GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Проверка знаний и умений в обучении истории (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проверка знаний и умений в обучении истории (Педагогика)




Содержание



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся ………………………………….. 3


Уроки диагностики знаний и умений…………………………………………………………....3


Система проверки знаний и умений в 5-6 классах ………………………………………………8


Заключение………………………………………………………………………………………....9

Приложение 1………………………………………………………………………………………11

Литература………………………………………………………………………………………….12



Задачи и содержание проверки знаний и умений учащихся

Проверка и учет знаний учащихся относится к наиболее сложным вопросам
методики обучения истории и неоднократно рассматривались в методической
литературе. Работы советских методистов и передовой опыт учителей-практиков
убедительно показали многообразие функций проверки знаний.
Диагностика успеваемости учащихся – это методы и приемы объективного
выявления знаний учащихся на основе определенных критериев и действий.
Проблема оценивания знаний появилась одновременно с их изучением. Однако
система оценки работы учащихся возникла не сразу и прошла довольно
тернистый путь, прежде чем стала той, которую мы сегодня имеем.
Диагностика знаний как проблема является важнейшей внутришкольного и
вузовского учебно-воспитательного процесса по двум причинам:
- во-первых, в условиях демократизации и реформирования образования оценки
где обесценились, а где и в прямом смысле стали стоить очень дорого;
- во-вторых, объективное усложнение оценивания учащихся в рамках строго
пятибалльной системы приближается к кризисной отметке.
Функции и виды диагностики. Диагностика познавательной деятельности
учащихся включает пять функций и три вида:
- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают
учащиеся в ходе обучения.
- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке
всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать
советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты
в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более
жесткое методическое и организационное русло.
- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к истории,
влияющего на формирование его взглядов и убеждений.
- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений
правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения
историческими знаниями учащимися.
- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие
поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и
собственные усилия по управлению ею.
Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий.
Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок
времени. Иногда учителя оценивают учащихся и за изучение периодов истории.
Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту:
ответ на один вопрос - устный, на второй – письменный. Широко используется
тестирование. При наличии компьютерного классе используются контролирующие
программы.
Итоговый контроль проводится в конце изучения курса истории с целью
выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания,
соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании
исторического опыта в повседневной жизни.
Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом
уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость
и огорчение, благодарность учителю и обиду на него. Высокая итоговая оценка
по дисциплине – это как награда, которой человек гордится и помнит всю
жизнь. Однако, нельзя допускать, чтобы культ оценки заслонял собой культ
знаний. Именно такая тенденция просматривается в ряде общеобразовательных
учебных заведений в современных условиях.
Учитель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что
показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но и только этого не
достаточно. Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности
выставленной ему оценки. Если учащиеся, получившие неудовлетворительные
оценки, открыто заявляют, в том числе и учителю, что их знания оценены не
справедливо, значит учитель был не убедителен в контрольно проверочном
общении с ними.


Уроки диагностики знаний и умений.

Этот тип уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер.

Устный опрос, ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть.
Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей
изучаемой теме или нескольким тема.
Организация и методика устного опроса.
При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-
методических моментов, обязательных во всех классах.
1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Это –
обязательное требование, выполнение которого необходимо для того,
чтобы учащиеся не отвлекались от коллективной работы класса;
подглядывание текста учебника в ходе опроса помешало бы правильно
оценивать ответы учащихся с места. В старших классах, где учащиеся
нередко доучивают урок во время опроса, указанное требование
проводится с помощью методических приемов, о которых речь пойдет ниже.

В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по
указанию учителя открывают учебник на нужной странице.
Необходимую при опросе карту из альбома (приложение к учебнику) можно
держать открытой.
2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом,
мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой
паузы следует вызов ученика для развернутого ответа. В этом случае
ученику лучше подойти к учительскому столу (доске, карте, картине). Ни
в младших, ни в старших классах недопустимо превращать опрос в диалог
между отвечающим и учителем, вполголоса, без участия остальных
школьников.
3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости:
отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть к
теме!), перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет
основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов).
Устный опрос проводится как правило на каждом занятии по материалу
предшествующего урока. Наша задача заключается прежде всего в том, чтобы
получить от учащегося небольшой, но связный рассказ с указанием даты и
показом по карте. Планируя опрос, учитель расчленяет содержание заданного
урока на небольшие посильные для учащихся дозы рассказа, в зависимости от
возраста. Успех ответа нередко во многом зависит от формулировки вопроса.
Полезно отказаться от формулировок, которые могут озадачить детей.
Важно, чтобы дети уже в 4-5 классах школьники начали овладевать некоторыми
стереотипами изложения исторического материала. Например, о войне нужно
рассказывать в таком порядке: 1. Причины. 2. Характер войны. 3. Ход военных
действий. 4. Итоги войны.
Прекрасным вспомогательным средством для облегчения и организации связного
ответа является план ответа на доске. В младших классах он дается учителем,
но постепенно учащиеся привлекаются к выработке плана опроса.
В 4-5 классах значительно облегчается изложения материала учащимися при
ответе по интересной картине или иллюстрации в учебнике.
Таким образом, в ходе опроса осуществляется формирование и дальнейшее
развитие умений и навыков учащихся: умения рассказывать и планировать свой
рассказ, вести рассказ, опираясь на содержание картины или сопровождая его
показом по карте, анализировать факты и делать выводы и обобщения,
сопоставлять и сравнивать.
Среди школьников встречаются и такие, кто умеет бойко изложить материал
почти «слово в слово» по учебнику. Им учитель обязательно поставит
дополнительный вопрос на понимание изложенного.
Разобрав ответ учащегося, учитель спросит его по ранее пройденному
материалу. Это необходимо не только для проверки прочности усвоения и для
закрепления изученной темы, но и для более глубокого восприятия новой.
Организуя в течении всего учебного года в ходе текущего опроса повторение,
учитель имеет полную возможность предлагать учащимся такие вопросы из
прошлого, которые связаны либо с материалом опроса, либо с темой текущего
урока.
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением
нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется
соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой
раннее усвоенного материала.

Тестирование осуществляется во всех классах. Дифференциация тестов
производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и
владения учащимися данным видом учебы.
Тест – это:
- «метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той
или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития,
профессиональных наклонностей испытуемого с помощью стандартных схем и
форм» (Кондаков Н.И. Логический словарь справочник)
- «стандартное задание, применяемое с целью определения умственного
развития, специальных способностей, волевых качеств человека и других
сторон его личности» (Словарь русского языка. – Т.4.)
- «стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных
количественных и некоторых качественных оценок индивидуально-
психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих
оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами - нормами теста»
(Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.)
Слово тестирование слышно сейчас везде очень часто. Серьезную форму работы
оно еще не превратилось и пока больше похоже на погоню за модой и внешней
легкостью контроля.
Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило
выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:

1. Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к
показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и
поступков личности и т.п.
2. Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так
как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
3. И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до
двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или
отлично или неудовлетворительно.
4. Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции
учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос
выявления реализации методической функции (умение говорить,
доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического
опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
5. В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы».
Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией.
Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории
лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему
именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше.
Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над
неординарными и способными.
И тем не менее тестирование необходимо. Необходимо, особенно в условиях,
когда есть надежда, что будет создана государственная система тестирования
и содержательный пакет тестовых заданий. Опасения по поводу примитивного
натаскивания учащихся на тестирование отпадет само собой, поскольку в
пакете может быть, скажем, 10000 вопрос и более. Так что, готовясь к
экзамену, проще будет выучить учебник истории.
Но и сейчас нет более оптимального способа осуществления текущего или
промежуточного контроля за усвоением знаний в сжатые временные сроки с
охватом наибольшего количества учащихся, чем тестирование.
Целесообразнее всего использовать тестирование:
1. Тестирование с целью текущего контроля за приобретением знаний
учащимися. Проводится по результатам изучения очередной темы или
раздела курса.
2. Тестирование с целью контроля за динамикой усвоения знаний учащимися
по сквозным тема, охватывающим века, периоды и т.д.
3. Тестирование перед групповыми занятиями, особенно такими как семинар-
исследование, семинар с элементами дискуссии, семинар «за круглым
столом» и т.п. Проверка знаний учащихся по основным идеям, положениям,
терминам по теме позволит учителю убедиться в правильности выбранного
метода проведения занятия.
4. Тестирование с целью выявления уровня знаний, приобретенных учащимися
на лекции (осуществляется сразу после лекции в конце урока).
5. Тестирование в больших классах, где опросить каждого по одному разу
даже в течении месяца не всегда представляется возможным.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
- длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса
истории);
- периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого
раздела и т.д.);
- комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-
событийных, хронологических, синхронических).
Вырисовывается типология тестовых заданий по истории. Так, система,
разработанная группой О.И. Бородиной, предполагает тестирование в ходе
обучения истории и по его итогам. Тесты носят учебно-тематический характер,
охватывают все сферы истории России, современной цивилизации, предполагают
выбор варианта ответа из 3-4. Авторы рекомендуют следующую организацию
тестирования:
«Итоговое тестирование.
… на итоговом занятии дата которого должна быть известна заранее, каждый
ученик получает один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо
выбрать любые 8 вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 8
правильных ответов - оценка «5», за 7 – «4», за 6 – «3». Учащийся,
ответивший менее чем на 6 вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на
усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест. На
итоговое тестирование отводится от 20 до 30 минут, в зависимости от степени
подготовленности учащихся…
Тестирование в ходе обучения.
Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе
обучения. Например, после изучения какой-либо темы учащимся предлагается
выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае
преподаватель сам заранее устанавливает за какое количество вопросов какую
оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в
определенных случаях может быть организовано. Например, для слабо
успевающих учащихся…
Самопроверка.
Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими
учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как
домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде
домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады
для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и абитуриентами, для того чтобы проверить
свои знания по истории и подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы…»
(Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: -
1996)

Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при
отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью:
1. выявления хронологических знаний
2. выявления картографических знаний и умений
3. выявление знания главных и неглавных исторических фактов
4. выявление теоретических исторических знаний.
В.П. Беспалько, подведя классификацию учебной деятельности к 5 уровням
(понимание, узнавание, воспроизведение, применений, творчество),
соответственно предлагает тесты с вопросами 5 уровней сложности.
В школах с гуманитарным уклоном тесты могут носить более сложный по
структуре и содержанию характер (осторожно назовем их тестами второго
поколения). Главная цель, наряду с традиционной при использовании такого
типа тестов состоит: во-первых, в выявлении углубленного понимания
тестируемыми заложенных в тесте вопрос; во-вторых, в выявлении знаний о
важнейших исторических событиях, выдающихся личностях и т.п. в обобщенно-
логическом виде.
Такой тип тестов поднимет познавательную деятельность учащихся на более
высокую ступень, а сам процесс работы с тестами будет более интересным и
осмысленным.
Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.
Чтобы тесты были эффективным средством контроля знаний учащихся, они должны
отвечать ряду критериев.
Во-первых, нормирование тестирования. Оно включает объем знаний, уместность
знаний, значимость знаний и т.п.
Во-вторых, полезность теста. Это значит, что тестирование проводится не
ради тестирования, а для быстрого по времени и глубокого по содержанию
выявления знаний учащихся.
В-третьих, экономичность теста. Обработка теста не должна требовать больших
затрат времени.
В-четвертых, соответствие теста педагогическим задачам. Тесты используются
в основном для проверки знаний изолированных фактов. Понимание взаимосвязи
между ними тесты пока не обеспечивают.

Контрольная работа носит письменный характер. При выделении времени на
контрольную работу учитываются объем выносимых на нее вопросов, цели работы
и способы ее проведения.
Первый способ – учитель предлагает изложить письменно определенную тему по
одному или нескольким вариантам без использования каких бы то ни было
источников. Способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний
учащихся.
Второй способ - учитель предлагает изложить письменно конкретную тему по
одному или нескольким вариантам с использованием за ранее подобранных
самими учащимися источников. Второй способ соответствует подотчетной
лабораторной работе. Это значит, что общая тема контрольной работы
сообщается учащимся за 1-2 недели. За это время они анализируют список
литературы по теме и выбирают соответствующие источники. Вопросы же
контрольной работы сообщаются учителем в начале урока. На основе этого
способа проводятся уроки по решению проблемных задач.

Уроки решения кроссвордов, заполнения контурных карт. Решение одного
кроссворда может занять весь урок. Отдельные учителя практикуют не только
изданные кроссворды, но и составленные ими самими, а также наиболее
сильными учащимися. Заполнение контурных карт, как правило, является частью
урока, если же урок носит характер повторения значительного объема
изученного материала и учащимся предстоит заполнить несколько контурных
карт, этому виду работы может быть посвящен весь урок.

Опрос с помощью карточек – своеобразная форма «немого» отчета в знаниях.
Например, учитель задает вопрос о военном состязании рыцарей, учащиеся
вынимают из конверта словарную карточку с надписью «турнир» и молча
показывают ее учителю. Если учитель хочет проверить знания учениками слов,
связанных с содержанием текущего задания, то с этого он может начать опрос.
Если же учитель хочет проверить знание терминов из ряда тем в разнобой, то
лучше такую проверку-закрепление провести в конце урока, в оставшиеся 2-3
минуты.

Уроки взаимоопроса. При благоприятном на слух звучании такие уроки
представляют большую сложность в организации и проведении. Учитель в праве
проводить такой вид урока, если:
- четко определена его цель;
- осуществлен верный подбор пар собеседников;
- выработаны эффективные формы контроля за ходом и содержанием опроса.
Ряд методистов предлагают такую структуру данного вида занятия:
- учитель заранее объявляет темы, выносимые на урок;
- на их основе учащиеся составляют вопросы и задания;
- накануне занятия учитель корректирует формулировки вопросов и заданий;
- на уроке к доске выходит 1 (или несколько) учащийся;
- учащиеся по выбору учителя задают ему вопросы, находящийся у доски
отвечает на них (Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории
СССР 7 класса – М., 1981).
На взгляд многих учителей такое занятие трудно организовать, оно громоздкое
и малоэффективное. Низкая результативность вызывается в первую очередь
ментальностью российского школьника: заранее заготовленные вопросы и ответы
к ним еще до урока при любом контроле учителя становятся достояние всех
заинтересованных лиц.

Викторина. Данный термин означает «игры в ответы на вопросы (устные или
письменные) из разных областей знания». (словарь русского языка.)
Для викторин подбираются наиболее интересные, любопытные, неоднозначные,
противоречивые вопросы. На таких занятиях можно привнести дух
состязательности, разбив класс на команды. Продуктивны игры, когда в них
участвуют одновременно 2 класса (2 команды).

Зачеты и экзамены. Зачеты практикуются лишь к той части учащихся, которые
имеют высокие текущие показатели в учебе: они их получают автоматически.
Экзамены могут проходить в различной форме в зависимости от творчества
учителя и отношения к предмету учащихся. В связи со скорым введением ЕГЭ,
данный вид контроля знаний, навыков и умений претерпит кардинальное
изменение.
Разнообразие типов, форм и видов уроков способствует, во-первых, развитию у
учащихся интереса к истории, во-вторых, более эффективному и качественному
проведению занятий, что приводит к более глубокому изучению отечественной и
зарубежной истории до уровня ее осознанного восприятия.

Система проверки знаний и умений в 5-6 классах


Недостатки проверки и учета знаний по истории в 5-6 классах.
В содержании и организации проверки знаний учащихся 5-6 классов наблюдаются
серьезные недостатки:
1. Нередко проверка знаний ограничивается предложение воспроизвести
текст учебника или вопросами, требующими односложных ответов учащихся.
2. Работа с учащимися, вызванными к доске или карте, проводится без
активного участия остального класса: школьники не вносят исправлений и
дополнений к ответам своих товарищей.
3. Ответы учащихся учитель не рецензирует.
4. Не соблюдается дифференцированный подход к учащимся в проверке знаний.
5. Проверка подчас проводится только по содержанию предыдущего урока и
не связана с повторением пройденного ранее.
6. Задания и вопросы к параграфам учебников, рассчитанные на
самостоятельное осмысление материала, на проверку и самопроверку
учеников, и развитие умений учащихся мало используются.
7. Дополнительные вопросы учащимся иногда не связывают с основной
тематикой урока и служат лишь формальной проверке знания
хронологических дат и исторической карты, в то время как они могут и
должны быть направлены на повторение текущего материала.
8. Некоторые учителя спрашивают каждого ученика только 1-2 раза в
четверть.
9. Иногда учителя затрачивают на проверку знаний свыше половины
времени на уроке; это наносит серьезный ущерб изучению нового
материала, усвоению которого в основном переносится на домашнюю работу
школьников.
Необходимо дальнейшее усовершенствование методики проверки знаний по
истории.
Основные формы проверки и учета знаний в 5-6 классах.
В 5-6 классах эффективно используются разнообразные формы проверки и учета
знаний и умений учащихся.
Вызов учащихся для развернутых ответов. Такие ответы играют особенно
большую роль в развитии у школьников устной речи, стимулируют тщательную
подготовку рассказа по тексту учебника или по содержанию его иллюстраций.
Было бы ошибочно и вредно отказываться от вызова учащихся для развернутых
ответов. Однако , эта форма проверки знаний, как и всякая другая,
применяемая изолированно, имеет свои отрицательные стороны. Развернутое
опрашивание учащихся на уроках в 5-6 классах, где у детей еще относительно
слабо развиты речевые умения, занимают много времени.
Учитывая указанные недостатки развернутого опрашивания, передовые учителя
сочетают эту форму опроса с привлечением внимания всего класса к разбору
ответов и их дополнению.
Вызов учащихся для кратких ответов по наиболее существенным вопросам темы.
Кроме развернутых ответов у карты или доски учащиеся кратко отвечают с
места. Эта формы проверки учит школьников выделять главное в содержании
урока и темы, кратко формулировать ответы. При этом можно за короткое время
опросить многих учеников.
Однако вызов учащихся для кратких ответов имеет недостатки, если он
превращается в основную форму проверки знаний в 5-6 классах: появляется
известный схематизм ответов и недостаточная конкретизация общих положений;
у школьников ослабевает внимание к тщательной работе с текстом учебника;
снижается требовательность учителей к речи учащихся; оценки, выставляемые
за краткие ответы, часто носят случайный характер, если они не выставляются
не по совокупности ответов, данных на нескольких уроках.
Одна из важнейших форм вызова учащихся для ответов с места – привлечение
школьников к дополнениям и исправления ответов своих товарищей. Обычно
учащиеся в 5-6 классах проявляют при этом высокую активность, внимательно
слушают ответы вызванных школьников и охотно вносят исправления и
дополнения. Особенностью дополнений и поправок пятиклассников является их
желание повторить одни и те же факты с небольшими вариациями. Постепенно
рецензии ответов, при условии показа их приемов учителем и частых
упражнений, становятся более содержательными. Учащиеся исправляют, уточняют
и дополняют не только факты, но и обобщения в ответах товарищей, замечают
нарушение правильной последовательности изложения, отсутствие вывода или
его обоснования. Все реже восполняются мелкие детали рассказа;
шестиклассники обращают внимание преимущественно на более существенные
пропуски.
Рецензирование ученических ответов самими школьниками имеет большое
развивающее значение. Важно к исправлениям и дополнениям ответов
школьников привлекать по возможности всех учащихся класса, как из числа
желающих отвечать, так и из наиболее пассивных. Необходимо выставлять за
эти дополнения соответствующие оценки. На уроках истории в 5-6 классах
удается иногда выставлять некоторым учащимся так называемый «поурочный
балл», то есть оценку по совокупности за их работу на уроке в целом. Нам
представляется целесообразным выставление отметки по совокупности за
краткие ответы, данные не только на одном, а на нескольких уроках. В этом
случае учитель в особой тетради правильные и неправильные ответы с мест,
дополнения ответов товарищей и т. п., с тем чтобы выставить общую оценку в
журнал.
Сочетание на отдельных уроках устной и письменной проверки знаний:
развернутых или кратких устных ответов учащихся с одновременным
составлением другими учениками на классной доске плана, тематической или
хронологической таблицы, схематического чертежа, рисунка, картосхемы и т.п.
Разбор выполненной на доске работы проходит при высокой активности всего
класса. Такая форма проверки знаний и умений позволяет разбирать и наглядно
иллюстрировать наиболее сложные вопросы, выявлять некоторые зрительные
представления учащихся об изучаемых исторических объектах, о связях и
отношениях между ними, интенсивно формировать умения и навыки
самостоятельной работы учащихся.
Подобная организация опроса сопряжена со значительными трудностями: работа
одного-двух учеников у доски может отвлечь внимание класса от устных
ответов учеников, и требует от учителя умелого руководства работой всех
учащихся во время опроса.
Примерно один-два раза в четверть целесообразно проводить письменную и
географическую проверку знаний школьников всего класса без предварительного
предупреждения о времени и содержании такой проверки. На выполнение работы
в 5-6 классах учитель обычно отводит 15-20 минут. Содержание такой проверки
соответствует в основном характеру учебных упражнений на уроке и при
выполнении домашних заданий. Она может выразиться в составлении простого
или развернутого плана, таблицы, схемы, выполнении задания по контурной
карте или в тетради для самостоятельных работ, ответе письменно на один-два
вопроса и т.п.
Следует учитывать, что у учащихся 5-6 классов нет еще достаточного умения
письменно излагать свои мысли. Поэтому письменные работы школьников надо
рассматривать как дополнительное средство выявления знаний и главным
образом умений.
Известные положительные результаты приносит оценка домашних письменных
работ в тетради учащихся: самостоятельно выполненной несложной схемы,
составленного плана параграфа учебника, заполненной таблицы и т.п. обычно
учитель выставляет оценки за ведение тетради в целом.
Использование и сочетание разнообразных форм проверки знаний и умений
помогают преодолеть слабые стороны их отдельных форм и тем самым
обеспечивают осуществление всех функций проверки, повышают ее роль в
образовании, развитии и воспитании школьников.

Заключение


Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она
является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной
деятельности школьников на уроке: их внимания, активности,
добросовестности, правильности выполнения упражнений.
Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и
развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися
исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность
знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода
познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли
ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод
обосновать и доказать.
Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя
придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в
учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят
связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не
только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.
Совершенно правильно, что ученики учат и знают не совсем так как объясняет
учитель, как написано в учебнике, а так, как учитель спрашивает, каков
уровень требований. Ученик в основном обдумывает материал так, как требует
при ответе учитель.
Не только учителю, но и самим учащимся проверка позволяет увидеть и оценить
их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к
своим учебным обязанностям. Значение проверки особенно возрастает, если
учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение
им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное,
чем раньше, отношение к учению и пр.
Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее
значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии
того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения,
воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них
материалистического мировоззрения. Школьники 5-6 классов обычно охотно и
непосредственно выражают свое отношение к общественным явлениям, с которыми
встречаются в курсе истории и во внеклассной работе.
Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок
исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц.
Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и
закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения
и для морального воспитания детей. Вместе с тем проверка воспитательных
результатов обучения не ограничивается уроками. В историческом кружке, на
экскурсии, в беседе о прочитанных исторических книгах наиболее полно могут
раскрываться интересы, запросы, а часто чувства и взгляды школьников,
относящиеся к явлениям общественной жизни. Проверка результатов обучения
истории и учебной деятельности учащихся является ключом к проверке, оценке
усовершенствования всего процесса обучения предмету.



Приложение 1
Примеры вопросов теста на:

1) выявление хронологических знаний:

Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?
а) в 1812 г.
б) в 1815 г.
в) в 1809 г.

Где в 1849 году русская армия участвовала в подавлении революционных
выступлений?
а) в Пруссии
б) во Франции
в) в Венгрии

2) выявление картографических знаний и умений:

На территории какой современной страны произошла «битва народов» 1813 г?
а) Германия
б) Австрия
в) Польша

Отметьте среди перечисленных штатов примкнувший к конфедерации в ходе
гражданской войны севера и юга Америки:
а) Техас
б) северная Каролина
в) южная Каролина

3) выявление знания главных и неглавных исторических фактов

Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812
г. ?
а) М. Ней
б) Е. Богарне
в) И. Мюрат

Сколько человек погибло, по данным министерства юстиции, в результате
подавления восстания декабристов на сенатской площади?
а) 80
б) 200
в) 1271

4) выявление теоретических исторических знаний

Что такое военные поселения?
а) особый вид войск
б) особый вид общины
в) временное поселение военных

Процесс обращения государством церковной собственности в светскую?
а) секуляризация
б) партикуляризация
в) национализация



Литература:

1. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе». М.:1972
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе»
3. Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего
мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970
4. Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания
истории в школе». М: 2000
5. Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.:2002
6. Студеникин М.Т. «Методика преподавания истории в школе». М.:2000







Реферат на тему: Проверка и оценка знаний на уроках природоведения



Содержание
Введение. 2
Дидактические цели проверки знаний. 2
Организация проверки знаний. 3
Устная проверка знаний. 3
Работа с карточками. 5
Типы карточек, используемых на уроках природоведения. 5
Письменная проверка знания. 10
Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс) 10
Использование практических заданий при проверке знаний. 12
Заключение. 13
Литература. 14



Введение.

Проверка и оценка знаний учащихся на уроке — завершающий этап
обучения. Основная цель этой составной части урока — определение качества
усвоения учащимися учебного материала. Учитель имеет возможность убедиться
в том, насколько эффективны организация урока, его содержание, методика
проведения. Если учитель обнаруживает неудовлетворительные знания у
значительной части учащихся, он стремится внести те или иные изменения в
организацию и методику учебной работы, совершенствовать урок. Если же
пробелы в знаниях носят индивидуальный характер, учитель организует
дополнительную работу с отдельными учащимися.


Дидактические цели проверки знаний.

Требования, предъявляемые к организации проверки знаний, умений и
навыков по природоведению, сводятся к следующему:
а) индивидуальному подходу к проверке знаний учащихся, во время
которой преподаватель учитывает разный уровень их развития, не завышая и не
занижая предъявляемых требований;
б) тщательной подготовке проверки знаний детей, определению ее цели,
видов и форм на разных этапах урока;
в) подготовке вопросов для проверки знаний учащихся.
С целью формирования основ материалистического мировоззрения в
процессе проверки знаний необходимо устанавливать взаимосвязи и
взаимозависимости. Например, только анализируя и сопоставляя полученные
знания, учащиеся смогут ответить на следующие вопросы учителя: почему птицы
улетают на юг? Почему мать-и-мачеха цветет рано весной? Почему белка не
засыпает на зиму? Почему медведь зимой спит? Почему на южной стороне холма
снег начинает таять раньше и быстрее? И т. д.
Необходимо, чтобы вопросы будили мысль учащихся, развивали их
познавательные способности, заставляли думать, анализировать обобщать и
сравнивать. Например, учитель может дать следующие задания: сравните
растения степей и пустынь, выделите черты их сходства и различия,
объясните, почему листья осенью у деревьев и кустарников опадают, и т. п.
При работе с картой необходимо ставить вопросы, требующие чтения
карты: где проходит Северный морской путь? Какой океан омывает Евразию с
запада? В каком направлении тянутся Уральские горы?
Полезно использовать вопросы, связанные с непосредственными
наблюдениями учащихся, с практическими работами на местности, например как
определяют на местности направление течения реки? Как определяют правый и
левый берег реки? Какие птицы прилетают в нашу местность в октябре и
ноябре? Какие растения первыми зацветают в нашей местности?
При проверке знаний необходимо использовать наглядные пособия картины,
таблицы, натуральные объекты, экранные пособия. Желательно сочетать их друг
с другом: карту с картиной, таблицу с коллекцией, гербарий с рисунком.
Например, рассказывая о тундре, необходимо показать на карте территорию,
которую она занимает, демонстрируя изучаемое полезное ископаемое,
рассказать по таблице о его добыче.


Организация проверки знаний.


Устная проверка знаний.

Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная
проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает
вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя
с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны
внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная
фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий,
но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс
усвоил основные представления об изучаемом объекте или явлении, умеют ли
дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи.
При фронтальном опросе учитель выставляет оценки в конце урока.
Метод индивидуального опроса позволяет выявить систему
природоведческих представлений и понятий, умение формулировать и
высказывать свои мысли данным учеником. Основной вопрос, способствующий
выявлению наиболее характерных, существенных сторон природного объекта или
явления ставится всему классу. Ответ же на него дает определенный ученик.
Дополнительные вопросы помогают выявить глубину понятий и знаний учащимися
содержания основного вопроса. В III классе дополнительные задания связаны с
показом тех или иных объектов по карте. Вспомогательные вопросы помогают
учащимся дать их мыслям правильное направление. Учителю не следует
прерывать ответ учащегося. Необходимо приучать весь класс внимательно
слушать рассказ и не поднимать руки во время ответа товарища.
Очень важным при индивидуальном опросе является установление связи
нового материала с изученным ранее, умение ученика связать его со своими
наблюдениями. При этом необходимо учитывать, насколько самостоятельно они
проведены и правильно ли сделаны выводы. Важно использовать вопросы,
требующие сравнения, установления причинно-следственных связей, основных
характерных признаков и свойств, выводов и обобщений. Плохо, когда учитель
задает вопросы, требующие механического пересказывания текста учебника.
Чтобы избежать этого, следует при устной проверке предлагать учащемуся
пользоваться пособиями картой, картиной, таблицей, коллекцией, гербарием,
рисунком, схемой.
Чтобы учащиеся научились выявлять главное во время ответа на вопрос,
необходимо приучать их сначала рассказывать по плану, ограничивая ответ
определенным его пунктом.
Индивидуальный устный опрос позволяет учителю проверить глубину
усвоения материала, умение ученика связно, в логической последовательности
изложить его. Но с другой стороны, этот вид опроса дает возможность
выслушать всего одного-двух учеников, а учитывая, что занятие во II классе
проходит только раз в неделю, это крайне непродуктивно. Поэтому учитель
проводит индивидуальный устный опрос в сочетании с другими видами опроса.
При этом в слушание ответа учитель включает учащихся всего класса, давая
такое задание.
- внимательно слушать;
- задавать вопросы товарищу по тому материалу, который не будет им
рассказан;
- дополнить и исправить ответ.
Если учитель не может оценить ответ ученика так, чтобы поставить
отметку, он задает дополнительные вопросы.
Дополнительные вопросы для сильного ученика должны носить
анализирующий характер, например, «Почему зимой идет снег, а осенью —
дождь?». Ученику послабее можно предложить задание воспроизводящего
характера, например, «Перечисли виды раннецветущих растений».
Фронтальный устный опрос дает возможность спросить довольно большое
количество учащихся, но их ответы будут короткими. При этом логику
повторения задает учитель. При фронтальном устном опросе происходит
непосредственный контакт учителя с классом. Когда отвечает кто-либо из
учащихся, все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и
дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю
глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель
уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом
объекте или явлении, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания,
устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет
оценки в конце урока.
Можно комбинировать различные виды опроса, используя при этом
карточки. Например, это может проходить следующим образом. На уроке
раздаются карточки 6-10 ученикам. Дети работают с карточками в течение
времени, отведенного на опрос, примерно от 10 до 15 минут. В это время
остальные учащиеся работают с учителем. Во II классе работа с учителем
проводится сначала фронтально. Это дает возможность ученикам вспомнить и
повторить предыдущий материал небольшими частями. После этого опрос
проходит индивидуально в первую очередь спрашиваем ученика, хорошо знающего
предмет, а затем ученика, более слабого по уровню. Это позволяет учителю
приучить более слабых учащихся к активной работе на уроке и дает им
возможность поверить в свои силы. классе постепенно подводим учащихся к
тому, что начинать будем с индивидуального устного опроса (после раздачи
карточек) – что позволит учителю проверить домашнюю подготовку учащихся, а
затем переходим к фронтальной работе со всем классом, включая в активную
деятельность и тех учеников, которые по каким-то причинам дома материал не
доучили.

Работа с карточками.

Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка
знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить
знания большого количества детей.
Карточки, которые предлагаются на уроках учащимся, могут быть очень
разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, следует сделать
карточки для сильных, средних и слабых учащихся, что позволяет использовать
«зону ближайшего развития» каждого ученика, а, соответственно, поверить в
свои возможности всем учащимся класса. На вопросы карточек ученики отвечают
письменно, поэтому каждую карточку учитель раздает ученикам вместе с чистым
листом бумаги. Вопросы ученики не списывают, а только записывают номер
карточки.

Типы карточек, используемых на уроках природоведения.

Первый тип карточек следует начать применять во 2 классе в начале
учебного года. Методическая особенность при составлении этих карточек
заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших
письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).
№ 1. К теме «Части растений».
1. (Рисунок растения со всеми частями.) Подпиши части растения.
2. Подчеркни, что относится к неживой природе - мышь, камень, снег,
дерево, солнце, ветер.
№ 2. К теме «Термометр».
1. (Рисунок термометра.) Подпиши части термометра.
2. Что означает каждое деление на термометре?
3. Запиши числами: пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль
градусов.
Второй тип карточек — карточки, в которых содержится по 2—4 вопроса,
дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по
изученной теме и поставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные
по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность
индивидуально подойти к проверке каждого учащегося.
№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью». — для слабого ученика
1. Перечисли 3—5 видов насекомых
2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?
3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?
№ 2. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью» — для среднего ученика;
1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке. (На рисунке
изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).
2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?
3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?
№ 3. К теме «Растения и животные летом и осенью» — для сильного
ученика.
1. Назови признаки насекомых.
2. Почему паук — это не насекомое?
3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?
Третий тип карточек отличается от предыдущего вида тем, что требует
меньше времени на написание ответа. Условно их можно назвать
программированными В этих карточках можно помещать различное количество
вопросов, заданий, ответ на которые предусматривается в виде выбора
правильного ответа, который фиксируется или каким-то значком, например,
«+», или написанием отдельных букв.
№ 1. К теме «Животные леса»
1. Из данного перечня видов птиц выдели насекомоядных и отметь буквой
«н», хищных и отметь буквой «х», растительноядных и отметь буквой «р»,
питающихся смешанной пищей и отметь буквой «с»:
ястреб
чечетка
дятел
синица
клест
поползень
снегирь
орел
тетерев
глухарь
иволга
сойка
2. Выдели особенности каждой группы птиц.
Образец ответа. Насекомоядные птицы отличаются тонким, удлиненным
клювом, которым захватывают насекомых. Поедают они самых различных
насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.
Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным
крючком, и пальцы ног, которые заканчиваются мощными когтями. Все это
помогает им схватывать и удерживать добычу. Питаются они грызунами, другими
птицами, зайцами и др.
Растительноядные птицы имеют короткий, широкий клюв. Питаются плодами,
семена ми, молодыми побегами.
Дятел, поползень, сойка питаются смешанной пищей, т. е. растительной и
животной.
№ 2. К теме «Весенние изменения в неживой природе.
Выбери правильный ответ (Варианты ответов написаны на листочках,
которые вкладываются в кармашки приклеенные на карточку Листочки, на
которых написаны варианты ответов, сделаны из твердой бумаги, могут иметь
разную форму, цвет, размеры)
1. Основное изменение весной в неживой природе. (варианты
-похолодание, потепление). (Учащиеся выбирают правильный ответ и вставляют
в кармашек)
2. Назови другие признаки весны в неживой природе.
Варианты ответа: Другие признаки осадки в виде дождя, ледоход и
половодье, оттаяла почва, небо голубое, высокое.
Четвертый тип карточек — это карточки с дидактическими заданиями. В
этих карточках помешаем тексты, читая и анализируя которые, учащиеся должны
узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.
№ 1. К теме «Растения весной».
1. Подумай, какое это растение.
2. Еще не успел сойти снег, а на пригретых солнцем местах появляются
желтые цветки с чешуйчатыми стебельками. И только когда растение
отцветет, а ветер унесет легкие плодики с летучками из волосков,
начинают разворачиваться крупные листья.
2. Ответь на следующие вопросы. Как называется это растение? По каким
признакам ты узнал его? Почему оно так называется?
№ 2. К теме «Дикие животные зимой» (Карточка для сильного ученика)
1. О каком зверьке здесь говорится?
2. Как ты это узнал?
3. Если сможешь, нарисуй следы этого животного.
Сюда, под старый ореховый куст, он пришел под утро с «жиров» Там,
тревожно прислушиваясь, он обгладывал молодые побеги ивы, осины да на се
ново зной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых
травинок. Пожировав, он начал петлять, потом отпрыгнул раз, другой в
сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру — уснул, не закрыв
глаза.
Пятый вид карточек — карточки, содержащие задания, выполнение которых
предполагает практические действия учащихся. У школьников эти карточки одни
из самых любимых Само задание помещается прямо на карточке, или учитель
дает его в качестве дополнения к карточке.
№ 1. К теме «Лиственные и хвойные растения зимой»
1. Перечисли известные тебе виды хвойных растений
2. Разложи листочки (хвоинки) хвойных растении на 3 группы: сосны
обыкновенной, ели обыкновенной, сосны сибирской.
(Пакет со смешанными хвоинками)
3. Как ты их узнал?
№ 2. К теме «Растения летом и осенью»
1. Помоги Красной Шапочке разложить грибы на 2 группы: съедобные и
несъедобные. Подпиши названия этих грибов. (Грибы, изображенные на
карточках: белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор, бледная поганка,
опята, сыроежка, желчный гриб).
2. Напиши основные правила, которые необходимо соблюдать, когда будешь
собирать грибы.
Шестой тип карточек — карточки на организацию сравнения. Это карточки
для сильных учащихся и позволяют учителю выяснить, как ученики умеют
сравнивать, т. е. выделять различия и устанавливать сходство между
изученными явлениями природы, объектами природы.
|№ 1. К теме «Весна в природе» |
|Признаки |Время года |
| |Осень |Весна |
|1. Основные |Похолодание, часто идут |Потепление, ледоход и |
|признаки |дожди |половодье |
|в неживой природе| | |
| |Хмурое, низкое небо, |Небо голубое, высокое, |
|2. Другие |холодная почва |оттаяла почва |
|признаки |Изменение окраски |Сокодвижение, набухание |
|в неживой природе|листьев, листопад, |почек, их распускание, |
| |засыхают травянистые |цветение деревьев и |
|3. Основные |растения, растения |кус-тарников, появление |
|изменения в мире |готовятся |ра-ноцветущих трав |
|растений |к зиме |Линька, рождение |
| |Запас жира, |детенышей, некоторые |
| |линька |просы-паются от спячки |
|4. Основные | | |
|изменения в мире | | |
|животных | | |
|Даны примерные варианты ответов |

Особый тип карточек – это карточки, на которых помещены вопросы,
помогающие ученикам составить связный рассказ по изученной теме. Такие
карточки предлагаются учащимся, которым необходимо время, чтобы
сосредоточиться, вспомнить домашнее задание, продумать последовательность
рассказа, преодолеть робость. Эти карточки даются 2-3 ученикам в самом
начале опроса, ученик 5-7 минут думает (в то время учитель работает,
например, фронтально с классом), после чего его вызывают к доске.
№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью».
1. Каких птиц называют перелетными?
2. Назови 5 видов перелетных птиц
3. Составь рассказ о животном, изображенном на иллюстрации, по плану
(на иллюстрации изображен грач):
— название,
— опиши внешний вид размеры, окраску, особенности клюва,
— чем питается,
— где живет,
— какое значение имеет в природе,
— как необходимо к этому относиться?

Письменная проверка знания.

В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные
работы. Во II и особенно в III классе можно проводить индивидуальные и
фронтальные ответы на вопросы, которые не требуют, развернутого письменного
объяснения и связаны со знанием фактического материала. Продолжительность
таких работ не должна превышать 5 мин. Например, у доски учащимся можно
предложить такие задания: напишите названия растений тундры, основных
животных пустыни, напишите, какие зерновые культуры сеют в вашей местности,
какие свойства воды вы знаете и др.
Во II классе можно давать учащимся следующие задания: подчеркните
названия животных, которые зимой спят (белка, заяц, медведь, лиса, еж,
барсук, волк), съедобных грибов (под осиновик, подберезовик, моховик,
мухомор, рыжик, бледная по ганка, сморчок).
Для успешного выполнения этих заданий многие учителя используют
магнитную доску, набор аппликаций или рисунков тех или иных природных
объектов.
Можно дать учащимся письменную работу, которая позволит проверить, как
они ведут наблюдения. Так, во II классе по теме «Весенние явления в
природе» учитель записывает на доске вопросы задания, а учащиеся, не
переписывая, сразу отвечают на них, например назовите птиц, которые первыми
прилетают весной в наши края, раннецветущие растения нашей местности (не
более 5 названий), насекомых, которые появляются ранней весной. Такая
письменная работа не отнимает много времени, но позволяет проверить знания
сразу у всех учащихся.
В начальных классах хорошо осуществлять тематическую проверку
природоведческих знаний, когда все учащиеся теми или иными способами
проверяются по данной теме (даже в том случае, когда эта тема пройдена).
Это дает возможность учителю иметь четкое представление о том, как учащиеся
усвоили ту или иную тему (в журнале внизу можно обозначить основные темы и
в этих графах выставлять оценки всем учащимся).

Пример письменной проверочной работы за 1 полугодие (2-ой класс)

1-ый вариант
1. Подчеркни одной чертой то, что относится к неживой природе, двумя -
то что относится к живой природе.
Облако окунь звезда берега Луна мухомор
2. Запиши числами:
пятнадцать градусов мороза
восемь градусов тепла.
3. На уроке природоведения проделали опыт: опустили колбу горлышком в
воду и стали нагревать колбу в ладонях. Увидели, что из колбы начали
выходить пузырьки воздуха. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный
ответ.
1) Воздух плохо проводит тепло.
2) Воздух не имеет запаха.
3) При нагревании воздух расширяется.
4) При охлаждении воздух сжимается.
4. Впиши пропущенные слова:
Корни растении дышат , который содержится в почве. Они
всасывают из почвы и растворенные в ней
.
5. Что к чему приводит? Соедини линиями.
Вырубка лесов для строительства дач
Выброс выхлопных газов автомобилями
Истребление диких животных ради меха или мяса
Плохая очистка городских сточных вод
Загрязнение воздуха

Уменьшение количества лесов на Земле
Загрязнение водоемов

Исчезновение некоторых видов животных

2-ой вариант.
1. Подчеркни одной чертой то, что от носится к неживой природе двумя —
то, что относится к живой природе.
Солнце ворона сосулька сосна камень подосиновик
2. Запиши числами:
семь градусов выше нуля
десять градусов ниже нуля
3. На уроке природоведения проделали опыт колбу с трубкой заполненную
под крашенной водой поставили в тарелку со льдом. Увидели, что вода в
трубке опускается. О чем говорит этот опыт? Подчеркни правильный ответ:
1) Вода растворяет некоторые вещества.
2) Воде бесцветна.
3) При нагревании вода расширяется.
4) При охлаждении вода сжимается.
4. Впиши пропущенные слова:
Растения укрепляют почву своими , защищают ее от действия
потоков и от сильного .
5. Что к чему приводит? Соедини линиями.
Заготовка древесины.
Выброс дыма заводами и фабриками.
Неумеренная охота на диких зверей и птиц.
Слив сточных вод с заводов и фабрик.
Загрязнение воздуха.
Уменьшение количества лесов на Земле.
Загрязнение водоемов.

Исчезновение некоторых видов животных.


Использование практических заданий при проверке знаний.

Весьма важны вопросы, выявляющие и оценивающие умения учащихся
применять свои знания на практике. На уроках природоведения имеются большие
возможности для организации такого опроса по результатам систематических
наблюдений за сезонными изменениями в природе «Дневник наблюдений»
позволяет систематически проводить такую работу, применяя приобретенные
практические умения и навыки. Так, в III классе в сентябре можно предложить
учащимся следующие задания:
1. Выкопайте на школьной клумбе одно цветущее растение, посадите его в
горшок и ухаживайте за ним. Результаты наблюдений записывайте.
2. Определите с помощью компаса, в каком направлении от вашего дома
находится школа, магазин, сквер, лес.
3. Начертите схемы реки с притоками и озера.
4. Заполните сводную таблицу наблюдений.
Система практических работ и заданий имеет большое значение в проверке
умений учащихся применять полученные знания на практике. Во II классе
учащиеся могут показать части растения на живых объектах, выбрать те или
иные веточки лиственных растений, продемонстрировать умение пользоваться
термометром. В III классе учащиеся могут находить и показывать на карте
географические объекты, читать карту по условным знакам, измерять
расстояния между объектами. Давая в классе топографический диктант, учителя
проверяют умение изображать направление на чертеже, знание условных
обозначений и умение изображать их на бумаге. Учителя проверяют знания
детей при демонстрации опытов индивидуально, когда опыт делает один из
учеников, а остальные следят за его действиями, или фронтально, когда опыт
проводит весь класс.
Во время проверки знаний учителя применяют работы графического
характера, которые выражаются в умении изобразить объект природы
схематично. Учащиеся рисуют схемы холма, реки, оврага, контуры различных
деревьев, следов животных на снегу и т. п. Проверка знаний при помощи
графических работ позволяет определить качество усвоения пройденного,
осмысленность и умение выразить это наглядным образом.
Важно проводить проверку умений работать с простейшими приборами
(компасом, термометром, флюгером). Проверка таких умений проводится не
только в классе при выполнении практических заданий, но и во время домашней
учебной работы, при проведении экскурсий, практических занятий на открытой
местности, во время внеклассной работы.


Заключение.

Правильно организованная проверка знаний позволяет учителю постоянно
видеть, знать и оценивать, как происходит формирование природоведческих
представлений и понятий всего класса, а учащимся осознавать, как они
продвигаются вперед в процессе усвоения учебного материала. В результате
проверки накапливаются объективные оценки знаний детей, что имеет большое
воспитательное значение.
Необходимо помнить, что в начальных классах нужно сочетать все виды
проверки, отдавая на том или ином уроке наибольшее предпочтение одному из
них, исходя из цели урока, его содержания и методов работы.
Трудности проверки знаний путем опроса связаны с тем, что по программе
1—3 во II классе всего один урок природоведения в неделю, а в III классе -
по два. Поэтому лучше комбинировать на уроках различные виды опроса: опрос
по карточкам (письменно), фронтальный и индивидуальный устный опрос. Каждый
вид опроса в отдельности имеет свои преимущества и недостатки.
Выставляя оценку за четверть или год, учитель учитывает результаты
своих наблюдений за повседневной работой школьника на уроках
природоведения, устного его опроса, общий уровень теоретических знаний и
умений применять их на практике (прежде всего при работе с «Дневником
наблюдений» и проведении практических занятий).
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что учителям на
уроках природоведения следует проводить опрос различными способами,
сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это
позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знания
программного материала у большой группы учащихся, накопить отметки,
индивидуально подойти к каждому ученику в классе.

Литература.

1. В.П.Горщенко, В.С.Никитина. Методика изучения природоведы в
начальной школе.
2. Клепина З.А.и др. Уроки природоведения во 2 классе.
3. Бельская Е.М. и др. Уроки природоведения в 3 классе.
4. Начальная школа. № 9, 1998
5. Начальная школа. № 2, 1992
6. Начальная школа. № 1, 1993
7. Начальная школа. № 6, 1994
8. Начальная школа. № 6, 1998
9. Начальная школа. № 11-12, 1998
10. Начальная школа (приложение к газете «1-ое сентября»). № 45, 1996
11. Начальная школа (приложение к газете «1-ое сентября»). № 19, 1997




Новинки рефератов ::

Реферат: Фольклор и его значение в воспитании детей (Педагогика)


Реферат: Ценообразование на экспортную и импортную продукцию (Менеджмент)


Реферат: Динамическое распределение памяти (Программирование)


Реферат: Кассация (Уголовное право и процесс)


Реферат: Лингвистика (Иностранные языки)


Реферат: Рафаэль (Искусство и культура)


Реферат: История Коми (История)


Реферат: Мирное разрешение международных споров (Международное публичное право)


Реферат: Реформы в годы перестройки (Государство и право)


Реферат: Стандарты серии Исо 9001-2001 (Менеджмент)


Реферат: Билеты к экзамену по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Идеология (Социология)


Реферат: Перевозка скоропортящихся грузов (Транспорт)


Реферат: Александр Дюма (Литература : зарубежная)


Реферат: Билеты по аграрному праву (Сельское хозяйство)


Реферат: Автобиография Локка (Исторические личности)


Реферат: Использования рабочей силы и производительности труда в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Вариант 7 (Бухгалтерский учет)


Реферат: Чарлз Дарвин (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист