|
Реферат: Искусство первобытной эпохи (Культурология)
Первобытное искусство.
Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных. Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра. В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь. Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''. Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера. Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона. Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись. Пещерные росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур. Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция). Интересна красочная ''картина'' из пещеры Фон де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку. Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей. Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений. Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см. ''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной. Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора. Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху. Люди изображенные на светло – сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках. Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному. Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа. Наскальная живопись позволяет представить как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена. В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По – прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время. Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников. Наскальная живопись рассказывает и об охотниках между отдельными общинами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Одна из больших композиций в ущелье Галусья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху. В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала. И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи. Самое крупное и известное сооружение – кромлек сохранилось в Стоунхендже (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около II тыс. до н.э. Его диаметр – 90м. Кромлек состоит из 12т. каменных глыб, каждая из которых весит примерно 25т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывают V тыс. Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.
Исчезнувший мир Сахары
Миллионы километров раскаленного песка, камни, скудная растительность, безлюдье… Трудно вообразить, что в глубокой древности эта пустыня представляла собой цветущий край, населенный людьми. В 1850г. в Сахаре обнаружили наскальную живопись эпохи неолита – петроглифы (рисунки, выбитые, высеченные или процарапанные на каменной поверхности) и цветные росписи по стенам ниш и пещер. Ранние петроглифы – это, в основном, одиночные изображения крупных животных: бегемотов, носорогов, жирафов, слонов и т.д. Наиболее древние петроглифы (из местечка Феццана) по праву считаются вершиной первобытного искусства Африки. Росписи сосредоточены, в основном, в трех работах: Эннели, Тибести и Гассилин – Аджер. Они выполнены с помощью красок, полученных из глины различного цвета, а также с применением органических красителей. Наскальную живопись Северной Африки разделяют не только по технике исполнения, но и по сюжету. Наиболее древний период – период древнего буйвола (VIII – VI тыс. до н.э.) – эпоха охотников. Чаще всего изображались крупные животные, гораздо реже – люди. Второй период – период домашнего быка (примерно с V по II тыс. до н.э.) – эпоха пастухов или скотоводов. Главными персонажами рисунков становятся бык и человек. На наскальных картинах можно увидеть и разнообразные жанровые сцены: например, женщин, работающих с зернотерками, дойку коров, перегон скота и уход за ними, сбор злаков. Помимо сцен из мирной жизни, встречаются композиции и на военные темы. Третий период – период лошади или колесницы (около 500г. до н.э. – II в. н.э.). Название говорит само за себя: в этот период человек, и она стала главным персонажем наскальной живописи. Часто ее изображали запряженной в колесницу. Четвертый период – период верблюда – наступил примерно в II в. н.э. На рисунках появляется верблюд – основное домашнее животное Северной Африки. Позже изображения резко уменьшаются в размере, все более примитивной становится техника их выполнения: фигуры постепенно превращаются в малопонятные геометрические знаки. Стоунхендж в Англии до сих пор считался древнейшим сохранившимся на земле мегалитическим сооружением ритуально – астрономического предназначения. Теперь этот памятник потерял свою уникальность. Сходный комплекс обнаружен в пустыне Сахара на Юге Египта. Только он по меньшей мере на тысячу лет старше Стоунхенджа. Работы по его расчистке и описанию завершены в конце минувшего года. Специалисты предполагают, что достаточно сложная конструкция из каменных глыб до трех метров высотой – дело рук скотоводов – кочевников, живших семь тысячелетий назад. В отличие от Стоунхенджа, где каменные глыбы располагаются по окружности, памятник ''продолговат'' и занимает куда большую площадь – около трех километров в длину и чуть больше километра в поперечнике. Учитывая наличие жертвенников, это скорее святилище, но в скопище каменных глыб просматриваются ''комендарный круг'' и группа камней, указывающих направление летнего солнцестояния, разумеется, все это лишь первые предположения специалистов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении. Австралия – колыбель искусства. На севере Австралии, обнаружены необычные узоры из тысяч округлых ямочек выбитых на скалах. Самым древним из этих рисунков – 75 тыс. лет (до сих пор в Австралии встречались наскальные изображения не старше 60 тыс. лет). При том они старше европейских образцов не менее чем в два раза. Покопавшись у подножия скалы, украшенной доисторическими рисунками, археологи нашли каменные орудия возрастом 16 – 17в. тыс. лет. До сих пор считалось, что первобытный человек прибыл в Австралию из Африки только 60 тыс. лет назад, так что находку можно считать настоящей археологической сенсацией.
Пиктография.
Пиктография (от лат. pictus – ''рисованный, живописный '' и греч. grapho – ''пишу'') – древнейший вид письма, письмо рисунками. Для пиктографии не нужен алфавит, т.е. набор определенных знаков, необходимо только похоже изображать предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и т.п.). ''Читающий'' пиктограмму не связан какими – либо правилами чтения он должен лишь узнать, правильно опознать изображенное. Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки, - значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы, - значит, здесь мастерская по ремонту часов и т.д. Как видим, пиктография годится лишь для передачи всего конкретного, вещного, а обозначения отвлеченных понятий возможно с помощью более сложных систем. Эскимосы Аляски оставили рисунок предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднес руку ко рту – еда. Человек развел руки – знак отрицания ''нет''. Лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Все понятно. Эдуард Пьетт нашел в пещере мас д'Азиль (Франция) более 200 камешков. На них красной краской нанесены загадочные знаки: параллельные полоски, круглые и овальные пятна и фигуры, напоминающие буквы. Что это – символы счета или первобытные письмена – пока не установлено. Некоторые ученые склонны считать азильские гальки ''пред - письменностью''. Много позже человек станет делать оттиски с процарапанных и продырявленных камешков на сырой глине, и родится настоящий письменный знак. Ученые считают, что пиктографии – раннему виду рисуночного письма – уже присущи некоторые особенности, характеризующие письменность. С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, приказы царей, правителей. И тогда возникает идеография – письмо понятиями (от греч. – идея и grapho - пишу). В идеографическом письме знаки – рисунки могут обозначать и то, что нарисовано, и кроме того, имеют переносное значение. Рисунок ног может значить как пиктограмма – ноги, а как идеограмма – процесс движения. Идеограммы не передают ни звучания слова, ни его графические изменения, а только стоящее за этим слово значение. Однако первобытных художников уже заботила проблема прочности, долговечности своих творений и для этого подбирались соответствующий материал, краски, надежные места. Поэтому мы сегодня можем оценивать произведения искусства, перегнувшиеся многотысячелетние рубежи.
Стоунхендж.
Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой древнего мира. Руины этого уникального сооружения лежат в 130 км. к юго – западу от Лондона солсберийской равнине с болотами и холмами Девоншира. Стоунхедж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои. В прошлом Стоунхенджа явственно прослеживаются неколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга тысячелетиями. На самой ранней стадии (около 5100 года н.э.) возникли ров и внутренний вал в виде окружности. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень (''пятка бегущего монаха''), а внутри – расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами жертвоприношений. Позднее в пространстве внутри вала двумя концентрическими кругами были установлены голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато – голубоватого оттенка). Каменные глыбы этого сооружения достигали высоты почти 8 метров и весили 50 тонн. Стоунхендж вдоль и поперек исследован десятками ученых. Совместными усилиями историков, археологов, геологов, антропологов, химиков, инженеров строителей была воссоздана картина как, когда и кем был построен на Солсберийской равнине каменный испалин. Всякий, кто попадает в Стоунхендж, задумывается над тем, каково было его назначение. На древних камнях нет никаких надписей, нет строительных пометок – ничего, что могло бы рассказать о них или дать толчок для поисков. Стоунхендж настолько стар, что уже в античную эпоху его истинная история была забыта. Греческие и римские авторы о нем почти не упоминают. Когда римляне появились в Британии, Стоунхендж их нисколько не заинтересовал, не пробудил в их душах никакого благоговения – ведь в Риме были храмы, а в Египте пирамиды, находившиеся в лучшем состоянии, чем эта группа тесанных камней. Только в средние века эти древние камни начали будоражить людское воображение. Но к этому времени происхождение и назначение ''постройки гигантов'' были давно и безвозвратно забыты, и пришлось заново придумывать историю Стоунхенджа. Сейчас уже нет возможности установить, кто был первым ''биографом'' Стоунхенджа. Им мог быть Гилдес, живший в VI веке и прозванный ''Мудрым'', но многие ученые считают, что он вообще никогда не существовал. В XI веке жил Ненний, романтически описавший каменный памятник, который был воздвигнут в честь знатных британцев, предательски убитых. Но имел ли он в виду Стоунхендж и существовал ли в действительности монах – летописец Ненний. К XI веку Стоунхендж был уже плотно опутан клубком загадок и легенд. Англо – нормпнн Васе объявил, что название это переводится как ''висячие камни'', а Генри Хантиндонгский добавляет, что название это вполне заслужено, так как ''камни висят, словно бы в воздухе''. ''Стоунхендж – где камни дивной величины были поставлены на манер дверных косяков, так что одна дверь как бы громоздится на другую, и никому неведомо, каким искусством столь огромные камни были подняты на такую высоту и по какой причине ''. Попытки объяснить происхождение чуда порождали мифы, которым нет числа. Английский архитектор сравнивал эти сооружения с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римские храмы: ''Памятуя о великолепии, которое древние Римляне в эпоху преуспеяния придавали всем своим сооружениям…о их познаниях и опыте во всех искусствах и науке…я прихожу к выводу, что Стоунхендж был построен Римлянами и они одни были его создателями…''. Так что же такое на самом деле Стоунхендж? Он состоит из четырех больших каменных кругов. Внешний круг – это поставленные вертикально столбы, на каждом из которых лежит плоская каменная плита, соединенная с остальными такими же плитами в единое кольцо. Каждый столб весит в среднем 25 тонн, а плита – 700 килограммов. Во втором круге – сравнительно некрупные одиночные камни (менгиры). В третьем и четвертом незамкнутых кругах, напоминающих подкову, - группы коней. Каждая группа – это две вертикальные плиты, вес которых достигает 40 тонн, и лежащая на них горизонтальная плита. Из гигантских каменных глыб далекие наши предки, находившиеся в каменном веке, сложили (как из кубиков) монументальную аркаду, замкнувшую в круг. Все сооружение замкнуто в огромный земляной вал, зафиксированный кольцевым рвом, не стертым даже тысячелетием. И все это тщательно подогнано, соразмерно и геометрически точно размещено в гладком пространстве спокойного ландшафта. Ученые установили, что эти каменные глыбы доставлены сюда с расстояния 380 километров с восточной части Уэльса, ближе каменного карьера нет. Даже сегодня потребуется специальная техника, могучие тягачи, сверхгрузовые платформы, гигантские краны и, наконец, дороги. Три тысячи лет назад ничего этого, конечно, не было и быть не могло. Существует много предположений о том, кто создавал мегалистические сооружения. Считалось, например, что мегалиты – дело рук великанов, которые, играючи, могли перекидывать многотонные камни с ладони на ладонь. Профессор астрономии Герард Хопкинс считает, что Стоунхендж – это астрономическая абсерватория древних людей, своего рода астрасомпьютер, который способствует расчетам положений Луны, Солнца, звезд в разное время года. Профессор философии Дж. Митчел настаивает, что это воплощенная в камне модель Вселенной, а один археолог утверждает, что это зафиксированное место связи и контактов древнего человека с космическими пришельцами. За последние годы миллионы людей со всего света посетили Солсбери, чтобы только увидеть это чудо. Предприимчивые американцы задумали возвести точную копию Стоунхенджа в Нью – Джерси. Художница Ненси Хольт решила соорудить в местечке ''Небесная гора'' целый туристический городок. Здесь вокруг ''Стоунхенджа'' раскинется и озеро, на котором будут отдыхать 200 пород птиц, аттракционы, и копии других древностей. Когда начали детально изучать Стоунхендж и окружающие его земли, выяснилось, что под следами современной цивилизации в районе (Священного ландшафта) скрываются еще более древние сооружения. К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит. В середине большого круга находятся еще два, тоже отмеченные каменными глыбами. С обеих сторон она рассекает все сооружения, как бы выходя на противоположный край большого кольца. Контуры колец из каменных глыб хорошо просматриваются несмотря на то, что на древнее сооружение наложился жилой массив. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше. Недалеко от всего сооружения над долиной возвышается земляной холм высотой в 45 метров, это – Сильбури Хилл. Его насыпали вручную, и он является самым большим искусственным курганом в Европе. Холм имеет конусообразную ступенчатую форму, что отчетливо просматривается, несмотря на то, что время почти стерло шесть могучих ступеней. Стоунхендж – Сильбури Хилл – Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой. Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа. И опять появляются догадки, гипотезы, предположения… С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне: змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней. Подлинную сенсацию в последние годы произвела необычайная активность НЛО именно в этом районе и появление большого количества пиктограмм на хлебных полях. Соблазнительно предположить, что жители далеких миров напоминают нам о себе и об историческом значении Стоунхенджа. Стоунхендж – самое знаменитое из мечалистических сооружений. Вполне возможно, что это – храм, возведенный в память об усопших предках. А может, святилище, построенное во славу солнцу.
Курган Ньюгрендж, Ирландия.
Верхняя камера диаметром 70м. и высотой 14м. состоит из погребательной камеры и коридора. Вначале она была окружена 35 глыбами, поставленными вертикально, с нанесенными на них насечками (некоторые из них сохранились).
Захоронения каменного века и мегалиты. Изменение в условиях производства оставляют больше свободного времени, а это, в свою очередь, способствует развитию более связных представлений о жизни и смерти, о судьбе человека и влиянии на нее богов. Может быть, с течением времени появляется и некое подобие духовенства. Раскопки могил позволяют нам лучше представить себе земледельческое общество, чем недолговечные захоронения охотников. Изучая содержимое могил, этнографы могут получить представление о религиозных верованиях людей. Общим для всех культур каменного века на большей части Западной Европы является то, что древние люди воздвигали на местах захоронений огромные каменные глыбы. Захоронения представлены в форме менгиров, дольменов или круглых образований (кромлеков), которые служат храмами или местами отправления культа для племени. Все племя участвовало в сооружении этих величественных надгробий. Такие памятники свидетельствуют о том, что в племени уже существовала некоторая социальная и религиозная основа, которая отличала его от другого племени. Почти все дольмены составлены из четырех или более каменных глыб, поставленных вертикально, на которых покоятся один или несколько плоских камней, порой весом свыше 20 тонн. Одна или несколько камер окружены кругом из камней, поставленных вертикально, которые преграждают вход к священному месту. Эти камеры прикрыты землей и образуют холм. Только в Дании было обнаружено более 3000 мегалистических могил, во Франции – 5000 камер в виде дольменов и на Британских островах – 2000. Камеры использовались как семейные склепы для нескольких поколений. В некоторых из этих могильных солонов коридоры и погребальные камеры достигают 10 метров длины. Попасть туда можно через длинный закрытый переход. Самые впечатляющие сооружения каменного века – это мегалистические памятники во Франции, в Англии, в Ирландии и на Мальте, (мегалит означает ''большой камень'', происходит от греч. слов megas и lithos). ''Большой камень'' в Ломбардии. История Италии – хотя бы в общих чертах известна всем. Это, конечно же, Древний Рим, а потом христианство, монастыри и средневековые замки, а потом великое искусство Возрождения. Выгравированные в скалах сцены из жизни первых поселенцев украшают так называемый ''Большой камень'' в долине Камоленка близ местечка Накуан: доисторические художники железного века оставили на его поверхности около тысячи рисунков. Долина тянется по берегу реки Ольо между острогами Адамелло и Британскими Альпами. В этой домене, занимающей 8 см. под самой большой ледниковой вершиной Адамелло (3554 м) сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые ''гравюры'' появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней на отшлифованных ледниках. Адамелло глыбах песчаника. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Самые древние из них были найдены в середине 1950-х годов в пещерах и на каменных глыбах возле поселка Накуан. Чаще всего они посвящены вполне реалистическим темам – например, олень и охотник. Когда в период неолита человек перешел к оседлому образу жизни, на скалах появились сцены из крестьянского бытия. Человеческие фигуры были до сих пор лишь абстрактно наличены, в лучшем случае представали антрагоморфными штрихованными созданиями. Теперь или стали уделять больше внимания, к тому же мастера, гравирования на камне расширили круг своих тем, прибавив к ним символические и религиозные сцены. С началом бронзового века на скалах возникают сознательно оформленные композиции. В череде взаимосвязанных сцен посетитель может узнать о том, как протекала повседневная жизнь целого поселения: драматические поединки воинов, ритуальные похоронные действа и веселые праздники становятся наиболее часто повторяющимися мотивами. Примерно с 1000 года до нашей эры появляются рисунки и сцены, где участвуют чужеземцы в нац. костюмах той эпохи. Чтобы запечатлеть в рисунке культовые действа, художники постоянно совершенствовали технику и за счет штриховки добивались убедительного по выразительности эффекта. Интересны и странные постройки из земли: это возвышения, увенчанные как бы каменными шапками. Дождь и ветер тоже приняли участие в создании своеобразного облика этих памятников. Такие пирамиды встречаются лишь в некоторых местах итальянских Альп, в частности поблизости от поселка Тцоне на краю озера Изео. Увы, кроме наскальных рисунков, первые жители Апеннинского полуострова не оставили здесь почти никаких следов. За 16 лет до начала нашей эры долину Камолиска заняли римские легионеры; с той поры жизнь изменилась, только по другим законам, и от этрусской цивилизации остались только рисунки на скалах.
Большой камень – менгир.
Об менгирах и дольменах на протяжении веков, если не тысячелетий, слагались легенды и, что самое забавное, слагаются и до сих пор, правда, под видом ничем не подтвержденных якобы научных гипотиз. Долгое время считалось, что все эти сооружения (они встречаются в Зап. Европе, а также кое-где на Кавказе) возвели кельты – суровый и воинственный народ. Камни эти, мол служили Храмами под открытым небом, и друиды, жрецы кельтов, совершали возле них кровавые жертвоприношения. Многие до сих пор так считают, хотя доказано, что загадочные камни стоят на земле уже более трех тысяч лет, а некоторые еще постарше – археологи называют дату 4800 лет до н.э. На самом деле никто даже толком не знает, как правильно называть эти памятники глубокой старины. Стоячие камни принято называть менгирами. Те, которые похожи на столы, - дольменами. Камни, расположенные по кругу, как английский Стоунхендж, - кромлеками. В любом путеводителе написано, что эти слова – бретонские. Крестьяне просто верили в то, что камни эти волшебные. Да и как иначе, ведь сначала они служили язычникам, а когда в Бретань пришло христианство, старые камни не исчезли вместе со старой религией. Особым почитанием всегда была окружена аллея из дольменов, кот. находится в Верхней Бретани, неподалеку от местечка эссе – называемая ''камни фей''. Говорят, что те, кто построил эту аллею, не прочь пошутить с людьми и сейчас. Многие пытаются сосчитать, сколько же камней в постройке, и каждый называет свое число – кто 42 камня, кто 43, а кто и 45. Даже если один чел. возьмется пересчитывать их по несколько раз, у него ничего не получится – каждый раз число камней будет разным. Влюбленные верили, что феи помогут им выбрать свою судьбу. В старину верили, что под стоячими камнями хранятся клады. Например, под менгиром близ города Фужер (Вокруг света стр. 62). А есть еще менгиры, которые в рождественскую ночь, пока в церквях служат мессу, сами идут к ручью на водопой, а потом возвращаются на свое место. Горе тому, кто окажется на дороге камня, который несется с огромной скоростью и может сокрушить все на своем пути. Однако, как гласят предания, находятся любители рискнуть: ведь в яме, оставленной отлучившимся менгиром, запросто может оказаться сокровище. Если успеть его забрать, пока менгиры на водопое, остаток жизни проживешь безбедно. Правда, выжить мало кому удавалось: разгневанный менгир обычно гнался за вором, как разъяренный бык, и сминал беднягу в лепешку. Далеко не все менгиры и дольмены гигантски. В городке Тен - Лаббе в числе прочих достопримечательностей есть целая поляна дольменов. Полянка усеяна дольменами. Маленькими: самый высокий доходит до колена. Они не менее древние, чем многометровые гиганты. Большие менгиры с дольменами усиленно охраняет гос-во. В Ломариакере вплотную к ним не подойдешь: они огорожены веревочками. Есть еще галерея в местечке Керере, у мыса Керпенкира, километрах в двух от Локмариакера. Рассказывают удивительные вещи: например, на одной из плит дольмена в Локмариакере изображена половина какого-то животного. Вторая половина находится на плите острова Гавриниз (что в переводе с британского значит ''Козий остров''), отстающий от Локмариакеры на 4 км. Ученые предполагают, что это две части одной когда-то расколовшейся четырнадцатиметровой каменной стены, которую поделили между собой два храма.
Скульптура.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями. За каменным веком следовал бронзовый (он получил свое название от широко распространенного тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Зап. Европе сравнительно поздно, нежели камень, ее можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям – они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
Культ Богини – матери.
До сих пор вопрос о том, кого же изображают древнейшие каменные бабы – бога или человека, дискуссионен. Одно бесспорно: в III тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом – соотношение обратное. Так в III – II тыс. до н.э. в искусстве наступил решающий перелом. Отошло в прошлое творчество величайших аниманистов в истории живописи – художников каменного века. В центре внимания впервые оказался человек. Зарождение одного из древнейших религиозных культов отделяют от нас десятки тысяч лет. Археология дает нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини – матери в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения, древнейшее из которых найдено в Австрии, условно называют ''венерами''. Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо – едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, - это органы деторождения и кормления. Выдвигалось предположение, что древние женщины, как и женщины некоторых современных племен имели в действительности такие огромные груди и отвислые животы. Но если признать, что в ''венерах'' отразилось лишь стремление к реализму, то остается предположить, что у первобытных женщин не было лица и были крошечные руки. Подчеркивание особенностей женского организма превосходит пределы даже шаржировки и статуэтка изображает уже женский безголовый торс в котором особенно выделены груди и бедра. Наконец, последний предел упрощения – статуэтка, представляющая одни только груди, - чистая деятельность рождения и вскармливания без малейшего намека на мышление. Это – древнейшее воплощение идеи ''вечной женственности''. Разгадка необычайных черт в фигурках ''венер'' кроется в том, что они были, как думает большинство исследователей, культовыми изображениями. Это не что иное, как идолы, или амулеты Богини – матери. Изображение ''венер'' обильны в исторических слоях. Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство их сразу бросается в глаза. Создается впечатление, что культ матери носил почти универсальный характер. Это подтверждает и этнографное (наука, изуч. Особенности бытия и культуры народов мира). У народов, сохранивших пережитки отдаленных неолитических времен, практически повсеместно встречается культ всеобщей матери. У матери она именуется , мать – земля, супруга Бога Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски – Бучады Энинитын. Она мыслится хозяйкой вселенной и одновременно – матерью зверей и людей. Кетское женское божество Томаш (''Оли'' – дословно ''мать'') подобно эвенкийской Бугады Энинитын.
В передней Азии и Африке Великая Богиня – мать почиталась почти у всех культурных народов периода начала письменности. ''Та, которая рождает плоды земли'', - египетская Исида, малоазиатская Кибела, скорбь которой несет умирание растительности, ее двойник в Элладе -–Деметра, сидонская Астарта, Артемида Эффеская, изображавшаяся с десятком грудей, как бы готовая накормить весь мир, - все это лишь перевоплощения древней матери мира. В языческой Руси слова ''мать – земля'' имели не просто метафорическое значение. Они обозначали душу природы, богиню, супругу ''хозяина неба''. (стр.19) Богиня – мать правит всеми природными процессами. Это она заставляет оживать семя, погруженное в землю; она вселяет любовь в людей и животных, ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания. Имеем ли мы право считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что Душа Природы была ближе и понятней людям, которые обладали более сильной интуицией, чем мы? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея Души мира не умерла. Она продолжала жить в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности (у некоторых народов) жреческие функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у некоторых индейцев существует сказание о том, что ''обряды плодородия'' были учреждены женщинами. По одному прокезскому преданию, первая женщина основательница земледелия, умирая, завещала протащить свое тело по земле и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Так, у чукчей и других северных народов шаман – мужчина одевался в женскую одежду. А таинственные фрески острова Крит свидетельствуют о том, что в самые священные моменты мужчина должен был облачаться в женский костюм. Главенство женщин в религии было у галлов, древних германцев и многих других народов. Культ плодородия, который стоял у истоков религии Диониса, также возглавлялся жрицами. Многочисленные народные поверья о колдуньях, ворожеях и ведьмах есть лишь отголосок тех древних времен, когда жертвоприношение, заклятия и магия были в руках у женщин. Вполне естественно, что при таком важном культовом значении женщин они часто оказывались в роли вождей и руководителей племени. Богиня – мать – всеобщая прародительница. Из ее лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры – это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.
Виллендорфская Венера.
Вена, Австралия, Музей естественной истории. Эта статуэтка высотой 25см. была создана за 25000 лет до н.э. Она может служить свидетельством матриархата, но, скорее всего, она олицетворяет богиню плодородия и покровительницу охоты. Многие подобные статуэтки были найдены на, пространстве от Атлантики до Урала, обширной территории, где охотились первые европейцы.
Статуи острова Пасхи.
На маленьком острове Пасхи, затерянном в бескрайних просторах океана, на склоне горя стоят огромные каменные статуи. Остров Пасхи – треугольной формы плоский вулкан посреди океана. Площадь его не велика: 22 на 11 километров. Но загадочные каменные идолы этого маленького острова, затерянного в Полинезийском архипелаге, благодаря экспедиции норвежского путешественника – исследователя Тура Хайеруола теперь известны всему миру. Уже много веков каменные исполины – ''моаи'' молчаливо вглядываются в небо по древнему поверью жителей острова, в каждой статуе живет дух того, в честь кого она была высечена. Когда дух покидает каменное изваяние – ''моаи'', оно ''умирает''. Действительно, некоторые каменные великаны покрыты лишайником и плесенью и выглядят очень древними; зато другие – как новенькие, будто их только что закончили ваять каменотесы. По-разному описывают остров Пасхи и его загадочные статуи археологи и этнографы. По самым последним данным, на острове сейчас осталось около 900 статуй, средний вес которых достигает нескольких тонн. Все они исследованы, изучены, измерены, но ученые до сих пор не могут дать точный ответ почти ни на один вопрос: когда были воздвигнуты эти каменные истуканы, достигающие 20 метров высоты? Нет определенных сведений и о времени заселения острова. Нынешнее название острову дал голландский мореплаватель Якоб Рогкевен, когда открыл его в 1772 г. сами же индейцы называют свой остров Романуи. - / что означает ?
Некоторые ученые называют его тихоакеанской Атлантидой: когда-то остров раскололся, и одна часть его ушла под воду. В тихую погоду затопленные участки хорошо видны, но время катаклизма установить пока не удалось. Первыми поселенцами острова могли быть полинезийцы, древние перуанцы и даже племена из Юго-Восточной Азии. Лингвист С. Энглерт относит заселение острова к еще более поздним временам, а возведение гигантских статуй (по его мнению) началось в XVII веке, чуть ли не накануне открытия острова европейцами. Знаменитый Тур Хейердон считает, что остров был обитаем уже в V – VI веке и первыми прибыли сюда индейцы из Америки. Местные жители рассказали, что огромные, теперь заброшенные монументы были воздвигнуты белыми богами, жившими здесь до того, как инки взяли власть в свои руки. Существует еще множество всевозможных версий. Например, приверженцы некоторых мистических сект считают, что прародина человечества – материк Лемурия – погиб 4 миллиона лет назад, и остров Пасхи является его остатком. А Эрик Деникен продолжает упорно утверждать, что туземцы – это потомки инопланетян. Знаменитый капитан Джеймс Кук в 1774 г. увидел (и сильно удивился!), что островитяне были плохими рыбаками, имели плетеные лодки хотя жители других островов давно уже строили долбленые. Они жили в пещерах и даже не подозревали, что в море есть много других островов. Они не могли объяснить назначение своих каменных истуканов. Если бы остров Пасхи имел генеалогию правителей вроде тех, какие были записаны на других островах Полинезии, многие его тайны были бы уже давно раскрыты. Якоб Ропевен называл статуи идолами. В своем судовом журнале он записал: ''Что касается их богослужения … мы только заметили, что они разводили огонь перед очень высокими каменными статуями и садились на корточки перед ними, склонив головы. А затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз…На голове каждой статуи стояло по корзине, наполненной выкрашенными в белый цвет булыжниками''. Джеймс Кук записал, что статуи были воздвигнуты местными жителями в честь погребенных правителей или вождей острова, а другие исследователи считают, что великаны острова Пасхи отмечали границы моря и земли. Несмотря на гипотезы, тайны и загадки, сейчас уже можно предположить, как это все происходило. Гора была единственным местом, где сооружались эти каменные истуканы, а точнее вырубались из этой же горы. Техника ''производства'' великанов была настолько примитивной, что говорить об их неземном происхождении просто не приходится. В кратере вулкана Рано - Рараку можно увидеть все этапы работы над каменными гигантами. Сначала обозначался общий контур статуи. После этого ''скульпторы'' приступали к созданию лица и передней части туловища, переходя потом к бокам статуи, отделке длинных ушей и рук с удлиненными пальцами, сложенными на животе. Вслед за этим порода со всех сторон статуи удалялась и лишь в нижней части спины сохранялась связь (вроде каменного киля) с матерью – горой – вулканом Рано – Рараку. Истуканы высекались не по одному, а сериями. Чтобы полностью использовать карьер. Скульпторы вырубали изваяния, накладывая их друг на друга, используя буквально все возможности материала. Они высекали их в профиль, и наискось, и даже вниз головой. Они отлично умели различать трещины и использовали их для облегчения своего труда. Иногда между двумя трещинами, рассекающими линию вулканических пластов, вырубалось до 8 –12 одинаковых по высоте и ширине статуй. Различались они только толщиной. В карьере осталось и множество незаконченных статуй. Почти все исследования об острове Пасхи говорят о фантастических размерах статуй и их чрезвычайной тяжести. Тур Хейердал сравнивает статуи по весу с десятью железнодорожными вагонами. Самые крупные статуи достигают 20 тонн. Передвижение их составляет ни с чем не сравнимые трудности, если вспомнить, что поверхность острова – это потрескавшаяся лава. Поэтому поводу высказывалось великое множество предположений. И не последнее из них ''космическая'' – миф о всемогущих инопланетянах создавших моам по своему образу и подобию, задолго до появления на острове предков нынешних его обитателей. Бытует мнение и о сверхъестественной силе ''мана'', обладая которой вожди местных племен передвигали моаи вопреки законам гравитации. Можно предположить все, что угодно, но перед лицом 22-метровой статуи (высота 7-этажного дома) не устоит никакая логика. Голова и шея статуи – 7 метров и 3 метра в диаметре, длина носа – больше 3 метров, высота туловища – 13 метров, вес – 50 тонн! Даже в настоящее время в мире найдется не очень много кранов, чтобы сравниться с подобной машиной. Статуи острова Пасхи продолжают удивлять, восхищать, заставляют задумываться: кто, как и зачем их изготовил? Считается, что на сооружение одной статуи уходило от одного до четырех месяцев. Мобилизовать большое количество людей для создания моаи и доставки ее к платформе тоже не представляло труда. За услуги ''скульпторов'' и рабочих расплачивались едой, денег на Рапануи не было. Но вот каменный идол вытесан. Статуи отделяли от скалы, частью которой она являлась, пользуясь при этом обычными камнями и терпеливо вырубая слой базальта. Потом статую поднимали при помощи рычагов и канатов, подкладывая под нее мелкие камни при каждом отрыве ее от земли. Никакими металлическими инструментами древние островитяне не пользовались. В свете геологии и апектоники вполне вероятно, что статуи смещались по склону горы сами собой под действием микросейсмических движений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное для них место. Есть и другая версия: статуи по заранее приготовленному земляному желобу спускали вниз (отсюда и название вулкана Рано – Рараку – ''исполосованный траншеями''). Но и это лишь гипотезы и предположения. А сами островитяне, как и двести лет назад, в один голос утверждают, что статуи моаи двигались сами, с помощью волшебной силы ''мана''… А с базальтовых пьедесталов, как и много веков назад, добродушно косят коралловыми глазами фантастически таинственные статуи.
Реферат на тему: Искусство чайной церемонии
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ по Искусству
Тема: «Искусство чайной церемонии»
Автор: студентка 2 курса 2 группы "Связи с общественностью" Хрипко Екатерина Алексеевна
Москва – 2001 г.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………3 стр.
Глава 1. История распространения чая……………………………………...4 стр. Глава 2. Легенда появления чая……………………………………………...6 стр. Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма…………………………….6 стр. Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии…………………………..8 стр. Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее……………………….15 стр. Глава 6. Чайные процессы……………………………………………………20 стр.
Заключение…………………………………………………………………….26 стр.
Список используемой литературы……………………………………………27 стр.
Введе ние.
Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония. Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока. Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам художественной условности близкой к театральной. Архитектурное пространство организовывалось с помощью классических искусств, но при этом цели ритуала были не художественные, а религиозно-нравственные. Философия чая - это не просто эстетизм в обычном значении слова, ибо она, соединяя в себе этику и религию, выражает наше представление о человеке в природе. Это - гигиена, потому что она побуждает к чистоте; это - бережливость, потому что она учит находить комфорт в простом; это - моральная геометрия, поскольку она определяет наше чувство меры по отношению к миру. Эта философия олицетворяет настоящий дух восточной демократии, делая всех своих приверженцев аристократами по вкусам. Чай был сначала лекарством, а после сделался напитком. В Китае, в восьмом столетии, чай вошел в область поэзии, как средство утонченного развлечения. В пятнадцатом столетии чай возвысился до религии эстетизма - тиизма. Тиизм - это культ, основанный на поклонении прекрасному среди низости повседневного существования. Этот культ предписывает чистоту и гармонию, тайну милосердия во взаимных отношениях романтизм социального порядка. По существу, это - культ Несовершенного, поскольку он представляет слабую попытку совершись что-то, возможное в условиях того невозможного, что мы называем жизнью. Тиизм проник и в элегантные будуары и в жилище смиренных. В обыденной речи на Востоке говорят о человеке, что в нем "совершенно нет чая", когда он нечувствителен к трагикомической стороне личной драмы. А о неукротимом эстете, который, не обращая внимания на мирскую трагедию, бросается стремглав в поток эмоций, говорят, что в нем "слишком много чая". Посторонних наблюдателей удивляет внимание, оказываемое этой церемонии, некоторые шутливо называют ее «бурей в чашке чая». Но восточная философия говорит о том, насколько мала чаша человеческого наслаждения, как часто она переливается через край слезами и как легко осушить ее до дна в неутолимой жажде бесконечного. Люди предавались культу Вакха, прославляли даже кровавый образ Марса. Почему же не посвятить себя «Королеве Камелий», почему не радоваться теплому потоку сочувствия, который течет от ее алтаря. Жидкий янтарь в фарфоре цвета слоновой кости может дать посвященному ощущение соприкосновения с мягкой сдержанностью Конфуция, с остротой Лао- Цзы и со всей мудростью Востока.
Глава 1. История распространения чая.
История культивирования чайного дерева берёт начало в глубине тысячелетий древнекитайской цивилизации. Первый известный системный исследователь чая поэт Лу Юй написал знаменитый "Трактат о чае" ("Чацзин") в VIII веке. Приоритет открытия чудесных свойств чайного листа он отдаёт легендарному предку китайцев Шень Нуну (буквально- "Божественный Земледелец"), правившему древним китайским царством около 4800 лет назад. Китайский исследователь Чжуань Ванфан в книге "Рассуждения и беседы о чае" приводит легенду о том, что у Шень Нуна был прозрачный живот для наблюдения процесса пищеварения. Это чудесное своё свойство тот использовал для того, чтобы людям было легче лечить болезни. Кроме того, он попробовал сто разных трав в поиске лекарственных. То, что назвалось после зелёным чаем, было горьким на вкус и помогало Шень Нуну выводить яды. Он много травился и спасался чайным листом. Согласно легенде, однажды Шень Нун попробовал кусочек зелёной травы с жёлтыми цветочками, после чего ему было так плохо, что он даже не добрался до чайного дерева, живот, в конце концов, разорвало, от боли Шень Нун умер, тем самым, спасши человечество. Поэтому в древности чай называли лекарством от 72 ядов и использовали в лечебных целях. Повседневным напитком чай был уже 3-4 тысячи лет назад в провинции Сычуань (древнее царство Чу). "Через тысячи гор и десятки тысяч потоков", в течение очень долгого времени сажали чайное дерево, выращивали, пили чай, он был ограничен Сычуанью, постепенно, после объединения императором Цинь Шихуаном Китая, после более свободного экономического обмена, его стали пить в других районах. К V в. на севере также стали пить чай, затем о нём узнали на северо-западе и Тибете. Историк из китайской провинции Аньхой Чжао Хэтао считает, что на основании разных чайных техник в Китае чаепитие можно разделить на 5 больших категорий начального развития. Первый отрезок - от эпохи Шень Нуна до Чунь Цю (Вёсен и Осеней). В этот период чайные листья использовали, главным образом, в религиозных обрядах. Второй этап - от позднего периода Чунь Цю до начала Западной Хань. Чайные листья начали использовать в пищу. Третий этап - от начала до среднего периода Западной Хань. В это время интенсивно изучались полезные свойства чайных листьев. Четвёртый этап - от позднего периода Западной Хань до периода Троецарствия. Уже стали чай подавать при дворе императора в качестве напитка. Пятый этап - от Западной Цзинь до эпох Суй и Тан. Чай постепенно широко распространился в различные районы Китая и стал обычным напитком китайцев. Это был период расцвета буддизма. Монахи распространяли своё учение, используя для бесед чайный напиток вместо вина, и употребление чая распространилось во всех областях Китая. По мере развития производства, он всё шире расходился по миру. Самое раннее распространение чай получил в Японии, Корее, Таиланде, затем постепенно ушёл в Европу. В 729 г. чай попал в Японию. Однако только в Х11 веке, в период усиления контактов Японии с Китаем, питье чая стало сравнительно распространенным. Основатель одной из школ Дзэн-буддизма в Японии священник Эйсай, вернувшись из Китая в 1194 году, посадил чайные кусты и стал выращивать при монастыре чай для религиозного ритуала. Ему принадлежит и первая японская книга о чае – “Кисса Едзеки”(1211г.), где говорится и о пользе чая для здоровья. В XVI веке в самурайских кругах вошла в моду игра "чайное соревнование". Чай привозили из разных мест. Выпивая чашку чая, участники должны были определить его родину. С тех пор чай полюбился японцам, чаепитие вошло в обычай. Появились постоянные чайные плантации в районе Удзи возле Киото. Кроме того, обычай пить чай распространился в Корею, Индонезию, Индию, Шри-Ланку. Это приблизительно произошло в XVII в. В 1606 г. некий голландский торговец сначала купил чай в Макао и отвез его в Гуаву и там его продал, получив весьма неплохую прибыль. Постепенно в среде знати пробудился интерес к употреблению чая. В 1684 г. другой голландский купец вывез и попытался посадить чайные кусты. Он добился успеха, и Индонезия скоро стала главным производителем чая в мире (естественно, после Китая). В Индии чай посадили достаточно поздно, приблизительно в 1780 г. Английская Ост-Индская компания из города Гуаньчжоу (столица южной провинции Гуаньдун) привезла саженцы чая и посадила их вплоть до Бутана, положив начало культуре индийского чая. В Россию впервые завезли чай в 1567 году. По настоящему его начали ценить и пить широко в XIX в., заваривая в знаменитых самоварах, употребляя его, само собой разумеется, со знаменитым российским вареньем и ароматными бубликами. Собственно говоря, чай зачастую являлся поводом для того, чтобы полакомиться сладостями.
Глава 2. Легенда появления чая.
История чайной церемонии началась с Бодхидхармы, который по традиционной буддийской версии явился в Китай около 520 г. и основал учение чань (дзэн). Кроме прочих его заслуг, легенда приписывает Бодхидхарме создание чайного куста. Две недели Бодхидхарма медитировал в пещере на горе Та. Тяжелые веки слипались, а голова падала на плечи. Он возвращал тело в прежнее положение, но предатели-глаза все не хотели открываться. Тогда, разгневавшись на самого себя, Бодхидхарма схватил нож, отрезал непослушные веки и бросил их на землю. После этого он просидел в пещере девять лет и стал первым патриархом дзэн, а его ресницы проросли кустами чая. После того, как ресницы Бадхидхармы превратились в чайные кусты, чай стал буддистским напитком - символом осознанности для всех медитирующих. Везде, где распространен дзэн-буддизм, существует и культ чая. Монахи и миряне относятся к чаепитию не просто как к утолению жажды или заполнению паузы между делами, а как к медитации.
Глава 3. Культ чая как элемент дзен-буддизма.
В начале всех дзэнских искусств включен иероглиф “до” - “путь”: “кен-до” - путь меча, “кюдо” - путь лука, “дзюдо” - гибкий путь. “Путь чая” - звучит как “тядо”. Так следующие ему, называют простое, казалось бы действие - выпить чашечку чая. На западе большое распространение получило название “`чайная церемония ”, по-японски “Тя-но-ю”.
Связь Дзен и чая вошла в пословицы и чайная церемония явилась развитием ритуала Дзен. Имя Лао-Цзы, основателя Даосизма, также тесно с историей чая. Родоначальником церемонии поднесения чая гостю был Гуань Инь, знаменитый ученик Лао-Цзы, который первым у ворот заставы Хань преподнес старому философу чашку золотого эликсира. Практически каждый чайный мастер имел наставников в дзэнских храмах и в той или иной степени занимался дзэнской практикой. Большими поклонниками и знатоками чайного действа были настоятели храмового комплекса Дайтокудзи в Киото. Они являлись и духовниками ведущих чайных мастеров страны, а некоторые даже идеологами чайной церемонии. Контакты священнослужителей с «чайными людьми» носили весь массовый и многоплановый характер. Дзэнские идеологи сыграли весьма значительную роль в систематизации философских и эстетических принципов чаепитий-ваби. Ваби – трудно переводимое на другие языки понятие, передающее идею внутреннего благородства, красоты, скрывающихся за внешней простотой и неказистостью, это свобода от притязаний ко всему земному (богатству, чувственным удовольствиям). В первой половине ХУШ в. Формируется система руководства чайными школами, существующими до настоящего времени. Лидером школы, пользующимся беспрекословным авторитетом становится «глава дома» (иэмото). Иэмото аттестовали прошедших профессиональную подготовку чайных мастеров, определяли стратегию и тактику деятельности школы в конкретной ситуации и т.п. В определенном смысле школы стали напоминать средневековые корпорации ремесленников. Учреждение института иэмото консервировало традицию, резко уменьшало вероятность отступления от канона. В связи с канонизацией правил поведения чайной церемонии стал вопрос о методике подготовки достаточно большого количества чайных мастеров. Данная проблема была весьма успешно разрешена. Был разработан комплекс из семи тренировочных упражнений, выполняя которые ученик приобретал необходимые навыки мастера. Четыре или пять будущих чайных мастеров объединялись в группу и проводили чаепитие, выполняя поочередно роль «хозяина», отрабатывая по определенной методике соответствующие движения.
Однако главным в семи упражнениях был не детально разработанная методика обучения, а их дзен - буддистский дух. Число упражнений и их содержание соотносится с семью «вещами», которыми должен обладать учитель дзена:
великая способность и великое действие; быстрота интеллекта (сообразительность); духовность в речах; решимость убивать или даровать жизнь в зависимости от обстоятельств; ученость и опыт; ясность в осознании собственных восприятий; способность свободно появляться и исчезать.
Таким образом, делая семь упражнений, ученик постигал и истины дзэнского учения, лежащего в основе чаепития- ваби.
Чай-ваби, по сути, изначально осмыслялся в качестве своеобразного заменителя полноценной даосской медитации для мирян, стремившихся обрести просветление, но не имеющих возможности стать монахами дзэнского монастыря. Чайное действо благодаря умелой организации по определенным правилам должно было явиться эквивалентом медитирования. Именно в этом смысле нужно понимать «чайное самадхи», которое встречается в «Записках о дзэнском чае». Самадхи- состояние «погруженности», глубокой сосредоточенности на одном объекте, медитирование как состояние.
Таким образом, участник чайной церемонии вступал на путь постижения шуньи, открытия своей истинной природы, этой задаче была подчинена вся организация чайного действа. По словам Нанрэя Сохаку, монаха из храма Дайокудзи, «искусство чая – эстетическое выражение дзена», поэтому экстерьер, интерьер, утварь и сам ритуал чаепития должны оказывать эстетическое воздействие на участника церемонии, направленное на создание у него психического состояния, которое возникает у него в процессе медитирования. Организация чайного действа подчинялась дзэнскому правилу использования минимума средств, имеющих знаковую природу и повышения их ассоциативности.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии.
| |