GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
МЕЛИТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Музыкально-педагогический

факультет, кафедра теории
и истории музыки


Д и п л о м н а я р а б о т а



Компьютерные технологии
как фактор эволюции
форм и методов обучения



Выполнила:
студентка 5-го курса
ПРОХОДЦОВА Е.В.
Научный руководитель -
кандидат педагогических
наук, доцент
ГОРЕМЫЧКИН А.И.



Мелитополь – 1999



ВСТУПЛЕНИЕ.



Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой
значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема
информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер
человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного
мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли
информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей
производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно
стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно
компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту
технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в
образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в
развитии современного информационного мира в целом. Подтверждением этого
может служить возникновение целого ряда специальных научных центров,
непосредственно занимающихся проблемами информатизации и компьютеризации
образования (НИИ НИТ АПН Украины, специальный отдел НИИ кибернетики
Украины, Международная академия информатизации образования [Москва] и
созданный на базе ее иностранных отделений Всемирный распределенный
университет, и т.д.).
Такой факт, как появление специализированных периодических изданий,
литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и
множества соответствующих методических разработок говорит о существовании и
острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее
уровнях.
Современная наука концентрирует внимание на теоретической разработке
концепции и структурно-организационных моделей компьютеризации
образования, так как на данный момент, ввиду отсутствия стабильных позиций
в этом вопросе, реальная компьютеризация учебного процесса на местах
фактически отсутствует.
Обоснование безотлагательной необходимости внедрения компьютерной и
микропроцессорной техники в школьную практику содержит два основных, тесно
связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико-операционные
возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися
техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и
должен быть реализован в учебно-воспитательном процессе. Во-вторых,
подлинная действенность научно-технического прогресса (а широкое применение
компьютеров – одно из ярчайших его проявлений) в решающей степени зависит
от подготовки кадров на уровне современных требований.
Поэтому изучение и использование компьютерной техники в учебном
процессе – важнейший компонент подготовки учащихся к дальнейшей трудовой
жизни. Нельзя не учитывать того, что для большинства выпускников средних и
высших учебных заведений будущая профессия станет по преимуществу
компьютерной.

Использованные материалы:

. Фундаментальная литература общепедагогического и психологического
порядка.
. Отраслевая периодика по педагогике и компьютерному делу.
. Анализ доступных обучающих программ, распространяемых коммерческим
путем (через торговую сеть).
. Изучение опыта работы кафедры информатики МГПИ и СШ № 9 г.
Мелитополя, Украина.
. Собственный опыт освоения Windows – технологий.
Объект исследования – компьютерные технологии и отдельные программы
учебно-педагогического назначения.
Предмет исследования – эволюционные процессы в системе образования,
обусловленные воздействием новых информационных технологий.
Цель исследования – обосновать существование компьютеризации обучения
как реальной проблемы образования. Выявить эволюционизирующее значение
компьютерных технологий, возможные направления вызванных ими эволюционных
процессов и педагогическую значимость предполагаемых изменений в учебном
процессе.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные этапы эволюции систем образования и выявить их
движущие силы.
2. Сделать обзор литературы по проблемам компьютеризации. Выявить ведущие
тенденции, которые на данный момент могут рассматриваться в качестве
принципиальных основ компьютерного обучения.
3. Сделать обзор существующих компьютерных программных средств
педагогического назначения.
4. Выявить тенденции развития форм и методов обучения на основе новых
принципов использования ПК.
5. Наметить возможные варианты комплексного использования ПК в конкретных
сферах педагогической деятельности.

Гипотеза: Последовательное, систематическое внедрение в педагогический
процесс ПК-технологий и сетевых коммуникаций способно не только расширить
существующий арсенал методических средств, но и полностью изменить
существующие формы обучения.

Научная новизна работы состоит в обобщении большого круга
общепедагогических и методических достижений частного характера и в
обозначении общих тенденций процесса компьютеризации образования.
Практическая значимость работы как информационно-консультативного
материала может проявиться в процессе разработки стратегии процесса
компьютеризации для конкретных учебных заведений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения, которое включает в себя:
1. Список использованных сокращений.
2. Графические материалы таблично-иллюстративного характера.
3. Подборку материалов и рекомендаций об использовании компьютера в
музыкальном образовании.

ГЛАВА 1.



§ 1. К истории возникновения проблемы компьютеризации учебного процесса.


К концу 20-го века роль знания во всем мире невероятно возросла.
Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает
определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной
работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные
специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому
на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых
ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала и знаний, что, в
конечном счете, определяет общий уровень развития общества. И главным
ускорителем его развития становится информатизация. Информатизация
общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации
системы образования, в силу чего эта проблема по своей значимости выходит
сейчас на первое место в педагогической науке. Приоритетность этой
проблемы усиливается еще и тем, что она является принципиально новой.
Возникнув вместе с появлением компьютера, т.е. в последние два
десятилетия, она не может использовать опыт прошлых веков и тысячелетий,
как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться только
"изнутри", формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых
сферах - философии, психологии, педагогике и методике. Это обстоятельство,
в сочетании с крайней практической необходимостью, придает проблеме
компьютеризации образования повышенную актуальность, выводит ее на первое
место в группе первоочередных задач современной педагогики.
Для Украины, утверждающей себя в качестве равноправной, независимой
европейской державы, наличие полноценной современной системы образования,
признаваемой всем мировым сообществом, является жизненной необходимостью.
Без решения проблемы компьютеризации и ее практического осуществления этого
быть не может. Поэтому для достижения научно-технической и информационной
независимости нашей страны, существования ее как равноправного партнера
международного интеллектуального сообщества Верховной Радой Украины был
принят закон "О национальной программе информатизации" (Журнал "Комп`ютер у
школі та сем`ї", № 4, 1998). Комплексная информатизация школ и вузов
ориентируется теперь на формирование и развитие интеллектуального
потенциала науки, совершенствование форм и содержания учебного процесса,
внедрение компьютерных методов обучения, использование в педагогической
работе современных информационных технологий.
"Комплексная информатизация образования - говорится в Законе - должна
рассматриваться как основное условие воспитания молодежи, способной
ориентироваться при часто меняющихся обстоятельствах и адекватно
действовать в современной среде. Молодое поколение необходимо научить
анализировать проблемные ситуации, которые постоянно возникают, и
самостоятельно находить рациональные способы ориентации в них". В общих
чертах это и есть переход от дисциплинарной к системной модели содержания
образования, которое научит ребенка как можно полнее понимать мир,
общество, себя, свое дело.



Как возникла проблема компьютеризации


процесса обучения?


С первых шагов появления ПК (персонального компьютера) опережающая
мысль конструкторов и писателей-фантастов создала легенду о "думающих
машинах", интеллектуальные возможности которых намного превышали реальные
возможности первых ЭВМ. Однако последовавший за тем необычайный по своей
скорости процесс развития компьютерной техники приблизил компьютер к
рядовому пользователю и сделал реальной проблему широкого использования ПК
в повседневной жизни, в разных сферах человеческой деятельности.
Способность современного ПК предъявлять и обрабатывать абсолютно любую по
виду и содержанию информацию естественным образом поставила вопрос о
возможности его применения в педагогике.
Наиболее важным в принципиальном отношении свойством ПК является то,
что он вводит в мир новый способ сохранения и распространения информации –
цифровую магнитную запись, и, соответственно, - новые носители информации
(дискету, компакт-диск, магнитооптический диск). Любой новый материал
вместе со своим появлением вызывает к жизни и соответствующие способы его
обработки. Цифровая магнитная запись на магнитных носителях вызвала
появление огромной сферы технологий ее распространения и обработки,
которые, в силу своей абсолютной новизны, получили собирательное название
"Новые информационные технологии" (сокращенно - НИТ). Овладение этими
технологиями, умение поставить их на службу педагогике и добиться
эффективного использования предоставляемых ими богатейших возможностей -
это внешняя, техническая сторона проблемы компьютеризации обучения.
Другой гранью проблемы компьютеризации образования является
необходимость глубокой научной проработки всех аспектов компьютеризации
учебного процесса. Появление компьютера вызвало необходимость
фундаментального исследования самой физиологии нового трудового процесса
(длительная работа за ПК), своеобразия процесса восприятия и усвоения
компьютерной информации, изменений в механизмах работы памяти
(мнемотехника), разработки новых санитарно-гигиенических норм для занятий
с компьютером в условиях школы, и т.п. Кроме того, компьютерные
материалы, в силу их высокой специфичности, вызвали к жизни огромное
количество разнообразнейших методических новаций. Глубокий анализ всего
комплекса имеющихся наработок, выявление в них принципиальных основ и
объединение в целостную систему научных представлений о педагогике
наступающего 21-го столетия - это вторая, несравненно более значительная и
масштабная грань проблемы компьютеризации образования. В связи с этим
сошлемся еще раз на строки Закона: "Широкое внедрение в учебный процесс
новых информационных технологий включает разработку и практическое
использование научно-методического обеспечения, эффективное употребление
инструментальных способов и систем компьютерного обучения и контроля
знаний, системную интеграцию этих технологий в существующем учебном
процессе в целостные организационные структуры".


§ 2. Эволюция системы обучения - общеисторический аспект.



Роль носителя информации в историческом плане.



По устоявшейся в исторической науке традиции все существовавшие когда-
либо образовательные системы обычно рассматривались только и исключительно
с позиций их социальной детерминированности. Появление компьютерных
носителей информации и связанных с ними новых форм интеллектуального труда
позволило взглянуть на этот вопрос с иной стороны - с позиций того или
иного носителя информации, являющегося в каждую конкретную эпоху реальной
материальной базой учебного процесса и диктующего свои формы и методы
педагогической работы. Рассмотрим в историческом плане, как влияет тот или
иной носитель информации на формы и методы обучения.


В дописьменный период (в эпоху до изобретения и широкого распространения
письменности) все накопленные знания сохранялись только в устной традиции,
т. е. Человек был одновременно и творцом, и носителем, и передатчиком
знаний. И отсюда же возникло представление об Учителе, каждое слово
которого нужно было тщательно многократно обдумывать, обсуждать и
истолковывать. Параллельно возникло другое представление – для завершения
своего образования, каждый человек должен совершить путешествие, чтобы его
представление о мире опиралось в какой-то мере на личные впечатления и
размышления, а не замыкалось только на суждениях его Учителя.


Изобретение письменности стало поворотным моментом в развитии мысли, оно
позволило ее фиксировать, позволило сделать проверяемыми, объективными и
стабильными. Оно же значительно облегчило процесс передачи знаний,
поскольку появился материальный носитель информации. Знания
материализировались, обрели предметную сущность, и их стало возможно
передавать в прямом смысле этого слова. При этом изменилась роль учителя:
из единоличного хранителя и носителя знаний он превратился в истолкователя
книжных знаний. На этой стадии были и значительные отрицательные моменты:


а) Создание письменности и первоначальной литературы происходило в очень
сложных условиях религиозно-политической борьбы. Первые книги
(рукописные!) в силу своей исключительности обслуживали практически только
потребности церкви и высшей государственной власти, в связи с чем процесс
их создания и содержательного наполнения формировался достаточно однобоко.
Именно поэтому такими редкостными событиями в истории стали библиотека А.
Македонского, библиотека И. Грозного, которые содержали в своих фондах не
только священные писания и их толкования, но также летописи, труды по
астрономии, медицине и даже художественную литературу.

б) впервые появилась возможность официального существования
лжемудрецов, прячущих отсутствие рассудительности за ссылками на книги.
***Имеет смысл обратить внимание на появление терминов «софистика» и
«талмудистика».
Софистика (мудрствование) – искусство доказывать что угодно путем
превращения логических цепочек.
Талмудистика – часть теософии, занимающаяся истолкованием текстов
талмуда.
Положительные моменты появления письменности:
1) Появилась возможность непосредственного обращения человека к знанию
через книгу, а не только через личность учителя-мудреца.
2) Появилась возможность чтения книги вслух и коллективного
прослушивания книжных текстов как предпосылка будущей классной
системы.
3) Появилась возможность копировать книгу и т. о.:
а) распространять ее влияние на большую группу людей,
б) переносить знания в другие области и регионы в неискаженном виде.
Параллельно возникла профессия переводчика; сначала ими были известные
специалисты по проблемам, описанным в книге, позднее – просто грамотные
люди, специализировавшиеся на переводах.

Печатная книга произвела революцию в сфере интеллектуального труда. Если
отвлечься от историко-социальных мотивов, то именно она, по существу,
сделала возможным появление класса интеллигенции. Именно она стала
материальной основой для создания государственных систем образования.
Именно она позволила сформировать классно- урочную систему и учебный
процесс в его нынешнем виде ("урок – домашнее задание – проверка").

В рамках классно-урочной системы организовывалась и развивалась
технология процесса обучения. Если отвлечься от психологической стороны, то
эта технология сводилась к формированию и совершенствованию навыков работы
с книгой, причем это относилось и к учителю, и к ученикам. (Навыки
скорочтения, типы чтения, виды конспекта, временной режим работы, приемы
закрепления и подкрепления памяти, умение организовать поиск литературы и в
литературе, работа со справочными материалами и т. д.) Из приведенного
перечня видно, что весь процесс учебной работы направлен на то, чтобы
постепенно увеличивать роль самостоятельной работы с книгой и уменьшать
необходимость прямого непосредственного воздействия учителя.

*В принципе можно предположить, что педагогика вообще направлена на то,
чтобы постепенно становится подрастающему человеку ненужной; она по сути
своей направлена на то, чтобы человек, пройдя через систему обучения,
далее сам ориентировался в безбрежном море накопленных знаний, умел найти
для себя нужное и знал, как нужно работать, чтобы эти знания были им
усвоены.

Появление нового способа сохранения информации (цифровая магнитная
запись) и новых носителей этой информации (магнитные диски, дискеты,
флоптикал-дискеты, компакт-диски и CD-ROM) можно расценивать как одно из
величайших изобретений в истории человечества. Оно (как когда-то - бумага!)
вошло во все абсолютно сферы интеллектуальной деятельности, принесло с
собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации,
новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности
общества. В этом смысле есть все основания говорить о наступлении эры
компьютерных технологий как о новом витке цивилизации. Кстати, выражение
"компьютерная цивилизация" действительно есть, оно реально существует и
воспринимается вполне серьезно, совсем не как метафора.
Педагогика, являясь неотъемлемой частью любой цивилизации, берет от
культуры своих эпох все свойства и ее признаки, в том числе - существующие
способы хранения информации и ее обработки. Поэтому компьютерная
цивилизация вполне логично и необходимо должна придти к компьютерной
педагогике. Это - в общем плане. А конкретно - проникновение компьютеров в
учебный процесс вызвало к жизни огромное количество новых форм работы,
немыслимых и невозможных при традиционных методиках. Появление
специфических учебных пособий на гипертекстовой основе, мультимедийных
справочников и энциклопедий, возможность организации сетевых коммуникаций в
самых разных масштабах, от класса до Internet, создание интерактивных
обучающих программ и тренажеров - все это вместе открывает перед
обучающимися такой спектр учебных действий, обращение к которому полностью
видоизменяет лицо учебного процесса. Так же значительно выглядят изменения
и в формах работы учителя - компьютер в состоянии полностью изменить
структуру и методы его личной работы вне урока (самосовершенствование,
накопление и систематизация информации, подготовка к урокам и т.д.) и
непосредственно на уроке. Более того - изменившиеся условия и формы работ в
очень значительной степени заставляют переосмысливать и роль компьютера, и
функции учителя и учеников, и характер их деловых взаимоотношений, а в
дальнейшем - и самые общие организационные формы обучения. Все это вместе
дает основания утверждать, что в настоящее время все мы присутствуем при
рождении принципиально новых систем обучения, систем, основанных на
последовательном, всеохватывающем использовании компьютерных технологий.


§ 3. Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения.


Определить состояние дел в той или иной сфере деятельности всегда
достаточно трудно. Однако в таком вопросе, как компьютеризация, есть один
легко учитываемый фактор, который достаточно ясно может охарактеризовать
картину в целом. Это - показатель технической обеспеченности, другими
словами - наличие необходимого парка компьютерной техники и уровень ее
технического качества. Дело в том, что компьютеризация рабочих процессов
прямо зависит от наличия и качественного уровня компьютеров на рабочих
местах; без этого наличие даже самой передовой научной мысли так и
останется фактом науки, но не фактором производственной и общественной
жизни.
Реальный уровень компьютеризации учебного процесса в Украине можно
проанализировать, обратившись к результатам исследования состояния
компьютеризации общеобразовательных школ, проводившегося в 1997-1998 гг.,
представленным в следующей таблице:
Пилипчук А. В., Костюк І. Т.,
Комп`ютер у школі та сім`ї, 1998, № 4.
Наличие в школах относительно современных компьютеров.

| |общее |количество |доля |
| |количество ПК |IBM-совместимых |IBM-совместимых |
|Области | |компьютеров |компьютеров % |
| |город |село |город |село |город |село |
|Крым |2098 |2175 |237 |150 |11,2 |06,8 |
|Винницкая |1731 |1233 |660 |45 |38,1 |03,6 |
|Волынская |1263 |1490 |347 |202 |27,4 |13,5 |
|Днепропетровская |3495 |2228 |503 |132 |14,3 |05,9 |
|Донецкая |5886 |1594 |160 |60 |02,7 |03,7 |
|Житомирская |1419 |1072 |365 |168 |25,7 |15,6 |
|Закарпатская |707 |1386 |34 |- |04,8 |- |
|Запорожская |2810 |1411 |1092 |76 |38,8 |05,3 |
|Ив.-Франковская |1309 |1123 |545 |266 |41,6 |23,6 |
|Киевская |913 |2540 |476 |829 |52,1 |32,6 |
|Кировоградская |1020 |2160 |588 |84 |57,6 |03,8 |
|Луганская |2035 |1287 |990 |286 |48,6 |22,2 |
|Львовская |2393 |3410 |472 |209 |19,7 |06,1 |
|Николаевская |783 |1913 |434 |318 |55,4 |16,6 |
|Одесская |2293 |2045 |543 |87 |23,6 |04,2 |
|Полтавская |1187 |3704 |437 |132 |36,8 |03,5 |
|Ровенская |999 |1134 |598 |276 |59,8 |24,3 |
|Сумская |1680 |956 |459 |373 |27,3 |39,0 |
|Тернопольская |1018 |743 |451 |77 |44,3 |10,3 |
|Харьковская |1998 |3285 |704 |700 |35,2 |21,3 |
|Херсонская |1429 |2023 |132 |185 |09,2 |09,1 |
|Хмельницкая |1076 |2341 |270 |76 |25,0 |03,2 |
|Черкасская |1327 |1981 |478 |508 |36,0 |25,6 |
|Черновецкая |468 |1014 |97 |- |20,7 |- |
|Черниговская |501 |1481 |25 |9 |4,9 |00,6 |
|г. Киев |4484 |- |1227 |- |27,3 |- |
|г. Севастополь |787 |- |421 |- |53,4 |- |
|Украина (итого) |47109 |45729 |12745 |5248 |27,0 |11,5 |

По представленным в таблице цифровым данным можно сделать такие основные
выводы:
1) Состояние компьютеризации общеобразовательных школ Украины следует
расценивать как критическое. По уровню оснащенности школ ПК, их
техническими характеристиками и количеству учеников на один ПК Украина
отстала от развитых стран не менее, чем на 10 лет.
2) Сегодня информатизация школ Украины в целом – процесс неуправляемый, что
привело к резкому различию в уровне информатизации школ разных регионов.
Основная причина – децентрализация средств, которые выделяются на
компьютеризацию школ.
"Учитывая то, что все ученики должны иметь равные и должные условия
обучения, компьютеризация школ должна происходить под контролем державы и
финансироваться централизованно. Это даст возможность:
- уменьшить затраты на приобретение компьютерной техники, заказывая ее
большими партиями;
- уменьшить затраты на программное обеспечение, поскольку необходимые
программные средства, приобретенные за счет средств государственного
бюджета, можно было бы поставлять учебным заведениям по стоимости
носителей, на которых они записаны;
- уменьшить затраты на учебники и пособия, издавая их большими тиражами;
- организовать качественный сервис во всех регионах Украины благодаря
поставкам в учебные заведения однотипных технических средств;
- уменьшить затраты на подготовку кадров в связи с унификацией
используемых программ и технических средств."
(Выводы авторов статьи.)
***И еще один довод для подтверждения экономичности ПК: на этапе,
предшествующем появлению ПК, довольно значительные средства вкладывались в
обеспечение учебного процесса так называемыми ТСО - техническими
средствами обучения. Причем каждое из этих средств отвечало только одной
какой-либо задаче, и для хорошего обеспечения занятий нужно было иметь
целый набор таких средств, каждое из которых решало только одну свою,
специфическую задачу. С развитием технологии для обучения с использованием
технических средств стало достаточным наличие только компьютера. Функции,
которые раньше выполняли: телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон,
кинопроектор, диапроектор и др., с успехом взял на себя компьютер. Причем
качество передачи, хранения, отображения информации значительно
повысилось. В этом ключе необходимо рассматривать задачу перевода всей
информации в цифровые стандарты как приоритетную.
Уже сейчас компьютерная грамотность является важным показателем
культуры, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, на каком бы
участке он ни работал. Следовательно, компьютерное дело, обучение
пользованию компьютером в ближайшее время должно стать всеобщим. А
поскольку введение в жизнь любых начинаний всеобщего значения всегда очень
ответственно, отечественной педагогике сегодня необходимо проводить
фундаментальные исследования в области компьютерной технологии обучения и
психолого-педагогических основ применения компьютеров в образовании, в том
числе:
1) создать методическое обеспечение для развития у детей комплекса умений
в области информатики, включающего понимание, интерпретацию,
классификацию, анализ, обработку, синтез, представление, регистрацию, и
применение информации в учебной деятельности;
2) определить место компьютерной технологии в системе обучения;
определить, как изменяются мышление ребенка и его интеллект в процессе
обучения с помощью компьютера;
3) разработать методы стимулирования творческой деятельности детей в
процессе обучения.
ГЛАВА 2.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


ПРОЦЕССА КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ



§ 1. Интеллектуальные предпосылки компьютерного обучения.


Во всех развитых странах в настоящее время ставится специальная
задача подготовки учащихся к высокоэффективной работе с ПК. Значительные
различия в возможностях доступа к ПК, а, следовательно, и овладения им
неизбежно приводят к возникновению еще одной, смежной с этой задачи -
прогнозирования успешности компьютерного обучения и эффективности
деятельности будущих компьютерных профессионалов.
Компьютеризированное общество ставит молодых людей перед
необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании
компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Закономерно
возникает вопрос: какие именно индивидуально-психологические особенности
человека оказывают определяющее влияние на его компьютерную компетентность?
Высокий уровень умственного развития, гибкое мышление, хорошая память
являются благоприятными предпосылками для успешного обучения информатике.
Однако своеобразие человеческой индивидуальности не исчерпываются
особенностями его интеллектуальной подготовки и своеобразием
познавательных процессов. На успешность обучения в целом, как известно,
влияют также врожденные психофизиологические особенности школьников, такие,
как сила нервной системы, определяющая работоспособность человека, и ее
лабильность, определяющая скорость протекания нервных процессов.
Психолог В.Г.Зархин (17-34) специально исследовал, как проявляются
указанные психофизиологические особенности учащихся в практике обучения с
использованием ПК. Его наблюдения показывают, что при работе с ПК сила
нервной системы решающего влияния на успешность деятельности не оказывает,
хотя учащиеся с высокой работоспособностью ведут себя за компьютером иначе,
нежели слабые. Видимо, из-за повышенной истощаемости учащиеся со слабой
нервной системой недостаточно уверены в себе, намного чаще обращаются за
помощью к учителю. В то же время другое свойство нервной системы -
лабильность - непосредственно сказывается на особенностях компьютерной
деятельности учащихся. При прочих равных условиях лабильные учащиеся с
высокой скоростью протекания нервных процессов работают быстрее. Диапазон
индивидуальных различий здесь очень велик.
Сходные данные приводит психолог И. В. Ермакова (17-35). Она
подчеркивает, что уровень интеллектуального развития школьников играет
определяющую роль при овладении специальностью "оператор ЭВМ" главным
образом в начале обучения. По мере вхождения в курс все больше значение
приобретают скоростные характеристики. Но всегда ли высокая скорость работы
- благо? Ведь основным критерием успешности любой деятельности является ее
безошибочность, точность, а отношение между скоростью и безошибочностью
неоднозначно.
Не менее значимыми являются, по словам Ермаковой И.В., такие качества,
как импульсивность или ее противоположность - рефлексивность. Об
импульсивности речь идет в тех случаях, когда человек сразу, не
задумываясь, отвечает на внешние раздражители, легко склоняется в пользу
той или иной гипотезы, не учитывая степень ее правдоподобия. Рефлексивность
приписывается людям, которые, прежде чем что-то делать, внутренне опробуют
гипотезы, отбрасывая те из них, которые кажутся им неподходящими, т. е.
поступают обдуманно, осторожно, взвешено. Естественно, что различия по этим
показателям ни в коей мере не определяют ценность человеческой личности.
Реально значимыми они могут быть только в таких видах деятельности, где
первостепенное значение имеет фактор времени. Что же касается процесса
обучения, то использование компьютерной базы как раз и является той
реальной мерой, которая может согласовать условия процесса обучения, и
прежде всего его темп с индивидуально-психическими особенностями каждого
отдельного школьника. В этом случае компьютер выступает как одно из
эффективных средств гуманизации процесса обучения.
Многие психологи отмечают, что при работе с компьютером очень большую
роль играют такие личностные особенности, как внимательность, аккуратность,
тщательность, добросовестность. В принципе их можно рассматривать как
универсальные, способные проявляться (или не проявляться!) у любого
человека и отражаться на процессе овладения любым видом деятельности.
Формирование этих качеств зависит, прежде всего, от желания и настойчивости
самих учащихся. Однако компьютер вследствие строгости действия загружаемых
в него программ постоянно предъявляет к работающему с ним человеку
достаточно жесткие требования, без соблюдения которых он работать просто не
будет. В этом случае компьютер играет роль весьма серьезного
дисциплинирующего фактора в общей схеме учебного процесса.


§ 2. Личностный аспект проблемы восприятия информации.


В условиях информатизации жизни общества естественно возникает вопрос о
путях восприятия и обработки информации индивидуальным сознанием. Ответ на
этот вопрос интересует в первую очередь тех, кто стремится распространить
информацию (донеся ее с минимальными затратами), но немаловажное значение
он имеет и для людей, занимающихся проблемами формирования когнитивных
структур личности, - педагогов, психологов. Как говорить, чтобы быть
правильно понятым, чтобы тебя хотели слушать? В современных условиях эти
(традиционно важные) вопросы модернизируются в приложении к разным печатным
и видеоматериалам (в том числе распространяемым по всемирной компьютерной
сети), а также дополняются вопросами иного порядка: как оказывать
информационное влияние на людей, не травмируя их психику? Не секрет, что из-
за недостаточного внимания к проблеме передачи информации результат часто
бывает противоположен предполагаемому. К сожалению, уже многие специалисты
(физиологи, психологи, педагоги и т. д.) высказывают опасение, что
существует скрытый пока процесс негативного воздействия на сознание
потребителей информации (особенно детей), который проявляет свои результаты
тогда, когда их когнитивные структуры окажутся в основном сформированными,
и поздно будет что-либо менять. "Само понятие информации, хотя и пришло из
техники связи, но является по своему происхождению человеческим,
физиологическим и даже психологическим: ведь все началось с изучения
передачи по техническим каналам семантической информации от человека к
человеку", - отмечает А. Н. Леонтьев. Информация приходит к человеку через
несколько основных каналов. Первый (наиболее очевидный и общепризнанный) –
органы чувств. Кроме того, мы получаем информацию с помощью воображения и
генетическим путем. Поступая в сознание разными путями, информация хранится
в «упакованном» одним и тем же способом виде и воздействует на нашу
жизнь, используя один и тот же механизм. Наибольшее воздействие на человека
оказывает та информация, которая воздействует одновременно на несколько
органов чувств, и запоминается она тем лучше, чем больше каналов восприятия
было активизировано. Поэтому наиболее яркие воспоминания содержат и
визуальный образ, и звуковой, и осязательный, и обонятельный аспекты, а
также в них присутствует тот неуловимый компонент, который принято
называть эмоциями или отношением и который регистрируется в организме не
так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,
напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:
оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего
независимо от первичного источника получения информации.
Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные
слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и
объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности
сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что
верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от
концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников
(Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные
информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"
жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего
возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для
существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире
не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.
После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного
ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень
важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек
вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей
личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить
формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать
свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.
В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема
выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку
осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного
выбора своего внутреннего состояния.
Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается
контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,
что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с
этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и
развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой
эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и
явлениям действительности, которая получила название в психологии
"интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех
сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,
интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования
мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается
избирательность интересов.
Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,
несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по
крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой
информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий
информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания
объекта, о котором передается информация.
Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну
интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или
бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат
Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом
причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В
результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса
сознания.
Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает
влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно
значимую.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации
максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на
потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и
приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим
будет подход, тем большего успеха можно достичь.
Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование
генетической информации в реальной педагогической практике практически
невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель
может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и
специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным
реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается
включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления
информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой
(невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное
предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в
одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная
компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме
того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них
возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса
позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к
собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую
обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК
некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что
в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и
разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от
основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в
соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний
никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,
индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что
компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал
современной педагогики и открывает новые большие возможности для
свободного, всестороннего развития личности обучаемых.


§ 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и
учеников при компьютерном обучении.



Меняющаяся роль учителя.


Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,
активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции
современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении
роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления
классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и
кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою
универсальность.
В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много
различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных
групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они
базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели
чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни
одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена
материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые
горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков
принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными
суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно
аргументированные.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно
распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в
педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов
учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.
Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и
технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени
именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это
общение даже более близким и человечным, чем ранее.
1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и
оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются
компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,
а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится
более свободен и позитивен в своем отношении к детям.
2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет
каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм
учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно
контролировать и активизировать этот процесс.
3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает
большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное
внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а
наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только
их видеть и правильно пользоваться.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и
голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:
он, будто бы,

. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;
. нерационально используется;
. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;
. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,
снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий
потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);
. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и
последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)
В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой
критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или
просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,
кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных
материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть
собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого
вообще не следует делать.
Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит
чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль
"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и
авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что
учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и
не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы
с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -
нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат
компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От
педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не
может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской
значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не
каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на
это не ориентируется.
Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,
программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен
достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и
правильно осознавать свою изменившуюся роль.


§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением
ПК.


Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК
являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса
обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль
обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко
особенности реализации этих функций.
Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и
творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина
знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции
являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов
в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.
Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,
как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.
Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по
последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения
материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине
материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным
материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что
индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из
ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа
должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их
к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в
которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).
Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия
"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.
Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по
принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще
используется при групповом обучении и коллективной деятельности
учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального
обучения.
Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором
предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного
учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать
обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с
некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.
Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и
в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.
Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно
должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-
футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом
вопросе будущее - за компьютерами.
В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в
школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство
обучения.
Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,
моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,
что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,
специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность
формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.
Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных
задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,
практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой
и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных
стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]
Применение компьютерной техники представляет возможность использования
многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных
возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и
обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,
рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись
в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под
конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается
возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение
цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)



Распределение функций между участниками


учебного процесса с применением ЭВМ


Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,
необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,
состоит из пяти стадий:
- получение и осмысление новой учебной информации,
- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,
- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения
практических работ,
- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по
их предупреждению в дальнейшей деятельности,
- рассмотрение возможностей практического применения знаний,
полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме реализация данной последовательности с использованием
традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима
только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом
обучении с широким использованием ПК.
Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости
перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице
перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В
случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками
учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |
|п/п | | | | |
|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |
|2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |
| |заданий | | | |
|3 |Определение |+ |+ |+ |
| |последовательности изучения | | | |
| |материала | | | |
|4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |
| |предъявление заданий | | | |
|5 |Выполнение заданий |- |- |+ |
|6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |
|7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |
|8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |
| |действиях | | | |
|9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |
| |процесса | | | |
|10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |
| |обучения | | | |

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на
пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом
является также реализация не только индивидуального, но и
дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что
средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать
диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и
качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только
по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм
обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по
обучающей программе становится возможным только при полном выполнении
требуемого набора заданий.
В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью
выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение
на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через
процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера
сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На
начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить
возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)
Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на
переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников
реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом
которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм
позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в
разные промежутки времени.
Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,
сэкономившие время при прохождении основного материала, получают
возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без
дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается
возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня
сложности.
Таким образом, средства вычислительной техники создают условия
индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной
аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.

Методы организации обучения


с применением персонального компьютера.


Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и
Б.Л.Собкин утверждают:
"В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- исследовательский
Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи
между учеником и системой обучения, его использование в системах с
использованием ПК бессмысленно".[6]
Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной
техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем
и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению
изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение
этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество
организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный
процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом
плане более оправданным является применение проблемного и
исследовательского методов.
Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации
учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой
проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации
познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается
решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также
извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения
поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков
по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.
Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает
самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения
научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При
использовании этого метода обучение является результатом активного
исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более
приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных
методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов
объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха
необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане
незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное
представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.
Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями
других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на
ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать
пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или
просто невозможных в реальном мире.


В процессе компьютеризации школы

в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:
1) оборудование;
2) подготовка учителей;
3) программное обеспечение.
Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,
поэтому остановимся на третьем из них.
Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое
влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире
создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на
территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными
программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих
материалов необходимо определенная классификация.
Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,
получившие наибольшее распространение:
1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)
программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и
преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются
готовым к применению программным продуктом, который используется
преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования
обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в
учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только
дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ
может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую
ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и
типовые дидактические материалы.
2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,
т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или
иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.
Творческая активность – наиболее важная возможность, которая
предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно
сочетать с игровыми ситуациями (9-21).
3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую
пр

Новинки рефератов ::

Реферат: Алкилирование енаминов, бета-дикетонов и енаминокетонов (Химия)


Реферат: Буддизм (Мифология)


Реферат: Международные стандарты аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Законы сохранения в механике (Физика)


Реферат: Интегрированная защита овса посевного от вредителей (темная цикада, шведская муха), болезней (закукливание овса, твердая головня), сорных растений (овсюг, марь белая) (Сельское хозяйство)


Реферат: Калькуляция себестоимости методом суммирования затрат (Аудит)


Реферат: Газообмен и его регуляция в организме человека (Биология)


Реферат: Общий аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Инвестиционная привлекательность проекта (Менеджмент)


Реферат: Жизнь после смерти (Литература : русская)


Реферат: Контрольная (Экологическое право)


Реферат: А.Н. Островский "Бесприданница" (Литература)


Реферат: Таможенные органы и органы безопасности (Государство и право)


Реферат: Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества (Исторические личности)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Трубчатые кости (Биология)


Реферат: РГР по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Правительство РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: Структура личности и поведенческие типы (Социология)


Реферат: Косово 1999 (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист