GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Практика школьного воспитания (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Практика школьного воспитания (Педагогика)


ПРАКТИКА школьного ВОСПИТАНИЯ

Сердцевина школьного воспитания - духовное, нравственное становление
личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного
воспитания, с другой - получает распространение воспитание, направленное на
поощрение самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности,
высокой культуры и гуманности.
В столкновении старых и новых веяний неоднозначно выглядят роль и место
наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. В США,
например, в учебных заведениях имеется особая структура (деканофис), глава
которой специально занимается вопросами воспитания. "Учителя пекутся лишь
об успеваемости. Если подростки что-то натворят, их отправляют к нам", -
рассказывает Ч.Шанку-айлер - декан школы из города Декатур.
По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обладает неким правом
"вето", когда все его суждения должны быть для ребенка "словом священным".
Но такой подход выглядит все более несостоятельным. Попытки сохранить его
не дают желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся,
особенно в начальной школе, подчиняются учителю безусловно, его культ не
столь безоговорочен, как прежде.
Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные
критерии педагогического труда: любовь к детям, инициативность, терпимость,
открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.
Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических
коллежах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и
мастерства. На этих курсах уделяется особое место шлифовке речи,
предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обращаться к
школьнику с просьбами в следующих формулировках: " Попробуй, это интересно
и должно тебе понравиться", "Тебе это пригодится", "Если ты это сделаешь,
будешь чувствовать себя хорошо" и пр. Одновременно предостерегают от слов,
которые могут вызвать негативную реакцию ребенка: угроза наказания, ссылка
на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед
сверстниками и пр.
С подобными установками перекликаются рекомендации французского педагога
С.Френе. В своей книге "Педагогические инварианты" он предлагает тесты,
ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К
тестам приложен код: зеленый свет - рекомендации к применению; красный свет
- отказ от использования; желтый свет - рекомендация эффективна в отдельных
случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его
наказывали". Ответ - зеленый свет.
Процесс воспитания отражает неоднозначные подходы к ребенку. Следствием
традиционных подходов является чрезмерное управление воспитательным
процессом, которое, как пишет французский педагог А.Фабр, выглядит "искусно
замаскированной системой репрессий".
Следует отметить, что в образовательных учреждениях сохраняются
традиционные регламентации, формы и методы воспитания. В ряде стран строго
оговорен даже внешний облик школьника. В старших классах японской школы,
например, мальчики обязаны носить темные мундиры, установленным нормам
должны соответствовать прическа, одежда и обувь девочек.
Силу общепринятых регламентации в школьном воспитании иллюстрируют
исследования российских ученых Н.Д.Никандрова и В А. Кан-Калика. "Нами
проанализировано более тысячи планов воспитательной работы из разных
регионов страны... Эти планы гораздо больше похожи один на другой, чем
можно было бы объяснить уровнем единства. Причина в том, что они
сформированы на основе типовых рекомендаций... но в весьма малой степени
учитывают конкретные особенности школы, класса", - писали они.
В системе предписаний и регламентации продолжают осуществляться жесткие,
грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно
переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. В США в школах
38-ми из 50-ти штатов официально разрешены наказания. В Великобритании их
применяют в частных учебных заведениях. Во Франции вопреки закону, не
допускающему любого насилия в отношении учащихся, администрация нередко
видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следует
из опросов преподавателей французских начальных школ (1986), 73%
респондентов наказывают, задерживая учеников после уроков, 50% - ставят
школьников в угол, 44% - занимаются рукоприкладством. Нередко при нарушении
дисциплины ученикам снижают оценки. В бывшем
СССР (данные на конец 1980-х годов) две трети опрошенных социологами
школьных работников сочли наиболее приемлемыми строгие меры воспитания.
Многие учителя осуждают школьное воспитание, основанное на регламентациях,
подчинении и принуждении. Они решительно возражают против жестких форм
наказаний, подвергая сомнению целесообразность самих поощрений и наказаний.
Вот что пишет в этой связи французский педагог Б.Шлаен'. "Есть ли
возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь
идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью,
жестокостью, неуважением к старшим... Но хотелось бы, чтобы школа перестала
быть источником конфликтов".
В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике
развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в
воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника,
стремлении обеспечить реализацию его возможностей путем создания комфортной
психологической атмосферы, когда всемерно
поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и
интересы детей.
Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на
сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях ребенок оказывается
полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные,
непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные
педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность
учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.
В рамках реализации гуманистической ориентации в воспитании в США в 70-80-х
годах появились учебные заведения под названием "справедливые сообщества".
В них (Бостон, Ридинг) удалось создать эмоционально комфортную обстановку,
придерживаться кодекса справедливого, гуманного поведения,
демократизировать взаимоотношения "учитель-ученик", "учитель-учитель",
"ученик-ученик", согласовывать усилия наставников, мирно решать конфликтные
ситуации. Воспитание осуществлялось через самоуправление (школьные и
классные ассамблеи), в процессе социально полезной деятельности, с опорой
на собственные традиции школьной жизни.
В школах США специалисты-психологи, входящие в группы "гайденс", оказывают
поддержку ученикам в случае, если те сталкиваются с жестоким обращением и
другими проблемами нравственно-этического свойства.
В США, в соответствии с существующей системой, учащиеся могут часто менять
классы и учителей как в период начального, так и среднего образования.
Такая система имеет недостатки в педагогическом отношении: возникновение
стрессов, снижение дисциплины у учеников, привыкших к одному учителю. Но у
этой системы есть и преимущества. При новом учителе у ученика появляется
шанс занять более высокую позицию во взаимоотношениях с одноклассниками и
педагогами. Например, дети, заполучившие ранее отрицательный имидж
("драчун", "маменькин сынок", "непоседа" и пр.), могут в новом классе и при
новом учителе избавиться от нелестных ярлыков.
Едва ли не главной установкой в воспитании школьников в Японии является
реализация идеи общинности. Приведем пример типичной сцены в японской
школе. Учитель должен наказать шалуна. В качестве наказания он предлагает
ему петь не в хоре, а в одиночку. Школьник тотчас разрыдался, так как для
него было выбрано наихудшее - отлучение от совместной, общей деятельности
класса.
Школьное воспитание в Японии - осколок многоликого общества, разбитого на
страты, кланы, группы, научные школы, спортивные клубы и пр. Для того чтобы
учащиеся получали опыт социальной жизни, японская школа целенаправленно
осуществляет групповое воспитание. Классы поделены на группы, участники
которых приобретают навыки общественной личности. Создание и
функционирование групп процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в
новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее
деятельности. Такими лидерами считаются ребята, склонные к активной
позиции, с широким кругом общения, сердечные и приветливые.
Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся
перетасовывают, перемещая в параллельные классы. Такие подвижки с
педагогической точки зрения имеют, по крайней мере, три цели. Во-первых,
давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исключить
возможность превращения лидеров в диктаторов, разъединить чрезмерно близких
приятелей, чтобы обеспечить равенство всех учащихся. И, наконец, в третьих,
сделать учащихся более управляемыми.
Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного, группового
воспитания. По мнению профессора Мигисимы деление на группы вносит дух
соперничества, когда сильные унижают слабых и утверждаются антигуманные
правила поведения. Японские педагоги отмечают кризис группового воспитания.
Мировая школа накопила значительный опыт гуманного, антиавторитарного
воспитания, когда формируется соответствующее поведение, начиная от
привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликнуться на
чужую беду.
Так, на Западе получила распространение так называемая поведенческая
методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку,
сотрудничество воспитанников и наставников. Данная методика, например,
реализуется при "коммуникативном воспитании" в школах США. В
"коммуникативном воспитании" выделяются две главные цели: формирование
познавательного (когнитивного) и эмоционального (аффективного) общения
наставника и воспитанников. Учителя ставят задачу сформировать навыки
общения, которые впоследствии можно совершенствовать.
В программу ряда средних школ входит курс общения, в рекомендациях к
которому, в частности, обращается внимание на необходимость учиться слушать
собеседника, употреблять слова и интонацию сообразно ситуации, выделять в
общении главное и второстепенное, своевременно фиксировать непонимание
собеседника, излагать мысль быстро и точно, адекватно передавать иную точку
зрения и пр.
Американский ученый С.Ваймер предложил своеобразную методику воспитания. Он
советует учить искусству не ссориться с родителями, учителями, друзьями.
Главным способом избежать грубого проявления конфликта ученый считает
создание доброй, ровной обстановки в классе. Учитывая, что в среде
подростков возникновение конфликтных ситуаций - явление закономерное,
необходимо научить ребят выходить из них достойно, без нравственного ущерба
для себя и окружающих. В этой связи предлагается, например, игра "Узелки".
Участники игры, встав лицом к лицу, схватывают друг друга за руки, а затем
стараются распутать переплетенные руки, чтобы выстроиться в цепочку. Кто-то
кому-то помогает, кто-то взывает о помощи. В итоге возникают взаимные
симпатии и благодарность. После такой игры, уверяет Ваймер, детям
поссориться куда труднее.
Практика "общинного воспитания" опрокидывает стереотип восприятия
американской школы как символа индивидуализма. Американские педагоги
прилагают немалые усилия, чтобы привить воспитанникам навыки совместной
деятельности: в кружках, клубах, на спортивных состязаниях, диспутах,
музыкальных фестивалях, конкурсах, ярмарках идей и т.д.
Важное значение для школьного воспитания имеет самоуправление учащихся. В
США к началу 80-х годов им было охвачено до трети старшеклассников. В
Западной Европе повсеместное распространение ученического самоуправления
началось в 60-х годах. В Японии оно появилось позже - в 80-х годах. В
России к началу 90-х годов ученические комитеты имелись практически во всех
школах.
Традиционный вид ученического самоуправления - система "префектов" или
"капитанов" (Англия, США). В этом случае ученики-префекты или капитаны
выступают помощниками учителей при поддержании дисциплины. Иногда они
обладают правом налагать на своих товарищей взыскания. Префекты и капитаны
избираются по классам и всей школой учащимися либо назначаются
администрацией. Ими могут быть лишь старшеклассники. Они составляют совет
во главе с общешкольным префектом, который сотрудничает с администрацией.
Совет координирует внеклассную работу (спорт, кружки, клубы и т.д.).
Ученические советы нередко копируют государственные структуры: парламент,
президент, вице-президент, председатели комитетов по финансам, печати,
спорту и пр.
Следует отметить, что традиционное ученическое самоуправление не оправдало
возлагавшихся на него надежд. Оказавшись под прессингом школьной
администрации, пишет английский педагог Б.Бернли, ученические советы в
школах Запада оказались несостоятельными. В аналогичном положении были и
ученические комитеты в школах России.
В этих условиях продолжился поиск иных форм ученического самоуправления.
Учреждаются школьные советы в составе учеников, преподавателей,
администрации, родителей, представителей общественности. Преимущественными
направлениями их деятельности стало вовлечение учащихся в текущую жизнь
школы, обеспечение возможности высказывать собственные взгляды и
требования, воспитание культуры общения.
В Англии школьные советы решают основные вопросы на своих регулярных
заседаниях (ежемесячно или еженедельно). Внеочередное заседание может
состояться по просьбе нескольких членов совета. Ученики участвуют в
составлении плана работы. Решения совета обязательны для учебного
заведения.
В Германии школьные советы именуются конференциями. На конференции
делегируют своих представителей классные ученические советы. Школьники-
делегаты вправе высказываться относительно планирования учебных занятий,
содержания и организации внеклассной воспитательной работы (вечера отдыха,
экскурсии, издание газеты, кружки и клубы, благотворительность, дискуссии).
Во Франции школьные советы формируются по модели "команды". Ученики и
преподаватели каждого класса объединяются в команду, члены которой работают
по собственному плану внеучебных занятий, регулярно встречаются с дирекцией
для обсуждения насущных дел. Представители команд проводят общешкольные
ассамблеи, на одной из которых избирается совет школы. В совет входят
ученики, преподаватели, представители администрации, родители. Совет
выносит рекомендации о повседневной жизни учебного заведения.
В России школьные советы создаются в средних учебных заведениях. Помимо
проблем школьного обучения они занимаются социальными проблемами учащихся и
преподавателей
В школьном воспитании происходят важные перемены, отражающие как в зеркале
политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно возросли
масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация
"Педагоги за мир", которая координирует осуществление международной
программы: обмен делегациями учащихся, создание международных детских
лагерей, подготовку дидактических материалов демократической,
общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50
стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и
телемосты, на которых школьники обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного
недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация "Педагоги
за мир" организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к
идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности. На одной
такой неделе мира в Реймсе (Франция) преподаватель М.Левер заявил: "Мы
хотим, чтобы дети играли в мир, а не войну". В школах ряда стран первые
занятия в новом учебном году начинаются "уроками мира".
В мировой школе осуществляются проекты, направленные на эффективное
интернациональное воспитание учащихся. Среди таких проектов - создание
учреждений "международного бакалореата". Президент проекта Р.Пиль считает,
что предназначение подобных учреждений состоит в том, чтобы, опираясь на
национальные культуру и самосознание, приобщать учащихся разных стран к
культуре других народов. Помимо ориентации на высокие образовательные
стандарты школа "международного бакалореата" осуществляет воспитание в духе
гражданской ответственности и международного взаимопонимания.
Педагоги отдельных стран предпринимают конструктивные шаги для утверждения
общечеловеческих ориентиров в школьном воспитании.
В Германии, бывшей когда-то очагом расистского воспитания, заметна
деятельность педагогов, воспитывающих подрастающее поколение в духе
демократических идеалов. Например, школьники одной из гимназий Бонна
(директор Ю.Валь) ежегодно посещают места, где во время мировой войны
находились концентрационные лагеря. Учащиеся отдают долг памяти жертвам
фашизма и одновременно получают уроки Демократического интернационального
воспитания.
В школах Запада канули в лету порожденные идеологической конфронтацией
подозрительность и враждебность в отношении России. "Русские дружелюбны и
щедры", - говорят школьники Запада после общения со сверстниками из РОССИИ.
Визиты российских школьников используются для того, чтобы усилить мотивацию
для положительного отношения к России. Российских школьников, посетивших
Америку, приветствовал президент Р.Рейган.
Особый вклад в воспитание дружеских чувств к России вносят учителя русского
языка в школах Запада. В США и Франции, например, они регулярно устраивают
общенациональные олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Масштабы преподавания русского языка, впрочем, невелики. В США его ежегодно
изучают около 10 тыс. школьников, во Франции - около 25 тыс. Западные
педагоги считают, что этого явно недостаточно. Как утверждает активист
ассоциации "Педагоги за мир" Л.Волине, расширение преподавания русского
языка в США послужит интересам демократического воспитания.
О положительных переменах в политическом мировоззрении подростков Запада
свидетельствует множество фактов. Например, в 1987 году в одной
американской школе разыгрывали спектакль "Встреча в верхах", на которой
американский и российский "президенты" заключали мирное соглашение.
Многочисленные письма школьников Запада русским сверстникам говорят о
доброжелательности, желании жить в мире и согласии.
В России исчез образ враждебного Запада. Расширяются дружеские контакты
российских школьников со сверстниками из других ведущих стран мира. Ряд
школ Москвы, Петербурга, Владимира и других городов стали побратимами
учебных заведений США, Англии, Германии, Франции.
Российские педагоги осуществляют ряд международных проектов, способствующих
интернациональному воспитанию в духе общечеловеческих идеалов. Так, фондом
"Культурная инициатива" в Москве был открыт мужской лицей имени Рублева,
где углубленно изучается история и культура древней Руси. Лицей -
международный, в нем учатся российские и зарубежные школьники.
Заметно усилилась миротворческая, интернационалистская направленность
воспитания в школе Японии.
Пробивает дорогу в мировой школе практика поликультурного воспитания. Надо
признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах
мира неодинаковы.
В США накоплен известный опыт поликультурного воспитания в школах с
двуязычной программой. Школы - частные. Учащиеся обучаются на английском
языке и языке той этнической группы, к которой принадлежат (испанский,
итальянский, русский и т.д.). В таких школах могут быть классы с
преподаванием народном языке и усиленной наглядностью на "простом"
английском, а также смешанные классы, где ученики не испытывают трудностей
с английским языком. Все эти классы делятся на разные уровни в зависимости
от глубины и объема изучаемого материала.
В Западной Европе воспитание представителей национальных и этнических
меньшинств ставит целью, прежде всего, их интеграцию в культуру
доминирующей нации ("классы французской культуры" в начальной школе
Франции). Собственно поликультурным воспитанием официальные власти
фактически не занимаются. Его задачи берут на себя частные учебные
заведения. Такие школы для иностранцев и национальных меньшинств, например,
создаются в Германии.
В Японии в начальных и младших средних школах насчитывается около 80 тыс.
детей-иностранцев. Социологические опросы показывают, что ученики-
иностранцы вполне довольны своими учителями. Но они часто жаловались, что
им трудно столковаться с японскими сверстниками. По их словам, на них
постоянно "таращатся", тыкают пальцем, смеются. Со своей стороны японские
школьники говорили, что многое в иностранцах непривычно: "слишком отчетливы
в суждениях", "слишком инициативны". Иностранцев осуждали за отказ от
общения, привередливость в еде и пр. Учителя расценивали пребывание
иностранцев в школе как важную мотивацию к изучению других культур и
языков, как опыт общения с представителями иных этнических групп. Среди
родителей-иностранцев мнения разделились. Выходцы из Азии не имели
претензий к организации школьного воспитания. Американцев и европейцев не
устраивал прежде всего общинно-групповой стиль жизни в японской школе.
В последние годы заметны успехи поликультурного воспитания в России. При
этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт
средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов
доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением
на русском языке и преподаванием родного языка как одного из предметов. В
результате несколько поколений нерусских народов получали воспитание вне
родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и
редуцированной русской культуры.
В 90-х годах произошли важные изменения: в нерусских школах как
обязательный компонент программы было введено изучение национального языка,
истории и культуры. Особое обучение представителей нерусских
национальностей организуют не только в национальных республиках и
образованиях, но и в местах их компактного проживания в других регионах.
Например, в Москве насчитывается около тридцати национальных школ
(татарские, еврейские, чувашские и пр.).
Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в
московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650).
В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993-1994
учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское,
ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое,
еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское,
польское, русское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское.
В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополнительно к основной
программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни
своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев,
праздников. Преподают все это носители языка и культуры.
Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической
культуры подрастающего поколения.
На Западе этой цели служат различные ролевые игры и дискуссии. Так, в
школах Англии предусматриваются политические дебаты учеников на занятиях в
ходе внеклассной работы. В школах США часто организуют игру "Стачка".
Ученики играют роли владельцев предприятия, пикетчиков, штрейкбрехеров,
представителей властей и профсоюзов. В ходе игры осмысливаются
экономические и политические процессы, происходящие в обществе. В школах
Запада получила также популярность игра "Выборы", когда школьники
разыгрывают сценарий политической кампании: выдвижения кандидатов, их
соперничества, голосования.
Итальянский педагог А.Берти придумала для школьников игру "Необитаемый
остров". Предлагается изобразить группу людей из разных стран, высадившихся
на пустынную землю. Нужно воспроизвести их поведение в необычных условиях.
У участников игры в зависимости от возраста обнаружились разные
представления о законах и политических структурах общества. Фантазии 7-
летних хватило лишь на то, чтобы вообразить заботы отдельной семьи. 8-9-
летние считали, что всяким сообществом должны руководить лидеры. Ребята 10-
11 лет уже рассуждали об управлении социальными институтами. 12-13-летние
твердо заявляли, что законы устанавливаются не лидерами, а сообществом. 14-
15-летние утверждали о целесообразности разработки и введения
законодательства.
Ныне ролевые игры в школах Запада организуются регулярно и повсеместно.




Реферат на тему: Практические смыслы педагогической науки

Министерство образования Российской Федерации.
Иркутский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики



Практические смыслы педагогической науки



Реферат выполнен
студенткой 3 курса МФИ,
физического отделения
Домниковой Анной
Александровной

Иркутск - 2001

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Философия учителя физического воспитания.
Красота и здоровье едины!
Омелькина Н.И.
учитель физической культуры
в средней школе №31г. Владимира

Старинная легенда гласит… Афинские власти призвали к суду гетеру по
имени Френа за ее грехи. Возбужденная толпа требовала сурового наказания.
Судьи были готовы вынести приговор, но в последнюю минуту защитник Френы,
не найдя убедительных доказательств невиновности своей подзащитной, сдернул
с ее плеч пурпурный хитон. Все присутствующие, словно окаменели, пораженные
красотой обнаженной женщины. И судьи решили, что человек, обладающий
таким совершенным телом не может быть преступником, так как гармония форм
всегда ассоциировалась у древних греков с духовной красотой, не совместимой
с понятием зла.
Результаты последних исследований здоровья российских школьников
заставляют схватить за голову. Среди учеников старших классов наблюдается
лишь 5 % здоровых детей. За последние 10 лет вдвое увеличилось число
патологий пищеварительной системы, в 4 раза увеличилось число случаев
остеохондроза., в 3 раза - увеличилось число случаев болезней почек и
мочевых пузырей. Каждый второй школьник имеет проблемы с психикой.
Ни для кого не секрет, что физические упражнения оказывают мощное
лечебное действие на организм больного человека. Свой знаменитый комплекс
из тысячи движений академик Н. А. Амосов составил тогда, когда несмотря на
многочисленные лечебные процедуры и лечения в санаториях, его постоянно
мучила боль в спине. Регулярные и достаточно напряженные занятия помогли не
только избавили от боли, но и способствовали нормализации, казалось уже
необратимых патологических процессов в позвоночнике.
А кому неизвестно имя циркового артиста В.Дикуля? После травм
позвоночника он сумел с помощью физических упражнений не только полностью
восстановиться, но и стать исполнителем уникальных церковных номеров. Встав
''на мостик'', он удерживал на себе пирамиду 900 кг, а на плечах вес около
2-х тонн.
Врачи в справках пишут: освободить от бега, прыжков, занятий на лыжах…
Я не согласна с этим!
(Это выражение я готова опровергнуть.)
На уроках, я учу держать спину прямо, легко и пластично передвигаться
под музыку, воспитываю эстетические понятия. Многие не обращают внимания на
свою походку. Они идут мелкими шажками и суетливо, другие делают большие
шаги, что делает их походку более тяжелой. Третьи ставят ноги широко, что
делает их походку раскачивающейся. Девушки на высоком каблуке, особенно
когда торопятся, ходят на полусогнутых ногах. Так ходить неправильно и не
красиво, а мы ведь русские!
На занятиях я учу детей напрягать и расслаблять мышцы. Я учу
чувствовать свое тело, ощущать прилив тепла и бодрости.
Музыка и движение… Этим наполнен урок физкультуры. Звучит классика, и я
вижу лица своих девчонок. Нет, это не реп и не рок.
1стр.
Не имеет значение форма и содержание музыки, так как нет единого
мнения о чем бы то ни было во всем мире.
Под нее невозможно сутулит спину или шаркать ногами. Она заставляет
быть гордой. Кажется, она пронизывает насквозь, и пробегает мороз по коже
от того, что ты своими движениями ты сливаешься с ней.
Урок продолжается. Сильные мышцы брюшного пресса поддерживают
внутренние органы; мышцы поясницы снижают риск заболеваний и травм
позвоночника; мышцы ног позволяют не только ходит упругой, но и просто
активно передвигаться по улицам и лесным тропам, а крепкие мышцы рук
помогают, а во многих жизненных ситуациях. Но, несмотря на все выше
перечисленное урок физической культуры никогда не должен быть
''единственным'' в жизни ребенка. А потому можно объединить этот предмет с
историей, биологией, географией, анатомией…
У меня есть мечта: ввести свой предмет для старшеклассниц. Сюда бы
вошли традиции
Введение подобного предмета может привести к замкнутости этих девочек,
и боязни жить в окружающем нас мире. А боязнь жизни никогда к хорошему не
приведет.
Будем надеяться, что социальный заказ, возникший в настоящее время, на
улучшение здоровья нации будет подхвачен и получит новый импульс в нашей
стране. А также буду надеяться, что он найдет подтверждение в
соответствующем социальном механизме.
Я школьный учитель физической культуры, я женщина, я мать. И я верю в
то, что я делаю.

Построение процесса обучения на основе новых информационных технологий.
В любой сфере деятельности стремятся достичь максимального результата
Естественно, что это наблюдается и в сфере образования. Особенно сейчас,
когда мы переходим от единой образовательной системы к многообразным,
нарастает процесс регионолизации и появилась возможность разрушения единого
образовательного пространства России. Приму эти сведения как данные
принятые как ''начальные условия'' работы.
Итак, проблема состоит в повышении качества образования, в достижении
необходимого качества образования. Естественно, что необходимо сначала дать
само определение качества образования.
Под качеством образования будем понимать соотношение цели и результата,
и меры их достижения.
Из этого следует, что мы должны научиться измерять в одинаковых
единицах цели и результаты. В настоящее время отмечается тенденция
стремления школ к ''антропоцентрической'' , то есть центром всех учебных
воспитательных процессов становится ученик и соответственно все способы
организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего
развития., что требует разработки новых подходов к информационному
обеспечению и развития новых информационных технологий
Основной целью анторопоцентрической школы является умственное
воспитание. Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального
ментального опыта.
При этом можно сказать, что любой ребенок ''заполнен'' своим
2стр.
собственным ментальным опытом, который и предполагает характер его
интеллектуальной активности в тех или иных ситуациях. Состав и строение
каждого опыта у каждого ребенка различны, поэтому дети, безусловно,
различаются по своим умственным возможностям. Однако каждый ребенок
нуждается в объективном создании условий, способствующих его
интеллектуальному росту за счет максимального обогащения его ментального
опыта.
Ориентация на решение задач интеллектуального воспитания ребенка, в
свою очередь, вынуждает пересмотреть основные компоненты школьного
воспитания: его назначение, содержание критерии эффективности форм и
методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя.
1. Назначение образования. Школьное образование наряду с
образовательной функцией должно реализовать психологическую
функцию. Применительно к задачам психологического воспитания это
означает, что зелью процесса обучения не просто означает
передачу материала физики математики или прочих наук, но и
расширение индивидуальных интеллектуальных ресурсов средствами
математики, физики или других наук.
2. Содержание образования. Сейчас процесс должен стоять так: Каким
должно стать образование, чтоб образование ребенка проходило
плодотворно? Иными словам ребенок не должен подстраиваться под
содержание образования. А напротив, содержание образование
необходимо подстроить под ребенка. При этом имеется в виду не
просто адаптация предмета под возрастные и психологические
особенности ребенка, а именно координальная его трансформация в
направлении учета интеллектуального развития личности.
3. Критерии эффективности форм и методов обучения. В контексте задач
интеллектуального воспитания эффективность образования должна
быть связана с характером тех изменений, которые происходят под
влиянием процесса обучения в самом субъекте обучения, то есть в
ментальном опыте каждого конкретного ребенка. Соответственно в
качестве критерия должны выступать показатели сформированности
знаний, умений, навыков, и определенных интеллектуальных качеств,
характеризующие разные стороны развития интеллекта школьника.
4. Роль учебного процесса. Сейчас нужны учебники нового типа,
которые могли бы выполнить роль виртуального самоучителя. Но для
этого нужно изменить все принципы построения учебного текста.
Учебник должен быть не только проекцией учебного материала, но и
основных психологических линий интеллектуального развития детей,
в том числе связанных с учетом особенностей состава и строения
ментального опта ребенка.
5. Функция учителя. Если раньше такая функция заключалась в
трансляции социального опыта, то в современной школе учитель
должен реализовать функцию проектирования индивидуального
интеллектуального развития каждого ребенка. Соответственно, на
первый план выходят такие формы деятельности учителя, как
разработка индивидуальных стратегий обучения разных детей, учебно-
педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование и т.
д.
В этих условиях именно внедрение новых информационных технологий
обусловливает получение необходимой управленческой информации, которая
имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет

3стр.
увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения.
С внедрением новых информационных технологий связано более широкое
понимание управления обучением, осознаваемого не только как управления
школой, но и управления процессом обучения каждого учащегося. При этом
субъектами процесса обучения выступают уже не только руководитель, но и сам
ученик.
Новые информационные технологии

Новые информационные технологии позволяют получать не усредненную, а
индивидуально-личностную управленческую информацию, увидеть продвижение
каждого ученика в процессе обучения. Поэтому с 1996 года проводится опытная
работа в школе №89 г. Челябинска. ''Информационные технологии в
образовательных программах общего среднего образования''
Цель построения процесса обучения на основе новых информационных
технологий определила основные направления опытной работы коллектива.

Одним из них стал переход к технологическому подходу в обучении. Он
позволят сконструировать учебный процесс, исходя из данных установок:
1. Актуализация целей и содержания образования.
2. Постановка целей обучения с ориентацией на достижение результатов.
3. Подготовка учебно-методических материалов и ориентация процесса
обучения в соответствии с новыми планами.
4. Оценка текущих результатов, коррекция обучения, направление на
достижение поставленных целей.
5. Заключительная оценка результатов.
При проектировании целей и содержания обучения по всем образовательным
областям мы применяли таксономию Блума, которая содержит следующие цели:
1. Цели минимального уровня подготовки учащихся
2. Цели поля возможностей.
3. Цели развития-углубления.
4. Цели вспомогательного характера.
Использование четкой, упорядоченной, иерархической классификации
целей важно для учителей по следующим причинам:
1. Концентрация усилий на главном
2. Ясность и гласность в совместной работе учителя и ученика.
3. Создание эталонов оценки результатов обучения – обращение к четким
формулировкам целей, которые важны через результаты деятельности,
поддается надежной и более эффективной оценке.
4. Еще одним направлением опытно-эксперементальной работы стала
коллективная работа по созданию учебников в компьютерном виде. Учебник
представлен в компьютере в виде формул, которые строятся следующим
образом:
. Каждый учебник имеет соответствующую структуру главы параграфы
гипотезы теоремы. Набор таких единиц определяется самим содержанием
учебного материала.
. В свою очередь каждая единица получает свой порядковый номер. Глава, №
параграфа и номер структурной единицы соответственно. Например: 4.5.6
Внутри структурной единицы выделяют содержание, обоснование, рисунок.

4стр.
. Например, в истории: историческое место, историческое время,
историческое действие.
. Затем устанавливаются связи между выделенными структурными единицами.
Если структурные единицы связаны внутри одного параграфа, то их
взаимосвязь показывается в виде графически в виде горизонтальных и
вертикальных линий, идущих сверху вниз от одной структурной единицы к
другой, логически из нее вытекающей, таким образом выстраивается
иерархия структурных единиц соответствующего параграфа.
. Если же логические связи объединяются в структурные единицы из разных
параграфов, то используется система ссылок.
С целью систематизации материала учебника, а в дальнейшем для
автоматизации материала учебника, а в дальнейшем для осуществления
систематического контроля в состав электронного учебника нами были
добавлены обобщающие параграфы по каждой главе, в которых была
представлено содержание главы в самом сжатом виде структура сжатия главы.
Итак, электронная модель учебника содержит все его базисные положения
и все имеющиеся между ними связи Особенностью структурной формы учебника
является наглядность, обозримость, дающая наглядное представление о
внутреннем строении учебного материала соответствующего учебника
.Структурная форма позволяет существенно углубить, разрешить представление
о содержании учебника, об отношениях, связывающих логические элементы
текста.
Использование электронного учебника позволяет учителям увидеть узловые
элементы курса, связанные с наибольшим числом отношений. Если структурная
единица имеет большое число структурных связей, то что данное понятие
является трудным для усвоения понятия. Большое количество структурных
связей указывает на наличие важности данного материала.
К числу возможностей электронного учебника относится так называемое
построение логических цепочек или отслеживание родословных различных
структурных цепочек.
Электронный учебник может быть использован непосредственно при работе
с учащимися при изучении нового материала. А также при работах на уроке
другого рода.
Работа со структурной формулой параграфа позволяет оживить процесс
обучения, повышает интерес к предмету, способствует развитию мышления.
Решается проблема сотрудничества учителя и ученика, материал усиливается
как система. Работа со структурной формулой не исключает мела с доской, но
работа ученика в значительной степени становится все более
самостоятельной. В отведенный промежуток времени он планирует работу
Нужно отметить, что электронная модель развития является открытой
формой развития: она является основой, в которую учитель может, как
добавлять, так и убирать материал и контролирующие программы по разделам
учебника.
Кроме того, на базе электронной модели одно направление опытно
экспериментальной школы. учебника мы разработали текстовые системы
контроля по каждому параграфу и каждой структурной единице. Создание
педагогического мониторинга – еще
5стр.
Тесты были созданы по русскому языку, математике, истории,
природоведению, истории, географии, биологии в трех уровнях в безмашинном
варианте.
С помощью разработанных нами тестов учитель может исследовать степень
подготовленности учеников в различных направлениях:
1. усвоение понятий и обобщений по изученному курсу.
2. сформированность умений и навыков работы: с текстом, иллюстрациями,
картами, формулами, схемами, картами, таблицами, алгоритмами.
Тесты составлялись с учетом последовательности изучения темы и
формирования умения в пределах темы, что позволяет выяснить, на каком
этапе обучения происходит сбой в их усвоении.
Тесты являются эффективной, быстрой и очень эффективной формой
контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяются,
насколько осознано учащиеся владеют материалом и умеют применять его на
практике. Это позволяет учителю в наиболее благоприятное для него время
внести необходимые коррективы в учебный материал для конкретного учащегося
или класса в целом.
В нашем мониторинге все тесты взаимо дополняют друг друга и диалог
наиболее полно оценить степень подготовленности класса и каждого ученика в
отдельности. Работают ученики индивидуально, а после сбора и обработки
полученных результатов компьютером заполняется таблица на каждого
конкретного ученика и класс в целом. Этот режим превращает электронную
модель в контролируемую систему, отличающейся валидностью и объективностью
оценок знаний учащихся, позволяет осуществить мониторинг учащихся. После
окончания тестирования информация о результате доступна каждому, кто
пожелает с ней ознакомиться.
Результаты сообщаются следующим образом:
По ученику
1. абсолютный результат
2. относительный результат в классе
3. относительный результат в школе
4. абсолютный результат класса
5. относительный результат класса в школе
По учебнику
1. абсолютный результат
2. относительный результат в классе среди других структурных единиц
3. относительный результат в школе среди других структурных единиц
Использованная модель электронного учебника и система многоуровневого
контроля опираются на данные психолого-педагогического мониторинга,
разработка которого является еще одним направлением опытно-
экспериментальной работы школы.
Электронная модель психолого-педагогического мониторинга представляет
собой программу сбора , хранения и представления психолого педагогической
информации об ученике посредствам психологической диагностики учащихся 5-
11 классов.
В мониторинге условно можно выделить три составляющих блока:
тестирование обработка, коррекция.
Блок тестирования включает в себя диагностику интеллектуальной
6стр.
сфер ребенка и диагностику личностной сфер ребенка. Тестирование
проводится полностью в режиме диалога ученика с компьютером. В тестовую
программу входят методики для диагностики особенностей мышления, памяти,
внимания.
Тестовая система диагностики личности направлена на изучение
личностных особенностей учащихся, которые в наибольшей степени влияют на
учебные результаты и слежения за ходом формирования личности, позволяют
дать оценку нормативного развития. Именно норма функционирования личности
создает условия для реализации интеллектуального потенциала и позволяет
прогнозировать успешность обучения. С другой стороны, наличие проблем в
личностном развитии ребенка служит потенциалом для начала индивидуальной
работы. Отобранный комплекс представляет отобранную систему, и наиболее
ценная информация получается из анализа соотношения результатов тестов.
Весь комплекс отобранных методик позволяет оценить самые важные моменты
становление личности в подростковом возрасте и обнаружить точки личностных
нарушений.
В результате такой оценки мы получаем еще один ряд данных. Он
параллелен данным психологических тестов и значительно расширяет
возможности их интерпретации. Результаты тестирования в целом – это
информация об ученике в данный момент, некоторый срез данных. Этот срез
является фиксацией начального состояния системы, отправной точкой для
выстраивания дальнейших практических шагов.
Самым главным в мониторинге является возможность слежения за
изменениями системы, за изменениями показателями ученика, класса, учителя,
школы от года к году, отслеживание результативности педагогических
действий. Данные возможности реализованы в блоке обработки данных.
Именно здесь реализуется наиболее полно реализуются преимущества
компьютерного вариант. Ведь данные сами по себе не более, чем набор цифр.
Самое главное – это представить их интерпретацию. Для решения этой
проблемы необходим достаточно сложный математический аппарат.
Ключевым моментом блока обработки является получение данных
относительно динамики психологического развития школьников. Именно
благодаря отслеживанию результатов из года в год мы имеем возможность
видеть на застывшую картинку, а всю сложность процесса. Знание
закономерностей изменений позволяет реально ''вести за собой развитие''.
Если же в данных по развитию ученика наблюдается замедление развития, то
это является сигналом для срочных изменений в работе с ним.
Итак, развернутую характеристику ученика, мы также имеем возможность
разобраться в картине возможных причин того или иного результата.
Электронный психолого-педагогический мониторинг включает блок
коррекционной помощи, которая получила название ''Поиск подобного
ученика''. Наличие этого блока превращает ее из инструмента диагностики в
инструмент поиска разработки и накопления передового педагогического
опыта. Мониторинг имеет встроенную систему помощи, в которой описывается,
что может означать тот или иной результат по тесту. Одновременно с этим в
каждой итоговой таблице результатов есть ''окно'' для внесения
педагогических результатов. Опираясь на стандартную справку,
7стр.
психолог совместно с учителем имеет право внести собственную интерпретацию
результатов и рекомендации для конкретного ученика.
В итоговом ''окне' все рекомендации обобщаются, на их основе строится
план коррекционным мероприятий. Т. о., система накапливает индивидуальные
случаи и варианты решения проблем. Составление рекомендаций и
коррекционных программ становится основной для работы школьных кафедр и
методических объединений, в них фиксируется педагогический опыт.
Таким образом, построение учебного процесса обучения на основе
внедрения новых информационных технологий позволяет прогнозировать
эффективность образовательного процесса на уровне ученика, на уровне
учителя, уровне управления.
На основе ученика можно определить зоны актуального и ближайшего
развития каждого школьника на основе психолого-педагогического
мониторинга; осуществлять дифференцированный подход обучению на всех
ступенях школы; формировать положительную мотивацию учебной де6ятельности.
На уровне педагога можно оптимизировать, индивидуализировать процесс
обучения воспитания; создать надежную систему мониторинга усвоения знаний
на уровне стандарта и психологических процессов; осуществлять процесс в
режиме сотрудничества учителя и ученика; повышать педагогическую
квалификацию, использовать современные педагогические технологии.
На уровне управления активизируется методологическая работа педагогов;
создается оптимальный учебный план, работающий на реализацию конкретной
идеи; реализуется система компьютерного мониторинга образовательного
процесса.

Теория и практика.
Баклицкая.Е. П. замиститель директора директора
по научной работе г. Тюмень , кандидат педагогических наук, доцент,
член-корреспондент Санкт-Питербургской академии акмеологических наук.

Схема организации научной подготовки лицеистов
За 5 лет работы лицея сложилась устойчивая структура, которая по
результатам тщательного анализа мероприятий, проводимых в любой школе в
плане решения наших задач. Это предметные олимпиады, предметные недели,
конференции, городские семинары и другие мероприятия.
Остановлюсь на целях и задачах, которые мы решаем при конкретного рода
мероприятиях.
Знакомство с методам поиска научной информации, работы с каталогам в
библиотеке.
В библиотеке ребят знакомят с принципами составления каталогов,
системой поиска нужной информации, с помощью каталогов, правилами
оформления библиографических данных на источник информации. Попутно
учащиеся узнают, какой научной литературой располагает библиотека, какую
литературу им придется искать в других библиотеках города Тюмени. Эти
сведения бывают, нужны учащимся сразу, как в начале ноября преподаватели
8стр.
объявляют темы для написания рефератов. Причем в обязательном порядке
рекомендуется написание рефератов по физике в 10-11 классах. Это связано с
тем, что по физике очень много вопросов которые рекомендуется
рассматривать более углубленно, особенно с точки зрения практического
применения тех или иных физических явлений. По другим предметам ребята сам
решают писать им реферат или нет. Некоторые учащиеся выбирают написание
двух-трех рефератов за год, другие пишут рефераты почти по всем
предметам. С одной стороны это, казалось бы, хорошо, но с другой стоны, мы
не приветствуем написания большого числа рефератов, так как чаще всего это
поверхностное знакомство с источниками и простое переписывание информации
вместо глубокого критического анализа материала и пропускание его через
''себя''.
Дело в том, что реферат хорошо оценивается – максимум 25 баллов – за
хорошую переработку материала, правильное оформление самого реферата,
наличие рисунков, схем, графиков, собственных выводов и заключений.
Вот потому часть учеников просто должна стремится написать побольше
рефератов, для того, чтоб это оказало хорошее влияние на его оценку. Чаще
всего это ученики, занимающиеся самообразованием. Вторая группа ребят
пишет рефераты понемногу, стараются найти интересную тему, тем более, что
ограничений в выборе тем нет. Ребята могут заниматься разработкой
вопросов, которые их уже интересовали раньше или они ими только что
заинтересовались. В последнее время '' модными'' стали вопросы экологии,
составление программ по информатике.

Проведение лицейских олимпиад и участие городских и областных
олимпиад.
Предметные лицейские олимпиады начинаются с 18-19 ноября и
заканчиваются в первых числах декабря. Первый отборочный тур проводится по
результатам контрольных работ за первую четверть – это первая аттестация
учащихся.
К лицейской олимпиаде допускаются учащиеся, имеющие по предмету
отличную оценку. К огромному сожалению не все отличники справляются с
олимпиадными заданиями, то ест отличная оценка по предмету не говорит о
наличии у ученика способности мыслить нестандартно, придумывать свое
оригинальное решение задачи. Оказывается для этого не нужен определенный
склад ума – видимо, это люди одаренные с рождения, научить этому нельзя,
можно только развивать эту способность. Здесь как раз и начинается решение
второй группы задач – поиск талантливых ребят, которые смогут проявить
себя на олимпиаде и выступить на конференции с докладом на любом уровне.
На лицейскую олимпиаду допускается 15-20 учеников учащихся по каждому
предмету. Победители в олимпиаде участвуют в городской олимпиаде по
предметам: математика, физика, информатика. Городские олимпиады по
иностранному языку и черчению проводятся во втором полугодии.
Победителей олимпиад отмечают грамотой и благодарностью. Победителей
(6 первых мест) ожидает приз.
Ежегодно наши лицеисты занимают первые места по физике и информатике.
Полка хуже обстоят дела с математикой.
Мы напоминаем, что в плане подготовки к олимпиадам у нас есть
9стр.
недоработки, к тому же мы почти не участвуем в олимпиадах по гуманитарным
предметам: химии, истории, биологии, географии. Над этим вопросом еще
следует как стоит поработать.

Предметные научные недели.
Традиционно предметные научные недели открываются неделей физики пи
астрономии. Что для вас означает предметная научная неделя? Это вторая
ступень научного роста учеников – выступление с докладами на так
называемых мини-конференциях. Для десятиклассников эти выступления бывают
непростыми, так навыка выступления перед большой аудиторией у них еще нет
, кроме того, они еще только учатся тому, что в докладе надо изложить
самое главное: проблему, которую ты перед собой поставил и пути разрешения
этой проблемы теоретические, путем обзора источников информации или с
добавлением исследовательских элементов. Как показывает опыт,
десятиклассники этот барьер быт может с большим трудом, но все же
преодолевают. Совсем другие выступления у учащихся одиннадцатых классов –
более уверенные и научно орнаментированные, хотя и не исключен и высокий
уровень выступлений десятиклассников. Лучшие доклады с мини-конференций
рекомендуются на обще лицейскую научную конференцию, которая проводится во
время заключительной ''недели науки''.
Тематика предметных научных недель может быть самой разнообразной,
главное для нас – дать ребятам проявить себя, свои способности.
Так во время предметной научной недели данному предмету или предметам
отводится максимум времени по расписанию, то проводятся еще и семинары,
тоже с выступлениям учащихся, и так называемые ''творческие лаборатории''
с различной тематикой и различным видами деятельности учащихся, очень
часто связанных с решением нестандартных задач по предметам. Во время
научной недели также проводятся экскурсии в различные музеи г. Тюмени. В
этом году многие десятиклассники посетили железнодорожный музей, так как
многие писали рефераты о тепловых машинах. Посещение музеев оставляет
большой след в сознании учащихся.
У одиннадцатиклассников в этом году были темы рефератов, связанные с
40-летним юбилеем Тюменского телевидения. Учащиеся собрали очень много
сведений, об ученых внесших свой вклад в развитие этой отрасти в городе
Тюмени. Это работа уже не только научная, но и непременно связана с
краеведением, а также это неплохая творческая работа.
На примере предметной научной недели физики и астрономии видна схема
проведения научных недель, по которой поводятся и все остальные научные
недели:
1. Чтение лекций профессорами и доцентами ТНГУ.
2. Творческие лаборатории.
3. Семинары.
4. Экскурсии.
5. Конкурс стихов по предметам, кроссвордов, стенных газет.
6. Заключительный тематический вечер.
На наш взгляд, очень ценным во время проведения предметных научных
недель является чтение лекций по физике, химии, географии, профессорами и
доцентами университета.
10стр.
Ученики как бы поднимаются на ступеньку выше, не только в знаниях, но
и в научном плане – ведь с ним беседуют настоящие профессора, люди,
составляющие науку.
Например, ежегодно для учащихся 11-х классов доктор физико-
математических наук, профессор заведующий кафедрой физики ТГНГУ Новиков
Виталий Федорович, тема его лекций ''Магнетизм в науке и технике''. В этой
области он специалист, так как все его научные работы связаны с этим
разделом физики. От себя я могу добавить то, что в данное время
''Магнетизм'' развивается по всему миру просто немыслимыми шагами. Что в
свою очередь подтверждается сотнями конференций, проходящих по всему миру
с участии ведущих специалистов в этой области. А также нельзя не упомянуть
Иркутский Государственный Педагогический Университет, где прошла одна их
таких в сентябре-октябре 2001 года. Это оставило неизмеримо большой след в
душах студентов этого университета, однако не буду уходить далеко от темы
моей работы.
Тематический вечер – еще одна возможность для учащихся проявить свои
способности, но уже не только в научном, но и в эстетическом плане, так
как вечер сопровождается концертами и выступлениям учеников, которые
проходят по заранее запланированному сценарию.
Предметные научные недели мы считаем самыми важным делом этапами в
первичном проявлении способностей ребят работать над каким либо научным
делом, и , хотя, до решения научных проблем еще далеко, но мы надеемся,
что первый шаг к этому мы уже сделали. И тогда ребятам говорят, что лучшие
доклады выносятся на обще лицейскую неделю науки, они относятся к этому
спокойно, и выступления десятиклассников получаются более уверенными.

Обще лицейская неделя науки.

План проведения обще лицейской недели науки с годами тоже обработан и
стал стандартным.
Первые два дня недели посвящены выступлениям различных молодых ученых
различных кафедр ТНГУ. Цель этих выступлений – показать лицеистам, какие
научны направления разрабатывались и разрабатываются отдельными кафедрам
университета. И, несмотря на то, что научная работа в университете сейчас
сильно приостановлена, но это все же дает своеобразный стимул к новым
научным находкам и разработкам. Ученые с большим удовольствием выступают
перед нашим лицеистами, рассказывают, кто и конкретно чем занимается;
именно эта их работа, о которой ученый рассказывает и говорит: ''Вот этими
вопросам я сейчас занимаюсь'' или ''Наша кафедра разработала прибор для
таких измерений:…'', оказывает на ребят большое воздействие. Они слушают и
задают вопросы с горящими глазами.
В эти же дни проводятся встречи выпускников с деканами и
представителям кафедр университета. Во время этих встреч, в основном и
решается судьба наших выпускников – какую специальность они изберут и где
будут применять, и нарабатывать новые знания, и хотя небольшой, но все же
имеющийся опыт научной работы. А в том, что они пригодятся мы уверены,
так как все студенты пишут курсовые работы, выступают на
11стр.

семинарах, участвуют в студенческих олимпиадах.
Затем в течение трех дней проходит обще лицейская научная конференция.
В этом году докладчиками было сделано 153 доклада. По докладам ученики
написали тезисы, которые к конференции были напечатаны по каждой секции в
отдельности. Научить детей писать тезисы непросто. Ведь даже опытным
научным работникам не всегда просто четко излагать главные идеи своих
трудов и достижений, тем более не просто это сделать ученикам школ. Потому
и приходится очень часто им пользоваться чужими мыслями.
Пусть так, но все же он учатся и пробуют себя в научных работах.
Компьютерный набор тоже делается учащимися, потому недочетов много, но в
этом году был первый опыт написания тезисов ребятами, до этого мы только
ограничивались программами работ секций.
После научной конференции лицеистов начинается научно-методическая
конференция преподавателей лицея. Понятно, что научно-практическая
конференция будет проводиться. Понятно, что научная работа будет
проводиться на должном уровне только в случае, если будет стимул, а также,
если преподаватели будут иметь соответствующий профессиональный уровень.
Мы работаем в сотрудничестве с Санкт-Питербургской Академией
акмеологических наук под руководством академика Кузьминой Н. В. ежегодно
участвующем в научно-практических конференциях, проводимых в этой
академии.
В этом году тематическая работа научно-методической конференции
преподавателей была определена так: ''Мастерство педагога, как основа
акмеологии образования''.
Достижение вершин профессионального мастерства педагогом – залог того,
что и учащиеся будут стремиться к достижению тех вершин в учебе и научной
деятельности. Педагогический коллектив лицея состоит в основном из бывших
преподавателей университета, которые хорошо знают, чему нужно научить
лицеистов, чтобы они могли успешно учиться в университете.
Переполнение коллектив идет за счет молодых специалистов ТГУ. Молодым
преподавателям есть у кого перенимать опыт, потому они быстро
адаптируются, что доказывает их участие в научно-практических
конференциях.
В докладах преподавателей отражается опыт их работы, методы,
применяемые для повышения уровня знани

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет и аудит расчетов по оплате труда в с/х (Аудит)


Реферат: Малое предпринимательство (Предпринимательство)


Реферат: Проблема обеспечения безопасности человека при воздействии звуковых и световых эффектов (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону (Психология)


Реферат: Институт залога в гражданском праве советского периода (Гражданское право и процесс)


Реферат: Лабораторная установка для испытания моделей корпусов жидкостных ракет (Технология)


Реферат: Автоматизированные системы ведения истории болезни (Программирование)


Реферат: Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении (Педагогика)


Реферат: Психология суицида (Педагогика)


Реферат: Кондомиимум - как форма собственности (Гражданское право и процесс)


Реферат: КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг. (История)


Реферат: "Демон" и "Мцыри" М.Ю. Лермонтова (сравнительная характеристика) (Литература)


Реферат: Криміналістична характеристика злочинів, поняття та основні елементи (Криминалистика)


Реферат: Ведущий информационных телевизионных выпусков (Журналистика)


Реферат: Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко (Искусство и культура)


Реферат: Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии (Педагогика)


Реферат: Словарь географических терминов и названий (География)


Реферат: Искусство Японии (Искусство и культура)


Реферат: Шпоры по товароведению продовольственных товаров (Товароведение)


Реферат: Вывод информации (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист