GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Моя школа (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Моя школа (Педагогика)




Сыктывкарский Государственный Университет
Химико-биологический факультет



Реферат по педагогике на тему:
МОЯ ШКОЛА.



Работу выполнил и оформил
студент 230 группы СГУ

d.j.$.



Сыктывкар 2001



Содержание:

I. Введение
II. Частная школа и новые методы образования.
III. Современный урок:
( Основные пути совершенствования урока в современной школе.
( Типология и структура современного урока.
( Общие требования к современному уроку.
IV. Заключение
V. Используемая литература.



I. Введение


В своей работе мне бы хотелось проанализировать некоторые преимущества
и недостатки различных, в том числе и новых методов образования на примере
частной школы в которой мне посчастливилось учиться, где в силу
определенных причин такие методы применяются более активно. Одной из таких
причин является, например, реклама своей школы как использующей ту или иную
"модную" методику обучения. В то же время нельзя не признать, что качество
подготовки в частных школах выше. Прежде всего, рассмотрим причины, которые
заставляют людей искать различные нетрадиционные пути как для
самообразования, так и для обучения своих детей. Первый вопрос - а для чего
мы, собственно говоря, учимся? Если задуматься над этим, казалось бы,
простым вопросом, неизбежно придется обратиться к некоторым историческим
фактам.
Небольшое философское отступление. Как известно, существуют как бы два
подхода к восприятию и объяснению окружающего нас мира. Первый пытается
использовать для этого минимальное число предпосылок и вывести на их основе
все остальные факты. Другой подход не пытается провести четкой
структуризации и систематизации имеющихся знаний и опыта, а лишь показывает
явные следствие и причину, не пытаясь проследить всю сопутствующую им
логическую цепочку. Первый подход, назовем его гуманитарным, признает факт
познаваемости природы. Второй подход, назовем его технократическим, при
всех его кажущихся недостатках, выгоден простотой объяснения некоторых
весьма сложных по своей природе понятий и позволяет быстро добиваться
требуемого результата. Примером использования такого подхода является
повсеместное использование сложных бытовых приборов, транспорта, средств
коммуникации людьми, которые абсолютно не интересуются, а как это все,
собственно, работает.


II. Частная школа и новые методы образования.

Исходя из вышесказанного ясно, что ответ на вопрос о цели обучения не
может быть однозначным. С одной стороны, обучение необходимо для того,
чтобы научить человека рассуждать, логически мыслить, делать выводы, исходя
из ограниченного набора исходных данных, а с другой стороны, иногда (и
довольно часто) нужно просто автоматически проделать некоторые как бы
"ритуальные действия" для быстрого достижения требуемого результата, не
особенно вдаваясь в смысл сделанного. Однако, поскольку эти две цели
обучения в основе содержат совершенно противоположные философские
концепции, их очень трудно совместить в едином подходе. Неизбежным окажется
преобладание либо гуманитарного, либо технократического подхода (при этом
не следует, конечно, относить к технократическим такие науки, как
математика и физика, хотя они традиционно считаются "негуманитарными" - это
только проблемы терминологии).
Очевидно, что технократический подход гораздо проще в реализации - ведь
легче заставить ученика заучить, что 5х7=35, чем объяснять ему, почему
5х7=7х5. Поэтому многие столетия обучение велось методом зубрежки, когда
студентов заставляли наизусть заучивать массу разнообразных фактов, текстов
на "мертвых" языках типа латыни и так далее. И только наиболее способные и
любознательные ученики пытались связать эти факты воедино, упорядочить их,
найти между ними взаимосвязи.
Понимание этой проблемы помогает осознать те различия, которые
существуют между такими нациями, как русские и американцы. С самого
основания "новой земли" на далеком материке там ценились практичность и
сноровка, а любые рассуждения о природе вещей и абстрактных понятиях
вызывали только скептицизм. Только во второй половине нашего века
американцы вдруг осознали, что, значительно опережая другие страны в
области развития современных технологий, отстают в общем уровне
интеллектуального развития. Чрезмерно малое внимание к объяснению своих
знаний привело к тому, что многие специалисты, закончившие престижные
университеты, были неспособны к чему-либо кроме того, что они освоили во
время учебы.
К сожалению, слепое копирование американского опыта в надежде достичь
таких же успехов без полного понимания всех плюсов и минусов и у нас в
последнее время стало приводить совершенно не к тем результатам, которых
изначально искренне хотелось добиться многим нашим педагогам. В то же время
отрадно то, что большинство из них, воспитанных на скорее гуманитарных
принципах, свойственных нашей нации и уходящих корнями в историю, культуру
русского народа, быстро осознали это и стали гораздо больше внимания
уделять именно личности человека, которого они учат, используя при этом
самые последние достижения психологии. Действительно, ведь человек по
природе любознателен, и удовлетворение информационного голода у нормальной
личности стоит в одном ряду с потребностью в пище и стремлением к
размножению. Поэтому действительно талантливый Учитель стремится именно
пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как
можно получать удовлетворение от самого процесса познания. Однако учитель,
который поставит перед собой такую задачу, неизбежно столкнется с массой
трудностей, особенно если он работает в обыкновенной школе (хотя настоящий
талант сможет увлечь детей и в таких условиях, но вот какой ценой...).
Поэтому в частной школе, где, как везде в условиях рыночного подхода, "все
для клиента", таким людям выразиться проще - ведь если детям нравится в
школе, то и их родители охотнее тратят свои деньги, видя, что это не
напрасно. Кстати, поскольку частные школы, как правило, платные, то и
родители у учеников достаточно обеспеченные люди, а все мы знаем, что
многие из так называемых "новых русских" не отличаются особым интеллектом,
подобно первопроходцам Америки, но в то же время они осознают важность
получения хорошего образования для своих детей.
И в заключение хотелось бы поделиться своими впечатлениями от новой
формы обучения - с помощью компьютера. Конечно, нельзя все сводить к нему,
- и количество часов, проведенных за экраном, не может служить критерием
качества обучения, как это пытаются представить в некоторых частных школах.
Но несомненно одно - компьютер отличный помощник для организации
индивидуального обучения. Ведь как только педагог перестает видеть в
ученике просто сосуд, который нужно наполнить знаниями и умениями, ему
приходится искать индивидуальный подход к каждому, подстраиваться под его
интересы, темп усвоения материала, личные особенности психики. Например, в
некоторых школах каждый ученик может выбрать для себя не просто
интересующий его курс, но даже отдельные предметы. Компьютер же, как
известно, выполняет ту программу, которая в него заложена, и предоставляет
огромный выбор тем для изучения. Современные методы представления
информации в компьютерах включают в себя не просто текст, но и картинки,
видео, звуковые фрагменты. Это позволяет задействовать практически все
органы чувств, используемых для восприятия информации, при этом происходит
ее дублирование по различным каналам восприятия, что резко повышает
скорость и качество усвоения материала. Компьютерный учебник нельзя уже
сравнивать с книгой, как это было всего несколько лет назад - сейчас многие
обучающие программы невозможно отличить от игр, и для того, чтобы победить
в такой игре, понадобятся знания, которые ребенку трудно принять как
необходимые ему именно сейчас - ведь всем нам свойственно откладывать "на
потом" решение многих проблем. А такой элемент современных компьютерных
документов, как гипертекстовая ссылка позволяет при необходимости
обратиться в любое место документа за дополнительной информацией, и в то же
время при повторном изучении не перегружает исходный текст документа.
Кстати, по принципу гипертекста устроена всемирная информационная сеть
Internet, с помощью которой уже сейчас проводится так называемое
"дистанционное обучение" - когда профессора крупнейших университетов
выступают с лекциями и отвечают на вопросы не привычной студенческой
аудитории, а перед теми, кто в данный момент подключен к их узлу сети.
Несмотря на тишину и видимое отсутствие слушателей последних может быть не
меньше, чем зрителей у телеэкрана, но в отличие от книги или телепередачи
сохраняется обратная связь между преподавателем и учениками. Это -
реальность сегодняшнего дня.
Затрагивая тему частной школы,будет уместно упомянуть о таком
понятии, как урок в частной (современной) школе.Ниже мы затронем такие
вопросы, как основные пути совершенствования урока в современной
школе;типология и структура современного урока; общие требования к
современному уроку.


II. Современный урок.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в
общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная
методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в
самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и
успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации
учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка),
экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские
занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации,
зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является
урок.



Основные пути совершенствования урока в современной школе.

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на
поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.
1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке.
Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение
поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для
этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были
предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую
очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом
соответствии с поставленной целью.
2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до
последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока
наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности,
справочная и дополнительная литература, раскладывается все
необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно
поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу
с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные
способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы,
программирование, перфокарты и др.
3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности
учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами
применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания
проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности
учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке
необходимых навыков и умений. Также предусматривается
самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой,
словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами,
графиками, картами.
4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор
наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за
определенное время максимальную эффективность решения задач
образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса.
Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов,
приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению
целей урока.
5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше
учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за
урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности
учебного труда зависит от производительности использования каждой
минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся,
организованности классного коллектива, наличия необходимого
оборудования и рационального его размещения, правильного чередования
труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся
осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость
заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают
возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие
задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального
удовлетворения от удачно выполненной работы.
6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к
новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и
последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и
практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в
процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении
данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть
представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие
опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых
знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их
совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных,
расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в
межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения
и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи
способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными
элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.



Типология и структура современного урока.

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные
объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Примерная типология уроков в современной школе:
- урок усвоения новых знаний;
- урок усвоения навыков и умений;
- урок комплексного применения знаний;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с
распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с
образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и
зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и
умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет
определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику,
соответствующую его целям и задачам.
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить
цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное
их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед
учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению
определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения
знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда
практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке
комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять
полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую
активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке
обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный
материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую
раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.



Общие требования к современному уроку.

Общие требования кратко можно сформулировать так:
- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке
их к жизни;
- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся
в процессе обучения черты личности;
- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и
специальные особенности;
- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность,
инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать
задачи, которые встречаются в жизни.
- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или
пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и
творчески применять их на практике;
- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности,
познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и
приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать
эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее
запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на
уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с
проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать
требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи
теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных
жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за
качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий.
Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного
процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно
анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к
самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной
деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной
деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует
закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность
и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер
учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится
учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и
доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен
отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное
психическое состояние на уроке -–неуверенность, скованность или, наоборот,
излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе,
надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе,
монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с
выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых,
позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом
владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших
достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном
руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их
интеллектуальным развитием.



Используемая литература:

1. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов
и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.:
Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн.пособие.-3-е изд., перераб и доп.-
М.:Юристъ,1997.512 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
В 2 кн. – М.:Гуманит.изд центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс
воспитания.- 256 с.
4. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов./Ю.К.Бабанский,
Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского.-М.,Просвещение,1988. –
497 с.
5. В. А. Онищук. Урок в современной школе. М. Просвещение. 1981 г. –
349 с.







Реферат на тему: Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной школы
Московский государственный открытый


педагогический университет


им. Шолохова



Дефектологический факультет
Кафедра олигофренопедагогики и логопедии

Наблюдения за изменениями в природе
и ведение календарей природы
в младших классах
вспомогательной школы

Курсовая работа
по методике преподавания естествознания и географии в СОКШ


Студента 4 курса
Вечернего отделения

Совы Григория Владимировича



Научный руководитель: Профессор Лифанова Т.М.



Москва – 2001


Оглавление:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 3

Основная часть:

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 4
Глава 2. Знакомство нормально развивающихся детей с изменениями
в природе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 7
1. Роль курса природоведения в младших классах. . . . . . 11
Глава 3. Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . 13
3.1. Дидактические игры – как средство обучения . . . . . . . 20
3.2. Ведение календаря природы в младших классах
вспомогательной школы. Его значение . . . . . . . . . . . . . . . . 22
3.3. Внеклассная работа в младших классах . . . . . . . . . . . . 28
3.4. Уголок живой природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 30
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . 32
Использованная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . 33



Введение

Данная тема курсовой работы актуальна в условиях обучения как нормальных
(в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных
школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков
в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены
заниматься по специальной программе во вспомогательных школах 8 вида.
Курс природоведения, по своей значимости для умственно отсталых детей,
можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык,
развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить
первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся
определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в
детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение
ко всему живому.
Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы,
который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет
формировать представления детей о смене времен года, позволяет развивать
эстетические чувства и чувство прекрасного, позволяет учителю наглядно
делать обобщающие выводы. У умственно отсталых детей особенно страдает
мышление и такие его операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция, конкретизация.
Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных
функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а
главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать
речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также
воспитывать детей как личность. Но нельзя забывать о том, что такие дети
никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.
Кроме календаря природы необходимо вести дневник наблюдений. Это работа
самостоятельная и каждый ученик должен вести свой дневник. Ведение дневника
наблюдений помогает учителю выявлять индивидуальные особенности каждого
ребенка и на основе этого применять дифференцированный подход. Дневник
наблюдений приучает детей к аккуратности, самостоятельности, практической
деятельности.
Трудно себе представить какими бы были умственно отсталые дети по
окончании вспомогательной школы, если бы не было такого предмета как
природоведение. Наличие этого предмета в программе вспомогательной школы
позволяет решить множество проблем (образовательного, воспитывающего и
коррекционного характера), которые описаны в данной курсовой работе.



1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
Прежде чем перейти к теме курсовой работы, необходимо выяснить, что собой
представляют умственно отсталые дети и какие особенности психики данных
детей необходимо учитывать учителю в его работе?
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, М. С.
Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной
отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое
нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим
повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость - это качественные
изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом
перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это
такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и
эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный
характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из
особенностей их высшей нервной деятельности. Исследования выше указанных
ученых показали, что у умственно отсталых имеются грубые изменения в
условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов
возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных
систем. Все это является физиологической основой для аномального
психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю и
личность в целом. Для умственно отсталых характерно недоразвитие
познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их
нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают
вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей
преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные
и, возможно, искаженные представления об окружающем. Умственно отсталые
дети приходят в школу, не имея усвоенных сенсорных эталонов. Значительно
позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые
начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение
оттенков цвета. У учащихся общеобразовательной школы этого не наблюдается.
Восприятие умственно отсталых школьников характеризуется: замедленным
темпом (картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу),
сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого
материала (на одном и том же обозреваемом участке они обнаруживают гораздо
меньше предметов, чем нормальные дети, то есть участок окружающего
пространства воспринимается как сравнительно «пустой»). Узость,
ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной
ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут
уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.
Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся
основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет
потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими
объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или
их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются
упрощенными и искаженными. Восприятием умственно отсталого ребенка
необходимо руководить. Этим детям требуется постоянное побуждение. В
учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих
вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Характерно так же нарушение константности восприятия (узнавание предмета в
разных плоскостях) из-за недостаточности аналитико-синтетической
деятельности и отсутствия активности. Так, например, учащиеся младших
классов не понимают явлений перспективы, не различают светотени, слабо
дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки. Для
таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени. Часто в
девятилетнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону,
ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п.

Существенным препятствием в познании явлений и изменений в природе
учащимися вспомогательной школы является характерное для многих из них
(особенно в младших классах) отставание в физическом развитии
(патологическая замедленность, нарушение зрительно-двигательной
координации, расстройства мышечного тонуса, нарушение общей и мелкой
моторики). Эти недостатки отрицательно влияют на воспитание детей, особенно
во время проведения уроков.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только
внешние стороны учебного материала и не уловил главное, то понимание,
усвоение и выполнение задания будет затруднено. Мышление является главным
инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у
умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. В
результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между
частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства
объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства
предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа
затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не
устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить
представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфика операций
сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и
синтез – а они нарушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным
признакам и часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в
сходных предметах и общее в отличающихся. Мыслительные операции развиваются
медленно и с трудом. Для мышления умственно отсталого ребенка характерна
конкретность (ребенок во власти единичных образов), ригидность (плохая
переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность (дети
не могут самостоятельно оценить свою работу). Они часто не замечают своих
ошибок; как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей
работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность
мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно
отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв
цели задания, без внутреннего плана действия. Особенности восприятия и
осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями
их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и
воспроизведение) у умственно отсталых имеют специфические особенности, так
как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают
внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими
осознаются и запоминаются внутренние логические связи; у них позже, чем у
нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Запоминание
умственно отсталого ребенка замедленно, требуется много повторений. В
процессе обучения запоминание может существенно улучшиться, но никогда не
достигнет нормы. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти
умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и
сохранения информации, сколько ее воспроизведения. Воспроизведение –
процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и
целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение
умственно отсталых носит бессистемный характер. Характерна незрелость
восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания, что
приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного материала (слабо развита
опосредствованная смысловая память). У умственно отсталых чаще, чем у детей
в норме, наступает состояние охранительного торможения, выражены недостатки
внимания: сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности
распределения внимания, замедленная переключаемость. С возрастом, под
влиянием обучения и воспитания, объем внимания и его устойчивость несколько
улучшаются, но никогда не достигают нормы. Для успешного обучения таких
детей необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно
отличается неточностью и схематичностью, так как их жизненный опыт беден, а
мыслительные операции несовершенны – формирование воображения идет на
неблагоприятной основе. У умственно отсталых также отмечаются недостатки в
развитии речевой деятельности, физиологической основой которой является
нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. По
данным специалистов (М. Ф. Гнездилов, В. Г. Петрова и др.), у умственно
отсталых страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая,
грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза,
восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды
расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, также снижена
потребность в речевом общении. Также умственная отсталость проявляется и в
нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей:
недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость
эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех –
слезами и т.п. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не
адекватны источнику (патологические эмоциональные состояния – эйфория,
дисфория, апатия). Учащиеся могут оставаться совершенно равнодушными к
некоторым видам искусства. Иногда можно наблюдать у детей реакции,
абсолютно неадекватные сложившейся ситуации. Необходимо учитывать и
состояние волевой сферы умственно отсталых – характерна слабость
собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Это отличительные
качества умственно отсталых детей. Как отмечают исследователи, умственно
отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых
усилий. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей
развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических
процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их
деятельности. Психология деятельности глубоко изучена дефектологами Г. М.
Дульневым, Б. И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной
деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности
деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной
деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой
предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В
результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения
действия, «соскальзывают» на действия, производимые ранее, причем переносят
их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием.
Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а
также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности.
Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих
детей. Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и
эмоционально-волевых процессов умственно отсталых детей. Нарушения высшей
нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной
ряда специфических особенностей личности умственно отсталых учащихся.
Психологи указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным
интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений
об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов.
Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют
формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Все
отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей
носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических
поражений на разных этапах развития (пренатальный, натальный,
постнатальный).
Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не
означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном
врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений
отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей. Но
все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.

2. Знакомство нормально развивающихся детей с изменениями в природе

Природоведения как учебный предмет имеет большие возможности для
образования и воспитания школьников. Образовательные задачи определены
содержанием новой программы данного курса. Учащиеся начальных классов
получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с
некоторыми производствами и трудом людей своей области (края), района,
города, села. В содержание образования и воспитания данного курса входит
непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения
наблюдений, постановки опытов с растениями и животными, ознакомления
школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие
школьников в труде.
Природоведческий материал изучается учащимися уже начиная с 1 класса. При
ознакомлении школьников с окружающим миром накапливаются и формируются
знания о многообразии предметов неживой и живой природы, их изменениях. Во
2 классе природоведческие знания расширяются, объекты природы изучаются в
связи с сезонными изменениями, поэтому с многими явлениями в природе
учащиеся знакомятся по временам года. Например, изучают растения в разные
времена года. Особое место здесь уделяется наблюдению за изменениями в
жизни растений осенью, зимой, весной. Программа 3-4 классов является прямым
продолжением и развитием ранее полученных знаний, которые являются основой
для усвоения естественнонаучных дисциплин в последующих классах. Поэтому
содержание курса природоведения включает в себя элементы различных наук о
растениях, животных, человеке, знания о поверхности Земли, ее недрах,
почве, погоде, климате и др.
Образовательные и воспитательные задачи в процессе обучения решаются
комплексно. В единстве с обучением осуществляется всестороннее воспитание;
оно включает в себя формирование у школьников научного мировоззрения;
научно-атеистическое, патриотическое и интернациональное, экологическое и
эстетическое, санитарно-гигиеническое, физическое и трудовое воспитание.
Задачи, всестороннего воспитания: привить школьникам навыки культуры труда
и любви к людям труда, познакомить с различными профессиями и на этой
основе проводить профориентационную работу. Одной из задач воспитания
является формирование научного мировоззрения. В содержании курса школьного
природоведения заложены большие возможности для ее решения. Сообщая детям
элементарные сведения о неживой и живой природе, о труде людей, учитель
показывает, как взаимосвязаны объекты природы, какое влияние на природу
оказывает трудовая деятельность человека.
Уже в 1 классе при изучении темы "Наша школа" проводится урок на
пришкольном участке, где учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений
осенью, а позднее убеждаются, что с наступлением холодов желтеют и опадают
листья на деревьях, исчезают насекомые, многие птицы улетают на юг. В
процессе дальнейшего общения с природой у детей накапливаются знания о том,
что с наступлением тепла появляются новые листья, зеленеет и растет трава.
Во 2 классе наблюдения за объектами живой природы продолжаются. На основе
материалов экскурсий, кратких записей в "Дневнике наблюдений"
устанавливаются взаимосвязи в неживой и живой природе. На конкретных
примерах выясняется, какие сезонные изменения характерны для растений и
животных в определенное время года. Знания об изменениях в природе учащиеся
лучше усваивают в процессе проведения непосредственных наблюдений за
растениями и животными. При этом очень важно учить детей самостоятельно
выражать свои мысли, объяснять наблюдаемое явление. Понимание взаимосвязей
в живой и неживой природе накапливается постепенно. В 3 классе при изучении
данного курса учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные в
процессе наблюдения за объектами природы. Школьники усваивают зависимость
живых объектов природы от погодных условий и на этой основе устанавливают
многосторонние взаимосвязи живой и неживой природы. Знания о взаимосвязях в
природе позволяют учащимся самостоятельно делать выводы об изменениях в
живой природе в зависимости от времени года. В 4 классе имеются большие
возможности для формирования у учащихся научного миропонимания при изучении
неживой и живой природы. На конкретных примерах показывается взаимосвязь
целых экологических групп, например луга, леса, водоема, поля.
Последовательное развитие знаний о природе, постоянное ведение "Дневников
наблюдений" способствуют формированию у школьников убеждения в том, что
развитие живой природы является закономерным явлением и вполне объяснимо.
Содержание материала позволяет не только раскрыть перед учащимися
основные закономерности изменений в природе, но и объяснить причинно-
следственные связи и на этой основе придать каждому факту, процессу или
явлению наилучшее истолкование и обоснование. Формирование научного
мировоззрения тесно связано с осуществлением научно-атеистического
воспитания учащихся, главная задача которого – научить детей правильно
понимать и объяснять явления природы. Работу по научно-атеистическому
воспитанию следует проводить на уроках, внеклассных занятиях по
природоведению, в процессе общения учителя с родителями, индивидуально с
учащимися, используя при этом разнообразные формы, методы и средства
обучения, приобщая учащихся к самостоятельному осмыслению изученных явлений
природы.
На современном этапе большое внимание уделяется эстетическому воспитанию
учащихся, главная задача которого – формирование у детей чувства
прекрасного. Наилучшим воспитателем этих чувств является природа. В
процессе изучения природы раскрываются ее красота и многообразие. К. Д.
Ушинский писал, что день, проведенный ребенком посреди рощ, полей, стоит
многих недель, проведенных на учебной скамье. Общение с природой научит
школьника слушать музыку леса: шелест листвы, пение птиц, шум деревьев,
журчание воды, чувствовать многообразие запахов цветов, видеть красоту и
разнообразие красок – все это вызывает эстетические переживания, не
оставляет детскую душу равнодушной. В начальных классах необходимо в первую
очередь обращать внимание детей на красоту формы, внешний вид растения или
животного, особенности окраски, эстетические признаки и на этой основе
формировать у школьников конкретные знания и представления о явлениях
природы. Например, в 3 классе проводится экскурсия в лес или парк с целью
наблюдения за весенними, изменениями в жизни растений и животных. В самом
начале экскурсии учитель обращает внимание детей на то, как преобразился
парк весной: листья деревьев окрашены в ярко-зеленый цвет, на березах
появились сережки и т.д. Учитель предлагает школьникам остановиться и
послушать шелест листьев, а затем объяснить, есть ли что общее в шелесте
листьев с тихой музыкой. Затем он может предложить учащимся прочитать стихи
о природе или сделает это сам. Для эстетического воспитания учащихся
немаловажное значение имеют культура учебного труда, чистота рабочего
места, создание соответствующих условий для работы с объектами природы.
Аккуратно выполненная и красиво оформленная коллекция насекомых или
растений помогает детям видеть не только результаты своего труда, но и
получать от него эстетическое наслаждение.
Задачи экологического воспитания – формирование у школьников бережного
отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического воспитания
школьников является природоохранительная работа. Она включает в себя
ознакомление младших школьников с растениями и животными Красной книги,
воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение
разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы своей
местности. Задача учителя: простым доступным языком объяснить и показать
детям на конкретных примерах, что человек – это часть природы, без которой
его жизнь невозможна. Например, в процессе изучения темы "Природа нашего
края. Важнейшие полезные ископаемые". В начале урока учитель сообщает о
добыче полезных ископаемых и подводит учащихся к выводу о значении полезных
ископаемых в жизни человека, затем обращается внимание детей на
необходимость охраны полезных ископаемых. После изучения темы учащиеся
должны усвоить, что добыча полезных ископаемых связана с изменением и
нарушением природного комплекса (лучше всего это показать на примере
местных карьеров во время экскурсий или при просмотре учебного фильма);
поэтому добыча полезных ископаемых проводится планово, с учетом всех
особенностей данной местности. На таких примерах формируются понятия об
экологическом равновесии и причинах его нарушения. Экологическое воспитание
в начальных классах в связано с выполнением конкретной природоохранной
работы: изучение охраняемых объектов своей местности, общественно полезная
работа по выращиванию растений, уход за животными, изготовление и
развешивание кормушек для птиц, уход за молодыми посадками в лесничествах,
изучение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной
тематике, экскурсии в природу.
Необходимо воспитывать у школьников правила и нормы поведения в природе,
систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали
привычкой и убеждением. Во всей учебно-воспитательной экологической работе
важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое
вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению
растений и животных.
Санитарно-гигиеническое воспитание предусматривает последовательное
расширение у учащихся гигиенических знаний в процессе учебно-воспитательной
работы, развитие физической культуры, выполнение режима питания, проведение
профилактических мероприятий, предупреждающих заболевания и травмы. Задача
учителя – научить детей следить за собой, правильно мыть руки, чистить
зубы, причесываться и т.п.
Важнейшая воспитательная проблема школы – борьба с курением. Работа по
борьбе с курением должна вестись систематически. Для ее убедительности и
наглядности можно, например, подготовить плакат, где сосредоточить
информацию о вреде курения.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо воспитывать их так,
чтобы выработать положительное отношение к труду, чтобы труд для них был
первой потребностью и необходимостью. Большое внимание уделяется трудовому
воспитанию в учебном процессе. Поэтому обучение должно строится так, чтобы
с первого урока воспитывать у школьников трудолюбие. Трудолюбие – это
нравственная черта личности. Основным условием формирования и развития
учебного трудолюбия является вовлечение школьников в различный учебный
труд. Программой определен перечень умений и навыков, которыми должны
овладеть школьники в процессе обучения. Главный труд детей – это учебный
труд. Почти на всех уроках развития речи (природоведения) можно сочетать
обучение с трудом. Одним из видов учебного труда является самостоятельная
работа с учебником. Поэтому необходимо выработать у школьников умение
работать с текстом, рисунками, заданиями, умение выделять из текста
главное, разделять текст на отдельные смысловые части, готовить ответы на
вопросы, составлять рассказ или план рассказа по рисунку. При организации
учебного труда учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности
школьников, для этого следует готовить дифференцированные задания. До сих
пор актуальны и современны высказывания К. Д. Ушинского о том, что
"воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к
труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный,
серьезный труд всегда тяжел" (Ушинский К. Д. Избр. пед. пр. –М., 1968.
–с.301). Трудовое воспитание позволяет обеспечить взаимосвязь умственного и
физического труда. На основе такой взаимосвязи и последовательном
чередовании умственного и физического труда учитель не только развивает
знания, но и воспитывает личностные качества школьников: их трудолюбие,
добросовестное отношение к учебе, общественной работе, общественно
полезному труду.
Большое место в процессе обучения природоведению занимает выработка
практических умений и навыков. Процесс этот длительный и требует
систематической и целенаправленной работы. Например, при изучении
устройства и работы термометра у учащихся формируются умения определять
различную температуру воды, фиксировать результаты работы в "Дневнике
наблюдений". На этом же уроке используются имеющиеся знания и умения
наблюдать за погодой. Учащиеся "читают" записи из "Дневника наблюдений", и
это позволяет отрабатывать умения определять температуру "плюс" и "минус",
объяснять, что значит, например, 10 градусов тепла и 10 градусов мороза и
т. д. На экскурсиях и практических занятиях школьники учатся
ориентироваться на местности, читать карту, наносить на нее природные
объекты, самостоятельно изготавливать несложные пособия: схематические
рисунки, гербарии, коллекции, выполнять практическую работу на учебно-
опытном участке.
Систематически осуществляемое трудовое воспитание в процессе обучения,
вовлечение школьников в посильный общественно полезный труд являются
важнейшими условиями формирования сознательного отношения к учебе, развития
нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.



2.1. Роль курса природоведения в младших классах


Задачи курса природоведения вскрывают две органически переплетающиеся
стороны педагогического процесса – обучение и воспитание. Учитель должен
иметь в виду, что выработка материалистических убеждений возможна тогда,
когда изучение фактов действительности связано с обобщениями, а
закономерности природы раскрыты на основе фактического материала. Данный
курс, как сказано выше, формирует у учащихся понятия об элементах живой и
неживой природы, сообщая новые признаки и свойства природных объектов и
явлений, раскрывая их простейшие взаимосвязи и взаимозависимости,
постепенно подводя к убеждению о единстве природы и ее непрерывном
изменении. Так, например, уже в 1 классе ребенок учится распознавать
некоторые деревья – березу, дуб, ель – по размеру, форме кроны, цвету
ствола, форме листьев. Во 2 классе дети узнают об отличии дерева от
кустарника, о делении деревьев на лиственные и хвойные. Дети узнают и
запоминают части дерева. В 3 классе учащиеся знакомятся с картинами природы
в нашей стране, узнают, что группа деревьев составляет лес, что в состав
лесной полосы входят тайга (хвойный лес), смешанный и лиственный лес. Таким
образом, вновь расширяется понятие о лесе, о хвойных, широколиственных и
мелколиственных деревьях. В 4 классе дети знакомятся с лесом как средой
обитания определенных растений и животных, с комплексом природных условий:
температура воздуха и почвы, влажность, освещенность и т.п.
Формирование основных понятий курса природоведения предусматривает
организацию систематических и целенаправленных наблюдений детьми на уроке и
самостоятельных наблюдений в природе. Путем сравнения и обобщения
результатов наблюдений дети устанавливают причинные связи между явлениями в
природе – между направлением ветра и изменениями погоды. В процессе
наблюдений дети учатся выявлять существенные признаки и свойства объектов и
явлении природы. Так, на основе опытов, изучения материала коллекций
учащиеся узнают свойства угля и нефти, воды и воздуха, учатся различать
минералы, определять плодородие почв и т. д.
Богатейший фактический материал для этого курса в младших классах дает
краеведческая работа: наблюдения с последующей схематической фиксацией
сезонных изменении в живой и неживой природе родного края; знакомство с
разнообразием природы – полезными ископаемыми, почвами, растительностью и
животным миром; сбор коллекций, гербариев местной флоры; изучение
деятельности населения по охране, использованию и преобразованию природы в
своей местности.
Учитель так должен направлять познание детьми природы, чтобы у них
развивалась и крепла любовь к природе и забота о сохранении ее богатств.
Непосредственное общение с природой и ее элементами на экскурсиях, во время
практических занятий способствует эстетическому воспитанию учащихся.
Звездное небо, весенний лес, снегопад, ледоход, красиво цветущие комнатные
или луговые растения, художественное оформление биологического кабинета и
уроков о родной природе – все это воспитывает у детей чувство любви к
природе, а сочетание познания с живым чувством содействует развитию
устойчивого познавательного интереса к природе. Курс природоведения
предусматривает приобретение детьми практических умений (наблюдение за
температурой воздуха по термометру, направление ветра по флюгеру, фиксация
основные явлений погоды с помощью условных знаков, ориентирование на
местности по солнцу и по компасу и т.п.). Выработка практических умений
способствует развитию коллективизма и трудовому воспитанию школьников.
Знания учащихся о природе становятся более осмысленными, когда очевидна их
значимость и возможность применить на практике. Учащиеся знакомятся с
разнообразием трудовой деятельности населения – со способами добычи и
использования полезных ископаемых, выведением и хозяйственным
использованием растений и животных, с достижениями науки в освоении
космического пространства, в покорении воздушного океана, в использовании
энергетических ресурсов, в процессе всех отраслей народного хозяйства
страны. Такие осмысленные знания способствуют развитию чувства гордости за
Родину, являются основой патриотического воспитания.
Все выше сказанное необходимо для детей как подготовка к обучению
географии, естествознанию и других предметов, связанных с природой, в
старших классах.
Что касается умственно отсталых детей, то они не способны, в отличие от
нормально развивающихся детей, в полной мере усвоить выше описанный
материал (Глава 2 и 2.1.), так как имеют место различные расстройства и
недоразвитие высших психических функций, а также задержка в развитии многих
важных процессов, некоторые из которых никогда не достигнут нормы в
развитии. Но об этом будет написано далее.



3. Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе

Отмечается огромная роль уроков природоведения в младших классах
вспомогательной школы, так как они способствуют, в первую очередь,
коррекции нарушенного развития умственно отсталых детей, воспитывают
интерес школьников, развивают эстетические чувства и формируют элементарные
представления об окружающем мире, что очень важно для последующего обучения
таких детей.
Как указано выше нормально развивающийся ребенок еще до школы овладевает
многими навыками, знаниями, приемами познания окружающей действительности
(наблюдения, вопросы). К моменту поступления в школу его речевое развитие
уже достигает уровня, позволяющего легко контактировать с детьми и
взрослыми, а также адекватно передавать в речи свои представления,
впечатления, наблюдения, задавать вопросы. Все это создает необходимую
основу для систематического обучения.
Умственно отсталые дети в этом отношении отстают от своих нормальных
сверстников. Невелик у них и запас сведений об окружающей действительности
(в частности, о природе). Поэтому программа 1-4 классов вспомогательной
школы включает многое из того, что нормальные дети хорошо осваивают в
дошкольный период. Во вспомогательной школе большое значение придается
пропедевтике – системе работы, по существу, предваряющей собственно
школьное обучение. В этом отношения очень важны предметные уроки. Они
развивают познавательную деятельность и речь умственно отсталых детей,
расширяют круг их представлений об окружающей действительности. На этих
занятиях дети получают некоторые практические умения и приемы действий с
предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении, учатся наблюдать и
сравнивать предметы и явления. Особенно важны предметные уроки и экскурсии
в 1-4 классах как подготовка к изучению естествознания и географии. Об этом
говорят в своих работах В.А. Грузинская и Г.В. Мурашев – специалисты в
области теории и практики преподавания географии во вспомогательной школе.
Подготовка к систематическому изучению географии, проводимая в 1-4
классах вспомогательной школы, должна по возможности носить действенный,
практический характер. Так, например, если учащиеся в процессе практических
занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой
пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более
отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг
собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей в различных
тепловых поясах и т.п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа
земной поверхности в ближайшем окружении, то смогут в дальнейшем по
кинофильмам, диапозитивам, иллюстрациям представить себе и рельеф
отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов);
где-нибудь недалеко от школы дети наблюдают работу воды в ручье (устраивают
запруды, водопады, ставят вертушки), что дает конкретную практическую
основу для понимания того, как используется работа воды на
гидроэлектростанциях.
С первых же дней пребывания детей в школе нужно организовать с ними
систематические наблюдения в природе и фиксирование результатов этих
наблюдений в календаре природы. Вначале эта работа очень проста, постепенно
она усложняется. Первые отметки в календаре обычно отражают, солнечный или
пасмурный был день, шел ли дождь/снег. Многие учителя не довольствуются
этим – они стремятся уже в 1 классе по возможности разнообразить работу с
календарем и, наверное, это правильно. Например, детям предлагается в
особый кармашек, приклеенный к настенному классному календарю около
названия каждого месяца, помещать предметы, принесенные с экскурсии (ветки
деревьев и кустарников с желтыми и красными листьями – осенью; зеленые
веточки хвойных и голые – лиственных деревьев – зимой; первые цветы и
небольши

Новинки рефератов ::

Реферат: Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву (Гражданское право и процесс)


Реферат: Франклин Гиддингс "Основания социологии" (Социология)


Реферат: Богослужение (Религия)


Реферат: Природные зоны Северной Америки (География)


Реферат: Программа и План - сопоставительный анализ (Компьютеры)


Реферат: Гражданское право (шпоры для гос экз) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Договор дарения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мажоритарні виборчі системи (Право)


Реферат: Национально-освободительное движение на Украине в 1-ой половине XIX века (История)


Реферат: Теория социальной мобильности Питирима Сорокина (Социология)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Разрабка технологического процесса сборки и сварки корпусной конструкции (Транспорт)


Реферат: Аномалии и девиантное поведение в обществе (Психология)


Реферат: Медресе Башкортостана (Религия)


Реферат: Особенности годового хода приземной температуры воздуха в разных частях Земли по данным ОА Гидрометцентра РФ (География)


Реферат: Оптические датчики газового состава (Технология)


Реферат: Період гетьманщини України (История)


Реферат: Иосиф Виссарионович Сталин (История)


Реферат: Лекции по механике (Физика)


Реферат: Духовные ценности ислама (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист