GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Общая теория менеджмента (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общая теория менеджмента (Менеджмент)


Содержание


Содержание 1


Лекция 1. Организации, менеджеры и успешное управление 3


Суть управленческой деятельности 5

Управленческие функции: определение управления 7

Лекция 2. Эволюция управленческой мысли 17

2.1 Эволюция управления как науки 19
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ. 20
2.1.1 ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ 20
2.1.2 Наука управления или количественный подход 27
2.1.3 Процессный подход 27
2.1.4 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 31
2.1.5 СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД 34

Лекция 3. Внутренняя среда организации 34

3.1 СПОСОБНОСТИ. 37
3.2 ОТНОШЕНИЕ. ТОЧКА ЗРЕНИЯ. 38

Лекция 4. Внешняя среда в бизнесе 40

4.1 ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 40
4.2 ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ 41
4.3 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 41

Лекция 5. Коммуникации в организациях 42

5.2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОММУНИКАЦИЯХ 42
5.2 ПРЕГРАДЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ВОСПРИЯТИЕМ. 48
5.3 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРЕГРАДЫ. 49
5.4 ПЛОХАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. 50
5.5 ИСКАЖЕНИЕ СООБЩЕНИЙ. 51
5.6 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. 52
5.7 НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ. 53
5.8 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. 54
5.9 СИСТЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. 54

Лекция 6. Принятие решений 56

6.1 ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ. 60
6.2 ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ. 61
6.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛЬТЕРНАТИВ. 62
6.4 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. 63

Лекция 7. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 63

7.1 МЕТОДЫ ПЛАТЕЖНОЙ МАТРИЦЫ И ДЕРЕВА РЕШЕНИЙ. 66
7.2 АНАЛИЗ ВРЕМЕННЫХ РЯДОВ. 68

Лекция 8. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 70


Лекция 9. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА 79

9.1 ПОЛИТИКА 80
9.2 ПРОЦЕДУРА 81
9.3 БЮДЖЕТ 81
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ 82

Лекция 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ 84


Лекция 11. Построение организаций 89

11.1 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ. 90
11.2 ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ 92
11.3 ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА. 94

Лекция 12. МОТИВАЦИЯ 100

12.1 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 100
12.2 СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОТРЕБНОСТИ. 102
12.3 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ 107

Лекция 13. КОНТРОЛЬ 110

13.1 ПРОЦЕСС КОНТРОЛЯ 113
13.2 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ. 115

Лекция 14. Групповая динамика 118


ТЕМА I. ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Лекция 1. Организации, менеджеры и успешное управление

Такая область как управление развилась в ответ на необходимость
объяснить, «почему» и «вследствие чего» преуспевают или рушатся
организации. Ученые в области управления путем исследований и практики в
области управления методом проб и ошибок неустанно ищут ответ на вопрос:
«Чем определяется успех организации?» ответ на этот вопрос ведет к ответу
на более прагматичный вопрос: «Что может сделать руководитель, чтобы
обеспечить успех организации?».
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной,
обуславливающей существование менеджмента. Поэтому начнем изучение
менеджмента, усвоив сначала, что такое организация и почему ею нужно
управлять.
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным
требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой
группы;
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного
состояния или результата), которую принимают как общую все члены
данной группы;
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы
достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важные
определения:
«Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно
координируется для достижения общей цели или целей» (Честер Барнард – один
из классиков менеджмента 30-40-х годов).
Для большей точности скажем, что приведенное выше определение
справедливо не просто для организации, а для формальной организации.
Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают
спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно
регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных
организациях, за исключением, быть может очень маленьких.
Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими
только одну цель. Предмет курса – это управление сложными организациями.
Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Все сложные организации имеют общие для них характеристики.
1. Ресурсы. Цели всякой организации включают преобразование ресурсов для
достижения результатов. Основные ресурсы, используемые организацией, это
люди, капитал, материалы, технология и информация.
2. Зависимость от внешней среды. Организации полностью зависят от внешней
среды как в отношении своих ресурсов, так и в отношении своих
потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся
достичь. Термин внешняя среда включает экономические условия,
потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство,
конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные
взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Эти взаимосвязанные
факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри организации.
Большое значение имеет тот факт, что когда организация и зависит
полностью от внешней среды, среда эта, как правило, находится вне
пределов влияния менеджеров.
3. Горизонтальное разделение труда. Вероятно, самой очевидной
характеристикой организации является разделение труда. Разделение всей
работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным
разделением труда, что позволяет организации производить гораздо больше
продукции, чем если бы то же самое количество людей работало
самостоятельно.
4. Подразделения. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное
разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические
конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей. Такие
подразделения часто называют отделами или службами. Как и целая
организация, частью которой они являются, подразделения представляют
собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и
координируется для достижения общей цели.
5. Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации
разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу
группы для того, чтобы она была успешной.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда – две внутренние
организационные формы разделения труда в организации. Вертикальное –
отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Деятельность по координированию работы других людей и составляет
сущность управления
6. Необходимость управления. Управление является существенно важной
деятельностью для организации. Во всех организациях, за исключением самых
маленьких, управление занимает так много времени, что становится все
труднее осуществлять его мимоходом. Работа по управлению, для того, чтобы
организация могла действовать успешно, должна быть четко отделена от
неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей
и определять круг их обязанностей и ответственность.


Суть управленческой деятельности

Управленческая работа по сути своей очень сильно отличается от
неуправленческой: работа начальника цеха имеет гораздо больше общего с
работой президента компании, чем с работой людей, которые находятся под его
управлением. «Станочники, овладев техникой приготовления какой-то детали на
своем станке, могут потом в течение недель заниматься этой операцией,
торговцы большую часть жизни проводят, продавая один и тот же вид
продукции. Руководитель же не вправе ожидать такой однородности в своей
работе. Скорее, характерным для него будет кратковременность, разнообразие
и фрагментарность осуществляемой деятельности». (Генри Минцберг. Природа
управленческого труда.1973).
Роли руководителя. Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг
находит еще одну общую черту управленческой работы – роли руководителя.
Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих
правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».
Минцберг выделяет десять ролей, которые принимают на себя руководители в
различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех
крупных категорий: межличностные, информационные и роли по принятию решений
(см. рисунок). Роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они
взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Менеджеры
непрерывно меняют роли сталкиваясь с ежедневными проблемами и
неопределенными ситуациями. Однако в зависимости от организационного
уровня менеджера один тип ролей может преобладать над другим по своему
значению.



Управленческие функции: определение управления

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и
контроля, необходимый для формирования и достижения целей организации.
Питер Ф.Друкер – ведущий теоретик в области управления и организации: «
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу».
Функции управления взаимодействуют между собой, формируя единый
процесс, т.е. непрерывную цепь взаимосвязанных действий.
Уровни управления
Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные
функции, это не значит, что большое число руководителей в крупной компании
заняты выполнением одной и той же работы. Одна из форм разделения
управленческого труда носит горизонтальный характер: расстановка конкретных
руководителей во главе отдельных подразделений. Как и в случае
горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ,
горизонтально разделенная управленческая работа должна быть
скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей
деятельности. Вертикальное развертывание разделения труда в результате
образует уровни управления (армия). Обычно в организации можно определить,
на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это
осуществляется через название должности.
Вне зависимости от того, сколько уровней управления существует,
руководителей традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс
рассматривает эти категории с точки зрения функции, выполняемой
руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на
техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и
действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в
производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на
управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри
организации. Руководители на институциональном уровне (уровень социальных
структур – государство, бизнес, религия, корпорация и т.п., выполняющих
определенные общественные функции) заняты в основном разработкой
долгосрочных планов, формированием целей, адаптацией организации к
различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и
внешней средой и т.п.
Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в
выделении руководителей низового звена или операционных управляющих,
руководителей среднего звена и руководителей высшего звена.
Два способа представления уровней управления. (Пирамида – на каждом
последующем уровне управления людей меньше, чем на предыдущем).
Более глубокое горизонтальное разделение менеджеров предполагает их
специализацию по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы
предприятия.
Руководители низового звена
Младшие начальники, которых также называют руководителями первого
(низового) звена или операционными руководителями – это организационный
уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками.
Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для
непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности
выполнения этих заданий. Это – мастер, мастер смены, заведующий отделом.
Большая часть руководителей вообще – это руководители низового звена.
Руководители среднего звена
Работа младших начальников координируется и контролируется
руководителями среднего звена. Типичными должностями руководителей среднего
звена управления являются: декан, управляющий сбытом по региону или по
стране и директор филиала. Руководитель среднего звена часто возглавляет
крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в
большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем
организации в целом.
В основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между
руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для
решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения
обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде
спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя
существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена
проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового
звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена
на производственном предприятии показало, что они проводят около 89%
времени в устном взаимодействии. В другом исследовании указывается, что
руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в
одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени
затрачивается этими руководителями на устное общение.
Руководители высшего звена
Высший организационный уровень — руководство высшего звена — гораздо
малочисленнее других. Даже в самых крупных организациях руководителей
высшего звена их всего несколько человек. Типичные должности руководителей
высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-
президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с
генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в
университете — с канцлерами (ректорами) колледжей.
Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для
организации в целом или для основной части организации. Сильные
руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь
облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное
правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения
при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями
администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние
руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано
на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер»
под руководством Ли Якокки (Ли Якокка. Карьера менеджера: Пер. с англ. М.:
Прогресс, 1990). Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в
больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень
хорошо.
Но велики и тяготы такого поста: человек на этой должности, как
правило, очень одинок.
После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего
звена Минцберг пришел к такому выводу: «Количество работы, которую
приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым
выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть
выполнена, очень напряженный. Основная причина тому - работа руководителя
высшего звена не имеет четкого завершения. В отличие от агента по сбыту,
который должен сделать определенное количество телефонных звонков, или
рабочего на производстве, который должен выполнить норму выработки, на
предприятии в целом не существует такого момента, если не считать полной
остановки этого предприятия, когда работу можно считать законченной.
Поэтому и руководитель высшего звена не может быть уверен, что он (или она)
успешно завершили свою деятельность. Поскольку организация продолжает
действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск
неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной,
но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то
еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для
него не редкость.
Ниже приводится пример того, как расходуется это время.
Незапланированные встречи 10%
Поездки, осмотры 3%
Работа с бумагами 22%
Запланированные заседания, встречи 88%
Разговоры по телефону 6%
Менеджер в сравнении с предпринимателем
Термин предприниматель был введен французским экономистом Ришаром
Кантиллоном, жившим в начале XVIII века. И с тех пор это слово означает
человека, который берет на себя риск, связанный с организацией нового
предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида
услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова
«предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами.
Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, тоже
относятся к классу предпринимателей, хотя их именам никогда не суждено
попасть в учебники истории. Эти люди играют ключевую роль в экономике.
Малый бизнес предпринимательского характера играет важнейшую роль в
экономике США. (В настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий
(без сельскохозяйственных), из них 19,6% относятся к категории малых,
имеющих численность менее 500 чел. Их доля в валовом национальном продукте
составляет около 40%, а в численности занятых — более половины). По данным
Несбитта, 10,8 млн. предприятий из 11 млн. их общего числа в Америке, — это
малый бизнес. В нем занято 60% всей рабочей силы. Более того, за период с
1972 по 1979 гг. на 25% возросло количество супер-малых предприятий
индивидуально-трудовой деятельности.
С другой стороны, поскольку все предприниматели активно участвуют в
формировании целей предприятия или организации и управляют этой
организацией в начале ее деятельности, всех их можно считать менеджерами.
Некоторые оказываются весьма успешными в своей управленческой деятельности
не только в самом начале развития предприятия, но и в течение долгого
периода работы предприятия. Основатель компании «Ай Би Эм» Томас Уотсон
разработал и внедрил многочисленные приемы в практику управления, которые
позволили превратить «IBM» в бесспорного лидера компьютерной
промышленности. Хотя Рей Крок купил имя «МакДоналдса», а не основал свою
собственную новую компанию, его предпринимательская акция по переводу на
индустриальную основу приготовление гамбургеров произвела настоящую
революцию в бизнесе быстрого обслуживания в сфере общественного питания.
Этот и многие другие инновационные приемы в управлении, внедренные в те
времена, когда Крок стоял во главе компании «МакДоналдс», привели компанию
к успеху, о котором мы знаем по настоящее время. Фредерик Смит также четко
продемонстрировал управленческий талант, реализуя идею, которая привела к
успеху «Федерал Экспресс».
Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на
финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с
отдыхом, т.е. все то, что традиционно считается чертами хорошего
предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же
самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она
становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь
способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции,
такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Автор одного
исследования, в котором сравниваются характеристики успешного
предпринимателя и успешного менеджера, приходит к следующему выводу:
«Успешные иерархи (руководители) в бизнесе были способны внести
организованность в неструктурированную ситуацию и увидеть суть своей
организации. Такие руководители способны принимать решения. У
предпринимателей, однако, такая линия поведения не прослеживалась,- (кроме
того) успешный руководитель в бизнесе проявлял положительное отношение к
власти. А предприниматель по своему характеру, кратко говоря, не желает
признавать и подчиняться власти, проявляет неспособность работать под
руководством и, как следствие, стремится избежать такой ситуации».
Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся
предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация,
которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В
исследованиях, проведенных по государственной линии, указывается, что на
практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной
причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Организации, действующие в условиях
неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них
реагировать. Их руководители должны думать и действовать как
предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и
намерение рискует, добиваясь изменений и совершенствования.
Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным
риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший
уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на
мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего
звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей,
— предпринимательская способность организации серьезно ограничивается.
Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать
возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей
организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный
способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же
предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10
млн. долл. в разработку новой продукции.
Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в
структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся
сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
Любое управление должно быть направлено на успех. Организация считается
добившейся успеха, если она достигла своей цели. Для того, чтобы оставаться
сильными и чтобы выжить большинству организаций приходится периодически
менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям
внешнего мира. Поэтому почти все организации, существующие ради бизнеса,
периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг для своих
потребителей.
Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь
своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.
По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что
«делаются нужные, правильные вещи» (doing the right things). А
эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые
веши» (doing things right). И первое и второе одинаково важно. Все
компании, добившиеся значительных успехов, делали «правильные вещи», выбрав
цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в
мире. В случае с «Федерал Экспресс» это была быстрая и надежная доставка
бандеролей. «Эппл» обеспечил производство недорогого, «дружественного»
пользователю компьютера. Кроме того, эти организации делали «свои вещи
правильно». Руководство «Федерал Экспресс» определило, как эффективно
доставлять бандероли. «МакДоналдс» определили способы приготовления
гамбургеров так, чтобы обеспечить невысокую себестоимость и устойчиво
высокое качество. «Ар Си Эй» же, наоборот, сделала правильную вещь, решив
создавать компьютеры, потому что спрос на них очевидно и резко возрастал.
Однако, в основном из-за невозможности привлечь высококвалифицированных
специалистов и найти свою нишу на рынке, «Ар Си Эй» не была достаточно
эффективной в конкуренции против «IBM».
Результативность, в том смысле, что «делаются правильные вещи»,
является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если
организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить
и выразить количественно, потому что можно определить денежную оценку
входов и выходов, т.е. стоимость потребляемых ресурсов и выпускаемых
продуктов. Относительная эффективность организации называется
производительностью.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ - это отношение количества единиц на выходе к количеству
единиц на входе. Чем более эффективна организация, тем выше ее
производительность.
Ресторан, который готовит гамбургеры по себестоимости 60 центов и продает
их по цене 1 долл. за штуку, имеет производительность выше чем ресторан,
который готовит такие же гамбургеры по себестоимости 80 центов и продает их
по цене 1 долл. за штуку. Точно; так же и больница со стоимостью койко-дня
100 долл. является более производительной, чем больница, которая оказывает
медицинскую помощь такого же уровня и качества при стоимости койко-дня 125
долл. Отдел маркетинга, который увеличивает объем реализации товара и
повышает прибыль, не затрачивая при этом дополнительных средств, повышает
этим самым свою производительность. Точно так же, как и сборочная бригада,
когда она увеличивает выпуск продукции за час работы и при: этом делает это
без дефектов. Если же при увеличении объема выпускаемой продукции она имеет
более низкое качество, мы говорим о снижении производительности. То же
самое справедливо, если количество дефектов будет высоким. Таким образом,
ключевой составляющей производительности является качество.
Производительность на всех уровнях организации является критически
важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха
в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, у которого есть свобода
выбора, естественно предпочтет продукцию более производительной организации
просто потому, что она имеет более высокую ценность. Больший объем продаж
дает более производительной организации больше денег для того, чтобы
вложить их в ресурсы, включая лучшие заводы, лучшее оборудование, лучшую
технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению
производительности. И если разрыв становится большим, то менее
производительные организации в конечном итоге потерпят крах.
Менеджеры решают:
1. какими должны быть цели в области производительности организаций;
2. какие методы получения продукции будут использованы в организации;
3. какие формы стимулирования будут применяться в организации, для
того, чтобы заинтересовать рабочих в повышении производительности.
Управленческие решения представляют собой лишь идеи, мысли. А цель
управления – это выполнение реальной работы реальными людьми. Успешным
решением считается такое, которое реализуется практически – превращается в
действие результативно и эффективно.
Пять причин неудач в карьере руководителей
Изучая в течение пяти лет опыт 2500 руководителей, Сьюзен Доннелл
выявила пять причин, в соответствие с которыми некоторые руководители
взбираются по лестнице своей карьеры в организации только для того, чтобы
потом упасть.
1 Их толкает вверх потребность получать более высокое жалованье.
Руководители-неудачники имеют большое желание получать высокое жалование и
иметь личный комфорт. Их целью является не достижения их подразделений, а
то, что нужно сделать для получения более высокой зарплаты.
2. Их слишком волнуют символы их положения. Рабочий стол, кабинет,
машина и дом руководителя, который не добивается успеха, обычно забиты
атрибутами и символами их статуса. Если руководитель во что бы то ни стало
стремится обзавестись этими символами, это – дурной знак.
3.Их волнуют прежде всего собственные персоны. «Плохой руководитель
заботится о себе хороший — о своих людях». Когда есть возможность воздать
должное работе подчиненного или присвоить заслугу самому, неуспешный
руководитель быстро присваивает все лавры себе.
4. Они самоизолируются. Плохой руководитель рано - или поздно
изолирует себя от других. Он занят своей персоной и любит проводить
время в одиночестве, постепенно теряя всякое общение с окружающими и
подчиненными. Когда руководитель изолируется от повседневной текущей
информации, это — обычно плохой знак. Они скрывают мысли и чувства.
Подчиненные хотят и должны знать, что думает и чувствует их
руководитель. Один из самых верных способов отвернуть от себя людей,
это сказать им: «У меня по этому поводу никаких мыслей нет. Делайте,
как сами считаете, может быть что-нибудь и вы идет». Неуспешные
руководители также пытаются скрывать свои эмоции. Они стараются
спрятать свой гнев и свои страхи
НЕОБХОДИМОСТЬ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА. Поскольку все организации имеют
много общих характеристик, можно разработать модели и диаграммы факторов,
влияющих на успех организации. Однако обобщенная концепция, при всей ее
полезности и правомерности, слишком уж неточна, чтобы применяться
безоговорочно. Различие между организациями, которые обычно называют
ситуационными переменными, распадаются на две основные категории:
внутренние и внешние переменные.
Внутренние переменные являются характеристикой организации. Внутренняя
среда включает цели организации, ресурсы, размер, горизонтальное и
вертикальное разделение труда и людей. Внутренние различия между
организациями сродни различиям между зданиями. Здание — это здание, но
различия в архитектуре, материале, размерах делают одни здания более
подходящими для того, чтобы стать складом, а другие — домом, который может
стать жилищем для многих людей, способным укрыть их от урагана. Точно так
же различия во внутренних переменных организации хорошо соответствуют
задачам создания компьютеров, продажи миллиардов гамбургеров,
удовлетворения духовных потребностей человека.
Эти переменные в различной степени контролируемы. Они являются результатом
управленческих решений, касающихся того, что должна делать организация и
кто в этой организации должен делать необходимую работу. Решения,
принимаемые руководством в отношении внутренних переменных, определяют,
насколько результативна, эффективна и производительна будет данная
организация по сравнению с другими.
Например, высшее руководство организации должно определить, каковы основные
ресурсы организации. С первого взгляда кажется, что наиболее важными
ресурсами для компании «Федерал Экспресс» являются материалы, такие как
конверты и горючее, или техника в виде автомашин и самолетов. Но на самом
деле информация о том, где находятся тысячи бандеролей в данный конкретный
момент, и где они должны быть завтра, гораздо более существенна для успеха
этой организации.
«Федерал Экспресс» стал столь успешной организацией, потому что Фредерик
Смит и его команда выяснили, как использовать информацию для координации
потока бандеролей таким образом, чтобы можно было наиболее эффективно
использовать самолеты (технику) и горючее (материалы) и гарантировать
доставку корреспонденции в течение одной ночи (результат — необходимый и
искомый клиентами).
Размер организации является еще одним примером того, как внутренние
различия влияют на управление. По мере того, как организация растет,
становится все труднее координировать ее работу. Следовательно, гигантские
организации с десятками тысяч служащих требуют управления, которое бы
отличалось от управления малыми организациями. «IBM» успешна как
организация не потому, что она такая крупная, скорее наоборот: она такая
большая потому, что может осуществить управление, не создавая хаоса, не
теряя гибкости и не утрачивая своей близости с клиентами, столь типичной
обычно для малых компаний. Все крупные компании, подобные «IBM», которые
считаются успешными, при формулировании своих целей подчеркивают
необходимость оказания услуг потребителю, и все они используют специальные
методы управления, чтобы преодолевать тенденцию крупных компаний отделяться
от проблем своих клиентов и своих же рядовых работников.
Внешние переменные являются факторами среды, находящейся вне
организации, которые оказывают серьезное влияние на ее успех. К внешним
переменным следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники
и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и всякие
другие изменения. Хотя они находятся вне контроля руководства компаний, оно
должно стремиться сделать так, чтобы их компании реагировали бы на факторы
и изменения в конкретной внешней среде, если организация намеревается
достичь серьезного успеха. Для того, чтобы организации реагировали на эти
факторы правильно, руководителю необходимо понять, что внешняя среда по-
разному воздействует на организацию.
Различия заключаются как в глубине воздействия различных изменений на
организацию, так и в скорости, с которой меняется внешняя среда
организации, ее внешнее окружение.
НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА. Все многочисленные ситуационные
переменные и все функции управленческого процесса взаимосвязаны. Компоненты
ситуации и управления в организации настолько связаны между собой, что их
нельзя рассматривать независимо друг от друга.
Через процесс управления руководители создают и реализуют набор внутренних
переменных, т.е. организацию. Процесс управления является средством, с
помощью которого учитываются факторы внешнего окружения и оценивается успех
организации.
В процессе планирования руководство определяет, какими будут цели
организации и как наилучшим образом они могут быть достигнуты, основываясь
на оценке потребностей и одерживающих факторов внешней среды. Процесс
организации структурирует работу и формирует подразделения, исходя из
размера организации, ее целей, технологии и персонала, являющегося также
одним из переменных. Мотивация — это процесс, с помощью которого
руководители делают так, что люди работают более производительно, стремясь
достигнуть целей организации. Контроль позволяет руководству увидеть,
насколько успешна его работа по выполнению намеченных планов, а также
насколько успешно были удовлетворены потребности внешнего мира.
НЕТ «ПРАВИЛЬНЫХ» ОТВЕТОВ. Одно из важных следствий динамичного
взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что
руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод
или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным».

Точно так же, не существует «правильного» ответа на перемены. При высоких
темпах научно-технического прогресса в современном мире организации,
которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой
похвалы и высокой оценки. Однако, хотя «Ай Би Эм» и «Эппл» добились своих
замечательных успехов благодаря применению новых методов, это вовсе не
означают, что это лучшие методы для всех свою точку зрения. Следовательно,
быстрое изменение ориентации, которое необходимо чтобы добиться успеха в
очень неустойчивом обществе быстрых технологических перемен, очень важно
для наукоемких производств и потенциально опасно для т организаций, целью
которых является распространение фундаментальных истин. Руководители
всегда должны выбирать методы, которые лучше всего соответствовали бы целям
их организации, определенным ее характеристикам и, главное, людям. Все
организации, успешно процветающие в течение долгого времени, добились
успеха, потому, что ими управляют так, как этого требовала конкретная,
определенная ситуация.


Лекция 2. Эволюция управленческой мысли


Свершения крупных организаций древности ясно указывают, что они имели
формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления.
Хорошим примером может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет
(легионы с четкой структурой управления, система губернаторского правления
подчиненными территориями). В целом, характер и структура управления старой
и современной организации отличаются:
Таблица 2.1. Сравнение старой и современной организации
|Старая организация |Современная организация |
|Малое количество крупных |Большое количество чрезвычайно |
|организаций, отсутствие |мощных крупных организаций, как|
|гигантских организаций. |коммерческих, так и не |
| |коммерческих. |
|Относительно небольшое |Большое количество |
|количество руководителей, |руководителей, большое |
|практическое отсутствие |количество руководителей |
|руководителей среднего звена.|среднего звена. |
|Управленческая работа |Четко очерчены управленческие |
|зачастую не выделялась и не |группы, управленческая работа |
|отделялась от |четко воспринимается и |
|неуправленческой |отделяется от неуправленческой |
|деятельности. |деятельности. |
|Занятие руководящих постов в |Занятие руководящих постов в |
|организации и чаще всего по |организации чаще всего по праву|
|праву рождения или путем |компетентности с соблюдением |
|захвата силой. |законности и порядка. |
|Малое количество людей, |Большое количество людей, |
|способных принимать важные |способных принимать важные для |
|д.1я организации решения. |организации решения. |
|Упор на приказ и интуицию. |Упор на коллективную работу и |
| |рациональность. |

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир,
до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими
системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше
денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.
В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам
достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял
рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы
открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат
за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Эти реформы,
феноменально новаторские для своего времени, явились уникальным прорывом в
суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Люди
издалека съезжались на его фабрику в Нью-Ланарке, Шотландии, чтобы воочию
увидеть «этот замечательный социальный эксперимент». Но, несмотря на то что
фабрика была исключительно прибыльной, другие бизнесмены того времени
видели мало здравого смысла в реформах Оуэна. Насколько нам известно, ни
один из них не последовал его примеру.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Фредерик У.
Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», традиционно
считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью
исследования. Но, конечно, понимание того, что организацией можно управлять
систематизированно чтобы более эффективно достигать ее целей, не возникло
по мановению волшебной палочки в один момент. Концепция эта развивалась в
течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х
годов века нынешнего.
Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению,
была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что
управление само может внести существенный вклад в развитие и успех
организации, впервые зародилась в Америке.
Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась
родиной современного управления.
1. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически
единственной страной, где человек мог преодолеть трудности,
связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную
компетентность.
2. Иммигранты создали огромный рынок рабочей силы, состоящий из
трудолюбивых людей.
3. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно
поддерживали идею образования для всех, желающих получить его.
Образование способствовало росту числа людей, интеллектуально
способных выполнять различные роли в бизнесе, включая и управление.
4. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в
самый крупный единый рынок в мире.
5. Невмешательство государства в бизнес позволяло предпринимателям, ,
становиться монополистами, что позволило сформировать крупные
отрасли и предприятия, которые требовали формализованных способов
управления.
Объекты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в
теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с
управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология,
социология и антропология.
Научно-технические нововведения и отношение правительств к бизнесу
заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование
внешних по отношению к организации сил.
Для этой цели были разработаны новые подходы.

2.1 Эволюция управления как науки



В настоящее
ВРЕМЕННОЙ ПЕРИОД 1385 1920 1930 1940 1950 1960 время
Школы в управлении
Подход научного управления
Административный подход
Подход с точки зрения человеческих отношений
Подход с точки зрения науки о поведении
Подход с точки зрения количественных методов
Подход к управлению как к процессу
Системный подход

Ситуационный подход



ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли
существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис. 2.1.).
1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе
фактически четыре разных подхода с четырех различных точек зрения. Это
школы научного управления, административного управления, человеческих
отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных
методов.
2.ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию
взаимосвязанных управленческих функций.
3.В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать
организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди,
структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение
различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
4.СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных
методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое
обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не
существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым
эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более
всего соответствует данной ситуации.

2.1.1 ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые
школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в
следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа
психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или
количественная школа). Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый
вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до
сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках
данных школ. Наша цель — помочь вам оценить эволюционный характер
управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными
в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует
понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках
одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.
1.1.Научное управление(научный менеджмент) (1885 —1920) Научное управление
наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлоpa, Френка и Лилии Гилбрет и
Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что
используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать
многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.
Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и
определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял
количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах
различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его
микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того,
чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных
операциях и сколько времени занимает каждое из них.
Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы
устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные
процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор,
например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может
быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью
до 21 фунта (ок. 8,6 кг — прим. ред.). По сравнению с более ранней системой
это дало поистине феноменальный выигрыш .
Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом
этой школы было систематическое использование стимулирования с целью
заинтересовать работников в увеличении производительности и объема
производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и
неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое
на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо
установленным. Это давало руководству возможность установить нормы
производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто
превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было
то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы
работ по научному управлению также признавали важность отбора людей,
которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе,
они также подчеркивали большое значение обучения.
Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих
функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению —
это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если
каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее
всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой
рабочие сами планировали свою работу.
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря
которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область
научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что
методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно
использованы в практике достижения целей организации.
1.2. Классическая, или админиcтративная школа в управлении(1920 1950).
Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои
исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались
повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением
административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к
совершенствованию управления организацией в целом.
Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно,
повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них,
авторы, которые считаются создателями школы административного управления,
более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы
в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри
Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого
иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией
по добыче угля. Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в
Англии. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли,
работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс».
Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле
слова — применительно к работе всей организации.
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.
При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно
приведет организацию к успеху.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка
рациональной системы управления организацией - разделения ее на
подразделения или рабочие группы в соответствии с функциями бизнеса
(финансы, производство и маркетинг). С этим было тесно связано и
определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию
управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный
процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как
планирование и организация. Вторая категория классических принципов
касалась построения структуры организации и управления работниками.
Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек
должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только
ему одному. Главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том,
что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из
нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Принципы управления Анри Файоля
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей.
Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и
лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения
числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и отвественность. Полномочия есть право отдавать приказ, а
ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются
полномочия — там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым
соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений,
связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные
формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей
индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного
непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели,
должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или
группы работников не должны превалировать над интересами компании или
организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и
поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою
службу.
8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является
естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации
будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает
вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это
проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.
9. Скалярная цепь Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих
должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой
цепочке, — вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой
отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в
этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она
наносит ущерб интересам бизнеса
10. Порядок. Место — для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость—это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров
снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который
держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый
менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его
успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии
персонала.
1.3. Школа человеческих отношений (1930—1950). Поведенческие науки (1950 —
no настоящее время)
ДВИЖЕНИЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ зародились в ответ на неспособность
школы научного управления и классической школы полностью осознать
человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода,
школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.
Двух ученых - Мери Паркер Фоллетт и Элтона Мэйо можно назвать самыми
крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении.
Именно мисс Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение
выполнения работы с помощью других лиц». Знаменитые эксперименты Элтона
Мэйо, особенно те, которые проводились на заводе «Уэстерн Электрик» в
Хоторне (см. гл. 8), открыли новое направление в теории управления . Мэйо
обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная
плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали
представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе
взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия
руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со
стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные
стимулы. Более поздние исследования, проведенные Абрахамом Маслоу и другими
психологами помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков
людей, предполагает Маслоу, являются, в основном, не экономические силы,
как считали сторонники и последователи школы научного управления, а
различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно
удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих выводах, исследователи психологической школы полагали,
что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и
уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к
увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы
управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия
непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление
им более широких возможностей общения на работе.
РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК. Развитие таких наук, как психология и
социология и совершенствование методов исследования после второй мировой
войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго
научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития
поведенческого-бихевиористского — направления можно упомянуть, в первую
очередь, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика
Герцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального
взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной
структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания
работы и качества трудовой жизни. Мы коснемся их работ в связи с
соответствующими темами в последующих главах.
Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих
отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания
межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать
помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе
применения концепций поведенческих наук к построению и управлению
организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было
повышение эффективности организации за счет повышения эффективности
человеческих ресурсов.
Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью
охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот
подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих
проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение
науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как
отдельного работника, так и организации в целом. Однако, такие приемы как
изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием
оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых
ситуациях. Итак, несмотря на многие важные положительные результаты
бихевиористский подход иногда оказывался несостоятельным в ситуациях,
которые отличались от тех, что исследовали его приверженцы.
Элементы организаций и процесса управления
Таблица 2.3. Вклад различных направлений
|Школа научного управления |
|1. Использование научного анализа для определения лучших |
|способов выполнения задачи. 2. Отбор работников, лучше |
|всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их |
|обучения. 3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми |
|для эффективного выполнения их задач. 4. Систематическое и |
|правильное использование материального стимулирования для |
|повышения производительности. 5. Отделение планирования и |
|обдумывания от самой работы. |
|Классическая школа управления |
|1. Разитие принципов управления. 2. Описание функций |
|управления. 3. Систематизированный подход к управлению всей|
|организации. |
|Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
|1. Применение приемов управления межличностными отношениями|
|для повышения степени удовлетворенности и |
|производительности. 2. Применение наук о человеческом |
|поведении к управлению и формированию организации таким |
|образом, чтобы каждый работник мог быть полностью |
|использован в соответствии с его потенциалом. |
|Шкала науки управления |
|1. Углубление понимания сложных управленческих проблем |
|благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие |
|количественных методов в помощь руководителям принимающим |
|решения в сложных ситуациях. |


2.1.2 Наука управления или количественный подход

(1950 — по настоящее время) До второй мировой войны количественные методы
использовались в управлении недостаточно. Чисто военные задачи дали импульс
к их развитию. Эти методы сгруппированные под общим названием исследование
операций, были применены при открытии второго фронта, в войне подлодок,
минировании японских портов и др. задачах. По своей сути, исследование
операций – это применение методов научного исследования к операционным
проблемам организации. После постановки проблемы специалисты по
исследованию операций разрабатывают модель ситуации. После создания модели,
переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно
сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. самый крупный
толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие
компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать
математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко
приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.
Влияние науки управления или количественного подхода было значительно
меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо
большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами
человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые
являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у
очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и
применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время
положение быстро меняе

Новинки рефератов ::

Реферат: Английская революция - первая революция нового времени (История)


Реферат: История театра древней Греции, Рима и средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова (Искусство и культура)


Реферат: История завода Свободный Сокол (Металлургия)


Реферат: Ветераны Великой Отечественной войны Карельского фронта (История)


Реферат: Модели обогащения содержания образования (Педагогика)


Реферат: Крестьянин (История)


Реферат: Дедуктивные умозаключения (Контрольная) (Право)


Реферат: Правительство РФ (Государство и право)


Реферат: Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие (Риторика)


Реферат: Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры (Педагогика)


Реферат: Методика преподавания имени существительного (Педагогика)


Реферат: Власть как общественное явление (Политология)


Реферат: Международный договор купли-продажи в современной внешней торговле (Международное частное право)


Реферат: Социально-педагогическое движение в странах Запада (Социология)


Реферат: Разработка АРМ научно-технической библиотеки университета (Программирование)


Реферат: Межнациональные противоречия в России (Политология)


Реферат: Структура дивизиона С-300 (Военная кафедра)


Реферат: Об изменяемости и неизменности православного богослужения (Религия)


Реферат: Презумпция невиновности и ее значение в доказывании (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист