GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Основные приципы международного права (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные приципы международного права (Международное публичное право)



1.Понятие основных принципов.

Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, состоящую
из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основные
принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное
содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти
принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы МПП
разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в
многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные
(зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы
морского права).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о
принципах международного права, касающихся дружественных отношений и
сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.,
Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы
МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и
юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали
семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

2. Характерные черты.

Принципы МПП имеют свои характерные черты:
* универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов
МПП соблюдать их (принципы - фундамент международного правопорядка);
* необходимость признания всем мировым сообществом (что вытекает из
общей особенности системы МПП);
* наличие принципов-идеалов или опережающий характер содержания
некоторых из принципов (например, пока остающиеся не реализованными
принципы мира и сотрудничества);
* взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций
только в том случае, когда они будут рассматриваться как система
взаимодействующих элементов;
* авангардность регулирования при появлении новых субъектов МПП или
новой сферы сотрудничества (задают “правила игры” или восполняют “пробелы”
в международном праве);
. иерархичность (так, например, центральное место занимает
принцип неприменения силы). Комплексу международно-правовых
принципов присущи две основные функции: стабилизирующая,
которая заключается в определении основ взаимодействия
субъектов МПП путем создания нормативных рамок; и развивающая,
суть которой состоит в закреплении всего нового, что
появляется в практике международных отношений.

3. Содержание основных принципов.

Рассмотрим содержание основных принципов международного публичного
права.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. В международной жизни ввиду
отсутствия надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих
субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовых
рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН установил:
избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в
соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих
интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы
силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН
в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-
вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного
нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания
международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно
принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа.
Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа
отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с
определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г.
Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы
государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или
политической независимости другого государства. Использование иных, кроме
вооруженных средств (экономических, политических) может быть
квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам
они подобны военным мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом
согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС
государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной
или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним
государством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного
государства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по
соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий,
предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории
иностранного государства после прекращения действия соглашения о их
пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в
распоряжение другого государства территория использовалась последним для
совершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных
банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого
государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением
принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в
отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду
портов или берегов государства, любые насильственные действия,
препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого
характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н.
“превентивная оборона”).
На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в
Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в
Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
Принцип мирного разрешения споров. В соответствии с Уставом ООН (п.3,
ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала
этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои
международные споры с другими государствами мирными средствами таким
образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и
справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа
являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение
при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных
средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы
предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте
(Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного
урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности
предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по
урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой
из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.
Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципа
принято большое количество международных документов, среди которых
выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта
о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических правах, и об
экономических, социальных и культурных правах); конвенции о
предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), о
ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), о правах ребенка (1989 г.)
и т.д.
Анализ международных актов позволяет выбелить основные положения
принципа уважения прав человека:
* признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, а
также их равных и неотъемлемых прав является основой свободы,
справедливости и всеобщего мира;
* каждое государство обязано содействовать путем совместных и
самостоятельных действий всеобщему уважению прав человека и основных свобод
в соответствии с Уставом ООН;
* право человека должны охраняться властью закона, что обеспечит мир и
правопорядок, человек не будет вынужден прибегать в качестве последнего
средства к восстанию против тирании и угнетения;
* Государство обязано уважать и обеспечивать всем находящимся в
пределах его юрисдикции лицам права и свободы без какого-либо различия по
какому-либо признаку;
* каждый человек несет обязанности в отношении других людей и того
общества и государства, к которым он принадлежит;
* государство обязано принять законодательные и иные меры, необходимые
для обеспечения международно признанных прав человека;
* государство обязано гарантировать любому лицу, права которого
нарушены, эффективные средства правовой защиты;
* государство обязано обеспечить право человека знать свои права и
поступать в соответствии с ними.
Принцип суверенного равенства. Этот принцип означает, что каждое
государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть
их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную,
исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо
вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно
проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из
определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не
имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений,
что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на
принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает,
что все нормы международного права применяются ко всем государствам
одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие
особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в
себя следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному
суверенитету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других
государств;
* Территориальная целостность и политическая независимость государства
неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои
международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя
обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия
в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств
одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате
которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс
международного нормотворчества.
Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности
этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция
государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция
является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем,
вмешательством считаются любые меры государств или международных
организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту
международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю
компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы
миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно
относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое
вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое,
политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли
решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией.
Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и
другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или
организациями, находящимися под их контролем.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип
был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г.
Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость
незаконного расчленения государства. отделения от него частей, оккупация и
т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновенность) означает более
широкое понятие, охватывая не только случаи отторжения, но и иные виды
посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей
захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения
территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами
природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобретение территории в
следствие нарушение этого принципа признается незаконным.
Принцип нерушимости границ. Этот принцип впервые был четко
сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может
рассматриваться в качестве дополнительно принципа к принципу уважения
территориальной целостности. Он означает:
* признание существующих границ в качестве юридически установленных в
соответствии с международным правом;
* отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в
будущем;
* отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу
силой или ее применение.
Посягательство на государственные границы означает односторонние
действия или требования, направленные на их изменение положения линии
границы, ее юридического оформления или фактического положения линии
границы на местности.
Принцип нерушимости границ имеет точки соприкосновения с принципом
неприкосновенности государственных границ. Из последнего вытекает
обязанность государства не допускать незаконного пересечения границы с
другим государством, а также право контролировать движение через границу.
Можно также утверждать, что принцип нерушимости границ имеет больше
региональный характер, поскольку зафиксирован в региональном документе -
Заключительном акте СБСЕ.
Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного
принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого
государства, свободное присоединение к независимому государству или
объединение с ним, или установление любого другого политического статуса,
свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом
права на самоопределение”. Первоначально этот принцип мыслился в
неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине
текущего столетия. Теперь же учитывается и фактор территориальной
целостности. Таким образом данный принцип должен пониматься как очень
тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства,
что достигается только в стабильном обществе. Однако в качестве императива
остаются два требования в отношении уже созданных государств:
* каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных
действий, лишающих народы их права на самоопределение;
* каждое государство обязано воздерживаться от любых действий,
направленных на частичное или полное нарушение территориальной целостности
и единства любого государства.
Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г.
Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий
их политических, экономических и социальных систем в следующих
направлениях: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав
человека; осуществление международных отношений в экономической,
социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с
принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и
принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому
развитию во всем мире, особенно в развивающихся странах. Принцип имеет
характер идеи, так как невозможно обязать государства сотрудничать.
Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному
праву. Данный принцип утверждался вместе с международным правом и именно в
нем заключен источник юридической силы МПП, поскольку единственным
способами создания юридически обязательных норм для суверенных государств
является их соглашение. В Декларации 1970 г. содержится иерархия
обязательств: обязательства по Уставу ООН; обязательства, вытекающие из
общепризнанных принципов и норм МПП; обязательства по договорам,
действительным согласно эти принципам и нормам. Заключительный акт 1975 г.
добавил к такому пониманию принципа положение о том, что при осуществлении
своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и
административные правила, государства должны сообразовываться со своими
обязательствами по международному праву. В соответствии с этим в Законе о
международных договорах РФ 1995 г. говориться: “Российская Федерация
выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм,
подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного
права - принципу добросовестного выполнения обязательств по международному
праву”.
Общие принципы, являясь фундаментом всей системы МПП, пронизывают
остальные ее струкутрообразующие элементы.



Список использованной литературы:

1. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права.-
М.,1992
2. Капустин М.Н. Международное право. Конспект лекций.- Ярославль,1998
3. Международное право /Под ред. Г.И.Тункина.- М.,1994
4. Международное право /Под ред.Н.Т.Блатовой.- М., 2001
5. Пашуканис Е. Очерки по международному праву.- М.,1995
6. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности
человечества.- М.,1988



План:


1. Понятие основных принципов.
2. Характерные черты.
3. Содержание основных принципов.



Список использованной литературы.







Реферат на тему: Ответственность в международном праве

Дата создания 17.03.2003 12:04

Биробиджанский Промышленно-Гуманитарный колледж

Контрольная работа

по международному праву

Вариант № 2. Ответственность в международном праве



Биробиджан, 2003

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
Задание № 1 Понятие международно-правовой ответственности и классификация
международных правонарушений. 5
Задание № 2 Виды и формы международно-правовой ответственности,
международная уголовная ответственность физических лиц. 9
1.1. Виды и формы международно-правовой ответственности 9
2.2. Субъекты международной ответственности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Библиографический список 15



ВВЕДЕНИЕ


В международном праве сложился общий принцип, согласно которому
международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую
ответственность.
Ответственность – один из древнейших институтов международного права.
История международных отношений свидетельствует о его постоянном
практическом применении и совершенствовании. Однако, правовые нормы этого
института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как
правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе
прецедентов и судебных решений.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности,
закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН
и других международных организаций.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации
ответственности за совершение международных преступлений против
международного мира и безопасности.
С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за
ущерб, причиненный космическими объектами (для СССР она вступила в силу 9
октября 1973 г.). Участники Конвенции обязались возмещать ущерб,
причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в
полете и космическому объекту другого субъекта международного права.
Также провозглашается международная ответственность за нарушение ряда
международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную
Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года
(ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 октября 1975 г.) и
Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948
года (вступила в силу для Советского Союза 1 августа 1954 г.)
Итак, для раскрытия такого важного института международного права, как
международно-правовая ответственность автор изучил и раскрыл следующие
вопросы:
V понятие ответственности и правонарушений в международном праве.
V классификация и характеристика международных правонарушений по
основным группам.
V виды международно-правовой ответственности (юридическая и
материальная).
V формы выражения международно-правовой ответственности
V международно-правовая ответственность физических лиц и его
уголовная наказуемость с учетом различных видов международных
правонарушений.
При написании работы использовалась научная и учебная литература, а
также международные акты.



Задание № 1 Понятие международно-правовой ответственности и классификация
международных правонарушений.


Следует отметить, что взгляды ученых на определение международной
ответственности неоднозначны:
V одними она понимается как специфическая обязанность нарушителя
возместить причиненный им ущерб,
V другими – как реализация санкций в отношении субъекта,
нарушившего свои международные обязательства,
V третьими – как комплексное образование, включающее одновременно
обязанность нарушителя и реализуемые в отношении его санкции.
Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-
правовой доктрине.2
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых
отношений, возникающих в современном международном праве в связи с
правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом
международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством
другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти
правоотношения могут касаться непосредственно только государства-
правонарушителя и пострадавшего государства, в других – могут затрагивать
права и интересы всего международного сообщества[1].
В науке международного права под международно-правовой ответственностью
понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта
международного права в результате нарушения им международного
обязательства. Так, Комиссия международного права ООН определила содержание
международной ответственности как "те последствия, которые то или иное
международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам
международного права в различных случаях, например, последствия деяния в
плане возмещения ущерба и ответных санкций"[2].
Итак, ответственность в международном праве — сложное, многогранное
явление. Прежде всего, это принцип международного права, в соответствии с
которым всякое противоправное деяние влечет за собой ответственность
виновного субъекта по международному праву.
Цели ответственности состоят в следующем:
а) сдерживать потенциального правонарушителя;
б) побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои
обязанности;
в) предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему
материальный или моральный ущерб;
г) повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного
выполнения ими своих обязательств.
Ответственность порождается международно-противоправным деянием,
элементами которого являются:
. субъективный элемент — наличие вины данного субъекта как такового (не
тех или иных лиц, а именно государства в целом);
. объективный элемент — нарушение субъектом своих международно-правовых
обязательств.
Ответственность субъектов международного права связана со строгим
соблюдением международного правопорядка, борьбой за сохранение и упрочение
мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве
определенного инструмента правового регулирования международных отношений и
стимулирует функционирование международного права.
Признаки, характеризующие содержание рассматриваемого понятия, сводятся
к тому, что международно-правовая ответственность:
1) состоит в применении к субъекту-правонарушителю санкций международно-
правовых норм;
2) наступает за совершение международного правонарушения;
3) направлена на обеспечение международного правопорядка;
4) связана с определенными отрицательными последствиями для
правонарушителя;
5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях,
возникающих между субъектом-правонарушителем и потерпевшим субъектом, а в
определенных случаях также между государством-правонарушителем и
международным сообществом государств в целом[3].

Итак, в международно-правовой литературе в целом преобладает понимание
международной ответственности как правоотношений, возникающих в связи с
совершением международного правонарушения.
Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на
международные деликты и международные преступления.
К числу международных преступлений относятся особо опасные деяния,
нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие
жизненно важное значение для международного сообщества, и потому негативно
воздействующие на всю систему международных отношений. Международными
преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид,
апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно
серьезные военные преступления и т.п. Также в последнее время наметилась
тенденция к признанию в качестве международного преступления
преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среды, незаконного оборота
наркотиков.1
Правонарушения, не относящиеся к категории преступлений, являются
международными деликтами.
Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего
правоотношения, в силу которого нарушитель ответствен только перед
потерпевшим. В случае же международного преступления возникают
универсальные правоотношения ответственности, в силу которых
правонарушитель несет ответственность не только перед потерпевшим, но и
перед международным сообществом в целом. Речь идет о нарушении
универсальных обязательств, обязательств «erga omnes». В таком случае
каждый субъект международного права вправе требовать от правонарушителя
прекращения преступных действий и ликвидации их последствий[4].



Задание № 2 Виды и формы международно-правовой ответственности,
международная уголовная ответственность физических лиц.


1.1. Виды и формы международно-правовой ответственности


Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная
и политическая. Виды ответственности как отражение специфики лишений,
претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах,
обусловленных этой спецификой.
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить
материальный ущерб. К формам материальной ответственности – реституции,
субституции и репарации.
Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности
государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное
деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или
уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем
восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества,
разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками
территории другого государства[5].
Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен) -
разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно
уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств,
художественных ценностей, личного имущества и т.п[6].
Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное
возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается
государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может
производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации
или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное
значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им
агрессивной войны, т.е. военные репарации. Так, в решениях Крымской
(Ялтинской) конференции 1945 г. и Берлинской (Потсдамской) конференции 1945
г. предусматривалась уплата репарации Германией, а в мирных договорах 1947
г. - уплата репарации государствами - бывшими союзниками Германии во второй
мировой войне[7].
Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.
Ординарная сатисфакция – это удовлетворение государством-
правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего
государства. Цель сатисфакции – восстановление нематериального ущерба,
прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства.
Наиболее характерные формы – принесение извинений; выражение сожаления,
сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных
представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц,
причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или
административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные
акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на
обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.
Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные
ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего
международное преступление. Ее целью является искоренение причин,
породивших международное преступление, и создание гарантий от его
повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать:
реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение
общественных институтов, наличие которых способствовало совершению
государством международного преступления; временная оккупация части или
всей территории; международный контроль за использованием научного и
промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску
или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем
определенными видами вооружений и не производить таковые.
Также следует упомянуть такую форму политической ответственности, как
ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом,
которые именуются репрессалиями[8]. Репрессалии должны быть соразмерными
тем действиям, которыми они вызваны.
От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные
санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на
основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия
которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции
могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических
отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических
отношений, а также в применении вооруженной силы.
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после
второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим,
ограничение права иметь вооруженные силы). В 1993 году Совет безопасности
ООН постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами,
совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии[9].
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения
Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право
в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к
понятию санкции не относится.


2.2. Субъекты международной ответственности


Субъектами международно-правовой ответственности являются только
субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и
являются государства и другие субъекты международного права.
Однако
Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего
наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной
деятельностью государства. Ответственность лежит на государстве в целом.
Оно несет ответственность не только за действия своих органов и должностных
лиц, но и за деятельность физических и юридических лиц под его юрисдикцией.
Итак, государства, виновные в совершении преступления, несут
международную ответственность, а международно-правовая ответственность
физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей
природе отличается от ответственности других субъектов международного
права.1
Так, после окончания второй мировой войны для суда над главными
военными преступниками были созданы два международных военных трибунала: в
Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности в 1993 году было
предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных
в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991
года. В 1998 году был принят и открыт для подписания Статут Международного
Уголовного Суда.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и
должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия,
установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции,
касающиеся их деятельности.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние
государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически
действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы
государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для
официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали
осуществление таких прерогатив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, одним из важнейших международно-правовых инструментов является
принцип международной ответственности государств и других субъектов
международного права за нарушение их международных обязательств, а также за
вредные последствия при правомерной деятельности в отдельных сферах
межгосударственного сотрудничества.
Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом,
что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения
норм международного права, средством восстановления нарушенных
международных отношений.
С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться при
правонарушениях в восстановлении нарушенного права, в возмещении
материального ущерба, в принятии каких-либо санкций и других мер
коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою
международную обязанность, а в случае наступления вредных последствий при
правомерной деятельности – в обязанности произвести соответствующую
компенсацию.
В настоящее время институт ответственности приобретает растущее
значение, привлекает к себе внимание доктрины. Однако в разработке норм и
принципов международно-правовой ответственности существует пробел.
Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-
правовой ответственности государств так и не кодифицированы, хотя работа
над этим ведется Комиссией международного права ООН.
Таким образом, задачей современного международного права является
заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов
международно-правовой ответственности может послужить важным условием в
дальнейшем развитии международного права в целом.

Библиографический список

1. Устав ООН // Международное право в документах. – М., 1998.
2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 г.)
//СПС «Гарант»
3. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
(Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.) //СПС «Гарант»
4. Международная Конвенция "О пресечении преступления апартеида и
наказания за него" от 30 ноября 1973 г. //СПС «Гарант»
5. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся
на территории Российской Федерации" //СПС «Гарант»

6. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
7. Ежегодник Комиссии международного права, 1984. Т. 2, ч. 2, С. 120.
8. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002
9. Левин Д. Б.. Ответственность государств в международном праве. М.
Международные отношения. 1966.
10. Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II.
Право № 1. 1994
11. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебен. - М.:
Издательство ВЕК, 1996
12. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000
13. Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002

-----------------------
2 Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 182.
[1] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000, с. 290
[2] Ежегодник Комиссии международного права, 1984. Т. 2, ч. 2, С. 120.
[3] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 185
1 Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 101.
[4] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 187
[5] Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на
территории Российской Федерации", Глава I, Статья 4. //СПС «Гарант»
[6] Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002
[7] Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002
[8] Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II.
Право № 1. 1994 с.37
[9] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000, с. 294
1 Д. Б. Левин. Ответственность государств в международном праве. М.
Международные отношения. 1966.
С. 40.





Новинки рефератов ::

Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Физкультура)


Реферат: Тифлопсихология (Педагогика)


Реферат: Опорно-двигательный аппарат (Биология)


Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Новый План счетов 2004г. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Право Англии (Государство и право)


Реферат: Программа поддержки малого предпринимательства (Право)


Реферат: Определение хлоридов в сточных водах (Химия)


Реферат: Институт монархии (Право)


Реферат: Взаимоотношения детей в совместной деятельности (Психология)


Реферат: Международные отношения в 1970-90 годах (История)


Реферат: Биография Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (Литература : русская)


Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Программа для расчета цеха серийного производства (Металлургия)


Реферат: Сравнение экономики Польши и Болгарии (Международные отношения)


Реферат: Основание СНПЗ, люди завода 40е - 50е годы (Химия)


Реферат: Историко-психологический портрет А.П. Извольского (Исторические личности)


Реферат: Любовь в письмах знаменитых людей (Педагогика)


Реферат: Документы с личного состава (Документи з особового складу) (Педагогика)


Реферат: Повесть Распутина "живи и помни" (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист