GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Проблема взаимоотношений родителей и детей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проблема взаимоотношений родителей и детей (Педагогика)



Содержание.


1. Ведение.
2. Основная часть.
- Воспитание. Роль семьи в обществе.
- Детская любознательность.
- Домашнее задание.
- Внимательность ребенка.
- Трудность в общении.
- Любить детей – это так просто.
- Эстетическое воспитание ребенка.
3. Заключение.
4. Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ.
Проблема отцов и детей существовала извечно. По этому поводу очень
много говорилось и писалось раньше, очень много пишется и говорится
сегодня.
На мой взгляд, эта тема намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это
связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в
обществе в котором мы живем.
Проблемы воспитания детей возникают не только в неблагополучных
семьях, но и в вполне нормальных. Возникает много различных ситуаций, в
результате которых появляются трудности в отношениях между родителями и
детьми. Часто сами родители не могут справиться с этими трудностями. Очень
хорошо, если в школе есть свой психолог. Он может помочь и найти вместе
выход из создавшейся ситуации. Но если его нет, тогда именно учитель
начальных классов приходит на помощь. Он должен быть готов к различного
рода осложнениям, трудностям которые возникают между родителями и детьми.
Объектом моей работы является процесс семейного воспитания.
Предметом исследования является взаимоотношения между родителями и
детьми младшего школьного возраста.
Цель работы: выявить ситуации, которые могут быть конфликтными при
воспитании и способы реагирования в них.
Задачи исследования:
1. Обобщить информацию;
2. Описать опыт воспитания;
3. Исследовать особенности детско-родительских отношений;
4. Разработать рекомендации для родителей по совершенствованию процесса
воспитания.

Воспитание. Роль семьи в обществе.
«Воспитание – это прежде всего
человековедение. Без знания ребенка – его
умственного развития, мышления,
интересов, увлечений, способностей,
задатков, наклонностей – нет воспитания.»
В.А. Сухомлинский
Те случаи, когда ребенок идет в школу не с радостью, а с опасением,
как правило, следствие досадных ошибок взрослых. Неоправданно представлять
малышу школьную жизнь как источник развлечений и радостей; но еще хуже
заранее подчеркивать и предсказывать те трудности и беды, которые его там
ждут.
Недопустимо поступают те родители, которые – пусть ненамеренно –
воспитывают у ребенка негативное отношение к школе. «Вот пойдешь в школу,
там за тебя возьмутся!», «Попробуешь ты там не послушаться!» - говорит
мать, раздосадованная капризами сына. «Ну и что из того, что он не пришел
вовремя - защищает бабушка внука в разговоре с отцом, - пусть поиграет,
побегает вволю. С осени в школу, там его никто не пожалеет». А внук слушает
это …
Запугивание суровостью школьной дисциплины, трудностями учения,
неуместная жалость по поводу предлагаемых строгостей – все это может
сделать ребенка беспомощным при столкновении с первыми же трудностями в
учении. Позиция взрослых должна быть спокойной, деловитой и ободряющей.
Пусть ребенок заранее почувствует: дома понимают важность его новых
обязанностей, ждут от него старания и ответственности, верят в его силы и
готовы прийти на помощь.
К сожалению, встречаются такие родители, которые вообще оберегают
своих детей от выполнения каких-либо обязанностей. Порой это связано с тем,
что у родителей практические соображения берут верх над воспитательными.
(«велела я вчера своей Танюше вытереть посуду. Знаете сколько времени у нее
на одну тарелку уходит? У меня давно вся посуда в шкафу стояла бы. Быстрее
самой сделать, чем ее ждать.»)
Действительно пока ребенок не овладел как следует порученным ему
делом, старшим не редко кажется, что проще это выполнить самим. Но так ведь
ребенок никогда не приучится в выполнению своих обязанностей. Конечно, они
должны быть посильными для ребенка и не отнимать у него слишком много
времени, но исполнение должно быть обязательным.
Взрослые должны учитывать особенности этой ситуации. Слова «опять не
стараешься», с которыми мы порой так легко обращаемся к ребенку, обидны для
него, потому что чаще всего они не справедливы; старание непременно должно
быть замечено! Но нам следует явственно показать ему другое; оценивается
прежде всего то, что получилось, результат работы. Школьника надо научить
сопоставлять выполненную работу с теми или иными образцами (скажем,
написанные им буквы – с прописями и т.д.). Из такого сопоставления
определится и ближайшая цель: не вообще «научится хорошо писать», а
конкретно – не допускать тех или иных ошибок. Выделение последовательности
таких целей помогает ребенку: они как бы направляют его работу и позволяют
пережить столь важное чувство успеха, когда цель достигнута, когда умение
освоено. Разумеется, этот успех следует заметить и взрослым: их одобрение
является сильным «подкреплением» в первую пору учения. Здесь уместно
сказать о том, как следует относиться ко всякого рода дополнительным
занятиям с первоклассниками. В школе такие занятия обычно проводятся с
отстающими учениками: да и дома, так или иначе, какую-то часть работы
школьнику порою приходится не раз и не два переделывать, чтобы достичь
требуемого результата. Существенно здесь вот что: чтобы такая работа не
воспринималась детьми как наказание. Постарайтесь избежать даже отзвука
наказания при контроле за дополнительной работой первоклассника! Не надо
выговаривать ему: «Плохо написал, не стараешься! За это перепиши два раза».
Полезнее спокойно сказать «Это буква у тебя еще плохо получается. Надо
поучиться. Напиши еще три строчки и будь внимательнее».



Детская любознательность.

Вопросы детей справедливо рассматриваются как проявление
любознательности, стремление понять окружающий мир. На вопросы малышей-
почемучек, взрослые обычно любят отвечать, хотя эти вопросы порой ставят их
в тупик. Но не следует думать, что с переходом ребенка в школу, родители
могут позволить себе отдохнуть в этом отношении. Напротив, их отношение к
вопросам ребенка, должно стать глубже и серьезнее – нужно стремиться на эти
вопросы отвечать как можно полнее, интереснее и так, чтобы возникали новые
вопросы и стремление к самостоятельному поиску ответов.

Домашнее задание.

Не секрет, что иногда приготовление домашнего задания занимает у
младших школьников чрезмерно много времени, а это приводит к перегрузке
детей и даже отражается на их здоровье, хотя время предусмотренное для
ежедневной домашней работы Уставом средней общеобразовательной школы не
должно превышать в первом классе одного часа, во втором – полутора часов, в
третьем – двух часов.
Сейчас мы оставим в стороне то, что очень часто на выполнение
домашнего задания идет слишком много времени потому, что выполнение
домашних заданий просто плохо организованно (об этом мы будем говорить
специально – здесь уже все зависит от родителей).
Дело еще в том, что если задание не подготовлено всей предшествующей
работой к классе и ребенок не знает достаточно точно как его выполнит, то к
приготовлению уроков в «пожарном порядке» привлекаются старшие, которые в
данном случае также не имеют ориентиров верного выполнения задания и не
могут даже спросить у ребенка: «А как вы это делали в классе?». Часто их
требования и объяснения не совпадают с объяснениями и требованиями учителя,
а это приводит к конфликтам между ребятами и «домашними учителями» -
родителями. Создавшаяся атмосфера эмоциональной неудовлетворенности,
отрицательное отношение к приготовлению домашнего задания, которое затем
переносится и на школьные занятия вообще.
Из сказанного следует несколько выводов для родителей. Если в течение
достаточно длительного времени они наблюдают, что их ребенку дома
приходится как бы заново открывать учебный материал, то их должно
насторожить: что-то явно не в порядке. Возможно ребенок пассивен в классе,
просто «отсиживает» уроки. Своевременные сигналы родителей помогут педагогу
вовремя перестроится, найти новый выход из положения…
Об успешности домашней работы родители как правило судят по отметкам с
которыми дети возвращаются домой. И им естественно хочется чтобы эти
отметки были хорошими.
Разобраться в заданном ребенок должен сам. Если родители,
руководствуясь самыми благими намерениями, чересчур активно вмешиваются в
подготовку домашних заданий, не дают ученику как следует подумать,
подсказывают решение задачи, а иногда просто выполняют всю работу, то
маленькому школьнику остается единственная «самостоятельная» обязанность –
переписать сделанное родителями в тетрадь. Поэтому хочется порекомендовать
родителям проявлять больше осторожности в руководстве в подготовке домашних
заданий детей.

Внимательность ребенка.

«Детская книга – могучее орудие
воспитания. Детский возраст – возраст,
когда все впечатления воспринимаются
особо остро и оставляют глубокий след на
всю жизнь».
Н.К. Крупская
Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают ребенку
понять что по всей важности уроки находятся на одном уровне с самыми
серьезными делами, которыми заняты взрослые.
1. Ребенок еще до школы должен быть приучен к тому, что когда родители
заняты, им нельзя мешать. Нередко приходится видеть семьи, где ребенок не
умеет себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они ни были
заняты, не давая им ни минуты покоя.
2. Создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как
таковому.
Очень важно выработать у ребенка быстро переключатся с одного дела на
другое. Конечно ребенок есть ребенок, а родители не обращают на это
внимание. Пришел с прогулки, начал снимать валенки – и пошел скакать на
одной ноге по комнате: Ах как смешно болтается полунадетый валенок. Пошел
мыть руки, и заигрался с бахромой полотенца.
Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен, иначе то
же самое будет твориться и во время занятий; то захочется установить
карандаш в вертикальном положении, то голубя из промокашки сделать. И
конечно родители не могут ограничиваться только одними замечаниями,
предоставляя в тоже время ребенку возможность вести себя как ему вдумается.
Но вместе с тем не впадайте в крайности; не ставьте ребенка под град
замечаний и указаний. Нужно добиться чтобы все необходимое он сделал с
первого же напоминания.
Иногда надо даже посидеть рядом со школьником, посмотреть как он
занимается, указать на наиболее бросающиеся в глаза ошибки. Надо только
помнить, что это не единственный путь выработки умения «усидеть за
уроками».
«Приучите же ребенка делать не только то,
что его занимает, но и то, что не занимает.
Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни
не все обязанности занимательны».
К. Д. Ушинский


Трудность в общении.

Даже в семье состоящей из родителей и детей, общение «по вертикали» -
сложная проблема. Научиться общаться с собственными детьми не на уровне
приказов, а на иных, демократичных началах, совсем не просто. И от того,
насколько рано родители признают в малыше развивающуюся личность, зависит
как скоро и успешно будет развиваться эта личность. Верно найденный в
отношениях с собственными детьми тон позволяет углубить и одновременно
расширить внутрисемейное общество. Ребенок, если не противится ему,
помогает родителям взглянуть по новому на мир, ощутить радость его
открытия. Ответы на его сто тысяч «Почему?» могут стать толчком к
расширению собственного кругозора и тем самым обогатить общение.
Во многих нынешних семьях есть музыкальные инструменты. Дети учатся
музыке. Часто ли они играют для родителей, для друзей?
Читаете ли Вы в семье вслух? Редко, мало, почти никогда? А зря!
Семейное чтение – тоже одна из форм общения.
Одиночество страшно в любом возрасте, особенно в детстве вдвойне! Так
ведь общение – искусство.
Ребенку мало услышать, как надо поступать. Он должен это увидеть, а
еще лучше изо дня в день видеть в жизни своих родителей.
Нет – это совсем не просто воспитывать детей: наблюдать за приметами
возраста, улавливать изменения, способствовать тому, чтобы их внутренний
мир становился все богаче. Все это нужно, но еще важнее любовь к детям,
если любовь к детям заставит обоих родителей избавляться от собственных
недостатков или слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем вчера.
Было бы желание, - откроются и педагогические истины, и увлеченность
самим процессом воспитания !!!
Раздражение, усталость, озабоченность мешают создать в доме атмосферу
необходимую ребенку. Когда улыбка в доме редкость, не – удивляйтесь,
ребенок по своему страдает, чувствует себя «виноватым» уже от того, что
живет на свете. И даже если он постоянно в центре внимания взрослых, все-
таки он второстепенное лицо, от которого подсознательно ждут лишь одного –
послушания! Ах, если бы он не прыгал, не бегал, не шумел, не пачкался, не
приставал с вопросами, не рвал колготки, не надоедал, хорошо вел себя в
школе, не мешал родителям жить.
«Педагогика должна входит в жизнь семьи
неназойливо, но с указующим перстом, не
как призыв к какому-то родительскому
подвижничеству. Педагогика должна
раствориться в самой жизни, пронизать ее
советом, внимательным, уважительным
отношением взрослых к детям»
Любить детей – это так просто.

Родителям и детям как воздух нужна любовь. «Любить детей – это так
просто» - подумаете вы. Не торопитесь. Тихое на первый взгляд, очевидное,
оказывается неимоверно сложным. Диалектика жизни такова, что в этой
самозабвенной привязанности дочки или сына заключена для родителей высшая
мера ответственности: не обмануть ожиданий, быть всю жизнь достойными любви
своих детей, суметь навсегда остаться для них примерами для подражания,
людьми глубоко уважаемыми и бесконечно родными и близкими. Это совсем не
просто!
Какой должна быть любовь к ребенку? «Недолюбить» - значит лишить
ребенка тепла, чувства защищенности, посеять в душе тревогу, рассеянность.
Слишком бурное проявление родительских чувств – балует. Сдержанное
отношение родных воспринимается ребенком как равнодушие, бессердечие, а то
и враждебность. Изнеженность – расслабляет, суровость – ожесточает. Готовых
рецептов любви, нет.
Эстетическое воспитание ребенка.

Родители часто не обращают внимание на трудности в эстетическом
воспитании маленького школьника прежде всего потому, что во внешнем
поведении детей эти трудности выражены слабо. Дети по прежнему с
удовольствием танцуют, поют и главное, делают все это так, как велят
взрослые. У педагогов и родителей нет видимых причин для беспокойства. Но
не редко именно в это время незаметно снижается интерес детей ко всему что
связано с эстетическими особенностями окружающей их действительности и
отрицательные результаты этого отчетливо выявляются позже, в подростковом
возрасте. Как наилучшим способом вести воспитание младших школьников?
Родителям следует знать, что в настоящее время на практике и в теории
существуют разные подходы к этой проблеме.
- Часто родители не хотят потакать способностям своих детей… «У
восьмилетнего Андрюши есть толстая заветная тетрадка. В ней начало научно-
фантастического романа, уже шесть глав. Но тетрадка толстая, достает ее
Андрей только когда никого нет дома. Потому что стоит папе застать сына за
сочинительством, как слышится: « Опять ты этой ерундой занимаешься! Исправь
сначала тройку по математике, а потом уж сочиняй! Писатель из тебя все
равно не выйдет, а вот без математики…»
Две крайности: умиление и пренебрежение, возведение первых творческих
попыток в ранг таланта и полное отрицание права ребенка на самостоятельное
творчество. Как же найти между ними «золотую середину»?
У каждого ребенка есть свои сильные стороны. Один хорошо читает,
другой умеет мастерить, третий особенно наблюдателен, четвертый ловок и
быстро бегает.
Почти у каждого ребенка есть и слабые стороны. Не у всех ребят сразу
все получается и в учении и в общественных делах. Поэтому – особенно на
первых порах – лучше оценивать успехи ребенка, не в сравнении с успехами
других, а сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет
увидеть, что он не стоит на месте, хотя, быть может, и отстает в чем-то от
других. При этом важно отметить что ребенок старается, поощрить его добрым
советом, те усилия, которые он приложил для того, чтобы добиться хороших
результатов.
Родители должны очень внимательно относится не только к учебной, но и
к общественной работе детей, в том числе к их делам. Между тем родители не
всегда интересуются именно этой стороной жизни ребенка.
Побаловать ребенка, оградить его от трудностей – только в этом
некоторые родители видят свои обязанности. Они охотно покупают ребенку
обновы, освобождают от различных забот. Они обманываются тем, что ребенок
доволен. Но ведь они при этом в чем-то духовно обкрадывают ребенка.
1.
7 лет.
- Не главничай. Ты тут не главная, - стал заявлять мне мой сын в ответ
элементарные требования вымыть руки, убрать игрушки, аккуратно сложить
вещи.
- А кто тут главный?
- Я.
- Отлично! Главный тот, кто за все отвечает. Хочешь быть главным,
позаботься пожалуйста о кватрплате, продуктах, здоровье и отдыхе всей
семьи.
Это моего сына не устраивало. Высказывания вроде «ты мне не начальник»
типичны для этого возраста.

2.
- Вот когда Тимка станет президентом… - с этой фразы теперь начинаются
все его мечты.
- Почему Тимка, а не ты?
- Ну, вот еще, зачем мне такая ответственность?!
Ну вот за что боролись на то и напоролись.
- Мне не нужна такая семья. Вы мне надоели.
- Хорошо. А какая семья тебе нужна? Может быть мы найдем тебе
подходящую, и ты поживешь в ней, если тебе в ней будет лучше. А мы
будем тебя навещать.
- Чтобы был компьютер, собаки и кошки.
Мы перебрали все знакомые семьи. Его ни одна не устраивала: в той – нет
кошки, в той – собаки, в третьей – компьютера. Видя что я не шучу он
выдвинул еще одно практически невыполнимое условие: чтобы был
электромобиль.
В конце концов, выяснилось, что его вполне устраивает наша семья,
только в ней не хватает щенка. А ларчик просто открывался. Конечно, если
правильно ключ подобрать.
3.
Когда сын приносит из «стругалок» (так первоклассники называют кружок
«Самоделкин», свои корявые изделия), папа говорит «Молодец. Ты хорошо
постарался. А этот гвоздь, чтобы он не торчал, мы сейчас вытащим
плоскогубцами и забьем снова. Вот так».
Даже за проступками Тома Соейра кроется стремление овладеть новыми
навыками, усовершенствовать свое мастерство.
Как-то сын принес двойку за поведение в продленке. На лесничной
площадке второго этажа он «кувыркался» на перилах. Юному каскадеру хоть бы
что. Он даже толком не понял, за что его ругают. Он просто тренировал свою
ловкость. Но взрослым от этого не легче.
В продленной группе за твою безопасность отвечает воспитательница. И
ты должен слушать ее! Это требование не подлежит объяснению.




Реферат на тему: Проблема дислексии у детей младшего школьного возраста

Введение
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются
затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским
языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где,
казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но
лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому
психиатру. Диагноз – дислексия.
Для таких детей важна эмоциональная окраска событий. Не что сказать, а как
сказать. Поэтому они часто пропускают в речи слова, а при чтении вслух -
целые абзацы. Им хочется понять суть явления, поэтому к выполнению задания
они подступают медленно и задают множество уточняющих вопросов. В силу
своего развитого воображения они быстрее улавливают общее, упуская детали.
Поэтому им иногда трудно описать словами устройство предмета. Там, где
обычные дети быстро находят нужный вариант, дислектик ищет несколько
вариантов решения.
Как без помощи детского психолога определить признаки дислексии (алексии) у
детей младшего школьного возраста? Психологи советуют обратить внимание на
следующие особенности поведения. При письме такой школьник пропускает буквы
в словах, пишет их в неправильном порядке, а в младших классах - в
зеркальном отражении. Он чаще других детей совершает нелепые или, как мы
говорим, нелогичные ошибки. При чтении он пропускает слова и целые строки,
зачастую прочитывает одну и ту же фразу несколько раз, медленней своих
сверстников понимает прочитанное. Он списывает с доски, не запоминая слова,
и сверяет с оригиналом каждое слово, между тем, опять же делая пропуски. У
него путаница с написанием буквы "б" и "д". У него проблемы с ориентацией,
он постоянно путает правую и левую стороны. Кстати, такие дети чаще других
не ладят со своими учителями. Диагноз более вероятен, если ребенок
проявляет необычную слабость в области чтения и письма по сравнению с
другими навыками (особенно по сравнению с общим уровнем умственного
развития).
Так что же это такое – нарушение письма и чтения? Почему они происходят?
Как проявляются? Как вовремя помочь ребенку?
На все эти вопросы постараемся найти ответы.

Понятие дислексии

ДИСЛЕКСИЯ (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в
избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное
заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у
мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные
трудности, связанные с обучением такого ребенка. Проявляется дислексия
примерно в возрасте семи лет (иногда раньше); по-другому это заболевание
называется иногда специфической дислексией (specific dyslexia), нарушение
способности к чтению (developmental reading disorder или developmental word
blindness), чтобы отличать его от приобретенных трудностей в освоении
чтения и письма.

Стойкое нарушение чтения называется ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ.
Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при
этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8
процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая
предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство
наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще
становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем
компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их
диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических
ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный
почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при
письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов
они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки
русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство
собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.
Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную
открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо
ничего писать.


Механизмы развития дислексии

Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что
управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по
которым идет команда делать то или другое.
Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре
анализатора:
. речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то
есть наше произношение;
. речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
. зрительный, который подбирает соответствующую графему;
. двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в
кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной
областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.
Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается
лобными долями коры головного мозга.
Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является
многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при
сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное
овладение письменной речью.
В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение,
слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в
дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные
возможности других анализаторов.
Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.
Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя,
летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки:
гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля... Вторая
разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться
мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец,
третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень
неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать
тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При
недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная
речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно
научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко
слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как
не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и
тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить
его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому
обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная
педагогическая проблема.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на
буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей,
различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать
зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.


Причины возникновения дислексии

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего
сталкиваются учителя в школе?
Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием
слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого
кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть
левого полушария несколько больше, чем правая. У дислектиков оба полушария
развиваются одинаково. Здесь стоит сказать несколько слов о специализациях
полушарий. Левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации,
аналитическое мышление, буквальное понимание слов, последовательное
мышление, математические способности, контроль за движением правой половины
тела. Правое же - за обработку невербальной информации, параллельную
обработку информации, пространственную ориентацию, музыкальность, метафоры,
воображение, художественные особенности, эмоции, мистику, секс, мечты и
контролирует движение левой половины тела.
Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются
известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков.
Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы
учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более
“древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не
изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с
помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах,
бересте, глиняных изделиях).
Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень
сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в
развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон,
звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных
причин дисграфии и дислексии.
Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается
недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом
случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной
речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в
школе.
Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в
семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества,
когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина
становится все более актуальной.
Так источником неудач в становлении письменной речи может служить
несвоевременное формирование процесса латерализации (установление
доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к
моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная
ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при
скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами
деятельности.
Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах,
обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
Существуют данные, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия
отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят
насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту
же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое
он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное
интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе
успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому
психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником
внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи.
Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его
интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать
подобные расстройства может, разумеется, только специалист.
Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении,
распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как
учитель – первый человек, который может забить тревогу.
Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к
дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у
ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к
специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то
это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь
необходимо дальнейшее наблюдение.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи,
учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо
помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить
внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду,
но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем
самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне
возможно – и необоснованному.
Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду
соответствуют и свои ошибки.
1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п
– т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то
звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно
отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка
(шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что
происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме
дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку.
Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные
звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ
смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло
(дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном
возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-
фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск
букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом
росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение,
упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме
мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является
одним из проявлений дисграфии.
Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо
искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за
незнания грамматических правил.

Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать?

Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –
квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые
игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение
грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся
определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно
логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается
твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется
путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа
звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал,
помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С”
– полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует –
ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы).

На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие
фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут
только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при
их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно
детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск
ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует
логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные
слова.
Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не
исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не
зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он
обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены
самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный
эффект достигнут.
Можно посоветовать упражнение «корректурная проба». Ежедневно в течение 5
мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает
заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным.
Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о
обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых
или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более
5 мин) улучшается качество письма.
Желательным условием является отказ от проверок этих детей на скорость
чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые
нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая,
какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без
акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку
экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет
не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и
не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз.
Важный шаг к пониманию природы дислексии сделали американские ученые. Как
установила группа сотрудников медицинского факультета Йельского
университета во главе с доктором Салли Шейвиц, основная причина этого
явления в том, что ребенок не умеет не столько распознавать очертания букв,
сколько соотносить их с соответствующими звуками. Связано это в первую
очередь с недостаточно активной работой одного из участков головного мозга.
Главная ценность открытия, сделанного с помощью специальной аппаратуры для
сканирования мозга, в том, что теперь ученые точно знают, о каком именно
участке идет речь. Это прежде всего открывает возможности для ранней
диагностики дислексии - ведь сейчас это нарушение мозговой функции
выявляется, как правило, лишь ко второму-третьему классу начальной школы,
когда ни в чем не повинного ребенка порой успевают записать в безнадежно
отстающие. Уже предложены и новые способы коррекции данного недостатка,
например использование устройств, специально «растягивающих» каждый звук,
чтобы его легче распознавали ученики.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав
определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга
препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния,
для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и
родителей.


Масштабы проблемы


По оценкам специалистов, в Америке от дислексии страдают около 10 млн.
человек. Ее проявлениями объясняется до 80% случаев низкой успеваемости.
Между тем зачастую эта особенность функционального развития не имеет
никакого отношения к истинным способностям человека. Известно, например,
что дислексией в детстве страдали многие знаменитости, как-то: Х.-К.
Андерсен, А.Эйнштейн, Т.Эдисон, У.Черчилль, О.Роден и другие.

В последние годы проблема дислексии становится актуальной и в России.
Владислав Брагинский, один из ведущих психоневрологов, кандидат медицинских
наук, заслуженный врач РФ, рассказывает о своих пациентах.

Слава, 10 лет, в дошкольном возрасте отличался двигательной
расторможенностью, неусидчивостью, упрямством. Несколько позже положенных
сроков начал говорить (отдельные слова – в 1 год и 3 месяца, фразовая речь
– в 2,5 года). В 9-месячном возрасте серьезно отравился сердечными
лекарствами бабушки, долго лежал в больнице.

К школе, по мнению родителей, был подготовлен, и для мамы полной
неожиданностью явилось сообщение учительницы о грубых ошибках при письме,
которые допускал Слава, и его плохом чтении. С математикой дела обстояли
лучше. Сейчас мальчик в 3-м классе, нередко убегает с уроков русского
языка, стал лживым, изворотливым, тянется к плохим ребятам. Размышляя о
низкой успеваемости Славы, учительница предположила наличие у него задержки
развития.

Проведенное в клинике обследование показало, что умственное развитие
ребенка соответствует возрастной норме. С заданиями, требующими осмысления,
понимания скрытого смысла рассказа или обобщения понятий, мальчик
справляется успешно.

Логопед обратил внимание на медленное чтение с множеством ошибок. Слава не
смог прочесть текст с пропусками отдельных слогов. Пишет мальчик крайне
небрежно, графические навыки (почерк) сформированы у него недостаточно. Он
допускает много ошибок: слова пишет слитно или ошибочно отделяет
определенные буквы. Видны постоянные замены букв по фонетическому и
графическому признакам. Мальчик заменяет близкие по звучанию звуки (“З” и
“С”, “Ж”–”Ш”) или схожие по начертанию буквы (“П”–”Т”, “Б”–”В” и др.).

Славе был прописан курс лекарств. С ним постоянно занимался логопед. И
через два месяца у мальчика существенно улучшилось письмо, он стал читать
быстрее и с меньшим количеством ошибок.
Ира К., 1-й класс.
Девочка учится в гимназии, интеллект в норме, по всем предметам успевает
хорошо. В дошкольном возрасте были проблемы с произношением звуков л, р,
рь.
Фонетическое восприятие с небольшими нарушениями. Вот написание некоторых
слов из ее тетради: красная (классная), шиками (шишками), тачная (дачная),
фрафы (жирафы), дмом (домом), деревя, семя (деревья, семья), а также много
ошибок на замену гласной под ударением, замена е на з.
Занималась интенсивно с логопедом март и апрель. Годовой диктант написала
на четверку. Но летом то, что было необходимо выполнить, родители не делали
и в октябре вновь обратились за помощью. Через 10 занятий девочка
восстановила навык письма по специальной методике и в настоящее время имеет
по русскому языку твердую четверку.
Коля Л., 2-й класс.
Мальчик не имел никаких проблем с речью в дошкольном возрасте. Уже в первом
классе появились специфические ошибки. При обследовании обнаружилось
значительное нарушение слоговой структуры слова.
Занимались во втором и в третьем классах. Занятия посещались не регулярно,
домашние задания не выполнялись. Большую проблему составляли эмоционально-
волевые особенности ребенка и нарушение согласования слов.
Некоторые специфические ошибки из тетрадей: маличк (мальчик), впохиаде (в
походе), в тижи (в тишине), коляебрь (корабль), телокл (теленок), у Кнрарат
(у Кондрата), деди (дети), весвёлоля (веселая), детевна (деревня), Льуба
(Люба), шрна (ширина) и т.п.
Из приведенных примеров видно, какие ошибки являются специфическими, на что
надо обратить внимание.
Таким образом мы можем сделать вывод, что таким детям вполне по силам
овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то
понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка
речевого слуха и буквенного зрения.
На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим
благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных
разговоров дома, он должен почувствовать маленький, но успех.

Что нужно делать родителям такого необычного ребенка?

Прежде всего понять, что их сын или дочь никогда не смогут стать
отличниками в многонаселенной российской школе. Для хороших результатов
нужен опытный и талантливый педагог и терпение.



Список использованных источников



1. БМЭ, М., 1994
2. Брагинский В. «Необычные дети в обычной школе»// Русский медицинский
журнал, 2000, №2
3. Свободина Н. «Я не виноват, я стараюсь»// www.logoped.ru
4. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. М.,
2001





Новинки рефератов ::

Реферат: Организация внутреннего аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Дисидентство на Украине (Дисидентський рух в Україні) (История)


Реферат: Образование Великого Княжества Литовского (История)


Реферат: Безналичные расчеты (Деньги и кредит)


Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Билеты по астрономии за 11 класс (Астрономия)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Болгария (История)


Реферат: Билеты (Политология)


Реферат: Григорий Александрович - князь Потемкин-Таврический (Исторические личности)


Реферат: Обязательство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Курсовик по электротехнике (Радиоэлектроника)


Реферат: Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок (Физкультура)


Реферат: Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века (История)


Реферат: Клонирование и этическая проблема (Естествознание)


Реферат: Стили общения (Педагогика)


Реферат: Пенсионная система России: современное состояние, правовые проблемы, дальнейшее развитие (Социология)


Реферат: Детская журналистика (Журналистика)


Реферат: Бизнес-план АТС (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист