GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания (Педагогика)


РЕФЕРАТ
по Психологии семьи
на тему: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.



Выполнила:
Студентка группы СП-22

Преподаватель:
Григорович Любовь Алексеевна

Москва 1996/97уч. г.
Роль родителей в развитии ребенка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это
утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие
родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную
литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,
педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний
мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но
и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных
тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в
поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию
за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в
поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются
авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто
подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают
беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного
влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого
идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной
нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть
мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в
любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и
сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи
друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком,
так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на
любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную
родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей
играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к
родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, -
это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика
чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом
тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А
нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни
любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопастность, то по
мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию
поддержания и безопастности внутреннего, эмоционального и психологического
мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия
человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при
каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности
в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи,
когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в
психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с
самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией
подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие
своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это
требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только
любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по
уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок
ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим
ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали
в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное
формирование психического мира человека, только на основе любви можно
воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям
любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это
приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как
раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской
привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся,
не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,
воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и
детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с
количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не
всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в
которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой
самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это
универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может
быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с
родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем,
что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть
самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать
за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего
человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого
контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями
психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с
младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между
детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и
взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические
характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление
к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и
оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне
естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам
факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок,
даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных
воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее
создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни
семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения
заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно.
Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком.
Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб,
неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно
стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его
воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный
субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего
ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность
в собственных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт,
что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих
родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в
разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу
за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических
качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
По этому поводу обращаясь к родителям, Я.Корчак писал: «Наивно мнение,
что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей,
родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему
влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно
снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин
детства».
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей
постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить,
основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его
индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в
эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем
изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для
глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви
необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается
признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на
других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми
свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в
повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием
относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении
с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности
ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства
родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое
такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы
ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком,
нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих
сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви,
формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю,
потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии,
как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых,
воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание,
воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в
совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о
созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной
основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия
ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в
развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание
бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению
родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера
во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом
неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от
фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит
воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности
ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и
несовершенствами.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим
моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование
заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает
созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию
все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых
открытий.
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно
осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего
ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне
согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А
вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании
личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что
сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может
ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому
пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от
этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет
вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и
потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство
собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем
по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и
гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных
переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев,
сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего
ребенка, принимающих родителей.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к
наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем
дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма.
Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи
представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным
биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым.
Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая
жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьев, - это разъятое, разделенное
существование, главным признаком которого является потребность сближения с
другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями
внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание
отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать.
Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться
своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный
опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт
способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости
начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка.
Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в
той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные
шаги, а первое «Я - сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом
посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании
родители должны определять границы дистанции.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной
меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка,
приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и
возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое
зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно,
что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и
самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник
ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия
через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже
мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя
его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия
подвергаются строжайшему контролю.
Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более
общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с
мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение
взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором
разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека
все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого
подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими,
наиболее значимыми для человека, другие - приобретают подчиненное значение.
Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через
те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается
несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными
или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами.
Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени
определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная
воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными
условиями.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в
семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность
воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой
системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит
осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе
займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

Ошибки семейного воспитания.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как
существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки -
направленность на психический облик другого человека. Потребность
«ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью
в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего
контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом
заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В
таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек
независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается
«вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта.
Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее
удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным
причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие
матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком
воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу
за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и
привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в
общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью,
реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни
проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует
поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек
не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои
способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности
связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически
приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его
действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих
действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае
необходимости найти смысл своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.
Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является
уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут
это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они
чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая,
уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий
смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение
«опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня,
завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает»,
выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В
результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое
проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством.
Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание
ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания
состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за
отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были
достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это
не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала
играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно
интенсивно учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей
приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему
подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие
присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не
принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые
отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок
становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему
родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не
соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается
полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований,
вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в
результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и
родителями.
Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в
семье по определенной системе можно считать вариантом реализации
потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого
ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию
признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные,
эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и
хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных
причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к
ее неустанной реализации.
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей,
возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые
родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных,
отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:
«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного
всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет
споковскую модель воспитания.
Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные
находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что
некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком
послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для
воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие
воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет
одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему
«Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько
описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают
то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости
обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву
формирования определенного желательного для родителей качества.
Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его
сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть
представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,
необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое
воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным»
качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны
обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие
либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему
индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно
очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом
приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах,
катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о
будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но
воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу.
Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки,
спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с
куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже
мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в
психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь
двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты
противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой
идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как
будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть,
ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый,
самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов
воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего
мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у
сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было
обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое,
проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка
к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой
ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после
продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации
не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал,
справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой
ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что
причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо
значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно
привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте,
всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых
же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались
всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое
действие малыша.
В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации
сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития,
возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной
меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми
мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является
потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или
потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и
ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации
определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается
о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько
личностными установками родителей или особенностями детей, сколько
рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо
проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в
проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие
воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития
присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а
иногда и искажая его ход.
Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как
лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего
ребенка...
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На
созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера
родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности
характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка.
Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у
ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении
этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и
воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое
зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь
психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или
повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и
самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения
ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в
своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо
противоположные, а именно подавленность, робость.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем
или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека -
все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего
ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания
своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей
собственной личности.



Литература:


1. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева,
М.,Педагогика 1988г.
2. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвящение 1990г.




Реферат на тему: Роль самовоспитания в формировании личности учащихся
СОДЕРЖАНИЕ

Лист

Введение 3
1. Общая часть 5
1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания
5
1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности
5
1.3. Нравственный идеал и самовомпитание
7
1.4. От воспитания к самовоспитанию
7
1.5. Как работать над собой
8
1.6. Идеал личности 9
1.7. Материалы по самопознанию школьника
11
1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза
11
2. Специальная часть 13
2.1. Интервью с классными руководителями
13
2.2. Анкетирование 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Приложение 23


| |
|Заповедь. |
|Р.Киплинг. |
| |
|Владей собой среди толпы смятенной, |
|Тебя клянущей за смятения всех, |
|Верь сам в себя наперекор вселенной, |
|И маловерным отпусти их грех; |
|Пусть час не пробил, жди не уставая, |
|Пусть лгут лжецы не снисходи до них; |
|Умей прощать и не кажись прощая |
|Великодушней и мудрей других. |
| |
|Останься прост, беседуя с царями, |
|Останься честен, говоря с толпой, |
|Будь прям и тверд с врагами и друзьями, |
|Пусть все в свой час считаются с тобой; |
|Наполни смыслом каждое мгновенье, |
|Часов и дней неумолимый бег, - |
|Тогда весь мир ты примешь во владение, |
|Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК ! |


Введение


Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно
другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет
всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут
они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь
разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души.
Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а
где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут
люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас,
как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои
нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь
разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде
всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит
народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый
век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто
непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем
самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила
воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни
людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых
важных проблем сегодня и требует своего решения.
1. Общая часть

1.1.Основные труды по проблемам самовоспитания.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды
А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над
этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием”
раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы
работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти,
мысления, способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как
оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания,
как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для
широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения.
Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так
книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже
учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические
сведения выходят на практическое приложение идей науки.
Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев.
Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам
самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной
работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников;
рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных
примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова
“Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме
очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные
теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла
Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние
на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно
стать, что бы люди любили и уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие
педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной
литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно
рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по
организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.


1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился
человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший
процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с
приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению
не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков,
привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут
сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие
человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более
узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:
1. Определенные сформированные социальные качества. Например:
ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная
активность, твердость взглядов и убеждений.
2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который
позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью.
Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и
главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация самовоспитания школьников”
говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в
ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и
усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих
сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании
личности являются определенные противоречия.
В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал,
позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм
самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели
жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к
жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по
улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания
существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть
одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием
совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие
и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого
воспитанника.
В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:
а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.
б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое,
эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).
г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и
вспомогательные).
Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания
заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от
которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие
такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение
управлять собой и т.д.



1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль
нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное
мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для
самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника,
который должен соответствовать следующим показателям:
· трудолюбие;
· творческое отношение к труду;
· высокая культура поведения.
В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко,
А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:
работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при
системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику;
использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в
социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к
деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и
способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике
самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,
самоосуждение).
Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию
предполагает формирование социального эталона личности в учебно-
воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах
гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего
нравственного самосовершенствования.


1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников”
говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания
определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено
на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с
приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных
заданий.
А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из
неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если
ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,
закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой
рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает
от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь
сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,
нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по
пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в
соответствии с пятью “надо”. Это означает, что к нему предъявляются
повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно
указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно
подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания
и приучения.


1.5. Как работать над собой.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план
работы над собой.

Как работать над собой.
|1-й этап. Определи |2-й этап. Познай |3-й этап. Определи |
|общественную цель и |самого себя. |программу |
|смысл своей жизни. |Какой я есть. |самовоспитания. |
|Мой нравственный идеал.|1. Мои достоинства. |Каким я должен стать. |
| |2. Мои недостатки. |1. Требование ко мне |
|1. Девиз жизни. |3. Мои интересы и |родителей и учителей. |
|2. Конечная цель моих |увлечения. |2. Требования ко мне |
|стремлений и |4. Цель моей жизни. |товарищей, коллектива. |
|деятельности. |5. Отношение к учебе. |3. Требования к себе с |
|3. Что люблю в людях и |6. Отношение к труду. |позиции идеала и |
|что ненавижу. |7. Отношение к людям. |объективной самооценки.|
|4. Духовные ценности | |Программа |
|человека. |Объективная |самовоспитания. |
| |самооценка. | |
|4-й этап. Создать свой |5-й этап. Тренируй |6-й этап. Оцени |
|образ жизни. |себя, вырабатывай |результаты работы над |
|Режим. |необходимые качества, |собой, поставь новые |
|1. Распорядок дня. |знания, умения и |задачи самовоспитания. |
|2. Бережное отношение |навыки. |Самоконтроль. |
|ко времени. |Тренировки, |1. Самоанализ и |
|3. Гигиена труда и |упражнения. |самооценка |
|отдыха. |1. Самообязательства. |работы над собой. |
|4. Правила жизни. |2. Задания самому себе|2. Самопоощрение или |
| |на день, неделю, |самонаказание. |
| |месяц. |3. Совершенствование |
| |3. Самоубеждение. |программы |
| |4. Самопринуждение. |самовоспитания. |
| |5. Самообладание. | |
| |6. Самоприказ. | |


1.6. Идеал личности.

а) Человек
· гуманист
· демократ
· труженик
· интеллигент
· творческая личность
· оптимист
· борец за социальную справедливость

б) Качества мужчины
· привлекательность
· верность
· мужественность
· мастеровитость
· деликатность
· взаимопонимание

в) Качества гражданина
· коллективизм
· интернационализм
· патриотизм
· национальная честь и достоинство
· совесть
· мужество
· ответственность

г) Качество женщины
· обаятельность
· верность
· женственность
· хозяйственность
· уступчивость
· взаимопонимание

д) Черты специалиста
· профессиональная компетентность
· высокая работоспособность
· организованность и деловитость
· деловое сотрудничество и самодисциплина
· требовательность к себе и другим
· культура труда и бережливость
· потребность к самообразованию,
· в самосовершенствовании.



1.7. Материалы по самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает
самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя ?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из
этого, определить цели жизни.
2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения
жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих;
скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.


Пути самопознания


1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших
достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто
лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе
требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.


1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над
собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни
одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно,
достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе,
неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к
неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы
усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.
Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и
способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением
системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие
традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся
вечными, критерии жизни.
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные
идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда
позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся
в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс
формирования личности будет протекать более эффективно.

2. Специальная часть

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку
заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория
самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии,
то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.
Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести
дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как
анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате
анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя
интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой
самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию
потребности в самовоспитании.
Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.


2.1. Интервью с классными руководителями

Классным руководителям были заданы следующие вопросы:
1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в
самовоспитании?
2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого
делается?
3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи,
экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень
учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?
4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?
5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей
потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори
недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства
самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по
формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих
наыков поведения.
Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо
представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые
побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую
деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что
выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало
бы к работе над собой.
Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои
программы по руководству процессом самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой
следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру,
желание совершенствовать себя как личность.
2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.
3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы
в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе
положительные качества личности, избавиться от отрицательных
качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей
жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при
условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при
условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в
себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с
организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт
характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.


Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование
нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без
формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся
должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и
оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои
недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми
использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?
2. Что мы знаем о себе?
3. Кто добивается цели?
4. Сотвори себя сам.
5. Как создавать характер?
6. О привычках полезных и вредных.
7. Как преодолеть свои недостатки?
8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.
9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?
10. Что такое самовоспитание?
11. Можно ли изменить свой характер?
12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.
13. Как создавать характер?
14. Принципиальность и равнодушие.
15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих
уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей,
большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует
письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному
самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским.
Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над
собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с
его программой самовоспитания.

Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями
организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень
нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно
чаще.
Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где?
Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.
В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых
ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные
беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у
подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением,
действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное
поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного
доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить
нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую
оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка
осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность
преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы по формированию у детей потребности в
самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя.
Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:


1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?
2. Подвиг – мгновение или жизнь?
3. В чем красота человека?
4. Кто оставляет добрый след в жизни?
5. Всякое ли дело может быть интересным?
6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?
7. Как стать интересным человеком?
8. Какого человека можно назвать красивым?
9. Хочу и надо.
10. Имеет ли человек право жить с недостатками?
11. В человеке все должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и
способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений,
споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков
самоконтроля.
На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как
требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для
устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может
сделать вывод о нравственных представлениях у школьни

Новинки рефератов ::

Реферат: Анахарсис – один из семи мудрецов античного мира (История)


Реферат: Формирование современной, отечественной этики бизнеса (Психология)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Эллинизм (История)


Реферат: Тенденции развития журналистики России в послепереходный период (Журналистика)


Реферат: Виды правонарушений и критерии их разграничений (Теория государства и права)


Реферат: Налоговая полиция: задачи и функции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ирландия (Культурология)


Реферат: Нефть, газ и основные продукты их переработки (Химия)


Реферат: Значение художественной литературы в становлении личности школьников (Педагогика)


Реферат: Демократизация взаимоотношений учитель-ученик (Педагогика)


Реферат: Антивирусные программы (Программирование)


Реферат: Правление Бориса Годунова (Исторические личности)


Реферат: Английский эмпиризм XVII - XVIII веков (Философия)


Реферат: Виды подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Автономная нервная система (Естествознание)


Реферат: Налогообложение малых предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет долгосрочных инвестиций (Аудит)


Реферат: Использование электронной почты, Internet, и других систем в целях рационализации документооборота (Менеджмент)


Реферат: Политика военного коммунизма в Советской России (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист