GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Международные аспекты американского менеджмента: новые тенденции 90-х годов (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Международные аспекты американского менеджмента: новые тенденции 90-х годов (Менеджмент)


Экзаменационная работа по экономике
студентки 1 курса юридического факультета вечернего отделения
Яковлевой Екатерины



по теме Международные аспекты американского менеджмента:
новые тенденции 90-х годов



. Глобализация экономических процессов
. Реформирование традиционных структур
. Изменение в технологии менеджмента
“10 правил” эффективных исследований



Москва, 1996 год
Глобализация экономических процессов


90-е годы — это время, когда происходят и будут происходить
качественные изменения в структурах корпораций. Речь идет о постоянно
приспособляющихся к реальности предприятиях, сотрудники которых будут
обладать полной свободой самостоятельно принимать ответственные решения,
определять задачи и искать пути их решения. Руководители таких предприятий
должны организовать работу так, чтобы каждый сотрудник обладал способностью
принимать оперативные решения по текущим проблемам. Сталкиваясь с
трудностями, руководитель, вероятно, будет принимать решения только после
предварительной консультации с сотнями и даже тысячами сотрудников
предприятия и специалистами вне его. Под влиянием постоянно
совершенствующейся техники положение на рынке будет кардинально меняться
буквально в течение дня, а поэтому необходимо ожидать множество новых
конкурентов.

Новые ситуации на рынке неизбежно потребуют от высших менеджеров
больших знаний, чем было необходимо от них в 70-80-е годы. Узкие
специалисты, способные привести к снижению издержек производства или
проталкиванию товаров или услуг на рынке, уже не будут пользоваться
бесспорным успехом. Руководитель должен обладать более широким взглядом на
жизнь, не испытывать многих традиционных страхов и не бояться рискованных
нововведений. От него потребуется не столько умение отдавать приказы,
сколько способность отказаться от излишнего администрирования, умение вести
переговоры и осуществлять управление в ситуациях, которые вышли из-под
контроля. Однако главное для будущих руководителей — обладание “видением”.
В наступившем десятилетии способность “видения” станет, как никогда важной.

Глобализация стала уже реальностью. Экономические процессы в странах
Тихоокеанского региона, новые возможности, которые сулит создание единого
европейского рынка, заставят компании организовывать свою работу, считаясь
с глобальными стандартами качества, цен, дизайна и услуг. Это возражений не
вызывает, споры в деловых и ученых кругах разгораются, когда речь заходит о
том, каким должен быть руководитель нового типа. По мнению специалистов,
“глобальный менеджер”, как его называют, должен быть этаким международным
хамелеоном, способным быстро с японского на французский, не теряя при этом
нить беседы. Есть другое мнение: быть полиглотом нет никакой необходимости.
Так считает, например, декан Вирджинского университета Дж. Розенблюм. Он
убежден, что менеджеру высшего ранга не нужно быть “глобальным”, однако ему
нужно уметь мыслить, принимая во внимание международные различия и
преодолевая их. Вместо того чтобы немного понимать по-японски, немного по-
испански и без устали перемещаться по миру, менеджеру следует работать над
развитием способности воспринимать все новое и неожиданное.
В ходе дискуссий о глобализации речь часто заходит о том, что
менеджеры новой эпохи должны превращать свою компанию в интернациональную,
внедряясь в максимально большее число международных рынков. Однако недавно
руководитель компании “Набиско” пришедший из “Америкэн Экспресс Компани”
Лукис Герстнер убежден, что демографические тенденции и проблемы третьего
мира замедлят рост спроса во многих отраслях и создадут перепроизводство. В
тоже время конкуренты станут богаче, сильнее, жестче и ... обязательнее.
“Ошибочно думают те менеджеры, которые полагают, что их компания способна
сражаться с конкурентами по всему миру. Гораздо большими возможностями
будут обладать предприятия, способные захватить образующиеся ниши, идет
речь о нишах отраслевых или территориальных. Стратегия, которую должен
избрать менеджер, определяется конкурентоспособностью его компании.


Реформирование традиционных структур


Большинство молодых американских менеджеров убеждены: иерархическая
структура управления, которая пришла когда-то в бизнес из армии, скоро
уйдет в небытие. Поддерживая новейший идеал организации управления
предприятия — горизонтальную структуру, многие компании уже провели
кардинальное сокращение “среднего” уровня (занимающих посты ниже главного
управляющего и выше производственных инспекторов). Это означает, что
количество сотрудников, несущих ответственность за дела компании,
увеличивается, поскольку возрастает число людей, непосредственно выходящих
на главного менеджера. Вот каким образом размышляет Майкл Уолш, президент
компании “Юнион пасифик рейлроуд”, осуществляющий управление на железной
дороге 19 штатов страны. В его ведении находятся 2800 локомотивов, 84 тыс.
грузовых вагонов и 30 тыс. сотрудников. Используя новейшую технологию, Уолш
соединил десять диспетчерских пунктов в один мощный центр в Омахе для
составления расписания и контроля за движением поездов. Все операции
осуществляются с помощью огромной электронной картосхемы, чем-то
напоминающей электротабло стратегического авиационного командования ВВС
США.

Однако ограничиваться лишь техническими нововведениями, по мнению
Уолша, не следует. В процессе создания горизонтальной структуры управления
менеджер должен знать саму суть производства, чтобы понимать своих,
получающих все большую автономию, рабочих. Разбуженный ночью, он должен
назубок отчеканить, как работает клапан или переключатель локомотива”, —
говорит Уолш.

Два года назад он обнаружил, что 18% всех счетов, направляемых его
компанией, содержат ошибки. При традиционной иерархической организации
производства Уолш должен был бы поручить заняться проблемой своему вице-
президенту, который перепоручил бы ее кому-нибудь еще. Вместо этого Уолш
сформировал специальную группу сотрудников для анализа проблемы. Изучив
статистические выкладки, она пришла к выводу, что ошибки в счетах вызваны
по меньшей мере 20 причинами. Чтобы их устранить, Уолш создал уже 20
специальных групп — по проблеме на каждую — и назначил одного менеджера для
координации их усилий. Группы должны были выполнить задания в течение
полугода. Получившие полную свободы действий, они быстро справились с
поставленной задачей, поскольку решение всех проблем было переведено в
управленческую плоскость.


Изменение в технологии менеджмента

Скорость становиться все более важным орудием в конкурентной борьбе,
и недостаточно расторопные менеджеры, вероятно, окажутся в 90-х годах
выброшенными на свалку истории. В первую очередь речь идет о скорости
процесса обработки новых видов продукции. Конкуренты будут вести борьбу
прежде всего с помощью совершенствования технологии и кардинальных
технических нововведений. “Думаю, что крайне важно определить, кто
конкретно является вашим конкурентом, — считает Джордж Дэвид, вице-
президент авиационного концерна “Юнайтед текнолоджиз”. — Не сомневаюсь, что
нашим главнейшим конкурентом стали японцы”. Под руководством Дэвида филиал
компании за 6 лет удвоил экспорт в Японию, который теперь составляет 12% от
общего экспорта. “Японцы буквально помешаны на новой технологии и качестве.
Мы должны оставить самодовольство и признать этот факт. Уже неправомерно
утверждать, что мы доминируем на аналогичном гигантском рынке Америки.”

Управляющий “Сай-пресс” Т.Роджерс решил проблему быстрого внедрения
технологических новинок в производство путем коренной реорганизации фирмы.
Его компания по производству полупроводников была основана в 1983 г. Она
приносит прибыль до 200 млн. долл. в год. Принимая во внимание традиционную
бюрократическую инерцию, Роджерс считает, что кардинальные нововведения
чрезвычайно трудно внедрить в большие организации. Поэтому, вместо того,
чтобы наладить новую производственную линию в уже существующей компании, он
создал новый филиал “Сай-пресс”. Я предпочитаю видеть нашу компанию в
будущем не в форме единой организации с доходом 1 млрд. долл., а в виде 10
компаний, каждая с оборотом в 100 миллионов. Все они будут здоровыми,
сильными и агрессивными. Альтернативный вариант — огромный стареющий
концерн — будет затрачивать гораздо больше времени не оборону занятых
позиций, а не на рост”.

Всеобщее мнение международных менеджеров состоит в том, что для
удовлетворения нужд покупателей в ближайшие годы потребуется гораздо
лучший, чем сегодня, сервис. Причем сами управляющие нуждаются в постоянном
улучшении условий их жизни, быта, организации работы. И поэтому, когда они
попадают в условия, где нет привычного сервиса, они теряют интерес вообще к
потенциальному рынку. По мнению Ричарда Шарпа, управляющего компанией
“Секит Сити”, которая владеет сетью магазинов домашней электроники,
победителем в конкурентной борьбе окажется тот, кто сумеет расширить сферу
услуг при сокращении их стоимости. Для этого потребуются компьютеризованные
файлы, содержащие информацию об интересах каждого покупателя (учет того,
что он приобрел, уровень его платежеспособности, услуги, которыми он
пользовался и т.д.) Если, например, два года назад покупатель приобрел у
компании телевизор, а спустя год — видеомагнитофон, то в этом году ему
будет послан проспект видеокамеры по льготной цене.

Огромное значение приобретают научные знания, связанные с управлением-
менеджментом.


“10 правил” эффективных исследований

Питер Дракер, анализируя эффективность научных исследований в
бизнесе, пишет: “Некоторые компании (не очень многие) получают
пятидесятикратную или даже стократную отдачу с доллара, истраченного на
исследования. Другие получают мало или ничего. Ключ к успеху — не знания,
ум или упорный труд и меньше всего удача. Это — выполнение следующих
основных правил эффективных исследований.

и Каждое новое изделие, процесс или услуга начинают устаревать буквально
в тот день, когда они впервые достигают самоокупаемости. Соответственно,
тот факт, что вы признаете свое изделие, процесс или услугу устаревшими —
это единственный путь помешать сделать это вашему конкуренту. Крупная
американская компания “Дюпон компани” приняла на вооружение этот метод,
когда появился нейлон. “Дюпон” немедленно дала задание химикам работать над
изобретением нового синтетического волокна, способного конкурировать с
нейлоном. Она также стала снижать цену на нейлон, делая, таким образом,
менее привлекательными для потенциальных конкурентов поиски возможностей
обойти патенты “Дюпон”. Этим объясняется и то, что “Дюпон” до сих пор
остается ведущим производителем синтетических волокон мира и что нейлон
“Дюпон” до сих пор остается на рынке и приносит прибыль.

и Исследования в наше время требуют одинакового подхода как к
“фундаментальным”, так и к “прикладным” ответвлениям. Это различие в
промышленности потеряло смысл, поскольку часто превращается в препятствие
для успешной работы. Небольшое изменение в машинной обработке, например,
может потребовать фундаментального исследования структуры вещества. Вместе
с тем создание совершенно нового изделия или процесса может потребовать
только внимательного перечитывания справочника стандартов. И
фундаментальное исследование не обязательно должно быть сложней, чем новое
определение проблемы, которую надо решить.
и В эффективном исследовании физика, химия, биология, математика, экономика
и так далее — это не дисциплины, они — орудия, средства. Это не значит ,
конечно, что эффективные исследования требуют универсальных гениев-
специалистов. Самый талантливый физик знает сегодня только небольшую часть
своей дисциплины. Но эффективное исследование требует, чтобы руководитель
проекта или директор по исследовательской работе знал как, когда и какого
специалиста надо привлечь.

и Исследование — это не одно усилие, а три: усовершенствование,
управляемая эволюция и нововведение. Они дополняют друг друга, но
значительно отличаются одно от другого. При этом необходимо видеть основу
проблемы, ставить задачу ее решения. Мелкие усовершенствования обычно также
трудно вносить, как фундаментальные. Поэтому целесообразно видеть именно
последние. Это не значит, что эффективное исследование не требует как
долгосрочных, так и краткосрочных результатов. Пионерные действия зачастую
слишком велики, чтобы удовлетворится только ближайшей перспективой.
Краткосрочный результат также должен быть шагом в непрерывном
долговременном процессе развития, совершенствования. Такое развитие
обеспечивает равновесие в работе компании. Одна из крупных компаний,
которая овладела этим искусством сохранять равновесие, это “Мерк” — ведущая
в мире фармацевтическая компания. Другая — это медико-электронный филиал
“Дженерал Электрик”. Работая над такими радикальными нововведениями, как
сканирование тела и получение изображений ядерно-магнитного резонанса, она
систематически использовала результаты этих крупных долговременных
нововведений, чтобы вносить постоянные, немедленные усовершенствования в
свои обычные рентгеновские аппараты.

и Исследовательским структурам компаний надо понять, что исследования —
это отдельная сфера деятельности, но не отдельная функция, изолированная от
общих задач компании. Разработка — превращение результатов исследования в
изделия, процессы или услуги, которые можно производить, продавать,
поставлять и обслуживать. И она должна идти рука об руку с исследованием. И
производство, и маркетинг, и обслуживание влияют на исследования влияют на
исследования с самого начала точно в такой же мере, в какой результаты
исследования, в свою очередь, влияют на них. В университете исследование
может иметь конечной целью поиск новых знаний. В промышленности, в
правительстве и в медицине исследование — это поиск новой хозяйственной
выгоды.

и Эффективное исследование требует организованного отказа не только от
изделий, процессов и услуг, но и от исследовательских проектов. Каждое
изделие, процесс, услуга и исследовательский проект должны подвергаться
проверке на жизнеспособность каждые несколько лет, чтобы ответить на
вопрос: стали бы мы начинать производство этого изделия, зная то, что нам
известно сейчас?

и Следующее правило включает в себя три ключа к определению момента отказа:
во-первых, когда больше нет значительных усовершенствований; во-вторых,
когда управляемая эволюция больше не приводит к новым изделиям, процессам,
рынкам или применениям; в-третьих, когда долгие годы исследований дают
только “интересные” результаты, не имеющие перспективного ни
теоретического, ни практического значения.

и Исследование надо измерять также, как все остальные сферы деятельности
компаний, товары и услуги, поступающие на рынок. Довольно просто установить
конкретные цели для усовершенствований и измерить их. При управляемой
эволюции тоже можно поставить цели — например, одно новое существенное
изделие, рынок или возможность ежегодного применения. Любое нововведение
требует своей оценки. Примерно каждые три года компании необходимо
рассмотреть результаты своих нововведений, оценить с позиций: ”что нового
мы ввели, что значительно изменило возможности нашей компании производить
богатство? Соответствовали ли эти нововведения по количеству, качеству и
последствиям нашей позиции на рынке и нашему лидирующему положению в нашей
отрасли промышленности? Какими должны быть результаты наших исследований в
следующие несколько лет, чтобы они дали нам те позиции на рынке и положение
лидера отрасли, которые нам нужны?

Расходы на исследования в американских компаниях, не увеличивавшиеся
или даже снижавшиеся в последние несколько лет, опять начинают расти. Но
трата денег сама по себе не гарантирует результатов. Их дает, как правило,
применение приведенных “правил эффективных исследований”.






Реферат на тему: Международный лизинг



МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н.П.ОГАРЕВА



Юридический факультет
Кафедра государственного им муниципального управления



РЕФЕРАТ


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ



Выполнил: студент 506 гр. специальности
«Государственное и
муниципальное управление»


Проверила: Рябова С.Г.



САРАНСК 2002
СОДЕРЖАНИЕ



Введение 2

1. Характеристика международного лизинга 3
1.1. Понятие международного лизинга 3
1.2. Схема международных лизинговых отношений 5
1.2. Классификация сделок международного лизинга 6

2. Регулирование международного лизинга 8
2.1. Вопросы права, применимого к сделкам международного лизинга 8
2.2. Аспекты российского валютного контроля 10
2.3. Таможенное регулирование лизинговых операций 12
2.4. Налоговые аспекты международных лизинговых сделок в России 14

3. Страхование 17
3.1. Риски осуществления сделок международного лизинга 17
3.2. Способы снижения рисков при осуществлении лизинговых сделок 19

Введение

Коренная реструктуризация экономики любой страны невозможна без
активизации инвестиционных процессов в стране. Возможности осуществления
значительных реальных инвестиций за счет инвестиционных займов,
государственных капвложений и самоинвестиций, по известным причинам, весьма
ограничены. Это определяет особую роль международного финансового лизинга,
как важного механизма финансирования вложений в производственные активы.
Инвестиционные займы и финансовый лизинг являются основными механизмами
взаимодействия финансового и производственного капитала, способами
превращения финансовых инвестиций в реальные инвестиции. Финансово-
экономическая оценка инвестиционных проектов занимает центральное место в
процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения денежных
средств. Поскольку лизинг является одной из форм инвестиционной
деятельности, то известные и общепринятые экономические методы оценки
инвестиций применимы в анализе и планировании лизингового процесса. За
долгие годы сформулированы, доказаны в теории и многократно проверены на
практике строгие правила, выполнение которых обеспечивает достоверность
полученных в ходе экономического анализа результатов. Конечно же,
международный лизинг, как способ финансирования инвестиций имеет свои
особенности и поэтому, специально для организации и проведения лизинга
нужно разрабатывать методики.
О перспективности лизинга и необходимости его дальнейшего развития для
российской экономики сегодня уже никто не спорит. Но в настоящий момент у
отечественных предприятий существует значительная потребность в
технологическом оборудовании иностранного производства. Поэтому зачастую
партнером российской фирмы в рамках лизинговой сделки выступает иностранная
лизинговая компания, что сопровождается, как правило, использованием в
качестве применимого к лизинговой сделке права законодательства страны-
лизингодателя. Когда речь идет о таком инвестиционном товаре, как
оборудование, то в современных условиях важным является не только
приобретение оборудования с высокими технико-экономическими
характеристиками, но и финансовые условия сделки на предлагаемое
оборудование. Лизинг в отличие от купли-продажи оборудования дает
возможность пользоваться оборудованием, то есть получить его в
экономическую собственность без его приобретения в юридическую
собственность. При этом оплата пользования оборудованием, как это
характерно для арендных отношений, рассредоточена во времени, при
финансовой аренде это время может совпадать со сроком амортизации
оборудования. В связи с этим будет полезным рассмотреть отдельные моменты
сделок международного лизинга, непосредственно оказывающие влияние на
принятие решений сторон лизинговых соглашений. В частности в данной работе
затронуты вопросы, касающиеся регулирования международного лизинга в
России, обеспечения гарантий участников сделок, а также подробно изучены
подходы к расчетам лизинговых платежей и определения эффективности
импортных арендных отношений по сравнению с альтернативным источником
финансирования проекта. Экономика обычно рассматривает сравнение лизинга с
вариантом приобретения через кредит. Сравнение может быть сведено к такому
показателю, как поток денежных средств конечного заемщика при лизинге и
кредите.
Достоверная оценка эффективности того или иного проекта необходима не
только аналитикам банков, инвестиционным фондам и другим финансовым
институтам, которые будут эти проекты анализировать и решать вопрос, стоит
ли под них выделять лизингодателю финансовые ресурсы для закупки
оборудования. Прежде всего, эти проекты необходимы самому предприятию
(лизингополучателю), экономисты которого должны готовить инвестиционные
проекты, а потом заниматься их реализацией. При всех прочих благоприятных
показателях инвестиционного проекта лизингополучатель никогда не сможет его
реализовать, если не докажет эффективность использования взятого в лизинг
оборудования.

1. Характеристика международного лизинга


1.1. Понятие международного лизинга


Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации
лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком)
предмета лизинга. В состав лизинговой сделки, помимо самого договора
лизинга, могут входить договор поручения по подбору продавца оборудования и
поиску дополнительного кредитора, договор о страховании, договор о
доставке, монтаже и обслуживании оборудования и другие, необходимые услуги.
Эти договоры заключаются как между участниками лизинговой сделки, так и с
привлекаемыми для этого сторонними предприятиями.
Лизинговая сделка классифицируется как сделка международного лизинга в
том случае, если лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель
являются резидентами различных государств. Резидентом какого государства в
данном случае является поставщик оборудования, не имеет значения. Наиболее
сложные сделки международного лизинга могут включать неограниченное число
задействованных стран. Главный критерий принадлежности сделки лизинга к
сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель
и лизингополучатель резидентами одной страны.
Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании
благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это
можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в
страну лизингополучателя.
Сделки международного лизинга также являются распространенным
механизмом продаж оборудования, производимого предприятиями страны
лизингодателя. Данный механизм реализации продукции является довольно
действенным для производителей, так как практически полностью сделка может
быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Лизингополучатели, в
свою очередь, получают преимущества из-за того, что в стране лизингодателя
можно привлечь финансирование под более низкие проценты, чем в своей
стране, что, естественно, отражается на стоимости всей сделки.
Передача в лизинг оборудования, произведенного за рубежом, позволяет
привлечь более дешевые денежные средства от иностранных финансовых
учреждений или денежные фонды государств, заинтересованных в экспорте
продукции своей промышленности в какую-либо страну. Несомненным
преимуществом международного лизинга для страны арендатора является тот
факт, что сумма лизинговых сделок не учитывается в подсчете национальной
задолженности, т. е. появляется возможность превысить лимиты кредиторской
задолженности, установленные Международным валютным фондом по отдельным
странам. Кроме того, лизинг обеспечивает общее повышение конкуренции между
источниками финансирования и уровня капиталовложений.
Первые сделки международного лизинга были заключены американскими
лизинговыми компаниями в 50- х годах. Различное оборудование, произведенное
в США, было передано по контрактам международного лизинга в другие страны.
В этом случае лизингодатель - резидент США - имел возможность применять
ускоренную амортизацию предмета договора лизинга, а также получать
инвестиционные налоговые льготы, и, таким образом, уменьшать стоимость
сделки международного лизинга для лизингополучателя - нерезидента. Позднее
к этому опыту прибегли фирмы из Великобритании, Европы. В последнее время
данная практика распространилась и в Азии. У каждого из сложившихся сегодня
региональных рынков имеются некоторые специфические особенности.
Высокоразвитую систему лизинговых операций, успешно использующую все
современные формы лизинга, имеет Великобритания. Однако в последние годы
налоговые льготы для лизинговых компаний в Великобритании были существенны
снижены. Кроме этого, нормативная база этой страны не поощряет
предоставление налоговых освобождений по лизинговым операциям,
ориентированным на оказание лизинговых услуг за пределами Соединенного
Королевства.
Все виды лизинговых операций активно развиваются в большинстве
европейских стран. Наибольшее развитие лизинга, ориентированного на
использование налоговых льгот, наблюдается во Франции, Германии и Швеции. В
большинстве европейских стран лизингодатель может требовать льгот,
обоснованных правом собственности на лизинговое имущество, даже в том
случае, если лизингополучатель имеет номинальное право возобновления
лизингового договора, что не допускается, например, американским налоговым
законодательством.
Хорошо развита система лизинговых отношений в Японии. Японские
лизинговые компании активно работают на международном рынке лизинговых
услуг, и в последние годы крупнейшие из них открыли офисы в Нью-Йорке,
Лондоне, Гонконге, Сингапуре и других странах Юго-Восточной Азии. Японские
компании активно выходят на европейский и американский рынки лизинговых
услуг. Только в Нью-Йорке успешно работают более 20 представительств
лизинговых компаний. Основное направление деятельности японских лизинговых
компаний – лизинг воздушных и морских судов. Благополучие лизинговых
компаний этой страны объясняется тем, что Экспортно-импортный банк Японии
до недавнего времени активно способствовал усиления их влияния на
международном рынке лизинговых услуг.
До последнего времени Азия переживала бум развития лизинговых
операций. Штаб-квартиры крупнейших лизинговых компаний расположены в
Гонконге, Филиппинах, в Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре и в Малайзии.
Активно развивался лизинг в Индонезии. Китай пошел по пути создания
лизинговых компаний в виде совместных предприятий с иностранными
инвесторами. Конечно, с середины 1997 г. ситуация на этом рынке несколько
изменилась, и лизинговые компании этих в настоящее время испытывают
определенные трудности. Однако, по мнению аналитиков, именно лизинговые
операции могут в будущем способствовать оживлению рынков в этом регионе. В
первую очередь это связано с тем, что использование лизинга в международном
масштабе может помочь многим азиатским компаниям увеличить объемы
реализации своей продукции на других географических рынках.
В Австралии успешно развивается лизинг, ориентированный в основном на
обслуживание внутреннего рынка, а также лизинг с дополнительным рычагом в
отношении недвижимости городского значения и строительства муниципального
жилья. В стране большое значение придается пакету документов, определяющих
условия банковского кредитования коммерческой и жилой недвижимости, в том
числе ипотечного кредитования физических лиц.
Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в России
является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для
российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные
банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский
лизинг, среди прочего, из-за высоких резервных требований по российским
кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые компании,
не обремененные необходимостью создания таких резервов на случай потерь,
развивают свою деятельность в России более активно. Несколько западных
лизинговых компаний создали совместные предприятия или филиалы в России,
занимающиеся не только кэптивным лизингом, зависимым от конкретного
производителя, но и лизингом самого различного оборудования. Международные
лизинговые компании находят, что они могут осуществлять свой лизинговый
бизнес в России, если вести его разумно и осмотрительно. Главной их задачей
является обеспечение финансирования на конкурентоспособных условиях для
обслуживаемых ими производителей. Объем международного лизинга в России
достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и
авто-трейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют
лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.
Предполагается значительное расширение этой формы международного
финансирования.
Международный лизинг получил развитие в последние десятилетия прошлого
века благодаря использованию техники построения операций на налоговой
основе и с привлечением дополнительных источников финансирования.
Примечательно, что в налоговых целях данный вид лизинга главным образом
развивается в тех странах, законодательством которых не создано жесткого
регулирования арендных операций. США и Англия стали менее заметны на этом
рынке, по сравнению с странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.


1.2. Схема международных лизинговых отношений

Как и в случае внутреннего лизинга, потенциальный лизингополучатель,
заинтересованный в получении конкретных и определенных видов имущества,
самостоятельно на основе имеющейся у него информации, опыта, рекомендаций,
результатов, предварительно достигнутых соглашений подбирает располагающего
этим имуществом поставщика.
В силу недостаточности собственных средств и ограниченного доступа к
кредитным ресурсам для приобретения имущества в собственность или
отсутствия необходимости в обязательной покупке имущества лизингополучатель
обращается к потенциальному лизингодателю, имеющему необходимые средства, с
просьбой об участии его в сделке. Это участие лизингодателя выражается в
следующем:
. лизинговая компания проверяет соответствие цены, которую согласовал
лизингополучатель, текущему рыночному уровню;
. лизингодатель покупает необходимое лизингополучателю имущество у
поставщика или производителя на основе договора купли-продажи в
собственность лизинговой компании;
. передает купленное имущество лизингополучателю во временное
пользование на оговоренных в договоре лизинга условиях.



Условные обозначения:
1 – подача потенциальным лизингополучателем заявки на оборудование;
2 – заключение о платежеспособности лизингополучателя;
3 – получение банковской ссуды;
4 – подписание договора о купли-продажи предмета лизинга;
5 – поставка предмета лизинга;
6 – оплата поставки;
7 – акт приемки оборудования в эксплуатацию;
8 – подписание лизингового соглашения;
9 – подписание договора о страхования предмета лизинга;
10 – осуществление лизинговых платежей;
11 – возврат предмета лизинга;
12 – возврат ссуды и выплата процентов.

Рисунок 1.1 – Схема международных лизинговых отношений

Финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется
лизингодателями за счет собственных или заемных средств. В случае
недостаточности собственных средств, в лизинговой сделке принимают участие
коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя и
выступающие гарантами сделок.
Обычно перед началом сделки производится тщательный анализ клиента, в
который входит:
. оценка клиента по его способности выплатить арендные платежи и по
его предварительным доходам от использования арендуемого
оборудования;
. оценка товаров (спрос на них с точки зрения возможной перепродажи).


В случае международного лизинга особенно важны: выбор валюты
контракта, оценка риска изменения курса валюты, таможенный режим
арендатора, налог на фирму, применяемый к арендодателю, наличие соглашений
о неприменении двойного налогообложения между странами, защита права
собственности иностранного арендодателя в стране арендатора.
Как правило, решение вопросов страхования имущественных и финансовых
рисков, осуществляется как лизинговыми компаниями, так и лизингодателями.
По лизинговому контракту лизингополучатель обязан произвести приемку
объекта сделки непосредственно при поставке, обеспечить все необходимые
технические и правовые условия приемки.
Погашение лизинговых обязательств может происходить как в денежной,
так и в другой форме. Так, при лизинге в развивающихся странах часто
используются элементы бартерной сделки. В счет арендных платежей идет
товар, производимый арендатором (нефть, алмазы, кожа и т. д.). Но здесь
нужно привлекать третью сторону, которая будет заниматься продажей этих
товаров за свободно конвертируемую валюту.

1.2. Классификация сделок международного лизинга

Классификация аренды и лизинга получила обоснование, как в зарубежной,
так и в отечественной теории и практике.
Как было сказано ранее, к международному лизингу относят те операции,
в которых хотя бы один из ее участников не является резидентом страны, в
которой осуществляется лизинговая операция, или же все участники лизинга
представляют разные страны. При этом такая сделка называется прямой. Когда
же участниками международного лизинга являются юридическими лицами одной
страны, но при этом капитал лизингодателя частично принадлежит иностранным
фирмам, то в данном случае имеет место косвенный лизинг. Обычно объектом
такого лизинга является оборудование, импортируемое в страну
лизингополучателя.
В связи с этим, международный лизинг может рассматриваться в трех
аспектах:
. экспортный лизинг, при котором зарубежной стороной является сторона
арендатора и предназначенное для лизинга оборудование вывозится из
страны на условиях экспортного контракта;
. импортный лизинг. При этом зарубежной стороной является
лизингодатель, и оборудование поставляется в страну арендатора на
условиях импортного контракта;
. транзитный лизинг, при котором все участники находятся в разных
странах.

Анализ международной практики позволяет выделить три основных вида
лизинговых сделок:
1. Лизинг с условной продажей. Эта разновидность лизинга, по существу,
представляет собой продажу оборудования с рассрочкой платежа,
причем объект лизинга выступает в качестве обеспечения
предоставленного фирмой кредита. Срок аренды обычно составляет 75
или более процентов от предполагаемого срока службы имущества. В
случае использования лизинга с условной продажей лизингополучатель
после истечения срока действия договора имеет право приобрести
лизинговое имущество по льготной цене, фиксированной в этом
договоре.
2. Истинный лизинг, ориентированный на оптимизацию налоговых платежей.
При использовании данного вида лизинга срок экономической жизни
оборудования больше, чем срок действия лизингового договора, а
лизингополучатель имеет право приобрести лизинговое имущество по
справедливой рыночной цене после истечения срока действия
лизингового договора.

Истинный лизинг, в свою очередь, подразделяется на следующие
субкатегории:
. Прямой лизинг - в этом случае лизингодатель приобретает лизинговое
имущество за счет собственных средств и несет все риски по
мобилизации ресурсов, необходимых для приобретения передаваемого в
лизинг имущества.
. Сублизинг. Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через
посредника. При этом имеется основной лизингодатель, который через
посредника, как правило, также лизинговую компанию, сдает
оборудование в аренду лизингополучателю. При этом в договоре
предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или
банкротстве посредника лизинговые платежи должны поступать
основному лизингодателю. Подобные сделки получили название
“сублизинг”.

В международной сфере сублизинговые сделки, получившие название “дабл
диппинг”, используют комбинацию налоговых выгод в двух и более странах.
Эффективность таких сделок связана с тем, что выгоды от налоговых льгот в
одной стране больше, если лизингодатель имеет право собственности, а в
другой стране - если лизингодатель имеет право владения. Учитывая данные
особенности, лизинговое соглашение может быть построено по следующей схеме:
национальная лизинговая компания покупает оборудование (право
собственности) и отдает его в лизинг иностранной лизинговой компании (право
владения), которая в свою очередь передает их в лизинг местным
лизингополучателям.
. Хеджированный лизинг. Данный вид сделки заключается в
предоставлении лизингодателем лизингополучателю части денежных
средств для покупки объекта лизинга, при этом остальная часть
средств, необходимых для приобретения имущества, перечисляется
самим лизингополучателем на нерегрессионной основе. По имеющейся
информации, этот вид лизинга пока не получил в России широкого
применения.

3. Лизинг с опционом содержит положение о возможности
корректировки лизинговых платежей в течение срока действия
лизингового договора. В зарубежной практике этот вид лизинга
используется при работе с автотранспортом, предназначенным для
эксплуатации на шоссейных автодорогах. Ни грузовой автотранспорт,
ни сельскохозяйственная и строительная техника не могут являться
объектом лизинга с опционом, что существенно снижает его значимость
для лизинговых операций с недвижимостью. В последние годы некоторые
лизинговые компании и оффшорные лизинговые компании пытались
использовать такого рода лизинг для обеспечения условий реализации
своих инвестиционных программ, однако говорить о широком
использовании этой формы лизинга не приходится.

В соответствие с международной классификацией, которая все полнее
входит в понятийный оборот российских финансистов и экономистов, все
лизингодатели могут быть условно разделены на три группы:
1. Специализированные лизинговые компании, которые профессионально
работают на рынке лизинговых услуг и выполняют роль финансового
посредника между производителем оборудования и лизингополучателем.
2. Продавцы и производители лизингового имущества, заинтересованные в
реализации своей продукции, которые используют лизинг в качестве
средства, стимулирующего потребителя к приобретению производимых ими
товаров.
3. Спонсоры или партнеры, заинтересованные в завершении того или иного
проекта и рассматривающие лизинг как инструмент, позволяющий целевым
образом направить инвестиции для реализации проекта. Расширение сферы
деятельности этого типа лизингодателей особенно актуально для
российской экономики на современном этапе, когда гарантии и
поручительства, выставляемые учредителями и партнерами лизинговых
компаний, позволяют достаточно оперативно решать вопросы привлечения
ресурсов для осуществления лизинговых сделок.

Многие российские предприниматели не всегда четко понимают
качественные отличия лизинга от традиционной аренды. Международная практика
позволяет сформулировать следующие основные критерии, которые рекомендуются
к использованию при идентификации лизинговых сделок:
. при организации лизинговой сделки объект сделки всегда выбирается
лизингополучателем, а не лизингодателем, который приобретает
оборудование за свой счет или участвует в его приобретении;
. срок лизинга меньше срока фактического износа оборудования и обычно
приближается к сроку формальной налоговой амортизации (при аренде
срок использования оборудования может быть практически любым и
лимитирован только договором);
. по окончании срока действия лизингового договора лизингополучатель
может продолжить использование лизингового оборудования по льготной
цене или приобрести лизинговое имущество по остаточной стоимости;
. в роли лизингодателя, как правило, выступает специализированная
лизинговая компания.


2. Регулирование международного лизинга


2.1. Вопросы права, применимого к сделкам международного лизинга

К сделкам международного лизинга относятся договоры, лизингодатель и
лизингополучатель которых находятся в разных государствах. В данном случае
не имеет значения нахождение продавца имущества. Под местом нахождения
имеется в виду место нахождения юридического лица, но не его филиала или
представительства, даже если оно зарегистрировано, либо аккредитовано на
территории другого государства. Следовательно, если в сделке участвует
филиал или представительство, то их местонахождение должно определяться
местонахождением юридического лица, которое их создало.
Вопросы, связанные со сделками международного лизинга, решаются с
учетом положений международного права. Cуществуют три возможных варианта
права применимого к лизинговым операциям данного вида:
1. Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется, если стороны
определили право при совершении сделки, либо в результате
последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких
ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя
или лизингополучателя, так и право любой другой страны.
2. Оттавская Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге.
Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в
странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки
предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц
Конвенции
3. Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не
регулируется Конвенцией, и стороны не определили применимое право.
Следовательно, российское законодательство о лизинге будет
применяться к сделкам международного лизинга, где российским
юридическим лицом является лизинговая компания.

Конвенция УНИДРУА о международном лизинге была заключена в 1988 году
как попытка унификации основных положений, касающихся операций
международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде
всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые
сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при
заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по
лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных
стран.
Россия присоединилась к Конвенции 8 февраля 1998 года. В настоящее
время участниками Конвенции является 8 стран - Россия, Беларусь, Венгрия,
Италия, Латвия, Нигерия, Панама и Франция.
Конвенция не противоречит российскому законодательству и не требует
внесения изменений в действующие законодательные акты. Это означает, что
принципиальный подход к договорам о лизинге, заключаемым во внутреннем
экономическом обороте Российской Федерации, и к договорам о лизинге,
заключаемым с иностранными контрагентами, будет унифицированным. На
практике такой унифицированный подход должен помочь российским
предпринимателям при заключении сделок внутреннего и международного
лизинга.
Поскольку при разработке российского законодательства были
использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, рассмотрим некоторые
различия, которые имеются в регулировании лизинга российским
законодательством и Конвенцией:
. Отсутствие возвратного лизинга;
. Договор лизинга, как правило, должен быть заключен к моменту
приобретения оборудования, хотя допускается и более позднее заключение
лизингового соглашения. Российское законодательство о лизинге вообще
не рассматривает этот вопрос;
. Некоторые различия в видах имущества, которое может быть предметом
лизинга. По Конвенции предметом лизинга может быть комплектное
оборудование, средства производства и иное оборудование. Таким
образом, Конвенция не предусматривает передачи в лизинг, например,
предприятия, что является допустимым по нормам российского
законодательства;
. Сроки договора лизинга. По Конвенции совокупные лизинговые платежи по
лизинговому соглашению должны соответствовать всей или существенной
части амортизации оборудования. Закон хотя и устанавливает аналогичное
требование, но оно является недействительным;
. При существенном нарушении договора лизингополучателем лизингодатель в
праве потребовать ускоренной выплаты лизинговых платежей, если это
предусмотрено договором, или расторгнуть договор с направлением
заблаговременного уведомления лизингополучателю. В последнем случае -
истребовать оборудование из владения лизингополучателя и взыскать
убытки. Критерием для определения размера убытков является разница
между суммой, которую мог получить лизингодатель при надлежащем
выполнении лизингополучателем договора, и фактически полученными
суммами;
. Ответственность за поставку недоброкачественного имущества.
Лизингополучатель имеет в отношении лизингодателя право отказаться от
оборудования или расторгнуть договор лизинга, и арендодатель имеет
право исправить свое ненадлежащее исполнение. По российскому же
законодательству мера ответственности за поставку недоброкачественного
имущества зависит от того, кто осуществлял выбор продавца и имущества
(лизингодатель или лизингополучатель) и от значительности недостатков
имущества.

В Конвенции установлены общие нормы регулирования международных
лизинговых операций, которые в зависимости от конкретных условий могут
уточняться участниками сделки по их усмотрению. Основной особенностью
концепции, положенной в основу данного соглашения, является принятие во
внимание экономически и юридически тесно связанные между собой
трехсторонние отношения изготовителя оборудования, арендодателя этого
имущества и его арендатора, причем существенным образом учитываются
интересы последнего.


2.2. Аспекты российского валютного контроля

За последний год валютное законодательство претерпело ряд серьезных
изменений, направленных на более жесткую регламентацию отношений между
резидентами и нерезидентами при кредитовании, совершении расчетов и
осуществлении платежей.
В настоящее время иностранная компания, не имеющая физического
присутствия в РФ, планирующая осуществление операций международного лизинга
с участием российского лизингополучателя, должна обратить внимание на
некоторые требования валютного контроля Российской Федерации, которые могут
значительно осложнить осуществление сделки.
В соответствии с Законом РФ “О валютном регулировании и валютном
контроле”, все платежные операции в иностранной валюте, совершаемые в
рамках договора международного лизинга, как правило, считаются операциями,
связанными с движением капитала. Для проведения операций, связанных с
движением капитала, лизингополучатель - резидент РФ должен получить
предварительное разрешение Центрального Банка РФ. Без подобного разрешения
ЦБР ни один банк, действующий на территории РФ, не разрешит перечислять
лизинговые платежи в иностранной валюте из России в пользу лизингодателя,
находящегося за рубежом. Более того, даже если подобная операция будет
совершена, лизингополучатель в любой момент может быть подвергнут санкциям,
предусмотренным валютным законодательством.
В соответствии с Законом РФ “О лизинге” некоторые капитальные
операции, совершаемые в рамках международных лизинговых сделок, освобождены
от требования о получении Разрешения ЦБР. Таковыми являются следующие виды
операций:
. Лизингодатель - резидент имеет право привлекать денежные средства от
нерезидентов РФ в целях приобретение предмета лизинга;
. Лизингодатель - резидент имеет право выплачивать проценты за рассрочку
оплаты приобретенного лизингового имущества;
. Лизингодатель - резидент имеет право уплачивать полную сумму лизинга
независимо от сроков ввоза лизингового имущества, однако не позднее
чем через шесть месяцев после ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

Для осуществления платежа в иностранной валюте по договору лизинга
лизингополучатель должен предварительно обратиться в Федеральную службу
России по валютному и экспортному контролю за разрешением на приобретение
валюты для оплаты услуг, предоставленных иностранной компанией, на сумму
свыше десяти тысяч долларов США. Предполагается, что такая мера поставит
дополнительный барьер для вывоза капитала из РФ. Список документов,
необходимых для обращения в данную службу, включает и таможенную
декларацию, в случае если на территорию РФ осуществляется ввоз товара,
необходимого для оказания услуг. Таким образом, в случае лизинга,
лизингополучатель не может получить разрешение до фактического ввоза
имущества на территорию РФ, что порождает неопределенность для сторон
сделки относительно того, смогут ли они производить финансовые расчеты по
сделке в иностранной валюте или нет.
В случае оплаты российскими рублями, нерезиденты РФ сталкиваются с
необходимостью покупки иностранной валюты с целью ее дальнейшей репатриации
за рубеж. Для экспатриации купленной на внутреннем российском рынке
иностранной валюты нерезидентам необходимо, помимо рублевых счетов, открыть
в российских уполномоченных банках счета в иностранной валюте. Порядок
открытия и режим ведения таких счетов, в принципе, одинаков как для
резидентов, так и для нерезидентов. Купленная нерезидентом за счет средств
на рублевых счетах иностранная валюта зачисляется на текущий счет в
иностранной валюте и оттуда, согласно указаниям нерезидента, перечисляется
на его счета за границей.
С точки зрения валютного контроля, осуществление лизинговых платежей в
рублях в пользу лизингодателя в России представляется способом более
удобным и более легко осуществимым, чем платежи в иностранной валюте, так
как не требует получения специального разрешений ЦБР и заключения
Федеральной службы ВЭК. Однако, в случае активного использования рублевого
счета для лизингодателя могут возникнуть налоговые осложнения. Во-первых,
открытие счета нерезидентом в РФ потребует получения согласования от
налоговых органов на открытие такого счета. Во-вторых, уровень развития
банковских технологий в РФ не позволяет управлять счетами в РФ из другой
страны. Для того, чтобы осуществить конвертацию в иностранную валюту и
перечисление за рубеж полученных лизинговых платежей, лизингодатель должен
иметь своего представителя в РФ, который смог бы оформлять платежные
поручения и управлять счетом. В соответствии с действующими налоговыми
инструкциями, наличие агента иностранного юридического лица в РФ более, чем
один месяц может, при определенных обстоятельствах, рассматриваться как
создание таким иностранным юридическим лицом постоянного представительства
в Российской Федерации для целей налогообложения. Российская практика
показывает, что регистрация счета в налоговой инспекции и получение
лизинговой лицензии лизингодателем служат достаточным основанием для
налоговых органов, чтобы потребовать предоставления отчетности от
лизингодателя, как если бы он являлся российским налогоплательщиком.
Представляется, что рублевый способ оплаты может эффективно использоваться
сторонами международного лизинга в случае, если частота оплаты не требует
длительного присутствия в РФ представителя лизингодателя.
Закон Российской Федерации “О валютном регулировании и валютном
контроле” допускает несколько различных способов финансирования лизинговой
компании. Одним из таких способов является осуществление крупных взносов в
уставный капитал компании, которые могут освобождаться от таможенной
пошлины и НДС во время создания компании. Дополнительный капитал лизинговой
компании может быть обеспечен посредством международного займа. Если срок
такого займа будет превышать 180 дней, то для его получения потребуется
разрешение Центрального Банка.
Если заем получен от организации, не являющейся банком, то проценты по
этому займу подлежат обложению НДС и не могут быть удержаны заемщиком. Эти
две проблемы, а также желание избежать процесса получения лицензии ЦБР, как
правило, заставляют лизинговые компании обходиться средствами
деноминированных рублевых займов, получаемых от западных или отечественных
банков в России, имеющих генеральную банковскую лицензию.
Для лизинговых компаний в России нет ограничений соотношения
задолженности к собственному капиталу. Поэтому ситуация такова, что
иностранные лизинговые компании формируют в России низко капитализированные
лизинговые компании с высоким внешним финансированием и работают в тесном
контакте с российским банком, являющимся держателем генеральной лицензии.
Такому банку предоставлены полномочия получать рубли, конвертировать их в
валюту и отправлять эти средства за границу.
Анализируя вопросы валютного регулирования международного лизинга,
можно сделать вывод о том, что наибольшая определенность в российском
валютном законодательстве в настоящее время существует в отношении
международного финансового лизинга, хотя и для его осуществления необходимо
преодолеть не один бюрократический барьер. Многие иностранные инвесторы,
столкнувшись с налоговыми и таможенными проблемами, проблемами
лицензирования и валютного контроля, связанными с лизингом, предпочитают
структурировать свои сделки как договор купли-продажи с рассрочкой платежа.


2.3. Таможенное регулирование лизинговых операций

Действующее российское таможенное законодательство предусматривает,
что товары, ввозимые на территорию России по лизинговым сделкам, могут
ввозиться в соответствии с двумя таможенными режимами - режим выпуска
товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров. В
случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной
территории Российской Федерации, то могут применяться соответственно режимы
экспорта или временного вывоза.
В соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения
лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные
пошлины, платежи, а также налог на добавленную стоимость, в полном объеме.
Ставки таможенных пошлин в России колеблются в пределах от 5% до 30% от
таможенной стоимости товара. Предмет лизинга, ввезенный в режиме выпуска
для свободного обращения, может быть вывезен только в режиме экспорта, что
подразумевает уплату таможенных платежей на основании Таможенного Кодекса
РФ. Экспорт товаров осуществляется при условии оплаты вывозных таможенных
пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической
политики и выполнения других требований, предусмотренных таможенным
законодательством Российской Федерации.
Таможенное оформление товаров, являющихся предметом лизинговых
соглашений, может также осуществляться в режиме временного ввоза или
вывоза. При применении этого таможенного режима временно ввозимые или
вывозимые товары подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных
пошлин и налогов. Временно ввозимые или вывозимые товары подлежат возврату
в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.
При использовании режима временного ввоза таможенные пошлины и налоги
уплачиваются за каждый полный или неполный месяц из расчета 3 процента от
суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для
свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом
экспорта. Указанная сумма таможенных пошлин и налогов исчисляется в
долларах США. При исчислении этой суммы применяются ставки таможенных
пошлин и налогов, действующие на день принятия грузовой таможенной
декларации с заявленным режимом временного ввоза (вывоза). Рассчитанные
суммы периодических таможенных платежей уплачиваются предварительно, в
сроки установленные таможенным органом. Таможенный орган не вправе
требовать уплату периодических таможенных платежей более чем за 3 месяца
сразу. При этом применяется курс доллара США, действующий на день
фактической уплаты.
Общая сумма таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе
с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, не должна
превышать суммы таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на
момент ввоза, если бы товары были выпущены для свободного обращения или
вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В случае, если
указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для
свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом
экспорта. Однако вряд ли это возможно, если учесть, что максимальный срок
применения этого режима 2 года. В день истечения установленных сроков
невозвращенные временно ввезенные или вывезенные товары должны быть
заявлены к иному таможенному режиму либо помещены на склады временного
хранения.
Уплаченные суммы периодических таможенных платежей при обратном вывозе
либо заявлении товаров к иному таможенному режиму не возвращаются. Но в
случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска
для свободного обращения, а временно вывезенных товаров - к таможенному
режиму экспорта, уплаченные суммы периодических таможенных платежей
засчитываются в суммы таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи
с помещением товаров под указанные таможенные режимы.
При этом применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс
иностранных валют, действующие на день принятия грузовой таможенной
декларации с заявлением таможенного режима для свободного обращения или
экспорта, а таможенная стоимость - на день помещения товаров под таможенный
режим временного ввоза. За фактически использованную отсрочку либо
рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под
таможенным режимом временного ввоза (вывоза) взимаются проценты по ставкам
ЦБ РФ.
Недостатком применения данного таможенного режима для лизинговых
сделок является тот факт, что максимальный срок временного ввоза или вывоза
товаров не может превышать двух лет, в то время как срок действия договора
лизинга обычно составляет большее количество лет. Продление срока режима
временного ввоза возможно только по решению Государственного таможенного
комитета РФ. Практически все компании, предоставляющие лизинг оборудования
в Россию в режиме “временного импорта”, отмечают, что в данном подходе к
уплате российских таможенных пошлин на отсроченной основе есть масса
неудобств и присутствует риск. К основным проблемам, возникающим при режиме
временного импорта можно отнести следующие:
1. Проценты по отсроченным таможенным платежам могут сделать сам режим
экономически неэффективным.
2. Процесс вывоза лизингового оборудования из России сопряжен с
непредсказуемыми трудностями и недопустимо высокими издержками. В
случае финансового лизинга, когда не предполагается, что
оборудование будет вывезено из России “временный импорт” не
приемлем, так как предполагает вывоз оборудования из России с
последующей возможностью его реимпортирования.
3. Е

Новинки рефератов ::

Реферат: Сделки (Право)


Реферат: Муниципальное право РФ (Право)


Реферат: Культура Японии (Культурология)


Реферат: Курсовой проект "Психология деятельности и методика преподавания экономики" (Курс "Стратегическое управление") (Психология)


Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)


Реферат: Сущность тоталитаризма в сравнении фашистской Италии и нацистской Германии (Политология)


Реферат: Себестоимость продукции в угольной промышленности. Повышение эфективности производства в горной промышленности. (Предпринимательство)


Реферат: Обеспечение работы с/х предприятия в условиях радиоактивного заражения (Военная кафедра)


Реферат: Виды и типы уроков истории (Педагогика)


Реферат: Коммерческое право (Право)


Реферат: Защита прав потребителя (Гражданское право и процесс)


Реферат: Исследование религиоведческой концепции З. Фрейда - психоаналитического метода в целом (Психология)


Реферат: Отношения к рекламе, характерные для определенных психологических типов (Социология)


Реферат: Манифест 1810 года (История)


Реферат: Ноосфера и биосфера (Биология)


Реферат: Экран в windows (Программирование)


Реферат: Сейшелы (Туризм)


Реферат: Государственный долг: понятие, состав и его обслуживание (по Казахстану) (Государство и право)


Реферат: ТНК INTEL в цифрах и фактах (Программирование)


Реферат: Социология структурно-функционального анализа (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист