GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Конспект урока по биологии - белки (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конспект урока по биологии - белки (Педагогика)



Конспект двух уроков по биологии в 10 «Б» классе по теме:
Белки. Структура и функции. Ферментативная активность белков.

Ход урока.
На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться со строением и
свойствами белков, и подробнее рассмотреть каталитическую или
ферментативную функцию, и провести лабораторную работу на эту тему.

I. Опрос по липидам и углеводам.
1) Что такое полимер? (много звеньевая цепь, в которой одним звеном
является какое-либо простое вещество – мономер) А-А-А-
2) Какие бывают полимеры? ( регулярные А-А-А- А-А-В-В-А-А-В-В- и
нерегулярные А-В-А-А-Т-) Примеры.
3) Что является мономером у углеводов? Липиды это полимеры?
4) В каком процессе первоначально образуется глюкоза? (фз)
5) Какой основной источник энергии в человеческом организме? (жиры)
Почему? Почему целлюлоза не может быть источником энергии?
6) Где синтезируются и расщепляются жиры? Углеводы?
7) Целлюлоза и крахмал состоят из одинаковых остатков глюкозы и
имеют один состав (С6Н12О6)п
II. Запишите тему урока.
Сегодня мы разберем биополимеры нерегулярного строения. Что это значит?
Как вы думаете из каких элементов состоят белки?
1.Запишите – Белки - сложные органические соединения, состоящие из С Н О
N. Могут включать S и образовывать комплексы с Me – Fe,P,Cu,Zn. Это
макромолекулы, их молекулярная масса доходит до неск. Млн.
Например, формула молекулы гемоглобина (не для записи) может дать
представление о его сложности:
C3032H4816O872N780S8Fe4. Эта белковая молекула средней величины.
2. Мономерами белков являются аминокислоты. Кто знает, сколько существует
аминокислот? Вообще в природе встречается более 170, но в состав белков
входит 26, а чаще всего только 20. Они изображены на таблице и в вашем
учебнике.
Скажите, почему нельзя питаться только животной пищей?
Растения способны синтезировать все 20 аминокислот, животные же получают
8 из них в готовом виде с пищей. Такие аминокислоты называются
незаменимыми. Белки в пищеварительном тракте распадаются до аминокислот,
всасываются в кровь и организм из них строит собственные белки.
Рассмотрим общее строение аминокислоты:
1) Карбоксильная (кислотная) группировка –

2)Аминогруппа –

3)Радикал- та часть, по которой аминокислоты отличаются друг от друга.
Запишите общую формулу:



Глядя на эту формулу, скажите, какими свойствами обладают все
аминокислоты? (амфотерными). А если радикал будет содержать карбоксильные
или основные группировки как это будет влиять на свойства?

3.Запишите - Образование пептидной связи.
Аминокислоты соединяются между собой при помощи пептидной связи.
Карбоксильная и аминогруппы взаимодействуют друг с другом с выделением
Н20.
Как называется такая реакция ? Конденсации. Сейчас кто-нибудь подойдет к
доске и поможет мне написать эту реакцию. Все записывают ее в тетради.

Чем обусловлено огромное множество белков в природе если их составляющими
служат всего 20 мономеров?

4. Запишите – уровни организации белковой молекулы.
Первичная структура белка представляет собою последовательность аминокислот
в полипептидной цепи, соединенных пептидными связями. Это какие связи? –
ковалентные.
Вторичная структура – белковая нить закручена в виде спирали. Между
группами СООН одного витка и NH2 другого образуются водородные связи. Что
это такое?
Третичная структура - укладка полипептидной цепи с образованием компактной,
плотно упакованной структуры. Это клубок или фибриллы (кератин, колаген)
Такая структура поддерживается дисульфидными связями, гидрофобными
взаимодействиями, электростатическими.

Четвертичная структура - способ обьединения (расположения в пространстве)
отдельных полипептидных цепей в белковой молекуле, состоящей из нескольких
подобных цепей.
Например молекула гемоглобина состоит из 2 альфа и 2 бета цепей. Посмотрите
рисунок в учебнике.
Сравните особенности строения молекул белков и полисахаридов. Что общее и
различное?
5. Денатурация.
Это процесс изменения структуры, а следовательно и свойств белков под
действием факторов внешней среды. Денатурация может быть обратимой, а может
необратимой. Какие факторы вы можете назвать?-pH, температура. Почему
происходит денатурация? – связи со второго уровня слабее ковалентных. До
какого уровня денатурация обратима и почему? – до второго, разорванная
цепочка не восстанавливается.
Денатурация имеет биологическое значение, например паук выделяет капельку
секрета, которая приклеивается к опоре и продолжая выделять секрет паук
слегка натягивает ниточка – происходит денатурация и секрет из растворимого
состояния переходит в нерастворимое.
6. Функции белков. Нарисуйте таблицу. Какие функции белков вы знаете?
|Функция |Сущность |Пример |
|Структурная |Образование мембраны клеток и |Коллаген, кератин |
| |органоидов и др. структур | |
|Регуляторная |Регулирование обмена веществ в |Некоторые гормоны – |
| |организме |инсулин, глюкагон |
|Защитная |-При попадании в организм чужеродных |-антитела |
| |белков и микроорганизмов в лейкоцитах| |
| |образуются защитные белки | |
| |-защита от потери крови при ранении в|-фибриноген |
| |результате свертывания | |
|Транспортная |Присоединение и перенос химических |гемоглобин |
| |элементов по организму | |
|Сократительная|Осуществление всех типов движения |Актин, миозин |
|Запасающая |Резерв для организма, плода |Яичный альбумин, |
| | |казеин молока( |
|Токсическая | |Змеиный яд, |
| | |дифтерийный токсин |
|Энергетическая|Не основной, но источник энергии в |Расщепление 1 г белка|
| |клетке |– 17 кДж |
|Сигнальная |Узнавание молекул мембраной клетки |гликопротеины |
|Ферментативная|Каталитическое ускорение |Белки-ферменты |
|, |биохимических реакций в клетке |(каталаза, пепсин, |
|каталитическая| |трипсин) |

7.Запишите- Ферментативная функция белков.
Ферменты- катализаторы живой природы. Что такое катализатор? (вещество
ускоряющее химическую реакцию, но не изменяющееся в процессе реакции.)
Какие отличия ферментов от неорганических катализаторов? Запишите
o Обладают большой молекулярной массой по сравнению с субстратом
o У ферментов есть группа атомов, называемых активным центром
o Ферменты высокоактивны
o Высокоспецифичные – катализируют только одну реакцию
o Требуют особых условий – температуры, реакции среды, отсутствия ядов.
Почему?
o Используется много раз одна и та же молекула.

Лабораторная работа №3 Вариант1.
Сегодня мы выполним лабораторную работу по изучению каталитической
активности каталазы. Это фермент, разрушающий в организме перекись
водорода, т.к. она является ядом для клеток.
Внимательно прочитайте инструкцию, пока я раздам оборудование.
Нарисуйте таблицу (на доске рисую я):
|Условия |Выделения О2 |
|Вареный картофель |- |
|Сырой картофель |бурное |
|Вареное мясо |- |
|Сырое мясо |Менее бурное |
|Измельченное с песком мясо |Сильно бурное |


Выполните опыт и заполните таблицу.
Ответьте на вопросы и напишите вывод.
В конце урока сдайте тетрадь, на следующем занятии тест.

Домашнее задание параграф 4.
( Почему введение альбумина в кровь вызывает смерть, а употребление
полезно?






Реферат на тему: Конспект урока по биологии - биосинтез белков

Конспект по биологии в 10 «Б» классе по теме:
Биосинтез белков.

Цель: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции.

Задачи:
- Образовательная. Ввести понятия гена, триплета, кодона, кода ДНК,
транскрипции и трансляции, объяснить сущность процесс биосинтеза
белков.
- Развивающая. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Тренировка пространственного воображения.
- Воспитательная. Воспитание культуры труда на уроке, уважения к чужому
труду.


Оборудование: Доска, таблицы по биосинтезу белков, магнитная доска,
динамическая модель.

Литература: учебники Ю.И. Полянского, Д.К. Беляева, А.О. Рувинского;
«Основы цитологии» О.Г. Машановой, «Биология» В.Н. Ярыгиной, «Гены и
геномы» Сингер и Берг, школьная тетрадь.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация,
тестирование.

Ход урока.
|I. |Тест по пройденному материалу. |5-7|
| |Раздать листочки и варианты теста. Все тетради и учебники закрыты. | |
| |1 ошибка при сделанном 10 вопросе это 5, при не сделанном 10-м – 4,|мин|
| |и т.д. |. |
|II.|Запишите тему сегодняшнего урока: Биосинтез белков. |5 |
| |В клетке содержатся тысячи белков – какие-то денатурируют, какие-то|мин|
| |заново создаются, а синтез некоторых в специализированных клетках | |
| |нужен постоянно. Мы знаем что первичная структура белка – это цепь | |
| |аминокислот, а ДНК – это цепь из нуклеотидов. Как же зашифрована | |
| |информация о первичной структуре белка в ДНК? | |
| |Вся молекула ДНК поделена на отрезки, кодирующие аминокислотную | |
| |последовательность одного белка. Запишите: ген – это участок | |
| |молекулы ДНК, в котором содержится информация о последовательности | |
| |аминокислот в одном белке. | |
|1. |Код ДНК. |10 |
| |У нас есть 4 нуклеотида и 20 аминокислот. Как же их сопоставить? |мин|
| |Если бы 1 нуклеотид кодировал 1 а/к, => 4 а/к; если 2 нуклеотида – | |
| |1 а/к – (сколько?) 16 аминокислот. Поэтому 1 аминокислоту кодирует | |
| |3 нуклеотида – триплет (кодон). Посчитайте сколько возможно | |
| |комбинаций? – 64 (3 из них это знаки препинания). Достаточно и даже| |
| |с избытком. Зачем избыток? 1 а/к может кодироваться 2-6 триплетами | |
| |для повышения надежности хранения и передачи информации. | |
| |Свойства кода ДНК. | |
| |1) Код триплетен: 1 аминокислоту кодирует 3 нуклеотида. 61 триплет | |
| |кодирует а/к, причем один АУГ означает начало белка, а 3 – знаки | |
| |препинания. | |
| |2) Код вырожден – 1 а/к кодирует 1,2,3,4,6 триплетов | |
| |3) Код однозначен – 1 триплет только 1 а/к | |
| |4) Код не перекрывающийся – от 1 и до последнего триплета ген | |
| |кодирует только 1 белок | |
| |5) Код непрерывен – внутри гена нет знаков препинания. Они только | |
| |между генами. | |
| |6) Код универсален – все 5 царств имеют один и тот же код. Только в| |
| |митохондриях 4 триплета отличаются. Дома подумайте и скажите | |
| |почему? | |
|2. |Вся информация содержится в ДНК, но сама ДНК в биосинтезе белка |2-3|
| |участия не принимает. Почему? Информация переписывается на и-РНК, и|мин|
| |уже на ней в рибосоме идет синтез белковой молекулы. | |
| |ДНК ( РНК ( белок. | |
| |Скажите есть ли организмы у которых обратный порядок : РНК ( ДНК? | |
|3. |Факторы биосинтеза: |2-3|
| |Наличие информации, закодированной в гене ДНК. |мин|
| |Наличие посредника и-РНК для передачи информации от ядра к | |
| |рибосомам. | |
| |Наличие органоида- рибосомы. | |
| |Наличие сырья – нуклеотидов и а/к | |
| |Наличие т-РНК для доставки аминокислот к месту сборки | |
| |Наличие ферментов и АТФ (Зачем?) | |
| | | |
|III|Процесс биосинтеза. |5 |
|. |Транскрипция. (показать на модели) |мин|
|1. |Переписывание последовательности нуклеотидов с ДНК на и-РНК. | |
| |Биосинтез молекул РНК идет на ДНК по принципам : | |
| |-матричного синтеза | |
| |-комплиментарности | |
| |ДНК и-РНК | |
| |А Т А | |
| |Г Ц Г | |
| |Т А У | |
| |Ц Г Ц | |
| |ДНК при помощи специального фермента расшивается, другой фермент | |
| |начинает на одной из цепей синтезировать и-РНК. Размер и-РНК это 1 | |
| |или несколько генов. И-РНК выходит из ядра через ядерные поры и | |
| |идет к свободной рибосоме. | |
|2. |Трансляция. Синтез полипептидных цепей белков, осуществляемая на |10 |
| |рибосоме. |мин|
| |Найдя свободную рибосому и-РНК продевается через нее. И-РНК входит | |
| |в рибосому триплетом АУГ. Одновременно в рибосоме может находиться | |
| |только 2 триплета (6 нуклеотидов). | |
| |Нуклеотиды в рибосоме у нас есть теперь надо туда как-то доставить | |
| |а/к. С помощью чего?- т-РНК. Рассмотрим ее строение. | |
| |Транспортные РНК (т-РНК) состоят примерно из 70 нуклеотидов. Каждая| |
| |т-РНК имеет акцепторный конец, к которому присоединяется | |
| |аминокислотный остаток, и адаптерный конец, несущий тройку | |
| |нуклеотидов, комплементарную какому-либо кодону и-РНК, потому этот | |
| |триплет назвали антикодоном. Сколько типов т-РНК нужно в клетке? | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |Т-РНК с соответствующей а/к, пытается присоединиться к и-РНК. Если | |
| |антикодон комплиментарен кодон, то присоединяется и возникает | |
| |связь, которая служит сигналом для передвижения рибосомы по нити | |
| |и-РНК на один триплет. | |
| |А/к присоединяется к пептидной цепочке, а т-РНК, освободившись от | |
| |а/к выходит в цитоплазму в поисках другой такой же а/к. | |
| |Пептидная цепочка, таким образом, удлиняется до тех пор, пока не | |
| |закончится трансляция, и рибосома не соскочит с и-РНК. На одной | |
| |и-РНК может помещаться несколько рибосом (в учебнике рисунок в | |
| |п.15). Белковая цепь поступает в ЭПС, где приобретает вторичную, | |
| |третичную или четвертичную структуру. Весь процесс изображен в | |
| |учебнике рис.22 – дома найдите ошибку в этом рисунке – получите 5) | |
| |Скажите, каким образом эти процессы идут о прокариот, если у них | |
| |нет ядра? | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|IV.|Регуляция биосинтеза. |5 |
| |Каждая хромосома в линейном порядке разделена на опероны, состоящие|мин|
| |из гена регулятора и структурного гена. Сигналом для гена | |
| |регулятора является либо субстрат, либо конечные продукты. | |
|V. |Задачи. | |
| |1.Найдите аминокислоты закодированные во фрагменте ДНК. | |
| |-Т-А-Ц-Г-А-А-А-А-Т-Ц-А-А-Т-Ц-Т-Ц-У-А-У- Решение: | |
| |-А-У-Г-Ц-У-У-У-У-А-Г-У-У-А-Г-А-Г-А-У-А- | |
| |МЕТ ЛЕЙ ЛЕЙ ВАЛ АРГ АСП | |
| |Надо составить фрагмент и-РНК и разбить на триплеты. | |
| |2.Найдите антикодоны т-РНК для переноса указанных аминокислот к | |
| |месту сборки. Мет, три, фен, арг. | |
|VI.|Домашнее задание параграф 13,14,15. |1 |
| | |мин|



Ключ к тесту по химическому составу клеток.

| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |5 |8 |с |в |а |а |в |в |в |В/а |а | |
|11 |15 |С/а |а |а |в |в |а |в |в |с | | |12 |16 |с |а |в |а |с |в |в |в |с
| |10 |14 |22 |в |с |а |а |в |а |а |в |а | | |17 |6 |с |а |в |а |в |а |с |в
|в | |9 |13 |21 |с |а |в |с |а |а |в |с |а | | | |3 |а |с |в |с |В/с |в |с
|с |в | | | |4 |в |с |а |а |с |в |в |а |а | |2 |19 |7 |в |с |а |с |с |с |а
|а |в | |8 |1 |20 |с |а |в |в |в |а |а |а |в | |




Новинки рефератов ::

Реферат: Реформа Петра Первого (История)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Школьные сочинения (Достоевский, Лермонтов и т. д.) (Литература : русская)


Реферат: Разработка технологического процесса ЕО автомобиля УАЗ-3303 (Транспорт)


Реферат: Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности (Педагогика)


Реферат: Внешняя политика России в царствование Александра III (1881-1894 гг.) (История)


Реферат: Новые виды транспорта (Транспорт)


Реферат: Психофизиология сна и сновидений (Биология)


Реферат: Netware (Компьютеры)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Международная организация труда (Менеджмент)


Реферат: Механўзми двигуна (Детали двигателя) (Технология)


Реферат: Гражданин и государство (Социология)


Реферат: Автодело (Шпаргалка) (Транспорт)


Реферат: Минеральные удобрения (Химия)


Реферат: Биогенные элементы (Биология)


Реферат: Иеронимус Босх (Искусство и культура)


Реферат: Оценка нематериальных активов (Аудит)


Реферат: "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека (Философия)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист