GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)



Калужский Областной Колледж Культуры



Реферат по предмету народное творчество
на тему:


"Художественная обработка металла в Туле"


Студентки 4 – го курса
Специализации: художник – педагог
Тюриной Ирины Сергеевны
Преподаватель: Кузнецова Ирина Леонидовна



Калуга
2001 г.

? ? ™ S ? ? ? ? ? S :

1. ??S™????®?S.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.
3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.
4. ????ч ? ??™S??? ?? ??©???.
5. ?S??????®??S ??????S??S.
6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©
?S?????.
7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ®
?????S??????? ??S?S????.

1. ??S™????®?S.

Россия всегда славилась мастерством художественной обработки металлов,
оружейном и в самоварном производствах, в прикладном искусстве, попытка
открыть ещё одну страницу книги о русских умельцах – это, значит, осветить
непосредственную связь художественного металла с архитектурой городов, с
окружающей средой, его особую роль в архитектурной и эстетической
организации пространства. По возможности дан анализ бесценного наследия
многих поколений русских мастеров художественной обработки металла, в том
числе и наших современников. Выявлены периоды развития художественной
металлообработки, влияние различных стилевых направлений, характеризующихся
относительно устойчивыми художественными признаками: ритмическими,
композиционными, пластическими и другими. Но основное внимание уделится
тому, чтобы показать влияние на развитие художественной обработки металла
художественных местных традиций, а также народного искусства.
Художественные особенности часто носили региональный характер, а подчас и
сугубо местный. Так, русское просечное железо (дымники, водостоки,
флюгера), по существу не знает аналогов.
Металл является одним из наиболее древних материалов, который
человечество открыло, и начало широко использовать. На первых порах это
были самородные металлы - золото, серебро и медь. Метеоритное железо стало
применяться с IV тысячелетия до н. э. Добыча и обработка железной руды
относятся ко II тысячелетию до н. э. Холодную обработку металлов дополнили
горячая ковка и литьё, правда, для этого человечеству потребовалось не одно
тысячелетие. Из всех металлов наибольшее применение получило железо. Знания
и опыт в области обработки железных руд стали мерилом богатства и военной
мощи.



В нашей стране металлургия железа известна с XII - VI вв. до н. э.
Русская земля, богатая железными рудами, не является исключением. Здесь
издревле железо служило как для изготовления оружия, так и орудий труда,
украшений и т. п. Добывалось оно из бурых железняков, озёрных и болотных
руд, обжигаемых на открытом огне, в ямах или глиняных печах. Дальнейшее
развитие здесь металлургии явилось базой для создания промышленной
металлообработки, в частности оружейного производства, которое сыграло
решающую роль в рождении художественной обработки металлов как особого
явления в культуре и искусстве.
Формирование особенностей художественного металла, как составной части
русской национальной культуры, началось со времени образования в конце XVII
века всероссийского национального рынка, в пору петровских преобразований.
Решающую роль в развитии художественной металлообработки сыграло основание
Петром I в начале XVIII века первого государственного оружейного завода на
базе существующих к тому времени кузнечного и оружейных промыслов. К
середине XVIII столетия изделия русских мастеров с применением гравировки
с позолотой, инкрустации, отделки стальными "алмазами" приобрели широкую
известность не только в обеих российских столицах, но ив других странах.
Русские металлисты создали и множество архитектурно-художественных
украшений для разных городов России. Украшений, поражающих тонкостью
работы, неуёмной фантазией. Это кованные и литые решётки, козырьки над
входами и балконы, лестницы и парапеты, декоративные элементы на коньках
крыш и шпицах, флюгера и фонарные кронштейны, и многие-многие другие
изделия, облагораживающие облик и ставшие неотъемлемой частью деревянных
домов ремесленного люда, каменных казённых зданий и богатых особняков
знати.



Кузнецы, литейщики и жестянщики, многие поколения которых трудились над
созданием высокохудожественных и монументальных декоративных произведений,
упорно добивались органичного сочетания и связи металлических украшений с
архитектурным образом, органического слияния металла с камнем и деревом.
Всё это способствовало формированию неповторимого, самобытного
архитектурного облика города оружейников.
Живописная застройка, впечатляющая многообразием применения
художественного металла и архитектурных форм, с множеством колоколен, башен
и башенок, теремков и мезонинов, шпилей и других, выступающих над крышами
элементов, украшенных ажуром и придавшим силуэту города остроту и
праздничность. Многочисленные дымники, кольца над затейливыми козырьками и
зонты у подъездов домов зданий, ограды набережных и скверов, придавшие
сказочность обстановке и зрелищность искусственно созданной среде
окружающего человека мира. Так выглядят многие города на старых открытках.
И в этом немалая заслуга кузнецов, литейщиков, жестянщиков и других
мастеров по металлу - истинных художников в своём деле.
В современной архитектуре, в формировании архитектурно -
градостроительного пространства в наши дни также есть многочисленные
примеры применения художественного металла. В этом прослеживается
определённая традиция. Более того, значительно поднимается роль металла в
наружной отделке современных зданий и сооружений, в декоративно -
прикладном и монументальном искусстве. Конечно, его применение имеет
несколько иное направление, соответствующее эстетическим воззрениям и
социально - экономическим условиям сегодняшнего времени, но так или иначе
он влияет на формирование облика города.
Из - за радикальной реконструкции исторической части многих городов в
последние годы исчезли многие здания и сооружения, а вместе с ними и
многочисленные художественно-архитектурные изделия прошлого.


С их потерей всё более возрастает ценность оставшегося художественного
металла, требующего к себе внимания и более бережного отношения.
В этих условиях выявление, систематизация, изучение и сохранение
произведений и изделий из художественного металла представляется не только
важным, но и крайне необходимым. И не только для истории. Изучение
особенностей художественно - архитектурного металла и приёмов его обработки
позволит художникам и архитекторам на основе выработанного старыми
мастерами опыта и традиций создавать новые решения, применимые и для
сельской архитектуры, и для архитектуры малых городов и посёлков.
2. ?? ??????? ?S?????©?? ? ?S??????????????.

Первые изделия из металла, найденные археологами на русской земле, учёные
относят к VI – IV веку до н.э. Там, где стояли когда-то древние городища, в
наше время находят и железные предметы, и литейные приспособления. В
раскопках городищ среди извлечённых предметов обнаруживают не только
украшения из бронзы, но и литейные формы, железные пробойники, зубильца и
другие предметы кузнечного производства. Так на Супрутском городище,
которое относится к IV – XII вв. нашей эры и принадлежало одному из
восточнославянских племён, известному в истории под именем вятичи, наряду с
украшениями из бронзы и меди найдены остатки домницы для выплавки железа и
железные серпы, топоры, сошники, пряжки, удила и другие предметы.
Примерно в XI веке у вятичей появляются крупные поселения и города, среди
которых выделялся Дедославль (ныне Дедилово), где проходили общие сборы –
вече, находился князь с дружиной и жило много ремесленников.
На первых порах руду плавили в ямах, затем их заменили печи – домницы.
Плавка шла на древесном угле с подачей в горн горячего воздуха, задуваемого
с помощью мехов из шкур животных. К концу XVI столетия домницы действовали
не только в Дедославле, но и в Туле, Крапивне, Дубне и Веневне. Русская
металлургия основательно развилась на Тульской земле, кустарное
крестьянское производство железа становится промышленным. Резкий скачок в
развитии отечественной металлургии приходится на начало XVIII столетия,
когда военные планы Петра I потребовали огромного количества металла.
Вокруг Тулы начали вырастать чугунные и железоделательные заводы,
строителями и владельцами которых были предприимчивые промышленники из
числа казённых кузнецов. Среди них особенно выделился кузнец - оружейник
Никита Демидов Антуфьев, прозванный Демидовым.

В 1696 году он получает от Петра разрешение на постройку
чугуноплавильного завода при впадении речки Тулицы в Упу. Там возводит
четырёхсотметровую плотину, две высокие домны и две молотовые фабрики, где
с помощью «водяных» молотов ковались железные заготовки. На «водяных»
приводах работали и металлообрабатывающие станки.
На военные цели требовалось всё больше и больше металла. В 1702 году Пётр
передаёт казённый Невьяновский завод Демидову, интересы которого с этого
времени сосредоточиваются на Урале. Здесь за исторически короткий срок
Демидовыми пущено около двадцати металлургических заводов. Демидовское
железо «русский соболь» высоко ценилось в Европе. Примеру Демидова
последовали оружейники Иван Данилов, Иван Баташов, Мосоловы, Василий
Ливенцев, Красильниковы, которые сначала на тульской земле, а потом и
далеко за её пределами построили несколько домен и железоделательных
заводов, способствуя развитию отечественной металлургии. Так тульский край
становится главным металлургическим центром России.
Кузнечное ремесло и сопровождавшее его железное производство в Туле и
округе существовали задолго до того как возникла государственная
потребность в металле и вооружении. В конце VI века появляются зачатки
оружейного производства. Началом же освоения казённого оружейного дела
можно считать 1595 год, когда «самопальные» кузнецы были освобождены от
податей, земских повинностей и, согласно царскому указу, обязывалось
изготовлять казённое оружие. Тридцать мастеров поселилось на дарованной им
земле за рекой Упой, и образовали Кузнецкую казённую слободу, которая на
долгое время стала родовым гнездом многих талантливых мастеров. Всем
знающим кузнечное дело и желающим разрешалось записываться в оружейники и
обосновываться в слободе. И уже в 1640 году там насчитывалось около ста
мастеров, а к концу века оружейным делом занимались до 300 человек. К этому
времени многие из них обладали высокой техникой и создавали
высококачественные изделия.


Начинает внедряться пооперационное производство. Увеличивается выпуск
продукции. В начале XVIII века оружейники делали 5–7 тысяч фузей ежегодно.
К этому времени производство перешло под начало оружейной палаты.
В 1705 году для упорядочения работы кузнецов, с целью централизации и
полного подчинения производства государственному контролю Пётр I
распоряжается построить в Туле Оружейный двор с 50 горнами для заварки
стволов.
Со временем обработка металла совершенствуется. Начинает широко
использоваться штамповка, впервые в России применённая на Тульском
оружейном заводе. С появлением в середине XIX века порового молота
отковываются более тяжёлые и объёмные изделия.



3. ??®?? ? ????S???S ??™S???.

Техника ручной ковки – пластической обработки раскалённого железа –
известна с незапамятных времён, и кузнечное оборудование – горн, мехи,
наковальни различных фасонов, молотки и клещи – почти ничего не изменилось
и до наших дней. При помощи этого нехитрого оборудования металл
расковывался, плющился, сгибался, растягивался, рассекался, сваривался.
Вплоть до XVIII века слесарных приёмов в кузнечном деле не применяли.
На территории России из всех промыслов наиболее широко был распространён
кузнечный. Каждый город имел по несколько кузниц, а иногда и великое
множество их, если под рукой имелись железные руды.
В архитектуре кованые изделия кузнечных дел мастеров встречаются очень
часто. В прошлом они были распространены довольно широко, и, прежде всего
на церквях, домах знати, промышленников, купцов, и на общественных зданиях.
Решётки балконов, ворот и калиток, оконные решётки и ограждения лестниц,
ограды и кронштейны были в основном кованными. Лёгкие и достаточно прочные
по сравнению с литыми, кованые решётки имели широкое применение ещё и
потому, что в силу распространения кузнечного дела, такие архитектурные
изделия, как, впрочем, и любые другие предметы и вещи (к примеру,
хозяйственно – бытового назначения), можно было изготовить и быстро, и без
особого труда.
И русский классицизм, и русский стиль, и русский модерн получили
отражение в архитектурных металлических изделиях.
К числу наиболее ранних кованых изделий относятся различные по назначению
ручки, засовы, петли, жиковины, которые со временем становились всё
разнообразнее по художественным формам, рисункам.



Широко использовалось кованое железо и на всевозможных решётках для окон
и полотнах для дверей амбаров и церквей. Кованые светцы, ухваты, кочерги и
другие необходимые в быту предметы и вещи в изобилии изготавливались
кузнецами не только для нужд горожан и окрестного населения, но и иногда на
вывоз за границу.
Двери в дом и ворота на усадьбу, участок человек украшал издревле и во
все времена. Особенно украшались ворота в город, в крепость и двери храмов
и богатых домов. Функциональное их назначение - прикрыть от недруга и от
непогоды - прозаично. Но с развитием художественного начала в человеке
неудержимо прорывается желание украсить окружающее, сработанное его руками,
и проявить своё художественное "я". И прежде всего это касалось вещей,
предметов быта, построек.
То, что сохранилось к нашему времени из архитектурно – утилитарных
кованых изделий, относится в основном к XIX веку, но встречаются изделия и
XVIII столетия. Из-за частых случаев пожаров менялось не одно поколение
деревянных построек, но очень часто металлические детали со сгоревшего дома
ещё долго служили человеку в новом строении. Уже изъеденные ржавчиной ручки
и запоры, жиковины и петли кузнечной работы на воротах и калитках старинных
построек привлекают внимание и необычностью очертаний, и в то же время
своей прочностью, и какой – то надёжностью.
Кованые ручки были чаще всего S – образной формы. Реже встречаются ручки
– кольца, которые ещё называют билами, так как такой ручкой можно стучать,
то есть бить в дверь.
Всего, конечно, осветить невозможно, потому что кузнечные изделия
применялись так широко, что, пожалуй, в стародавние времена трудно было
отыскать строение, где бы ни приложил руку кузнец. Архитектурные элементы и
детали из утилитарных изделий превратились в поистине художественные
украшения, где орнамент композиции кованого металла не только не отделим от
конструкции, а даже стремится подчинить её себе, включая в себя целиком.
И сама форма решёток или любых других изделий состоит из узора, где ритм
орнамента руководит, направляет изгибы железного прута или полосы,
заставляя их виться упругими завитками и спиралями.
Но и металл предъявляет свои требования к рисунку: свойства его, как
материала, диктуют свои условия. И их ковалю необходимо хорошо знать.
Только тогда и можно добиться подлинного успеха, когда в изделии найдут
воплощение и красота, и прочность, и соответствие своему назначению. К
этому и стремились мастера кузнечного ремесла.

4. ????ч ? ??™S??? ?? ??©???.

Этот вид обработки металла осуществляется с помощью различных формовочных
приспособлений, где из расплавленной жидкой металлической массы получают
необходимое изделие.
Существуют различные способы отливки вещей и предметов разных размеров.
Из них наиболее распространены отливка в земляные формы, по выплавляемым
моделям, в оболочковые формы, в металлические формы под давлением.
При первом способе по модели, которая может быть из гипса, дерева,
пластмассы или металла, из формовочной смеси готовят литейную форму,
которую и заполняют жидким металлом. При этом сама форма при извлечении
отливки разрушается, она используется только один раз. От свойств
формовочной земли – смеси песка и глины – зависит качество отливки.
Земляные формы готовят в специальных ящиках и опоках.
При втором способе модель, изготовленная из смеси парафина и стеарина (в
прошлом применяли воск), в жидком виде удаляется из формы, после чего
образовавшиеся пустоты заполняются расплавленным металлом.
При третьем оболочковые формы приготовляют из кварцевого песка и
пульвербакелита при температуре 350*, а после отливки разрушают.
Четвёртый способ, при литье в металлические формы, даёт очень чистую
поверхность отливки. И, несмотря на значительную трудоёмкость изготовления
формы – кокиля – он оказывается предпочтительней при массовом производстве.
При работе с легкоплавкими сплавами способ литья в кокили под давлением
широко распространён. Он обеспечивает высокую точность отливаемой детали и
минимально тонкие её стенки.



Литьё известно издревле. Поделки из серебра, бронзы и золота отливались
задолго до появления железа и ковки из него.
На Руси художественное литьё из цветных металлов получило развитие в VI
– VIII веках, а литьё из чугуна – только в первой половине XV века. В это
время появились чугунные пушки, украшенные орнаментом и надписями,
изображениями животных.
Но более широкое развитие художественное литьё из чугуна получило,
начиная с конца XVII столетия, когда стали широко использоваться рельефные
плиты на полах церквей и соборов, орнаментальные двери, надгробные плиты. К
этому периоду, например, относятся и плиты в полу трапезной Благовещенской
церкви близ Тульского кремля. Есть предположение, что эти плиты
первоначально находились в полу Успенского кремлёвского собора.
Парадным лестницам в особняках и общественных зданиях всегда придавалось
большое значение. По конструктивным признакам и материалам, из которых
изготовлялись, все лестницы условно можно разделить на три основных типа. К
первому можно отнести цельнометаллические, ко второму – бетоннокаменные, к
третьему – деревянные. В свою очередь каждый из этих типов имеет
разновидности.
Так, цельнометаллические лестницы с ходовой частью из литого чугуна
имели в ограждающей части не только литые элементы, но и кованные. Хотя
такие случаи крайне редки. Лестницы с каменными, что реже, и бетонными
ступенями имели и литые ограждения и кованные. Распространение получило и
совмещение кованых элементов ограждения с литыми опорными столбиками.
Деревянным лестницам, часто встречавшимся в жилых домах, владельцы которых
обладали небольшими возможностями, присущи как кованные, так и деревянные
ограждения, чаще в виде точёных на токарном станке фигурных балясин.

5. ?S??????®??S ??????S??S.

Особый интерес представляет декоративное оформление: литые прогоны с
рельефным растительным узором, ажур подступенков, рельефный орнамент
ступеней и площадок плит, фигурные столбики на поворотах, нарядные
элементы ограждения, масивные волюты прогонов. Орнаментальный узор прогонов
усиливает ритмику ступеней, дополняясь треугольной формой боковинками, под
ступеньками со сквозным усложнённого контура ажура. Рельефный рисунок на
рабочей, "лицевой" поверхности ступени композиционно вписан в орнаментную
рамку, где фоном для него служит рельефный сетчатый орнамент. Каждое малое
звено сетки орнамента – это небольшой ромбик, в котором заключено
крестообразное углубление.
Декоративно – художественное оформление сдержано, но одновременное и не
строго. Используются декоративные узоры растительного характера.
Повторяемость элементов даёт эффект ритма, художественной орнаментальности
и ажурности.
Узор решёток был симметричен, плотно заполнял пространство завитками и
спиралями. Использовалась другая композиция узора, где рисунок симметричен
двум осям: вертикальной и горизонтальной, от которой расходятся завитки,
сплетения, разветвления и спирали. И весь их узор как бы оторочен
декоративным обрамлением с рисунком из S – образных сопряжений, угловых
перекрещений, дугообразных элементов с завитками вовнутрь. Но в целом в
композиции прослеживаются вертикальные линии, что придаёт рисунку
определённую строгость в отличие от рисунка полукружия.
Тем не менее узоры разнообразны, что достигалось с помощью различных
комбинаций исходных элементов. Во многих узорах прослеживаются связи
кузнечного ремесла с народным искусством. Так, многие элементы орнаментики
встречаются в деревянной резьбе на домах.
6. ???????, ????S??? ? ??™??S??®S??? - ?????S??????S ??™S??? ?? ?????®?©
?S?????.

Существует несколько способов обработки листового металла: отрезка,
обрезка, вырубка, просечка, гибка, завивка и скручивание, а также формовка
и выколотка, чеканка и штамповка, басменная обработка и давильные работы на
станках. Кроме этого, бывает комбинированная обработка.
Любое изделие начинается с заготовки, а заготовка отделяется от листа с
помощью ручных или гильотинных ножниц. Этот процесс называется отрезкой.
Дальше идёт операция отделения от листовой заготовки, какой – либо фигуры
или фигурной заготовки. Это делается способом обрезки или вырубки по
шаблону или рисунку, нанесённому непосредственно на фигурную заготовку. В
тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами,
применяют зубильца, а затем дорабатывают контур напильником (надфилем).
Если же задуманный рисунок требует проработки внутренних отверстий в
заготовке, то это делается с помощью просечки зубильцами с прямым или
радиусным лезвием.
Вырубка или просечка – основные операции при изготовлении просечных
украшений из кровельного железа, которое используется в архитектурно –
декоративных изделиях. В таких архитектурных элементах, как свесы крыш и
коньковые гребни, дымники и водостоки, чаще применялась просечка, придающая
изделиям ажур, работающий на просвет, что для этих элементов очень важно.
Но наряду с просечкой иногда применялись, гибка, завивка и скручивание, а в
отдельных случаях и формовка – дифовка, чеканка и выколотка.
Техника просечки железа имела широкое и разнообразное применение и
применялась вместе с кузнечным мастерством. Происхождение этого способа
обработки металла связано с самым ранним периодом развития кузнечного и
слесарного ремесла и в значительной степени было обусловлено ограниченными
возможностями примитивного ремесленного производства.


В декоративном древнерусском искусстве просечный металл нашёл широкое
распространение. Этот вид художественной обработки металла и в дальнейшем
сохранил своё значение, при этом, конечно, совершенствовался, вырубка, и
просечка нередко дополнялись рельефным узором, чеканкой, которая в ряде
случаев становилась самостоятельным декоративным приёмом. При появлении
прокатного листового железа просечка не обходилась без обрезки с
применением ножниц. Этот приём дошёл и до наших дней.
Техника просечки проста. Для вырезания узора употребляются специальные
сечки наподобие долота и мелкие зубильца с рабочей поверхностью необходимых
форм. Используется плоский металл, чаще всего железо, латунь, красная медь.
Готовый узор воронили, лудили, покрывали позолотой.
В музеях представлено много прекрасных образцов изделий прикладного и
хозяйственно – бытового назначения, изготовленных в просечной технике:
украшения, бляхи, застёжки, ключевины, замки, ларцы, сундучки –
подголовники, осветительные приборы.
Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном
производстве, которое в XVII веке представляло собой особую отрасль.
В XVI – XVII веках просечным железом отделывались входные двери церквей.
Отдельные просечные детали украшали церковную утварь: паникадила, цепи,
светильники, хоругви, ажурные двери в алтари, алтарные преграды или их
отдельные детали. Но особенно широко в то время просечный металл
использовался в отделке верхней части зданий: коньков, свесов, карнизов.
Это явление связано с традицией украшения деревянных построек сквозными
резными узорами, где поначалу прототипом послужила резная доска,
прикрывавшая нижние концы кровельных балок под свесом кровли или торцы
обрешётки на фронтоне крыши.


В XVII – XVIII веках карнизные и коньковые подзоры становятся
распространённым и существенным элементом оформления каменной архитектуры.
Подлинные подзоры того времени теперь уже почти не сохранились, но в
большинстве случаев они возобновлены. Часто возобновление велось с
повторением старых образцов.
7. ????®??, ®????????, ?S????? ? ™??©?S ®?™? ?????®?? ® ?????S???????
??S?S????.

Дифовка, выколотка, чеканка и чеканка, – основные способы обработки
листового металла. При дифовке, концентрируя удары в определённых местах
листовой заготовки и применяя разнообразный подкладной инструмент, можно
получать изделия различной формы.
Основной инструмент при дифовке – разнообразные по материалу, массе и
форме молотки, а при выколотке – всевозможные опорные инструменты:
наковальни, шпераки, различные подкладки.
Для создания декоративных различных бытовых изделий (самовары, чайники,
кувшины), архитектурных элементов (шары, детали наверший, воронки
водостоков), скульптуры применяют выколотку по шаблонам или моделям.
По сравнению с дифовкой и выколоткой чеканка – более тонкий вид
обработки, применяемый при выделке высокохудожественных изделий, более
популярный. Этот вид обработки металла относится к одному из древнейших. Он
был известен в древнем Египте, античной Греции и Риме, с давних времён – в
Иране, Китае, Индии и Японии. В эпоху возрождения чеканка получила развитие
в странах западной Европы, на Руси – в домонгольский период и вновь
расцвела в искусстве XV – XVII веков. Дальнейшее развитие она получила в
XVIII и XIX столетиях и продолжает применяться и обогощаться в современном
декоративно – прикладном искусстве.
Чеканная техника обработки металлов охватывает широкий круг изделий,
отличающихся по художественному принципу: от плоскорельефных орнаментальных
до горельефных и круглых фигурных композиций, от двухмерных линейно –
графических, близких к гравировке, до трёхмерных объемно-скульптурных, от
миниатюрных ювелирных до монументальных многометровых, от простейших и до
высокохудожественных.

Художественная чеканка подразделяется на два основных вида, различающиеся
по технологии: по листу или литью или оброну. В первом случае из листа
создают новое художественное произведение: во втором – только выявляют и
завершают форму, ранее созданную скульптором и отлитую или вырезанную из
металла техникой оброна.
Суть чеканки заключается в обработке поверхности металла путём ударов
молотка по специальному инструменту – чекану. Чеканы различаются по форме
рабочего конца и назначению. В древней Руси чеканом назывался боевой
молоток, имеющий на конце острый шип. В современном понятии чекан – это
стальной стержень с рабочим концом – боем. Бои имеют самые разнообразные
формы. В арсенале современного чеканщика более 200 чеканов.
Украшения, выполненные в технике чеканки с привлечением других видов
формовки, прекрасно дополняют декоративный убор жилых домов, обогащая его и
вместе с тем придавая строениям отличительные черты, выделяя их из общей
массы застройки улицы, квартала, города.
Своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки является басменная
техника обработки металла.
Басма – тиснение тонкого листа на матрицах – начала применяться в русском
искусстве со второй половины XI века для отделки различных изделий:
иконостасов, окладов икон, рам, переплётов книг, ларцов, сундуков и т. п.
Вместо многократных ударов чеканом для придания необходимой формы
применялись фигурные чеканы – пуансоны, производящие тиснение. Одного удара
такого пуансона по тонкому листу было достаточно для придания металлу
соответствующей формы. Матрицы – басменные доски – являются дальнейшим
развитием техники тиснения. Они изготавливаются из медных сплавов или из
стали. На такую матрицу кладётся тонкий лист металла, сверху которого
помещается свинцовая листовая накладка. По свинцовой накладке наносятся
удары молотком или производится давление с помощью пресса.



Широко известен другой вид рельефной обработки листового металла –
металлопластика. При этой технике форма изделия, его рельеф выявляются,
лепятся путём плавных деформаций специальными инструментами, напоминающими
стеки скульптора. Художественные произведения, выполненные в технике
металлопластики, по своему виду напоминают чеканку из листового материала,
но это сходство только внешнее.
Металлопластика – один из древних приёмов обработки металла. Особенно
широкое распространение в России она имела в конце XIX – начале XX веков. В
этой технике изготавливались рамы, блюда, ковши, ларцы и т. п.
Металлопластика также применялась при отделке деревянной мебели и предметов
быта.
Всеми видами рельефной обработки листового металла прекрасно владели
многие русские мастеровые. Особенно широкое распространение чеканка, басма
и металлопластика имели в ремесленно – кустарном производстве, отличавшемся
низким уровнем технической оснащённости и высоким процентом ручного труда.
В самоварном, гармонном и других промыслах эти виды являлись основными при
отделке готовой продукции. Так, басменная техника широко использовалась при
изготовлении узорных и орнаментальных пластинок – накладок, которыми
декорировались деревянные части гармоник. До внедрения штампов при выделке
таких элементов самовара, как стенка - резервуар, в который наливается
вода для кипячения, применялась ковка (выколотка) заготовки на чугунной
болванке с последующим прочеканиванием всех рельефных декоративных узоров.
Это была одна из важнейших операций, от которой зависел в значительной мере
художественный облик самовара. Особенно ценились гранные самовары со
стенками сложных рисунков.



В архитектуре металлопластика и басма применялись в интерьере, в
основном, в отделке мебели, в то время как чеканка в сочетании с дифовкой и
выколоткой – в отделке дымников, воронок и водостоков. Во второй половине
XIX – начале XX веков при изготовлении фигурных воронок жестяных дел
мастера широко использовали технику чеканки в сочетании с просечкой.
Различные по формам, орнаментированные рельефным узором и просечным
ажуром вазы приёмных воронок украсили многие дома, как простого люда, так и
знати.
Мастера не скупились на фантазию.



Используемая литература:


1. В. В. Куликов "Ажур металла рукотворный".
2. В. Н. Ашкуров "Страницы Тульской старины".
3. А. П. Мардер "Металл в архитектуре".
4. К. А. Соловьёв "Тульский край".
5. З. И. Юсипов "Ручная ковка".




Реферат на тему: Художественная обработка металлов


Содержание.

Введение.
1. История развития искусства художественной обработки металлов.
2. Металлы используемые для художественной обработки.
А) Драгоценные металлы.
Б) Сплавы драгоценных металлов.
В) Цветные металлы.
Г) Сплавы цветных металлов.
Д) Другие металлы.
3. Декоративная обработка металлов.
А) Чеканка.
Б) Гравирование.
В) Эмалирование.
Г) Чернение.
Д) Другие способы обработки.
4. Техника филиграни.
5. Каслинское художественное литье.
6. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
7. Другие предприятия художественной обработки металла
А) "Северная чернь"
Б) "Павловский завод им. Кирова"

В) "Возрождение"

Г) "Метальная лавка"
Д) "Жестовская фабрика декоративных изделий"
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2



Введение.

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой
древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован его
красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и
блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в
сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых
видов народного художественного творчества.

Художественная обработка металлов – искусство малых форм. Благодаря
красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили
придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую
выразительность.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото,
затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия,
созданные мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и
предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало:
удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его
художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.

Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания
и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших
дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый
скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на
современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.


Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка,
чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других
приемы.



1. История развития искусства художественной обработки металлов.

Художественная обработка металлов на территории России возникла с
незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов на Руси
были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество,
Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга,
Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.

Мастера Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой
и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы,
которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы –
драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера,
полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча,
подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре
успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка,
резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованные
растительные формы.

Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую
природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII веков, хотя их
форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни и быта русских
людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени,
чем раньше, отражали характерные черты своего времени (значительно меньше
вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание).

Новых высот художественная обработка металлов достигла в XVIII, XIX
веках. Необходимо отметить, что до XVII века оно развивалось своими,
особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества
мастеров других стран. Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX века
эволюции русского искусства присущи те же стилевые закономерности, что и
западноевропейскому. В это время приобретает широкую известность
самобытное искусство филиграни красносельских мастеров. Примерно в те же
годы внедряются механические способы обработки металлов: кованное серебро
заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке,
находит применение гальваническое золочение. Эти первые предприятия и
первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда
труд мастера-одиночки постепенно был заменен механизированным, а в
дальнейшем – промышленным производством.

Начало советского периода художественной обработки металлов
относится к 1923 году, когда при Наркомфине было организовано Московское
товарищество. Используя опыт и достижения мастеров предшествующих
поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий,
получивших мировую известность, в том числе такие произведения
монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и
самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе
центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт-
Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий
Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстера, Красное-на-Воге, Кубачи.


2. Металлы используемые для художественной обработки.

А) Драгоценные металлы.


Золото – металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий,
ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной
3,5 км); химически очень стойкий. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с
другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения
ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении
недрагоценных металлов. З счет введения в сплавы специальных легирующих
добавок получают золото белого. Желтого. Красного, зеленого, розового и
даже черного и голубого цвета. Золото применяют в сочетании с платиной,
серебром. Титаном. Черным деревом.


Серебро – металл блестяще – белого цвета с очень высокой отражательной
способностью (95%), тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется,
режется. Скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025мм и
вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во
влажной среде.
В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных
металлов. Чаще всего серебро применяют в сплаве с медью, а также в
сочетании с золотом, эмалью, чернью.

Платина – металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по
твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке,
штамповке, волочению.
Кроме перечисленных основных металлов используют: палладий, родий,
рутений, иридий, осмий.


Б) Сплавы драгоценных металлов.

Применение драгоценных металлов в чистом виде не всегда
целесообразно из-за их дороговизны, недостаточной твердости и
износостойкости, поэтому чаще используют сплавы этих металлов.

Серебро в составе сплава придает ему пластичность, мягкость,
ковкость, понижает температуру плавления.
Медь – увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость,
тягучесть. Пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко красного.
Палладий повышает температуру плавления сплава. Обеспечивает пластичность
и ковкость, прибавка палладия окрашивает слиток в бурый или белый цвет.
Никель придает ковкость, пластичность, твердость. Повышает литейные
качества, меняет цвет сплава на бледно-желтый.
Цинк делает сплав твердым, хрупким, повышает текучесть, понижает
температуру плавления.
Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражающую способность,
повышает коррозийную стойкость.
Платина повышает упругость сплава и температуру его плавления, придает
сплаву белый цвет.

В) Цветные металлы.

Медь - металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий,
легко поддается обработке давлением. Медь хорошо шлифуется и полируется, но
быстро теряет блеск, ее затруднительно сверлить, точить, фрезеровать. Медь
чаще всего применяется для чеканки и изготовления филигранных украшений.
Кроме меди используют цинк, олово, свинец, кадмий, никель.

Г) Сплавы цветных металлов.

Бронза – сплав на основе меди, главными компонентами которого являются
олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Бронза широко применяется в
художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
Латунь – сплав меди с цинком. Латунь легко поддается пластической
деформации, обработке давлением и резанием.
Мельхиор – пластичный и прочный сплав меди с 20% никеля, обладает красивым
серебристым цветом, легко чеканится, штампуется, режется, полируется.
Нейзильбер – сплав меди с 20% цинка и 15% никеля; отличается высокой
пластичностью, тягучестью и коррозионной стойкостью.

Д) Другие металлы.

Кроме перечисленных металлов используются также: чугун, сталь, титан,
тантал, ниобий.


3. Декоративная обработка металлов.

Декоративная обработка металлов может осуществляться механическим
способом (чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий
(эмалированием, чернением, оксидированием, золочением, серебрением,
родированием)

А) Чеканка.

Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством
холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов ,
называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В
качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь,
мельхиор, алюминий.

Б) Гравирование.

Издавна гравирование считалось одним из распространенных методов
декоративной обработки металлов. Сущность процесса заключается в вырезании
на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание
производят специальным инструментом – штихелями.

В) Эмалирование.

Искусство нанесения эмали известно со времени древнего Египта и всегда
требовало исключительного мастерства и высокой профессиональной культуры.
Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда
держались в секрете.

Эмаль представляет собой легкоплавкое сложное стекло сложного
состава, предназначенное для наплавления на металл. Цвет эмалей – самый
разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих
красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные.

Г) Чернение.

Чернение как один из видов декоративной обработки металлов применяют с
давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны при
раскопках курганов Северного Причерноморья, относятся к V – III векам до
нашей эры. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные
участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни. Чернью украшают
изделия из золота и серебра, сплавов меди


Д) Другие способы обработки.

Оксидирование – предназначено для защиты от потускнения. Сущность
процесса заключается в нанесении на поверхность изделия химически стойкой
защитной пленки.
Процесс гальванического покрытия – представляет собой осаждение одного
металла на другой в среде электролита. Цель таких покрытий – придать
изделиям определенный декоративный вид, повысить их механические
характеристики.


4. Техника филиграни.

В художественной обработке металлов особое место занимает техника
филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать), которая состоит в
образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой
проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного
узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения,
елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются
при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой
металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные
ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему
изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра,
платины, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетается
с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань –
это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком.
Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая
филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и
фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

5. Каслинское художественное литье.

Уникальное искусство старинного художественного литья из чугуна
возникло на Горнозаводском Урале в середине XVIII века. В 1747
г. на берегу озера Касли был основан небольшой чугуноплавильный
и железоделательный завод. В 1752 г. первый владелец завода
купец Яков Коробков продал его Никите Демидову, который гордился
своим заводом и заботился о его развитии. Каслинский чугун,
выплавляемый на древесном угле, был великолепен: пластичный,
податливый, свободно заполняющий любую сложнейшую форму.

Рукотворное искусство формовщиков и чеканщиков принесли заводу
широкую известность и признание. Творческое начало, заложенное в натуре
русского человека, побуждало каслинских литейщиков создавать фигурные
изделия, сначала простые - посуду, затем более сложные - детские игрушки,
фигурки лесных зверей. Первые художественные изделия из чугуна отлил в
начале XIX века литейщик Никита Тепляков.

Постепенно на заводе сформировались целые династии потомственных
каслинцев - литейщиков, формовщиков, чеканщиков, которые к началу XIX века
практически могли воспроизвести в чугуне любую, самую причудливую форму.
Каслинское литье - это своеобразный сложный синтез профессионального
искусства и народного творчества, искусства промышленного и уникального.
Бронзовую модель - создание скульптора-профессионала - формовщики и
чеканщики переводят в чугун, отделывают, добиваясь высокого художественного
совершенства, сохраняя все особенности пластического языка и творческой
индивидуальности автора. Эти каслинские, в основном народные мастера, по
сути дела настоящие соавторы скульптора-профессионала, сумели довести
чугунное литье до высокого художественного совершенства, обогащая
технологические процессы новыми находками, внося в них артистизм и
вдохновение.


Ровный, чуть поблескивающий на выступах, бархатистый и глубокий в тенях,
классический черный цвет каслинского чугунного литья придает ему
необычайную художественную законченность и выразительность, делая четкими
пластические объемы, подчеркивая хрупкость и изящество узорных отливок.
К 60-м годам прошлого века завод выпускал огромное количество
поразительных по своему разнообразию изделий: архитектурное литье (решетки,
надгробия, памятники), станковую скульптуру (портреты, многофигурные
композиции), так называемое "кабинетное литье" (полочки, шкатулки, рамочки,
письменные приборы, декоративные тарелки и т.п.). В каталоге 1913 г. в
Санкт-Петербурге значится до 750 наименований изделий.

В фондовом собрании музея хорошо представлены образцы утилитарного литья -
рамочки для фотографий, подчасники, письменные приборы, отличающиеся
высоким художественным качеством.
На протяжении всего прошлого века каслинское чугунное литье было тесно
связано с русской реалистической скульптурой. Петербургские и московские
скульпторы-профессионалы создавали модели для Каслей. Произведения
талантливейших скульпторов М.Канаева, П.Клодта, Н.Баха, Е.Лансере, А.Обера,
Н.Либериха, отлитые в чугуне, оказали решающее влияние на формирование
пластических принципов и специфического круга сюжетов Каслинского
художественного литья, важное место в котором принадлежит анималистической
скульптуре.


Петр Клодт, прославленный мастер монументальной скульптуры, автор
знаменитых конных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, сказал новое
слово и в области малой станковой пластики. Его произведения отливались в
Каслях на протяжении десятков лет и стали классическими образцами
каслинского литья вплоть до наших дней. На заводе были отлиты более
двадцати произведений П.Клодта. В собрании музея имеется скульптурная
группа, моделью для которой послужила знаменитая композиция П.Клодта
"Лошадь с жеребенком", выполненная скульптором в 1840 году и идеально
демонстрирующая художественные возможности чугуна, позволяющего с ювелирной
точностью передавать все детали форм.
Выдающийся мастер скульптуры малых форм, мастер жанрово-бытовой пластики
с ее повествовательностью, тщательной проработкой фактуры, Евгений Лансере
также оказал огромное влияние на сложение стиля, круга тем и образов
каслинского литья. В собрание музея входит его прославленное произведение,
известное в нескольких вариантах "Прощание казака с казачкой", выполненное
скульптором в 1878 г., поразительное по композиционной слаженности,
свежести и оригинальности решения.
Скульптурную группу "Лев Толстой на пашне" из фондов музея можно
предположительно отнести к малой бытовой пластике Е.Лансере: эта
композиция очень близка по стилю и всем деталям его известному
произведению 1877 г. "Конец борозды".
В коллекции Каслинского литья музея хранятся произведения
известного отечественного скульптора Н.Либериха, лучшее из
которых "Крестьянка на лошади", замечательное по выразительности
силуэта, точности строгой пластики и естественности движений.
Работы выдающихся русских и зарубежных скульпторов, отлитые в
Каслях, получили самую широкую популярность в России и Европе,
например, статуэтка французского художника Готье "Дон Кихот",
которая также входит в нашу коллекцию.


6. Казаковское предприятие художественных металоизделий.

Долгое время в Нижегородской области, богатой народными
промыслами, не было не одного ювелирного. Медные посеребренные поделки,
бубенчики, пуговицы, пряжи, крестики производили в селе Безводном на Волге,
но техника но техника изготовления была трудоемкой. В то же время древнюю
технику финифти освоили в Понетаевском монастыре. Заслуга возрождения
техники филиграни в Нижегородской области принадлежит выпускницы
Красносельской профтехшколы О.И.Таракановой. В 1939 году в селе Казаково ,
одном из центров Павловского металического района Нижегородской области на
базе артели создается первое производство филигранных изделий. Уже в 1950гг
в продукции предприятия филигрань занимает первое место. В 1960-1970 гг в
сотрудничестве со специалистами Научно-исследовательского института
художественных промыслов мастера предприятия разработали широкий
ассортимент филигранных изделий , включавших на ряду с ювелирными
украшениями такие бытовые предметы, как подстаканники, конфетницы, вазочки
и др. Филигранная техника казаковцев обрела стилистическую определенность,
она отличается богатством и свреобразием орнаментальных мотивов, среди
которых преобладают узоры сложных очертаний, они создают четко читающийся
изящный орнамент. Характерным элементом казаковской филиграни является ,
так называемая ,*завивка*, моточек уплощенной проволоки, витки которой
образуют эффектные сочетания прозрачных просветоа и глухих уплотнений.

В более крупных изделиях плоскость ажурного узора нередко членится
зигзагообразными полосками скани, образующими четкий геометрический узор.
Изделия казаковских мастеров экспонируются на Всероссийских выставках и
отмеченны многими наградами.

В этом разделе музея , кроме филиграни , так же представлены образцы
изделий, сделанных в технике холодной и горячей эмали, их объединяет
сходная техника производства . Из уплощенной медной проволоки * скани*
скручеваются элементы орнамента геометрической или растительной формы,
затем все это приклеивается или припаевается на медной , золотой,
серебряной и ,в редких случаях ,латунной основе фоне.

В случае с горячей эмалью процесс продолжается, на подготовленный фон
накладывается эмаль легкоплавкое стекло и обжигается в печах при высоких
температурах.


7. Другие предприятия художественной обработки металла


«Северная чернь»

«Павловский завод им. Кирова»
«Возрождение»

Декоративная роспись на металле

"Метальная лавка"

"Жестовская фабрика декоративных изделий"


А) "Северная чернь"

Уникальный народный художественный промысел изготовления серебряных
изделий возник в городе Великий Устюг во второй половине XVII века. Долгие
годы секреты мастерства передавались по наследству.


Лишь в конце 80-х годов прошлого столетия знаменитый устюжский
мастер М. И. Кошков раскрыл тайны своего искусства племяннику М. П.
Чиркову, который в 1934 году передал секрет черневого сплава промысловой
артели. Позже на базе артели был создан завод "Северная чернь". Умельцы
завода "Северная чернь" берегут и развивают традиции древнего мастерства,
создают подлинные шедевры ювелирного искусства. Безупречная форма,
строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с золотым декоративным
покрытием делают устюжские украшения и предметы сервировки стола благородно
нарядными.

Разнообразный ассортимент завода "Северная чернь" постоянно
пополняется новыми образцами. Они отличаются простотой и лаконичностью
формы, строгим силуэтом и филигранностью отделки. На каждый предмет мастера
наносят сложный черневой рисунок с разгравировкой и узоры, заимствованные
из древнерусской графики. В сюжетах используются народные, былинно-
сказочные мотивы, национальные и цветочные орнаменты.

Серебряные черневые изделия, изготовленные специалистами Великого Устюга,
удостаивались высоких наград на выставках в Москве, Лондоне, Париже и
других городах мира.


Б) "Павловский завод им. Кирова"

Предприятие создано в 1994 году и является специализированным
производством России по выпуску столовых приборов из нержавеющей стали —
ложек, вилок, ножей и буфетных принадлежностей с художественной росписью и
чеканкой, декоративным покрытием "под золото".

Мастера промысла бережно относятся к традициям художественной
обработки металла, зародившимся в Павлово-на-Оке в XVI веке.

Художественные изделия изящных форм, выполненные из стали высокого
качества, неоднократно экспонировались на отечественных и международных
выставках и ярмарках.


В) "Возрождение"


АО "Возрождение", созданное в 1991 году, восстанавливает утраченные
традиционные техники и технологии тульских художественных ремесел, обучает
талантливую молодежь секретам мастерства в школе, организованной при
акционерном обществе.

Мастерами промысла возрождены технологии глубокой и тонкой гравировки,
золочения, огранки стали «под алмаз», изготовления изделий из дамасской
стали, прославивших тульских оружейников. При изготовлении и художественной
отделке охотничьего оружия используются благородные металлы.

Промысел выпускает высокохудожественные комплекты охотничьего оружия в
авторском исполнении (в комплект входят футляр, ружье, нож, шомпол).
Возглавляет эту работу мастер с мировым именем И. В. Щербино.

Произведения промысла пользуются неизменным успехом на специализированных
отечественных и международных выставках-ярмарках.

Г) "Метальная лавка"

Нижний Тагил, отметивший 275-летие со дня основания, является родиной
промысла лакирования и росписи металлических подносов, столиков, шкатулок,
кувшинов. Во многом утраченные традиции старых уральских умельцев,
оживлявших металл своей росписью, успешно пытается восстановить новое
поколение мастеров.

ТОО "Метальная лавка" создано в 1993 году на базе артели "Металлист",
существовавшей с 1931 года. Предприятие выпускает металлические подносы с
декоративной ручной росписью.


Изделия промысла знамениты искусно выполненными небольшими букетами
из розеток цветов и листьев, необычным фоном — цветным или "под черепашку",
"под малахит", особой росписью масляными красками с ярким цветным
подмалевком цветочных форм и моделированием их цветными и белильными
разживками, а также "золотыми" орнаментами.

Уральские подносы неоднократно экспонировались на отечественных и
международных выставках, удостаивались дипломов и медалей. Лучшие образцы
хранятся в крупных музеях страны.



Д) "Жестовская фабрика декоративных изделий"

Жостово Мытищинского района Московской области — центр прославленного
русского художественного промысла, возникшего в 1825 году на основе
производства лаковых изделий из папье-маше и лакированных железных подносов
с сюжетной и цветочной росписью.

Обаяние искусства Жостова — в искренности и непосредственности
содержания, выразительности художественных приемов. Для жостовских мастеров
характерно умение находить удачное цветовое решение и точные средства
декоративного языка для отображения природы, успешно сочетать отдельные
детали живописи друг с другом и роспись подноса с его формой.

В качестве сюжетов мастера используют натюрморты, пейзажи, образы
сказочных персонажей и, конечно, русской тройки. Однако визитной карточкой
жостовской росписи остается букет. Реально существующие и рожденные
фантазией художника цветы собираются в букеты или располагаются венками и
гирляндами на черном лаковом, цветном металлизированном или перламутровом
фоне. Роспись создается как блестящая импровизация на цветочные мотивы,
поэтому повтор или стандартизация исключаются.

На промысле работают потомственные мастера, семейные династии, есть свои
формы обучения преемственности художественного ремесла.

Указом Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 года промысел
включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия
народов Российской Федерации.


Заключение.

Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь
развития и, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает
ражвиваться в современнйх условиях.Мастерами художественной обработки
металлов созданы создано множество произведений вошедших в духовную
сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее
сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимания людьми
красоты.



Список литературы.

1. Народы России. Энциклопедия. Гл. ред. В.А.Тишков. М., Научное
издательство "Большая Российская Энциклопедия", 1994. С. 304.

2. Флеров А.В. Материаловедение и технологоя художественной обработки
металлов. М.: Высш.шк., 1981.


3. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование. Л.:
Машиностроение,1984.

4. Постникова-Лосева М.М. и др. Золотое и зеребряное дело XV-XX вв. М.:
Наука, 1983.

5. Федотов А.И., Улановский О.О. Граверное дело. Л.:Машиностроение, 1981.

6. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений,
Л.:Политехника, 1991



Приложение 1. Художественное Каслинское литье
|[pic] |[pic] |[pic] |
|[pic] |[pic] |[pic] |
|[pic] |[pic] | |



Приложение 2.
|[pic] |[pic] |[pic] |
| |Северная чернь |Павловский завод |
|Казаковское предприятие | | |
|художественных | | |
|металоизделий | | |
| | | |
| | | |
| | | |
|[pic] |[pic] | |
| | | |
|Метальная лавка |Жестовские изделия | |







Новинки рефератов ::

Реферат: Немецкая диаспора в России (История)


Реферат: Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (Право)


Реферат: Буковина - історичний огляд (История)


Реферат: Социальное познание личности (Социология)


Реферат: Пути повышения эффективности образования (Педагогика)


Реферат: Азот (Химия)


Реферат: Договор хранения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Концепция естествознания (Естествознание)


Реферат: Нормы международного права (Международное публичное право)


Реферат: Оборона Ленинграда (История)


Реферат: Расчет процесса конвективной сушки сыпучего материала в барабанной, вращающейся сушилке (Строительство)


Реферат: Развитие исследований полупроводников (Радиоэлектроника)


Реферат: Биография и творчество Булгакова (Литература : русская)


Реферат: Методы формирования кадрового состава (Менеджмент)


Реферат: Коммерческий кредит (Деньги и кредит)


Реферат: Общие положения подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Виды подходов в Ассоцианизме (Психология)


Реферат: Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований (Социология)


Реферат: Рабовласницькі державні утворення на території північного причорноморя (Государство и право)


Реферат: Социологический анализ межнациональных отношений (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист