GeoSELECT.ru



История / Реферат: Киликийское Армянское Государство (XI-XIV века) (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Киликийское Армянское Государство (XI-XIV века) (История)



КИЛИКИЙСКОЕ АРМЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XI-XIV ВЕКА)
План:
1. Образование Киликийского армянского государства


2. Социально-экономические отношения и административное устройство


3. Падение Киликийского армянского государства
1. Образование Киликийского армянского государства
В конце XI века, когда вся Армения, за исключением Сюникского и Таширского
царств, находилась под игом чужеземных захватчиков, на северо-восточном
берегу Средиземного моря, в Киликии, возникло новое армянское государство,
просуществовавшее три столетия, с 1080 г. до

1375 года.

Кйликия расположена в юго-восточной части Малой Азии и по своему рельефу и
природным условиям делится на две резко различающиеся части—горную и
равнинную. Киликийская равнина, расположенная на высоте 150— 200 м. над
уровнем моря,—один из наиболее плодородных районов Малой Азии. С древнейших
времен она славилась субтропическими культурами, хлопком, рисом,
виноградом. Разнообразен животный мир Киликии. Она богата полезными
ископаемыми.

Киликия в древних армянских источниках называется «Киликийской землей»;
арабские авторы по главному городу Киликии именовали ее «Страной Сиса».

В первом веке до н. э. Горная Кйликия подпадает под власть Римской империи.
Ее равнинную часть Тигран II на короткое время присоединяет к своему
государству, но по договору 65 г., заключенному между Тиграном II и Помпеем
она также достается Риму, а в дальнейшем переходит под владычество
Византийской империи.

В древний период Киликию населяли малоазиатские племена. Впоследствии
значительную часть ее населения составили греки и сирийцы. Армяне впервые
поселились в Киликии при Тигране II (95—55 г. до н. э.). В VIII—XII вв.
здесь появляются арабы и сельджуки, а с начала XIII века—итальянские
ремесленники и купцы.

Численность армянского населения в Киликии быстро растет в XI и особенно в
начале XII века, когда значительная часть малоазиатских армян, спасаясь от
сельджуков, находит убежище в горных районах Киликии. Позднее, вследствие
татаро-монголыжого нашествия, здесь обосновывается большой поток
переселенцев из центральной Армении.

В XI веке в Киликии существовал ряд армянских княжеств, из которых наиболее
жизнеспособным и значительным было княжество, основанное в Горной Киликии
князем Рубеном, одним из приближенных Гагика II—последнего царя Багратидов.
Временем основания этого княжества, ставшего ядром Киликийского армянского
государства, принято считать 1080 г., когда Рубен вытеснил византийцев из
Горной Киликии и провозгласил независимое армянское княжество. Преемник
Рубена,—его сын Константин завладел рядом новых областей и крепостей.

Киликийское армянское княжество вело длительную борьбу с окружавшими его
врагами—Византийской империей, сельджуком Иконийоким султанатом и латинским
Антиохийским княжеством. В ходе кровопролитных войн многие его районы
неоднократно переходили из рук в руки. Однако, наряду с длительной и
упорной борьбой, искусно используя разногласия между своими противниками,
Рубениды шаг за шагом расширяли границы княжества. Уже в первой половине
XII века они заняли такие известные города, как Сие, Анарзаба, Адана, Таре
(Тарсон).

Киликийское армянское княжество настолько усилилось и расширилось, что в
1198 году в Тарсе, известном городе Равнинной Киликии, оно было
торжественно провозглашено независимым государством, а князь Левон—царем
1219) под именем Левона П. Это историческое событие современники расценили
как восстановление царства Багратидов в новых условиях, на новой
территории, где сосредоточилось многотысячное армянское население—дворяне,
церковнослужители, воины, шинаканы-крестьяне, ремесленники и купцы. Приток
армян из Армении и других областей в Киликию усилился. Киликийское
армянское государство стало крупным центром политической и культурной жизни
армянского народа.

В годы своего царствования Левой II расширил границы государства, включив в
его состав как горные, так и равнинные районы Киликии. За это время была
создана сильная регулярная армия, построен ряд крепостей в пограничных
районах, создан торговый флот, заключены торговые соглашения с Венецией,
Генуей и другими городами и странами. Усиление и экономический рост
Киликийского армянского государства продолжались до 60-х гг. XIII века.
наверх^
2. Социально-экономические отношения и административное устройство
Киликийское армянское царство было государством феодальным, по своему
социально-экономическому устройству сходным с царством Багратидов.
Характерно, что в 1198 г. на церемонии коронации Левона присутствовали 45
крупных феодалов—владельцев областей и крепостей, бывших непосредственными
вассалами царя. В XI веке среди армянских феодальных родов Киликии наиболее
богатыми и влиятельными были Рубеняны, Арцруни и Ошиняны.

Общирные земельные территории, целые области и районы принадлежали царскому
дому. Они располагались в основном вокруг столицы государства—Сиса, а также
близ Тарса, Анарзабы, Аданы, Айяса. Короне принадлежал также ряд городов и
крепостей. Чтобы укрепить центральную власть, цари стремились превратить
крупные города страны я государственную собственность и расширить
принадлежавшие им земли за счет поместий непокорных феодалов.

Князья-феодалы владели большими родовыми поместьями. Они содержали
собственные войска и часто пытались стать независимыми от царской власти.
Своими сепаратистскими устремлениями выделялось Ламбронское княжество
Ошинянов, расположенное к северо-западу от Тарса с центром в крепости
Ламброн. На протяжении долгого времени Ошиняны, пользуясь покровительством
других стран, препятствовали объединению Киликии в единое государство.
Левон II силой оружия покорил Ошинянов и превратил крепость Ламброн с ее
округой в собственность царского дома.

Обширные поместья имела церковь, в особенности католикос, который вначале
обосновался в крепости Ромкла на правом берегу Евфрата, а в конце XII века
переместился в Сие. Церковные владения находились главным образом в районах
Ромкла и Сиса.

Верховным сюзереном страны являлся царь все подчинялись его воле. Золотые
прииски страны считались царской собственностью. Царь вел созывавшийся для
решения важнейших государственных вопросов совет, в который входили
представители феодальной знати. Высшими должностными лицами были: джанцлер
(канцлер—государственный секретарь и министр иностранных дел), гундстабль
спарапет (коннетабль—главнокомандующий), мараджахт (маршал—помощник
гундстабля и управляющий царским имуществом), проксимос (глава финансового
ведомства), пайл (опекун несовершеннолетних престолонаследников) и др.
Почти все высшие должности занимали крупные и влиятельные феодалы—пароны, В
решении государственных дел часто принимали участие также католикос и
архиепископ Сиса.

Основой экономики страны было сельское хозяйство. В окрестностях больших
городов, принадлежавших царю, обычно создавались крупные хозяйства. На
значительной части царских земель жили государственные крестьяне; они
получали мелкие земельные наделы и обязаны были, кроме сдачи одной пятой
доли урожая, отрабатывать разного рода повинности и платить налоги. На
землях светских и духовных феодалов были созданы крупные и мелкие
хозяйства, основан-

ные преимущественно на крепостном барщинном труде крестьян. В феодальных
хозяйствах работали как полностью закрепощенные крестьяне (парикосы), так и
полукрепостные крестьяне-шинаканы. Хозяйства, основанные на барщинном
труде, были широко распространены в монастырских поместьях. Положение
крепостных крестьян было особенно тяжелым.

В конце XII и на протяжении XIII веков—в относительно мирное время,
экономика Киликии переживала заметный прогресс. Благоприятные почвенно-
климатические условия, обширные пастбища и сенокосы способствовали развитию
основных отраслей сельского хозяйства, земледелия и скотоводства. Большое
значение имело садоводство, особенно широко распространенное в Равнинной
Киликии. Здесь выращивались субтропические культуры, хлопок, маслины,
виноград, кунжут, овощи. Горная Киликия была известна скотоводством,
которое поставляло значительную часть товаров для внешней торговли.

С конца XII века развиваются ремесла. Большое значение приобретают
городские ремесла, разнообразная продукция которых—ковры, шерстяные,
льняные и хлопчатобумажные ткани, пергамент, серебряная и медная посуда,
«стеклянные изделия, драгоценные камни и оружие—находила широкий спрос на
внутреннем и внешнем рынках. Высокого уровня достигло искусство ковровщиков
и серебряных дел мастеров. Киликийские ковры пользовались большим спросом в
Европе. В стране развивалось и горное дело; особенно важное место занимала
добыча железной руды. Значительная часть железа шла на экспорт. Согласно
одному из пунктов договора, заключенного в 1285 году между Киликийским
армянским царством и Египетским султанатом, Киликия обязывалась поставлять
в Египет ежегодно 10000 железных брусков. Добывались также золото, серебро,
медь, свинец.

С конца XII века оживилась внутренняя торговля страны. Торговля велась как
при феодальных замках, так и в больших городах, селениях и при монастырях.
Большую роль играла внешняя торговля. Проходившие через Киликию транзитные
пути связывали ее с Иконией, Сирией и Месопотамией, Константинополем,
Синопом, Арменией, Грузией, Азербайджаном, Россией, а также Персией и
Индией. Страна фактически стала важным узлом торговли между Востоком и
Западом.

Помимо армянских купцов, во внешней торговле Киликии участвовали греческие,
еврейские, сирийские, итальянские, арабские купцы. Вывозились скот (лошади,
крупный и мелкий рогатый скот), хлопок, шерсть, серебряная и медная посуда
и другие товары. Ввозились: из Индии—драгоценные камни и пряности, из
Персии—дорогие ткани, из северо-итальянских городов разнообразные
ремесленные изделия. Через Синоп и Дербенд в Киликию поступали дорогие
русские меха. Часть этих товаров продавались в Киликии, другая же часть шла
на рынки соседних стран.

Большинство крупных киликийских городов находилось на берегу Средиземного
моря (Айас, Корикос) и на караванных путях (Таре, Анарзаба, Сие).

Столичный город Сие был расположен на одном из правобережных притоков реки
Пирам. Он имел прочную крепость, воздвигнутую на неприступной горе, и много
красивых зданий: царский дворец, храмы, гостиницы. Город Таре, находясь на
караванном пути из Каппадокии в Сирию, стал крупным ремесленным и торговым
центром. Здесь происходила торжественная коронация киликийских царей.
Значительными были также города Адана, связанный речным путем с Средиземным
морем, и Мараш (Германикея)—важный центр Горной Киликии.
наверх^
3. Падение Киликийского армянского государства
Мирная жизнь Киликийского армянского царства продолжалась недолго. С
середины XIII века ему угрожал усилившийся султанат египетских мамелюков,
который овладел Сирией и почти вплотную приблизился к Киликии. Другим
опасным противником был Иконийский султанат. Чтобы противостоять врагам,
армянское государство нуждалось в союзниках. В 1247 году командующий
войсками Смбат Гунд-стабль, а в 1253—его брат, царь Хетум I отправились в
Центральную Азию к монгольскому великому хану и, обязавшись платить налог,
заручились его поддержкой в борьбе с мамелюками. Хетум I сделал своим
союзником и княжество Антиохийское. С помощью монголов ему удалось
некоторое время уберечь страну от нападений. Однако в 1266 году мамелюки,
нанеся поражение союзникам Хетума I, вторглись в Киликию, причинили большие
разрушения, после чего вернулись в Египет.

Внешнеполитическое положение армянского государства становилось все более
неблагоприятным. Неустойчивым и тяжелым было также внутреннее положение
страны. Феодальная междоусобица, постоянная борьба между царем и феодалами
ослабляли политическое и экономическое могущество государства.

Царь Левон III (1270—1289) принимает решительные меры для усиления страны и
создания большой боеспособной армии. Он казнит либо сажает в тюрьмы
мятежных феодалов, отбирает их вотчины. Однако ни ему, ни его преемникам ие
удалось создать сильное централизованное государство: для этого в Киликии
не было соответствующих социально-экономических условий.

Начиная с 20-х гг. XIV века положение Киликийского армянского царства стало
критическим. Вместе с мамелюками против Киликии вновь выступил Иконийский
султанат. В ряде походов мамелюки разрушили и разграбили города и села
страны, навязав армянскому царству договоры один тяжелее другого.

Киликия обращалась за помощью к западным державам, но безрезультатно.
Просьбы о помощи, посланные королю Франции и римскому папе, на которых
напрасно надеялись армянские цари, только ухудшили положение. В 1321 году
войска египетского и иконийского султанов разоряют страну; царь Левон V
(1320—1341) был вынужден заключить в 1323 и 1335 годах новые тяжелые
договоры с Египетским султанатом. Помимо уплаты больших сумм, он уступил
султану ряд прибрежных районов страны и порт Айяс.

В 1359 году мамелюки завладели Равнинной Киликией. В 1370 году начались
новые походы. В боях с врагами геройски погиб полководец Липарит.

Народ продолжал бороться против превосходящих сил захватчиков, возникла
партизанская война. Однако силы были слишком неравными. В 1375 году после
трехмесячной осады враг взял столицу государства Сие. В некоторых частях
Горной Киликии еще долгие годы сопротивлялись вооруженные отряды армян-
патриотов, однако в конце концов были захвачены и эти районы. Так пало
Киликийское армянское царство.

Киликийское армянское государство, просуществовавшее около трех столетий
(1080—1375 гг.), стало крупным центром политической и культурной жизни
армянского народа. История этого государства—важный этап в многовековой
истории армянского народа.





Реферат на тему: Китай
Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью
незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это
было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай
древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности,
начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в
особой форме, о которой будет сказано ниже) историки датируют временем от
XI до IV в. до н.э., хотя считается, что наилучшие возможности для развития
они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось
рабовладение. Формировались феодальные отношения в их своеобразном,
«восточном», варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни,
пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом
смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства.
В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуции (551—479 гг.
до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью
цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать
государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с
гармоничными социальными отношениями.
Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя
несколько веков стали государственной религией и на протяжении более чем
двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной
жизни китайского общества.



Конфуцианство: спасение на земле

Конфуцианство — очень «земная» религия. Рациональность и практицизм
настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его
религией в полном смысле слова.
Методы управления государством, регулирование отношений между разными
социальными слоями, принципы семейной жизни, этические нормы, которым
должен следовать человек, — вот что в первую очередь интересовало Конфуция
и его последователей.
Однако мир потусторонний все-таки незримо присутствует в учении:
древнее божество — Небо — воспринимается как средоточие высшего блага и
гармонии, как образец для подражания. И основные принципы конфуцианства как
раз зиждутся на подражании небесной гармонии, они нацеливают человека на
создание своего рода Царства Божьего на земле.
Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое
соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В
этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает
при его положении.
Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом,
сын — сыном.

Конфуций
Стержнем, на котором держится государство, были для философа
преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь
общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры —
старших, а подданные — своих правителей.

Однако принцип большой семьи означал и другое:
не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную
ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет
доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное
государство.
«Преданность государю и забота о людях» — вот те основы, на которых, по
мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился
сделать государственную власть гуманной.
Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым.
Конфуций
Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику
чиновников — представителей власти, непосредственно осуществляющих
управление страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял
очень высокие требования, создавая образ чиновника-рыцаря — бескорыстного
борца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем
пожертвовать во имя своих идеалов.
Конфуций и приверженцы его учения пытались перевести теорию в
практику: создавали специальные школы, в которых готовили новую
бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда
конфуцианство превратилось в государственную религию, учение философа вошло
как основной предмет в систему государственных экзаменов: только те, кто
блестяще знал работы Конфуция, могли претендовать на получение должности
чиновника.
Реальность нередко расходилась с высокими идеями философа: среди
чиновников, наизусть знавших конфуцианский «моральный кодекс», попадалось
немало корыстолюбцев, жестоких и нечестных людей.
Однако были и другие, относившиеся к своим обязанностям именно так,
как хотел основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы,
обеспокоенные бедственным положением в стране, стали обращаться к
императору с предложениями о реформах и с критикой деятельности
правительства — от экономики до внешней политики. На эти смелые доклады
власть ответила жестокими репрессиями: неугодных казнили, ссылали, лишали
должности; некоторые чиновники,чтобы доказать свое бескорыстие, кончали
жизнь самоубийством. Несмотря на расправы, поток критики не ослабевал, и в
конце концов правительство было вынуждено уступить и согласиться на
некоторые преобразования.
Конфуцианство с его идеей гуманности и нравственности государственной
власти укрепило бюрократический аппарат, а в конечном счете и саму
государственность.
Конечно, конфуцианство не определяло полностью духовную жизнь Китая.
Оно существовало в обстановке соперничества с другими религиозными
учениями; почти одновременно с конфуцианством, в VI—V вв. до н.э.,
появилось учение философа Лао-Цзы — даосизм, в котором проповедовалось
духовное совершенствование и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние
с природой. В IV—V вв. н.э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И
буддизм, и даосизм имели много поклонников и в верхах общества, и особенно
в народной среде, однако никогда не вытесняли конфуцианства полностью.
Скорее, они дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма
учение мистическим осмыслением мира и человека.
Конфуцианство выдержало и борьбу с политической школой легистов (от
слова lex — закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении
страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом
культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них
преследовалось.
Во времена Конфуция политика китайских правителей почти целиком
находилась под влиянием легистов. Но в конце концов (и это очень
примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, пророчески
оценив это гуманное учение как цементирующую цивилизацию силу.
Циклы китайской истории
Государственность конфуцианского Китая является своего рода образцом
долголетия и устойчивости:
ведь на протяжении почти двух тысячелетий она сохранялась практически
в неизменном виде. Между тем история Китая в средние века была весьма
бурной. Страна переживала времена процветания и жесточайших бедствий,
гражданского мира и кровопролитных восстаний, единства и раздробленности.
Еще в древности китайские историки заметили, что в чередовании этих
периодов есть определенный ритм, действующий с четкостью часового
механизма. Каждая новая династия как бы начинала новый цикл и действовала
весьма успешно. Но спустя некоторое время в стране все сильнее и сильнее
проявлялись признаки упадка: разорялось крестьянство, среди чиновников
росла коррупция, крупные земельные собственники отстаивали свою
независимость от центральной власти. Под конец всеобщий развал завершался
народным восстанием, участники которого требовали смены правящей «плохой»
династии.
Именно в таких условиях — жесточайшего экономического и социального
кризиса, голода и распада административной системы, восстаний — в 206 г. до
н. э. начала свое существование первая конфуцианская империя, которой
правила династия Ханъ. Ее основателем был крестьянин, один из вождей
восставших. Новая династия вновь объединила страну, отменила многие
казарменные законы прежних времен, снизила налоги. В систему управления
стали вводиться конфуцианские нормы; ставка была сделана не столько на
насилие, сколько на моральные принципы и древние почитаемые традиции.
Однако уже с середины II в. н. э. империя вступила в роковую полосу упадка.
В III в. Китай распался на три самостоятельных государства. Правда, в
конце III в. была предпринята попытка вернуться к централизации, но новой
династии Цзинь удалось объединить Китай лишь на несколько десятилетий..
В начале IV в. с севера на Китай хлынули орды кочевников, в том числе
гуннов. Население бежало из районов, занятых чужеземцами-варварами, а на
севере страны возникло множество мелких государств, созданных захватчиками.
Они довольно быстро кита-изировались, перенимая местную культуру, обычаи и
систему управления.
Следующий этап централизации был осуществлен при династии Суй, которая
в конце VI в. объединила север и юг, но была свергнута в начале VII в.
Эпоха истинного расцвета Китая связана с династией Тан, правившей
достаточно долго (с начала VII по начало Х в.) и династией Сун (X—XIII
вв.). В ту эпоху по всей стране строились дороги, каналы и новые города,
необычайного расцвета достигли ремесло и торговля, все изящные искусства и
особенно поэзия.

Правление Сунской династии закончилось трагически для Китая,
пережившего новую волну вторжения кочевых племен. В течение XIII в. империя
была завоевана монголами, и великий хан Хубилай основал новую монгольскую
династию Юань (1280—1368). Экономика страны в ходе долгих войн (Китай
сопротивлялся монголам около 40 лет) была разрушена, ирригационные
сооружения, от которых зависело сельское хозяйство, не ремонтировались,
огромное число китайцев было обращено в рабство.
Хотя монголы довольно быстро стали ассимилироваться, недовольство их
правлением возрастало. Древняя буддийская секта Белый Лотос, которая к XIV
в. превратилась в тайное общество, объединила восставший народ.
Руководитель движения, Чжу Юань-Чжан, родом из крестьян, бывший послушник
буддийского монастыря, опираясь на свои войска и примкнувших к нему ученых-
конфуцианцев, разгромил монголов и в 1368г. объявил себя императором
династии, получившей символическое название Мин (Свет).
Минское правительство сумело восстановить экономику страны; было
отменено рабство, сокращены налоги, выходцы из низов получили большие
возможности продвигаться вверх по иерархической лестнице. Но в конце XVI в.
последовал очередной кризис, закончившийся весьма драматично: в начале XVII
в. небольшое племя маньчжуров стало набирать силу и, объединившись с
соседними племенами, повело вооруженную борьбу с Китаем, и во второй
половине XVII в. в стране снова воцарилась иноземная династия Цин.
Маньчжуры со временем удивительно органично вписались в структуру китайской
империи и конфуцианскую культуру. Очевидно, именно в этом была причина
долголетия династии, которая просуществовала вплоть до начала XX в.
Чем же можно объяснить регулярно повторяющиеся периоды расцвета и
упадка, централизации и децентрализации в истории Китая? Многие китайские
историки считают, что в этих циклах отражается борьба двух космических сил
— добра и зла, попеременно одерживающих победу. Но если перевести разговор
из плана метафизического в конкретно-исторический, то объяснение получится
иным.

В борьбе с частной собственностью

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние
и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности
на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и
во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления
экономикой. «Земледелие, торговля и управление — три основные функции
государства» — так реформатор легист Шан Ян (390—338 гг. до н. э.)
сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей
деятельности на протяжении практически всей истории Китая.
Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную
собственность (прежде всего на землю), сохранить свою монополию в
использовании природных богатств, пыталась поставить под контроль торговлю
и ремесло. Главным, разумеется, был вопрос о земле и положении
земледельцев. Крестьяне, составлявшие 90% населения страны, всегда были
объектом внимания и заботы. Их благополучие являлось условием существования
крепкой централизованной власти, ибо все они были для государства в первую
очередь налогоплательщиками.



В Китае, конечно, существовало крупное частное землевладение (так
называемые «сильные дома»), относительно независимое от центральной власти,
но именно по этой причине и невыгодное для правительства. Как только
начинало расти крупное землевладение, доходы казны резко падали:
обезземеленные, разорившиеся крестьяне становились арендаторами у богатых
землевладельцев, которые всеми возможными способами старались сократить
сумму налогов, выплачиваемых государству. В результате возрастали сила и
влияние (в том числе и политическое) местной знати, в провинциях усиливался
произвол администрации, авторитет центральной власти падал. А в ответ
начинался протест снизу — в виде восстаний, участники которых требовали
возврата земли и восстановления принципа уравнительности. Выступления
против «недобродетельных» правителей, допускающих беззаконие, освящались
конфуцианством.
Вновь созданная династия обычно начинала свое правление с реформ,
призванных установить социальную гармонию. При этом в вопросе о частной
собственности правительство, казалось бы, не слишком расходилось с
требованиями восставших масс: оно тоже отстаивало принцип уравнительности,
разумеется, преследуя свои цели и интересы.
Поэтому реформы обычно сводились к гигантскому, в рамках всей
Поднебесной империи, переделу земли — с тем чтобы каждый трудоспособный
крестьянин получил свой участок. Иногда правительство даже шло на
конфискацию земель у богатых землевладельцев. Использовались и другие
средства: на некоторое время запрещалась продажа земли. Крупные владения
облагали повышенными налогами.

Обезземеленным крестьянам выдавались наделы из фонда государственных
земель, причем на выгодных условиях. Те, кто обрабатывал пустоши, в течение
определенного времени освобождались от налогов.
Ныне в течение нескольких поколений в Поднебесной царит мир, богатые и
сильные из числа чиновников и простолюдинов обладают имуществом в несколько
сот миллионов монет, а бедные и слабые испытывают все большие тяготы...
Поэтому следует несколько ограничить количество земель, находящихся в
частном владении.
Из постановлений эпохи династии Хань, конец I в. до н. э.
Таким образом, вновь восстанавливалась система «равных полей», которая
всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно
было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная
власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать
его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировался
государственный феодализм.
Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство,
которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали
землю в зависимости от ранга — доходы с нее, точнее, то, что от них
оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Т-акие
владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату
земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от
государства.


Примерно такая же политика осуществлялась и по отношению к
ремесленникам и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить
свою монополию на разработку недр и использование водоемов; постепенно в
руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов
потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV— XVII вв.
государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение,
добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала
рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством.
Государственная торговля не всегда выдерживала конкуренцию с частной, но
правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими
налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной.
В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении
цен надо продать, при понижении — закупить; если сделать большие запасы
продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься
земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их
затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью
получения доходов для казны.
Из законов реформатора Ван Ань-Ши, XI в.
Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам,
освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую
частной торговле.



Только в XVI—XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось
крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием
наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему
имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных
горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и
серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного
землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства
давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как
правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому
остались неоформленными.

Слабый народ — сильное государство

Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье,
персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на
какой бы ступени иерархической лестницы они ни стояли, являлись подданными
непосредственно императора. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как
это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном
было государство.
Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное —
народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить
народ.
Шан Ян


Характеризуя такие отношения между властью и обществом, немецкий
философ XIX в. Ф. Гегель писал, что в Китае не может существовать большого
различия между рабством и свободой, так как перед императором все равны, т.
е. все одинаково бесправны. Насколько справедлива эта оценка, ставшая
классической при определении восточных деспотий? Конечно, общество в Китае
не сумело добиться тех прав, какие оно получило в Западной Европе. Там не
оформились сословия, которые могли бы претендовать на участие в
государственной политике и с интересами которых власть вынуждена была
считаться.
Одним словом, народ (т. е. подданные) в Китае действительно был
слабым, если иметь в виду его политическое безгласие. Прекрасный тому
пример — положение многочисленного городского населения, которое так и не
сумело добиться внутреннего самоуправления. Города — эти очаги вольности в
Европе __ находились в Китае под жестким контролем государства. Цехи
использовались для того, чтобы распределять повинности, взимать налоги.
Ремесленники были приписаны к определенному месту жительства и не могли
покидать город без разрешения властей.
Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными
способами. В том числе использовался знаменитый тезис Конфуция о большой
семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными
интересами ради общих, т. е. государственных. В Китае была распространена
система коллективной ответственности. Так, за преступление отца мог
поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался
наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в
таком же положении оказывались и уездные чиновники.

Однако установка на коллективизм имела и обратную сторону. В Китае
огромную силу приобрели семейно-клановые связи, освященные и возвеличенные
конфуцианством. Большие кланы, включавшие много семей, и богатых, и бедных,
представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные
на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены
всякого рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности
представляли собой вполне реальную социальную силу, с которой власти
приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и
неполноценный, не закрепленный юридически.
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый,
независимо от своего происхождения, мог стать чиновником, т. е. войти в
элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать
государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим
многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у
низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни,
например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным
детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее
покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для
средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от
личных достоинств.
В XVII—XVIII вв. Китай представлял собой могущественную державу с
хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими
внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в
отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая
проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все больше активизировать
свою колониальную политику.




Новинки рефератов ::

Реферат: Соловьев (Философия)


Реферат: Особенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого (Литература)


Реферат: Отряд "китообразные" (Биология)


Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Прогнозирование и планирование развития социальной сферы (Социология)


Реферат: Организация оформления и учет депозитных операций физических лиц в кредитных организациях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аппаратные средства ПК (Компьютеры)


Реферат: Организационные структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Чацкий, Онегин, Печерин (Литература)


Реферат: Россия XV-XIX веков глазами иностранцев (Политология)


Реферат: Московские газеты 19 века (Журналистика)


Реферат: Христианство и культура Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Средства обучения (Педагогика)


Реферат: Город Солнца (Философия)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Модульная система (Педагогика)


Реферат: Коровье бешенство (Биология)


Реферат: Культы (Религия)


Реферат: Культура Доколумбовой Америки (Культурология)


Реферат: Лекции культурология (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист