GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Билеты. ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ. 1 семестр 2001 года (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Билеты. ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ. 1 семестр 2001 года (Психология)


примерный перечень экзаменационных вопросов


основы этнопсихологии



1. Этнопсихология: сущность, предмет и особенности понимания.
2. Основные признаки этноса по Л.Н.Гумилеву и Ю.Б.Бромлею.
3. Особенности emic и etic подхода в науке.
4. Этническое возрождение и функции этноса.
5. Группы с различной ориентацией культур.
6. "Дух народа", "душа народа" и "народный характер": сущность и значение
для становления этнопсихологии.
7. Исторические аспекты становления и развития этнопсихологии в России.
8. Развитие этнопсихологии в Америке.
9. Методы сравнительно-культурных исследований.
10. Иллюзия Мюллера-Лайера.
11. Горизонтально-вертикальная иллюзия
12. Гипотеза "мира плотников" и ее содержание.
13. Направления этнопсихологических исследований.
14. Концепция ментальности и ее значение для этнопсихологии.
15. Сущность закона сопричастности.
16. Локус контроля и его разновидности.
17. Характеристика человека с чертами "филотимос".
18. Концентрическая модель африканской личности.
19. Национальный характер: сущность и значение.
20. Ведущий подход к интерпретации национального характера.
21. Содержание гипотезы свивания.
22. Особенности проявления шизофрении и депрессии у разных народов.
23. Виды этнических психозов.
24. Специфика переноса этнопсихологических феноменов из одной культуры в
другую.
25. Общая характеристика вербальной и невербальной коммуникации.
26. Характеристика низкоконтекстного и высококонтекстного прицесса
коммуникаций.
27. Специфика процесса коммуникации в русской культуре.
28. Типология жестов в этнопсихологии.
29. Каузальная атрибуция: сущность и влияние культуры.
30. Фундаментальная ошибка атрибуции.
31. Социализация и инкультурация: сущность и отличие.
32. Культурная трансмиссия: сущность и виды.
33. Агенты социализации и основные измерений воспитания.
34. Социотипическое поведение личности и его особенности.
35. Сущность понятия "культурная традиция" и "синдром культуры".
36. Ценности индивидуалистической и коллективистической культуры.
37. Концепция коммунитарианизма.
38. Приспособительные механизмы социотипического поведения.
39. Межэтнические отношения и межгрупповые отношения: сущность и
особенности понимания.
40. Структурные характеристики межгруппового восприятия.
41. Сущность понятия "категоризация".
42. Социальная идентификация и дифференциация: сущность и отличие.
43. Этническая идентичность и этничность.
44. Этнодифференцирующие признаки.
45. Структура когнитивного компонента этнической идентичности.
46. Формы этнической идентичности.
47. Содержание этнической эндогамии и ее виды.
48. Этнический аттитюд и его значение.
49. Этапы становления этнической идентичности.
50. Сущность понятия "этнический статус".
51. Влияние средовых факторов на формирование этнической принадлежности
детей.
52. Содержание позитивной и негативной этнической идентичности.
53. Стратегии поддержания этнической идентичности.
54. Формы стратегии социального творчества для поддержания этнической
идентичности.
55. Стратегия правильной самоидентификации.
56. Содержание стратегии индивидуальной мобильности.
57. Понимание межгрупповой мобильности.
58. Критерий приписывания и критерий внутренного выбора в процессе
этнической идентификации: сущность и отличие.
59. Ложная идентичность и ее содержание.
60. Особенности процесса этнической идентификации при отсутствии явных
признаков межгрупповых различий.
61. Линейная биполярная модель этнической идентичности.
62. Модель двух измерений этнической идентичности.
63. Уровни интенсивности позитивной этнической идентичности.
64. Краткая характеристика биэтнической идентичности.
65. Этапы личностного роста в полиэтническом обществе.
66. Маригинальная этническая идентичность и ее специфика.
67. Основные показатели этноцентризма ( внутригруппового фаворитизма).
68. Функции и виды этноцентризма.
69. Приведите пример делегитимизации.
70. Виды атрибутивных процессов на уровне межгрупповых отношений.
71. Характеристика процесса стереотипизации в процессе межгрупповых
отношений.
72. Этнический стереотип: сущность и особенности развития.
73. Отличие категоризации от стереотипизации.
74. Функции стереотипизации и социальной атрибуции.
75. Специфика проявления этноцентрических атрибуций для сохранения
позитивной идентичности группы.
76. Классификация этнических конфликтов по целям.
77. Стадии этнического конфликта.
78. Содержание гидравлической модели агрессивного поведения людей.
79. Содержание социально-психологического подхода к изучению этнических
конфликтов.
80. Понимание этнических конфликтов в теории социальной идентичности.
81. Структурные составляющие объективного анализа межэтнических конфликтов.
82. Феномен иллюзорной корреляции и его содержание.
83. Приведите пример феномена иллюзорной корреляции в ходе этнических
конфликтов.
84. Приведите пример атрибуции заговора в межгрупповом конфликте.
85. Формы завершения этнических конфликтов.
86. Стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне.
87. Кривая процесса адаптации к другой культуре и ее этапы.
88. Особенности процесса культурной реадаптации.
89. Сущность понятия "культурная дистанция".
90. Программа межкультурного тренинга и ее особенности.



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 1

Психологические причины роста этнической идентичности.
Специфика процесса коммуникации в русской культуре.
Сущность понятия "культурная традиция".
Основные "измерения" стереотипов.
Кривая процесса адаптации к другой культуре и ее этапы.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 2

1) Краткая характеристика понимания "этноса" и "культуры" в психологии.
Общая характеристика влияния культуры на развитие патологий личности.
Структура когнитивного компонента этнической идентичности.
Функции этноцентризма.
Классификация межгрупповых конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 3

2) Особенности коллективных представлений архаичных культур.
Содержание гипотезы свивания.
Влияние средовых факторов на формирование этнической принадлежности детей.
"Атрибуции - оборотни" и их содержание.
Способы подготовки человека к межкультурному взаимодействию.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 4

3) Специфика групп с постфигуративной ориентацией культуры.
Национальный характер: сущность и значение.
Специфика проявления степени конформности в коллективистических культурах.
Приведите пример делегитимизации.
Структурные составляющие объективного анализа межэтнических конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 5

4) Исторические аспекты становления и развития этнопсихологии в России.
Инкультурация и аккультурация: сущность и отличие.
Ценности индивидуалистической культуры.
Функции стереотипизации.
Сущность межгруппового конфликта как продукта универсальных психологических
характеристик.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 6

5) Содержание сравнительно-культурных исследований в психологии.
Классификация культурно-специфических синдромов.
Этнодифференцирующие признаки.
Понимание этнической принадлежности на уровне обыденного сознания в России.
Специфика проявления этноцентрических атрибуций для сохранения позитивной
идентичности группы.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 7

6) Специфика групп с кофигуративной ориентацией культуры.
Виды этнических психозов.
Содержание понятия "синдром культуры".
Личностная, этническая, гражданская и социальная идентичность: сущность и
значение.
Существенное отличие ассимиляции от интеграции



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 8

7) Гипотеза "мира плотников" и ее содержание.
Социализация и инкультурация: сущность и отличие.
Специфика проявления степени конформности в индивидуалистических культурах.
Этнический стереотип: сущность и особенности развития.
Понимание этнических конфликтов в теории социальной идентичности.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 9

8) Локус контроля и его разновидности.
Характеристика этнического психоза: амок и публокток.
Структурные характеристики межгруппового восприятия.
Основные показатели этноцентризма ( внутригруппового фаворитизма).
Приведите пример атрибуции заговора в межгрупповом конфликте.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 10

9) Особенности становления этнопсихологии как отрасли психологического
знания (20-е - 30-е годы 20 века).
Этапы инкультурации.
Стратегии поддержания этнической идентичности.
Ложная идентичность и ее содержание.
Общая характеристика изменения когнитивной сферы в ходе этнического
конфликта.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 11

10) Сущность термина "сенсотип".
Общая характеристика вербальной и невербальной коммуникации.
Общая характеристика измерений культуры этноса.
Маригинальная этническая идентичность и ее специфика.
Приведите пример феномена иллюзорной корреляции в ходе этнических
конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 12

11) Особенности etic подхода в науке.
Культурная трансмиссия: сущность и виды.
Приспособительные механизмы социотипического поведения.
Свойства этнических стереотипов.
Содержание социально-психологического подхода к изучению этнических
конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 13

12) Горизонтально-вертикальная иллюзия и ее значение для этнопсихологии.
Особенности проявления депрессии у разных народов.
Межэтнические отношения: сущность и практическое значение.
Модель двух измерений этнической идентичности.
Программа межкультурного тренинга и ее особенности.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 14

13) Признаки этноса по Ю.Б.Бромлею.
Способы обеспечения надежности данных в ходе сравнительно-культурного
исследования.
Содержательные характеристики межгруппового восприятия.
Феномен "зеркального образа" и его содержание.
Культурные ассимиляторы: сущность и цели.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 15

14) Способы объяснения "русской души" как целостности.
Фундаментальная ошибка атрибуции.
Конформные реакции и их зависимость от культурных ценностей.
Содержание стратегии индивидуальной мобильности для поддержания этнической
идентичности.
Атрибуция заговора как форма каузальной атрибуции: сущность и значение.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 16

15) Этнопсихология: сущность, предмет и особенности понимания.
Жесты иллюстаторы их разновидности.
Основные элементы традиции как явления в самосознании этноса.
Особенности процесса этнической идентификации при отсутствии явных
признаков межгрупповых различий.
Феномен иллюзорной корреляции и его содержание.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 17

16) Российское языкознание: роль и место в становлении этнопсихологии.
Архивное, полевое и экспериментальное сравнительно-культурное исследование:
сущность и отличие.
Понимание межличностных отношений в социальной психологии.
Характеристика социальной каузальной атрибуции в процессе межгрупповых
отношений.
Сущность явления "конфликт-погром".



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 18

17) Направления этнопсихологических исследований.
Концентрическая модель африканской личности и ее составляющие.
Этническая идентичность и этничность: сущность и отличие.
Отличие категоризации от стереотипизации.
Формы завершения этнических конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 19

18) Характеристика человека с чертами "филотимос".
Специфика переноса этнопсихологических феноменов из одной культуры в
другую.
Сущность понятия "категоризация".
Понимание межгрупповой мобильности при рассмотрении этноса как
биосоциального организма.
Краткая характеристика межкультурной адаптации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 20

19) Иллюзия Мюллера-Лайера и ее значение для этнопсихологии.
Ведущий подход к интерпретации национального характера.
Принцип биполярности в процессе категоризации и его значение.
Механизм атрибуции: сущность и значение.
Стратегии разрешения этнических конфликтов на макроуровне.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 21

20) Этническое возрождение: сущность, положительные и отрицательные
стороны.
Проксемика: сущность и значение.
Концепция коммунитарианизма и ее сущность.
Этапы личностного роста в полиэтническом обществе: этнорелятивистские.
Последствия межкультурного контакта для групп.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 22

21) Причины различий в IQ у представителей разных народов.
Каузальная атрибуция: сущность и влияние культуры.
Формы стратегии социального творчества для поддержания этнической
идентичности.
Характеристика процесса стереотипизации в процессе межгрупповых отношений.
Специфика проявления каузальных атрибуций при незначительном
внутригрупповом фаворитизме.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 23

22) Особенности универсализма как направления этнопсихологичеких
исследований.
Основные измерений воспитания.
Типы коллективистской культуры.
Критерий приписывания и критерий внутренного выбора в процессе этнической
идентификации: сущность и отличие.
Сущность понятия "культурная дистанция".



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 24

23) Специфика релятивистского направления в этнопсихологических
исследованиях.
Социотипическое поведение личности и его особенности.
Ценности коллективистической культуры.
Виды этноцентризма.
Концепция "авторитарной личности" и ее содержание.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 25

24) Основные признаки этноса по Л.Н.Гумилеву.
Агенты социализации.
Этнический аттитюд и его значение.
Психологические функции стереотипизации
Основные проблемы межэтнических конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 26

25) Концепция ментальности и ее значение для этнопсихологии.
Характеристика высококонтекстного процесса коммуникаций.
Содержание позитивной и негативной этнической идентичности.
Виды атрибутивных процессов на уровне межгрупповых отношений.
Способы "переориентации" агрессии в этническом конфликте.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 27

26) Абсолютизм как направление этнопсихологичеких исследований и его
особенности.
Принципы понимания национального характера.
Исторические аспекты становления этнических категорий.
Стратегия правильной самоидентификации для поддержания этнической
идентичности и ее своеобразие.
Условия обеспечения благоприятного взаимодействия представителей разных
этносов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 28

27) Развитие этнопсихологии в Америке: направления и школы.
Типология жестов в этнопсихологии.
Содержание этнической эндогамии и ее виды.
Социально-психологические функции стереотипизации.
Особенности процесса культурной реадаптации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 29

28) Этнос как аварийная группа поддержки: сущность и особенности
проявления.
Содержание культурных правил "показа" эмоций.
Этапы становления этнической идентичности.
Функция социальной атрибуции.
Стадии этнического конфликта.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 30

29) Методы сравнительно-культурных исследований.
Характеристика этнического психоза: сусто и витико.
Сущность понятия "этнический статус"
Уровни интенсивности позитивной этнической идентичности.
Содержание гидравлической модели агрессивного поведения людей.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 31

30) Сущность закона сопричастности.
Характеристика низкоконтекстного процесса коммуникаций.
Социальная идентификация и дифференциация: сущность и отличие.
Этапы личностного роста в полиэтническом обществе: этноцентрические.
Содержание информационного пути разрешения этнических конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 32

31) Функции этноса как психологической общности.
Специфика процесса невербальной коммуникации в русской культуре.
Формы этнической идентичности.
Линейная биполярная модель этнической идентичности.
Групповые факторы выраженности межкультурной адаптации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 33

32) Характеристика внутреннего аффективного локуса контроля.
Жесты адаптеры и их сущность.
Межгрупповые отношения: сущность и особенности понимания.
Краткая характеристика биэтнической идентичности.
Индивидуальные факторы выраженности межкультурной адаптации.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 34

33) Особенности emic подхода в науке.
Содержание ядра концентрической модели личности.
Динамические характеристики межгруппового восприятия.
Социальные функции стереотипизации.
Классификация этнических конфликтов по целям.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
ОСНОВЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Билет № 35

34) "Дух народа", "душа народа" и "народный характер": сущность и значение
для становления этнопсихологии.
Особенности проявления шизофрении у разных народов.
Компоненты этнической идентичности.
Интеграция этнических обшностей: сущность и перспективы.
Введение надгрупповых целей: сущность и особенности применения при
профилактике этнических конфликтов.



Зав. кафедрой
--------------------------------------------------







Реферат на тему: Биологические факторы формирования личности

СОДЕРЖАНИЕ


1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ 5

3. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 8

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28


ВВЕДЕНИЕ.



Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории
человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой
человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое
множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до
сих пор ускользает от нас.
Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много
различий.
Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда
значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов
людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух
однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не
делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что
объединяет представителей человеческой расы.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни.
Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются
одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе
обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки
зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее
врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом
играет весьма незначительную роль.
Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные
внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это
некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно,
что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на
многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти
все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается
в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это
фактически означает признание того, что личностные качества и свойства
человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то
есть они формируются и развиваются.
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления
личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних
и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к
определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для
каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают
генетические, биологические и физические факторы.
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой
личности под влиянием биологических факторов.
Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие
личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные
задачи:
. определить влияние на развитие личности человека таких
биологических факторов как наследственности, врожденных
особенностей, состояния здоровья;
. в ходе теоретического анализа педагогической, психологической
литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы
оказывают более весомое влияние на формирование личности:
биологические особенности или ее социальный опыт.


ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ


Слово «личность», как и многие другие психологические
понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими
терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?»,
необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«личность», «индивидуальность», «индивид».
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное,
наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой
стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и
взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как
общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической
природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же,
наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет,
это не личность».
Индивидуальность – это личность конкретного человека как
неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – единичный представитель человеческого рода,
конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества:
разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае
употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке
вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических
факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия
социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае
рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного
состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития
индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Одни ученые считают, что психика человека биологически
обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например:
характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится
в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и
формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном
обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание
биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную,
естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие
природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического
развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы
на этой основе стало возможно формирование психических особенностей
человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее
человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен
случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в
волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой),
которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о
нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и
снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-
видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих
случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни
ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по
деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки;
отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими
растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду,
кусались, выли, спали на голом полу.
Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает
то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания
природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как
отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют
собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе
как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.
Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с
другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может
считаться личностью.
У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат,
но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же,
непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что
человек – существо биологическое и социальное.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ


Слово «личность» употребляется только по отношению к
человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не
говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже
индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не
рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка,
хотя он многое приобрел из социального окружения.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно
как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела
отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя
проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Процесс развития осуществляется как совершенствование
человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое
развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.
Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука,
но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных
способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые
материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую
особь, индивида, личность.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих
родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему
присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную
биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его
индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично
претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических
процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой,
внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для
реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются
по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако
каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее
развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества,
от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого
маленького человека.
Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по
наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические
особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые
болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому
человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать
свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности
и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии
вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие
внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней
диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных
пороков развития.
Черты биологического наследия дополняются врожденными
потребностями человеческого существа, которые включают потребности в
воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если
социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми
обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет
индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов
общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять
биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном
опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая
наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура,
ни социальный опыт не передаются с генами.
На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность
существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно
микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время
приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет
ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым
преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века
доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того,
что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую
наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.
Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он,
во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность
ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических
потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору
создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей,
которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е.
неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются
основные биологические признаки человека (способность разговаривать,
работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от
родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд
рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый
И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял
наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма
человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от
особенностей высшей нервной деятельности.
Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он
является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры
характера.
Темпераментом называется совокупность устойчивых,
индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих
динамические особенности его психических процессов, психических состояний и
поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.
В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах
человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных
особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что
соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и
часть физиологии человека, то есть одновременно являются и
психологическими, и физиологическими.
Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах
человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на
самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто
природную личностную особенность человека, основанием считать его именно
личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят
действия и поступки, которые совершает человек.
Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его
определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека
имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде
всего, динамику психической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит
очень образное сравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки:
одну – спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой
едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков,
бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная
противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит,
клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях
течения) психической жизни разных людей».
Согласно учения И. П. Павлова индивидуальные особенности
поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий
в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и
соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.
И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и
торможения:
1. силу процессов возбуждения и торможения;
2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3. подвижность процессов возбуждения и торможения.
Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены
в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от
сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и
торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.
По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и
слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою
очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных
неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных
уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость
нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком,
который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого
типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности
нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной
деятельности.
И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими
типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом,
темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении
человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов
выглядит следующим образом:
1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) –
сангвинический темперамент;
2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) –
флегматический темперамент;
3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный»
тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент;
4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент.
Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или
неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель
слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших
достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая
нервная система высокочувствительная нервная система.
Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство
нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием
условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие
поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик
человека – определяет подвижность его психических процессов, их
устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его
убеждений, ни моральных устоев.
Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей,
следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов
темперамента у большого количества современных людей показало, что
соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы
темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют
от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных
типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось,
что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу
темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у
них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты
характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот,
лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться
эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на
базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие
труднее.
Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность,
последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику?
Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться
на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.
Как было сказано выше, И. П. Павлов открыл три основных
свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для
того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные
психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что
нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в
конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека
имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и
еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое
свойство нервной системы, как лабильность, то есть быстрая откликаемость на
стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью –
медленная откликаемость нервной системы.
Кроме того, исследования, приведенные этими учеными,
обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными
наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной
системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной
системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например
отдельным нервным клеткам.
В связи с этим картина о природных основах типов
темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип
темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы)
стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца
прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки
сходятся в следующем.
Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека
определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых
говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается,
что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за
общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными
предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что
один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в
общении с людьми разные типы темперамента.
Но и это представление об органической основе темперамента,
вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики
человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные
задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические
особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения
головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы,
которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь
возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не
предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на
основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием
деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне
деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек,
какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком,
музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей
деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе
одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в
зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой
занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго
говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не
просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные
особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено
им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на
основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это
также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что
дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у
него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.
Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с
некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека.
Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека
практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и
развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.
Что же такое способность? Способности можно определить как
устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых
зависят их успехи в различных видах деятельности.
Понимание способностей человека, которое характерно для
современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и
различные периоды развития психологии под способностями понимали различные
вещи.
В самом начале накопления психологических знаний, с
древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные
психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и
неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика
способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.
Когда было доказано, что не все способности являются
врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания,
способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые
человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв.
Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем
они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в
20 веке.
Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие
понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на
следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.
Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению
некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют
человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно
отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению
соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может
освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.
Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не
только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его
врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а
дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это
врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в
деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант
(гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные
способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как
степень выраженности таланта.
Одаренным может быть ребенок, человек, который только
приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как
правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто
своим трудом доказал свою талантливость на деле.
Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже
добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных
людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то
одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных
(далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои
задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а
гениальных – только единицы.
У человека имеется множество различных способностей, которые
делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не
совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности
(иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и
специальные способности, предметные и коммуникативные способности.
Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие
способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные
задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и
развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно,
оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако
конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно
зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с
рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных,
координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться
больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных,
например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков
не имеет.
Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и
в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков
как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека
способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или
предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут
рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого
уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно
являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное
в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию
способностей к высшей математике.
Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы
ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе
повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-
физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает
задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично
подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений
интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная
недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не
удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей,
т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека.
Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного
развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что
она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая
либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно
неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на
стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат
причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы,
тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие
патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все
трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она
служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для
которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее
беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов,
формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются
ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя
последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт.
В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что
касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном
уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается
столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и
превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо,
обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.
Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной
степени сформировали базу для его дальнейшего развития.
Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости
предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий.
Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала,
всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать,
испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая
сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать
является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся
человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно
непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери
окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные
определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в
органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного
развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек
оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному
изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше,
болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от
возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро
психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни.
Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность,
друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и
психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это
начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность
постепенно изменяется. В период возрастных кризисов

Новинки рефератов ::

Реферат: Разработка и создание СКС на базе сетей Ethernet при подключении пользователей жилого дома к глобальной сети INTERNET (Программирование)


Реферат: Девиантное поведение и пути его преодоления (Социология)


Реферат: 10 теми по психології і педагогіці (Психология)


Реферат: Наивыгоднейший расчет режимов резания для станка 1А62 (Технология)


Реферат: Работа в среде Windows (Программирование)


Реферат: Достижение конкурентоспособности продукции предприятия (Менеджмент)


Реферат: Налоговая ответственность предприятий организаций за нарушение налогового законодательства (Налоги)


Реферат: Налоговая система (Налоги)


Реферат: Александр III (История)


Реферат: Принципы оценки необоротных активов предприятия в международной практике и в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Роль народного декоративно-прикладного мистецтва в естетичному розвитку учнiв (WinWord 7.0 На укр. яз) (Педагогика)


Реферат: Особенности Российского страхового рынка (Страхование)


Реферат: Особенности заключения внешнеэкономических сделок (Международное частное право)


Реферат: Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь (История)


Реферат: Обзор "Подготовка IT-специалистов в России" (Программирование)


Реферат: Английский портрет 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Индия (География)


Реферат: Схема вызова всех служб города Кургана (Технология)


Реферат: Борьба концепций в процессе становления и развития науки о свете (Естествознание)


Реферат: Учет накладных расходов (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист