GeoSELECT.ru



Финансы / Реферат: Бюджет и бюджетное устройство (Финансы)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Бюджет и бюджетное устройство (Финансы)



Бюджет и бюджетное устройство.


Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на
федеральном , регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с
государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а
также населением по поводу формирования и использования централизованного
фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для
обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение
финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой
политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства .
Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения
бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и
управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение
определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая
направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения
функций между уровнями управления.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты национально-государсвенных и административно-территориальных
образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными
бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,
бюджеты краевые, областные, автономных образований,а также городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петерпурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обуславливаются его экономической
политикой.При этом значение государственного финансового регулирования
через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать
происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения
финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени
осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения.
Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений должна
усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная система станы была единой.
В последние годы в условиях создания Российского государства ,развития
рыночных отношений , многообразие форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали
самостоятельными : республиканский бюджет РФ (он получил название
федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ ,
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных
образований.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе РФ , 56 краевых и областных
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов
и около 29 тыс. местных бюджетов , к которым относятся городские, районые,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу ,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной
документации,взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов
бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджетов.
Его составной частью является бюджетное регулирование ,т.е частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название
консолидированних бюджетов.
Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждаются и
используется для аналитических и статистических целей .
Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства ,
утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и
одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через
федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей
государственного регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств
федерального бюджета покрываются такие затраты , как содержание органов
государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,
обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов ,
резервов и др.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в
которой выделяются целевые направления государственной деятельности ,
вытекающие из основных функций государства.
Взависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства бюджетные
расходы делятся на текущие(на обеспечение текущих потребностей) и
капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов).
Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения
финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на
какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического
анализа государственных расходов.
Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в
соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по
направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих,
капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и
населению и т.д.
Среди расходов федерального бюджета особое место занимают затраты по
текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он
возникает при использовании государственного кредита для покрытия
бюджетного дефицита (его появление связано с превышением бюджетных расходов
над доходами).Это значит , что государство становится заемщиком финансовых
средств у населения, банков и предприятий или другого государства или у
международных финансовых организаций. Формами привлечения заемных средств
для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение
государственных обязательств и различные займы (Центрального банка РФ,
коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части
бюджета приобрело в основном налоговый характер.
Налоговые доходы_-- это обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи
в пользу бюджета.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3)
занимает налог на добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и
налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых доходов на 1995 г. главными были : от приватизации ,
внешне-экономической деятельности, реализации государственных запасов. К
неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только
федерального, но и региональных и местных бюджетов.
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, носят название закрепленных
доходов.Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из
вышестояшего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов
дополнительные средства в различных формах. Они получили название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь
необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать
доходную и расходную часть бюджетов.
Передаваемые средства вышестоящего бюджета,используемые на финансирование
целевого мероприятия, называются субвенциями.
Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган
исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление
финансами и разработку финансовой политики государства.
Обеспечивая исполнение федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет
контроль за поступлением и целевым использованием средств , выделяемых из
федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям . По
истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и
консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.




Реферат на тему: Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере

Министерство образования Российской Федерации


Саратовский государственный социально-экономический университет.



Кафедра финансов.



КУРСОВАЯ РАБОТА


на тему: «Бюджет, его роль в развитии экономики и социальной сфере»



Исполнитель: студент 3 курса,
3 группы
ФКФ

Гордиенко Д.В. Научный руководитель:
К.Э.Н., доцент

Каменева Е.А.



Саратов 2004
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...5
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации………………….………………………………………..5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения……………………………..…10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ: роль и значение в
экономике страны………………..…………………….. 16
2.1 Федеральный
бюджет.................................................................……...
16
2.2 Бюджеты субъектов и местные
бюджеты…............................………24
3. Внебюджетные фонды………………………………………..…….…29
4. Межбюджетные отношения: современная ситуация, проблемы и пути их
решения……………………………………………………….35
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ……………...……………39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… .48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….50



ВВЕДЕНИЕ

Тема «Бюджет, его роль в развитие экономики и социальной сферы», мне
интересна, потому что в настоящие время, это наиболее важная и актуальная
проблема для нашей страны. Так как он напрямую влияет на повышение
устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие
идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного
курса и снижение уровня процентных ставок.
Достижение всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из
которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование
инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих
обязательств.
Объектом курсовой работы является бюджетная система и проблемы
исполнения бюджетов разных уровней в РФ.
Целью исследования является проведение анализа обоснованности
бюджетного планирования и финансирования государственного бюджета на макро-
и микро- уровнях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных
задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетной системы Российской
Федерации в условиях рыночных отношений;
- разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых
поступлений доходной части бюджетов разных уровней;
- вскрыть возможности оптимизации доходной и расходной частей
государственного бюджета;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование при
кассовом исполнении бюджетов через РКЦ банков;
- охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы (бюджеты
территорий, как основную финансовую базу органов местного самоуправления) и
вскрыть проблемы бюджетного федерализма;
- рассмотреть понятие государственного долга, его размер и
ситуацию с погашением в России.
Цели и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа со -
стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются
цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм
бюджетной категории;
- Практическое исследование, в котором характеризуются бюджеты разных
уровней с использованием цифрового материала, раскрываются проблемы
межбюджетных отношений;
- Рекомендательная часть, в которой приводятся условия возникновения
бюджетного дефицита и способы его финансирования; анализируется величина
государственного долга в динамике за ряд лет и предлагаются пути его
погашения.
- Заключение, содержащее общие выводы и предложения в целом по
работе;
- Библиографический список 18 наименований использованных источников.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические
материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия,
статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год (на
федеральном уровне, региональном и местном).
1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской
Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на
текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет
бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью
государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые
механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом
политических, экономических и социальных функций, а именно содержание
государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение
социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде
никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на
покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования
общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и
расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по
срокам поступления и использования.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в
начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.
Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло
изменения в системе денежных доходов и расходов. Одним из важнейших
направлений реформирования государственных финансов стало расчленение
единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет,
бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к
демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали
переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена
монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация
государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным
изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном
устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система -
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального
бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято
понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения[1].
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из
трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных,
поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов
всех уровней на соответствующей территории.
Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде
следующей схемы:
Консолидированный бюджет области


1.Областной бюджет
3.Бюджеты районов
области
2.Бюджеты городов
областного подчинения,
в т.ч. областного центра

3.2.Бюджеты городов
районного
подчинения
3.1.Районные
бюджеты
2.1.Городские
бюджеты
3.3.Сельские
поселковые и пр. бюджеты

2.3.Бюджеты
городских
районов


Рис. 1 Структура консолидированного бюджета области[2]


Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах
региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических
и статистических целей.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов
бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а
также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок
финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения
бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или
частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами
государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных органов государственной власти и органов
местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий
по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять
направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники
финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при
исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над
расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в
доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о
бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы
бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные
поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в
обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные
расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств
внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской
Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении,
утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из
необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации
о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную
открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри
представительного органа или между исполнительным и представительным
органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей
с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и
проблемы исполнения.

Доходы бюджета — часть централизованных финансовых ресурсов государства,
необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические
отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и
поступают в распоряжение органов власти разного уровня.

В зависимости от государственного устройства страны различают: доходы
центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов в
унитарном (едином) государстве.
Доходы бюджета — понятие более узкое, чем доходы государства; помимо
финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы
государственных внебюджетных Фондов и всего государственного сектора.

Главный материальный источник доходов бюджета — национальный доход. Если
для покрытия финансовых нужд его недостаточно, государство привлекает
национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом
предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс
воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на
определенный момент времени).
Огосударствление национального дохода осуществляется государством
разными методами. Основными методами, используемыми органами
государственной власти для перераспределения национального дохода и
образования бюджетных доходов являются налоги, государственный кредит и
эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и по времени;
определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты
экономических, социальных и других противоречий, состоянием финансов и
финансовой политикой государства.
Главный метод перераспределения национальною дохода

- налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в
доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления
составляют около 9/10.[3] Доля налогов в доходах членов федерации и местных
бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных
(собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов.
Следующим по своему финансовому значению доходом бюджета являются
государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных
дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий
год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения
размера дефицита государство обращается к государственным займам.
Существуют два пути получения государственных

займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц
путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у
центрального банка и других кредитных учреждений. Увеличение объема
кредитных операций государства ведет к росту государственного долга.
Государственный долг тесно связан с налогами. Его погашение, выплата по
нему процентов осуществляются в значительной мере за счет налоговых
платежей либо новыми кредитными операциями.
При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение на налоговых платежей,
государственных займов оказывается затруднительным, государство обращается
к эмиссии бумажных денег- это самый непопулярный метод, так как вызывает
рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к
усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-
экономические последствия.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с
выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают
экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования
средств централизованного фонда денежных средств государства по различным
направлениям. Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих
видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной
характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая
экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных
расходов, количественная — их величину.
Конкретные виды бюджетных расходов определяются рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-
территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных
средств и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему
расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-
экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни
общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике
существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь применяется экономическая классификация
расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного
воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные
расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета,
обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти,
органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание
государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в
форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на
государственное потребление (содержание экономической и социальной
инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки
товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы
государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти,
государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату
процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в
основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете
текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета — эти денежные затраты государства,
связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь
создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной
программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных
кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение
капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или
увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих
расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета»,
отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные
средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-

техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология,
картография и геодезия;
10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11)жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12)образование;
1 Здравоохранение и физическая культура;
14)культура, искусство и кинематография;
15)средства массовой информации;
16)обслуживание государственного долга;
17)финансовая помощь бюджетам других уровней;
18)целевые бюджетные фонды;
19)пополнение государственных запасов и резервов;
20)социальная политика;
21)прочие расходы.
Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам
затрат, создает предпосылки для рационального Использования бюджетных
средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и
действенного контроля за Использованием бюджетных ассигнований.
Территориальная классификация расходов. В соответствии с Уровнем
государственного управления в Российской Федерации Расходы бюджета
подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов
Федерации и расходы местных бюджетов.
Задачи в области расходов бюджета. В целом в области расходов бюджета до
сих пор имеются существенные недостатки: низка эффективность использования
бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования
средств, непропорционально финансирование отдельных направлений расходов в
условиях невыполнения плана по доходам. Бюджетные расходы не решают
насущные проблемы социальной политики государства, что связано с постоянным
увеличением задолженности по выплатам населению. До минимума сократились
инвестиции государства в народное хозяйство, что углубляет экономический
кризис и уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в
стране.
Основные задачи в области расходов бюджета:
1) обеспечение приоритетного финансирования социальных

расходов, сокращение и полное погашение задолженности

по выплатам населению;
2) расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных
областях экономики;
3) сокращение расходов на содержание государственного аппарата и расходов
по управлению государственным долгом;
4) повышение эффективности использования бюджетных

средств на национальную оборону на основе постепенного проведения
военной реформы;
5) уменьшение дотации на покрытие убытков отдельных отраслей;
6) сокращение расходов по отдельным целевым статьям рас

ходов и целевым программам;
7) концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;
8) усиление контроля за использованием бюджетных

средств;
Вывод: Для достижения уровня развитых стран требуется наладить ряд
важных механизмов, в том числе и бюджет. Он в нашей стране построен на
принципах и законах, но выполняются ли они? И в том ли направление идут
реформа бюджета? Ответ пока не ясен. Прежде всего надо поставить четкие
цели которые мы желаем достичь. И решить ряд вопросов, которые копятся у
нас в стране второе десятилетие. Не допустить повторение ситуации 1998
года, и сделать бюджет основой основ на котором будет держаться
стабильность и процветание в России.
Одной из важных составных принципов бюджета является его
сбалансированность бюджета по всем 3 уровням. В настоящие время полностью
сбалансирован только федеральный и частично региональный бюджет, местный
бюджет пока остается без денег. Для этого надо четко разграничить цели и
задачи каждого из бюджетов что и попытаемся сделать во второй главе..
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ

СИСТЕМЫ: РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ.


2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план
государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального
закона[4]. Именно федеральный бюджет является основным орудием
перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются
финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития
стран и реализации социальной политики на всей территории России.
Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной
социально-экономической стратегии. Основными задачами
бюджетной политики на 2004 год и среднесрочную перспективу являются:

- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента
стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости
от внешнеэкономической конъюнктуры;
- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения
долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним
обязательствам;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами,
совершенствование управление государственным долгом.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2004 год является превышение
его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной
стороны обеспечить проведение согласованных с денежно-кредитной политикой
мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны -
снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной части бюджета осуществлено исходя из консервативной
оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта.
При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных
доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким
образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской
Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и
полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры,
будут направляться на погашение государственного долга.
В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на
снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного
правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства
бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень
непроцентных расходов в 2003 году несколько снизился в результате
сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время,
указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет
средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.
Основными задачами в области налоговой политики в 2004 году являются
снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого
налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из
теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2004 году меры налоговой
политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического
развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее
воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и
прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы,
сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на
законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены
отдельных видов налогов.
Во исполнение поставленных задач в 2004 году предусмотрено снижение
налогового бремени на 2,1% ВВП, а также создание налоговых механизмов
стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития,
снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2004 году предусмотрены следующие ключевые изменения
налоговой политики:
1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с
одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой
нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и
инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие
ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных
с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и
имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.
Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение
природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у
предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит
снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей
или 1.9 процента к ВВП.
2. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость
связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов,
производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что
такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных
средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме
жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.
4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем
подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в
2004 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации
сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.
5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические
ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за
пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на
12%).
В условиях снижения налогового бремени в 2004 году предусматриваются
продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет
упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если
в 2003 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым
годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год
ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6
процента.
В 2004 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой
задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно
сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.
Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно
утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих
платежей позволит обеспечить в 2004 году поступления в федеральный бюджет в
сумме 7.9 млрд.рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2004
год" в проекте федерального бюджета на 2004 год предусматривается рост
доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения
этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными
активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости,
находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и
учреждений.
В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской
Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в
доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с
физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом,
налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы
зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а
также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах,
установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса
Российской Федерации.
Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня
непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере 12.46%,
что ниже ожидаемой оценки текущего года.

В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в
следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в
расходах бюджета на 1.3 процентный пункт.
Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году
расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости
достижения важнейших социальных и экономических задач.
Этапность реформирования денежного довольствия позволит равномерно
распределить нагрузку на федеральный бюджет в период 2002-2004 годов и
обеспечить финансовыми ресурсами реализацию мероприятий, утвержденных
Советом Безопасности Российской Федерации.

Формирование расходов на текущее содержание "силового" блока
предусматривает сокращение численности личного состава министерств и
ведомств, не только в рамках принятых решений, но и с учетом
дополнительного сокращения численности военнослужащих. В целях обеспечения
сбалансированной бюджетной политики в 2003 и среднесрочной перспективе в
2002 году учтено дополнительное сокращение численности, ранее
предусмотренное на 2003-2004 годы.
Реализация социальной реформы.
Бюджетная политика в социальной сфере будет направлена на обеспечение
финансовыми ресурсами базовых услуг, прежде всего, образования и
здравоохранения; сокращение социального неравенства на основе
перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее
уязвимых групп населения.
Ключевым элементом социальной реформы в 2004 году является повышение
роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе
увеличения оплаты труда, улучшения пенсионного обеспечения в ходе
осуществления пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки
населения.

В качестве этапа реализации социальной реформы в 2004 году
предусматривается осуществить индексацию заработной платы работникам
бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC. Предусмотренные изменения в системе
оплаты труда работникам бюджетных организаций позволят в среднем в 1.89
раза увеличить тарифную часть фонда оплаты труда работникам бюджетной
сферы, оплачиваемых по ETC.

Проведенные в 2002 году социальной и пенсионной реформ позволили установить
одинаковый, по состоянию на 1 января 2002 года, уровень ставки первого
разряда ETC и базовой части трудовой пенсии, сблизив при этом соотношение
прожиточного минимума пенсионера и базовой части трудовой пенсии с
соотношением прожиточного минимума трудоспособного населения и ставки 1
разряда ETC. В перспективе это позволит индексировать уровень базовой
пенсии и ставки 1 разряда ETC только в соответствии с уровнем инфляции.
В 2003 году предусматривается осуществить первый шаг по реализации
пенсионной реформы. В этой связи в предстоящем году предусматривается
зачисление в доходы федерального бюджета части единого социального налога,
и направление указанных средств в бюджет Пенсионного фонда на выплату
базовой части трудовой пенсии. Объем зачисляемых в федеральный бюджет и
выплачиваемых из него средств составит в 2003 году 257.5 млрд. рублей.

Формирование федеральных целевых программ.
В соответствии Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации в
2002 году резко сокращен перечень федеральных целевых программ,
финансируемых из федерального бюджета. Вместо 133 федеральных целевых
программ, действующих в текущем году, на следующий год в проекте
федерального бюджета учтено 48. Ряд программных мероприятий, не вошедших в
указанный перечень, в 2002 году будут включены в состав смет федеральных
органов исполнительной власти или расходных статей федерального бюджета.
Произведен качественный пересмотр программ. Принципиальным положением
стало исключение из состава "Прочих расходов" затрат, связанных с текущим
содержанием государственных заказчиков. В проекте федерального бюджета
применен новый подход к формированию региональных программ. Помимо резкого
сокращения количества региональных программ произведено упорядочение
расходов, имеющих федеральную и региональную значимость. Финансирование
федеральных объектов региональных программ включено в государственную
инвестиционную программу, а объекты, относящиеся к региональной и
муниципальной форме собственности, включены в Фонд развития регионов,
который выделен в специальный подраздел раздела федерального бюджета
"Финансовая помощь субъектам Российской Федерации". Это позволило избежать
дублирования в финансировании объектов за счет разных источников
финансирования и сконцентрировать ресурсы на приоритетных мероприятиях
программ. Причем большая часть программ развития регионов, финансируемых за
счет средств Фонда регионального развития в 2002 году, будет направлена на
финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Основными функциями федерального бюджета являются:
. перераспределение национального дохода и ВВП;
. государственное регулирование и стимулирование экономики;
. финансовое обеспечение социальной политики;
. контроль образования и использованием централизованного
фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР
базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они
занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из
двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли .
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы
претерпели коренные изменения.
2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень
бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и
функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ –
один из главных каналов доведения до населения конечных результатов
производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие
отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой
промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи.
Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных
и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных
средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества[5].
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между
уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их
государственной поддержки, территориального формирования источников их
доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства,
принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо
фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет,
минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования
(сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень
регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда
финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается
регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или
«региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у
которых душевой бюджетный доход в планируемом году меньше среднедушевого
бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем
регионам, у которых объем бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в
планируемом году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых
соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и
регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из
указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно
их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в
общем объеме средств соответствующей части этого дохода
Преимущества этого способа регулирования заключаются в том, что
средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики,
учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на
соответствующей территории. Благодаря этому выделение средств субъектам
федерации осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов
формуле расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы
Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального
образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения местного самоуправления. На местные органы власти
возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства.
Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в
значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов
отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов
связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-
коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство
территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко
практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё,
социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в
муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных
расходов.

Доходы местных бюджетов

Регулирующие доходы
Собственные доходы


Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом
Неналоговые доходы соответствующего бюджета

|Отчисления от |Средства из |Дотации, |Средства, |
|федеральных и |фондов финансовой|субвенции, |полученные из |
|региональных |поддержки |субсидии из |вышестоящего |
|налогов |регионов |вышестоящих |бюджета в порядке|
| | |бюджетов |взаимных расчетов|

Рис. 4 Доходы местных бюджетов[6]
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных
бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности
его органам власти различных территориальных образований. Так, городским
органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности,
жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований
на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и
превышает 40% В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти
находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах
подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-
культурных мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов
федерации состоят из собственных и регулирующих. Общую схему собственных и
регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в виде схемы.



2.4 Внебюджетные фонды


Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды
государства – совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении
центральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение. С
1992 года в России начало действовать более двух десятков внебюджетных
экономических и социальных фондов. Но к настоящему времени федеральные
экономические внебюджетные фонды были упразднены.
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального
дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое
назначение. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными органами в форме закона аналогично закону об
утверждении государственного бюджета. Формируются государственные
внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами. Наряду с этим источниками доходов
внебюджетных фондов являются:

. прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
. средства бюджета;
. займы, полученные фондом у Центрального Банка или коммерческих
банков.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации,
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь
самостоятельным элементом российской финансовой системы. С принятием БК РФ
федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной
системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы
формирования, расходования, управления внебюджетными фондами
регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов
государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об
их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Но внебюджетные
фонды не включаются в состав бюджетов. Исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации
являются:
. Пенсионный фонд Российской Федерации;
. Фонд социального страхования Российской Федерации;
. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как
самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою
деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным
обеспечением.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном
фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей,
страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета. Часть
средств поступает в результате капитализации временно свободных средств.
При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.
Средства Пенсионного фонда используются на выплаты государственных
пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для
детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также на пособия пострадавшим от аварии
на Чернобыльской АЭС.
Руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и его постоянно
действующий орган – Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения
в республиках в составе РФ, в национально-государственных и административно-
территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются
уполномоченные Фонда.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – второй по значению
внебюджетный социальный фонд. Он действует в соответствии с Указом
Президента РФ от 7 августа 1992 года. Положение о ФСС утверждено
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года. Основными задачами
Фонда являются: обеспечение гарантированных государством пособий; участие в
разработке и реализации государственных программ охраны здоровья
работников; подготовка мер по совершенствованию социального страхования.
Фонд социального страхования образуется за счет:
. страховых взносов граждан и юридических лиц;
. доходов от инвестирования части временно свободных средств;
. добровольных взносов граждан и юридических лиц;
. ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от
радиации, а также на другие цели.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в
региональных отраслевых отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС
образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях –
координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его
председателем, который назначается Правительством РФ.
Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по
закону РСФСР «О занятости населения РСФСР» (19 апреля 1991г.). Он создан
для финансирования мероприятий связанных с реализацией государственной
политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с
появлением в стране особой категории граждан – безработных.
Порядок образования и расходования средств определяется Положением о
Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным советом РФ 8 июня
1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных
страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих,
ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Дополнительными источникам могут быть добровольные взносы юридических и
физических лиц и другие средства.
ГФЗН представляет собой совокупность федеральной части Фонда и фондов
занятости, у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи
с этим вначале страховые взносы поступают в фонды занятости городов и
районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов РФ.
Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается
соответствующими вышестоящими представительными органами власти.
Федеральная часть фонда образуется за счет отчислений из фондов занятости,
формируемых субъектами Федерации.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в
соответствии с законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании
граждан РСФСР» (от 28 июня 1991г.)[7].
Для реализации политики в области медицинского страхования создаются
Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как
самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды
действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном
медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном
медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ
от 24 февраля 1993 г.
Федеральный фонд медицинского страхования предназначен для:
выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках
обязательного медицинского страхования; осуществления контроля за
рациональным использованием финансовых средств.
Финансовых средства Федерального фонда образуются за счет: части
страховых взносов предприятий и организаций на обязательное медицинское
страхование; взносов территориальных фондов на реализацию совместных
программ, выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального
бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского
страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от
использования временно свободных ср

Новинки рефератов ::

Реферат: Общее положение о договорах купли-продажи (Право)


Реферат: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ (Технология)


Реферат: Проводящая система листьев. Строение, типы жилкования (Биология)


Реферат: Структура файловой системы Linux и UNIX (Компьютеры)


Реферат: Основные права и свободы Российских граждан (Право)


Реферат: Сельское хозяйство (Ботаника)


Реферат: Тропинин и девочка с яблоком (Искусство и культура)


Реферат: Сталинградская битва (История)


Реферат: Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности (Педагогика)


Реферат: "Чайка" А.П. Чехова (Литература : русская)


Реферат: Правовые аспекты международного коммерческого контракта (Международное частное право)


Реферат: Полный анализ финансовой деятельности ООО ТГ Импульс (Бухгалтерский учет)


Реферат: Объекты преступления (Право)


Реферат: Ламаизм (Религия)


Реферат: Верховенство права (Теория государства и права)


Реферат: Иудаизм (Религия)


Реферат: Комиссия Евросоюза (Право)


Реферат: Страхование в США (Страхование)


Реферат: Наследование по закону (Гражданское право и процесс)


Реферат: Открытый урок по биологии (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист