GeoSELECT.ru



Мифология / Реферат: История Рождества (Мифология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История Рождества (Мифология)



Слово "Рождество" произошло от староанглийского "Cristes maesse" (англ.
Mass of Christ - Месса Христа).


К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе. Святой
Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах.


Популярность Рождества была несколько подорвана во времена реформации
(религиозное движение, 1500-х из которого возникло протестантство). Во
времена реформации многие христиане стали считать Рождество языческим
праздником из-за нерелигиозных обрядов, сопровождающих празднование
Рождества. В связи с этим в 17 веке в Англии и некоторых английских
колониях в Америке празднования Рождества были на время отменены.


Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в
настоящее время связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская,
сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем, 25-
е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря.


В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет
равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина
года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 сут, что лишь на 26
с превышает тропический год.


В нашей стране григорианский календарь был введен в 1918 году, но русская
церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.


Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был
введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток,
в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.


На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и
спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во
дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день
начинались веселье и разгул - святки.


С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились
медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И,
конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали
из различных материалов страшные маски.


В деревнях святки отмечали все вместе, переходя из хаты в хату. Но и в
городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на
площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные
палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы
катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.


Петр 1 имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах
все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой
объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно
веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами.


Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям.
Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок.
Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня
очень любила петь с девушками святочные песни. Екатерина Великая уважала
народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В
Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица
лихо отплясывала с мужиками. Слово "Рождество" произошло от
староанглийского "Cristes maesse" (англ. Mass of Christ - Месса Христа).


К 1100 году Рождество стало главным религиозным праздником в Европе. Святой
Николай считался дарителем подарков во многих европейских странах.


Популярность Рождества была несколько подорвана во времена реформации
(религиозное движение, 1500-х из которого возникло протестантство). Во
времена реформации многие христиане стали считать Рождество языческим
праздником из-за нерелигиозных обрядов, сопровождающих празднование
Рождества. В связи с этим в 17 веке в Англии и некоторых английских
колониях в Америке празднования Рождества были на время отменены.


Временное несоответствие празднования Рождества различными церквами в
настоящее время связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская,
сербская и другие православные церкви) пользуются Юлианским календарем, 25-
е декабря которого соответствует 7-му января григорианского календаря.


В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4-х лет
равнялась 365.25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина
года в григорианском календаре в среднем равна 365.2425 сут, что лишь на 26
с превышает тропический год.


В нашей стране григорианский календарь был введен в 1918 году, но русская
церковь продолжает пользоваться юлианским календарем по сей день.


Различие между старым и новым стилями в 1582 году (в год, когда он был
введен в Европе папой Григорием) составляло 10 суток, в 18 веке - 11 суток,
в 19 веке - 12 суток, и в 20 соответственно - 13 суток.


На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. Издавна это был тихий и
спокойный праздник. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во
дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день
начинались веселье и разгул - святки.


С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились
медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И,
конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали
из различных материалов страшные маски.


В деревнях святки отмечали все вместе, переходя из хаты в хату. Но и в
городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на
площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные
палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы
катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.


Петр 1 имел обыкновение потешаться святочными игрищами. В царских теремах
все рядились, пели песни, гадали. Сам государь с многочисленной свитой
объезжал дома знатных вельмож и бояр. При этом все должны были рьяно
веселиться - кто имел "кислую мину", был бит батогами.


Елизавета Петровна святки справляла по старинным русским обычаям.
Придворные должны были являться ко двору костюмированные, но без масок.
Императрица и сама рядилась, чаще всего в мужское платье. А еще государыня
очень любила петь с девушками святочные песни. Екатерина Великая уважала
народные потехи и развлечения и частенько принимала в них участие. В
Эрмитаже играли в жмурки, фанты, кошки-мышки, пели песни, а императрица
лихо отплясывала с мужиками.

История Рождества
Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и
относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник
отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю.
Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и
является одним из главных христианских праздников. Это не два различных
праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря,
старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано
с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю. В
восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи
праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник
почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово
символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с
приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха
символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем
Рождество Христово.


К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным
постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также
называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по
церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна,
предварительно размоченные водой), и то только после появления первой
вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.
В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и
Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также
Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова
написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А
также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный
преподобным Романом Сладкопевцем.
В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества
Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный
день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для
празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов
читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные
пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После
полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие
не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия
Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим
повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества
Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".
Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в
разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций
определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово
отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и
днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа
в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен
Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой
Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу
новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где
родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных
храмах.
И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно
подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует
приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим
человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить
жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова
сопровождался народными гулянием, песнями и играми, посиделками и
колядованием, святочным веселием.
В Великобритании украшением стола является рожденственский пирог. По
старинному рецепту он должен быть начинен следующими предметами, которые
якобы предсказывают судьбу на ближайший год: кольцо - к свадьбе, монетка -
к богатству, маленькая подковка - к удаче.


Там же дом принято украшать ветками остролистника и амелы белой. По обычаю
раз в году, в канун Рождества, у мужчин есть право поцеловать любую
девушку, остановившуюся под украшением из этого растения. Случается это не
часто, и чтобы не терять времени зря, один человек решил украсить ветками
амелы зеркало, чтобы можно было целовать всех девушек, остановившихся
полюбоваться на себя.


В противоположность лютеранам, которые не соблюдают пост, католики Литвы
накануне Рождества едят только постную пищу. Их Рождественский стол состоит
из кусоча (кутьи), салатов, блюд из рыбы и других постных кушаний, не
содержащих мясной пищи. Только на следующий день, в само Рождество после
семейного посещения костёла, разрешается отведать жареного гуся.

По материалам газеты "Благовест"


Блюда, приготовленные из птицы (гуся или индейки) являются традиционным
кушаньем Рождественского стола в Германии и Англии. В Англии обязательно
подается к столу праздничный пудинг, украшенный веточками ели. В западных
странах главным украшением праздничного Рождественского стола всегда была
небольшая нарядно украшенная елочка.

По материалам газеты "Благовест"


Когда Джеймс Белуши еще не был известным актером, он подрабатывал в своем
городке Санта Клаусом. Однажды у него отобрали водительские права, но он
решил развести оставшиеся подарки по адресатам, понадеявшись на удачу.
Конечно, его остановили на первом же перекрестке, обыскали, надели
наручники (езда без водительских прав за границей считается тяжким
преступлением), стали зачитывать права. Дети, проходившие мимо, с ужасом
взирали на происходящее и, заливаясь слезами, кричали: «Санта Клауса
арестовывают!»



Писатель О'Генри стал известным именно благодаря Рождеству. Тогда он носил
имя Вильям Сидней Портер, точнее имя он тогда не носил, а имел номер 34 627
и был заключенным одной из американских тюрем. На свободе у него осталась
дочка, которой он очень хотел подарить что- нибудь на Рождество. Денег,
естественно, у заключенного не было, и он решил испытать судьбу. Он написал
рассказ и отправил его в один из журналов. И Чудо не заставило себя долго
ждать - рассказ был опубликован в рождественском номере, а человек,
написавший его и подписавшийся О. Генри (это первое имя, котрое пришло ему
в голову), получил гонорар, а впоследствии и известность. Ну а маленькая
дочка, конечно, не осталась в то Рождество без подарка.


Невзирая на различия у всех христианских народов мира, Рождество
представляет собой радостный и светлый праздник, что соответственно
налагает отпечаток на Рождественский праздничный стол.

По материалам газеты "Благовест"


У разных народов мира Рождественский стол отличается своими особенностями.
Так, например, в протестантской лютеранской Дании главным блюдом
Рождественского стола является жареный гусь с яблоками, а также сладкая
рисовая каша с добавлением изюма и корицы. По обычаю кастрюлю с кашей
оставляют открытой на всю Рождественскую ночь для того, чтобы гномы могли
полакомиться Рождественским кушаньем и не вредили хозяевам дома в течение
всего будущего года.

По материалам газеты "Благовест"


Вероятно, одним из самых оригинальных рождественских подарков можно считать
поясок, подаренный Арнольдом Шварценегером своей жене Марии Шрайвер. Дело в
том, что изначально в качестве подарка Арни заказал ювелиру изготовить
ожерелье с бриллиантами и сапфирами стоимостью $20000, но к тому времени
как ожерелье было готово, Мария родила четвертого ребенка и предпринимала
титанические усилия, чтобы вернуть себе осиную талию. Арнольд, решив
сделать жене приятное, доплатил ювелиру еще $15000, чтобы ожерелье
переделали в элегантный поясок.

Рождественские рецепты - выпечка


Кофейные полумесяцы

80 штук по 35 ккал. Тесто: 150 г размягченного сливочного масла, 75 г
сахарного песка, 2 желтка, сок и натертая цедра 1 апельсина, 1 ч.ложка
растворимого кофе, 200 г. муки, 1 неполная ч. ложка разрыхлителя, 50 г
очищенного, мелко натертого миндаля. Украшение:

75 г сахарной пудры, 1-2 ст. ложки концентрированного молока, 1 ч.ложка
растворимого кофе, орешки в шоколаде, 25 г. миндаля, нарезанного дольками.

Тесто. Масло взбить до кремо-образной массы, постепенно подмешивать сахар и
желтки. Затем добавить цедру апельсина и апельсиновый сок, растворимый
кофе, смешанную с разрыхлителем и просеянную муку, миндаль и замесить
тесто. Завернуть тесто в полиэтилен и положить в холодильник на 2 часа.
Затем раскатать тесто в полиэтилене до толщины 1/3 см, вырезать формочками
полумесяцы и выложить их на противень. Выпекать в предварительно разогретой
духовке при 180° ок. 10мин. Снять с противня и остудить.

Украшение. Просеянную сахарную пудру смешать с концентрированным молоком и
небольшим количеством растворимого кофе. Полученной массой обмазать печенье
и украсить миндальными дольками и оре-шками в шоколаде.



Миндальные пряники

120 штук по 30 ккал Тесто: 225 г апельсинового конфитюра, 100 г меда, 100 г
сахарного песка, 1 ч. ложка корицы, по 1/2 ч. ложки кардамона и кориандра,
2 яйца, 200 г муки, 3 неполные ч. ложки разрыхлителя, 200 г молотого
миндаля. Украшение: ок. 110 г абрикосового конфитюра, 25 г апельсиновых
цукатов

Тесто. Апельсиновый конфитюр, мед, сахар, корицу, кардамон и кориандр
подогреть, помешивая, на водяной бане, пока масса не станет жидкой. Затем
массу немного остудить и добавить яйца, просеянную вместе с разрыхлителем
муку и миндаль. Выложить тесто на пря-моугольный противень и выпекать в
предварительно разогретой до 120° духовке ок. 1 часа. Остывшую коврижку
вынуть из формы, снять бумагу, накрыть кухонным полотенцем и оставить на
два дня. Затем нарезать коврижку на полоски.

Украшение. Абрикосовый конфитюр подогреть и протереть через сито.
Полученную массу намазать на каждый кусок и украсить нарезанными цукатами.



Сердечки из марципана

50 штук по 55 ккал Тесто: 100 г размягченного сливочного масла, 75 г
сахарного песка, 159 г марципановой массы (80 г миндаля, 60 г сахарной
пудры, 1/2 белка, 1 ч. ложка ликера), 150 г муки, 1/2 неполной ч.ложки
разрыхлителя, 1 ч.ложка молотого имбиря.)

Украшение: ок. 110 г абрикосового конфитюра, 75 г сахарной пу-дры, 1-2 ст.
ложки концентрированного молока, красный пищевой краситель

Тесто. Растереть масло с сахаром. Приготовить марципановую массу. Для этого
накануне приготовления обдать кипятком миндаль, просушить, пропустить через
мясорубку с частой решеткой, соединить с сахарной пудрой, белком и ликером,
тщательно вымесить. Поставить на 24 часа в прохладное место. Марципановую
массу соединить с маслом и сахаром. Помешивая, добавить смешанную с
разрыхлителем просеянную муку и замесить тесто. Тесто завернуть в
полиэтилен и положить на 2 часа в холодильник. Тесто раскатать в
полиэтилене до толщины в 1/2 см и вырезать формочками сердечки, выложить их
на противень и выпекать в разогретой до 180° духовке 8-10 мин. Дать пе-
ченью остыть.

Украшение. Обмазать печенье подогретым абрикосовым конфитюром. Просеянную
сахарную пудру смешать с концентрированным молоком, окрасить половину
глазури в розовый цвет. Половину сердечек обмазать некрашеной глазурью,
другую - розовой. На еще влажную глазурь нанести глазурь другого цвета и,
взяв зубочистку, сделать узор.



Хрустящие звездочки

Всего 4300ккал Тесто: 159 г муки, 150 г молотого миндаля, 100 г сахара, 1
пакетик ванильного сахара, 1 желток, 290 г охлажденного масла, мука для
раскатывания теста.

Тесто. Просеянную муку смешать с миндалем и высыпать на доску. В середине
сделать углубление. Добавить туда сахар, ванильный сахар и желток. Масло
нарезать хлопьями и распредлить вокруг муки. Все быстро порубить ножом,
движениями снаружи вовнутрь, затем тща-тельно вымесить холодными руками
тесто. Из теста скатать шар и, завернув в полиэтилен, положить на 30 мин. в
холодильник. Разделочную доску посыпать мукой и тонко раскатать тесто,
вырезать большие и маленькие звездочки (3-4 см в диаметре). Положить
звездоч-ки на смазанный маслом или маргарином противень и выпекать в
разогретой до 175° духовке ок. 10 мин. Снять с противня и остудить.
Глазируйте и украсьте печенье, как вам подскажет фантазия. Далее,
ознакомится с горячими блюдами>>>


Праздничный Рождественский стол
У христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет теплый,
трогательный характер, и является красивым семейным праздником, пронизанным
атмосферой всеобщего согласия и любви. В этот день в доме царит мир,
дружба, покой и радость. С праздничным настроением люди встречают светлый
праздник Рождества Христова. Как правило, за Рождественским столом
собирается вся семья. В Рождественский сочельник (на Украине называется
Свят вечер) садились за стол после появления на небе первой звезды. Этот
обычай связан с Вифлеемской звездой, воссиявшей над пещерой, в которой
родился Спаситель мира, Иисус Христос. В честь Вифлеемской звезды верхушку
новогодней елки стали украшать звездой после того, когда обычай праздновать
Новый год с елками пришел в Россию из Германии при Петре I.
Согласно старинному обычаю, стол посыпался сеном в память о

вертепе и яслях, а затем уже покрывался белоснежной скатертью. В России в
центре стола ставилось блюдо с сочивом. Традиционно сочиво приготовлялось
из 1 стакана зерен пшеницы, 100 грамм мака, 100 грамм ядер грецких орехов и
2 столовых ложек меда с добавлением сахара по вкусу. Обычно очищенные зерна
варили на воде и делали рассыпчатую постную жидкую кашу, к которой
добавляли ядра грецкого ореха и мед. Сочиво также делали из риса с изюмом и
медом.
На Украине в состав блюд праздничного Рождественского стола в сочельник
обязательно входят кутья и взвар. Кутья это главное традиционное блюдо
сочельника. О ней впервые упоминается в начале XII века в летописи ТПовесть
временных летУ. В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя.
Зерна толкли в ступке, но так чтобы не раздробить их, а только содрать с
них шелуху. В более позднее время кутью стали делать из риса. Первоначально
кутью готовили с медом или сытой (разведенным медом). В поздние времена в
кутью стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а
также измельченные орехи и сахарный сироп.
Продукты, из которых готовилась кутья, имеют символическое значение. Зерно
является символом воскресшей жизни. Мед считается символом здоровья и
благополучного быта (сладкой жизни). А мак символизирует достаток в семье.
Считают, что чем богаче (то есть вкуснее и сытнее) кутья, тем лучше будет
урожай и выше достаток в семье. Исходя из этих соображений на Украине в
канун Рождества (в Свят вечер) кутью называли богатой и делали её очень
вкусной. В России ужин в сочельник был более скромным. На Украине именно с
кутьи и начинали трапезу в Свят вечер. Обязательно присутствовал на
Рождественской трапезе взвар, который приготовляли из сушеных ягод и
фруктов, сваренных в воде и подслащенных медом или сахаром. 7 января к
праздничному Рождественскому столу подавались блины, рыбные блюда,
заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, свиная домашняя колбаса,
жаркое, колядки, медовые пряники, ломанцы с маком и медом, торт, кекс
Рождественский, пряники, коврижки, печенье, пирожные. Напитки подавались
согласно вкусам и достатку.
В Свят вечер молодежь собиралась в группы, наряжалась в маски и костюмы и
ходила по домам колядовать. Колядующие носили с собой изображение
Вифлеемской звезды и макетик вертепа (пещеры), где родился Иисус Христос, и
пели колядки. Колядки представляли собой праздничные песни, приговорки с
пожеланием счастья и благополучия семьям, а также молитвенные песнопения, в
которых прославлялся Иисус Христос. Колядующих принято одаривать не только
деньгами, но чаще всего вкусной снедью типа коржей со сладкой начинкой,
конфетами, печеньем, пирожными и пряниками. В день Рождества 7 января
снималось ограничение на скоромную пищу и Рождественский стол состоял из
вкусных и праздничных блюд.

Празднование Рождества Иисуса Христа
Для соблюдающих церковные предписания православных россиян

основная проблема в том, что на всемирной рождественской неделе у них пост,
который не предполагает никаких развлечений и возлияний.

Все остальные люди вполне могут позволить себе праздник - по большому
счету, он нам вовсе не чужой. Во всем мире это праздник одновременно и
церковный (везде проходят торжественные бо-гослужения), и светский (подарки
друг другу дарят даже совсем нере-лигиозные люди). А к гостям в целом
относятся очень приветливо, и можно зайти в любой храм и послушать мессу

Вообще же, как известно, Рождество - праздник семейный. И самый любимый и
радостный. В предрождественские дни весь мир поглощен приятными хлопотами,
заполнен музыкой и залит разноцветными огнями. Новый год не столь почитаем,
и отмечают его часто в компании вне дома.


В Италии перед Рождеством проводятся особенно масштабные генеральные
уборки. В саму праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, и найти
работающие магазин, ресторан, дискотеку, банк невозможно. Общественный
транспорт тоже практически не работает.

Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора
часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме
обязательно устанавливаются ргегерю - миниатюрные ясли с фигуркой младенца
Христа. По традиции на мессе должна присутствовать вся семья без
исключения. Но за последние несколько лет процент верующих итальянцев
катастрофически сократился. На сегодня их только 20 процентов. Поэтому в
церковь ходят отнюдь не все. Зато торжественному ужину оказывается
достойное внимание: свиные ножки, колбаски, запеченная рыба и "морские
фрукты" (разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти), кулич с
цукатами и изюмом...


Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря. Раньше
итальянцы любили получать исключительно полезные в хозяйстве вещи. Сейчас
можно дарить что угодно, главное, чтобы че-ловеку было приятно.

Новый год в Италии шумный и временами прямотаки взрывоопасный - из-за столь
любимых итальянцами фейерверков. После новогоднего веселья в больницы
поступают сотни пострадавших от ожогов. А перед Новым годом у итальянцев
(особенно на юге страны) принято выбрасывать как можно больше старых вещей,
включая мебель, прямо из окон.


Испания. Это очень веселое Рождество. Центральные улицы Мадрида, Барселоны
и других городов 25 декабря до отказа забиты народом. Население наряжается
в национальные костюмы, начинает приплясывать и петь во все горло.
Безмятежное веселье сопровождает-ся повсеместной иллюминацией, елками на
каждом углу, бродячими Санта-Клаусами, фокусниками и жонглерами. Перед
началом рождес-твенской мессы принято собираться у центрального входа в
храм и тан-цевать, взявшись за руки. Церковь, несмотря ни на что, посещают
прак-тически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное время про-
водят в компании друзей и родственников за праздничным столом лю-бимого
ресторана, с большим количеством вина и шампанского.

Магазины закрываются 24-го около шести часов вечера. Но всю ночь выгодно
торгуют сувенирные (Дон Кихоты и Санчо Пансы, на-циональные флаги и
футболки любимых команд) и кондитерские лавки. Народные гуляния не
заканчиваются с наступлением утра. 25 декабря праздник продолжается, и
опять в ресторане, куда попасть просто так, с улицы, нельзя (столик надо
обязательно резервировать заранее).


Чехия. В старой доброй Праге с особой тщательностью наряжают елки вечером
24-го. Это время суток называют щедрым. Сначала для хорошего настроения
дарят друг другу подарки и только потом всей семьей ужинают. На столе
обязательный запеченный с тмином карп. Его непременно покупают еще живым,
дают какое-то время поплавать в ванной, а потом хладнокровно убивают и
засовывают в духовку. Начиная с 20 декабря на каждом пражском углу можно
найти кадки с упитанными и ни о чем не подозревающими рыбинами.

После ужина гадают. Самый распространенный способ - на яблоках. Плод
разрезают поперек, и если внутри получается правильная звездочка из
косточек, то предстоящий год будет счастливым. Кроме того, принято пускать
по воде зажженные свечи в скорлупках от грецких орехов. Если свечка не
тонет, то счастье наступит наверняка и очень быстро.


В Австрии 24 декабря принято всей семьей идти в церковь. Только после
торжественного богослужения австрийцы возвращаются домой и разрешают себе
немного подкрепиться. В каждом доме радует глаз большая елка, щедро
увешанная шоколадом и мармеладом. За ужином сначала едят национальный суп-
лапшу, а на второе - уже знакомого нам карпа. Во время трапезы австрийцы не
привыкли закрывать входные двери. В любой момент к хозяевам могут
присоединиться дальние родственники, друзья и просто знакомые. В
рождественскую ночь принято облачаться в лучшие костюмы и платья.


В Германии Рождество - самый главный праздник. Новый год отмечается гораздо
скромнее. В последнее время вместо прежних ми-фологических персонажей
(косматого страшного старика Кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки
детям теперь раздает рож-дественский дед, по внешнему виду схожий с нашим
Дедом Морозом. Подарки Дед раскладывает в носки, которые развешивает по
дверным ручкам (с обратной стороны). Рождественский ужин по немецки - это
жареный гусь и пирог с орехами, марципаном и изюмом. В ка-толических
областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят процессии
ряженых, у многих из них устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты
под страшными рогатыми масками.



Франция. За несколько дней до Рождества во всех французских соборах
начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба
проходит, разумеется, в Notre Dame de Paris. Сияющие огнями праздничные
елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в
подъездах домов. В массовых масштабах заготавливается традиционный (в том
числе и рождественский) деликатес - гусиная печенка. Французы стремятся,
чтобы в рождественскую ночь хорошо было по возможности всем, и в некоторых
городских ресторанах можно даже поужинать бесплатно и получить
"рождественскую корзинку" с праздничной едой. Первые три дня после
Рождества большинство магазинов, как правило, не работает.

На Новый год на Елисейских полях происходит массовое гуляние. В новогоднюю
ночь там светло как днем - от множества разноцветных лампочек, развешанных
на деревьях. Не пугайтесь, когда совершенно незнакомые граждане будут
наливать вам шампанское и лезть целоваться, это местная традиция.


В Дании подготовка к рождественским каникулам начинается примерно за два
месяца. На улицах и площадях появляются гирлянды, красные сердца из бумаги
и шелка и соломенные козлики. В каждом уважающем себя окне - разноцветные
лампочки. На главной городской площади возле ратуши устанавливается
центральная ель, а под ней большой стеклянный ящик, в который надо бросать
деньги для бедных детей из других стран. Детские праздники в Дании
начинаются уже 22 декабря. Как правило, и стар и млад с удовольствием водит
хороводы вокруг елки с шарами, бантами и свечками. Подарки вручают друг
другу вечером 24-го. Ужинают в семь часов уткой с яблоками. Непременный
напиток помимо принятого везде шампанского - "глег" (смесь корицы,
гвоздики, вина и воды).


Вначале рождественской недели принято зажигать толстую свечу с делениями.
На каждый день своя порция сжигания. Помимо ночной службы датчане могут
отправиться в церковь утром - в 10 часов. 24-го и 25-го магазины не
работают. Правительство Дании чрезвычайно беспокоится о своих нетрезвых
гражданах в рождественскую ночь. Для того чтобы они, не дай Бог, не сели за
руль автомобиля, по Копенгагену всю ночь ходят дополнительные автобусы,
водители которых не берут в рот ни капли.



В Великобритании вас встретят рождественскими гимнами, церковной мессой и
типичными для английской кухни пудингом и индейкой. В канун Рождества толпы
народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии, где
благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей
с пением гимнов. Примерно то же происходит на площади Лестер, где проходит
веселая ярмарка. Туристы смогут повеселиться на карнавалах и гуляниях в
Coven Garden, размяться на традиционных рождественских соревнованиях по
плаванию на приз Питера Пена, а потом отдохнуть в Гайд-Парке и на пруду
Серпантин. Концерты и спектакли будут проходить в зале Barbocan, в
Королевской опере и Королевском зале фестивалей.

28 декабря во всей Англии отмечается День подарков.


Рождество в Швейцарии начинается с церковной рождественской мессы, которая
проходит во всех городах и деревушках. Религиозные рождественские
песнопения продолжаются дома вокруг праздничной елки. Кстати, игрушки,
колокольчики и банты для елки в каждой семье принято делать самим (никаких
покупных украшений). Вообще, к Рождеству швейцарцы начинают готовиться за
месяц до самого праз-дника: на специальный столик кладут венок из веток и
цветов и каждое воскресенье ставят в него по свечке. Появление четвертой
свечи озна-чает наступление Рождества. А на любом праздничном столе - тради-
ционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.


В Соединенных Штатах к Рождеству готовятся особенно трепетно и подарков
дарят много. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в
рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта-Клаус. На случай,
если он будет голоден, дети оставляют ему около елки всякие лакомства -
шоколадки, печенье, немного молока. В небольших городах Америки сохранилась
милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают carols -
рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества, а сам праздник
сопровождается традиционными ветчиной и индейкой.

Новый год в Америке, как и в большинстве других стран, праздник менее
трепетный. Это обычно поход в ресторан, в бар или в гости. На улицах
фейерверки.

Большинство магазинов закрыто 25 декабря и 1 января, работают лишь
некоторые супермаркеты.


В Бразилии Рождес-тво очень семейное. А вот Новый год... Его встречают в
белых нарядах, как завещал великий комбинатор. На бесконечных набережных
Рио - гуляния, фейерверки, танцы, карнавал. И в плаванье по океану все
отправляют горящие свечи на деревянных подставках. И загадывают желание.
Чем дольше свеча не гаснет, тем больше шансов, что оно исполнится.
По материалам: "Домовой" приложение №2, ноябрь 95г
По материалам газеты "Благовест"
По материалам "Бурда" 12.89
Рождество Христово - один из самых светлых христианских праздников. На
Руси Рождество всегда отмечалось с особым благоговением.
В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из
пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы... Ставили под
образа, на сено. Почему?.. А будто - дар Христу. Ну... будто, Он на сене,
в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а
вон - другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А
какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то
мерзлость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут, - голубой
хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках. И звон услышишь. И будто это
звезды - звон-то! Морозный, гулкий, - прямо серебро... В Кремле ударят, -
древний звон, степенный, с глухотцой. А то * тугое серебро, как бархат
звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не
Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без
конца - начала... - гул и гул.

...Звездный звон, певучий, - плывет, не молкнет; сонный звон-чудо, звон-
виденье, славит Бога в вышних, - Рождество.

Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный
какой-то, детский, теплый... - и почему-то видится кроватка, звезды.

Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови Свет Разума...(И. С.
Шмелев)
Божественный Младенец родился в Вифлееме, куда Пресвятая Дева Мария и
обрученный ей мужем Иосиф отправились из Назарета на перепись населения,
объявленную римским императором Августом. Дома, постоялые дворы и
гостиницы в Вифлееме были переполнены народом, явившимся на перепись, и
Марии с Иосифом нашлось укрытие только в пещере-вертепе, куда пастухи в
непогоду загоняли стада. Там и появился на свет Спаситель мира и,
спеленутый, положен был в ясли на солому.
Событие это сопровождалось чудесными знамениями: В той стране были на
поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг
предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись
страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе
Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы
найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с
Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. Когда
ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в
Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И
поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях
(Лук. 2, 8*16).
В ту же ночь волхвы (мудрецы, маги, астрологи), шедшие из Вавилонии или
Месопотаии, увидели в небе на востоке новую звезду-знак родившегося Царя
Иудейского - и последовали за ней, чтобы поклониться Ему.
И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как,
наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же
звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом,
увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и подошли поклонились Ему; И
открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Матф.
2, 9*II). Таково евангельское свидетельство о рождении Иисуса Христа.
Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6-го на 7
января по новому стилю, католическая - 25 декабря. Вечер 6 января -
Рождественский сочельник, канун, навечерие Рождества, называемый также
коляды. Сочельник, или сочевник, получил название от «сочиво» -
ритуального кушанья, обязательного для этого вечера, приготавливаемого из
сока миндального, макового с медом и каши из красной пшеницы или ячменя,
ржи, гречихи, гороха, чечевицы, позже - риса. Сочивом начиналась трапеза
в Рождественский и Крещенский сочельники, на родинах, крестинах,
поминках, с той лишь разницей, что эта каша, чаще называемая «кутья»,
была разной по составу. Так, рождественскую кутью готовили постной. Ее
приготавливали с соком, или молочком маковым, миндальным, ореховым,
конопляным с добавлением меда и измельченных ядер грецких, лещинных
орехов, миндаля, растертого мака. На второй день Рождества готовили бабью
кашу, или бабкину кутью. В древности был обычай навещать дом, в котором
появился новорожденный, а в числе даров приносить бабкину кашу и бабкины
пироги. В отличие от рождественской постной йутьи бабкину готовили
«богатой». На поминках подавали постную поминальную кутью - коливо.
Кстати, ржаную или пшеничную соломину, стебель и колос в древности
называли коливо. Отсюда, возможно, и название кутьи, так как
старообрядцы, например, готовили ее только из красной пшеницы. Этот
обычай сохраняется и по сей день.
В Рождественский сочельник не принято было есть до первой звезды - в
память о звезде вифлеемской. В церквах в вечерние часы шла торжественная
служба, а не пошедшие на богослужение готовились к восходу звезды дома. В
крестьянских семьях в ожиданий звезды все вместе читали вечернюю молитву,
старшие рассказывали детям о рождении Иисуса Христа, о волхвах, дары
приносящих. Таким образом воспитывалось в ребенке уважение к обычаям и
традициям. Россияне благоговейно относились к Рождеству Христову,
праздновали его весело, ярко и красиво. На улицах и площадях славили
Христа. Славлением Христа занимались дети и взрослые. Они ходили по домам
с вертепом, звездой (зажженной свечой) и песнопениями о рождении
Спасителя. Как правило, к ним присоединялся скрипач.

Христославов, колядовалыциков одаривали деньгами, пирогами, колядками,
медовыми пряниками. Люди всех сословий принимали участие в славлении. Не
принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома
оскорблением для христославов и неуважением традиций.
В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде
Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и
веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания
обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с
Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к
весне. Под влиянием церкви, которая долго не признавала Коляду, из
колядок почти вытеснились языческие символы и стали преобладать
христианские. Отголоски этого языческого прошлого в колядовании слышны в
повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:

Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни,
которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок
хозяйка или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный
грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого
принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не
нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил
было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане.
Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют
часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке,
детям и всему дому.
Множество разнообразных народных примет и поверий связывали с
сочельником;, вечернее небо, звезды, погода как бы предсказывали виды на
урожай. К примеру, если небо усыпано звездами-ожидай много грибов и ягод
в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. Если иней на
деревьях - к обильным хлебам, метель - пчелы будут роиться. Если снега
возвышаются вдоль дороги-рожь будет буйно колоситься, если же дорога выше
снегов на полях - к неурожаю. Тропинки черны - к урожаю гречихи. В эту
ночь ножки стола связывали веревкой, чтобы домашний скот не бегал со
двора; кур не кормили - чтобы грядки не копали; пряжу в тугие клубки
мотали - чтобы капуста уродилась.

В южных областях России сохранился обычай зажигать костры накануне
Рождества. Это связано и с Колядой, и с евангельскими пастухами,
гревшимися у костров в рождественскую ночь. А поутру пастухи, обходя
дворы и дома, «обсевали» овсом избы, поздравляли с праздником хозяев,
приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке ребяток» -
или: «Ягнята за лавочкою, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе».
Едва ли можно назвать другие столь веселые празднества, как дни Рождества
и святок, так шумно и весело отмечавшиеся на Руси. Рождественская елка,
детские праздники с долгожданными подарками; гаданья молодых девушек,
превратившиеся в веселую забаву. Девушки выходили за ворота и спрашивали
имя первого встречного мужчины. Существовало поверье, что будущий жених
будет иметь такое же имя. Крестьянские девушки из поленьев сооружали под
своей кроватью подобие колодца, а укладываясь спать, приговаривали:
«Суженый, приди по воду». Под подушку клали гребень, трижды приговаривая;
«Суженый, ряженый, приди причесать мне голову».

Обязательными рождественскими увеселениями были маскарады, карнавалы,
ряженые, песни, пляски, хороводы. Наносили визиты, принимали гостей,
устраивали смотрины невест:
|Что ж, матушка? За чем же стало? |
|В Москву, на ярмарку невест! |
|Там, слышно, много праздных мест. |
|И вот по родственным обедам |
|Развозят Таню каждый день |
|Представить бабушкам и дедам... |
|А. С. Пушкин |


Не только в Москве белокаменной, но и по деревням и селениям в святки
устраивались «свозы», невест -- гостевания девушек у родственников,
смотрины, сватовство, помолвки.
Вернемся, однако, к праздничному столу, праздничному навечерию.

Сочельник - заключительный день Рождественского поста. В этот день
Церковь предписывает строгий пост до вечернего богослужения. У христиан
принято, чтобы люди, враждующие или просто имеющие разногласия по каким -
либо делам, уладили свои отношения и умиротворенные встретили праздник.
Сочельник - это прежде всего семейный ужин. В доме царит мир, покой и
согласие, приветливость и доброжелательность. Все горести, неудачи и
печали преданы забвению. Вся семья накрывает праздничный стол. По
старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и
яслях, затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть; в центре
ставили ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно
было быть двенадцать. Здесь - сочиво, блины, рыбные блюда, заливное,
студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок, начиненный кашей,
свиная голова с хреном, свиная домашняя колбаса, жаркое, колядки, медовые
пряники, ломанцы с маком и медом, взвар. Напитки подавались сообразно
достатку, вкусам и возможностям.

Непременным украшением во все времена была празднично наряженная елка с
зажженными свечами, под елкой - подарки Деда Мороза.
Л. П. Ляховская, «Энциклопедия православной обрядовой кухни»







Реферат на тему: История Русской Церкви

Православный Свято-Тихоновский
Богословский Институт

IV курс, заочное отделение


Катехизаторский
Факультет


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Книжная справа в первой половине XVII века и при патриархе Никоне.
Ее влияние на последующие события старообрядческого раскола.

Горбунов Д. А.



Москва, 1997 / 1998 г.

ПЛАН

1. Предпосылки книжной справы
2. Исправление богослужебных книг в период междупатриаршества.
3. Книжное дело при патриархах Филарете, Иосафе и Иосифе.
4. Исправление книг патриархом Никоном.
5. Реакция духовенства и мирян на обрядовую и книжную реформы.


Проблема правильности и однообразия богослужебных книг во всей её остроте
встала перед русской церковью начиная со второй половины XVI века после
выхода в свет первых печатных книг. Для их тиражирования необходимо было
отобрать рукописные оригиналы с минимальным количеством ошибок и описок.
Испорченность большинства богослужебных книг была бесспорным фактом и
поэтому уже Стоглавый собор рекомендовал к употреблению и переписыванию
только «добрые переводы» [1, c. 114]. Но критерий правильности так и не был
найден. Поэтому переписчики и первопечатники выбирали наилучшую копию,
исходя из субъективного представления о качестве и авторитетности той или
иной книги, иногда сличая её с другими доступными славянскими списками.
Вопрос об обращении к греческим оригиналам в первые десятилетия
книгопечатания поставлен не был из-за малообразованности духовенства и
профессиональных переписчиков, а также вследствие фактического отсутствия
школьного образования.
Ещё одним стимулом к скорейшему исправлению церковной и обрядовой жизни
была концепция «Москва - III Рим», согласно которой Москва является
непосредственной преемницей византийской теократии, а царь российский
становится «единым вселенским православным царем всех христиан» [2, c.
121]. Эти горделивые национальные амбиции, вырывавшие Русскую Церковь из
соборного единства, смогли вырасти до размеров государственной идеологии
вследствии всего хода истории, постепенно подведшей сознание русской
интеллектуальной элиты к идее особого мессианского пути русского народа
[см. 3, c. 30]. Обострение эсхатологических ожиданий в XVII в., трудности
православия в Польше и на Ближнем Востоке, укрепление Российской
государственности - все это не могло не укрепить русского человека в
убеждении в том, что именно России предстоит спасти христианство и стать
вселенским центром мессианского царства. «Не мы ли Израиль истинный, люди
христианские?», - писал справщик Печатного Двора Шестак Мартемьянов в
трактате о единогласии - острейшем вопросе литургической жизни русской
церкви того времени [3, c. 118].
Но ни глубина познания вероучительных истин, ни чистота богослужебной
жизни, ни наличие просвещения и культуры не соответствовали государственным
претензиям мирового масштаба. В то же время замкнутая провинциальная среда
российской глубинки, осознавая себя центром и последним оплотом
православия, враждебно относилась к приходящим ученым чужакам [см. 2, c.
121], опасаясь еретических веяний. Так, в диспуте с греческим патриархом
Паисием Троицкий монах Арсений Суханов, обвиняя греков во многих
«еретических» прегрешениях, утверждает уже непосредственное церковное
преемство: «мы веру приняли от Бога, а не от вас и крещение приняли
изначала от св. апостола Андрея, а не от вас... Приходил он Черным морем и
к нам, и мы от него тогда же приняли крещение, а не от греков» [2, c. 127].
Постановка этих богословских проблем была обусловлена временем. XVI - XVI
века - эпоха грандиозных религиозных потрясений в Европе. Тридцатилетняя
война, реформация, контрреформация и инквизиция, проникновение в Россию
«обновленного» христианства. Всё это не могло не вызвать отзвука в жизни
российского государства и Церкви.
Идеология «Москва - III Рим», попав на национальную почву, порождает два
типа мировоззрения: первый характеризуется верой в полноту и
безукоризненность богословского знания русской церкви и стремлением
отгородиться от внешнего мира. Второй тип русского религиозного
мировоззрения стремился придать русской церкви вселенское значение и «через
сближение в обряде с греками приблизить политическое объединение
православных народов под московским царем» [2, c. 124], для этого прежде
всего было необходимо поднять на более высокий уровень книжность, школьное
образование, упразднить обрядовые разногласия. Примером и образцом для
исправления должна была стать греческая церковь. Столкновение приверженцев
двух взглядов на место России в мире и истории было неизбежным, и именно
оно послужило причиной раскола в русской церкви, страшные последствия
которого сказываются и по настоящее время.
Исправление богослужебных книг и церковной обрядности должно было
послужить возвышению русской церкви в глазах всего православного мира,
признанию Москвы центром православия, о котором пророчествовал старец
Филофей: «Два Рима пали, третий - Москва - стоит, а четвертому не быть. Все
христианские царства пришли в конец и сошлись в одно царство нашего
государя; все христианские царства «потопишася от неверных», только царство
одного нашего государя благодатию Христовою стоит» [4, c. 410].
Первая серьёзная попытка проведения исправления книг с использованием
греческих оригиналов была предпринята в 1615 г., царь Михаил Федорович
поручает исправление Потребника 1602 г. архимандриту Троице-С. Лавры
Дионисию, канонарху Арсению Глухому, библиотекарю Лавры Антонию и
священнику Ивану Наседке. Справщики понимали перед какой непосильной
задачей были поставлены: «Нам одним не исправить книги Потребника; - писали
Антоний и Наседка государю, - в списках её с давнего времени множество
разностей и погрешностей как от переводчиков, так и от неискусных
переписчиков». Без поддержки сверху, «без настоятеля от властей», «без
митрополичьего совета» книжные, а тем более обрядовые исправления не будут
восприняты церковью - по выражению Арсения, «простым людям будет смутно»
[1, c. 116-117].
Работа продолжалась полтора года. Для исправления Потребника в
распоряжении справщиков имелось около двадцати славянских списков этой
книги и пять списков греческих, которыми пользовались только Дионисий и
Арсений, самостоятельно изучившие греческий язык. Основные искажения,
найденные в Потребнике, заключались 1) в прибавлении в чине освящения
богоявленской воды «... Духом Твоим Святым и огнем», эту вставку справщики
нашли только в двух славянских списках, но не в самом тексте, а на полях и
поверх строки; 2) несколько молитв из чина исповеди попали в число молитв
священника перед литургией; 3) конечные славословия многих молитв были
искажены - при обращении к одному из Лиц пресв. Троицы молитва
заканчивалась славословием всей Троице. Кроме Потребника справщики
пересмотрели цветную Триодь, Октоих, общую Минею, месячную Минею, Псалтирь,
Канонник, Типикон 1610 г. [1, c. 117]. Исправление последней книги вызвало
бурный протест со стороны её малограмотных издателей - головщика лавры
Логгина и уставщика Филарета. Их бурная ненависть и клеветничество сыграли
свою роль - 18 июля 1618 г. митр. Ионой был созван собор для обсуждения
сделанных исправлений в Потребнике. Результатом Собора стало обвинение
справщиков в еретичестве («...Духа Святого не исповедует яко огнь есть» [1,
c. 119]). Архим. Дионисий был заключен в Новоспасском монастыре и в течение
года подвергался страшным унижениям и надругательствам даже со стороны
митр. Ионы. Арсений Глухой был заточен на Кирилловом подворье и также
терпел различные лишения и нужды. Иван Наседка, отлученный от Церкви,
остался на свободе и в опровержение воздвигнутых на него клевет написал
обширное сочинение в 35 глав, дошедшее до нашего времени. Не оставались
безмолвными и Дионисий с Арсением - ими написано несколько оправдательных
посланий. Ученые были реабилитированы только после посвящения патриарха
Филарета (1619 - 1643 гг.). 2 июля 1619 г. собор, на котором присутствовали
два патриарха и царь, опровергнул все клеветы. Дионисий с честью и большими
дарами возвращен на место настоятеля Троице-С. Лавры, Арсений назначен
главным справщиком, а Наседке было разрешено священнодействовать в
Успенском соборе [1, c. 280; 2, с. 96]. После продолжительных дискуссий
вставка «и огнем» была упразднена - только 9 декабря 1625 г. патр. Филарет
издал окружной указ об изъятии и исправлении печатных Требников. Решающим
аргументом в этом споре стали грамоты от Александрийского и Иерусалимского
патриархов и списки греческих молитв на Богоявление, пришедшие к тому
времени в Москву.
Патриарх Филарет, знавший не понаслышке о бурном развитии книгопечатания
в Европе, приложил немало усилий к расширению масштабов книжного дела в
России. В 1620 г. типография была перенесена на старый Печатный двор и
имела 7 печатных станов. Расширился и штат справщиков: трое из них знали
греческий язык (старец Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илия, мирянин
Григорий Онисимов) и двое лица, обладающие большими знаниями, авторитетом и
опытом (протопоп Иван Наседка и старец Антоний Кралев). Справщики были
снабжены богатой коллекцией древних пергаментных и бумажных рукописей, был
выделен штат чтецов и писцов. Московская типография за время патр. Филарета
выпустила изданий больше, чем за все время предыдущей истории
книгопечатания в России [2 , c. 100]. Характерной особенностью работы
справщиков является ссылка в послесловиях изданных книг на древние
харатейные славянские списки. Единого критерия исправления книг ещё не
существовало, поэтому не было и единообразия текстов и справщики
сознавались в несовершенстве издаваемых книг, заранее прося снисхождения и
прощения за неизбежные неточности, ошибки и расхождения. Тем не менее,
разности в книгах рукописных достигали гораздо больших размеров и печатание
книг предотвращало дальнейшее умножение расхождений. В июле 1633 г. патр.
Филарет издал окружную грамоту, в которой осудил изданный под редакцией
Логгина Типикон, как напечатанный «не по апостольскому и не по отеческому
преданию, своим самовольством» [1, c. 298]. Греческие книги в качестве
образца, по всей видимости, в то время использовались только для выбора
наилучшего варианта.
При патр. Иоасафе (1634 - 1640 гг.) книжное производство продолжало
расширяться с прежними темпами. Всего напечатано 23 книги, 16 из которых
переизданы заново, в двое увеличилось и количество печатных станов.
Продолжалось собирание из монастырей старинных рукописей. В 1641 г. в
Москву были приглашены новые справщики: «старцы добрые, и черные попы, и
дьяконы житием воздержательны, и крепкожительны, и грамоте горазди» [1, c.
323]. Наиболее известен из них был Василий Федоров Бурцев, подьячий
патриаршего двора, печатавший свое имя на своих изданиях. К 1650 г.
сложился достаточно квалифицированный состав справщиков: продолжал свою
деятельность иеромонах (бывший протопоп) Иосиф Наседка, протопоп Михаил
Рогов и другие менее известные лица. Над ними были поставлены прот. Стефан
Вонифатьев, прот. Иван Неронов и прот. Аввакум. Именно их усилиями в
вероучительные книги попало «Феодоритово Слово» о двуперстии. С этого
времени древнерусские обряды были закреплены печатным словом. Поэтому книги
Иосифовой печати в XVIII и XIX вв. пользовались незыблемым авторитетом у
старообрядцев.
Середина XVII века отмечена ростом религиозной активности приходского
духовенства. Если религиозные движения предыдущих веков имели сугубо
монашескую направленность (свв. Сергий Радонежский и Кирилл Белоозерский;
препп. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский), то «движение церковной реформы» XVII
века, начатое прот. Иваном Нероновым, охватило слои белого духовенства и
мирян. Основными целями «боголюбцев» было упразднение церковных непорядков
(напр. небрежение клира и мирян к богослужениям, многогласие,
начетничество) и повышение нравственного уровня населения (упразднение
полуязыческих игрищ; борьба с повсеместным пьянством и распущенностью в
т.ч. и среди духовенства; просвещение всех слоев населения светом
Благовестия; организация проповеднической деятельности как в рамках
богослужения, так и вне его). Это движение охватило почти всю культурную
элиту Руси в т.ч. и лучшую часть епископата. Неудивительно, что и справщики
40-ых годов так же принадлежали к числу горячих сторонников церковного
возрождения, внося свой весомый вклад путем распространения печатного
церковного слова.
Методика исправлений при патр. Иосифе (1642 - 1652 гг.) мало изменилась -
по-прежнему правка проводилась по славянским образцам с привлечением
греческих оригиналов в исключительных случаях. Но книжное производство
продолжало развиваться (издано 36 названий). Расширилась тематика
издаваемых книг - издана первая грамматика церковно-славянского языка;
напечатано большое количество творений свв. отцов и несколько компилятивных
апологетических и полемических сборников в основном киевского происхождения
с отчетливым влиянием латинской учености [2, c. 116]. По словам митр.
Макария, именно в этот период «число неисправностей и погрешностей в книгах
по малограмотности или небрежности справщиков гораздо более увеличилось, а
что всего важнее - теперь преимущественно внесены в печатные книги те
роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и
отличительными верованиями русского раскола» [1, c. 338]. Но новейшая
историческая наука оспаривает теорию испорченности старорусского обряда,
несмотря на бесшкольность русских издателей и неизбежные вследствие этого
ошибки и расхождения, русская традиция сохранила ряд черт
древневизантийских обрядов, впоследствии измененных самими греками [1, c.
662; 3, с. 20].
Середина XVII века знаменуется стремлением передовых лиц Российского
государства добиться международного признания Москвы в качестве «Третьего
Рима», столицы православного мира. Для этого, по мнению идеологов реформы,
прежде всего необходимо, преодолев размежевание со слабеющими православными
державами, провести пересмотр книг и обрядов по греческому образцу,
вырастить собственную богословскую школу, способную вобрать в себя все
сокровища полторатысячелетней истории Церкви.
Одним из первых шагов в этом направлении было решение царя Алексея
Михайловича издать исправленную по греческому оригиналу Острожскую Библию
1580 г. Для чего из Киева были приглашены ученые иеромонахи: Арсений
Сатановский, Епифаний Славинецкий и Дамаскин Птицкий, на которых кроме
издательской деятельности были возложены и школьно-учительные обязанности.
Примерно в это же время боярин Федор Михайлович Ртищев организует близ
Москвы монастырь, в котором поселяются 30 киевских монахов. При монастыре
образуется и школа, открытая для всех желающих. Первым учеником становится
сам Ртищев, большое время посвящавший изучению греческой грамматики и
беседам со старцами.
Необходимо заметить, что после восшествия на престол царя Алексея
Михайловича (1645 г.) ближайшие его друзья и советники принадлежали к
сторонникам церковных реформ, для которых дела Церкви и возрождения
благочестия имели первостепенное значение. Влияние троих из них было
наиболее весомым: это - дядька царя боярин Морозов, царский духовник Стефан
Вонифатьев (в будущем главный кандидат на патриаршее место) и Федор Ртищев,
личный друг царя. Благодаря их влиянию дело реформы, постоянно
наталкивающееся на сопротивление епископата и патриарха, все же
продвигалось.
Политика эволюционного исправления книг и обрядов была прервана визитом в
1649 г. Иерусалимского патриарха Паисия. Последний сразу же проникся мыслью
русской элиты о создании всемирной православной державы под руководством
Московского царя. В речи перед государем Паисий призвал Алексея Михайловича
освободить терпящих угнетение христиан «от пленения нечестивых» [1, c.350].
Но в беседах с передовыми людьми Московской Руси круга царского духовника,
протопопа московского Благовещенского собора Стефана Вонифатьева патриарх
высказал мнение о недопустимости введений «новшеств» в русской церкви
(двуперстие, сугубая аллилуйя, многогласие и т.д.). В результате в
противовес костному патр. Иосифу и подавляющему большинству населения в
церкви создался кружок радикальных реформаторов, в число которых вошел и
архим. Никон (будущий патриарх). С этого момента дело исправления книг
обрело и прочную идеологическую подоплеку и четкие ориентиры - греческую
церковь как образец для точного копирования.
После смерти патр. Иосифа (15.III.1652 г.) патриархом становится любимец
царя новгородский митрополит Никон (1652 - 1658 гг.). Идея «московского
церковного великодержавия, требовавшая срочных и чрезвычайных реформ в
русской церкви для её вящего исправления и прославления» [2, c. 141]
становится делом всего последующего служения Никона. Он традиционно
продолжает развитие книжного дела, но греческий образец становится основным
и отклонения от него уже не допустимы. Мотивы к такому подходу Никон
находит в статьях Деяний КПого собора 1593 г. об утверждении патриаршества
на Руси. Постановлениями собора русский патриархат обязывался «быть
согласным во всем с восточными собратьями и ради этого изглаждать всякие
разногласия» [2, c. 151]. В свойственном Никону прямолинейном авторитарном
стиле без оглядки на церковное большинство патриарх последовательно и
тиранично начинает проводить политику приведения русской церкви к
единообразию с греческой.
В следствие неразвитости церковной археологии ни греки, ни русские не
могли проследить историю развития обряда. Каждая из сторон считала
древнейшими и неповрежденными именно свои богослужебные каноны. Как было
указано выше, мнение Арсения Суханова, изложенное в «Прениях о вере» (спор
с патр. Паисием), наиболее близко к истине. После XI в. греки постепенно
заменяют Студийский (КПий) устав уставом св. Саввы (Иерусалимский), с
течением времени к Иерусалимскому уставу переходят и другие православные
церкви. В России происходит тот же процесс - в XIV-XV вв. митрр. Фотий и
Киприан вводят Иерусалимский устав. Но после 1439 г. в России больше не
было греческих митрополитов и русская церковь до XVII в. так и сохранила
переходной вариант устава, включавшего в себя как древние элементы
Студийского, так и части Иерусалимского уставов.
Сама идея книжной справы по греческим оригиналам для русского человека
казалась подозрительной. Нравственный упадок и тяжелое материальное
положение греческой церкви были известны на Руси. В споре с патр. Паисием
Арсений Суханов ставил грекам в упрек, что «

Новинки рефератов ::

Реферат: Несанкционированный доступ к терминалам серверов с операционными системами семейства UNIX. На примере octopus.stu.lipetsk.ru (Компьютеры)


Реферат: Кофе, кофейные напитки (Кулинария)


Реферат: Иконографический образ Троицы (Культурология)


Реферат: Информационная безопасность в бизнесе (Менеджмент)


Реферат: Проектирование усилителя мощности на основе ОУ (Технология)


Реферат: Христианство и русская культура (Культурология)


Реферат: Размышления о судьбе вишневого сада (Литература : русская)


Реферат: Институт семьи и брака в традиционном обществе (Социология)


Реферат: Гражданство Российской Федерации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Способы кристаллизации (Химия)


Реферат: Проектирование горячего цеха предприятия общественного питания (Технология)


Реферат: Разработка тиристорного преобразователя (Радиоэлектроника)


Реферат: The JAZZ Story (Искусство и культура)


Реферат: Концепции "Я" у Ч.Кули и Дж.Мида (Доклад) (Социология)


Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Династия Романовых. Биографии царей и цариц (История)


Реферат: Василий Мачуга (Спорт)


Реферат: Реляционные Базы Данных. SQL - стандартный язык реляционных баз данных (Программирование)


Реферат: Сергей Сергеевич Прокофьев (Доклад) (Музыка)


Реферат: Отечественная история (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист