GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Акцентуации характера (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Акцентуации характера (Психология)


Содержание:

1. Введение…………………………………………3стр.
2. Типы и виды акцентуаций……………………...5стр.
3. Причины возникновения акцентуаций………...13стр.
4. Заключение………………………………………..15стр.
5. Использованная литература……………………..16стр.


Введение.
В периоде становления характера его типологические особенности,
не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько
ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии
характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это
позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».
Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда
–“акцентуированная личность”. Личко А.Е. уточнила этот термин, так как
личность, по её мнению, понятие сложное, скорее подходящие для психопатий.
Она предложила называть это явление акцентуацией характера.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при
которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают
с типами психопатий. Но акцентуации – это крайний вариант нормы, а
психопатии – патологические аномалии характера. Отличия между акцентуациями
характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б.
Ганнушкина — О. В. Кербикова.
Психопатии — это такие аномалии характера, которые
«определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его
душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не
подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться
к окружающей среде».
При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих
признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни
тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации
со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не
бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности
характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в
некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в
обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе
отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения
возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых
трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту
наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные
трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к
нарушениям и переносятся стойко. При
каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов,
“слабые места”.



Типы и виды акцентуаций.
Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени
определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится
акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как
варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же
индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое
состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность
как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая
структуру личности.
Типы акцентуаций.
Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая
предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко.

|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или |Астено-невротический |
|неврастенический | |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|— |Гипертимный |
| |Циклоидный |

Типы акцентуаций характера у подростков (Личко А.Е.)
1. Гипертимный тип.
Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка
повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией,
неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом
неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью
интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств.
Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество,
размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную
обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное
безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно
оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их
активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким
вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются
показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.

2. Циклоидный тип.
При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии
выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться
длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность,
ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами,
избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются
Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на
мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к
суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится
крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ).
В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.
Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и
"плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.
3. Лабильный тип.
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения,
которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже
незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон,
и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и
привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним
проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании
Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном
контакте. Всякого рода эксцессов избегают. К лидерству не стремятся.
Тяжело переносят утрату или эмоциональное отвержение со стороны
знакомых лиц Самооценка отличается искренностью и умением правильно
подметить черты своего характера.

4. Астено-невротический тип.
Главными чертами является повышенная утомляемость, раздражительность и
склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно проявляется при
умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении
аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно
отражает ипохондрические установки.

5. Сенситивный тип.
У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувство
собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в
области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и
застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С
незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми,
к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к
алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной
оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом
неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень
или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается
высоким уровнем объективности.

6. Психастенический тип.
Главными чертами являются нерешительность, склонность к
рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое
и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения
навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах
школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя
и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной
тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные
приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать
самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В
самооценке встречается тенденция находить у себя черты разных типов,
включая совершенно несвойственные.
7. Шизоидный тип.
Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в
процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты
– эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в
контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции
проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других,
догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток
сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен
увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для услаждения
самого себя, служат утешению честолюбия или носят эротический характер.
Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью,
изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней
асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются
нечасто. Труднее всего переносятся ситуации, где нужно быстро установить
неформальные эмоциональные контакты, а также насильственное вторжение
посторонних во внутренний мир. Самооценка обычно – неполная: хорошо
констатируется замкнутость, трудность контактов, непонимание окружающих,
другие особенности подмечаются хуже. В самооценке иногда подчеркивается
нонконформизм.

8. Эпилептоидный тип.
Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого
настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на
котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана
аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны.
Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда
окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело – с гневом
и агрессией. Лидерство проявляется стремлением властвовать над
сверстниками. Неплохо адаптируются в условиях строгого дисциплинарного
режима, где стараются подольститься к начальству показной исполнительностью
и завладеть положением, дающим власть над другими подростками. Инертность,
тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику – от
моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Мелочная
аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб
делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как
компенсация собственной инертности. Самооценка обычно однобокая: отмечается
приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и
предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя
гораздо более конформными, чем есть на самом деле.

9. Истероидный тип.
Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная
жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.
Все остальные особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком
служат приукрашиванию своей особы. Внешние проявления эмоциональности на
деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности,
театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность
к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей
профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в
заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство
или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями
о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и
ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от
объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент
легче всего произвести впечатление.

10. Неустойчивый тип.
Главная черта – нежелание трудиться – ни работать, ни учиться,
постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При
строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай
отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда дело
касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед
ними родные, общество в целом. С желанием поразвлечься связаны
делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за
трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном
положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность
несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К
своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых
трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие
и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного
режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка
обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

11. Конформный тип.
Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к
привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все",
поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" – от одежды
до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего
окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде
со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому
"за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной
некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал
информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что
не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной
обстановке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам.
Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо
переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества.
Самооценка может быть неплохой.

Достаточно часто встречаются смешанные акцентуации. Однако не
все сочетания выше перечисленных типов возможны. Практически не сочетаются
следующие типы:
Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным,
психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным,
истероидным, неустойчивым;
Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным,
истероидным, неустойчивым;
Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим,
сенситивным, психастеническим;
Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;
Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают:
1. Промежуточные.
Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего
генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем
детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы,
сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних
друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие
типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-
эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу
эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного
типа в циклоидный.
2. Амальгамные.
Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие
напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу
неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных
факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и
истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или
истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное,
эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной
среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких
взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на
конформное ядро.

Виды акцентуаций.

Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы.
Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует
социальной адаптации. Занимаемое положение, как правило, соответствует
способностям и возможностям. С возрастом особенности характера либо
остаются достаточно выраженными, но компенсируются и не мешают адаптации,
либо настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.
Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным
вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа
характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при
продолжительном наблюдении, при разносторонних контактах и детальном
знакомстве трудно бывает составить представление об определенном типе.
Однако черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влиянием тех
ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего
сопротивления.
Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической
акцентуации, наихудший прогноз – при явной неустойчивой акцентуации.
Различают несколько видов относительно стойких изменений:
- переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом
акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются
другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому
месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся
неожиданно, внезапно в полной силе;
- формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль
играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а
иногда заболевание;
- трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к
основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.
В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже
доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут
“вытеснить”, “заслонить” черты других акцентуаций.



Причины возникновения акцентуаций.

На основе систематики формирования психопатий П.Б.Ганнушкина, можно
систематизировать факторы, влияющие на возникновение и развитие акцентуаций
характера у подростков, а в дальнейшем, возможно, и на появление
психопатий.

Среди биологических факторов, приводящих к акцентуациям характера,
выделяют:

1. Действия пренатальных, натальных и ранних постнатальных
вредностей на формирующийся в раннем онтогенезе мозг. К таким
вредностям можно отнести тяжелые токсикозы беременности, родовые
травмы, внутриутробные и ранние мозговые инфекции, тяжелые
истощающие соматические заболевания.
2. Неблагоприятная наследственность, которая включает в себя
определенный тип ВНД, алкоголизм родителей, предопределяющий тип
акцентуации характера.
3. Органические повреждения головного мозга, т.е. черепно-мозговые
травмы, мозговые инфекции и т.п.
4. «Пубертатный криз», обусловленный неравномерностью развития
сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы, отягощенный
физическим самочувствием, повышенной активностью эндокринной
системы и «гормональной бурей».
К социально-психологическим факторам следует отнести:

1. Нарушения воспитания подростка в семье.
Влияние семейной среды на формирование личности является наиболее важным в
силу того, что семья служит основным общественным институтом социализации
личности (Соотношение между акцентуациями характера и наиболее
неблагоприятными типами семейного воспитания будет раскрыто в главе 4
«Диагностическая и коррекционная работа»).

2. Школьную дезадаптацию.
В подростковом возрасте падает интерес к учебе в силу изменения ведущего
вида деятельности (согласно теории возрастной периодизации Д.Б.Эльконина).

В психологии предпринимались попытки выделения специфических школьных
трудностей. С точки зрения одного из исследователей этой проблемы Д.Скотта,
«… характер дезадаптации ребенка в школе можно определить по форме
дезадаптированного поведения, а именно: по депрессивному состоянию, по
проявлениям тревожности и враждебности по отношению к взрослым и
сверстникам, по степени эмоционального напряжения, по отклонениям в
физическом, умственном и сексуальном развитии, а также по проявлениям
асоциальности под влиянием неблагоприятных условиях среды».

3. Подростковый кризис.

В 12 –14 лет в психологическом развитии наступает переломный момент –
«подростковый кризис». Это пик «переходного периода от детства к
взрослости». Согласно Э. Эриксону, происходит «кризис идентичности – распад
детского «Я» и начало синтеза нового взрослого «Я». В этот период процессу
познания самого себя придается всеподавляющее значение. Именно этот
процесс, а не факторы окружающей среды, рассматриваются как первоисточник
все трудностей всех нарушений у подростков. У них развивается самосознание,
стремление к самоутверждению; их не устраивает отношение к себе как к
детям, что приводит к аффективным вспышкам и конфликтам, которые могут быть
как межличностными, так и внутриличностными.

4. Психическую травму.

Психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические
состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами
(конфликты с родителями, друзьями, учителями, неконтролируемое
эмоциональное состояние, вызванное влюбленностью, переживанием семейных
разладов и т.п.).



Заключение.


Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по
себе не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой,
преморбидным фоном, предрасполагающим фактором для развития психогенных
расстройств (острых аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных
патологических нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и
эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как
избирательная чувствительность к определенного рода психогенным факторам,
так и особенностям клинической картины.
При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут
играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора
(шизоидная и сенситивная акцептуации в отношении вялотекущей шизофрении,
циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного
психозов). Причинами патологического изменения личности подростка являются
социальные и биологические факторы, которые действуют не изолированно, а
тесно взаимодействуют.
В отличие от психопатий представления об "акцентуированной личности" и
об "акцентуациях характера" оставались до последнего времени как о чем-то
весьма статичном, раз и навсегда данном. Лишь в последние годы были
предприняты катамнестические и лонгитюдные исследования акцентуаций
характера некоторых типов – неустойчивого, гипертимного, эмоционально-
лабильного, конформного.



Использованная литература:

1. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград:
«Медицина», 1983 г.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1997г.
3. Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании
процесса обучения. // Соотношение структуры и основных типов
акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. - Вильнюс, 1977г.
4. Л. Д. Столяренко. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1997.






Реферат на тему: Акцентуации характера как одна из предпосылок девиантного поведения


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования
девиантного поведения у подростков.


Выполнила: студентка III курса группы 2
Акимова А. С.
Проверила: Сулимовская Е. И.


Москва

2003

Содержание:
Введение 3
Глава 1.
Определение понятия «отклоняющегося поведения» 3
Критерии определения понятия «отклоняиицееся поведение» 5
Определение понятия 7
Некоторые виды отклоняющегося поведения. 9
Глава 2.
Подростковый возраст и его особенности. 11
Предпосылки девиации в подростковом возрасте 16
Глава 3.
Акцентуации характера у подростков. 19
Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуацийй
характера 20
Акцентуации характера у подростков. 21
Глава 4
Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного
поведения у подростков. 28
Заключение 35
Список литературы 36

Введение.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-
нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета
общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении – девиантное поведение – является, таким
образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается
актуальность его изучения.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся
поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение,
употребление наркотиков. В то же время поведение многих людей с
акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив,
девиантное поведение могут демонстрировать и люди с не акцентуированным
характером.
В данной работе мы попытаемся рассмотреть, как акцентуации характера
сочетаются с другими причинами формирования девиантного поведения.

Глава 1.
Определение понятия «отклоняющегося поведения».
Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
Основной задачей данного раздела является определение понятия
«отклоняющееся поведение личности». Отклоняющееся поведение – это прежде
всего некая форма поведения личности, следовательно, ему присущи все
основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и
начнём свой анализ.
В дальнейшем под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия
личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и
внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних
действий и поступков.
Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения
является то, что оно социально по своей сути – оно формируется и
реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека
является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом
поведение личности отражает процесс её социализации – интеграции в социум.
Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с
учётом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации –
индивидуализации, а так же по позиции личности в социуме можно выделить
следующие варианты социальной адаптации:
радикальная адаптация – самореализация через изменение личностью
существующего социального мира;
гиперадаптация – самореализация через влияние личности на социальную
жизнь посредством её сверхдостижений;
гармоничная адаптация – самореализация личности в социуме посредством
ориентации на социальные требования;
конформистская адаптация – приспособление за счет подавления
индивидуальности, блокировка самореализации;
девиантная адаптация – самореализация посредством выхода за
существующие социальные требования, нормы;
социально-психологическая дезадаптация – состояние блокировки
процессов самореализации и адаптации.
При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно
описать
Критерии определения понятия «отклоняиицееся поведение»
Прежде чем перейти к определению важного для нас понятия
«отклоняющееся поведение личности», мы должны задать эталоны оценки
психологических явлений.
В большинстве наук принято деление явлений на «нормальные» и
«аномальные». В строгом смысле «нормальным» считается все, что
соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону. Способы
получения нормы нередко называют критериями. Одним из самых
распространенных и общих является статистический критерий. С точки зрения
математической статистики нормально все то, что встречается часто, т. е. не
реже чем в 50 % случаев. В соответствии с законом нормального распределения
2 – 3 % людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь
выраженные нарушения поведения по определенному качеству (интеллект,
общительность, эмоциональная устойчивость), а приблизительно по 20 % с
обеих сторон соответственно – небольшие отклонения.
Статистический критерий сочетается с качественно-количественной
оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.
Поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или
окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности,
оценивается как отклоняющееся, например суицид или преступление.
Наряду со статистическим в гуманитарных науках также используются
специальные критерии оценки нормальности/аномальности поведения личности:
психопатологический, социально-нормативный и индивидуально-психологический.
Психопатологический критерий используется в медицине. С точки зрения
психопатологического критерия все поведенческие проявления можно разделить
на две группы: нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь».
В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве
отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой
патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время
девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между
нормой и патологией.
Следующий, социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное
значение в различных областях общественной жизни. В соответствии этим
критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время,
воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение,
напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям. С
изменением самого общества изменяются и социальные нормы, действующие в
нем.
Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает все
возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.
В соответствии с данным критерием современные требования к человеку не
ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но
предполагают также самопознание и самобытие личности. В связи с этим
основополагающими качествами личности в нашу эпоху можно назвать: ее
внутреннюю позицию по отношению к внешнему миру и себе, способность
принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за
собственное поведение. Самоопределение в социальном пространстве и
самореализация личностного потенциала в нем признаются ведущими задачами
индивидуального развития.
Определение понятия
Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения
личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение.
Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося
поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а
также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного
человека.
1. Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не
соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Однако, это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества
в данное время социальных норм.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают
негативную оценку со стороны других людей. Негативная оценка может иметь
форму общественного осуждения или социальных санкций, в том числе
уголовного наказания. Прежде всего санкции выполняют функцию предотвращения
нежелательного поведения. Но, с другой стороны, они могут приводить к
такому негативному явлению, как стигматизация личности. Попытки человека
начать новую жизнь зачастую разбиваются о недоверие и отвержение окружающих
людей. Постепенно ярлык девианта (наркоман, преступник, самоубийца и т.п.)
формирует девиантную идентичность. Таким образом, дурная репутация
усиливает опасную изоляцию, препятствует позитивным переменам и вызывает
рецидивы девиантного поведения.
3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит
реальный ущерб самой личности или окружающим людям. В крайних своих
проявлениях девиантное поведение представляет непосредственную угрозу для
жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления,
употребление «тяжелых» наркотиков. Психологическим маркером ущерба является
страдание, переживаемое самим человеком или окружающими людьми.
4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать
как стойко повторяющееся. Однако, данное правило имеет исключения.
Например, даже однократная суицидальная попытка представляет серьезную
опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности.
5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как
отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации
(например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием
кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого
человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например,
при наличии реальной угрозы для жизни).
6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно
рассматривается в пределах медицинской нормы. Оно не должно отождествляться
с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя и может
сочетаться с последними. В случае психического расстройства имеет место
патологическое поведение психически больного человека.
В то же время при определенных условиях отклоняющееся поведение может
переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти
в системное заболевание – алкоголизм, наркоманию. Таким образом, личность с
отклоняющимся поведением может занимать любое место на психопатологической
оси «здоровье – предболезнь – болезнь».
7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно
сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
8. В качестве последнего признака отклоняющегося поведения можно
отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Одни и те же виды девиантного поведения по-разному проявляются у различных
людей в разном возрасте.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение
отклоняющегося (девиантного) поведения – это устойчивое поведение личности,
отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный
ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной
дезадаптацией.
На индивидуальном уровне девиантное поведение выглядит более
проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными
феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих
людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная
дезадаптация.
Следовательно, на личностном уровне отклоняющееся поведение – это
социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа
жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить
свою позицию по отношению к обществу.
Некоторые виды отклоняющегося поведения.
Делинквентное поведение характеризуется как повторяющиеся асоциальные
проступки детей и подростков, которые складываются в определенный
устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих
уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или
не достижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная
ответственность.
Криминальное поведение определяется как противоправный поступок,
который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием
для возбуждения уголовного вдела и квалифицируется по определенным статьям
уголовного кодекса.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или
психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним,
что постепенно приводит организм к физическому и психологическому
истощению. Разновидностью наркомании является токсикомания.

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия.
Алкоголизм – патологическое влечение к спиртному и последующее социально-
нравственной деградацией личности. Пьянство – это неумеренное употребление
алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее
социальную адаптацию.


Суицидальное поведение. Суицид – это сознательное лишение себя жизни
или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение – это само
разрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие
формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление
наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом
виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.


Итак, мы в общем виде определили понятие, свойства и виды
отклоняющегося поведения, которые мы будем рассматривать в данной работе.


Глава 2.

Подростковый возраст и его особенности.

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный,
переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый
период в развитии ребенка считают обычно особенно трудным как для родителей
и педагогов, так и дня самих детей. В основе такой оценки лежит обилие
критических, психологических и физиологических состояний, объективно
возникающих в процессе развития, которые иногда именуются "критическими
периодами детства".
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2
года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным
физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие
перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции, в частности,
половых желез. Интенсифицируется обмен веществ. Нарушение прежней
слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая
система его функционирования являются основой общей неуравновешенности
подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения
от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста
в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по
внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок. Отсюда
сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм,
забавам, возне друг с другом. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у
подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное
чувство собственного достоинства, осознание половой принадлежности.
Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на
многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен
в своих оценках, то став подростком, он начинает переоценивать давно
знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень
прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.
В результате авторитет родителей и учителей может значительно
ослабиться или утрачиваться навсегда.
Подростки очень болезненно относятся ко всему, что касается не только
оценки их личных качеств, но и оценки достоинств и недостатков их семьи,
родителей, друзей, любимых учителей. На этой почве подростки могут вступить
в глубокий конфликт с обидчиком. На потерю авторитета родителей или кого-то
другого, ранее значимого, они могут отреагировать самым крайним и
неожиданным образом: замкнуться в себе, стать грубым, упрямым, агрессивным,
демонстративно противоречить, начать курить, употреблять спиртное или
наркотики, заводить сомнительные знакомства, уходить из дома и т.д.
Подростковый возраст, по словам Л. С. Выготского, представляет собой
совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию
различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них
являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между
ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и
окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или
неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу
с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой
почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.
Л. С. Выготский, как и П. П. Блонский, подходил к подростковому
периоду как к историческому образованию. Он считал, что особенности
протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в
зависимости от уровня развития общества.
Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию
подросткового возраста. Подростковый возраст, по Шпрангеру, – это возраст
врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие – есть врастание
индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый, возраст является периодом
"бури и натиска", описал 3 типа развития отрочества:
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда
отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает
новое "Я".
Второй тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда
подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в
собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток
сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием
воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким
уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, открытие "Я",
возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исходя из
представления о том, что главной задачей психологии является познание
внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э.
Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания,
ценностных ориентации, мировоззрения подростков, а также попытался понять
одно из самых глубоких переживаний в жизни человека – любовь и ее
проявления в подростковом возрасте.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов
формирования личности. По Штерну, переходный возраст характеризует не
только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и
особый образ действий. Штерн описывает его как промежуточный между детской
игрой и серьезной ответственной деятельностью и подбирает для него новое
понятие "серьезная игра". Примером "серьезной игры" могут служить занятия
спортом и участие в юношеских организациях, выбор профессии и подготовка к
ней, игры любовного характера (флирт, кокетство).
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый
период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей
деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит
"поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Решение
вопроса "Кто я" может быть найдено только путем столкновения с
действительностью.
Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих
симптомах:
1. Возникают трудности и отношениях со взрослыми: негативизм,
упрямство, уход из школы, т.к. главное для подростка происходит
теперь вне её.
2. Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя
понять).
3. Подросток начинает вести дневник.
Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходи к заключению, что между
ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих,
чтобы его больше не считали маленьким, он осознает свое равноправие.
Центральное новообразование этого возраста – возникновение представления о
себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он
отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения
подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в
признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т.
В. Драгуновой. К ним относятся подражание внешним признакам взрослости,
равнение на качество взрослых, стремление овладеть разными "взрослыми
умениями" – социальная и интеллектуальная взрослость.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности
подростка, т.к. в ней формируется самосознание. Основное новообразование
этого возраста – социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л. С.
Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание.
Это знание в системе отношений. А самосознание – это общественное знание,
перенесенное во внутренний план мышления. Подросток учится контролировать
свое поведение, проектировать его на основе моральных норм.
Современная социальная жизнь предъявляет к психике подростка иные,
более высокие требования, чем полвека назад. Поток информации стал
обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни
ускореннее, а образование – более сложным. Введены новые программы
компьютеризации обучения. Все это требует развития интеллекта и
способностей. А если к этому прибавить крушение идеалов и распад
подростковых организаций (пионерских и комсомола) и ничего почти не
созданного взамен этого, то становится понятно, почему нарушения поведения
у подростков стали актуальной проблемой.

Предпосылки девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки
общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских
возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение
этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от
незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка:
анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие,
а также разнообразные виды его деятельности.
В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и
деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке
психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У
подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе,
ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.
Вспомним некоторые сведения из анатомии и физиологии, психологии и
педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-
физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его
физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом
окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии
сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в
результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных
сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным
расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена
неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать
сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего
возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное
половое созревание подростка происходит при заметном отставании в
социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-
психологические проблемы полового воспитания.
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании
самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет
интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения;
появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается
оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их
действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление
подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка
снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит
перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.
Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует
себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и
спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где
собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со
взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего
ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому
взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной
конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но
при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер
отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в
позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со
сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что
в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося
поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека, что может
приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через
стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания
взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя
кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся
спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику,
манере поведения.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнения с ребенком
младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой
деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость
интересов.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового
возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение
контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в
удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание
самоутвердиться и стать взрослым.
Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально
возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования
ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и
взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы, считаться взрослой,
и в то же, время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в
отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях
требованиям общественных норм и правил.

Глава 3.
Акцентуации характера у подростков.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается
избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
В зависимости от степени выраженности было выделено две степени
акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним
вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при
действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего
сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в
поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к
крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных условиях, черты
определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем.
Однако черты этого типа могут ярко выявиться под влиянием тех ситуаций и
психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту
наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые,
не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить
типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не
приводит к заметной социальной дезадаптации.
Краткие сведения о группировках типов психопатий и акцентуацийй
характера
Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая
предложена K. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко. Приводим сопоставление
этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким.
|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или |Астено-невротический |
|неврастенический | |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|— |Гипертимный |
| |Циклоидный |

Акцентуации характера у подростков.
(классификация Н.Я. Иванова, А.Е. Личко.)
ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП.
Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка
повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией,
неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом
неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью
интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств.
Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество,
размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную
обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное
безделье. Склонны к переоценке своих возможностей и к чрезмерно
оптимистическим планам на будущее. Стремление окружающих подавить их
активность и лидерские тенденции нередко ведет к бурным, но коротким
вспышкам раздражения. Самооценка нередко неплохая, но часто стараются
показать себя более конформными, чем это есть на самом деле.
ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП.
При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены
не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться
длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность,
ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами,
избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются
Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на
мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к
суицидальному поведению. В субдепрессивной фазе также плохо переносится
крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п. ).
В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов.
Самооценка формируется постепенно по мере накопления опыта "хороших" и
"плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной.
ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП.
Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое
меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для
окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и
работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и
глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и
заботу. Велика потребность в сопереживании Тонко чувствуют отношение к себе
окружающих даже при поверхностном контакте. Всякого рода эксцессов
избегают. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или
эмоциональное отвержение со стороны знакомых лиц Самооценка отличается
искренностью и умени ем правильно подметить черты своего характера.
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП.
Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность
и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при
умственных занятиях и в обстановке соревнований. При утомлении аффективные
вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отражает
ипохондрические установки.
СЕНСИТИВНЫЙ ТИП.
У этого типа две главные черты – большая впечатлительность и чувство
собственной неполноценности. В себе видят множество недостатков, особенно в
области качеств морально-этических и волевых. Замкнутость, робость и
застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С
незнакомыми трудны даже самые поверхностные формальные контакты, но с теми,
к кому привыкли, бывают достаточно общительны и откровенны. Ни к
алкоголизации, ни к делинквентности склонности не обнаруживают. Непосильной
оказывается ситуация, где подросток оказывается объектом
неблагожелательного внимания окружения, когда на его репутацию падает тень
или он подвергается несправедливым обвинениям. Самооценка отличается
высоким уровнем объ ективности
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП.
Главными чертами являются нерешительность, склонность к
рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее – свое
и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения
навязчивостей. Черты характера обычно обнаруживаются в начальных классах
школы – при первых требованиях к чувству ответственности. Отвечать за себя
и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной
тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные
приметы и ритуалы. Нерешительность особенно проявляется, когда надо сделать
самостоятельный выбор. Алкоголизация и делинквентность не присущи. В
сам

Новинки рефератов ::

Реферат: Мюнхенский сговор (История)


Реферат: Договр финансовой аренды (лизинга) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Закаливание как оздоровительная система (Спорт)


Реферат: Римское право (Искусство и культура)


Реферат: Кассовые операции (Банковское дело)


Реферат: Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (География)


Реферат: Несущие конструкции одноэтажного промышленного здания с мостовыми кранами среднего режима работы (пояснительная записка №2 к курсовому проекту (необходим AutoCad 2000 или выше)) (Строительство)


Реферат: Европейские фонды, поддерживающие культуру (Культурология)


Реферат: Московская битва (История)


Реферат: Государство, право, религия (Религия)


Реферат: ГАТТ эволюция деятельности и итоги Уругвайского раунда (Международные отношения)


Реферат: Нидерланды (География)


Реферат: Евангельское учение о грехе (по всему четвероевангелию) (Мифология)


Реферат: Петровское уголовное законодательство (История)


Реферат: Архитектура IA-32 (Программирование)


Реферат: Инвентаризация: порядок организхации и проведения (Бухгалтерский учет)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края (География)


Реферат: Аграрная реформа П.А. Столыпина (История)


Реферат: Защита чести, достоинства и деловой репутации (Право)


Реферат: Microsoft Office (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист