GeoSELECT.ru



История / Реферат: Древневосточные цивилизации (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Древневосточные цивилизации (по курсу "Россия в мировой истории") ([Учебно-методическое пособие]) (История)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ


Московский государственный институт электроники и математики
(Технический университет)



Кафедра истории и политологии



ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ
“РОССИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ”



МОСКВа 1998



Составитель канд. ист. наук Ларионова И.Л.



Древневосточные цивилизации: учебно-методическое пособие по курсу
“Россия в мировой истории” / Московский государственный институт
электроники и математики; Сост. Ларионова И.Л.М.,1998.



В учебно-методическом пособие даются рекомендации по изучению
источников и исторической литературы по теме, раскрываются основные
особенности цивилизаций Древнего Востока, предлагаются вопросы для
самоконтроля . Пособие может быть использовано студентами технических
ВУЗов, изучающими курс “Россия в мировой истории” для подготовки к
семинарским занятиям, контрольным работам, зачетам и экзаменам.



Древние цивилизации Востока

В ходе изучения темы рекомендуется внимательно прочитать документы,
помещенные в соответствующем разделе хрестоматии, подготовленной
коллективом кафедры истории и политологии МГИЭМ.

Материалы хрестоматии позволяют составить более конкретное
представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об их
государственно-политическом устройстве (док. № 2), об одной из причин
периодического распада и восстановления государств (док. №3), о культуре и
культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

Понимание специфики древневосточных цивилизаций невозможно без
ознакомления с работами ведущих историков, в которых дается общая
характеристика стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты
общества и государства, ведутся споры о месте древнейших цивилизаций в
мировой истории.

Л.И. Семенникова1 рассматривает всемирную историю с точки зрения
цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для каждого из
которых характерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип
цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки,
малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная
форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивилизации -
это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один
цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах
общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей
живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип
прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция
и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада,
Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же
типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими
массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные
черты восточных государств, позволившие отнести их к циклическому типу
развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного
сознания, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного
типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей
менталитета. Согласно современным представлениям общество , не может
перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего
изменения социальной психологии большей части населения. Между тем
отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из
поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне,
поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением,
санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный
строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся
результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах
коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито
слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных
обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и
бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими к одной общности,
одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых
хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их
имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием
существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле
этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока
покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало
государство, эксплуатировавшее общинников через систему налогов. Лишенные
собственности работники государственного сектора могли распоряжаться
огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них
доход, но эта земля принадлежала государству. Еще одна особенность
общественного строя на Востоке - наличие только вертикальных связей,
отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было
обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при
помощи огромного бюрократического аппарата, имевшего иерархическую
структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи
были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет
государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования
такой власти является господство государственной и общественнойна землю,
а также зависимое положение человека по отношению к системе власти.

Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд
расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида.
Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность
общества на высших духовных ценностях выполняла роль компенсаторного
механизма, позволявшего жить в условиях полного отсутствия свободы.

И.М. Дьяконов1 - сторонник единства всемирно исторического процесса. По
его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд сменяющих друг
друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и
для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающих тенденции к
развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой
стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпоха классовых
обществ составляет всего 1-2% от продолжительности существования человека,
это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии
(по терминологии Дьяконова – фазы) общественного развития. Это ранняя
древность (по преимуществу эпоха меди и бронзы), для которой характерно
существование непрочных относительно крупных государств, представляющих
собой объединение ряда мелких государственных образований (город и
прилежащая округа) под началом наиболее сильного из них. Примеры:
государство Шемера и Аккада , Хеттское царство (хеттам было известно
железо, но не сталь). Крайне примитивное оружие не давало возможности
широко применять труд рабов: мужчина о лопатой мог быть опасен. Поэтому в
рабском состоянии находились в основном женщины и дети, а положение
взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных общинников
или работников государственного сектора. То есть рабство носило
патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а в
государственном секторе - наравне с местными работниками, лишенными
собственности на средства производства (исключение составляли женщины и
подростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительно
эксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где
это вызывалось хозяйственной необходимостью, как в Древнем Египте. Вторая
стадия - имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате
изобретения стали, что сделало возможным ведение широкомасштабных войн и
образование империй, а также создало возможность для "классической"
эксплуатации рабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-
Ассирийскую державу, Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но,
несмотря на существенное увеличение численности рабов, классической их
эксплуатация была только в Римской империи.

В статье С.М. Стама1 рассматривается вопрос о соотношении города и
государства в древних и средневековых обществах. Автор отмечает два
варианта понимания феномена города. В первом случае под городом
подразумевается населенный пункт, возникший вследствие отделения от
сельского хозяйства таких общественных функций как сакральные (жреческие),
оборонительные, административные. Образование городов в этом понимании на
Древнем Востоке шло параллельно процессу создания государства и являлось
одной из основных форм этого процесса. Другой важной формой было
формирование постоянной дружины будущих царей. Город как центр ремесла и
торговли возник позже вследствие отделения ремесла от земледелия, но на
Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику. Здесь город как центр
сакральных, военных и административных функций часто становился центром
ремесла и торговли по инициативе формирующейся царской власти, поскольку
умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских и храмовых
хозяйств, а международная торговля часто велась специальными
государственными агентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие
между древневосточным и античным городом. Античный город выступает как
центр поселения землевладельцев, имеющих земельную собственность за
пределами города (однако в границах полиса), но занимающихся по
преимуществу ремеслом и торговлей. Город на Древнем Востоке - это место
поселения лиц, лишенных земельной собственности где бы то ни было, так как
города относились к государственному сектору и жили в нем люди (царская
военная и управленческая администрация, жречество, ремесленники и
торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц,
государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной
(царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялись
термином полис. Государство возникает в результате общественного разделения
труда и образования на этой основе общественного неравенства,
Древневосточное общество было не классовым, а сословным и решающую роль в
процессе образования государства сыграло отделение от сельского хозяйства
управленческих и жреческих функций (военные функции отделились лишь
частично - в лице военной администрации. Свободные общинники в древних
обществах одновременно являлись воинами).

Подведем некоторые итоги. История Древнего Востока имеет большую
протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых
государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV
тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в.
до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра
Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть
Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии,
Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V
вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в
конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского
континента вступили в период средневековья. Географически территория ,
называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от
современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств -
Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от
современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В
этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства,
оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство,
Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя,
государство Урарту, мелкие государственные образования на территории
Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства,
государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в
состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего
Востока, государственные образования Средней Азии, государства на
территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои
особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном
субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны
рек с их плодородными аллювиальными (образованными отложениями рек)
долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и
горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбах народов
Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евфрат (длина
ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг (длина
ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км), Меконг
(длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном
шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой
аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое
значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и
вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования
режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим
орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила,
Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с
наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. Обильное естественное
питание великих рек приводит к сильному подъему уровня воды во время
паводка (уровень Нила поднимается в другое время года), грозит страшными
наводнениями, которые вызывают необходимость укрепления берегов с помощью
дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба, которая служила
подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и
Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине
Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они были окультурены и
положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам.
Существование богатого животного мира в предгорьях позволило приручить ряд
животных и перейти к культурному скотоводству.

Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня,
строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), совершенно
необходимых для организации нормальной хозяйственной деятельности. Эти виды
сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях,
соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим довольно рано, уже с
IV тысячелетия до н.э., были установлены необходимые контакты жителей
аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и
пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен
обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и
торговли эти контакты обычно выливались в форму грабительских войн,
результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и
продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий с
источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных
военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория
пустынь и нагорий.

Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах
великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к
развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В
отдельных поселениях сосредоточивается большое число людей, здесь (уже в
III тысячелетии до н.э.) создаются внушительные по размерам общественные
сооружения, появляются оборонительные стены для защиты от нападений врагов,
то есть возникают города. Город - принципиально новое явление в истории
того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в
нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды
правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на
соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики,
земледелия и скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для
изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых
городов привело к разложению родового строя. Усложнилась социальная
структура общества, появились различия по богатству, знатности, роду
занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основные сословия
древневосточного общества. Одно из
сословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общинной
собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а
первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие
было представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств,
лишенными собственности на средства производства. Они владели землей с
условием службы или работы, а в ряде случаев получали продовольственный
паек. Среди них могли быть как крупные администраторы, так и зависимые
работники, положение которых представляло собой нечто среднее между
положением свободных и рабов. Отдельным сословием было жречество. Кроме
того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое
бесправное сословие. Институт рабства был слабо известен в родовом
обществе. Рабство стало возможным на той стадии развития человеческого
общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог в
процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочный продукт, таким
образом использование его в процессе труда становилось выгодным. Но
примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье с медным
наконечником, несовершенный лук) делали невозможным использование больших
масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже в
храмовых и правительственных хозяйствах: мужчина, находящийся в положении
раба и вооруженный медной лопатой мог быть опасен. Поэтому как рабы
эксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого
взятого в плен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых
работников храмовых и правительственных хозяйств. С переходом к стальному
оружию и образованием империй количество рабов возросло, их эксплуатация
стала носить более организованный характер, но никогда на Древнем Востоке
рабы не были основой производства. Главными производителями на всем
протяжении древневосточной истории являлись формально свободные общинники,
которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали
эксплуатироваться посредством взимания налогов со стороны государства,
которое постепенно стало считаться верховным собственником земли.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке
является существование общины, которая была основной социальной и
территориальной единицей. Любое древневосточное государство, за исключением
немногих городов, храмовых и царских хозяйств (государственный сектор),
состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою
организацию и представляла собой замкнутый мирок. Горизонтальные связи, то
есть связи между отдельными общинами отсутствовали. Общины в странах
Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако по
своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым
явлением. Община постепенно утратила родовой характер и стала организацией
соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и
обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, к государству.
Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической
системе управления древневосточных государств. Сама территориальная община
состояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большие
семьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная и
социальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки,
арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжении
рабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы
(женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду с
хозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мололи зерно
между двумя камнями). Исключение составляли немногочисленные хозяйства
знатных и богатых общинников, эксплуатация рабов в которых была аналогичной
их использованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существенную
внутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни и
производства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений:
древневосточное общество не знало полной частной собственности. Исторически
первой причиной устойчивости общинной организации было наличие
земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения
совместных работ по регулированию режима великих рек: отдельная семья,
небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затем
появились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточного
общества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной
собственности, слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства
в жизни общества, особенности общественного сознания - все эти факторы,
обусловленные прочностью общины, в свою очередь содействовали ее
устойчивости. Следствие превращалось в причину и не было выхода из
замкнутого круга.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин
привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего
Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой
государственной администрацией, чтобы создать систему каналов,
водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих
рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность
общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие
частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было
собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в
состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от
него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть
утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии".
Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих
действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством
при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников.
Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в
хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного
орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат
выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном
счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали
прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую
землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически
земля в древневосточных государствах делилась на два сектора .
Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие
непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На
этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и
рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам
населения, не считая рабов. Второй сектор - общинно-частный. Земля
находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили
поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и
выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей
вплоть до ее продажи .

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение
главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма
правитель считался не только носителем всей полноты власти:
законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался
сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота -
важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах
Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в
Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов.
Форма деспотии была наиболее распространенной в странах Древнего Востока,
однако там существовали и немонархические формы правления, своего рода
олигархические республики, например, в ряде государственных образований
Северной Индии, в некоторых городах Финикии.


Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные
поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где
располагались истинные причины и цели всего существующего. Прошлое,
настоящее и будущее существовали одновременно: души умерших предков
находятся рядом с живыми людьми и здесь же обитают души еще не родившихся
потомков. Поэтому господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-
мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым
парализовывало всякое стремление к переменам.

В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность
общины , сословной структуры , неразвитость классовой структуры и товарно-
денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь
государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-
мифологическим сознанием неизменности бытия - развитие в государствах
Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер.
На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один
цикл развития: 1.Укрепление централизованной власти в борьбе против
децентрализации, усиление государства. 2. Кризис власти, отступление перед
центробежными силами. 3. Упадок власти, ослабление государства. 4.
Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных
слабостью государства и легкостью победы.

Тип исторического развития определил особенности массовых движений на
Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина
- произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости,
признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее
нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы
чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели
общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса
восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы
происходила смена правления , осуществлялись некоторые изменения, ситуация
стабилизировалась , и общество выходило на новый виток. Наиболее
существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда
государственная организация слабела. В условиях стабильности общество
тяготело к застою, к неизменности.

На обширных территориях Древнего Востока проживало пестрое население,
принадлежащее к разным расам и более мелким общностям, на которые
распадаются большие расовые группы : различные племена и народности
европеоидной, негро-австралоидной расы (часть населения древних царств
Напата и Мероэ - современный Судан), монголоидной расы (на Дальнем
Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленные
народности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковым
общностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи,
которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жили
народности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи,
которая включала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К
племенам и народностям, говорившим на семитских языках , относились
аккадцы, амореи, ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена.
Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и
Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и
Аравийского полуострова.

Египетская или хамитская ветвь была представлена населением Древнего
Египта.

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на
анатолийскую и индоиранскую ветви. На языках первой говорили хеттские
племена, лидийцы и другие более мелкие племена Малой Азии. Языки
индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов, парфян, скифов, ариев
Древней Индии.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой
говорили племена урартов, а также предшественники хеттов. Население
древнейшей Индии (до прихода ариев) относят к дравидической языковой семье,
древнекитайские племена говорили на языках тибетско-китайской языковой
семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например, шумеров (древних
жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса и др.,
которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят
особняком.

Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у
разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли
раньше, в Китае - позже. В IV–III тысячелетиях до н.э. многие регионы
Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но
к середине II тысячелетия до н.э. между различными областями Ближнего
Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в
I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что
тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно
своеобразный феномен в истории человечества.

Завершив изучение Древнего Востока вы должны уметь ответить на вопрос:
Древневосточные цивилизации: особая стадия или особый тип исторического
развития? Готовя ответ, следует иметь в виду следующее:

1. Как вы могли убедиться, в исторической науке существуют обе
обозначенные точки зрения, поэтому вы можете выбрать любую из них,
самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.

2. Цивилизационный и стадиальный подходы к истории человечества не
находятся в абсолютной оппозиции друг к другу. Цивилизационный подход
предполагает возможность выделения определенных стадий для каждого типа
цивилизационного развития. Стадиальный подход не исключает учета
регионального своеобразия. В том случае, если вы захотите попытаться
совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вы
рассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию исторического
развития, а в каком - как особый тип.

1 Семенникова Л.И. Феномен Востока // Семенникова Л.И. Россия в мировом
сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.
1 Дьяконов И.М. Пути истории. М.,1994.
1 С.М. Стам К проблеме города и государства в раннеклассовом и феодальном
обществе// Город и государство в древних обществах. М.,1982.





Реферат на тему: Древнегреческая культура


Введение


Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому
прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации,
уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но
и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в
определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это
обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Одной из крупнейших цивилизаций древнего мира была древнегреческая
цивилизация. Конечно, изучение древнего мира проводится не из простого
любопытства. Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для
возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на
развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того
фундамента, который был заложен Грецией, не было и современной Европы»[1]
Исследование культуры и быта этой цивилизаций помогает проследить тенденции
развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность
данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности культуры,
выделить основные черты. Каждая глава базируется на результатах изучения
материальных памятников культуры древнего мира, археологических
исследований и работах известных ученых.

Основные особенности древнегреческой цивилизаций и культуры

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фессалию и
Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пагасейским
заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, южную, т. е.
Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от нынешнего.
Средняя температура не претерпела изменений с античных времен. Она
колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к континентальному,
до 19 градусов на Кикладах.
Вся история Древней Греции условно делится на несколько периодов: крито-
микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.),
архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и
эллинистический (IV – I вв. до н. э.)
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Греции - на
острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели вдоволь, находя
ее прежде всего на Эвбее, где название города Халкида происходит от
греческого слова, обозначающего медь. Также в Древней Греции добывали ряд
других черных и цветных металлов. Горнодобывающий промысел находился в
Афинах на высоком уровне развития: там умели необыкновенно искусно
отыскивать новые залежи ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м.
Еще важнее серебра была для греческого искусства глина, из которой делали
кирпичи, но прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно,
высочайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:
благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники
архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не надо
было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого известняка,
добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе – из камня выломанного
прямо из гранитного основания острова. Даже при сооружении храмов
обходились без транспортировки материалов. В Олимпе святилище Зевса
построили из местного известняка; каменоломни Кара, которая располагалась
всего в нескольких километрах от города.
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки позднейших греков, двигаясь
из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространство, примыкавшее
к Средиземному морю, было заселено людьми, которые говорили на языке, не
относящемуся ни к индоевропейской, ни к семитской группам. Позднейшие
греки, за исключением дворян, сами считали себя автохтонными населением
Греции, однако и у них сохранялось представление о существовании некоторого
древнего, догреческого народа, карийцев, лелегов, или пеласгов,
первоначально населявших Элладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали три
культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская, с центром
на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцветшая на островах; и
элладская - в собственно Греции. Отражением критской культуры в
материковой Греции была культура микенская: в формировании ее немалую роль
сыграли, очевидно, художники и ремесленники с Крита, привезенные в
качестве рабов победителями - ахейцами.
Общественное устройство Греции - рабовладельческая демократия, и для неё
характерно такое явление, как народный суверенитет – признание народа в
качестве единственного источника власти. Также существовала система
выборных должностей. Прослеживалась тенденция к нивелировке – усреднению
доходов между богатыми и бедными. Демократия ставила закон выше власти, а
сами законы не считались чем-то данным свыше, они были созданы не богами, а
человеком.

Религия


Космогонические представления греков принципиально не отличались от
представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали
Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос—жизненное начало. Гея
породила звездное небо— Уран, который стал первым властителем мира и
супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов—титаны. Титан
Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети
Кроноса—Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера—под водительством Зевса
свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом,
олимпийские боги—третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс -
властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей
землю и моря, Аид (Плутон)—владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера
являлась покровительницей брака, Гестия— богиней домашнего очага. Как
покровительницу земледелия почитали Деметру. дочь которой Кора, некогда
похищенная Аидом, стала его супругой.
От брака Зевса и Геры родились Геба—богиня юности, Арес—бог войны,
Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также
покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков
Зевса особо выделялся Аполлон—бог светлого начала в природе, нередко
называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и
на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели
в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-
врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося
эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с
течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.
Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи.
Многосторонние функции Гермеса, первоначально бога материального достатка,
затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и
спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса
(или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства
и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы
Зевса,—богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие
от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница
Афины— богиня победы Ника. символ мудрости Афины—сова. Афродите, родившейся
из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.
Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития,
не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов
царила безликая сила—Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и
отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия.
Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных
систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления
об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями
которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом
Афинами, Гера—с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида—с Делосом, Аполлон— с
Дельфами, Зевс—с Олимпией и т. д.
Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и
представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление,
каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было
непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном
между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги
приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они
испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.


Литература, поэзия и театр


В классическую эпоху греческая литература переживает расцвет. Последний и
самый выдающийся певец греческой аристократии Пиндар слагал торжественные
оды в честь победителей на всеэллинских спортивных состязаниях—Олимпийских,
Пифийских (в Дельфах) и др. Пиндар не описывает самих состязаний, победа
интересует его как возможность для прославления доблести в лице победителя.
Доблесть не есть личное качество победителя, она передается по наследству в
знатных родах в силу их божественного происхождения.
«С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Отсутствие
интереса к политической жизни, любование личными интересами отдельных людей
характерны, например, для комедии этого времени. Большое развитие в этот
период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на
вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться
красноречие и создается философский диалог»[2]
V век до н. э.—время расцвета драматического искусства. Важнейшими
драматическими жанрами были трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах
и героях, и комедия, чаще всего политическая. Каждая трагедия—это борьба, и
люди, которые ведут ее, мужественны, утверждая безграничные способности
человека противостоять несчастьям во имя других людей, и прежде всего
своего народа, Трагический герой борется с разными препятствиями, мешающими
свободному развитию личности, он восстает против несправедливости.
выступает за торжество добра, за то, чтобы мир стал лучше, чтобы пробудить
в людях мужество, помочь им жить. Борьба героя тяжела и трагична,
препятствия, которые предстоит ему преодолеть, воздвигнуты на его пути
роком— силой, против которой он беспомощен. Но он вступает в эту борьбу и
ведет ее. Трагический герой чаще всего обречен на гибель, но его гибель
вызывает не отчаяние, не ужас, а восхищение и веру в силы человека, в
величие его духа.
Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая
комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее
близка крестьянству. Крупнейший представитель этой комедии—
Аристофан, расцвет творчества которого падает на годы Пелопоннесской войны.
Комедии Аристофана дают живое представление о публицистической
направленности творчества их создателя. Ведущая тема его комедий тех
лет—мир.
Особенностью всех древних драм был хор, который пением и танцами
сопровождал все действие. Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив
партии хора и сосредоточив основное внимание на диалоге, сделал решительный
шаг для превращения трагедии из мимической хоровой лирики в подлинную
драму. Игра двух актеров давала возможность усилить напряженность
действия. Появление третьего актера—нововведение Софокла, которое
позволило обрисовать различные линии поведения в одном и том же конфликте.
Женские роли исполнялись мужчинами. Герои трагедий выступали в пышных
одеждах, в обуви на толстой подошве (котурны), что увеличивало их рост;
лица покрывали маски, выражение которых отвечало характеру персонажа.
Комические актеры облачались в нарочито уродливые шутовские наряды.
В отличие от современного театра в Греции не было постоянных трупп, да и
профессиональные актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и
танцевали сами граждане. Для каждой постановки готовились костюмы, маски и
очень простые декорации. Финансирование и организация театрального
представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых
граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.
Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных
государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца,
носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических
поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три
трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с
собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей
реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей
определяли специальные судьи.
В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий — на
представление собирались все желающие. Этим объясняется и огромное число
произведений, созданных трагиками. По подсчетам современников Эсхила,
Софокла и Еврипида, на каждого из них приходилось более 90 произведений[3].
Древнегреческий театр, особенно афинский, был тесно связан с жизнью
полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые
животрепещущие вопросы. Сходство с народным собранием усиливалось благодаря
тому, что театральные представления давались по праздникам.
В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются
новые тенденции. Большинство греческих городов сохраняло традиционную
хаотическую систему застройки с узкими кривыми улицами, отсутствием
удобств. Однако родившаяся в эпоху греческой колонизации регулярная система
планировки начинает оказывать влияние на градостроительную теорию и
практику. Видимо, в V в. до н.э. жил создатель теории регулярной планировки
города Гипподам. Под влиянием его идей были спланированы Олинф и
восстановленный после персидского разгрома Милет. Теория Гипподама не
сводилась только к разбивке города на сетку прямоугольных кварталов,
разделенных пересекающимися под прямым углом улицами. Она включала в себя
также идею членения городской территории на несколько районов,
различавшихся по функциям: общественный центр, жилая часть, портовая,
торговая и промышленная зоны.
Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В
первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные
произведения дорийского зодчества: величественные храмы в г. Посейдонии в
Южной Италии и храм Зевса в Олимпии. Последний считался самым замечательным
среди всех эллинских святилищ. В нем находилась колоссальная статуя
восседающего на троне Зевса, выполненная афинским скульптором Фидием из
золота и слоновой кости.
Особое место в истории древнегреческого зодчества занимает комплекс
сооружений на афинском акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э., он
заново отстраивался в течение всего V в. до н. э. Ансамбль Акрополя
считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего
расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений: парадные
ворота—Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышались
Эрехтейон и главный храм Афин— Парфенон.
Строительство ансамбля Акрополя осуществлялось по программе. В его
создании ведущая роль принадлежала Периклу и крупнейшему скульптору Фидию.
Руководители Афин стремились создать комплекс святилищ, которые бы не
только прославляли Афины, но и выступали в роли религиозного центра всего
Афинского морского союза.
Главное сооружение Акрополя— Парфенон. Древние греки верили, что здание
храма представляет как бы дом божества, а это требовало замкнутого
помещения с основной культовой статуей в центре. Парфенон—храм Афины-Девы,
и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (т. е. сделанная из
слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини,
выполненная Фидием. Тема восточного фронтона—рождение любимой дочери Зевса.
На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за
господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая
жителям этой страны оливковое дерево. Это был символический сюжет: в то
время богиня Афина воспринималась как покровительница демократии, а
Посейдон—как покровитель аристократии. Изображения на метопах связаны с
мифами (борьба богов с титанами, афинских героев с амазонками, битва
лапифов с кентаврами, разрушение греками Трои), но скульпторы переосмыслили
их. Единая идейная основа объединяет все сюжеты: борьба света, добра и
цивилизации с силами тьмы, дикости и отсталости. В единый смысловой ряд
поставлены боги, лапифы и греки, в другой—гиганты, кентавры и троянцы. Все
эти мифы заключали прекрасно осознаваемую современниками аллегорию борьбы и
победы греков над персами. Завершает скульптурный декор Парфенона фриз, на
котором представлена торжественная процессия во время праздника великих
Панафиней, в нем должны были принимать участие как граждане Афин, так и
афинские метеки и делегации союзников. Фриз Парфенона считается одной из
вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он
поражает своим разнообразием, из более чем пятисот фигур юношей, старцев,
девушек, пеших и конных ни одна не повторяет другую. С изумительным
мастерством переданы полные динамизма движения людей и животных.
Помимо статуи Афины для Парфенона Фидий выполнил еще одну—бронзовую
фигуру, первый после разрушения персами Акрополя памятник, поставленный
среди его руин в 465—455 гг. до н. э. Фидий создал иной образ богини— Афины
Промахос (Афины-воительницы), грозной и суровой защитницы своего города;
правой рукой она опирается на копье, в левой держит щит, на голове—шлем.
Фигура Афины как бы царила над городом, и все подплывавшие с моря видели
сверкающие на солнце верхушку копья и гребень шлема статуи.
Уже после смерти Фидия неподалеку от Парфенона возводится храм,
посвященный одновременно Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею
(отсюда его название—Эрехтейон). Он построен на том месте, где, по
преданию, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма находилось
отверстие, через которое показывали след на скале, якобы оставленный
трезубцем Посейдона, а около храма росла священная олива. Эрехтейон
выделяется необычностью своей планировки: он асимметричен, и его отдельные
части находятся на разных уровнях. Три различных портика примыкают к его
основной части, из них особенно известен портик кариатид, где несущие крышу
колонны заменены фигурами девушек, медленно движущихся к Парфенону.
Так был создан великолепный ансамбль Акрополя — здания, «грандиозные по
величине и неподражаемые по красоте», как писал биограф Перикла Плутарх.
Эти творения и в его время (а жил он в 1 в. н.э., т.е. пять столетий
спустя) вызывали восхищение, как будто, по словам того же Плутарха, они
«проникнуты дыханием вечной юности, имеют нестареющую душу»[4].


Скульптура


Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции
предшествующего времени. Основными оставались изображения богов и
героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало
шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как
основной эстетической категории.
В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства,
ранее неизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой
изображения, грубо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой
костью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике обработки
камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению
каменной скульптуры, а в технике обработки металла—к отливке скульптуры из
бронзы. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная
мужская фигура и задрапированная женская. Рождение статуарного типа
обнаженной фигуры мужчины связано с основными тенденциями развития
общества. Статуя изображает прекрасного и доблестного гражданина,
победителя в спортивных состязаниях, прославившего родной город. По этому
же типу стали изготовлять надгробные статуи и изображения божеств.
Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные
памятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций
стали непременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило,
раскрашивались.
Греческая монументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На
примере последней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития
искусства: возникновение реалистических начал, взаимодействие местного
искусства и влияний, пришедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э.
преобладали коринфские и родосские вазы с пестрыми росписями так
называемого коврового стиля. На них обычно изображались растительный
орнамент и расположенные в ряд различные животные и фантастические
существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствует чернофигурный стиль:
закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись на красноватом фоне глины.
Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собой многофигурные
композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизни олимпийских
богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война. Реже
встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов,
состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.
Поскольку отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на
фоне глины, они производят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в
разных городах, присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль
достиг особого расцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались
изяществом форм, высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием.
Некоторые вазописцы подписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем,
например, имя Клития, расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер):
роспись состоит из нескольких поясов, на которых представлены многофигурные
композиции. Другой великолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую
поверхность чаши для вина вазописец занял одной сценой: на плывущем под
белым парусом судне возлежит бог Дионис, возле мачты вьются виноградные
лозы, свисают тяжелые гроздья. Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых,
согласно мифу, Дионис превратил тирренских пиратов.


Письменность и язык


Величайшим достижением греческой культуры архаической эпохи стало
создание алфавитного письма. Преобразовав финикийскую слоговую систему,
греки создали простой способ фиксации информации. Для того чтобы научиться
писать и считать, теперь не нужны были годы упорного труда, произошла
«демократизация» системы обучения, позволившая постепенно сделать
практически всех свободных жителей Греции грамотными. Тем самым знания были
«секуляризованы», что стало одной из причин отсутствия в Греции жреческого
сословия и способствовало повышению духовного потенциала общества в целом.
Писчими материалами были камень (для надгробий, монументальных
памятников), медные пластины, специально обработанная кожа — пергамент,
покрытые тонким слоем воска деревянные дощечки, папирус.

Наука


Важнейшей чертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э.
выделение из натурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в
медицине, связанный в первую очередь с деятельностью Гиппократа. Для
Гиппократовой медицины характерен строгий рационализм. По мнению
Гиппократа, все болезни вызываются естественными причинами. Он требовал от
врача индивидуального подхода к больному, учета особенностей как самого
пациента, так и естественной среды обитания его.
Математика развилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V
в. до н. э. она превращается в самостоятельную научную дисциплину,
перестает быть прерогативой одних только пифагорейцев становясь предметом
профессиональной деятельности ученых, не примыкавших ни к какому
философскому направлению. Прогресс математического знания особенно заметен
в арифметике, геометрии, стереометрии. К V в. до н. э. относятся также
значительные успехи в астрономии.

Быт


На основе находок крито-микенского периода мы вправе предполагать,
что женщины пользовались тогда большой свободой и играли более значительную
роль в обществе и в семье, чем в более позднее время греческих и римских
полисов. Об этом говорят сцены из жизни женщин, представленные на фресках
дворцов на Крите, а также особенности религии древних критян. Среди местных
богов немало женских образов, в которых учёные склонны видеть своего рода
предшественниц позднейших греческих богинь. Это подтверждают и литературные
памятники, и скульптура и росписи на стенах. В искусстве той пора можно
встретить придворные сцены с участием женщин. Сохранился даже фрагмент,
представляющий женщину, едущую на охоту на колеснице. Несмотря на то, что
между разными греческими городами – государствами существовало немало
различий, были явления, общие для всех Эллады. Практически повсюду
утвердился патриархат. За отцом признавалась неограниченная власть над
детьми. Они же были обязаны ему бесприкословным повиновением. Греки намного
раньше римлян стали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в
свой дом множество жён – обычай варварский и недостойный благородного
человека. Кровное родство не являлось препятствием для супружества. Иногда
браки заключались между детьми одного отца. Заключению брака предшествовало
формальное обручение. Обещание жениху давала не сама девушка, а её отец о
её имени. Если она была сирота, то за от её имени выступал её брат или
близкий родственник, если же у неё не было никого из близких, то все её
дела вёл назначаемый по закону опекун. Появление ребёнка было для семьи
событием торжественным, независимо даже от того, как отнёсся к ребёнку
отец.
Греки при рождении получали только одно имя, фамилией в современном смысле
этого слова, объединяющей весь род и переходящей по наследству от отца к
сыну в Греции не было. Детям давали имена произвольно, часто придумывая
новое, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В
дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря
каким-либо особенностям своего характера или внешности. Поэтому кровное
родство между людьми с одинаковыми именами не обязательно. Часто эти люди
не только относились к разным родам, но и происходили из двух весьма
удалённых областей Греции. Рабы могли сохранить имена, данные при рождении.
Однако чаще их различали по происхождению.

Праздники


Картина культурной жизни греческого города будет неполной, если не
сказать о праздниках. Так, в Афинах отмечалось около 60 праздников,
некоторые из них продолжались по несколько дней. Самые важные—Дионисии,
Леней и Большие Панафинеи. Именно в праздниках наглядно проявлялся
всенародный характер греческой культуры, ее демократизм и свойственный
жизни древних греков дух соревнования, стремление превзойти других и тем
самым достичь наивысшего совершенства. Праздники включали всякого рода
состязания, массовые пляски, костюмированные процессии, драматические
представления.
Среди общегреческих праздников самыми известными были Олимпийские игры,
которые проходили каждые четыре года на юге Греции, в Олимпии. Заранее
назначались судьи, внимательно изучавшие их правила. Из Олимпии
отправлялись специальные вестники, они шли из города в город, приглашая
принять участие в состязаниях и возглашая священное перемирие, поскольку с
момента объявления священного месяца игр все враждебные действия среди
греков прекращались. К участию в них допускались только свободные греки,
никогда не осуждавшиеся по суду и не уличенные в бесчестных поступках.
Женщины не должны были во время игр показываться в Олимпии под страхом
смерти. Правила запрещали убивать своего противника, прибегать к
недозволенным приемам, спорить с судьями. Участники состязаний прибывали в
Олимпию заранее и проходили здесь тренировки.

Заключение

Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры античная
культура построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в
знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации
культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры.
Дошедшие до нас памятники

Новинки рефератов ::

Реферат: ЕРЕСЬ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (Религия)


Реферат: Мировой суд во второй половине 19 века (История)


Реферат: Курсовая по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Наклейка обоев, обойные работы (Технология)


Реферат: Литье в песчано-глинистые формы, оборудование и оснастка (Металлургия)


Реферат: Риторика Давньої Греції (Риторика)


Реферат: Общая генетика (Биология)


Реферат: Организация кафе быстрого обслуживания от кафе "Дом чувашской кухни" на материалах ООО "Ник-Алко" (Предпринимательство)


Реферат: Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе (Физика)


Реферат: Темперамент в структуре личности (Психология)


Реферат: Політична соціалізація молодших школярів (на прикладі контент-аналізу підручників для початкової школи) (Педагогика)


Реферат: Борьба с компьютерными вирусами (Программирование)


Реферат: Архитектура Древнего Египта (Архитектура)


Реферат: Биография и вклад в науку Н И Вавилова (Сельское хозяйство)


Реферат: Учение Фрейда (Психология)


Реферат: Товароведение и экспертиза серебристо-черной лисицы (Сельское хозяйство)


Реферат: Управление конфликтами (Управление)


Реферат: Иван Владимирович Мичурин (Сельское хозяйство)


Реферат: Мотивация труда в мире и в России (Менеджмент)


Реферат: Развитие страхового рынка в России (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист