в шестой главе
предлагаемой работы.
Однако, экологически отрегулированные показатели отразят не все
последствия экологических нарушений, а в лучшем случае, лишь те, которые
имеют денежные измерители. Однако трудно выразить экономически такие
понятия как "ценность человеческой жизни", "здоровье" и другие факторы
социального благополучия.


Библиографический список


1. Быстраков Ю.И., Колосов А.В. Экономика и экология. М.: Агопроиздат,
1988.
2. Временная типовая методика определения экономической эффективности
осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба,
причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды./Гос. План
СССР. Экономика, 1986.
3. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. Учебное пособие
для ВУЗов. М.: Аспект-пресс, 1995.
4. Зайцев А.К. Социолог на предприятии. Пособие практику. Калуга. Малое
ред. изд-во Упринформпечати, 1993.
5. Инновационный менеджмент. Учебник для ВУЗов. //С.Д.Ильенкова. М.: Банки
и биржи: ЮНИТИ, 1999.
6. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. М.: Наука,
2000.
7. Соколова Г.Н. Экрономическая социология. М., Минск: ФИилинъ, Беларская
навука, 2000.
8. Финансирование и кредитование инновационной деятельности. Учебное
пособие.//С.В.Валадайцева. С.-Пб. Изд-во С.-Пб университета, 1993.
9. Хачатуров С., Фельдман Н. Инвестиционная политика природопользования.
М.: Наука, 1989.
10. Экология и экономика природопользования. Учеб. для ВУЗов.
//Э.В.Гирусова, С.Н.Бобылева. М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998.





Реферат на тему: Инновационный менеджмент

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность инновационного менеджмента
1.1. Основные понятия
1.2. Инновационный процесс
1.3. Классификация инноваций
1.4. Тенденции развития технологии

Глава 2. Система показателей эффективности инновационной деятельности
2.1. Общая экономическая эффективность инноваций
2.2. Характеристика результатов инновационной деятельности
2.3. Выход на рынок как результат нововведений
2.4. Роль государственного управления в активизации инновационной
деятельности.


Глава 3. Оценка инновационной сферы в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Роль науки и инновационной деятельности
3.2. Характеристика современного научного потенциала
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России
3.4. Становление интенсивной технологии разработки новшеств

Вывод
Список литературы



Введение

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве
важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в
отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт,
единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,
предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и
простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая,
таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях:
от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в
современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и
практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и
подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и
развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного
регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса
как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП,
связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его
реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях
регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов
реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие
процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство
лучшего решения производственных и коммерческих задач компании,
добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация
изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея,
дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат
"чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не
ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной
идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как
превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,
воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в
нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках
экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как
конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде
нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в
практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом
аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат
научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм
важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения
зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции.
В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его
целью является определение основных направлений научно-технической и
производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и
внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и
совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства
традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
1. Сущность инновационного менеджмента


1.1. Основные понятия

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной
общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее
время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам
управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной
деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты
хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного
общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике
России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий:
"инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное
решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений.
Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют
инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.
Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные);
параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий),
закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение
достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно
для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях
хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и
экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может
быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании
отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом
английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает
“введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод,
изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в
буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования
новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества
приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс
введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.
Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение
(инновацию) называется инновационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество,
новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может
быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что
новшество используется. С момента принятия к распространению новшество
приобретает новое качество и становится инновацией.
Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда
получают общественное признание, когда будут приняты к распространению
(коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения
(инновации).

1.2. Инновационный процесс

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат
ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода
новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат
различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В
условиях рынка как система экономических отношений купли – продажи товаров,
в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными
компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и
нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции
рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой
конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу
инновационной деятельности (рис.1.1.).

Схема инновационной деятельности



Рисунок 1.1.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование
новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-
технических и социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период
времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его
использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом
последовательности проведения работ жизненный цикл инновации
рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не
однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и
распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются
такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая
эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов,
создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный
результат научно-производственного цикла и по мере практического применения
превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-
технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с
целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) —
это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-
технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой
реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и
производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
- обладать новизной;
- удовлетворять рыночному спросу;
- приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной
частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой
внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный)
и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс
предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же
организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной
формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество
выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса
означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции
его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании
новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-
пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию
потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного
инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта:
производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если
новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут
совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1)
создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая
фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-
конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта,
организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется
полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой
реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и
потребителями.


1.3. Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо
тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать
инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических
процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.);
незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих
неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно
заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также
входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры
продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном
предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения
текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций
оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С
учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются
на:
продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых
полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
процессные инновации означают новые методы организации производства (новые
технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых
организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для данного предприятия (группы предприятий).
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья,
материалов, машин и оборудования, информации и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и
др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой,
производственной, технологической).
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

радикальные (базовые);
улучшающие;
модификационные (частные).
В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ)
разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности
предприятия. По этому признаку выделяются инновации:
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.

1.4 Тенденции развития технологии

Развитие технологии в любой сфере человеческой деятельности
(материальная, социальная и духовная) сопровождается соответствующим
прогрессом техники при взаимных переходах их друг в друга (метаморфозы).
Первая метаморфоза технологии: естественная технология, развивающаяся
спонтанно, превратилась в гомотехнологию, развивающуюся сознательно,
целенаправленно. Иначе говоря, человеческая технология (гомотехнология)
возникла из естественной и основывается на ней. Следовательно,
неисчерпаемым источником развития человеческой технологии была и остается
природа. Причины же ее возникновения – в информационной насыщенности
определенного вида материи и изменение внешних условий ее существования.
Сначала подражание природе носило нерегулярный характер, а
подражательная технология была уделом отдельных индивидов, которые быстро
развивались физически и умственно, передавая эти способности по наследству
и путем обучения молодых особей. В этот период почти вся технология была
ручной: элементарные жилища в виде гнезд, постель и одежда из листьев. По
мере познания природы все это усложнялось, требуя более длительного
обучения.
Появление элементарных орудий труда расширило познание природы.
Технология усложнилась, требуя вначале коллективных усилий, затем
привлечения животных, других природных сил. Это требовало развития
различных приспособлений в сочетании с инструментами. Стали развиваться
орудия труда, выросло вооружение технологии. С этого момента началась ее
специализация: отдельные операции и движения стали переходить в устройства
и приспособления. Так возникла техника. Произошла вторая метаморфоза
технологии – переход части процессов в технические устройства. Технология
здесь стала функционированием данных устройств: мельницы, паруса и т.д.
Все эти устройства и приспособления требовали управления со стороны
человека. Увеличение энергетического оснащения техники вызвало механизацию
процессов управления орудиями труда. Появилась более сложная по сравнению с
прежней техника. Отдельные машины объединяются в комплексы, затем в
агрегаты и автоматы. Технология превратилась как бы в функциональный
придаток техники. Это третья метаморфоза технологии (автотехнология),
которая многими специалистами, историками и философами принята за истину в
последней инстанции. При этом на первый план выдвигаются сама техника и
технический процесс и убирается с поля зрения человеческий опыт
(технология).
Четвертая метаморфоза технологии.
В генетическом коде живых организмов сосредоточена та информация, в
соответствии с которой развивается определенная особь того или иного вида и
класса. К генетическому коду природа пришла спонтанно. Приходится только
удивляться, насколько генетический код по своим размерам меньше той
технической документации, которая сегодня сопровождает, например,
производство автомобиля. Это свидетельствует о чрезвычайном отставании
человеческих достижений от достижений спонтанно развивающейся природы. Нам
нужно еще долго учиться у нее, чтобы немного приблизиться в подобным
результатам.
Наиболее близка к решению задачи саморазмножения прецез

Новинки рефератов ::

Реферат: Расчет фундамента (Строительство)


Реферат: Индуизм (Религия)


Реферат: Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Влияние среды распространения на точностные характеристики оптических измерительных систем (Технология)


Реферат: Диагностика одаренных детей (Педагогика)


Реферат: Социальная роль маргиналов (Социология)


Реферат: Аристотель - основатель науки Логики (Философия)


Реферат: Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии) (Социология)


Реферат: Гипотеза как форма развития знания (Философия)


Реферат: Как сделать свою речь убедительной: советы российских и зарубежных специалистов (Риторика)


Реферат: Экзаменационные билеты по истории за 11 класс 2003г (История)


Реферат: Суицид (Социология)


Реферат: Гетманы Украины (История)


Реферат: Расчет трансфинплана грузового АТП (Транспорт)


Реферат: Внимание как условие сознательной деятельности (Психология)


Реферат: Проблемы социализации учащихся:курение, алкоголизм, наркомания (Социология)


Реферат: Сорные растения (Ботаника)


Реферат: Контрольная по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Композиции шифров (Программирование)


Реферат: Англия времен Реставрации (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист