GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогике (Педагогика)



Московский городской педагогический университет.
Факультет начальных классов.
Кафедра педагогики и психологии.



Реферат по этнопедагогике.

Экологическое воспитание в этнопедагогике.



Исполнитель: студентка 5 курса очно-
заочной формы обучения Ратникова А.
А.
Руководитель: Белозёров Г. Д.



Москва
2004
Оглавление.
Введение. 3
Природа как фактор народного воспитания. 4
Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей.
6
Экологическое воспитание бурятского народа. 6
Экологическое воспитание русского народа 7
Экологическое воспитание чувашского народа. 8
Экологическое воспитание в Литве. 8
Экологическое воспитание в Германии. 9
Заключение. 10
Литература……………………………………………………………………….12



Введение.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры
становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше
внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического
сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен
тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также
поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление
настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее
по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому
формирование экологического сознания, экологической культуры и
мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей
экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе
играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны
экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных
традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения
к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику
этих национальных традиций.



Природа как фактор народного воспитания.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не
только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет
неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной
педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне
правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества –
экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии
этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о
природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это
согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной
педагогики – с естественностью народностью воспитания.
Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое
космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно
вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный
путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода,
по их расположению находится дорога к одному дому.
Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её
разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого
этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности
человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил
роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность
неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому
учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими
традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как
нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном
отношении к природе?
Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств
и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной
культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций.
К таким методическим подходам следовало бы отнести:
. изучение богатства содержания экологических традиций разных
народов;
. систематическое, целенаправленное обращение к содержанию
народных традиций;
. раскрытие содержания нравственных понятий через народные
экологические традиции;
. интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;
. индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.
Приведём пример использования традиций народной педагогики для
воспитания экологической культуры у учащихся.



Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных
народностей.


Экологическое воспитание бурятского народа.

С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой,
тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё
находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше
всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не
может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких
животных, даров природы и т. д. человек обречён.
Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо
дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и
духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),
рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»
определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно.
Благодаря им сохранились многие виды растений и животных

Экологическое воспитание русского народа


Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не
требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело
тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.
е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий
Бианки. Как-то сороку спросили, любит ли она свободу. Она замахала крыльями
и сказала: «Конечно! Солнце, воздух, простор, как это прекрасно!» И
спросили у волка, а он говорит: «Я что-то об этом не думал». Посадили их в
клетки, пришли через год, снова спрашивают. Спросили у сороки – она опять
говорит: «Конечно!» Подошли к волку, а он умер…

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины,
родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем
наряде, родник – «журавлиный глаз…»
Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в
жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»:
«Уж как весело зимой! Что за прелесть эта весна!.. Я бы желал, чтобы лету
конца не было! Осень – лучше всех времён года!» В то же время этот рассказ
– одно из лучших во всём мире творений оптимистической, гуманистической
педагогики, опирающейся на народность. К. Д. Ушинский является одним из
основателей принципа природосообразности. Природосообразный подход в
воспитании обеспечивает гармоничный, комплексный подход к формированию
личности, поскольку природа оказывает комбинированное воздействие на
чувства, сознание, поведение человека. Принцип природосообразности
обязательно должен учитываться при составлении учебных программ, при
написании учебников. Сегодня, к сожалению, это осуществляется не в полной
мере, что особенно заметно в преподавании в школе предмета
«Природоведение».

Экологическое воспитание чувашского народа.

Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний
мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний,
нижний, тёмный.
Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать
лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно
из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве
оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись
предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в
соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,
определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли…
Председатель, народный педагог-новатор, с авторитетной всесоюзной трибуны
заявил, что родной язык спас селения, люди не разбежались по земле, не
стали кочевниками, бродягами, бомжами, родные обычаи спасли их – они не
бездельниками, бессовестными… Всё в сёлах и деревнях колхоза организовано
на народно-педагогической, народно-этической основ. Школы тоже делают
основную ставку на традиционную культуру воспитания.

Экологическое воспитание в Литве.

Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем
незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-
разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,
например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К.
В. Динейки: «Бодро встаньте на коврик лучезарной природы. Устремитесь
мысленно ввысь! Наслаждайтесь гармонией звёздных миров, пребывающих в
вечном движении!
Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем!
Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода!
Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее!
Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери-
родине!
А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно».
Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики
народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой.
Успехи школы Ромульдаса Ленгвинаса в Дотнуве (Литва) во многом объясняются
близостью его педагогической системы к природе, народным педагогическим
традициям. Без своего – чужого не поймёшь.

Экологическое воспитание в Германии.

В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в
Германии в левом переднем углу можно прочесть сокровенные слова –
посетители читают их про себя и потом повторяют как молитву: «Человек
нуждается в каком-либо своём, родном местечке. Это место может быть очень
маленьким, но о нём человек может сказать: смотрите вокруг, всё это моё.
Здесь я живу, здесь я люблю. Здесь я нахожу отдохновение. Здесь моя родина.
Здесь я дома». Надо специально подбирать подобные тексты на разных языках
для оформления школьных и классных помещений. Они – как диалоги, как мысли
и голоса веков.



Заключение.

Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее
значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике.
Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причём не только
в преподавании природоведения в начальной школе.
Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития
познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания.
Народ, относя себя к компонентам природы, вследствие тесного и частого
контакта владел массой тонких наблюдений над природными явлениями и
закономерностями, постигал их сущность.
Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов
в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором
разностороннего развития детей.



Литература.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших
педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
1999. – 168 с.
2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один
из аспектов формирования эколого-гуманитарной
культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов
международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора
педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации
Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250.
3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор
разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика
жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-
летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля
науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП
Джангар, 2001. – С.250-252.







Реферат на тему: Экологическое воспитание детей в начальной школе

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена



Экзаменационная работа
по методике преподавания природоведения



Экологическое воспитание
детей в начальной школе.



студентки V курса 1 группы
дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны



Санкт-Петербург
1999
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем
не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого
надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать
экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это
время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.

Теория экологического воспитания.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.
Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство
экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На
формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания
и убеждения. Экологические представления формируются на уроках
природоведения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-
первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений ;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической
деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения
к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который
включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей,
мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это
предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов
природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности.
Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека,
проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов
природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и
охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со
всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация
взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и
практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение
отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в
единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа
жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей
среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),
эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм,
которые вытекают из ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из
понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек
рассматривается как часть природы, а при характеристике природы
подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их
различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса
стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет
накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует
опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет
внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду
ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые
анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические
ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт
наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с
помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся,
стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии
общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее
решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную
деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения
учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими
условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического
воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу , который
позволяет представить научные основы охраны природы в широких и
разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального,
локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование
экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт
принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и
потребности школьников. Активизируется потребность в выражении
эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,
рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее
число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически
подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития
мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным
экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом
специфических целей предмета.
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный
эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант,
характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение
экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное
выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно
формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним
как к лично значимым.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать
непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример
и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на
учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном
этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с
учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически
грамотную и воспитанную личность.

Экологическое воспитание младших школьников
на уроках природоведения.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и
результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и
воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося,
в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и
развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших
школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно
нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная
личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия,
формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их
правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила
экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут
убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в
курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV). Однако наиболее
полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение".
Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между
неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы
(растениями, животными), между природой и человеком. Через познание
данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им
также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию
логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей
значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же
изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит
неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные
факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень
материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении
природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи,
существующие в природе, теоретический уровень материала повышается,
познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это
способствует развитию интереса.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и
природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует
внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой
проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа
играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они
проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою
очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным
(загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое).
Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом
содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и
"Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила
экологического поведения в природе, так как через экологическое
просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и
правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия
экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся
должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого
материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления
отдельных элементов от 1 к 3 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших
школьников в посильные для них практические дела по охране местных
природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее
озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками
там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и
древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка
птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому
подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных
экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения
в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого
ученика.

Практика экологического воспитания.
Разработки учителей в данной проблеме идут по трем направлениям.
Первое направление. Создается совершенно новый курс не вливающийся
в природоведение. С этой точки зрения интересен опыт Л.Н.Ердакова. Он
отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания
экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной
форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где
действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются
экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но
видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем)".
[40,20]
Много экологических сказок создано Б.Заходером. К числу
экологических можно отнести и рассказы В.Бианки. Могут быть полезными и
некоторые русские народные сказки, если в них есть цепь превращений: яйцо
- в гусеницу, гусеница - в куколку, та - в бабочку. Очень экологичны
взаимодействия волшебника и его непокорного ученика (ученик - в зерно,
волшебник - в курицу; ученик - в карася, волшебник - тотчас в щуку;
ученик - в утку, а волшебник - в сокола). Это уже иллюстрация фрагментов
пищевых цепей, элементы сложных природных взаимодействий типа "хищник -
жертва".
Взяв эти рассуждения во внимание, Л.Н.Ердаков придумал
экологические сюжеты о похождениях Эколобка. Почему же эта сказка об
экологическом колобке? Колобок - интересный персонаж. Он сделан из теста и
заведомо не несет никаких экологических свойств и специализаций. Такому
персонажу можно приписывать различные особенности и помещать его в разные
экологические ситуации. Эколобок становится членом многих биоценозов и
вступает там во взаимоотношения с живой и неживой природой. На него
воздействует среда, а он, в свою очередь, как-то ее изменяет.
Книга состоит из 5 выпусков. Все они ярко иллюстрированы художниками
из Новосибирска Якушевичами Л.А. и Т.А.. В первом выпуске Эколобок, как и
полагается, убегает в лес. Дело происходит зимой и ему холодно. В пути он
встречает разных зверей имеющих различную адаптацию к холоду (теплая
шуба, нора, берлога). Каждый предлагает ему свой способ согреться. В конце
концов Эколобок возвращается к бабушке в теплый дом.
Второй, третий выпуски иллюстрируют приспособление животных к
снежному покрову. Во втором выпуске Эколобок узнает как
приспосабливаются животные жить в рыхлом снегу. Узнает о животных, которые
всю зиму проводят под снегом. Сам Эколобок не может жить в рыхлом снегу,
он тонет в нем, скатившись с дорожки. Его спасают мальчишки и увозят
домой на санках. Третий выпуск посвящен путешествию Эколобка в лесу по
насту. Он видит как одни животные приспосабливаются к движению по насту,
другие - нет. Сова не может достать корм из-за наста. Куропаток пришлось
спасать. Они легли спать в снегу, а проснулись и не смогли выбраться из
своих лунок.
В четвертом выпуске дело происходит летом. Это лесная прогулка
иллюстрирует адаптацию растений и животных к прямому солнечному излучению,
к жаре. Эколобок не имеет определенных приспособлений и растрескивается.
Многочисленные организмы вокруг показывают ему как можно укрыться от
палящих лучей солнца.
Пятый выпуск - вторая летняя прогулка. Эколобок узнает возможности
маскировочной (приспособительной) окраски и приспособительного поведения
различных животных к своим местообитаниям.
Похождения Эколобка - это своеобразный учебник по экологии. За
сказочным сюжетом кроются четкие правила экологии. Книги о похождениях
Эколобка оправданы как учебное пособие для учащихся 1 класса в школе 12
г.Новосибирска. На их основе проведены уроки экологии. Книги черно-белые,
это позволяет детям интересоваться окраской различных животных. За полгода
класс знакомится с 1,5-2 выпусками "Эколобка".
Таким образом, Л.Н.Ердаков предлагает нам ввести совершенно новый
предмет в школьный курс - это экология. Данный учебник поможет детям
усвоить некоторые экологические понятия, больше узнать о
взаимозависимости компонентов природы.

Многие учителя (например, Л.М.Хафизова, Н.С.Жестова) идут по второму
пути: усиливают экологическую направленность существующих учебников
природоведения. Например, Е.А.Постникова предлагает вводить схемы для
показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное
мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится
в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два
компонента: живая и неживая природа. Неживая природа - вода, камни, луна,
тучи, солнце и т.д., для нее выбирают условный рисунок - солнышко. А рядом
рисуют изображение живой природы - животное, растение и т.д.. Живая
природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека.
Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие, выбираем
символическое изображение животных. Человек живет в обществе, поэтому
Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне что и
изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда и это
тоже отмечается в схеме. Как элемент системы экологического образования,
эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний
взаимосвязей в природе.
Одной из форм организации учебного процесса является экскурсия.
Поэтому не удивительно, что многие учителя (Л.М.Хафизова, Н.С.Жестова и
другие) стараются во время экскурсий дать детям экологические знания и
привить нормы экологического поведения. Например Л.М.Хафизова считает, что
"формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и
длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение
определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости,
умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную
среду". [77,40]
Н.С.Жестова говорит о том, что учитель должен тщательно
готовиться к экскурсии и приводит подробный план подготовки.
1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало
эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Определить цель, задачи и составить предварительный план
экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там,
разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации,
наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности
учащихся.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного
материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
6. Спланировать организационные формы деятельности учащихся
(когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение
общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или
отдельными учащимися.
7. Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся,
как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения
экскурсии, можно доработать план.
Учителя - методисты А.И.Холимкина(учитель школы N 770 Москвы),
В.Л.Лола и Л.М.Хафизова предлагают давать детям заучивать перед экскурсией
стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева,
С.Есенина. На экскурсии использовать загадки С.Маршака, Е.Благиной,
Е.Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией давать детям по подгруппам или
отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и
растениями. Л.М.Хафизова уделяет большое внимание повышению познавательной
активности учащихся на экскурсиях. Для этого служат дидактические игры,
такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?", направленные на
сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Е.Н.Дерим-
Оглу (доктор биологических наук) и Н.Г.Томилина (кандидат биологических
наук) из Москвы считают, что успех экскурсии в лес в основном зависит от
умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности
животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают
растения и животные. К сожалению, эти ученые-методисты не придают большого
значения тому факту что человек воздействует и на растения, на животных и
на неживую природу. И не следует умалчивать об этом при проведении
экскурсии.
Наиболее полно вопрос экологической экскурсии разработан в трудах
академика А.А.Плешакова. На экскурсиях рассматриваются следующие вопросы:
защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких
растений и животных, создание заповедников, ответственность каждого
человека за поведение в природе. "Конкретное содержание экскурсии будет
зависеть от местных условий. Можно рекомендовать посещение одного из
следующих мест: очистные сооружения, лесопитомник, ботанический сад,
экологическая тропа, зоопарк, краеведческий музей (если там имеется отдел
охраны природы). Если таких возможностей нет, может быть проведена на
местности отработка правил поведения в природе". [60,32]

Существует и третье направление, по которому работают учителя в деле
экологического воспитания школьников. Это направление по созданию программ
и учебников природоведения отличных от традиционных. А.А.Плешаков
разработал учебник для четырехлетней начальной школы. Его учебник
открывается разделом "Природа и мы". Этот раздел служит связующим звеном
между курсами "Ознакомление с окружающим миром" (1-2 классы) и
"Природоведение" (3-4 классы).
В центре внимания этих курсов взаимодействие человека и природы. В 1
и 2 классах оно рассматривается в более широком контексте познания
окружающего мира в целом, а в 3 и 4 классах становится объектом
целенаправленного рассмотрения.
Тема "Природа и мы" открывает курс 3 класса. Она повторяет,
обобщает, систематизирует уже имеющиеся у учащихся знания о природе и
взаимодействии с ней человека, и расширяет представления учащихся в
этой области. В учебник 3 класса включено пять разделов: "Природа и мы" (о
нем говорилось ранее), "Сбережем воздух и воду, полезные ископаемые и
почву", "Сохраним удивительный мир растений и животных", "Будем беречь
здоровье" и завершающий раздел "Что такое экология".
Последний раздел является дополнительным, к нему могут обратиться
наиболее любознательные учащиеся. Наличие этого раздела не означает того,
что экологические материалы отсутствуют в первых разделах. В разделе "Что
такое экология" сделана попытка представить экологию в
концентрированном и обобщенном виде, используя при этом определенный
минимум элементарной экологической терминологии. В данном учебнике
раскрываются следующие идеи: идея многообразия природы (раскрывается
на всех уроках, начиная с первого); идея экологической целостности
природы (реализуется через раскрытие многообразных экологических связей
между неживой и живой природой, внутри живой природы); идея единства
природы и человека (рассматривается значение каждого изучаемого природного
компонента в жизни людей, анализируется отрицательное и положительное
воздействие человека на все эти компоненты и рассматриваются вопросы
здоровья).
В курсе 4 класса экологическая направленность остается ведущей.
Она связана с задачей формирования бережного, ответственного отношения
младших школьников к природе. Ранее названные идеи изучаются и в 4
классе и еще четко прослеживается идея хрупкости, уязвимости нашего
природного окружения, его незащищенности перед неразумной варварской
эксплуатацией со стороны человека. В 3 классе материал изучается в
процессе покомпонентного изучения природы, а в 4 классе материал ложится
на "географическую матрицу" по схеме: планета - страна - край - планета. В
учебник включены разделы: "Мы - жители Земли"; "Сохраним природу России"
(здесь идет знакомство с важнейшими равнинами, горами, изучаются
природные зоны в экологическом рассмотрении, раскрывается понятие
"природное равновесие"); "Сбережем природу родного края" и заключает
учебник раздел "Планета загадок" (аналогичен разделу "Что такое экология"
/3 класс/).
Следует подчеркнуть, что данные учебники рассчитаны не на
"усредненного ученика". Они позволяют осуществлять дифференцированный,
индивидуальный подход, создают условия для развития способностей,
склонностей и интересов каждого ученика.
Особенностью учебника является разнообразие домашних заданий,
направленных на работу с дополнительной литературой, которую надо
подобрать самому, а также выполнение домашних опытов и наблюдений, что
способствует развитию практических умений и навыков, творческих
способностей учащихся. Некоторые задания начинаются словами: "Если хочешь
...", т.е. ученикам предоставляется право выбора.
Вопросы в рубрике "Проверь себя" следующего плана:
- Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему
это приводит?
- Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
- Почему многие растения и животные стали редкими? Какая опасность
им угрожает?
Домашние задания носят творческий характер:
- Придумать, нарисовать и защитить плакат "Природа в
опасности!".
- Сбор семян для зимней подкормки птиц, предварительно учащимся
рассказывается какие семена собирать и как их хранить.
В учебнике существует рубрика "Для самых любознательных". В ней
содержатся дополнительные сведения по изучаемой теме. Настрой на следующий
урок создает рубрика-анонс "На следующем уроке...", в ней обосновывается
изучаемый материал и ставятся перед учениками вопросы, ответы на
которые они должны найти самостоятельно, либо вспомнить изученные темы.
Такой методический прием связывает уроки в единое целое, развивает
интерес к предмету, делает восприятие более осознанным.
В связи с актуальностью экологического воспитания в наши дни
учебник "Природоведение", разработанный А.А.Плешаковым является
своевременным. Он помогает преодолеть экологическую безграмотность
учащихся, будет способствовать развитию экологического сознания, решению
задач экологического воспитания младших школьников.

Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников
занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это
происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и
неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием
методов и приемов работы ученики младших классов становятся более
экологически воспитанными.

Выводы.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на
решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием
сформированности ответственного отношения к окружающей среде является
нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные
методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и
воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому
воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей,
поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние,
в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и
осмысленными убеждениями каждого ученика.
Вопросами экологического воспитания и образования младших
школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-
разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания
сложен и неоднозначен в толковании.

Методические рекомендации.
Исходя из того, что экологическое воспитание должно включать в себя
краеведение и необходимо вестись с детьми природоохранительную работу,
поэтому можно ввести в программу изучение экологической обстановки края.
В теме: «Природа нашего края» (3 класс) такие подтемы как "Рисунок и
план", "План местности", "Чтение плана местности" и "Ориентирование"
надо изучать непосредственно на природе родного края и подкреплять
непосредственной практической работой, доступной для младшего школьника.
Так же эколого-краеведческий материал можно включить и в другие темы, такие
как «Поверхность нашего края», «Полезные ископаемые», «Родники», «Реки и
озера», «Почвы», «Растения и животные леса, луга, поля, мелких водоемов», и
др.

Библиография.
Букин А.П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из
опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л.Ф.- М.:
Просвещение, 1981.
Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.
Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.
Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование
школьников.- М., 1983.
16. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.
С. 19.
21. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:
Просвещение, 1990.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания
природоведения.- М.:Просвещение, 1990.
Экологическое образование школьников. /Под ред. Зве-
рева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.
Апраушев А.В. Эколого - педагогический кооператив
"Юный натуралист". //Начальная школа.-1989, N6, С. 73-79.

38. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки
экологического творчества. //Начальная школа.-1989, N12, С.
40-44.
39. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению
экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа.-1990, N5, С.
28-34.
40. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассни-
ков. //Начальная школа.-1992, N11-12, С. 19-22.
41. Жестова Н.С. Проведение экскурсии в лес. //Начальная
школа.-1991, N7, С. 30-34.
42. Жестова Н.С. Состояние экологического воспитания уча-
щихся. //Начальная школа.-1989, N10-11, С. 78-81.
Зверев И.Д. Охрана природы и экологическое воспита-
ние. //Воспитание школьников.-1985, N6, С. 30-35.
45. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание
школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.-
1989, N5, С. 25-27.
47. Лебедев П.А. Думы павлышского педагога. //Начальная
школа.-1988, N9, С. 71-74.
48. Логовеева Г.П. Экологическое воспитание первоклассни-
ков на уроках сельскохозяйственного труда. //Начальная шко-
ла.-1990, N9, C. 45-50.
49. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства
природы. //Начальная школа.-1988, N1, C. 25-27.

55. Пирог В.В. На лесной полянке. Сказка о грибах. //На-
чальная школа.-1989, N5, C. 71-73.
56. Плешаков А.А. Изучение темы "Будем беречь здоровье" в
новом курсе природоведения. //Начальная школа.-1991, N12, C.
29-32.
57. Плешаков А.А. Изучение темы "Природа и мы" в новом
курсе природоведения. //Начальная школа.-1991, N8, C. 40-45.
58. Плешаков А.А. Изучение темы "Сбережем воздух, воду,
полезные ископаемые и почву" в новом курсе природоведения.
//Начальная школа.-1991, N9, C. 38-43.
59. Плешаков А.А. Изучение темы "Сохраним удивительный
мир растений и животных" в новом курсе природоведения. //На-
чальная школа.-1991, N11, C. 24-29.
60. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника
природоведения для 3 класса четырехлетней начальной школы.
//Начальная школа.-1991, N7, C. 30-35.
61. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника
природоведения для 4 класса четырехлетней начальной школы.
//Начальная школа.-1993, N3, C. 63-67.
62. Плешаков А.А. Уроки из учебника "Природоведение. 3
класс".//Начальная школа.-1989, N2, С. 31-35.
63. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная шко-
ла. //Начальная школа.-1991, N5, С. 2-8.
67. Постникова Л.А. Роль опорных схем в формировании при-
родоведческих понятий. //Начальная школа.-1991, N2, C.
44-47.
69. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших
школьников. //Начальная школа.-1991, N4, C. 24-27.
70. Суравегина И.Т. Методическая система экологического
образования. //Советская педагогика.-1988, N9, C. 31-35.
71. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологи-
ческое образование в школе. //Советская педагогика.- 1990,
N12, C. 47-51.
72. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. //Начальная
школа.-1986, N8, C. 63-64.

77. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведе-
ния в природе. //Начальная школа.-1988, N8, C. 40-46.
78. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших
школьников. //Начальная школа.-1989, N3, C. 33-34.
79. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. //Начальная
школа.-1984, N9, C. 63-65.







Новинки рефератов ::

Реферат: Нефтяная промышленность России (География)


Реферат: Женщина и карьера (Предпринимательство)


Реферат: Пожарно-тактические занятия (Военная кафедра)


Реферат: Природные источники углеводородов (Химия)


Реферат: Импрессионизм (Искусство и культура)


Реферат: Основы конституционного строя (Право)


Реферат: Колли (Биология)


Реферат: Луи Пастер и значение его трудов для человечества (Биология)


Реферат: Понятие и классификация договоров в римском праве (Право)


Реферат: Использование различных методов обучения с целью активизации познавательной деятельности на уроках технологии (Педагогика)


Реферат: Металлохозяйственные товары (Товароведение)


Реферат: Пакеты математических расчетов (работа в Derive) (Программирование)


Реферат: Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского (Литература)


Реферат: Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации (Финансы)


Реферат: Российский шоу бизнес (Искусство и культура)


Реферат: Оценка петровских реформ в историографии (История)


Реферат: Миссия и цели организации (Менеджмент)


Реферат: Брусиловский прорыв (История)


Реферат: Отмена крепостного права в России (крестьянская реформа) (История)


Реферат: Олимпийские игры 1900 года (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист