GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Способности детей в младшем школьном возрасте (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Способности детей в младшем школьном возрасте (Педагогика)



Домашнее сочинение проведено 11 марта 1997 года во 2-б классе

ЭШК №18.

Тема: Сказка о весне.

Тексты сочинений.


Сказка про бычка.

Жил-был бычок - красный бочок. Он очень любил помогать людям. Он был
красный с белыми пятнышками. У него на шее были колокольчики и золотые
рожки. Однажды он был в лесу и гулял. Он увидел дракончика и испугался, но
дракончик не причинил ему вреда. Они подружились. И всегда помогали всем в
беде.
Бабушкина
Екатерина.
_______________

Жил-был маленький лесовичок. Был он с ноготок, а борода в два раза
больше. И рассказывает он вам свою историю. Шел он однажды по лесу и увидел
цветок, да не простой, а волшебный. Первые четыре лепестка были красные и
обозначали молодость, а другие были синими и обозначали старость. Шел он,
шел, да и увидел стариков, так ему и захотелось узнать, о чем они говорят.
Съел синий лепесток и стал старым, а узнал он о том, что только мальчик
лесовичок в красном кафтанчике может взять в пещере драконов алый цветок.
Тут он вспомнил, что у него есть красный лепесток. Съел красный лепесток и
стал мальчиком. Он пошел домой и одел красный кафтан. Потом он побежал к
пещере. Драконов в это время не было. Он залез на стол и взял цветок. В
этом цветке лежкала кувшинка с прекрасной молодостью. Он выпил житкость.
Сейчас он живет молодым, красивым и здоровым. Вот такая история лесовичка.

Буйлина Елена.
_______________

Про бабочку Майю.
Жила-была бабочка. Звали ее Майя. Жила она в саду в хрустальном
замке.У нее был сын Джек и дочка Уля. Однажды летала бабочка в саду. А в
саду в это время играл с сачком мальчик Витя. Вот он поймал бабочку и
посадил ее в баночку. Бабочка начала просить, чтобы он отпустил ее. И она
рассказывала о своей жизни, что унее есть сын и дочка, что она должна
опылять цветы, а иначе они погибнут. Хотя Витя был жестоким человеком, он
даже заплакал над бабочкой и отпустил ее.

_______________


Необыкновенная история.
Жил-был один мальчик. Звали его Вася. Однажды он встал рано утром, ему
нечего было делать, и он решил идти на рыбалку. Он взял наживку, удочку,
кусок хлеба и пошел на речку.
Вася добрался до реки еще до восхода солнца. Он нацепил наживку и
забросил удочку. К нему пришел какой-то дедушка и стал ловить рыбу. Дедушка
сказал Васе, что с ним был такой случай, и он стал рассказывать такую
историю. Как-то раз он пришел на рыбалку и стал ловить рыбу. Когда
заклевало, он вытащил большую рыбу. Она весила 4 кг. Когда он пришел домой,
то захотел сварить, но она не помещалась в кастрюлю, и тогда он порезал
еена куски и варил. Вот такая история, а в тот день они ушли домой не с
чем.
Протасов
Саша.
_______________

Жил-был король. Как-то раз он захотел объехать все свои владения.
Зовет свою жену. И говорит: “Ты приглядывай за всем хозяйством”. И поехал
осматривать свои владения. Однажды король захотел попить, а у них все
запасы воды кончились. Позвал он к себе слугу, попроси, чтобы ему дали
попить. Приходит слуга к королю и говорит: “Все запасы пресной воды
выпили”. Рассердился король.”Я сам поеду за водой”. Одъехал почти что все,
а колодца не нашел. Едет, едет с надеждой увидеть колодец. Заехал в
глубокую чащу леса и видит колодец стоит. Напился он этой водой. И
довольный вскочил на коня. Поехал он за слугами и стал продолжать смотреть
свои владения. Король не знал, что эта вода была живая и дающая силу.
Утамкулов
Ренат.
_______________

Маленькая синичка.
Жила-была маленькая синичка. И скорей хотелось ей увидеть весну.
Первую весну в своей жизни. Спрашивает она свою маму:
- Мама, а скоро будет весна?
- Скоро,- ответила ей мама.
- А скоро прилетят наши друзья птицы, которые на зиму улетают в теплые
края?- спросила любопытная синичка маму.
- Когда лучики солнца будут греть, тогда они и начнут прилетать.
Замечталась синичка о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до
нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла
весна!”

Шагиной Ольги.
_______________


Сказка про медвежонка пуха.
Жил-был однажды в дремучем лесу медвежонок Пух со своей мамой. Всю
зиму они прспали в теплой и уютной берлоге, но вот наступила весна. От
звонкой и веселой капели медвежонок проснулся. Ему захотелось вскочить и
побежать на улицу. Но мама погладила его по спинке и велела спать дальше.
Прошел еще месяц, в лесу потекли ручейки, в берлоге стало сыро. Медведица и
Пух проснулись вместе и вышли из берлоги. А в лесу так хорошо! Поют птицы,
светит солнце!
Вафина
Динара.
_______________

Жил-был динозаврик трицератопс. Он был травоядный динозаврик.
Как-то раз он ушел в хищный лес. Его называли так, потому что там жили
хищные динозавры. Когда он шел, на него напал хищный динозавр, его звали
церитозавр. Трицератопсу помогли прицератопсы - это большие динозавры.
Однажды он упал в пропасть , иему помог его новый друг хасмозавр.

Гарбулин Дмитрий.
_______________

Сказка про Ивана.
Жил-был царь. Было у него три сына. Первого сына звали Вслав, второго
сына звали Василий, А третьего сына звали Иваном. Пошли один раз братья на
охоту. Первый сын убил зайца, Второй лису убил, а третий медведя убил.
Подходят братья к отцу своему, и говорит царь: “Вы братья учитесь стрелять,
а Иван на праздник пойдет.”

Дрягин Андрей.
_______________

Друзья Март, Апрель и Май.
Жили три друга, которые очень любилю друг друга. Жили они в общем
трехэтажном доме: Март на первом этаже, Апрель на втором, а Март на третьем
жтаже. Всем это очень нравилось, потому что их оберегала Весна - их общий
дом.
И вот однажды у Марта был день рождения, и все прекрасно провели
время.

Бондарев Саша.
_______________

Жили две лисицы на краю опушки и завели разговор.
- Я хитрее тебя и ловчее.
- Нет, я хитрее тебя.
Так и кончился первый день. Начался второй день и уже дрегой разговор.
- Я тебя больше и мне можно все делать, а тебе нельзя.
- Нет, можно мне.
- Вот видишь, сама сказала только что “можна”, а надо писать “можно”,
значит ты еще маленькая.

Козловой Полины.
_______________

Ласточка.
Жила-была ласточка. Всю зиму она провела в теплых краях. Пришла весна.
Она вернулась на Родину. Нашла прежнее гнездо, поправила его, отложила
яички и начала высиживать птенцов. Ласточка улетела искать червяков. В это
время кот забрался на крышу и начал подкрадываться к гнезду. Ласточка
вернулась и видит, что кот хочет съесть птенчиков. Она набросилась на него,
начала бить его крыльями, клевать клювом. И кот свалился на землю. С тех
пор ласточка вместе с птенцами жила счастливо.
Емельянов
Роман.
_______________

Сказка.
Жил-был как-то раз однажды месяц Май. Май был такой: теплым, зеленым,
певчим, как настоящее лето. Солнышко всегда было ярким. Не было никаких уже
морозов, никакого снега. А небо было такое голубое, такое красивое, как
картина. А ночью так было красиво, красиво! Звезды были ярко-белые. И
вообще сказать, было и днем и ночью очень красиво.

Липатникова Валентина.
_______________

Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про
храбрый Бленд-а-мед.
Жил-был маленький Зубик. Как-то раз пошел он в лес прогуляться. И
вдруг к нему навстречу идет страшный Кариес. Зубик очень испугался, а
Кариес подходил все ближе и ближе. И только Кариес собрался напасть на
Зубик, как из-за кустов вышел храбрый Бленд-а-мед. И Кариес, увидев его,
испугался и убежал прочь. И теперь всегда в трудную минуту храбрый Бленд-а-
мед защищает Зубик от страшного Кариеса.
Бародай
Кристина.

_______________


Грач.
Жил-был грач. Ел он личинок, червяков. Не даром, когда грача увидят,
говорят:”Грач прилетел и весну на крыльях принес”. Значит грач безобиден и
помогае людям радоваться.
Мне кажется, что раньше грачи были зимними птицами. Однажды им стало
холодно и голодно. Как-то раз они решили лететь на юг, а возвратились
только весной. Так все время они теперь зимой улетают на юг, а возвращаются
весной.

Васильева Настя.
_______________

Сказка про деревянного крокодила.
Жил-был деревянный крокодил. Все дети любили играть с ним. Однажды я
повстречал его и мне стало грустно. Тогда я взял свою волшебную палочку и
оживил его. Деревянному крокодилу стало весело и он пробежался по песочному
замку. Потом проглатил плюшевого медвежонка и заводного лягушонка. Ему
показалось этого мало и он полез за забор. Ах, вот ты какой!- подумал я и
превратил его в деревянного крокодила. Он смотрел на меня, и из глаз капили
нарисованные слезы, но больше ему никто не верил.

Винокуров Вадим.
_______________


Классное сочинение (2 часа) проведено 11 апреля 1997 года во 2-б
классе ЭШК №18.

Тема: Письмо из будущего.

Тексты сочинений.

_______________



Здравствуйте, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна. Вы не болеете
ли? Если заболели, не дай бог, тогда побыстрее выздоравливайте.

Я работаю два года милиционером, а сейчас мне 24 года. Работаю я
хорошо. Начальник у нас хороший. Зарплату дают вовремя, не задерживают.

Саша Бондарев сейчас в Америке или в США. Андрей прыгнул с парашютом.
Парикмахер Бусыгин Артем постриг за 2 года 10000 человек. Космонавт
Протасов Саша пролетал над планетами Марс, Венера, Юпитер, Плутон, Сатурн,
Земля. Так я заканчиваю свое письмо.

До свидания, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна.

Утамкулов Ренат.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна! Сейчас я уже вырос и стал
художником. Написал картины “Северное сияние”, “Заход солнца в Африке”.

Вчера мой друг Дмитрий Уехал в кругосветное путешествие. Когда он
вернется, я решил сделать ему небольшой подарок. Я пишу картину “Капитан
кругосветного путешествия”. Мой друг и ваш ученик Глеб стал ученым. С
помощью мутации он вывел новое животное - паук-макака-попугай. Надеюсь он
сможет укротить его.

Уважаемая Надежда Анатольевна, желаю Вам никогда не болеть, жить
счастливо и богато.

С горячим приветом ваш ученик Артем Гомзяков.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна.

Я работаю в налоговой инспекции. Мне уже 26 лет. Дела на работе пока
нормально. У меня двое детей Леша и Валя. Муж у меня очень добрый, его
зовут Василий. Он уводит Валю в садик, а я увожу Лешу в школу. Мыживем
хорошо.

А теперь об одноклассниках. Шутылев Антон уже работает на заводе. С
Романовой Анной, с Беломестовой Анастасией я не рассталась. Почти каждый
день мы ходим в магазин все вместе.

До свидания, ваша ученица Лоскутова Катя.

_______________



Здравствуйте, уважаемая и любимая Надежда Анатольевна. Вам пишет
Емельянов Роман.

Уже два года я учу детей плаванию. Некоторые дети уже научились
плавать и прыгают с вышки.

Мой друг Краев Дмитрий. Он очень любит море, океаны и озера. Он стал
капитаном корабля “Волна”.

До свидания, дорогая Надежда Анатольевна.

Емельянов
Роман.

_______________



Уважаемая Надежда Анатольевна, пишет Вам Козлова Полина. Как Ваши
дела? А здоровье? Вы еще работаете?

Я уже два года работаю тренером по баскетболу. У меня один ребенок,
ему шесть лет, он в следующем году пойдет в школу. Я зарабатываю хорошую
зарплату.

Моя одноклассница хочет стать тренером. У неё два ребенка: девочка
Марина, а мальчик Саша. Девочке - 10 лет, а Саше - 13 лет.

Надажда Анатольевна, надеюсь мое письмо понравилось, жду писем.

До свидания.

Козлова
Полина.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как у Вас дела? Это пишет
Вам Маша.

Я работаю в школе в начальных классах. У меня трое детей: две девочки
- близняшки и один мальчик. Их зовут Марина и Юля, Саша. Марине и Юле по
шесть месяцев, а Саше четыре года. Он ходит в садик. Мужу у меня 25 лет, а
мне 24 года. Он работает военным.

В доме, в котором я живу, есть соседка Вафина Динара. У нас
четырехкомнатная квартира. Мы с соседкой очень часто видимся. У неё все
хорошо.

У Динары двое детей, Зовут их Олег и Оля. Муж у неё хороший. И живут
они очень хорошо.

Вот и все, Надежда Анатольевна. Вот так мы живем.

Крючкова
Мария.

_______________



Уважаемая Надежда Анатольевна. Письмо пишет Никита. Яхочу рассказать
Вам о себе...

Я хочу поступить в военное училище, потому что папа заранее сказал,
что если у него будет сын, то он меня отправит в военное училище. Но теперь
у меня это мечта.

У меня есть хороший друг по имени Рома Емельянов. Однажды я захотел
булку, а у него была она. Я попросил у него и он мне дал.

Вот так мое письмо кончается, но потом я еще раз напишу про свою
жизнь.

Киселев
Никита.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как Вы поживаете, как Ваше
здоровье? Сколько лет мы с Вами не виделись, но я думаю, Вы не сколько не
изменились.

Я уже три года работаю ветеринаром - лечу животных. Однажды я спсла
одну собаку, которую переехала машина, и вообще, таких случаев было много ,
но не таких серьезных. Я вышла замуж за красивого, умного и милого
человека, как я и мечтала, его зовет Игорь. У меня есть две собаки и дочка,
ее зовут Надежда. Я назвала ее в честь Вас, потому что я Вас очень люблю,
и она такая же красивая, как Вы.

Мы дружим и встречаемся с Динарой Вафиной. Динара работает учителем по
музыке - учит играть детей на фортепиано. Она вышла замуж. Мужа зовут также
Игорь. У нее двое детей: девочку зовут Ольга, амальчика Олег.

Пишите, дорогая Надежда Анатольевна, я Вас никогда не забуду и всегда
буду любить.

Ваша ученица Шагина Ольга.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как у Вас идут дела?

Я живу очень хорошо. У меня трехкомнатная квартира, двое детей,
мальчик и девочка. Оля и Олег.

Муж очень добрый, работящий. Живу я в девятиэтажном доме. Соседка моя
Ольга Васильевна.

Она живет рядом со мною. У Ольги дела тоже очень хорошие. Она работает
учительницей по музыке на фортепиано. Муж у неё работает целыми днями. У
неё есть дочка.

Ну вот и все, новостей больше нет. Вы тоже пишите о себе.

Ваша ученица Динара Вафина.

_______________



Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Вы меня не забыли?

Это я - Бусыгин Артем. Я уже четвертый год парикмахер. Я живу хорошо.
Мой лучший друг Вадим уже давно плавает в Тихом океане. Мой одноклассник
Ренат уже сидит в милицейском участке лучшим милиционером. До свидания, жду
ответа.

Бусыгин Артем.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна! Пишет Вам ваш ученик
Краев Дима.

Я пишу Вам с середины Тихого океана. Я повидал уже много, но такого
еще не видел, мы едем уже полгода, но никак не можем проехать. Я работаю на
этой профессии уже два года. Со мной едет мой самый лучший друг Бондарев
Саша. Его прфессия тоже сбылась. Мой корабль называется “Ворон”.

До свидания, Надежда Анатольевна. Ваш ученик Дима Краев.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна.

Я уже два года в Английском институте биологии. Сейчас я работаю над
созданием новой породы собак. Я уже вывел две породы собак. Я женат. У меня
два сына Рома и Дима. Моя жена работает секретарем. Дима учится в пятом, а
Рома - во втором. Мне двадцать девять лет, а жене двадцать семь.

Александр Сергеевич изъездил весь земной шар вдоль и поперек. Он был в
Гималаях, на водопаде Виктория, в пустынях Аравии, Гоби, Сахаре.

До свидания, Надежда Анатольевна.

Ваш ученик Глеб Вячеславович
Новоселов.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как у Вас здоровье? Я
пишу Вам не просто так, я хочу рассказать о моих товарищах или о Ваших
учениках второго “Б” класса.

Мне уже двадцать пять лет. Я живу хорошо, дети здоровы. Работаю
воспитательницей в детском саду в старшей группе. Детей воспитываю. Очень
люблю я их.

Андрей прыгнул с парашютом. Артем стал парикмахером. Конечно, я к нему
ходила и он сделал мне “Каре”. Такое красивое.

Ну вот, я Вам написала письмо, пора прощаться. До скорого свидания.

Моисеева Елена.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна, пишет Вам Бабушкина
Екатерина. Я кончила колледж. Стала работать в парикмахерской.

Мы живем с Кристиной Бородай в обной квартире. У нас есть собака
ризеншнауцер. Ее зовут Зинга. Она послушная собака. Кристина стала
московским хирургом. Мы с Кристиной ладим.

До свидания, Надежда Анатольевна. Пишите почаще.



_______________



Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Вам пишет Андрей Дрягин. Я учусь в
институте. Каждый день там играет музыка. Я учусь три месяца.

Саша Бондарев научился плавать. Мы с Ромой вместе учимся.

Я с Вами прощаюсь. Андрей
Дрягин.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна. Как живете, чем
занимаетесь, куда ходите? Пишет Вам Протасов Саша. А теперь я расскажу Вам
о себе.

Я хожу в 18 школу, учусь не очень хорошо, но и не плохо. Я пишу это
письмо потому, что я Вас уважаю за Вашу доброту. Вы меня не перевели в
обычный класс. А теперь послушайте рассказ об одноклассниках.

Мои одноклассники не очень хорошие, например, Дима Краев. Он всегда
после хора зовет к себе домой, но я отказываюсь и езжу на транспорте. Вот и
пришло прощание.

Наступило прощание. Прощайте, Надежда Анатольевна, я думаю, что Вы
будете мне писать тоже.

Ваш ученик Протасов Саша.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Мы повзрослели.

Я учусь в институте культуры и занимаюсь бальными танцами. Учусь я на
одни пятерки. Наша группа скоро будет выступать, и мы поедем в Москву.

Моя подружка Алиса стала кинологом, а Динара стала учительницей по
музыке и Оля тоже. Бусыгин Артем Стал Парикмахером, Дрягин Андрей прыгнул с
парашютом. Беломестова Настя стала учительницей, а Кристина хирургом.

До свидания, Надежда Анатольевна, пишите и я буду писать.

Буйлина Лена.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Пишет Вам Кристина.

Я живу хорошо. НО я хочу спросить у Вас. Как живете Вы, хорошо или
плохо? Я работаю хирургом в больнице.

Аня Романова уехала в город Нижний Тагил. А Бабушкина Катя к сестре
Даше, потому что у неё день рождения. В общем, все кого я помню, все живут
хорошо.

Вот и все, что я смогла написать.

До свидания! Бородай Кристина.

_______________



Здравствуйте, дорогая Надежда Анатольевна, Вам пишет бывший ученик
Глушков Роман.

Я живу хорошо, моя мечта сбылась. Я стал ветеринаром, лечу животных.

Андрей служит в воздушных силах, прыгает с парашютом и обучает военных
собак командам.

До свидания, Надежда Анатольевна, я буду Вам писать.

Глушков
Роман.

_______________



Дорогая Надежда Анатольевна. Как Ваше здоровье? Как Вы живете?

Я живу хорошо, у меня все есть. Здоровье у меня хорошее. Я прекрасно
провел лето, ездил в деревню и купался в Волге.

У меня друг Антон, я его очень люблю и думаю, что мы когда-нибудь
встретимся.

Прощайте, уважаемая Надежда Анатольевна, я очень люблю Вас.

Бондарев
Саша.

_______________



Дорогая Надежда Анатольевна, как Вы поживаете? Я живу хорошо.

Я работаю в группе “Захват” и еще хожу в турестический кружок. Мы
живем в пятиэтажном доме, живем мы хорошо.

Саше Протасову очень повезло, он теперь у нас космонавт, а Саша
Бондарев устроился в дальнее плавание. Он в разных странах побывал.

Пишите, Ваш ученик Гарбулин Дмитрий.

_______________



Уважаемая Надежда Анатольевна! Как Ваше здоровье? Как Вы поживаете?

Я очень скучаю. Я живу хорошо. У меня появился новый друг. Я хочу
стать учительницей. У меня есть щенок. Я его очень люблю.

Я видела Валю. Я говорю Вале: Привет. Она не повернулась. Тогда я
поняла, что Валя обо мне забыла.

Надежда Анатольевна, я с Вами прощаюсь, я Вас не забуду!


Романова Анна.

_______________



Здравствуйте, Надежда Анатольевна!!!

Я никогда не забеду Вас, потому что Вы моя первая и самая, самая
лучшая учительница.

А теперь немного о себе. Живу я хорошо, почти каждый день езжу на пляж
с друзьями. Я бы хотел, чтобы Вы присоединились к нам.

А теперь об однокласснике. Бондарев Александр работает со мной в
бизнесе. У нас идет все хорошо. И мы очень любим заниматься этой работой.

До свидания, Надежда Анатольевна. Желаю Вам успехов и побольше
радости.

Шутылев Антон.

_______________



Уважаемая Надежда Анатольевна. Как Вы живете? Как Ваше здоровье? А я
живу хорошо.

У меня есть подружка. Я с ней всегда гуляю по городу. У меня есть муж,
его зовут Робик. Он работает в налоговой инспекции. У меня есть дочь, ее
зовут Таня. Я работаю учительницей.

Когда я училась в восемнадцатой школе, у меня была подружка. Я сней
всегда гуляю. Я уже выросла большая и сейчас гуляю с подружкой по городу.

Прощайте, Надежда Анатольевна. Я никогда Вас не забуду.

Беломестова Настя.

_______________



Здравствуйте, Надежда Анатольевна. Как Вы живете? Как у Вас идут дела
в школе? Я окончил институт, а теперь уже два года работаю в милиции. Я
выбрал эту профессию, потому что мне нравится форма и милицейский значок.

Бондарев Саша стал моряком и уехал в Америку, а Андрей прыгнул с
парашютом, некоторые ребята работают в городе, и я с ними часто встречаюсь.

До свидания, Надежда Анатольевна. Всего хорошего, пишите.

Винокуров Вадим.

_______________



Здравствуйте, уважаемая Надежда Анатольевна. Как вы живете или плохо.

Надежда Анатольевна, как я говорила во втором классе, моя мечта
сбылась, я работаю в школе, я преподаю математику. Я учу детей, как вы нас,
Надежда Анатольевна. У меня есть котенок, ему всего полмесяца. Надежда
Анатольевна, у меня есть дочка, ее зовут Алена.

Я иногда встречаюсь с Леной, у нее все хорошо и у нее тоже дочка, ее
зовут Маша.

До свиданья, дорогая Надежда Анатольевна.

Ваша ученица, Головина Катя.

_______________



Здравствуйте, дорогие мои учителя ! Сейчас я вам пишу не потому, что
мне хочется что-то сообщить, я просто по вам скучаю. Сейчас я сижу в
институте на лекции. Лекция очень скучная, все рассказывают о том, что я
знаю. Я уже кончаю учебу. Пытаюсь практиковаться в кинологии. Вывожу новую
породу собак.

Маша Крючкова уже учитель, Лена Моисеева - воспитатель, Дима Краев -
капитан далекого морского плавания. Я может не работаю, но у меня сложная
профессия, и я ее очень люблю.

Прошу Вас не сердиться, за то, что мало пишу. До свидания!!!

Ваша Гомзякова Алиса.



ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ ОДАРЕННЫХ ЛЮДЕЙ, ГЕНИЕВ.

Когда речь заходит о любых свойствах психики, интеллекта, поведения
человека, о его наследственности, его биологических особенностях,
невозможно уйти от извечной проблемы двойстенности человеческого существа.
С одной стороны, человек - это биологический вид, принадлежащий к
животному царству, то есть существо, подчиняющееся всеобщим законам живой
природы. Но, с другой стороны, человек стал человеком именно благодаря
своей социальной, общественной природе. Именно социальность человека
сформировала его уникальную выделенность из животного мира, заключенную
прежде всего в способности мыслить и говорить.
Забвение, недооценка одной из сторон человеческой сущности может
привести к откровенному “биологизаторству”, то есть пренебрежению
социальной составляющей, уподоблению человека животному, или к
догматическому пустословию, “социологизаторству”, к отмене всех тех
естественных, природных свойств, которые могут быть изучены, поняты.
Социологизаторство в своем наиболее убогом, а потому - и наиболее
агрессивном виде вообще отрицает возможность изучения любых наследственных
особенностей высшей нервной деятельности, психики, мышления...
Когда же речь заходит о гениальности, одаренности, особенно остро
воспринимается вопрос о наследственности. Действительно, если понять тезис
о наследственной природе гениальности односторонне - то сразу же возникают
(сознательно, подсознательно или даже безсознательно) мысли о
наследственной обреченности, о существовании людей “высших” и “низших”, о
расизме и прочих диких вещах. Необходимо посмотреть на эту проблемму шире.
Обратимся к одному из виднейших психологов советской науки Б.М. Теплову.
Сразу же уточним, слово “наследственность”. Слова “наследственность” и
“наследственный” в психологической литературе нередко применяются не только
в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что
данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда
хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или
обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым
биологическим или физиологическим особенностям организма.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы, тем
самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрехвычайно широко
распространена ошибка, заключающаяся в объединении этих двух понятий.
Предполагается, что сказать слово “врожденный” все равно, что сказать
“наследственный”. Это неправильно. Ведь рождению предшествует период
утробного развития. Если даже доказано, что какой-нибудь задаток существует
действительно с первогодня жизни, то из этого следует только то, что он или
наследственный, или возникший в течение утробного периода развития. Итак,
понятие врожденные задатки и наследственные задатки - далеко не одно и то
же.
В нашей советской науке изучением наследственных задатков одаренных
людей практически не занимался никто из ученых. Поэтому особый интерес для
меня составило знакомство с трудами одного из крупнейших отечественных
генетиков, доктором биологических наук, профессором В.П.Эфроимсоном. Этот
удивительный жид с одинаковым желанием отдавался изучению не только
генетике, но и истории. Знакомясь с жизнеописаниями великих людей,
Эфроимсон, оставаясь генетиком, биологом, обратил внимание на то, что среди
великих мира сего довольно часто (по крайней мере значительно чаще, чем
среди остальных людей) встречаются некоторые наследственные болезни.
Натолкнувшись на это явление, он стал более “прицельно” изучать биографии
знаменитостей с целью выявления их потогорафий - то есть перечня болезней,
описания недугов. Результат оказался удивительным. Он обнаружил сначала
одну, а потом еще четыре особенности, встречающихся статистически гораздо
чаще, чем в норме именно у гениальных людей. Он назвал их пять “стигм”
гениальности.
Многие иэ них достаточно хорошо изучены - настолько хорошо, что можно
говорить о механизме их действия, то есть о том, каким образом тот или иной
наследственный недуг может повышать творческую отдачу его обладателя.
Механизм действия других не до конца изучен. Раскрытие его - дело будущих
исследователей.
Преречислим эти “стигмы”. Прежде всего у гениев в десятки раз чаще,
чем у нормальных людей встречается наследственно закрепленный повышенный
уровень мочевой кислоты в крови. В своем клиническом, болезненном
проявлении повышенный уровень уратов (солей мочевой кислоты) приводит к
подагре. В чем же здесь загадка. Во первых, мочевая кислота по своей
химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной
деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе). Во-вторых,
мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как
расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Однако у всех обезьян и у
человека уриказы или нет вообще, или очень мало, и в связи с этим
содержание мочевой кислоты может быть довольно высоким. Можно предположить,
что с исчезновением уриказы у приматов связан существенный этап в эволюции
человека. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой
деятельности.
Организм в норме содержит около одного грамма мочевой кислоты. В
организме подагрика ее содержится 20-30 граммов. Естественн, что столь
резкое превышение содержания мощного биостимулятора мозговой активности не
может не отразиться на поведении, образе действий человека.
Частота подагры среди мужского пожилого населения в странах с
достаточным потреблением мяса и алкоголя определяется как 0.3% (то есть на
каждую тысячу человек - три подагрика). Среди тысячи тридцати гениев Эллиса
эта цифра выше почти в двести раз - 5.3%. Примерами знаменитых подагриков
являются Борис Годунов, Иван III, Петр I, Карл XII, И.С. Тургенев, Бетховен
и другие.
Следующая “стигма” - редчайший, но также передающийся по наследству
синдром Марфана, или “синдром Авраама Линкольна”, который встречается один
раз на тысяче или даже десятке тысяч людей. Среди четырехсот наиболее
знаменитых им обладают по крайней мере пятеро.
Один из самых выдающихся президентов США - Авраам Линкольн, его
поразительно умная мать и три его сына страдали своеобразной наследственной
формой диспропорционального гигантизма - синдромом Марфона. Для этого
синдрома характерны очень длинные, тонкие конечности при относительно
коротком худощавом теле; длинные, тонкие, легко отгибающиеся назад пальцы
рук; очень крупные кисти рук и стопы, подвывих хрусталика, аневризм аорты и
усиленный выброс катехоламинов - природных веществ, вырабатываемых
надпочечниками (адреналин, норадреналин, некоторые другие). Катехоламины
участвуют в обмене веществ и приспособительных реакциях организма. Особенно
мощный выброс катехоламинов происходит при стрессах - сильном психическом и
физическом напряжении, что позволяет организму достигать огромного уровня
физических и психических нагрузок.
Но при стрессах происходит одномоментный выброс адреналина в кровь,
тогда как при синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено
постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются
огромной энергией и способностью к напряженному, длительному
инеллектуальному труду.
Сходного типа гигантизмом обладал очень худощавый Ганс Христиан
Андерсен. Очень подозрителен на предмет синдрома Марфана был Чуковский и
его замечательно одаренная дочь - Лидия Корнеевна. Заглядывая в прошлое,
надо отметить аналогичный диспрапорциональный гигантизм у Вельгельма
Кюхельбекера, к 27 годам ставшего писаталем и издателем, отличавшимся
отчаянной храбростью.
Третья стигма - это наследственный синдром Морриса, или “синдром Жанны
д*Арк”, а также близкое к нему по механизму биологического действия
повышенное содержание половых гормонов - андрогенов (гиперандрогения ).
Поскольку постановка диагноза через много столетий после смерти, а тем
более сожжения на костре, вызывает естественные сомнения, необходимо
тщательно разобраться в том, очем сейчас пойдет разговор.
Синдром Морриса - “тестикулярная феминизация” - это очень не часто
встречающийся наследственный синдром ( один случай на 20 тысяч, а по
некоторым данным и на 50 тысяч рождений), который вызван мужским набором
хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в
виде легкой паховой грыжи у женщин. Но при мужском наборе хромосом
существует наследственная невосприимчивость соматических тканей к мужским
половым гормонам, которые в норме должны на эти ткани воздействовать. В
результате развивается стройная, сильная, красивая, женщина с хорошо
развитыми внешними половыми признаками, с нормальным для женщины половым
влечением, но с отсутствием менструации и бесплодная. У обладателей
синдрома Морриса отмечаются редкостная деловитость, мощная умственная
энергия, физическая выносливость и сила.
Синдромом Морриса страдала Жанна д*Арк. К концу 19 века этой героине
было посвящено 2117 крупных произведений, в частности 600 больших поэм, 200
драм, 16 опер. Жанну д*Арк историки рассматривали по разному, но
равнодушными она не оставляла никого.
Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический
уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон,
в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не
связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и
физическую энергию.
Четвертая стигма - это отличающая многих гениев особенность их нервной
системы - гипоманиакальная депрессия , иногда доходящая до психической
патологии. Но нельзя говорить, что гений - это почти всегда безумие.
Механизм действия четвертого фактора не совсем понятен, но это связано с
общей трудностью изучения протекания психических процессов у человека.
Вероятно, дальней шие исследования помогут подойти и к пониманию того, как
интенсифицируется творческая активность гениев этого, циклоничного типа.
Хорошо известно, что среди психических заболеваний одним из самых
распространенным является маниакально- депрессивный психоз. Менее известно,
что кроме болезни, обозначаемой этими словами, существует особый тип
конституции, который принято называть циклотомией. Циклотомики ( в отличии
от шизотимиков) характеризуются более или менее регулярным чередованием
разных фаз настроения, физического и психического тонуса. Фазы подъема,
энергичной деятельности, оптимизма и веры в свои силы могут сменяться
фазами снижения общего тонуса, пониженной активностью, некоторой
расслабленностью, ухудшения настроения, пессимизмом.
Первую фазу можно назвать гипоманиакальной (“гипо” - значит
пониженное), то есть не болезненной, но все же очень характерной. Вторую
фазу - пассивной, снекоторыми элементами депрессии. в гипоманиакальной фазе
у многих художников, писателей, изобретаталей идеи следуют одна за другой с
необычайной скоростью, часто именно в этой фазе совершаются значительные
открытия, достигаются существенные творческие успехи. Этим гипоманиакальное
состояние принципиально отличается от маниакальной фазы истинного психоза,
которая обычно не продуктивна. У циклотомиков в периоды пассивности могут
иногда развиваться достаточно тяжелые состояния, иногда даже доводящие до
мысли о самоубийстве, до переживания собственного бессилия.
Документально доказана гипоманиакальная депрессия Линнея, Колриджа,
Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Эренфеста, Шумана, Сен-СимонаОгюста Конта,
Диккенса, Хемингуэя, Лютера, Ван Гога, Дизеля.
Известно, что гипоманиакальная депрессия обычно встречается у четырех
человек на тысячу. Среди гениев эта цифра больше по крайней мере в десять
раз - четыре человека из ста.
Пятая стигма еще менее изучена. Речь идет о гораздо чаще встречающихся
среди гениев большой или даже огромной высоте лба.Понятно, что сама по себе
высота лба не может являться причиной или фактором гениальности. Но скорее
всего, это лишь нешнее проявление каких-то особенностей строения,
морфологии мозга, что уже связано спроявлением творческих способностей. В
чем тут связь - покажут дальнейшие исследования. Но то, что высоколобые
среди гениев встречаються гораздо чаще, чем среди обычных людей, - это
факт.
Обобщив все эти стигмы, можно выделить еще одну особенность -
сочетание у одного человека нескольких факторов, их совместное действие.
Любопытно, что, например, среди гипоманиакальных гениев несколько
имели к тому же еще и подагрическую стимуляцию: Лютер, Линней, Гете,
Пушкин, Альфиери, Диккенс, Дизель. И так как частота подагричности в
среднем 4 человека на тысячу и частота гипоманиакальности такая же, то
вероятность случайного совпадения обоих этих признаков не выше, чем четыре
человека на миллион, а среди великих деятелей истории и культуры таких не
менее десятка. То есть обнаружение десяти среди четырехсот уже более чем в
тысячу раз превышает все ожидаемые по статистике цыфры, и даже если
подправлять результаты и не считать обладателями обеих факторов хотя бы
половину из упомянутыхлиц, то все же результат невероятен.
Но кроме двойного механизма, существует и тройной механизм, например,
Дарвин, Пушкин!



ПРИЛОЖЕНИЕ №4
тест на оригинальность воображения
2-а класс.



ПРИЛОЖЕНИЕ №5
тест на оригинальность воображения
2-б класс.





Реферат на тему: Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

Министерство образования РФ
Марийский педагогический институт им. Н.К. Крупской



КУРСОВАЯ РАБОТА

Способности и одаренность в младшем школьном возрасте.



Выполнила: Ускова Н.Н. гр. 31, факультет
педагогики и начального обучения.

Научный руководитель: Клюкина С.С.



г. Йошкар-Ола, 1997г.

СОДЕРЖАНИЕ.


| |стр. |
|ВВЕДЕНИЕ. |3 |
|ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ. |6 |
|СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. |16 |
|ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ |32 |
|ШКОЛЬНИКОВ. | |
|Развивающий этап. |35 |
|Завершающий этап. |41 |
|Подведение итогов. |42 |
|ЛИТЕРАТУРА. |44 |
ВВЕДЕНИЕ.


Вопрос, который я рассматриваю в своей курсовой работе один из самых
модных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии умственных
способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное -
какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала
ребенка, каким образом психологически правильно развивая воображение,
обогащая духовный и культурный уровень можно достичь качественного
улучшения процессов мышления. Я хочу проследить на сколько тесно связаны
творчество и ум.

Наполеон как-то сказал, что ум и воля полководца должны равняться друг
другу, как две стороны квадрата. В наше время не только от полководца
требуется такая двухмерность, так как с усилением средств воздействия на
окружающую среду, коммуникаций личное влияние человека на историю
увеличилось. Одной двухмерности явно маловато. Огромные беды произошли с
человечеством только потому, что чья-то воля оказалась сильнее, чем ум или
наоборот ум - сильнее воли. А сколько несчастий случилось из-за отсутствия
третьего компонента - этического. Ведь человек с развитой волей и умом, но
отсутствующей этикой просто опасен!

Поэтому направления психологии изучающие взаимосвязь процессов
мышления и активного творческого воображения в свете развития духовности
наиболее актуальны для человечества. Решение именно этого вопроса и будет
первой задачей моей курсовой работы.

“Гений падает с неба...”,- это цитата Дидро. Но у нее есть
продолжение: ”И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится
сто тысяч случаев, когда он попадает мимо.” Так вот, каковы условия этого
дворца, как правильно создать их - это вторая задача данной работы.

Если проследить историю человеческой цивилизации (или хотя бы историю
средиземноморской, европейской цивилизации), то нельзя не заметить один
потрясающий воображение факт: гении и замечательные люди очень часто, с
какой-то удивительной закономерностью появлялись то тут, то там -
вспышками, группами. Одна такая вспышка произошла в золотой век Древних
Афин в век Перикла. У этого государственного деятеля буквально за столом
одновременно собирались такие признанные во всем цивилизованном мире гении,
как скульптор Фидий, Создатель бессмертных трагедий Софокл, философы Сократ
и Платон, Анаксагор, Зинон и Протагор. Почти все они были коренными
гражданами Афин - города, который едва насчитывал 60 тысяч свободных
граждан. И почти все выше названные гении сформировались на месте, не
приехав из других районов Греции. Но никакие данные генетики не позволяют
думать, что афиняне наследственно превосходили окружающие их народы.
Следовательно, откуда же такой “выброс” гениев?

Весь секрет заключается в среде, стимулирующей тот или иной вид
дарования, творчества, деятельности. Все эти люди принадлежали к одной
социальной прослойке со стойкими традициями, подкрепленными социальной
преемственностью. В общении друг с другом, во взаимном влиянии друг на
друга, а так же благодаря тому, что их творчество было нужно не только
узкому кругу ценителей, но и широким массам свободного городского люда, -
все они просто смогли реализовать присущие им задатки.

Перенесемся в Италию 13 века. В плодороднейшей долине реки По, на
перекрестке дорог с востока на запад и с севера на юг происходят важные и
уже неизгладимые перемены. Пополаны ( торговцы и ремесленники) Флоренции,
добившись в13 веке отмены крепостного права, создали те самым мощную
прослойку городского люда, который уже был способен понимать живопись,
архитектуру, музыку - ведь не следует забывать, что люди еженедельно
проводили по много часов в храмах (католическая церковь, помимо 52
воскресений, имеет ежегодно еще полусотни праздников). В церкви этот
городской люд сначала глазел, потом глядел, а затем и разглядывал
скульптурные и художественные произведения; сначала хлопал ушами, не слушая
музыку, а потом начал ее слушать и даже понимать.

В 14 веке во Флоренции от восьми до десяти тысяч людей ходили в
начальную школу, не менее тысячи в среднюю и от пятисот до шестисот юношей
ежегодно посещали высшие учебные заведения. Как при этом не наступить
возрождению?

Эпоха Возрождения - это эпоха массового устремления к культуре,
знаниям, искусству; массового спроса на живопись и живописцев не только со
стороны меценатов. Это эпоха массового спроса на грамотных людей. Во
множестве мастерских одаренные ученики, соревнуясь, обсуждая, критикуя,
учась, создавали ту своеобразную атмосферу, ту “критическую массу”, при
которой начинается ценная реакция творчества, при которой неизбежно должны
вспыхивать особо одаренные и целеустремленные гении типа Микеланджело и
Леонардо.[22]

В итоге напрашивается вывод: везде, где бы не появлялись идеальные или
даже оптимальные условия, общественный спрос, социальный заказ на тот или
иной талант, - обязательно этот спрос выносил на свет большое число особо
одаренных или даже гениальных людей.

При всем этом частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и
у всех народов одинакова, но реализовавших себя на много меньше. Поэтому я
считаю необходимым изучать природу возникновения гениев. А тем более
тщательно готовить почву для их успешной реализации. Некоторые проблемы
начальной школы, связанные с обучением и развитием одаренных детей и
затронет моя работа.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так
или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море
психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных
детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и
чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что
порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда
эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о
развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого
отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора
психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных
детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические
принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули
Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин.

Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил
проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к
изучению одаренности, где он наиболее полно структурировал это
психологическое явление.

Свои психологические модели были разработаны и рядом западных
психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс.
Однако доступ к трудам этих авторов к сожалению сильно ограничен. Поэтому в
изучении данного вопроса приходится больше опираться на таких столпов
русской, советской психологии как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и др.

Интересные исследования в области физиологии одаренных, гениальных
людей провел доктор биологических наук, профессор В.П. Эфроимсон. Как
правило, знание механики любого явления позволяет более точно судить о его
проявлениях.

И наконец, я хочу отметить великолепную исследовательскую работу
доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была
разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности
для проявления индивидуальности ребенка.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ СПОСОБНОСТЬ, ОДАРЕННОСТЬ.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет
предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти
понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности
связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся
к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины "способный",
"одаренный", "талантливый" употребляются как синонимы и отражают степень
выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием
"талантливый" подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом
словаре В. Даля "способный" определяется как "годный к чему-либо или
склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный". Наряду со "способным"
используются понятия "способливый" и "способляться". Способливый человек
характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а
способляться, в свою очередь, понимается как умение сладить, управиться,
устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия
"умение" в словаре нет. Таким образом, понятие "способный" определяется
через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный
характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как
способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные
способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В
словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) -
выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность
рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.
Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре
Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в
толковом словаре иностранных слов.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны,
одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям.
Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а
говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер
данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и
одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М.
Теплова сделана попытка дать классификацию понятий "способности",
"одаренность" и "талант" по единому основанию - успешности деятельности.
Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность
успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание
способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого
также зависит возможность успеха в деятельности.[19]
Иногда способности считают врожденными, "данными от природы". Однако
научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а
способности являются результатом развития задатков.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К
ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов
чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от
рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки
развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и
развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков,
способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая
требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие
способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он
не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или
художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К
этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же
задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-
таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а
также от условий жизни и особенно воспитания. [19]
Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому,
строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека
являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто
природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что
приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.
На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной
деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов
зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты
выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители -
возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их
свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического
стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро
переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более
подробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностей
одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению
способностей человека, как психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания
( структуре ) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием
успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не
просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его
способностей. По качеству способности делятся на математические,
технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские,
спортивные и т. д.
По широте различаются:
= общие;
= специальные способноси.
Специальные способности являются условиями, необходимыми для
успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К
ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство
ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у
учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов
деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и
художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,
распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная
память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.
Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же
время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая
способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления
в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает
самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и
создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая
различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства,
улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и,
обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные
приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от
разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы
обучения и овладевает педагогическим маcтерством.
Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного
выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,
которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное
сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо
деятельности, называется одаренностью.[5]
Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к
конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).
Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются
"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти
наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и
повышения общей культуры и результативности труда.
Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается
на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей,
одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но
очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее
одинаковым способом.
Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания
способностей у различных людей для всякого творчества характерна его
индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий
прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе
воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них
качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его,
применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
Многолетние исследования творческой деятельности, в частности,
структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов,
дают определенные основания для попытки построения некоторых новых
теоретических положений относительно динамики и организации творческого
процесса, сущности творчества.[15]
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно
предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные
функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению,
нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные
проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко
проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,
навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через
функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие
следующие компоненты:
1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2. сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной
чувствительностью;
3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать
новые ситуации и решать новые проблемы;
4. эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные
доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и
целый ряд других.[20]
А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С.
Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В.
М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В.
Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие
), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности,
включая в нее :
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении
нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие
этические, нравственные, интеллектуальные оценки.[17]
При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что
одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно
творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования
"творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его
исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала
следующие составляющие:
- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,
определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности
психических процессов;
- интересы, их направленность, частота и

Новинки рефератов ::

Реферат: Характер цветения сортообразцов Triticum persicum (Сельское хозяйство)


Реферат: Розвиток процесів памiяті в молодшому шкільному віці (Компьютеры)


Реферат: Педагогика А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Интегрирование линейного дифференциального уравнения с помощью степенных рядов (Математика)


Реферат: Анализ эффективности использования материальных ресурсов на ОАО "Донецкий металлургический завод" (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Метрология и нормирование точности", шпиндельная головка + контрольная по нормирование точности (Технология)


Реферат: Публий Овидий Назон (Искусство и культура)


Реферат: Коней ордынского ига (История)


Реферат: Основы школьного законодательства (Педагогика)


Реферат: Семейство Злаки (Биология)


Реферат: Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации (Гражданское право и процесс)


Реферат: Пенсионная система России (Социология)


Реферат: Оборотные средства в сфере деятельности предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Основы права (Право)


Реферат: Шпора по трудовому праву (Трудовое право)


Реферат: Готический стиль в архитектуре Западной Европы (Архитектура)


Реферат: Галилео Галилей (Исторические личности)


Реферат: Смешанное страхование (Страхование)


Реферат: Международная экономика (Менеджмент)


Реферат: Проект лабораторного стенда на базе частотного электропривода Omron (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист