GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Средства и техника педагогического общения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Средства и техника педагогического общения (Педагогика)




Шадринский Государственный педагогический институт



Реферат



СРЕДСТВА И ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.



Выполнил:


студент 286гр.


факультета информатики


Маслов Игорь Валерьевич.



Шадринск,1999



СОДЕРЖАНИЕ


§1 Неуспехи в общении -неуспехи в учении.

§2 Педагогическое общение

§3 Планирование педагогического общения и
подготовка к нему.

§4 Технология общения

§5 Техника речи

§6 Средства повышения коммуникативности педагога.

Термины.

Список литературы.


«Чего ты хочешь, человек голодный?»-
«Еды!»
«Чего хочешь ты, человек бездомный,
в день холодный?»- «Крова!»
«Чего надо, жаждущий, тебе?»-
«Воды!»
«Чего надо, страждущий, тебе?»-
«Слова!»
Расул Гамзатов



Через несколько лет мы закончим институт. Многие пойдут преподавать в
школы. Здесь они столкнутся с множеством проблем. И одна из самых сложных
проблем - проблема педагогического общения.
Вот почему я хочу рассказать вам о средствах и технике педагогического
общения. Их правильное использование поможет нам избежать многих трудностей
при общении. Вы узнаете о том, как сделать свою речь более выразительной,
как правильно планировать и готовиться к педагогическому общению, о том,
как управлять мимикой и жестами.
Но я считаю, что чтение этого реферата будет полезно и тем, кто не
собирается связать свою жизнь с профессией педагога.

§1 Неуспехи в общении -неуспехи в учении.
Трудно найти 1 сентября ребенка, который не хотел бы идти в школу. Но
вот проходит первая неделя занятий, и мы находим множество таких. В чем
дело? Многочисленные беседы, проведенные с детьми и их родителями,
свидетельствуют о том, что ребят угнетают не столько трудности познания,
сколько трудности общения- с учителем и одноклассниками. За неуспехами в
учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более
повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации
взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое
общение со своими учениками


§2 Педагогическое общение
Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог
является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения
учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного
процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей,
обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно
развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы
преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне
подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в
качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что
оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками
духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык
доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово
учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать
мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют
вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).



§3 Планирование педагогического общения и подготовка к нему.
Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к
ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении
возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить,
как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко
ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение
поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать
ее при общении.
Устная речь учителя, как правило, речь импровизированная. В этом тоже
заключается ее особенность. Учитель-профессионал говорит всегда без
непосредственной опоры на текст учебника или конспект урока. Ученики,
слушая его, как бы присутствуют в момент сиюминутного рождения слов,
выражений. Создается впечатление, что учитель публично мыслит, впервые для
себя вместе с учениками открывает истину.
Импровизированная речь- понятие неоднозначное. В одних случаях это
речь, заранее подготовленная, придуманная, но умело преподнесенная учителем
как «сиюминутная». Это не дословный пересказ, а действительно свободное
изложение, создаваемое в момент произношения, но с учетом предварительной
подготовки.
В других случаях речь учителя – импровизация в прямом смысле этого
слова, речь неподготовленная, рождающаяся, когда условия требуют
немедленной реакции учителя. Именно здесь проявляется общая и
педагогическая культура учителя, его опыт взаимоотношений с учениками.


§4 Технология общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать
правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое
воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может
привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно
использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов(
психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и
и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и
особенностям педагогической ситуации. Не даром Макаренко писал: « Я
сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди
сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке
лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет
или не почувствует того, что нужно».
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального
включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой
педагогической ситуации
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать
инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В
системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая
коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения
инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом
случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой
деятельности являются они сами.
Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в
общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика,
пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого
общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в
направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры
тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела,
готовность преодолеть препядствия, которые еще не возникли, но вот-вот
возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает
речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на
предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.

Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить
главное, рисует образ.
Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее
достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности
педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова,
вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его
неуверенности в себе
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на
уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и
простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед,
переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы,
почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких
взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая
жестикуляция.
Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты
изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще.
Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря:
«Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху,
чуть подавая ее от себя.
Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего
предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не
скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что
создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а
не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает
сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает
отдохнуть слушателям.

Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на
учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая
эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение,
поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует
нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в
жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-
воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи,
отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру
речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение,
недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность,
возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка,
свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека.
Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают
удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие,
равнодушие, находящиеся в движении – восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует
внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться
выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности
лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности
(«каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая
визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку.
Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно
развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.

§5 Техника речи
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со
сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного
восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи
учителя.
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное
произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь
вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая
представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и
дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего
слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.

Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична,
дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю
приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе
знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
Различают четыре типа дыхания в зависимости от того, какие мышцы
принимают участие в дыхательном процессе.
Верхнее дыхание совершается мышцами, поднимающими и опускающими плечи и
верхнюю часть грудной клетки. Это слабое, поверхностное дыхание, активно
работает лишь верхушки легких
Грудное дыхание осуществляется межреберными мышцами. Изменяется
поперечный объем грудной клетки. Диафрагма малоподвижна, поэтому вдох
недостаточно энергичен.
Диафрагмальное дыхание осуществляется за счет изменения объема грудной
клетки, вследствие сокращения диафрагмы
Диафрагмально-реберное дыхание осуществляется за счет изменения объема
в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы,
межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Именно это
дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого
дыхания.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и
выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по
времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи
его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха,
экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом
дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После
короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный
звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки
речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют
специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и
межреберные мышцы

Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть
голосом, дикцией, ритмикой

Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука.
Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше
давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса – полетность. Этим термином
специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и
регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение
легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его
изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос
может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной
жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон – объем голоса. Границы его
определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к
появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие,
усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной
окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд
обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне,
частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая
палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями.
Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго
индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.

Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость,
способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция-
ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от
слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает
губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не
учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано прежде всего с отработкой
артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика,
которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для
правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть
неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка.

Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же
пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи
составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и
паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия
на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания
его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает
замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется
речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод – определение, правило,
принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более
возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски
пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз
речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика
речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку,
понижение внимания и интереса.


§6 Средства повышения коммуникативности педагога.
Для учителя важны следующие коммуникативные умения:
1) Владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией).
2) Понимать личность ученика, его психическое состояние.
3) «Подавать себя» в общении с учащимися.
4) Оптимально строить свою речь в психологическом плане, те умения речевого
общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.
В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных
способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие
умений выразительной речи; развитие общих психофизических особенностей
личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и
умениями
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и
педагоги советуют учителям для развития коммуникативных способностей
следующее:
1) Нужно сознавать, что школа-часть общества, а отношение педагога к детям
- выражение общественных требований.
2) Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для
детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его
собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность
педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
3) Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует
умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу
вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
4) Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника,
создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных черт личности.
5) Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации:
показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту
эрудиции, но неназойливо.
6) Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать
эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход
к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их
точку зрения.
7) Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой
деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
8) Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь
должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос,
вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
9) Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
10) Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и
трудностей в общении.

Термины:

Педагогическое общение-система ограниченного социально-
психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием
которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия,
организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств.
Мускульная мобилизированность - выражается в общей собранности
внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в
общей подтянутости мускулатуры тела
Пантомимика- это движение тела, рук, ног.
Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния
движением мускулов лица.
Высота - тональный уровень голоса.
Диапазон – объем голоса
Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота,
индивидуальность.
Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков.



Литература:

Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.

Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

Каган М. С. Мир общения, М., 1988.

Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный,
1979.
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
Петровская Л. А. Компетентность в общении.

Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности
педагогического коллектива. Л., 1988.
1988.






Реферат на тему: Средства обучения
Содержание.


Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме.

Введение………………………………………………………………………с 2
1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения……...с 4
2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения………с 7
3. Функции средств обучения……………………………………………...с11
4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с детьми
младшего школьного возраста………………………………...с 12
5. Вывод ……………………………………………………………………с 18

ГлаваII. Исследование влияния различных средств обучения, их рационального
сочетания на эффективность процесса обучения.

2.1 Констатирующий эксперимент………………………………………...с 19
2.2 Преобразующий эксперимент………………………………………….с 22
2.3 Контрольный эксперимент……………………………………………..с 29
2.4 Вывод……………………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………..с
32
Список литературы………………………………………………………….с 33
Приложения……………………………………………………….с3



Введение.


Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения
одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами.
Средства преподавания имеют существенное значение для реализации
информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и
поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного
материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную
информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и
позволяют вести её в индивидуальном темпе. Этому компоненту процесса
обучения посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С.,
Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на
материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается,
например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя
недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с
целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда
преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.


Цель нашей работы установить, что только рациональное сочетание
идеальных и материальных средств, влияет на эффективность педагогического
процесса.


Объектом нашего исследования является процесс обучения детей младшего
школьного возраста.


Предметом исследования являются средства обучения.



В своем исследовании мы выдвигаем следующую

Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока,
содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и
идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность
обучения.

Задачи:
1) изучить психолог – педагогическую литературу по данной теме.
2) выявить, на сколько рационально использует учитель средства обучения на
уроках.
3) разработать систему уроков с использованием различных средств обучения.
4) выявить результативность рационального использования различных средств
обучения.



Глава 1.Анализ психолого – педагогической литературы.
1.1. Средства обучения, как важный компонент процесса обучения.
Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и
деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся
знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.
По утверждению Лихачева.Б. педагогический процесс реально существует,
как научно обоснованная, развивающая и совершенствующаяся система,
опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов динамику
возрастного изменения детей. Структура педагогического процесса образуется
из органически связанных элементов:
-системообразующим звеном педагогического процесса является
целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель педагог, он
определяет цели.
-полноправным элементом педагогического процесса является ребенок.
Эти элементы инвариантны.
-изменяющимся элементом педагогического процесса является его
содержание.
Содержание педагогического процесса тщательно подбирается,
подвергается педагогическому анализу; обобщается, оценивается с позиции
мировоззрения, структурируется, приводится в соответствии с возрастными
возможностями детей. В содержание педагогического процесса входят основы
человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии,
производства, труда, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта
является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно
раскрывается через понятие; основы наук, общественные отношения, культура,
технология производства, труд, физическая культура. Благодаря содержанию
идеологического процесса у детей осуществляется социализация, формируется
отношение к миру, мировоззрение, формируются основные мотивы, стимулы и
формы поведения. Содержание педагогического процесса формирует духовные
потребности и ценные ориентации ребёнка, вооружает его знаниями, способами
познания и преобразования мира раскрывает ему пути и формы удовлетворения
материальных и духовных потребностей.
-вторым изменяющимся структурным компонентом педагогического процесса
является его организационно-управленческий комплекс (формы, методы,
средства обучения). Педагогический процесс всегда строится как
целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и
детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна
функционировать при условии регулярного обмена информации, Управленческая
система педагогического процесса органически связанна со всеми его
компонентами. Она включает в себя организационные формы, средства обучения,
методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики,
осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического
взаимодействия и воздействия.
- следующим элементом педагогического процесса является педагогическая
диагностика. Педагогические способы и приёмы диагностики получения обратной
информации, используются в целях изучения эффективности педагогического
процесса, воспитанности и обученности детей, подготовленности к работе
самого педагога. К способам и методам диагностики относятся: проверка
знаний, умений, навыков; результаты трудовой, общественной деятельности
детей, плоды самостоятельной работы.
-четвёртым элементом являются критерии эффективности педагогического
процесса установленных педагогикой и психологией. В их состав входят
оценки знаний, умений, навыков, экспертные оценки и характеристики
привитых детям убеждений, черт характера, свойств личности. Наиболее четким
и определенным показателем эффективности педагогического процесса является
повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к
учёбе, труду, обществу, людям, друг к другу.
- пятым структурным элементом педагогического процесса является
организация взаимодействия с общественной и природной средой.
Общественная жизнь является важнейшим фактором воспитания.
Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему,
не изолируется от жизни. Его цель- в организации отношения к ней
воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизация
общественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно
считать согласованную с педагогическими целями деятельность семьи,
общественных организаций, трудового коллектива, неформальных объединений.



1.2. Характеристика материальных и идеальных средств обучения.
Средство обучения - это идеальный или материальный объект, который
используется для освоения знаний, формирования опыта, познавательной и
практической деятельности.
Идеальные средства обучения – это те усвоенные ране знания и умения,
которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые
используют учитель и ученик для детализированного обучения.
Пидкасистый П.И., опираясь на исследования Выготского.Л.С.,
Ильину.Т.А., Габай.Т.В., классифицирует объекты, выполняющие функцию
средств обучения, по различным основаниям: по их свойствам, субъектам
деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных
способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения
количество ошибок при решении задач).
По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на
средства преподавания и средства учения. Средствами преподавания
пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного
материала, а средствами учения- учащиеся для его усвоения. В то же время
часть средств обучения может быть и тем и другим, в зависимости от этапа
обучения, средства преподавания имеют существенное значение для реализации
информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и
поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность
учебного материала, делают его наиболее доступным, обеспечивают более
точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную
работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе. Их можно разделить на
средства объяснения нового материала, средства закрепления и средства
контроля.
Интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства
обучения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с
учителем. Изготовление средств даёт большой развивающий эффект и более
высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по
образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых
средств обучения, как и усовершенствование основных, предполагает изменение
познавательных знаний и инструкций, использование новых видов
тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие
составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся ,
расширения их кругозора и способностей.
Пидкасистый П.И. разделяет средства обучения на материальные и
идеальные.
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
1.Обьемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.)
2.Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.
п.)
3.Проэкционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Печатные издания широко используются в практике обучения.
Они дешевле, проще в изготовлении, печатаются в типографии или
выполняются учителем совместно с учащимися. Их целесообразно применять как
дополнительное средство наряду с натуральными предметами и их моделями.
Материальные средства, необходимые для усвоения всей учебной
дисциплины, составляют систему, производную от системы учебного предмета.
Система средств обучения строится согласно следующим принципам:
1.Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим
требованиям предъявляемым к другим элементам учебного процесса: наглядно
воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и
обозримым, иметь эстетический вид и т.п.
2.Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать
материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
3.Средства обучения должны соответствовать реальными условиям работы и
потребностям местного населения. Каждое действие совершается с помощью
какого-нибудь средства. Умственные действия совершаются при помощи
идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления наряду с
образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и
технологией работы (операционным составом мышления). В процессе объяснения
нового материала учитель выражает эти средства наглядно (графически,
символически и т.п.), либо вербализует их (словесно). Вербальные выражения
средств всегда начинаются с глагола (нарисовать, изобразить и т. п.).
Последовательность используемых средств обучения (иногда называемый план
решения задачи). Каков же состав идеальных средств обучения?
Выготский Л.С. приводит такие средства обучения, как: речь, письмо,
схемы, условные обозначения, чертежи, произведения искусства и другие. В
общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия,
новых культурных ценностей. Усвоенная информация, ставшая знанием, является
также и «первоначальным арсеналом» средств обучения. Из нее учащийся
«черпает» способы рассуждения, доказательства, расчета, запоминания и
понимания. Обучение представляет собой коммуникацию, в ходе которой
происходит обмен информацией между участниками учебного процесса,
протекающей в виде процесса общения, беседы, дискуссии, сообщения, доклада,
лекций и т.д.
Речь как средство обучения многоаспектна: она отражает уровень
умственного развития говорящего, опосредует процессы восприятия,
воздействует и управляет, обеспечивает познание и общение, выражает
отношение и позицию личности к информации и слушателям. В процессе
овладения лингвистическими средствами речь учителя является образцом для
учащихся, она не только средство изложения учебной информации, но и
средство управления вниманием, средство образования представлений и
понятий.
Совершенствование содержания образования закономерно требует
совершенствования форм, методов и приемов, средств обучения. Создание
средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, уровнем
педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.
Наряду с центральным звеном системы средств обучения (учебники, учебные
пособия и т.д.), большое внимание в настоящее время уделяется
совершенствованию наглядных пособий.



1.3. Функции средств обучения.
Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С.,
предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных
средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает
возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки.
Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные
особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать
полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого
материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.
Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих
влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания
обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся,
мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом
использовании.
В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из
средств: остальные являются его дополнением.
Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной
подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о
принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны
выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в
иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их
самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность
учащегося.



1.4. Особенности использования средств обучения в процессе работы с
детьми младшего школьного возраста.
Прессман Л.П. отводит особую роль наглядности при обучении детей
младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их
восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные,
слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное
формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более
прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного
отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, ученики
могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений
и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинности
полученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными.
Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким
процесс усвоения, поддерживают внимание ребенка. В использовании любого
вида средства обучения необходимо соблюдать меру и пропорцию, определяемые
закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество
средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения
познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия
материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное
настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении новой
трудной темы 4-5 демонстраций за урок, считая средства для самостоятельной
работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобрать для урока тот или
иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в
зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в
виду, в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие
наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны
изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те
существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке
представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор одной из форм
сочетания наглядности и рассказа учителя.
Термин «формы сочетания» мы употребляем в качестве понятия,
охватывающего и формы сочетания, и их варианты, таким образом, данный
термин обозначает в наиболее общем виде характер связи между словами
учителя и применяемыми им наглядными средствами. Выявление многообразия
способов сочетания слова учителя и наглядных средств занимает существенное
место в разработке данной проблемы. Основаниями выделения различных форм
сочетания служат:
а) учебные (дидактические) задачи, для выполнения которых применяется
та или иная форма сочинения.
б) функции слова учителя и средств наглядности.
в) характер умственной деятельности учащихся.
Занков.Л.В. выделяет четыре формы сочетания слова и средств
наглядности:
Описание и анализ первой формы сочетания.
При выделении первой формы сочетания и слова и средств наглядности мы
имеем в виду определённую типическую ситуацию, отличающуюся тем, что
учебная задача состоит в ознакомлении с внешним обликом объекта. Знания
школьник получает самостоятельно в процессе непосредственного восприятия
объекта. Одним из существенных оснований для выделения первой формы
сочетания служит своеобразие функций слова учителя и наглядных средств
используемых им в учебном процессе. Роль слова педагога здесь заключается
не в сообщение знаний школьникам, а в том, что словесные обращения педагога
к учащимся побуждают их к наблюдению наглядных объектов, направляет
процесс наблюдения по определённому руслу в целях изучения объекта.
Функция средств наглядности определяется тем, что именно из наблюдения
данного объекта, а не из словесных сообщений учителя школьник получает
знания о внешнем облике объекта.
Характерные черты первой формы сочетания слова учителя и наглядных
средств заключаются в следующем: при посредстве слова учитель руководит
наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта,
его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся
извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.
Описание и анализ второй формы сочетания.
Переходя к рассмотрению второй группы сочетания слова и средств
наглядности, следует обратить внимание на то, что при использовании данной
формы учащиеся познают связи между явлениями, в то время как при применении
первой формы школьники знакомятся с внешним обликом объектов. Таким
образом, вторая форма отграничивается от первой по линии отношения к
учебной (дидактической) задаче.
При использовании первой формы сочетания знания черпаются учащимися в
процессе непосредственного восприятия объекта, в то время как при
использовании второй формы наблюдение лишь составляет базу для осмысления
связей между явлениями, само же уяснение связей не может быть почерпнуто из
непосредственного восприятия.
Функция слова учителя в составе второй формы сочетания заключается не в
руководстве процессом наблюдения, а в том, чтобы направлять истолкование
сделанных наблюдений и избирательное воспроизведение знаний, которые были
приобретены учащимися ранее. Функция средств наглядности состоит в том,
чтобы служить опорной точкой для осознания связей между явлениями.
Характерные черты второй формы сочетания слова и средств наглядности
следующие: при посредстве слова учитель на основании осуществленного
школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний
ведет учащихся к осмыслению и формулированию таких связей в явлениях,
которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия.
Описание и анализ третьей формы сочетания.
.Данная форма сочетания, подобно первой форме, имеет место на уроках в
тех случаях, когда школьник знакомится с внешним обликом объекта, с теми
его свойствами, которые доступны восприятию. В то же время в отношении
функций словесных и наглядных средств, третья форма сочетания
противоположна первой форме сочетания. При использовании третьей формы
сочетания педагог при помощи слова сообщает учащимся сведения об облике
объекта, а наглядные средства лишь иллюстрируют то, что сообщено ученикам
словесным путем. Когда применяется первая форма сочетания, школьник черпает
знания из наглядного объекта благодаря собственным наблюдениям, а при
посредстве слова учитель руководит ходом наблюдения. Характерные черты
третьей формы сочетания слова и средств наглядности следующие: сведения об
облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях
учащихся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства
служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений.


Описание и анализ четвёртой формы сочетания.
В случаях применения четвёртой формы сочетания учитель сообщает
словесным путём о связях между явлениями, недоступных непосредственному
наблюдению. Функции слова учителя в 4-ой и 3-ей форме аналогичны: и в том,
и в другом случае педагог при посредстве слова сообщает знания учащимся. В
то же время функции наглядных средств резко отличаются. При использовании 3-
ей формы сочетания наглядный объект органически включён в процесс познания:
он подтверждает, конкретизирует то, что сообщено словесным путём. Когда
применяется 4-ая форма сочетания наглядный объект служит лишь отправным
пунктом словесного сообщения учителя, которое содержит сведения о явления и
связях, не воспринимаемых непосредственно.
Характерные черты 4-ой формы сочетания слова и средств наглядности
следующие: отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного
объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые
непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет,
обобщает отдельные данные. Количество средств обучения, применяемых на
одном уроке, определяется конкретными образовательными, воспитательными и
развивающими целями урока. Вполне возможны случаи, когда учитель считает
достаточным использовать на уроке лишь учебник, не прибегая к другим
средствам обучения. Вместе с тем в ряде случаев необходимо комплексное
применение разных видов наглядности. В начальных классах формируются не
только представления учащихся об изучаемых объектах, но и понятия.
Достижению каждой из этих задач способствует использование различных видов
наглядности. Это требование комплексного подхода к использованию средств
обучения связано со спецификой их функций.
Прессман.Л.П. пишет о том, что при выборе любого варианта комплексного
применения средств наглядности звеном каждого комплекса будет материал
учебника, в котором выражено основное содержание предмета по каждому
учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическая структура
формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную
систему средств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика,
однако функции учебника в том и другом случае несколько различны. Для
ученика учебник является источником информации, средством её усвоения и
самоконтроля. Для учителя – это прежде всего ориентир в руководстве учебным
познанием учащихся, в определении объема и сложности учебного материала,
средство контроля и в определенной степени дифференциации обучения.
Результаты учебно–воспитательного процесса по всем предметам зависят во
многом от того, насколько учитель обеспечен разнообразными средствами
обучения, а также от мастерства его, использующего эти средства.



1.5. Вывод.
Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют
друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся
многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением
интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением
существенно новых знаний; идеальные средства- с пониманием материала,
логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта.Между сферами
влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ; часто оба они
влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности
учащихся.



Глава II. Исследование влияния различных средств обучения, их
рационального сочетания на эффективность процесса обучения.
Экпериментальная работа проводилась в школе №479 Кировского района, во
2а классе. В классе 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по
типовой программе (1-3). Учитель данного класса имеет высшее педагогическое
образование, высшую квалификационную категорию, является отличником
просвещения.
2.1. Констатирующий эксперимент.
Цель констатирующего эксперимента:
- наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность их
использования учителем.
- определение уровня обученности детей данного класса.
1).Наблюдение уроков и выявление используемых средств, рациональность
их использования учителем.
Наблюдал 4 урока по: русскому языку, математике, природоведению.
Протоколы наблюдения № 1, 2, 3, 4 (См. приложение №1). В ходе наблюдений
отмечал используемые учебные средства учителем и время их использования.
Наблюдение в течение 4 уроков выявило следующие результаты:
|Средства обучения |Время использования |
|информация учителя + наглядные |85 минут |
|пособия | |
|учебник |95 минут |

Из полученных результатов мы видим, исходя из целей урока и содержания
обучения, что учитель отдает своей информации основное время, уделяя мало
внимания на уроке материальным средствам, а следовало бы строить урок
исходя прежде всего из особенностей детей, у которых в этом возрасте
преобладает наглядно – действенное мышление.
2). Определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа. Знания оценивались по
диагностике Беспалько.[]
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы отвечают
имена существительные.
Уровень «уметь» - включает в себя умение найти в предложении имя
существительное.
Таблица №2
Анализ работ выявил следующие результаты:
|имя |знает |умеет |
|Шамиль |+ |+ |
|Татьяна. |+ |+ |
|Борис |_ |_ |
|Валентин |+ |_ |
|Алена |_ |+ |
|Никита |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Зина |+ |_ |
|Мари |_ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Коля |+ |+ |
|Ваня |+ |+ |
|Миша |+ |_ |
|Гоша |+ |_ |
|Сейфи |+ |+ |
|Даша |+ |_ |


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что уровень
обученности детей экспериментального класса, по данной теме, находится на
низком уровне. Более чётко результат в процентном соотношении можно
посмотреть на диаграмме.

Диаграмма № 1.



2.2 Преобразующий эксперимент.
Цель преобразующего эксперимента:
- построить систему уроков с использованием различных средств обучения.
Предметом на котором мы будем проводить экспериментальную работу будет
«Русский язык».
Тема: «Имя прилагательное».
Задачи: Ознакомить детей с существенными признаками имени прилагательного,
с изменением прилагательных по родам и с родовыми окончаниями.
Умения: Учащиеся должны в результате изучения темы употреблять
прилагательные в речи, изменять прилагательные по родам и писать родовые
окончания, находить прилагательные в тексте.
В соответствии с целями уроков использовал наглядные пособия такие как:
- предметные картинки отображающие свойства предметов,
- иллюстрации,
- карточки для проверки знаний учащихся
(См. приложение № 2).
В ходе эксперимента было проведено 5 уроков.

(См приложение №3 ).


Урок №1

Тема урока: Понятие об имени прилагательном как части речи.
Цель: ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его
ролью в нашей речи.
План урока.
1. Наблюдение над ролью прилагательного в нашей речи.
2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
3. Упражнения.
4. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1). Вызываю ученика, даю ему картинку с изображением предмета и предлагаю
описать его (остальные картинку не видят, отвечающий название предмета в
рассказе не употребляет).
Описание делают 2-3 ученика, чтобы можно было сравнить рассказы.
- Рассказ какого ученика позволил нам ярко представить предмет? Какую часть
речи он особенно часто употреблял, описывая предмет и почему? (Имя
прилагательное. Потому что называл признаки предмета).
2). Работа с учебником.
Упражнение № 387.[]
- В каждом предложении подчеркните имя прилагательное волнистой линией и
найдите слово с которым оно связано. С какой частью речи связано имя
прилагательное (с существительным).
- Разберите первое предложение по членам предложения. Каким членом
предложения являются прилагательные?
Вывод по вопросам:
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
- С какой частью речи связано?
- Каким членом предложения чаще всего бывает?
3).Упражнения.
Игра «Будь внимателен».
На доске написаны слова: цвет, вкус, запах, вес, размер, ширина, высота,
форма.



Показываю предметную картинку:
[pic]
Учащиеся записывают имя существительное. Затем указываю на одно из слов
написанных на доске. Учащиеся дописывают подходящее по смыслу имя
прилагательное вместе с вопросом. Например: мяч (какой?) синий, лёгкий,
круглый.
- Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные (цвет, размер,
форма, материал и так далее).
- Имена прилагательные могут обозначать и качества людей (аккуратный,
весёлый, умный и так далее).
Работа по карточкам с заданиями.
Подчеркните имена прилагательные в предложении.
| |
|На улице дождливая погода. |
|В комнате стоит большой шкаф. |
|Пятнистые коровы пасутся на зеленом лугу. |


(См. приложение № 4)
4).- Что узнали об имени прилагательном?
- С какой целью вы употребляете эти слова в своей речи?
Тщательно продумал используемые на уроке средства обучения.
Уровень обученности детей и учебных умений позволил объяснительную часть
изложить за 10 минут, дальнейшая работа над совершенствованием и
закреплением знаний о прилагательном осуществлялась детьми самостоятельно с
помощью следующих средств обучения:
- предметные картинки отображающие свойства предметов.
- задания из учебника.
- карточки с заданиями.

Урок №2


Тема: употребление в речи имен прилагательных близких и противоположных по
смыслу.


Цель: уточнение представления о синонимах и антонимах; развитие умения
потреблять их в речи.


План урока.

1) наблюдение над употреблением имен прилагательных – антонимов.
2) наблюдение над употреблением имен прилагательных в речи близких по
смыслу.
3) итог урока.
Ход урока.
1).А Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают упражнение и объясняют по какому признаку
противопоставляются предметы (предметы противопоставляются по одному
какому-либо признаку).
1).Б Дополните предложения противоположными по смыслу именами
прилагательными. Допишите предложение (текст на доске).
Слон – животное огромное, а мышь - ……………………
Хорек – слабый зверек, а рысь - …………………..зверь.
Черепаха – медлительное животное, а ящерица - ……………
- почему в речи мы нередко противопоставляем признаки одного предмета
признакам другого предмета?
- назовите предметы, которые можно противопоставить друг другу и по
какому признаку.(некоторые словосочетания записываются).
1).В Творческий диктант.
Текст записан на доске, рядом иллюстрации к нему.
“После дождя”
Теплый ветер дует в лицо.
Легкие облака плывут над рекой.
Доносятся слабые раскаты грома.

Проводится беседа по тексту с использованием иллюстрации:


- Что изображено на картинке?


- Какой бывает ветер? (холодный, сильный).

- Какие бывают облака? (воздушные, легкие, белые)
- Назовите имена прилагательные, которые есть в тексте.
- Какие прилагательные нужно было бы употребить, что бы текст можно было
озаглавить “Перед дождем”. Показ иллюстрации.
Учащиеся самостоятельно записывают новый вариант текста.
“Перед дождем”
Холодный ветер дует в лицо.
Тяжелые облака плывут над рекой.
Доносятся сильные раскаты грома.
Разобрать по составу: холодные и сильные.



Работа по карточкам с заданием.
Напишите противоположные по смыслу прилагательные.

|Высокий - ………………… |
|Толстый - …………………. |
|Мокрый - …………………. |
|Твёрдый - ………………… |


2)Читаю текст.
“В пустыне”
Очень жаркий день.
Жаркое солнце нещадно палит почву.
По жаркой пустыне идет караван верблюдов.
- Что кажется неудачным?
- Как бы вы изменили текст?
Учащиеся рассуждают: солнце, которое нещадно палит – жгучее.
Пустыню точнее можно назвать знойной.
Переделанный текст:
“В пустыне”
Жаркий день.
Нещадно палит жгучее солнце.
По знойной пустыне идет караван верблюдов.
- Выпишете словосочетания.
- Что такое словосочетание?
Слова жаркий, знойный, жгучий близки по смыслу, но неодинаковы.
3) Что нового узнали о прилагательном?
Использованные средства обучения на данном уроке:
- иллюстрации природы – для более полного представления текста;
- текст написанный на доске - для лучшего восприятия.
- карточки с заданием – для проверки знаний учащихся.
Выбор средств обучения обусловлен тем, что дети имеют некоторые знания по
данной теме. И выбраны такие средства обучения, которые помогут учащимся
закрепить уже имеющиеся знания и навыки по данной теме.



2.3.Контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента:
- определение уровня обученности детей данного класса.
Учащимся была предложена проверочная работа на уровне «знать» и «уметь».
Уровень «знать» - включает в себя знания о том, на какие вопросы
отвечают имена прилагательные.
Уровень «уметь» - включает в себя умение находить в предложении имя
прилагательное.
|Имя |знает |умеет |
|Даша |+ |+ |
|Валентин |+ |- |
|Татьяна Б. |+ |+ |
|Борис |+ |+ |
|Настя |+ |+ |
|Шамиль |+ |+ |
|Зина |+ |+ |
|Мари |+ |- |
|Никита |+ |+ |
|Алекса |+ |+ |
|Таня |+ |+ |
|Галя |+ |+ |
|Николай |+ |+ |
|Иван |+ |+ |
|Алёна |+ |+ |
|Михаил |+ |+ |
|Гоша |+ |+ |
|Сейфи |+ |- |

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем наблюдать
увеличение уровня обученности данного класса. В процентном соотношении это
можно увидеть на диаграмме № 2.

Диаграмма № 2.



С целью выявления эффективности рационального использования средств
обучения сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.

Диаграмма № 3.



Сравнение уровня обученности детей показало, что на уроках, где тщательно
отбирают средства обучения в соответствии с целями, задачами уроков,
содержанием обучения и особенностями детей, уровень обученности учащихся
становится выше.



Заключение.
В результате проделанной работы нами были выполнены следующие задачи:
1) Изучена психолого-педагогическая литература по данной теме.
2) Выявлена рациональность используемых учителем средств обучения на
уроках.
3) Разработана система уроков с использованием различных средств обучения.
4) Выявлена результативность рационального использования различных средств
обучения.

Проводя, наше исследование, мы подтверждали важность средств обучения, как
компонента процесса обучения. Тщательный отбор в соответствии с целями и
задачами уроков, содержанием обучения, особенностями детей (уровнем
обученности и обучаемости), позволяет повысить эффективность обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что если рационально
использовать материальные и идеальные средства обучения, то можно
существенно повлиять на эффективность обучения.



Список литературы.
1.Бабанский.Ю. Педагогика – М.: 1983.
2.Бабанский.Ю., Нойнер.Г. Педагогика – М.: 1984.
3.Вахтеров.В.П. Избранные педагогические сочинения – М.: 1987.
4.Габай.Т.

Новинки рефератов ::

Реферат: Ближний Восток (Политология)


Реферат: Основные права человека (Право)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Физкультура)


Реферат: Возникновение и общественная природа сознания (Психология)


Реферат: Россия - светское государство (Право)


Реферат: Себестоимость, расчет по экономическим элементам и калькуляционным статьям (Предпринимательство)


Реферат: Исследование толерантности (Психология)


Реферат: Відлига в СРСР (История)


Реферат: Состав и структура персонального компьютера (Компьютеры)


Реферат: Возникновение и система развития права Канады (Государство и право)


Реферат: Виды сварки (Технология)


Реферат: Символика цвета (Искусство и культура)


Реферат: Легкая атлетика (Физкультура)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Истории религий и кризис цивилизации (Религия)


Реферат: Апология истории (История)


Реферат: Неустойка как способ обеспечения обязательств (Право)


Реферат: Московский Кремль в историческом развитии (История)


Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)


Реферат: Риски в Антикризисном Управлении (Управление)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист