GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Взаимодействие сотрудников с детьми (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Взаимодействие сотрудников с детьми (Педагогика)


«В» Взаимодействие сотрудников с детьми


В.1. Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка.
доброжелательное внимание к нему.
В.1.1. Обращаются с детьми ласково, с улыбкой, осуществляя тактильный
контакт (гладят по голове, обнимают и т.д.).
В.1.2, Тепло обращаются с детьми во время различных режимных моментов
(в том числе утром при встрече с ребенком, во время еды. подготовки ко сну,
переодевания и пр.).
В.1.3. Стремятся установить с детьми доверительные отношения, проявляют
внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам.
В.1.4. Поощряют самостоятельность детей в выполнении режимных процедур,
учитывая их индивидуальные особенности (предпочтение той или иной пищи.
Привычки, темперамент и пр.).
В.2. Сотрудники чутко реагируют на инициативу детей в общении,
учитывают их потребность в поддержке взрослых.
В.2.1. Выслушивают детей с вниманием и уважением.
В.2.2. Вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей,
обсуждают их проблемы.
В.2.3. Успокаивают и подбадривают расстроенных детей, стремятся избавить
ребенка от негативных переживаний.
В.З. Сотрудники общаются с детьми индивидуально, выбирая позицию "глаза
на одном уровне".
В.4. Сотрудники формируют у детей положительное отношение ко всем детям.
В.4.1. Собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко
всем детям.
В.4.2. Привлекают внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга,
поощряют проявление сочувствия, сопереживания сверстнику.
В.4.3. Поддерживают эмоциональный комфорт непопулярных в группе детей,
создают условия для их принятия сверстниками.
В.4.4. Организуя совместные игры детей, обучают их координировать свои
действия, учитывать желания друг друга, дают им для этого адекватные
средства (учат делить игрушки посредством жребия, установления очередности,
разрешают конфликты путем обсуждения и т.п.).
В.4.5. Чутко относиться к жалобам детей, обучать их социально приемлемым
формам взаимодействия.
В.5. Сотрудники не ограничивают естественный шум в группе(оживленную
деятельность, игру, смех, свободный разговор и пр.).
В.6. Голос взрослого не доминирует над голосами детей.
В.7. Взаимодействуя" с детьми, сотрудники учитывают их возрастные и
индивидуальные особенности.
В.7.1. В ходе режимных процедур терпимо относиться к затруднениям детей,
(позволяют им действовать в своем темпе, не акцентируют внимание на
неуспехах ребенка, оказывают ему необходимую помощь и поддержку и пр.).
В.7.2. Предлагая детям образцы деятельности, не настаивают на их точном
воспроизведении детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В.7.3. Указывая на ошибки старших детей, делают это мягко, не 'унижая
перед сверстниками и не ущемляя достоинства ребенка.
В.7.4. Контролируя усвоение материала, взрослый учитывает такие
особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения
у него негативных переживаний-
В.7.5. Представляет детям возможность самим выбрать занятие по интересам
(во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное
время).
В.7.6. В ходе совместной игры или занятия взрослый обращается к ребенку
по имени, смотрит ему в глаза, ведет себя заинтересованно и
доброжелательно, помогая освоить трудное действие.
В.7.7. Взрослый откликается на любую просьбу ребенка о совместной
деятельности, а в случае невозможности на осуществление спокойно
объясняет причину и просит подождать.
В.8. Взрослые поддерживают положительное самоощущение детей,
способствуют формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.
В.8.1. Обращаются к ребенку по имени, подчеркивают его достоинства.
8.8.2. Поощряют детей, высказывать чувства и мысли;
рассказывать о событиях, участниками которых они были (о своей семье,
друзьях, предпочтениях, переживаниях и пр.), сами делятся своими
переживаниями, рассказывают о себе.
8.8.3. Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и
запрещением.
8.8.4. Порицания относятся только к отдельным действиям ребенка, но не
адресуют их к его личности.
8.8.5. Порицая действия ребенка, взрослый предлагает образец желаемого
действия или средства для исправления ошибок.
8.8.6. Отмечают новые достижения ребенка в различных видах
деятельности, обращают внимание на его новые возможности и способности.
Достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с
его собственными (взрослый говорит: "так далеко ты сегодня прыгнул, дальше,
чем вчера"; "ты поступил плохо", но не говорит "ты плохой мальчик" и т.п.).
8.8.7. Намеренно создают ситуацию, в которой ребенок достигает успеха
(предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в
корзинку, взрослый ненавязчиво включается в это действие, обеспечивая его
успех и поощряя его достижение; ребенку старшего дошкольного возраста в
случае неудачи в трудном для него задании предлагают тоже простую
деятельность и т.п.).
В.9. Дети находятся в поле внимания взрослого, который при
необходимости включается & игру ребенка и в другие виды деятельности.
В. 10. Сотрудники не прибегают к физическому наказанию или другим
негативным дисциплинарным методам, которые обижают. пугают или унижают
детей.

"И" Развитие игровой деятельности.

И.1- Сотрудники создают условия для возникновения и развертывания игры
детей.
И. 1.1. Создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые
могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают
пластинки, обсуждают события жизни детей. рассказывают о себе и других
людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают
внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на
явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и пр.).
И.1.2. Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам:
"Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его подлечим";
предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет;
побуждают детей к принятию роли и наделению его партнера;
договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).
И. 1.3; В качестве непосредственных участников игры предлагают детям
образцы различных игровых действий (воспитатель кормит. купает куклу,
привыкая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль,
рассказывает, как играть в игры с правилами -"Съедобное - несъедобное",
"Испорченный телефон". "Садовник", произносит считалку для установления
очередности или выбора водящего и пр.).
И.1-4. Соблюдает баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе: оберегает время, предназначенное для игры, не
подменяя её занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к занятиям,
режимным моментам.
И.1.5. Обеспечивают баланс между игрой и другими видами деятельности в
педагогическом процессе: оберегают время:
предназначенное для игры. не подменяя ее занятиями; обеспечивают главный
переход от игры к занятиям, режимным моментам.
И.2. Сотрудники создают условия для развития общения между детьми в
игре.
И.2-1. Организуют совместные игры детей (предлагают игры с разным •
числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между
детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют
совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного
обогащения игровым опытом).
И.2.2- Развивают способности игрового общения - общения детей как
носителей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли
партнера).
И.2.3. Развивают у детей умение общаться по поводу игры
(договариваться: поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявляя
сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать
конфликты и пр.).
И-3. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в игре.
И.3.1. Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения
трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов.
И.3.2. Представляют детям возможность выбора в процессе игры (виды
игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
И.3.3. Поощряют детей к индивидуализации в игре (придумыванию сюжетов;
введению оригинальных персонажей в традиционныхе игры;
смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
И.3.4. Стимулируют детей пользоваться предметами заместителями,
помогают подбирать и расширять их набор, четко использовать игровое
оборудование.
И.3.5. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в
игре (включаются в игру, заражал детей своим интересом, яркими эмоциями;
используют выразительные движения, мимику, интонированную роль; вносят в
игру моменты неожиданности. таинственности, сказочности и т.п.).
И.3.6. Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей,
включался в неё по мере необходимости, как равноправных партнер.
И.4. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры
детей.
И.4.1. Организуют игры с учетом личностных особенностей и специальных
потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и
детей с физическими недостатками и задержками в развитии; повышающие
самоконтроль у излишне расторможенных и агрессивных детей.).
И.4.2. Обращают особое внимание на "изолированных" детей (организуют
для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выдвигают их на
центральные роли и т.п.).
И.4.3. Способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в
игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные;
предлагают роли мамы, хозяйки и пр. для девочек, роли, связанные с
мужественными профессиями - для мальчиков;
обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек. атрибутов,
костюмов).
И.4.4. Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
И.5. Сотрудники способствуют развитию у детей разных видов игры.
И-5-1. Организуют сюжетно-ролевую игру.
И.5.2. Организуют игры с правилами.
И.5.3. Способствуют возникновению режиссерской игры.
И.5.4. Организуют игры - драматизаций
И.5.5. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
И.5.6. Организуют подвижные и спортивные игры.
И.5.7. Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
И.5-8. Приобщают к играм разных народов.
И.6. Педагоги используют игровые приемы в разных, видах деятельности и
при выполнении режимных моментов.

"Ф" физическое развитие и здоровье.

Ф.1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной
деятельности и активности детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями (проводят упражнения на развитие разных
групп мышц, на поднятие и поддержание их тонуса; включают в игры и занятия
ходьбу, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с различным спортивным
инвентарем и т.п.).
Ф.2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги
реализуют индивидуальный подход к детям.
Ф.2.1. Формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и
темпов физического развития, их функционального состояния в соответствии с
медицинскими показаниями.
Ф.2.2. Внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на
занятиях, его реакцией на нагрузку, на новые упражнения (учитывают окраску
кожи лица, потливость, частоту и глубину дыхания и т.п.; используют
хронометраж при определении характеристик двигательной активности детей и
т.п.).
Ф.2.3. Варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребенка (используют физические
упражнения в различных вариантах и сочетаниях. различные исходные положения
- сидя, стоя, лёжа и т.п.).
Ф.2.4. Стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или
спортивной игре, используя знания о его индивидуальных склонностях и
особенностях (вовлекая малоподвижных и регулируя двигательную активность
подвижных детей, подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости
от личностных особенностей детей).
Ф.2.5. Мягко, используя поощрение, корректируют движения и' осанку
каждого ребенка, который в этом нуждается.
Ф.З Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового
образа жизни,
Ф.3.1- Развивают у детей навыки личной гигиены.
Ф.3.2. Развивают у детей элементарные представления о полезности,
целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении
занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для
развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры
рассказывают о её влиянии на состояние кожи, зубов и пр.).
Ф.3.3. Поддерживают возникновение у детей в процессе физической
активности положительных эмоций, чувства "мышечной радости".
Ф.3.4. Привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей
здорового образа жизни (организуют консультации, беседы с родителями;
обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении и физическом
развитии детей в семье и ДОУ и пр.).
Ф.4. Педагоги ДОУ создают условия для творческого самовыражения
детей в процессе физической активности.
Ф.4.1. Включают элементы двигательной активности детей (бег, лазанье,
прыжки и т.п.) в сюжетные игры.
Ф.4.2. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей используют игровые образы и воображаемые ситуации (на физкультурных
занятиях, при проведении гимнастики в группах, физкультминутках, на
занятиях и т.п.).
Ф.4.З. Выделяют время свободной двигательной активности детей (на
физкультурных занятиях, на прогулке, в свободное время в групповом
помещении и т.п.).
Ф.5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической
активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия,
физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в
помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные
праздники и Дни здоровья;
организуют спортивные секции, клубы; проводят обучение детей плаванию и
т.п.).
Ф.6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости
детей (используются разные виды закаливания, дыхательная гимнастика,
воздушные и солнечные, ванны, витамино-фототерапия, массаж, корректирующая
гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно
болеющими детьми и т.п.).
Ф.7. Питание детей организовано в соответствии с медицинскими
требованиями.
Ф.8. Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.

"Р" Речевое развитие ребенка.

Р.1. Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения
со взрослыми и сверстниками.
Р. 1.1. Сотрудники побуждают детей обращаться ко взрослому с вопросами,
суждениями, высказываниями (отвечают на все вопросы ребенка, внимательно
относятся ко всякого рода его фантазиям. побуждают детей к познавательному
общению во время прогулок, в беседах по поводу прочитанного и т.д.).
Р.1.2. Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой
(привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей,
побуждая отвечать на них и высказываться).
Р.2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи.
Р.2.1. Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная (полные
предложения), грамматически правильная и т.п.
Р.2.2. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета и т.п.
Р.З. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в
соответствии с их возрастными возможностями.
Р.3.1. Следят за правильным произношением, в случае необходимости
поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры,
проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чисто говорки,
скороговорки, загадки, стихотворения и т.п.).
Р.3.2. Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае
необходимости деликатно поправляют их.
Р.4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с
учетом возрастных возможностей.
Р.4.1. Помогают ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их
свойств, рассказывать о них.
Р.4.2. Сотрудники создают условия для включения детьми называемых
предметов и явлений в игру и предметную деятельность.
Р.4.З. Обеспечивают развитие образной стороны речи (знакомят детей с
переносным смыслом слов "человек хмурится", "утро хмурится", уточняют
оттенки смысла разных слов и т.д.).
Р.4.4. Знакомят детей со словами, имеющими одинаковое значение
(синонимами), противоположное значение (антонимами), имеющими одинаковое
звучание, но различное значение (омонимами).
Р.5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим
строем речи; учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени,
роде, пользоваться суффиксами, формировать вопросы и отвечать на них,
строить предложения.
Р.6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных
особенностей.
Р.6.1. Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению
определенного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и
самостоятельное сочинение сказок и пр.).
Р.6.2. Организуют диалоги между детьми и со взрослыми (инициируя игры
детей типа "разговор по телефону"),
Р.7. Сотрудники уделяют специальное внимание развитию у детей понимания
речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции ("повернись",
"наклонись", "подними руки и похлопай ими", игра "принеси то, не зная что"
и т.д.).
Р.8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей
функций речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
Р.8.1. Стимулируют детей комментировать (сопровождать речью) свои
действия в предметной деятельности.
Р.8.2. Упражняют детей в умении планировать свою деятельность
(проговаривая вслух последующее действие).
Р.9. Сотрудники приобщают детей к культуре' чтения художественной
литературы (читают детям книги, организую! совместное прослушивание
пластинок, беседуют с детьми о прочитанном дома). Р.10. Сотрудники поощряют
детское словотворчество (предлагают детям составлять загадки, сочинять
потешки, изменять и придумывать слова).
Р.11. В ДОУ ведется обучение иностранному языку (языкам).

"Из" Развитие ребенка в изобразительной деятельности.

Из.1. Педагоги создают условия для развития у детей эстетического
отношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на красоту
живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей
и пр., учат видеть в предметах, формах, красках выражение характера,
настроения и т.п.).
Из.2. Педагоги создают условия для приобщения детей к миру искусства.
Из.2.1. Знакомят детей с произведениями искусства различных видов и
жанров, народно-декоративного, прикладного творчества.
Из.2.2. Обращают внимание детей на средства выразительности, присущие
разным видам искусства, по возможности различных материалов, используемых
для художественного воплощения замыслов.
Из. З. В организации изобразительной деятельности детей взрослые
реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей
дошкольников.
Из.3.1. Корректируют программное содержание занятий в соответствии с
возможностями детей.
Из.3.2. Стремятся пробудить у ребенка собственный интерес к заседанию,
предлагаемому педагогом (используя игровые приемы, вводя задания в
сказочный сюжет, организуя обсуждение с детьми возможных вариантов
изображения и пр.).
Из.4. Воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации
детей в изо деятельности.
Из.4.1. Предоставляют ребенку право свободного выбора сюжета и
изобразительных средств.
Из.4.2. Освоение технических приемов изо деятельности не доминирует и
не подменяет создание художественно-выразительного образа.
Из.4.3. Вводят обучающие моменты ненавязчиво, по мере необходимости,
ориентируясь на готовность ребенка к их принятию.
Из.5. При организации занятий педагоги сочетают индивидуальные и
коллективные виды деятельности детей, отдавая приоритет их собственной
инициативе, фантазии и желаниям.
Из.5.1. Вовлекают детей в коллективные формы изо деятельности (создание
панно, декораций и пр.).
Из.5.2- В коллективных формах изо деятельности создают условия для
самореализации каждого ребенка (совместно с детьми создают и обсуждают
замысел, подбирают и изготавливают необходимые элементы, распределяют
задачи и т.п.).
Из.5.3. Предоставляют право выбора ребенку рисовать (лепить. делать
аппликацию), по собственному замыслу либо участвовать в реализации
коллективного замысла.
Из.6. Сотрудники с уважением относятся к продуктам детского творчества
(собирают их. экспонируют, предоставляют ребенку право решать, взять
рисунок или поделку домой, отдать на выставку., подарить кому-либо и т.п.).
Из.7. Педагоги знакомят детей с различными средствами воплощения
художественного замысла (композицией, формой, цветом. пятном, линией,
ритмом и т.п.).
Из.8. Педагоги создают условия для развития свободного. творческого
отношения ребенка к изобразительной деятельности.
Из.8.1. Предоставляют детям возможность использовать для рисования
различные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры,
карандаши, сангину, уголь. листы бумаги разных размеров и фактуры и др.).
Из.8.2. Помогают осваивать одновременно всю цветовую палитру.
Из.8.3. Поощряют самостоятельное экспериментирование с цветом
(смешивание цветов, получение дополнительных цветов и др.).
Из.9. Педагоги обучают детей различным техникам
изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности
изображения, а не формальном копировании предметов.
Из.9.1. Развивают умение передавать характерные признаки и пропорции
предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.).
Из.9.2. Развивают умение выстраивать композицию.
Из.9.3. В соответствии -с возможностями детей приобщают их ^ различным
живописным "жанрам (рисование с натуры натюрмортов. портретов, обучают
навыкам графического рисунка, приемам росписи и т.п.).
Из.10. Педагоги предоставляют детям возможность осваивать различные
пластические материалы (пластилин, глину и пр.), помогая овладеть
разнообразными приемами лепки.
Из.10.1. Поощряют комбинирование знакомых приемов лепки и придумывание
собственных приемов.
Из.10.2- Побуждают детей создавать и видоизменять объемные формы,
многофигурные композиции.
Из. 10.3. Поощряют детей лепить по образцам (игрушки, бытовые предметы,
предметы народных промыслов).
Из. 10.4. Учат окрашивать изготовленные предметы различными красками.
Из.11. Педагоги создают условия для овладения детьми навыков аппликаций
в соответствии с их возрастными возможностями.
Из. 12. Педагоги создают условия для овладения навыками художественного
труда (способами разрывной аппликации, техникой оригами, папье-маше,
смешанной техникой)*, учат изготавливать игрушки: панно из природного и
бросового материала и пр.



М" Развитие ребенка в музыкальной деятельности.

М.1. Педагоги создают условия для развития у детей музыкальных
способностей.
М.1.1. Развивают у детей музыкальный слух: звуковысотный, ритмический,
тембровый и т.д. (используют музыкальные дидактические игры, приемы
моделирования и пр.).
М.2. Развивают у детей певческие способности.
М.1.3. Способствуют овладению детьми элементарной игрой на музыкальных
инструментах (металлофон, бубен, погремушки и пр.).
М.1.4. Развивают у детей музыкально-ритмические движения в
соответствии с характером музыки.
М.2. Педагоги приобщают детей к мировой и национальной музыкальной
культуре.
М.2.1. Знакомят детей с произведениями классической музыки (организуют
прослушивание музыкальных произведений, беседуют об их содержании,
композиторах и т.п.).
М.2.2. Знакомят детей с произведениями народной музыки и пенного фольклора
(организуют их прослушивание и исполнение;
знакомят с частушками, колядками; водят хороводы и др.).
М.2.3. Развивают представления у детей о различных видах музыкального
искусства (опера, балет и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений
(вальс, марш, колыбельная и пр.).
М.2.4. Знакомят детей с различными выразительными средствами в музыке
(лад, мелодия, темп. сила, высота, деятельность звука и пр.).
М.2.5. Знакомят детей с различными, в том числе классическими и
народными музыкальными инструментами (рассказывают о старинных и
современных музыкальных инструментах, знакомят с их внешним видом и
звучанием, учат узнавать и выделять звучание отдельных инструментов и
т.п.).
М.З. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в музыкальной деятельности.
М.3.1. Поощряют импровизацию детей в пении, танцах, игре на
музыкальных инструментах и пр. (побуждают детей передавать музыкальными
средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные
переживания и настроения и т.п.).
М.3.2. Предоставляют детям право выбора средств для импровизации и
самовыражения (музыкальных инструментов, роли, сюжетов; видов деятельности:
пения, танец, ритмические движения и пр.).
М.3.3. Создают условия для развития музыкального творчества детей на
основе синтеза искусств, используя сочетание различных видов деятельности -
музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр - драматизации и
т.п.
М.3.4. Поощряют исполнительское творчество детей в музыкальной
деятельности (участия в музыкальных спектаклях, концертах и пр.).
М.4. Педагоги организуют совместно музыкальную деятельность детей и
взрослых (создают хор, оркестр, танцевальный ансамбль с участием детей;
проводят совместные праздники детей, родителей и сотрудников и т.д.).
М.5. В ДОУ создана музыкальная Среда, способствующая эстетическому
развитию и эмоциональному благополучию детей.
М.5.1. Музыка органично включается в различные виды деятельности (при
проведении зарядки, на занятиях изобразительной деятельностью и др.).
М.5.2. При организации режимных моментов используется соответствующее
музыкальное сопровождение (колыбельная перед сном, веселая музыка на
прогулке и пр.).

"Т" Развитие ребенка в театральной деятельности.

Т.1. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей
в театрализованной деятельности.
Т.1.1. Поощряют исполнительское творчество детей (исполнение различных
ролей в спектаклях и постановках, выразительное чтение на занятиях и др.).
Т.1.2. Развивают у детей в соответствии с их индивидуальными
особенностями способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении
перед взрослыми и сверстниками (в том числе предоставляют глазные роли
застенчивым детям, включая в спектакли детей с речевыми трудностями,
обеспечивают активное участие каждого ребенка в спектаклях и других
выступлениях и пр.).
Т.1.3. Побуждают детей к импровизации средствами мимики, пантомимы,
выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей
различных персонажей своих эмоциональных состояний, переживаний деталей
рассказывает, в каких сооружениях и почему используются те или иные детали;
рассматривают иллюстрированные альбомы; используют эти детали при работе со
строительными конструкторами больших и малых форм, модулями и пр.).
К-1.2. Знакомят детей со способами соединения различных деталей
(обучают способам крепления при использовании кнопочных конструкторов и
конструкторов типа "Механик"; комбинируют детали различных форм и размеров,
анализируя устойчивость конструкций и т.п.).
К.1.3. Знакомят со свойствами деталей (цвет. форма, размер и пр.) и
способами их соединения в плоскостных конструкциях (выкладывании
мозаики, разрезных картинок/ганграмов.).
К.2. Педагоги обучают детей планировать, подбирать детали и создавать
конструкции по образцу, заданных условиям, картинкам, схемам, чертежам,
моделям и пр.
К.З. Педагоги поощряют самостоятельную творческую активность детей при
конструировании.
К.3.1. Предоставляют возможность выбора различных материалов для
конструирования.
К.3.2. Поощряют детей к экспериментированию при
конструировании по собственному замыслу.
К.3.3. Побуждают детей к созданию построек для использования их в
сюжетных играх.
К.3.4. Учат детей преобразовывать постройки в соответствии с различными
игровыми задачами.
К.4. Педагоги стимулирую детей к сотрудничеству в
конструировании при создании сложных построек, объединенных единым сюжетом,
города, стадиона и пр. ( помогают создать общий замысел, распределить
функции, подобрать необходимые детали и материалы и т.д.).
К.5. Педагоги развивают у детей творческие способности в процессе
конструирования из природного и бросового материала.

"Ма" Развитие элементарных математических представлений.

Ма.1. Педагоги в соответствии с возрастными возможностями детей
создают условия для развития умственных действий;
выделения и сравнения признаков различных предметов и явлений, сериации,
классификации (предлагают подобрать предметы по форме или цвету, или по
величине, разложив в порядке возрастания - убывания одного или нескольких,
признаков, выделить из набора картинок мебель., одежду, растения, собрать
пирамидку, матрешку и т.д.)
Ма.2.-Педагоги развивают у детей представления•о количественной
характеристике числа в соответствии с их возрастными возможностями.
Ma2.1.Развивают представления о мерке, как способе измерения
количества, длины, ширины, высоты, объема, веса и др. (учат сравнивать
предметы по размеру с помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к
другу по объему с помощью переливания, пересыпания из одного сосуда,
емкости в другой и т.п.)
Ма.2.2.Развивают понимание независимости числа предметов от их
признаков - цвета, формы, размера, пространственного расположения десять
мячиков и десять горошин чего больше?, «два заборчика из восьми дощечек,
частый и резкий», «где дощечек больше?" и т.п.)
Ма.2.3. Развивают представления о составе числа, (составляют
число из единиц, из 2-х или нескольких чисел, разрезают яблоко на части,
измеряют объем вес жидких и сыпучих веществ, отсчитывая мерки и т.п.)
Ма.3. Педагоги знакомят детей с различными средствами и единицами
измерения.
МаЗ.1.Знакомятся с единицами измерения длины (сантиметры, метры,
километры веса 5 грамм, килограмм), объем (литры) денежными единицами и пр.
Ма.3.2. Рассказывают и понимают, как пользоваться основными
измерениями, средствами (весами, линейкой, мерным стаканом и др.).
Ма.4. Педагоги обучают детей элементарным математическим операциям в
зависимости от их возрастных особенностей.
Ма.4.1. Счету (прямому, обратному, "двойками, "тройками" и др.)
Ма.4.2. Операциям сложения, вычитания
Ма.5. Педагоги учат детей пользоваться элементарными условлениями,
обозначениями - знаками (цифры, "плюс", "минус", разные метки заместители)
с учетом возрастных возможностей детей»
Ма.6.Педагоги изучают пространственные представления с учетом
возрастных возможностей детей.
Ma.6.1. Учат понимать, что такое "спереди - сзади", "слева - справа",
"вверх - низ", "над - под", "за", "ряд" и пр.
Ма.6.2. Учат детей пользоваться планами, схемами, моделями (найти
дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме) "
Ма.7. Педагоги развивают представления о времени в соответствии с
возрастными возможностями детей.
Ма.7.1. Знакомят о временными интересами (временем суток, года,
значением слов "вчера, "сегодня", и "завтра", "в будущем году" и т.д.,
днями недели)
Ма.7.2. Рассказывают об определении времени по часам.
Ма.8. Педагоги развивают самостоятельность творческую активность детей
(используют познавательные игры, исследовательскую деятельность и детское
экспериментирование, организуют проблемные ситуации, совместное обсуждение
возникающих вопросов и т.п.).
Ма.9. - Педагоги создают условия для усвоения детьми математических
представлений в разных видах деятельности на занятиях, в играх, предметной
деятельности, при выполнение режимных моментов и пр.)
Ма.10. В ДОУ проводится занятия по основам компьютерной грамотности.
"Е" Развитие элементарных естественно научных представлений.

Е.1. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений
о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными
возможностями.
Е.1.1. Знакомят детей с различными свойствами веществ: твёрдость,
мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворимость и др. (предлагают поиграть с
песком, снегом, водой, тестом, наблюдают за таянием снега, льда,
замерзанием, кипением воды, используют приемы детского экспериментирования
и т.д.).
Е.1.2. Знакомят с основными видами и характерно терминами движения,
скорость, направление и др., (устраивают соревнования детей в беге
наперегонки или в запуске заводных игрушек, наблюдают за движением
транспорта и т.д.
Е. 1.3. Развивают представления об основных физических явления
«магнитное» и «земное» притяжение, электричество, отражение и преломление
света и др. (организуют детское экспериментирование с магнитами, луной,
биноклем, микроскопом и др., взвешиванием легких и тяжелых предметов).
Е.2. Педагоги обеспечивают условия, для развития у детей
географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.
Е.2.1. Рассказывают о «земном шаре», атмосфере (знакомят с глобусом,
картами, показывают Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря.).
Е.2.2. Знакомят с различными природно-климатическими зонами,
условиями жизни на Земле (рассказывают о том, что на севере тундра и
холодный климат, на экваторе - джунгли и жарко и др., наблюдают за дождем,
снегопадом, инеем, росой, грозой, радугой и пр. используют художественную
литературу, картину, слайды для ознакомления детей со стихийными
бедствиями: засухой, землетрясением, наводнением.)
Е.2.3. Знакомят с разными видами ландшафта (ходят на прогулку в лес,
на озеро, в овраг. используют макеты, показывают диафильм, читает книги, с
описанием пустыни, степи, гор и пр. ходят на экскурсии в лес, на озеро и
пр.)
Е.2.4. Развивают представления детей о природных богатствах недр Земли
(рассказывают или читают: о том, как добывают и используют уголь, нефть,
руды. минералы и пр. в том числе с учетом местных условий)
Е 2.5. Рассказывают детям о странах и населяющих их народов разных рас
и национальностей.
Е.2.6. Читают и рассказывают о видах населения людей (город, село,
поселок, деревня, хутор и пр.), в том числе о родном крае.
Е.3. Педагоги создают условия для развития у детей элементарных
представлений о солнечной системе и основных космических явлениях
(показывают на открытках, слайдах. иллюстрациях и т.п. изображения Солнца и
вращающихся вокруг него планет, звездного неба и Луны, комет и метеоритов,
рассказывают и читают о затмении Солнца, Луны и т.п.)

"Э" Развитие экологической культуры детей

Э.1. Педагоги создают условия для развития у детей биологических
представлений.
Э.1.1. Педагоги знакомят с развитием жизни на Земле (происхождением и
многообразием форм жизни, рассказывают о микроорганизмах, растениях,
животных, их особенностях, жизни, среде обитания и т.п.).
Э.1.2. Представляют ребенку возможность осваивать предлагаемую
информацию в доступной форме (привлекают с этой целью художественную
литературу для детей, иллюстрации, наглядные пособия, организуют экскурсии
в лес, парк, луг и т.д.).
Э.1.3. Обеспечивают условия для развития у детей эмоционально
положительного отношения к живой природе (обращают внимание на красоту,
совершенство живых форм-растений» насекомых, рыб, птиц, диких и домашних
животных).
Э.1.4. Создают условия для творческой самостоятельной деятельности
детей (тематических рисунков и поделок, составления гербариев, игр,
сочинения рассказов и сказок о жизни животных и растений и т.п.)
Э.2. Педагоги знакомят детей с природными особенностями человека пр.
Э.2.1. В доступной для детей форме, привлекая иллюстративный материал,
рассказывают об основных биологических системах человека (об анатомии и
физиологии опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, выделительной,
кровообращения, дыхании, нервной системе, его органах чувств и др.).
Э.2.2. Создать условия для формирования у детей элементарных
представлений о работе своего организма и приобретают к ценностям здорового
образа жизни (обращают внимание • на его совершенство, сложность,
хрупкость, необходимость бережного отношения)
Э.3. Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического
сознания.
Э.3.1.Знакомят детей с различиями живого и неживого.
Э.3.2. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии жизни организмов в
природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля — наш
общий дом, а человек часть природы (знакомят детей, с влиянием воды,
водоемов леса, заповедников, воздушной, среды и почвы на жизнь человека,
животных, растений).
Э.3.3. Знакомят детей с проблемой загрязнения окружающей среды
(объясняют, как ухудшение экологических условий сказывав ся на жизни
человека и живой природы, знакомят с правилами личной жизни безопасности:
не пить грязную воду, не есть грязными руками, мыть овощи и фрукты и т.п.
Ч.1. Рассказывают о развитии средств коммуникации, о письменности и
книгопечатании, почте, телеграфе, телефоне, радио, телевидении, компьютерах
и пр.).
Ч.2. Нормируют у детей, начиная с младшего дошкольного возрасти навыки
безопасного поведения (обучают детей называть свое имя, адрес, номер
телефона и пр. в случае, если ребенок потерялся, знакомя'!' с правилами
дорожного движения; учат соответствующему поведению в различных опасных
ситуациях и т.п.).
Ч.3. Сотрудники развивают у детей основы правового сознания.
Ч.3.1. Знакомят детей б привлекательной и соответствующей возрасту
форме с популярным изложением международных документов по защите прав
человека (Всеобщая декларация прав человека и др.)
Ч.3.2. Способствуют развитию у детей уважения и терпимости к людям
независимо от социального происхождения, расовой и национальной
принадлежности, языка, вероисповедания» пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических
недостатков и пр.).
Ч.3.3. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного
достоинства, осознания своих прав и свобод (иметь собственное мнение,
выбирать друзей, игрушки, виды деятельности и пр.) иметь личные вещи;
самостоятельно использовать личное время и т.д.).
Ч.3.4. Развивают уважение к чувству собственного достоинства и личным
правам другого человека (учат не обижать его интересов, не унижать другого,
не ущемлять его интересов, в том-числе используя игры и проблемные
ситуации).
Ч.3.5. Способствуют усвоению ребенком общественных норм и правил
поведения, взаимодействия со взрослыми и сверстникам (организуют
специальные сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации и
др.).
Ч.3.6. Способствуют развитию у ребенка чувства ответственности за
живое существо, за начатое дело, за данное слово и др.).




Реферат на тему: Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах


План


Введение


1. Мир эмоций.

2. Взаимоотношения между мальчиками и девочками в младших классах

3. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек в
младших классах.

4. Практическая часть


Заключение

Список использованной литературы


Введение

Целью моей работы является изучение взаимоотношений мальчиков и девочек в
младших классах. В своей работе я использовала такую литературу, как “
Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания ”,
“Мир детства: младший школьник» / Под ред. А.Г. Хрипковой. и другие
источники. Также я провела практическое исследование среди детей младших
классов.
Возраст 9—10 лет—это период половой гомогенизации: подражания и
привязанности мальчиков к отцу. а девочек к матери. Иногда переход к этому
этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно
разительно. Класс разбиваются на два лагеря—мальчиков и девочек, измена
своему лагерю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры.
зачитываются «героической» литературой и подражают героям, рыцарям. Они
больше тянутся к отцу, а при отсутствии его—к мужчинам вообще
(преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют
настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуждают
первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение
лирической литературе, особо сближаются с матерью и при благоприятных с ней
отношениях поверяют ей свои тайны, больше тянутся к учительницам, могут
коллективно влюбиться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это
период формирования оценки себя как представителя определенного пола.
Поляризация полов—естественная закономерность развития, внешне
проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка,
которые отражают внутренний интерес к другому полу. В. В. Богословский
(1974) приводит пример, когда мальчик дергает девочку за косу и на вопрос
учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах
ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные
мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь
серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, н мы неоднократно
отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих
своеобразных знаков внимания. В последнее время все чище приходится
наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения,
ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном
периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение
половых ролей н представлений о маскулинности — фемининности в современном
обществе и семье.
Правила поведения школьников, едины для мальчиков и девочек. В школе к ним
предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности.
Но это, разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный подход к
нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для
успешного нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать
общие цели и условия этого воспитания, мало учитывать только возрастные
особенности детей. Важно представлять себе особенности полового развития
детей в этом возрасте, считаться с некоторыми различиями в развитии
личности мальчиков и девочек.
Дети рано начинают осознавать половые различия. Уже в возрасте 2,5—3 лет
они могут задавать вопросы о причинах физических различий мальчиков и
девочек. С возрастом интерес к телесным особенностям мужчин и женщин, к
особенностям их взаимоотношений, к проблеме рождения детей растет, и он
вполне естествен, как и многие другие интересы.
Присущая ребенку способность к подражанию позволяет ему рано выбрать
определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние
признаки по ведения того человека, которого выбирает в качестве образца для
подражания, затем происходит более глубокое "приравнение" себя к личности
человека образца. При этом ребенок заимствует не только образцы не которых
действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества
личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность,
мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания мальчики
обычно выбирают отца, девочки — мать.
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят
разнообразные человеческие взаимоотношения в семье, на работе, во дворе и
т. д. Ребенок воспроизводит в игре и некоторые специфические
взаимоотношения взрослых: матери и отца, мужчины и женщины, взрослого и
ребенка. Об этом необходимо помнить воспитателям, так как эти
взаимоотношения взрослых оказывают влияние на понимание ребенком его
принадлежности к тому или иному полу и "выбор" им соответствующего типа
поведения.
Представления самих взрослых (родителей в первую очередь) о различиях в
поведении и морали мужчин и женщин так или иначе проникают в детскую среду,
воспроизводятся и усваиваются в игре.
Родители, и особенно мать, с первых дней появления ребенка на свет, чаще
всего сами того не сознавая, по-разному обращаются с сыном или дочерью. В
первые шесть месяцев матери обычно дотрагиваются до сыновей значительно
чаще, чем до дочерей, но через полгода картина меняется: мальчиков начинают
отучать от излишней ласковости, а девочкам позволяют проводить около матери
гораздо больше времени. Ослабление контактов с матерью усиливает
самостоятельность ребенка. Именно это качество, по мнению некоторых ученых,
матери интуитивно стремятся развить у своих сыновей.
С возрастом различия в отношении к мальчикам и девочкам со стороны
взрослых все более увеличиваются.
Сравнительно рано возникают различия в предметном окружении мальчиков и
девочек — у них не только разная одежда, но и разные игрушки. Взрослые
своим отношением направляют занятия и игры мальчиков и девочек, — скажем,
мальчик, играющий в куклы, как правило, вызывает насмешливые замечания
окружающих. Взрослые поощряют стереотипы поведения, принятые для данного
пола, — так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за
озорство. Чумазый, в царапинах, с ободранными коленками мальчишка нередко
вызывает снисходительно-умильное отношение взрослого: "Что делать? Это
неизбежное зло". Девочка с таким же внешним обликом вызвала бы, однако,
прежде всего недовольство.
Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о
типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и
женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее
важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство
половой принадлежности и начинают проявляться характерные формы поведения,
связанные с "ролью" мужчины или женщины.
Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно своим представлениям о том,
каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Так, как правило,
девочки ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные,
исполнительные и требовательные к себе и другим. Мальчики же с первых дней
пребывания в школе ведут себя свободно, без растерянности, они более шумны,
предпочитают нерегламентированную деятельность.
В любой ситуации мальчики обычно быстро знакомятся друг с другом, быстро
находят общее дело. Они предпочитают коллективные спортивные или военные
игры. Характерно, что мальчики не столь требовательны к постоянству состава
группы, охотно принимают в свои игровые коллективы сверстников из других
классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в новой ситуации теряются,
держатся обособленно тогда, когда рядом нет близких или подруги. Они
предпочитают общаться в маленьких группах, по два-три человека.
Мальчики, как правило, избегают девочек, стараются их не замечать,
предпочитают не принимать их в свои мальчишеские игры. Исключение
составляют те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников.
Их часто не принимают в мальчишеские группы.
Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь,
но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их
стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их
занятиям. К концу первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков
своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым
исключением, знают лишь некоторых девочек.
Особенно большое любопытство и вместе с тем настороженность в отношении
представителей противоположного пола проявляют единственные в семье дети,
не посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем
другие дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на
перемене, в играх.
Опыт совместной деятельности у младших школьников еще ограничен,
особенно за пределами общения на уроках, экскурсиях, прогулках и т. п.
Порой между ними возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем
у мальчиков. Они жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и
часто по пустякам. Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит
не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек
друг к другу. Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения
в сферу общения с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу,
померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для
большинства из них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их.
Отмеченные особенности поведения детей характерны скорее для первого
школьного года, чем для младшего школьного возраста вообще. Новый ритм
жизни ребенка, новый тип взаимоотношений его с родителями и другими
взрослыми, с недавними друзьями по детскому саду преобразуют чисто
"мальчишечьи" и "девчоночьи" формы поведения, наполняя их новым и глубоким
морально нравственным содержанием.
Стихийно сложившиеся житейские представления ребенка о мужчине и женщине
именно в школе претерпевают существенные изменения. У детей целенаправленно
формируют устойчивые представления о принципах взаимоотношений мужчин и
женщин, о морально-нравственных качествах людей: их благородстве,
гуманности, особенно в отношении к слабым, защите их, мужской чести и
достоинстве, мужественности — для мальчиков, гордости, стыдливости,
скромности и нежности — для девочек. Именно в школе закладываются основы
глубокого осознания детьми своей личности как личности мужчины или женщины.
В III и IV классах необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и
девочек становится все более очевидной. В это время увеличивается различие
в темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и
девочек (оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и
глубже начинают осознавать себя как личность женского типа. У них раньше
формируется чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков
начинаются на два-три года позднее.
1. МИР ЭМОЦИЙ.

Имеются большие различия в психическом облика малыша, впервые
переступившего порог школы, и ученика, стоящего на границе IV и V классов.
Поэтому характеристика эмоциональной жизни младшего школьника поневоле
оказывается несколько общей. Но при всех различиях между первоклассником и
"выпускником" начальной школы можно с достаточной отчетливостью выделить
самое характерное.
Как уже отмечалось, младший школьник должен выполнять ряд ответственных
школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя,
коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. И все это рождает
у ребенка определенные переживания: удовлетворение, радость от похвалы,
огорчение, недовольство собой, переживание своих недостатков по сравнению с
товарищами и т. д.
Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство
раздражения по отношению к окружающим, недоброжелательство, зависть к
товарищам, заслужившим похвалу; могут даже породить побуждение досадить
учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и
ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению
острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление
учиться лучше, чтобы добиться успеха.
В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких
переживаний. как волнение, неуверенность в себе. радость при наметившемся
успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение в
связи с тем, что все-таки удалось выполнить задание, и т. д.
Именно небезразличное отношение к успеху или неуспеху объясняет то
состояние волнения, которое обычно испытывает маленький школьник при
контрольной письменной работе или устном опросе.
Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их
явления. Показательно эмоциональное поведение маленьких школьников, когда
они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от
сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его
неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность,
многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в
мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к
ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с
дошкольниками.
Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает
новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции —
недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса,
так как несдержанность в проявлении чувств тут же вызывает замечание.
Способность владеть своими чувствами развивается от года к году.
Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не
столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что-
то из рук), сколько словлено (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда
более скрыты, но все же они достаточно явны для окружающих.
Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием
способности к сопереживанию. Уровень этого сопереживания различен у
первоклассников и третьеклассников. Так, при восприятии фотографий людей, у
которых отчетливо выражены эмоции, дети 7 лет правильно квалифицируют гнев;
но страх и ужас правильно квалифицируют лишь дети 9—10 лет. Серьезные
ошибки и искажения допускают маленькие школьники при восприятии отдельных
эмоций людей и в кинокартинах (преимущественно эмоций взрослых людей).
В первые школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства
— чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю
окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких
чувств очень важно — ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами,
которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то
эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так,
а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания.
Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в
его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника.
Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах
мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие,
расположение, привязанность). Побуждения, связанные с переживаниями
сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда
школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут
переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее
благо: собирают макулатуру, сажают деревья, украшают улицы. В такого рода
поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в
действенную силу, побуждающую к хорошему поступку.
Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные
дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика
нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет
изменений во внутренний мир школьника, останется действие лишь формально
хорошим, а по существу безразличным, никак не влияющим на духовный облик
учащегося, на его внутренний рост.
Дети младшего школьного возраста, подобно дошкольникам, часто испытывают
страх перед злой собакой, быком, крысой, змеей, им снятся порой пугающие их
сны. Но у них появляются и новые поводы для страха. Для них большое
значение приобретают отношения с коллективом класса или какой то его
группой, мнение окружающих взрослых. В связи с этим ребенок может
испытывать страх особого рода: что он кажется смешным, трусом, лжецом и т.
п.
Иные поводы, чем у дошкольника, рождают теперь и чувство обиды. Дошкольник
обижается, когда не получает что-то (игрушку, лакомство), что ему нравятся
и нужно ему сейчас, в данный момент. Младший же школьник обижается, когда
ему не доверяют какого-то поручения, поскольку считают, что он с ним не
справится.
Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен — тут и
волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в
общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой
окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое
впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они
выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные
пьесы. Чувства жалости, сочувствия, негодования, гнева, волнения за
благополучие любимого героя достигают большой выразительности.
Ребенок 10—11 лет в своих фантазиях "дорисовывает" отдельные картины из
жизни любимого героя. Впечатления от художественных произведений, глубоко
затронувших его чувства, могут находить выражение в рисунках, в пересказе
прочитанного, услышанного, увиденного. Любопытно, что, рассказывая о герое
книги, ребята порой стремятся подчеркнуть, развить лучшие качества его и
"исправляют" недостатки.
Младшие школьники лучше осознают нравственные требования к действиям
и поведению людей; у них возникают добрые порывы: помочь больному, старому
человеку, пожалеть раненое животное, отдать другому свою игрушку, книгу.
Особенности развития моральных чувств в эти годы родителям непременно надо
учитывать, всячески одобряя нравственные порывы детей (отдать что то свое
товарищу, потратить время на помощь больному), и ни в коем случае не
упрекать их за то, что они зря тратят время и силы, нужные для других,
якобы более важных дел.


2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МАЛЬЧИКАМИ И ДЕВОЧКАМИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности
определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко
преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в
связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной
привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного
расположения учителя. У детей это отвергание, объективно отражающее
динамику формирования отношений в коллективе, в крайних случаях может
принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым
недостаточно легких знаков отвергания для коррекции поведения, и чаще
всего—на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о
мужественности. И когда взрослые говорят: "Какой же ты мужчина?", мальчики
презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают
презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один
из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного
поведения. Только очень тонкая и деликатная помощь взрослых может привести
девочек к уважению такого мальчика именно как мальчика, а через это — к
изменению отношения к нему мужской части коллектива.
Дошкольник оценивается обычно по одному какому-то признаку,
обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный,
поет, рисует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по
математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре,
оказаться последним по чтению. «Он все время перемещается из одной группы в
другую, с одного места в группе на другое — он познает себя как средоточие
многих и разных возможностей»[1].
Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью
сверстников, и. как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он
все чаще оказывается в кругу детей разного возраста. культурного уровня и
поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании,
недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим
долгом поступать в соответствии с может быть еще не всегда для него
понятными стремлениями более активных и сведущих заводил. Такая группа
может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот "подвиг"
оскорбительными н непристойными замечаниями

Новинки рефератов ::

Реферат: Наследование по закону согласно римскому частному праву (Право)


Реферат: Воображение: понятие и значение в жизни человека (Психология)


Реферат: Рим - вечный город (Искусство и культура)


Реферат: Военный коммунизм, политика, сущность (История)


Реферат: Мастера спорта из Агинского округа (Спорт)


Реферат: Казанский Кремль (История)


Реферат: Нормы и принципы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Государство франков (История)


Реферат: Ответы на зачет по философии за 1-й курс (1-й семестр). (Философия)


Реферат: Труд и развитие личности школьника (Педагогика)


Реферат: Образование в средневековой Германии (Педагогика)


Реферат: Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка (Иностранные языки)


Реферат: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В НОРМАХ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (Право)


Реферат: Разработка программатора микросхем ПЗУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Центральная двигательная система (Психология)


Реферат: Лермонтов и Печорин - автор и герой (Литература : русская)


Реферат: Бурлескно-травестійне віршування 18 ст. (Литература)


Реферат: Разработка вопросов охраны труда на ВЦ (Компьютеры)


Реферат: Составление производственной программы (Предпринимательство)


Реферат: Государственное регулирование занятости населения (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист