GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Особенности невербального общения в деятельности учителя (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Особенности невербального общения в деятельности учителя (Педагогика)



РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 82 страницы, 3 таблицы,1 схему, 55
использованных источников.
Перечень ключевых слов: общение, педагогическое общение, стиль
общения, невербальный аспект (компонент) педагогического общения, кинесика,
проксемика, каналы общения, взаимодействие, жестикуляция.
Объект исследования: педагогическое общение как важный компонент общей
структуры педагогической деятельности.
Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения
учителя начальных классов.
Задачи исследования:
- изучение и анализ литературы по проблеме, обобщение полученных
теоретических данных;
- разработка и реализация программы экспериментальной части
исследования;
- анализ полученного эмпирического материала.
Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической
литературы по проблеме, контент-анализ, наблюдение, беседа, анкетирование,
количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Основное содержание работы
В §1 Главы I рассматривается проблема общения как социального феномена
в целом. Говорится о том, насколько важное место занимает общение в
человеческой жизни. Центральное место первого параграфа – трактовка понятия
«общение», характеристика его основных функций. Заметим, что в настоящее
время различными учеными предлагается свое видение проблемы, что описано
при раскрытии нескольких подходов к феномену общения.
Второй параграф первой главы раскрывает вопрос о сущности и месте
педагогического общения в структуре деятельности современного педагога;
рассматривается специфика педагогического общения, его функции, широко
представлена типология стилей общения, изложены позиции некоторых авторов
относительно приемлемости того или иного стиля в работе учителя.
Глава II полностью посвящена проблеме невербального аспекта общения, в
том числе и педагогического общения. В ней также рассмотрена краткая
история развития невербалистики.
Экспериментальная часть второй главы посвящена исследованию жестового
общения как неотъемлемого компонента педагогического общения. Работа
выполнена на материале изучения жестового общения в деятельности учителя
начальных классов.
Область применения: в теоретических и практических курсах по
психологии и педагогике. В системе подготовки и повышения квалификации
работников образования.
Степень внедрения: частичная, материалы использовались в разработке
курсовой работы (1999 г.), служили основой для выступления на научно-
практической конференции студентов и преподавателей МГПИ им.М.Е.Евсевьева,
использовались в работе педагогов и членов администрации школ г.Саранска и
г.Краснослободска.
Эффективность: повышение качества подготовки будущих учителей
начальных классов, помощь в совершенствовании педагогического процесса в
школе.


СОДЕРЖАНИЕ


| |С. |
|ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………………………………………… |5 |
|ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ | |
|ПРОБЛЕМА ………………………………………………………………………………………………………… |8 |
|Характеристика общения как социального феномена ……………… |8 |
|Общетеоретическая характеристика невербального компонента | |
|общения …………………………………………………………………………………………………………………………… |16 |
|Выводы по главе I ……………………………………………………………………………………………… |31 |
|ГЛАВА II. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: | |
|ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………………… |33 |
|Педагогическое общение в структуре деятельности | |
|современного педагога …………………………………………………………………………………… |33 |
|2.2. Особенности невербального общения в деятельности | |
|современного учителя ……………………………………………………………………………………… |55 |
|2.3. Опыт эмпирического исследования невербального общения | |
|в деятельности учителя начальных классов ………………………………… |64 |
| Выводы по главе II …………………………………………………………………………………………… |74 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………………………………………… |76 |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………… |78 |



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы
большое внимание уделяется проблеме общения в профессионально-
педагогической деятельности. Одним из аспектов данной проблемы является
изучение невербального компонента. Отметим при этом, что проблема
интерпретации невербальных аспектов межличностного общения имеет
многовековую историю. Однако детально данная проблема стала разрабатываться
лишь в последние десятилетия (начиная с 60-х гг. в работах Дж.Фаста,
А.Пиза, М.Кричли, Ч.Морриса, И.Н.Горелова, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьева и
др.). В связи с этим, она остается практически неизученной. Дело
осложняется еще и тем, что авторы различных источников приводят порой
противоречащие друг другу сведения об отдельных аспектах невербалики,
например, нами зафиксированы различия точек зрения на количество
выразительных движений, используемых человеком в процессе общения. Авторы
различных источников указывают их от 1000 до 20000 (40, С.11; 41, С.17).
Несовпадающие сведения встречаются и в отношении исторических аспектов
проблемы, что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в
данной области.
Невербальный компонент общения играет существенную роль в процессе
взаимодействия учителя с детьми, поскольку известно, что различные средства
невербального общения (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция) оказываются в
некоторых случаях более выразительными и действенными, чем слова.
Таким образом, налицо проблема, суть которой состоит в том, что
несмотря на рост интереса и исследований в области невербального общения в
целом, с одной стороны, и педагогического общения – с другой, наблюдается
недостаточный уровень изученности невербального аспекта общения в
деятельности учителя.
Цель исследования: изучить невербальные аспекты общения в деятельности
учителя.
Задачи исследования:
- составить библиографический перечень источников, и на его
основе проанализировать научно-теоретический материал по
проблеме;
- разработать программу экспериментального исследования;
- провести исследование, проанализировать полученные
эмпирические данные, сделать выводы.
Объект исследования: педагогическое общение как важный компонент общей
структуры педагогической деятельности.
Предмет исследования: невербальные аспекты педагогического общения,
точнее использование жестов в деятельности учителя.
Методы исследования: анализ общепедагогической и психологической
литературы по проблеме, анкетирование, наблюдение, опрос (беседа),
количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Методологическую основу исследования составили теория деятельности
(культурно-исторический, или деятельностный подход в исследовании психолого-
педагогических аспектов жизнедеятельности личности: А.А.Леонтьев,
А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик и др); взгляды ученых, рассматривающих проблему
невербального общения с позиций кинесики и проксемики (Дж.Фаст, А.Пиз и
др.).
Этапы исследования:
- изучение литературы по проблеме;
- разработка программы практического исследования;
- проведение исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась профессиональная
педагогическая деятельность учителей начальных классов общеобразовательных
школ г.Саранска и г.Краснослободска.
Общая структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы .
В первой главе дается общетеоретическая характеристика общения как
социального феномена, рассматриваются общие аспекты невербального
компонента общения.
Вторая глава посвящена детальному рассмотрению проблемы и некоторых
особенностей педагогического общения, использования невербального
компонента общения в профессиональной педагогической деятельности
современного учителя.
В заключении приводятся основные выводы по результатам исследования.
ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

Как справедливо отмечает М.Н.Ночевник, «невозможно представить
развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с
обществом вне общения с другими людьми» (35, с.37). Межличностное общение
выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно
полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов
и свойств человека, личности в целом и общества (социума). Классики
марксизма К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: «… действительное
духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных
отношений» (35, С.78). Исторический опыт и повседневная практика
свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие
его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой
личности, ее социальных свойств (феномен «детей-маугли»).
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм
жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью (35, С.5).
«Ни для кого не секрет, - пишет польский психолог С.Мелибруда, - что
межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух,
которым мы дышим» (29, с.67). Непреодолимая притягательность общения для
человека хорошо выражена в известных высказываниях французского писателя А.
де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения» (35, с.35).
Учеными (35; 4) установлено, что необходимость общения обуславливается
также необходимостью совместного участия в производстве материальных благ.
В сфере духовной жизни, как известно, центральное место занимает
потребность личности в приобретении социального опыта, в приобщении к
культурным ценностям, в овладении принципами и нормами поведения в обществе
и конкретной социальной среде, что невозможно без контактов с другими
людьми.
Рассмотрение проблемы общения осложняется еще и различием трактовок
самого понятия «общения». Широкое распространение получила трактовка
общения как деятельности, то есть оно рассматривается как один из видов
человеческой деятельности – как «деятельность общения», «коммуникативная
деятельность». Кроме того, существует точка зрения, согласно которой
общение рассматривается и как процесс. Так, А.С.Золотнякова определяет
общение как «социально и личностно ориентированный процесс, в котором
реализуются не только личностные отношения, но и установки нормативных
ценностей» (11, С.245). Вместе с тем, она понимает общение как социальный
процесс, через который общество влияет на индивида. Таким образом, общение
по А.С.Золотняковой является коммуникативно-регулятивным процессом, в
котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется
их усвоение индивидом и социальной системой.
Несколько иной представляется точка зрения А.А.Бодалева, который
предлагает рассматривать общение как взаимодействие людей, содержанием
которого является обмен информацией с помощью различных средств
коммуникации для установления взаимоотношений между ними (4). Близка к
определению А.А.Бодалева и трактовка данного термина Н.И.Конюховым: Общение
– это «осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов,
вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое
изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях
партнера» (20, С.124).
А.А.Леонтьев предлагает еще один вариант трактовки понятия «общение».
Он понимает общение как социальный феномен и подходит к нему как к условию
любой деятельности человека: «Общение – система целенаправленных и
мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в
коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные,
психологические отношения и использующих специфические средства, прежде
всего язык» (25).
Позицию А.А.Леонтьева поддерживают и другие исследователи. В
частности, В.Н.Парфенов отмечает, что любая деятельность невозможна без
общения, которое понимается им как процесс взаимодействия индивидов. Далее
он подчеркивает, что общение необходимо для установления взаимодействия,
благополучного для процесса деятельности. Близка точке зрения А.А.Леонтьева
и позиция М.С.Кагана, согласно которой общение рассматривается как
коммуникативный вид деятельности, выражающий «практическую активность
субъекта» (12).
При этом ученые утверждают, что общение как вид деятельности может
иметь самостоятельное значение и прямо не обслуживать какие-либо другие
виды деятельности, однако, замечает А.А.Бодалев, «в подавляющем
большинстве случаев межличностное общение почти всегда оказывается
вплетенным в ту или иную деятельность и выступает как условие ее выполнения
(вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры)»
(4, С.29).
Приведенные трактовки общения в основном даются с позиции говорящего
индивида. Сознательно или бессознательно за исходную «клеточку» общения
берутся два человека – говорящий и слушающий, и модель общения строится как
те или иные процессы, происходящие между этими двумя людьми. При этом
общение рассматривается как что-то, прибавляемое к индивидуальной
деятельности, изменяющее ее, и вносящее в нее элементы социальной
обусловленности.
На основании вышеизложенных подходов можно сделать вывод о том, что
общение и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к
взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Заметим при этом,
что некоторые ученые (44, С.255) выделяют именно эти три основные стороны
общения – коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны.
Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики
информационного процесса между людьми как активными субъектами, то есть их
установок, целей, намерений.
Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей
стратегии взаимодействия. В современной литературе по проблеме общения
выделяется ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего кооперация и
конкуренция.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования
образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими
характеристиками человека его психологических свойств и особенностей.
Основными механизмами познания другого человека считаются идентификация
(уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта
познания другие люди).
Вступая в контакт с другими людьми, человек не всегда осознает, что
пользуется при этом знаками – единицами условного кода. Это язык, дошедший
до нас из глубоких веков, своеобразное коммуникативное орудие. Элементарные
языки, подобные языку приветственных жестов, варьируются не только от одной
национальной культуры к другой, но и внутри самой национальной культуры от
одной профессиональной, сословной или половозрастной группы к другой и даже
от семьи к семье.
Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые
системы, прежде всего речь, а также невербальные средства общения – оптико-
кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и
экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь,
например, паузы), система организации пространства коммуникации и, наконец,
система контакта глазами (22, С.25).Подробнее этот материал освещен нами в
главе 2.
В связи с этим, по мнению М.Н.Ночевника, велика возможность
непонимания, таящаяся в смысловом плане человеческого общения, включающем в
себя гамму сложных психологических, нравственных, культурных и идейных
мотивов, настроений и чувств, которыми одни человек обменивается в процессе
общения с другими. К этому следует добавить и сложное переплетение
материально-экономических условий, в некоторой степени определяющих
содержание общения и его социально-психологическую форму, условий, которые
определяются, в свою очередь, характером труда, формами совместной
деятельности людей.
Однако, Б.Д.Парыгин (39) характеризуя общение как сложный и весьма
многогранный процесс, отмечал также, что общение может выступать в одно и
то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный
процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного
влияния друг на друга, и как процесс взаимного переживания и взаимного
понимания друг друга. Данное утверждение, как видно из его структуры,
ориентируется на системное понимание сущности общения, его
многофункциональной природы и согласуется с точкой зрения Б.Ф.Ломова,
А.А.Брудного, Л.А.Карпенко, выделяющих следующих набор основных функций
общения.
Согласно точки зрения Б.Ф.Ломова (26, с.266) в общении можно выделить
такие стороны, или функции, как «информационно-коммуникативная,
охватывающая процессы приема-передачи информации; регуляционно-
коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при
осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная,
относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в
изменении своего эмоционального состояния».(44, С.244). Таким образом,
первый класс функций общения, информационно-коммуникативный, охватывает все
те процессы, которые описываются как «прием-передача информации». Второй
класс функций общения, регуляционно-коммуникативный, относится к регуляции
поведения. В процессе общения индивид может воздействовать на мотив, цель,
программу, принятие решения, на выполнение отдельных действий и их
контроль, то есть на все «составляющие» деятельности своего партнера. В
этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимная коррекция
поведения.
Третий класс функций общения, аффективно-коммуникативный, относится к
эмоциональной сфере человека. Как считает Б.Ф.Ломов, общение – важнейшая
детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически
человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей.
Известно, например, что потребность в общении у человека часто возникает в
связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. Б.Ф.Ломов
указывает при этом, что функции общения как многомерного процесса можно
классифицировать и по другой системе оснований, однако в своей работе (26)
соответствующих оснований не излагает.
А.А.Брудный, в свою очередь, расширяет понимание функций общения и
«выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию,
которая необходима для обмена информацией в процессе управления и
совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в
сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения,
передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию
самовыражения, ориентирующую на поиск и достижение взаимного понимания»(5,
С.244).
Однако наиболее полной классификацией, на наш взгляд, является
классификация Л.А.Карпенко (44, С.245), согласно которой выделяется восемь
функций по критерию «цель общения»:
1. контактная, цель которой установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания
взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-
передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен
мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3. побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по
общению на выполнение тех или иных действий;
4. координационная, цель которой – взаимное ориентирование и
согласование действий при организации совместной деятельности;
5. понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и
понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их
намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6. эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных
эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с
его помощью собственных переживаний и состояний;
7. установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование
своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и
прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8. оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения,
личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений,
установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и
т.д.
Мы убеждены в том, что рассмотренные классификации функций общения не
исключают ни друг друга, ни возможности представить и иные варианты. Вместе
с тем подчеркнем еще раз важность тезиса о том, что общение является
процессом, характеризующимся высоким уровнем полифункциональности.
В заключении можно сделать вывод, что, являясь насущной потребностью
человека, общение может существовать и как самостоятельная форма
активности. Однако, в большинстве ситуаций оно включено в практическую
деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без
интенсивного и разностороннего общения. Развитие человека, его
существование и связь с окружающим миром немыслимы вне общения.
По этой причине проблема общения – одна из самых актуальных в
современной психолого-педагогической литературе. В настоящей работе мы
также придерживаемся трактовки общения как одного из видов деятельности
человека, склоняясь к утверждению о том, что межличностное общение является
не только необходимым компонентом деятельности людей, но и обязательным
условием нормального функционирования общностей, социума. Особое место
занимает общение в системе профессиональной деятельности педагога, где оно
является одним из важнейших компонентов.
2. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ОБЩЕНИЯ

Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион
лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно
изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их
существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970
г.» (41, С.16).
Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах общения,
проведенные учеными-бихевиористами до 1970 г. Однако даже сегодня
большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений,
несмотря на его важность в жизни.
Вместе с тем, проблема восприятия и психологической интерпретации
невербального поведения относится к проблемам с многовековой историей, о
чем свидетельствуют данные, опубликованные в работах Е.А.Петровой,
В.В.Мироненко, М.Битяновой.
Анализ перечисленных источников позволяет сделать вывод, что к
проблеме невербального общения в различное время обращались философы,
психологи, медики, лингвисты, искусствоведы. На протяжении тысячелетий, по
замечанию В.В.Мироненко, данная проблема обрастала научными и
псевдонаучными фактами. Знания о невербальном поведении и его связях с
внутренним миром человека регистрировались сначала в памятниках
характерологического жанра – литературе афоризмов, моральных наставлений,
позднее – в работах философов.
Аристотель, например, считается одним из пионеров физиогномики.
Сторонники его школы полагали, что по общему выражению и некоторым чертам
лица можно распознать характер человека, оценить уровень его способностей.
М.Битянова утверждает, что по данным некоторых историков (конкретные
фамилии не указаны), до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор.
Последовательными проводниками его идей в рассматриваемой области были
видные античные ученые, выдающиеся врачи Цельс и Гален. А крупнейший
римский мыслитель и оратор Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать.
Первый же словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану
(I век до н.э.).
В средние века отдельные взгляды физиогномистов разделяли и в той или
иной степени совершенствовали Ибн Сина и ряд ведущих алхимиков. В эпоху
Возрождения – Иоанн Дунс Скот и Леонардо да Винчи, в XVI-XVIII столетиях –
Френсис Бэкон и непревзойденный физиогномист, швейцарский священник, поэт и
художник Иоганн Гаспар Лафатер. В своем сочинении «Искусство познавать
людей по физиогномиям» он совершил практически первую научную попытку
систематически исследовать выразительные движения.
В XVI в. выдающийся немецкий врач-хирург Парацельс также пользовался в
своей практической деятельности мимическими критериями, хотя его идеи не
получили сколько-нибудь широкого распространения.
В 1664 году Джон Баливер выпустил две книги, посвященные языку жестов
человека: «Хирология, или Естественный язык жестов» и «Хирономия, или
Искусство риторики рук». В этих книгах были составлены первые из известных
в Европейских странах таблицы с систематизацией знаков выразительной
жестикуляции (30, С.135).
Классическим примером осмысления роли и значения жестов, мимики,
интонации в жизни людей можно считать труд Жан-Батиста Дюбо – французского
философа-просветителя XVIII века «Критические размышления о поэзии и
живописи», где автор приходит к мысли о том, что издавна существует наука
«нема», которая, не размыкая уст, говорит руками и некоторыми
телодвижениями. Наиболее влиятельной работой, по данным А.Пиза (42, С.17) к
началу ХХ в. была работа Ч.Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных»,
опубликованная в 1872 г. Она стимулировала современные исследования в
области «языка тела», а многие идеи Ч.Дарвина и его наблюдения признаны
сегодня исследователями всего мира.
Значительным шагом в описании жестов стали также работы известного
французского режиссера Дельсарта. В России начала ХХ века система Дельсарта
стала широко известной благодаря книге Сергея Волконского «Выразительный
человек», где рассматривались как законы человеческого движения, так и их
семиотическая классификация.
С 1900 по 1979 год на английском языке было издано шесть крупных
монографий о жестах. Наибольший интерес во всем мире вызвали работы
Д.Эфрона, М.Кричли, Ч.Морриса. Серьезным исследованием «боди лэнгвиджа» с
конца 70-х гг. начал заниматься автсралийский ученый Аллан Пиз , который
является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором
методики обучения основам коммуникации.
Интерес к невербальным средствам общения в ХХ столетии столь возрос,
что выделилась особая область исследований – кинесика (от англ. Kinesics,
греч. - kinesis). Основы изучения этой области психологии заложены в 50-х
гг. работами шведского ученого Р.Бердвистелла.
Современные представители данной научной области (Дж.Фаст,
Дж.Ниренберг) раскрывают закономерности влияния невербальных способов
общения на установление контактов и взаимопонимания между партнерами.
Под кинесикой принято понимать зрительно воспринимаемый диапазон
движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении. Кинесика
– это не только «язык тела» (жесты, мимика, позы, взгляд), но также манера
одеваться, причесываться. К кинесике помимо названных движений относятся
также такие движения, которые связаны с использованием предмета: хлопанье
дверью, поскрипывание стулом, почерк. Как видно, кинесика – понятие,
использующееся для обозначения различных движений чеоловека, но чаще всего
при изучении движений рук и лица (22, С.18).
В нашей стране исследование кинесических средств человеческого общения
было начато в 60-х гг. в работах Б.А.Успенского и Т.М.Николаевой, позднее
продолжено О.С.Ахматовой, И.Н.Гореловым, А.А.Капнадзе, Е.В.Красильниковой,
Г.А.Ковалевой, В.А.Лабунской, А.А.Леонтьевым и другими учеными.
Таким образом, перечисленные факты свидетельствуют о том, что
невербальный аспект общения является в определенной степени исследованным,
хотя и по сей день в нем имеется достаточно много «белых пятен». Серьезным
исследованием проблем невербального общения ученые реально и систематически
начали заниматься лишь с 60-х-70-х гг. ХХ века. Литература в основном
представляет лишь отрывочные данные об истории развития данной проблемы,
что не дает возможности в определенной мере проследить динамику развития
научных исследований в области невербалики, выделить основные этапы.
Со времени опубликования Ч.Дарвиным своей работы «Выражение эмоций у
людей и животных», учеными были обнаружены и зарегистрированы более 1000
невербальных знаков (41, С.17).
С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том,
насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия
людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в
экспериментах, проводимых, в основном, психологами .
В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача инфоормации
происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых
средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных
средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования,
выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут
в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как
и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее
35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных
средств.
Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики
для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на
значение жестов и мимики человека.
Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что его
проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше,
чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив,
чем язык слов» - справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле (48,
С.9).
Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный
(вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как
невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений,
передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных
сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова (37, С.86), как
бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при
передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения
друг к другу.
В работе В.А.Лабунской (22) подвергнут обстоятельному обсуждению
вопрос о функциях невербального общения. Говоря о том, что невербальное
общение в межличностном взаимодействии многофункционально, автор указывает
на ряд функций, из которых отметим наиболее существенные на наш взгляд.
Итак, согласно В.А.Лабунской, невербальное общение:
- создает образ партнера по общению;
- выступает в качестве способа регуляции пространственно-временных
параметров общения;
- выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений;
- является индикатором актуальных психических состояний личности;
- выполняет функцию экономии речевого сообщения;
- выступает в роли уточнения, изменения в понимании вербального
сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
- выполняет функцию разрядки, облегчения, регулирует процесс
возбуждения.
Обратимся к вопросу о классификации невербальных элементов
коммуникации. Следует отметить, что по невербальному каналу информация
транслируется в самых разнообразных формах, которые в отличие от знаковых,
всегда многозначны.
Общепринято классифицировать невербальные средства коммуникации по
сенсорным канала. Одна из таких классификаций представлена в статье
М.Битяновой (2, С.2-15). Она, в частности, среди наиболее популярных в
общении современных людей коммуникативных систем выделяет оптическую и
акустическую.
К оптической системе относятся внешний вид и выразительные движения
человека – жесты, мимика, позы, походка и т.д. . Анализ соответствующей
литературы позволяет отнести к оптической системе и такую специфическую
форму невербального человеческого общения, как контакт глаз.
Акустическая система представляет собой различные качества голоса
коммуникатора (тембр, высота, громкость), интонации, темп речи, фразовые и
логические ударения. Не меньшее значение, как отмечает М.Битянова, имеют и
разнообразные вкрапления в речь – паузы, покашливание, смех и прочее.
Помимо указанных двух наиболее важных систем, человек использует в
общении и такую систему, как кинестетическая системе – прикосновения,
информационная ценность которых связана в основном с такими параметрами,
как сила, давление.
Немаловажное место занимает в общении ольфакторная система, включающая
в себя вкус и обоняние. По мнению специалистов (М.Битянова, В.А.Лабунская),
они в наименьшей мере задействованы в коммуникативном процессе на уровне
сознания, однако при этом отмечается, что вкус и обоняние независимо от
нашей воли, на подсознательном уровне активно участвуют в общении и влияют
на взаимоотношения людей.
Совершенно особое место среди невербальных средств коммуникации
занимают пространственно-временные характеристики ситуации общения.
А.А.Леонтьев предлагает классифицировать неречевые компоненты общения
на несколько типов в зависимости от их роли в процессе общения:
- «поисковые» компоненты, учитываемые говорящим и слушателем при
ориентировке, предшествующей общению;
- сигналы, используемые для коррекции уже установившегося общения;
- регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и
подтверждающие понимание, и сигналы, идущие от коммуникатора
(говорящего) и «запрашивающие» слушателей о понимании;
- модуляции общения, то есть реакции говорящего и слушателей на
изменение условий общения.
В.А.Лабунская в своей работе рассматривает структуру невербального
поведения, которое, на наш взгляд, судя по определению, является синонимом
термина «невербальное общение» - «… социально или биологически
обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств
общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму
действий и поступков» (22, С.6.).
Классификация средств невербального поведения (общения) по
В.А.Лабунской построена на базе основных атрибутов бытия, материи, всеобщих
формах ее существования – движении, времени, пространстве (схема). Согласно
данной схеме, в структуру невербального общения входят практически все
перечисленные в других классификациях подструктуры невербального поведения,
в основу которых положены основные характеристики невербальных средств,
системы их отражения и восприятия (оптическая, акустическая, тактильная,
ольфакторная), а также элементы данных систем и их взаимосвязь.



1


2
3
5
4



Краткая характеристика основных средств невербального общения.
Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее выражение
психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в
совокупности координированных движений лицевых мышц (20, С.109).
В.П.Трусов склоняется к мнению, что лицо как канал невербальной
коммуникации, является ведущим и весьма сложным средством общения. Оно
способно передавать эмоциональный и содержательный подтекст речевых
сообщений и служить регулятором процедуры общения партнеров.
Общеизвестно, что эффективное общение неосуществимо без адекватной
оценки тех чувств, которые испытывает собеседник, партнер и которые
выражаются на его лице. Такая оценка является необходимой обратной связью
при обращении, вносящей коррекцию в дальнейший ход взаимодействия.
Адекватное восприятие и понимание партнеров общения невозможно без учета
всех невербальных показателей реагирования других, а лицо представляет
собой самое доступное и информативное средство дополнения и уточнения
содержательной стороны сообщений, передаваемых с помощью речи. Известно,
что сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой
сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой
возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимика в целом
указывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется
со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью. Монотонность
и редкая смена форм указывают на слабую импульсивность партнера по общению.
Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях
скуки, печали, равнодушии.
Таким образом, можно сделать вывод, что мимическая сторона общения
крайне важна для полноценного общения индивидов, выражая, прежде всего,
эмоциональное их состояние во время взаимодействия.
Жесты – движения, имеющие сигнальное значение (20, С.49); это
выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в
процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не
только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об
отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может
сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности
жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо
качестве воспринимаемого человека. Именно поэтому жесты относят к
выразительным движениям (В.А.Лабунская).
В литературе встречаются классификации жестов по различным
основаниям. Приведем некоторые из них.
По физической природе жесты можно разделить на две большие группы:
головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает
подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов,
различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых,
локтевых, плечевых или смешанных.
По характеру воздействия на воспринимающего можно выделить визуальные,
визуально-акустические, визуально-тактильные жесты (40, С.21).
Некоторые специалисты (22, С.23, 8, С.25) предлагают классифицировать
жесты следующим образом (при этом отметим, что ими не приводятся
основания/критерии данной классификации):
- коммуникативные, выразительные движения, заменяющие в речи элементы
языка;
- описательно-изобразительные, подчеркивающие, сопровождающие речь и
вне речевого контекста теряющие смысл;
- модальные, выражающие оценку, отношение к предметам, явлениям
окружающей среды.
Аллан Пиз в одной из своих работ (42) различает указательные,
подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью
обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления
высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки.
Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов
хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны
партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными
являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно.
Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в
непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые
бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как
правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или
приобретенными.
Для выделения жестов служат в основном пальцы. Собственно, свое
значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного
положения.
Значимость жестов в ходе общения существенно возрастает, когда мы
знакомимся с данными работы Т.П.Усольцевой и Т.Г.Григорьевой (8), в которой
говорится о том, что посредством жестов можно передать до 40% информации.
Визуальное взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный
компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек
получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным
органом. Согласно современным данным, взгляд выполняет роль управляющего
воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его
вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где
он выполняет сигнальную функцию; принимает участие в выражении интимности и
регулировании дистанции (40, С.13).
Некоторые исследователи (22) отмечают следующие функции взгляда в
общении:
- информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на
слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри
реплики, а слушающий – на говорящего, для получения информации
обратной связи);
- оповещение об освобождении канала связи;
- стремление скрывать или выставлять свое «Я»;
- установление и поддержание социального взаимодействия.
Язык глаз, по мнению психологов, очень важен для самоощущения в
процессе общения.
Интонация. Интонация определяется В.А.Лабунской как совокупность
звуковых средств языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона
речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм,
интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения.
Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые
устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и
вопреки ему.
Помимо функций дополнения, замещения, предвосхищения речевого
высказывания, а также регулирования речевого потока, акцентирования
внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация (как в целом
просодика и экстралингвистика по В.А.Лабунской) выполняет оригинальную
функцию – функцию экономии речевого высказывания.
Пространственная организация также в значительной степени сказывается
на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого
компонента коммуникации известным американским ученым Э.Холлом привели к
образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет
пространственной психологией (по данным работы Е.А.Петровой). Проксемика
изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными
отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка
мебели) и динамических пространств (расположение собеседников в
пространстве в процессе коммуникации).
Выбор дистанции общения по В.А.Лабунской, определяется социальным
престижем общающихся, национально-этническими признаками, полом, возрастом
коммуникантов, характером взаимоотношений партнеров.
В литературе (42, 40, 8) описаны 4 категории пространственной
коммуникации (обратим внимание при этом на то, что данные пространства с
субъектом общения в центре в свое время были описаны Э.Холлом):
- интимная зона (15-46 см.): из всех зон является главной, поскольку
строго охраняется человеком. Допуск в эту зону разрешен только тем
лицам, которые находятся в тесном эмоциональном контакте с ним. В
данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см., в которую
можно проникнуть только посредством физического контакта – это
сверхинтимная зона;
- личная зона (46 см. – 1,2 м.): это расстояние, разделяющее партнеров
по общению, знакомых друг другу;
- социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.): такая дистанция разделяет
посторонних людей при взаимодействии;
- общественная (публичная) зона (более 3,6 м.): на данном удалении
человек находится, адресуясь к большой группе людей (в ходе лекций,
например).
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами
негативно, и они пытаются ее изменить. Таким образом, человек в различных
ситуациях общения активно изменяет свое пространство, устанавливает
оптимально соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию
взаимодействия.
Организация и угол общения также являются важными проксемическими
компонентами невербальной системы. Исследователи(8) определяет ориентацию
как расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может
варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине».
При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер
общения.
Известно, в частности, что размещение за столом рядом способствует
нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали
создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция
лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за
другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и
расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, по
нашему мнению, значимы исходя из тех позиций, что они задают тон
дальнейшему общению.
В заключение можно сделать вывод о том, что невербальная коммуникация
в целом играет огромную роль в человеческом взаимодействии, преимущественно
«работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных
средств передачи обратной связи партнеру по общению.
Невербальные средства являются важнейшим дополнением речевой
коммуникации, естественно вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль
определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на
коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить
намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Одной из важнейших проблем, рассматриваемых на станицах современной
психолого-педагогической литературы, является проблема общения, и, в
частности, проблема общения в деятельности педагога. Данный факт
объясняется существенностью роли общения в жизнедеятельности людей в целом.
Потребность в общении является фундаментальной для человека. Общение
выступает неотъемлемым элементом бытия людей, является важнейшим условием
полноценного формирования и развития личности.
Исследователями предлагаются различные трактовки понятия «общение». В
частности, некоторые ученые рассматривают общение как один из видов
человеческой деятельности, другие – как фон, на котором разворачивается
деятельность, ее условие. Встречается характеристика общения как
коммуникативного вида деятельности. На наш взгляд, общение следует
рассматривать как особый вид деятельности человека.
Система невербального общения занимает важное место в общей структуре
общения.
Проблема восприятия и психологической интерпретации невербального
поведения разрабатывалась в течение многих веков. Однако, до настоящего
времени данный вопрос остается освещенным лишь в незначительной степени.
Литература предоставляет отрывочные сведения по его истории, поскольку
детально разработку вопроса стали осуществлять сравнительно недавно
(последние 40 лет).
Несмотря на это, в литературе можно встретить различные классификации
невербальных средств общения, их характеристику, функции.
Невербальные средства являются существенным дополнением речевой
коммуникации, делая этот процесс более открытым, так как известно, что, по
некоторым данным, до 90% различной информации, в основном эмоционального
характера, передается именно с помощью неречевых средств. По этой причине
трудно переоценить роль невербалики в человеческом взаимодействии.
ГЛАВА II. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

(ОПЫТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)


2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В нашей работе неоднократно отмечалось, что потребность в общении,
являясь фундаментальной для человека, имеет первостепенное значение в
процессе воспитания и обучения человека. Так, без него в принципе
невозможен процесс передачи социального опыта от одного поколения другому.
В школьном возрасте стремление юного человека приблизиться к внутреннему
миру другого, увидеть окружающее его глазами, быть услышанным и понятым
другими приобретает особую важность. Школа привлекает учеников не только
новыми знаниями, сколько возможностью удовлетворить актуальные потребности
в общении, самоутверждении, творчестве, открытии лучших сторон своего «Я».
В связи с этим, непременным и важнейшим условием результативности
педагогического труда учителя является, по мнению ученых, его умение
организовать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их
деятельностью (в частности, данное утверждение находим в работах В.А.Кан-
Калика (13, 15).
В психолого-педагогической литературе (13, 23) чаще всего говорят о
коммуникативных способностях учителя, необходимых для осуществления
плодотворной педагогической деятельности. Опыт показывает, что для
успешного взаимодействия с детьми недостаточно только знания учителем основ
наук и методики учебно-воспитательной работы. Все его знания и практические
умения могут передаваться учащимся только через систему живого и
непосредственного общения. Нам представляется, что предельно важным
элементом педагогической деятельности является именно установление
психологического контакта педагога с ребенком, взаимопонимания, то есть
общение. Отсутствие или утрата взаимопонимания обособляют ребенка и
взрослого, затрудняют и без того сложный процесс воспитания и обучения,
трансляцию взрослым сложившегося социального опыта и создание ребенком
нового индивидуального опыта. Процесс общения педагога с детьми выступает,
таким образом, как важное непременное условие и содержание профессиональной
педагогической деятельности. При этом, как отмечает В.А.Кан-Калик, в силу
специфики педагогической деятельности, общение из фактора, сопровождающего
деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию профессионально
значимую, лежащую в природе профессии. Поэтому в данном случае общение
выступает не как обыденная форма человеческого взаимодействия, а как
категория функциональная (11, С.3).
Обращаясь к вопросу о специфике педагогического общения сравнительно с
другими видами и формами общения людей, отметим, что особенность общения и
сотрудничества (взаимодействия) учителя и ученика состоит в ведущей роли
сотрудника-учителя, особенно в тех областях деятельности, которые для
ученика составляют зону его ближайшего развития.
Как отмечают В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, общение выступает как
инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь
дополнительную нагрузку (15, С.82)
Опыт показывает, что в системе обыденного взаимодействия общение
протекает как бы само собой, в то время, как в целенаправленной
воспитательной деятельности оно становится специальной задачей. Педагог
должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными
способностями и коммуникативной культурой. Задача осуществления
коммуникации в педагогическом процессе существенно осложняется, прежде
всего, потому, что естественные формы общения получают здесь
профессионально-функциональную нагрузку, то есть профессионализируются.
Конкретизированное в педагогической деятельности, общение выступает и
как процесс решения педагогом бесчисленного множества коммуникативных
задач, и как его результат. В процессе общения с детьми педагог
осуществляет, во-первых, психологический и коммуникативный поиск, связанный
с познанием индивидуального своеобразия другой личности (воспитуемого), и,
во-вторых, выбор в соответствии с этим своеобразием специфического
репертуара воспитательно целесообразных воздействий относительно данного
ребенка. Необходимость постоянного решения педагогом коммуникативных задач
– как отражение задач педагогических – в свою очередь, придает
коммуникативной структуре педагогической деятельности ярко выраженный
эвристический характер. Однако педагогическое общение включает не только
коммуникативную деятельность учителя. В литературе (45) указывается и на
способность учителя стимулировать инициативное общение учащихся.
Педагогическое общение с его ярко выраженным воздействующим характером
реализуется в субъект-субъектных отношениях с учениками, несмотря на то,
что последние выступают чаще всего в роли объекта обучения и воспитания в
системе учебно-познавательной деятельности. В педагогическом общении на
фоне субъектно-субъектных отношений учащихся и педагога реализуются
взаимные потребности общения: учителя – в выполнении своей социально
значимой функции обучения и воспитания, учащихся – в формировании
миропонимания и мировоззрения, личностного развития, в овладении различными
видами деятельности (учебной, трудовой, игровой, познавательной) в ходе
социализации.
В современной научной литературе зафиксировано несколько подходов к
трактовке проблем педагогического общения. Так, в теоретических и
экспериментальных разработках С.В.Кондратьевой педагогическое общение
рассматривается преимущественно как взаимодействие учителя с учениками,
причем роль учителя в этом процессе состоит в управлении их поведением и
деятельностью.
Другим вариантом анализа проблемы педагогического общения является
подход к нему, предложенный В.А.Кан-Каликом и Г.А.Ковалевым (14, С.9-16),
которые видят его как творческий процесс. Творчество в педагогическом
общении, по мнению этих авторов, раскрывается и реализуется:
- в ходе познания учителем личности ученика;
- в организации непосредственного взаимодействия и воздействия на
ребенка;
- в управлении собственным поведением педагога;
- в выборе средств педагогического воздействия.
Анализируя данные положения, можно отметить, что в их понимании
педагогическое общение действительно является творческой деятельностью не
только по отношению к учащемуся, но и по отношению учителя к самому себе.
Несколько не совпадающей с большинством точек зрения на сущность
педагогического общения как системы профессиональных действий является
взгляд В.В.Рыжова (37), который полагает, что педагогическое общение все же
является естественным человеческим общением, совершающимся между людьми,
личностями, каковыми являются все участники школьной жизни.
Еще один подход к проблеме педагогического общения предлагают ряд
исследователей (Н.В.Кузьмина, Е.А.Маслыко, Л.Н.Дичковская), которые
понимают под ним один из факторов обучения, являющийся профессиональным по
целям, задачам, содержанию, уровню мастерства, качеству и эффективности
субъект-субъектного общения. Именно эти аспекты педагогического общения
обеспечивают, на их взгляд, оптимизацию воспитания и обучения школьному
предмету в ходе его преподавания, мотивацию овладения этим предметом,
расширение познавательной сферы учащихся, вовлечение их в совместную
познавательную деятельность, личностное развитие учащихся, создание условий
для выработки умений и навыков самообразования, самовоспитания и
самоконтроля.
Подводя итог анализу подходов к пониманию сущности педагогического
общения, можно заключить, что в современной психолого-педагогической
литературе под профессиональным общением в целом понимается система
взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен
информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация
совместной работы отдельного учащегося, классного коллектива и учителя,
оказание воспитательного воздействия, познание личности учащегося и самого
себя, создание условий для саморазвития личности ребенка. Педагог выступает
как активатор данных процессов, организует их и управляет ими.
Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций
педагогического общения, А.А.Леонтьев отмечает, что «Оптимальное
педагогическое общение – такое общение учителя (и шире – педагогического
коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие
условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной
деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает
благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует
возникновению «психологического барьера»), обеспечивает управление
социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет
максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»
(23, С.8).
Для оптимального педагогического общения, по А.А.Леонтьеву, учителю
необходимы следующие умения:
- умение управлять своим поведением;
- качества внимания;
- умение социальной перцепции, или «чтения по лицу»;
- умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое
состояние по внешним признакам;
- умение речевого общения (оптимально строить свою речь в
психологическом плане);
- умения речевого и неречевого контакта с учащимися.
Одной из составляющих оптимального педагогического общения является
совершенное владение учителем средствами педагогического воздействия –
педагогической техникой, всеми вербальными и невербальными средствами
общения с учащимися.
В.В.Рыжов (37), в свою очередь, полагает, что эффективность
педагогического общения определяется тем, в какой мере педагог способен
оставаться в сотрудничестве с учащимися именно участником, а не субъектом,
для которого ученик только объект приложения его педагогических воздействий
и усилий.
Наряду с понятием «оптимальное педагогическое общение» в литературе
встречается и термин «продуктивное общение», которое понимается как
процесс, который должен обеспечить следующее:
- реальный психологический контакт, который должен возникнуть между
педагогом и детьми и превратить их в субъект-субъектов общения;
- преодоление барьеров, которые возникают в процессе взаимодействия
педагогов и детей (возрастные, социально-психологические,
мотивационные, установочные, познавательные и т.д.);
- перевод учащихся с привычной для них позиции ведомых на позицию
сотрудничества, а, следовательно, и их превращение в субъектов
педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое общение выступает как фактор,
оптимизирующий учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий реализацию
любого его компонента.
Ученые (13) выделяют следующие функции педагогического общения как
социально-психологического феномена:
- познание личности;
- обмен информацией;
- организация деятельности;
- обмен ролями;
- сопереживание;
- самоутверждение.
Информационная функция педагогического общения, обеспечивая процесс
обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития
положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки
совместного поиска и раздумий. Л.М.Митина замечает при этом, что передача
различного рода информации осуществляется как вербальным путем, так и
помощью невербальной коммуникации.
Функцией педагогического общения выступает и самоутверждение личности.
Задача педагога – способствовать осознанию школьниками своего «Я», ощущению
своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и
перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции педагогического общения, как
сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека,
для формирования способности стать на точку зре

Новинки рефератов ::

Реферат: Психология личности (Психология)


Реферат: Воздействие человека на окружающую среду (Биология)


Реферат: Йод (Химия)


Реферат: Комментарий к Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" (Право)


Реферат: Пирамида Хеопса (История)


Реферат: Церкви Нижнего Новгорода (История)


Реферат: Валентин Александрович Серов (Исторические личности)


Реферат: Метеориты (Астрономия)


Реферат: Институт гражданского общества (Право)


Реферат: Гидроакустика — инструмент изучения Мирового Океана (География)


Реферат: Попытки реформирования советского общества (История)


Реферат: Динамические объекты TurboPacal (Программирование)


Реферат: Бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда в с/х (Аудит)


Реферат: Гюстав Флобер (Литература : зарубежная)


Реферат: TCP/IP (Программирование)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)


Реферат: Правовое положение юридических лиц в международном частном праве (Международное частное право)


Реферат: Журналистика конца XIX века (Журналистика)


Реферат: Диплодок (Биология)


Реферат: Адкуль пайшло Хрысцiянства на Беларусi (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист