GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Архитектура Москвы (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Архитектура Москвы (Педагогика)



Содержание курсовой работы

1. Художественное развитие как путь к гуманизации школы
2. Список литературы
3. Вступление
4. Урок № 5. 3 четверть Тема.
Архитектура как искусство, как часть нашей духовной культуры
5. Тема. Архитектурные формы разных стилей и эпох (проект урока)
6. Тема. Архитектурный художественный образ: объем, форма
7. Тема. Архитектурный художественный образ: объем, форма Продолжение
урока.
8. Тема. Архитектура пространственной среды
9. Анализ работ учащихся на тему “Древний город”
10. Приложение. Авторы детских работ

От древнейших времен и о современности в местах обитания человека в
зависимости от географического положения, условий и социального образа
жизни, потребностей людей, сложилось несколько типов городов. Древнейшие
поселения имели центрическую структуру с площадью для ритуальных,
общественных собраний.
Города застраивались по берегам рек, вдоль дорог, горных хребтов.
Для основания города выбиралось особое место, холм, возвышенность на стыке
рек, которые имели оборонительное значение. Валы, стены, башни били
“стражами” города. Ворота городских укреплений несли на себе практическое и
символическое значения. Наиболее актуальную роль в городской среде играют
улицы. Улицы города - пути движения по городу, - границы, распределяющие
части города. На пересечении улиц располагались площади, центры.
В средневековом городе естественно сформировалась радиально-
кольцевая среда вокруг главного центра - храма, замка, ратуши. Центричная
форма обусловлена внутренней логикой: все дороги ремесленников стекались к
рыночной площади - туда, где были и ратуша и главный собор.
Узкие тесные улочки шли к центру по касательной из соображений
обороны. Города замыкались крепостной стеной.
Так строились и древняя Москва, Кремль, Белый город (Бульварное
кольцо), земляные валы (Садовое кольцо).
Просторность равнинного ландшафта отразилась на планировке русских
городов (Ярославль, Владимир).
Оборонное зодчество - интереснейшая страница истории русской
архитектуры. В течение столетий нашим предкам приходилось отражать набеги
кочевников с юга и востока, удары литовских ратей и немецких рыцарей-
крестоносцев с запада и северо-запада. Вот почему на важнейших путях,
шедших в глубь страны, вставали нерушимые твердыни-крепости и укрепленные
монастыри. Их защитники первыми принимали удары врага, сдерживали, а порой
и останавливали его.
Облик русских крепостей менялся с развитием военной техники и
военного искусства. На смену частоколу из вертикально вкопанных в землю
бревен приходили сложные конструкции из срубов, набитых землей и камнями. А
на новгородской земле и Псковском порубежье уже в XIII- XIV вв. стали
строить каменные крепости.
С XV в. в Московском государстве все чаще стали сооружать регулярные
крепости ( квадратные или прямоугольные в плане), при этом толщина самих
стен достигала 6 метров. Выдвинутые далеко за линию стен угловые башни
становились узлами обороны.
Золотым веком русского оборонного зодчества стал XVII вв. Именно
тогда были сооружены “великие государевы крепости” - Кирилло-Белозерский и
Троице-Сергиев монастыри.
Москва накануне наполеоновского нашествия являла яркое незабываемое
зрелище. Ее обширность, множество памятников древней архитектуры, обилие
садов живописный ландшафт удивляли современников. Дома выкрашены в самые
разнообразные краски, купола церквей - то золотые, то темные, свинцовые...
Все, вместе взятое, делало эту картину необычайно оригинальной и
разнообразной.
Оживление культурной и общественной жизни города (чему способствовало
и открытие в 1755 г. университета) совпало с началом интенсивного каменного
строительства. На улицах и площадях появляются великолепные каменные дворцы
московской знати, грандиозные общественные сооружения.
В тоже время именно здесь долго сохранились национальные традиции,
черты патриархальности и в характере городской застройки, и в укладе,
образе жизни москвичей. “Смещение великолепия с деревенской простой
производит какое-то волшебное впечатление,” - писала французская художница
Э.Виже-Лебрен.
Яркий, противоречивый и живописный облик Москвы конца XVIII - нач.
XIX в. нашел отражение в разнообразных произведениях видовой графики,
созданных русскими и иностранными художниками и граверами.

|Зрительный|Московский Кремль, Сергиев Посад, Новгородский Кремль,|
|ряд: |Владимирские соборы, Суздаль, Ярославль |

продуманную систему пространственного построения. Язык архитектуры - это
пространство и тектоника, симметрия и асимметрия, соразмерность частей и
целого, нюансное и контрастное соотношение элементов. ритм, масштабность.
Высшей ступенью организации архитектурных форм является ансамбль, где
группа зданий и связанное с ней пространство представляют некое
художественное единство.
В лучших памятниках архитектуры заложены эстетические и идейные
устремления эпохи и Среды, в которой жил и живет человек. Пример:
Московский Кремль, здания построенные на территории Китай-города, Белого
города, Земляного город. Современные жилые массивы, Поклонная гора.
Любовь к Родине немыслима без познания и понимания прошлого. Познание
искусства архитектуры открывает нам один из путей познания мира.
Архитектура тесно связана с природой. Она является искусством
трехмерного пространства и воспринимается не только при созерцании формы,
конструкции, объема, но и в практическом использовании постройки.
Архитектура имеет свой свойственный только ей язык художественного
выражения, язык форм, соотношений объемов, взаимодействующих с окружающей
средой.
Архитектура - это прежде всего строительство: своего дома,
общественных, культовых сооружений, городов. Представления о красоте не
были постоянными. В каждую историческую эпоху они складывались из многих
причин, прежде всего от человеческих взаимоотношений, от общественно-
экономических отношений, определяющих идеалы и вкусы общества. Архитектура
не изображает действительность и не воспроизводит ее. она сама создает
реальность, материальную среду. в которой находится и живет человек и
никакая иная человеческая деятельность эту функцию выполнить не может.
Природные формы архитектура не копирует слепо и не повторяет. люди не
учились пропорциональности и соизмеримости. пластике и другим выразительным
средствам.
С древнейших времен человек выбирал для культовых ритуалов,
празднеств, советов “особые” отличные от жилья места, отмеченные в природе
необычным рельефом. Центрическими были застройки многих древнерусских
городов, размещавшихся на высоких берегах рек, в их излучинах, как местах
стратегических, которые легче было обнести валом, выстроить мощные стены
укреплений. Массивность архитектурных сооружений была одним из средств
художественной выразительности и выражения духовных сил и потребностей
человека.
Архитектура говорит на языке объемных форм, объединенных в
продуманную систему построения пространства. в которой живет и работает
человек. Организованное пространство в свою очередь влияет на человека.
строя его отношения с людьми и природой. При этом важно, какие эстетические
ощущения возникают у человека от характера архитектурного объема и его
элементов ( массивное, тяжелое, гнетущее или легкое, праздничное,
подвижное).
На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие
горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или
разнообразно скомпонованных. Достаточно 3-4 геометрических форм. чтобы
создать многочисленные варианты решений архитектурного образа.
Важное композиционное средство - пропорции - отношения по высоте,
длине и ширине. Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма
- это все проявление “золотого пропорционирования”, вызывающее у человека
определенное настроение, переживание, восприятие объекта.

| |Из цветной или темной бумаги вырезать |
|Практическая |геометрические формы разные по очертанию, |
|работа |пропорциям, размерам. Накладывая друг на друга |
| |фигуры, располагая их рядом создать композиций |
| |необычных архитектурных форм. Красиво расположить |
| |придуманные здания на листе. |



Тема. Архитектурные формы разных стилей и эпох.
(проект урока)

|Учебно-воспитат|Увидеть красоту и различие разных архитектурных |
|ельные задачи |стилей, уметь их различать |
|Образовательная|Увидеть изображение архитектуры пятном, силуэтом. |
| |Научиться из белой бумаги вырезать тонко изящно |
|задача |детали, точнее предавать контуры зданий сложной |
| |формы. |
|Практическое |Из темной бумаги вырезать силуэты зданий разных |
|задание |стилей, увидеть различие и отразить в своей |
| |композиции |
|Материалы |Темная бумага, клей, ножницы |

Оснащение и оборудование урока

|Зрительный ряд |Снимки, репродукции готической, романской |
| |архитектуры, зданий выполненных в стиле |
| |классицизм, древнерусской архитектуры. Зарисовки |
| |архитектуры сделанные учителем. |
|Домашнее |Посмотреть дома рисунки мастеров, фотографии, где |
|задание |изображена архитектура, определить стиль и сделать|
| |небольшую зарисовку. |

Методическая и содержательная сторона урока


|Беседа с |В искусстве архитектуры существуют разные стили и |
|показом |направления, которые зависят только от времени и |
|материала |страны, где строились здания. Мы остановимся |
| |только на некоторых из них. |

Классицизм - это стиль возникший в 17- нач. 19 вв., обратившийся к
античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в
17 веке во Франции, он выражал гражданские идеалы. основывался на
представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной
природе, стремился к выражению возвышенных героических и нравственных
идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
В архитектуре работают мастера как Ж.А.Габриель, К.Н.Леду во Франции, К.Рен
в Англии, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси
в России. Архитектуре присущи четкость и геометризм форм, логичность
планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором.
Показать рисунки и фото с архитектурой с силе классицизм (Дворец Малый
Трианон в Версале, архитектор Габриель. Арка здания Главного штаба в
Ленинграде, архитектор К.И.Росси; и другие произведения.

Романский стиль - стиль средних веков, западно-европейского искусства
10-12 вв., времени полного господства феодально-религиозной идеологии.
Главная роль в Романском стиле отводилась суровой, крепостного характера
архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на
возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями
и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее
могущество божества. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения
животных и растений восходили к народному творчеству. Пример: Собор Нотр-
Дам в Пуатье, Франция.

Готика - художественный стиль между серединой 12 в. и 15-16 вв.,
завершивший развитие средних веков искусства в Западной, Центральной и
отчасти Восточной Европе. Сменившее романский стиль готическое искусство
было также преимущественно культовым и развивалось в рамках феодально
религиозной идеологии.
Ведущим архитектурным типом сталь городской собор: каркасная система
готической архитектуры. Стрельчатые арки опираются на столбы; боковой
распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на
контрфорсы. Это позволило создать небывалые по высоте и обширности
интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными
витражами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями,
стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным арнаментом.
Пример: Ратуша в Брюсселе. 1401-55 г. Статуи собора Шартре. Франция, 13 в.
Собор Парижской богоматери 1163 - 1257 гг.

Особое место в архитектуре занимает русская архитектура. Для
становления русского зодчества имело огромное значение то, что феодализм на
Руси возникал из первобытнообщинного строя. Сохранилось отношение к природе
как источнику прекрасного, созвучное языческому (хотя и не тождественное
ему). Это влияло на городскую культуру, на взаимодействие между
профессиональным зодчеством и “архитектурой без архитекторов”. Его значение
стало окончательно угасать лишь ко времени утверждения капиталистических
общественных отношений, но еще и в 18 - нач. 19 вв. оставалось источником
своеобразных вариантов господствующих стилей ( не говоря уж о народной
архитектуре).
Культура средневековой Руси через свои византийские истоки была
связана с греческой античностью. Принятие христианства на Руси положило
начало взаимодействию культурных традиций восточных славян как с
наследием цивилизаций Византии, стран Передней Азии, Средиземноморье так и
западноевропейской культурой.
На основе синтеза культур возникла на рубеже 10-11 вв. художественная
система, которой принадлежат монументальные храмы Киева, Чернигова,
Новгорода - наиболее древние сооружения на землях Руси. (Показать фото,
репродукции храмов этих городов.)
Город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением.
Он укреплялся водой в рвах, земляными валами деревянными стенами. Детинец
(Кремль) не выделялся из общей оборонительной системы. Он был ее внутренним
ядром, которое защищали после падения внешних линий обороны. Кремль
русского города представлял собой укрепленный комплекс учреждений,
осуществлявших высшую политическую, административную и церковную власть; он
заключал в себе главнейшие святыни, места для хранения богатств населения и
всяческих запасов. В детинце сосредотачивались крупные монументальные
сооружения. Главным среди них был собор, поднимавшийся посреди площади. Для
Древней Руси это не только культовое сооружение: здесь “сажали на стол”
князя, принимали послов; здесь хранилась городская казна; здесь создавалась
библиотека и работали расширявшие ее переписчики. Был храм и последним
прибежищем обороны в борьбе за город.
Разорение в междоусобных войнах храмов и монастырей противника - дело
обычное для Древней Руси - с точки зрения христианства безмерно греховно.
Но разрушить храм врага - значило лишить его высшего покровительства,
нанести ему удар, который, как казалось, будет иметь особенно
долговременные последствия.
Монументальное зодчество подчинялось чувству величественного, идее
бесконечного превосходства церкви, бога и феодальной власти над простым
горожанином.
Приняв византийское христианство, Русь вместе с тем открыла для себя
путь синтеза культур, соединяя традиции восточнославянские племен с
наследием Византии, стран Передней Азии, Средиземноморья.
Вместе со сводом религиозных идей и ритуалом литургии Русь заимствовала тип
крестово-купольного храма. Иерархия “купол- ветви креста - угловые
членения” связывала пространственное и конструктивное целое. Тип крестово-
купольного пространства стал символом церкви как идеального мира, в котором
возможно духовное общение с богом. Все здесь устремлено к центральному
куполу, метафоре неба, где обитает творец. Свет, льющийся сквозь окна
барабана, несущего купол, стал связываться с символикой божественного
света. Здание извне кажется монолитом.

Разобрать храмы на фото:
1. Чернигов. Спасо-Преображенский собор (1036 г.)
2. Киев. Собор св.Софии (1037г.)
3. Новгород. Собор св.Софии
4. Смоленск. Церковь св. Петра и Павла (Х11 в.)
5. Новгород. Церковь Спаса на Недице.
6. Владимир. Успенский собор (1158 -1185)
7. Московский Кремль

|Практическая |Выбрать два наиболее впечатливших ученика |
|работа |архитектурных стиля и из темной бумаги вырезать |
| |силуэт сооружения характерный для данного стиля. |
| |Использовать для работы фотографии, зарисовки |
| |зданий. Прорезать окна, двери и различные |
| |украшающие детали. |
| |Тема: |
| |“Архитектурный художественный образ: объем, форма” |
|Учебно-воспит| |
|ательные |Научить детей почувствовать форму и объем зданий. |
|задачи |Объем зданий. Организовать пространство из объемов |
| |разной формы и высоты. Усидеть другими глазами ту |
| |среду, в которой они живут, почувствовать красоту |
| |сочетаний разных объемов. Научиться свободно |
| |обращаться геометрическими формами и гармонично из |
| |компоновать. |
|Практическое |Выполнить из готовых геометрических форм (коробок, |
|задание на |упаковок или создать свои выкройки) архитектурное |
|урок |сооружение. Гармонично скомпоновать формы, |
| |доработать украшающими деталями. Варианты темы: |
| |фантастический дом, архитектурный комплекс будущих |
| |построек, деревенский дом, архитектура древних |
| |городов. |
|Материалы |Картонные упаковки, бумага, клей, ножницы |
|Оснащение |Зарисовки, фото, репродукции зданий эпох на Руси, |
|урока |современные постройки (театры, цирк, |
| |административные здания), архитектурные комплексы |
| |жилых районов Москвы и других городов. |

|Методическая сторона урока |Практическая сторона урока |


На основе материала прошедших уроков создать свою архитектурную
композицию. Возможен проект одного здания с пристройками, выносным лифтом,
магазинами и т.д или комплекс зданий , закомпанованных в пространстве и
закрепленных на листе картона. Создать ритм вертикальных и горизонтальных
объемов. Рисунок, который есть на упаковках, можно использовать для декора
зданий. Если он мешает восприятию композиции, формы выкрасить в белый цвет.
Для обогащения архитектурного сооружения использовать трансформированную
бумагу. Линии сгиба слегка надрезать острым ножом. Приклеивать детали и
формы клеем ПВА.

Тема: Архитектурный художественный образ : объем, форма
Продолжение урока

|Учебно-воспитат|Увидеть красоту формы, объема. научиться мыслить |
|ельные задачи |пространственно. Соотносить вертикальные и |
| |горизонтальные формы, уметь фантазировать, |
| |свободно создавать новые композиции. |
|образовательная|Приобрести навыки владения карандашом. В рисунке |
|задача |использвать линию, штрих, пятно. |
|практическая |Нажимом карандаша создавать воздушную перспективу.|
|задача |Научиться рисовать геометрические формы в |
| |пространстве, видеть верхние и боковые плоскости. |
| |Рисовать детали архитектуры на определенной форме.|
|практическое |Нарисовать свою созданную архитектурную композицию|
|задание |в пространстве с натуры. Выбрать наиболее |
| |интересную точку зрения композиции. |
|материалы и |Карандаш, бумага, готовая архитектурная композиция|
|оснащение урока|ученика, зарисовки карандашом и фломастером |
| |учителя, детей, мастеров. |

Методическая и содержательная сторона урока.

Каждый ученик создал свою неповторимую архитектурную композицию. В
ней использованы различные геометрические формы, различные сочетания
вертикальных и горизонтальных объемов. Выберите наиболее интересную точку
зрения, с которой выгодно смотрится ваша композиция. Найдите точку схода,
линию горизонта. Подумайте как будут смотреться дома, если из поставить на
уровне глаз, выше, ниже. Используйте для своей зарисовки разную силу
карандаша. Все линии и плоскости, которые будут ближе, рисовать более
яркими тонами, все что на заднем плане - более мягко, легко. Это даст
возможность изобразить не только линейную перспективу, но и воздушную,
передать плановость.
Все детали на домах находятся на определенной плоскости, это надо
усидеть и в перспективе изобразить на своем рисунке. Композицию можно
изобразить линейно или тонально разобрать рисунок. Формат листа
произвольный.

|Домашнее |Найти архитектурные зарисовки мастеров, выполненные |
|задание |графическими материалами. Сделать анализ этих работ: |
| |Что занимает в композиции главное место, что |
| |второстепенное. |
| |Какими средствами это достигнуто: линией, пятном, |
| |деталями. |
| |Почему художник выбрал именно это место для своей |
| |зарисовки, что его привлекло, какую цель он поставил, |
| |чтобы изобразить то или иное здание, архитектурный |
| |ансамбль и т.д |



Искусство - важнейшее средство приобщения личности к духовным
ценностям - через собственный внутренний опыт. Через личное эмоциональное
переживание. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям
бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности
художественного цикла на пути гуманизации школы. Искусство способно вводить
ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в
мир красоты и нравственности, в мир ощущений людей разных эпох и народов.
Художественные дисциплины должны быть направлены на формирование
внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.
Искусство дает картину мира в слитности чувства и мысли.

Главной целью художественного развития должно быть пробуждение у
детей “неотчужденного” и ответственного отношения ко всему, что окружает из
в жизни. Следствием этого станет развития художестовенно-образного
творческого мышления детей, воображения, эстетического чувства, ценностных
критериев, а также приобретение специальных знаний и умений. На всех этапах
педагогической процесс должен основываться на психологических особенностях
школьного возраста.

Цель должна определяться тем, ради чего происходит развитие, не в
навязчивом решении воспитательных задач с привлечением материала искусства
как наглядного пособия, иллюстрации. Эстетическое отношение лежит в основе
художественного творчества, порождает его и в нем воплощается.

Развитое эстетическое отношение состоит в способности ощущать себя
неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира, в основе творчества в
любом виде человеческой деятельности. Оно воплощается в художественных
произведениях и через них транслируется другим людям, сохраняется для
следующих поколений, помогает им усваивать бесценный эмоциональный опыт
человечества.

Наряду с главной целью - развитием у детей эстетического отношения к
жизни - назовем другие важные задачи: формирование интереса к жизни через
увлечение искусством, потребности общаться с ним.

Методом преподавания является приобщение ребенка через переживание и
сопереживание к полноценному художественному творчеству и творческому
восприятию искусства. Это идет через открытый характер заданий, диалог
национальных и исторических форм искусств, уважение к творческой
индивидуальности ученика и т.д.

История художественной культуры - это и есть та история развития
Человека, его представления о красоте, о прекрасном, об искусстве, о жизни.
Во все времена и эпох и подлинное искусство оказывало особое, ничем не
заменимое влияние на человека, преобразуя его внутренний мир.

Список литературы:


1) Б.М.Неменский, “Концепция художественного образования как фундамента
системы эстетического равития учащихся в школе”. Москва, 1992 г.
2) “Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы” Программы,
Москва, 1992 г.
3) Большой энциклопедический словарь, Москва, 1991 г. “Советская
энциклопедия”
4) А.В. Иконников “Тысяча лет русской архитектуры”, Искусство, Москва, 1990
г.
5) “Старая Москва глазами современников” Изобразительное искусство, Москва,
1996 г.
6) Б.Ю. Иванов,“Русские крепости” Изобразительное искусство, Москва, 1996
г.





Реферат на тему: Аспекты целеполагания в педагогике

Министерство Образования Республики Казахстан
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева



Гуманитарный институт



Мини – исследование
По педагогике на тему:


Аспекты целеполагания в педагогике



Группа: ЖР-22
Курс: 2
Выполнили: Долбнина Л.В.

Проверила: Рахметова Г.С.



Астана 2003 г.



План:



1) Цель, как компонент педагогической деятельности.



2) Иерархия целей в педагогике.



3) Цели воспитания в мировой практике.



4) Цели воспитания в современной школе.

Введение

Искусство воспитания
имеет ту особенность,
что почти всем оно
кажется делом знакомым и
понятным, а иным даже легким, и
тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком
теоретически или практически.

К.Д.Ушинский


Профессия педагога – одна из самых замечательных, но в тоже время - и
одна из самых трудных. Настоящий педагог – это учитель и воспитатель в
одном лице. Педагогическому процессу свойственны противоречивость,
динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле
этого слова может не каждый. Педагог – это призвание, призыв, внутреннее
осознание того, что это твой путь.
Педагогика, как наука заключает в себе многолетний опыт воспитания и
обучения подрастающего поколения. Эта наука является результатом
многовековых исследований закономерностей формирования личности. Знание
этой науки освобождает педагога от различных проб и ошибок.
На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем педагогики
является проблема постановки цели воспитания. Определение целей и задач
воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение, так как
непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот
момент подчеркивает актуальность темы нашего мини-исследования.

Сегодня многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся во
мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и
формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой
и высоконравственной личности. На таком мнении сходятся многие педагоги, но
не все. Гипотеза заключается в следующем: мы предполагаем, что всестороннее
развитие личности есть главная цель педагогики, будь она античной или
современной.
Как добиться этого результата, т.е. как воспитать такую личность,
т.е. с помощью каких способов и методик – это очень важный вопрос, но все-
таки его освещение выходит за рамки нашего мини-исследования. Поэтому мы
четко обозначим цель нашей работы: Подробно исследовать проблему
определения цели в педагогике и доказать, что формирование всесторонне
развитой личность является основной целью педагогической науки.
Для достижения поставленной задачи в нашем исследовании использованы
следующие методы: изучение литературы, анализ и обобщение полученной
информации, анкетирование преподавателей Евразийского Национального
Университета и построения диаграммы, основанной на данных опроса, а так же
обобщение и подведение итогов исследования. Говоря, в общем, в работе
осуществлен анализ одного из ключевых моментов в деятельности любой школы
или вуза и любого педагогического коллектива – цели воспитания и обучения.
1. Цель, как компонент педагогической деятельности.
Выяснить цель воспитания
и доказать способы
достижения этой цели
есть, во всяком случае,
дело науки…
В.М.Бехтерев

Издавна в педагогике обсуждалась проблема постановки цели воспитания,
т.к. она является одним из основных компонентов педагогической
деятельности. Вообще, прежде чем начать обсуждение проблемы целеполагания,
необходимо сначала определить, что же такое цель. В словаре Ожегова дается
следующее определение цели. Цель – это то, к чему стремятся, что нужно
осуществить. Обычно, само понятие цель (какой либо деятельности) трактуется
как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным
мотивационным компонентом для субъекта, который действует.
С одной стороны, цель имеет черты несбыточного, нереального -
идеализированного результата, к которому возможно только стремится, с
другой – цель может быть чем-то весьма реальным, достигаемым и планируемым.
Для каждого вида деятельности, возможно, определить целый диапазон целей,
от самых несбыточных, до вполне выполнимых.
В педагогике под целью воспитания следует понимать те заранее
определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовки подрастающих
поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых
стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Рассматривая цель, как компонент педагогической деятельности, прежде
всего, стоит заметить, что с точки зрения достижимости цели могут быть
конкретными и абстрактными.
Иной ракурс изучения целей - их мотивирующая сущность. Цели
деятельности должны побуждать человека действовать, стремится, планировать,
преодолевать страх возможной неудачи и выполнять все прочие необходимые
операции. С этой точки зрения становится различимой проблема абстрактных
целей, которые не достижимы по определению. Известен некий психологический
барьер, который возникает у человека, когда он осознает, что никогда не
достигнет желаемого результата свой деятельности, либо не ощутит, не увидит
его. Для большинства видов продуктивной деятельности человека этот барьер
непреодолим, так как деятельность теряет всякий смысл, и нет достаточной
мотивации для ее выполнения. Так обстоит дело со многими видами
человеческого труда. И лишь в воспитании отказ от недостижимых,
абстрактных, целей ведет к прагматизму, который никогда в истории
воспитания не приносил достойных результатов.
Для поиска решения необходимо принимать во внимание эти структурные
параметры цели воспитания. Одна из основных проблем, по-видимому, кроется
именно в количественном и качественном соотношении абстрактного и
конкретного в единой цели.
Помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания
присутствует компонент, при помощи которого цель придает воспитанию
направленность на оси «личность-общество». Этот важнейший аспект цели
воспитания часто трактуется слишком односторонне и поэтому неверно.
Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту ли
иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только
средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут
попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование
цели воспитания, игнорирующей интересы личности. Существование таких
подходов в практике воспитания человеку постсоветского времени известны
очень хорошо. Марксистская педагогика действительно во многом стремилась
игнорировать интересы человека в ущерб обществу и идеологии. Из материалов
XXVII съезда КПСС. Успешное решение задач ускорения социально-
экономического развития страны партия связывает с повышением роли
человеческого фактора. В программе КПСС говорится, что надо обеспечить: «…
дальнейшее упрочнение в сознании советских людей социалистической
идеологии; полное утверждение моральных принципов социализма, духа
коллективизма и товарищеской взаимопомощи …» Но сразу стоит сказать, что к
педагогической науке это не имеет прямого отношения. Марксизм – это не
педагогика, которая всегда направляет свой изыскания, прежде всего, на
поиск путей гармонизации отношений человека и общества, не стремясь к
«переделыванию» ни человека, ни общества. Марксистская педагогика явление
не научное, как и марксистская математика, марксистская физика и т.д.
Идеологическое влияние на науку возможно, но нельзя допускать, чтобы
идеология в корне определяла цели воспитания. Так как многие из нас в
большей или меньшей степени ощутили на себе влияние марксизма, поэтому мы
посчитали важным осветить этот вопрос.
В своей работе. Вообще, равновесие на оси «человек-общество» на уровне
целей достигается корректировкой в соответствии с динамикой развития
общества. Общество в своем развитии постоянно как бы «обгоняет» воспитание
и образование, подталкивает их к научному переосмыслению, а затем и к
реформированию. Задача педагогической деятельности на каждом этапе –
установление соответствия воспитания уровню развития общества по всем
основным и надстрочным направлениям и параметрам. Т.е. цели, содержание,
методы и формы педагогической деятельности зависят не только от
потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых
протекает этот процесс.
Говоря, о цели, как компоненте педагогической деятельности сначала
следует отметить основные компоненты педагогического процесса вообще:

V цель

V содержание

V формы

V методы

Управление целостным педагогическим процессом начинается с
проектирования его целей и задач, которые всегда должны опираться на общие
цели и потребности общества и личности. Это еще раз подчеркивает важность
цели, как компонента педагогической деятельности. Задачи деятельности
конкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачах
образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Еще более важно то, что цели закономерно определяют остальные элементы
педагогического процесса – содержание, формы и методы деятельности
преподавателя, воспитателя и воспитуемого. Содержание педагогического
процесса должно максимально ориентироваться на поставленные задачи, как
можно точнее решать их, не пропуская ни одну. Если методы, формы и средства
наилучшим образом будут доносить до сознания учеников суть содержания
уроков, формировать у них необходимые умения и навыки, то рассматриваемая
закономерная связь обеспечит желаемые результаты. Содержание должно
направлять педагогов и воспитуемых на такую деятельность, которая бы
позволяла достигнуть главной цели педагогики.
Проанализировав цель как компонент педагогической деятельности,
следует подчеркнуть: несмотря на центральное положения цели в
педагогической деятельности, необходимо отметить, что оптимальное
функционирование и получение желаемого результата достигается только путем
закономерной взаимосвязи всех компонентов педагогической деятельности.

2. Иерархия целей в педагогике

Цели воспитания менялись и очень резко в зависимости от времени и
общественного строя, и еще из-за ряда других факторов. Прежде, чем
обсуждать иерархию целей в педагогике, еще раз напомню, что же такое цель.
Словарь Вебстера определяет цель как завершение, окончательный результат
работ того, на что были направлены усилия и стремления, вызвавшие образ
действия. Цель – это ответ на вопрос: «Что вы хотите?». Цели – это источник
мотивации, они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, которые
мобилизуют одновременно сознательные и бессознательные ресурсы. Цели
являются центральным фокусом, «мишенью» всей деятельности, связанной с
любой стратегией. Здесь уместно напомнить, что если вы ничего не хотите, то
цель не представляет для вас не какой ценности. В связи с этим для педагога
очень важноым является в первую очередь поставить адекватные и значимые
цели, определить среди них примат и второстепенное. Это является творческим
процессом. Но в отличие от творчества в других сферах, творчество педагога
не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального,
поскольку его продуктам всегда остается развитие личности. В современной
литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения
педагогических задач в меняющихся условиях. Педагог строит свою
деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:

. анализ педагогической ситуации;
. проектирование результатов в соответствии с исходными данными;
. анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и
достижения искомого результата;
. оценка полученных данных;
. формулировка новых задач.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя сводить
только к решению педагогических задач, хотя это является главным.
Как уже было сказано, воспитательный процесс в значительной степени
носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление
воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя
содержательную сторону и средство достижения этих целей. Цели же воспитания
определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашают то
или иной общество. В нашей стране долгое время господствовала
идеологическая установка на воспитание человека в духе коммунистических
идеалов, которые утратили свою привлекательность, а новые ориентации пока
не сложились. В педагогике давно сложилось мнение, что воспитательный
процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуации,
находится в зависимости от взглядов и убеждении стоящих у власти.
Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных,
непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей
системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой
практикой принципы гуманизма. Понятие гуманизм оформляется как система
ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве
высшей ценности. Гуманизм - это совокупность идей и ценностей, утверждающих
универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в
частности.
Гуманизм при такой трактовке получает значение общественного идеала.
Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе
которого обеспечивается создания необходимых условий для полной реализации
всех его потенции, достижения гармонии в социально-экономической и духовной
сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. С
современной трактовке гуманизма акцент делается на целостное, универсальное
становление человеческой личности. Это универсальность осмысливается как
гармоническое развития ее интеллектуальных, духовно-нравственных и
эстетических потенции. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель
воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным
субъектом деятельности, познания и общение, то есть свободным,
самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.
Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем,
насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности,
раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способность к
свободе, ответственности и творчеству.
С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в
воспитательном процессе означает проявления общечеловеческих ценностей. В
это понятие вкладывается два смысла. Во-первых, общечеловеческие ценности –
это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а
как-то, что имеет значение для всего человечества. Особенности выражения
этих ценностей зависят от культурно-исторического развития той или иной
страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому подход к
воспитательному процессу с этих позиции означает его деидеологизацию, то
есть отказ навязывания позиции какой-то социальной силы, акцент на
интеллектуальное духовно-нравственное и эстетическое развитие личности, на
основе освоения ее всего культурного богатства накопленного в истории
человечества.
Гуманизм отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит
идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание данной личностью
в качестве ценности личности всех других людей.
Гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебно-
воспитательного процесса должно рассматриваться создание предпосылок для
самореализации личности.
Гуманистическая ориентация образования может быть реализованная
только в соответствующих формах учебно-воспитательного процесса. Речь идет
о гуманистической педагогике. В самом общем плане это педагогика
предполагает высокую степень индивидуализма и дифференциации обучения,
акцент на пробуждения активности и инициативности обучаемого применение в
отношениях преподавателя и студента основных принципов педагогики
сотрудничества.
Итак, цель воспитания нельзя выдумать и выдвинуть произвольно. Она
должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой
личности.
Идеал человеческой личности - это представление о совершенном
человеке, которое живет в произведения литературы и искусства в народном
творчестве. Идеал личности у разных народов очень близки друг другу. Они
обязательно включают в себя такие качества как ум, трудолюбие, физическая
сила, красота, выносливость.
Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели
воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может
похвастаться ее достаточно полной реализацией.
Следует иметь в виду, что любом обществе существуют два
педагогических идеала личности. Один – высокий, широко рекламируемый, но
заведомо не достижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром,
высшим образцом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе.
Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное
воплощение, явно не пропагандируется. Это герой своего времени, это тот
которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью
судьбу если не все, то очень многие желают своим детям.

3. Цели воспитания в мировой практике

Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человеческим
обществом и прошло вместе с ним длительный путь развития. Поэтому
педагогика и является одной из древнейших наук, которая изучает
закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими
поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда.
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ребенку, то
есть «детоводитель», целью которого было сопровождать ребенка в школу,
прислуживать ему во всем. Сегодня педагогами называют людей, имеющих
соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической
деятельностью, то есть вопросами воспитания, обучения и образования. И
Соответственно цель сегодняшнего педагога резко отлична от цели
«детоводителя». Давайте, в общем, проследим прогресс педагогических целей
со времен давно минувших дней до современного этапа и кратко раскроем
сущность педагогических идей великих теоретиков этой науки.
Выдающийся греческий философ Платон считал первейшей целью
государства воспитание совершенных членов общества. «Законодатель не должен
допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепенным и шло, как
попало. Напротив это первое, с чего должен начать законодатель, » - находим
мы в трудах Платона. Целью воспитания является добродетель, высшим из
которых Платон считал разум. Наряду с разумностью он требует воспитание
справедливости и совестливости, составляющих стержень добродетели. «Не
золото надо завешать детям, а высокую совестливость». Его же последователь
Плотин проектировал город Платонополь, в котором будут воспитываться
совершенные люди.
Педагогические идей великих греческих философов (Аристотель, Платон,
Сократ, Демокрит) оказали огромное влияние на все последующее развитие
теории воспитания.
Несколько иной характер имело воспитание в древнем Риме. До третьего
века до нашей эры здесь господствовало семейное воспитание, унаследованное
от эпохи родового строя. Целью отца, было, обучит сына видению хозяйства,
владению оружием, он заботился о выработке у него таких высоко ценимых в
Риме нравственных качеств, как преданность родине, послушание, скромность.
Из отдельных упоминаний римских и греческих историков «Ливий, Плутарх»
можно заключить, что в пятом веке до нашей эры в Риме существовали частные
элементарные школы, где обучали чтению, письму и счету. Во второй половине
эпохи сюда проникает влияние греческой культуры. Высшей ступенью
образования в эту эпоху считалось риторская школу, в которой юноши
овладевали ораторским искусством и изучали закон.
Здесь очень уместно указать на различие в целях воспитания греков и
римлян. В отличие от афинского воспитания, на всех ступенях которого
обращалось внимание на единство умственного, физического и эстетического
развития, римское воспитание преследовало чисто практические цели и в этом
смысле приближалось к спартанскому. В римских школах, в отличие от
греческих не обучали музыке, пению, гимнастике. Там юноши уделяли внимание
только военным упражнениям. Идея гармонического развития, господствовавшая
в Афинах несколько столетий римлянами, воспринята не была. У римских
мыслителей вопросы воспитания не вызывали большого интереса. Наиболее
ценные педагогические идей были высказаны римским ораторам Квинтилианом. В
его сочинений о воспитании оратора он выступает сторонником общественного
воспитания.
После падения Римской империи средневековая церковь отрицала почти
все наследие античного мира. Церковь открыла приходские школы, в которых
мальчиков готовили к монашеской жизни. Во второй половине средневековья
начали складываться внецерковные союзы ученных. В тринадцатом веке
появились первые университеты, но вскоре и там главным факультетом стал
богословский.
Своеобразный характер носило воспитание сыновей феодалов.
Неразвитость военной техники, постоянные конфликты между феодалами вызвали
к жизни тип сугубо сословного военно-физического, рыцарского воспитания.
Грамотность не считалось обязательной. Воспитание женщин имело также строго
сословный характер. Педагогическая мысль в это время, как и вся практика
воспитания и обучения была пронизана духом религиозной идеологии. В это
время появились руководства по воспитанию детей феодальной знати. Передовые
мыслители обратились к литературе древнего мира, началась эпоха
Возрождения.
Томмазо Кампанелла - один из наиболее ярких представителей раннего
утопического социализма написал сочинения «Город Солнца». В нем изображено
идеальное государство, воспитание носит полностью общественный характер и
равно для всех граждан государства. Она должно развивать все силы и
способности.
Наиболее радикальные педагогические идеи высказал Томас Мор. Он
призвал к равенству образование мужчин и женщин, соединению обучения с
трудом.
Характерной чертой этой эпохи было стремление сочетать умственное,
нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Позднее положительные
идеи гуманизма были развиты крупнейшим педагогом выдающимся общественным
деятелем семнадцатого века Яном Амосом Коменским. Он заложил основы
педагогики нового времени, создав свою «Великую дидактику». Похожие идеи
развивали Д.Локк, Д.Беллерс, Ж.-Ж.Руссо, К.-А.Гелвеций и противоречащий
последнему Д.Дидро. Коменский в своем труде пишет: «В школах надо всех
учить всему, стремится к тому, чтоб в школах при посредстве наук и искусств
развивались способности, то есть люди должны становится людьми». Цель
воспитания по Коменскому – это воспитание настоящего человека.
Великая Французская Революция установила новый общественный строй,
однако новый капиталистический порядок привел к сильному угнетению. В
начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма Ш.Фурье,
Р.Оуэна, А.Сен-Симона, В.Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали
будущее общество.
Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано
Р.Оуэном. Целью воспитания он считал всесторонность, обязательное
присутствие физического труда.
Говоря о педагогике девятнадцатого века нельзя не сказать о
крупнейшем ее представителе, внесшим особый вклад, заложивший ее научные
основы и создавший цельную педагогическую систему, о К. Д. Ушинском.
Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный педагогический
преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого – подготовить
человека к жизни и активной трудовой деятельности, умеющего сочетать свои
интересы с интересами общества, своего народа и всего человечества. Из
направлений главным является нравственное воспитание.
Важнейшие цели воспитания по Ушинскому:
- формирование мировоззрения, моральных принципов, правил, взглядов на
жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главной
дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных, эстетических чувств и самого высокого из них –
патриотизма, который он называл «общественным цементом»;
- воспитание навыков и привычек поведения.
К.Д.Ушинский подчеркивал важность целеполагания в педагогике («О пользе
педагогической литературы», «Опыт педагогической антропологии», «Проект
учительской семинарии», «Родное слово»). Ушинский – теоретик воспитания, и
его отличают знание и глубина в понимании сущности педагогических явлений.
Еще одним крупнейшем педагогом девятнадцатого века является
А.С.Макаренко. Его наследие обычно ассоциируется, прежде всего, с понятием
«коллектив». Исследования показывают, что этот термин закрепился в его
творчестве лишь в конце двадцатых годов. Он ставит во главу угла
воспитательно-образовательные цели. Центральное место занимает идея
социализма и коммунизма. Цель воспитания по Макаренко – сообщество, в
котором «отдельная личность будет и наиболее дисциплинированной и наиболее
свободной», где будет высоко поднят социальный статус молодежи.
Рассматривая цели педагогического воспитания в мировой практике
нельзя не отметить выдающегося мыслителя, писателя и педагога Ибрая
Алтынсарина, помогающего своему народу воспитывать свои поколения в духе
уважения традиции и родного языка.
Следует отметить, что большинство педагогов искавших пути реформы
содержания относились к сторонникам одной цели воспитания: умственное
развитие в сочетании с ручным трудом. Новаторством было то, что Г.
Кершенштейнер, Д. Дьюи, В.А. Лай выдвигали необходимость учета возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Вильгельм Август Лай в «Школе действия»
ставил целью воспитания подготовку лояльных граждан буржуазного
государства, важное место в которой занимает религия.
С идеями марксистского воспитания сегодняшний постсоветский человек
знаком на собственном опыте. Если обобщить: цель коммунистического
воспитания – формирование гармонично развитой, общественно-активной
личности. В первом разделе мини-исследования тема марксизма в педагогике
была затронута, вернувшись к нему, не трудно понять недостатки такого
воспитания.
Говоря о мировой педагогической практике нельзя не заметить заслуги
М.В.Ломоносова перед русской школой. Он – великий ученый, реформатор,
основатель университета. Цель воспитания по Ломоносову – формирование
человека-патриота, нравственного, любящего науку, знания, труд и
бескорыстно служащего на благо родины. Идеал воспитания ученый видел в
разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
В завершении необходимо отметить, что цели воспитания резко меняются
в зависимости от исторического времени и общественного строя. Но мы видим,
что воспитание всесторонне развитого человека становится доминирующей тем
чаще, чем ближе она к современности. Эта тенденция служит дополнительным
доказательством гипотезы данного мини-исследования.
4. Цели воспитания в современной школе

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера
взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе. Это
неоднозначная, многоплановая задача связана с установками педагога и
необычностью смены их, что предполагает осознание современных целей
воспитания.
Отказ нашего общества от лозунгов коммунизма и потеря идеологических
ориентиров, несмотря на привлечение зарубежного опыта и развитие частной
инициативы нисколько не приближают нас созидательному созданию совершенной
системы воспитания.
Обсуждая цели воспитания в современной школе, словосочетание
«современная школа» вызывает ассоциации, связанные с частной школой.
Современная частная школа ориентируется на интересы «заказчика» -
тех, кто платит, то есть родителя. Их мнение весьма важно знать с точки
зрения формирование конкретной цели. Из этих мнений, устанавливаемых, как
правило, путем опроса, частные школы предпринимают свои попытки
сформулировать систему задач школы.
Просмотрев литературу по этому вопросу, мы обнаружили результаты
одного из таких опросов. Он был проведен посредством анкетирования
родителей учащихся негосударственного образовательного учреждения (НОУ).
Вопрос: «Какие основные черты отличают, по вашему мнению, хорошую
школу от посредственной?». Отвечая на этот вопрос, родители видят следующий
образ идеальной школы:

V наличие в школе традиции – 30 анкет
V специализация школы – 30 анкет
V хорошая организация внеклассной работы, досуга – 20 анкет
V сплоченность школьного коллектива – 10 анкет
V тесная связь школы с семьей – 10 анкет

В личных беседах с ними родители заявляют, что основная задача
учителя – обеспечить «поступаемость» ребенка в вуз, а основная задача школы
– обеспечить максимально возможную занятость ребенка вне дома.
Вопрос: «Какие учебные предметы вы считаете главными для своего
ребенка?». Отвечая на вопрос, родители видят образ идеального содержания
образования в предметах, по которым учащимся предстоит сдавать экзамены в
престижные вузы.
В этом свете кажутся односторонними рассуждения современных
философов образования об исключительно высоких идеалах и целях, которым
должна следовать современная школа, об открытом и свободном обществе, о
культурных и правовых традициях, о переходе человечества в гуманитарную,
информационную эпоху. Предполагается, что ведущую роль начинают играть
гуманитарные знания и гуманистические ценности, способность к коммуникации
с людьми.
С прагматической точки зрения скорее всего это может означать, что
источником успеха в обществе всё в большей будет не объем и качество
профессиональных, «технологических» умений и навыков, а такие чисто
«гуманитарные» качества, как коммуникабельность человека, его способность
завязать «нужные связи» с «нужными людьми». В конечном счёте, как видим,
именно количество этих связей определяет статус и благосостояние человека.
Под «гуманитарными знаниями» может, как крайний случай, пониматься и знание
основных способов влиять на другого человека с целью достижения выгоды, то
есть - способов манипулирования им.
На активную, предприимчивую жизнь именно в таком непростом «обществе
будущего» ориентируют своих детей родители, отдавая их в частные школы. Их
цели вполне прагматичны: ощущая себя принадлежащими к некоей особой
социальной прослойке - «элите», они стремятся сохранить тот же статус для
своих детей, в перспективе - передать им «свой бизнес», «своё дело». Путь в
«элиту» лежит через личные связи и личную предприимчивость. Диплом
престижного вуза является почти необходимым условием на этом пути. В свою
очередь, частная школа является почти необходимым условием для поступления
в престижный вуз.
По закону рынка потребности клиента-родителя становятся целями
деятельности негосударственной школы. Причём - прагматическими,
достижимыми, по нашей терминологии, конкретными целями.
Для полноты картины сравним цели частной школы современной России с
целями элитных образовательных учреждений России XIX - начала XX вв.
-классических гимназий, а также с целями современной частной школы США.
Подготовка гимназистов в университет («пропедевтическая цель», на
языке того времени) изначально была главной целью отечественной гимназии. В
XIX веке это, в общем, воспринималось как должное. Но с начала XX в. рост
демократических настроений в обществе, растущее осознание ценности общего
образования и, в частности, его развивающих задач вызвало резкую критику
гимназического образования. В особенности - его исключительную нацеленность
на подготовку в университеты. «Образование, получаемое в гимназиях
лишено приспособляемости к запросам большинства населения, так как, нося
чисто пропедевтический характер, оно лишено законченности не только в
первой половине, но даже по полному окончанию в них курса» (2),- отмечалось
в многочисленных дореволюционных проектах реформы школы.
Таким образом, несоответствие между конкретными «пропедевтическими»
целями гимназии и её абстрактными целями, понимаемыми как формирование
человека, развитого нравственно, умственно и физически, получившего широкое
и вполне законченное общее образование, понималось уже тогда.
Современные американские частные школы, ориентированные на
формирование общественной элиты, напротив, ориентируются в первую очередь
именно на цели фундаментального общего образования. В этом они скорее
сродни «советской гимназии» 1950-х гг., чем русской гимназии конца XIX -
начала XX вв. Цели, связанные с подготовкой в престижные вузы перед этими
школами, в общем, не стоит. Проблема «поступаемости» решается на ином, не
школьном уровне. Зато крайне важной оказывается другая конкретная цель: в
элитных школах завязываются столь необходимые связи между будущими
бизнесменами и финансистами, адвокатами и политиками. Между прочим,
социальная элита американского общества стремится отдавать своих детей в
такие школы именно по причине совпадения с этой целью школы своих
собственных прагматических целей (3). И всё же, как видим, эта цель, по
всей видимости, главная для «заказчика» не становится единственной целью
школы, дополняясь более абстрактной общеобразовательной целью, чем
достигается необходимый баланс.
Проанализировав результаты анкетирования в московских школах, мы
решили провести опрос преподавателей в нашем университете. Было опрошено 50
человек с разных институтов.
Ниже представлен образец анкеты, которые заполняли преподаватели, а
далее представлены обработанны

Новинки рефератов ::

Реферат: Селекция (Биология)


Реферат: Производство никеля (Металлургия)


Реферат: Философское мировоззрение Аристотеля (Философия)


Реферат: Учет кредитов и займов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Метод опроса в социологии (Социология)


Реферат: Сравнительный анализ развития компьютеров в США и на Украине (Программирование)


Реферат: Гаметициды и их применение в селекции (Ботаника)


Реферат: Страхування (Страхование)


Реферат: Методические условия обоснования и выбора формы организации обучения учащихся литературе в 5-7 классов (Педагогика)


Реферат: Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития (Педагогика)


Реферат: Билеты по религиоведению (Религия)


Реферат: Наклейка обоев, обойные работы (Технология)


Реферат: Феномен любви в русской культуре (Искусство и культура)


Реферат: Центральная двигательная система (Психология)


Реферат: Казанская икона Божией Матери (Религия)


Реферат: Тестовые задания (Педагогика)


Реферат: Социологическая мысль на Украине (Социология)


Реферат: Особенности правового положения иностранных граждан в МЧП (Международное частное право)


Реферат: Современные микропроцессоры (апрель 2001г.) (Радиоэлектроника)


Реферат: Влияние инфляции на бух учет в отечественной и зарубежной практике (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист