GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Правовые основы финансовой деятельности государства (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовые основы финансовой деятельности государства (Право)



МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА



КУРСОВАЯ РАБОТА



По курсу: ФИНАНСОВОЕ ПРАВО


По теме: ПРАВОВЫЕ ОСНСВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА



Выполнила студентка 4 курса


Группа ДБ – 041 СА

Юрлова Наталья Васильевна



МОСКВА 2002г.
Содержание


|Введение |3 |
|1. Понятие финансовой деятельности государства |5 |
|2. Финансовая система |9 |
|3. Государственные органы, осуществляющие финансовую |13 |
|деятельность | |
|Заключение |21 |
|Список использованной литературы |22 |

Введение

В любом государстве распределение и перераспределение валового
общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в
денежной форме. Понятие «финансы» происходит от фр. finance — совокупность
всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства,
а также система их формирования, распределения и использования.
По своему материальному содержанию финансы государства представляют
собой фонды денежных средств.
Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных
экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и
использования централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств. Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от
непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги
стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по
управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов
и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы — это
не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования,
перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат
экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и
национального дохода. Они являются средством контроля за производством и
распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития
государства и общества в нужном в каждый данный период развития
направлении. Финансы и финансовые отношения — это обязательно денежные
отношения, однако отнюдь не все отношения no поводу денег являются
финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки,
административных штрафов, финансами не являются. Это общественные
отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским,
административным и т.д.
Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи
денег, более эффективного средства управления человечество пока не
придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования
денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство,
таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по
определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим
информационным источником. Наглядным примером этому служит современное
развитие России, где недостаточное выделение средств на науку, образование
и культуру приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из
указанных областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее
положение возможно, только направив на развитие этих областей необходимое,
достаточное количество денежных средств.
1. Понятие финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства — это деятельность государства по
образованию, перераспределению и использованию централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное
функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции доходов и
осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до начала
планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники
доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна
проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из
разных источников и по разным направлениям.
Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы государства уже
начинают планировать бюджетные доходы и расходы на следующий год. Расходы и
доходы государства в течение года могут быть осуществлены только в пределах
программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды
денежных средств в строго определенные, заранее установленные
соответствующим финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в
определенном объеме. Таким образом, финансовая деятельность государства это
обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом плане.
Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается
постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании
фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что
конечной целью финансового планирования является соответствие доходов
расходам и, как идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса
доходов и расходов денежных средств.
Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на
централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно
обусловлены.
Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это система сообщающихся
сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо звене финансовой
системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в целом. Так, в
современных условиях становления рынка при существующем большом бюджетном
дефиците (недостатке доходов в бюджетной системе) сокращается бюджетное
финансирование, растут неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля
и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни общества. Совершенствование
финансовой системы в целом поможет выходу из кризиса.
К централизованным фондам денежных средств или централизованным
финансам относятся денежные средства, поступающие в распоряжение
государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде всего все
средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные
внебюджетные фонды, государственное страхование — имущественное и личное,
кредит (государственный и банковский).
К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы
предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет
собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также
отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.[1]
В связи с переходом к рыночной экономике очень важно понять роль
государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и использовании
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным
хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему
налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.
В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование
выражается по-иному.
Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм
собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды
государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и
подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В
частности, французский ученый П.М. Годме писал: «…Ни в коем случае не
следует забывать о фундаментальном различии между государственными и
частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом,
что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от
законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают
определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика
государственных финансов определяются решениями государства и действиями
публичной власти...». Он показал отличие частных финансов от
государственных, которые можно свести к следующему:
- государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы
посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует
принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные
лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и,
следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои
обязательства;
- государственные финансы связаны с денежной системой, которая в
большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта
денежная система не зависит от воли частного собственника,
распоряжающегося своими финансами;
- частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные
финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого
общего интереса;
- размеры государственных финансов намного больше, чем размеры
частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих
различий, — писал П.М. Годме, — вполне достаточно, чтобы
рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая,
несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается
от последних».[2]
Однако во взаимоотношении этих фондов с государственными
централизованными и децентрализованными фондами денежных средств
осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством,
экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые
фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но
и их связи между собой.
Если учитывать, что финансы связаны с денежной системой, порождением
которой они в свою очередь являются, то связь между всеми финансами
государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится
еще более ясной.
Любая финансовая деятельность в государстве связана с аккумуляцией
доходов и проведением необходимых расходов. Расходы могут превышать реально
имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном хозяйстве, и тогда
государство начинает изыскивать дополнительные источники доходов для
покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или
государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом
централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с
бюджетным дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все
процессы, происходящие в государстве, не только в области экономики и
социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики,
демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно
провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой
деятельности государства, которая осуществляется в правовой форме.
2. Финансовая система

Финансы составляют целостную систему, включающую несколько
взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных
институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы
обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим
воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под
финансовой системой Российской Федерации понимают: а) совокупность
финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и
использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность
государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей
компетенции финансовую деятельность.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание,
перераспределение и использование фондов денежных средств, образует
финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в
условиях перехода к рынку.
Так, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды
денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
2. Государственные внебюджетные фонды.
3. Фонды, консолидированные в бюджете
4. Внебюджетные децентрализованные фонды.
5. Фонды страхования.
6. Кредит (государственный и банковский).
7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).
Если рассматривать систему как понятие, то это расположение в
определенном порядке событий, фактов, отраслей, институтов, органов,
непосредственно занимающихся какой-либо деятельностью в их диалектической
взаимозависимости и взаимообусловленности.
Состав финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях
развития рыночной экономики стал использоваться зарубежный опыт. Так,
именно используя зарубежную практику, стали создаваться различные
внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты. Перестало быть
государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский
кредит.
Для того чтобы пополнить централизованные и децентрализованные фонды
денежных средств, используются специальные методы обязательных и
добровольных платежей. Это, во-первых, налоги, сборы, пошлины; во-вторых,
кредит (государственный и банковский); в-третьих, страхование; в-четвертых,
эмиссия денег.
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан
перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную
систему или во внебюджетные фонды Вся бюджетная деятельность государства и
деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин
регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат
нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, где система
бюджетная: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты обеспечиваются системой налоговой: федеральные налоги и сборы,
региональные налоги и сборы, и местные налоги и сборы.[3]
Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это
деятельность государства по получению в кредит (т.е. взаймы) средств от
юридических, физических лиц и других государств. Государственный кредит
осуществляется, прежде всего, через размещение различных государственных
займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный
кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного
займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц.
В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и
в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде
государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных
займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческих структур.
Реализация государством этих ценных бумаг обеспечивает поступление в бюджет
безинфляционных денег.
Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда
для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений
государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям
или у международных фондов, таких как Международный валютный фонд (МВФ),
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.
В последующие годы государство в законе о бюджете предусматривает
регулярно расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так
и за рубежом.[4]
Банковский кредит — это сложная многосторонняя деятельность,
предполагающая как мобилизацию денежных средств, где вся банковская система
использует как ресурс для целей кредитования добровольные вложения
вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и
расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.
Методом мобилизации денежных средств служат платежи по обязательному и
добровольному страхованию, имущественному и личному.
Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий,
эпизоотий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых
необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды
которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из
функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление
понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для
проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование
финансовых ресурсов в фонды денежных средств.
Обязательное государственное страхование жизни и имущества граждан
служит всем трем вышеуказанным целям.
Широко распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в
целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым
случаям, что является государственной задачей, а также для образования
дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной
системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем
самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они
также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому
государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.
Методом мобилизации средств служит и эмиссия денег. Этот способ
аккумуляции средств в бюджет широко используется при переходе к рыночной
экономике. Так было в период нэпа, так же происходит и сейчас. Отпуск цен
потребовал увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлек
за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным
бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная,
регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может
быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается
заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке,
который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно
положительно влияет на развитие производства. По Федеральному закону «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк монопольно
осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
Основные формы использования фондов денежных средств — это
финансирование и кредитование выплаты по госкредиту и страхованию.
Финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных
средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону,
управление. Финансирование осуществляется за счет как централизованных,
бюджетных и внебюджетных фондов, так и децентрализованных фондов, в
соответствии с различными государственными программами.
Второй способ использования денежных средств — банковское кредитование.
Банковский кредит служит использованию денежных средств на условиях
возвратности, возмездности, срочности и имеет целевое назначение.
Использование фондов денежных средств осуществляется путем выплат страховых
возмещений при наступлении страховых случаев, а также выделении средств для
профилактических мероприятий.
Можно считать, что в настоящее время возник новый метод использования
денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62
Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ
вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях
возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности
и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей
Закона.
Государство использует фонды денежных средств также для погашения
своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.
Финансовая система как совокупность государственных органов и
учреждений — это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных
учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность
государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов
РФ (Минфин России), который является органом исполнительной власти,
обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим
общее руководство организацией финансов в стране.
Система кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ,
который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть
кредитных органов.[5]
3. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои
органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. В то же время
практически все органы государства без исключения занимаются финансовой
деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и
исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами,
бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют
страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию
(ст. 71, 75 Конституции РФ).
Представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные
органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают,
обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные
бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в
представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением
бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.[6]
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов
местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции
руководство финансами соответствующих национально-территориальных и
административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку
финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей
территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей
компетенцией. Например, органы местного самоуправления помимо того, что
утверждают местные бюджеты и используют их средства на нужды местного
значения, обеспечивают на своей территории поступление доходов в
вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, страховых
фондов.
Органы государственного управления специальной компетенции в
зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить
на две группы:
1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи
с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и
ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя
порученным участком государственной деятельности, они: а) тратят
бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль,
которая в свою очередь перераспределяет в бюджет. Они утверждают сметы
подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей
компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования,
создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в
бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и
полномочия в области финансов определяются специальными нормативными
актами;
2. государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая
деятельность является основной. Эти органы созданы специально для
осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Все
национально-территориалъные образования и административно-территориальные
образования имеют в составе своих правительств или администраций
управления, соответствующие республиканские министерства финансов, или
другие органы финансового управления.
В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой
деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии. Учитывая, что
основной объем работы в области финансовой деятельности государства
осуществляется Министерством финансов, рассмотрим его компетенцию более
подробно.
Министерство финансов выделяется комплексным характером своих функций.
Оно обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики. Минфин России взаимодействует с другими органами
исполнительной власти, оно стало преемником ранее самостоятельно
существовавших служб — Федеральной службы по надзору за страховой
деятельностью, Комитета РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням,
Федеральной комиссии лотерей и игр РФ.
Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в
соответствии с Положением о нем:
1. совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;
2. разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и
валютной политики в РФ;
3. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
социально-экономического развития РФ;
4. разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в
установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об
исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
5. разработка программ государственных заимствований и их реализация в
установленном порядке от имени РФ; управление государственным
внутренним и внешним долгом РФ;
6. разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых
рынков в РФ;
7. участие в разработке и проведении единой политики в сфере
формирования и использования государственных ресурсов драгоценных
металлов и драгоценных камней;
8. разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и
отчетов об их исполнении;
9. осуществление в пределах своей компетенции государственного
финансового контроля;
10. обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и
отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном
банке РФ и кредитных организациях), а также в соответствии с
российским законодательством аудитом в Российской Федерации (кроме
аудита в банковской системе).
Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с
возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции (ст. 6
Положения):
1. подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию
бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма
межбюджетных отношений с субъектами РФ;
2. участвует в установленном порядке в разработке прогнозов социально-
экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и
краткосрочную перспективу;
3. участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому
оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и
защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей
работ и услуг;
4. участвует в подготовке предложений по основным направлениям
кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и
платежей в экономике;
5. участвует в формировании и осуществлении единой политики цен;
6. участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в
установленном порядке их финансирование за счет средств
федерального бюджета;
7. разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию
активной инвестиционной политики, участвует в разработке и
финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета
развития РФ;
8. участвует в установленном порядке в разработке проектов федеральных
конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных
правовых актов;
9. разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативные
правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства,
обязательные для исполнения на территории РФ;
10. обеспечивает повышение качества научных исследований в области
финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с
научно-исследовательскими организациями экономического профиля по
выработке предложений об эффективном использовании государственных
средств;
11. проводит совместно с Министерством РФ по связи и информатизации
единую техническую политику в области информатизации своих
территориальных органов;
12. обеспечивает разработку и исполнение государственного бюджета, что
закреплено в ст. 165—167 БК РФ.
Министерство финансов Российской Федерации имеет право (ст. 7
Положения):
1. запрашивать в установленном порядке у федеральных органов
государственной власти и органов государственной власти субъектов
РФ материалы, необходимые для:
- разработки проекта федерального бюджета;
- расчета прогноза консолидированного бюджета РФ;
- составления отчета об исполнении федерального бюджета;
- составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в
целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;
2. запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным
и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов,
утвержденным бюджетам фондов и отчеты об их исполнении;
3. запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ и организаций данные,
необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием
средств федерального бюджета;
4. проводить совместно с соответствующими министерствами экспертизу
технико-экономических проектов, представляемых в качестве
обоснований для выделения средств на инвестиции;
5. представлять в установленном порядке Правительство РФ при
предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах
размера государственного долга, утверждаемого федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год;
6. ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и
прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из
федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого
использования ими средств федерального бюджета, а также в случае
непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании
ранее полученных средств;
7. взыскивать в установленном порядке с организаций средства
федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому
назначению, с наложением штрафа в соответствии с законодательством
РФ;
8. организовывать формирование за счет средств федерального бюджета
Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и
предоставлять помощь за счет средств этого Фонда в порядке и
размерах, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на
соответствующий год;
9. выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за
счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие
временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках
бюджетного года;
10. предоставлять отсрочки (рассрочки) платежей по налогам в
федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством РФ,
с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего
реестра;
11. выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом
международных финансовых организаций, в которых состоит Российская
Федерация, а также других иностранных контрагентов по финансовым
операциям Правительства РФ;
12. осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с
законодательством РФ и получать отчеты о деятельности
соответствующих организаций.
Организационная структура Министерства финансов Российской Федерации:
• Министерство финансов РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя
Правительства РФ.
• Министр:
— несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство задач и осуществление им своих функций;
— имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством РФ;
— руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия;
— распределяет обязанности между заместителями Министра;
— вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства РФ проекты
нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию
Министерства;
— руководит деятельностью Федерального казначейства;
— утверждает положения о структурных подразделениях Министерства;
— назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности
работников центрального аппарата Министерства и т.д.
В Министерстве финансов РФ образуется коллегия (ст. 11 Положения) в
составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей
Министерства РФ по налогам и сборам и Государственного таможенного комитета
РФ по должности, а также других руководящих работников центрального
аппарата Министерства и иных лиц по представлению Министра.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством РФ.
Коллегия рассматривает основные вопросы финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики, а также другие наиболее важные вопросы
деятельности Министерства.
Решения коллегии реализуются, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное
решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях
Правительству РФ. Члены коллегии могут сообщить свое мнение в Правительство
РФ.
Для рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов
внедрения в практику достижений науки при Министерстве финансов РФ
создается научный совет, в состав которого входят ученые и теоретики,
специалисты в области финансов, кредита и денежного обращения.
Министерство финансов РФ является юридическим лицом, имеет печать с
изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья
финансовой системы.
Акты Министерства финансов Российской Федерации:
- Министерство финансов РФ издает в пределах своей компетенции на основе
законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
- Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции издает совместно с
другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые
акты.
Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность
государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом
государственного управления, объективно осуществляет государственное
руководство в области банковской деятельности. Именно на Центральный банк
возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством
политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный
банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том
числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного
капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах
Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк
контролирует все расчеты коммерческих банков.
В период перехода к рынку финансовая деятельность государства
приобретает все большее значение, процессы перераспределения и накопления
идут только через финансовые ресурсы, поэтому контроль и наблюдение за
деятельностью по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных
фондов приобретает все большую роль. В результате в период перехода к рынку
появился целый рад органов, специально занимающихся контролем в области
финансовой деятельности государства.
Такими специальными органами являются:
- Счетная палата — постоянно действующий орган финансового контроля,
образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей
Счетной палаты является организация и осуществление контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
- Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики
и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе
исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как
бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной,
за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является
налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа
госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных
налоговых инспекций в субъектах Федерации.
Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем,
соблюдением законности в области финансовой деятельности образована
Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой
является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том
числе и в органах налоговой инспекции. Финансовой деятельностью занимаются
и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно
четвертую часть бюджетных средств.

Заключение

Финансовое право принадлежит к числу тех отраслей права, которое в
Российской Федерации не только обновилось на 100% и выдвинулось в число
самых актуальных частей российского права, но и продолжает переживать этап
бурного развития. Изменения бюджетных отношений, создание системы
государственных внебюджетных фондов, формирование принципиально новой
налоговой системы, особая роль Банка России как центра банковской системы
требуют от науки переосмысления многих традиционных и исследования новых
финансово-правовых категорий.
Список использованной литературы

1. Конституция РФ.
2. Бюджетный кодекс РФ.
3. Налоговый кодекс РФ.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999год».
5. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)».
6. Постановление Правительства РФ «О Порядке образования и использования
отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994г.
7. Годме П. М. «Финансовое право» М.,1978г.
8. «Финансовое право»: учебник под ред. О. Н. Горбуновой – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Юристъ,2002г.
-----------------------
[1] Постановление Правительства РФ «О Порядке образования и использования
отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994г
[2] Годме П. М. «Финансовое право»
[3] Бюджетный кодекс РФ статья 10 и Налоговый кодекс РФ статья 13
[4] Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999год»
[5] Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)»
[6] ч. 1 ст. 114 Конституции РФ





Реферат на тему: Правовые отношения

Содержание

Введение 2
Понятие и виды правоотношений 4
Виды правовых отношений 6
Понятие и виды субъектов правоотношений 9

Правоспособность 11

Дееспособность 13
Правосубъектность 15

Понятия и виды субъектов правоотношений. 16

Понятие юридических факторов и их классификация 18
Заключение 20
Список литературы 21



ВВЕДЕНИЕ

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в
многочисленные взаимоотношения. Такие отношения бывают различного вида. В
частности, общественные отношения можно разделить на материальные и
идеологические. Материальные направлены на поддержание существования
человека. Идеологические - это лишь надстройка над первыми. Отношения между
людьми, зависящие от их воли и сознания, весьма разнообразны. Это семейные
(отношения мужа и жены, родителей и детей), трудовые (отношения рабочего с
администрацией своего предприятия), имущественные (например, отношения,
возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие. Люди вступают в
эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных
жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей,
от экономического строя общества.
Так же, в свою очередь все виды и формы отношений, возникающих и
функционирующих в обществе между индивидуумами и их объединениями можно
разделить на общественные или социальные. Они в свою очередь возникают из
множества различных отношений: экономических, юридических, моральных,
духовных, культурных и многих других. Само человеческое общество - это
совокупность отношений, продукт взаимодействий людей. Юридические или
правовые отношения органически связаны с правом.
Право - особый государственный регулятор общественных отношений.
Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в
результате чего эти отношения становятся правовыми.
По сравнению с другими социальными регуляторами право наиболее
эффективный, властно принудительный и вместе с тем цивилизованный
регулятор. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том
случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права, не
противоречат воле государства.
Следовательно, правоотношения можно в самом общем смысле определить
как общественные отношения, урегулированные правом. Право не творец, а
лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. “Право само по себе
ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. ...
Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические
потребности”. Тем самым сначала возникают общественные отношения, а затем
как следствие норма права. Но есть и такие правоотношения, которые
возникают только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и
другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, “в чистом
виде”, представляют собой действительно самостоятельный вид и тип
общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право
создает, творит общественные отношения, порождая новые связи.



Понятие и виды правоотношений


Правоотношение - следствие действия права как социального и
государственного института. Правоотношение - это общественное отношение,
урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие
субъективные права и юридические обязанности.
В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как
там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или
без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие
правового опосредования. Если норма права - статистическое состояние
правового урегулирования, то правоотношения - динамическое. Категория
“правоотношения” является одной из центральных в общей теории права и
позволяет уяснить, каким образом право воздействует на поведение людей.
Под возникновением правоотношений понимают условия, порождающие
правовые отношения.
Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений:
1. Материальные (общие)
2. Юридические (специальные)
К материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под
влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком
смысле под материальными предпосылками понимается система социально-
экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную
необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.
К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта
правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические
связи), не менее двух субъектов и соответствующие поведение участников
правоотношений. “Интерес - вот что скрепляет членов гражданского общества
... Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем, ради
какой-либо из своих потребностей”.
Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими.
Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни
соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком
плане под материальными предпосылками понимается совокупность
экономических, социальных, культурных и иных факторов, обслуживающих
объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных
отношений.
Однако одних общих предпосылок не достаточно, чтобы в конкретных
случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения, для
этого нужны еще формально-юридические.
К юридическим предпосылкам относятся:
- норма права;
- правосубъектность;
- юридический факт (как реальное жизненное обстоятельство).
Без названных предпосылок правоотношение невозможно.
Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой
двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая
возникает на основе норм права. В правоотношениях возникает связь между
лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта
связь носит волевой характер.
Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через
сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что
стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по
закону после смерти родственника, проживающего в другом городе.
Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают,
охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Охрана
законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, ибо последние в
своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.
Также правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов,
строгой определенностью и взаимностью, персонификацией прав и обязанностей.
Это всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и
юридические лица), как правило, известны и могут быть названы по именно, их
действия скоординированы. Это не наблюдается в других общественных
отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не
столь формализированы и управляемы.

Виды правовых отношений.

Наибольший вклад в развития в правоотношениях внесла цивилистическая
наука. На ее выводах и положениях в значительной мере основывается и общая
теория государства и права. Однако, вторгаясь с этими готовыми мерками в
иные социальные сферы и анализируя механизм правового опосредования
общественных отношений более общего и более высокого уровня, у нее
возникают затруднения.
Юридический инструментарий, отработанный за тысячелетия, успешно
применяемый в своей области, не всегда без всяких оговорок может быть
использован в другой области. Отсюда потребность дополнить этот механизм,
сделать более гибким, унифицированным, для того чтобы с его помощью можно
было упорядочить, регулировать и другие отношения.
Отношения типа государство - государство, государство - гражданин,
федерация - субъект федерации, президент - парламент, депутат - избиратель,
а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и
ветвей власти, и тому подобное выступают как правовые, поскольку
регулируются правом. У них своя специфика и эти правоотношения можно
разделить на отдельные виды по различным основаниям:
в зависимости от предмета правового регулирования правоотношения делятся на
конституционные, административные, уголовные, гражданские и т.п.
в зависимости от характера на материальные и процессуальные
в зависимости от функциональной роли - на регулятивные и охранительные
в зависимости от природы юридической обязанности - на пассивные, связанные
с осуществлением запретов и активные, связанные с осуществлением
определенных положительных действий
в зависимости от состава участников - на простые, возникающие между двумя
субъектами и сложные, возникающие между несколькими субъектами
в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные и
долговременные
в зависимости от определенности сторон - на относительные, абсолютные и
общие.
В относительных правоотношениях конкретно определены все участники. В
абсолютных правоотношениях известно лишь управомоченная сторона, а
обязательные лица - всевозможные субъекты, призванные воздерживаться от
нарушений интересов управомоченого.



Понятие и виды субъектов правоотношений.

Люди и их объединения, выступающие в качестве носителей
предусмотренных законом прав и обязанностей, являются участниками
правоотношений, субъектами права. В международной практике о гражданских и
политических правах (1966) записано: “каждый человек, где бы он ни
находился, имеет право на признание его правосубъектности”. Это положение
также закреплено во Всеобщей Декларации Прав человека 1948г.
Каким бы то ни было правоотношение, оно должно заключать в себе не
менее двух субъектов (простое правоотношение), так как отдельный индивид
не может находиться в каком-либо общественном отношении, с самим собой. В
правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов
(сложное правоотношение). Но с юридической точки зрения в таких
правоотношениях просматриваются две противоречивые стороны -
управомоченная и правообязанная.
Субъектом правоотношения может быть не только человек или общность
людей. Существуют юридические нормы, определяющие отношения человека к
животным (порядок содержания, выгул, прививки, и т.д.). Впереди всех, в
правоотношениях человека к животным можно назвать Англию, где существует
ряд законов, в которых субъектами правоотношений являются животные.
Вообще субъекты права разделяются на индивидуальные (физические лица)
и коллективные (юридические лица). К индивидуальным относятся:
а) граждане РФ;
б) иностранцы;
в) лица без гражданства;
г) лица с двойным гражданством.
Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (участие в
избирательных компаниях, служба в вооруженных силах, занимать определенные
должности и т.д.), но обязательно им гарантированы все гражданские права.
Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности. Правовой
статус у иностранцев различается в зависимости от проживания на территории
России, у постоянно проживающих и у временно проживающих различные права.
Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты федерации.
Они делятся на следующие виды:
1. Само государство.
1. Государственные органы и учреждения.
1. Общественные объединения.
1. Административно-территориальные единицы.
1. Субъекты РФ.
1. Избирательные округа.
1. Религиозные организации.
1. Промышленные предприятия.
1. Иностранные фирмы.
1. Специальные субъекты (юридические лица).
По законодательству РФ далеко не все организации и учреждения могут
выступать как юридические лица. Признаки юридического лица сформулированы в
ст.48 Гражданского Кодекса РФ. В п.1 статьи указываются традиционные
признаки юридического лица:
наличие обособленного имущества;
самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом;
приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени;
выступление в качестве истца и ответчика в судах.


Правоспособность


Понятие правоспособности было сформулировано и в ведено буржуазными
кодексами XIX века.
В Российском Гражданском Кодексе понятие правоспособности дается в
ст. 17, из которой можно понять что, гражданская правоспособность - это
способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих
прав и обязанностей. Гражданский Кодекс закрепляет равную для всех граждан
правоспособность. Это означает, что все граждане обладают равной
возможностью иметь гражданские права и исполнять обязанности, не зависимо
от их возраста, психологического и физического состояния, а также
способности самостоятельно приобретать субъективные права и осуществлять
их.
Признается равенство прав не зависимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного положения, места жительства,
вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а
также других обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).
Иностранные лица и лица без гражданства пользуются в России
гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами (ст. 562,
563 ГК 1964г.). Это означает, что иностранные граждане и лица без
гражданства могут иметь те же имущественные и личные неимущественные права,
что и российские граждане, независимо от обстоятельств указанных в ст.19
Конституции РФ. Иностранные граждане не в праве, иметь какие - либо иные
гражданские права, чем те, которые предоставлены гражданам РФ. Также
правоспособность граждан возникает с момента его рождения. Иногда закон
признает возможность иметь гражданские права за еще на родившимся ребенком.
Наследником по закону может быть любое лицо, зачатое до смерти
наследодателя и родившийся после его смерти (ст.530 ГК 1964 г.).
Гражданская правоспособность не отделима от самого существования человека.
Пока человек жив, он признается субъектом гражданских прав. Прекращается
правосубъектность смертью. Но правоспособность сама по себе никакого
реального блага не дает. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-
либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.
Правоспособность:
а) неотличима от личности;
б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места
жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств.
Правоспособность не передаваема, ее нельзя делегировать другим. И не
имеет решающего значения то обстоятельства, что возможность обладать теми
или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня
рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при
наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не имеет
сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее
объект у всех одинаков.
Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.
Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые
права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством.
Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех
или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой.
Специальная правоспособность - это такая правоспособность, при
которой требуются специальные познания или талант.
Правоспособность организации, юридических лиц также является
специальной, она определяется целями и задачами их деятельности,
зафиксированными в соответствующих уставах и положениях. Возникает в момент
создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.



Дееспособность.
Способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и
обязанности, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений
называется дееспособностью.
Дееспособность связана с психологическими и возрастными свойствами
человека и зависит от них, в то время как правоспособность не зависит от
указанных обстоятельств.
Выделяют два вида дееспособности:
полную, наступающую с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18
лет;
частичную, определенную возрастом с 14 до 18 лет.
Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и
душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их
осуществлять. За них могут выступать их законные представители - родители,
опекуны, попечители.
В соответствии со ст.21 ГК РФ полная дееспособность может наступить
до 18 лет, если гражданин вступил в брак и сохраняется в полном объеме в
случае расторжения брака до достижения 18 лет. В статьях 26 и 27 ГК
указывается на частичную дееспособность. Несовершеннолетние, достигшие 14
лет в праве решать сделки с согласия законных представителей, но также
несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в праве самостоятельно, без
согласия родителей, усыновителей и попечителя распоряжаться своими
доходами, осуществлять права автора охраняемого законом результата своей
интеллектуальной деятельности, в соответствии с законом вносить вклады в
кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки.
С 16 лет несовершеннолетние также в праве быть членами кооперативов. При
наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, попечителей,
либо органа опеки может ограничить или лишить несовершеннолетнего некоторых
прав. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по
решению органа опеки и попечительства с согласия обеих родителей.
В ст.30 ГК указывается на ограниченную дееспособность. Основанием
ограничения дееспособности гражданина является злоупотребления им спиртными
напитками или наркотическими средствами, приводящие к тяжелому
материальному положению семьи.


Правосубъектность

Правоспособность и дееспособность вместе взятые, представляют собой
правосубъектность. Это понятие отражает те ситуации, когда правоспособность
и дееспособность неразделимы. Не существует правоспособных, но не
дееспособных коллективных субъектов.
Некоторые права граждан носят, непередаваемый характер их не может
осуществить за недееспособное другое лицо. Недопустимо положение, когда
субъект обладал бы брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но
был бы лишен аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают
как единое целое.
Правосубъектность включает в себя четыре элемента:
1. Правоспособность.
1. Дееспособность.
1. Деликтоспособность (способность отвечать за гражданские правонарушения).
1. Вменяемость - условие уголовной ответственности.
В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических
предпосылок правоотношений.
Правосубъектность - это возможность или способность лица быть
субъектом права со всеми вытекающими от сюда последствиями.



Понятия и виды субъектов правоотношений.
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены
субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами,
- то, ради чего возникает само правоотношение. Возможность чем-то владеть,
пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать
на действия других является субъективным правом. Все это попадает под
понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного
права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в
интересах управомоченного и государства в целом.
Существуют различные трактовки объекта правоотношения. Но сложились
две основные концепции - монистическая и плюралистическая. Монистическая -
объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов,
поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию
юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на
правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.
Плюралистическая - является более реалистичной, объекты
правоотношений сто

Новинки рефератов ::

Реферат: Производство электронно-вычислительных машин (Программирование)


Реферат: Основы конституционного строя Великобритании (Право)


Реферат: Женщина и политика (Политология)


Реферат: Пауки (Биология)


Реферат: "Лишние люди" в произведениях Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (История)


Реферат: Тарханы в творчестве Михаила Лермонтова (Литература : русская)


Реферат: Современное состояние страхования в России и США (Страхование)


Реферат: Демократия: сущность, становление и развитие (Политология)


Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)


Реферат: Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Все о клетке (Биология)


Реферат: Вплив моральних якостей вчителів на процес формування майбутніх громадян України (Педагогика)


Реферат: Местные налоги и сборы в РФ (Налоги)


Реферат: Михаил Сергеевич Горбачёв (Политология)


Реферат: Функция распределения электронов (Физика)


Реферат: Монголо-татарское иго и его влияние на политическое и экономическое развитие России (История)


Реферат: Бабель (Литература : русская)


Реферат: Концепции современного естествознания (Естествознание)


Реферат: Конституционный статус человека и гражданина РФ (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист