GeoSELECT.ru



Литература : русская / Реферат: Рецензия на очерк И.С. Тургенева "Бирюк" (Литература : русская)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рецензия на очерк И.С. Тургенева "Бирюк" (Литература : русская)




Рецензия на очерк И.С. Тургенева «Бирюк».

План.
I. Описание сборника «Записки охотника».
II. Рецензия на очерк И.С. Тургенева «Бирюк».
1. «Бирюк» – очерк из сборника «Записки охотника».
2. Краткое содержание очерка.
3. Бирюк – трагическая личность:
а) жизненные принципы Бирюка;
б) тяжелая доля Фомы Кузьмича.
III. Вклад Ивана Сергеевича Тургенева в отечественную литературу.
В 40-е - 50-е года XIX века И.С. Тургенев создал несколько
произведений, объединенных в один сборник – «Записки охотника». В отличие
от большинства писателей, которые представляли крестьян безликой серой
массой, автор в каждом очерке отмечает в жизни простого народа что-нибудь
особенное, поэтому, когда все произведения были объединены в сборник
«Записки охотника», крестьянский мир оказался описанным очень ярко и
многогранно. Это принесло автору огромную известность. Во всех рассказах
присутствует один и тот же главный герой – Петр Петрович. Это дворянин из
села Спасского. Очень любит охоту, из-за чего много путешествует.
Рассказывает о случаях, произошедших с ним. Причем Тургенев наделил его
внимательностью, что помогает ему точнее разобраться в различных ситуациях
и полнее передать их нам.
«Бирюк» - рассказ из «Записок охотника». Был написан в 1848 году. По
своей композиции не отличается от других произведений сборника: с Петром
Петровичем в очередной раз происходит интересная история, которую он
рассказывает в форме монолога.
Однажды вечером, возвращаясь домой с охоты, рассказчик попал под
дождь. Ехать дальше стало невозможно, и Петр Петрович серьезно задумался,
где бы ему переждать непогоду. На его счастье, на пути ему попался лесник,
предложивший пойти к себе в избу, пока дождь не кончится. В избе Бирюка
(так прозвали лесника местные жители за угрюмость и нелюдимость) рассказчик
узнал многое о его жизни. Когда дождь прошел, гостеприимный хозяин услышал
звук топора и решил поймать нарушителя. Тогда Петр Петрович предложил пойти
вдвоем. Так они и сделали. Вором оказался «мужик, мокрый весь в лохмотьях с
растрепанной бородой», который, по-видимому, не от хорошей жизни пошел на
воровство. Петр Петрович пожалел его и попросил Бирюка отпустить
крестьянина, но тот не согласился и повел мужика к себе в избу. Однако
после долгих просьб о пощаде и ходатайства со стороны Петра Петровича,
лесник сжалился и отпустил его.
Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в
том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему
приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство
крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то
обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик,
будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную
роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные
проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность.
Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка
состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и
перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе
позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно
воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать,
станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к
собственной цели.
Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае,
описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания
состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно
нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от
безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь
колебаться между чувствами и принципами.
Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные
картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев
и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу
бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской
словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.




Реферат на тему: Рецензия на повесть Валентина Распутина "Пожар"
-----------------------
Рецензия на повесть В. Распутина «Пожар»
«Горит село, горит родное...» Эти строки, взятые из народной песни,
являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были
привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни. И
сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычное явление. Зачем же
писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовало В. Распутина? А
возможно, пожар – просто повод к размышлению о жизни.
Герои повести – коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует их и
автора – нравственная: веками накопленный опыт, точки его соприкосновения с
тем новым, что пришло сегодня, взаимодействие старого и нового,
приобретения и потери. Эта повесть – разговор по душам о том, что болит
сегодня и что можно и необходимо сделать нам немедленно.
Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о
прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах В. Распутин
вкладывает в уста главного героя – ветерана войны и труда шофера Егорова.
Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, а выжигает
души людей, оставляя пустоту и пепелища. Егоров уверен в правоте своих
взглядов, не зря автор подбирает для него основательные, весомые слова:
«Правда – это река, ложе которой выстелено твердым камнем... Правда
проистекает из самой природы... поправить ее нельзя». Валентин Распутин,
рассказывая о происходящих событиях, часто обращается к воспоминаниям. И не
может понять его герой, почему в затопленной деревне Егоровке все жители
были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестными работниками,
любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, что это был
их дом, их земля, которую завещали им предки. И отношения между людьми были
чуткими, справедливыми и доверительными. И стояло бы это село, если бы не
уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали «архаровцы» –
безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных
убеждений. Их цель – заработать деньги и весело пожить. С появлением новых
безалаберных жителей, руководствующихся принципом «не свое – не жалко»,
меняются и облик деревни, и психология людей. Привычную честность,
«совестливость, отношение к труду как к святому призванию» стали называть
архаизмом, а то, что было позором и грехом, – считать «за доблесть и
ловкость».
Легкая и бездумная жизнь привела многих к воровству и пьянству. Произошло
переосмысление нравственных ценностей: сосновцы научились косо смотреть на
всякого, кто по старинке «качает права и говорит о совести». «Архаровцы»
угрозами держали в подчинении весь поселок. Люди разбрелись, всяк живет сам
по себе. Страшно, на мой взгляд, то, что Афоня Бронников, говоря: «Я
работаю честно, живу честно...», продолжает: «... и хватит». На остальных
ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам жить честно, и чтобы так жили
другие.
С чего же начался в Сосновке этот нравственный разлад? Сосновка –
временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работы
порождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе,
развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным им
делом: корчуют, валят лес. Они уничтожают, а не созидают. Деревья вырубают
варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на
первом месте план и заработок.
«Несворачиваемая правда», по мысли Егорова, состоит в том, что
бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия:
обмелеет река, начнется заболачивание местности. Лес – это не только
деревья, это грибы, ягоды, орехи для семян, дичь и пушнина для охотников,
чистый воздух для жителей.
«План! – возмущается Иван Петрович. – Лучше бы мы другой план завели – не
на одни только кубометры, а и на души!»
Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить ее
красоту, ее своеобразие. Желая приблизить читателя к истокам родной речи,
он мастерски использует диалектные выражения: «вечер мякотный, тихий», «как
растеплило днем, так и не поджало» к вечеру, – читаешь это и чувствуешь
себя жителем поселка.
Однажды в Сосновке случился пожар. Село строили наспех, кое-как, о
средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации
людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели
склады. По-моему, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность
жителей. Автор делит своих героев на «архаровцев» – приезжих и на
«законников» – коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаивает
государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов –
«надежный человек», Борис Тимофеевич Водников – «мужик свой», дядя Миша
Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку.
Но есть и те, кто пришел просто «погреть руки». «Архаровцы» вроде
работают азартно, «вдохновенно», но работают там, где можно поживиться.
Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя прямо героически. Но это
продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку,
валенки – все, что можно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро,
а Соня умирает как мародер и убийца.
Пожар – итог общего неблагополучия: горят старые порядки, горят души
честных тружеников, кому дорога родная земля. Но не только это страшно.
Я думаю, страшно и то, что всё это приводит к душевной усталости и
беспорядку «внутри себя». «Страшное разорение» чувствует Иван Петрович,
«будто прошла в нем иноземная рать», вытоптала все, оставила лишь куски от
того, что раньше было устоявшейся жизнью. От этой неустроенности и решает
он уехать из поселка.
«Чтобы чувствовать себя «сносно», нужно быть дома», – рассуждает главный
герой. Дома – в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома – в избе, квартире
– на родной земле. Имея эти три «дома», человек обретает уверенность в
жизни, «твердь под ногами», глубоко пускает корни, бережет и украшает
землю, на которой он живет.
По мысли В. Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и
предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать
старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?!
В конце повести главный герой задает вопрос: «Что делать будем?» – и
слышит ответ Афони: «Жить будем...» Валентин Распутин заканчивает
повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на
изменения к лучшему. А чтобы эти изменения произошли, человеку необходимы
«... дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом ».Я считаю, что эта повесть – назидание потомкам.
Валентин Распутин хотел показать, насколько ужасным может быть падение
нравов, разрушение устоев. И поэтому каждый, прочитав эту книгу, должен
задуматься: что я сделал для сохранения традиций, сберёг ли я
нравственность в своей душе? Такие произведения, как «Пожар» помогают нам
осмыслить нашу жизнь и встать на истинный путь.


Рецензия на повесть В. Распутина «Пожар»
«Горит село, горит родное...» Эти строки, взятые из народной песни,
являются эпиграфом к произведению В. Распутина. Пожары издавна на Руси были
привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни. И
сейчас пожары случаются часто, вроде бы они обычное явление. Зачем же
писать об этом? Возможно, что-то особенное заинтересовало В. Распутина? А
возможно, пожар – просто повод к размышлению о жизни.
Герои повести – коренные сибиряки. Главная проблема, которая волнует их и
автора – нравственная: веками накопленный опыт, точки его соприкосновения с
тем новым, что пришло сегодня, взаимодействие старого и нового,
приобретения и потери. Эта повесть – разговор по душам о том, что болит
сегодня и что можно и необходимо сделать нам немедленно.
Одной из композиционных особенностей является то, что свои мысли о
прошлом и настоящем, о нравственных и экономических проблемах В. Распутин
вкладывает в уста главного героя – ветерана войны и труда шофера Егорова.
Иван Петрович видит, что пламя охватывает не только строения, а выжигает
души людей, оставляя пустоту и пепелища. Егоров уверен в правоте своих
взглядов, не зря автор подбирает для него основательные, весомые слова:
«Правда – это река, ложе которой выстелено твердым камнем... Правда
проистекает из самой природы... поправить ее нельзя». Валентин Распутин,
рассказывая о происходящих событиях, часто обращается к воспоминаниям. И не
может понять его герой, почему в затопленной деревне Егоровке все жители
были рачительными, бережливыми хозяевами, добросовестными работниками,
любящими свою землю, твердо стоящими на ногах. Может, потому, что это был
их дом, их земля, которую завещали им предки. И отношения между людьми были
чуткими, справедливыми и доверительными. И стояло бы это село, если бы не
уничтожили, не затопили старую деревню, если бы не приехали «архаровцы» –
безответственные люди, не имеющие дома и семьи, твердых моральных
убеждений. Их цель – заработать деньги и весело пожить. С появлением новых
безалаберных жителей, руководствующихся принципом «не свое – не жалко»,
меняются и облик деревни, и психология людей. Привычную честность,
«совестливость, отношение к труду как к святому призванию» стали называть
архаизмом, а то, что было позором и грехом, – считать «за доблесть и
ловкость».
Легкая и бездумная жизнь привела многих к воровству и пьянству. Произошло
переосмысление нравственных ценностей: сосновцы научились косо смотреть на
всякого, кто по старинке «качает права и говорит о совести». «Архаровцы»
угрозами держали в подчинении весь поселок. Люди разбрелись, всяк живет сам
по себе. Страшно, на мой взгляд, то, что Афоня Бронников, говоря: «Я
работаю честно, живу честно...», продолжает: «... и хватит». На остальных
ему наплевать. А Иван Петрович хочет и сам жить честно, и чтобы так жили
другие.
С чего же начался в Сосновке этот нравственный разлад? Сосновка –
временное пристанище, неуютное и неопрятное. Бесперспективность работы
порождает неуверенность в завтрашнем дне, хищническое отношение к природе,
развращает жителей. Кроме того, бывшие хлеборобы заняты несвойственным им
делом: корчуют, валят лес. Они уничтожают, а не созидают. Деревья вырубают
варварски и безжалостно, не оставляя ни подрост, ни молодняк. У всех на
первом месте план и заработок.
«Несворачиваемая правда», по мысли Егорова, состоит в том, что
бесхозяйственная вырубка леса повлечет тяжелые экономические последствия:
обмелеет река, начнется заболачивание местности. Лес – это не только
деревья, это грибы, ягоды, орехи для семян, дичь и пушнина для охотников,
чистый воздух для жителей.
«План! – возмущается Иван Петрович. – Лучше бы мы другой план завели – не
на одни только кубометры, а и на души!»
Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить ее
красоту, ее своеобразие. Желая приблизить читателя к истокам родной речи,
он мастерски использует диалектные выражения: «вечер мякотный, тихий», «как
растеплило днем, так и не поджало» к вечеру, – читаешь это и чувствуешь
себя жителем поселка.
Однажды в Сосновке случился пожар. Село строили наспех, кое-как, о
средствах тушения пожара не думали. И оказалось, что в критической ситуации
людей организовать некому, а отдельным лицам даже выгодно, чтобы сгорели
склады. По-моему, пожар высветил социальную и нравственную разобщенность
жителей. Автор делит своих героев на «архаровцев» – приезжих и на
«законников» – коренных сосновцев. Немало тех, кто отстаивает
государственное имущество до конца: Афоня Бронников, Семен Кольцов –
«надежный человек», Борис Тимофеевич Водников – «мужик свой», дядя Миша
Хампо. Все они идут в огонь, как в атаку.
Но есть и те, кто пришел просто «погреть руки». «Архаровцы» вроде
работают азартно, «вдохновенно», но работают там, где можно поживиться.
Пьяные, поддавшись общему порыву, они ведут себя прямо героически. Но это
продолжается недолго: одни спят, другие, не скрываясь, воруют водку,
валенки – все, что можно, убивают Хампо. Дядя Миша погибает, спасая добро,
а Соня умирает как мародер и убийца.
Пожар – итог общего неблагополучия: горят старые порядки, горят души
честных тружеников, кому дорога родная земля. Но не только это страшно.
Я думаю, страшно и то, что всё это приводит к душевной усталости и
беспорядку «внутри себя». «Страшное разорение» чувствует Иван Петрович,
«будто прошла в нем иноземная рать», вытоптала все, оставила лишь куски от
того, что раньше было устоявшейся жизнью. От этой неустроенности и решает
он уехать из поселка.
«Чтобы чувствовать себя «сносно», нужно быть дома», – рассуждает главный
герой. Дома – в себе, в своем внутреннем хозяйстве, дома – в избе, квартире
– на родной земле. Имея эти три «дома», человек обретает уверенность в
жизни, «твердь под ногами», глубоко пускает корни, бережет и украшает
землю, на которой он живет.
По мысли В. Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и
предупреждение. Подумайте, люди! Надо ли разорять родной край, уничтожать
старое, нарушать законы общества и природы, чтобы создать новое?!
В конце повести главный герой задает вопрос: «Что делать будем?» – и
слышит ответ Афони: «Жить будем...» Валентин Распутин заканчивает
повествование на оптимистической ноте, оставляя читателям надежду на
изменения к лучшему. А чтобы эти изменения произошли, человеку необходимы
«... дом с семьей, работа, люди, с кем править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом ».Я считаю, что эта повесть – назидание потомкам.
Валентин Распутин хотел показать, насколько ужасным может быть падение
нравов, разрушение устоев. И поэтому каждый, прочитав эту книгу, должен
задуматься: что я сделал для сохранения традиций, сберёг ли я
нравственность в своей душе? Такие произведения, как «Пожар» помогают нам
осмыслить нашу жизнь и встать на истинный путь.







Новинки рефератов ::

Реферат: Боспорское царство (История)


Реферат: Инкотермс (Международные отношения)


Реферат: Анализ функции фильтрационного сопротивления для неустановившегося притока жидкости (газа) (к несовершенной скважине) (Технология)


Реферат: Моделирование экологических проблем и способов их решений на уроках химии (Педагогика)


Реферат: Диагноз и краткая характеристика вирусного гепатита А (Спорт)


Реферат: Становление и сущность психоаналитики (Психология)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Автоматизация учета продажи товаров в ООО "Мастер-СД" (Компьютеры)


Реферат: Антьешти (похороны индийца) (История)


Реферат: Роль самовоспитания в формировании личности учащихся (Педагогика)


Реферат: Дневник производственно-технологической практики на фермерском хозяйстве "Золотое руно" (Сельское хозяйство)


Реферат: Местное управление в России (История)


Реферат: Мережковский Дмитрий Сергеевич (Литература : русская)


Реферат: Обращение взыскания на имущество должника (Международное публичное право)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Сельское хозяйство)


Реферат: Дисциплинарная ответственность. Применение дисциплинарного взыскания (Право)


Реферат: Монгольские гос-ва на территории России в 12-16вв (Доклад) (История)


Реферат: Исследование факторов эмоционального выгорания педагогов (Психология)


Реферат: Культ солнца в мифологии якутов (проблема древних этнокультурных параллелей) (Религия)


Реферат: Арбитраж (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист