GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Журнал «Школьная библиотека» как источник информации о научно – познавательной книге (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Журнал «Школьная библиотека» как источник информации о научно – познавательной книге (Педагогика)


Самарская государственная академия культуры и искусств



Кафедра библиографии



Реферат на тему:
Журнал «Школьная библиотека» как источник информации о научно –
познавательной книге.



Выполнила: студентка д/о, гр.Б-54

Коннова О.С.
Преподаватель: Воронцова К.П.
Оценка:



Самара,2002



Немного из истории создания журнала «Школьная библиотека»

Журнал «Школьная билиотека» достаточно молодой журнал. Его история
насчитывает два с небольшим года. Но за это время он смог стать хорошим
подспорьем в работе школьных библиотекарей, учителей; помошником для
родителей подростков – школьников.
«Школьная библиотека» – это трибуна с которой библиотекари,
роботающие в школах могут рассказать о специфике своего нелегкого труда,
высказать новые предложения, поделиться опытом работы своих библиотек,
почерпнуть необходимую информацию о новой литературе своего профиля.
Издание отражает не только библиотечную практику, но и дает
возможность юным дарованиям проявить свой талант на страницах журнала.
Нередко в «Школьной библиотеке» публикуются работы юных поэтов и прозаиков.
Также большое внимание редакция уделяет освещению зарубежного опыта
работы школьных библиотек. Не секрет, что сама система иностранного
обучения сильно отличается от отечественной. Эти различия, конечно
оказывают сильнейшее влияние на специфику деятельности школьных библиотек,
их задачи и перспективы развития.
В современный век компьютеризации и внедрения новых технологий перед
школьными библиотеками возникают новые задачи. Среди них освоение
библиотекарями специальных программ, позволяющих вести электронные базы
данных фонда библиотеки и многое другое. На страницах журнала «Школьная
библиотека» этот вопрос освещается в специальной рубрике, где библиотекари
могут поделиться опытом внедрения новых технологий в своих библиотеках.
Автор идеи издания и главный редактор журнала «Школьная библиотека»
Т. Д. Жукова. С 2002 года разработана концепция нового издания
профессионального журнала «Школьная библиотека» как информационно –
маркетингового инструмента школьного рынка и информационного помошника
школьных библиотекарей.



Опыт работы библиотек с научно – познавательной литературой.

1. Костятина Н.Г. Экологическому воспитанию – особое внимание
библиотек // Школьная библиотека.-2002.-№8.-С.48-49.

Сегодня эколлогическое образование и воспитание приобретает ведущую
роль в решении проблемы выживания человечества. Школьные библиотеки не
должны оставаться в стороне, т.к. именно у них есть определенные
возможности вести просветительсткую работу в области экологии.
Помочь учащимся сформировать практические знания и умения,
ответственное отношение к окружающей природной среде и своему здоровью –
задача, которую ставят перед собой все школьные библиотеки города
Зеленодольска. В годовых планах работы все школьные библиотеки города
Зеленодольска традиционно ввыделяется специальный раздел, кумулирующий
работу по экологическому воспитанию школьников и экологическому просвещению
педагогов и родителей. Это и позволяет большинству библиотек стать
информационными центрами школ в этой области.
Содержание деятельности во многом определяются наличием в фондах
литературы соответствующей тематики. В условиях недостаточного
финансирования находить источник для пополнения фонда новейшими справочно
– энциклопедическими и научно – познавательными изданиями очень сложно. В
какой – то степени выручает периодика. Обьединить сведения о книжных
изданиях и статьях в одном месте позволяют тематические картотеки:
. Мы и природа
К ним обращаются при поиске литературы к традиционно – проводимых в школах
дням воды, птиц, Земли и т.д.

Ряд библиотек периодически выпускают информационные бюллетени
периодики Республики Татарстан для учителей.
Чтобы привлечь внимание читателей к литературе эклогической тематики,
библиотекари оформляют книжные выставки:
. «В дружбе с людьми и природой»
. «Герои призведений – животные»
. «Твоя планет – Земля»,
Внутри полочные выставки
. «Проверь свои знания по экологии» и др.
Особое внимание уделяется проблемам экологии Республики Татарстан и
Зеленодольска. Помимо выставок «Флора и фауна Татарстана», плакатов
«Защита окружающей среды», оформляются специальные эклогические газеты. Но
«изюминкой» в работе шкльных библиотек стали массовые мероприятия,
проводимые творчески работающими специалистами библиотек по собственным
сценариям. Это и презинтация журнала «Здравствуй, Свирель» ( зав.
Библиотекой школы №4 Г.Ю.Нурахметова), и познавательная игра для учащихся 5-
6 классов «В мире лекарственных растений» (зав. Библиотекой гимназии №10
Н.А.Павлова), и экологические шоу – фантазии «И записали человека в
Красную книгу», и «Живые картинки» сатирического театра охраны природы
«Внимание, стоп!» (зав. Библиотекой лицея №14 Б.Г. Галяева и библиотекарь
Э.Р. Никофорова), и игра – путешествие для учащихся начальной школы
«Просвещение в экологии», и многое другое.
Добиваясь понимания учащимися современной кризисной экологической
ситуации, связанной как с загрязнением и разрушением традиционной среды
обитания, так и с ухудшением состояния здоровья населения, библиотекари
ориентируют своих читателей не только на заботу и востановление окружающей
среды, но и на здоровый образ жизни. Это особый пласт современной
литературы, так необходимый школе и так слабо представленный в фондах наших
школьных библиотек.

2. Рябова Н. Твои первые энциклопедии // Школьная библиотека.-2001.-
№6.-43-45.

Библиотека школы №2 город Великий Новгород .
Библиотечный урок: Твои превые энциклопедии.
Цель урока: познакомить детей с понятиями: энциклопедия, справочник,
рассказать об их структуре, научить ими пользоваться.
3. Петкун Л. Суд красной книги // Школьная библиотека.-2002.-№8.-С.57-
60.

Библиотека средней школы п. Янталь усть – Кутского района Иркутской
области.
Суд Красной книги: Театрализованное представление для 7-8 классов.
Цель: Рассказать об отрицательной роли человека в процессе
исчезновения видов и о значении Красной книги.



Каталог – справочник: Математика / Под ред. А.В. Баранникова.

Содержание:
. Об учебниках математики в общеобразовательных учреждениях РФ
(статестическая справка).
. Нормативные документы
. Учебные пособия для оценки результатов обучения
. Прграммы и учебная литература по математике для общеобразовательных
учреждений, рекомендованных Минобразованием России.
Каталог – справочник : Математика.
Дополнительная литература.
Фридман Л.М. Изучаем математику:5-6 кл..-М.:Просвещение,1995.-
256с.:ил.
Кукарцева Э.Р. Целые числа. Знак и модудь числа.-М.: Открытый мир, 1997
За страницами учебника математики / Н.Я. Демеон и др.-М.:
Просвещение,1999.-287с.:ил.



Каталог – справочник:Естествознание / под ред. М.Р. Леонтьевой.

Содержание:
. В.Кузнецов. Естествознание в школе (аналиттическая справка)
. В.Кузнецов Развитие экологического воспитания в школе.
. Образовательная область. Естестовзнание.
. Программы для общеобрахзовательных учреждений.
. Программы и учебная литература по естествознанию
. Дополнительная литература по естествознанию рекомендованная
Минобразованием России.



|Учебники. Учебные|Дидактические материалы. |Пособия для учителей.|
|пособия. |Книги для чтения. | |
| | | |
|Естествознание-5.|Естествознание-5: Кн. Для |Пограммы для |
|:Человек и |чтения/Ред. А.Н. |общеобразовательных |
|природная |Захлебный.-М.: |школ, гимназий, |
|среда/Под ред. |Тобол,1994.-136с. |лицеев:5-7 кл.-М.: |
|И.Т. | |Дрофа,2001.-224с. |
|Суравегиной.-М.:Т| | |
|обол,1993.-296с.:| | |
|ил. | | |
|Пистаков А.А. | | |
|Природоведение:5 | | |
|кл.-М.: Дрофа, | | |
|2000.-184с.:ил. | | |



Журнал «Школьная библиотека» и работа с научно – познавательной
литературой.

|Год и № |Опыт работы |Обзоры книг и |Вкладка журнала, |
|выпуска |библиотек с научно|журнальных статей |посвященная научно –|
| |– познавательной |научно – |познавательной |
| |литературой |познавательной |тематике |
| | |тематики | |
|2001.-№1 | | |Каталог – |
| |- |- |справочник: |
| | | |Математика |
|2001.-№3 | | |Каталог – |
| |- |- |справочник: |
| | | |Естестовзнание |
|2000.-№6 |Дрыгина О. О | | |
| |деятельности | | |
| |библиотеки в | | |
| |условиях |- |- |
| |обновления | | |
| |содержания | | |
| |образования. | | |
|2002.-№8. |Костянина Н.Г. | | |
| |Эклогическому | | |
| |воспитанию – |- |- |
| |особое внимание | | |
| |библиотек | | |
| |
| |

-----------------------
[pic]






Реферат на тему: ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

Кристина Узорко

ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ

Реферат по педагогике



План

1. Введение.
- Наследственные и индивидуальные способности детей.
- Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.
- Преподвние на русском языке. Российская грамматика.
2. Этапы педагогической деятельности Ломоносова.
- Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных
пособий на русском языке.
-Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов – в
университет!
- Работа над новым уставом.
- Третий этап (1750-1755). Программа организации просвящения в России.
Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на
пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных
знаний, решение педагогических задач.
- Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития
среднего и высшего образования в России.
3. Принципы демократизма, гуманизма и народности.
- Демократизм. Образование во всех слоях общества, стипендии и
финансирование. Подразделение средней школы: российская, латинская,
первых оснований в науках и знатнейших европейских языков;
трехгодичный срок обучения.
- Три факультета вуза: исторический, медицинский, философский.
Богословское образование – прерогатива Синода.
- Диалектика Ломоносова.
- Из наблюдений установлять теорию, чрез теорию исправлять наблюдения.
- Принцип природосообразности: подразделял природные дарования
человека на душевные и телесные.
- Принципы гуманизма и народности. Общечеловеческая нравственность.
Милосердие и трудолюбие. Внимание к условиям трудовой деятельности.
Человек должен быть счастливым - нравственность и возможность служить
на благо отечества.
- Оградить молодых людей от вредного валияния семьи. Рекомендации для
гимназистов: ленность преодаливается послушанием, воздержанием,
бдением и терпением. Основой нравственного воспитания Ломоносов считал
родной язык.
- Детей обучать грамоте народным способом.
- Наукой следует овладеть всем членам общества.
4. Особенности методики.
- Сторонник классно-урочной системы: проверка домашних заданий,
сообщение новых знаний на уроке. Практика.
- Разработка специальных упражнений. В старших классах публичные
выступления. На уроках ученикам можно помогать друг другу. Оценки.
- Предметы. Обыкновенные и дополнительные. Поощрения и наказания.
Порядок и дисциплина, убеждение и пример. Не позволять иностранцам
учить детей. Во главе школы – только педагог!
- Проблема терминалогии.
5. Заключение.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский академик. Этот
великий ум проявил себя во всех сферах человеческой деятельности: в
литературе, языкознании, истории, географии, металлургии, физике, химии, а
также в педагогике.
Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание
на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.
Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием.
Одна из важнейших заслуг Ломоносова – основание Московского университета,
где высшее образование получали не только дворяне, но и представители
низших сословий.
В век преклонения французкой моде, Ломоносов ввел преподавание на
родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея»
Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов
опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот
момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних
дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.


Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской
работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи
неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение.
Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны
заниматься педагогической деятельностью.
Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был
читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не сущуствовало
учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться
разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым
уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная
книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на
пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел
с латинского учебник по физике.

Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой
ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность пофессора).
Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции
на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печатании
перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписывалось прочесть цикл
лекций по физике с использованием необходимых физических приборов. Первая
лекция ученого прошла, по отзывам современников, в торжественной обстановке
20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания
воинских и гражданских разных чинов слушателей и сам господин президент
академии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными персонами».
Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до
Ломоносова все лекции читались на латинском языке.
Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необходимости
преобразования учебной части Академии наук.
28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собрание «О
привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников
гимназии». В документе Ломоносов предложил отобрать студентов из семинарий
и обучать их академическим упражнениям. Этим, по его мнению, можно
приобрести «для Академии наук звание подлинного Петербургского
университета».
Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно
больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные.
Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе
способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о
широком распространении научных знаний на русском языке.
Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике.
Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в
академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В.
Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, создатель русского фарфора Д. И.
Виноградов, гравер А. Поляков, переводчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов,
А. А. Барсов.
В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек
из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгородской и Александро-
Невской семинарий.
Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый
регламент (устав) Академического университета. По поручению канцелярии от
13 июня 1748 года разработкой устава занимался академик Г.-Ф. Миллер.
Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть трем
факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский
оставляю синодальным училищам), в которых бы производились в магистры,
лиценцияты и докторы. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать
эфору или надзирателю, что в внесенном в Историческое собрание регламенте
на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный командир, а
здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Университет и Академия
имели по примеру иностранных какие-нибудь вольности, а особливо, чтобы они
освобождены были от полицейских должностей».
Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всех
студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на
все лекции, для того чтобы иметь понятие о всех науках и чтобы всяк мог
видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса
студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука,
третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и
упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению,
определить ранг армейского прапорщика, а производить их в временные
переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов
стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав
утвержден не был.

Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750— 1755) совпал
с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем
образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического
творчества ученого ломоносовской программой организации просвещения в
России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много
времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил
с идеей открытия Московского университета. В «доношении» в Сенат он
обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и
разночинцев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как
«дешевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних
учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе
и университет, были открыты и для детей простого народа.
Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало
три факультета: философский, юридический, медицинский.
Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была
создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую
науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый
состав студентов состоял из разночинцев. Университет был автономен,
освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объединенных
идеей служения на «пользу и славу Отечества»:
1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской
грамматики, права, медицины);
2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции,
диспуты);
3)решение педагогических задач (подготовка образованного молодого
поколения через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-
воспитательным делом в учебных заведениях).
При открытии университета первой начала функционировать гимназия, в
состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз
превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты,
находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее
целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что
явилось важной предпосылкой для открытия провинциальных гимназий в России в
конце XVIII в.

Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756—1765
годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и
высшего образования в России.
Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и
народности.

Демократизм Ломоносова выразился прежде всего в стремлении
распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал
мысль о расширении сети школ, числа обучающихся детей в них, а также
выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он
предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о
создании материальных условий для получения образования всеми сословиями.
Он подметил, что крестьянские дети отличаются практической сметкой, умом,
трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще
всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».
В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо
выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному
примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот
государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые,
получая содержание из академических средств, были бы заняты только
слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности
государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество
студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же
академическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно
будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимназии, по
его мнению, «число такого рода подростков должно быть по крайней мере вдвое
больше, чем число студентов, т. е. будет 80 человек, воспитывающихся на
академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие,
которых будут содержать сами родители».
При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была
определена сумма содержания на каждого гимназиста — 15 рублей в год. Эти
деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных
принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта
статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен
затрудняло составление определенной сметы.
На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в
год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в
год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил добавить «по 12 рублев».
Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что
давало им возможность больше времени уделять учению.
Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных
искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу
мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не совсем
соответствовала его требованиям . Главной причиной такого положения
Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в
содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-
иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.
Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней
общеобразовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые
подразделения:
- российская
- латинская
- «первых оснований в науках»
- «знатнейших европейских языков»
Для каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний,
верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа
образования, предусматривавшая расширение сети гимназий и школ в России,
отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на
развитие народного просвещения XVIII — начала XIX века. Ломоносов явился
действительно создателем отечественной общеобразовательной школы.
Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему образованию.
По мнению ученого, университеты должны быть ведущими в стране учебно-
научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки
и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположениях об
устройстве и уставе Петербургской Академии» он глубоко рассмотрел вопрос о
содержании высшего образования: «Для сохранения людского здоровья и для
попечения о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения
общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ
необходимо устроить факультет философский. На юридическом факультете должны
быть лекции:
1)исторические, для ознакомления с правом народов, что в других местах
напрасно относят к ведению факультета философского;
2) по практической философии;
3) по политике;
4) по публичному и частному праву;
5) русское право.
На медицинском факультете должны читаться:
1) анатомия с физиологией;
2) химия;
3) ботаника;
4) практическая медицина.
На философском факультете следует обучать слушателей:
1) обоим красноречиям;
2) должен быть прочитан курс всеобщей философии;
3) также математики;
4) должна быть изложена экспериментальная и догматическая физика;
5) механика;
6) астрономия».
В отличие от западноевропейских университетов Ломоносов предложил
изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от
богословского факультета, так как «во всех университетах деление на
факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь,
отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые
науки преподаются только в подведомственных ему школах...».
Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на общественные
потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа
университетских кафедр исходить не из количества имевшихся в то время
кандидатов, пригодных для замещения профессорских вакансий, а из
потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета
служил во все будущие годы».
Ломоносов распространил сочинения великого чешского педагога Я. А.
Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым
учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского
университета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768
году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.
Некоторые итоги педагогической деятельности подвел сам Ломоносов в
отчете «О завершенных и незавершенных научных и литературных работах»: «В
Гимназии хотя немало было гимназистов, однако в весьма бедном и бесполезном
состоянии, затем что
1)жалованье им давалось в руки, которое брали к себе их родители или
свойственники и держали больше на себя, нежели на школьников, так что в
школы приходили в бедных рубищах, претерпевали наготу и стужу, и стыдно
было показать их посторонним людям; притом же пища их была весьма бедная, и
чуть иногда хлеб с водою, в таких обстоятельствах наука мало шла им в
голову;
2)да и времени им к тому не было, затем что дома должны были служить
отцу и матери для бедности, а в Гимназию ходя по дальнему расстоянию,
теряли лучшие часы и всегда случай имели резвиться и от школы отгуливать.
Итак, не дивно, что чрез семь лет не было произведено из Гимназии в
университетские студенты ни единого человека. Но после поручения оной
Гимназии советнику Ломоносову в единственное смотрение все оныя неудобства
отвращены и пресечены, ибо гимназисты соединены, как и студенты, в
общежитие, снабдены приличною одеждою и общим довольным столом по мере
определенного им жалованья, не теряют времени ни ходьбою на дом, ни службою
родителям, ни заочною резвостию, будучи у инспектора Гимназии и нарочных
надзирателей перед глазами в одном доме... И, наконец, сочинены для каждого
класса особливые инструкции учителям, и обще для всей гимназии — регламент
с совета профессоров, которыми свидетельствован и опробован от его
сиятельства г. президента, и по нему учение в Гимназии производится с
несравненно лучшим успехом, ибо в три года произведено из Гимназии в
университетские студенты 17 человек экзаменованных и удостоенных
профессорами».
Ломоносов имел все основания утверждать, что доверенные ему
университет и гимназия, «невзирая на великие соперников противления и хулу,
состоят в хорошем порядке».
Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для
дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности
начального, среднего и высшего образования во многом определила дальнейший
прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что
создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в
начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования — от
начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.


Источником формирования педагогических идей Ломоносова явились
прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпох античности, Возрождения,
Просвещения. Не случайно в центр своих социальных идей он поставил изучение
человека как части природы. Он был первым русским педагогом, разработавшим
педагогическую теорию, методологической основой которой явилось
материалистическое миропонимание.
Естественно-научный материализм Ломоносова характеризуется наличием в
нем элементов диалектики. Причины изменений в объективном мире ученый видел
внутри самих явлений. Он вплотную подошел к пониманию внутренних
противоречий как источника развития мира. Гениальным является
диалектическое утверждение Ломоносова о единстве материи и движения.
Выдающимся является открытие Ломоносовым закона о сохранении материи и
движения: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что
если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.
Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столь же теряется у
другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от
бодрствования и т. д. Так как это всеобщий закон природы, то он
распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком
возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько
соообщает другому, им двинутому».
Исследователи мировоззрения Ломоносова (С. И. Вавилов, Г. С. Васецкий,
Н. Ф. Уткина, И. А. Чудинов) считают, что элементы диалектики ярко
проявились в его теории познания, В «Программе» чтения публичных лекций,
которую Ломоносов составил в июне 1746 года, он писал:
«... блаженства человеческие увеличены и в высшее достоинство приведены
быть могут яснейшим и подробнейшим познанием натуры, которого источник есть
натуральная философия, обще называемая физика». Ломоносов считал, что
следует проникать в сущность различных процессов, понимать их причины,
взаимосвязи: «Но кто притом представляет еще всесильного строителя и
начальника натуры, взирает просвещенным и проницающим оком в сокровенные
внутренности многообразных тварей, видит взаимным союзом соединенные и
стройным чином расположенные их части, таинства иным несведомые, в которых
непостижима зиждителева премудрость тем великолепнее является, чем тончае
есть оных строение, тот не токмо легкими кри-лами благоговения к небу
восхищается, но и сам якобы в некое обоже-ние приходит».
Главными составными частями познания Ломоносов считал чувственное
восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Он
обратил внимание на то, что с помощью чувственного восприятия отражаются в
сознании только внешние стороны предметов и явлений. Поэтому для познания
объекта недостаточно простого его созерцания. Важными являются
абстрагирование и обобщение, которые приводят к формированию понятий.
«Идеями называются представления вещей или действий в уме нашем...».
Выступая противником абстрактных знаний, он доказывал, что практика
является основой познания, а человеческое познание определяется
общественными потребностями. Практическая деятельность развивает
чувственное восприятие и абстрактное мышление. Посвятив свою жизнь научному
познанию мира, Ломоносов сформулировал один из главных принципов
материалистической гносеологии: «Из наблюдений установлять теорию, чрез
теорию исправлять наблюдения — есть лучший всех способ к изысканию правды».
Материалистический подход к пониманию мира позволил Ломоносову
выдвинуть идею всестороннего изучения самого человека. «Ибо как может
рассуждать о теле человеческом,— писал он,— не зная ни сложения костей и
суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни
распростертия нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для
приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни
прочих органов сего чудного строения?». Он обратил внимание исследователей
на понимание внутренних процессов, происходящих в человеческом организме
при функционировании органов чувств и головного мозга.
Считая, что познание связано с воздействием предмета на органы чувств,
он подчеркивал, что благодаря «зрению, слышанию, обонянию, вкушению,
осязанию» возможно чувственное восприятие мира человеком. Кроме того, он
разработал концепцию ощущений и выдвинул идею о механизме передачи
возбуждения от органов чувств к головному мозгу: «Жизненные соки в нервах
таковым движением возвещают в голову бывающие на концах их перемены,
сцепясь с прикасающимися им внешних тел частицами. Сие происходит
нечувствительным временем для беспрерывного совмещения частиц по всему
нерву от конца до самого мозгу. Ибо по механическим законам известно, что
многие тысячи таковых шаров или колес, когда они стоят в совместном
сцеплении беспрерывно, должны с одним повернутым внешнею силою вертеться, с
остановленным остановиться и с ним купно умножать или умалять скорость
движения. Таковым образом, кислая материя, в нервах языка содержащаяся, с
положенными на язык кислыми частицами сцепляется, перемену движения
производит и в мозге оную представляет. Таким образом рождается обоняние».
В работе «Введение в истинную физическую химию» Ломоносов,
охарактеризовав сложные физиологические процессы, раскрыл
материалистическую сущность работы нервной системы.
Заслугой ученого явилось обращение к исследованию проблем человека с
позиций материализма, психологии, физиологии и педагогики в их
совокупности. Именно такой подход, по мнению Ломоносова, позволял получить
объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам.
Ломоносов выступал против внедрения в обучение религиозных идей,
отвергал их догматизм, освобождал науку от воздействия религии, ослаблял ее
влияние на народные массы. В письме к И. И. Шувалову (1754) о создании
Московского университета, в «Предположениях об устройстве и уставе
Петербургской Академии» (1764) он обосновал идею светскости образования,
отстаивая необходимость получения молодым поколением основ научных знаний.
В исследовании проблем «человек и природа», «человек и общество»
Ломоносов опирался на принцип природосообразности. Он считал, что
воспитатель в своей деятельности должен руководстоваться факторами
естественного, природного развития ребенка. Отстаивая идею о значении
природных способностей в развитии и формировании человека, он писал в
«Кратком руководстве к красноречию»: «Что чаще природное дарование без
науки, нежели наука без природного дарования к похвале и к добродетели
способствовали».
Ломоносов выделял природные дарования:
- душевные (речь, мышление, память и др.)
- телесные (физические способности)
По мнению ученого умственные задатки являются доброй землей «к посеянию
чистого семени, ибо как семя на неплодородной земле, так и учение в худой
голове тщетно есть и бесполезно...».
В своей педагогической практике Ломоносов «неспособных» выявлял в
начале учения. Так, если кто-то из учеников «из-за длительной болезни или
по недостатку способностей долго пробыл в Гимназии и уже не так юн, однако
же неизменно проявлял посильное прилежание и хорошо себя вел, то его
следует отпустить с рекомендательным свидетельством, соответствующим его
заслугам, в другое ведомство или же, если есть вакансия, назначить учителем
в низшие классы». Если были ученики, которые учились на свой счет и
оказались способными, то «следует применить все надлежащие меры к тому,
чтобы склонить и их и родителей к дальнейшему усовершенствованию их в
науках».
Ломоносов был убежден, что природа ребенка многообразна: «Нравы
человеческие коль различны и коль отменно людей состояние, того и сказать
невозможно». Он рекомендовал познавать природные особенности людей
различного возраста, поскольку «дети на приятные и нежные вещи обращаются и
склоннее к радости, милосердию, боязни и к стыду, взрослые способнее
приведены быть могут на радость и на гнев, старые перед прочими страс-тьми
склоннее к ненависти, к любочестию и к зависти, страсти в них возбудить и
утолить труднее, нежели в молодых». Природные особенности детей Ломоносов
считал основой и источником их развития. Поэтому он был сторонником
осуществления индивидуального подхода к детям, рекомендовал педагогам
строить обучение с учетом их склонностей.
Формирование человека Ломоносов тесно связывал с конкретными социально-
историческими условиями его жизни, уровнем развития общества в целом.
Среда, общественные потребности, по мнению ученого, очень влияют на
становление личности.
Материалистическое мировоззрение позволило Ломоносову определить
воспитание главным фактором развития человека: «...молодых людей нежные
нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли
добрым воспитанием управляются». Критическое осмысление воспитательно-
образовательных теорий дало возможность Ломоносову проникнуть в механизм
формирования личности.



Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, качествами
которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям,
трудолюбие, бескорыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый
видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил
общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в
молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание,
чистота, милость, тщивость, благодарность, великодушие, терпение,
праводушие, незлобие, простосердечие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие,
послушание, уклонность, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о
сложностях человеческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному
морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно
как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия
людей, ученый призывал совершать добрые поступки, чтобы через них
«заслужить можно честь, получить богатство и бессмертное по себе имя
оставить».
Ломоносов очень ценил такое качество, как милосердие. Он призывал
помнить христианскую заповедь: «Буде же ты человек, то помни, что ты
такое»— и считал, что «кто милосерд, следовательно, тот бесчеловечно не
поступает», «где добродетели господствуют, тут порокам нет места».
Ломоносов защищал обиженных, стремился помочь обездоленным, сиротам. Он
первым предложил открыть специальный воспитательный дом для малышей, не
имеющих родителей, поставил задачу воспитания таких детей за счет
государства, чтобы они могли приносить пользу обществу. В этой связи он
писал: «Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее
останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а
худое останется». Добрые дела и милосердие, по мнению Ломоносова, следует
помнить: «Кто благодеяния не помнит, тот не токмо оного не достоин, но
равно так оставлен быть должен, как неплодная земля презренна бывает». Он
проповедовал уважение к старшим, любовь к ближнему.
Высоко ценил Ломоносов трудолюбие: «Или трудом бессмертную славу
приобретать, либо, препровождая жизнь свою в роскоши и нерапении,
бесславного конца ожидать должно». Он подчеркивал роль труда в развитии
нравственного потенциала молодежи: «Рассуждая о благополучии жития
человеческого, слушатели, не нахожу того совершеннее, как ежели кто
приятными и беспорочными трудами пользу приносит». Он был противником
безделья и праздности: «Роскошь и праздность, как два сосца всех пороков,
вливают под видом сладости бедственную язву в душу и тело, наносят
несносные оскорбления, бедность и смертоносные болезни». Ломоносов как
педагог и ученый призывал творчески относиться к труду. Основным видом
труда молодых людей он считал учение, постижение наук, поэтому прежде всего
советовал не «терять золотое младых лет время без приобретения той пользы,
которая зрелым и престарелым летам большую приятность и веселие принести
может чрез науки, нежели в юношестве игры и праздность».

Ломоносов учел также то, в каких условиях будет происходить трудовя
деятельность. К ним он относил предварительную подготовку к выполнению того
или иного дела, обоснование цели работы, планирование ее хода, подбор
необходимых инструментов, анализ результатов. Он убеждал работать с
желанием, прилежанием, искусно, «со всяким рачением и верностию исправлять
подлежащую... должность». Трудовые операции должны быть продуманы и
расположены в определенной последовательности. При этом он рекомендовал
опираться на имеющийся опыт и научные достижения. Важным в педагогическом
отношении явилось предложение Ломоносова все изготовленные вещи хранить «в
обособливом покое, каждая обособливо под нумерами», а за труд «выдавать
заслуженное... жалованье все сполна».

Следуя традициям гуманизма, Ломоносов считал, что человек должен быть
счастливым. В понятие «счастье» он вкладывал особый смысл, подразумевая под
ним не столько удовлетворенность своей жизнью, сколько возможность служить
на благо отечества. «Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но
для того насыщаемся, чтобы жить». Осознание счастья приходит к человеку
через трудности и лишения: «Ежели бы небо благословило, чтобы человек
препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог
чувствовать».
Самое большое счастье Ломоносов находил в занятиях наукой: «Наука
есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение в
жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков,
крепость, утеха в несчастии, в счастии украшение, везде верный и
безотлучный спутник». Счастливым человеком Ломоносов считал не того, кто
наделен богатством, а того, кто имел положительные нравственные черты. Он
утверждал, что «добродетель от бед, как стена, защищает, разносит повсюду
добрую славу, любовь и склонность в сердцах человеческих возбуждает». При
этом Ломоносов предостерегал от ложного счастья, которое умеют создавать
льстецы: «Ежели бы ты с довольным вниманием и отрясши от мысленного зрения
мглу страстей рассмотрел, коль пременно есть и ненадежно льстивое счастие,
то бы ты вяще оного отвращался, бегал и гнушался, нежели ты доныне прилагал
рачение к снисканию оного».
Осуждая безумие, нечестие, нечистоту, лютость, скупость,
неблагодарность, малодушие, лукавство, злобу, лицемерие, сварливость,
упрямство, самохвальство, Ломоносов предостерегал от ошибок в воспитании,
так как они приводят «на неправый путь юношество, приступающее к наукам, в
нежных умах вкореняют ложные понятия, которые после истребить трудно или и
вовсе невозможно».
Ломоносов считал нравственность одной из величайших ценностей, «ибо в
единой токмо добродетели состоит человеческое совершенство. Един
добродетельный совершенно богат, что больше богатства не желает, всем
изобилен, что добродетельно все недостатки наполняет, во всем честен, ибо
добродетель есть сама себе честь и похвала; она есть в недостатках
довольство и в нищете изобилие».
По мнению ученого, интенсивное нравственное воспитание детей
осуществляется в семье и школе. В публицистических работах Ломоносов
заметил, что во многих семьях дети не получают хорошего воспитания. Он
предлагал оградить молодых людей от вредного влияния семьи и заниматься
воспитанием «просвещенного юношества» в условиях учебных заведений.
Ломоносов разработал некоторые рекомендации для гимназистов. Он
считал, что леность всего вреднее учащимся, и она должна преодолеваться
«послушанием, воздержанием, бдением и терпением».
- Ученики не должны спорить с учителями;
- быть дружными между собой;
- быть учтивыми с другими, а не гордыми и пустыми;
- остерегаться «пустых слов, подлых и соромских»;
- не хвастаться и не лгать;
- не обижать другого;
- помогать друг другу в учении, избегать подсказок;
- соблюдать чистоту и порядок;
- в церкви, на молитве и за едой быть тихим и внимательным. Ломоносов
рекомендовал «удаляться от неприличного и худого сообщества, которое подать
скоро может повод к бездельному и праздному житью, прогуливать школы, не
исправлять заданного уроку». Ломоносов предлагал сочетать познание норм
поведения с выработкой у детей положительных привычек. Их закреплению, по
его мнению, способствует действенный анализ поступков учащихся.

Основой нравственного воспитания Ломоносов считал родной язык. Он
высоко ценил его богатство, красоту, музыкальность:
«Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с
богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с
женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был
искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными
говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость
французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка».
Именно Ломоносов-педагог выдвинул идею о воспитательном значении
русского языка. Его изучение способствует формированию патриотизма,
уважения к национальной культуре, распространению грамотности и науки.
Благодаря усилиям Ломоносова в гимназии появились классы русского языка
(«российская школа»). В «Российской школе» изучались русский язык и русская
история. Все предметы в гимназии, за исключением философии, преподавались
на русском языке. В «Проекте регламента московских гимназий» Ломоносов
рекомендовал в «Российской школе» обучать детей народным русским способом:
«Грамоте обыкновенным старинным порядком, то есть азбуку, часослов и
псалтырь... Потом учить писать по предписанному доброму великороссийскому
почерку и приучивать читать печать гражданскую». Ломоносов считал, что для
глубокого образования каждому учащемуся следует овладеть русским языком:
«Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен
только в российском первом классе дотоле обучаться, пока писать и читать
искусен будет. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в
Гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в
нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано
четыре дни в неделю; а прочие два дни в школе первых оснований наук
показывать арифметику». Он требовал, чтобы уже в первом русском классе дети
могли «читать и писать в совершенстве». «Нужно следить и за тем, чтобы они
учились писать буквы красиво, в чем должен быть искусен и сам учитель этого
класса». Лишь после изучения русского языка допускался переход в другие
классы, к другим наукам.

Для обучения учащихся необходимо было подготовить учебное пособие, за
разработку которого взялся сам Ломоносов. «Российская грамматика» была
построена на передовом языковедении, на тонком знании русского языка, его
диалектов. Долгое время это был самый авторитетный учебник русского языка.

Проблемы воспитания Ломоносов рассматривал в тесной связи с
дидактическими вопросами. Его волновали постановка обучения, содержание
образования молодежи, приобщение ее к науке. В занятиях наукой он видел
богатейшие возможности для воспитания у молодежи нравственности. Ломоносов
отрицал распространенную в те времена мысль о том, что русские не способны
к наукам. Он полагал, что наукой следует овладевать всем членам общества.
Поэтому требовал отмены сословных ограничений в образовании, расширения
сети учебных заведений, широкого общего образования юношества. Об этом 1
ноября 1761 года он писал И. И. Шувалову в своем знаменитом письме «О
сохранении и размножении российского народа». Благополучие России он видел
в развитии экономики, науки и просвещения. Овладение основами наук
Ломоносов рассматривал как тяжелый, но имеющий большое социальное значение
труд, способствующий развитию положительных качеств личности. Поэтому,
понимая воспитание в широком смысле, он включал в него образование и
обучение. Он отмечал тесную связь образования и воспитания.

В таких документах, как «Проект регламента Академической гимназии» и
«Проект регламента московских гимназий», он выступил сторонником классно-
урочной системы. Это была новая идея в русской педагогике, которую
Ломоносов сам воплотил на практике. Он считал, что в рамках урока можно
более полно использовать воспитательную функцию обучения. По мнению
Ломоносова, обучение должно быть построено по определенной схеме, с учетом
особенностей восприятия:
1. проверка выполнения «домашних экзерциций» (домашних упражнений)
2. сообщение новых знаний, выполнение «дневных заданий» на уроке.
Много внимания он уделял практике, постановке опытов, практической
значимости знаний. Эти положения тесно связаны с идеями великого чешского
педагога Я. А. Коменского.
Ломоносов полагал, что умственное развитие может быть результативным
тогда, когда в процессе обучения педагог будет использовать определенные
дидактические правила или принципы. Он писал: «Во-первых, при обучении
школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не
отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник
еще российской грамоты не знает, должен только в российском первом классе
потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет». Он добивался
соблюдения принципа доступности обучения.
Ломоносов, учитывая особенности детского познания, советовал идти в
обучении от простого к сложному: «Заблуждались бы математики, если бы,
отбросив самые простые понятия, стали исследовать трудные». Он предлагал
применять систему уроков и систему домашних заданий. Рекомендовал, опираясь
на возрастные особенности детей, развивать их познавательную активность и
самостоятельность. С этой целью Ломоносов разработал специальные
упражнения. В гимназии они выполнялись в присутствии одного учителя или
«при других классах». Упражнения «при других классах» проходили «в конце
каждого месяца в один день, до и после обеда», причем преподаватели давали
всем сразу небольшой материал для перевода или заставляли «перелагать фразы
прозой и стихами с тем, чтобы гимназисты выполняли это, не заглядывая в
книгу и ничего не записывая». Для гимназистов верхнего класса Ломоносов
рекомендовал раз в полгода публичные упражнения перед всей академией. Они
должны «произносить речи, составленные ими самими под наблюдением ректора
на русском и на латинском языках, в стихах и в прозе». Возможными были
«упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения
и понятия».
Ломоносов предлагал проводить совместные занятия учащихся, на которых
они могли оказывать друг другу помощь. Исключение составляли экзамены, на
которых, «чтобы знать в успехах каждого разность, тогда никто друг другу
помогать не должен. Равно как и в то время, когда по спросу учительскому
говорит кто свой урок наизусть и не знает твердо, близ его сидящий товарищ
не должен ему тихонько подшептывать и тем помогать его лености. Такой
помощник равному наказанию с незнающим подвержен».
Его система учета знаний носила ярко выраженную образовательно-
воспитательную направленность: «Что кто исполнил или пропустил и прочее,
назначивать в клетках против каждого дня и имени первыми буквами слов
знаменующих: В. И. — все исполнил, Н. У.— не знал уроку, Н. Ч. У.— не знал
части уроку, 3. У. Н. Т.— знал урок нетвердо, Н. 3.— не подал задачи, X.
3.— худа задача, Б. — болен, X.— не был в школе. В. И. С.— все исполнил с
избытком, Ш. — шабаш».
Учебные планы, составленные Ломоносовым, показывают, что он стремился
осуществить разностороннее образование, избежать перегрузки учащихся.
Впервые в русской педагогике он выступил сторонником синтеза классического,
естественно-научного и реального образования. Он поставил задачу приобщения
детей к духовным ценностям прошлых веков, развития их любознательности,
творчества.
Его своеобразный педагогический подход к постановке реального
образования проявился в отборе учебного материала. В его методах обучения
ярко выделяются элементы политехнического образования. Он знакомил учащихся
и студентов не только с теоретическими вопросами, но и с их практическим
обоснованием и воплощением. Включение молодежи в непосредственный
производственный процесс, совместный научный поиск, обучение будущих ученых
методике исследования были характерными для Ломоносова-педагога.
Ломоносов подготовил основательный проект деятельности академической
гимназии. В нем Ломоносов регламентировал не только учебный процесс, но и
всю воспитательную работу этого заведения. Проект отличался наличием
специальных глав об обязанностях учителей, инспекторов, ректора, в которых
речь шла и о требованиях к ним. Ломоносов разработал и более подробный
учебный план для этой гимназии. «Кормилицей Университета или его кладовой и
поставщицей является Академическая гимназия. Здесь следует воспитывать
более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие
оттуда способны приступить к занятиям высшего порядка в Университете».
Школьные прдметы он разделял на обыкновенные (обязательные) и
дополнительные. Первые необходимы для всех, без изучения их невозможно
поступить в университет. Дополнительные предметы были рассчитаны на
успевающих учеников.
Обыкновенные предметы распределялись по трем классам: низший, средний,
высший. Дополнительные — по двум.
Дополнительными предметами были греческий, немецкий, французский
языки. Ломоносов обозначил объем знаний по каждому из них: в низшем классе
изучалась грамматика французского и немецкого языков. В высшем классе
учащиеся занимались стилистикой и переводами, а также обучались греческому
языку. Совершенствоваться в знании его предполагалось в университете под
руководством профессора по собственному желанию. Ломоносов придавал большое
значение естественному образованию молодежи, хотя естественные науки в тот
период были развиты слабо. Они включались в философию, которая состояла из
элементов физики, психологии, математики.
По мнению Ломоносова, учебные планы должны создаваться на основе учета
некоторых педагогических условий: обучения на родном языке,
последовательности изучения наук, их постепенного усложнения, светскости
образования, единства и преемственности планов средней и высшей школы.
Ломоносов поставил проблему методов воспитания и обучения. Он был
сторонником использования словесных и практических методов, высоко ценил
самостоятельный поиск, самостоятельное изучение источников учениками и
студентами. Ломоносов опубликовал важные методические советы по
преподаванию некоторых предметов, в том числе русского языка, иностранных и
древних языков, химии.
Ломоносов предлагал использовать поощрения и наказания. Особо
отличившихся награждали золотыми и серебряными медалями, книгами,
математическими приборами «в присутствии всей Гимназии». В качестве
наказаний Ломоносов применял выговоры, угрозы. За «постыдные шалости»
наказание осуществлялось на глазах всех учащихся. Распространенные в школах
телесные наказания, по сложившейся традиции, применялись и Ломоносовым,
хотя он рекомендовал использовать их как исключительную меру, в отдельных
случаях, не причиняя этим вреда здоровью детей.
Как метод и как условие воспитания и обучения Ломоносов расценивал
порядок и дисциплину. Соблюдение гимназистами и студентами прочного
распорядка дня, чистоты в учебных помещениях и общежитии, правил поведения
способствует воспитанию «нравов».
В воспитании и образовании Ломоносов считал важными такие методы, как
убеждение и пример. «Добрые» и «приличные» поступки взрослых (ректора,
инспекторов, учителей) являются необходимыми в становлении ребенка.
В подготовке «просвещенного юношества» особую роль Ломоносов отводил
учителю. Он боролся за то, чтобы не допускать к обучению детей тех
иностранцев, которые кроме своего «природного языка» ничего не знают.
Ученый разработал требования к личности и деятельности учителя, заложив
основы педагогической этики. Он считал, что педагог прежде всего должен
любить Родину, быть образцом нравственности для учащихся: «Учители с
учениками не должны поступать ни гордо, ни фамилиарно. Первое производит к
ним ненависть, второе — презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни
другому, и, словом, учитель должен не токмо словами учения, но и поступками
добрый пример показывать учащимся».
В работе учителя над методикой преподавания Ломоносов рекомендовал
тщательно отбирать материал для урока, опираться на научные достижения.
«Должно опасаться,— писал он,— чтобы не примешать мелких и слову
непристойных обстоятельств, чтобы не отступить от слова к другой
посторонней материи, чтобы речи не были безмерно закручены и идеи бы,
вместе быть должные, не были одна от другой далече разметаны, чтобы много
разных вещей не стеснять в кучу и тем бы не отяготить понятие слушателей,
чтобы не представить, что слушателям невероятно, смешно и подло показаться
могло, чтобы истолкование не весьма просто и низко было и

Новинки рефератов ::

Реферат: Химико-токсикологический анализ производных фенотиазина (Химия)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет (Музыка)


Реферат: Украинский танец (Искусство и культура)


Реферат: Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна (Архитектура)


Реферат: Культурологическая и сексуальная теория Фрейда (Психология)


Реферат: Плата за землю и ее формы (Налоги)


Реферат: Культура России начала XIX века (История)


Реферат: Моделирование сигнатурного анализатора (Радиоэлектроника)


Реферат: Как устроен глаз (Биология)


Реферат: Учет основных средств предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гражданин и государство (Социология)


Реферат: Современная финансовая политика Японии (Финансы)


Реферат: Детская Психология (Психология)


Реферат: Зарождение банковской системы (История)


Реферат: География растениеводства Российской Федерации (Сельское хозяйство)


Реферат: Разработка программатора микросхем ПЗУ (Радиоэлектроника)


Реферат: Организация коллективного труда в детском саду (Педагогика)


Реферат: Первобытные верования (Религия)


Реферат: Математические модели и методы обоснования управленческих решений и сферы их применения в практике управления (Менеджмент)


Реферат: Значение научно-технической революции ХХ века (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист