GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Экологическая педагогика (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экологическая педагогика (Педагогика)



Реферат по педагогике
студентки III курса МГЛУ
304 а/в факультета ГПН
Яншиной Марии



Экологическая педагогика

Становление экологической педагогики



Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление
в отечественной психологии в середине 90-х гг. исследований по
экологической психологии. Ее данные позволили выяснить особенности развития
экологического сознания личности, механизмы его формирования, что открывало
возможность установить четкое соответствие педагогического процесса
экологического образования психологическому процессу формирования
экологического сознания.
Все это привело к возникновению нового методологического направления
в педагогической науке - экологической психопедагогики.
Экологическая психопедагогика - это методологическое направление в
педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а
также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического
образования.
Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных
дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
Экология обусловливает общую проблематику, порождаемую ситуацией
экологического кризиса, на основе которой экологическая психопедагогика
вырабатывает конкретное содержание экологического образования: сумму
знаний, умений и навыков, которую необходимо усвоить.
Экологическая психология дает представление о закономерностях и
механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего
экологическая психопедагогика разрабатывает соответствующие специфические
принципы и методы педагогического управления этим процессом.
Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также
организационные формы, которые экологической психопедагогикой
соответствующим образом используются конкретно для решения задач
экологического образования.
Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии,
экологической психологии и педагогики, которые интегрируются в рамках
экологической психопедагогики, может эффективно осуществляться
экологического образование.

Цели экологического образования с позиций экологической
психопедагогики.

С позиций экологической психопедагогики, целью экологического
образования является формирование экологичной личности. Экологичной
личностью является личность, обладающая экоцентрическом типом
экологического сознания.
Как уже говорилось, экоцентрической тип экологического сознания
характеризуется тремя главными особенностями:
1) психологической включенностью человека в мир природы,
2) субъектным характером восприятия природных объектов,
3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Соответственно, эти же особенности являются и характеристикой
экологичной личности.
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность
в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанность и мира
людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
а) Человек не стоит изолированно над природой, а включен в качестве
одного из элементов в сложную систему экологических взаимосвязей - любое
его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в
экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически
осторожной.
б) Отходы человеческой деятельности, “выброшенные в природу”, не
исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и
оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы
функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными,
как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть
экологически умеренной.
в) Мир природы является не только источником материальных ресурсов,
но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная
личность стремится к психологическому единству с миром природы,
позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает
взаимодействие с ним.
г) Не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние
на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому
экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные
общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность
была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в
природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие
общества, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер
восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
а) природные объекты относятся ею к сфере “человеческого”, равного
ей в своей самоценности и , соответственно, взаимодействие с ними
включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.
б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц,
меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим
людям.
в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных
партнеров по общению и совместной деятельности.
3. Для экологичной личности свойственно стремление к
непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в
четырех основных сферах:
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов.
б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни
природы, довольствием от самого процесса познания.
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе
которого лежит не желание получить какой-либо “полезный продукт”, а
потребность в общении с ними.
г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не
соображениями “дальнего прагматизма” (необходимостью сохранить природу,
чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о
природе ради нее смой.

Задачи экологического образования с позиции экологической
психопедагогики

Общей задачей экологического образования является формирование
экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами
экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех
основных задач экологического образования:

1) Формирование адекватных экологических представлений. Такая
система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире
природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки
зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру
представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность
в мир природы, которая свойственна экологической личности.
Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического
образования является формирование у личности понимания единства человека и
природы, которое способствует возникновению у нее психологической
включенности в мир природы.
2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие
экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения
личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.
Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов,
готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами,
стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру
отношений в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия
природных объектов, который свойственен экологичной личности. Поэтому
главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования
является формирование у личности субъектной модальности субъективного
отношения к природе.
3) Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия
с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности
необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется
недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий.
Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и
позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.
С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру
стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени
формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое
свойственно экологичной личности. поэтому главным ориентиром при решении
данной задачи экологического образования является организация такой
деятельности личности, в процессе которой происходит освоение
непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с
природой.
Такое понимание задач экологического образования вытекает из анализа
тенденций развития общественного экологического сознания, который
показывает, что антропоцентрический тип господствующего общественного
экологического сознания является психологической “базой”, основой
экологического кризиса. Альтернативой, позволяющей найти пути разрешения
экологических проблем, является экоцентрический тип экологического
сознания, который как раз и характеризуется психологической включенностью
человека в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов
и стремлением к непрагматическому взаимодействию с ними.

Методологические особенности экологической психопедагогики

Постановка таких задач требует принципиального изменения ориентации
экологического образования. Как уже говорилось, одним из дискуссионных
вопросов о стратегиях экологического образования является вопрос о том, что
должно стоять в центре внимания: “природная Среда” (“окружающая Среда”) или
“мир природы”.
Базой для такой дискуссии является объективно двоякое положение, в
котором выступают природные объекты. С одной стороны, они являются
элементами окружающей человека Среды, с которой он взаимодействует как с
единым, нерасчленимым целым. А с другой, каждый природный объект может быть
для человека представителем мира природы, воспринимающимся им
безотносительно к природной среде (например, восприятие собаки в доме никак
не связано с восприятием природной Среды за окном).
Природный объект, выступающий в качестве элемента природной Среды,
можно сравнить с отдельным кирпичом в большой кирпичной стене. Для
человека, смотрящего на эту стену, он практически ничем не отличается от
остальных и может быть с успехом заменен любым другим кирпичом, - он вообще
неразличим как нечто самостоятельно существующее. Именно в этой роли, как
правило, выступают, например, для городского жителя деревья на улицах:
каждое конкретное дерево является скорее даже не “деревом”, т.е. отдельным
живым организмом, а лишь одним из элементов окружающей Среды, наряду с
тысячами других, оно как бы “растворяется” в среде. Но если человек сам, по
собственной инициативе посадил дерево, то окружающей Среды: человек станет
четко выделять его из в всех остальных, постоянно следить за его развитием,
переживать, если оно вдруг заболеет, и т.д.
Таким образом, при восприятии природы как “Среды” каждый отдельный
природный объект не имеет самостоятельной ценности, является
взаимозаменяемым другими аналогичными природными объектами. Поэтому для
специалистов по охране природы, подходящей к ней как к “природной среде”,
важно сохранение тех или иных популяций животных и растений, а не отдельных
конкретных организмов. При восприятии природы именно как “мира природы” -
каждый отдельный природный объект принципиально уникален и неповторим, так
же как и любой человек, со всеми вытекающими из этого последствиями. В этом
случае усилия по охране природы направлены на совершенно конкретных
животных и растения, отдельные организмы, а не их популяции.
Такое двойственное положение, в котором природные объекты могут
выступать во взаимодействии с человеком, приводит к двойственному пониманию
природы: с одной стороны, она - “природная Среда”, а с другой - “мир
природы”. Как правило, в психолого-педагогической литературе эти два
понимания смешиваются, вследствие чего понятия “природа”, “мир природы”,
“природная Среда”, “окружающая Среда” используются как полные синонимы. Но
их значения принципиально различаются, в чем можно легко убедиться,
сравнив, например, фразы “пробуждение природы”, “пробуждение мира природы”
и “пробуждение природной Среды”, тем более “пробуждение окружающей Среды”
(последнее вообще невозможно представить)
Двойственность понимания природы нашла свое отражение и в
экологическом образовании, в котором реализуются обе ориентации: на
“природную среду” и на “мир природы”. В первом случае экологическое
образование направлено на формирование системы представлений, отношения и
стратегий и технологий взаимодействия с природной средой, во втором - с
миром природы.
Первая ориентация воплощается в так называемой инвайронментальной
педагогике. С позиции этого подхода, в процессе экологического образования
необходимо формирование, во-первых, системы представлений об окружающей
природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей
жизнедеятельность человека как биологического вида, во-вторых,
соответствующего сознательного, ответственного отношения к ней и, в-
третьих, стратегий и технологий рационального природопользования.
Вторая ориентация воплощается в экологической психопедагогике. С
позиций этого подхода, в процессе экологического образования необходимо
формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как
совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых,
субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим
уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и
технологий непрагматического взаимодействия с ними.
При этом экологическая психология не заменяет “природу как среду” на
“мир природы”, а дополняет им экологическое образование.
Литература.
1. С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. Экологическая педагогика и психология.
Ростов-на-Дону, 1996
2. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980
3. Экологическое образование школьников (Под ред. И.Д. Зверева, Т.И.
Суравегиной). М., 1983




Реферат на тему: Экологическая тропа
План.


1. Введение………………………………………………………2
2. История создания экологической тропы………………….…3
3. Цели и задачи учебных экологических троп……………….8
4. Типы учебных троп……………………………………………9
5. Организация экологической тропы:
А) Требования к выбору маршрута……………………….13
Б) Оборудование экологической тропы………………….15
В) Подготовка экскурсоводов………………….…………16
6. Экологическая тропа и творческая деятельность
школьников………………………………………………………19
7.Заключение……………………………………………………23
8. Литература………………………………………………..…25

Введение.

Важнейшим средством экологического образования является организация
разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной
среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета
в природе». Учебная экологическая тропа — специально оборудованная в
образовательных целях природная территория, на которой создаются условия
для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность
учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а
также полевого практикума.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были
представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и
антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение
естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей
деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия
такой деятельности.
Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:
1) педагогов и студентов;
2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;
3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.
Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно под
руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных
буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с
экспозицией тропы.
Протяженность учебной тропы обусловливается временем, в течение которого
может проводиться экскурсия. Для взрослых (старшеклассников) — это два, два
с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух
километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке
маршрута продолжительностью в 30-40 мин. Школьники средних возрастов
проходят на экскурсии весь маршрут, но знакомятся не со всеми объектами (до
1,5ч)

История создания экологической тропы.

Впервые понятие природная или экологическая тропа появилась в США. В
начале века лесничий Бентон Маккей предложил учредить нечто вроде
«заповедника для пешеходов» – проложить тропу по Аппалачскому хребту. К
1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе
до Джорджии на юго-востоке была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу
же она сделалась любимым местом отдыха и общения с природой многих
американцев Востока США.
Впоследствии подобные тропы стали возникать в национальных парках
Америки: сложные и простые по прохождению, длинные и короткие. Наиболее
известные из больших троп — Континентальная тропа в Скалистых горах и
Тихоокеанская на западном побережье США. Такие же тропы стали создавать в
других странах мира: Канаде, Франции, Великобритании, Швеции, Швейцарии,
Кении, Индии, Японии и др.
Более 15 лет идет работа по созданию учебных троп в национальных парках
Польской Народной Республики: Беловежском, Кампиносском, Бабьегорском и др.
Они проходят главным образом по существующим туристским тропам и являются
их составной частью.
Большой популярностью пользуются учебные тропы в Чехословацкой
Социалистической Республике. Одни проложены по пещерам окрестностей
охраняемой ландшафтной области «Моравский крас» («Мацоха»), другие — в
словацких горах «Малой Фатры» («Стефа-ново — Нижние и Новые Диеры»,
«Разбойничья тропа» и др.). Интересен также опыт организации троп природы,
накопленный в ГДР.
В России еще до революции, в 1916 году, в Крыму, в 7 км от Судака вдоль
скал была вырублена пешеходная тропа. Ее называют Голицынской, так как
строительство" проводилось по указанию князя Л. С. Голицына. Тропа
проложена таким образом, что посетитель может ознакомиться с многими
природными объектами исключительной красоты и своёобразия
Широкое распространение учебных и учебно-познавательных троп на
территорий бывшего СССР началось с начала 60-х годов. Инициатором их стал
Тартуский кружок охраны природы — первое студенческое природоохранное
объединение в нашей стране, образованное 13 марта, 1958 года под
руководством Я. X. Эйларта — специалиста по вопросам теории и практики
охраны природы, в частности создания учебных троп. К настоящему времени
практически вся территория Эстонии, .включая национальный парк,
ландшафтные заказники, зоны отдыха и просто лесные массивы, покрыта
тщательно спланированной сетью учебных троп. Широко известны тропы Лахемаа
— первого национального парка, организованного в 1971 году. Здесь
посетители могут ознакомиться с валунными полями ледникового времени и 200-
летними борами (тропа по п-ову Кясму), ледниковыми озерами и камовым
рельефом (тропа Вийтна), растительностью бывших дюн и современных болот
(тропа Вирусоо) и многими другими природными объектами.
Примерно в это же время стали создавать учебные и познавательно-
рекреационные тропы и в соседних Прибалтийских республиках. В окрестностях
г. Бирш-тонас Литовской ССР большой популярностью у взрослых и детей
пользуется «Тропа зверей» с оригинально оформленными, стилизованными под
различных животных пунктами-остановками. Силами сотрудников дома-музея
«Лесное эхо» недалеко от г. Друскининкай уже около 30 лет существует тропа
«Солнечная». Все сооружения тропы выполнены из неделовой древесины,
обработанной, для долговечности по специальной методике. Тропа служит
местом отдыха и познавательных экскурсий для многих тысяч людей,
приезжающих со всех концов света.
Оригинальные тропы созданы в лесничестве Швянтойи (Кретингский район)
На территории агробиологической станции Вильнюсского педагогического
института в Тамошаве создана учебная экологическая тропа «Лебедь». На ней
будущие педагоги овладевают методикой работы с детьми в природе.
Широкое распространение этого опыта в нашей стране затруднялось
некоторыми организационными моментами. Необходимо было найти форму
организации просветительных троп в природе. Причем нельзя было ограничивать
задачу создания троп только расширением природоведческих знаний. Время
выдвигало и иную задачу — целенаправленного использования троп для
формирования экологической культуры населения, прежде всего учащейся
молодежи. Это предъявляло новые требования не только к характеру маршрута
тропы, но и к их организаторам и пользователям. На тропах, которые получили
название учебных экологических, основное внимание обращают не столько на
знакомство с природными объектами, сколько на оценку деятельности человека
в окружающей среде, как естественной, так и преобразованной.
Опираясь на результаты экспериментов по 'созданию подобных маршрутов,
Всероссийское общество охраны природы приняло решение распространить опыт
создания учебных троп на территории России. С этой целью в короткое время
было организовано два республиканских семинара на базе действующих троп
«Измайловская» (в черте Москвы) и «Пущинская» (Московская обл.),
Результаты этих мероприятий не замедлили сказаться. По данным отдела
ВООП, всего за два года в разных уголках Российской Федерации было заложено
более 120 учебных троп. В их создании в содружестве с местными отделениями
ВООП активное участие принимали студенты из дружин охраны природы различных
вузов, советы по туризму и экскурсиям, турбазы, детские туристические
станции и станции юных натуралистов, школьные лесничества, Дома пионеров,
отдельные школы под руководством учителей географии и биологии.
Парк культуры и отдыха г. Южно-Уральска, организовал экологическую тропу
в естественном бору, занимающем 15 га. Информационные щиты, установленные
на тропе, имеют вид развернутой книги: на одной «странице» плакат по охране
природы, на другой — текст о природных объектах. Предназначена тропа для
детей младшего возраста, но может быть интересна и всем посетителям парка
Первичная организация ВООП Комсомольского государственного заповедника (г.
Комсомольск-на-Амуре) оборудовала экологическую тропу, на которой
установлено 30 красочных стендов и аншлагов.
Большая часть троп в настоящее время сформировалась как туристские
маршруты выходного дня и достаточно насыщена экологической информацией
(щитами, указателями, специальными буклетами). В Краснодарском крае
организовано или находится в стадии организации около 20 учебных троп.
В 1985 году начали действовать тропа Паустовского и учебная тропа природы
от Ласковского до Черного озера, проект которых создала Дружина по охране
природы Рязанского клуба туристов. Они же оборудовали и установили
информационные щиты, соответственно 12 и 20 шт., разработав для этого
особую технологию, сравнительно несложную и удобную в эксплуатации.
В Москве первая учебная экологическая тропа была создана в 1981 году в
Измайловском парке культуры и отдыха учащимися 446 средней школы под
руководством лаборатории—экологического образования.

Тропа действует в летне-осенний сезон. По ее маршруту проводятся
программные экскурсии для учащихся этой и других школ района и города. В
порядке распространения опыта организаторы, и старшеклассники проводят
экскурсии для зарубежных специалистов, директоров и завучей московских
школ, методистов и учителей Москвы.
Информационные щиты, установленные на тропе, привлекают внимание
значительного числа посетителей лесопарка.
Затем появились аналогичные тропы в Серебряном бору (школы № 57 и 143), в
национальном парке «Лосиный остров» — Мытищинский лесопарк (школа № 767 и
географический факультет МГПИ им. В. И. Ленина), в парке «Сокольники»
(школа № 1 и МГПИ) и в некоторых других местах. Все московские учебные
тропы отличаются сравнительно малой протяженностью (в среднем 1—2 км),
доступностью для посетителей (дорожки частично асфальтированы),
экологической информативностью. Прекрасные по своей организации,
информационному содержанию и эстетическим качествам тропы создают на
Украине. Они носят название природных (тропа Ирпень— Беличи),
экологических («По реке Горынь») и природных познавательных (Дахновская).
Создание учебных троп для нашей страны — дело достаточно новое, но
набирающее быстрые темпы, особенно в последние годы. Разнообразие форм и
методов их создания позволяет вовлечь в эту деятельность довольно большой
круг заинтересованных организаций и широкую общественность. А это, в свою
очередь, способствует расширению не только числа троп, но также и географии
их распространения.


Цели и задачи учебных экологических троп.

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем
природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель
создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. По словам
известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса
должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и
образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда
пожинают.
С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий
ликбез», т. е. расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах,
процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача
экскурсоводов и проводников— научить своих слушателей видеть, замечать
различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне
маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия
человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача
учебных троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения
человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и
отношения человека к природе
' Особенно широко.тропы.природы позволяют развернуть экологическое
.образование и воспитание среди молодежи.Хорошо известно, что далеко не
всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь
и, что ещё сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина" чувство"
ответственности за ее судьбу.
Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах
природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного
усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в
природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и
познания во время движения по маршруту тропы
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно
показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском
человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама
«просит нашей помощи, защиты и любви».
Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не
приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети
школьного возраста, включая старшеклассников, проявляют заботу и бережное
отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно
глубокие и разносторонние знания, в .других случаях в их поведении
проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто
отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непонимания подростком, а
затем и, взрослым состава нарушения, в своём поведении в окружающей
природе.
Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при
умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего
рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно
безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает
возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории,
так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных
правил.
Отдельные учебные тропы можно объединять в системы, главная задача
которых состоит во временном и пространственном регулировании потока
посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во
избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых
участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых
территорий позволит отвлечь от них туристов и отдыхающих, показав им не
менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные
места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в
равнинных условиях, помимо основной трассы тропы, проектируется также одна
или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и
снизить сложность прохождения маршрута.
Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач:
экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы
в прилегающей зоне.
Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг
заповедников, зонам организованного туризма национальных парков,
ландшафтным заказникам. При этом обычно рядом с тропами выделяют защитную,
т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит
через густой лес, достаточно отвести под переходную зону несколько метров с
обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство,
зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы
территорию, свободную от хозяйственного использования.
Кроме того, для создания учебных троп подходят, например, городские леса,
лесопарки, .зоны отдыха, зеленые зоны городов и даже леса промышленного
использования и нелесные площади: тундра, степь, полупустыня, т. е.
территории, не относящиеся к особо охраняемым. . .
За последние пять лет в нашей стране часто организуют тропы в
окрестностях школ, пионерских лагерей, где они создаются силами самих
школьников. Такие маршруты получили название учебных экологических троп.
Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в
себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и
многолетний практический опыт.
Во-первых; сам процесс оборудования тропы силами учащихся позволяет
руководителям создавать разные ситуации, играющие важную роль в деле
образования и воспитания школьников. Во-вторых, оборудованная тропа
помогает организовать учебно-воспитательную деятельность учителей и
учащихся, в-третьих, она несет информацию для тех посетителей, которые
проходят по ней самостоятельно, без экскурсоводов. Если учесть, что тропа,
как правило, объединяет участки, где проводится экологический лрактикум и
организуется _ природоохранная деятельность учащихся, то ее использование
настолько многогранно, что она становится своеобразным учебным кабинетом в
природе.
Оборудование тропы не должно быть самоцелью, это одна из форм работы в
системе экологического образования и воспитания молодежи. Если ее правильно
организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности,
сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и
охране окружающей природной среды, что, в свою очередь, даст возможность
применить знания детей из школьного курса. А самостоятельная
исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и
эмоционального начал в школьниках. В итоге рождается важнейшее свойство
личности -— убежденность в необходимости беречь природу, опираясь не только
на знания, полученные из книг, но и на личный опыт школьника. В процессе
общения с природой у него вырабатываются навыки правильного поведения,
разумного, сознательного отношения к природе
А ситуации, в которых учащиеся становятся организаторами, «учителями» и
пропагандистами, не только повышают их экологическую грамотность, но и
формируют многие свойства их личности. Особое значение имеет физический и
умственный труд, ведет к всестороннему развитию школьников.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и
бережному отношению к общему достоянию.


Типы учебных троп.

Учебные тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по
длине маршрута или его продолжительности.
Как и туристские маршруты, учебные тропы могут быть линейными, кольцевыми
и радиальными. Можно различать тропы по трудности прохождения и по
сложности предлагаемой информации.
Принято считать, что учебные тропы предназначены только для пешеходов.
Такой способ передвижения действительно преобладает, но при наличии
соответствующих природных условий создаются тропы также для водных
туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды.
Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их
назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристические и
учебные экологические тропы. Каждый тип имеет свою специфику.

Прогулочно-познавательные тропы природы, или тропы «выходного дня», имеют
протяженность 4—8 км. Маршрут пролегает преимущественно на природе, обычно
вблизи городов и курортных центров. Отдыхающих объединяют в группы, и под
руководством экскурсовода или с путеводителем за 3—4 часа они прогулочным
шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и
культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагивают вопросы
взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на
природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий .
значение леса для горожанина, лесной микроклимат, способы снижения шума;
подмосковные леса прошлого, их оборонная и строительная роль, превращение
коренных лесов в производные.
Помимо летних прогулочно-познавательных троп, можно создавать зимние
тропы. Зимний отдых в настоящее время получил большое развитие. Его
основной и общедоступной формой являются лыжные прогулки. Несмотря на
сезонный характер, они приобретают значение своеобразного экологического
фактора, вызывая эрозию почв на лыжных трассах, нарушая растительность
и т. Д.
Зимняя учебная тропа также способствует осуществлению природоохранных,
рекреационных, информативно-познавательных и воспитательных задач. В
отличие от летней зимняя тропа может иметь несколько иную трассу. При
выборе основными факторами являются удобство для лыжных прогулок, наличие
различных природных объектов, удобных для осмотра в зимнее время.
Необходимо также учесть большую скорость передвижения посетителей по зимней
тропе в сравнении с летней при наличии одного и того же количества объектов
осмотра: на лыжах скорость передвижения больше, да и рассказ экскурсовода
короче зимой — ведь недолго и замерзнуть.
Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от
нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще
прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также
вблизи заповедников и национальных парков или в границах последних. Среди
этого типа троп есть маршруты «выходного дня» средней протяженностью 20—30
км с местом для ночлега. Есть маршруты, рассчитанные на прохождение группой
туристов в течение отпуска, обычно по путевкам. Характер движения может
быть различным: пешком, на лошадях, водным транспортом или комбинированным.
Тропы, предназначенные для организованного прохождения под руководством
проводника, имеют, как правило, значительную протяженность (до нескольких
дней пути), отличаются сложностью (горы, заболоченная местность, густая
тайга и т.п.). Среди познавательно-туристических бывают и сравнительно
короткие тропы, прохождение по которым по той или иной причине опасно для
посетителей.
Для зон отдыха, лесопарков, а также для некоторых туристических районов
более характерны тропы, пред-1 назначенные для самостоятельного
прохождения. Они? должны быть тщательно размечены на местности и' снабжены
не только специальными буклетами, но и, по возможности достаточно большим
количеством ин-| формационных щитов. Каждая самостоятельно органи-1
зеванная группа перед выходом на такую тропу обязана пройти специальный
инструктаж, который даст необходимые простейшие навыки борьбы с
нарушителями требований охраны природы на тропе.
Содержательная сторона такой активной формы отдыха может иметь
комплексный характер: знакомство с окружающей природой, памятниками истории
и культуры, наблюдение и оценка различных проявлений деятельности человека
в природе, изучение и закрепление в практических ситуациях экологически
грамотного поведения в окружающей среде. Тропы такого типа можно
использовать и для обучения узкоспециализированных категорий посетителей.
Прогулочно-познавательные и познавательно-туристические тропы по основной
научно-информационной ценности могут быть ботаническими, зоологическими,
геологическими.
Учебные экологические тропы. Это наиболее специализированные для целей
обучения маршруты в природе. Их протяженность редко превышает 2 км из
расчета проведения учебных экскурсий до 3 часов. Такие тропы рассчитаны в
первую очередь на посещение их учащимися разных типов учебных заведений:
школ, ПТУ, техникумов и вузов. Доступны они и для посещения отдыхающими.
Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога
или экскурсовода из числа учащихся. Можно и самостоятельно посетить тропу,
ориентируясь по указательным знакам и информационным щитам. Тропы подобного
типа должны быть легкодоступны для учащихся. Поэтому чаще всего такие
маршруты прокладывают в зонах городских рекреаций:
в парках, лесопарках, зеленых зонах вблизи населенных пунктов.
Основные посетители тропы — организованные учебные группы от младших
школьников до педагогов. Соответственно и время движения по тропе
колеблется от 30—40 минут до трех часов. В целях пропаганды экологических
знаний учащиеся могут организовывать временные группы посетителей из числа
родителей или отдыхающих в зоне тропы.
Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее
сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или
в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут
получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для
наблюдения при кратковременном маршруте.
По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним
направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с
культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его
результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики. Примером
может служить тропа «Пущинская» в Московской области.
От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы бывают
оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-
указателями и совсем немаркированные на местности. Первые тропы
предназначены в основном для самостоятельного прохождения, но не
исключается и проведение групповой экскурсии. Пример — тропа в Измайловском
парке Москвы, где регулярно силами создателей тропы — школьников проводятся
экскурсии.
По тропам со столбиками-указателями могут идти либо организованные
экскурсии, либо самостоятельные группы (или отдельные посетители), но в
этом случае их необходимо снабдить буклетами-путеводителями.
Существует и другая точка зрения: тропа природы должна быть максимально
«дикой» и минимально оборудованной. Ее сторонники считают, что тропа хороша
тогда, когда экскурсовод может ее выбрать экспромтом в любом месте:в лесу,
лесопарке, по берегу реки и т.д.; что достаточно выбрать, запомнить
маршрут, даже не маркируя тропу. Экскурсовод останавливает слушателей возле
заранее намеченных объектов и рассказывает о них, предварительно
подготовишись по той или иной теме.
Все перечисленные выше типы учебных троп в идеале должны не только
соответствовать природным и социально-экономическим условиям данного места,
но и могут находиться в пределах одной территории.
Организация тропы.
Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования
учебных экологических троп. Если познавательные тропы природы вблизи или на
территории заповедных земель прокладывают специалисты в рамках своего
профессионального труда, то учебные тропы рассчитаны на организацию силами
общественности и в первую очередь молодежи. Опыт показывает, что
инициаторами создания таких троп, как правило, выступают взрослые: ученые,
педагоги, журналисты, общественные деятели, лидеры студенческих
коллективов. С помощью местной системы информации формируется
общественное мнение. Одновременно создается инициативная группа по
организации учебной тропы. В нее желательно привлекать учителей разных
предметов, старшеклассников, студентов.
Важнейшим этапом в создании учебной экологической тропы является принятие
официального документа, который дает юридическое право на ее организацию. В
итоге всей организационной работы создается единый документ — паспорт на
экологическую тропу.

Паспорт на учебную экологическую тропу.

Местонахождение
Проезд далее пешком
Землепользователь
Постановление органов власти о создании тропы
Значение тропы
Направление маршрута (указать азимуты, ориентиры на местности и расстояние
между ними)
Режим использования
Необходимые мероприятия
Ответственный за охрану тропы
Шефствующие учреждения Тропа создана
Приложения: а) карта-схема маршрута
б) описание экскурсионных объектов

Организация экологической тропы:
Требования к выбору маршрута.

Чтобы раскрыть смысл и основные приемы выбора трассы и организации тропы,
дадим краткую характеристику трех главных требований, которым она должна
удовлетворять
1. Привлекательность троп для посетителей складывается из трех компонентов:
красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.
Каждая тропа должна быть непохожа на другие. Это достигается не только
проложением ее через особо привлекательные природные достопримечательности:
причудливые скалы, каньоны, пещеры и т. п., но и с помощью оформления,
элементами которого могут быть разные для каждой тропы типы мостиков-
переходов, стоянок, маркировочного знака тропы и т. п.
Тропа не должна быть монотонной. В процессе благоустройства территории
необходимо добиваться смены закрытого пространства открытым, что
разнообразит и усилит эмоции от восприятия различных пейзажей.
Все три указанных компонента, из которых складывается привлекательность
троп, как в фокусе должны сходиться при организации так называемых обзорных
точек, т; е. площадок, находящихся обычно на возвышении, с которых
наилучшим образом открывается панорама местности. При выборе таких точек
наряду с познавательными сведениями географического и биологического плана
внимание уделяется сезонной смене аспектов, форм, красок и
органолептических качеств окружающих растительных сообществ, а также
акустическим явлениям. Например, если на пути грот, то привлекательным
моментом будет здесь не только уникальность самого объекта, его формы, но
также и своеобразное эхо — отражение от стенок грота звука голосов,
проезжающей машины, пролетающего самолета.
Критерием выбора трассы тропы могут стать и наличие памятников
архитектуры и этнографии, исторические места. Сюда входят и объекты,
соединяющие в себе природную и историческую ценность: вековые деревья,
эрратические валуны, вулканические «бомбы», пещеры, целебные источники,
считающиеся у местного населения священными. Как правило, с ними связаны
определенные традиции и обряды, которые помогают сохранить памятники в их
естественном состоянии.
Выбирая трассу тропы, наиболее привлекательную для посетителей, нельзя
забывать о необходимости соблюдения природоохранных требований. Маршрут
слеует планировать таким образом, чтобы он по воз-можности обходил
стороной места обитания редких видов флоры и фауны, занесенных в Красную
книгу или охраняемых специальными постановлениями.
2. Доступность для посетителей — одно из самых главных требований при
проектировании учебной тропы - влияет прежде всего на выбор трассы.
Необходимо чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от
населенного пункта и чтобы к ее началу вели хорошие подъездные пути:
посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту,
как он сделает первый шаг по тропе.
Сама трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности
для прохождения (слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число
холодных бродов и т. п.), чтобы физическая усталость не уничтожила
способности наслаждаться пейзажем, стремления к познанию, восприимчивости к
воспитанию.
Прокладывая тропу, выбирая маршрут и места остановок, желательно как
можно более тесно увязывать их со сложившейся рекреационной ситуацией, т.
е. существующей системой наиболее привлекательных для туристов объектов, и
соединять их дорожками не под прямым углом, как это еще, к сожалению,
практикуется в городских парках, а так, как удобно самим посетителями
3. Информативность, т. е. способность удовлетворять познавательные
потребности людей в области географических, биологических, экологических и
иных проблем, — непременное свойство троп. Большая часть из них имеет явную
биологическую направленность. Однако не менее важно создавать такие тропы,
которые раскрывают также географические проблемы, и прежде всего характер
взаимодействия человека с природой.
Нельзя сказать, чтобы познавательные потребности были развиты у всех
людей в одинаковой степени. И порой даже те, кто часто бывает в
туристических походах, приносят с собою воспоминания о длине маршрута, его
сложности, о печальных или веселых приключениях и очень редко о жизни леса,
зверей и птиц, о влиянии людей на жизнь природы.
Развитие способностей и потребностей к познанию природы на тропе
осуществляют с помощью буклетов, плакатов, щитов, рассказов экскурсовода,
умелой планировки тропы. Желательно, чтобы путь от одного уникального
объекта до другого проходил по территории, на которой можно было бы
показать весь спектр ландшафтов, типичных для данного района.
С информативностью тропы связано и то обстоятельство, что учебные тропы
создаются не только там, где есть большое количество уникальных объектов,
пользующихся заслуженным вниманием и интересом у населения, но и там, где
их нет. В таких местах учебная тропа помогает лучше и всесторонне
ознакомиться с привычными ландшафтами и их элементами. При этом так
называемая минимальная учебная тропа должна быть спланирована таким
образом, чтобы дать вполне точное и достаточное представление о всей
посещаемой территории.
'Практически для всех компонентов природы характерно еще одно свойство —
ритмичность, чередование в рельефе повышений и понижений, в лесу — открытых
и закрытых пространств, в погоде — сухих и дождливых дней, в хозяйственной
освоенности — населенных и необжитых мест. Все перечисленные свойства
существуют в природе объективно, однако восприятие их может быть
значительно усилено умелым проложением трассы учебной тропы.


Оборудование экологической тропы.

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления
крупномасштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности
радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные
экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.
Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся,
которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами.
Лучше, если руководит такой работой учитель географии Желательно, чтобы
постоянными консультантами этой рабочей группы были учителя биологии,
истории, труда, художественного воспитания. При необходимости для
консультации могут привлекаться местные специалисты.
После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится
обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом
экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в
ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с
консультантами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с
конкретными условиями, выявляет места установки информационных досок,
экологических знаков и указателей, оборудования обзорных точек, мостиков,
переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения
па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где
расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую
цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые
обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все
натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным,
информационные — черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к
цифровым обозначениям.
Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены
в стороне от маршрута или вовсе отсутствуют. Вместе с активом учащихся
учитель-организатор планирует работу по комплектации тропы необходимыми
объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранившиеся
гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и
укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.
Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный
воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и
улучшению природного окружения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута
тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела
природоохранительного характера. Для этого можно рекомендовать создание
микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными
гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для
проведения исследовательской работы школьников в рамках изучения
программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные
учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках
используются экскурсоводами для экологического просвещения посетителей
тропы.
Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно
вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном
ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы
деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать
модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным
явлением разрушения почвы.
Одной из задач экологического образования является формирование бережного
отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. На внеклассных
занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических
площадок. На них с учетом экологических требований высаживаются
лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные
для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие
растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ
экскурсовода или текст буклета.
Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природную среду.
Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают,
что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками
оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего
огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно
всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне
маршрута тропы показательное место отдыха с очагом.
Для обучения посетителей правилам восстановления почвенного плодородного
слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном,
образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное
воздействие ;
производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом
кострищ разного возраста. На них видно, как . много требуется лет, чтобы
на сожженной земле снова зазеленела трава.
Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной
последовательности. После того как выявлен перечень объектов, которые нужно
изготовить и установить на тропе, в школах, участвующих в создании такого
учебного кабинета в природе, организуется конкурс на лучший проект каждого
искусственного сооружения. Руководят конкурсом учителя художественного
воспитания и трудового обучения при консультации учителей биологии и
географии. В нем участвуют дети среднего и старшего возраста. Специально
создается жюри для оценки проектов. В его состав входят педагоги, родители,
шефы, представители общественных организаций, старшеклассники. В
торжественной обстановке, на общешкольной встрече объявляются лучшие
проекты, а их авторы поощряются. Впоследствии по этим проектам школьники на
уроках труда и внеклассных занятиях делают соответствующие изделия и
устанавливают их на местности. К изготовлению отдельных крупных объектов
привлекаются шефы, родители, общественность. Школьники гордятся своим
участием в настоящем деле и, что особенно важно, не разрушают плоды своего
труда и своих товарищей.

Подготовка экскурсоводов.

Провести полноценную по информативности экскурсию по природной тропе
непросто даже квалифицированному экскурсоводу, поскольку природа весьма
динамична и демонстрация некоторых объектов или явлений (следы животных,
фенофазы растений, атмосферные процессы и др.) требует от экскурсовода
постоянной готовности к их появлению или исчезновению, широкой эрудиции и
наблюдательности, отличного знания местных условий.
При этом необходимо помнить, что изучение кем-то ранее составленной
методики, даже очень подробной, дает только канву экскурсионного сценария,
который воспроизвести в точности практически невозможно.
Проведение даже коротких экскурсий по тропе дает экскурсантам
несравненно больше, чем знаком- ство с тем же материалом по книге или
телефильму, а Однако возможность, не торопясь, вникнуть в жизнь природы,
разобраться в характере влияния на нее человека появляется только во время
более или менее продолжительного пребывания на тропе.
Фактически единственным юридическим лицом, которое во время посещения
тропы может осуществлять эффективный контроль за соблюдением
природоохранных требований, является экскурсовод, поэтому он должен иметь
полномочия общественного инспектора ВООП и уметь ими пользоваться: знать
основы природоохранного законодательства и владеть навыками оперативной
работы инспектора ВООП.
В нашей стране подготовку специалистов такого типа не ведет ни одно из
учебных заведений, хотя на кафедрах Ташкентского и Ростовского
университетов есть специализация географов для работы в системе
туристических учреждений. Таким образом, определенные возможности решения
кадровой проблемы существуют, важно лишь, чтобы советы по туризму и
экскурсиям поп явили к ней настоящую деловую заинтересованность
Но как бы хорошо ни был подготовлен экскурсавод, эффективность его работы
во многом зависит от правильного формирования группы посетителей троп
Поэтому в организации путешествия по природной тропе большое значение
имеет предварительная информация участников о характере препятствий на
маршруте, его протяженности, необходимом снаряжении, достопримечательностях
маршрута, особенностях природоохранного режима в его зоне.
Самый вероятный контингент участников путешествий по природным тропам —
учащаяся молодежь, поскольку именно эта социальная группа представлена
наиболее широко среди самодеятельных и неорганизованных туристов. Поэтому
при планировании обслуживания на природной тропе и рекламировании его
следует ориентироваться прежде всего на этот возраст. От успешного
вовлечения этого контининта-учащейся молодежи — в систему планового туризма
будет во многом зависеть решение ключевых проблем рационального
использования рекреационных ресурсов

Небольшая численность группы диктуется также требованиям техники
безопасности, которые необходимо строго соблюдать не только в горных
районах (об этом знают — хотя бы теоретически — все туристы и экскурсанты),
но также и в равнинных. Поэтому всю группу, прибывшую к тропе автобусом или
поездом, следует делить на подгруппы численностью до 15 человек, в каждой
из которых работает свой экскурсовод-инструктор

Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.
Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей,
ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации
их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она
правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать
свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать
различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков
творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке
состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только
использовать свои знания из разных учебных предметов, но и — самое важное —
принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах.
Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь
интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее
качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но
и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки
экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она
живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая
экскурсоводами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные
качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают
детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему
достоянию.
Таким образом, учебная территория в природном окружении служит
учащимся и лабораторией для исследований, и мастерской для труда.
Вся работа по созданию и последующему использованию тропы строится на
основе сочетания индивидуальной, бригадно-групповой и массовой форм
организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуации,
диспуты, конкурсы, соревнования. Широко используются проблемный и
исследовательский методы обучения.

Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива
учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся
в процессе создания и использования экологической тропы.
Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская»
показывает, что работу по оборудованию тропы целесообразно проводить в
такой последовательности.
Первый этап — подготовительный.
Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и
помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами
члены кружка, .школьного клуба, научного общества или просто учащиеся
разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка
общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение
задач и объема работы, раскрытие перспектив и о

Новинки рефератов ::

Реферат: Шпаргалки по уголовному праву (общая часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Коммуникационные каналы и их влияние на эффективность работы организации (Психология)


Реферат: Березневi статтi (История)


Реферат: История и развитие радиотехники (История)


Реферат: Общая характеристика стратегического управления (Менеджмент)


Реферат: Салфетки (Искусство и культура)


Реферат: Вычислительные системы, сети и телекоммуникации (Программирование)


Реферат: Даосизм и его влияние на китайскую культуру (Религия)


Реферат: Керівництво та лідерство (Менеджмент)


Реферат: Методы обучения и классификация методов обучения (Педагогика)


Реферат: Способности и одаренность в младшем школьном возрасте (Педагогика)


Реферат: Социальный институт - семья по Смелзеру (Социология)


Реферат: Экзаменационные билеты по теории организации за второй семестр 2000 г (Теория организации)


Реферат: Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (Уголовное право и процесс)


Реферат: Марат, деятель Великой француской революции (История)


Реферат: Оnxtn по преддипломной практике на АТП (Транспорт)


Реферат: Свойства и структура воды (Химия)


Реферат: Договор финансирования под уступку денежного требования (Гражданское право и процесс)


Реферат: Прецизионные сплавы (Технология)


Реферат: Мяленцiй Сматрыцкi - Бияграфiя (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист