GeoSELECT.ru



История / Реферат: Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века (История)



РЕФЕРАТ ПО

ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ТЕОРИИ



НА ТЕМУ:


«Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине 20 века»



Студент: Рыбаков О.Ю.
Преподаватель: Попова Р.А.
Группа: КМ-22



План работы:



1) Масштабы и географическая структура мировой экономики;


2) Уровень развития мировой экономики


3) Динамика развития мировой экономики по периодам;


4) Концентрация мирового производства;


5) Дифференциация населения мира по величине душевого ВВП;


6) Заключение.



Использована статья А.Илларионова «Основные тенденции развития мировой
экономики в 1950 – 1996 гг.», журнал «Основы экономики» №10/97.

Масштабы и географическая структура мировой экономики.

За почти пять послевоенных десятилетий масштабы и географическая
структура мировой экономики существенно изменились. В целом мировой ВВП за
46 лет возрос почти в 5,9 раза. При этом экономический потенциал наиболее
развитых регионов середины 20 века – Северной Америки, Европы, Австралии и
Океании – увеличивался медленнее, чем мировой экономики в среднем. В
результате их доля в ВВП мира заметно снизилась. Сокращение доли Северной
Америки в мировой экономике полностью произошло засчет снижения в ней
удельного веса США, в то время как доля остальных североамериканских стран
возросла.
С другой стороны, несколько быстрее мирового потенциала в среднем
росли экономические потенциалы Южной Америки и Африки, так что удельный вес
этих регионов в мировой экономике несколько возрос. Однако настоящей
«рекордсменкой» второй половины 20 века стала Азия. Ее ВВП возрос
настолько, что ее доля в мировом ВВП возросла вдвое, что позволило ей стать
крупнейшим экономическим регионом мира конца 20 начала 21 века. Если в 1950
г. совокупные размеры экономик азиатских стран более чем вдвое уступали
аналогичным показателям и Европы, и Северной Америки, то сегодня Азия по
размерам ВВП почти в 1,5 раза превосходит каждый из этих регионов.
Структура мировой экономики с точки зрения преобладания различных
типов социально-экономических систем на первый взгляд практически не
изменилась. Более того, может сложиться впечатление, будто бывшие
социалистические страны добились хотя и незначительного, но все же перевеса
над странами с рыночной экономикой. Совокупный ВВП первой группы стран
увеличился в 6, 1 раза, а второй – в 5,8, в результате чего удельный вес
бывших соцстран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9 %, а стран с
рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%.
Однако, это впечатление обманчиво. Фактически единственным фактором
относительно лучших показателей первой группы стран явился феноменальный
рост экономики Китая, доля ВВП которого в мировой экономике составляет
10,2%.
Самым медленным экономический рост был в бывшем СССР (2,2 раза),
приведший к сокращению его доли в мировом ВВП с 7,3% до 2,7%.
В группе стран с рыночной экономикой темпы роста ВВП в развивающихся
странах почти вдвое превзошли соответствующий показатель развитых стран, в
результате чего доля последних в мировой экономике сократилась с 63,0 до
52,7%, а доля развивающихся стран возросла почти в 1,5 раза – с 21,7 до
31,4%. На фоне повышения доли в мировой экономике всех развивающихся стран
и таких их групп, как страны Латинской Америки и страны-энгергоэкспортеры,
наиболее тяжелая ситуация сложилась в африканских странах, расположенных
южнее Сахары (СЮС). В них темпы роста ВВП были самыми низкими среди всех
стран с рыночной экономикой, а их удельный вес в мировой экономике снизился
с 2,3 до 1,8%.
На динамику абсолютных размеров ВВП существенное влияние оказывает
динамика численности населения. При росте мирового населения в целом в 2,3
раза население Северной Америки, Европы, бывших социалистических и развитых
стран росло медленнее среднемировых показателей. В других группах стран
население росло быстрее, причем наиболее быстро в странах-энергоэкспортерах
и африканских странах.

Уровень развития мировой экономики.

Различия в изменениях структуры мирового ВВП и мирового населения
предопределены разной динамикой производства ВВП на душу населения в тех
илил иных странах, их группах и регионах мира. Наряду с населением величина
ВВП на душу населения выступает важнейшим фактором, влияющим на динамику
абсолютных размеров ВВП. При этом именно величина душевого производства ВВП
используется, как правило, в качестве показателя уровня экономического
развития, а его изменение – в качестве наиболее точного показателя темпов
экономического роста в долгосрочной перспективе.
За послевоенные 46 лет производство мирового ВВП на душу населения
возросло в 2,5 раза. Однако его рост по регионам и группам стран происходил
крайне неравномерно. Хотя абсолютный уровень ВВП на душу населения в 1996
г. продолжал оставаться наиболее высоким в Северной Америке и Австралии и
Океании, именно в этих регионах, а также в Южной Америке и особенно в
Африке его увеличение оказалось более медленным, чем в среднем в мире, что
привело к снижению позиций рассматриваемых регионов по отношению к
среднемировому уровню. В то же время в Европе и особенно в Азии темпы роста
ВВП на душу населения превысили среднемировой показатель (в Азии – вдвое).
Повышение среднего уровня экономического развития бывших
социалистических стран (в 3 раза) на первый взгляд кажется существенно
выше, чем аналогичный показатель стран с рыночной экономикой (в 2,4 раза).
Однако, как и в случае с абсолютными размерами ВВП, эти результаты
предопределены рекордными темпами роста ВВП на душу населения в Китае
(более чем в 10 раз) и резко возросшим удельным весом его экономического
потенциала в группе бывших социалистических стран. Если в течение первых 20
послевоенных лет КНР устойчиво занимала последнее место в мире по данному
параметру, то благодаря беспрецендентно высоким темпам экономического роста
в последующие годы этот показатель к 1996 г. повысился с 12 до 49% от
среднемирового уровня.
Без учета КНР средний уровень экономического развития группы бывших
социалистических стран повысился всего лишь в 1,6 раза. Таким образом,
большинство бывших социалистических стран (за исключением КНР) завершают 20
век на существенно худших экономических позициях по сравнению с теми,
которые они занимали в середине века.
Глубина экономической катастрофы, постигшей бывшие социалистические
страны, может быть сопоставима только с аналогичным кризисом в СЮС. Темпы
роста ВВП на душу населения там были чрезвычайно низкими – 1,4 раза, а
снижение уровня экономического развития в этих странах относительно
среднемирового показателя оказалось максимальным – с 36 до 19%, то есть
почти в 2 раза.
В отличие от СЮС большая часть развивающихся стран несколько сократила
свой отрыв от среднемирового уровня, хотя страны-энергоэкспортеры в целом
остались на том же уровне, чтог и в 1950 г., а страны Латинской Америки
развивались несколько медленнее.
В развитых странах с рыночной экономикой темпы роста были заметно
выше, чем в развивающихся странах, что привело к увеличению отрыва
последних от среднемирового уровня. В то же время изза более медленных
темпов роста экономики США эта страна, наоборот, немного вернулась к
среднемировому уровню. Таким образом, главной тенденцией развития этой
группы стран стало сближение показателя ВВП на душу населения в большей их
части с аналогичным показателем в США.

Динамика развития мировой экономики
по периодам.

Важной особенностью мировой экономики является неравномерность ее
развития не только между странами, их различными группами и географическими
регионами, но и по временным периодам. На протяжении почти полувекового
периода скорость развития мировой экономики существенно менялась. Можно
разделить весь 46-летний период на 2 равных по продолжительности периода –
до 1973 г. (до начала повышения цен на нефть, самого тяжелого послевоенного
кризиса, масштабной либерализации финансовых рынков) и после.
Существенное замедление темпов экономического роста во второй половине
послевоенного периода является характерной особенностью практически всех
регионов мира и групп стран. Различия заключаются лишь в масштабах этого
замедления.
Во всей группе стран с рыночной экономикой среднегодовые темпы
прироста душевого ВВП снизились на 1,8%, в развивающихся – на 1,2, причем в
Латинской Америке – на 1,8, в СЮС – на 2,6, а в странах-энергоэкспортерах –
даже на 6,5%. Подобное замедление экономического роста произошло и в
большинстве бывших социалистических стран, в том числе в бывшем СССР – на
5,5, в России – на 5,2%. При этом во многих из них, равно как и во всей
группе стран-энергоэкспортеров, среднегодовые темпы экономического роста за
период 1974-1996 гг. стали отрицательными.
Почти единственным, но очень важным исключением из этого «почти
всеобщего мирового правила» стало ускорение экономического роста КНР.
Рассмотрение динамики мировой экономики и ее составных частей в
послевоенные десятилетия приводит к важным наблюдениям.
Во-первых, после 1973 г. существенно возросли темпы экономического
роста в регионах и странах, наиболее зависимых от импорта энергоносителей
(Латинская Америка, Азия, КНР), в то время как в регионах и странах,
малоуязвимых от внешних поставок энергоносителей (Северная Америка, Европа,
бывшие социалистические страны, СССР), темпы экономического роста резко
сократились, а в странах-энергоэкспортерах даже стали отрицательными.
Следовательно, само повышение цен на энергоносители вряд ли может
рассматриваться как существенный фактор замедления темпов экономического
роста. Скорее наоборот. Аналогично причиной ухудшения экономической
обстановки довольно трудно считать либерализацию финансовых рынков,
поскольку кризис 70 – 90-х годов в наибольшей степени поразил регионы и
страны, обладавшими сильными и развитыми финансовыми системами, и
практически не затронул страны со слабыми и формирующимися финансовыми
рынками. Трудно также объяснить замедление темпов роста в 80 – 90-е годы
последствиями кризиса 1973 – 1975 гг.
Во-вторых, сходные траектории экономической динамики в развитых
странах с рыночной экономикой (особенно в Северной Америке и Европе), с
одной стороны, и в бывших социалистических странах (без КНР), с другой,
позволяют предположить наличие в обеих группах стран однородных причин,
приведших к сходным, хотя и различающимся по масштабам результатам. В тоже
время, аналогичные траектории развития рыночных стран в Азии и КНР
свидетельствуют о действии в них также весьма схожих факторов
экономического роста.
Таким образом, изменения в динамике мировой экономики, по-видимому,
не связаны ни с повышением цен на энергоносители, ни с либерализацией
финансовых рынков, ни с экономическим кризисом 1973-1975 гг. С другой
стороны, не исключено, что в основе расходящихся тенденций экономического
развития в этих двух крупных группах стран – ускорения роста в рыночных
странах Азии и КНР и замедления роста в развитых рыночных и бывших
социалистических странах (без КНР) - лежат разнонаправленные тенденции
одного и того же процесса.

Концентрация мирового производства.

Важной характеристикой экономического развития является уровень
концентрации производства ВВП в ограниченном круге стран. Последние полвека
были отмечены существенными изменениями в этой сфере. В течение всего 46-
летнего периода США удавалось сохранить за собой роль неоспоримого мирового
лидера по абсолютным объемам производства ВВП. Тем не менее, удельный вес
этой страны в мировом ВВП сократился более чем на 10 процентных пунктов – с
31,3 до 20,6%.
Вторую позицию в мировой «табели о рангах» последовательно занимали: в
1950-1971 гг. – СССР, в 1972-1993 – Япония, начиная с 1994 г. – КНР.
Суммарная доля двух крупнейших стран в мировом ВВП снизилась за это время
на 7,8%.
Тем не менее, в 1996 г., как и за 46 лет до этого, практически 90%
мирового ВВП производились 40 крупнейшими странами. Однако внутри этой
группы стран произошли существенные перемены. В то время, как удельный вес
США в мировой экономике резко сократился, совокупная доля первых 39 стран
(без учета США) возросла с 59,4 до 69,1%. Такая же тенденция была
характерна и для других крупнейших стран мира и их групп (без учета США).
Если же исключить из рассмотрения фактор резкого сокращения доли США и
рассчитать объемы мирового ВВП без американской составляющей, то уровень
концентрации мирового ВВП не снизился, а даже возрос. Таким образом,
снижение уровня концентрации мирового ВВП объясняется исключительно
снижением в нем доли США. Этот факт маскирует тенденцию устойчивого
повышения уровня концентрации производства, характерную для остальной части
современной мировой экономики.

Дифференциация населения мира
по величине душевого ВВП.

Важной особенностью развития мировой экономики являются изменения в
дифференциации населения мира по уровню производства душевого ВВП.
Несмотря на некоторые колебания, господствующей тенденцией в последние
полвека стало постепенное смягчение дифференциации доходов и некоторое
сближение отжносительных уровней экономического развития в странах с
высокими и низкими показателями ВВП на душу населения. Удельный вес
мирового ВВП, производимого в странах, где проживают 10% наиболее бедного
населения увеличился с 1,2 до 1,5%, в то время как доля мирового ВВП,
создаваемая в странах, где проживают наиболее богатые 10% населения мира,
за эти годы снизилась с 44,1 до 40,4%. Уменьшился и разрыв между уровнями
ВВП на душу населения в странах с их максимальными и минимальными
значениями – со 128 до 108 раз.

Заключение.

Таким образом, наличие социалистической хозяйственной системы с
довольно высокой степенью вероятности объясняет существующие различия в
темпах экономического роста. Функционирование механизма плановой экономики
всегда гарантирует отсутствие высоких темпов роста, более того, зачастую
ведет к глубокому и длительному экономическому и социальному кризису.
Большинство же иных упомянутых выше критериев значительного влияния на
темпы экономического роста не оказывает.
Именно глубокий провал социалистического эксперимента наряду с
относительным ослаблением США, феноменальным ростом реформируемого Китая,
постепенным замедлением темпов роста неазиатской части мировой экономики на
фоне ускорения роста Азии, некоторым смягчением дифференциации населения
стран мира по размерам душевого ВВП и незначительным сокращением разрыва
между наиболее богатыми и наиболее бедными странами выступает важнейшим
результатом развития мировой экономики во второй половине 20 века.







Реферат на тему: Основные типы цивилизаций

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КАФЕДРА ИСТОРИИ



РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ПО АЛЬФРЕДУ ТОЙНБИ



Выполнил: студент группы Р-6-95
Зайцев Андрей



МОСКВА
1998


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день учеными-историками выдвинуто огромное количество
самых разнообразных предложений по разделению всех известных цивилизаций на
типы. Другими словами существует большое количество видов их классификации.
Задача последней - это наиболее полное и связанное представление всей
человеческой истории в виде этих самых цивилизаций, так как при желании
довольно несложно проследить все развитие человечества от первых государств
и до наших дней по грамотно составленной классификации. Само собой этого не
сделаешь, если основываться на голой схеме или таблице. Человек,
пользующийся той или иной структурой типов цивилизаций, должен иметь
определенные исторические знания. Но сама систематизация является уже
значительным упрощением как для специалистов, работающих по данному
вопросу, так и для тех, кто еще только постигает азы истории.
Другое дело, что зачастую та или иная классификация создается либо
одним ученым, либо группой лиц, в результате чего на нее могут
накладываться различные субъективные факторы, зависящие от мировоззрений
людей, ее создающих. Это, естественно, отрицательный фактор и при
составлении системы желательно провести наиболее объективный анализ
истории.
Одним из интереснейших представлений человеческой истории является
разделение цивилизаций Альфреда Тойнби, которое описано в основном труде
его жизни “Постижении Истории”, состоящем из 12 томов. Оно, конечное же, не
является истинной в последней инстанции, но сделано с претензией на
объективность суждений и учет почти всех возможных факторов. “Постижение
Истории” уникально еще и огромным фактологическим историческим материалом,
который здесь содержится. Практически с IV тысячелетия до нашей эры. до 30-
х годов XX века нашей эры !
Конечное же, мне никак не удастся вкратце изложить всю сущность этих
двенадцати томов в одном реферате, не удастся передать и весь смысл
рассуждений Тойнби. Я привожу здесь начальную классификацию цивилизаций по
Тойнби с краткими историческими объяснениями, но никак не претендую на
разложение по полочкам всей его работы, поэтому заранее могу признать
слишком неполный обзор его трудов в своем реферате.
В качестве оправдания могу сослаться лишь на чрезвычайно скудный
материал по этому ученому в нашей стране, где даже в библиотеке МГУ
содержатся лишь две книги, одна из которых чисто экономическая, а другая
является сокращением всех 12 томов в одну очень толстую книгу, освоить
которую целиком просто не позволило время.



ГЛАВА 1

Обзор обществ одного вида.

Западное и православное христианские общества. Изучение данных обществ
Тойнби начинает с того, что пытается определить какое общество
предшествовало христианским. Этим обществом оказывается эллинское, то есть
оно является “отеческим” по отношению к рассматриваемым нами.
По мнению ученого есть три фактора, которые определяют общество. Это -
универсальное государство, универсальная церковь и движения племен. Все три
составляющих присутствуют и в нашем случае.
Итак, проследим в каких направления развивались христианские общества.
Начало у них одно и то же - это центр эллинского мира, в Эгейском море. В
случае западного христианства, движение шло на северо-запад - от моря к
Лотаргинии, а в православном мире оно шло в северо-восточном направлении,
пересекая по диагонали Анатолию (нынешняя Турция), проходя между
Константинополем и Неокесарией. Экспансия западного общества была при этом
значительно больше, чем у православного. Утвердившись на территории
Западной Европы, западный мир постепенно затем овладел Южной Атлантикой, то
есть Латинской Америкой. Так же и православное христианство общество,
перевалив через Кавказский хребет, достигло Алании, откуда был открыт выход
в Великую Евразийскую степь, на которую оно могло распространить свое
влияние, но из-за медлительности православных, их экспансия прекратилась,
так как в это время на арену вышли ислам и иудаизм. Первый распространился
среди белых болгар на Средней Волге, а второй - среди хазар, живших между
нижней Волгой и Доном.
Затем православное христианство сделало попытку двинуться на северо-
запад и охватило Балканы, готовясь к прыжку в Центральную Европу, но здесь
оно оказалось в конкуренции с западным, которое начало действовать раньше и
имело к тому времени достаточно прочные позиции. После некоторой
позиционной войны двух обществ между ними к X-XI векам окончательно
определилась граница, причем венгры, подобно полякам и скандинавам, вошли в
западное общество. Были попытки у православия двигаться в направлении
греческой морской экспансии в Южную Италию, где оно принялось старательно
отвоевывать себе место среди мусульманских и западно-христианских общин.
Однако в XI веке оно было откинуто под натиском норманнов, которые
отвоевали этот форпост для западного христианства. Большего успеха
православный мир достиг обосновавшись на Руси и двигаясь затем по лесам
Северной Европы и Азии сначала до Северного Ледовитого океана, а затем - до
Тихого океана, распространил свое влияние на всем протяжении от Великой
степи до Дальнего Востока.
Итак, эллинское общество стало “отцом” двух “сыновей”. Из одной
куколки - католической церкви - образовалось два самостоятельных организма:
римская католическая церковь и православная церковь. После серии из
нескольких кризисов в отношении последних, в 1054 году окончательно
образовалось два новых общества - западное и православное. Католическая
церковь функционировала под началом римской иерархии, тогда как
православная церковь стала государственным институтом, сначала в
восстановленной Римской империи и позже в государствах, принявших
православие. Одним только этим показано сколь сильно отличались два “сына”
одного “отца” и почему их по праву относят к совершенно разным обществам.
Иранское и арабское общество. Данные общества имеют своей основой
ислам. Здесь также легко обнаруживается наличие универсального государства,
универсальной церкви и движения племен - явлений и процессов, не вполне
тождественных тем, что были в случае западного и православного обществ, но
во многом схожих. Здесь универсальное государство - Багдадский халифат,
универсальная церковь - ислам. Движения племен - движение тюркских и
монгольских кочевников Великой степи, берберов Сахары и Атласских гор,
арабских кочевников Аравийского полуострова, охватившее халифат к моменту
его падения.
Зародилось исламское общество на территории азиатского плоскогорья,
между Мраморным морем и дельтой Ганга. К концу XIII века образовались почти
все государства современного исламского мира. Разделяется ислам на шиитов и
суннитов. Занимая территорию Персии с форпостами в Закавказье, Ираке, Газе,
Индии и Йемене. Шиитский выступ разделяет зону распространения суннизма на
две части: к востоку - сунниты Центральной Азии и Индии, к западу - сунниты
бывших территорий Оттоманской империи. Два исламских общества сыновне
родственны одному более старому обществу. Нетрудно провести параллель с
западным обществом и православным христианством. Сравнивая две группы
сыновних обществ между собою, можно заметить, что исламское общество,
появившееся в арабской зоне, обладает определенным сходством с
православным, а исламское же общество, появившееся в персо-турецкой или
иранской зоне, имеет некоторые сходные черты с западным обществом. Также
можно заметить, что экспансия арабского ислама в пределы иранской зоны в
XVI веке сопоставима с походами западного христианства против православия
(так называемые крестовые походы). Разница заключается в том, что в 1517
году халифат Аббасидов (фактически тот самый Багдадский халифат) был
уничтожен оттоманскими турками, а вместе с ним и арабский ислам. Но все-
таки Тойнби фиксирует оба общества, как отдельные - и арабское, и иранское.
Фактически рассмотренные общества являются на сегодняшний день едва ли
не главными в мире по своей силе и распространенности, хотя сюда же можно
отнести и индуистское общество, которое будет описано ниже. Именно поэтому
я их рассмотрел более подробно. Следующие общества описаны просто как
фактически уже доказанные, но зачастую без самих доказательств, так как эти
рассуждения Тойнби не представляется возможным передать полностью в столь
ограниченном объеме. Но, при желании, полностью анализ всех обществ можно
без труда найти в “Постижении Истории”.
Сирийское общество. Данное общество, также как эллинское для западного
и православного христианства, является отеческим по отношению к иранскому и
арабскому. Что интересно, импульс, разбудивший творческие силы эллинского
общества, имел чужеродное происхождение - фактически этот был именно
сирийский источник. То есть, в какой-то степени, это общество явилось самым
дальним общим “родственником” тех самых первых четырех, что были
рассмотрены вначале. Определим хотя бы приблизительно месторасположение
родины иранского и арабского обществ по отношению к их отческому обществу.
Основная линия иранского общества пролегает от внутренних территорий
Анатолии в районе Черноморского пролива через Азербайджан и Хорасан до
Бенгальского залива с заходом на северо-восток в бассейн Окса и Яксарта и
оказывается на значительном удалении от отеческого сирийского общества.
Даже если к последнему добавить родину мидян и персов на западной границе
Иранского нагорья, то зона не достигнет земель, на которых зародилось
иранское общество. С другой стороны, родина арабского общества в Сирии и
Египте не только не совпадает с родиной сирийского, но и включает ее
полностью. И в этом пункте вновь просматривается некоторое сходство
арабского общества с западным, а иранского с православным.
Индское общество. Это общество является более ранним по отношению к
индуистскому, которое в свою очередь сыновним по отношению к
рассматриваемому. Здесь тоже есть универсальное государство - это империя
Гунтов, вселенская церковь - индуизм. Движение племен - это те движения
гуннов Евразийской степи, охватившие владения империи Гунтов к моменту ее
падения. Есть правда некоторые важные моменты. Во-первых, в индском
обществе, в отличие от индуистского, где основой был индуизм, религией были
Веды. Важнейшие элементы, которые отсутствуют в ведийской религии и
являются индуистскими заимствованиями из буддизма, - это монашество и его
философия.
Родиной индского общества были долины Инда и Ганга. Отсюда оно
распространилось по всему Индостанскому полуострову. Территория, которую
занимало индское отеческое общество на закате своей истории, также не
совпадает с пределами индуистского сыновнего общества. Последнее, заняв
весь полуостров, устремилось затем через море на восток, в Индонезию и в
Индокитай. Таким образом, географическая удаленность индуистского общества
от индийского сравнима с удаленностью иранского общества от сирийского.
Древнекитайское общество. Оно предшествует современному живому
китайскому обществу. Прародина его - Дальний Восток. Универсальное
государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в 221 году до нашей эры и
существовавшая под началом династий, известных как Старшая и Младшая Хань,
в течение четырех веков. Универсальная церковь - это махаяна, разновидность
буддизма. Движение племен - набеги кочевников Великой степи, начавшиеся
после падения универсального государства.
Родина древнекитайского общества - бассейн Желтой реки. Позже оно
распространилось на бассейн Янцзы. Бассейн обеих рек стал родиной сыновнего
дальневосточного общества, которое распространилось на юго-восток вплоть до
океанского побережья Китая, а на северо-востоке - до Кореи и Японии.
Обратимся теперь к мертвым обществам, которые уже давно не существуют,
но о них доподлинно известно.
Минойское общество. Это общество является более дальним предком
эллинского общества. Занимало оно в своем первоначальном виде остров Крит в
Эгейском море, являясь таким образом морской державой. Потом влияние
общества было распространено на побережье Эгейского моря в части
континентальной Греции. Родиной же эллинского общества было побережье, куда
это влияние не распространялось. То есть географическое удаление эллинского
общества от минойского было довольно значительным. Правда сам Тойнби
несколько сомневается можно ли однозначно говорить о родстве эллинского
общества и минойского. Он также отмечает, что сирийское общество тоже
контактировало с минойским и как один из главных результатов этих контактов
переняло от последнего алфавит, а также вкус к дальним морским
путешествиям. Последний привел к освоению Красного и Средиземного морей, а
позднее - к открытию Атлантического океана.
Шумерское общество. Данное общество тоже является более далеким
предшественником на этот раз индского общества. Основой шумерского
общества, как явствует из его названия, была империя Шумера и Аккада,
расположенная приблизительно на территории другого государства - Вавилона,
то есть где-то в районе современного Ирака и Ирана. В разное время, а
иногда и одновременно там и в близлежащих землях располагалось сразу же
несколько довольно известных обществ, которые также отмечены ниже.
Хеттское общество. Наряду с шумерским обществом, его можно считать
предшествующим индскому, но возникло оно в более поздние века. Но из-за
слишком слабых связей нельзя говорить о сыновне-отеческих отношениях
хеттского общества и шумерского.
Как и все общества оно вело различные войны для укрепления и
расширения своих территорий, но закончило свое существование, как и любое
другое мертвое общество, упадком в 1200-1190 гг. До нашей эры. Основой
хеттского общества была империя Кхатти. Из основных достижений хеттов можно
отметить, что именно хетты-колонисты преуспели в организации заморских
поселений и впоследствии получили на своей новой, итальянской родине новое
имя - “этруски”. Однако это лишь довольно вероятное предположение. А все
остатки хеттов были сметены милитаристской Ассирией, которая правда позже
тоже пришла в тупик и именно из-за своего гипертрофированного милитаризма.
То, что осталось от некогда могучего общества, было впитано арамеями -
представителями сирийского общества.
Вавилонское общество. В Западной Азии, в Иране, на бывшей родине
шумеров, рядом с хеттским обществом обнаруживается еще и вавилонское
общество. Во многом вавилонское общество сходно с шумерским, как по
территории, так и в религии. Оно унаследовало именно религию,
распространенную у шумеров. В мирской жизни же были некоторые довольно
существенные перемены. Например, главными структурными образованиями
общества стали не города-государства, как это было с самого начала
шумерской истории вплоть до упадка империи Шумера и Аккада, а более широкие
политические объединения, включавшие в себя ряд городов, лишенных
политической индивидуальности. Были перемены и в языке. И Тойнби
сомневается, что вавилонское общество является сыновним по отношению к
шумерскому.
Вавилонскому обществу также как и хеттскому пришлось все время
сражаться с Ассирией, которая его в конце концов и уничтожила в VII веке до
нашей эры. Затем Вавилон возродился, но в 538 году до нашей эры, когда Кир
вошел в Вавилон, он окончательно потерял независимость. В течении пяти
столетий вавилонское общество постепенно исчезло. К началу христианской эры
его уже не существовало.
Пришел черед поговорить о обществах, возникших в Новом Свете, очень
немногих, но добившихся порой просто потрясающих достижений как в своем
политическом устройстве, так и в науке.
Все они были загублены, к сожалению, во время завоеваний Америки
испанцами в XVI веке.
Андское общество. Оно занимало андское нагорье с прилегающими к нему
долинами в узкой вытянутой с севера на юг зоне между нынешней Колумбией и
северо-восточными границами Чили, захватывая северо-западную часть
Аргентины.
Андским универсальным государством была империя инков, которая к тому
времени безраздельно властвовала над местными государствами, объедение все
земли андского общества. На всей территории, подвластной инкам, царил
единый порядок и закон.
Начало андскому общество было положено в двух районах - Чиму и Наска.
Оттуда оно распространилось в горы и далее в долину.
Выдающимся памятником андской истории и свидетелем былого расцвета
является горный город Тиауанако на юго-восточном краю озера Титикака,
огромные каменные плиты которого до сих пор с успехом противостоят суровому
климату.
Юкатанское, мексиканское и майянское общества. В Центральной Америке
сложилась более сложная ситуация, так как к моменту экспансии испанцев там
сложилось два отчетливо выраженных центра: Мексиканское нагорье и
полуостров Юкатан. Юкатанское общество было покорено мексиканским на рубеже
XII и XIII веков нашей эры. После этого начинается смутное время, полное
раздоров и войн. Даже объединение юкатанского общества с мексиканским
только ухудшило ситуацию. Развязка наступила с установлением ацтеками
универсального государства, что совпало с приходом испанцев.
В основе как юкатанского, так и мексиканского обществ находится
универсальное государство, которое оказывается Первой империй майя, которая
после более чем двухсотлетнего периода расцвета неожиданно и стремительно
рухнула к концу XII века. Великие города этой империи, расположенные в
стране дождей к югу от Юкатана (территория современных Гватемалы и
Гондураса), были без видимых причин покинуты обитателями. Майя прославились
своими успехами в астрономии, а также своим необычайным миролюбием, не
присущим, пожалуй, ни одному из исследованных обществ.
Египетское общество. Наконец, остается еще один представитель обществ
этого вида, проживший исключительно длинную жизнь и не имевший, по-
видимому, в своей истории ни отеческого, ни сыновнего родства. Общество это
возникло в нижней долине Нила между его первым порогом и Средиземным морем
в IV тыс. до нашей эры и умерло в V веке нашей эры, просуществовав, таким
образом втрое дольше, чем существует современное западное общество.
Египетское общество не оставило в современном мире приемников. Бессмертие
этого общества запечатлено в камне. Пирамиды - эти неодушевленные свидетели
жизни своих создателей, противостоящие разрушительным силам природы уже
четыре или пять тысячелетий, - возможно, будут играть свою роль Атлантов
еще на протяжении сотен тысяч лет. Может быть они простоят дольше, чем
проживет Человечество, и в мире, где не останется ни чувств, чтобы
воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они будут продолжать
свидетельствовать о египетском обществе, которое их создало.



ГЛАВА 2

Классификация обществ данного вида

В предыдущей главе были кратко описаны шесть представителей вида -
пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. А окончательно
Тойнби выявил девятнадцать обществ: западное, православное, иранское и
арабское (в настоящее время они входят в исламское), индуистское,
дальневосточное, эллинское, минойское, сирийское, китайское
(древнекитайское), шумерское, хеттское, вавилонское, андское, мексиканское,
юкатанское, майянское и египетское. Исследуя основания каждого отдельного
общества, ученый в одних случаях обнаружил, что общество состоит в сыновнем
родстве с более древним обществом. В других случаях такая связь не
просматривается. Универсальная церковь является основным признаком, по
мнению Тойнби, позволяющим классифицировать общества данного вида. Другим
критерием для классификации является степень удаленности от того места, где
данное общество первоначально возникло. Сочетание этих двух критериев
позволяет найти общую меру для размещения обществ на одной шкале, с тем,
чтобы определить место каждого из них в непрерывном процессе развития.
Попытка классификации по критерию религии выстроила следующий ряд: во-
первых, общества, которые никак не связаны ни с последующими, ни с
предшествующими обществами; во-вторых, общества, никак не связанные с
предшествующими, но связанные с последующими обществами; в-третьих,
общества, связанные с предшествующими, но менее непосредственной, менее
интимной связью, чем сыновнее родство через универсальную церковь, связью,
обусловленной движением племен; в-четвертых, общества, связанные через
универсальную церковь с предшествующим обществом сыновними узами; в-пятых,
общества, связанные с предшествующими связью более глубокой, чем отечески-
сыновняя, а именно: через передаваемую с незначительными изменениями или
вообще без них организованную религию правящего меньшинства. Внутри группы
родственно связанных обществ можно различить две подгруппы в зависимости от
того, принадлежит ли источник творческой силы внутреннему пролетариату
отеческого общества, создавшего универсальную церковь, или же этот источник
чужеродного происхождения. Первоначальная классификация дает следующие
результаты:

Общества полностью независимые
египетское
андское

Общества, родственно связанные
китайское
минойское
шумерское
майянское

Общества инфрааффилированные
индское
хеттское
сирийское
эллинское

Аффилированные общества I
(сыновне родственны с помощью церкви местного происхождения, игравшей
роль куколки)
западное
православное
дальневосточное

Аффилированные общества II
иранское
арабское
индуистское

Супрааффилированные общества
вавилонское
юкатанское
мексиканское

Выстраивая классификацию по территориальному признаку, что примерно
только к родственно связанным обществам, можно выделить следующие
подгруппы: во-первых, общества, прародина которых не совпадает полностью с
территорией предшествующего отеческого общества; во-вторых, общества,
границы которых в общем совпадают с границами универсального государства
отеческого общества; в-третьих, общества, территория которых полностью в
территорию отеческого общества (см. Табл.1).

Таблица 1
|Отечески |Сыновне родственное общество |
|родственное | |
|общество | |
| |несовпадающе|частично |полностью совпадающее |
| |е |совпадающее | |
| | | |с самой |с прародиной|
| | | |широкой | |
| | | |областью | |
|Китайское |дальневосточ| |дальневосточ| |
| |ное в Корее | |ное | |
| |и Японии | |(основное) | |
|Минойское |сирийское | |эллинское | |
|Шумерское | |индское + | |вавилонское |
| | |хеттское | | |
|Майянское | |мексиканское|юкатанское | |
|Индское | | |индуистское | |
|Сирийское | |иранское |арабское | |
|Эллинской |православное|западное |православное| |
| |христианское| |христианское| |
| |в России | |(основное) | |

Итак, обобщим результаты и выведем единую классификацию. Получается
следующая последовательность:
египетское + андское
китайское + минойское + шумерское + майянское
сирийское
индское + хеттское + эллинское
западное
православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее и
Японии)
православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)
иранское
арабское + индуистское
мексиканское
юкатанское
вавилонское
В результате этих классификационных операций, как видно, количество
обществ у Тойнби увеличилось с 19 до 21 (православное христианское общество
и дальневосточное распались надвое в соответствии с местонахождением).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данного реферата было рассказать о том, как себе представлял
разделение на цивилизации английский историк Альфред Тойнби, что в итоге и
было получено. Данная классификация является довольно интересной и,
возможно, даже довольно близкой к истине.
Но полностью соглашаться с ней, конечное же, нельзя. Я не собираюсь
вступать здесь вступать в споры, тем более, что считаю себя недостаточно
для этого подкованным, но кое-что отметить хотелось бы.
Если проследить за современными существующими цивилизациями не сложно
и опять-таки их выбор в современном мире достаточно очевиден, то, кроме
некоторых цивилизаций (например, Нового Света и вавилонской), выбор
остальных далеко не всегда так очевиден простому читателю, как, по-
видимому, самому Тойнби. В основном это происходит из-за довольно сумбурных
рассуждений и большого нагромождения исторических фактов, которые поначалу
просто шокируют.
С другой стороны, чем дальше продвигаешься вглубь “Постижения”, тем
интереснее становится читать и появляется все больше моментов, с которыми
хочется иногда соглашаться, иногда, наоборот, спорить. Довольно интересным
представляется мне следующий за классификацией раздел, посвященный проблеме
генезиса цивилизаций, но это уже другая тема.
На этом я хотел бы завершить свой краткий обзор разделения цивилизаций
по А. Тойнби.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ
...........................................................................
I

ГЛАВА 1
Обзор обществ одного вида
................................................. II

ГЛАВА 2
Классификация обществ данного типа ............................ III

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
................................................................... IV




Новинки рефератов ::

Реферат: Растениеводство (Ботаника)


Реферат: Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии (Педагогика)


Реферат: Искусство Древнего Востока (Искусство и культура)


Реферат: Обязательства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Мутации (Биология)


Реферат: Организационные структуры управления (Контрольная) (Менеджмент)


Реферат: Разработка методики программного тестирования цифровых устройств с помощью программного пакета Design Center (Радиоэлектроника)


Реферат: Дизель-электрическая подводная лодка (Технология)


Реферат: Нефть (Химия)


Реферат: Пожарно-тактические занятия (Военная кафедра)


Реферат: Символ и таинство в богословии св. Максима исповедника (symbol and mystery in st.Maximus the confessor) (Религия)


Реферат: История русской музыки (Музыка)


Реферат: Культура мышления (Культурология)


Реферат: Статус депутатов местных Советов и формы их работы (Муниципальное право)


Реферат: Анархизм в России и его роль в 1917 г (История)


Реферат: История Рождества (Мифология)


Реферат: Гиппиус и Бурлюк (Литература : русская)


Реферат: Правовой режим уставного капитала коммерческой организации (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист