GeoSELECT.ru



Менеджмент / Реферат: Инновационная политика в России (Менеджмент)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Инновационная политика в России (Менеджмент)



Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева


Факультет экономический
Кафедра менеджмента



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


по курсу: «Инновационный менеджмент»
на тему:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ


ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ



Выполнила: Макарова М.В.
студентка 601 гр., з/о,
специальность «менеджмент»

Проверила: Марабаева Л.В.



Саранск 2000г.

Содержание



1. Сущность государственной инновационной политики
2. Основные направления российской инновационной политики

Список использованной литературы
1. Сущность государственной инновационной политики.

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение
конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического
переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую
добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении
предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки
крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-
технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня
отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих
точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и
организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого
инновационного процесса.
Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого
бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-
1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому
способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса,
складывающиеся в этот период:
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на
существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не
решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться
предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки
российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Доля инновационных предприятий в общем числе малых предприятий на 1993
год составляла 4,5 %. Численность занятых на них существенно возросла за
период с 1990 по 1993 год. Доля научного потенциала России занятого на
малых предприятиях, достигла 15 %. В основе их деятельности лежат авторские
права их работников.[4]

Обращение государств с развитыми рыночными отношениями к вопросам
глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ
направлений технического развития и выбор приоритетных областей
инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных
процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству;
инициирование инновационных программ и т.д.) раскрывает основную причину
государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая
внимание преимущественно на вопросах перспективного характера,
государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы,
оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций.
Рыночные ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю
экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на
ближайшее будущее. В этих условиях приоритет отдается инновационным
процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего
максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При этом могут оказаться
невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный
"общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или
потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня). Вот
эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным
образом, вбирать в свою орбиту современная инновационная политика
государства.

Вряд ли можно расcчитывать, на то, что проведенная приватизация
сможет в ближайшее время привести к мощному развитию инновационной
деятельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и
любого качества, господство производителя над потребителем, монополизм
ценообразования – все это никак не создает радужной картины бурного научно-
технического прогресса, при этом каждый изо всех сил стремится заполучить
новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар.
Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело
используя западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на
систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения.
При этом необходимо, в частности, стремиться к развитию в России
международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к
созданию соответствующих консультационных служб, патентной системы,
международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных
процессах.
При слабом "внутреннем" стимулировании инноваций, что пока
составляет специфику и одну из основных особенностей экономической жизни в
России на ее микроуровне, еще в течение какого-то времени следует
поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны
государства. Конкретные научные разработки и программы таких регуляторных
вмешательств государственных органов и их организационных структур - не
только дело настоящего, но в еще большей мере будущего
Ключ к выходу из экономического кризиса лежит в освоении основанного
на крупных изобретениях базисных инноваций обеспечивающего переход к новым
поколениям техники в ведущих секторах экономики. Технологический переворот
возможно осуществить лишь на основе включения в мировой инновационный
процесс, поиска и освоения технологических и рыночных ниш, опираясь на
стратегию "лазерного луча", обеспечением патентозащищенности
конкурентоспособной продукции.
Замкнутость в инновационной политике и практике, отрыв от мирового
научно-технического прогресса привели к падению конкурентоспособности
отечественной продукции на мировом рынке (а теперь и на внутреннем, все
более наводняемом импортными товарами), и растущему отставанию от высшего
мирового технического уровня. Преодолеть эту тенденцию невозможно, опираясь
только на собственные силы, без включения в мировое сообщество. При этом
необходима селективная научно-техническая политика, с выделением трех
секторов в инновационной пирамиде (рис.1).



Рис.1. Три сектора инновационной политики.

В вершине ее лежит сравнительно узкий сектор прорывных технологий,
основанный на отечественных изобретениях, которые могут обеспечить
приоритет и высокую конкурентоспособность на узком сегменте мирового рынка
и принести значительный доход при умелой и масштабной реализации
приоритета.

В качестве примера можно привести гамму конусно-инерционных дробилок
нового поколения, разработанных МНТК "Механобр" и обеспечивающих
экономичное и дифференцированное измельчение твердого вещества во многих
сферах - от обогащения горных пород до создания галокамер и соляных
ингаляций для людей с больным горлом и легкими. [7]. По оценкам
изобретателя Л.П.Зарогатского, спрос на эту продукцию на внешнем рынке
оценивается в 700 млн. долл., однако возможность упущена, ибо некому было
организовать крупносерийное производство и поставку на внешний рынок
этой пионерной техники.
Следующий, более широкий сектор - где есть возможность, опираясь на
отечественные и зарубежные лицензии организовать на равных разработку,
производство и поставку на рынок конкурентоспособной современной
продукции. Большие возможности в этом плане предоставляет конверсия
военной науки и промышленности, где немало крупных, прежде засекреченных
изобретений и технологий могут быть использованы для производства такой
продукции.
Третий, еще более широкий сектор - там, где страна не имела
достаточного научного задела и инновационного потенциала и где эффективнее
использовать зарубежный потенциал, тем более что ограничение на экспорт
высоких технологий к нам постепенно ослабляются или снижаются. Нужно
понимать, что сейчас ни одна страна в мире не в состоянии развивать всю
гамму направлений современной науки и техники; разумнее опираться на
международное разделение и кооперацию труда в этой сфере.
Реализация селективной инновационной политики должна опираться на
разработку и выполнение программ, охватывающих всю технологическую
цепочку (от фундаментальных исследований до достижения оптимального
уровня производства и потребления избранного направления пионерной
техники), с организацией, охватывающей весь сегмент мирового рынка системы
маркетинга, рекламы, продажи, фирменного обслуживания, обновления данного
вида товаров.
Эффективная реализация наступательной инновационной стратегии
возможна лишь при сочетании современных рыночных механизмов,
государственной поддержки базисных инноваций и высокой творческой
активности изобретателей и новаторов и защищающих их интересы союзов и
организаций. Национализация интеллектуальной собственности, обилие
централизованных программ, субсидирование научного поиска и инновационной
деятельности за счет централизованных фондов, господство военно-
промышленного комплекса и монополии тяжелой промышленности, как доказал
недавний опыт, неэффективны. Это порождает снижение изобретательской
активности, преобладание псевдоноваций, нацеленных на продление
устаревших поколений техники.
Переход к рынку усиливает технологическую конкуренцию, приводит к
банкротству тех, кто использует и производит устаревшую продукцию,
обеспечивает сверхприбыль (в основе которой дифференциальный научно-
технический доход) пионерам научно-технического прогресса, активным
новаторам. Формируется экономический, рыночно-конкурентный механизм
нововведений. Но предприниматели (особенно в кризисной ситуации) неохотно
идут на базисные нововведения, связанные с крупными разовыми вложениями,
большим рынком зачастую обрекающим на гибель уже отлаженное, четко
функционирующее производство, создающее ему конкурентов, обесценивающее
вложенный капитал. Именно это побуждает монополии сопротивляться (до
известного предела) базисным нововведениям, порождает тенденцию к
техническому застою. Поэтому нужна активная и дифференцированная
государственная поддержка базисных нововведений, основанных на крупных
изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное
финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и
косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и
предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в
сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль,
если она направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных
поколений техники и связанных с ними монополизированных структур. Активная
государственная поддержка не только фундаментальных исследований, но и
базисных инноваций осуществляется во всех развитых странах - достаточно
привести пример государственных целевых программ в Японии и США,
западноевропейской программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных
предприятий и инвестиций в большинстве стран. Однако эта поддержка
ограничена во времени и уступает затем место обычному рыночному механизму.
В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе
прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких
хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных
организаций и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных
предприятий и т.д.), активном включении их в поддержку инновационных
инициатив путем создания влиятельных творческих коллективов, малых
предприятий, технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в
условиях рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем
это должны быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая
вначале должна помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем
закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
- провести анализ достигнутых результатов и определить интересы;
- организовать маркетинговые исследования;
- провести анализ и переоценку имеющихся основных фондов;
- оценить имеющийся научно-технический и производственный
потенциал;
- разработать проект программы исследований и разработок,
ориентированный на реализацию в условиях рынка;
- определить фактическую фондовооруженность первичных коллективов и
действительные потребности в развитии и обновлении потенциала;
- разработать проект программы исследований и разработок,
ориентированный на реализацию;
- рассмотреть возможности внедрения новых форм организации
исследований и разработок, включая создание малых предприятий;
- выбрать программу работ и определиться со стратегией развития;
подготовить необходимое нормативно-методическое обеспечение
исследований и разработок. [8].

Рыночные отношения и их эффективное функционирование предполагают
формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное
включение в экономический оборот результатов интеллектуального труда,
выполнение подавляющего большинства научно-технических разработок на
договорных, коммерческих началах.
В целях развития предпринимательства в инновационной сфере в нашей
стране, начиная с 1990 г., развивались новые формы финансирования на
основе формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для
финансовой поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов,
финансирования рисковых проектов.

В настоящее время основным источником финансирования инновационной
деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому
восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому
12 – из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали
средства из региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда
технологического развития либо от иностранных инвесторов.

В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР
получает система грантов. Для эффективного использования системы грантов
при функционировании фундаментальных исследований следует наделить
научного работника или первичную исследовательскую группу правами
юридического лица, в зависимости от сложности проблемы выделять гранты
на срок до 3-5 лет. Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и
фонды находились в распоряжении научных советов при отделениях
республиканских академий.
Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить
предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему
со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного
коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей
работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат
научных сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается
контракт на определенный срок, причем оплата труда определяется ученым
советом в пределах фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.
Важную роль в перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты.
Появление у научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР
привлекательной для кредитования, позволит научным коллективам выполнять
инициативные программы исследований. Коммерческий расчет и право
исследовательских коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут
самыми действенными средствами развития инновационного кредита -
"рискового капитала" в сфере научно-технической деятельности.
Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной
собственности схематически можно представить следующим образом. Запрос от
заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на
баржу. Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие
требуемого технического решения в общем банке технологий содружества. При
этом ответ может быть получен в трех вариантах:
1. Необходимая технология имеется и полностью соответствует
требованиям заинтересованного клиента.
2. Необходимое техническое решение имеется не в полном объеме и
нуждается в доработке для соответствия требованиям потребителя.
3. Необходимое техническое решение отсутствует.
Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности является
то, что если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями
купли-продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то
биржа интеллектуальной собственности обеспечивает "сопровождение"
реализованного при ее содействии технического решения до стадии серийного
производства и сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески
содействуя ускорению этого процесса.
Использование биржевого механизма в инновационном процессе в нашей
стране создало бы возможность для одновременного сквозного и
синхронизированного решения возникающих производственных проблем путем
объединения в единый комплекс всех компонентов научно-технического
ресурса: необходимого научно-технического задела, кадрового потенциала,
соответствующего научно-исследовательского оборудования и опытно-
внедренческой базы, содействуя таким образом реальному соединению
достижений научно-технического прогресса с производством в рамках
рыночных отношений.
Одним из главных условий существования рынка НТП является
обязательная правовая защита производителей изобретений. В настоящее
время в нашей стране система защиты прав производителей НТП крайне
несовершенна и требует существенной доработки. Одним из основных законов,
защищающих права изобретателей, является Патентный закон Российской
Федерации.
Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законодательными
актами республик в составе Российской Федерации, регулируются
имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения,
возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием
изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.


2. Основные направления российской инновационной политики.

В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной
деятельности и государственной инновационной политике в РФ выделяются
основные направления поддержки государственной инновационной политики:
- содействие увеличению инновационной активности, обеспечивающей рост
конкурентоспособности отечественной продукции;
- ориентация на всемирную поддержку базисных и улучшающих инноваций,
составляющих основу современного технологического уклада;
- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности
с эффективным функционированием конкурентного рыночного
инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;
- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России
международному и межрегиональному трансферту технологий,
международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов
национального инновационного предпринимательства [3, с.96].
Основные направления Российской инновационной политики:
- поддержка фундаментальных исследований, направленных на получение
результатов, качественно меняющих науку и технику;
- финансирование поисковых НИОКР для создания новых продуктов и
технологий с опережающими техническими решениями для последующей
передачи результатов в сферу материального производства;
- создание законодательной и информационной базы, обеспечивающей
экономическую заинтересованность производителей в осуществлении
инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического
уровня производства и экономики в целом.
Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе
перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает
разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как
элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные
исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими
институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить
трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать»
недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого
сектора науки. [3, с.97]
Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий,
собственных интересов инноваций предприятия, перспектив развития
инновационных процессов на длительную перспективу. Это обусловлено
следующими причинами:
1. Сформулированные в конкретный момент цели и приоритеты
инновационной политики отражают только субъективное осознание
действительности. По мере развития предприятий, отраслей и
экономики в целом цели и возможности их реализации будут
существенно меняться по мере осознания новых факторов и условий
развития.
2. Инновация не является разовым мероприятием, воспроизводственные
процессы в экономике должны носить постоянный характер, поэтому все
инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только
технологически, но и по времени.
3. В современных условиях основную роль в создании новой инновационной
политике должно играть федеральное правительство и его органы. В
частности министерство науки и новых технологий.
В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного
фактора становится решающим условием устойчивости развития современных
экономических систем.

В 1996 г. принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-
технической политике» (ст.15, п.1, часть 2), в котором установлено:
«Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных
разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в
размере не менее 4% расходной части федерального бюджета».

И ведь это касается НИОКР только лишь гражданского назначения. Тем
временем в 1998г. на фундаментальные исследования и содействие НТП в целом
по направлено лишь 2,2% расходной части федерального бюджета. Сегодня в
России государственные расходы на научные исследования составляют всего
0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения
экономической безопасности страны 2%. [2, с.5-6].


Государству целесообразно реализовывать инновационную политику по трем
направлениям:
1) Обеспечение инноваторов необходимыми финансовыми ресурсами.
2) Создание систем маркетинговых, консалтинговых, инжиниринговых фирм,
инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий, обеспечивающих
продвижение инноваций, формирование благоприятной инфраструктуры
рынка включая государственные программы создания наукоградов,
технопарков, свободных экономических зон и т.д.
3) Выработка единых правил и механизмов координации деятельности всех
субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования
по интересам на разных стадиях инновационного цикла. Следствием
этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и
расширение действия данного механизма на другие сферы
жизнедеятельности.
Список использованной литературы.

1. Бурмистрова Т., Федотов А. Новая научно-техническая политика:
контуры формирования и реализация.//"Экономист", 1992 г., №2.
2. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого
экономического развития. //В.Э., 1999г., №1. стр.4-12.
3. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к
новому технологическому порядку. // В.Э., 1997г., №9. стр.84-97.
4. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в
промышленность как инструмент государственной инновационной
политики. // ПТиПУ, 1999., №2, стр.65-70.
5. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной
деятельности./ "Экономист", N5, 1992 г.
6. Синягов А. НТП в условиях формирования рынка: стратегия, тактика,
показатели./ "Экономист", N 4, 1992 г.
7. Логинов В., Курнышева И. Возможности и перспективы научно-
технического развития./ "Экономист", N 7, 1992 г.
8. Симановский С. К использованию научно-технического потенциала РФ и
СНГ./ "Российский экономический журнал", N 4, 1992 г.
9. Симановский С. Направления интенсификации инновационного процесса./
"Вопросы изобретательства", N 1-2, 1992 г.




Реферат на тему: Инновационное планирование на предприятии

Основы теории и методологии инноватики.

История развития теории инноватики и ее современные концепции.

Появление теории инноватики обусловлено всем ходом исторического
развития общественного производства, особенно в период его
индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживления производства,
затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства,
переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие
закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее
экономике машинного производства. В свою очередь государственно-
монополистический путь развития промышленности с жесткой системой
планирования и распределения породил в известной мере надежды на
устойчивость темпов индустриализации. Для этого были созданы
монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки
функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий
обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной
продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-
технического прогресса, приводило к экстенсивному развитию промышленного
производства.
Исследовав обширный статистический материал, связанный с цикличностью
чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист
Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существование длинных волн, или больших
циклов конъюнктуры. В результате этого исследования было определено, что в
основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40 – 60 лет находится
смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения,
коммуникации и т.п. В средние промышленные циклы протяженностью в 7 – 10
лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования,
транспорта и т.п. Короткие волны в 3 – 3,5 года распространялись на
рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам
продукции промышленного производства.
В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским
экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время
связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.
В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического
уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-
продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно
нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах
экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление
неординарных нововведений – продуктов означает фазу зарождения нового
технологического уклада. Однако, его медленное развитие на определенном
отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний,
которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются,
добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об
интеллектуальной собственности.
Однако монопольное положение на товарном рынке может неожиданно
закончится из-за конкуренции других товаропроизводителей, которые будут
пытаться произвести более совершенное нововведение-продукт. Поэтому
организация-монополист, в период стабилизации производства нового продукта,
не дожидаясь, пока появятся конкуренты, своевременно приступает к продаже
лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит
распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым
перераспределением капиталов в технологические цепи нового уклада в
общественном производстве.
В свою очередь организация, которая продала лицензию, получает в итоге
дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по
созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало
очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве
(очередная средняя волна, по Н. Д. Кондратьеву.).
Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров
многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто
Конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация
выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает
дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл
продукции как инновации.
Технологически-развитые страны перешли от четвертого к пятому
технологическому укладу, вступив на путь деиндутсриализации производства. В
то же время по продукции четвертого технологического уклада проводится
модификация выпускаемых моделей, чего достаточно для обеспечения
платежеспособного спроса в своих странах, так и для удержания рыночных ниш
за рубежом.
В российской экономике по ряду объективных причин еще не полностью
использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов.
Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического
уклада.
В современной концепции теории инноватики принято выделять также
такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии
производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой
фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-
продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической
документации в производственные подразделения промышленных организаций. На
второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства
нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со
значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе.
Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением
себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в
первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья
фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой
продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов
производства и продаж.
Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают
в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных
процессах, а также понятия о жизненных циклах продукции и технологиях
производства.
Следовательно, понятие (лексема) «инноватика» значительно шире и
глубже по своему содержанию в сравнении с термином «Инновация». При этом
знания по инноватике дают возможность предвидеть перспективу долгосрочного
технико-экономического развития общественного производства, оказывать
влияние на изменение в фазах деловых циклов, а за счет инноваций –
уменьшать периоды спада производства и содействовать подъему деловой
активности в промышленности.

1.2. Наука, технология, экономика и образование как компоненты целостной
системы инновационной деятельности.

Большинство прогрессивных новвоведений находит реальное воплощение
в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним
из важных результатов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность связана с привлечением различных
ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затраты времени как на
проведение исследований и разработок, так и на выполнение проектно-
технологических и других работ, связанных с масштабным освоением
производства новой продукции. В целостную систему инновационной
деятельности
входят такие составляющие компоненты, как наука, технология, экономика и
образоавние. Интегративные свойства целостных систем отображает
соотношение:
[pic],
Где А – результат функционирования целостной системы,
а - результат функционирования 1-го компонента,
1 - число компонентов целостной системы.
Отсутствие любого из компонентов приведет к нарушению целостности системы
инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию
одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее
функционирования.
Главным элементом в рассмотренных выше компонентах целостной системы
инновационной деятельности является человек. Наука прямо или косвенно через
технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности.
Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию новых ценностей,
адекватно доминирующему технологическому укладу в общественном
производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки могут утратить
свое значение на другом, более прогрессивном.
В связи с тем, что научное знание стало теоретической основой
материального производства, во всех развитых станах уделяется внимание
фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) и поисковым НИР. Именно
они образуют потенциал знаний для инновационной деятельности. Потенциал
научных знаний по результатам проведения ФТИ и поисковых НИР представляет
собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силу своих
особенностей не имеет рыночной стоимости.
Без интеллектуального продукта, получаемого по результатам ФТИ и
поисковых НИР, в настоящее время практически невозможно создавать
конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и
новизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придается
развитию инновационной деятельности, направленной на повышение
интеллектуальной составляющей в конечном продукте общественного
производства. Поэтому выполнение прикладных НИР и ОКР, а также проектно-
технологический работ (ПТР) базируется на полноценном использовании научных
знаний, что обеспечивает новой продукции высокую конкурентоспособность.
В целостной системе инновационной деятельности прикладные исследования и
разработки проводятся после выполнения поисковых НИР. По своей сущности
прикладные НИР могут предшествовать ОКР или выполняться параллельно с ними,
после них, а также иметь самостоятельное направление (например, в области
организации производства, по проектированию систем управления и др.)
На Рисунке 1 приводятся взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и
после ОКР, в процессе создания новой продукции. Эти работы являются
элементами целостной системы инновационной деятельности по компонентам
«наука» и «технология»



ТЗ – техническое задание
ТП – техническое предложение.



РИСУНОК 1
Взаимосвязи прикладных НИР, выполняемых до и после ОКР, в процессе создания
новой продукции

Компоненту «образование» в целостной системе инновационной деятельности во
всех индустриально развитых странах придается исключительное значение. В
нашей стране имеется более 30 % населения с высшим и средним специальным
образованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационной
деятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве.
Развитие образования обуславливается состоянием науки, технологии,
экономики. Главным носителем интеллекта в образовании является
преподаватель научных, технических, экономических и общепрофессиональных
знаний.

1.3. Управление знаниями и интеллектуальным ресурсом инновационного
предприятия.

На конкурентоспособность предприятий в предстоящие десятилетия все больше
влияния будет оказывать их способность идентифицировать, накапливать и
развивать знания и, используя ключевые факторы успеха на рынке, создавать
инновации, а затем долговременные устойчивые конкурентные преимущества.

База знаний предприятия.
Совокупность знаний, которыми обладают сотрудники предприятия, группы и
подразделения, а также все связанные с предприятием внешние стратегические
партнеры (потребители, поставщики, соисполнители, дилеры), составляют базу
знаний предприятия. В базу знаний могут быть включены:
1. теория
2. результаты творческой деятельности
3. умения
4. навыки.
Под «умением» понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную
задачу, операцию, если она встретится, относительно рациональным способом,
а под «навыком» - что исполнитель способен выполнять множество раз
повторяющуюся стандартную задачу наиболее эффектным способом.
По содержанию индивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются
наличием следующих элементов:
. теоретические знания
. результаты творческой деятельности
. умения
. навыки.
Совокупность знаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков
и компетенций составляет интеллектуальный капитал фирмы и ее
интеллектуальную собственность.
Интеллектуальный капитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной
ценностью, т.е. ИДЕИ. Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет
реальной ценности, пока он еще не защищен и не используется.
Интеллектуальный капитал ( связи с клиентами, технология, способности
сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группу с человеческим
интеллектуальным капиталом и так называемым структурным интеллектуальным
капиталом.
Человеческий интеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки.
Структурный интеллектуальный капитал – это та часть интеллектуального
капитала, которая остается у фирмы после ухода сотрудника.
Интеллектуальная собственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо
собственностью, т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по
определению, имеет количественный стоимостной потенциал, который зависит от
будущего ее использования. Это стоимостной потенциал, однако, остается не
реализованным до тех пор, пока интеллектуальная собственность не
используется каким-либо способом.
Интеллектуальные активы – знания, имеющие определенную стоимость и
используемые целенаправленным образом. Патенты, лицензируемые для
конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность в
интеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную,
выраженную в деньгах, стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко
определяемыми в управляемыми видами интеллектуальных активов являются
патенты, торговые марки, авторские права, коммерческие секреты.
Секрет производства (know how) – техническая, организационная или
коммерческая информация, которая защищается от незаконного пользования
третьими лицами при следующих условиях, эта информация имеет действительную
или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим
лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании.
Обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее
конфиденциальности.
Коммерческая тайна – это понятие несколько Шпре, чем понятие «секрет
производства», так как коммерческую тайну могут составлять списки клиентов,
первичные бухгалтерские документы и многие другие сведения.
Средства индивидуализации – к охраноспособным средствам индивидуализации,
бесспорно, относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования
мест, фирменные наименования[1].
Портфель прав - чаще всего права ИС передаются не по отдельности, а в
сочетании с другими правами или услугами, обеспечивающими в совокупности
монополию на производство нового продукта или на использование новой
технологии. Иначе говоря, они предаются в составе портфеля прав ИС. Кроме
того, права ИС или портфель прав, часто передаются вместе с юридическим
лицом – правообладателем. В таких случаях требуется оценка передаваемого
портфеля прав ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица,
а не отдельных прав ИС.
Знание имеет разнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса
формирования и использования. Формы проявления знания подразделяются по
двум признакам (Рисунок 2):
a) по характеру проявления выделяются две формы – имплицитная (неявная,
латентная, скрытная, индивидуальная) и эксплицитная (явная, открытая,
документированная),
b) по способу формирования также выделяются две формы – рефлексивная
(новые знания формируются на систематизированном объеме прошлых
знаний) и интуитивная (знания берутся как бы из «головы»,
используется незначительный объем явного знания).

клиентов, первичные бухгалтерские документы и многие другие
сведения.нформац

по характеру проявления по способу формирования новых
знаний



Рисунок 2
Формы проявления знаний


Система знаний организации
Структура процесса формирования и использования знаний для проекта или
деятельности предприятия.
Специалисты разработали различные схемы жизненного цикла знаний. На
Рисунке 3 обобщен подход, который использовали в своей работе Г. Ктог и М.
Венцин. Жизненный цикл знаний (ЖЦЗ) здесь представлен пятью этапами:
идентификация, накопление и развитие знаний, формирование компетенций и
создание инноваций. Две последние стадии посвящены использованию знаний.
[pic]



РИСУНОК 3
Структура процесса создания и использование знаний

РИСУНОК 4 отражает более поздние выводы тех же авторов из анализа
трансферта знаний. Здесь они выделяют три этапа ЖЦЗ:
. инициирование знаний
. логистика знаний
. интеграция знаний
Другой специалист, А. ШЕЕР, представляет жизненный цикл знаний несколько по-
иному. В его подходе выдаются восемь стадий с их интерпретацией: цели,
прозрачность, аккумуляция, расширение, распространение, сохранение,
использование, оценка знаний.



РИСУНОК 4
Фазы трансферта знания

1.4. Нововведения как объекты инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными
изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой
новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии
машиностроительного производства. Главными факторами в прогрессе
современной цивилизации являются процессы освоения оптиковолоконной
техники в средствах связи и вычислительных сетях, повышение гибкости и
роботизации производства на основе использования микроэлектронных
компонентов, разработка энергосберегающих технологий и преодоление
экологических ограничений при широком применении материалов на
композиционной основе.
К организационно-экономическим и управленческим нововведениям,
направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и инновационных
процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов для развития приоритетных
направлений в создании наукоемкой продукции, обновлении средств
производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должны вводиться
организвационно-экономические и управленческие нововведения по уменьшению
инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все эти
нововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевых
структур, организации производства, экономике и управлении.
К приоритетным направлениям нововведений в развитии науки и технологии
относятся сверхмощные научно-технические системы в обороне, информатике,
аэрокосмической и атомной промышленности. Наша страна является одной из
пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособную продукцию.
Причем, если бы не было переходного периода к рыночной экономике, то наша
страна оказалась бы среди четырех мировых держав по конкурентоспособности
на рынке таких товаров. Отсюда следует вывод, что жизненно важно четко
определиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленности
базовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада в
общественном производстве.
Инновационный менеджмент учитывает различие между простым и сложным
продуктом. Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающей
промышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и
качество простого продукта определяли богатство и процветание многих стран
в доиндустриальный период их развития.
Особенностями сложного продукта являются многочисленные технологические
пределы в процессе его производства, а также применение современных
приборов и машин в сочетании с трудом работников высокой квалификации.
Такого рода нововведения вместе с их коммерциализацией составляют основу
инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы в
направлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.
Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новый
метод, изобретение, новое явление (открытие). Практическое использование
новшества с момента технологического освоения производства и масштабного
распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением
(новацией). К этой же группе использования новшеств относятся многие
организационно-технические, экономические, управленческие решения
производственного, финансового, коммерческого и административного характера
(Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1
Классификация инновационных процессов и нововведений.
|Базовые признаки объектов |Группирование по установленным |
|классификации |признакам |
|1. Содержание новаций, инновационных |Технические, технологические, |
|процессов |экономические, управленческие, |
| |организационные |
|2. Степень новизны |Абсолютная, относительная, условная, |
| |частная |
|3. Варианты организации |Внутрикорпоративные, программные, |
| |корпусные |
|4. Потенциал новаций |Радикальные, комбинированные, |
| |модифицируемые |
|5. Особенности инновационных процессов|Внутриорганизационные, |
| |межорганизационные, различающиеся по |
| |длительности этапов. |
|6. Уровень разработки и |Государственные, республиканские, |
|распространения нововведений |региональные, отраслевые, |
| |корпоративные, фирменные |
|7. Сферы разработки и распространения |Промышленные, финансовые, |
|нововведений |торгово-посреднические, |
| |научно-педагогические, правовые |
|8. Особенности характера нововведений |Простой продукт, модификация сложного |
| |продукта предыдущего технологического |
| |уклада, инновационный продукт, услуги.|



-----------------------
[1] Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест
происхождения товара»

-----------------------
Процесс создания новой
продукции

ОКР, включая передачу
обработанной технической документации по опытным образцам новой продукции.

Технологическое освоение масштабного (в зависимости от серийности)
производства новой продукции

Прикладная НИР по разработке наукоемких технологических процессов

Прикладная НИР по доработке конструкции изделия на технологичность
изготовления

Прикладная НИР по повышению надежности нового изделия в эксплуатации

Прикладная НИР по автоматизации технологических процессов

Прикладная НИР по энергосберегающим технологиям.

Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по 1-му
варианту)

Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по j-му
варианту)

2.
Накопление знаний

1. идентификация знаний

ИННОВАЦИИ: новый продукт, новая услуга, новый рынок

ЦЕЛЬ – создать устойчивое конкурентное преимущество фирмы

ИНТУИТИВНАЯ форма
При интуитивном формировании новых знаний и намерений в наличии имеется
лишь незначительный объем явного знания, познавательный процесс протекает в
«головах», где используются НЕЯВНЫЕ знания, и поэтому процесс трудно
поддается контролю

РЕФЛЕКСИВНАЯ форма
Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний и намерений
является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для
аналитической обработки ЯВНОГО знания, источником которого является опыт
(практические знания) и специальный поиск (информация извне)

ЭКСПЛИЦИТНАЯ форма

Проявляется в ЯВНОМ, открытом виде, в методических руководствах, каталогах,
инструкциях, базах информации, справочниках и т.п.

ИМПЛИЦИТНАЯ форма,

Проявляется в НЕЯВНОМ, скрытом, латентном виде, основана на индивидуальном
опыте и личных ценностях

ЗНАНИЕ

3.
Развитие знаний

4.
Формирование компетенций

5.
Создание инноваций

Определение состава и источников необходимых знаний

Сбор, подготовка, кодирование и накопление знаний в базах

Систематизация знаний по задачам и исполнителям, расширение баз знаний

Увязка знаний и задач, комбинация знаний, выделение ключевых знаний

Превращение ключевых компетенций в инновации с использованием базы знаний

ТРАНСФЕРТ И ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ

ИНИЦИИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
.
. 1.Выявление намерений сотрудников и подразделений
. 2. Целеустановка
. 3.Установление вида, объема и возможностей трансферта
. 4. Выявление источников знаний (списки носителей, экспертов)
. 5. Установление мест хранения (отчеты, книги, базы, рабочие места)


ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ

1. Перемещение имплицитного (скрытого, латентного) и эксплицитного
(открытого) знания между участниками процесса
2. Установление методов трансферта
3. Определение принципов и инструментов логистики (режим поиска и хранения,
формы, пути и скорость перемещения, промежуточные базы)

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Получение знания и интеграция его в свою базу знаний
2. Интеграция нового знания в базу знания группы, организации
3. Исключение «островков знания»
4. Функции «брокера» знания
5. Интеграция индивидуального знания в коллективное с использоавнием
собственного опыта






Новинки рефератов ::

Реферат: Порошковая металлургия и свойства металлических порошков (Металлургия)


Реферат: Конфликты в организации (Менеджмент)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Аудит)


Реферат: Динамическое распределение памяти (Программирование)


Реферат: Реформы Петра 1 (Управление)


Реферат: Философия экзастециализма: САРТР (Философия)


Реферат: Что такое реинжиниринг (Менеджмент)


Реферат: Страхування (Страхование)


Реферат: Исполнительная власть: ее место и функции в системе разделения властей (Государство и право)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Исторические личности)


Реферат: Принципиальные отличия Win95 от предыдущих версий. Достоинства и недостатки WIN95 (Программирование)


Реферат: Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII вв. (Искусство и культура)


Реферат: Развитие Я-концепции в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Александр I Павлович (Исторические личности)


Реферат: Валовой доход, валовые затраты, учет товарных потерь в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Достижение Римской Империи (История)


Реферат: Обыск и выемка в практике и деятельности следователя военной прокуратуры (Уголовное право и процесс)


Реферат: Современные педагогические технологии (Педагогика)


Реферат: Анго-Саксонская Правовая Система (Право)


Реферат: История ОВД (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист