GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Профессия секретаря (Оформление машинописной страницы) (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Профессия секретаря (Оформление машинописной страницы) (Менеджмент)




Оформление машинописной страницы.

Формат бумаги.
Работы, выполняемые на пишущей машинке, различаются по характеру,
назначению, форме исполнения, формату бумаги.
Служебную документацию изготовляют на бумаге стандартных форматов.
Установление форматов связано с проектированием и эксплуатацией средств
оргтехники: пишущих машин, копировальных и множительных аппаратов,
фальцевальных машин и прочего оборудования.
В 1966 г. в СССР установлен Государственный стандарт потребительских
форматов бумаги- ГОСТ 9327-66. Все форматы делятся на три ряда: A, B, C.
Ряд А основной. Ряды В и С дополнительные. Основной ряд служит для
изготовления писчей бумаги, ряды В и С – для изготовления изделий из бумаги
(папок, конвертов, обложек и т.п.).
Каждый ряд подразделяется на классы, которые показывают размер формата
бумаги. Так, например, в ряду А 13 классов. Каждый из них обозначается
буквой А и цифрой класса (А1, А2 и т.д.).
Размеры форматов обозначаются в миллиметрах. Исходный формат А
составляет 840х1189 мм. Каждый последующий формат получают путем деления
предыдущего пополам: А1 – 594х841, А2 – 420х594, А3297х420, А4 – 210х297,
А5 – 148х210 и т.д. Наиболее употребительные форматы А4 и А5.
Листы бумаги должны быть ровными, без «бахромы», загнутых краев и
других механических дефектов, иметь строго прямоугольную форму. Косина
листов, т.е. отклонение от прямоугольной формы, не должна превышать 2%.
Качество писчей бумаги определяется сортностью и зависит от степени
однородности, числа механических повреждений и ее белизны. Бумага
выпускается следующих номеров: 0, 1, 2, 3.
Целлюлозная бумага № 0 и 1 имеет белый цвет, прочная и выдерживает
длительное хранение – не желтеет и не разрушается на свету. В ее состав
входят клеящие вещества, делающие ее плотной, непромокаемой. Чернила на ней
не расплываются. Бумага № 2 и 3 полубелая, более мягкая, изготовляют ее из
древесной массы. На длительное хранение эта бумага не рассчитана. Эти сорта
бумаги имеют лицевую и оборотную сторону. Писать рекомендуется на лицевой
стороне: она более ровная.


Оформление машинописной страницы.
В процессе работы машинописная страница заполняется текстовым,
цифровым или смешанным текстом, к оформлению которого предъявляются
определенные требования.
Текстовой или цифровой материал со всех сторон ограничивается
свободным пространством – полями. Страница имеет четыре поля: верхнее,
нижнее (равные по величине), левое (начальное) и правое (конечное). В
основном они предназначены для предохранения текста от износа в процессе
работы с документом, но в то же время имеют и утилитарное назначение,
например: левое поле предназначено для подшивки работ в скоросшиватель, для
переплета рукописи. На верхнем и нижнем проставляют соответствующие
делопроизводственные пометки.
Размеры полей зависят от выбранного формата бумаги, характера работы и
ее назначения. Эти размеры можно измерять в сантиметрах или миллиметрах, но
при работе на пишущей машине величины полей удобнее измерять в интервалах и
ударах (печатных знаках).
Размер левого поля должен составлять 35 мм, или 13 печатных знаков,
правого – 8 мм, или 3 – 4 печатных знака. Верхнее – от среза листа до
первой строки текста – 20 мм; нижнее – от последней строки текста до
нижнего среза листа – для формата А4 составляет не менее 19 мм, для формата
А5 – 16 мм.
Формат бумаги А4 (210 на 297) в переводе на печатные знаки и интервалы
имеет следующие параметры: слева направо 80 печатных знаков, т.е. ударов по
клавишам, сверху вниз 68 – 70 интервалов (один интервал – 4,25 мм).
Формат А5 (148 на 210 мм) включает от левого до правого края бумаги 80
ударов, сверху вниз – 34 – 35 интервалов.
Приступая к работе на пишущей машине, рекомендуется отметить
карандашом нижнее поле, чтобы вовремя завершить работу. Левое и правое поля
ограничить полеустановителями. Все строки машинописной работы должны
начинаться на одном уровне. Левый полеустановитель ограничивает продвижение
каретки вправо при переводе на новую строку. В конце строка ограничивается
правым полеустановителем и заканчивается за 8 мм, или 3 – 4 удара, от
правого среза бумаги.
Оформление правого поля выполняется по звонку. За 2 – 3 удара до поля
подается звуковой сигнал, предупреждающий машинистку о подходе к концу
строки, а на уровне поля клавиатура блокируется.
Правое поле в машинописных работах не получается таким же ровным, как
левое, т.к. в конце строк могут быть переносы, а чтобы их сделать
правильно, иногда приходится заходить за условную вертикаль правого поля
или не доходить до нее. Отклонение от этой вертикали не должно составлять
более 2 – 3 ударов.

Арабские цифры. Количественные, порядковые числительные. Нумерация пунктов.
Арабские цифры расположены в четвертом ряду клавиатуры. Обслуживаются
они во время письма пальцами соответствующей зоны: мизинцем левой руки
ударяют клавишу с цифрой 1, безымянным – 2, средним – 3, указательным – 4 и
5. Указательным пальцем правой руки ударяют по клавишам 6 – 7, средним – 8,
безымянным – 9, мизинцем – 0. При написании цифр используют верхний
регистр.
Количественные числительные, встречающиеся в тексте без буквенного
обозначения единиц физических величин, воспроизводятся словами, например:
«Этих изделий должно быть не более трех».
Аналогично пишут однозначные числительные, обозначающие временные
границы или периоды, например: «Испытания должны продолжаться три – пять
дней».
В текстах научно – технического и специального характера, в деловых
бумагах числа, сопровождающиеся буквенным обозначением единиц измерения,
пишутся цифрами, например: «Самосвал грузоподъемностью 5 т», «Для пошива
халатов пошло 15 м материи».
Запись порядковых числительных отличается от записи количественных.
Если запись ведется арабскими цифрами, то порядковые числительные пишутся с
указанием падежных окончаний, например: «Радиоприемник 2 – го класса».
«Ученик 4 – го класса».
При перечислении нескольких порядковых числительных окончание
ставиться только один раз, например: «Задано выучить 1, 2, 3-й параграфы».
С помощью цифр можно записывать определения, выраженные сложным
словом, включающим в себя некоторые формы числительных, например:100-
процентный, 20-километровый.
Порядковые числительные, обозначающие в тексте номер конференции,
например: XXV съезд КПСС, II конференция.
В текстах художественной и близкой к ней литературе числительные, как
правило, пишутся прописью (буквами).
Многозначные числа принято записывать цифрами. Исключение делается в
тех случаях, когда с такого числа начинается предложение, например:
«Двадцать километров пути проложено». Но: «Проложено 20 км пути».
Многозначные целые числа записываются. Разбивая пробелами на классы,
например: 250 000 т, 1 248 435 руб.
Нумерация пунктов. Нумерация пунктов в машинописных работах выполняют
арабскими цифрами. Число, обозначающая порядковый номер, отделяют от текста
точкой, после которой обязательно делают пробел. Если на одной странице
пишется несколько, например десять и более, пунктов, то возросшее на разряд
число пишут на один шаг левее.

Знаки четвертого ряда клавиатуры.
Двоеточие. Скобки. Знак двоеточия в тексте пишется без пробела после
слова, за которым он следует; после него обязательно делают пробел.
Круглые скобки имеются на клавиатуре 46 – клавишной пишущей машины. На
одном литерном рычаге располагаются обе скобки – открывающая и закрывающая.
Открывающая скобка пишется с использованием верхнего регистра, закрывающая
– без регистра.
Скобки ставятся в тексте слитно к заключаемому понятию. После скобки
обязательно делается пробел, если нет другого знака препинания.
Знаки: вопросительный и восклицательный. Эти знаки пишут по общему
правилу.
Кавычки. Многоточие. Кавычки пишут слитно со словом, которое они в
себя заключают. Перед открывающейся кавычкой обязательно делают пробел, а
также после закрывающейся, если далее не следует знак препинания.
Точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире перед закрывающими
кавычками не ставятся. Эти знаки могут быть написаны после кавычек без
дополнительного пробела. Например: Эта повесть напечатана в журнале
«Звезда».
Закрывающие кавычки после знаков: вопросительного, восклицательного и
многоточия ставятся без дополнительного пробела. Например: Роман «Что
делать?»
Восклицательный, вопросительный знак, многоточие – могут относиться ко
всему предложению со словами, заключенными в кавычки. В этом случае их
ставят после кавычек, например: Где вы найдете больше, чем у нас,
месторождений «черного золота»?

Многоточие пишут по общему правилу: перед ним пробел не делают, после
него – пробел необходим. Если многоточие сочетается с восклицательным или
вопросительным знаком, то в этом случае пишут знак и две точки, например:
Ветер воет…Гром грохочет… Пусть сильнее грянет буря!..
Если многоточие сочетается с кавычками, то после многоточия кавычки
ставятся без пробела, например: «Хороша была Танюша, краше не было в селе…»
Точка с запятой. Точка с запятой – комбинированный знак. Он состоит из
двоеточия и запятой. Выполняют его следующим образом: большим пальцем
правой руки нажимают на клавишу пробела. Затем последовательно выполняют
удары по клавишам двоеточия и запятой, не отпуская клавиши пробела.
Отпускают клавишу пробела и делают пробел.

Римские цифры. Написание дат.
Римские цифры. Употребляют их для обозначения съездов, кварталов
года, порядковых номеров глав, томов, конференций, юбилейных дат и т.д.
На клавиатуре пишущей машины для письма римских цифр нет специальных
знаков. При письме их используют прописные буквы, из которых также
составляют римские числа:
2 – П 6 – VI 9 – IX 100 – C
3 – Ш 7 – VП 10 – X 500 – Д
4 – IV 8 – VШ 50 – Л 1000 – М
Римские цифры главенствуют над арабскими: например, в рукописи более
крупные части нумеруют римскими цифрами: раздел II, глава III, а более
мелкие – арабскими: § 5.
Написание дат. Даты в машинописных работах выполняются двумя
способами: 1. Число и год – арабскими цифрами, месяц – словами, например: 8
мая 1978 года; 2. Число, месяц и год выполняют шестизначными числами,
каждые две цифры отделяют точкой, например: 08.05.78.

Оформление заголовков и подзаголовков.
Правила оформления заголовков.
1. Заголовки пишут прописными буквами.
2. Переносы в заголовках не допускаются. В конце заголовка знаки
препинания, кроме восклицательного и вопросительного знаков, не ставятся.
3. Короткие заголовки (менее 15 знаков) пишут вразрядку – после каждой
буквы следует пробел, например: «СИНТАКСИС».
4. Большие заголовки (более 40 знаков) размещают в несколько строк, но
каждая строка по возможности должна иметь смысловое значение. Текст
большого заголовка выполняют через один интервал.
5. При выполнении текста через полтора интервала от заголовка до текста
делают три интервала; при выполнении текста через два интервала от
заголовка до текста – четыре интервала.
6. Если на одной странице пишут несколько коротких текста с заголовками, то
от последней строки текста до следующего заголовка необходимо сделать
двойной интервал. Например, если в тексте между строками два интервала,
то до следующего заголовка – четыре.
7. Нельзя писать заголовок в конце страницы; если на ней не умещаются три
строки идущего за заголовком текста, то надо весь текст перенести на
следующую страницу.
При оформлении заголовка по центру рабочей строки в начале следует
определить количество знаков в заголовке. Затем от числа знаков рабочей
строки вычесть количество знаков заголовка. Полученное число разделить
пополам, а величину частного (количество ударов) отсчитать от левого поля.
Например, заголовок «Багульник» выполняется в разрядку, имеет 17
знаков. Рабочая строка составляет 64 знака: 64-17=47; 47/2=23 (24 знака).
Следовательно, надо отсчитать 23 удара от левого поля и написать
заголовок. В современной машинописи предпочтение отдается расположению
заголовков от левого поля. Размер заголовка в донном случае не должен
превышать 40 знаков.
Правила оформления подзаголовков. Подзаголовки в машинописных работах
пишут строчными буквами. Для большей наглядности их выделяют и отделяют от
текста дополнительными интервалами. Например, если между заголовком и
подзаголовком два интервала, то до текста надо сделать три интервала.
Подзаголовки, располагаемые посредине рабочей строки, рассчитывают
аналогично заголовкам. При оформлении заголовка от левого поля подзаголовок
также должен быть написан от левого поля.
Подзаголовки можно выделять подчеркиванием, разрядкой, заключать в
скобки.



Нумерация страниц.
Стандартом установлено, что в документах, оформляемых на двух
страницах и более, вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы.
Номера страниц должны проставляться на верхнем поле листа от
четвертого положения табулятора арабскими цифрами без слова «страница» (с.)
и знаков препинания.
Номера страниц печатаются в интервале 10 – 15 мм от верхнего обреза
листа.
Если текст документа печатают с двух сторон, то нечетные номера
проставляют на лицевой стороне, а четные на обратной.

Правила и способы выделения в тексте.
В машинописи применяется несколько способов выделения в тексте
отдельных слов, фраз или предложений: написанием вразрядку, выделение
прописными буквами, подчеркиванием, другим цветом, используя двуцветную
ленту (на одной странице применяется только один способ выделения в
тексте).
Выделение прописными буквами и подчеркивание применяется при письме
через 1,5 – 2 интервала.
Подчеркивание выполняют, ударяя по знаку подчеркивания – под цифрой
восемь. Машинописную строку, в которой выделяется слово или группа слов,
пишут до конца, затем, нажимая на клавиши свободного хода каретки подводят
первую букву выделяемого слова к разрезу буквоводителя. Ударяют по клавише
с цифрой 8, чередуя указательные пальцы обеих рук, подчеркивают слово или
группу слов (разрез буквоводителя окажется под последней буквой выделяемого
слова).
При выделении текста разрядкой используют клавишу написания в
разрядку, при этом между словами делается дополнительный пробел. Выделять
разрядкой можно при письме с любыми интервалами между строками.
При выделение в тексте с использованием двуцветной ленты применяют
механизм изменения подъема ленты.

Письмо на линованной бумаге. Способы исправления ошибок.
Одной из разновидностей машинописных работ является заполнение бланков
и письмо на линованной бумаге, заранее изготовленной типографским способом.
Изготовленные в типографии бланки и линованная бумага имеют расстояние
между строками, несоответствующие величинам интервалов. Поэтому при письме
на линованной бумаге отключают интервальный механизм. Для этого на пишущей
машинке имеется кнопка свободного хода вала и рычаг свободного хода вала
Для перевода каретки на новую строку вал проворачивают с помощью ручки
бумагоопорного вала.
При этом надо ориентироваться на буквострокоуказатели, расположенные
слева и справа от буквоводителя. Горизонтальная линия листа или бланка
должна совпасть с горизонтальной линией буквострокоуказателя.
Исправление ошибок.
В машинописных работах возможны ошибки, которые обязательно должны
быть исправлены.
Наиболее распространенный способ их устранения – механический, путем
подчистки ластиком, который подбирается по жесткости соответственно сорту
бумаги (красный, белый, синий, комбинированный).
Ошибки в тексте можно исправлять непосредственно в пишущей машине,
если страница не дописана до конца.
Возможные варианты ошибок в машинописных работах. В слове неправильно
написана буква; буквы переставлены местами, но их общее количество в слове
сохранено; пропущена буква; написана лишняя буква; не сделан пробел между
словами.
Исправление ошибок непосредственно в пишущей машинке выполняют в
следующей последовательности. Отводят в сторону каретку, чтобы крошки от
бумаги и ластика не попали в машину и не засоряли механизмы; поворотом вола
продвигают бумагу вверх (если ошибка допущена в верхней части листа) так,
чтобы строка, в которой есть ошибка, попала в бумагоопорный щит, осторожно
стирают ошибку, не задевая рядом стоящих букв. Ластик для этого лучше взять
плоский, соответствующий сорту бумаги. Бумажные крошки удаляют.
Если ошибка в нижней части листа, лучше продвинуть бумагу назад и ,
откинув лист на себя, исправить ошибку. Вернуть бумагу на место и
продолжать писать работу.
На вынутом из пишущей машины листе все ошибки устраняют сразу. При
этом можно пользоваться специальном трафаретом, имеющим различные по
контуру прорези. Применение трафарета ускоряет исправление ошибок, так как
в этом случае ластик не задевает буквы, которые написаны правильно.

Вписывают нужные буквы и знаки в следующей последовательности:
отключают интервальный механизм, открывают рычаг бумагоосвободителя и
ориентируясь на буквострокоуказатели (горизонтальная его линия деления
проходит под строкой), вставляют бумагу. Закрывают рычаг
бумагоосвободителя.
Прежде чем вписывать нужные буквы, следует отключить ленто водитель –
ударить по нужной клавише, проверить, правильно ли будет сделан отпечаток,
только после этого выключить ленто водитель, нажать клавишу обратного хода
каретки и написать нужный знак.
Нужные буквы и знаки вписывают, легко ударяя по клавишам, чтобы
оттиски не получились ярче остальных.
Если в слове пропущена одна буква, то подчищают три буквы и за счет
уменьшения расстояния между ними вписывают эти же буквы и недостающую. Для
этого придерживают карету рукой или клавишей обратного хода.
Букву, пропущенную в конце слова, можно вписать за счет уменьшения
расстояния между словами и буквами в слове – подчистить две буквы и вписать
три.
Если между словами пропущен пробел, надо подчистить по две буквы в
каждом слове и снова вписать их, сократив расстояние между буквами и
словами.
Если в слове написана лишняя буква, подчищают три буквы и вписывают
две за счет увеличения расстояния между ними. В этом случае также
придерживают каретку рукой или клавишей обратного хода.
Допускаются исправление путем «перебивки» одной буквы на другую, но
лишь в том случае, если они схожи по контуру, например:
Л – Д; Ш - Щ; Ц – Д; П – Н, И, Д; О – Ф, Е, С, Э, Б, Р. Перебивая
букву, не надо сильно ударять по клавише, так как на этом месте получается
двойной отпечаток.
При выполнении работы в нескольких экземплярах возможно исправление
ошибок, как в машине, так и на вынутом листе. В машине исправляют ошибки
начиная с последнего листа. Откидывают всю закладку на себя, между листом и
копировальной бумагой прокладывают полоску писчей бумаги или линейку, чтобы
при исправлении не осталось темного пятна на листе.
Вынутую из пишущей машины закладку разбирают, устраняют ошибки на всех
экземплярах, затем вписывают буквы на каждом экземпляре отдельно.
В настоящее время используют и другие средства для исправления ошибок:
отпечатки закрашивают, заклеивают. Для закрашивания используют бумагу,
покрытую специальным составом, жидкость, изготовленную на летучей основе.
Для заклеивания применяют полоски бумаги шириной 5мм, покрытые с одной
стороны клеем.
Не допускается забивать неправильно написанную букву, слово,
зачеркивать, используя другие буквы или знаки. Работа с подобным
«исправлением» не смотрится, имеет неряшливый вид. Лучше переписать весь
лист заново.
Оформление ссылок.
В ряде работ встречаются ссылки – дополнения, пояснения или указания
на источник. Для связи ссылки с текстом служат знаки сноски. Их ставят в
тексте у того места, где нужно сослаться на какой – либо источник, а также
перед самой ссылкой. Знаками сноски служат арабские цифры и звездочки (их
пишут буквой х).
Звездочки употребляют в цифровых работах и когда на странице не
больше трех ссылок. Текст ссылок помещают в конце машинописной страницы,
ниже основного текста.
Если в работе несколько ссылок, то их номеруют по порядку в пределах
каждой машинописной страницы. Порядковый номер ставят со скобкой или без
нее на пол – интервала выше машинописной строки без пробела. Текст ссылки
пишут внизу страницы под чертой независимо от того, сколько места на
странице занимает основной текст. Последняя строка последней ссылки должна
располагаться на уровне нижнего поля страницы.
Основной текст пишут до первой ссылки, нумеруют ссылку и дописывают
строку до конца. Затем определяют объем текста ссылки (например, одна
машинописная строка ) и в конце страницы оставляют место для ее оформления.
К отметке нижнего поля добавляют вверх четыре интервала (два на расстояние
от последней строки текста до черты и два после черты до ссылки ) и делают
карандашом новую отметку.
Продолжают писать текст до сделанной отметки, затем отступают вниз два
интервала и проводят черту, равную 20 ударам. От этой черты отступают вниз
на два интервала и пишут текст ссылки.
С абзацного отступа ставят порядковый номер с дробью, делают пробел и
пишут текст ссылки с заглавной буквы. Текст большого содержания пишется в
несколько строк через один интервал, вторую и последующие строчки в этом
случае пишут от левого поля. Если на одной странице имеется несколько
сносок, то их оформляют аналогично первой, но отделяют друг от друга двумя
интервалами.
При оформлении на одной странице нескольких ссылок разного объема на
каждую из них к отметке нижнего поля добавляют определенное количество
интервалов: на первую ссылку в одну строку – четыре интервала (два до черты
и два после нее), на вторую, состоящую из одной строки, также два
интервала, на состоящую из двух строк – три интервала, на ссылку в три
строки – четыре интервала и т.д.
Текстовые сокращения. Прямая речь. Цитаты.
Текстовые сокращения. Применение текстовых сокращений в официальной
деловой переписке дает возможность сэкономить время при подготовке и
прочтении документов. В управленческой документации широко употребляются
сокращенные формы слов и аббревиатура (сложно сокращенные слова).
Сокращения можно подразделить на два вида: сокращения,
предназначенные только для зрительного восприятия, и
сокращения,употребляемые как в устной, так и в письменной речи. Первый вид
сокращений принято называть текстовым или графическим. К таким сокращениям,
например, относятся наименования территориальных, производственных и
административных единиц (г., обл., р-н, пос., и т.д.) ; наименование
должностей и званий (акад., проф., ст. науч. сотр., доц.) ; наименование
дат и календарных сроков (м-ц.) ; собственно текстовые сокращения (т.е.,
т.д., т.п.) ; формы обращения (т., гр.) ; наименования отдельных документов
(квит., накл.) ; и т.п.
Такие сокращения общеприняты. Они зафиксированы во многих
ведомственных инструкциях и правилах по делопроизводству.
Второй вид сокращенных слов – аббревиатуры. Их широко употребляют в
устной речи как обычные слова. Аббревиатуры образуются из первых букв или
звуков сокращаемого словосочетания: ЗАГС, ГОСТ, вуз, из начальных слогов:
совхоз, прораб, завком.
К аббревиатурам относятся также сокращения без гласных – образуются
исключением гласных и по одной из сдвоенных согласных: млрд., млн.;
посредством усечения слова, т.е. опущения конца слова: спец., зав., зам. и
др. Применяется также смешанный тип сокращений: НИИасбестцемент.
Сложносокращенные слова образуются путем соединения одного или двух
начальных слогов с полным вторым словом: капремонт, хозрасчет.
Существуют определенные условности при сокращении слова товарищ: в
начале предложения пишется Тов., в середине – т. при употреблении этого
слова во множественном числе в начале фразы пишется Товарищи, в середине –
тт.
В текстах документов сокращения используются для того, чтобы избежать
повторения длинных названий. Однако следует учитывать, что при адресовании
писем в какую – либо организацию ее название приводится в том виде, в
каком оно дано в документах, исходящих из этой организации, либо в
специальных справочниках. Произвольное сокращение наименований учреждений
не допускается.
Цитаты. Цитаты – это выдержки из сочинений какого - либо автора, из
официальных документов, постановлений. Их воспроизводят дословно по
подлиннику, заключают в кавычки и сопровождают ссылкой на источник.
Прямая речь. Прямая речь – это приведенная без изменения передача чьей-
либо речи. Прямая речь заключается в кавычки и пишется после двоеточия,
если приводится в сплошном тексте, например:
Петр нахмурившись смотрел на Синцова: «Слышь! Я тебя последний раз
спрашиваю: кто с тобой был?»
В диалогах слова каждого собеседника пишут с новой строки, с абзаца
ставят тире и с прописной буквы непосредственно слова говорящего, например:
Был в Астрахани сад «Аркадия». Я пошел туда и спросил у кого-то, не
возьмут ли меня в хор. Мне указали человека небольшого роста, бритого, в
чесучовом пиджаке:
- Это антрепренер Черкасов.
- Сколько тебе лет ? – спросил он.
- Семнадцать, - сказал я, - прибавив год.

Оформление примечаний, приложений, оснований.
Примечания. Примечания – это дополнительные пояснения к тексту. Их
помещают непосредственно в тексте. Слово «примечание» пишут от нулевого
положения табулятора, т.е. от левого поля строчными буквами, первая буква –
главная. Текст пишут через один интервал. Например:
Примечание: Если перечисление стоит в середине предложения и впереди
есть обобщающие слова, то однородные члены могут быть выделены двумя тире.
Если примечаний несколько, то слово «Примечание» пишут во
множественном числе и после него ставят двоеточие. Пункты текста примечания
нумеруют арабскими цифрами. Между пунктами делают два интервала. Например:
Примечания: 1. Если подлежащее выражено личным место –
имением, тире может не ставиться.
2. Если между подлежащим и сказуемым – су –
ществительным вставлено связующее место –

имение ЭТО, то тире ставится перед ним.
Если в примечании несколько пунктов и они не умещаются на
одной странице, то их переносят на следующую. Переносить только один пункт
на следующую страницу не рекомендуется. Если он не умещается на странице
или не остается места для оформления реквизита «подпись», надо перенести на
следующую страницу 2 – 3 строки текста.
Приложения. Приложение – это различные официальные и справочные
материалы, дополняющие основной текст (таблицы, чертежи, схемы, графики,
фотографии и т.д.) . указание на наличие приложения помещается под основным
текстом.
Слово «Приложение» пишут в единственном числе от левого поля –
нулевого положения табулятора строчными буквами, после него всегда ставится
двоеточие. Текст пишут через один интервал.
Если название приложения полностью приведено в тексте документа, то в
отметке после текста оно обозначается сокращенно. Например: Приложение: на
3 л. в 1 экз.
При наличии нескольких приложений их перечисляют в той
последовательности, в какой они упоминаются в тексте. Количество листов
сброшюрованных приложений (брошюры, книги) не указывается, например:
Приложения: 1. Справка о согласовании проекта на 4 л. в 1 экз.
2. Отзывы по проекту стандарта на 2 л. в 3
экз.
Между пунктами приложения делают два интервала. Перенос текста
приложения на следующую страницу выполняется аналогично переносу текста
примечаний.
При оформлении в тексте «Приложения» или «Примечаний» необходимо
отступать от последней строки основного текста документа 1,5 – 2 интервала
– в зависимости от того, через сколько интервалов он написан. Так, если
текст написан через один интервал, то до «Приложения» и «Примечаний»
делают два интервала; если текст напечатан через два интервала, то до
«Приложений» и «Примечаний» делают два интервала; если текст написан через
полтора интервала, то до «Приложения» и «Примечаний» полтора интервала.
Основание. Основание оформляется аналогично приложению.

Разбивка текстов на составные нумерные части.
Тексты служебных документов часто разбивают по смыслу на пункты и
подпункты. Каждому конкретному пункту присваивают порядковый номер, который
пишут арабскими цифрами. Пункты в свою очередь разбивают на подпункты, их
также нумеруют арабскими цифрами в возрастающей последовательности.
Порядковые номера пунктов и подпунктов ставят с абзаца. Один пункт может
иметь два и более подпунктов. Сначала с абзаца пишут порядковый номер
пункта (например, 2), ставят точку, затем номер подпункта и после него
точку (2.1.). Делают отбивку и пишут текст начиная с большой буквы. Таким
же образом нумеруют следующие подпункты: 2.2.; 2.3.; 2.4.; и т.д. Если
текст пункта большой, то вторую строку начинают писать от левого поля,
между строками делают установленное количество интервалов.

Корректурные знаки.
Корректурными знаками называют условные обозначения, применяемые при
исправлении машинописных и рукописных работ. С помощью этих знаков
указывают место и характер исправлений в тексте. Машинистке необходимо
знать основные корректурные знаки и уметь ими руководствоваться при
перепечатывании текста с корректурной правкой.
Основные корректурные знаки.
|Корректурный |Применение в тексте |Назначение знака |
|знак | | |
| |соответтвет |Вписать букву в |
| | |слово, заменить букву|
| | |в слове, знак или |
| | |цифру |
| |станки обрабатывают |Заменить строчную |
| |Металл и пластмассы |букву прописной или |
| | |прописную строчной |
| |устаналвивают |Поменять местами |
| |размер определенный |соседние буквы или |
| | |группы букв |
| |надобности нет |Поменять местами сова|
| |говорить об этом здесь|в предложении |
| |Автоматы быстрее, |Переставить из одной |
| |точнее, лучше |строки в другую слово|
| |выполняют эту работу |ил группу слов |
| |Лучшее место на |Вставить слово или |
| |выставке экспозиции |несколько пропущенных|
| | |слов |
| |Оказывается, были |Вписать строку или |
| | |несколько строк |
| |Автоматы следят за | |
| |Тени уже синие. |Сделать вставку |
| |В светлое время | |
| |часеетей света |Убрать несколько |
| | |букв, слово или |
| | |несколько слов |
| |Итак, история поиска |Убрать текст, |
| |связанного с |расположенный на двух|
| |получением |или нескольких |
| |искусственных алмазов,|строках |
| |убедила | |
| |В любомслучае это |Увеличить пробел |
| | |между словами и |
| | |знаками |
| |При нимаемое решение |Уничтожить пробел |
| |обязывает нас |между знаками или |
| | |частями слов |
| |Оформление заказов |Сделать обзац |
| |Зал переполнен. |Написать в подбор, |
| |Концерт подходит к |т.е. без абзаца в |
| |концу. |одну строку |
| |Очень хорошо в эту |Подвинуть текст влево|
| |весеннюю пору |до указанного предела|
| | Мозаика из дерева|Выровнять строки – |
| |один из древнейших |подвинуть текст влево|
| |видов прикладного |или вправо до |
| |искусства. |указанного предела |
| |267 | |
| |3211 | |
| |12 | |
| |Мощный двигатель |Увеличить или |
| | |уменьшить интервал |
| |обеспечивал машине |между строками |
| |скорость, быстрый | |
| | | |
| |разгон, бесшумность. | |
| |Сфера науки является |Восстановить |
| | |зачеркнутое слово |
| |Термин должен |Сделать разрядку |
| | |внутри слова |
| |ликвидировать |Убрать разрядку |



Список литературы.


1. Т.Н. Бондарева. «Секретарское дело».-М.: «Высшая школа», 1989 г.
2. А.П. Корнеева, А.М. Амелина, А.П. Загребельный. «Машинопись и основы
современного делопроизводства».-М.: «Просвещение», 1989 г.
3. П.И. Березин. «Самоучитель машинописи».-М.: «ЛЕГПРОМБЫТИЗДАТ», 1988 г.






Реферат на тему: Проффесиональное образование
Оглавление
Введение……………………………………………………………2 ст.

I. Система профессионального образования
1.Система профессионального образования в России……………….2 ст.
2. Система профессионального образования в США………………...7 ст.
3. Международные сравнения в области профессионального
образования………………………………………………………………..11ст.

II. Особенности подготовки кадров в частных компаниях
1. Опыт США……………………………………………………….…18 ст.
2. Российский опыт……………………………………………………21 ст.

Резюме……………………………………………………………..26 ст.
Список литературы………………………………………………..28 ст.



Введение


Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы
государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных
знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в
профессиональной деятельности. Система образования является сложным
социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного
хозяйства. В этой работе мы рассмотрим виды образовательных учреждений,
опыт международного сотрудничества в сфере профессиональной подготовки и
переподготовки кадров на корпоративном уровне.


I. Система профессионального образования


Система профессионального образования в России

По форме собственности выделяются государственные (федеральные,
региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и
религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с
региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено
административно-территориальное разделение на республики, края и области
(89 регионов). В будущем влияние этого вида собственности будет возрастать
в соответствии с расширением экономической самостоятельности регионов.
По видам общеобразовательных программ учебные заведения разделяются на
дошкольные, начальные общие, основные общие, средние полные общие. Это
наиболее массовая группа учебных заведений в России, в основном, с
муниципальной формой собственности.
По видам профессиональных образовательных программ различают
учреждения, ведущие начальную, среднюю, высшую и послевузовскую
профессиональную подготовку. В настоящее время в России действует 7458
учебных заведений данного вида.
В условиях переходного периода рыночной экономики с середины 90-х
годов повышенный спрос возник на программы высшего образования, в
результате чего число вузов увеличилось в 1,8 раза (с 502 до 914), в
основном за счет создания сектора негосударственного образования.
Одновременно шел процесс спонтанного преобразования, а фактически
«переименования», отраслевых государственных институтов в академии и
университеты. В типовом положении о вузах даны четкие определения трех
основных видов высших учебных заведений.
Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого
направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения
фундаментальных • научных исследований и обучения на всех уровнях высшего,
послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру
естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и
культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки
и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим
культурно-просветительскую деятельность среди населения.
Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена
на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных
исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и
дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки,
техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим
центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим
подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих
специалистов определенной отрасли (области).
Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть
(структурное подразделение) университета, академии, реализующее
профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки,
техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
К концу 90-х и в начале 2000-х в России отмечается увеличение числа
общеобразовательных учебных заведений на 2500 единиц. Сократилось
количество начальных профессиональных учебных заведений (ПТУ) на 242
единицы. Общий рост числа учебных заведений по всем уровням составил 3 100
единиц, несмотря на глубокий экономический кризис в стране. В это же время
наблюдается рост общей численности учащихся и студентов на 2 800 тысяч
человек, несмотря на сокращение этого контингента учащихся в системе
начального и среднего профессионального образования соответственно на 311 и
426 тысяч человек. Отметим значительный рост числа студентов вузов на 632
тысяч. В целом общая численность учащихся и студентов в расчете на 10 000
населения имеет тенденцию роста с 1 808 до 1959 человек, то есть почти 20%
населения учится! Общий выпуск учащихся в 1998 г. снизился на 903 тыс.
человек по сравнению с 1988 г. Произошло это, в основном, за счет резкого
снижения выпуска в системе общего среднего образования на 220 тысяч
человек, начального профессионального образования - на 593 тысяч человек и
среднего профессионального образования - на 114 тысяч человек. Наметившийся
рост числа выпускников вузов (на 24 тысячи человек), безусловно, не мог
компенсировать общий спад выпускников. Поэтому сохраняется тенденция общего
снижения выпуска учащихся и студентов в расчете на 10 000 населения,
который пришелся на 1995 год (178,7 чел.). Можно перечислить некоторые
факторы, определяющие эту тенденцию: экономический кризис, снижение объемов
производства в промышленности, естественная убыль населения, падение уровня
доходов населения, рост безработицы и массовые увольнения на предприятиях.
Численность преподавателей. Положительной тенденцией является рост
общего числа преподавателей по всем уровням образования, кроме начального
профессионального. Так, в общеобразовательных школах произошло увеличение
преподавателей на 640 тысяч человек, в средних профессиональных учебных
заведениях численность преподавательского состава практически не изменилась
(3,2 тыс. чел.), а в вузах увеличилась на 77 тысяч человек, причем 42%
прироста преподавателей обеспечили негосударственные вузы. Если в 1988 году
на 1 преподавателя вуза приходилось 14,5 студентов, то в 1998 году уже 12,7
студентов, что следует признать позитивной тенденцией приближения к
рекомендуемым Мин. образования РФ нормативам - 10 человек. В
общеобразовательных школах также наблюдается относительное снижение числа
учащихся в расчете на 1 преподавателя: 15,9 учащихся в 1988 г. и 11,9
человек в 1998 г., что приводит при фиксированном фонде заработной платы
труда и ставках оплаты работников бюджетной сферы к снижению средней
заработной платы преподавателя. Несмотря на абсолютный рост расходов на
образование, пересчет этих сумм с учетом индекса сопоставляемых цен и
коэффициентов инфляции позволяет сделать неутешительный вывод о
финансировании образования по остаточному принципу в неполном размере. Это
видно по распределению расходов на образование в государственном бюджете
последних лет: 1997 г. - 5,9%, 1998 г. - 3,5%, 1999 г. - 3,8%, в 2001 г.
наметился рост - 4,0%. Развитие платного обучения в государственных и
негосударственных вузах является дополнительным источником "выживания"
прежде всего высших и средних профессиональных учебных заведений. Так, в
1999 году было привлечено внебюджетных средств на сумму около 9 млрд. руб.,
т.е. до 40% федерального бюджета на образование. Однако в условиях общего
обнищания населения и небольшой доли среднего класса в обществе (18%)
платное обучение не решает проблем финансирования системы образования и
приводит к ущемлению большей части населения, рассчитывающей на бесплатное
образование.
Существующая система образования является симбиозом административной
системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ.
Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем главным
уровням (ступеням) профессионального образования:
1. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):
. падение объемов производства в отраслях производственной сферы в
два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку
рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних
предприятий;
. нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми
капиталистическими странами в различных отраслях промышленности,
строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;
. недостаточное государственное финансирование начального
профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;
. сокращение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней
преступности и потеря престижности начального
профтехобразования;
. низкая и несвоевременная оплата труда, старение
преподавательского состава, уход высококвалифицированных
преподавателей в сферу малого бизнеса;
. слабая материально-техническая база учебных заведений
профтехобразования, особенно в депрессивных отраслях
(радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и
др.).
2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):
. недостаточное государственное финансирование из бюджета и
контроль за процессом реструктуризации среднего
профессионального образования ("либеральная реформа");
. рост платного обучения по гуманитарно-экономическим
специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности
учебных заведений СПО;
. низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского
состава, изменение профессиональной специализации преподавателей
в связи с массовой "гуманитаризацией" техникумов;
. старение материально-технической базы учебных заведений,
недостаточная компьютеризация и информатизация образования,
особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.
3. Высшее профессиональное образование (университеты, академии,
институты):
. увеличение технологического разрыва с экономически развитыми
странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего
образования;
. недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-
60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное
образование по непрофильным специальностям для вузов;
. слабая материально-техническая база, особенно в передовых и
наукоемких отраслях;
. низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение
общественного статуса ученого-педагога, многочисленность
вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной
численности);
. невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000
чел.). Западные университеты имеют численность от 20 000 до 50
000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.
. сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I
уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях
материального производства и рост потребности в специалистах II
уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур
(банков, страховых компаний, малых предприятий);
. возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на
специальности экономического и юридического профиля,
лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что
приводит к утрате отраслевой специализации и превращению
технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";
. усложненная, бюрократизированная система лицензирования,
аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ,
что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства
вузов на бюрократию;
4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы
бизнеса, центры образования и др.):
. распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х
годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации
(отраслевых ИПК);
. сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и
специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых
министерств;
. недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере
дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка
военнослужащих, обучение безработных);
. слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного
профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких
отраслях;
. переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и
месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств
и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");
. низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающая их
уходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в
ущерб росту квалификации;
. процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных
вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их
традиционной отраслевой специализации;
. сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные
региональные университеты или академии;
. отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business
Administration) и общественного признания ее как главной программы
профессиональной подготовки руководителей высшего и среднего звена
управления;
. отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-
образования, за исключением "президентской программы".



Система профессионального образования в США


Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные
заведения. В 1999 г. численность студентов вузов и средних специальных
учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего
числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в
университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных
колледжах, дающих послешкольное специальное образование. Общие ассигнования
на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5
млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государственном секторе и 81,9 млрд. -
в частном).
Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 учреждение
высшего образования (1594 государственных, 2087 частных). Они охватывают
весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных колледжей,
заметно отличающихся как по качеству образования, так и по стоящим перед
ними задачами. Учитывая большое разнообразие учреждений высшего
образования, "Фонд Карнеги за совершенствование обучения" предложил, в
частности, следующую классификацию всех существующих институтов
американской высшей школы, включающую десять основных категорий вузов в
зависимости от количества обучаемых в них студентов, масштабов
финансирования научных исследований и количества предлагаемых учебных
курсов.
К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты
первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения
начальной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего
обучения, что позволяет продолжить учебу в аспирантуре и проводить
исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней
доктора наук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве
государственной поддержки (независимо от частного или государственного
статуса университета).
Во вторую группу также входят исследовательские университеты, но объем
государственной финансовой помощи, получаемой ими, меньше, чем в
университетах первой группы, - от 15,5 млн. до 40 млн. долл. Соответственно
меньше объемы проводимых исследований и масштабы подготовки специалистов
высшей квалификации. Эти две группы наиболее престижных университетов (в
1995 г. их насчитывалось 126) являются ядром американской системы высшего
образования, основными центрами фундаментальной науки страны. В них
обучается примерно 2,8 млн. студентов (свыше 19% их общего числа).
В третьей и четвертой группах университетов представлены вузы, где
масштабы научных исследований относительно невелики, но которые наряду с
выпуском специалистов уровня бакалавра присваивают степень доктора наук. В
третьей группе такую степень получают не менее 40 человек в год как минимум
по пяти специальностям; в четвертой - не менее 20 как минимум по одной
специальности или не менее 10 человек ежегодно как минимум по трем
специальностям. В США таких университетов 109 с числом студентов около 1,3
млн. человек (9%).
Следующие две группы университетов и колледжей, помимо того, что
подготавливают бакалавров, присуждают также степени магистров наук (что
требует учебы еще в течение года-двух, углубленной специализации по
выбранной дисциплине и в большинстве случаев защиты диплома). В этих
университетах и колледжах (их насчитывается 531) более половины всех
степеней бакалавра должны присваиваться не менее чем по двум дисциплинам.
Различие между пятой и шестой классификационными группами состоит в
количестве обучаемых студентов - в первом случае их должно быть не менее
2,5 тыс., во втором - от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. В этих учебных заведениях
обучаются 3,2 млн. студентов (22,1%).
Седьмая и восьмая классификационные группы включают 625 че-
вырехгодичных колледжей, присваивающих степени бакалавра в различных
областях естественных и гуманитарных наук. Их отличают, прежде всего,
правила приема при поступлении - во второй группе они Колее либеральные. В
четырехгодичных колледжах в США учатся,1 млн. студентов (7,6%).
Девятая группа представлена двухгодичными колледжами. В FI473 таких
колледжах, где обучают-кя 5,4 млн. студентов (37,2%), предлагаются
разнообразные специализированные программы по различным профессиям, не
требующим полномасштабного высшего образования. По сути, эти колледжи дают
среднее специальное образование.
Наконец, десятая группа представлена профессиональными школами
университетов и другими специализированными институтами, предоставляющими
высшее образование - от степени бакалавра до степени доктора наук. К ним
обычно относят технологические школы, медицинские школы и школы бизнеса и
управления, инженерные и педагогические колледжи, юридические школы, школы
искусств, музыки и дизайна. В 352 таких специализированных вузах обучаются
около 500 тыс. студентов.
Таким образом, США располагают обширной и широко диверсифицированной
системой высшего образования, несомненно, одной из самых развитых в мире.
Американская высшая школа подготовила в 1995 г., например, почти 1,2 млн.
бакалавров (5% населения страны студенческого возраста), около 400 тыс.
магистров (1,7%) и более 44 тыс. докторов наук (0,2%) в различных областях
знаний.
Несмотря на то что в целом обучение в системе американской высшей школы
гораздо более эффективно по сравнению со школьным образованием, здесь также
немало нерешенных проблем. Во многих вузах страны, особенно
государственных, качество подготовки остается относительно низким. Высокая
стоимость получения высшего образования существенно снижает его
доступность: так, средние годовые расходы студента, связанные, например, с
пребыванием в частном четырехгодичном колледже университета, в 1997 г.
достигали 23,5 тыс. долл. (в 1985 г. они были почти вдвое ниже). В России
из-за уровня жизни эта стоимость в платных колледжах меньше раз в 20.
С 1980 по 1994 г. расходы на обучение, например, в государственном
двухгодичном колледже возросли на 70%, а в четырехгодичном - на 86%; в то
же время размер максимальной стипендии студентам из малообеспеченных семей
сократился на 25% (в реальном исчислении). Хотя охват высшим образованием
возрос как среди белых молодых людей, так и среди представителей этнических
меньшинств, разрыв в степени этого охвата заметно увеличился в пользу
белых. В 1976-1980 гг. в четырех- и двухгодичных колледжах обучался 31%
белых молодых людей в возрасте 18-24 лет, 28% -черных и 29% -
испаноязычных; в 1990-1994 гг. это соотношение заметно изменилось: белых -
43%, черных - 33 и среди испано-язычных - 32%.
Нехватка преподавателей по ряду научно-технических дисциплин приводит к
активному привлечению в университеты высококвалифицированных кадров из-за
рубежа. По данным за 1993 г., доля иностранцев среди преподавателей по
инженерным наукам составляла 37%, по математике и программированию - 27%. В
основном это ученые из стран Азии и Европы (прежде всего Индии, Китая,
Великобритании, Тайваня, Канады, Южной Кореи и России). Собственно, этот
недостаток - нехватка собственных кадров - успешно преодолевается без
дополнительных затрат со стороны государства с помощью так называемой
утечки умов из-за ру-. бежа. Интересам американской науки и экономики
служит и все возрастающее число докторских диссертаций, защищаемых в США
иностранцами. В научно-технических дисциплинах оно удвоилось за период с
1986 по 1995 г. и достигло 10 тыс., демонстрируя среднегодовой рост 8,2%,
(соответствующий показатель для американских получателей докторской степени
-1,9%). При этом из защитившихся в США в период 1992-1996 гг. иностранцев
68% планировали остаться в США, а 44% - имели соответствующие предложения
от работодателей. Особенно много таких ученых из Китая (59%) и Индии (57%).
Новые требования к квалификации кадров, особенно высшего звена,
существенно меняют требования к системе высшего образования, обусловливают
постоянный поиск оптимальных вариантов специализации студентов, методов их
обучения.
В ведущих вузах США, прежде всего в исследовательских университетах,
решение проблемы видят в отходе от узкой специализации (что является
характерной чертой американской высшей школы), подготовке кадров широкого
профиля, вооружении специалистов основными научными принципами вместо
информативных знаний и конкретных навыков, т.е. в ставке на теорию, на
системный подход. С такой задачей лучше всего справляются учебные
заведения, в которых не только сложились научные школы в различных областях
наук, обеспечивающие широкую междисциплинарную и фундаментальную базу
образования, но и где получаемые знания постоянно используются в научных
исследованиях, в которые вовлечены преподаватели, аспиранты и студенты
старших курсов.
Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий -
системных аналитиков, исследователей в области генной инженерии и т.д.
Только с.1971 по 1995 г. число выпускников вузов, чья специализация связана
с информационными технологиями, увеличилось более чем в десять раз и
достигло 24,4 тыс. За период 1980-1995 гг. численность населения в
студенческом возрасте сократилась почти на 22% (с 22 до 17 млн. человек),
количество же присвоенных квалификационных и ученых степеней (бакалавров,
магистров и докторов наук) в среднем возросло на 27%.
Государство активно содействует дальнейшему развитию высшего
образования в стране. Поставлена амбициозная задача - уже в начале XXI в.
сделать высшее образование в США столь же доступным, как и среднее.
Планируется, что показатель уровня образования в стране в среднем составит
не менее 14 лет обучения (в 1998 г. он равнялся 12,8 года, т.е. был
несколько выше уровня 12-летней средней школы). Для реализации этой задачи
в 90-е годы был принят ряд законодательных актов и государственных
программ. Так, введены различные налоговые льготы и освобождения от уплаты
налогов во время учебы в университетах и колледжах, в 1999 г. круг
получателей грандов на обучение в вузах расширен до 5 млн. человек.


Международные сравнения в области профессионального

образования

В этой главе моего эссе я попытаюсь подвести итог того, что было
сказано в 2-х предыдущих главах и сравнить наиболее неразвитый и проблемный
уровень профессионального образования в России МВА с иностранными.
Программа "Мастер делового администрирования" (МВА) - в русской
интерпретации более правильно назвать "Магистр управления" - является
главной в системе образования руководителей.
В США функционирует Американская ассоциация университетских школ бизнеса
AACSB - American Assembly of Collegiate Schools of Business, утверждающая
стандарты МВА. Она имеет 1200 членов, в том числе 680 школ бизнеса, из
которых 286 аккредитованы в AACSB. Лучшие школы США аккредитованы в AACSB.
В остальном мире имеется около 500 школ бизнеса, выпускающих более 10 000
магистров бизнеса в год.
Черты МВА в США
1. Фундаментальная подготовка руководителя на базе высшего образования в
очласти менеджмента и бизнеса.
2. Магистратура - это третий уровень обучения с получением академической
степени и практической ориентацией на руководство бизнесом.
3. Длительность обучения от 10 до 24 мес. с учебной программой 720-1100
академических часов. Очень большой объем занимает самостоятельная работа
студента в библиотеке и над проектами.
4. Сочетание базовых курсов (от 720 ч.) с профессиональными
специализированными курсами по выбору (от 450 ч.).
5. Интенсивная самостоятельная работа студентов. Жесткий контроль
знаний и успеваемости с помощью "зачетных очков".
6. Связь с практикой бизнеса, ориентированная на самостоятельное
принятие решений (деловые игры, хозяйственные ситуации, работа над
реальными проектами в фирмах).
Школа бизнеса Чикагского университета
Школа существует уже более 100 лет (основана в 1898 г.) и является

Новинки рефератов ::

Реферат: Концепция психоанализа (Психология)


Реферат: Водоснабжение и канализация индивидуального жилого здания (Технология)


Реферат: Производство (Предпринимательство)


Реферат: Конструкции из дерева и пластмасс. Жилое здание из дерева в г.Купянск (Технология)


Реферат: ТНК INTEL в цифрах и фактах (Программирование)


Реферат: Разработка маркетингового плана выхода на новый рынок с новым товаром (Маркетинг)


Реферат: Патриотизм русского народа в войне 1812 года (История)


Реферат: Поэты "серебряного века". Личность и творчество А. А. Ахматовой (Литература)


Реферат: Праздничная культура эпохи средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Предпринимательство: формы, виды (Предпринимательство)


Реферат: Экспертная система по расшифровке и анализу показаний томографа (Компьютеры)


Реферат: Курс лекций в Московском Государственно-Индустриальном Университете (Менеджмент)


Реферат: Паровые двигатели (Физика)


Реферат: Героическая оборона Порт-Артура (История)


Реферат: Вавилон (История)


Реферат: Реформы Александра Первого (Теория государства и права)


Реферат: Динозавры (Биология)


Реферат: Голодомор 32-33 років (голод на Украине в 32-33 гг.) (История)


Реферат: Кладка перемычек (Строительство)


Реферат: Испытание сортов картофеля иностранной и отечественной селекции (Ботаника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист