GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государство (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство (Политология)



Во все времена ,а в наши дни особенно, политика оказывает, порою
судьбоносное влияние на жизнь отдельных людей и целых народов. Она
неразрывно связана с самыми глубокими основами человеческой цивилизации.
Как отмечал величайший ум античности Аристотель, политика коренится в
природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь
в коллективе, обществе и “обреченного” взаимодействовать с другими людьми.
Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку,
независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в
обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и
государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать
разменной монетой в политической игре, превратиться в объект
манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом
отношении сил.
Массовая политическая грамотность необходима и всему обществу, ибо
предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически
неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому
сознательное формирование политической культуры как искусства совместного
цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного
общества, важное условие его благополучия. Как отмечает руководитель
Академии политического образования ФРГ Т. Майер, “там, где политическое
образование отличается постоянством, непрерывностью и охватывает все
социальные слои, оно не всегда обращает на себя большое общественное
внимание. Ненужным же оно не будет никогда.”
Овладение гражданами основами политической науки и демократической
культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных
реформ в России .
Центральным институтом политической системы является государство. В
его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин
“государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле
государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая
органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно
тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении
говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в
виду все предоставляемое им общество.
Примерно до 17 века государство обычно трактовалось широко и не
отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие
конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и
другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел
Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком,
будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся
исследованием реальной организации государства.
Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в
договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими
представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только
содержательно , но и исторически, поскольку утверждается, что
существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии
индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале
образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных
прав договорным путем создали специальный орган — государство. В
современной науке государство в узком смысле понимается как организация,
система учреждений, обладающие верховной властью на определенной
территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями:
партиями, профсоюзами и т.
Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между
собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей
степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных
интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для
государства являются следующие признаки:
1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией
всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак
отличает государство от родо-племенной организации, основанной на принципах
самоуправления.
2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия
государства распространяются на людей, проживающих на определенной
территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному
признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом
современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная,
партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех
граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему
принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего
населения.
4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.
Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы
до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших
ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую
действенность государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.
Д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд,
прокуратура.
5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для
содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения
государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой
политической организации , как партия, пребывание в которой добровольно и
необязательно для населения, государственное гражданство человек получает
с момента рождения.
7. Претензия на представительство как целого и защиту общих интересов и
общего блага. Ни одна другая организация , кроме разве что тоталитарных
партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех
граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и
практическое политическое значение, особенно для международного права.
Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания
качествами государства те или иные организации признаются субъектами
международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.
В современном международном праве выделяются 3 минимальных признака
государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан
(гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль
хотя бы над большинством территории и населения.
Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций и
объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы,
лежащие в основе его возникновения и эволюции.
Государство — одно из самых совершенных, сложных и противоречивых созданий
человеческой цивилизации. Большая часть известной нам истории народов — это
полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и
гибели государственных образований, об изощренной борьбе за власть, в
которой люди не щадили ни себе подобных , ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или
меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и
безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных,
подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных
государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе
человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее
государством и обществом, не разрешен и по сей день.
Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного
исторического развития. Предшественниками государственных институтов были
догосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации
человеческих сообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали
отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их
способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы,
обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов
племени, рода, патриархальной семьи.
Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились
институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались
функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной
причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства,
стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более
развитые формы кооперации и организации совместной деятельности,
способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению
избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все
более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания
специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные
отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-
за плодородных земель , охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость
сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью
специально для этого созданной вооруженной силы.
Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни
поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на
профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и
самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не
всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение
этих институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но
одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления.
Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более
отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли
соперничество за контроль над ними между различными группами людей,
объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на
основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные
позиции в системе властных отношений.
Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить ряд
факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших
им определенную специфику. К ним относятся завоевания и необходимость
создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие
внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных формирований и
регулярного сбора средств на их содержание; необходимость проведения
крупных хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации значительных
материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их
рационального распределения и использования.
Повышение частоты и периодичности контактов между различными
сообществами людей усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их
уклады жизни и системы правления. Достаточно вспомнить, сколь мощным
стимулом для образования государства у германских, кельтских и других
племен стало их близкое знакомство с античными Грецией и Римом. После
завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процесс
образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у
покоренной империи не только многие институты и правовые нормы, но и
внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых сохранилась до наших
дней. Такие понятия, как “царь”, “август”, “империя”, “императорский”,
пришли во все европейские языки из латыни.
Дополнительным импульсом для возникновения государственных структур
могли служить и конфликты этнически разнородных сообществ. Ведь в ходе
завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена,
принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые
институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие
государства складывались прежде всего там, где шел постоянный приток
иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении.
Однако сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином
сообществе социальных групп было хотя и важной , но отнюдь не
единственной задачей государства. Разумеется, в
течение длительного времени классовая борьба оказывала огромное воздействие
на содержание деятельности государственных институтов, на типы и формы
государственных образований. Вместе с тем государство всегда выполняло
важные и для всего общества функции — организационно-хозяйственную,
политического управления, защиты от внешней угрозы, культурно-
идеологическую.
В ходе исторического развития сфера деятельности государства
постоянно расширялась. В соответствии с главной своей функцией
государство всегда выступало и выступает в качестве арбитра и активного
участника отношений между основными социальными группами, стремясь не
допускать опасного для общества обострения социальных конфликтов и решать
их мирными политическими средствами. Усложнение хозяйственных связей,
необходимость обеспечения нормального функционирования экономики, от
которого зависит благосостояние общества, потребовали от государства
постоянного участия в регулировании и этой сферы жизнедеятельности людей,
гибкого реагирования на сбои в экономическом механизме. Кроме того, оно
оказывает прямое или опосредованное воздействие на систему образования,
СМИ, от него во многом зависит состояние системы здравоохранения, науки,
культуры.
Наконец, в условиях усиления взаимозависимости современного мира,
когда события, происходящие в одной стране влияют на обстановку в целом
регионе, а это в свою очередь оказывает воздействие на весь ход мировых
событий в огромной мере возрастает значение внешней функции государства.
Каждое государство в современном мире отличается от других целым
набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его
исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов,
международных факторов. При всей разнородности современных государств их
можно подразделить на 2 самых общих типа — монархия и республика. В
монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь
производной от какой-либо другой власти. Республика — форма правления, при
которой главой государства является лицо выборное и сменяемое, получающее
свой ограниченный по времени мандат от представительного органа или
непосредственно от избирателей.
Монархическая форма правления имеет несколько разновидностей.
Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, не
ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается
монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. Сейчас она
сохранилась лишь в некоторых странах.
При конституционной монархии, существующей в Великобритании, Дании,
Бельгии, Японии, полномочия главы государства строго определены
законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных
монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и
значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом.
Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет
ответственность перед парламентом. Все издаваемые монархом распоряжения
должны быть подтверждены главой правительства или министром, после чего они
принимают юридическую силу. Всю ответственность за их осуществление несет
государство.
Практика показывает, что в современных условиях монархия способна не
только выступать в качестве фактора стабильности и конституционной
законности, но и быть действенной силой глубоких структурных реформ.
Республика — наиболее распространенная в современном мире форма
правления.Различаются президентская и парламентская республики.
В президентской республике глава государства, обладающий широкими
полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от
парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. В
президентской республике, характеризующейся жестким разделением
законодательной , исполнительной и судебной властей, создаются
благоприятные условия для концентрации широчайших полномочий в руках
исполнительной власти, и прежде всего президента. Президентская власть —
главное звено государственного руководства.Типичный пример президентской
республики — США, где впервые и была установлена эта форма правления.
Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что
правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах
партии и несет ответственность перед законодательным органом власти —
парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Как
правило, парламентские республики отличаются меньшей стабильностью по
сравнению с президентскими, в них чаще происходят смены правительства и
внеочередные выборы.
Большое значение для понимания природы того или иного государства
имеют и его территориально-политическая организация, политико-правовой
статус его составных частей и принципы взаимоотношения центральных,
региональных и местных органов власти. Различают 3 основных формы
территориально-государственного устройства — унитарную, федеративную и
конфедеративную.
Унитарное государство обладает следующими признаками: в нем действует
единая конституция; существует единая система высших органов власти,
управления, права; единое гражданство, единая судебная система.
Федерация — форма государственного устройства, при которой несколько
государственных образований, юридически обладающих определенной
политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.
Субъекты федерации имеют право принимать собственные законы и конституции,
вводить свое гражданство. Конституции большинства федеративных государств
не предоставляют субъектам федерации права выхода из нее.
Конфедерация — постоянный союз суверенных государств, созданный для
достижения каких-либо общих целей. Каждый член конфедерации, сохраняя
государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в
добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий.
Центральные органы конфедераций не обладают прямой властью над входящими в
ее состав государствами, решения этих органов осуществляются только с
согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и
налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства
складываются из взносов входящих в нее государств.
Вокруг вопроса о роли государства, характере, формах и степени его
воздействия на экономические и социальные процессы не утихают острые споры,
ведется политическая борьба. По мере развития общества меняются и функции
государства, его роль в процессах социального регулирования. Искусственное
сдерживание этого процесса может привести лишь к усилению трений между
обществом и государством, их взаимному отчуждению друг от друга.
Само по себе государство как средство политического управления не является
ни абсолютным благом, ни абсолютным злом. Его форма, характер деятельности,
средства и методы, которые оно использует для выполнения своих функций ,
зависят от общего уровня развития человеческого сообщества, преобладающих
философско-религиозных воззрений, потребностей экономического развития и
многих других факторов.



Литература.


1. Пугачев В.П., Соловьев А.И., Введение в политологию. —
М .: Аспект Пресс, 1995

2. Введение в политологию: Книга для учащихся старших

классов. — М.: Просвешение, 1993



План.


1.Введение..................................................................
...........................2.Сущность государства
а) широкое и узкое значения термина “государство”................
б) общие признаки государства
..................................................
в) причины возникновения государства
....................................
г) исторические рубежи в развитии государства .......................
3. Функции
государства.................................................................
......
4. Типы государств
а) монархия
- абсолютная
монархия.........................................................
- конституционная
монархия................................................
б) республика
- президентская
республика..................................................
- парламентская республика
................................................
в) территориально-государственное устройство
- унитарное
государство........................................................
-
федерация...................................................................
..........
-
конфедерация................................................................
.......
5.Заключение................................................................
.........................







Реферат на тему: Государство

Природа государства.
Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений,
которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет
властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не
образование, находящееся над обществом и независимое от него, а
определённый тип юридически регулируемого социального поведения,
существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство
- это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов
чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное
иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то
имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые
теми, кто уполномочен для этого.
Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном
пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер
государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует
на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок
определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его
применимость сужена до данной территории в течение данного периода.
Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной
чертой которого является принудительная регуляция поведения людей
посредством нормативных норм.

Составляющие элементы государства.
Государство - это политическая общность, составляющими элементами
которой являются территория, население и власть. Территория - это
пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой
одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном
счёте без территории государства не существует, хотя она может изменяться
во времени. Одной из многочисленных форм расширения государства, его
территориальной сферы является колониальная экспансия, следствием чего
выступает образование крупных империй. В подобных случаях колониальные зоны
относятся к территориям империи, несмотря на значительные расстояния и
социально-культурные различия между метрополией и колониями. Территория
есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере
действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы.
Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав,
заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Кроме
того, обеспечение территориальной целостности требует тщательной демаркации
границ каждого государства и их закрепления в документах международного
права, например в договорах.
Возникновение и исчезновение государств связано прежде всего с
территорией; именно этим объясняется тот факт, что их целостность
становится предметом самых острых конфликтов.
Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и
территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой
земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах
свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со
стороны других государств и частных лиц.
В современном мире проблемы, связанные с территорией государств,
значительно осложнились вследствие таких явлений, как колониализм и
неоколониализм.
После того, как классический колониализм вступил в полосу кризиса, и
была обеспечена полная территориальная целостность новых государств,
возникает неоколониализм. При неоколониальном господстве признаётся
юридическая самостоятельность новых государств в международном сообществе,
однако господствующие государства обладают над зависимыми огромной властью,
доходящей до нарушения мер, когда зависимые государства уступают часть
своей территории для строительства иностранных военных баз, не получая
какого-либо контроля над ними, или когда эти государства позволяют
эксплуатировать свои природные ресурсы, не получая от этого никакой или
почти никакой выгоды. В этих случаях не происходит потери государством всей
его территории, но его власть над её частью ограничивается, и там возникают
неподчинённые его контролю военные и экономические анклавы.
Ещё одной формой ограничения власти государства над частью его
территории является её занятие иностранными войсками, несмотря на
негативное отношение к этому населения. Наконец, власть государства над
частью его территории ослабляется вследствие партизанской борьбы, когда
повстанцы создают так называемые "свободные зоны". Формально эти зоны
входят в состав государственной территории, но правительство не имеет в них
реальной власти, поскольку военный, физический контроль осуществляется
лидерами повстанцев, создающими специальные органы управления, которые
принимают более или менее развитую форму.
Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной
целостностью территория является существенным условием сохранения
государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой
государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические
конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является население, то есть
человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его
власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как
относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством
принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому
сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или
менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность.
Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными
ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами,
принадлежащими к одной нации.
Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные
группы, существующие на территории одного государства, распространяется его
политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в
особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний
конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку
возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения
стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях
сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу в форме герильи или
террористической деятельности за достижение национальной независимости.
Для того, чтобы смягчить конфликты между национальными группами,
политическая элита зачастую создаёт государство на федеральной основе. Ещё
одним средством является создание так называемых "автономных провинций",
которые не обладая такой же независимостью, как входящие в состав федерации
государства, всё же пользуются значительными прерогативами.
Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один
народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут
существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не
достаточное условие формирование государства, для чего необходимы также
территория и государственная власть.
Одним из политических феноменов, неоднократно отмечавшихся в истории
человечества, является национализм, то есть страстная и даже агрессивная
приверженность к своей национальной общности. Существует экспансионистский
национализм, толкающий политические элиты к подчинению других государств с
целью использования их ресурсов; и национализм оборонительного толка,
выступающий как своеобразная преграда внешней агрессии и являющийся, таким
образом, средством выживания государств. Он обеспечивает необходимую
внутреннюю сплочённость государств, подвергающихся военной, экономической
или дипломатической агрессии.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными
словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической
элитой и остальной частью общества.
Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого
юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в
той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять
санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы
устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в
полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного
государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть
является регулятором поведения населения данного государства, поскольку
нормы определяют его поведение.
Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство,
должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к
власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на
институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции,
предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается
применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в
исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для
управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного
убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом,
к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к
подчинению и её социологическая легитимация ослабляются и возникает
возможность свержения элиты.
Лица,входящие в элиту, меняются, однако институционализированная власть
государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти
изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин,
таких, как гражданская война или подчинение другим государством.
Государство управляется элитой, состоящей из конкретных людей, однако
вследствие своей институционализованности оно обладает относительной
стабильностью, которая, как правило, выходит за рамки жизни отдельных людей
и приобретает историческое измерение.
Итак, государство - это политическая целостность, образуемая
национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой
территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,
которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным
правом применения принуждения.

Функции государственной власти.
Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две
функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего следует
подчеркнуть её главное измерение, состоящее в организации общества на
основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой целью элита создает и
воспроизводит, если остальная часть общества позволяет это, политико-
бюрократический аппарат, обеспечивающий её сохранение как целостности. В
обществах, разделённых на касты, сословия или классы, возникают социальные
конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над
частными интересами. В конечном счёте государственная власть разрешает
конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в
конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки
массам. Таким образом, политическая элита превращается в примирителя
социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя
основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения
социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать
посреднической, причём данная функция не является нейтральной, а направлена
на защиту особых интересов господствующих слоёв общества. В ходе выполнения
этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать
претензии данных слоёв, предлагая и навязывая такие решения, которые в
большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы. В некоторых
случаях политическая элита бывает вынуждена заставлять господствующие
группы принимать условия соглашений, поскольку в конкретный момент
требования масс обладают значительной поддержкой. При подобных
обстоятельствах проницательная элита, не изменяя существенным образом
социальной системы, предупреждает опасный для интересов господствующих
групп кризис.
Однако элита должна выполнять посреднические функции не только между
господствующими и подчинёнными группами; в некоторых случаях она
вынуждается выступать в качестве арбитра в конфликтах между различными
частями самих правящих групп. Конфликты внутри господствующих групп могут
оказаться столь же или даже ещё более опасными для их общих интересов, чем
их конфликты с массами. Поэтому проницательная элита стремится восстановить
единство правящих групп, используя для этого убеждение, а в случаях неудачи
- и открытое принуждения.
Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за
регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию
национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Умение
элиты руководить национальной обороной, регулировать международные
отношения является столь важным, что она может укрепить или потерять свою
власть в зависимости от успеха или не успеха в этом деле. Политическая
элита, чтобы сохранить свою легитимность, должна бороться за сохранение
суверенитета своего государства в мировом сообществе.
Итак, выполняя свою посредническую функцию, политическая элита
регулирует потенциальные и реальные конфликты как внутри государства, так и
вне его.
Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя
ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и
формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи
элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства
существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с
большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением
определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. В
любом обществе имеются проблемы, связанные с экономикой, обороной,
судопроизводством, контролем за природными ресурсами, здравоохранением,
обеспечением продуктами питания, образованием, коммуникациями и т. д.;
политические элиты пытаются смягчить их и по возможности разрешить. Престиж
элит тесно связан с успехом или неуспехом этих попыток. Поэтому в
политической жизни важно не то, что говорит элита о своих действиях, а то,
что она делает на самом деле. Между целями, о которых заявляет или которые
действительно ставит перед собой элита, и их реализацией в политической
жизни, как правило, лежит множество препятствий. При этом могут возникать
следующие типы ситуаций: полное достижение поставленных целей, частичное их
достижение, их недостижение, и, наконец, появление непредвиденных и
нежелательных последствий.
Политическая воля элит реализуется главным образом через
бюрократический аппарат, включающий в себя лиц, постоянно занимающихся
ведением государственных дел. Без этого аппарата политическая воля элиты
осталась бы простым намерением. Элита намечает главные цели и магистральные
линии деятельности государства, а на бюрократический аппарат возлагается
их реализация; при этом если между элитой и бюрократическим аппаратом нет
единства целей, последний может саботировать выполнение любого общего
плана.
Бюрократия обладает иерархической структурой, в ей рамках существует
разделение труда. Члены её имеют более или менее высокую квалификацию для
выполнения своих функций и обладают бесспорной административной властью,
которую используют с различной добросовестностью и эффективностью. Как
правило, хотя и не всегда, положение представителей бюрократии более
стабильно, чем членов политической элиты. Имеются случаи, когда
организованная и сильная бюрократия в конечном итоге навязывает свою волю,
частично превращаясь тем самым в политическую элиту. Кроме того, бюрократия
обладает выраженной склонностью к сохранению и расширению своей власти в
государстве и, таким образом, к выражению своих собственных интересов.
Бюрократия начинает сама использовать государство. В подобных случаях
она выступает как социальная группа с особыми интересами, которые она может
реализовать при помощи осуществляемого ею повседневного контроля за
ведением государственных дел. Однако, это не предотвращает появления
конфликтующих фракций в рамках бюрократического аппарата. Бюрократия далека
от того, чтобы быть однородной социальной группой, поскольку интересы её
представителей, находящихся на разных уровнях иерархии, не всегда
одинаковы. Поэтому говорят о "высшей", "средней" и "низшей" бюрократии; эта
иерархия, как правило, соответствует делению общества на касты, сословия и
классы. Однако конфликты в рамках бюрократии возникают не только по причине
различия интересов её членов, находящихся на разных уровнях. Может
случиться и так, что бюрократы, стоящие на одном уровне иерархии, имеют
различные политические и идеологические привязанности. Например, может
возникнуть конфликт между двумя бюрократическими группами в одном
государстве, если каждая из них поддерживает разные фракции политической
элиты. Конфликты внутри бюрократии отражаются на управлении делами
государства, лишая его согласованности и последовательности.
Итак, политическая элита выполняет две главные функции: посредническую
и функцию управления, - причём опирается на бюрократический аппарат,
который при определённых условиях может стать самостоятельным, а в крайних
случаях - присвоить себе государственную власть.
Достигая определённого уровня организации и реальной власти,
политическая элита и бюрократический аппарат возвышаются над обществом,
избегая его контроля. При этом государственная власть ощущается другими
членами общества как враждебная всемогущая сила, неотвратимо навязывающая
себя и не оставляющая другого выбора, кроме слепого подчинения или
решительного сопротивления. Именно это происходит, в частности, в
авторитарных государствах любого типа, где отсутствуют институциональные
механизмы действенного контроля над политической элитой и бюрократия.
Однако, обретение бюрократическим аппаратом самостоятельности возможно и в
государствах иных типов.
Так, например, в конституционно-демократических государствах, несмотря
на наличие определённых средств контроля, политические элиты и служащая им
бюрократия также могут обрести самостоятельность по отношению к другой
части общества. В частности, это может произойти, если правящая партия
держит в своих руках не только исполнительную , но и законодательную
власть, лишая оппозицию возможности реального контроля за политической
элитой и бюрократическим аппаратом.
В подобных случаях, несмотря на видимость демократии, на деле
осуществляется диктатура правящей партии. Можно возразить, что, если данная
партия получила поддержку на выборах большинства населения, она имеет право
использовать власть, не принимая во внимание мнение меньшинства. Однако
находящиеся в подобном положении правительства часто полагают, что
поддержка большинства на выборах даёт право действовать им
заблагорассудится. При этом политические элиты неправильно интерпретируют
доверенный им мандат, переступая границы своих функций, не принимая во
внимание действительные интересы того, кого они представляют.
Итак, власть элиты и государственно-бюрократического аппарата, имеющая
принудительный характер, может приобрести самостоятельность и встать над
обществом, подчинив его своему диктату: при этом возникает явление,
известное как политическое отчуждение. Политическое отчуждение является
одной из важнейших проблем, с которыми сталкиваются в нашу эпоху самые
разные политические системы, следствием чего стали неоднократные попытки
если не уничтожить, то смягчить его.





Новинки рефератов ::

Реферат: Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Ремонт и обслуживание СВЧ печей (Радиоэлектроника)


Реферат: Почва, ее состав и особенности (Биология)


Реферат: Облік зносу та амортизації основних засобів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лекции по квалиметрии (Менеджмент)


Реферат: Происхождение Кадмия (Химия)


Реферат: Сезанн Поль (Искусство и культура)


Реферат: Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка (Педагогика)


Реферат: Какие размеры согласно теории должна иметь российская фирма? (Предпринимательство)


Реферат: Политический портрет В.В. Путина (Исторические личности)


Реферат: Волков Валентин Викторович (Искусство и культура)


Реферат: Конфликтология и её применение в сфере управления (Психология)


Реферат: История развития велосипеда (История)


Реферат: Звук как часть жизни (Музыка)


Реферат: Билеты по химии (Химия)


Реферат: Кровельные работы (Архитектура)


Реферат: Нюрнбергский процесс (История)


Реферат: Автоматизация горно-шахтного оборудования (Технология)


Реферат: Геохронологическая таблица (Биология)


Реферат: Лекции по физиологии ЦНС (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист