GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагогические идеи Яна Амоса Коменского (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагогические идеи Яна Амоса Коменского (Педагогика)


МГУ им. М.В.Ломоносова
Факультет философии



Педагогические идеи
Яна Амоса Коменского



Студентки 3 курса
с/о
Ткач Л.Б.



Москва 2004

Содержание



Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2



Принцип природосообразности……………………………………….. 4



Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7



Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11



Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19


Использованная литература……………………………………………… 22



Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия)
в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и
Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был
проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался
педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше,
Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский
стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.
Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены
все важнейшие педагогические проблемы.
Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что
он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок
установления справедливых и дружественных отношений между людьми и
народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его
гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные
образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной
этим выдающимся педагогом.
Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности,
дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной
работе.



Принцип природосообразности



Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие
утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в
научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке
Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует
учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и
законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в
«Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические
знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования
педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик
подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы –
целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему
предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна
быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет
человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания
сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему
правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из
тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их
к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания
«как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным
процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а
сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности
ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения,
серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем
природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»
педагогика естественного и свободного развития природных сил и
способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает
грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о
рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную
обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие
педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению»
человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на
рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для
каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

|детство - от рождения до 6 лет включительно |
|отрочество - от 6 до 12 лет |
|юность - от 12 до 18 лет |
|возмужалость - от 18 до 24 лет |


В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство
характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств;
отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами -
языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более
высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и
способностью сохранять гармонию.
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным
особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень
образования.
Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он
подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества
предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении,
местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или
гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой
области - академия.
В плане содержания образования этот принцип последовательного
изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый
возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и
исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской
школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает
учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь
путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том
роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени
– тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены
основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в
виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и
условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе
родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской
школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам
человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также
изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает
всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали,
история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки
преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы
средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все
содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному
мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь,
действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске
«естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на
целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю
работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость»,
которую ученик брал памятью и напряжением воли.


Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, -
сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения,
католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и
естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский,
должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать
«соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его
сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных
интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению
его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею
всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного
века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как
неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью
над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая
практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества –
это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание
об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя
жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой
проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный
дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности,
добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве
и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога»,
«ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и
готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в
педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей
системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-
нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она
предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному,
ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею
педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития
человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична,
пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в
перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных,
мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с
непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его
духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный
процесс.

На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические
представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить
внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В
системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально
выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике
средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость,
умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский
стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной
духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся,
постоянно осуществляя честное».

В таком ключе - человек сам выстраивает свой внутренний мир –
предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность».
Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего
человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.),
нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям,
готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно
большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и
«примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как
нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких
человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев
и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский
ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной
сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается
преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных
чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к
человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это
отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его
антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным
Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то
же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной
позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной
испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять
строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание
в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной
бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как
гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является
ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей
растущего человека.

Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в
нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее
развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в
системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей
субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического
процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в
самовоспитание.

Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником
уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание,
самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию,
самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника
обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется
в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого,
органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.



Дидактические принципы Яна Коменского

В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы
обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении
Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах
обучения, или дидактическими принципами.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на
необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность
этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Итак,
1) Принцип сознательности и активности
Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не
пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и
основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует
сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует
формализм.
Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий
догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую
творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.
Коменский считает главным условием успешного обучения постижение
сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать
юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов,
фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать
вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли
ручейки (знания)».
Коменский также считает основным свойством сознательного знания не
только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь
ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую
это принести повседневную пользу в общежитии».
Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное
обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании
юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только
учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и
что он делает».
Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося,
с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах
вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения
самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения
Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об
изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд
указаний о том, как ее укоренить.
Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении
с леностью».
Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают,
как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще
менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого
просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом.
Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский
считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством
теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал
сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал
все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в
наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для
достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства».


2) Принцип наглядности
Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение
учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и
явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает
золотым правилом обучения.
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда,
когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран
она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху
господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению,
и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым
ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение:
«Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».
Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:
1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание
вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное
доказательство».

2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам
учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали
все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким
образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»
3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством
самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания,
осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их
изображения».
4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела,
тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие
объяснения, не видав всего этого человеческими глазами».
То есть, Коменский считал наглядность не только принципом обучающим,
но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал
необходимым использовать:
1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;
2) когда это невозможно, модели и копию предмета;
3) картинки как изображение предмета или явления.
Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель
сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько
ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса
обучения.

3) Принцип постепенности и систематичности знаний

Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний
Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует
овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и
методической последовательности.
Последовательность и систематичность в первую очередь касаются
следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить
логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности
построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом;
какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения
и т.п.
Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение
должно вестись последовательно»?
Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен
точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».
Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний
учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы».
Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно
с начала и до завершения».
Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит
всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом
что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.
Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».
Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил
для реализации этих требований.
1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый
год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи,
которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.
2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей,
точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.
3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до
конца не будет усвоен учащимися.
4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый
материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим».
5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более
легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более
близкого к более отдаленному» и т.д.
«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать
всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к
разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями
просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением».


4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически
проводимые упражнения и повторения.
Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали
формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения
новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение
знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению,
упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию
предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в
практической деятельности.
Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти
должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает
против механического запоминания в пользу логического и указывает:
«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно
закреплено памятью».
Также большое внимание Коменский требует уделять физическому
воспитанию учащихся.
Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский
выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в
обучении:
«Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых
и особенно искусно поставленных повторений и упражнений».
В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во
всех упражнениях».
«Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо
понятно».
На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить
«встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить
в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить
правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять.
Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...»
По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:
«I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны
учеников»
«II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им
правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь
возможность тотчас исправить ошибки».
«III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее
отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными».
«IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики
усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над
ним».
«V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так
сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая
бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением
говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет
особенно полезно в жизни».
Коменский разработал такие требования для принципа обучения и
повторения:

1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику»
2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им
предписывают законы и учителя».

3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках,
проводимых по нашему методу».
4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от
учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в
конце недели устраивать повторения».
Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение
полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний
учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне
сохраняют свое теоретическое и практическое значение.


Семейное воспитание в педагогике Коменского

Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что
райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие
леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это
попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы
те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной
нравственной и святой жизни”.
“Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие
родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей
деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно
уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для
обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера.
Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями
... ”.
Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя
Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость,
умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания
был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным
средством нравственного воспитания.
Важной функцией семейного воспитания для Каменского является
пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению
пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими
учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители
в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или,
побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или
еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят
поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к
детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы
вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к
учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть
того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ”
Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания,
Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой
ступени образовании.
О ступенях образования уже говорилось в первой главе данной работы,
сейчас же мы более подробно рассмотрим сущность именно материнской школы.
Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно
внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их
предметами и распознавать их.
Основные характерные черты этой школы Коменский описывает следующим
образом:
“В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все
главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится
только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели
научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано
ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводит список предметов (их
зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе.
“Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как
дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что
они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая,
что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь.
Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть,
нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и
является основой метафизики.
В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того,
чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень,
железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр.
Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и
называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного,
красного и пр.
Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и
рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле
действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски.
Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает,
когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать
наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем,
дает четыре и пр.
А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического
искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности
и пр.
Итак, на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие
ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном возрасте”.
В соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации
Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является
первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения.



Использованная литература



1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз,
1955.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.:
Педагогика, 1982.
3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История
педагогики . - М.: Просвещение, 1982.
4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970
5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. - СПб.: Глаголь, 1995
6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981.







Реферат на тему: Педагогические категории и понятия
Вариант 1



1. Педагогические категории и понятия


1.1. Выпишите из научной литературы различные определения
педагогических категорий и понятий. Покажите взаимосвязь между
ними и обоснуйте их иерархию. Предложите способ систематизации
педагогических категорий и понятий.


1.2. Приведите систематизированные примеры используемых в педагогике
категорий и понятий, которые заимствованы из философии,
социологии, экономики, психологии, физиологии, антропологии.


1.3. Обоснуйте, используя педагогическую литературу, особенности
понятийного аппарата педагогической науки.


2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается
по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры
педагогических ситуаций из области профессионального обучения и
воспитания, подтверждающие данную формулу.


3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее
актуальность, определите объект и предмет исследования в данной
проблеме, предложите гипотезу ее решения.



1. Педагогические категории и понятия


Выпишем из научной литературы различные определения педагогических
категорий и понятий. Покажем взаимосвязь между ними и обоснуем их иерархию.


Для более точного ответа на задание определимся с основными терминами:

Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся
наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и
типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль. Они
пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Понятие – форма научного знания, отражающая объективно существенное в
вещах и явлениях и закрепляемая специальными терминами.

БЕЗРУКОВА В.С.

Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его
другим, обеспечивающий развитие человека.

Образование – это специально организованная система внешних условий,
создаваемых в обществе для развития человека.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений
во взаимодействии педагога и учащихся.

Самовоспитание – процесс усвоения человеком опыта предшествующих
поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих
развитие.

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта
поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – процесс непосредственного получения человеком опыта
поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного
количественного и качественного изменения физических и духовных сил
человека.

Развитие подразделяется на физическое, физиологическое, психическое,
социальное, духовное.

ХАРЛАМОВ И.Ф.

Воспитание в широком смысле – овладение всей совокупностью
общественного опыта: ЗУН, способами творческой деятельности, социальными
отношениями.

Воспитание в узком смысле – формирование идеальных социальных,
нравственных и эстетических отношений.

Обучение – овладения ЗУ, способами творческой деятельности,
мировоззренческими идеями

Под развитием следует понимать взаимосвязь количественных и
качественных изменений, которые происходят в сознании человека.

Формирование выступает как результат развития личности и означает ее
становление, преображение совокупности свойств.



БАбАнский ю.к.

Воспитание в широком смысле – есть процесс и результат развития
личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания

Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и
результат целенаправленного влияния на развитие личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся.

Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных
знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе
мировоззрения, развития его творческих сил. Ведущую роль в осуществлении
образования играет обучение.

Развитие – процесс становления личности под влиянием внешних,
внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
(Подразделяется на психическое, физическое, общее).

Формирование личности – процесс и результат ее развития под влиянием
среды и воспитания.

ИЛЬИНА Т.А.

Воспитание в широком смысле охватывает действие всех сил общества.

Воспитание в узком смысле – синоним воспитательной работы.
Воспитательная работа – специально организуемая педагогами деятельность
во внеучебное время по формированию у воспитанников определенных качеств
личности.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося
в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека.

Образование – процесс и результат не только обучения, но и
самообразования и воздействия средств массовой информации, в результате
чего человек усваивает у него формируется познавательные умения.

Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под
воздействием внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и
воспитание.

Формирование – особая форма развития человека в процессе его
жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных
воздействий.

ПОДЛАСЫЙ И.П.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования
личности.

В широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старших
поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения,
способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все
созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В широком педагогическом смысле – специально организованное,
целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на
воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в
учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.

В узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со
стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных
знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной
работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение – специально организованный, целеполагаемый и управляемый
процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение
знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных
сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков
самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает
формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.
Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков,
способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений
в организме человека.

Формирование – процесс становления человека как социального существа
под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных,
экономических, идеологических, психологических и т.д.


СЕЛИВАНОВ В.С.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности.

Обучение – двусторонний процесс совместной, целенаправленной
деятельности учеников и учителей по приобретению систематизированных
знаний, умений и навыков.

Образование – это процесс и результат приобретения систематизированных
знаний, умений и навыков, усвоения определенного культурного багажа.



Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им
необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма
обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические,
нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет
воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом
воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем,
воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично
перекрываются.

Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как
эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга,
следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют
воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и
вместе с тем относительно точного определения современной педагогики — это
наука о воспитании человека.

Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных
авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще
не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия
хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор
влияющий на формирование и развитие.
Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно
сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование
подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня
зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят
изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно,
сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности.
Так же не определены границы применения в педагогике понятия –
развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями,
переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к
сложному, от низшего к высшему. Для углубленного изучения этого процесса
наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития,
выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие
стороны.

Можно сделать вывод, что основными категориями педагогики являются:
воспитание, образование, обучение. Это понятия, через которые даются
определения педагогическим процессам и явлениям. Ниже представлена схема,
на которой видно, что в отдельности можно описать любую категорию, но, в то
же время, каждая верхняя категория не может существовать без нижних.



ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


При кажущемся многообразии мира его объекты и связи выстроены по единым
законам, которые просматриваются в построении всех учебных дисциплин.
Особое место в них имеет учебная задача.
Для обучения учащихся посредством системы учебных задач требуется
материал, выстроенный по логике объективного исторического развития
предмета познания. Это должен быть учебный материал, скоординированный по
всем учебным предметам на единой понятийной основе.
Под понятием подразумевается форма мышления, отражающая существенные
свойства, связи и отношения предметов и явлений, т.е. это мысль, в которой
обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и,
в совокупности, специфическим для них признаками.

Педагогика как наука является теоретической формой освоения
действительности. Она представляет собой систему различных теорий, каждая
из которых находит свое отражение в системе понятий. Совокупность системы
понятий образует понятийно-терминологическую систему педагогики.
Система понятий активно отражает педагогическую реальность. Она сама
выступает как исходная реальность, наделенная своими определяющими
признаками.
Обе эти системы в своем единстве образуют логику науки, которая
определяет структуру понятийной системы, ее эмпирические и теоретические
элементы в их ролях и отношениях, соответствующую особенностям науки и пути
развития ее теории.
По степени развития понятийно-терминологического аппарата науки можно
судить о степени развития адекватной ему теории. Критериями развитой теории
является четкая многоаспектная понятийная система, отражающая многообразие
сторон, отношений развивающихся объектов и многообразие возникающих в связи
с этим познавательных задач, т.е. объективных и субъективных источников
многоаспектности понятий. Многоаспектное отражение развитой теории в
понятийной сфере позволят более ясно обозначить предмет познания и
построить последовательную концепцию о нем. В развитой теории система
понятий обладает относительной устойчивостью предмета познания и его
понятийного отражения.
Для построения понятийно-терминологической схемы (модели) педагогики и
ее отдельных областей необходимо определить основные системообразующие
понятия и их взаимосвязи. Это даст возможность перейти к качественной
оценке отдельных областей и направлений педагогики, выявить критерии,
характеризующие степень разработанности педагогической теории,
прогнозировать пути ее дальнейшего развития.

Процесс образования понятий имеет четкие правила определения, которые
обязательно необходимо учитывать в мыслительной деятельности.
Определение – такая логическая операция посредством которой:
- раскрывается содержание некоторого понятия;
- описывается значение некоторого слова;
- некий объект характеризуется способом, который позволяет его
отличить от других объектов.

Есть еще один важный аспект использования определения. В сознании
каждого человека имеется некоторый набор понятий и соответствующий ему
словарный запас.
Для того чтобы правильно дать определение необходимо знать правила
логических операций:

1). Правило соразмерности
Определение должно быть соразмерным, т.е. значение определенного должно
совпадать с определяющим выражением. Иначе говоря, эти понятия должны
находиться в отношении тождества.

2). Правило предостерегающее от порочного круга
Определение не должно заключать в себе круга, т.е. термины должны
определяться через другие понятия. Круг в определении означает, что при
определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь
определяется при помощи первого.
Разновидностью круга в определении является тавтология - ошибочное

определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

3). Правило ясности
Определение должно указывать известные признаки, не нуждающиеся в

определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие

определяется через другое понятие, признаки которого неизвестны и

которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке. Т.е. должны
быть известны смыслы и значения терминов.

4). Правило понятности
Определения должны учитывать знания читателя или слушателя, поэтому
следует определить неизвестные понятия через известные.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки
предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его
используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез,
абстрагирование и обобщение.

- Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам.


- Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное
выделение в них признаков.


- Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его
признаков, полученных в процессе анализа.


- Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета
(существенных) и отвлечение от других (несущественных).


- Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором
понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного
многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже
познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с
помощью слова.



2. Как вы понимаете формулу А. С. Макаренко: «Человек не воспитывается
по частям»? Обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры
педагогических ситуаций из области профессионального обучения и
воспитания, подтверждающие данную формулу.



Для ответа на поставленный вопрос определимся какое отношение к
воспитанию человека имеют педагогические понятия.

Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного
воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях
подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.
Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и
образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как
целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие,
оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и
интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования
существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является
развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения
им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его
отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием
внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных
факторов.
Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под
психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а также
потребностей, способностей и характера личности. Физическое развитие есть
развитие организма, мышц, подвижности суставов и др. Общее развитие –
развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.
Личность человека – результат действия и взаимодействия различных
факторов. Одни из них действуют более или менее независимо от воли и
сознания людей. К ним относятся биологическая природа человека,
общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни,
географическая среда, условия микросреды. Другие в большей или меньшей
степени зависят от воли и сознания людей. Это – идеология, деятельность
государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает
организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают
формирование личности.
Значит, формирование личности человека – это процесс её становления под
влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних и
внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с
применением определённых средств.
Воспитание - есть один из факторов формирования личности. Оно
заключается в том, что люди хотят теми или иными средствами достигнуть
определённой цели – развивать и образовывать у воспитанника определённые
качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие от других факторов
формирования личности, состоит в том, что воспитатель сознательно ставит
определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит средства,
ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое
общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях
направленного формирования личности.
Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,
возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там,
где есть воспитание, на полную мощность используются положительные и
ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание,
человек раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Независимо от того какую информацию получает человек, он ее анализирует
сознательно или подсознательно, следовательно это приводит к тому, что
человек выносит свою точку зрения на данную ситуацию, и, соответственно,
работает над своим самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Эти
факторы, в свою очередь, определяют само понятие воспитание человека. Из
этого следует, что воспитание только теоретически можно разделить на
составные части для простоты его изучения, на самом деле все эти части
взаимосвязаны между собой и неразделимы для личности.
Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей
суммой влияний, которым он подвергается. Коллектив является воспитателем
личности.
Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно
виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан
воспитанию, своему детству. Человек плох только потому, что находился в
плохой социальной структуре, в плохих условиях.



3. Сформулируйте наиболее актуальную, на Ваш взгляд, проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Обоснуйте ее
актуальность, определите объект и предмет исследования в данной
проблеме, предложите гипотезу ее решения.



По данному заданию предлагается разобрать актуальную проблему
профессиональной педагогики в современных условиях. Для этого рассмотрим
точки зрения Правительства РФ в области образования, используя Выступление
Министра образования Российской Федерации В.М.Филиппова на заседании
Правительства Российской Федерации 5 июня 2003 года.



Проблема подготовки рабочих кадров.

Говоря о подготовке рабочих кадров, следует прежде всего отметить, что
в Российской Федерации, как ранее в СССР и в других странах мира,
подготовка рабочих кадров осуществляется по двум направлениям:
непосредственно на производстве предприятиями и в государственной системе
начального профессионального образования - НПО.
В советские времена существовала система присвоения разрядов
непосредственно на заводе. Человек приходил на предприятие, не имея
специального образования, работал, по ходу учился, потом сдавал экзамен, и
ему присваивался определенный разряд. Другими словами, существовала система
внутризаводской, внутрифирменной подготовки рабочих. В те времена доля
подготовки рабочих через ПТУ составляла примерно 10-15 процентов. То есть
85-90 процентов рабочих в России готовилось непосредственно на
производстве. Сейчас большинство наших предприятий оказались в тяжелом
состоянии: им иногда не хватает денег на заработную плату, тем более на
материальную базу, и совсем не остается средств на повышение квалификации
рабочих. Да еще на рынке труда переизбыток рабочей силы. В результате
многие предприятия не вкладывают деньги в собственную подготовку рабочих
кадров. Сегодня примерно половина квалифицированных рабочих готовится через
ПТУ. Половина - на производстве.
Проблемы объема и структуры подготовки рабочих в НПО.
Сейчас в России 3843 профессиональных училищ и лицеев, в которых
обучается 1,6 млн учащихся. 36% учреждений НПО финансируются субъектами
Российской Федерации. За последние 12 лет закрыто почти 500 училищ,
численность учащихся НПО сократилась на 200 тысяч человек. Среди учащихся
ПТУ около 80% - выпускники 9 класса, и 20% - выпускники 11 класса. В целом
по стране в 10-11 классы для дальнейшего обучения в основном в вузах идут
2/3 выпускников 9 класса, а в ПТУ и в техникумы идут лишь 1/3 выпускников
9 класса. Сложился определенный перекос в сторону приема молодежи в высшие
учебные заведения.
Структура подготовки рабочих кадров в современных экономических
условиях также требует серьезных изменений. Сейчас финансирует подготовку
в основном Федеральный уровень, формируются планы приема в учреждения НПО
Министерством образования России на основе заявок субъектов Российской
Федерации. Готовит рабочих – ПТУ, как правило, на основе своей сложившейся
структуры подготовки рабочих, а потребитель – производство, фактически
устранен как от механизмов финансирования, так и от формирования планов
приема.
Проблема качества подготовки рабочих кадров. В настоящее время
профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций
существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке
труда. И здесь эту проблему можно решать по следующим направлениям:
Во-первых, необходимо провести разработку новых стандартов подготовки
рабочих кадров по всем специальностям: соответствующие образовательные
стандарты должны быть построены на основе разрабатываемых работодателями и
Минтрудом профессиональных стандартов.
Во-вторых, требует существенного улучшения учебно-лабораторная и
материальная база учреждений НПО, без этого немыслима качественная
подготовка квалифицированных рабочих. И это обновление базы учреждений НПО
планируется реализовать двумя путями:
V Передача учреждений НПО в субъекты РФ на условиях софинансирования с
регионами и работодателями и реализовать специальную программу
развития материально-технической базы начального профессионального
образования.

V Ключевым направлением обновления должна стать разработка и реализация
механизмов использования материальной базы работодателей для
подготовки для них кадров в учреждениях НПО.
Если раньше была административная система закрепления за ПТУ базовых
предприятий, то в новых условиях такое административное закрепление
уже не работает. А новые механизмы еще не созданы. Кроме того, если,
например, работодатель захочет сейчас передать в ПТУ какое-то
оборудование, то ему это будет отнесено на прибыль. Более того, теперь
даже за прохождение практик на бывшем базовом предприятии с ПТУ
требуют денег, ибо и у самого работодателя нет гарантий, что выпускник
ПТУ придет именно к нему по окончании учебы.
Важнейшим направлением здесь должно стать развитие на региональном и
местном уровнях реальных механизмов социального партнерства –
администраций, работодателей и системы обр

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие представления о культуре Жана Жака Руссо (Культурология)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: История развития (Социология)


Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца (Психология)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Мотивация трудовой деятельности в гостинично-ресторанном комплексе (Менеджмент)


Реферат: Екатерина Вторая Алексеевна (Исторические личности)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Питер Брейгель (Искусство и культура)


Реферат: Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Право)


Реферат: Новые подходы к изучению иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Массовая и Элитарная культура (Культурология)


Реферат: Культура дыни в защищенном грунте (Ботаника)


Реферат: Независимая журналистика в России: проблемы существования (Журналистика)


Реферат: Мостовой RC-генератор синусоидальных колебаний с мостом Вина (Радиоэлектроника)


Реферат: Учет кредитов и займов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аграрные реформы (История)


Реферат: Задание по акмеологии профессионально-педагогической деятельности на период педагогической практики (Педагогика)


Реферат: Tall Stranger (Иностранные языки)


Реферат: Вода. Тяжелая вода (Химия)


Реферат: Технология производства, прогнозирования, программирования и планирования урожаев (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист