GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Слово о полку Игореве (различные образы) (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Слово о полку Игореве (различные образы) (Литература : русская)



По "Слову о полку Игореве".

Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь
стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с
вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам
убитыми быть,чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые
головы половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих
ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев
- "тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска
северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и
осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались
объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел
предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"...прошлую славу похитим,
будущую между собою поделим".В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились
междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить
выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший
из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед
Русской землей.


Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя
Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и
упрекает русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью,
сохранении ее единства и могущества.

Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная
подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает
Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не
только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех
русских жен и матерей.

Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на
половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни
за полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств.
автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле
событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и
моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью
действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в
Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые
тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по
ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон
и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская
природа принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце...
тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После
поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от
жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из
плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и
точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и
нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится
вся Русская земля.

Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и
размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его
знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах.
Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не
знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и
подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей
Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого
необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны
выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова
осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского
искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для
наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.

В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра
воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё
преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка
нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил
сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне
"под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие",
риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание
слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах ,
переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных
эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём
используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на
городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются
отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли
по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в
полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар.
верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру.
Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием.
Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита,
печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют
головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от
тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда
- основы жизни русского народа.

Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :"
зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони
ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С
помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег
конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С.
ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя
повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за
холмом!"
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность
повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая
взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его
эмоциональный заряд.




Реферат на тему: Смоленская поэтическая школа с позиций А.В. Македонова

Маргарита Павлюченко

г. Смоленск



СООБЩЕНИЕ

НА XXIII КОНФЕРЕНЦИЮ
МОЛОДЫХ ЛИТЕРАТОРОВ СЕВЕРО-ЗАПАДА


Смоленская поэтическая школа с позиций

Адриана Владимировича Македонова

Уважаемые участники конференции. Тема моего сегодняшнего выступления:
«Смоленская поэтическая школа с позиций Адриана Владимировича Македонова»,
несмотря на, казалось бы, давно отшумевшие споры, довольно актуальна.
Недавно отметила свое 75-летие Смоленская областная организация Союза
писателей России. В разное время ею руководили двое из трех основателей
смоленской поэтической школы – Михаил Исаковский и Николай Рыленков. Как
известно, с 1991 года на Смоленщине существует две областные писательские
организации, возглавляемые поэтами Виктором Смирновым и Верой Ивановой.
Многие члены обоих творческих союзов считают себя преемниками Твардовского,
Исаковского и Рыленкова, продолжателями традиций смоленской литературной
школы. Однако само это понятие вошло в историю литературы только в 1960
году, когда широкому кругу читателей стала доступна книга Адриана
Македонова «Очерки советской поэзии». Именно в ней известный критик,
уроженец Смоленска сформулировал представление о смоленской поэтической
школе и впервые ввел, правда, тогда еще в кавычках, этот термин.

Думаю, для лучшего понимания наблюдений и выводов Адриана
Владимировича стоит хотя бы немного коснуться его во многом драматичной
судьбы. Информация по этому вопросу почерпнута мною из статьи профессора
Смоленского педуниверситета Вадима Соломоновича Баевского «Смоленский
Сократ» и книги Николая Илькевича ««Дело» Македонова».

*****

Адриан Владимирович Македонов родился в 1909 году в Смоленске, в 1925-
ом окончил Показательную школу при Смоленском университете, педагогический
техникум в Алексине (1927 год), отделение языка и литературы
педагогического факультета Смоленского университета (30-й год), аспирантуру
по специальности «русская литература» при Смоленском педагогическом
институте (1936-й). Еще 18-летним юношей он начал печататься в смоленских
изданиях, и был замечен смоленскими литераторами. В 1934 году, в возрасте
25 лет, он избирается делегатом на Всесоюзный съезд советских писателей от
Западной области и оказывается одним из самых молодых на съезде. К этому
времени относится и первое появление его критических статей в центральной
прессе: журналах «Литературное критик», «Литературное обозрение»,
«Литературная учеба», «Красная новь», «Знамя», на темы творчества Пушкина,
Гоголя, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, а также советских, в том
числе смоленских, и зарубежных писателей. «Конечно, – пишет профессор
Баевский, – он выступал с марксистских позиций и подчеркивал это, однако
решительно полемизировал с носителями вульгарного социологизма…»

Уже тогда тесные и, судя по всему, дружеские взаимоотношения связывали
Македонова и Твардовского. Адриан Владимирович всячески поддерживал
молодого поэта, подвергавшегося в ту пору нападкам, которые принимали порой
характер политических обвинений, вызывая тем самым и, говоря мягко, упреки
в свой адрес. Как пишет Баевский: «В статье «Кулацкий подголосок. О стихах
Твардовского» /он/ (Горбатенков) доносил, например, что «Македонов
замалчивает идеологические и художественные пороки творчества
Твардовского» («Большевистский молодняк», 1934 год, 17 июля), и это далеко
не единственное обвинение такого рода».

В июне 1937 года, по не вполне ясно изложенным причинам в Московском
педагогическом институте им. Ленина, несмотря на положительные отзывы
оппонентов, откладывается уже открытое заседание по защите диссертации
Македонова «Проблема героя в эстетике Белинского». Научный труд так и
остался неоформленным, хотя и был сохранен бабушкой Адриана Владимировича,
которая закопала диссертацию в землю неподалеку от Смоленска и, таким
образом, спасла во время Великой Отечественной. Вскоре после отмены защиты
диссертации Македонова арестовали, как стало известно из документов архива
управления ФСБ по Смоленской области (опубликованных в книге Илькевича
««Дело» Македонова») по сфальсифицированному обвинению в участии в
контрреволюционной группе смоленской писательской организации и ряду
других.

За «врага народа», не считаясь с риском для себя, вступились
Твардовский и Исаковский. Благодаря их стараниям, а также хлопотам жены
Македонов избегает расстрела и получает 8 лет лагерей – мягкий по тем
временам приговор. В июле 1938 года расстреляна мать Македонова. Сам же
Адриан Владимирович до мая 1946 года содержится в концлагере в Воркуте,
поначалу трудясь разнорабочим, потом в должности технолога комбината
«Воркутуголь». После освобождения он работает там же геологом научно-
исследовательского отдела, после окончания с отличием в 1950 году
географического факультета Саратовского университета занимает должность
заведующего литологической лабораторией комбината «Воркутуголь»,
начальником лаборатории Ненецкого геологического управления, начальником
литологической партии.

В 1954 году Македонов защищает диссертацию и становится кандидатом
геолого-минералогических наук. За открытие нового литологического метода с
него официально снимается судимость, а полную реабилитацию он получает
только в 1956 году, после XX съезда КПСС. В 1960 году Македонов
переселяется в Ленинград, работает старшим научным сотрудником лаборатории
угля Академии Наук СССР, во Всесоюзном геологическом научно-
исследовательском институте, участвует в экспедициях и международных
конференциях. В 1965 году становится доктором геолого-минералогических
наук. Македонову принадлежит 5 монографий и порядка 200 статей по геологии.


Но, несмотря на столь активную деятельность в далекой от
литературоведения области, до конца своих дней Македонов не порывает с
профессией литератора. Цитирую по Баевскому: «Когда в политической и
общественной жизни страны застой сменился брожением А. В., невзирая на
возраст и многократную занятость, стал активно вмешиваться в ход событий,
стремясь повлиять на них. Он боролся против цензуры, занимал
последовательно и бескомпромиссно демократическую позицию и выражал ее в
устных и письменных выступлениях на писательских собраниях и съездах, в
газетах литераторов и в общей печати. И к его голосу прислушивались».
Помимо трудов по геологии Македонов является автором пяти книг и около 200
статей по истории и теории литературы. Умер Адриан Владимирович Македонов в
1994 году в Санкт-Петербурге.



*****

Книга «Очерки советской поэзии», состоящая из 5-и статей о творчестве
поэтов Исаковского, Твардовского, Рыленкова, Мартынова и Заболоцкого, была
написана Македоновым еще в Воркуте, а вышла в 1960 году в Смоленске. Именно
в первой статье сборника, прямо в заглавии, и появляется понятие
«смоленская поэтическая школа». Однако, слово «смоленская» взята автором в
кавычки. «Критики тех первых послесталинских лет вообще не могли принять
мысль о возможности каких-либо школ в единой поэзии социалистического
реализма» – пишет профессор Баевский в статье «Смоленский Сократ».
Возможно, понимая это в начале статьи «О «смоленской» поэтической школе…»
Македонов обозначив сам термин, тут же поясняет: «… смоленская земля отнюдь
не обладает какими-то особыми почвами, позволяющими выращивать поэтов, а
тем более, целую поэтическую школу. Да, конечно, никакой особой смоленской
поэтической школы нет, а есть просто смоленские писатели, смоленская
писательская организация, один из отрядов нашей поэтической армии». И
далее: «Есть в этих поэтах, несомненно, нечто общее, нечто объединяющее их
в пределах того еще более общего, что объединяет всю нашу советскую
поэзию».

Эти особые «общие черты», отличающие поэтов смоленской поэтической
школы, по мнению Македонова, наиболее отчетливо проявились в конце 20-х
начале 30-х годов, а затем растворились в советской поэзии. Среди
специфических качеств «школы» автор выделял «конкретизацию героя, раскрытие
многосторонности его внутренней жизни, непосредственный синтез в поэзии
повествовательного, драматического, лирического начала и особой поэтической
сюжетности, развитый синтез песенного и разговорного начала поэтической
речи, синтез «обыкновенного» и огромного, всемирно-исторического,
героического начала в изображении реального, сегодняшнего … человека».
Близкими к смоленской поэтической школе назывались Македоновым некоторые
поэты, творчество которых развивалось независимо от поэтического влияния
смоленских литераторов, биографически со Смоленщиной не связанные
(например, А. Недогонов или А. Яшин). И, напротив, отмечались уроженцы
Смоленска, чья поэзия близка к традициям других школ (А. Гитович –
представитель, так называемой, петербургско-ленинградской школы). Таким
образом, Македоновым были очерчены изначально не слишком резкие границы
«смоленской поэтики» в рамках советской поэзии. Центром «школы» назывался
Исаковский, самым крупным поэтом – Твардовский, значительной фигурой в
масштабах «школы» – Рыленков.

Гипотеза Македонова вызвала много споров и большей частью осуждающих
мнений. Твардовский, например, считал, что она замыкает его в рамках
провинциальной литературы, тогда как видел себя фигурой всесоюзного
масштаба. Недовольство высказывали и смоленские поэты, не включенные
Македоновым в «родную» поэтическую школу. Вопрос, не является ли термин
«смоленская поэтическая школа» простым обозначением совокупности творческих
индивидуальностей Твардовского, Исаковского, Рыленкова, так и остался бы
открытым, если бы не докторская диссертация Вадима Соломоновича Баевского о
стихе русской советской лирики периода оттепели 1956-1965 годов, по которой
на научной конференции 1974 года в Смоленском педагогическом институте им
был сделан доклад. Диссертация представляет собой статистическое
исследование с помощью методов корреляционного анализа. «Занимаясь своими
расчетами, – пишет Баевский, – я вдруг стал замечать близость
количественных характеристик индексов, характеризовавших тексты
Твардовского, Исаковского, Рыленкова, Яшина. На шкалах рангового
корреляционного анализа они обыкновенно стояли рядом. Я понял, как был прав
А.В. в своих наблюдениях и выводах о смоленской поэтической школе: если эти
поэты близки в конце своего творческого пути, когда они, казалось бы,
разошлись каждый по своему пути, то тем более они образовали определенное
единство в начале, когда вступали на литературное поприще…»

Таким образом, подтвержденная статистическим исследованием гипотеза
Македонова стала теорией, и в том, что смоленская поэтическая школа
действительно существовала уже никто не сомневается. Не решенной осталась
лишь одна проблема: существует ли она и поныне или немного расширенный
современный термин «смоленская литературная школа» употребляется сегодня
лишь как обозначение некоего «литературного землячества». В заключение
своей работы Македонов пишет: «Школа была, и школа влилась в общий поток
советской поэзии, и сейчас, в 1960 году, простое продолжение школы
невозможно». И тут же, как бы оспаривая собственное мнение: «Намечаются
новые поиски, в которых, будем надеяться, смогут хорошо участвовать и поэты
«смоленской школы»».

Конечно, если оценивать смоленскую литературную школу как общность
поэтов, (цитата из Баевского) «изображавших и утверждавших то, что на
официальном языке называлось социалистическими преобразованиями в
деревне», то она, несомненно, осталась в истории вместе с этими
преобразованиями.
Однако, что касается «простого продолжения школы», думаю, оно то, как
раз и позволяет считать не просто жизнеспособными, но даже развивающимися
традиции, заложенные основателями смоленской поэтической школы.
Председатель правления смоленского отделения Союза писателей России поэт
Виктор Петрович Смирнов был лично знаком с Твардовским и называет его в
числе своих наставников. Само же отделение, являясь одним из наиболее
представительных в России (более 40 членов), имеет в своих рядах и, по
выражению местной прессы «птенцов гнезда Смирнова» – участников его первой
литературной студии. Недавно начала работу вторая литературная студия под
руководством Смирнова. Как ее участник, я могу вас искренне заверить в
бережном отношении молодых смоленских поэтов и прозаиков к традициям
смоленской литературной школы.

Спасибо за внимание.

В докладе использована следующая литература:

1. А.В. Македонов «Очерки советской поэзии». – Смоленское книжное
издательство, 1960.

2. Адриан Македонов. Эпохи Твардовского. Вадим Баевский. Смоленский Сократ.
Николай Илькевич. ««Дело» Македонова». Составитель Г.С. Меркин. –
Смоленск: Траст-Имаком, 1996.

3. Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного
педагогического университета. 1997 г. / Сост. и ред. Л.В. Павлова. –
Смоленск: СГПУ, 1997.







Новинки рефератов ::

Реферат: Добровольное медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена (Государство и право)


Реферат: Методы документооборота (Бухгалтерский учет)


Реферат: Емельян Пугачёв (История)


Реферат: История высшего образования в Украине (История)


Реферат: Литье (Технология)


Реферат: Графический дизайн в современной России (Искусство и культура)


Реферат: Презумпция невиновности (Теория государства и права)


Реферат: Внешняя политика Франции 1918-1925 (История)


Реферат: Археологические исследования на территории Дагестана (История)


Реферат: Заметки социолога (Социология)


Реферат: Культура мышления (Культурология)


Реферат: Василий Шукшин (Исторические личности)


Реферат: Яровая пшеница (Сельское хозяйство)


Реферат: Древнеиндийская культура (Культурология)


Реферат: Конституцiя США та реальнi права громадян (Право)


Реферат: Интерактивные графические системы (Компьютеры)


Реферат: Гипотезы происхождения жизни на Земле (Естествознание)


Реферат: ЦИВІЛЬНОЕ ПРАВО (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист