|
Реферат: Конспект урока по биологии - белки (Педагогика)
Конспект двух уроков по биологии в 10 «Б» классе по теме: Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков.
Ход урока. На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему.
I. Опрос по липидам и углеводам. 1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном является какое-либо простое вещество – мономер) А-А-А- 2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры. 3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры? 4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (фз) 5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры) Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии? 6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы? 7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и имеют один состав (С6Н12О6)п II. Запишите тему урока. Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит? Как вы думаете из каких элементов состоят белки? 1.Запишите – Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me – Fe,P,Cu,Zn. Это макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн. Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать представление о его сложности: C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины. 2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем учебнике. Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей? Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают 8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот, всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки. Рассмотрим общее строение аминокислоты: 1) Карбоксильная (кислотная) группировка –
2)Аминогруппа –
3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга. Запишите общую формулу:
Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные или основные группировки как это будет влиять на свойства?
3.Запишите - Образование пептидной связи. Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи. Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением Н20. Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради.
Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими служат всего 20 мономеров?
4. Запишите – уровни организации белковой молекулы. Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? – ковалентные. Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что это такое? Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной, плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген) Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными взаимодействиями, электростатическими.
Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве) отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких подобных цепей. Например молекула гемоглобина состоит из 2 альфа и 2 бета цепей. Посмотрите рисунок в учебнике. Сравните особенности строения молекул белков и полисахаридов. Что общее и различное? 5. Денатурация. Это процесс изменения структуры, а следовательно и свойств белков под действием факторов внешней среды. Денатурация может быть обратимой, а может необратимой. Какие факторы вы можете назвать?-pH, температура. Почему происходит денатурация? – связи со второго уровня слабее ковалентных. До какого уровня денатурация обратима и почему? – до второго, разорванная цепочка не восстанавливается. Денатурация имеет биологическое значение, например паук выделяет капельку секрета, которая приклеивается к опоре и продолжая выделять секрет паук слегка натягивает ниточка – происходит денатурация и секрет из растворимого состояния переходит в нерастворимое. 6. Функции белков. Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете? |Функция |Сущность |Пример | |Структурная |Образование мембраны клеток и |Коллаген, кератин | | |органоидов и др. структур | | |Регуляторная |Регулирование обмена веществ в |Некоторые гормоны – | | |организме |инсулин, глюкагон | |Защитная |-При попадании в организм чужеродных |-антитела | | |белков и микроорганизмов в лейкоцитах| | | |образуются защитные белки | | | |-защита от потери крови при ранении в|-фибриноген | | |результате свертывания | | |Транспортная |Присоединение и перенос химических |гемоглобин | | |элементов по организму | | |Сократительная|Осуществление всех типов движения |Актин, миозин | |Запасающая |Резерв для организма, плода |Яичный альбумин, | | | |казеин молока( | |Токсическая | |Змеиный яд, | | | |дифтерийный токсин | |Энергетическая|Не основной, но источник энергии в |Расщепление 1 г белка| | |клетке |– 17 кДж | |Сигнальная |Узнавание молекул мембраной клетки |гликопротеины | |Ферментативная|Каталитическое ускорение |Белки-ферменты | |, |биохимических реакций в клетке |(каталаза, пепсин, | |каталитическая| |трипсин) |
7.Запишите- Ферментативная функция белков. Ферменты- катализаторы живой природы. Что такое катализатор? (вещество ускоряющее химическую реакцию, но не изменяющееся в процессе реакции.) Какие отличия ферментов от неорганических катализаторов? Запишите o Обладают большой молекулярной массой по сравнению с субстратом o У ферментов есть группа атомов, называемых активным центром o Ферменты высокоактивны o Высокоспецифичные – катализируют только одну реакцию o Требуют особых условий – температуры, реакции среды, отсутствия ядов. Почему? o Используется много раз одна и та же молекула.
Лабораторная работа №3 Вариант1. Сегодня мы выполним лабораторную работу по изучению каталитической активности каталазы. Это фермент, разрушающий в организме перекись водорода, т.к. она является ядом для клеток. Внимательно прочитайте инструкцию, пока я раздам оборудование. Нарисуйте таблицу (на доске рисую я): |Условия |Выделения О2 | |Вареный картофель |- | |Сырой картофель |бурное | |Вареное мясо |- | |Сырое мясо |Менее бурное | |Измельченное с песком мясо |Сильно бурное |
Выполните опыт и заполните таблицу. Ответьте на вопросы и напишите вывод. В конце урока сдайте тетрадь, на следующем занятии тест.
Домашнее задание параграф 4. ( Почему введение альбумина в кровь вызывает смерть, а употребление полезно?
Реферат на тему: Конспект урока по биологии - биосинтез белков
Конспект по биологии в 10 «Б» классе по теме: Биосинтез белков.
Цель: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции.
Задачи: - Образовательная. Ввести понятия гена, триплета, кодона, кода ДНК, транскрипции и трансляции, объяснить сущность процесс биосинтеза белков. - Развивающая. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Тренировка пространственного воображения. - Воспитательная. Воспитание культуры труда на уроке, уважения к чужому труду.
Оборудование: Доска, таблицы по биосинтезу белков, магнитная доска, динамическая модель.
Литература: учебники Ю.И. Полянского, Д.К. Беляева, А.О. Рувинского; «Основы цитологии» О.Г. Машановой, «Биология» В.Н. Ярыгиной, «Гены и геномы» Сингер и Берг, школьная тетрадь.
Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация, тестирование.
Ход урока. |I. |Тест по пройденному материалу. |5-7| | |Раздать листочки и варианты теста. Все тетради и учебники закрыты. | | | |1 ошибка при сделанном 10 вопросе это 5, при не сделанном 10-м – 4,|мин| | |и т.д. |. | |II.|Запишите тему сегодняшнего урока: Биосинтез белков. |5 | | |В клетке содержатся тысячи белков – какие-то денатурируют, какие-то|мин| | |заново создаются, а синтез некоторых в специализированных клетках | | | |нужен постоянно. Мы знаем что первичная структура белка – это цепь | | | |аминокислот, а ДНК – это цепь из нуклеотидов. Как же зашифрована | | | |информация о первичной структуре белка в ДНК? | | | |Вся молекула ДНК поделена на отрезки, кодирующие аминокислотную | | | |последовательность одного белка. Запишите: ген – это участок | | | |молекулы ДНК, в котором содержится информация о последовательности | | | |аминокислот в одном белке. | | |1. |Код ДНК. |10 | | |У нас есть 4 нуклеотида и 20 аминокислот. Как же их сопоставить? |мин| | |Если бы 1 нуклеотид кодировал 1 а/к, => 4 а/к; если 2 нуклеотида – | | | |1 а/к – (сколько?) 16 аминокислот. Поэтому 1 аминокислоту кодирует | | | |3 нуклеотида – триплет (кодон). Посчитайте сколько возможно | | | |комбинаций? – 64 (3 из них это знаки препинания). Достаточно и даже| | | |с избытком. Зачем избыток? 1 а/к может кодироваться 2-6 триплетами | | | |для повышения надежности хранения и передачи информации. | | | |Свойства кода ДНК. | | | |1) Код триплетен: 1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет | | | |кодирует а/к, причем один АУГ означает начало белка, а 3 – знаки | | | |препинания. | | | |2) Код вырожден – 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов | | | |3) Код однозначен – 1 триплет только 1 а/к | | | |4) Код не перекрывающийся – от 1 и до последнего триплета ген | | | |кодирует только 1 белок | | | |5) Код непрерывен – внутри гена нет знаков препинания. Они только | | | |между генами. | | | |6) Код универсален – все 5 царств имеют один и тот же код. Только в| | | |митохондриях 4 триплета отличаются. Дома подумайте и скажите | | | |почему? | | |2. |Вся информация содержится в ДНК, но сама ДНК в биосинтезе белка |2-3| | |участия не принимает. Почему? Информация переписывается на и-РНК, и|мин| | |уже на ней в рибосоме идет синтез белковой молекулы. | | | |ДНК ( РНК ( белок. | | | |Скажите есть ли организмы у которых обратный порядок : РНК ( ДНК? | | |3. |Факторы биосинтеза: |2-3| | |Наличие информации, закодированной в гене ДНК. |мин| | |Наличие посредника и-РНК для передачи информации от ядра к | | | |рибосомам. | | | |Наличие органоида- рибосомы. | | | |Наличие сырья – нуклеотидов и а/к | | | |Наличие т-РНК для доставки аминокислот к месту сборки | | | |Наличие ферментов и АТФ (Зачем?) | | | | | | |III|Процесс биосинтеза. |5 | |. |Транскрипция. (показать на модели) |мин| |1. |Переписывание последовательности нуклеотидов с ДНК на и-РНК. | | | |Биосинтез молекул РНК идет на ДНК по принципам : | | | |-матричного синтеза | | | |-комплиментарности | | | |ДНК и-РНК | | | |А Т А | | | |Г Ц Г | | | |Т А У | | | |Ц Г Ц | | | |ДНК при помощи специального фермента расшивается, другой фермент | | | |начинает на одной из цепей синтезировать и-РНК. Размер и-РНК это 1 | | | |или несколько генов. И-РНК выходит из ядра через ядерные поры и | | | |идет к свободной рибосоме. | | |2. |Трансляция. Синтез полипептидных цепей белков, осуществляемая на |10 | | |рибосоме. |мин| | |Найдя свободную рибосому и-РНК продевается через нее. И-РНК входит | | | |в рибосому триплетом АУГ. Одновременно в рибосоме может находиться | | | |только 2 триплета (6 нуклеотидов). | | | |Нуклеотиды в рибосоме у нас есть теперь надо туда как-то доставить | | | |а/к. С помощью чего?- т-РНК. Рассмотрим ее строение. | | | |Транспортные РНК (т-РНК) состоят примерно из 70 нуклеотидов. Каждая| | | |т-РНК имеет акцепторный конец, к которому присоединяется | | | |аминокислотный остаток, и адаптерный конец, несущий тройку | | | |нуклеотидов, комплементарную какому-либо кодону и-РНК, потому этот | | | |триплет назвали антикодоном. Сколько типов т-РНК нужно в клетке? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Т-РНК с соответствующей а/к, пытается присоединиться к и-РНК. Если | | | |антикодон комплиментарен кодон, то присоединяется и возникает | | | |связь, которая служит сигналом для передвижения рибосомы по нити | | | |и-РНК на один триплет. | | | |А/к присоединяется к пептидной цепочке, а т-РНК, освободившись от | | | |а/к выходит в цитоплазму в поисках другой такой же а/к. | | | |Пептидная цепочка, таким образом, удлиняется до тех пор, пока не | | | |закончится трансляция, и рибосома не соскочит с и-РНК. На одной | | | |и-РНК может помещаться несколько рибосом (в учебнике рисунок в | | | |п.15). Белковая цепь поступает в ЭПС, где приобретает вторичную, | | | |третичную или четвертичную структуру. Весь процесс изображен в | | | |учебнике рис.22 – дома найдите ошибку в этом рисунке – получите 5) | | | |Скажите, каким образом эти процессы идут о прокариот, если у них | | | |нет ядра? | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |IV.|Регуляция биосинтеза. |5 | | |Каждая хромосома в линейном порядке разделена на опероны, состоящие|мин| | |из гена регулятора и структурного гена. Сигналом для гена | | | |регулятора является либо субстрат, либо конечные продукты. | | |V. |Задачи. | | | |1.Найдите аминокислоты закодированные во фрагменте ДНК. | | | |-Т-А-Ц-Г-А-А-А-А-Т-Ц-А-А-Т-Ц-Т-Ц-У-А-У- Решение: | | | |-А-У-Г-Ц-У-У-У-У-А-Г-У-У-А-Г-А-Г-А-У-А- | | | |МЕТ ЛЕЙ ЛЕЙ ВАЛ АРГ АСП | | | |Надо составить фрагмент и-РНК и разбить на триплеты. | | | |2.Найдите антикодоны т-РНК для переноса указанных аминокислот к | | | |месту сборки. Мет, три, фен, арг. | | |VI.|Домашнее задание параграф 13,14,15. |1 | | | |мин|
Ключ к тесту по химическому составу клеток.
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |5 |8 |с |в |а |а |в |в |в |В/а |а | | |11 |15 |С/а |а |а |в |в |а |в |в |с | | |12 |16 |с |а |в |а |с |в |в |в |с | |10 |14 |22 |в |с |а |а |в |а |а |в |а | | |17 |6 |с |а |в |а |в |а |с |в |в | |9 |13 |21 |с |а |в |с |а |а |в |с |а | | | |3 |а |с |в |с |В/с |в |с |с |в | | | |4 |в |с |а |а |с |в |в |а |а | |2 |19 |7 |в |с |а |с |с |с |а |а |в | |8 |1 |20 |с |а |в |в |в |а |а |а |в | |
| |