GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Личность (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личность (Педагогика)



Введение.

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в
обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во
взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих
потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует
качественную определённость общества, но и общество формирует человека как
существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной
творческой деятельности формирует личность.
Особое место в социальной структуре общества занимает человек
как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть
не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных
отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то,
что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо
замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт
общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть,
именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены
люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество
всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это
значит, что человек является одним из факторов, которые определяют
общество.
В своей работе я попытаюсь найти ответ на вопрос: является ли
личность априорной «характеристикой» человека, или же человек сам может
стать личностью только в процессе своей общественной жизнедеятельности.



Что такое личность ?

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является
личность. Что же такое личность? Для того чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек»,
«индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих
всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире
такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род,
человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только
ему присущим способом жизнедеятельности.
Итак, существует человечество как специфическая материальная
реальность. Но человечество, как таковое самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей
человечества выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный
носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли,
потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в
значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются
как особенности действия различных биологических факторов (возрастных
особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий
жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как
отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто
– и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее
полное воплощение всех человеческих качеств.
Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт
природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет
категория «личность».
Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности
человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и
качеств данного общества. Как отмечал К.Маркс, главное в личности «не ее
абстрактная физическая природа, а социальное качество».
Личность – социальный облик человека как субъекта общественных
отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он
играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во
многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются
соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции,
представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в
совокупности и образуют то, что называем личностью.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность
с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и
творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности
психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера,
способностей, волевых качеств.
Социологический же подход выделяет в личности социально -
типическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с
процессом формирования личности и развитием её потребностей в неразрывной
связи с функционированием и развитием социальных общностей, регуляции и
само регуляции социального поведения личности, изучением закономерной связи
личности и общества, личности и группы. Здесь сформулированы некоторые
наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии.
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально
отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как
совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить
социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и
социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть
изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель.
Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека,
проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности
благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего
стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное
начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек
реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в
процессе взаимодействия с другими людьми.


Социальное и биологическое.

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние
воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать
воздействие на окружающий мир по социальным программам.
Ученые пришли к выводу, что нельзя ставить знак равенства между
понятиями личность и человек, личность и индивид. Человек – существо
биосоциальное. Преимущества и дефекты его физической организации властно
влияют на течение его психических процессов. Однако биологическое, входя в
личность человека, становится социальным. Остался ли индивид умственно
неполноценным или стал почитаемым юродивым, т.е. своего рода исторической
личностью, зависит от исторической среды. Природные особенности выступают в
структуре личности как социально обусловленные.
Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание,
ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к
обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не
рождаются, а становятся.
На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как
нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической
гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались
наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек
гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или
благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная
гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится
великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и
атмосфера, в которую попадает человек после рождения.
Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть
природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт,
что: человек, а следовательно и общество происходит из природы; человек –
существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими
живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей
ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь
реальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это
особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек
– это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо,
пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое,
принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальными
качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с
другом.
Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится
полностью от свойств, присущих животному. Определяющим в его
жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого
обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений.
Человек использует биологические качества не только для обеспечения
выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации.
У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться
мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное
единство биологических и социальных качеств показывает, что человек –
существо биологическое и социальное.
В своей действительности сущность человека есть совокупность всех
общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как
совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но
вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути
антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального
в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской
литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому,
природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не только
социальна, но и биологически нагружена.
Включенность человека только в два мира – в мир общества и мир
органической природы – порождает немало проблем существования людей.
Аристотель назвал человека политическим животным, подчёркивая наличие в
человеке двух начал: животного и социального (политического). В
формировании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль
и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его
общественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенности
отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей,
наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек есть
непосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а
наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.

Формирование личности.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и
притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим
«личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим
о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального
окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и
социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное
выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» –
бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные.
Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная
генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность
относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического
развития человека.
А.Н.Леонтьев подчёркивал невозможность поставить знак равенства между
понятиями «личность» и «индивид» ввиду того, что личность – это особое
качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям.
Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только
включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную
сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные
ориентации. Главная сфера становления человека – его трудовая деятельность.
Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в
труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На
формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности,
общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной
организации, общественная значимость результатов, технологический процесс
труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы,
творчества.
Личность не только существует, но и впервые рождается именно как
«узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного
индивида реально существует не личность, а её односторонняя проекция на
экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.
Формирование личности, то есть становление социального “Я” - это
процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна
социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
Человек более универсален, его биологическая организация позволяет в
сравнении с иными биологическими видами адаптироваться к весьма широкому
диапазону внешних условий. Человеческий детеныш рождается на менее зрелой
стадии, чем животное, а жить ему приходится в более сложном мире - в
социально - сконструированной реальности.
Это исключительная ситуация: природа не позаботилась о подходящем для
него “жилище”. Поэтому всю свою жизнь человек ищет себе социальное
пристанище. Но это не физическая крыша над головой, а социальное место в
мире. Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения
своему социальному месту (или статусу). Ведь социализация-это начинающийся
в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения
социальных норм.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать
собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я».
Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение
прямо хождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от
2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование,
познание, труд), наконец обучение в школе в среднем и позднем детстве – это
стадии одного процесса, а именно – осознания своего «Я».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не
только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной
ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих
родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не
могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним
считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно
они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать?
Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство
ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак
завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже
проклёвывается личность. Развитая индивидуальность рождает пока ещё не
развитую личность. Дальнейший процесс развития собственно личности может
продолжаться как угодно долго. Наука не установила никаких количественных
границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки,
вкусы, правила поведения. Процесс социализации объясняет то, каким образом
человек из существа биологического превращается в существо социальное,
общественное, становиться личностью.



Социализация, как процесс формирования
личности.

Как ясно из выше сказанного, огромное влияние на развитие и
формирование личности оказывает процесс социализации.
Формирование личности, как объекта общественных отношений
рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов -
социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения,
ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном
обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения
и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и
способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации
принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в
детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для
успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо
действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление
соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его
мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования
детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение
как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся
понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в
течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых
отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация
взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация
детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей,
родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы
поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение
ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Процесс социализации достигает определённой степени завершённости при
достижении индивидуумом социальной зрелости, которая характеризуется
обретением личности интегрального социального статуса.
В 20 веке в социологии запада утвердилось понимание социологии как той
части процесса становления личности, в ходе которого формируются наиболее
общие распространенные черты личности, проявляющиеся в социологически -
организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.
Основным органом первичной социализации Толкотт Парсонс считает семью,
где закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Социализация – сложный, многосторонний процесс общественного
формирования и развития личности, происходящий под воздействием социальной
среды и целенаправленной воспитательной деятельностью общества.
Процесс социализации личности - это процесс превращения индивида с
его природными задатками и потенциальными возможностями социального
развития в полноправного члена общества
В процессе социализации человек формируется как творец материальных
благ, активный субъект социального отношения. Сущность социализации можно
понять при условии, что личность рассматривается одновременно как объект и
субъект социального воздействия.


Воспитание, как процесс формирования
личности.

На формирование личности человека огромное влияние имеет
воспитательное воздействие окружающей социальной среды.
Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со
стороны других людей, взращивание личности.
Возникает вопрос. Что же играет определяющую роль в формировании
личности, её социальной активности и сознания – внешне высшие
сверхестественные, природные силы или же социальная среда? В концепциях
наибольшее значение придается нравственному воспитанию на основе принесения
«вечных» идей человеческой морали осуществляемого в форме духовного
общения.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем,
окончательное решение которой в принципе не возможно. Воспитание остается
не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и
продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой
социальности, поскольку основная задача воспитания – изменения человека в
направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание –
деятельность по передаче новым поколениям общественно – исторического
опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее
формирование личности, её подготовку к общественной жизни и
производительному труду. Рассматривая воспитание как функцию общества,
которая состоит в сознательном воздействии на индивида с целью подготовки
выполнения им той или иной общественной роли путём передачи ему
накопленного человечеством социального опыта, выработки определенных черт и
качеств, можно определить специфичность предмета социологии воспитания.
Социология воспитания – формирование личности как конкретного носителя
социальности с определенными мировоззренческими, нравственными,
эстетическими установками и жизненными устремлениями в результате
воспитания как целенаправленной деятельности общества. С одной стороны,
воспитание личности направленно на приобщение человека к ценностям
культуры, с другой стороны – воспитание состоит в индивидуализации, в
обретении личностью собственного «Я».
При всей важности целенаправленной воспитательной деятельности
решающее значение для формирования личности с сознательными чертами,
принципами поведения, имеет все же само по себе влияние конкретных условий
жизни.



Заключение.

Человек – существо деятельное. Включившись в систему общественных
отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает
личностные качества и становится социальным субъектом.
Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы
всерьез не говорим даже о личности двухлетнего ребёнка, хотя он многое
приобрёл из общественного окружения. Поэтому личность не есть продукт
перекрещивания биологических и социальных факторов.
В отличие от индивида, личность не есть целостность, обусловленная
генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. Определенное
влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления
социального «Я».
Содержание процесса становления социального «Я» - это взаимодействие с
себе подобными. Предназначение этого процесса - это поиск своего
социального места в обществе. Результатом этого процесса является зрелая
личность. Главными временными точками формирования личности является:
осознание своего «Я» и осмысление своего «Я». На этом завершается начальная
социализация и формирование личности.
Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения
мнения значимых людей для человека, то есть через понимание других ребенок
приходит к формированию своего социального «Я» (впервые это процесс описал
Ч.Кули). Можно сказать иначе: на социально – психологическом уровне
становление социального «Я» происходит через интериоризацию культурных норм
и социальных ценностей. Это процесс превращения внешних норм во внутренние
правила поведения.
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и
в принципе не может существовать в природе, а именно – общественные. Она
расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно,
динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не
только существует, но и рождается, именно, как «узелок» завязывающийся в
сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный
фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на
общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но
только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный
путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство
и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности,
выделить ее среди прочих.



Используемая литература:

1. В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное
пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.
2. Р.А. Бурханов, В.И. Полищук. Философия и культура. Сб. научных трудов. –
Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск:
Издательство Нижневартовского пединститута. 1996 г.
3. Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин., Школьный философский
словарь, - М.:Просвещение. 1995 г.
4. А.И. Кравченко, Введение в социологию: учебное пособие. – М.: Новая
школа, 1995 г.
5. А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, -
Екатеринбург: Деловая книга, 1998 г.
6. Р.С. Немов, Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений.
В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995 г.
7. Е.В. Тадевосян. Социология. Учебное пособие. - М.: Знание, 1995.



Содержание.

1. Введение.
2. Что такое личность ?
3. Социальное и биологическое.
4. Формирование личности
. социализация, как процесс формирования личности;
. воспитание, как процесс формирования личности.
5. Заключение.
6. Используемая литература.



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО – УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и права

Кафедра экономики и экономической безопасности



РЕФЕРАТ

По курсу: Введение в специальность.



Выполнила: Бренич Светлана
Геннадьевна
Группа: ЭдН – 220
Проверила: Киселёва Валентина
Александровна



Нижневартовск 1998




Реферат на тему: Личность в дошкольном возрасте
Содержание

Введение 3

Формирование личности 6

Разбор основных направлений и подходов 7

Развитие самосознания и самооценки ребенка 11

Особенности возраста 13

Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет. 13

Социально психологические предпосылки и условия развития личности ребенка
дошкольного возраста 15

Инициативность вместо чувства вины 18

Деятельность как фактор развития 22

Эмпирические исследования, методики и методы их обработки 24

Наблюдение: отправная точка 25

Метод Анамнеза 25

Корреляционный метод 25

Экспериментальный метод 25

Оценка личности 26

Типы методов оценки. 26

Интервью как метод оценки 27

Методики самоотчета 27

Проективные методы 27

Сила и слабость проективных методов 28

Диагностика методом рисуночного теста 30



Введение

Слово личность («personality») в английском языке происходит от
латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые
надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой
драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или
трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в
понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ,
который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные
роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
Чтобы составить представление о многообразии значений понятия
личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков
в этой области. Карл Роджерс описывал личность в терминах самости: как
организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность,
составляющую самую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял
личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле –
внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с
миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течении жизни проходит
через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция
результатов кризиса. Джордж Келли рассматривает личность как присущий
каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем
другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро
личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Наконец,
Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного
взаимодействия индивидуума, поведения и ситуации. Столь явная несхожесть
приведенных концепций недвусмысленно показывает, что содержание личности с
позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем
представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа».
Она несёт в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Для
понимания того, что именно тот или иной ученый подразумевает под термином
«личность», необходимо проанализировать теорию в её существенных деталях.
Основательная проверка теории позволяет выявить формы поведения, на которых
фокусируется теоретик, а также специфические методы, применявшиеся при
изучении этого поведения. Следует добавить, что те или иные определения
личности не обязательно истинны или ложны, не лишь более или менее полезны
психологам при исследовании, объяснении закономерностей человеческого
поведения, а также при обсуждении результатов.
Психология включает в себя такие дисциплина как социальная
психология, зоопсихология, психология восприятия, возрастную психологию,
тренинг поведения и в том числе и психологию личности. Сфера личности
отличается от всех остальных тем, что здесь предпринимаются попытки
синтезировать и интегрировать принципиальные положения других областей
психологии. Например, психология восприятия изучает основные структуры и
процессы, лежащие в основе восприятия и интерпретации наблюдаемого
окружающего мира. Исследование восприятия проводится в соответствии с
четкими основополагающими принципами. Именно в изучении личности
исследователи сочетают эти принципы в стремлении понять человека как
интегрированное целое.
Понимание поведения человека во всей его многоплановости – сложная
задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время
или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными
причинами.
Все эти соображения подводят к заключению, что нет другой области
психологических знаний, где бы наблюдалось такое стремление к научной
безупречности, как сфера личности. Последняя представляет собой зону
пересечения исследований социального и интеллектуального развития,
психопатологии и самореализации, научения и межличностных отношений, а
также многих других важных нитей, составляющих ткань современной
психологии.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый
процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни,
но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в
детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных
изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.
Характерная особенность этого процесса – диалектический переход
количественных изменений в качественные преобразования физических,
психических и духовных характеристик личности.
В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие
личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы
деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, её
нужно организовать и разумно направить.


Формирование личности

Личность формируется в условиях конкретно – исторического
существования человека, в деятельности (трудовой, учебной и др.) Ведущую
роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание,
которые осуществляются в группах и коллективах.
Понятие «формирование личности» употребляется в двух смыслах. Первый
– формирование личности как её развитие, его процесс и результат. Взятое в
этом значении понятие формирования личности является предметом
психологического изучения, задачу которого входит выяснение того, что есть
(находится в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается и что
может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных
воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к
формированию личности.
Второй смысл — формирование личности как ее целенаправленное
воспитание (если можно так сказать, «формовка», «лепка», «конструирование»;
А. С; Макаренко удачно назвал этот процесс «проектированием личности»). Это
собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования
личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и
как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социально
обусловленным требованиям, которые предъявляет к ней общество.
Педагогический и психологический подходы к. формированию личности не
тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство.


Разбор основных направлений и подходов

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:
«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»—это собственно бессознательное, включающее
глубинные влечения, мотивы и потребности, «Я»— сознание, а «Сверх-Я»
представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно»
действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия, «Я»
ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными
представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
«Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных
биологического опыта (в теории самого 3. Фрейда) или неосознаваемым
результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни (в
концепциях неофрейдистов). «Я»— это, как правило, самосознание человека,
восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-
Я»—это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека,
принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники
формирования «Сверх-Я» личности—это родители, учителя, воспитатели, другие
люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные
контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.
Система жизненно важных потребностей человека, которые составляют
содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно
направляет психическую активность человека, регулируя его психические
процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего
находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т. е. с
социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и
«Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются
с помощью «Я»—сознания, которое, действуя в соответствии с принципом
реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким
образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и
при этом не были нарушены нормы морали.
Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспокойства,
которые часто сопровождают человека, являются, по Фрейду и концепциям
неофрейдистов, субъективным, эмоционально окрашенным отражением в сознании
человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных
противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и
тем, что им должно было бы руководить

(«Сверх-Я»).
Свой теоретический подход к психологии личности предложили и
представители так называемой «гуманистической психологии». Разрабатываемую
ими теорию можно отнести к разряду психодинамических и одновременно
интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных,
структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и
описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и
особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях
этого типа (на самом деле их несколько, и они значительно отличаются друг
от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта
человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в его
самосознании и мышлении.
Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует
то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей
жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее
объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют
«феноменологическими». Сами описания личности и событий в ее жизни в
основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или
будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности»
и т. п.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются
американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Концепции первого мы
специально коснемся далее (раздел II, тема 19 «Мотивация»), поэтому здесь
остановимся только на краткой характеристике теории К. Роджерса.
Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый
человек обладает стремлением и имеет способность к личностному
самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для
себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом
и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие
«Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые
человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного
развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать,
следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу
быть?
Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта,
оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира,
других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-
концепцня может быть положительной, амбивалентной (противоречивой),
отрицательной. Индивид с положительной

Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или
отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать
реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с

Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто,
хотя на самом деле может быть истинным. Степень удовлетворенности человека
жизнью, мера его счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его
опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям
личности,—это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и
выражению самого себя. Признание главенствующей роли самоактуализации
роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в
изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их
взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания
того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и
отношениях о окружающими самоактуализирующаяся личность.


Развитие самосознания и самооценки ребенка

Психическое развитие, становление личности связано с формированием
самосознания—осознанием себя и отношением к себе как к физическому,
духовному и общественному существу.
Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что
движущая сила развития самосознания — в «растущей реальной
самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».
К 6 годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от
взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает
возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств
и недостатков как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма
проявления самосознания.
Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может
отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например,
в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении
грамотой—переоценивать, в пении—недооценивать себя. Критерии,
используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от
педагога. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение
ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со
стороны товарищей и особенно воспитательницы».
Итак, оценки и самооценки шестилетних детей оказались в высокой
степени связанными с оценками педагогов как в детском саду, так и в школе.
Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов в
системе межличностных отношений.
Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением
ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего
с оценкой и отношением взрослого. Этой особенностью шестилетних детей
следует умело пользоваться как воспитателям, так и учителям, родителям при
формировании самооценки ребенка.
На основе самооценки складывается и уровень притязания—тот уровень
достижений, который, по мнению ребенка, ему по силам. Педагогу, работающему
с детьми шестилетнего возраста, важно не только учитывать самооценку и
притязания своих маленьких воспитанников, но и активизировать их
самооценку, способствовать поднятию их уровня притязания. Однако важно при
этом избежать другой крайности — сформировать чрезмерно завышенную
самооценку, что может привести к возникновению высокомерия, зазнайства,
агрессивности, упрямства, и других нежелательных качеств.


Особенности возраста


Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет.

Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя
логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере
мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и
все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и
недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на кокой-то одной
(или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме
того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений,
происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно
фиксируют его начальное и конечное состояния.
Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники
эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои
представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно
существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в
этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого
человека.
Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер
общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-
нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что
окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.
Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции
сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления,
предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то
теперь в центре внимания может оказаться его часть.
Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор
ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи
являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для
него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в
реальности это именно так), нежели целый крекер; ему кажется, что две
половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком
стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.
Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не
способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое
состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации,
состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс
преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже
использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как
самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый
воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-
то общим смыслом.
Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и
означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих
размышлений.
Размышляя над точкой зрения Пиаже относительно мышления детей-
дошкольников, Вавсворт подчеркивает: «У Пиаже понятия эгоцентризма,
центрации, преобразования и необратимости мышления взаимосвязаны. Уровень
умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него
любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают.
Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на
простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для
формирования способности мысленно возвращаться к исходному пункту
рассуждений».


Социально психологические предпосылки и условия развития личности ребенка
дошкольного возраста

В психологии понятие «личность» используется в двух основных
значениях.
С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек,
обладающий сознанием. Так, по словам К. К. Платонова, «это конкретный
человек, как субъект преобразования мира на основе его познания,
переживания и отношения к нему».
Другие советские психологи подчеркивают, что личностью следует
называть человека, лишь достигшего определенного уровня психического
развития. Этот уровень, как указывала известны советский психолог Л. И.
Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает
воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других
людей и выражающееся в понятии «Я». Для такого уровня психического развития
характерно также наличие у человека собственных взглядов и отношений,
собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно
устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий
среды. Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать
на окружающую действительность, изменять её в своих целях, а также изменять
сообразно цели самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью,
обладает, с точки зрения Л.И. Божович, которую мы разделяем, таким уровнем
психического развития, который делает его способным управлять своим
поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим
развитием.
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и
формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими
людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от
того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит,
какие именно личностные качества сформируются у него.
По мнению советских психологов, потребности ребенка, даже самого
маленького, не сводятся к его органическим нуждам, которые удовлетворяет
взрослый. Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться
потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а
социального характера.
При личностном общении предметом обсуждения является человек
(сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на
сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах
симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить
взрослого о нем самом).
Общаясь по ходу деятельности со старшими детьми и особенно со
взрослыми, ребенок действует на уровне, превышающем его обычную норму.
Точнее говоря, он оказывается в предела «зоны ближайшего развития», где
сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает
ему реализовать свои потенциальные возможности.
Одобрение и неодобрение со стороны родителей имеют значительную
побудительную силу для ребенка.
Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль
руководства, преобладающий в семье. Замечено, что в семьях, где преобладает
«демократический стиль», дети чаще проявляют дружеские чувства, инициативу,
стремление к творчеству, тенденцию к лидерству, обнаруживают больше
эмоциональности, доверия к людям в своих социальных взаимоотношениях,
нежели их сверстники из «авторитарных» семей.
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с
другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у
ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то
возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к
возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к
агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать
формированию отрицательного отношения к детям (а иногда и к школе, людям
вообще), мнительности, враждебности, стремлению к уединению.


Инициативность вместо чувства вины

Ребенок, которому удалось преодолеть первый в жизни серьезный
внутренний конфликт между чувством вины и ощущением собственной
независимости, знает, что он существо, отличное от других. У него
формируется и развивается положительное восприятие себя как личности. Новое
качество – независимость – в сочетании с более развитыми физическими и
умственными способностями, речевыми навыками, умением в определенной мере
контролировать свои эмоции, заметно обогатившимся опытом социального
общения – все это создает ощущение власти над собой и над ситуацией.
Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся все более
инициативными, энергичными и в целом оптимистически настроенными. В то же
время им приходится усваивать и подчиняться социальным нормам и правилам,
согласно которым живут окружающие их люди. Например, если раньше родители
многое делали за ребенка, то теперь у него есть определенные обязанности:
самостоятельно умываться, одеваться, ухаживать за цветами и домашними
животными, содержать в порядке свой уголок, помогать в работе по дому.
Кроме того, они не должны ссориться и драться, трогать чужие вещи без
разрешения и т.п. Эти правила необходимо объяснить ребенку, прежде чем
требовать их выполнения.
Детям, воспитывающимся в условиях вседозволенности, трудно научиться
контролировать свое поведение, подчиняться правилам, установленным в
обществе. В результате растет конфликтность, суть которой точно выразил
Эриксон формулой «инициатива против чувства вины». Она возникает потому,
что новые, сформировавшиеся способности позволяют детям что-то придумывать,
изобретать, подчас ставя себя в такое положение, когда они сами не знают,
как поступать, какие формы поведения выбрать, т.е. оказываются не в
состоянии контролировать себя. В подобных ситуациях они нередко совершают
поступки, не одобряемые не только родителями, но и более широким социальным
окружением. В таких ситуациях, как Правило, и возникает чувство вины и
страха.
Чувство вины может проявиться у ребенка и в том случае, когда, как
ему кажется, он своим поведением, успехами и т.д. не оправдывает
родительских ожиданий и надежд, а также тогда, когда он понимает, что
своими поступками посягнул на права других. Пределы собственных физических
и умственных способностей ещё не всегда осознаются детьми, и иногда им
невероятно трудно сдержать порывы буйной фантазии и игру физических сил.
Ребенок боится даже воображаемых наказаний, особенно физических.
Дети, для которых постоянные телесные наказания стали привычными часто
испытывают страх даже тогда, когда они ещё только размышляют, сделать что-
то или нет.
Наконец, причиной страха, чувства вины могут быть изменения в
отношениях между родителями и детьми. Дело в том, что в этом возрасте
привязанность детей к родителям противоположного пола сменяется
привязанностью к родителям одного с ними пола. Но ребенку трудно дается
усвоение норм и правил поведения, на которые он теперь должен
ориентироваться, и, как утверждает Эриксон, этот процесс также может
служить источником формирования чувства вины.
Дети, которые могут самостоятельно или с помощью взрослых быстро и
безболезненно преодолеть эти трудности, становятся более ответственными,
они легче и с большим удовольствием переходят на следующую ступень познания
окружающего мира. Они учатся удовлетворять свои физические и духовные
потребности способами, приемлемыми для них самих и для тех, с кем они
общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут
вызвать у детей неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый
самоконтроль, которые будут постоянно мешать проявлению самостоятельности и
ответственности. У таких детей подчас не удается сформировать понятие
совести, умение постоять за свои и чужие интересы, желание расширять свои
знания о мире. Они готовы выполнять все ограничивающие их поведение
правила, надеясь таким образом избежать возникновения чувства вины. В
результате вырастают люди, которые жестко требуют и от других такого же
неукоснительного выполнения всех ограничивающих свободу правил и норм.
Дети с гипертрофированным чувством вины становятся менее активными и
инициативными, их чаще преследуют неудачи и насмешки окружающих, их реже
хвалят родители и другие взрослые, меньше поощряют за проявления добрых
чувств и т.д. Этим детям труднее преодолеть конфликт между инициативностью
и ощущением вины, который сковывает их лучшие порывы. Без помощи родителей
и других взрослых им редко удается преодолеть формирующийся комплекс
неполноценности. Эриксон отмечает, что в потенциале каждый ребенок обладает
неистощимым запасом энергии, что помогает легко и быстро забывать о
неудачах, преодолевать огорчения и стрессы. Дети «стремятся побыстрее найти
такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы
в социально приемлемые рамки».
Помочь детям в этом сложном деле – задача родителей и воспитателей,
которые должны поощрять любознательность, побуждать к изучению окружающего
мира, всех возможных форм поведения и общения. Тем самым у ребенка
расширяется круг представлений о том, что общество принимает, а что
отторгает, какие нормы в нем признаются оправданными, а какие нет. Чем шире
знания детей об окружающем их мире, тем они свободнее чувствуют себя в нем,
тем чаще добиваются успехов.
Помимо непосредственного знакомства с социальным окружением важную
роль в формировании независимости ребенка играют беседы с родителями и
воспитателями, подробные ответы на бесконечные «почему?», а также активное
участие в самых разных домашних делах. Дети особенно любят, когда их
привлекают к приготовлению пищи (я готовлю для всей семьи!) или к
обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной
отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.).
Для того, чтобы блокировать формирование чувства вины, особенно если
оно приобретает острые формы, родители должны постараться вызвать ребенка
на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у
него это чувство. Чем быстрее и лучше справятся со своей задачей родители,
найдя наиболее подходящий способ преодоления детского чувства вины, тем
скорее и эффективнее ребенок начнет проявлять свою самостоятельность и
инициативу.
Важным средством разрешения конфликта между независимостью и чувством
вины является игра. Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых
проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать
социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.
Кроме того, детям необходимо предоставлять возможность побыть одним: без
одиночества нет мечтаний и размышлений над какими-то собственными
проблемами.
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный
конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры».


Деятельность как фактор развития

Игра — ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста.

Д.Б Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу
деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна,
сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой
ориентации во внешнем, зримом мире, которой никакая другая деятельность
дать не может. Все типы деятельности ребенка дошкольного возраста, за
исключением самообслуживания, носят моделирующий характер. Сущность всякого
моделирования, считал Д.Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта в
другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются
такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения,
специальной ориентировки. Именно поэтому Д.Б. Эльконин называл игру
«гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Что же составляет предмет этой деятельности? Это взрослый человек как
носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные
отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической
деятельности определенные правила.
Как уже не раз отмечалось, на протяжении своего развития ребенок
постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как
орудием. Но это орудие отличается от всякого другого. Ложкой можно
попробовать что-то делать (бросать, стучать и пр.), а со взрослым уже не
попробуешь... Если что-то плохо сделал, — значит, это уже произошло, это
уже непоправимо. В ситуации 'человеческих отношений приходится внутренне
проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему
последствий своих действий. Поэтому необходимость формирование внутреннего
плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из
системы материальных отношений.
Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а
затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра —
это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения,
моделирования. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра — это не
всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра
возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не
может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда
возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок
подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве
этой тенденции и возникает игра.
Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые
возникает новая форма удовольствия ребенка — радость от того, что он
действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет, как пациент, и
радуется, как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия,
которая продолжается в школьном возрасте.
Итак, игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой
деятельности. Она ориентировочная по своему существу. Именно поэтому она и
выносит ребенка на девятый вал его развития и становится ведущей
деятельностью в дошкольном возрасте


Эмпир

Новинки рефератов ::

Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Нефть и способы ее переработки (Химия)


Реферат: техника (Сельское хозяйство)


Реферат: Показатели здоровья населения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Особенности учета, аудита и анализа кредитов коммерческого банка (Бухгалтерский учет)


Реферат: Даосизм, Синтоизм, Конфуцианство. Религия Китая (Религия)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Неизвестные страницы Холодной войны (История)


Реферат: Договор энергоснабжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Движение "тенентистов" в Бразилии 1920-1935гг. (Политология)


Реферат: Агротехнологическая оценка среднеспелых сортов сои (Биология)


Реферат: Курсовик по РЗА (Технология)


Реферат: Наука БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История Царского села (Государство и право)


Реферат: Одаренные дети (Педагогика)


Реферат: Конспект статьи А.Ф. Лосева "Русская философия" по его книге "Философия. Мифология. Культура." (Философия)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Возрождение и реформация (Культурология)


Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Педагогика)


Реферат: Вычисление вероятности игры в КРЭКС(кости) (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист