GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике (Педагогика)



Введение
Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся Уровни
проверки
Устная проверка знаний и умений, учащихся по физике
Письменная проверка знаний и умений, учащихся по физике
Педагогические функции персонального компьютера в
учебно-воспитательном процессе
Проблемы создания и использования обучающих программ
Заключение
литература

В многочисленных публикациях, как в нашей стране, так и за рубежом
отмечается, что компьютер может быть использован при изучении естественно-
математических и гуманитарных дисциплин для решения самых различных задач:
выполнения сложных вычислительных операций, анализа результатов учебных
экспериментов, построения и интерпретации математических моделей
физических, химических и других явлений и процессов. Он может выполнять
функции информационной системы, банка данных, автоматизированного
справочника. Эксперименты показывают методическую эффективность
использования графических возможностей персонального компьютера (ПК) при
обучении геометрии, черчению для развития пространственного воображения,
конструкторских способностей и т. п. Указываются и многие другие
возможности применения компьютеров в учебном процессе.
Отмечается, в частности, что компьютеры могут быть с успехом использованы
на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на
контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер,
способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности
предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения
разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь,
подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный
процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет
к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны
обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому
материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального
этапа в обучении.
Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса
обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда
находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о
результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал,
пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что
пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко
источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой,
испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в
свои силы, а иногда интерес к учению.


Дидактические функции проверки и учета знаний и умений учащихся.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки:
контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Сущность контролирующей функции проверки и учета состоит в выявлении
состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных
программой и соответствующих данному этапу обучения.
Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в
совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации,
в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по
результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели
обучения отдельными учащимися и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства
ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины
труда; в формировании черт—честности, правдивости, настойчивости,
взаимопомощи.
Рассмотрим подробнее обучающую функцию проверки применительно к физике как
учебному предмету. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых
знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и
усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется
внимание школьников. На данном этапе проверки учитель не только
отрабатывает знания школьников, но и учит их умению выделять в изученном
существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В
процессе проверки выявляется структура учебного материала. По мере
постановки учителем вопросов выявляется самое основное в разобранном
материале.
Очень часто с целью проверки понимания объясненного материала учитель
предлагает рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с
контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как,
отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания,
доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их
объяснение. В зависимости от цели рассказа, поставленной учителем, учащиеся
будут по-разному строить свой ответ. При неоднократном возвращении к ранее
изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочение знаний,
отработка умений и навыков, формирование и отработка умственных
действий—сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза и т.п., что
очень важно для развития мышления учащихся. Активное и сознательное участие
школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной
работы учащихся, активизацией их умственной деятельности и т. д.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учета знаний и умений,
учащихся необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность
проверки и учета, что выполняется, если проверка плановая. Под
объективностью проверки понимается такая ее постановка, при которой
устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по
проверяемым вопросам программы.
Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учителями не
осуществляется, многие стороны знания не подвергаются проверке. Например,
не проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и
применять уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность этого
умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию
взаимосвязи изучаемых на уроках физики явлений, дает экономию времени на
изучение сходных физических явлений. Проверка играет стимулирующую роль,
если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки
их знаний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса обязаны слушать
вызванного ученика и высказывать свои замечания по его ответу. Стимулом
учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки
проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За
проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту
проверки формирование знаний еще не завершено, что обусловлено как
возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота
восприятия, объем памяти, уровень развития мышления, познавательный
интерес, мотивация и т. п.), так и определенными закономерностями самого
процесса формирования знаний.
За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию также еще и
потому, что в процессе проверки происходит исправление ошибок в содержании,
логике ответов, а также в речи учащихся.
Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к
искажению природы проверки, делает ее односторонней. Только при
гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и
воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения.
Естественно, что функции проверки на различных этапах процесса обучения
проявляются в разной степени.

Уровни проверки.

Количество уровней должно быть невелико, раскрытие и их конкретизация
должны быть посильными для каждого учителя физики без специального
обучения. В соответствии с требованиями программы по физике и стабильных
учебников, Оноприенко Ольга Владимировна предлагает следующие уровни
проверки, применяемые при обучении физике в VII—XI классах. Определяя
содержание уровней, она рассматриваем лишь конечные их этапы, минуя
промежуточные. 1 уровень низший, предполагает прямое запоминание отдельных
знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном
на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1. Умение описывать устно или письменно физическое явление (например,
явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление).
2. Знание отдельных фактов истории физики.
3. Знание названий приборов и области их применения (например,
амперметр—прибор для измерения силы тока).
4. Знание буквенных обозначений физических величин.
5. Знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на
схемах и чертежах.
Для проверки знаний и умении, соответствующих первому уровню, используется
репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение
учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко
осуществляется формами автоматизированного учета.
При достижении учащимися 2 уровня предполагается:
1. Знание теории, лежащей в основе изучаемого явления,
2. Знание и понимание формулировок физических законов, их математической
записи.
3. Знание и понимание определений физических величин (например, удельной
теплоемкости вещества, скорости, ускорения).
4. Знание единиц физических величин, их определений (например, за единицу
силы в СИ принимается сила, которая телу массой 1 кг сообщает ускорение 1
м/с).
5. Понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления,
пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются
репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только
на основе памяти, но и на основе осмысливания. Поэтому наряду с
психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и
явление пера-носа. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная
мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на 1 уровне.
3 уровень определяет конечную цель обучения:
1. Умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений
(например, на основе молекулярных представлений о строении вещества
объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов,
давление газа).
2. Понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу
однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из
металла за1 с под действием света, от энергии светового пучка;
зависимость энергии электронов, вылетающих из металла под действием
света, от длины волны света).
3. Умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами,
определять характер этой связи.
4. Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого
приборы (например, для доказательства зависимости выталкивающей силы от
объема погруженного тела следует взять динамометр, сосуд с жидкостью, два
тела одинаковой массы, но разного объема).
5. Умение производить расчет, пользуясь известными формулами.
6. Представление об историческом развитии отдельных разделов физики
(например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света,
о развитии взглядов на теорию строения вещества).
7. Сформированность «технических приемов» умственной деятельности:
умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т.
п.
Для проверки знаний, соответствующих 3 уровню, и умения применять их в
учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых
опирается на репродуктивные знания, но требует глубокой осмысленной
деятельности, знания приемов умственной деятельности, умения применять их.
При выполнении заданий этого уровня используются психологические
операции—воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объему,
качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на
каком этапе обучения.
Требования к знаниям учащихся возрастают по мере приближения к конечной
цели обучения. Сразу же после изучения нового материала ученик приобретает
знания и умения, соответствующие 1 уровню, а также частично 2 и 3. Учителю
предстоит добиться перехода всех учащихся с 1 уровня на 2 и 3. Для этого
следует использовать систематические упражнения.
Знания и умения, приобретенные учащимися на 1 ступени обучения физике,
служат основой для дальнейшего изучения предмета, поэтому учитель при
обучении физике должен учитывать, что каждый уровень знаний, достигнутый на
1 ступени обучения, может быть воспроизведен на 2 ступени. В IX—XI классах
перед изучением тем, отдельные вопросы которых рассматривались в VII—VIII
классах, следует провести диагностирование знаний и умений учащихся,
наметить пути их корректирования (общего и индивидуального) и вести
изучение нового материала с прямой опорой на знания и умения, приобретенные
в VII—VIII классах.
В осуществлении принципа преемственности и непрерывности обучения важен
вопрос о психологической подготовке учащихся: они всегда должны быть готовы
к воспроизведению знаний и умений, приобретенных ими на любом этапе
обучения физике.

УСТНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков
учащихся обусловлено ее главным достоинством по сравнению с другими
формами—непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе
проверки. Это дает возможность учителю следить за развитием мысли
отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения
относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить
логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию и т.
п.
Но в то же время при устной проверке учитель испытывает затруднения в
оценке выявленных знаний. Трудности в методическом отношении связаны с:
1) отбором материала по содержанию, формой постановки вопросов, их
количеством:
2) зависимостью оценок, выставляемых различным учащимся одного и того же
класса и разных классов от их общей успеваемости;
3) потерей внимания всего класса к ответу одного ученика. Поэтому при
подготовке к устной проверке учитель должен тщательно отбирать материал
по содержанию, заранее формулировать вопросы, определять требования к
ответам учащихся.
Устная форма может быть использована для проверки усвоения учебного
материала на всех уровнях.
Нельзя забывать, что функции проверки (контролирующая, обучающая,
ориентирующая и воспитывающая) будут выполняться лишь в том случае, если
школьники убеждены в необходимости, целесообразности и объективности
проверки, в справедливости и доброжелательности учителя. На уроках физики
устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и
индивидуальной проверки. При фронтальной устной проверке за короткое время
проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу
или группе вопросов. Фронтальную устную проверку учителя используют для
выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения
сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной или
окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на
уроке. Цель, которую ставит учитель при организации фронтальной проверки,
определяет ее место на уроке, а объем, глубина и полнота проверяемого
материала—время, отводимое на проверку. В процессе фронтальной проверки
учитель может проверить знания формулировок законов, их математического
выражения, характера связи между величинами, единиц физических величин, их
определений, узловых вопросов темы; выяснить понимание сущности
рассматриваемых явлений, т. е. поверить знания 1, 2,3 уровней.
Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по
содержанию, его последовательность, полноту и глубину,
самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического
мышления, культуру речи учащихся. Эта форма проверки используется для
текущего и тематического учета. Ее содержание составляет учебный материал,
который учащиеся должны изложить в виде развернутого рассказа с применением
выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и
графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой
эксперимента !


ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого
числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность— большая
объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство
меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех
школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что
приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей
функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии
непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее
осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за
процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность
дать сравнительную оценку знаний и развития, учащихся;
выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому
материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и
недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса
требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но
сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и не определение
результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить
большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками
письменной речи.
Письменная форма может быть использована для проверки усвоения учебного
материала на 1—З уровнях. Используя предлагаемую О. В. Оноприенко систему
уровней приводится перечень знаний, умений и навыков, подлежащих
письменной проверке.
1 УРОВЕНЬ
• умение описывать ход физических явлений;
• знание названий приборов, области применения;
• знание буквенных обозначений физических величин;
• знание условных обозначений; умение изображать их на чертежах.
2 УРОВЕНЬ
• знание и понимание формулировок физических законов, их
математической записи;
• знание и понимание физических величин;
• знание единиц физических величин, их определений.
3 УРОВЕНЬ
• умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений;
• умение графически изображать взаимосвязь между физическими явлениями,
определять характер этой связи;
• умение производить расчет, пользуясь известными формулами;
• сформированность отдельных «технических приемов» умственной деятельности
(составление плана ответа, умение находить нужные сведения в книге,
справочнике и т. п.). Письменную проверку знаний учащихся используют в
целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном
при решении задач). Письменная проверка осуществляется в виде физических
диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ. Физические
диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа
учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах.
Физические диктанты дают
возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам
решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств
проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить
умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач,
подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов
решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование
знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование
процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует
учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ.
Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся
психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и
серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы
будут проверены учителем фронтально, какие— индивидуально, а какие—в форме
физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них
будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда,
трудолюбие.
Контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного
результата в обучении умению применять знания для решения задач
определенного типа по данной теме или разделу. Содержание
самостоятельных, проверочных и контрольных работ должны составлять
аналитические, графические и экспериментальные задачи. Контрольные
работы—обязательная и систематическая форма проверки и учета. Их следует
проводить по основным темам школьного курса физики. Во время
самостоятельной работы ребята могут пользоваться учебником, тетрадью,
справочной литературой, обращаться за помощью к учителю.


Педагогические функции персонального компьютера в


учебно-воспиательном процессе.


Для обоснования эффективности использования компьютерной техники в качестве
средства обучения необходимо дать ответы на следующие основные вопросы:
1. Какие конкретные, собственно педагогические функции могут быть возложены
на компьютер в учебно-воспитательном процессе?
2. Какими требованиями следует руководствоваться при создании и
использовании машинно-ориентированных обучающих программ? В наши дни
возникли принципиально новые условия для реализации общих концептуальных
установок компьютерного обучения, их конкретизации и практической
апробации. Эти новые условия характеризуются следующими основными
факторами:
Появление ПК, расширение их функциональных возможностей, а главное, все
более массовое внедрение компьютеров в учебный процесс создают необходимые
предпосылки для обеспечения продолжительного контакта каждого учащегося с
компьютером, во время которого, собственно, и происходит процесс
компьютерного обучения. Ничего подобного, разумеется, на предшествующих
этапах использования ПК в учебном процессе общеобразовательных школ, а
также профтехучилищ и техникумов неэлектронного профиля и быть не могло.
Исключение составляли лишь некоторые вузы, обладавшие достаточными
возможностями для создания надлежащей учебно-материальной базы,
приобретения дорогостоящих ПК, привлечения квалифицированных преподавателей
и т. д. Достаточно высокий уровень компьютерной грамотности позволяет
учащимся разрабатывать обучающие программы по школьным курсам математики,
физики, химии, истории, иностранного языка, музыки и т. д. Так, водной из
школ создано свыше 300 программ, выполняющих разнообразные функции:
обучающие, контролирующие, игровые, моделирующие и т. п. Среди них:
программная модель ядерного реактора; вынесенная на экран дисплея
лабораторная работа по химии;
демонстрационный пакет программ по астрономии; тренажер для выполнения
арифметических действий над многозначными числами;
программы, проверяющие знания школьников по элементарной теории музыки, и
т. п. В результате учащиеся П класса изучают с помощью ПК основы арифметики
(обучающие программы предусматривают отработку навыков в выполнении
четырех арифметических действий с автоматизированным контролем
результатов обучения). Компьютеры используются как «генераторы задач» по
физике,, для изучения лексики английского языка в III u IV классах, для
изучения грамматики в V классе, элементов математической логики в IX.
Результативность компьютерного обучения по различным учебным дисциплинам
существенно зависит от уровня компьютерной грамотности обучаемых. Поэтому
сам факт введения массового компьютерного всеобуча создает благоприятные
предпосылки и для повышения эффективности компьютерного обучения.
Основное требование к составляемым обучающим программам — их ориентация на
развитие активности, инициативы, творчества учащихся. Характерны в этом
отношении экспериментальные уроки физики в школе с применением ЗВМ,
проводимые заслуженным учителем школы РСФСР С. И. Литератом по
программам, разработанным в школьном вычислительном центре. Один из
наиболее эффективных приемов — использование ЭВМ в игровых задачах,
например по атомной физике. Оценивая психолого-педагогические возможности
компьютеризации учебного процесса, С. И. Литерат указывает следующие
основные направления:
использование ЭВМ для тренировки и закрепления знаний
ускорение расчетов при решении задач в лабораторных работах и т. д.
(преимущественно в старших классах);
проверка знаний, умений и навыков, учащихся во время контрольных работ и
опросов;
индивидуальная работа учащегося на ПК при выполнении заданий учителя
(главным образом на факультативных занятиях);
учет результатов обучения и оперативное представление
соответствующей информации учителям, администрации, родителям и самим
учащимся.
По мнению Ю. А. Первина, одного из инициаторов компьютерного обучения в
школах г. Новосибирска, педагогические задачи компьютеризации в
общеобразовательной школе можно квалифицировать по трём основным
направлениям
формирование определённого стиля мышления у всех учащихся;
повышения эффективности преподавания всех, без исключения, школьных
дисциплин с помощью ПК
существенная активизация учебного процесса с помощью программ, оперативно
собирающих информацию с учебных мест и анализирующих ^ её.
Особую роль в компьютерном обучении играют программные и технические
средства машинной графики. По существу , эти средства позволяют сделать
рисунок объектом общения учителя, учащегося и компьютера.
Накопленный практический опыт позволяет с должным научным обоснованием
подходить к дальнейшему углублению и конкретизации теоретической концепции
компьютерного обучения, отражающей сложные, диалектичные по самой своей
сути педагогические процессы и явления, связанные с внедрением компьютерной
техники в учебный процесс.
Проблема межличностного общения. Один из наиболее существенных
психолого-педагогических факторов, сопутствующих компьютеризации
обучения, внедрению персональных компьютеров в учебный процесс, связан с
повышенной возможностью индивидуализации учебно-познавательной деятельности
учащихся. Эта особенность компьютерного обучения сама по себе полезна,
поскольку позволяет ^^ дифференцировать трудность учебных заданий с
учетом индивидуальных возможностей учащихся, выбрать оптимальный темп
обучения, повысить оперативность и объективность контроля и оценки
результатов обучения. Иными словами, в условиях компьютерного обучения
значительно повышаются взаимоадаптационные возможности в системе «учащийся
— обучающая программа». Столь существенный психолого-педагогический и
дидактический эффект компьютерного обучения, несомненно,
способствует решению одной из наиболее актуальных и вместе с тем вечных
педагогических проблем — индивидуализации учебной деятельности. Уже на
первом этапе обучения, в процессе постановки целей и задач предстоящей
познавательной деятельности, учащихся учитель участвует опосредованно.
Непосредственное предъявление заданий учащемуся осуществляет компьютер.
Конечно, учитель должен (во всяком случае, в перспективе) принимать самое
активное участие в составлении обучающих программ, определяющих
последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но
факт остается фактом: в реализации важнейшей психолого-педагогической
функции обучения — предъявлении и, что самое главное, принятии учащимися
целей и задач
учебно-познавательной деятельности — в условиях компьютеризации возможен
острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова
учителя, которое выполняет важнейшие функции:
воспитательную, развивающую, образовательную. Крайне важно ознакомить
учащегося с конкретными средствами и способами деятельности, направленной
на решение соответствующей задачи. Иными словами, на этом этапе учащийся
должен овладеть методом решения задач определенного класса, понять его суть
и закрепить усвоенный метод решения в процессе упражнений. Речь идет,
следовательно, о самом главном — обучении деятельности. Нет необходимости
доказывать, что этот процесс и в условиях традиционного (без машинного)
обучения проходит сложно и при всей значимости самостоятельной работы
учащегося требует постоянного общения с учителем, демонстрирующего способы
решения задач, направляющего и корректирующего соответствующие
познавательные усилия обучаемого. Формально компьютер вполне может взять на
себя выполнение собственно обучающих функций, не говоря уже о функциях
тренировочного характера, ориентированных на закрепление знаний, умений и
навыков.
Однако и на этом этапе следует считаться с возможным дефицитом
человеческого общения, окрашенного эмоционально-личностными
отношениями и создающего тот неповторимый психологический микроклимат,
который в решающей мере способствует стимулированию учебно-познавательной
активности учащегося.
На исполнительском этапе учебно-познавательной деятельности, казалось бы,
проблема общения не столь важна — учащимся предоставляется возможность
самостоятельно выполнить ту или иную задачу. Но этот этап самым
непосредственным образом связан с контролем и оценкой хода и результатов
выполненной работы, когда наряду с объективными показателями
результативности исключительно важное значение приобретает субъективный
фактор — мнения учителя и товарищей, их отношение к результатам учебного
труда каждого учащегося. Именно система отношений в межличностном
взаимодействии всех участников процесса обучения и предопределяет, в
конечном счете, его воспитательную эффективность. Все сказанное дает
основание утверждать, что в условиях компьютерного обучения необходимо
обратить самое серьезное внимание на организацию коллективных форм учебной
деятельности. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях
убедительно показано, что такие важнейшие качества личности, как
независимость суждений, критичность к чужому мнению, самостоятельность
поступков, готовность оказать помощь товарищу и т. п., формируются, прежде
всего, в коллективной деятельности. При всей неоспоримой воспитательной
значимости общения в разновозрастных группах заслуживает серьезного
внимания и изучение общения друг с другом детей и подростков одного
возраста — сверстников.
Проблема эмоциональности обучения в условиях компьютеризации. Эмоции —
важнейшая характеристика человеческой личности. Они играют роль регуляторов
человеческого поведения, выражают сущность человеческих чувств и
переживаний, определяют нравственные качества
человека, его отношение к действительности и, в конечном счете, его
мировоззрение. Важность формирования у учащегося эмоционально-ценностного
отношения к миру и друг к другу в процессе обучения доказана
многочисленными исследованиями.
Очевидно, что как на этапе составления обучающих программ, так и в самом
процессе компьютерного обучения необходимо учитывать те психолого-
педагогические закономерности, которые связаны с формированием
соответствующих эмоций. В условиях компьютеризации учебного процесса
особенно важно сохранить положительное отношение учащихся к жизни, чувство
радости от каждого прожитого дня, удовлетворение результатами своей
учебной, трудовой и общественной деятельности. «Очень важно,— писал В. А.
Сухомлинский,— чтобы изумительный мир природы, игры, красоты, музыки,
фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком
классной дверью». Особую значимость приобретает создание обстановки,
позволяющей учащемуся пережить чувство успеха в достижении учебных целей
(пусть объективно и незначительных).
Компьютер в системе средств обучения. Данная проблема представляется
актуальной, поскольку педагогические возможности компьютера как средства
обучения по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных
средств реализации учебного процесса.
В самом деле, компьютер совмещает в себе, причем на, качественно более
высоком уровне, возможности разнообразных средств наглядности, материалов с
печатной основой, тренажерных устройств, технических средств контроля и
оценки результатов учебной деятельности, а непрерывно улучшающиеся
аудиовизуальные параметры ПК, общая тенденция к переходу на естественный
язык общения с пользователем, совмещению ПК с видеомагнитофоном и т. п.
создают предпосылки для постепенного вытеснения устаревших, малоэффективных
и статичных средств обучения (плакаты, макеты, лингафонные устройства,
диапроекторы, кодоскопы, обычные магнитофоны, киноустановки и т. д.).

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ


И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ

Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения — проблема
создания педагогически целесообразных обучающих программ. Имеющийся опыт
разработки и использования пакетов прикладных программ для компьютерного
обучения свидетельствует о том, что они представляют собой эффективное
средство обучения для учителя-предметника. По своему целевому назначению
машинно-ориентированные обучающие программы разнообразны: управляющие,
диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционные,
контролирующие, моделирующие и т. д.
Управляющие и диагностирующие программы ориентированы на управление
процессом обучения на уроке, а также в условиях дополнительной
индивидуальной или групповой работы. Они позволяют последовательно задавать
учащимся те или иные вопросы, анализировать полученные ответы, определять
уровень усвоения материала, выявлять допущенные учащимися ошибки и в
соответствии с этим вносить необходимые коррективы в процесс обучения. В
условиях компьютерного обучения процесс контроля и самоконтроля становится
более динамичным, а обратная связь учащихся с учителем более
систематической и продуктивной.
Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея
красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу. На
уроках физики, химии, биологии можно продемонстрировать те или иные
явления, работу сложных приборов и механизмов, сущность различных
технологических процессов, некоторые биологические явления (прорастание
семени, биение сердца, деление клетки и т. п.). На занятиях по предметам
гуманитарного цикла эти программы позволяют комментировать тексты
различного содержания, иллюстрировать фрагменты графической карты,
вводить учащихся в обстановку, соответствующую различным историческим
событиям, приобщать их к творческой лаборатории писателей, поэтов, ученых и
т. д.
Генерирующие программы вырабатывают набор задач определенного типа по
заданной теме. Они позволяют провести контрольную или самостоятельную
работу в классе, обеспечив каждому учащемуся отдельное задание,
соответствующее его индивидуальным возможностям.
Операционные пакеты обучающих программ позволяют учащимся самостоятельно
ставить и решать задачи с помощью компьютера, изображать те или иные фигуры
на экране дисплея, вносить необходимые коррективы в разрабатываемые
конструкции, схемы, чертежи отдельных деталей и т. п.
Контролирующие программы специально рассчитаны на проведение текущего или
итогового опроса учащихся. Они позволяют установить необходимую обратную
связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок, дают
возможность проследить в динамике успеваемость каждого учащегося, соотнести
результаты обучения с трудностью предлагаемых заданий, индивидуальными
особенностями обучаемых, предложенным темпом изучения, объемом материала,
его характером.
Значительный интерес представляют моделирующие программы, позволяющие
имитировать проведение сложных экспериментов, вводить учащихся в
исследовательскую лабораторию ученых, конструкторов, архитекторов и т. д.
Специалисты Главного информационно-вычислительного центра
Министерства просвещения СССР (ГИВЦ) уже на протяжении ряда лет ведут
опытно-экспериментальную работу по использованию компьютерной техники
в учебном процессе школы и составлению пакетов прикладных обучающих
программ. На основе этой работы разработан перечень требований,
предъявляемых к пакетам прикладных программ
(ППП) для компьютерного обучения. Эти требования сводятся к следующим
Устойчивость работы программы при неправильных или случайных нажатиях
клавиш.
Обеспечение защиты от несанкционированного ввода данных (значений,
выходящих за указанные пределы или заведомо неверных)
Обеспечение сознательности и активности действий пользователя при
работе по программе.
Программа посредством диалога должна инициировать деятельность
пользователя (ученика) в соответствии с указанными в сопроводительной
документации методическими целями и назначениями ППП.
Отсутствие ошибок в предметном содержании ППП;
соответствие тематики программы учебным программам школьных предметов.
Обеспечение доступности обучения с помощью ППП (требование
соответствия предъявляемого учебного материала ранее
приобретенным знаниям, умениям, навыкам).
Предъявляемый программой учебный материал, формы и методы
организации учебной деятельности, выполняемой с помощью
программы должны соответствовать уровню подготовки учащихся,
их возрастным особенностям,
Адаптивность (приспособляемость) программ к индивидуальным
возможностям учащегося, его способности воспринять
предложенный учебный материал (желательно с учетом 2—3
уровней сложности).
Обеспечение наглядности обучения (с учетом технических
возможностей используемой микро-ПК).
Обеспечение обратной связи
Сервисные требования (обеспечение комфортности пользователя
ППП):
Обеспечение дружественной, тактичной формы обращения к пользователю
(без критических замечаний или выговоров).
К числу важнейших принципов обучения в школе, как известно, относятся:
принцип научности, предполагающий соответствие содержания образования
уровню и перспективам развития соответствующей отрасли научных знаний,
формирование у учащихся научного мировоззрения на основе правильных
представлений об общих и специальных методах научного познания, усвоение
основных закономерностей процесса познания с позиций диалектического
материализма;
принцип доступности, учитывающий уровень подготовки и возрастные
особенности учащихся;
принцип систематичности и последовательности, требующий располагать
материал с учетом логики изучаемой научной системы знании и
закономерностей развития научных понятии в сознании учащихся;
принцип единства обучения, воспитания и развития, предполагающий
неразрывную связь обучения и воспитания на основе формирования подлинно
научных знаний, умений и навыков в сочетании с развитием и обогащением
мировоззренческих и поведенческих качеств личности, творческих способностей
учащихся;
принцип наглядности обучения, ориентирующий на использование в процессе
обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей
учебной информации;
принцип связи теории с практикой, предполагающий вовлечение учащихся в
разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, в общественно
полезный, производительный труд, позволяющий на практике применять
приобретенные в процессе обучения знания, умения, навыки, опыт творческой
работы;
политехнический принцип, ориентирующий на изучение учащимися в теории и на
практике наиболее типичных и перспективных производственно-технологических
процессов, машин, механизмов и тех явлений, которые лежат в основе их
работы;
принцип активности и сознательности в обучении, требующий всемерной
активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развития их
самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания
образования;
принцип преемственности, предполагающий установление необходимых
межпредметных и внутрипредметных связей в процессе обучения, организацию
учебной деятельности с учетом уровня предшествующей подготовки учащихся;
принцип индивидуального подхода в обучении в сочетании с принципом
коллективной организации учебной деятельности и т. д.




Реферат на тему: Дидактический материал к урокам природоведения в 1 классе по программе Плешакова
СОДЕРЖАНИЕ

|1 |Введение |2 |
|2 |Программа учебного курса «Мир вокруг нас» |7 |
|3 |ПРОГРАММА I класс (30 ч) |9 |
|4 |Тематическое планирование уроков, содержащих компоненты |11 |
| |нравственно-правовой культуры. "Мир вокруг нас", А.А. | |
| |Плешаков, 1 класс. | |
|5 |Дидактический материал |16 |
|6 |Список используемой литературы |20 |



ВВЕДЕНИЕ.

В последние годы в связи с изменением целей начального образования
произошло обновление содержания и методов преподавания всех образовательных
областей. В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном
году, две образовательные области – естествознание и обществознание на
уровне начального звена объединены в один образовательный компонент
“Окружающий мир”, реализующий содержание, которое является пропедевтическим
для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии,
географии, обществознания и истории.

Что же представляет собой образовательный компонент “Окружающий мир” в
современной четырехлетней начальной школе?
Во-первых, следует сказать о том, что в российской начальной школе
накоплен достаточно богатый опыт начального естественнонаучного
образования. Учителя хорошо знакомы с предметом “Природоведение”, который
начал преподаваться в школах с 1972 года. В последние годы произошло
осознание высокой развивающей и воспитательной значимости данной
образовательной сферы. Сегодня содержание природоведения – это часть
содержания образовательного компонента “Окружающий мир”. Само название
говорит о том, что содержание данного компонента стало гораздо шире. Основу
его составляют три группы знаний: человек, природа, общество. Таким
образом, происходит интеграция естественно-научного и обществоведческого
знаний с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного
взгляда на окружающий мир и место в этом мире человека.
Приказом Минобразования России от 19.05.98 № 1235 утвержден
обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе
других определено содержание двух образовательных областей –
“Естествознание” и “Обществознание”. Авторы всех вариативных программ для
начальной школы обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания,
расширяя и углубляя его.
В четырехлетней начальной школе на изучение образовательного
компонента “Окружающий мир” в Базисном учебном плане общеобразовательных
учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 №
322) в инвариантой (обязательной) части в 1 и 2 классах выделено по одному
часу в неделю, в 3 и 4 – по два. Учитывая то, что в содержание данного
образовательного компонента включены элементы знаний из двух
образовательных областей, в 1 и 2 классах “Окружающий мир” дается
интегрированно без деления на предметы.
Во-вторых, “Окружающий мир” – это, прежде всего, мировоззренческий
курс, который формирует основы мировоззрения ребенка, а также представляет
самые широкие возможности для развития его личности. Изучая данный курс,
младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд
на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально
существует, развивается, его можно познать. Также на уроках по предметам,
реализующим образовательный компонент “Окружающий мир”, младшие школьники
усваивают этические нормы поведения.

В-третьих, при изучении содержания курса “Окружающий мир” ставится
задача не только ознакомления ребенка с ближним и дальним природным
окружением, но и обогащения его социального опыта, опыта коммуникативного
взаимодействия с окружающими. Таким образом, данный курс решает крайне
важную для начальной школы задачу социализации ребенка.

Четвертый момент, о котором следует сказать, – это значение курса
“Окружающий мир” для адаптации ребенка к школьной жизни. На современном
этапе перехода от трехлетней начальной школы к четырехлетней в первые
классы приходят дети разного возраста и разной готовности к школе. Уроки
“Окружающего мира” могут облегчить задачу адаптационного периода для
ученика, ведь содержание данных уроков выстраивается на более близком
ребенку материале, чем содержание других уроков. Вот поэтому вхождение в
учебную деятельность на уроках “Окружающего мира” проходит легче. Все
утвержденные Минобразованием России курсы для 1 класса, реализующие
содержание образовательного компонета “Окружающий мир”, рассчитаны на
ребенка 7-го года жизни.

Вряд ли нужно сегодня доказывать кому-либо остроту экологических
проблем и необходимость природоохранной деятельности человека. Поэтому в
настоящее время усилена экологическая направленность содержания всех
курсов, что вызвало необходимость увеличения сведений о многогранной
значимости природы для человека, о положительном и отрицательном влиянии
его на природу, о взаимосвязях в природе, о природе как едином целом.
Усилено также внимание к вопросам прикладной экологии – вопросам охраны
природы.
Много вопросов вызывает организация проведения уроков по ОБЖ. Следует
отметить, что в начальной школе у детей, наряду

с развитием представлений о научной картине мира, идет формирование умения
рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на
полученные знания. Учащиеся учатся адекватному и безопасному поведению в
окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций
и способы их предупреждения. Поэтому знания о безопасной жизнедеятельности
нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире. Особенностью
всех курсов, реализующих содержание образовательного компонента “Окружающий
мир”, является то, что они учитывают особенности усвоения младшими
школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об
окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но
в разной степени.

Еще одна особенность образовательного компонента “Окружающий мир”
состоит в том, что он предусматривает предварительное (пропедевтическое)
ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и
доступном детям этого возраста материале формируются образные представления
о прошлом и настоящем нашей страны. Эта работа начинается

с 3 класса. Как уже было сказано выше, курс “Введение в историю” вводится
параллельно с курсом “Природоведение” или “Окружающий мир”. В настоящее
время разработаны интегрированные курсы “Окружающий мир”, включающие
историческое содержание.
Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов
пять курсов: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа
и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий
мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение);
“Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий
мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы
представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными
пособиями и методическими разработками для учителя.
Как уже говорилось выше, в каждом курсе полностью реализуется
обязательный минимум содержания начального общего образования.

Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую
направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам
эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности
овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность
определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства
природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья
являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены
достаточно широко.

Основные курсы дополнены факультативами “Экология для младших
школьников” и “Планета загадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и
способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность
учащихся по изучению и охране среды. Программа “Зеленый дом” получает
развитие в основной школе, где создан новый учебный курс для 5 класса,
обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биология,
физика, химия и др.)
В 1998 году на основе обязательного минимума содержания начального
общего образования разработана примерная программа “Окружающий мир”,
рассчитанная на количество часов, отводимое на изучение образовательного
компонента “Окружающий мир” в инвариантной части Базисного учебного плана
(М.: Дрофа, 1998). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена
по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему
усмотрению выстроить логику и структуру изучения данного образовательного
компонента, не нарушив при этом требования минимального содержания.
Таким образом, примерная программа служит как ориентиром для
составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов,
так и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и
методов обучения, дифференциации образовательного процесса.



Программа учебного курса «Мир вокруг нас»

Учебный курс Мир вокруг нас преподается в I и II классах четырехлетней
начальной школы. Он соответствует образовательным областям «Естествознание»
и «Обществознание» базисного учебного плана (образовательный компонент
«Окружающий Мир»).
Приоритетной задачей курса, как и программы «Зеленый дом» в целом,
является формирование у учащихся единого, ценностно окрашенного образа мира
как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На
этой основе происходит становление у детей современной экологически
ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и
социальному окружению. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас»
осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах
и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию,
обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему
городу (селу), к своей Родине. Курс нацелен на формирование бережного
отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и
нравственно обоснованного поведения в
природной и социальной среде. При этом средствами учебного предмета
обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и
познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания,
памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих
способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от
элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей
планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество
рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на
самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей
целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В
курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в
природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные
элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и
развивающий потенциал.
В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные
разделы программы те или иные предметные области действительности
(например, живая природа, техника и т.д.). Ребенок в этом возрасте Њ
первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего
формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на
детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники
учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме
ответы на них.
Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?»,
обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего
мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому,
тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг
вопросов (тема «Как, откуда и куда?») Њ это познание учащимися различных
процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с
деятельностью людей.
Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления
детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») -
обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира,
определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное
содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир
неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми
предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении
курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным
предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них,
рассматривая их с новых точек зрения.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы
обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с
помощью учителя, воспитателя группы продленного дня, выполняют практические
работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта
деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием,
просмотром диапозитивов и видеофрагментов.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки,
встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в
классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является
своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в
той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня,
на внеклассных занятиях. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы
родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках.
Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений,
чтения и получения информации от взрослых. Желательно также, чтобы
материалы программы получали развитие в учебных курсах аналогичной
направленности, преподаваемых в рамках регионального и школьного
компонентов образования.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого
раздела. Учитель может самостоятельно перераспределять часы с учетом
подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.



ПРОГРАММА

I класс (30 ч)
Что и кто? (9 ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью?
Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков.
Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами? Камни, их разнообразие (по форме,
размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе? Знакомство с отдельными
представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево? Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему
виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод
с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по усмотрению
учителя).
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери? Знакомство с разнообразием
животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего
обихода. Компьютер, его части и назначение (изучается по усмотрению
учителя). Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода
улицы.
Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по
выбору учителя). Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле.
Изображение нашей страны на глобусе.
Как, откуда и куда? (6 ч)
Река и море. Куда текут реки? Пресная и соленая вода. Путь воды в наш
дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в
наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с
электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению
учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед?
Как живут растения и животные? Знакомство с признаками живого и
условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за
комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке.
Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо? Откуда берутся хорошо известные детям
продукты питания (например, шоколад, изюм, мед и др. по усмотрению
учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую
среду? Как сделать Землю чище?
Где и когда? (5 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и
времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они
зимуют и как ученые узнали об этом?
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры Њ удивительные
животные прошлого. Как ученые изучают динозавров? Одежда людей в прошлом и
теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила
безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий
мир в будущем? Зависит ли это от тебя?
Почему и зачем? (10 ч)
Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие
Льва. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Почему идет дождь и дует ветер? Роль дождя и ветра в жизни растений,
животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши?
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная?
Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-
носорог и др. по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих
«хозяевах».
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему не нужно рвать цветы и
ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой
надо мыть? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Зачем мы спим ночью? Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и
теперь. Какими могут быть автомобили будущего?
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего
следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и
теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на
корабле.
Зачем летают в космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Кос-
мические станции.
Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к

Новинки рефератов ::

Реферат: Литьё цветных металлов в металлические формы - кокили (Металлургия)


Реферат: Восточное направление внешней политики М.С. Горбачева (Политология)


Реферат: Глюкоза и сахароза (Химия)


Реферат: Копчение (Технология)


Реферат: Учет и начисление заработной платы (Бухгалтерский учет)


Реферат: Word 97 (Программирование)


Реферат: Приближенное вычисление определенного интеграла при помощи квадратурной формулы Чебышева (Математика)


Реферат: Сперанский (Исторические личности)


Реферат: М.Ю Лотман о романе Евгений Онегин (Литература : русская)


Реферат: Гимнастика в домашних условиях (Физкультура)


Реферат: Заикание, причины, профилактика (Педагогика)


Реферат: Способы отражения реалий во французском языке (Иностранные языки)


Реферат: Проблемы генной инженерии (Биология)


Реферат: Технические средства таможенного контроля (Таможенная система)


Реферат: Муха Дрозофила (Биология)


Реферат: Александр третий (История)


Реферат: Культура России (История)


Реферат: Иоганн Готлиб Фихте (Исторические личности)


Реферат: Развитие ориентировки в пространстве у детей второй младшей группы (Педагогика)


Реферат: Культура поведения школьника (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист