GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Создание порядка из хаоса (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Создание порядка из хаоса (Менеджмент)


Создание организационного порядка из хаоса: самообновление в японских
фирмах

Икухиро Нонака
Пер. Анохина Сергея

Самообновление организации следует рассматривать как процесс
разрушения старого организационного порядка и создание нового. Понятие
порядка подразумевает тип организационной и информационной структуры,
которые влияют на модель поведения внутри организации, в том числе модель
ресурсного обеспечения, организационной структуры, систем, процессов и
культуры. Без слома существующего и построения нового порядка не может быть
самообновления.

Порядок и равновесие
Управленческие теории описывают, как правило, способы сохранения
организационного порядка и сохранение внутреннего и внешнего равновесия.
Суть менеджмента изначально состояла в поиске и развитии средств контроля
поведения рабочих внутри производственнного процесса. Управление
основывалось на регламентировании рабочего времени и изучении рабочих
движений.
Элтон Майо и Ротлисбергер, оспаривая существующую точку зрения,
отмечали чрезмерность контроля со стороны научного управления в Хавторнском
эксперименте и говорили, что менеджер должен больше обращать внимания на
внутреннний мир работника, так же, как и на социальные навыки. Они
намеревались показать роль неформальных групп в формальных организациях и
важность сохранения равновесия между формальными и неформальными
организациями.
Герберт Сайон, осознав ограниченность человеческой способности
восприятия информации[1], стремился обойти пределы человеческих
возможностей путем таких черт организации, как иерархия, разделение труда,
отлаженность процессов. Он поддерживал создание стабильной структуры,
считая, ято ее отсутствие ведет к конфликтам и хаосу. Саймон считал, что
организация имеет структуру до тех пор, пока существует предел возможностей
человеческого мозга.
В дальнейшем теория вероятности распространила концепцию Саймона на
структурные отношения между организацией и внешней средой. Получила
признание концепция комплексной адаптации, в соответствии с которой,
структура, системы, процессы и ресурсы организации призваны
взаимодействовать с постояно меняющейся внешней средой. Это означает, что
чем теснее связанны окрыжающа среда, организационная структура, личностные
характеристики и организационные процессы, тем более функциональной
является организация.
Развитие теории стратегического управления привело к появлению
концепции комплексных связей. Основу стратегического управления,
произошедшего от концепции “накопленного опыта” в процессе ее
операционализации, составляет достижение баланса между характеристиками
рынка, ресурсным обеспечением, организационной структурой, системами и
типами лидерства. Этот баланс достигается путем очень сложного
систематического процесса.

Порядок, основанный на колебаниях
В противовес этим теориям недавно появились модели, которые излагают роль
неопределенности и хаоса внутри организации так, Карл Вейх считает, что
внутри порядка должны иметь место хаотичные процессы, так как они лучше
отвечают хаотичной природе окружающей среды. Мы можем понять, что
необходимо делать, только посредством экспериментов, то есть каких-либо
действий. С этой точки зрения организация приспосабливается к окружающей
среде посредством “хаотичных действий” скорее, чем с помощью
“бездействующего (неактивного) процесса”. Марч и Обсен рассматривали
процесс принятия решений с точки зрения “организационной анархии” и
подчеркивали значимость метода проб и ошибок в сравнении с ?????? чисто
аналитического решения проблем.
Однако эти антирационалистические модели не подстегнули развитие
теории смены существующего порядка как самообновления организации. Основные
принцыпы динамики несбалансированности возникли не из организеционных
теорий, а из других базисных дисциплин. В настоящее время наиболее
известные принципы, касающиеся самоорганизации сформулированны
естественными науками.
Физики привыкли рассматривать термодинамическую неуравновешенность как
временное нарушение равновесия, вместо того, чтобы попытаться увидеть здесь
что-то новое. Однако Илья Пригожин продемонстрировал, что
неуравновешенность может быть источником спонтанного формирования порядка
или организации. Новый принцип, описывающий порядок, стал называться
“порядок из неуравновешенности” или “порядок из хаоса”. Открытые системы
постояно берут свободную энергию из окружающей среды и создают энтропию.
Энтропия, в противовес закрытым системам, обращена к тому же или даже
низшему уровню системы.
В условиях постоянного обмена веществ с окружающей средой, система
постояно обновляется. Живые системы могут быть рассмотрены как системы,
основанные на постоянной неустойчивой самоорганизации.
Универсальные процессы, лежащие в основе формирования порядка, можно
описать следующим образом: в рамках системы элименты подвержены калебаниям.
Они взаимодействуют с саседними элементами и сталкиваются с ними, вызывая
усиления калебания. Когда из этого явления динамической кооперации начинает
возникать макроскопический объект, имеет место обратная связь с каждым
элементом, и взаимодействие погашается. Таким образом, спонтано формируется
определенный порядок и выполняются определенная функция, состоящая в
формировании стабильного порядка. Когда порядок фиксируется, в
организационной системе снова возобновляется подобие непрерывных процессов.

Cоздание знаний информации
Таким образом, самоорганизованная система формирует порядок посредством
колебаний, избирательно реагируя на информацию из окружающей Среды. Понятие
порядка охватывает не только физические признаки организационных структур и
систем; также оно включает такие ментальные характеристики, как концепции,
система ценных ориентаций, способы восприятия мира.



Какие бы процессы не вели к появлению организации, в любом случае
создается информация. Можно сказать, что суть создания организации в
создании информации. Управление сомопреобразованием организации, так же,
как и формирование порядка, обусловлено информационными условиями.
Для формирования порядка необходима скорее семантическая, чем
синтактическая информация. Синтактическая информация (физическая информация
Шеннона) измеряется в битах и не имеет внутреннего смысла. Типичный пример
- информация хранимая в компьютере в закодированной и количественно
измеренной форме. Наоборот, для семантической информации важно ее
актуальное значение. Несмотря на трудности, возникающие при ее измерении,
этот количественный вид информации способен изменить наше восприятие и
повлиять на наши действия.
Следовательно, создание информации симантично появлению смысла, что в
свою очередь ведет к появлению новых перспектив или новых точек зрения и
позволяет выйти на качественно иной уровень организации и интерпритации
информации.
К наиболее типичным примерам процесса создания информации можно
отнести процесс развития новой стратегии или нового продукта. Создав
разумную стратегию и концепцию продукта, компания получает возможность
выделиться из ряда себе подобных организаций. Однако создание новой точки
зрения не обязательно должно происходить на уровне всех отделов
организации. Классический пример - система “Канбан”, разработанная и
внедренная производственным отделом компании Toyota. Близка по смыслу
деятельность японских кружков качества. Зачастую новый взгляд на вещи
возникает в результате более внимательного отношения к каждому рабочему
процессу в течении дня. Постоянное накопление этих мелких изменений ведет к
глобальной реформации всего процесса производства. Систематический поиск
возможностей для улучшения деятельности компании на каждом этапе является
характерной чертой японских организаций.
Различные типы информации, участвуют в этом процессе, конкурируют друг
с другом и дополняют один другого; иногда имеет место их взаимное
несоответствие. Точно таким же путем информация формируется и на высших
уровнях, обусловливая изменение познавательных и поведенческих моделей
организации. Так проявляется процесс самообновления или эволюции
предприятия.
Однажды сформировавшись ,семантическая информация пытается
самоорганизоваться. Таким образом, информация порождает информацию. В этом
смысле создание информации ведет к уменьшению энтропии, ибо всегда
существуют возможности к формированию различных комбинаций. Организация,
создающая информацию, в организационном порядке или информации на хаос.
Важно отметить, что чем более внутренней структуре организации присущи
колебания и хаос, тем более деятельна она в смысле непосредственного
создания информации. Здесь хаос взаимодействует со свободой, колебаниями,
вероятностью, избытком, двойственностью и непостоянством. Это обусловлено
положительной ролью колебаний и хаоса в смысле расширения спектра
возможностей и усиления организации в плане развития воображения и
формирования новых точек зрения. Если организация желает самообновления,
она постоянно должна поддерживать состояние неустойчивости. Естественная
динамика простых рассеяных структур провозглашает парадоксальный принцип:
чем больше свободы в самоорганизации, тем больше порядка. Парадокс состоит
в том, что в отличае от ранее существовавших взглядов этот принцип
утверждает, что новый порядок создается посредством хаоса

Управление процессом создания информации
Хаос может быть создан как внешней средой, так и целенаправленными
действиями организации. В организации с открытой системой между обоими
типами хаоса происходит взаимодействие; однако в целях создания нового
порядка эффективнее целенаправленно создавать хаотичные связи между
организацией и внешней средой.
Тем не менее, само по себе создание хаоса не ведет к появлению новых
перспектив. Для создания информации и изменения взглядов организации
необходим динамический процесс, который возбудит колебания, усилит их,
создав тем самым динамическое взаимодействие, которое сможет в конечном
счете решить проблему непостоянства. Со временем неизбежен рост
актуальности подобного создания информации.Тонкое, но в то же время прочное
и гибкое управление процессом определяет важность самообновления для
предприятия.
Ниже подробно расписан этот процесс. Концепция, изложенная ниже,
основана на изучении процессов самообновления японских предприятий.

Создание хаоса
Формирование дерзких, но действенных взглядов. Самообновление компаний
часто начинается с формирования новой стратегии (сферы деятельности и/или
предназначения), которая задает основной вопрос “Для чего мы живем?” членам
организации. Такой взгляд может привести к полному изменению управления в
организации и радикальной трансформации ее перспектив по сравнению с
существующими. Нередко это оказывает большее влияние на те цели, которые
ставятся перед компанией. Так, председатель “NEC” Каджи Кобаяши выдвинул
концепцию “С and C”,суть которой состояла в переориентации компании с
одного на два основных направления деятельности - компьютеры и
коммуникации.Концепция вице- председателя NTT Ясасуди Китахари, получившая
название INS - система информационных сетей привела к разработке нового
поколения телефонов и созданию многофункциональных систем телекоммуникаций
в целях удовлетворения общественного спроса. Президент “Daiei” Исао Нахауши
создал концепцию “Ценовой реорганизации”, в соответствии с которой цены
регулировались не производителями, а распространителями продукции.
Председатель Seibu Distribution Group Сейджи Тсутсуми выдвинул концепцию
“предприятия для граждан” (Citizen Enterprise), разрешающую противоречия
“теория капитала” и “теория общественных интересов”, присущие индустрии
распространения. С точки зрения специально создаваемого хаоса, лучше
подходить к управлению в широком смысле слова, а не ограничиваться рамками
парадигмы компании. В этом и заключается смысл понятия стратегической
двойственности. Стратегические концепции . представленные в такой форме,
обеспечивают не только свободное управление, но и свободную интерпритацию,
благодаря двусмысленности команд. Стратегическая двойственность, которую
они представляют, обуславливает колебание взглядов внутри организации.Такие
взгляды можно охарактеризовать как метафоричные, в том смысле, что они
ведут к созданию альтернативных теорий или появлшению противоположных точек
зрения, что зависит от неопределенной сети идей и образов. Нестандартные
взгляды заставляют людей искать новые способы преодоления противоречий.
Влюбом случае новая стратегия фирмы поначалу вызывает протест и
несоглашения со стороны ее работников. Ичем серьезнее происходящие
преобразования, тем дольшше будет период построение новой информационной
системы, направленной на преодоление раазногласий.

Колебания, создаваемые рынком, технологией и организаций взаимоотношений.
Предприятия в качестве открытой системы постоянно продолжают
самообновляться в процессе получения информации от рынка, которая создает
колебания и ставит множество проблем и возможных способов решения перед
организацией. Организация, находящаяся в качестве быстротечных изменений
окружающей Среды, мождет быстро вводить различные инновации, если
существуют лидеры, готовые решить эти проблемы и берущиеся за их решение.
Так как согласно класической экономической теории, рыночный порядок
регулируется конкуренцией, организация может вызывать внутренние колебания
с учетом колебаний конкурентов и рынка. Рассмотрим в качестве примера
способ продвижения на рынок своих персональных компьютеров компанией NEC.
Изнрачально ПК компании NEC изготавливались по специальным заказам Nippon
Telegraph & TelephonePublic Corporation. Однако затем специалисты отдела
продаж полупроводников и интегральных схем выдвинули идею о распространении
первого японского кампьютера ТК-80 среди широких слоев населения. Идея
нашла широкий отклик у населения. Покупателями ТК-80 стали самые различные
группы потребителей, начиная от студентов и заканчивая просто фанатами
компьютеров.Продолжающийся диалог с клиентами обусловил высокие темпы
продаж ПК PC-8000. Мониторинговая служба компании послужила связующим
звеном между NEC сее новыми клиентами и PC-8000 и помогла внедрить на
компании взгляд на проблемы с точки зрения потребителя (ритм рынка). Таким
образом, ПК стал движущей силой изменения корпоративной культуры.
Технология также является самоорганизуемой интелектуальной системой и
может быть использована для формирования “сотворенного” хаоса. Вкачестве
примера можно рассмотреть оброщение к полупроводниковой продукции,
предназначенной для дома. Во многих компаниях это обращение привело к
полной смене поля деятельности и развитию новых видов продукции.
Полупроводник, являющийся “хлебом японских компаний”, есть не просто блок
памяти. Зачастую его применение ведет к качественному изменению функций
продукции. Развитие полупроводниковых технологий, предназначенных для
бытовой продукции, часто ведет к изменению товарной концепции компании.
Sharp, Ricon, Pioner и Nippon Gakki (Yamaha) использовали бурное развитие
полупроводниковых технологий для создания многофункционально продукции для
дома. примерно такое же влияние на создание информации оказало появление
новых керамических и химисеских материалов.
Таким образом, постоянные инвестиции в технологию которые являются
ресурсами создания информации, не только дают толчок к самоорганизации
информации и(или) знаний.
С формированием сети не только с клиентами, но и с компаниями-
партнерами становится возможным создать колебания, основанные на
взаимодействии с ним и активизировать создание информации. Формирование
сети между компаниями может носить самые разнообразные формы, в том числе
создание сети распространения, со-развитые, создание совместных предприятий
и слияние компаний. Так General Motors соместно с Toyota основали с целью
обновления компанию Nummi. Об управлению ноу-хау в Nummi,



основанном на производственной сиситеме Toyota можно написать целую книгу.
Следует также отметить работу GM, постоянно ищущей новые методы управления
продукцией в поисках наиболее подходящих.

Организации, системы, лидерство и культуры, влияющие на создание
колебаний. На создание колебаний влияет в первую очередь формирование новой
стратегии фирмы и накопление ресурсов создание информации. Однако причинами
появления колебаний могут выступать также организационная структура,
системы и процессы.
Для бюрократической организации характерно полное отсутствие
неопределенности. Но если организация стремится избежать застоя, она должна
предоставить больше свободы своим подразделениям, поощрять созидательные
конфликты между ними и создавать больше возможностей для формирования
нестандартных идей. В то же время необходимо сохранять сосуществование
различных систем и моделей поведения, что обязательно приводит к
возникновению связующих элементов между этими блоками. Так, формирование
автономной организационной единицы (например, небольшого подразделения)
ведет к усилению формальных и неформальных структур и тем самым
способствует развитию компании в целом.
Чтобы создать постоянные колебания в организации, менеджер не должен
заключать в узкие рамки свои идеи и поведение. Если менеджер все время
действует в одном стиле, это отбивает у подчиненных желание искать новые
подходы к работе, так как они знают, что именно нужно руководителю.
Менеджер должен постоянно искать свежие взгляды и быть готов предоставить
творческую инициативу подчиненным.
Тошиоруми Сузуки, президент японской компании Seven-Eleven говорит:
“Принято считать, что Хорей Бокай (принятие решения отром и изменение его
вечером) не ведет ни к чему хорошему. Однако вполне естественно, что в
процессе изменения ситуации решение меняется. Так, для различных торговцев
вообще не характерно принимать решения, основываясь на опыте прошлых
заказов. Необходимо привыкнуть к постоянному изменению наших приоритетов.
Для различной торговли очень важно, чтобы работники получали удовлетворение
от труда и мотивировались на творческий подход к делу.
В конечном счете, задача руководителя состоит в создании такого хаоса
на работе. Такая постановка вопроса дает работникам возможность реализовать
себя. Этот взгляд характерен для всех японских руководителей, использующих
восточную философию. Йоширо Марута, председатель корпорации “Као” считал,
что важно принимать решения, основываясь на велениях и разума и сердца. он
говорил: “ В течение всей жизни человек должен добиваться правды. Он должен
учиться работать и сердцем и разумом в повседневной жизни, должен выучить и
понять множество вещей. Выучить не значит просто проглотить фокты. Гораздо
более важно искать и исследовать правду”.
Фухукиро Соно, председатель TDK, призывает проводить в жизнь
буддийские принципы “шу, ха и ри”. Шу означает тренировку или дисциплину,
ха - слом существующих правил или мастерство, а ри - выход за пределы. “Не
заинтересован ли менеджмент в шу, ха и ри ? Заинтересован. Эти принципы
отражают 3 стадии человеческого развития: прилежное изучение основ,
стремление превзойти учителя, создание нового и прекрасного”. В этом
выражена необходимость формирования новых типов мышления у всех работников
организации.
Если культура допускает дискуссии среди молодых работников (
созидательные диалоги ) и отказывается от строгой иерархии, это означает,
что будут появляться значительные колебания. Honda известна как компания,
поддерживающая конфрантацию между своими работниками независимо от их
ранга. Кавашима, бывший президент Honda ушел со своего поста, так как
подчиненные были согласны с ним в 70% случаев. “Организация должна
приветствовать создание свободных дискуссий, в ходе которых не учитывается
ранг работников. Это ведет к возникновению доверительной атмосферы: слово
“нет” здесь играет большую роль,чем “да”.
Не менее важна периодическая смена работы, что ведет к изменению
атмосферы в коллективе. Чем больше внимания уделяется микроклимату на
предприятии, тем больше перспектив открывается для него. Так, Asahi
Chemical Industry использует смену работы как средство достижения
самообновления. эта компания дает возможность работникам поработать на
различных должностях в течение первых 10 лет работы на предприятии. В этом
списке первые десять лет являются важнейшей частью их жизни. Компания
ставит цель дать возможность сменить место работы по меньшей мере 90% своих
сотрудников.
Общей чертой преуспевающих компаний является концентрация внимания на
творческих действиях. Они предпочитают проведение эксперимента и метода
проб и ошибок аналитическим технологиям, так как последний всегда несколько
консервативен. Ответ на вопрос достигается только в результате
эксперимента. Таким образом, именно действия являются движущей силой
колебаний, так как они дают информацию и пытаются найти способ
самоорганизации компании.
Для организации полезнее включать несколько сосуществующих
контркультур, чем одну, так как это более эффективно в плане создания
информации. Сосуществующие контркультуры ведут к созданию новой культуры в
ходе диалектического процесса. Формированию контркультур способствует наем
новых работников различных специальностей и создание штата сотрудников
путем промежуточного найма (mid-carreer emplayment, mid-way hiring). Так,
многие сотрудники отдела копировальных аппаратов Canon, Ine, нанимаются
именно таким образом. необходимо продолжать нанимать этих людей, пока будет
достигнута “критическая масса”, то есть пока начнут появляться
оппозиционные точки зрения. Honda практикует промежуточный найм, чтобы
“оказать влияние на существующих работников и осуществить вливание свежей
крови”. Более того, уже стало традицией делать каждые 2 или 3 года , вместо
найма фиксированного числа работников каждый год.

Распространение колебаний: взгляд на противоречия. Второй этап создания
информации - расширение колебаний или хаоса и акцентирование внимания на
противоречиях. Недостаточно просто создать колебания; необходимо их
распространение. Не может быть формирования нового порядка, если мы не
нарушим сложившегося равновесия, иначе все отклонения возвращаются по
инерции в нормальное русло. Для внедрения инноваций компания должна
приковать внимание к разрешению проблем, возникающих в результате
целенаправленного формирования хаоса. Именно эти противоречия делают
возможным планирование новых перспектив компании. Например, процесс
развития нового бизнеса или продукта неизбежно ставит нас перед выбором
“творчество или эффективность” или “издержки или надежность”. Бейтсон,
сформулировавший концепцию “двойной зависимости”, говорил, что в процессе
эволюции организмов, живые существа, зависящие как от генетических, так и
от природных условий, продолжают творчески решать все возникающие проблемы.
Таким образом, “и вся то наша жизнь есть борьба”. Независимо от причин
появления противоречий, они ведут к активной деятельности, направленной на
преодаление существующих пределов.
Крайним проявлением хаоса может быть создание кризиса. Зачастую кризис
стимулирует творческую деятельность организации и даже способствует ее
обновлению. Разумеется, кризис может привести к развалу компании. Но в
целом, некоторые виды кризиса просто необходимы для создания новой
производственной концепции или отмены существующих моделей поведения
компании и их перегруппировки в условиях нового порядка. Из этого можно
сделать вывод, что одной из задач руководителя является создание
творческого кризиса, ведущего к генерированию новых идей. Каку, президент
компании Canon, сказал:
“Компания начинает терять свои позиции, как только проникается
уверенностью, что она лучшая, Существуют две вещи, которые необходимо знать
каждому менеджеру, чтобы обеспечить развитие компании. Во-первых, он должен
обеспечить понимание работниками смысла их деятельности, а во-вторых, он
должен постоянно держать своих подчиненных в состоянии стреса”
Можно привести высказывание управляющего отделом НИОКР Honda,
иллюстрирующее вышеприведенные слова: “Это все равно, что послать членов
команды на третий этаж, убрать лестницу и предложить им прыгать или искать
другой выход. Я верю, что творчество рождается только в условиях, когда
заставляешь человека преодолевать стену при максимальном нагнетании
обстановки”.
Нередко, если поставлена простая цель, трудно достичь каких-либо
изменений в концепции фирмы. Так, Коносухе Мацушита, основатель Matsushita
Electric, отмечал следующий парадоксальный факт: часто достичь снижения
затрат на 3% гораздо труднее, чем на 30%. Если поставлена сложная цель,
может произойти изменение взглядов компании, реструктирующая информация и
расширение существующего информационного пространства. Установление сложных
целей является одним из способов самопреодоления. Такие цели могут
ставиться руководителями или членами группы; они обязательно выполняют
задачу разрешения противоречий. Преодоление противоречий означает слияние
двух противоборствующих взглядов, что позволяет выйти на следующий
логический уровень.
Есть несколько способов акцентирования внимания на проблеме
противоречий. Так, могут создаваться проекты по прорыву существующих
ограничений компании, могут разрабатываться технологами дудущего или
развиваться новые продукты или рынки. Где и когда создавать главные
противоречия, является стратегическим вопросом. В любом случае важнейшим
элементом самоорганизации группы является создание ее ядра и руководителей
среднего звена (middle management).
Организационная группа имеет следующие три отличительные черты: она
автономна; она имеет собственные цели, которые выходят за рамки
существующих требований; она поощряет контакты сотрудников различных
специальностей. Эта команда формирует ядро интенсивной деятельности и
функционирует независимо от других отделов корпорации.
Менеджмент среднего звена занимает центральную позицию, благодаря
уникальной возможности комбинировать стратегическую макроинформацию
(свободную от влияния производственных особенностей) с микроинформацией



(существующей на уровне данного подразделения). Он может более эффективно
избежать колебаний и хаоса внутри организации, выступая в роли точки
опоры для аналогичных действий на выше- и нежестоящих уровнях. Управление
среднего звена может также служить в качестве основы для осуществления
процесса самообновления организации. От величины усилий среднего звена для
комбинирования различных видов информации зависит существование
высококачественного процесса создания информации на предприятии в целом.
Автономность организационной группы проявляется в предоставлении
членам группы свободы комбинирования идей и действий по их собственному
усмотрению и возможности, таким образом, гарантировать союз знаний и опыта.
Группа начинает экспериментировать, используя метод проб и ошибок для
сочетания идей и действий. Действия проясняют значение экспериментов, то
есть “исполнение есть анализ, а применение — формировка”.
Если новые перспективы и точки зрения формируются в ходе соотнесения
фактов и теоретических знаний, то такой метод создания информации является
индуктивным и холистическим. Нередко создание информации базируется на
знаниях, которые не могут быть четко сформулированы. Майкл Поланий
определил такой тип знаний, как “молчаливый, мыслительный” (tacit
knowledge) — это то, что не может быть четко выражено устно или писменно,
то есть интуиция. Элементы, составляющие интуицию (создание, обучение и
распознование нового и необычного, неизвестного) особенно важны, если мы
хотим внедрить инновации в организации. Не оспаривая значимости действий и
знаний, необходимо подчеркнуть важность этих “молчаливых” знаний и
интуиции, которые являются внутренним осмыслением опыта предыдущих
экспериментов.
Этот метод характеризуется постоянным расширением базы исследований и
бесконечным изменением формулировок интересующих нас вопросов.

Динамическое взаимодействие в ходе решения противоречий. Третьим процессом,
участвующим в создании информации, является стимулирование динамисеского
взаимодействия внутри организации с целью решения возникающих проблем.
Необходимо, чтобы в формировании новых взглядов принимала участие лучшая
информация от всех уровней организации и работников различных
подразделений. Надо наладить межфункциональные связи на предприятии. До тех
пор. пока процессы создания информации касаются отдельного подразделения,
изменение взглядов не происходит. Динамическое взаимодействие имеет место
только в случае, когда изменения затрагивают всю компанию в целом.
Средством организации динамического взаимодействия внутри организации
являются организационные команды. Суть методологии состоит в том, чтобы
нарушать стабильность существующего режима, в то время, как группа
“революционеров” работает над формированием новых основ управления.
Аналогично, для формирования новой стратегии или создания нового продукта
наиболее типичным элементом процесса создания информации является подбор
такой группы, способной создать собственные порядок внутри подразделения, а
затем распространить его на организацию в целом. Поскольку условия, в
которых формируется группа, оказывают значительное влияние на последующий
процесс создания информации, необходимо тщательнейшим образом подходить к
вопросам, касающимся не только функционирования группы в целом, но также и
к проблеме выбора лидера и членов группы, и к вопросу последующего процесса
деятельности команды. Менеджмент высшего звена (top management) должен
выступать в роли катализатора; он не должен предпринимать попытки контроля.
Деятельность организационной команды можно сравнить с поведением команды
регбистов. Как и в этой спортивной игре союз теории и практики достигается
в ходе свободно протекающих столкновений, передач и ударов, В
организационной группе члены состязаются в рамках создания информации и ,
таким образом, информация становится сильным источником влияния на других
членов группы.
Для распространения процесса перемен внутри компании новая концепция
должна внедряться на всей организации в целом. При этом организационная
группа должна выступать в качестве рычага. Чтобы преобразования завершились
быстрее, полезно использовать цепной механизм. Для этого специально
созданные команды и/или организационные группы проводят разъяснительную
компанию среди подразделений предприятия.
Деление обязанностей между отделами также способствует быстрейшему
преобразованию. Действие этого механизма приводит к смешению и единению
процессов разработки, производства и продажи и способствует развитию
динамического взаимодействия внутри организации. Конкуренция внутри
предприятия также ведет к динамическому взаимодействию в том смысле, что
человек стремится перейти в лидирующую команду.
В создании динамического взаимодействия важную роль могут сыграть
инженерные работники, выполняющие несколько функций. Интересный способ
смешивания информации практикуется в компании Epson, где каждый инженер
выполняет две функции. Вице-президент Epson Сусуми Айзава говорил: “ Наша
политика - поручать инженерам выполнение двух функций. Например, он может
тратить 70% времени на разработку дизайна, свою основную работу, и 30% на
маркетинг, дополнительную функцию. Мы пытаемся создать
мультифункционального инженера. Особенно большое применение этот метод
находит в области “мехатроники” - на стыке механики и электроники”.
Этот опыт может быть полезен для формирования всего штата сотрудников.
Самой большой проблемой японских фирм, имеющих текучесть кадров, является
то, что различные отделы весьма неохотно предоставляют своих сотрудников
для разработки новой продукции или нового бизнеса. Однако все компании,
успешно осуществляющие самообновление, в критический момент преодолели этот
барьер. Надо только отметить, что этот процесс требует, чтобы в руководстве
компании находились сильные, волевые люди.
Сильное руководство также играет роль “стратегического спонсора”,
согласно которой руководитель защищает, воспитывает и поддерживает
создателей информации. Поскольку для того, чтобы изменить существующий
порядок, отдельному работнику или группе приходится выдерживать множество
политических столкновений, роль стратегического спонсора состоит в том,
чтобы распознавать важные новые идеи и уничтожать все факторы, мешающие
процессу их внедрения в жизнь и деятельность организации. В компании NEC
роль “волнореза” в развитии персональных компъютеров сыграл Атсуйоши Охуши.
Несмотря на существовавшее недоверие к компъютерам, Охуши был убежден, что
за ними будущее и поэтому отказался от многих правил, существовавших тогда
в компании, ради скорейшего успешного развития компьютерных технологий.

Новый порядок и реструктуризация знаний организации. Четвертым процессом ,
участвующим в создании информации, является формирование новых знаний но
основе накопленной информации. Три вышеописанных процесса связаны с
обеспечением активации создания информации. В дополнении к этому следует
сказать, что для постоянного развития компания должна постоянно обучаться.
Обучающаяся организация создает фонд знаний на основе информационных
потоков и в то же время распространяет эти знания среди всех своих
полразделени и стимулирует систематическую самоорганизацию информации.
Информация, созданная колебаниями и отдельными работниками, делится между
всеми работниками предприятия и формирует знания на уровне организации.
Например концепция “максимальные удобства для человека при минимальном
размере автомобиля”, сформулированная в 1981 году компанией Honda при
проектировании автомобиля для города, впоследствии была перенесена на
другие модели автомобилей. Для развития компании необходимо постоянно
продолжать процесс обучения.
В то же время, результаты деятельности по созданию информации
необходимо оценивать, исходя из того, что следует применять и в дальнейшем,
а от чего лучше отказаться. Необходимо применять ретроспективный анализ.
Так, один из членов команды “ad hoc”, занимающейся исследованием
ошибок компании Honda, анализируя причины резкого спада объемов продаж
предназначенной для города модели City, отметил: “Сначала продажи данной
модели были успешными, но сейчас необходимо признать провал City на рынке”.
Такой вид систематической оценки учтенных и неучтенных факторов является
систематически важным.
Различные концепции, создаваемые организациоными группами, должны
находить отрадение в стратегии компании, чтобы определить новые цели и
задачи, стоящие перед организацией.

От обработки к созданию информации
Герберт Саймон однажды применил шокирующую метафору: “Поведение муравья на
самом деле достаточно просто. При всей его кажущейся слодности оно является
лишь отражением сложности акружающей Среды, в которой он обитает”. Человек
в каком-то плане на муравья. Он также ограничен невозможностью воспринимать
одновременно более семи категорий информации.
Из этой концепции ментальных пределов вытекает новый взгляд на
организацию, согласно которому фирма, чтобы гарантировать высокую
эффективность исползования трудовых ресурсов, строит организационную
структуру и преодолевает пределы мышления при помощи упращения процесса
обработки информации внутри организации. Организация будет поддерживать
работу по созданию структуры, так как возможности ее персонала ограничены.
Система, описанная Саймоном, не отличается по форме от модели бюрократии,
разработанной Максом Вебером, каторая характеризуется иерархие и
разделением труда.
Теория вероятности доказала, что лучше приспособлены к окружающей
среде те предприятия, которые создали такие структуры обработки информации,
которые дают наибольший эффект при минимальных усилиях. В основе этой
теории лежит принцип “необходимого разнообразия” в кибернетическом смысле.
Таким образом концепция обработки информации Саймона здесь все еще
эффективна, хотя и на ином уровне.
В целом, мы рассмотрели данный тип порадигмы управления информацией.
Поскольку существует предел человеческих возможностей, то для эффективной
систематической обработки информации необходима иерархия, разделение труда
и управление им. Парадигма управления информацией возникла в условиях мира,
развивающегося в направлении синтактической информации. Она основана на
писсимистической точке зрения на человеческие возможности.
До развития теории организационной культуры никогда не говорили о
значении семантической информации. Позже книга “В поисках совершенства”
дала яркое описание настоящей, “живой” организации и представила точку
зрения, которая не могла быть полностью усвоина с применением одного лишь
аналитического подхода. Однако там не было принципиального объяснения,
почему восемь факторов, описанных в книге, приведут к совершенству.
Наш аргумент базируется на утверждении, что человек способен создавать
порядок (информацию)”. Мы смотрим на людей не как на простых переработчиков
информации, а как на ее создателей.



Эта статья аргументиравано показывает, что суть самоорганизации в
создании информации. Она призывает к нарушению существующего порядка с
целью обновления; отрицает широко распространенные организационныетеории,
ориентирующиеся на достижение равновесия; защищает парадигму
самоорганизации.
Парадигму самоорганизации следует рассматривать, как процесс
самоорганизации на основе хаоса или колебаний. Процесс выхода из
существующего равновесия состоит из четырех этапов:
- организация поддерживает нестабильное состояние путем
целенаправленного создания хаоса или колебаний;
- определение колебания поддерживается и усиливается; в конечном счете
специальная организационная группа обеспечивает создание информации;
- колебания действуют на соседние элементы и приводят к созданию
внутри организации взаимодействия, необходимого для разрешения
противоречий;
- формируется новый порядок, а создаваемая и накопленная информация
создает фонд знаний.
Первые три процесса обеспечивают создание информации, в то время, как
четвертый преобразует информацию в знания. Самообновление происходит, если
имеет место реструктуризация имеющихся данных для формулирования новых
целей и задел организации.
По сути, стратегия самообновления основана на способности организации
управлять конфликтами и создавать организационный порядок. Организация
должна четко представлять, какой вид хаоса создать, где и как начать
движение к самоорганизации, где прийти к соглашению и где и когда создать
следующий тип хаоса. Лидеры или члены организационных групп принимают
соответствующие решения или служат причиной начала функционирования этих
процессов. Эти люди создают информацию, а не просто ее обрабатывают. Именно
в этом состоит различие между деятельностью муровья и человека.
-----------------------
[1] Речь идет о том, что человек не может воспринемать одновременно более 9
категорий информации.

-----------------------

Хаос расширяет спектр возможностей и усиливает организацию в плане
формирования новых точек зрения. Если организация желает обновиться,
она должна постоянно поддерживать состояние неуравновешенности.



Чтобы создать постоянные колебания внутри организации, менеджеры
должны непрерывно искать свежие идеи. Для организации гораздо более
полезно иметь несколко сосуществующих культур, чем довольствоваться
одной единственной системой ценностей.



Создание кризиса нередко может стимулировать созидательную
деятельность организации или даже привести к ее обновлению. Одна из
важнейших функций руководителя заключается в создании активного,
созидательного хаоса.

Суть самоорганизации состоит в создании информации. Стратегия
самообновления организации основана на способности организации
управлять постоянными конфликтами и создавать организационный порядок.






Реферат на тему: Создание предприятия и определение его рыночной стратегии

Содержание.



Введение. …………………………………………………………….....


1. Теоретический раздел. ……………………………………………...

1. Характеристика частного предпринимательства в России…...
2. Процесс выбора рыночной стратегии фирмы. ……………......
3. Использование матриц при выборе рыночной стратегии. …..
1. Аналитический раздел. ……………………………………………..
1. Анализ бизнес идеи. …………………………………………..
2. Содержание стратегического планирования фирмы. ………
3. Анализ конкурентоспособности и выявление конкурентных преимуществ
фирмы. (Конкретная сфера деятельности либо конкретный вид продукции).
…………………………………
4. Определение действий по реализации стратегии (политика, тактика,
бюджет, правило, закон). …………………………...

2. Расчетный раздел. …………………………………………………..
1. Расчет показателей для построения платежной матрицы с целью
определения оптимального варианта сбыта товара.
3. Организационный раздел.
1. Аспекты управления сбытом. …………………………...
4. Графический раздел. ………………………………………………
5.1Матрица
БКГ.........................................................................
.......
5.2 Матрица Продукт - Рынок.
........................................................
5.3 Расход на содержание персонала.
.............................................
5.4 Расходы на оборудование.
.........................................................
5.5 Финансовый план.
.......................................................................
5.6 План транспортных расходов.
...................................................
5.7 Оценка конкурентоспособности.
..............................................
5.8 Платежная матрица.
....................................................................
5.9 График динамики прибыли за первый год деятельности. .....
Выводы. ………………………………………………………………...
Используемая литература. ………………………………………….....



1. Теоретический раздел
1.1 Характеристика частного предпринимательства в России.
Индивидуальное (частное) предпринимательство - это осуществляемая от
своего имени и на свой риск деятельность, предприниматель несет
неограниченную ответственность за результат своей деятельности. Каковы же
его роли?
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых
немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только
быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу
конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту
среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости,
производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных
разработках. Значительна их роль в создании рабочих мест,
в этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на
крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще
начинают коммерциализацию новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими
причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому,
что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или
рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также
охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске
принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с
устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся
как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение
разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего
с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою
очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого
удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками,
проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Обобщая все
вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое
предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных
отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка,
повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких
слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних
предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные
звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их
как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали
и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких
предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны
и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их
производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей
монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений,
монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на
произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась
тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и
кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас
производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого
технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на
рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и
адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо
получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы
прибыль доставалась именно им.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая
эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют
потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных
источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.



Правовые основы деятельности малых предприятий.

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные
формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные
правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для
мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь
получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя.
Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц,
между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием.
Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации.
Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего
бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций, например в США, 98% -
небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно
быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией
владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые
реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление
ею.
В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья
и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег",
быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в
другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали
импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары
из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от
налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование,
культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для
обогащения.
Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о
предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе
- как о спекулянте.
Потеря административного управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные
предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в
чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие
налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету.
Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке
малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных
помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное
положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации
преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия
не на расширение производства, а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий
уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие
трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения
кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры,
нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес
- непрекращающийся глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных
предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к
реальному производству продукции.
Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и
развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены
определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но
проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но
экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и
современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое
налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство
(многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10%
полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы
- усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо
освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии.
И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого
предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного
налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более
низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных
отраслей.
Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько
административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта
проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не
предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской
Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное
количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с
тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму
времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и
разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно
это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего
предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и
не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно
связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны
бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут
продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на
корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман
государственным чиновникам.
К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и
организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в
качестве особого сектора экономики России. Действенной системы
стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и
хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная
программа развития малых предприятий.



1.2 Процесс выбора рыночной стратегии.

Для выбора рыночной стратегии предприятия, необходима прежде
выполнить выполнить следующую последовательность шагов:
1. - Оценка и анализ внешней среды.
2. - Управление обследование сильных и слабых сторон.
3. - Анализ стратегических альтернатив.
4. - Выбор стратегии.
Первым шагом является изучение внешней среды, а именно, ее рыночных
факторов. Основное предназначение анализа внешней среды - определить и
понять возможности и угрозы, которые могут возникать ля предприятия в
настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.
К этим факторам относятся:
- поведенческие факторам (образ жизни покупателей, занятость покупателей,
мотивы покупок и д.р.).
- Социально - демографические факторам (пол, возраст, образование, уровень
дохода, семейное положение, социальный статус и д.р.).
- Интенсивность конкуренции в отрасли, которая зависит от: числа фирм и их
размеров, специфики продукции, характера спроса и перспектив развития
отрасли, наличия барьеров выхода из отрасли.
Кто является потребителем по форме собственности (частные лица, юридические
лица, государство, посредники).
Необходимо также определить правила конкуренции в отрасли, в
некоторых отраслях компании «толкают» друг друга, в других существуют
«джентльменские» отношения, в - третьих имеется компания - лидер. Еще один
фактор - легкость проникновения на рынок, которая ограничивается следующими
барьерами:
приверженность покупателей торговой марке
контроль над каналами сбыта
доступность к производственному опыту
политика правительства направленная на защиту отрасли
Еще одним конкурентным фактором является угроза появления товаров -
заменителей, которая зависит от:
цены производства заменителей
готовности покупателей принять такой заменитель
Стратегическое планирование осуществляется относительно товарных
групп и сопутствующих им услуг. На начальном этапе выбора стратегии можно
использовать методику Бостонской консультационной группы (БКГ). Применение
матрицы (БКГ) позволяет выполнить две основные функции стратегического
планирования: принятие решение о позициях на рынке и распределить средства
в будущем.
Оценка баланса потребностей и интересов потребителей товара и
торговых фирм, прелагающих и реализующих определенный товар,
осуществляется на следующем этапе разработки стратегии с помощью матрицы
«Продукт - рынок» (стр.____)
Анализ стратегических альтернатив.
На этом этапе руководство уже ответило на вопрос «Куда мы
направимся?» и «Как мы попадем туда?». Имеется множество вариантов каждой
из альтернатив стратегии, остановимся на четырех основных:
1. Ограниченный рост: применяется в отраслях со статичной технологией,
когда организация удовлетворила своим положением.
2. Рост - применяется в динамично развивающихся отраслях с
быстроменяющимися технологиями. Ее могут придерживаться
руководителями, стремящимися к разработке новой продукции.
3. Сокращение - при этой стратегии уровень целей ставится ниже уровня
предыду3щих целей. Применяется при переориентации фирмы.
4. Сочетание - обычно придерживаются крупные фирмы. Эта стратегия
представляет собой объединение любых из трех вышеперечисленных
стратегий. Целью является выбор стратегической альтернативы,
которая максимально повысит эффективность организации.
Рыночная стратегия определяется исходя из выбранного товара и рынка,
для которого он предназначен, с учетом имеющихся у предприятия
возможностей. Стратегия включает определение основных целей предприятия и
основные пути реализации выбранных целей.
Рыночная стратегия фирмы основывается на нескольких основных
принципах:
1. Наиболее полное изучение и учет существующего рынка.
2. Определение оптимального ассортимента продукции с учетом, как ее
качественных характеристик, так и экономической целесообразности
выпуска.
3. Разработка наиболее эффективной сбытовой политики, важным
составляющим элементом которой выступает ценовая стратегия фирмы,
включающая методы и формы расчета с потребителями, условия платежей
и т. д.
На стратегический выбор, осуществляемый руководителем, влияют
разнообразные факторы:
1. Риск.
2. Знание прошлых стратегий.
3. Реакция на владельцев.
4. Фактор времени.



1.3 Использование матриц при выборе рыночной стратегии.

Матрица БКГ (BCG) (схема 1) состоит из четырех квадрантов. По осям
фиксируются темпы роста отрасли относительная доля роста рынка. Базовый
уровень темпов роста - темп роста ВНП, барьер - 2* темп роста ВНП.
Относительной долей рынка считается отношение доли рынка данной
хозяйственной единицы к доле рынка контролируемой основным конкурентом,
выраженное в относительных единицах.
Например, если бизнес А занимает 15% от общей емкости рынка, а доля
крупнейшего конкурента 30%, то относительная доля рынка для А составит 0,5.
В этой матрице пузырьками отмечены товары, причем размер пузырька
соответствует его доле.
1. Трудные дети - товары, попадающие в правую верхнюю клетку матрицы.
Высокие темпы роста делают их привлекательными с отраслевой точки зрения.
Однако низкая относительная доля рынка поднимают вопрос о том, смогут ли
эти товары успешно конкурировать с крупными, более эффективно
действующими соперниками. Потребности данного товара в финансировании
высоки, а размер прибыли от него низок. Для него существует два варианта
стратегии:
1 - агрессивная стратегия инвестиций.
2 - свертывание.
2. Звезды - товары с высокой относительной долей рынка, в быстрорастущих
отраслях. Они обещают наибольшие прибыли и перспективы роста. Заняв
доминирующие позиции на быстрорастущих рынках, эти товары требуют
значительных инвестиций для увеличения производственных мощностей.
2. Дойные коровы - товары, имеющие высокую относительную долю рынка в
медленно растущих отраслях. Товары - дойные коровы зарабатывают средства
в объемах, превышающих их потребности в

Новинки рефератов ::

Реферат: Водород (Химия)


Реферат: Закон о банках (Право)


Реферат: Европейские поэты возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Курсовая работа по численным методам (Математика)


Реферат: История великих географических открытий (История)


Реферат: Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы (Искусство и культура)


Реферат: Предмет политологии (Политология)


Реферат: Права профсоюзов в сфере трудовых отношений (Трудовое право)


Реферат: Эволюционные причины поведения (Биология)


Реферат: Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы обучения абитуриентами (Педагогика)


Реферат: Бизнес-план малого предприятия: методика и расчет реального проекта (Предпринимательство)


Реферат: Концепции современной физики (Естествознание)


Реферат: Тема деревни в современной литературе (Литература : русская)


Реферат: Криптология: подстановочно-перестановочный шифр и его применение (Компьютеры)


Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)


Реферат: Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора (Искусство и культура)


Реферат: Потитика местного самоуправления (Право)


Реферат: Алкоголизм, табакокурение и наркомания. Подверженность молодежи к алкоголизму (Социология)


Реферат: Вьетнам - краткий очерк (История)


Реферат: Педагогические взгляды Н.И. Пирогова (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист