GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Средства и методы педагогического воздействия на личность (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Средства и методы педагогического воздействия на личность (Педагогика)



Средства и методы педагогического воздействия на личность
Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.
Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и
целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить
учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,
необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо
сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно
постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать
этапы и итоги работы.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как
минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнения и приучения;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике
существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства
взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их
следует классифицировать.
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического
воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств
массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).
1. Убеждение.
Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю
человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от
направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как
доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить
учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его
разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо
обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как
внушение.
Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как
беседа, лекция, диспут.
Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке
событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них
желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и
нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое
изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной
проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,
составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным
отправным моментом.
Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль
мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить
свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления
для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся
не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.
Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая
личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от
начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,
которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает
обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,
стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем
судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои
взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества
отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,
добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,
глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы
вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся
проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр
всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.
По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,
чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.
Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит
себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку
зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.
Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.
Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать
педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое
руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из
рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью
критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не
носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на
диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны
попеременно молодые капитаны.
Пример.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении
воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не
ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно
известно, что слова учат, а примеры влекут.
При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,
которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем
богатстве их отношений.
Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,
мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и
культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и
литературные герои.
Педагогические требования к применению методов убеждения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда
педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный
опыт воспитанников.
3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи
воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с
организацией разнообразной практической деятельности.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
2. Упражнение и приучение.
Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками
различных действий, практических дел с целью формирования и развития их
личности.
Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения
воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.
Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки
хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа
убеждений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать
привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом.
Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась
воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата,
привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический
эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный
процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении
приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними
требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и
интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах
его деятельности.
Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера,
имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной
работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения,
связанных с внешней культурой.

3. Обучение
Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и
практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности.
Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения,
предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется
характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых
в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять
методов:
1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с
литературой и т. п.);
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) частично-поисковый (или эвристический) метод;
5) исследовательский метод.
Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2
методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует
(воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4
и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые
знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает
промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как
усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.
Репродуктивные методы обучения
Объяснительно-иллюстративный метод.
Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными
средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту
информацию.
Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему
заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному
воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи,
составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.
Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и
умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез,
абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих
способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта
цель достигается продуктивными методами.
Продуктивные методы обучения.
Условием функционирования продуктивных методов является наличие
проблемы.
Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому
необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны
быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее
в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и
последовательной их проверки;
4) проверка решения проблемы.
Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы
может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это
проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это
исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а
какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.
4. Методы стимулирования.
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству
и действию.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение
свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных
заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача
педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в
стремление к первенству любой ценой.
Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный
воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в
своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и
результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение
острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы
испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не
привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом
особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на
захваленных и обойденных вниманием.
Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его
задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство
неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение
наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при
планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз
комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять
воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.
Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:
лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.




Реферат на тему: Средства и техника педагогического общения


Шадринский Государственный педагогический институт



Реферат



СРЕДСТВА И ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.



Выполнил:


студент 286гр.


факультета информатики


Маслов Игорь Валерьевич.



Шадринск,1999



СОДЕРЖАНИЕ


§1 Неуспехи в общении -неуспехи в учении.

§2 Педагогическое общение

§3 Планирование педагогического общения и
подготовка к нему.

§4 Технология общения

§5 Техника речи

§6 Средства повышения коммуникативности педагога.

Термины.

Список литературы.


«Чего ты хочешь, человек голодный?»-
«Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный,
в день холодный?»- «Крова!»
«Чего надо, жаждущий, тебе?»-
«Воды!»
«Чего надо, страждущий, тебе?»-
«Слова!»
Расул Гамзатов



Через несколько лет мы закончим институт. Многие пойдут преподавать в
школы. Здесь они столкнутся с множеством проблем. И одна из самых сложных
проблем - проблема педагогического общения.
Вот почему я хочу рассказать вам о средствах и технике педагогического
общения. Их правильное использование поможет нам избежать многих трудностей
при общении. Вы узнаете о том, как сделать свою речь более выразительной,
как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том,
как управлять мимикой и жестами.
Но я считаю, что чтение этого реферата будет полезно и тем, кто не
собирается связать свою жизнь с профессией педагога.

§1 Неуспехи в общении -неуспехи в учении.
Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но
вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем
дело? Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями,
свидетельствуют о том, что ребят угнетают не столько трудности познания,
сколько трудности общения- с учителем и одноклассниками. За неуспехами в
учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более
повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации
взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое
общение со своими учениками


§2 Педагогическое общение
Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог
является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения
учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного
процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей,
обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно
развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне
подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в
качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что
оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками
духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык
доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово
учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют
вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).



§3 Планирование педагогического общения и подготовка к нему.
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к
ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении
возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить,
как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко
ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение
поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать
ее при общении.
Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже
заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без
непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики,
слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов,
выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для
себя вместе с учениками открывает истину.
Импровизированная речь- понятие неоднозначное. В одних случаях это
речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем
как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное
изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной
подготовки.
В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого
слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют
немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и
педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.


§4 Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: « Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет
или не почувствует того, что нужно».
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального
включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой
педагогической ситуации
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в
общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,
пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого
общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препядствия, которые еще не возникли, но вот-вот
возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает
речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее
достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его
неуверенности в себе
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на
уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и
простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед,
переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы,
почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая
жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще.
Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху,
чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на
учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая
эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,
поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует
нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в
жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-
воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи,
отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру
речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение,
недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность,
возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка,
свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.
Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают
удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие,
равнодушие, находящиеся в движении – восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует
внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности
лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности
(«каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку.
Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно
развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

§5 Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь
вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая
представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и
дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего
слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична,
дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе
знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы
принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и
верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно
работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется
поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох
недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной
клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема
в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это
дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого
дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и
выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи
его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом
дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После
короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный
звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют
специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и
межреберные мышцы

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть
голосом, дикцией, ритмикой

Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука.
Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше
давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином
специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и
регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение
легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его
изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос
может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к
появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд
обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне,
частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая
палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями.
Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго
индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость,
способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция-
ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от
слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает
губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не
учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой
артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика,
которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для
правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть
неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же
пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи
составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и
паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия
на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания
его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает
замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется
речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило,
принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более
возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски
пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз
речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика
речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку,
понижение внимания и интереса.


§6 Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения:
1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).
2) Понимать личность ученика, его психическое состояние.
3) «Подавать себя» в общении с учащимися.
4) Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого
общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных
способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие
умений выразительной речи; развитие общих психофизических особенностей
личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и
умениями
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и
трудностей в общении.

Термины:

Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.
Мускульная мобилизированность - выражается в общей собранности
внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в
общей подтянутости мускулатуры тела
Пантомимика- это движение тела, рук, ног.
Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица.
Высота - тональный уровень голоса.
Диапазон – объем голоса
Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность.
Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков.



Литература:

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

Каган М. С. Мир общения, М., 1988.

Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный,
1979.
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
Петровская Л. А. Компетентность в общении.

Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности
педагогического коллектива. Л., 1988.
1988.






Новинки рефератов ::

Реферат: Мотивация просоциального и агрессивного поведения (Психология)


Реферат: Организованная преступность (Государство и право)


Реферат: Маргарет Тэтчер: политический портрет (Международные отношения)


Реферат: План урока геометрии. Тема: Свойство медиан треугольника (Педагогика)


Реферат: Техника плавания брассом (Физкультура)


Реферат: Визбор (Музыка)


Реферат: Правопреемство в международном праве (Международное публичное право)


Реферат: Культура как социальное явление (Культурология)


Реферат: Аппарат (механизм) государства (Теория государства и права)


Реферат: Истоки и корни народа русского (История)


Реферат: Организация производства зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Лидерство. Стили лидерства (Менеджмент)


Реферат: Калькуляция себестоимости продукции нормативный метод (Аудит)


Реферат: Импорт деревообрабатывающего оборудования марки "Вайнинг" из Германии в Россию (Предпринимательство)


Реферат: Дифференциальный усилитель (Технология)


Реферат: Маркетинговые стратегии фирмы (Менеджмент)


Реферат: Конспект урока по биологии - гликолиз (Педагогика)


Реферат: Нейро-физиологические механизмы эмоций (Психология)


Реферат: Отчёт (Цифровые устройства)


Реферат: Шум и его влияние на организм. Предупреждение вредного действия шума на производстве (Безопасность жизнедеятельности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист