GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: История социологии (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История социологии (Социология)




Содержание:



|Введение……………………………………………………………………… | 3 |
| §1. Предыстория и социально-философские предпосылки | 4 |
|социологии… | |
| §2. Западноевропейская социология XIX – начала XX | 7 |
|века……………... | |
| §3. Классическая зарубежная социология……………………………….. |13 |
| §4. Современная зарубежная социология………………………………... |17 |
|Заключение…………………………………………………………………… |19 |
|Список литературы…………………………………………………………... |20 |



Введение.

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень
важным для современного общества и для каждого человека отдельно.
Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что
предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь,
а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.
Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю
возникновения, развития - просто невозможно.
История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются,
формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже
уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и
содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он
появился. Дело в том, что каждая наука возникает как ответ на потребности
общественного развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.
Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку.
В своей курсовой работе я попытаюсь осветить только часть истории
социологии, т.е. речь пойдёт только об истории социологии за рубежом. Так
же я постараюсь охватить большие исторические рамки возникновения и
развития зарубежной социологии, начиная с Аристотеля и Платона,
становлением социологии как науки и заканчивая уже современной социологией.
Первый параграф моей работы будет посвящён предыстории и предпосылкам
возникновения социологии, т.е. трудам Аристотеля и Платона, и их
последователей.
§1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии.

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках
античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум
крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428/427—348/347 до н.э.) и
Аристотелю (384—322 до н.э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге
«Государство». Главная его мысль заключается в том, что человеческое
общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему,
сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в
соответствии с принципами разума и целесообразности.
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону,
обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не
равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими
качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную
высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие.
Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные
собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае,
когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в
управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а
среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не
уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель
должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных
шансов.
Первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и
Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства
Никколо Макиавелли (1469—1527).
В его главном произведении «Государь» описываются принципы создания
сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские
добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении
политического лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя,
желающего добиться успеха.
Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию
общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе.
Жан Жак Руссо (1712—1778) разработал концепцию «ordre naturel»
(естественного порядка), который благодаря общественному договору
превращается в «ordre positif» («порядок позитивный»).
Джамбаттиста Вико (1668—1744) в эпоху Просвещения разрабатывал
принципы исторического метода и познания «гражданского мира», полностью
сотворенного людьми.
Вообще социология своими корнями уходит в эпоху Просвещения и
исторические события Французской революции, оказавшей существенное влияние
на дальнейшее развитие человечества.
В этот период под влиянием Великой французской революции происходило
формирование гражданского общества со всеми присущими ему качественными
характеристиками

и гуманистическими особенностями, в центр которого по степенно становился
человек в его специфическом общественном измерении. Здесь следует назвать
таких мыслителей, как Монтескье (1689 - 1755), Вальтер (1694 - 1778),
Гельвеций (1715 - 1771), Тюрго (1727 - 1781), Кондорсе (1743 - 1794), и про
которых я уже упомянул – Вико и Руссо.
Но я бы хотел обратится к названию этого параграфа, который нам
говорит что это только предыстория и различные предпосылки появления
социологии, а о дальнейшем изучении и развитии, я бы даже сказал о
становлении социологии как науки, пойдёт речь в следующем параграфе моей
работы.



§ 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
XIX—начала XX века.

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об
обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Опост Конт
(1798—1857). В главных своих сочинениях — «Курс позитивной философии» и
«Система позитивной политики» — он высказал рациональную идею о
необходимости всестороннего анализа общественных явлений.
В своем главном произведении «Курс позитивной философии» (1842) он
устанавливает единый закон движения истории и человеческого познания,
переформулировав предложенные уже Джамбаттиста Вико три стадии истории
человечества в стадии познания, которые последовательно должен пройти
человеческий дух: теологическая, или фиктивная; метафизическая, или
абстрактная; научная, или позитивная.
На первой, теологической стадии человеческий ум объясняет мир и
совершающиеся вокруг него процессы прямым и постоянным действием
сверхъестественных сил. На второй стадии, метафизической, антропоморфные
божества заменяются отвлечёнными силами, различными рода абстракциями,
воплощенными в разных сущностях мира. Что касается третей стадии,
позитивной то Конт характеризует её так: «человеческий ум отказывается от
решения вопроса о происхождении и назначении Вселенной», чтобы заниматься
лишь «открытием путём соединения рассуждений и наблюдений действительных
законов этих явлений».
С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы
своего времени и объединить оба полюса — порядок и прогресс. Прогресс без
порядка — это анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В
позитивной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного
и того же принципа. Конт воспринимает порядок и прогресс прежде всего как
два вида общественных закономерностей, которые фиксируют две части
социологии — социальную статику и социальную динамику, из чего и состоит
теория А. Конта.
Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который
понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и
акцентирует внимание на «структуре коллективного существа» (общества),
исследует условия его существования и законы социальной гармонии.
Социальная динамика основывается на определенной последовательности
этапов развития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место
три стадии политико-социальных форм организации:
- теологическая стадия — военное господство;
- метафизическая стадия — феодальное господство;
- позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство
между социальными группами связано с определенным уровнем развития.
Также его замысел состоял в стремлении уподобить науку об обществе
«социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать
конкретными данными,

фактами, их взаимосвязями, как это делает естествоиспытатель. Он
сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества.
Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не
только потому, что он первым начал заниматься обществом и социальными
процессами (социологические идеи имеют давнюю историю), но и потому, что
своим проектом систематизации наук и включением в них социологии он заложил
основы для придания ей академического статуса как отдельной науки.
Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов,
особенно на Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.
Герберт Спенсер (1820—1903), английский философ и социолог, разделял
мнение Конта о социальной статике и социальной динамике. Он придерживался
мнения, что общество имеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и
описывал его как систему, как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и
взаимозависимых частей. В последствии Спенсер заинтересовался и поддерживал
идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни:
выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот
подход был определён как «социальный дарвинизм».
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши
представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той
социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские
установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны
психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гум-
пловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931) и
особенно Ф. Теннисом (1855—1936), а также в известной степени Дж. С. Миллем
(1806—1873).
Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть
ограниченности эволюционизма, что в конечном счете привело к появлению
социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-
психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в
историческом процессе.
Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным
социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или
желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых
коммуникаций.
Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное
критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным
массовым сознанием.
Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию

воли, которая и определяет сущность и направление человеческого поведения.
А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению,
побуждение к действию осуществляется не государством или Богом, а
рационализмом, ярким воплощением чего является разум.
Географическое направление в социологии представлен Э. Реклю (1830-
1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель преувеличивал влияние
природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем
ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий
на развитие народов и их культур в разных географических условиях, что в
дальнейшем было использовано геополитиками например, Ю. Челленом, О.
Мауллем, Э. Обетом и др.).
В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, названная по имени
своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более
полутора сотен лет. На Маркса значительное влияние оказало творчество
немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770—1831) и особенно его учение о
диалектике.
Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с его
содержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей при
рассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он
получил название диалектический и исторический материализм. Марксистская
концепция заключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе
противоположностей и создании новых, более совершенных структур в ходе
этого процесса.
Маркс утверждал, что политические идеологии, право, религия,
институт семьи, образование и правительство составляют надстройку
общества. Экономический базис общества, т.е. способ производства
материальных благ и классовая структура общества, оказывает воздействие на
формирование всех общественных институтов.
Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в
виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы
современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и
проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было
то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно
обоснованную картину одного общества и одного прогресса —
капиталистического.
Итак, из всего выше изложенного, мы видим, что в ответ на
поставленные жизнью вопросы в XIX веке рождались различные концепции,
стремящиеся объяснить всё происходящее с тех или иных теоретико-
методологических позиций. Так же стоит отметить, что на разных этапах
развития социологической мысли на передний план выходило то одно, то другое
направление.
В этом параграфе я рассказал об учёных, заложивших по моему мнению,
основы социологии и внесших наибольший вклад в её развитие. И я считаю, сто
это был уже достаточно прочный фундамент для дальнейшего развития
социологии.



§ 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных
школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом
социологии является общество, вся общественная жизнь.
Начало XX века внесло существенные поправки в эти представления. Все
больше слышалось критических замечаний, что социология претендует на некую
роль метанауки, которая стремится вобрать данные всех других наук об
обществе и на этой основе делать глобальные выводы. Первым, кто усомнился в
такой постановке вопроса, был Э. Дюркгейм 1858—1917). Он полагал, что
социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать
на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть
только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода
из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения,
религиозные верования, де

нежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека.
Так же согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной
формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности.
Проблему социальной солидарности Дюркгейм исследовал в работе «О разделении
общественного труда» (1893). Основная цель работы — доказать, что
социальная солидарность обеспечивается разделением общественного труда. Он
развивает теорию, которая сводится к следующему. В ранних обществах
социальная солидарность основывается на сходстве составляющих их индивидов,
одинаковости исполняемых ими общественных функций, на полном растворении
индивидуальных сознаний в «коллективном сознании».
Особо следует отметить идеи Дюркгейма о солидарности и о таких ее
типах, как механическая и органическая.
Что касается Г. Зиммеля (1858—1918), то он также предложил свою
концепцию того, как отделить социологию от других наук об обществе, и
определил ее задачей изучение закономерностей, недоступных другим
социальным наукам. Поэтому Зиммеля считают основоположником так называемой
формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и
структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений
и исследование этих форм самих по себе. Предметом этой науки являются
формы обобществления, которые можно определить как структуры, возникающие
на основе взаимовлияния индивидов и групп.
Труды Макса Вебера (1864 - 1920) так же оказали большое влияние на
развитие социологии. Социология, по Веберу, как и психология, изучает
поведение индивида или группы индивидов. Но она в отличие от психологии
интересуется человеческим поведением в том случае и постольку, если и
поскольку личность вкладывает в свои действия определенный смысл.
Следовательно, ключевым аспектом социологии является, согласно Веберу,
изучение намерений, убеждений и мнений, лежащих в основании человеческого
поведения.
В то же время он признавал огромную роль ценностей, считая их мощной
силой, влияющей на социальные процессы. Именно с этих позиций он
использовал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», феномен
«бюрократии», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». И
наконец, он посвятил немало работ Ч проблемам государства, власти, типам
господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет
считать его одним из создателей политической социологии.
Нужно отметить социологическую систему В. Парето (1848—1923).
Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия,
он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями,
строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям.
Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к
фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные
требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX
веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие, обычно связываемое с именами
В. Дильтея (1833—1911), У. Мура, К. Девиса и др.
Значительны заслуги Парето в разработке проблем политической элиты,
которые во многом были продолжены и развиты Г. Моска (1858—1941).
Таким образом, серьезным вкладом представителей классической
социологии начала XX века было то, что они доказали несостоятельность
претензий на изучение всего общества и пытались обосновать, что в основе их
науки должна лежать деятельность социальных групп и общностей (Э.
Дюркгейм), личность во всем многообразии ее социальных действий (М. Вебер)
и что критерием социологии как науки должны стать эмпирические особым
образом классифицированные и объясненные факты (В. Парето).
Конечно, этими именами не ограничивается весь тот круг мыслителей,
которые относятся к этому периоду в развитии социологии. Среди них следует
назвать К. Маннгейма (1893— 1947), Л. фон Визе (1876 - 1969) и других.
На мой взгляд, названные ученые, их школы и их ученики окончательно
конституировали социологию как науку, вы членив ее место и назначение в
системе других социальных наук, и заложили основы для дальнейшего развития
и дифференциации социологической науки, т.е. современной социологии, о
которой пойдёт речь далее.



§ 4. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ СОЦИОЛОГИЯ.

Бурное развитие социологической науки в XX веке породило много
течений, которые придерживались самых различных концепций, взглядов как по
общеметодологическим позициям, так и по частным проблемам.
В XX веке социология пошла «вширь» — она постепенно охватывала страны
Восточной Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Сейчас практически нет
ни одной страны в мире, где не была бы представлена социологическая наука в
том или ином виде.
XX век — это и век развития социологии «вглубь». Она охватывала все
новые и новые области познания, открывала многие пограничные темы (город,
здоровье, демография) или придавала новое социологическое звучание тем
проблемам, которые были разработаны другими отраслями человеческого знания
(инфраструктура, общение, катастрофы и др,).
В XX веке происходило и конституирование социологического знания в
виде открытия специальных кафедр, факультетов, организации научно-
исследовательских центров и организаций. Профессия социолога становилась
востребуемой на рынке труда.
И наконец, следует отметить организационное укрепление социологии. В
XX веке были созданы первые национальные социологические общества и
ассоциации, которые после второй мировой войны (1946) создали Международную
социологическую ассоциацию, организовавшую 14 всемирных конгрессов и
способствовавшую превращению социологов в один из заметных отрядов в
области социального знания.
Так как в процесс производства и развития социологического знания
вовлечены тысячи людей в каждой стране, то вполне понятно то многообразие
теорий и концепций, которые были произведены на свет в XX веке и продолжают
появляться в большом количестве и в настоящее время.



Заключение.

Итак, как видно из моей работы, зарубежная социология имеет очень
большую, насыщенную, интересную и охватывающею огромные временные рамки,
историю.
То, что социология имеет глубокие корни за рубежом ясно из того, что
первые теории общества возникли уже в рамках античной философии в трудах
таких философов, как Платон и Аристотель. Их идеи стали использовать
мыслители уже в эпоху нового времени. Так же мне бы хотелось отметить, что
огромное влияние на развитие зарубежной социологии оказала эпоха
Просвещения и исторические события французской революции.
Далее происходило становление социологии как науки, связанной с
такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло
существенные поправки в прежнее представление о социологии. Говорилось, что
она претендует на некую роль метанауки, которая стремится вобрать данные
всех других наук об обществе и из этого делать выводы. Это всё предалось
дальнейшей критике.
Современная же социология вобрала в себя всю историю и на этой основе
продолжает своё развитие.
Ну, о перспективах изучения социологии говорить не целесообразно, её
просто обязаны знать заинтересованные в этом люди.
Учитывая специфику психологического факультета, необходимо обратить
внимание на перспективы изучения социологии психологами и особенно
социальными работниками, т.к. их деятельность напрямую связана с обществом.




Реферат на тему: История социологии. Социология Маркса

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ



Кафедра «Социологии»

Реферат на тему:
«История социологии: Социология Маркса»



Выполнила: студентка 4 курса

филологического факультета
Зимина М.А.


Проверил:



Санкт-Петербург
2003г.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

Штрихи к
портрету……………………………………………………………………………....3

Марксизм, марксизмы и социология
Маркса…………………………………………….…6

Идейно-теоретические
истоки………………………………………………………………...8

Философская антропология. Человек и
общество……………………………………….11

Материалистическое понимание
истории…………………………………………………13

Методология……………..……………………………………………………………………..15

Теория социальных
систем…………………………………………………………………..17

Теория социального развития. Социальная
революция………………………………..20

Теория классов и классовой
борьбы……………………………………………………….23

Социология
познания………….………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………………………..27

Литература………………………………………………………………………………………29
Введение

Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный
социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти
полтора столетия использовались и продолжают
использоваться в программах самых разнообразных
социальных движений в различных районах земного
шара. Некоторые тоталитарные режимы утвердили
марксизм в качестве единственной идеологии,
имеющей право на существование, превратив ее в
разновидность государственной религии. Конт
провозгласил себя первосвященником новой религии,
но в действительности не стал им. Маркс, наоборот,
выступая против религии как таковой, стал
родоначальником нового светского культа. Его
собственная фигура в связи с этим превратилась в
объект сакрализации (освящения) либо с
положительным, либо с отрицательным знаком. Маркса
воспринимали и воспринимают то как мессию, то как
посланца дьявола.
Очевидно, что в этих обстоятельствах
рассматривать Маркса как ученого чрезвычайно
трудно, тем более что сам он не разделял в своей
деятельности научную и практическую стороны. Тем
не менее, он занимает важное место в истории
социальной науки, поэтому изучать его вклад в эту
науку необходимо. Но для того чтобы это стало
возможно, требуется отделить Маркса - ученого от
Маркса - политика, пророка и идеолога. И в данном
реферате я хочу не только рассмотреть основные
аспекты социологии Маркса, ее методологию и
идейные истоки, но и подробно осветить личность
этого разностороннего человека, особенности его
мышления и мировидения.
Штрихи к портрету

Родился Карл Маркс 5 мая 1818 г. в немецком
городе Трире (Рейнская провинция Пруссии) в семье
адвоката, потомка раввинов, принявшего в 1816 г.
протестантство. Отец Карла был человеком
либеральных взглядов, приверженцем идей
французских просветителей. На формирование
личности Маркса значительное влияние оказал его
будущий тесть, Людвиг фон Вестфален, также
сторонник идей Просвещения. После окончания в 1835
г. гимназии в Трире Маркс учился вначале на
юридическом факультете Боннского университета,
затем на юридическом факультете Берлинского
университета, где занимался изучением права,
истории и философии. В это время он становится
участником так называемого «Докторского клуба»,
куда входят радикально настроенные
младогегельянцы: братья Бруно и Эдгар Бауэр, М.
Штирнер и др. Дискуссии в этом кружке оказали
глубокое влияние на содержание и стиль мышления
Маркса.
В 1841 г. Маркс оканчивает университет и затем
получает диплом доктора философских наук Иенского
университета; тема его докторской диссертации:
«Различие между натурфилософией Демокрита и
натурфилософией Эпикура». Первоначально Маркс
хотел заняться научной деятельностью, намереваясь
вступить в должность доцента в Боннском
университете, но быстро понял, что его намерение
неосуществимо: его взгляды находились в явном
конфликте с феодально-репрессивным режимом
тогдашней Пруссии. К тому же его темперамент
политического борца и романтика, стремящегося
практически преобразовать действительность, не мог
удовлетвориться рамками сугубо академических
занятий. Вот фрагмент из стихотворения молодого
Маркса «Чувства», который свидетельствует о том,
что уже в раннем возрасте он считал, что счастье -
в борьбе:
Не могу я жить в покое,
Если вся душа в огне,
Не могу я жить без боя
И без бури, в полусне.
Пусть другим приносит радость
Быть вдали от шума битв,
Льстит желаний скромных сладость,
Благодарственных молитв.
Мой удел - к борьбе стремиться,
Вечный жар во мне кипит,
Тесны жизни мне границы,
По теченью плыть претит.

Маркс становится журналистом, точнее,
политическим публицистом. На протяжении многих лет
он сотрудничает в качестве автора и редактора в
различных газетах и журналах Европы и США, сочетая
работу публициста с научной и политико-
практической деятельностью.
В 1843 г. Маркс женится на подруге своего
детства Женни фон Вестфален, которая всю жизнь
вместе с ним стойко переносила огромные трудности
и лишения. Многодетная семья Маркса постоянно
бедствовала; его журналистские гонорары и
материальная помощь его друга и соратника Энгельса
не могли обеспечить его семье нормального
существования. На склоне лет в одном из писем
Маркс признавался, что если бы ему пришлось начать
жизнь сначала, он снова бы выбрал свой жизненный
путь, связанный с невзгодами и лишениями, но
никогда бы не женился, чтобы не обрекать свою
семью на страдания. Ему с женой пришлось пережить
смерть трех малолетних детей. Он постоянно
скитался, меняя жилища и страны. С молодых лет
Маркс жил в эмиграции и постоянно подвергался
высылке:
из Пруссии, Франции, Бельгии. В конце концов его
второй родиной стала Англия, где он жил с 1849 г.
до самой смерти, наступившей 14 марта 1883 г. Еще
в большей степени, чем Конт, Маркс был
маргинальной личностью. Уверовав в неизбежный крах
капитализма, он пророчил и готовил революцию в тех
обществах, в которых жил; тем самым он
автоматически становился для них чужим. Маркс
находился на грани официальной академической
науки: с одной стороны, он был так или иначе с ней
связан и не мог, естественно, совсем без нее
обойтись; с другой - резко критиковал ее как
«буржуазную» и противопоставлял себя ей. «Научно»
обосновывая веру в грядущий золотой век -
коммунизм, он в то же время объявил себя
богоборцем, отвергая все существующие религиозные
верования.
Будучи этническим евреем, Маркс не
идентифицировал себя с еврейством и принадлежал к
категории так называемых «ненавидящих себя
евреев». Хотя его вряд ли можно считать убежденным
антисемитом, он иногда высказывал антисемитские
суждения о людях, которые ему не нравились, в
частности о Ф. Лассале; своего друга Генриха
Гейне, так же как и себя, он, по-видимому, евреем
не считал. В работе «К еврейскому вопросу» (1844)
он, подражая гегелевской манере изложения, в
довольно туманной форме обосновывает весьма
простую мысль о том, что сущность еврейства -в
торгашестве и в культе денег, распространившихся
во всем обществе;
соответственно проблема еврейства будет решена,
точнее, упразднена, когда «обществу удастся
упразднить эмпирическую сущность еврейства,
торгашество и его предпосылки...».
Маркс идентифицировал себя прежде всего с
Германией и временами даже впадал в немецкий
национализм (впрочем, иногда его суждения о немцах
бывали не более лестными, чем о евреях). Тем не
менее его отношения с родиной были весьма
непростыми, из-за чего он, собственно, и вынужден
был жить за ее пределами.
Маркс находился в постоянной конфронтации с
различными политическими движениями, причем не
только буржуазными, но и рабочими и
социалистическими. Наконец, он, безусловно,
оказался маргиналом в классовом смысле: будучи
выходцем из состоятельного социального слоя, он
решительно выступил против него, провозгласив
необходимость диктатуры пролетариата.
Политический радикализм Маркса был тесно связан
с такими особенностями его личности, как
властность, безапелляционность суждений и
нетерпимость по отношению к чужим мнениям. Для
этого, по выражению П. В. Анненкова,
«демократического диктатора» в принципе был чужд
жанр диалога, он признавал только полемику,
конфронтацию, борьбу. Во многих сочинениях Маркса
полемика перерастает в обыкновенную брань, ирония
- в злобный сарказм. Он принадлежит к категории
мыслителей-разоблачителей, которые «срывают маски»
как с социальных институтов, так и со своих
оппонентов. Как это нередко бывает, авторитарность
и бескомпромиссность во взаимоотношениях с
коллегами в науке, соратниками или противниками в
политической борьбе сочетались у Маркса с
обаянием, нежностью и теплотой в отношении к жене,
детям и некоторым близким почитателям, не
пытавшимся оспаривать его суждения. Неудивительно,
что взаимоотношения Маркса с друзьями и
единомышленниками в основном делятся на два типа:
это либо отношения учителя и учеников, либо
отношения бывших единомышленников и друзей,
ставших врагами из-за того, что одни не захотели
стать или оставаться учениками другого. Среди
последних было немало выдающихся фигур, оказавших
на Маркса большое влияние: братья Бауэр, М. Гесс,
П.-Ж. Прудон, М. А. Бакунин, Ф. Лассаль и др.
Нетерпимость настолько соединилась с фигурой
Маркса и методом его работы, что из личностной
черты переросла в характерную черту его учения.
Впоследствии эта особенность была усвоена В. И.
Лениным, и в большевистской интерпретации
считалась характерной для «истинного» марксизма:
«подлинный» марксист, в отличие от «соглашателя»,
«оппортуниста», всегда должен быть непримиримым и
бескомпромиссным к «чуждым» идейным течениям.
Исключением в отношениях Маркса с друзьями,
впрочем, лишь подтверждающим отмеченное правило,
составляла его дружба с Фридрихом Энгельсом (1820-
1895). Энгельс был его alter ego, он никогда и ни
в чем ему не возражал и всегда искренне восхищался
его гениальностью. Их дружба началась в 1844 г. и
продолжалась всю жизнь. Совместно Маркс и Энгельс
написали такие известные произведения, как «Святое
семейство, или Критика критической критики. Против
Бруно Бауэра и компании» (1845), «Немецкая
идеология» (написано в 1845-1847 гг.; рукопись не
была завершена и впервые полностью была
опубликована в СССР в 1932 г. на языке оригинала и
в 1933 г. - на русском), «Манифест
Коммунистической партии» (1848).
После смерти Маркса Энгельс подготовил к изданию
некоторые его труды, не опубликованные при жизни.
И в научных, и в политико-практических вопросах
друзья никогда и ни в чем не расходились. В
известной мере Энгельса можно считать соавтором
марксовой доктрины, но в целом он все-таки в
большей мере был выдающимся ее пропагандистом и
популяризатором. Сам он подчеркивал приоритет
Маркса в создании материалистического понимания
истории.
В своей политической борьбе Маркс также
постоянно выступал вместе с Энгельсом. Маркс
поставил перед собой цель вооружить пролетариат
коммунистическим учением, так как именно в
пролетариате он увидел материальную силу,
призванную практически реализовать это учение.
Поэтому его организационно-политическая
деятельность разворачивается именно в сфере
рабочего движения. В 1847 г. он вместе с Энгельсом
вступает в Союз справедливых, который затем
преобразуется в Союз коммунистов на принципах,
сформулированных в «Манифесте Коммунистической
партии». В 1848 г. Маркс возглавил Центральный
комитет Союза коммунистов, а Энгельс стал членом
комитета. Радикализм Союза вызывал постоянные
преследования его со стороны властей, и в 1852 г.
он прекращает свое существование. В 1864 г. Маркс
участвует в создании «Международного Товарищества
Рабочих» (I Интернационала) и становится его
фактическим руководителем. Он же пишет
«Учредительный Манифест», «Временный Устав» и ряд
других программных документов Интернационала.
Параллельно с созданием международных организаций
Маркс и Энгельс активно участвуют в создании и
деятельности национальных коммунистических и
рабочих партий, прежде всего в Германии.
Учение Маркса представляет собой единое,
недифференцированное целое, в котором научные и
практические вопросы тесно переплетаются. В
отличие от Конта, у которого «научная» и
«практическая» стороны приходятся главным образом
на разные периоды деятельности, у Маркса они
пересекаются постоянно. Маркс несомненно осознавал
специфику научного поиска истины и считал себя
ученым. Но наука была для него не самоцелью, а
прежде всего средством и частью практического
революционного преобразования мира. Маркс ясно
выразил эту позицию в самом знаменитом из
знаменитых «Тезисов о Фейербахе»: «Философы лишь
различным образом объясняли мир, но дело
заключается в том, чтобы изменить его».
По-видимому, занятие чистой наукой
представлялось Марксу делом преходящим, которое в
будущем обществе исчезнет вместе с исчезновением
разделения труда и сольется с практической
деятельностью. Он отрицательно относился к
социальным ученым, ограниченным рамками
академической науки и признанием существующих
социальных институтов. Нежелание или боязнь
признать необходимость революционного обновления
этих институтов он считал не только проявлением
аморализма, но и тормозом в поиске научной истины
«до конца». По иронии судьбы, однако, он все-таки
вошел в историю науки, той самой академической,
«буржуазной» науки, которую он ненавидел, презирал
и третировал.
Марксизм, марксизмы и социология Маркса

Многие из знавших Маркса отмечали его
гениальность, колоссальную эрудицию, глубину и
широту его познаний в самых разных областях, а
также чрезвычайную требовательность к себе в
научных вопросах Определить его научную
«специальность» непросто, как непросто отделить
его научную деятельность от публицистической и
политико-практической. Маркс окончил юридический
факультет, диссертацию написал по философии,
многие годы посвятил изучению экономики и других
наук. Его труды носят междисциплинарный характер.
Но к какой бы научной дисциплине или жанру
формально ни относилась та или иная его работа,
ему было присуще социологическое видение
исследуемой проблематики. Идеи, понятия, проблемы,
которые он разрабатывал в своих философских,
исторических, экономических, публицистических
трудах, являются социологическими по сути и
составляют вклад в развитие социологии как науки.
Это относится, в частности, к таким его трудам,
как уже упоминавшаяся «Немецкая идеология»
(написанная в соавторстве с Энгельсом), «Нищета
философии» (1847), «К критике политической
экономии» (1859), «Классовая борьба во Франции с
1848 по 1850 г.» (1850), «Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта» (1852), «Капитал» (т. I, 1867; тт.
II-III изданы после смерти Маркса Энгельсом) и т.
д.
Неудивительно поэтому, что учение Маркса очень
рано стали истолковывать не только как
экономическое или политическое, но и
социологическое, и такое истолкование сохранилось
по сей день. Исследованию социологии Маркса
посвящено огромное количество трудов; каждый более
или менее серьезный курс истории социологии
содержит о ней раздел.
Но понимание Маркса-социолога связано со
специфическими трудностями, вытекающими из
особенностей его творчества. Неразрывная связь
научного поиска и практических устремлений
вызывает необходимость выделения собственно
научного содержания его теорий. Междисциплинарный
характер его творчества усложняет поиск собственно
социологических аспектов его научных исследований.
Сам Маркс не использовал в них термин
«социология». Это неудивительно, учитывая, что
термин этот в его время, во-первых, еще не
утвердился более или менее прочно, во-вторых,
связывался исключительно или главным образом с
доктриной Конта, к которой Маркс в целом относился
отрицательно.
Творчество Маркса носит в значительной мере
незавершенный и многозначный характер. Он не
создал произведения, в котором бы в связном и
развернутом виде представил свою систему взглядов
на общество, подобно тому, как это сделал Конт.
Его социологические идеи рассеяны в самых разных
произведениях. К тому же эти идеи очень часто
излагаются не в форме позитивного развертывания, а
в форме полемики с теми или иными оппонентами,
иногда известными, иногда малоизвестными или
безвестными. Некоторые произведения Маркса
остались неоконченными и при его жизни были
опубликованы лишь частично, другие - вообще
увидели свет десятилетия спустя после его смерти.
К последним, помимо «Немецкой идеологии»,
относятся, в частности, «Экономическо-философские
рукописи 1844 года» (впервые полностью
опубликованы на языке оригинала в 1932 г., на
русском - в 1956 г.), «Критика политической
экономии (Черновой набросок 1857-1858 годов)»
(впервые опубликовано на языке оригинала в 1939 г.
в Москве) и т. д. Каждая новая публикация
порождала новые интерпретации идей Маркса.
Все эти обстоятельства имеют два важных
следствия. Во-первых, всякая интерпретация
взглядов Маркса - это всегда, так или иначе, их
реконструкция. Так происходит в какой-то мере с
любой масштабной теоретической системой, но с
марксовой - особенно. Во-вторых, существует
огромное множество самых разнообразных,
противоречивых и взаимоисключающих интерпретаций
наследия Маркса. Это многообразие усиливается тем,
что в процессе своего распространения в качестве
политико-идеологической системы марксизм получал
истолкование в зависимости от того, на какую
социальную, национальную, культурную почву он
попадал, в какой среде он функционировал. К
настоящему времени в мире существует огромная
марксистская и марксологическая литература, по
масштабам и стилю напоминающая тексты по теологии
и библеистике.
В результате «марксизм» отделился от своего
создателя и стал жить собственной жизнью. Это
началось еще при жизни Маркса; так, по поводу
своих французских последователей конца 70-х годов
он говорил: «Я знаю только одно, что я не
марксист». После его смерти этот процесс
значительно усилился. В результате к настоящему
времени существует такое множество разнообразных
интерпретаций и трактовок его учения, иногда
весьма причудливых, что правильнее говорить уже не
о марксизме, а о марксизмах.
Разумеется, каждый из этих марксизмов имеет
какое-то отношение к Марксу, но определить степень
близости к первоисточнику или истинность
интерпретации не всегда возможно. Некоторые
интерпретаторы, марксисты или марксологи, заняты
поисками «аутентичного», подлинного Маркса.
Другие, используя те или иные фрагменты его
произведений, исполняют своего рода «вариации на
темы» Маркса, иногда весьма изысканные и
утонченные, хотя и вольные. Можно предположить,
что если бы Марксу довелось познакомиться и с
первыми, и со вторыми интерпретациями, то многие
из них вызвали бы у него немалое удивление, и он
бы не узнал себя в этих изображениях.
Итак, реконструкция при истолковании социологии
Маркса необходима и неизбежна, учитывая
незавершенность и многозначность его творчества,
слияние в нем различных научных дисциплин, а также
научных и вненаучных компонентов. Но для того
чтобы эта реконструкция могла быть более или менее
адекватной, важно постоянно различать и разделять:
1) доктрину Маркса, или марксизм Маркса, с одной
стороны, и марксизм, точнее, марксизмы,
возникшие после Маркса, - с другой;
2) научные и вненаучные компоненты творчества
Маркса;
3) внутри научных компонентов: социологические и
внесоциологические, относящиеся к другим
социальным наукам;
4) социологию Маркса и марксистскую социологию, т.
е. те социологические теории и подходы, которые
представляют собой развитие, истолкование и
применение его идей. Даже для того, чтобы
понять взаимовлияние этих сторон, их необходимо
различать.
Разумеется, осуществлять это различение и
разделение далеко не просто, а иногда и
невозможно, но стремиться к этому нужно, если мы
хотим понять именно социологию Маркса (а не что-то
другое) и социологию Маркса (а не кого-то
другого).
Идейно-теоретические истоки


Существует известное представление, идущее от
Энгельса и сформулированное В. И. Лениным в статье
«Три источника и три составные части марксизма», о
том, что источники учения Маркса в целом - это
немецкая классическая философия, английская
политическая экономия и французский утопический
социализм. Кроме того, Маркс и Энгельс признавали
своими предшественниками английских и французских
материалистов XVII-XVIII вв.
Эта генеалогия марксизма Маркса в принципе
неоспорима. Но к ней необходимо добавить те
источники, которые содержались в других областях
знания, а также те, которые не признавались
Марксом. Кроме того, указанная генеалогия
нуждается в уточнениях. В частности, когда речь
идет о немецкой классической философии, то следует
подчеркнуть влияние двух ее представителей: Гегеля
и Фейербаха. Гегель больше других мыслителей
оказал влияние на стиль и метод научного, в том
числе социологического, мышления Маркса; на его
представление об объективных социальных законах,
прокладывающих себе дорогу сквозь и через желания
и действия отдельных людей; на его идею
прогрессивного развития как противоречивого
процесса, в котором противоречия разрешаются в
диалектическом синтезе (согласно гегелевской
триаде «тезис-антитезиссинтез»); на ряд идей
частного характера у Маркса; наконец, на его
теорию отчуждения. Последнюю Маркс разрабатывал
также под воздействием Людвига Фейербаха,
восприняв его материализм и антирелигиозность.
Впрочем, верный своему полемическому методу, Маркс
постоянно полемизировал и с этими философами.
Что касается Канта, то его реальное воздействие
на Маркса сомнительно. Фундаментальные проблемы
теории познания, поставленные Кантом, были не
решены, а обойдены Марксом с помощью
материалистического постулата, согласно которому
сознание - это просто бытие, «пересаженное» в
человеческую голову и преобразованное в ней.
Из социалистов, оказавших наибольшее влияние как
на социологические, так и на политико-утопические
взгляды Маркса, следует отметить СенСимона. В
социологическом аспекте он оказал важное
воздействие на оценку Марксом:
1) роли «индустрии» (т. е., по Сен-Симону,
производства в широком смысле);
2) значения форм собственности и классов, особенно
пролетариата;
3) важности революционных сдвигов («критические
эпохи», по Сен-Симону).
Еще до Маркса Сен-Симон обосновывал идею о том,
что современное государство - препятствие для
развития индустриального общества. Велико было
влияние Сен-Симона и на формирование
социалистическо-коммунистического идеала немецкого
мыслителя. Это относится, в частности, к таким
идеям Сен-Симона, как обязательный производительный
труд; государственное планирование промышленного и
сельскохозяйственного производства; превращение
государства в орудие организации производства;
стирание национальных границ и всемирная ассоциация
народов в будущем и т. д.
Есть основания полагать, что влияние Сен-Симона
на Маркса было даже более ранним, чем его
знакомство с Гегелем. Влияние сен-симонистов в
Германии было чрезвычайно велико. В частности,
пропагандистом сен-симонизма был друг Маркса
(впоследствии так же, как и многие, ставший
объектом его полемических атак) Мозес Гесс,
которого называли «отцом немецкого социализма».
Вообще следует подчеркнуть, что идеалы Маркса
сформировались раньше, чем он сосредоточился на
научных изысканиях. Не наука привела его к идеалу
коммунизма, а наоборот, уже утвердившемуся в его
сознании коммунистическому идеалу он стремился
найти научное обоснование. Не случайно «Манифест
Коммунистической партии», в котором выражен
коммунистический «символ веры», был написан еще в
1847-1848 гг., т. е. задолго до главных научных
работ Маркса, когда он еще только приступал к
изучению того общества, которому пророчил гибель
(к экономическим исследованиям он всерьез
приступил в начале 50-х годов). Любопытно, что в
отличие от Маркса и Энгельса аналогичные символы
веры у Сен-Симона («Катехизис промышленников»,
1823-1824; «Новое христианство», 1825) и у Конта
(«Позитивистский катехизис», 1852) появились в
конце их жизни, как итог их научных и ненаучных
размышлений.
Влияние уже упоминавшегося Мозеса Гесса (1812-
1875) на Маркса было достаточно велико и носило
многосторонний характер, несмотря на то что сам
Гесс, участвовавший вместе с Марксом в кружке
младогегельянцев, увидел в нем величайшего
философа человечества. Он первым соединил
социализм с гегелевской философией. По Гессу,
идеал социализма - реализация социальной сущности
человека. Теорию отчуждения человеком своей
собственной сущности в религии, разработанную
Фейербахом, он расширил и применил к интерпретации
различных социальных явлений. Он доказывал, что
над человеком в отчужденной форме господствуют его
собственные силы: бог - в религии, деньги - в
экономике, государственная власть - в политике.
Будущее социалистическое общество освободит
человека от господства созданных им, но
отчужденных от него сущностей. Во всех этих
положениях легко просматривается та теория
отчуждения, которую вслед за Гессом разрабатывал
Маркс. Еще до выхода «Манифеста Коммунистической
партии», в конце 1847 г., Гесс, который принимал
активное участие в рабочем движении, опубликовал
работу «Последствия революции пролетариата», в
которой сформулировал положения, ставшие затем
основополагающими для Маркса: о концентрации и
централизации капитала в современную эпоху, о
росте нищеты пролетариата, о перепроизводстве и
периодических кризисах перепроизводства, о
грядущей гибели капитализма.
Вероятно, Гесс познакомил Маркса и Энгельса с
книгой известного немецкого историка и правоведа
Лоренца фон Штейна «Социализм и коммунизм в
современной Франции» (1842). Штейн был противником
коммунизма, но он одним из первых, если не первым,
засвидетельствовал, что этот «призрак» бродит по
Европе. Он предсказывал его слияние с рабочим
движением, всеобщее распространение и последующее
крушение. Он же обратил внимание на стремление
французских социалистов, последователей Сен-
Симона, строить свои идеи на научном фундаменте.
Энгельс назвал книгу Штейна «жалкой» и
«худосочной», но такого рода оценки у него, как и
у Маркса, часто служили признаком серьезного
воздействия на их мышление: уже само их
раздражение часто весьма симптоматично.
Вообще в истории социологии существуют два вида
влияния одних мыслителей на других. Первый из них
можно назвать «позитивным», второй - «негативным».
Первый состоит в том, что идеи одного мыслителя
воспроизводятся, продолжаются, развиваются или
применяются в исследованиях другого; при этом
влияние может признаваться «последователем» или не
признаваться. Такие влияния достаточно очевидны.
Другие влияния, «негативные», обнаружить
сложнее, хотя они встречаются не реже первых. Эти
влияния проявляются через систематическую
оппозицию одного мыслителя другому,
противопоставление одних воззрений другим. При
«негативном» влиянии определенные тезисы
«предшественника» вызывают столь же определенные
контр тезисы «последователя», так что последние
оказываются специфическим, но иногда очень точным
отражением первых. Уже сам выбор объекта полемики
имеет большое значение и свидетельствует о том,
что «последователь» неравнодушен к определенному
«предшественнику» и вместе с ним втянут в
обсуждение одних и тех же проблем. К тому же в
процессе этого обсуждения первый зачастую
заимствует у последнего гораздо больше, чем ему
самому кажется. «Негативные» влияния в истории
социологии бывают не менее сильными, чем
«позитивные», и могут быть тем более сильными, чем
энергичнее противопоставление.
Учитывая полемический метод работы Маркса,
наряду с «позитивными» он испытал и ряд
«негативных» влияний. Даже с наиболее признанными
им авторитетами, в частности Гегелем, Фейербахом,
Рикардо, он вел энергичную полемику. Что касается
уже упомянутых Гесса и фон Штейна, то они оказали
на Маркса как «позитивное», так и «негативное»
влияние. Это относится и к таким мыслителям и
политическим деятелям, как Прудон, М. А. Бакунин,
Ф. Лассаль; впрочем, обратное влияние Маркса было
во всяком случае не меньшим, так что здесь имело
место взаимовлияние.
Маркс был знаком с идеями Конта и в целом
относился к ним отрицательно. «...В качестве
партийного человека я занимаю решительно
враждебную позицию по отношению к контизму, а как
человек науки очень невысокого мнения о нем...», -
писал он. В политическом отношении Марксу был чужд
социальный пацифизм Конта, а в научном отношении
контовская теория непрерывной, преемственной
эволюции уступала, с его точки зрения, гегелевской
теории исторического развития. Тем не менее, как
это будет видно из дальнейшего изложения, в
социологических взглядах Маркса и Конта немало
общего, что отчасти объясняется значительным
влиянием идей Сен-Симона на них обоих.
В последние годы жизни Маркс обратился к
изучению этнографических исследований первобытных
культур, в частности, работ Льюиса Моргана.
Необходимо отметить и влияние естественных наук
на формирование социологии Маркса. Это относится,
в частности, к таким наукам, как геология и
биология. Геология служила одним из источников
марксовых представлений о социальной системе и ее
строении (идея формации). Из биологических идей и
открытий, оказавших воздействие на социологические
воззрения Маркса, следует подчеркнуть значение
понятия биологического организма, морфологических
представлений в биологии, открытия клетки и
создания клеточной теории строения организма.
Особенно важным для Маркса было эволюционное
учение Дарвина, изложенное в его знаменитом труде
«Происхождение видов» (1859). Маркс увидел в нем
некий биологический аналог и подтверждение своих
социальных теорий, а также стимул для их
дальнейшего развития.
Философская антропология. Человек и общество


Всякая значительная по масштабу теория общества
предполагает явное или неявное присутствие какой-
то теории человека, его сущности и места в мире.
Иными словами, с теоретической социологией всегда
соседствует определенная философская антропология.
Так было и у Маркса. Его видение человека
сформировалось под влиянием просветителей, Гегеля,
Фейербаха, а также Гесса. Хотя Маркс не ставил
перед собой задачи создать особую философскую
антропологию, его концепция человека в целом
отличалась глубокой оригинальностью.
Согласно Марксу, человек - это прежде всего homo
faber, человек производящий. Производительный труд
- вот что отличает человека от животного. Человек
отличается от животного тем, что не столько
приспосабливается к окружающему миру, сколько его
приспосабливает к себе. Вместе с тем труд
связывает человека с природой. Благодаря труду в
ходе исторического развития люди все больше
овладевают природными стихиями. Но вместе с тем,
по мере овладения этими стихиями, созданные самими
людьми производительные силы и общественные
отношения все более противостоят им в качестве
внешних, чуждых, враждебных для них сил.
Происходит отчуждение человека от созданных им
самим сущностей. Человек оказывается отчужденным
от результатов своего труда, от процесса труда, от
общества и от самого себя (самоотчуждение). Только
в будущем коммунистическом обществе, когда
закончится «предыстория» человечества и начнется
его «подлинная» история, когда человечество из
«царства необходимости» перейдет в «царство
свободы», человек вернется к самому себе, и
отчуждение будет преодолено.
Маркс исходит из руссоистского взгляда на
человеческую природу, согласно которому человек по
природе своей - существо целостное,
«неотчужденное», доброе. В оценке человеческой
природы он непоколебимый рационалист: человек, в
его понимании, существо изначально и безусловно
разумное. Конт даже в своей «объективной»
социологии, не говоря о «субъективной», оставляет
место для веры и чувства как важных факторов
человеческой жизнедеятельности. У Маркса, по
существу, для этих факторов места нет, точнее, они
являются выражением либо того же рационального
начала в человеке, либо отчуждения.
Для того чтобы изначально положительные родовые
качества человека проявились, необходимо коренным
образом преобразовать общество. В будущем
коммунистическом человечестве (Маркс, как и Конт,
исходит из представления о «расширяющейся
социальной вселенной», рассматривая человечество
как расширенное до предела общество) человек,
преодолевая отчуждение, вернется на новой, более
высокой ступени к своему исходному и в то же время
подлинному состоянию. Отличие же этого, нового
«золотого века» от первобытного заключается в том,
что здесь «неотчужденность» базируется не на
низком уровне производительных сил и
ограниченности отношений людей между собой и с
природой, а, наоборот, на безграничном росте
производительных сил, на всемогуществе человека и
невиданном изобилии.
Эта концепция человека, непосредственно
перерастающая в утопию, составляет своего рода
постоянный фон научных изысканий Маркса.
Последние, однако, нуждались в менее абстрактных
постулатах и категориях. Поэтому Маркс формулирует
тезис о социальной сущности человека и обращается
к ее изучению. Один из наиболее известных его
«Тезисов о Фейербахе» гласит: «...Сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному
индивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений». Важно
иметь в виду, что это не психологический, а именно
философско-антропологический постулат: он
относится не к личности, а именно к природе
человека вообще, поскольку речь идет о
совокупности всех общественных отношений.
Таким образом, Маркс, как и Конт, вносит важный
вклад в открытие социальной реальности и тем самым
- в онтологическое обоснование социологии как
науки. Но понимает эту реальность он иначе, чем
Конт. В отличие от Конта его нельзя считать
социальным реалистом, как, впрочем, асоциальным
номиналистом. Его трактовка взаимоотношений
общества и индивида базируется на понимании
взаимозависимости, взаимодополнительности и
взаимопроникновении этих сущностей. В
интерпретации Маркса общество представляет собой
систему связей и отношений между индивидами,
образующихся в процессе деятельности, прежде всего
- трудовой, «Общество не состоит из индивидов, а
выражает сумму тех связей и отношений, в которых
эти индивиды находятся друг к другу», - писал он.
Общество в его понимании - это «продукт
взаи

Новинки рефератов ::

Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)


Реферат: Функции общения (Социология)


Реферат: Международно-правовые вопросы гражданства (Международное публичное право)


Реферат: Развитие науки в XX веке (Технология)


Реферат: Великие советские военачальники: Михаил Николаевич Тухачевский (История)


Реферат: Конопля и всё о конопле (Биология)


Реферат: Определение характеристик оптимального обнаружения сигналов (Радиоэлектроника)


Реферат: Чернобыль (История)


Реферат: Учет и аудит расчетов с подотчетными лицами и с персоналом по прочим операциям (Аудит)


Реферат: Сальвадор Дали (Искусство и культура)


Реферат: Бог и человек у Гераклита Эфесского (Религия)


Реферат: Договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Моделирование процессов ионной имплантации (Химия)


Реферат: Рим первых царей: власть и социальное управление (Теория государства и права)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Проекты решения аграрного вопроса в России (История)


Реферат: Англия (История)


Реферат: Рынок ценных бумаг в Казахстане (Финансы)


Реферат: Были ли в Германии плавающие танки накануне Второй Мировой Войны? (История)


Реферат: Технология выращивания капусты (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист